Однако, несмотря на множество неурегулированных вопросов и имеющуюся асимметрию, нельзя категорично утверждать, что новый Восток обречён на разрушительные международные войны. Параллели с Европой XX века кажутся убедительными, но не меньшее значение имеют различия, проистекающие из новых глобальных реалий XXI века и уникальной истории межгосударственной системы отношений в Азии.

Первое отличие - геополитический факт, что (не в пример Европе начала XX века, которая тогда ещё выступала средоточием мировых сил) Азия пока ещё не доросла до центра мировой военной мощи. Это значит, что главе любого азиатского государства, решающегося на масштабные военные действия, придётся учесть вероятность вмешательства косвенно затронутых внешних сил. Например, в случае по-настоящему серьёзной войны (а не просто приграничных столкновений) между Индией и Китаем Россия почти наверняка встанет на сторону Индии, просто потому, что это ослабит Китай. Реакция Америки, вероятно, будет направлена на то, чтобы ни одна держава не выбилась в безоговорочные властители Азии. Поэтому Америка, чтобы не допустить одностороннего исхода, скорее всего постарается сократить как число военных целей, так и размах и накал действий с обеих сторон.

Осведомлённостью азиатских властей о наличии более влиятельных третьих сил может отчасти объясняться, почему военные бюджеты азиатских стран остаются настолько низкими относительно ВНП этих стран. (Согласно данным Всемирного банка, Китай тратит на оборону 2%, Индия - 3%, Япония - 1% своего ВВП. Расходы США составляют 4,6%.) Даже на примере Китая и Индии, судя по объемам оборонного бюджета и сравнительно скромным ядерным арсеналам, ни одна из сторон не рассматривает всерьез возможность окончательного разрешения существующих или потенциальных разногласий силовым путем - несмотря на непрекращающиеся взаимные подозрения.

Во-вторых , современной Азии выгодны условия международной коммерческой взаимозависимости, которые не только препятствуют односторонним военным действиям, но и открывают возможности альтернативных источников удовлетворения национальных амбиций (например, путем экономического роста за счет внешней торговли), а следовательно, подавления националистического экстремизма. Китай, несомненно, сознает, что тридцать лет впечатляющих внутренних социоэкономических преобразований обеспечили ему международное главенство и прочные экономико-финансовые позиции. И опыт Китая не уникален. Другие приближающиеся к успеху азиатские государства (в частности Северная Корея и блок АСЕАН) также извлекают выгоду из разветвленной сети связей и отношений, требующих несколько поумерить националистический пыл. В XXI веке средний класс связан с международным сообществом гораздо теснее, чем его европейские предшественники в XX веке. Учеба за границей, частые путешествия, деловые связи, общие профессиональные ожидания, тесное транснациональное общение в Интернете - все это способствует если не полностью неуязвимому для националистических амбиций мировоззрению, то по крайней мере острее осознающему взаимозависимость государственных интересов.

В-третьих , нельзя не учитывать и исторический контраст между Европой и Азией. Как отмечено в заслуживающей внимания работе о становлении Китая, ещё несколько столетий назад «важнейшие государства Восточной Азии - от Японии и Кореи до Китая, Вьетнама, Лаоса, Таиланда и Кампучии <…> были связаны между собой напрямую или через Китай посредством торговых и дипломатических отношений и удерживались вместе общим пониманием принципов, норм и правил, регулирующих эти взаимоотношения. <…> Долговременные перемирия между европейскими странами были скорее исключением, чем правилом. <…> Тогда как государства Восточной Азии, напротив, почти непрерывно жили в мире друг с другом, не по 100, а по 300 лет».

И наконец, мотивирующие импульсы угрозы миру в Азии XXI века и в Европе XX столетия тоже не совпадают. В Европе движущей силой межгосударственных войн выступали подогреваемые национализмом территориальные притязания стран, исходящих из формулы «больше территория - больше власти - выше статус». В крайнем своем проявлении эти притязания оправдывались сомнительной теорией жизненного пространства (lebensraum) , якобы необходимого для выживания страны. В современной Азии основной причиной региональной напряженности станут скорее всего внутренние конфликты, возникающие на почве этнической розни и верности догосударственному роду, а не посягательства на соседние территории. И действительно, если не считать пакистанских опасений относительно Индии, главной задачей большинства военных частей юго-восточных и юго-западных азиатских стран остается не защита границ от посягательств соседей, а поддержание стабильности существующих государств.

1. Зарождение и становление феодальных отношений в Европе и Азии….стр.2

2. Специфика формирования единого российского государства…………… стр.4

3. Возвышение Москвы……………………………………………………….стр.9

Зарождение и становление феодальных отношений в Европе и Азии.

Термин «феодализм» появился во франции в XVII веке и первоначально употреблялся в области права: в историческую науку он был введен в XIX веке известным французким историком Франсуа Гизо.

Феодализм возник в результате разложения рабовладельческих порядков лишь в немногих странах, народы которых создали высокие цивилизации в древности (Китай, Индия, Греция, Рим). У большинства других народов феодальные отношения зарождались в результате разложения первобытнообщинной формации (в Германии, у многих славянских народов, в Скандинавии, в Японии, у монголов, в ряде африканских стран). Известен и путь формирования феодализма, коеорый характеризуется взаимодействием названных процессов (примером может служить Франкское государство, которое возникло в 5 в. нашей эры прикороле Хлодвиге).

Во многих странах феодальные отношения складывались в течение длительного времени, что определялось характером и медленным темпом развития производительных сил.

Определяя средневековую эпоху как время господства феодальных отношений, следует иметь в виду, что понятие «средние века» и «феодализм» не совсем тождественны даже для Европы, где в период раннего средневековья феодальные отношения в известной мере сосуществовали с патриархальным укладом, а позднее с капиталистическим. В России феодальный период приходится на IX-XIX век.

Феодализм рассматривается как прогрессивный общественный строй по сравнению с рабовладельческим. Прогрессивным был ттакже переход к феодализму от первобытнообщинного строя, так как утвердившееся индивидуальное производоство в большей степени отвечало уровню развития производительных сил, и следовательно, было более эффективно.

Прогрессивные черты феодализма наиболее последовательно проявлялись в его западно-европейском варианте. Экономика феодализма основывалась на практически монопольеной собственности класса феодалов-помещиков на землю и носила натуральный характер.

В усовиях аграрной экономики земля была главным средством производства, и феодальная собственность давала возможность эксплуатировать непосредственных производителей-крестьян, определяла социальную структуру общества, ео политическое устройство. Феодалы большую часть своей земли раздавали в держание крестьянам, которые вели на ней самостоятельное мелкое хозяйство собственными орудиями. труда отдавая часть производимого продукта помещикам в форме ренты или налога. Рента для земледельца была единственным способом получения дохода от его земельной собсттвенности, а дя кррестьян-повиннстью за пользование землей. Исторически она выступала в трех формах: отработочной (барщина), продутовый (натуральный оброк) и денежной.

Взымание платежей на землю, на которой крестьяне веками трудились, но не имели права свободно распоряжаться ни ею, ни продуктами своего труда, сопровождалось принудительными мерами (внеэкономическое принуждение). В западной Европе зависимость крестьян носила личный характер-крестьянин считался прикрепленным к сеньору, а не к земле. Прикрепление же крестьян к земле существовало в Восточной и некоторых странах Центральной Европы (например, в России, Польше, Чехии, некоторых районах Северной Германии).

Товарное производство (простое) и торговля при феодализме преимущественно связаны с развитием городов. Европейские города становятся центром ремесленного производства и торговли с XI века. Развитие товарно-денежных отношений и обмен между городом и деревни развивал натуральный характер экономики.

Потребность, главным образом дворянства, все больше удовлетворялись с помощью торговли, но воспроизводство по-прежнему осуществлялось на натуральной основе.

В городах кроме ремесленников существовали и другие социальные группы: купцы, банкири, чиновники, интеллигенция. В период разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений шло формирование новых классов - пролетариата и буржуазии. Феодальное общество делилось на сословия, каждое из которых имело свои права и обязанности и выполняло определенные функции. Это духовенство (молящиеся), дворянство (воюющие), крестьне и ремесленники, входившие в третье сословие (производившие материальные блага).

Сословные права и обязанности существовали в единстве: наличие прав предполагало обязанности, невыполнение последней вело к лишению прав. Так, воссал, игнорирующий военную службу, лишался прав на наделы земли: пользовавшиеся «рыночным правом» должен был соблюдать свои обязательсьва перед цехом или гильдией.

Внутри сословий также имелась своя особая система отношений. В духовенстве она соответствовала иерархической структуре католической церкви. Военное сословие подчинялось вассалитету, связывавшему воссала и сеньора личными отношениями служения и обязательного покровительства.

Существенную роль в социальных отношениях играли корпоративные связи. Средневековый человек подчинялся этическим и правовым нормам корпорации, ее традициям. Постепенно сложился особый психолоческий тип рыцаря, священнослужителя, купца, цехового ремесленника и т.д., то есть менталитет средневекового человека.

Таков был феодализм, который проявлялся в разных формах и неодновременно в разных странах мира.

Специфика формирования московского государства.

Московское государство оставалось еще раннефеодальной монархией. В силу этого отношения между центром и местами строились первоначально на основе сюверенитета - вассалитета. Однако с течением времени положение постепенно менялось. Московские князья, как и все другие, делили свои земли между наследниками. Последние получали обычные уделы и были в них формально самостоятельны. Однако фактически старший сын, приобретший «стол» великого князя, сохранял положение старшего князя. Со второй половины XIV в. вводится порядок, по которому старший наследник получал большую долю наследства, чем остальные. Это давало ему решающее экономическое преимущество. К тому же он вместе с великокняжеским «столом» обязательно получал и всю Владимирскую землю.

Постепенно изменилась и юридическая природа отношений между великим и удельными князьями. Эти отношения основывались на иммунитетных грамотах и договорах, заключаемых в большом количестве. Первоначально такие договоры предусматривали службу удельного князя великому князю за вознаграждение. затем она стала связываться с владением вассалами ни вотчинами. Считалось, что удельные князья получают свои земли от великого князя за службу. И уже начале XV в. установился порядок, по которому удельные князья были обязаны подчиняться великому князю просто в силу его положения.

Великий князь. Главой Русского государства был великий князь, обладавший широким кругом прав. Он издавал законы, осуществлял руководство государственным управлением, имел судебные полномочия.

Реальное содержание княжеской власти с течением времени меняется в сторону все б6льшей полноты. Эти изменения шли в двух направлениях - внутреннем и внешнем. Первоначально свои законодательные, административные и судебные правомочия великий князь мог осуществлять лишь в пределах собственного домена. Даже Москва делилась в финансово-административном и судебном отношениях между князьями-братьями. В XIV - X вв. великие князья оставляли ее обычно своим наследникам на правах общей собственности. С падением власти, удельных князей великий князь стал подлинным властелином всей территории государства. Иван III и Василий III не стеснялись бросать в тюрьму своих ближайших родственников - удельных князей, пытавшихся противоречить их воле.

Ф. Энгельс считал власть главы централизованного государства прогрессивным явлением, «представительницей порядка в беспорядке, представительницей образующейся нации в противовес раздробленности на мятежные вассальные государства». Таким образом, централизация государства явилась внутренним источником усиления великокняжеской власти. Внешним источником ее усиления было падение власти Золотой Орды. В начале московские великие князья были вассалами ордынских ханов, из рук которых они получали праве на великокняжеский «стол». После Куликовской битвы эта зависимость стала только формальной, а после 1480 г. московские князья стали не только фактически, но и юридически независимыми, суверенными государями. Новому содержанию великокняжеской власти были приданы новые формы. Начиная с Ивана III московские великие князья именовали себя «государями веся Руси». Иван III и его преемник пытались присвоить себе и царский титул.

В целях укрепления международного престижа Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог - единственной наследнице уже не существующего константинопольского престола. Делались попытки идеологического обоснования притязаний Ивана III на самодержавие. Кроме брачных связей с Софьей Палеолог стараются установить, конечно мифическое, происхождение русских князей от римских императоров. Была создана теория происхождения княжеской власти.

Дворянские историки, начиная с Н. М. Карамзина, считали, что с Ивана III в России устанавливается самодержавие. Это верно в том смысле, что Иван III , завершивший освобождение Руси от татар, «сам держал» свой княжеский стол, независимо от Орды. Однако говорить о самодержавии в полном смысле слова, т. е. о неограниченной монархии в XV и даже XVI в. Еще не приходится. Власть монарха была ограничена другими органами раннефеодального государства, прежде всего Боярской думой. Боярская дума. Важным "органом государства являлась Боярская дума. Она выросла из совета при князе, существовавшего еще в древнерусском государстве.

Оформление Думы следует отнести (...XV в. Боярская дума отличалась от прежнего совета своей большей юридической, организационной оформленностью. Она была органом, собиравшимся не эпизодически, а действующим постоянно. Дума имела сравнительно стабильный состав. В нее входили так называемые «думные чины» - введенные бояре и окольничьи. Компетенция Думы совпадала с полномочиями великого князя, хотя формально это нигде не было зафиксировано. Великий князь юридически не был обязан считаться с мнением Думы, но фактически не мог поступать самовольно, ибо любое его решение не проводилось в жизнь, если не было одобрено боярством. Через думу боярство осуществляло политику угодную и выгодную ему. Правда, с течением времени великие князья все больше подчиняют себе Боярскую думу, что связано с общим процессом централизации власти. Это особенно относится к княжениям Ивана III и Василия III . Значительная роль Боярской думы в системе государственных органов и господство в ней крупных феодалов являются одной из характерных особенностей раннефеодальной монархии. Феодальные съезды. Они имели тот же характер, что и во времена Киевской Руси, но по мере укрепления централизации государства постепенно отмирали.

Дворцово-вотчинная система управления продолжала оставаться раннефеодальной монархией. Московское государство унаследовало от предыдущего периода и органы центрального управления, построенные по дворцово-вотчинной системе. Однако расширение территории государства и усложнение его деятельности приходят в столкновение со старыми формами управления, подготавливают постепенное отмираниедворцово-вотчинной системы и зарождение нового, приказного управления.Преобразование старой системы начинается с ее усложнения. Она подразделяется на две части. Одну составляет управление дворца, во главе которого стоит дворецкий (дворский), имеющий в своем распоряжении многочисленных слуг. Дворецкий ведал и пашенными княжескими крестьянами. Другую часть образовывали так называемые «пути», обеспечивающие специальные нужды князя и его окружения. О назначении путей красноречиво говорят сами их названия: Сокольничий, Ловчий, Конюший, Стольничий, Чашничий. Для выполнения их задач в ведение путей выделялись определенные княжеские села и целые местности. Пути не ограничивались сбором тех или иных продуктов и всяких благ с выделенных мест. Они выступали и как административные и как судебные органы. Руководители их именовались путными боярами.Вслед за усложнением системы дворцово-вотчинных органов возрастала их компетенция и функции. Из органов, обслуживавших в первую очередь личные нужды князя, они все больше превращались в общегосударственные учреждения, выполняющие важные задачи по управлению всем государством. Так, дворецкий с XV в. стал в известной мере ведать вопросами, связанными с землевладением церковных и светских феодалов, осуществлять или иных обязанностей в государственном управлении торило прежний характер временного княжеского поручения и превращалось в постоянную и достаточно определенную службу. Усложнение функций дворцовых органов потребовало создания большого и разветвленного аппарата. Чины дворца - дьяки - специализировались в определенном круге дел. Из состава дворцовой службы выделялась великокняжеская казна, ставшая самостоятельным ведомством. Была создана большая дворцовая канцелярия с архивом и иными придатками.

Все это подготавливало переход к новой, приказной системе управления, выраставшей з прежней. Такое перерастание началось в конце XV в. Но как система приказное управление оформилось только во второй половине XVI в. Тогда же утвердился и сам термин «приказ». Первыми учреждениями приказного типа были Большой дворец, выросший из ведомства дворецкого, и Казенный приказ. Конюшенный путь превратился в Конюшенный приказ, теперь не только обслуживавший личные потребности князя, но и связанный с развитием конного дворянского ополчения. В начале XVI в. сложился Раз-ряд (Разрядный приказ, ведавший учетом служилых людей, их чинов и должностей. Перерастание дворцово-вотчинной системы в приказную явилось одним из показателей централизации Русского государства, ибо дворцовые органы, ведавшие ранее по существу лишь княжеским доменом, теперь становились учреждениями, руководящими всем громадным Русским государством.

Местные органы управления. Русское государство подразделялось на уезды - наиболее крупные административно-территориальные единицы. Уезды делились на стан, станы - на волости. Впрочем, полного единообразия и четкости в административно-территориальном делении еще не выработалось. Наряду с уездами кое-где сохранялись.еще земли. Существовали также разряды - военные округа, губы судебные округа.Во главе отдельных административных единиц стояли должностные лица - представители центра. Уезды возглавлялись наместниками, волости - волостелями. Эти должностные лица содержались за счет местного населения - получали от него «корм», т. е. проводили натуральные в денежные поборы, собирали в свою пользу судебные и иные пошлины. Кормление, таким образом, было одновременно государственной службой и формой ознаграждения княжеских вассалов за их военную и иную службу.Кормленщики были обязаны управлять соответствующими уездами и волостями собственными силами, т. е. содержать свой аппарат управления (тиунов, доводчиков и др.) и иметь свои военные отряды для обеспечения внутренней и внешней функций феодального государства. Присылаемые из центра, они не были лично заинтересованы в делах управляемых ими уездов или волостей, тем более что их назначение было обычно сравнительно краткосрочным - на год-два. Все интересы наместников и" волостелей были сосредоточены преимущественно на личном обогащении за счет законных и незаконных поборов с местного населения. Система-кормления была не способна в условияхобостряющейся классовой борьбы обеспечить в должной мере подавление сопротивления восстающего крестьянства. От этого особенно страдали мелие вотчинники и помещики, которые были не в состоянии самостоятельно обезопасить себя от «лихих людей».

Поднимающееся дворянство было недовольно системой кормления и по другой причине. Его не устраивало, что доходы от местного управления шли в карман бояр и что кормление обеспечивает боярству большой политический вес.Местные органы власти и управления не распространяли свою компетенцию на территорию боярских вотчин. Княжата и бояре, как и прежде, сохраняли в своих вотчинах иммунитетные права. Они были не просто землевладельцами, но я администраторами и судьями в своих деревнях и селах.

Органы городского управления. Городское управление в Московском государстве изменилось по сравнению с киевскими временами. Города в данный период не имели самоуправления. В удельных княжествах управление городами осуществлялось наравне с сельской местностью. С присоединением удельных княжеств к Москве великие князья, сохраняя все земли уделов обычно за их прежними владельцами, всегда изымали города из юрисдикции бывших удельных князей, распространяли на них непосредственно свою власть. Это делалось исходя из значения городов не только как экономических цент-ров, но прежде всего по военным соображениям. Города были крепостями. Обладание ими обеспечивало великим князьям и удержание бывшего удела в своих руках, и оборону от внешних врагов. Первоначально великие князья управляли городами так же, как раньшеудельные князья, т. е. не выделяя их из своих прочих земель. Наместники и волостели, руководя своим уездом или волостью, управляли в той же мере и городами, находящимися на их территории.Позже появляются некоторые специальные органы городского управления. Их возникновение связано с развитием городов в первую очередь как крепостей. В середине XV в. появилась должность городчика - своеобразного военного коменданта города. Он обязан был следить за состоянием городских укреплений, за выполнением местным населением повинностей, связанных с обороной. Уже в XV в. городчики использовались и для других великокняжеских дел, в частности земельных.

Должность городчиков замещалась местными землевладельцами, преимущественно дворянами и детьми боярскими. Городчики, первоначально бывшие довольно малозначительными фигурами в государственном управлении, уже к концу XV в. стали играть серьезную роль. Сначала временно, а потом все более постоянно за ними закреплялись широкие полномочия в земельном, финансовом и других отраслях управления, причем не только в пределах города, но и прилегающего уезда. В соответствии с расширением функций изменилось и название этих должностных лиц. Их начинают именовать городовыми и приказчиками. ведая рядом вопросов военно-хозяйственного и просто хозяйственного порядка, городовые приказчики подчинялись великокняжеским казначеям. На один город назначалось иногда два и больше таких приказчиков. В лице городовых приказчиков дворяне и дети боярские получили свой орган местного управления, а великий князь надежных проводников политики централизации.

Возвышение Москвы.

Объединение русских земель было вызвано необходимостью защиты от внешних врагов: Золотой Орды, Польши и Литвы.

Центром объединения русских земель становится Москва. По преданию, она основана в 1147 году Юрием Долгоруким и упоминается в летописи как «Москов». Москва принадлежала Владимирским князьям, и первым князем московским стал Даниил – сын Александра Невского.

Исключительно выгодное географическое положение Москвы сделало ее центром путей, как водных, так и сухопутных. Москва находилась в центре русских княжеств, которые закрывали ее от внешних врагов, и становилась своего рода убежищем для ремесленников и торговцев. Здесь складываются объективные экономические и политические предпосылки объединения Руси.

Первым «собирателем» русских земель следует считать Ивана Даниловича Калиту (1325 – 1340 ) – внука Александра Невского. По этому поводу в летописи говорится: «Бысть оттоле тишина велика по всей Русской земле на сорок лет и перестала татарове воевати Русскую землю». Он поддерживал весьма тесные, дружеские отношения с ханом, часто у него гостил, щедро одаривал подарками ханских жен и вельмож. Заслужив доверие в Орде, Иван Калита добился от хана права сбора дани и ликвидации баскачества.

Авторитету Калиты способствовало и династические браки. Его дочери Мария, Феодосия, Евдокия были замужем соответственно за Ростовским, Белозерским и Ярославским князьям. При Калите Москва стала идеологическим (духовным) центром Руси. Из Владимира в Москву была перенесена резиденция русского Метрополитета. Петра, основавшего знаменитый Успенский собор, где он и был погребен после кончины. Сыновья Ивана Калиты Семен Гордый (1341-1353 ) и Иван Красный (1353-1359 ) доюились дальнейшего укрепления Московского княжества, и по словам летописца, «все князья русские даны были под руки».

Достойным продолжателем политики объединения русских земель был внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович. В десятилетнем возрасте Дмитрий, направленный митрополитом Алексием, овладел великим княжением Владимирским.

Основным соперником Москвы в то время выступала Тверь. Тверской князь Михаил заключил против Москвы союз со своим зятем – Литовским князем Ольгердом - и трижды пытался взять Москву (1368 ,1370 и1372 ), но каждый раз терпел поражение у неприступных стен Московского кремля.

Тогда Михаил нашел союзника в Орде и получил ярлык на великое княжение. Но это не остановило Дмитрия. Началась война. Михаил был вынужден подписать с Москвой мирный договор и признать себя «младшим братом» Московского князя. Далее Дмитрий уладил миром конфликт с рязанским князем Олегом Ивановичем, усмирил Новгород и заставил уплатить «окуп» (контрибуцию) в сумме 8000 руб.

При Дмитрии Русь впервые отважились на открытую борьбу с Ордой. Русские ратники в 1378 году одержали победу над монголо-татарами на реке Воже. Следующая битва состоялась на куликовском поле 8 сентября 1380 года. Хан мамай собрал огромное войско, мобилизованное не только в Орде, но и подвластных землях Поволжья и Северного Кавказа. Свою помощь обещал хану Литовский князь Ягайло и рязанский правитель Олег – соперник Московского князя. Благословение на брань дал Дмитрию преподобный Сергий и в помощь великому князю выделил двух своих богатырей.

Мамаево войско потерпело поражение. Отступая, оно было окончательно разбито другим золотоордынским ханом Тахтамышем. В 1382 году он появился у стен Москвы. Город признал себя данником татар и выдал хану своего сына Василия заложником.

Куликовская битва имела исключительно важное значение. Она показала способность русского народа избавиться от ига Золотой Орды, развеяла миф о непобедимости Орды, дала толчок к всенародному объединению под властью Московского князя.

После смерти Василия Дмитриевича о своих правах на Московский престол заявил его брат – князь Галицкий Юрий. Началась борьба Юрия и его сыновей Василия Косого и Дмитрия Шемяки за великое княжение, которая продолжалась почти двадцать лет. Междоусобная война носила весьма жестокий характер. Например, Василий Косой, попавший в плен к Василию Васильевичу, был ослеплен Дмитрием Шемякой. Москва переходила из рук в руки. После победы над Шемякой в 1446 году Василий Васильевич Темный присоединил к Московскому княжеству многие земли северо - восточной Руси, усиливает влияние на Великий Новгород и Литовское княжество, при нем многие татарские воины перешли на службу московскому князю, что вызвало недовольство москвичей.

При Василии Темном русская православная церковь отказалась признать решения собора православного и католического духовенства во Флоренции и Унию от 5 июля 1439 года о соединении двух церквей – православной и католической и стала избирать себе патриархов из числа русских духовных лиц.

Таким образом, феодальные войны на Руси во второй четверти XV века привели к укреплению Москвы, установлению нового порядка передачи власти (от отца к сыну), дальнейшему расширению владений Московского князя и созданию идейно – политических предпосылок объединения всех русских княжеств. Этому процессу активно содействует церковь, выступая за сильную, централизованную власть.

Литература:

Ключевский В.О. «Краткое пособие по русской истории».М.1992.

Карамзин Н.М. «История государства Российского»-//Собр.соч.-Т.V.-Кн.2.-Петербург, 1843.

Платонов С.Ф. «Учебник русской истории».-М.1992.

Гумилев Л.Н. «От Руси к России».-М.1992.

«История России».-М.1993 (Издание российской экономической академии им. Г.В.Плеханова).

Оргиш В. П. «Древняя Русь. Образование Киевского гос-ва и введение христианства».

Королюк В. Д. «Славяне и восточные романцы в эпоху раннего Средневековья». М. Наука 1985г.

Насонов А.Н. «Русская земля и образование территории древнерусского государства».

Рыбаков Б.А. «История СССР с древнейших времен до XVII – столетия».

Ключевский В.О. Курс русской истории. том 2.

Сегодня я хотел бы рассказать о различиях (и сходствах, буде таковые найдутся) между азиатским и европейским регионами в разрезе их природно-ресурсного потенциала.

Природно-ресурсный потенциал Азии

Представляющий практический интерес азиатский природный потенциал заключён, прежде всего, в его лесных угодьях, где добываются уникальные сорта дерева: сандал, палисандр, камфара и другие. Вместе с тем, лесные массивы сосредоточены, в основном, в юго-восточных районах.

Азиатские страны (например, КНР) являются также крупными экспортёрами фруктов и овощей, но тут имеется другая проблема: недостаток пригодных для аграрного производства территорий, так как основная часть азиатского ландшафта представлена горными системами и плоскогорьями. К тому же, наряду с Китаем, Ираном и ещё очень ограниченным рядом стран (в основном, сосредоточенных по окраинам азиатского региона), подавляющая часть государств испытывает весьма существенный недостаток во влагообеспечении.

Что же касается обеспеченности полезными ископаемыми, то тут у Азии полный порядок:

  • Китай доминирует в добыче каменного угля;
  • Индия лидирует в добыче мусковита (калиевой слюды);
  • Индонезия - один из главных поставщиков олова, бокситов и алюминия.

Однако, разумеется, основа азиатского экспорта - это нефть, и здесь первое место принадлежит Саудовской Аравии.


Природно-ресурсный потенциал Европы

До начала XX в. Европа была, что называется, сама себе поставщиком; здесь добывались и перерабатывались железная руда, уголь и другие полезные ископаемые, однако потом, вместо содержания высокооплачиваемых шахтёров, стало выгоднее тот же уголь импортировать. Впрочем, сегодня ситуация меняется в обратную сторону. Европа, стремясь сократить ресурсозависимость от развивающихся стран, начала осваивать «новые горизонты»: например, нефтегазовую добычу на шельфе Северного моря.


Тем не менее, пока что Азия остаётся основным «добытчиком» и экспортёром природных ресурсов, а Европа - потребителем, переработчиком и, что немаловажно, инвестором.

Так в жизни и бывает. Вроде бы всё уже понятно, в окружающем мире. Никаких неожиданностей, и вдруг… Любознательный ребёнок спрашивает: Что такое Европа? Это ведь не страна и не материк, а что тогда?

Поскольку по географии у меня никогда ниже четвёрки не было, моментально выдаю ответ: – Европа это часть света; материк Евразия делится на Европу и Азию. И тут внутри начинает копошиться червь сомнения. А на каком основании ничем географически не отделённую территорию единого материка обозначают частью света?! Так-то мы конечно уже знаем, что Азия это Асия – страна Асов . Но ведь должна существовать и правдоподобно слепленная официальная версия. Не может быть, чтобы нас так дёшево разводили!

При попытке прояснить, откуда что взялось, чёткая система географических представлений начинает предательски расплываться. Просто волшебство какое-то. Морок . Части света со школы преподносились нам, как «географическое понятие». Это крупнейшее деление суши, включающее в себя даже материки (обе Америки – это одна часть света). Но, оказывается, таки нет! Хоть нам об этом в школе и не рассказывают, но согласно Большой Советской Энциклопедии:

Части света, исторически сложившееся подразделение суши Земли на регионы…

В Википедии и того чуднее:

Разделение на материки выполнено по признаку отделённости водным пространством от других материков, а части света – понятие СКОРЕЕ (вот она муть пошла, – авт.) историко-культурное .

В отличие от материка, часть света включает в себя также близкие к материку острова, причём близость ИМЕЕТСЯ В ВИДУ по исторической традиции , а расстояние может быть и большим…

Так почему же части света изучают в курсе географии , а не истории ?

А потому, видимо, что по начальному замыслу речь шла именно о географии, и только в самое последнее время ветер переменился. Посудите сами. Частей света шесть – Америка, Африка, Антарктида, Австралия и Океания, Европа, Азия. Большая часть этого разделения географически очень логична. Часть света Америка, это по факту единый континент с прилегающими островными территориями. Панамский канал искусственно разделил северную и южную Америки лишь в 1913 году. До этого обе Америки и вовсе были одним материком. С Африкой, Антарктидой, Австралией с прилегающими архипелагами Океании, тоже всё укладывается в географическую логику.

А вот с Европой и Азией вся географическая логика напрочь пропадает . Выпадают они из этого ряда. В свою очередь из историко-культурного определения выпадает Антарктида. Кто там носитель исторической и культурной традиции? Разве что пингвины. Так и выходит, что историко-культурный оттенок этому определению придали в последние времена . Не раньше конца 19 века. Это видно по работам исследователей того времени.

Оказывается, и тогда находились люди, которым нелепость деления нашего континента на две части света бросалась в глаза. Публицист, естествоиспытатель и геополитик Николай Яковлевич Данилевский в 1869 году написал работу «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому». Вот что там есть по интересующему нас вопросу:

«…Америка есть остров; Австралия – остров; Африка – почти остров; Азия вместе с Европой также будет почти островом. С какой же стати это цельное тело, этот огромный кусок суши, как и все прочие куски, окружённый со всех или почти со всех сторон водой, разделять на две части на основании совершенно иного принципа? Положена ли тут природой какая-нибудь граница? Уральский хребет занимает около половины этой границы. Но какие же имеет он особые качества для того, чтобы изо всех хребтов земного шара одному ему присвоивать честь служить границею между двумя частями света, честь, которая во всех прочих случаях признаётся только за океанами и редко за морями? Хребет этот по вышине своей – один из ничтожнейших, по переходимости – один из удобнейших; в средней его части, около Екатеринбурга , переваливают через него, как через знаменитую Алаунскую плоскую возвышенность и Валдайские горы, спрашивая у ямщика: да где же, братец, горы?.. Но хребет Уральский, по крайней мере, – нечто; далее же честь служить границей двух миров падает на реку Урал, которая уже совершенное ничто. Узенькая речка, при устье в четверть Невы шириной, с совершенно одинаковыми по ту и по другую сторону берегами…»

И здесь с Данилевским трудно не согласиться. Очевидно также, что в его время никаких историко-культурных определений части света вовсе не было. Речь тогда шла только о географии. В конце своей работы Николай Яковлевич отчаялся найти этому рациональное объяснение и приписал сей казус ошибкам и старым привычкам. Но мы-то сегодня знаем поболее. Думаю, все со мной согласятся, что факт подлога налицо . Но чтобы разгрести эту многовековую кучу вранья, нужно окунуться в истоки вопроса. Всё самое древнее и сокровенное – в словах и названиях . С них и начнём.

Европа – это что за слово такое?

Википедия: Европа названа по имени героини древнегреческой мифологии Европы, финикийской царевны, похищенной Зевсом и увезённой на Крит (при этом эпитет Европы мог связываться также с Герой и Деметрой).

Куча-мала. Хотя это и есть самая распространённая версия, но на редкость неправдоподобная. Кого в 9…14 веках интересовали во Франции, Германии и т.д. похотливые похождения местночтимого греческого божка, чтобы называть так свою землю? Заглянем-ка лучше в Большую Советскую Энциклопедию (далее БСЭ):

Европа (греческое Europe, от ассир. эреб – запад (в других источниках – предположительно запад, – авт.)); в Древней Греции так именовались территории , лежащие к З. от Эгейского моря)…

Допустим «предположительно запад», хотя получить из эреба Европу непросто. Но к западу от Эгейского моря у нас только Италия и Испания . А спустя тысячелетие, на картах 15 века Европа уже красуется практически в современных границах. По сути, неважно как греки или даже римляне называли то или другое. Европейцы – не греки. Разное место и разные эпохи. Должен быть кто-то другой , присвоивший к 15 веку западным территориям единое название. И он не спешит получить известность. Поэтому и запускаются байки о похотливых быках и девицах .

Очевидно, что некая единая политическая сила к 15 веку распространила своё влияние на западные территории Евразии настолько, что объединила их единым названием – Европа. И несмотря на то, что здесь находилось много разных государств, все они оказались в зависимом положении. Этой силой могла быть только католическая церковь , и она хранит молчание. Однако всем известно, что официальным языком Католической церкви изначально был латинский. Уж если она и присвоила какое-то название, то именно на латыни.

А, как вы думаете, что значит на латыни euro? Приготовьтесь к крутому повороту – на латыни это значит ВОСТОК ! Проверить легко:

eurus, i m (греч . ; лат . vulturnus)

1) эвр, юго-восточный ветер L, Sen etc. ;

2) поэт. восточный ветер, тж. буря H, V, St ; ветер (вообще ): primo sub euro Lcn при первом порыве ветра;

3) поэт . восток VF, Cld .

euro– aquilo, onis m – северо-восточный ветер Vlg .

eurocircias, ae m (греч. ) – восточно-юго-восточный ветер Vtr

euronotus, i m (греч. ) – юго-юго-восточный ветер Col, PM .

eurous, a, um – восточный (fluctus V ).

Для тех, кто не уверен, что Европа имеет к латинскому востоку прямое отношение, приведу написание этого слова на латыни:

Europa, ae и Europe , es (acc. en) f – Европа.

Euro – pa (pars – часть. лат.) – Восточная часть.

Вот это гораздо ближе, чем эреб , и по месту, и по времени. А самое главное, не просто похоже – идентично. Остаётся понять, зачем католикам называть западные земли востоком.

Очень просто. Это для нас – они западные. Но распространение влияния католиков на страны Европы происходило с запада на восток . А поскольку процесс вытравливания ведической культуры дело небыстрое и до сих пор незавершённое, то новые земли, захваченные католиками, ещё долго назывались востоком (на их латинском жаргоне). Это и есть те самые обширные пространства, которые сегодня называют Европой (Франция, Германия, Польша, страны Прибалтики и т.д.).

Здесь важно отметить, что название Европа имеет явно политическое происхождение .

Азия – а это что за слово. БСЭ гласит:

Азия (греческое Asía, вероятно, от ассирийского асу – восток), самая обширная часть света (около 30% площади всей суши), часть материка Евразии .

Снова это ненаучное – «вероятно». И невероятно, и непохоже. И вообще, в греческом языке слово Восток – Ανατολή (трнскрп. Анатоли) есть. Для чего нужно вводить чужое обозначение стороны Света?

Википедия сообщает:

…В хеттскую эпоху в северо-западной части Малой Азии располагалось царство Ассува… В греческом эпосе это царство персонифицируется в образе царя Асия, союзника троянцев… Ко времени Геродота обозначение целой части света как Асия (Азия) было у греков общепринятым.

Ассува и Асия, как вообще-то пишется на всех европейских языках, не очень похожие слова. Да и непонятно, чем так отличился царь Асий , чтобы называть его именем целую часть света?

Так бы и не прояснилось ничего, но римский историк Аммиан Марцеллин описал неких Асов-Аланов . И обитали эти Асы как раз в той самой Асии. Несмотря на нездоровое пристрастие научной элиты к исковерканным ассирийским словам, следует признать, что очевиднее гипотезы сегодня просто нет. Опять же видно, что география здесь далеко не главное. Асия, это политическое образование – страна Асов . Её границы очерчивают не моря и горные цепи, а войны и договоры. Значит, название части света Азия так же, как и Европа, имеет явно политическое происхождение .

Теперь хоть что-то понятно. Но появился один большой вопрос: Каким образом политическое деление нашего континента превратилось в такое нелепо-географическое, а потом зачем-то в историко-культурное?

Было это по всем признакам так. Тысячу лет назад, с наступлением Ночи Сварога , на западных территориях происходил процесс захвата и объединения территорий и народов. Когда народы не удавалось привести «в соответствие», их полностью уничтожали. Так были уничтожены многомиллионные племенные союзы Лютичей и Венедов, населявшие все западные земли. В Европе в основном остались сломленные народы. Это по всем определениям был геноцид . Настоящая резня . Некая политическая сила, проявление которой мы наблюдаем в действиях католической церкви, делила народы на куски , стравливала между собой, ослабляла в междоусобицах. Затем эта же сила собирала все подвластные ей народы в единый кулак, и бросала на уничтожение оставшихся. Сопровождалось всё насаждением христианства .

После того, как эта же сила утвердилась на пепелище, понадобилась Эпоха Возрождения . Но возрождения своей собственной, а не Греческой или Римской культуры, как обычно поясняют историки. Греческую или Римскую культуру Европа могла принять, внедрить, что угодно, только не возродить .

Это по своей сути не самодостаточная цивилизация. Для поддержания жизни ей всегда были нужны очередные жертвы. Когда доедали своих рабов , то шли на захват соседних народов. А там было изобилие – вольная Асия.

Асия – дом народов, носителей исконной, ведической цивилизации, где никогда не было рабства и нищеты, где всё создавалось своим трудом, где воля и мастерство ценились выше золота. Это наша цивилизация, асов или азиатская, как пытаются сейчас переиначить и перевернуть смысл. Не китайская, не монгольская и не японская, а наша.

Вот тут-то собака и зарыта . Асия всегда активно сопротивлялась Европейской экспансии . В 13 веке зачистили от рабской заразы московское княжество и другие (якобы татаро-монгольское нашествие). Тогда же был остановлен « Drang nach Osten » – натиск на восток. Ударные силы Европы ушли под лёд Чудского озера.

Но уже в 17 веке территории, давно ослабляемые христианизацией , не устояли. Московское княжество и подвластные ему, стали обозначаться на картах, как Европейская Тартария , или просто Европа. Фронт в войне цивилизаций пополз на восток. В 1720 году Татищев , якобы, предложил провести границу между Европой и Азией по Уральским горам. На то время это была именно политическая граница двух МИРОВ .

Давление на восток продолжалось. В 1775 году, в результате поражения освободительной армии Асии (Великой Тартарии), которую мы знаем как «Пугачёвкое восстание» , Европейская цивилизация рабства и наживы преодолела остатки организованного сопротивления. Наспех застолбив захваченные территории, новоиспечённая «Российская империя» приступила к зачистке следов великого противостояния. У себя внутри это было технически несложно. Например, захваченные бумаги Пугачёвского штаба (указы, распоряжения, грамоты), были надёжно укрыты от посторонних глаз. Остальное сделала пропаганда.

А.С. Пушкин, спустя всего 50 лет, по великому блату получил доступ к этим бумагам. И это ещё вопрос – что ему показали? По крайней мере, те тексты, которые публикуются современными исследователями (уж не знаю, откуда они их берут), пестрят словами «мои верноподданные рабы». Да мог ли такое писать человек, принёсший людям волю, и общавшийся с ними на равных? По крайней мере, оригиналов даже этих, якобы пугачёвских указов, мне отыскать пока не удалось.

Зачистили так тщательно, что уже в 18 веке элита новых поколений по щенячьи лебезила перед «просвещённой Европой» , и презирала грязную, тёмную азиатскую помойку, в виде которой представлялась им неосвоенная Россия. Но следы великого противостоянии слишком прочно вошли в оборот во всём мире, сохранились в названиях, разных языках, легли на карты. Как это скрыть?

Вот тут и пришла на помощь география. Тогдашние европейские географы были очень практичными и причастными к большой политике людьми. На Паганелей они вряд ли походили. Поэтому соврали легко и грамотно . Всё, что раньше разделяло 2 цивилизации (армии, государства, договоры), ушло в небытиё. Великие полководцы стали бородатыми разбойниками, империи превратились в сборище враждующих князьков, большие города – в недавно срубленные сторожевые остроги. А в географии появились 2 новые части света .

По замыслу авторов подлога, не только от русов должна быть скрыта политическая подоплёка вопроса, но и от всего мира, и в первую очередь – от европейцев. Они не должны знать, что множество якобы независимых европейских государств, лишь вывеска . Нельзя показать, что всей Европой управляет одна сила и возродить забытые ведические традиции. Ведь покорение Европы не закончено и по сей день.

А там, где противостояли друг другу две цивилизации, осталась только географическая граница. Нет у неё дозоров и сторожевых полков. Стоят молчаливые горы, текут реки, и им всё равно. Можно с этой стороны на границу Европы и Азии посмотреть, потом перебежать и посмотреть с другой. Никто и слова не скажет. Вот так и оставили до поры до времени.

Проходит всего столетие , и Данилевский искренне удивляется географической несуразности. Ему и в голову не приходит поразмыслить над политической трактовкой названия Евразия. Но годы шли, и таких Данилевских становилось всё больше. Всеобщая образованность, будь она неладна. Впредь Фурсенко такого не допустит . Географы же выродились в кабинетных условиях. Политики почти оттёрли их от «парного мяса». У них пропала волчья хватка. Простые смертные начали с ними спорить и задавать неудобные вопросы. Так и появилась настоятельная необходимость подлатать официальную версию. И специалисты-вруны высшей квалификации начали наслаивать новую толщу лжи на географический склеп Асии-Тартарии, который дал многочисленные трещины.

Надо было придумать что угодно, только не политическое противостояние двух цивилизаций. Вот и завертелись вокруг якобы каких-то исторических, устоявшихся традиций. Потом поняли, что вся история неотделима от политики, и свернули в культурное русло. Вот этим «историко-культурным» сейчас и замазывают.

При написании этой статьи, я столкнулся с интересным явлением. Власти регионов, по которым проходит граница Европы и Азии, не знают, что с этой достопримечательностью делать. Пытаются найти коммерческое применение: экскурсии и т.д. Но что-то, видно, бизнес не получается. Не очень людям интересно. Наверное, было бы увлекательно и познавательно, если рассказать им правду, но делать деньги на крови и доблести своих предков всё равно не получится.