Эпоха Брежнева и сам Леонид Ильич вызывают у подавляющего большинства россиян старшего поколения и среднего возраста преимущественно благостные воспоминания. 61% опрошенных, считают годы правления Брежнева благополучным временем для страны, и только 17% неблагополучным. Причем среди тех, кому от 36 до 54 лет, позитивную оценку брежневской эпохе дают 75% респондентов, среди тех, кто старше 74% (негативную соответственно 14% и 18%). Молодые россияне (до 35 лет) гораздо реже могут дать оценку временам Брежнева, но и они чаще признают их благополучными, нежели неблагополучными (35% и 20% соответственно).


1. Консервация политического режима. 2. Проблемы экономики «развитого социализма». 3. Особенности социальной политики. 4. Противоречия в общественной жизни. 1. Консервация политического режима. 2. Проблемы экономики «развитого социализма». 3. Особенности социальной политики. 4. Противоречия в общественной жизни.


Согласны ли вы с утверждением, что в период правления Л.Брежнева во всех отраслях жизни общества наблюдался «застой»? Л.И.Брежнев (г.) Эпоха Брежнева – это « развитой социализм» или «время застоя»?











70 лет 40 млрд. руб. ежегодно Номенклатура (лат. nomenclatura - роспись имен, перечень, список) - высший " title="Рост числа министерств и ведомств Численность управленческого аппарата (1983 г) – 18 млн. чел. (на 6-7 чел. – 1 управляющий) Средний возраст - > 70 лет 40 млрд. руб. ежегодно Номенклатура (лат. nomenclatura - роспись имен, перечень, список) - высший " class="link_thumb"> 10 Рост числа министерств и ведомств Численность управленческого аппарата (1983 г) – 18 млн. чел. (на 6-7 чел. – 1 управляющий) Средний возраст - > 70 лет 40 млрд. руб. ежегодно Номенклатура (лат. nomenclatura - роспись имен, перечень, список) - высший слой партийного, хозяйственного и военного руководства в СССР. 70 лет 40 млрд. руб. ежегодно Номенклатура (лат. nomenclatura - роспись имен, перечень, список) - высший "> 70 лет 40 млрд. руб. ежегодно Номенклатура (лат. nomenclatura - роспись имен, перечень, список) - высший слой партийного, хозяйственного и военного руководства в СССР."> 70 лет 40 млрд. руб. ежегодно Номенклатура (лат. nomenclatura - роспись имен, перечень, список) - высший " title="Рост числа министерств и ведомств Численность управленческого аппарата (1983 г) – 18 млн. чел. (на 6-7 чел. – 1 управляющий) Средний возраст - > 70 лет 40 млрд. руб. ежегодно Номенклатура (лат. nomenclatura - роспись имен, перечень, список) - высший "> title="Рост числа министерств и ведомств Численность управленческого аппарата (1983 г) – 18 млн. чел. (на 6-7 чел. – 1 управляющий) Средний возраст - > 70 лет 40 млрд. руб. ежегодно Номенклатура (лат. nomenclatura - роспись имен, перечень, список) - высший ">

















ПРОБЛЕМЫ В ЭКОНОМИКИ Постоянное ежегодное снижение темпов экономического роста. Отставание в научно-техническом прогрессе от развитых западных стран. Приоритет экстенсивных форм экономического развития. Неэффективность социалистической экономической системы. Господство командно-административной системы. Отсутствие у населения реальных экономических стимулов к труду.






Разрыв между официальной идеологией и реальной жизнью привел к тому, что население перестало доверять властям. В 1982 г. новый глава партии и государства Ю. В. Андропов выдвинул идею «совершенствования развитого социализма» и объявил, что это будет весьма длительный исторический период.


Обострение идеологической борьбы. Усилился идеологический контроль за средствами массовой информации, учреждениями культуры. Эмиграция деятелей культуры за границу. Специфической чертой культуры 6070-х гг. была так называемая «магнитофонная революция». Движения диссидентов(правозащитников). Углубление противоречий между властью и обществом.



Дата 20.04.17г 9 класс

Тема: Консервация политического режима. Экономика развитого социализма

Ц ель урока

осветить, в чем состояла консервация политического режима и как она сказалась на жизни общества

Задачи урока

освоить новые понятия и уметь ими оперировать

уметь пополнять собственные знания с помощью видеоматериала

критические относиться к разным историческим точкам зрения и научно-образовательным видеороликам

сформировать системное видение темы

мотивировать учеников к изучению темы в самостоятельном режиме

Понятия и термины

консервация

политический режим

идеологемы

социализм

функционеры

партийная номенклатура

формализм

План урока

Организационный момент

Изучение нового материала

Домашнее задание

Заключение: вопросы, ответы, обсуждения

Ход урока

Организационный момент

Проверка д/з

Изучение нового материала

Очевидна утопичность задач построения коммунизма заставила компартий- них теоретиков выдвигать новые идеологемы, которые должны подтвердить прогресс советского общества. Главной из них стало утверждение о вступлении СССР в этап развитого социализма, которое впервые было сделано в докладе Л. И. Брежнева на торжественное заседание по случаю 50-летия Октябрьской революции и вскоре повторено в отчетном докладе ЦК ХХIV съезда КПСС: «Самоотверженным трудом советских людей построено развитое социалистическое общество, о котором В. И. Ленин говорил как о будущем нашей страны» . Все сроки, отведенные для построения коммунизма в Программе КПСС, давно прошли. Партия должна дать обществу ответ на вопрос, как она выполнила свою программу. Возникал и другой вопрос: что делать с Программой КПСС? Однако руководство КПСС решило за лучшее для себя уклониться от ответа, сделать вид, что все идет по планом, партия ведет народ от победы к победе, и вот очередная, мол, победа – партия осчастливила людей развитым социализмом.

Л.И.Брежнев

Согласно Положению об органах народного контроля СССР, которое было утвержденное постановлением ЦК КПСС и Советом Министров СССР в 1968 г., народный контроль представлял собой разветвленную систему комитетов, групп и постов, общее руководство которыми осуществлял образованный правительством СССР Комитет народного контрой СССР. Совета Министров союзных и автономных республик образовывали республиканские комитеты народного контроля, а местные советы - соответственно областные, городские, районные комитеты. При сельских советах, на предприятиях, в организациях, учреждениях, колхозах и совхозах создавались группы и посты народного контроля, которые действовали на основе общественных самодеятельных формирований. В функции органов народного контроля входило оказание помощи партии и правительственным учреждениям в улучшении планирования и своевременного выполнения планов, борьба с бесхозяйственностью, нерациональными потерями сырья, материалов, контроль за правильной организацией труда и его оплаты с ура- учетом количества и качества труда, борьба с нарушителями законности и государственной дисциплины, бюрократизмом и волокитой. Таким образом, Конституция СССР 1977 г. именовалась Конституцией развитого социализма, имела прежде пропагандистский характер. «Новая Конституция, - заявлял Л. Брежнев в докладе на сессии Верховного Совета СССР в октябре 1977 г. - это, можно сказать, концентрированный итог всего шестидесятилетнего развития Советского государства. Она ярко свидетельствует о том, что идеи, провозглашенные Октябрем, заветы Ленина успешно воплощаются в жизнь».

Беседа с классом

Вопросы для беседы:

1. Что такое пропаганда?

2. Где используется пропаганда и в каких формах?

3. Приведите примеры из истории и современности, из различных областей.

4. Можно ли оценить любую пропаганду в категориях «хорошо-плохо»?

Съезды партии имели преимущественно декларативный характер, выступления делегатов в большинстве своем сводились к самоотчетов и безудержных комплиментов в адрес ЦК и его политбюро во главе с «дорогим Леонидом Ильичем Брежневым». Комплиментарная машина все время набирал обороты. Елейное славословие в адрес Брежнева начинается на ХХIV съезде, усиливается на ХХV и достигает апогея на ХХVI съезде. Почти каждое выступление сопровождалось уклоном в сторону генерального секретаря ЦК. Все партийные функционеры должны постоянно делать все, чтобы раздуть его культ. Из тех, кто активно восхвалял «верного ленинца», «дорогого Леонида Ильича», были и руководители Украинский компартии во главе с В. Щербицким . Весьма характерно, что именно те руководители, которые были выявлены в коррупции, в злоупотреблении служебным положением, особенно изощрялись в комплиментах. Для них это была своеобразная дымовая завеса, скрывавшая их неблаговидных дела, средство для получение наград, новых отличий. Именно они утверждали, что благодаря Брежневу «в партии и жизни общества создана чрезвычайно благоприятная моральная атмосфера». В ряде мест сформировался настоящий симбиоз неосталинистов и коррумпированных элементов. А дальше из года в год возрастал и нарастал поток дифирамбов. На глазах развивалась обратно пропорциональная зависимость: чем хуже шли дела в стране, тем больше его окружения упражнялось в изобретениях живописных эпитетов для генсека, который дряхлые и разваливался на глазах.

После принятия Конституции партийная номенклатура принялась активно убеждать граждан в том, что она постоянно ищет пути осуществления реального народовластия, привлечение населения к участию в делах государства и общества, стремится максимально полно закрепить комплекс конституционных прав и свобод советских людей. Однако реалии жизни свидетельствовали о другом: пропасть между формальными правами и возможностями их осуществления рядовыми людьми (не номенклатурой) не только сохранялась, но и увеличивалась. Номенклатура, ее карательный аппарат тщательно следил за тем, чтобы в одном научном или художественном произведении, публичном выступлении не было такого, что не совпадает с оценками партийных и государственныхорганов. Любая критика режима, действий партии не допускалась, а инакомыслящие жестоко преследовались.

Логика административно-командной системы привела к тому, что руководящая роль КПСС трансформировалась в деятельность партаппарата по решению текущих социально-экономических, культурных, военных и других проблем. Непосредственную работу в этом направлении проводили отраслевые (промышленные, сельскохозяйственные, административное и др.) отделы республиканских, областных, городских, районных комитетов партии. Партийные комитеты приняли на себя немало текущих оперативно-распорядительных функций. По сути, административно-распорядительная работа практически вытеснила политические методы руководства.

Похожие процессы характеризовали и развитие других общественных организаций,профсоюзов, комсомола. И хотя в конституционном порядке была определена роль организаций, расширены их права, в самих общественных организациях шло разрастание аппарата функционеров. Усилился формализм общественных организаций. Они все больше концентрировались на выполнении распорядительно-оперативных функций.

К началу 1980-х гг командно-административная система государственного управления СССР оказалась в тяжелом кризисе. В последние годы жизни Л. Брежнев уже был физически способен управлять страной, чем воспользовалось его ближайшее окружение и вся партийно-советская номенклатура. Происходило невиданное ранее развращение руководящих кадров, массовый характер приобрело казнокрадство. «Под крышей некоторых властных структур или отдельных чиновников зародилась и выросла теневая экономика».

Тревогу за будущее страны чувствовали сами правящие круги, руководство страны. Дело лишь в том, что пути обновления общества, даже в среде самой высшей номенклатуры, видели по-разному…

Объяснение терминов

Консервация (режима) – сохранение установленных порядков и норм с целью сохранения стабильности данной политической системы.

Политический режим – система способов и методов управления определенным государственно организованным обществом или система способов и методов взаимодействия общества и органов политической власти.

Идеологема – часть идеологии, которая используется для управления массовым сознанием.

Социализм - это попытка устранить всякое общественное неравенство, всякую эксплуатация и всякую бедность, ввести справедливый порядок, а именно таким способом, чтобы настоящее продукционный капитал, то есть почвы, фабрики, машины и другие орудия труда, а так же всякая сырье, вместо быть частной собственностью нескольких людей, должно перейти в собственность общественности.

Функционеры - лица, выполняющие определенные функции в политической организации, аппарате.

Партийная номенклатура – правящий, высший слой в эшелоне власти.

Формализм - соблюдение внешних форм чего-нибудь, когда о последствиях и их целесообразность не заботятся.

Закрепление выученного материала

Мини-дискуссия на тему «Суть консервации политического режима СССР 60х - 80х годов»

Домашнее задание

1. Изучить материал темы по учебнику.

2. Написать эссе на одну из тем:

Коммунизм и социализм: корни, суть, отличия.

Мое видение коммунизма в СССР

Коммунизм или демократия?

10 класс

Учащиеся должны усвоить основные направления и цели внешней политики России, основные события и их итоги, взаимосвязь внешней и внутренней политики.

Формирование навыков работы в паре и группе, поиска информации в различных источниках, систематизации информации, выявления причинно-следственных связей, характерных признаков понятий и явлений, развитие логического мышления.

Воспитание культуры речи и поведения.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1. Оргмомент (проверка готовности учащихся к уроку, эмоциональный настрой)

2. Проверка д/з

1. Дайте развернутый ответ на вопрос:

Каковы итоги Венского конгресса для России и Европы?

В каком году был созван конгресс? 1814 год

С какой целью был созван конгресс? Для решения вопросов послевоенного устройства

Какие страны участвовали в его работе? Решающий голос имели Россия во главе с Александром, Великобритания и Австрийская империя.

Какие решения были приняты? Объединение польских земель под властью Александра 1

Сделайте вывод о том, как Венский конгресс изменил положение России на мировой арене?

2. Дайте развернутый ответ на вопрос:

Какова роль Священного союза для России и Европы?

Для этого ответьте на вопросы:

Когда был создан Священный союз?

Какие страны вошли в союз?

С какой целью он был создан?

Какую роль в союзе играла Россия

Создателями Священного союза были русский царь Александр I, австрийский император Франц I и прусский король Фридрих-Вильгельм III. Текст документа, подписанного ими в сентябре 1815 г., гласил, что, «связанные узами истинного и нерасторжимого братства» и принципами христианской религии, они обязываются оказывать друг другу помощь и поддержку «по всякому случаю и при всяких обстоятельствах». Позднее к договору присоединились почти все европейские монархи. Англия формально не входила в Священный союз, однако ее правительство на первых порах фактически поддерживало его реакционную политику. Священный союз был союзом монархов, объединившихся для совместной борьбы против народов. Его целью было предотвращение и разгром революционного движения всюду, где бы оно ни возникло. Но уже к началу 20-х гг. все чаще стали давать о себе знать противоречия между странами-участниками союза. Камнем преткновения, приведшим к распаду Священного Союза, стал Восточный вопрос.

3. Изучение нового материала:

Внешняя политика Николая 1 достаточно тесно связана с внешней политикой его брата.

Учащиеся записывают тему урока « Внешняя политика Николая I в 1826–1849 гг. »

Работа в парах:

Задания на рабочих листах: определите направления внешней политики. Запишите в тетрадь.

А. борьба с революциями

Б. решение Восточного вопроса

Пост министра иностр. дел России занимал с 1822 года Карл Васильевич Нессельроде , который считал главной целью своей деятельности противодействие революционному движению.

2) Россия и революции в Европе.

Прочитайте текст параграфа и ответьте на вопрос:

Почему Россию называли "Жандарм Европы"? (планировал подавление революции во Франции, но вспыхнуло восстание в Польше)

Какие события об этом свидетельствуют?

Как это связано с внутренней политикой Николая I? (III отделение Собственной его императорского величества канцелярии)

3) Восточный вопрос.

Беседа по вопросам:

Что такое "Восточный вопрос"? (Три основных фактора обусловили возникновение и в дальнейшем обострение восточного вопроса: 1) упадок некогда могущественной Османской империи, 2) рост национально-освободительного движения против османского ига, 3) обострение противоречий между европейскими странами на Ближнем Востоке.)

Какие цели в этом вопросе преследовала Россия? (Для самой России восточный вопрос в первую очередь был связан с обеспечением безопасности ее южных границ и хозяйственным освоением юга страны, с интенсивным ростом торговли через черноморские порты.)

Какие события правления Николая I связаны с восточным вопросом?

Заполните таблицу:

Критерий сравнения

Русско-иранская война

Русско-турецкая война

Кавказская война

Хронологические рамки

Причины войны

Страны участницы

Итоги войны

4) Кавказская война.

Дайте определение понятий: имам, газават, мюридизм.

4. Закрепление:

Сделайте вывод об итогах внешней политики Николая I:

А) Чего добилась Россия на международной арене?

В) Какие страны были недовольны усилением России? Почему?

Г) Спрогнозируйте как будут развиваться в дальнейшем отношения с этими странами.

5. Домашнее задание:

Параграф

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Экономика развитого социализма »

А.А.Данилов. История России, 9 класс

    Цель урока: Усвоение учащимися знаний об экономики развития «развитого социализма» в СССР.

    Задачи:

образовательные:

показать неизбежность изменения советской экономической системы в середине 60-х годов;

раскрыть основные направления экономической реформы 1965 года в сельском хозяйстве и промышленности, реформы хозяйственного механизма в 1979 году;

определить причины неудач реформирования и сущность нарастания застойных явлений в экономике и социальной сфере.

развивающие:

умение соотносить исторические знания с социальными реалиями их отражающими;

анализировать и классифицировать информацию, представленную в различных знаковых системах (схема, диаграмма, таблица);

устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и терминами и понятиями;

формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.

воспитательные:

воспитывать уважительное отношение к истории своей страны;

формировать негативное отношение к директивному типу экономической системы как несоответствующей демократическому политическому режиму.

    Тип урока изучения нового материала

    Формы работы учащихся фронтальная , групповая

    Форма урока комбинированный

    Необходимое техническое оборудование:

компьютер, экран, проектор;
– презентация;
– рабочий лист
– словарь ключевых понятий и терминов
– экспресс-тест

академический школьный учебник «История. Россия в XX – начале XXI века» под редакцией А. А. Данилова (Москва, «Просвещение», 2011 год);

    Структура и ход урока:

Структура и ход урока

Слайд №1

Приветствуют учителя.

1 мин

I этап урока. Мотивация учащихся

Слайд № 2

Перед нами проблема: советская экономика 1965 – 1984 годов – расцвет? Кризис? Застой?

Слайды № 3, 4

Чтобы разобраться в данной проблеме, нам необходимо решить задачи, сформулированные в вашем рабочем листе и повторить основные понятия и термины.

Слайды № 5, 6

В ходе нашего исследования вы приобретете следующие знания о периодизации и содержании процессов в социально-экономической сфере страны.

Слайд № 2

Просмотр видеофрагментов («Полет Ю. А. Гагарина» и «А. Райкин. Миниатюры») и фотоматериалов.

Слайд № 3, 4

Знакомятся с задачами (Приложение 1) и словарем урока (Приложение 2)

Слайды № 5, 6

Ознакомление с рабочим листом (Приложение 1).

5 мин

II этап урока. Изучение нового материала

Слайд № 7

Ознакомьтесь с планом урока в вашем рабочем листе (Приложение 1)

Слайд № 7

План урока:

1. Причины проведения экономической реформы 1965 года.
2. Содержание и итоги экономической реформы 1965 года в сельском хозяйстве.
3. Содержание и итоги экономической реформы 1965 года в промышленности.
4. Содержание экономической реформы хозяйственного механизма.
5. Сущность нарастания застойных явлений в социально-экономической сфере.
6. Результаты сворачивания реформ.

5 мин

Слайд № 8

Используя понятия и термины (Приложение 2), а также материал учебника (§ 45, с. 158), определите причины, вызвавшие необходимость проведения реформ. Самостоятельно сформулируйте меры по их преодолению.
Заполните таблицу в рабочем листе (Приложение1).

Слайд № 8, рабочий лист (Приложение 1)

(Возможные ответы учащихся)

Причины:

1. Неэффективность административного диктата (директивная экономика).
2. Неэффективность внеэкономического стимулирования производства (убеждение, принуждение).
3. Экстенсивный путь развития экономики.
4. Превышение производства товаров группы А над товарами группы Б.

Меры:

1. Внедрение элементов рыночной экономики.
2.Экономические (материальные) стимулы к труду.
3. Интенсивный путь развития экономики.
4. Развитие пищевой, легкой промышленности.

3 мин

2. Содержание экономической реформы 1965 года в сельском хозяйстве.

Слайд № 9

На основе анализа текста учебника (§ 45, с. 158-159) определите дату, направления и итоги реформы в сельском хозяйстве. Заполните таблицу в рабочем листе (Приложение 1).

Слайд № 9, рабочий лист (Приложение 1)

(Возможные ответы учащихся)

Дата: март 1965 год.

Направления:

1. Решение социальных проблем села;
2. Частичное использование экономических стимулов к труду.

Меры:

1. Повышение закупочных цен;
2. Установление на 6 лет твердого плана закупок;
3. Введение 50% надбавки к основной цене за сверхплановую продажу продуктов;
4. Увеличение капиталовложений;
5. Ослабление ограничений на личное подсобное хозяйство.

Итоги:

1. Деятельность колхозов убыточна;
2. 1965-1988 – сокращение пашни на 22 млн. га;
3. Потери с/х продукции от 20% до 40%;
4. Импорт зерна и продуктов питания.

Причины:

1. Ставка власти на административные рычаги управления;
2. Отсутствие экономических стимулов к труду.

5 мин

3. Содержание экономической реформы 1965 года в промышленности

Слайд № 10

На основе анализа текста учебника (§ 45, с. 159-160) определите дату, направления и итоги реформы в промышленности. Заполните таблицу в рабочем листе (Приложение 3).

Слайд № 10, рабочий лист (Приложение 1)

(Возможные ответы учащихся)

Дата : сентябрь 1965 год.

Направления:

1. Изменение условий планирования;
2. Усиление экономического стимулирования.

Меры:

1. Сокращение числа планируемых показателей;
2. Повышение качества продукции;
3. Предприятия распоряжаются частью дохода (треть фонда);
4. Управление через отраслевые министерства;
5. Введение местной инициативы.

Итоги:

1. Рост объема производства в 1,5 раза;
2. Построено 1900 крупных предприятий;
3. Коней 60-х – начало застоя.

Причины:

    Снижение количества трудоспособного населения;
    2. Истощение сырьевой базы;
    3. Удорожание добычи полезных ископаемых;
    4. Износ и моральное старение оборудования;
    5. Рост военных доходов;
    6. Директивная экономика.

5 мин

4. Содержание экономической реформы хозяйственного механизма

Слайд № 11

На основе анализа текста учебника (§ 45, с. 160) определите дату и меры реформирования хозяйственного механизма страны. Заполните таблицу в рабочем листе (Приложение 1).

Слайд № 11, рабочий лист (Приложение 1)

(Возможные ответы учащихся)

Дата: 1979 год.

Меры:

1. Совершенствование хозяйственного механизма (возврат к директивной экономике);
2. Повышение роли партийного руководства;
3. Моральные (внеэкономические стимулы к труду).

3 мин

5. Сущность нарастания застойных явлений в социально-экономической сфере (итоги сворачивания реформ)

Слайды № 12,13

На основе анализа диаграмм сформулируйте основные выводы о результатах сворачивания экономических реформ в 1979 году. Результаты занесите в таблицу на рабочем листе (Приложение 1)

Слайды № 12,13, рабочий лист (Приложение 1)

(Возможные ответы учащихся)

Результаты сворачивания реформ:

1. Национальный доход – падение в 2 раза;
2. Промышленное производство – падение в 2 раза;
3. С/х производство – падение в 3 раза;
4. Производительность труда – падение в 2 раза;
5. Реальные доходы на душу населения – падение в 3 раза;
6. Понизились капиталовложения в жилищное строительство;
7. На треть сократилась доля экспорта машин и оборудования;
8. В 3 раза уменьшился прирост реальных доходов на душу населения;
9. Доля экспорта нефти и газа возросла в 3,5 раза.

3 мин

III этап урока. Закрепление полученных знаний

Слайд № 14

Сделайте вывод урока в соответствии с поставленной проблемой, вывод урока запишите в рабочий лист.

Пройдите экспресс-тест. (Приложение 3).

Слайд № 14

(Возможные ответы учащихся)

Вывод: период 70-х – первой половины 80-х годов XX века в СССР наблюдался социально-экономический застой, характеризующийся развитием экономики по экстенсивному пути, усилением централизации управления, возвратам к количественным показателям. А не к качественным.

Учащиеся проходят тестирование.

Результаты тестирования.

10 мин

IV этап урока. Домашнее задание:

§ 44, вопросы и задания;

Задания по выбору:

1. Презентация по теме: «Благосостояние городских жителей в 1965 – 1984 гг.»
2. Эссе по теме: «Вклад геологов в развитие советской экономики в 60 – 70 гг»
3. Сборник (дайджест) фрагментов публицистических статей и материалов газет по изученной теме.

Записывают домашнее задание в дневники

1 мин

Приложения.

Приложение 1.

Рабочий лист учащегося 9-А класса

Ф.И. _________________________

Приложение 1

Тема урока: «Экономика развитого социализма»

Проблема: Советская экономика 1965 – 1984 гг. – Расцвет? Кризис? Застой?

Задачи:

1. Показать неизбежность изменения советской экономической системы в средине 60-х годов.

2. Раскрыть основные направления экономической реформы 1965 года в сельском хозяйстве и промышленности, реформы хозяйственного механизма в 1979 году.

3. Раскрыть причины неудач реформирования и сущность нарастания застойных явлений в экономики и социальной сфере.

Основные знания: – аграрная реформа 1965 года;

– реформа 1965 года в промышленности;

– научно-техническая политика;

– социальная политика.

Основные понятия: – теневая экономика;

– товарный голод;

– социалистическое соревнование;

– стагнация;

– экономический застой;

– лимитчики;

– дефицитная экономика;

– стадиальное отставание;

– рыночная экономика;

– директивная экономика;

экстенсивное развитие;

– интенсивное развитие;

товары группы «А»;

– товары группы «Б».

Основные даты: – март 1965 года – реформа сельского хозяйства;

– октябрь 1965 года – реформа промышленности;

– 1979 год – реформа хозяйственного механизма

План:

1. Причины проведения экономической реформы 1965 года.

5. Сущность нарастания застойных явлений в социально-экономической сфере (итоги сворачивания реформ).

    Причины проведения экономической реформы 1965 года

1.

    Содержание экономической реформы 1965 года в сельском хозяйстве

Направления

Меры

Итоги

Причины

    Содержание экономической реформы 1965 года в промышленности

Направления

Меры

Итоги

Причины

    Содержание экономической реформы хозяйственного механизма

Меры

    Сущность нарастания застойных явлений в социально-экономической сфере

Итоги сворачивания «косыгинской реформы» (анализ диаграмм)

    Национальный доход –

    Промышленное производство –

    Сельскохозяйственное производство –

    Производительность труда –

    Реальные доходы на душу населения –

    Капиталовложения на жилищное строительство –

    Доля экспорта машин и оборудования –

    Прирост доходов на душу населения –

Выводы урока:

Приложение 2.

Основные понятия и термины

Дефицитная экономика – это экономическая система, при которой невозможно добиться устранения дефицита товара и услуг.

Интенсивное хозяйство – это хозяйство, которое развивается с помощью технического прогресса.

Интенсификация труда – это повышение увеличения напряжённости труда.

Инфляция – падение покупательской способности денег, их обесценивание, связанное с избытком денежной массы и недостатка потребительских товаров.

Кризис – перелом, тяжёлое переходное состояние.

Модернизация – становление и развитие индустриального общества, его способность к самоподдерживающейся изменяемости.

Национальный доход – вновь созданная стоимость в масштабе всего народного хозяйства той или иной страны.

Либерализация цен – это отказ от государственного регулирования цен.

Совет министров – высший исполнительный и законодательный орган власти.

Реформа – прогрессивное преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ социально-экономических и политических структур.

Средства производства – совокупность средств и предметов труда, используемых в процессе производства.

Стабильность – прочность, устойчивость, постоянность.

Стагнация – застой в производстве и торговле.

Стадиальное отставание – сохранение тех или иных стран на прежней стадии развития в аграрном, индустриальном обществе, в условиях перехода других государств и народов с следующими стадиями общественного процесса.

Теневая экономика – система производства, действующая вопреки существующему законодательству, чаще всего нелегально.

Хозрасчёт – метод планового хозяйствования, основанный на измерении в денежной форме затрат.

Холодная война – этап развития отношений Восток-Запад (1945-1991), характеризующийся конфронтацией и повышенной враждебностью, недоверием друг к другу.

Экстенсивное хозяйство – это хозяйство, которое развивается благодаря привлечению дополнительных и материальных ресурсов, а не за счёт технического прогресса.

Директивная экономика – тип экономической системы, при которой производители лишены самостоятельности.

Рыночная экономика – тип экономической системы, при которой производитель сам решает что производить, сколько производить и для кого производить.

Товары группы А – производство средств производства (тяжёлая промышленность).

Товары группы Б – создаётся при помощи товаров группы А (лёгкая промышленность).

Приложение 3.

(урок-лекция с применением мультимедийного учебника)

ОУ «Основная общеобразовательная школа № 4 г. Харабали»

Астраханской области

Районный семинар заместителей директоров по УВР «Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся на основе приемов педагогических технологий»

Открытый урок по теме:

Класс: 9-а 2009-2010 учебный год

Предмет: история

Тема урока: Экономика «Развитого социализма»

Цели урока:

Познакомить учащихся с главными результатами экономического развития СССР в 1964-1985гг. Подвести учащихся к пониманию причин наступающего экономи­ческого кризиса в Советском Союзе.

Способствовать развитию познавательного интереса к предмету через диалог с компьютером. Продолжить формирование умений работать с историческими до­кументами, анализировать их, делать выводы, излагать «сквозные» воп­росы темы. Способствовать формированию предметной информационной компетентности на элементарном уровне

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Форма проведения: лекционное занятие с использованием с мультимедийного учебника “История России. ХХ век” Антоновой Т.С., Харитонова А.Л., Данилова А.А., Косулиной Л.Г. М.2000.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.

На уроке формируются компетенции:

    информационные,

    учебно-познавательные,

    коммуникативная,

    ценностно-смысловая.

Учебное оборудование: карта, учебник, мульитимедийный учебник (диск № 4),

Оформление доски : тема урока, план изучения новой темы, новые сло­ва (экстенсивная экономика), домашнее задание.

Основные даты:

март 1965 г. - провозглашение на Пленуме ЦК КПСС реформы аграрного сектора экономики;

сентябрь 1965 г. - принятие Пленумом ЦК КПСС основных направле­ний реформы промышленности;

1979 г. - реформа хозяйствен­ного механизма.

Термины:

интенсивное, экстенсивное развитие;

самоокупаемость;

хозрасчет.

Ход урока

I. Организационный момент

Проверка принадлежностей;

Постановка целей и задач урока.

II . Проверка знаний

Использование медиатестов СД-4 § 43

Фронтальный опрос учащихся.

    Почему период 1964-1985 гг. называют золотым веком номенклатуры.

    Какие новые черты в общественно-политическом развитии проявились в этот период?

    Какие пути реформирования экономики предлагались в 50-60 гг.

    Какие последствия для экономической и социальной сферы мог­ла вызвать реализация линии на преимущественное развитие сель­ского хозяйства, пищевой и легкой промышленности?

    Оцените реформу сельского хозяйства, предпринятую Хрущевым. Покажите ее по­ложительные и отрицательные стороны. Чем можно объяснить улучшение во второй половине 50-х гг. и ухудшение в начале 60-х гг. снабжения на­селения продовольствием? С какими политическими решениями это было связано?

    Что нового появилось в развитии промышленности при Хрущеве?

    В чем заключалась противоречивость и ограниченность экономических ре­форм Хрущева?

III . Изучение нового материала

    Аграрная реформа 1965г. и ее результаты.

    Реформа промышленности: замыслы и результаты.

    Научно-технический прогресс.

    Социальная политика.

(Рассказ учителя.)

Цель реформы:

1) изменение условий планирования и усиления экономического стиму­лирования;

2) преодолеть традиционные для существующей экономической модели недостатки:

    рост капиталовложений и незавершенного строительства;

    массовое производство изделий, не находивших сбыта;

    несоответствие роста производительности труда более быстрому росту заработной платы;

    нарастание бумаготворчества.

Проблемное задание. Что собой представляла советская экономика в 1965-1984 гг.: расцвет, кризис или застой? Почему вы так считаете? Объясните свою точку зрения.

Сущность и основные направления реформы.

Работа с материалами компьютерного учебника: CD -4.

Ход и итоги реформы в сельском хозяйстве

В ходе изучения видеоряда медиаучебника учащимся предлагается выписать в тетрадь основные направления аграрной реформы:

1. Решение социальных про­блем села.

2. Частичное использование экономических стиму­лов к труду:

а) повышение закупочных цен,

б) установление на 6 лет твердого плана государственных закупок,

в) введение 50%-ой надбавки к основной цене за сверхплановую продажу продуктов,

г) увеличение капиталовложений в сельское хозяйство.

3. Ослабление ограничений на личное подсобное хозяйство.

В чем причины такой низкой рентабельности совхозного и колхозного производства при огромных капиталовложениях в сельское хозяйство?

С учетом предыдущего исторического опы­та (в том числе советского периода) укажите рычаги, которые мог­ли бы в значительной степени повысить рентабельность аграрного производства.

Чем можно объяснить тот факт, что, несмотря на огромные, постоянно увеличивавшиеся ассигнования на разви­тие сельского хозяйства, в стране год от года нарастал дефицит продовольствия?

Каким образом власти пытались решить про­блему нехватки продовольственных товаров?

Сравните реформы Хрущева и Косыгина. Какие сходные черты можно выделить?

Ход и итоги реформы в промышленности

При рассмотрении вопросов реформы в области промышлен­ности следует обратить особое внимание учеников на поиск внут­ренних противоречий в реформе 1965 г.

В ходе просмотра учащимся предлагается выписать основные направления реформы:

    изменение условий пла­нирования и усиление экономического стимулирования;

    введение и новых показателей, призванных обес­печить ее качество;

    сокращение до минимума числа планируемых показате­лей, наряду с сохранением жестких нормативов по объему продукции;

    разрешение оставлять в распоряжении предприятий части доходов, которая делилась на три фонда: фонд материаль­ного поощрения, фонд социально-культурного и бытового развития (строительство жилья, клубов, пансионатов и др.), фонд самофинансирования производства;

    восстановление управления про­мышленностью через отраслевые министерства;

    сочетание единого государственного планирования с местной инициативой. Право корректировки утверж­денных планов предоставлялось самим предприя­тиям.

(Проверка выполнения задания.)

Работа с диаграммой с.303 учебника. Задание: Проанализируйте диаграмму. Какие особенности развития страны в 1965-1985гг. она позволяет установить?

Среднегодовые темпы прироста основных показателей экономического развития, в %


Далее, в ходе беседы с учащимися, выделяются основные причины свер­тывания экономической реформы 1965 г.и заполняется таблица «Объективные и субъективные причины свертывания экономи­ческой реформы 1965 г.»:

(Заполнение таблицы)

Объективные причины

Субъективные причины

Экстенсивные основы разви­тия.

Непоследо­вательность реформы.

Попытка провести реформу при од­новременном свертывании про­цесса демократи­зации в политиче­ской жизни.

Даже упоминание рыночных отно­шений объявля­лось антисоциали­стическим, в тео­рии и практике господствовало тотальное плани­рование.

Большая часть хозяйственного аппарата сформи­ровалась в сталин­скую эпоху, вла­дела командными методами управ­ления, которые не «вписывались в реформу».

После заполнения таблицы учащиеся отвечают на вопросы: каковы причины падения темпов экономического роста страны? Какие из них вы считаете основными? Почему?

Научно-технический прогресс.

В какую стадию развития вступил в начале 70-х годов Запад?

Охарактеризуйте постиндустриальное общество.

Назовите установку XXIV съезда КПСС об НТП.

Как на деле происходило соединение достижений НТП с преимуще­ствами социализма?

Укажите положительные тенденции в это время.

Какие недостатки имели место быть в СССР в 70-80-х годах?

Почему к 80-м годам ситуация обострилась? Сделайте оценочный вывод.

Анализ социальной политики.

После просмотра видеоряда медиаучебника учащимся предлагается ответить на вопросы:

Докажите, что жизнь советских людей в 70-е годы относительно улучшилась.

В чем причины улучшения жизни?

Как и почему изменилась ситуация к 80-м годам?

За счет чего могли поддерживать имидж великой державы?

IV . Закрепление.

Проводится по материалам тестового контроля медиаучебника

Выполнение проблемного задания.

V . Домашнее задание: § 44.

1) Составьте терминологический словарь по теме, включив в него такие термины, как хозрасчет, самоокупаемость, самофинансирование, самоуправление.

2) Проанализируйте документ с.307 учебника и письменно ответьте на вопросы к нему.

VI. Подведение итогов урока.

1 слайд

2 слайд

Цели и задачи: познакомить учащихся с экономической ситуацией, сложившейся в СССР в середине 60 - середине 80-х годов; обратить внимание на экономические проблемы, пути их решения и результаты; продолжить формирование навыков самостоятельного подбора материала в соответствии с поставленными вопросами и логической аргументацией своих позиций.

3 слайд

I. Вступление /необходимость экономических преобразований в СССР в с. 60-х; реформаторская деятельность А.Н.Косыгина/ II. Работа по вопросам семинара III. Подведение итогов работы / уровень экономического развития страны к середине 80-х годов; причины увеличения отставания экономики СССР от уровня Запада/

4 слайд

Вступление Неудачи начала 60-х годов породили сомнения в эффективности административного диктата даже у руководителей страны. Еще при Хрущеве на страницах печати началась очередная дискуссия об экономических стимулах производства. Сложилась в основных чертах будущая экономическая реформа. В целом она, конечно не отвергала директивную модель экономики, а лишь внедряла в нее некоторые механизмы материальной заинтересованности производителя в результатах труда.

5 слайд

6 слайд

Какие изменения произошли в сельском хозяйстве? Каков их результат? Цели и результаты реформы в промышленности.(Работа Калининского филиала ВНИИТП в 60 -80-е годы.) Почему экономическая реформа 1965 г. не дала ожидаемых результатов? (с использованием документа и вопроса на с.304 учебника) Что такое постиндустриальное общество? Какие особенности его отличают? Можно ли утверждать, что СССР в начале 70-х годов, как и Запад, вступил в стадию постиндустриального развития? Ответ обоснуйте. Охарактеризуйте социальную политику государства, сопоставив положительные и отрицательные моменты.

7 слайд

…В аппарате пересказывали слова Брежнева по поводу доклада Косыгина на сентябрьском пленуме 1965 г.:»Ну что он придумал? Реформа, реформа… Кому это надо, да и кто это поймет? Работать нужно лучше, вот и вся проблема». Не в таком ли отношении к экономической реформе была главная причина, почему она не состоялась? Что бы вы ответили на этот вопрос одного из работников ЦК КПСС?

8 слайд

Каким стал уровень развития СССР к середине 80-х годов? В чем, по-вашему, причины увеличения отставания экономики Советского Союза от экономики Запада?