Сумма налога, которую следует уплатить в бюджет, представляет собой разницу между общей суммой НДС, исчисленной по итогам налогового периода, и суммой налоговых вычетов (п. 1 ст. 173 НК РФ), общая сумма налога увеличивается на суммы восстановленного налога

Таким образом, чтобы определить сумму налога, которую нужно заплатить в бюджет по результатам налогового периода, необходимо сделать следующее.

  • 1. Исчислить общую сумму налога по всем внутрироссийским операциям, момент определения налоговой базы по которым приходится на соответствующий налоговый период (ст. 166 НК РФ).
  • 2. Определить общую сумму налоговых вычетов, которые вы вправе применить по итогам данного налогового периода (ст. ст. 171, 172 НК РФ).
  • 3. Найти разность между общей суммой налога (п. 1) и суммой налоговых вычетов (п. 2).

НДСбюдж. = НДСисч. - НВ+ НДС восстановленный,

где НДСбюдж. - сумма налога, причитающаяся к уплате в бюджет;

НДСисч. - НДС, исчисленный по всем внутрироссийским хозяйственным операциям;

НВ - налоговые вычеты по итогам налогового периода.

Отметим, что НДС, уплаченный при ввозе товаров в РФ, не увеличивает сумму налога к уплате. В то же время "ввозной" НДС можно принять к вычету в общем порядке (п. 2 ст. 171 НК РФ).

4. Округлить сумму налога до полных рублей.

Согласно действующим правилам налог исчисляется в полных рублях. Если при расчете получено значение с копейками, то сумма менее 50 коп. отбрасывается, а 50 коп. и более округляется до целого рубля (п. 6 ст. 52 НК РФ).

Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, увеличенную на суммы налога, восстановленного НДС, то полученная положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, подлежит возмещению налогоплательщику.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога:

  • 1) лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога;
  • 2) налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.

Однако в перечисленных случаях обязанность исчислить и уплатить налог возникает, если вы выставляете своим покупателям счета-фактуры с выделенной в них суммой НДС.

Если же сумма НДС выделена в расчетных документах (например, в банковских документах о движении денежных средств по расчетному счету), а в счетах-фактурах не указана, то обязанности по перечислению налога в бюджет не возникает.

1. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 настоящего Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с настоящей главой.

2. Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с пунктом 3 статьи 170 настоящего Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 176 и 176.1 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

Абзац исключен. - Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ.

3. Сумма налога, подлежащая уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, исчисляется в соответствии с пунктом 5 статьи 166 настоящего Кодекса.

4. При реализации товаров (работ, услуг), указанных в статье 161 настоящего Кодекса, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами, указанными в статье 161 настоящего Кодекса.

5. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога:

1) лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога;

2) налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.

При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).

6. При переходе налогоплательщика на специальные налоговые режимы либо при начале использования налогоплательщиком права на освобождение, предусмотренное статьей 145 настоящего Кодекса, суммы налога, исчисленные при выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, подлежат уплате в порядке, установленном абзацем первым пункта 1 статьи 174 настоящего Кодекса, за налоговый период, на который приходится последний календарный день до даты перехода на специальные налоговые режимы, либо за налоговый период, на который приходится последний календарный день до начала использования налогоплательщиком права на освобождение, предусмотренное статьей 145 настоящего Кодекса, в части товаров, не использованных для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, без применения освобождения от налога, установленного настоящей главой.

Порядок исчисления налога и авансовых платежей. Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль и авансовых платежей по нему установлен ст. ст. ст. 286 , 287 НК РФ. По общему правилу налог на прибыль налогоплательщик должен исчислить самостоятельно (п. 2 ст. 286 НК РФ). Исключением являются случаи, когда налогоплательщик получает доходы, подлежащие налогообложению у источника выплаты. В таких случаях налог обязан исчислить и уплатить в бюджет налоговый агент (п. 4 ст. 286 , пп. 1 п. 5 ст. 286 НК РФ).

Сумма налога уплачивается по итогам календарного года (п. 1 ст. 55, п. 1 ст.285 ,п. 1 ст. 286 НК РФ):

НП = НБ x С, (5.3)

где НП - налог на прибыль, исчисленный за налоговый период;

НБ - налоговая база за налоговый период;

С - ставка налога.

В течение налогового периода (календарного года) организации должны уплачивать авансовые платежи. Причем существуют три возможных способа их уплаты:

По итогам I квартала, полугодия и 9 месяцев без уплаты ежемесячных авансовых платежей;

По итогам I квартала, полугодия и 9 месяцев плюс ежемесячные авансовые платежи внутри каждого квартала;

По итогам каждого месяца, исходя из фактически полученной прибыли.

НК РФ установлен перечень организаций, которые должны уплачивать квартальные платежи без уплаты ежемесячных авансовых платежей (таблица 5.4) (первый способ уплаты).

Таблица 5.4 Организации, уплачивающие квартальные платежи

Организации, которые обязаны платить только квартальные авансовые платежи

Основание

Организации, у которых доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, за предыдущие четыре квартала не превысили в среднем 15 млн. руб.

п. 3 ст. 286НК РФ

Бюджетные учреждения

Иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянное представительство

Некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации товаров (работ, услуг)

Участники простых товариществ в отношении доходов, получаемых ими от участия в простых товариществах

Инвесторы соглашений о разделе продукции в части доходов, полученных от реализации указанных соглашений

Выгодоприобретатели по договорам доверительного управления

Квартальные авансовые платежи, исчисленные и уплаченные по итогам отчетных периодов, засчитываются в счет уплаты налога по итогам следующего отчетного (налогового) периода (абз. 5 п. 1 ст. 287 НК РФ).

Сумма квартального авансового платежа исчисляется по формуле 5.1 (абз. 2 п. 2 ст. 286 НК РФ):

АК отчетный = НБ x С , (5.4)

где АК отчетный - квартальный авансовый платеж;

НБ - налоговая база отчетного периода, рассчитанная нарастающим итогом с начала года до конца отчетного периода;

С - ставка налога.

Сумма квартального авансового платежа, который налогоплательщик должен уплатить в бюджет по итогам соответствующего отчетного периода, исчисляется по формуле 5.2(абз. 5 п. 1 ст.287 НК РФ):

АК к доплате = АК отчетный - АК предыдущий, (5.5)

где АК к доплате - сумма квартального авансового платежа, подлежащая уплате (доплате) в бюджет по итогам отчетного периода;

АК отчетный - сумма квартального авансового платежа, исчисленного по итогам отчетного периода;

АК предыдущий - сумма квартального авансового платежа, уплаченного по итогам предыдущего отчетного периода (в текущем налоговом периоде).

Сумма квартального авансового платежа по итогам отчетного периода определяется исходя из фактической прибыли, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного периода (квартала, полугодия, девяти месяцев) с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.

Если налогоплательщик получил убыток по итогам отчетного периода, то сумма исчисленного квартального авансового платежа будет равна нулю (п. 8 ст. 274, абз. 6 п. 2 ст. 286 НК РФ).

При втором способе налогоплательщик должен уплачивать квартальные платежи плюс ежемесячные платежи внутри каждого квартала (абз. 2 п. 2 ст. 286 НК РФ). Сумма ежемесячных авансовых платежей, уплаченная им в течение отчетного (налогового) периода, засчитывается при уплате квартальных авансовых платежей (абз. 5 п. 1 ст.287 НК РФ). Чтобы определить, обязан ли налогоплательщик уплачивать ежемесячные авансовые платежи в текущем квартале или нет, по итогам каждого прошедшего квартала необходимо производить расчет средней величины доходов от реализации за предыдущие четыре квартала и сравнивать с установленным ограничением в 10 млн. руб. (п. 3 ст. 286 НК РФ). Если результат превысить 10 млн. руб., то необходимо уплачивать ежемесячные авансовые платежи внутри каждого квартала (таблица 5.5).

Таблица 5.5 Порядок расчета ежемесячных авансовых платежей.

ЕАП = ЕАП 4 кв.

ЕАП = ЕАП 4 кв.

ЕАП = ЕАП 4 кв.

1 квартал

АК 1 кв. * = П 1кв. х 20 %

АК к упл = АК 1кв. - ЕАП 1кв.

ЕАП = 1/3 х АК 1кв.*

ЕАП = 1/3 х АК 1кв. *

ЕАП = 1/3 х АК 1кв.*

2 квартал

АК полуг.*= П полуг. х20%

АК к упл. = АКполуг.- Уплаченная сумма

ЕАП = 1/3 (АК полуг. – АК 1 кв)

Сентябрь

ЕАП = 1/3(АК полуг. – АК 1 кв)

9 месяцев

АК 9мес. = П 9 мес. х 20%

АК к упл. = АК 9 мес. – Уплаченная сумма

ЕАП. = 1/3х(АП 9мес. - АП полуг.)

ЕАП. = АП. = 1/3 х(АП 9мес.- АП полуг.)

НП к упл. = НП - Уплаченная сумма

Организация вправе уплачивать в течение налогового периода ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли (абз. 7 п. 2 ст. 286 НК РФ) (третий способ уплаты). Перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей, исходя из фактически полученной прибыли можно по собственному желанию. При этом размер получаемых доходов от реализации и принадлежность к одной из категорий налогоплательщиков, перечисленных в п. 3 ст. 286 НК РФ, значения не имеют. Сумма авансового платежа за отчетный период, уплачиваемого исходя из фактически полученной прибыли, исчисляется следующим образом:

АМ отчетный = НБ x С, (5.6)

где АМ отчетный - сумма авансового платежа, исчисленного по итогам отчетного периода;

НБ - налоговая база за отчетный период, рассчитанная нарастающим итогом с начала года до конца отчетного периода;

С - ставка налога.

Сумма авансового платежа, который налогоплательщик должен уплатить в бюджет по итогам соответствующего отчетного периода, исчисляется следующим образом: (абз. 8 п. 2 ст. 286, абз. 5 п. 1 ст. 287 НК РФ):

АМ к доплате = АМ отчетный - АМ предыдущий , (5.7)

где АМ к доплате – сумма авансового платежа за отчетный период, подлежащая уплате (доплате) в бюджет;

АМ отчетный – сумма авансового платежа, исчисленного по итогам отчетного периода;

АМ предыдущий – сумма авансового платежа, уплаченного по итогам предыдущего отчетного периода (в текущем налоговом периоде).

Итак, сумма авансового платежа за отчетный период определяется исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли в отчетном периоде, которая рассчитывается нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца (абз. 7 п. 2 ст. 286 НК РФ). При наличии убытка по итогам отчетного периода (месяца, двух месяцев и т.д.) сумма авансового платежа, подлежащего уплате в бюджет, равна нулю.

При таком варианте уплаты авансовых платежей в течение налогового периода налогоплательщик перечисляет в бюджет авансовые платежи по налогу на прибыль, соответствующие реальным финансовым показателям. Это позволяет организации не отвлекать денежные средства на уплату излишних сумм налога в течение налогового периода. Целесообразность перехода на уплату ежемесячных авансовых платежей по фактической прибыли напрямую зависит от размера прибыли, которую предполагается получить в течение налогового периода. Если прогноз свидетельствует о спаде доходов (прибыли) в отдельных периодах календарного года (например, деятельность вашей организации носит сезонный характер), можно с большой долей вероятности предположить, что переход на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли для организации будет выгоден. Если, наоборот, все свидетельствует о стабильном росте ваших доходов в будущем, то переход на систему ежемесячной уплаты авансовых платежей исходя из фактической выручки для вас невыгоден.

Недостаток этой системы уплаты авансовых платежей заключается в необходимости ежемесячно заполнять налоговую декларацию и представлять ее в налоговый орган (п. 3 ст. 289 , абз. 4 п. 1 ст. 287 НК РФ).

Сроки и порядок уплаты налога и налога в виде авансовых платежей (ст.287 НК РФ). Налог по итогам налогового периода уплачивается не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. В это же время подается налоговая декларация (п. 4 ст. 289 НК РФ).

Квартальные авансовые платежи необходимо перечислить в соответствующий бюджет не позднее 28 календарных дней со дня окончания истекшего отчетного периода (абз. 2 п. 1 ст. 287 , п. 3 ст. 289 НК РФ). В этот же срок надо представить и налоговую декларацию (п. 3 ст. 289 НК РФ).

Если 28-е число падает на выходной или праздничный день, то в соответствии со ст. 6.1 НК РФ этот срок (уплаты) переносится на ближайший следующий за ним рабочий день. Следует учитывать, что в случае несвоевременной уплаты квартального авансового платежа, исчисленного по итогам отчетного периода, могут быть начислены пени в соответствии со ст. 75 НК РФ (абз. 2 п. 3 ст. 58 НК РФ).

Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, должны уплачивать не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода (абз. 3 п. 1 ст. 287 НК РФ). Если указанная дата падает на выходной или праздничный день, то в соответствии со ст. 6.1 НК РФ срок уплаты переносится на ближайший рабочий день. Следует учитывать, что в случае несвоевременной уплаты ежемесячных авансовых платежей вам могут быть начислены пени (абз. 2 п. 3 ст. 58 НК РФ).

Уплачивать ежемесячные авансовые платежи, исходя из фактической прибыли должны в срок не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога (абз. 4 п. 1 ст. 287 НК РФ). В случае несвоевременной уплаты авансовых платежей могут быть начислены пени (абз. 2 п. 3 ст. 58 НК РФ). Представлять в налоговый орган декларацию необходимо по итогам каждого отчетного периода в срок не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление авансовых платежей (п. 3 ст. 289 , абз. 4 п. 1 ст. 287 НК РФ). То есть декларация за январь представляется 28 февраля, декларация за январь – февраль представляется 28 марта и т.д.

Примеры решения задач

1.Организацией в I квартале текущего года получена выручка от реализации продукции на сумму 1450 000 руб. (без НДС). Выручка от выпол­нения строительно-монтажных работ составила 365000 руб. (без НДС). В отчетном периоде получено безвозмездно оборудование на сумму 1200 000 руб. Себестоимость реализованной продукции составила 960000 руб., затраты по выполнению строительных работ - 1270 000 руб. В результате проведенной инвен­таризации товарно-материальных ценностей выявлены излишки на сумму 60000 руб. Организацией начислены дивиденды учредите­лям на сумму 215000 руб.

Определить сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в бюджет за I квартал текущего года.

Решение: Налоговая база составит: (1450 000 – 960000) + (365000 – 1270 000) + 1200 000 + 60000 = 845000 руб.

Налог на прибыль составит: 845000 руб. х 20% = 169000 руб.

Организация как налоговый агент удержит НДФЛ с дивидендов учредителей 27950 руб. (215000 руб. х 13%).

Данные операции будут отражены в бухгалтерском учёте:

Сумма, руб.

Выручка от реализации продукции

Начислен НДС на стоимость реализованной продукции

Выручка от выполнения СМР

Начислен НДС на стоимость СМР

Получено безвозмездное оборудование

Полученное безвозмездное оборудование введено в эксплуатацию

Признание дохода по безвозмездно полученному оборудованию*

Списание себестоимости реализованной продукции

Списание затрат на выполнение СМР

Оприходованы излишки ТМЦ, выявленных в результате проведённой инвентаризации

Отражена прибыль от деятельности организации

Начислен налог на прибыль организаций

Перечислен налог на прибыль организаций в бюджет

Начисление дивидендов учредителям

Удержан НДФЛ(или налог на прибыль организаций) с начисленных дивидендов

Перечислен, удержанный с дивидендов НДФЛ (или налог на прибыль организаций)

*Данная корреспонденция производится по мере начисления амортизации по безвозмездно полученному оборудованию.

Интересным и сложным является начисление процентов по долговым обязательствам (ст.269 НК РФ), поскольку возникают отложенные налоговые обязательства в бух.учёте.

Пример.15 января текущего года ООО№1 получает заём от ООО№2 в сумме 2000000руб. сроком на 4 месяца под 18% годовых на приобретение объекта основных средств. Деньги с расчётного счёта ООО№2 были списаны 14 января, а поступили на счёт ООО№1 15 января.16 января перечислены средства поставщику основных средств.20 января от поставщика получено основное средство стоимостью1770000руб., в т.ч. НДС 270000 руб. 1 февраля приобретённый объект введён в эксплуатацию. Организации не являются взаимозависимыми.*

За январь будут сделаны по данным операция следующие проводки

Операция

Сумма, руб

Получены средства

Перечислена предоплата поставщику основных средств

Получены основные средства

Отражён НДС по полученным основным средствам

Начислены проценты за январь

Начислены отложенные налоговые обязательства

Согласно ПБУ15/2008 проценты по займу могут отражаться в бухучёте в соответствии с условиями договора. В соответствии с п.8 ст.272 НК РФ сумма начисленных процентов по займу в регистрах налогового учёта подлежит отражению по окончании каждого месяца. Согласно п.1 ст.807 Гражданского Кодекса договор займа считается заключённым с момента передачи денежных средств, т.е. в нашем примере это 14 января:

2000000х18/365х18=17753 руб.(в январе 31день, проценты начисляются за период с 14 по 31 января; 18% - это годовых, а за месяц 18/365).

Начисленные проценты для целей налогообложения можно сразу учесть в составе внереализационных расходов(пп.2 п.1.ст.265 и п.ст.269 НК РФ).

В бухучёте эта сумма попадёт на расходы, но позднее и частями через амортизацию. Следовательно, в соответствии с ПБУ 18/02 следует начислить отложенное налоговое обязательство 17753 х20%= 3550,6.

Попробуйте сделать проводки за февраль

**. Для целей Налогового кодекса, взаимозависимыми лицами признаются (п.2 ст.105.1 НК РФ):

В результате осуществления всех положенных по закону вычетов остается сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиком в бюджет. Неизбежно возникает вопрос: какую сумму должен внести в бюджет налогоплательщик, если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превысит общую сумму налога, полученную налогоплательщиком от своих покупателей?

Налоговое законодательство четко установило, что в этом случае в данном конкретном налоговом периоде налог в бюджет не уплачивается. При этом разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога признается как сумма излишне уплаченного налога, и она подлежит зачету в счет текущих или предстоящих в следующем налоговом периоде платежей по этому налогу или же возвращается налогоплательщику в установленном порядке.

Невольно возникает естественный вопрос: нет ли противоречия между названием налога и механизмом его исчисления и уплаты? Действительно, налог взимается не с суммы созданной добавленной стоимости, а с оборотов по реализации товаров, работ и услуг. Имеется ли в данном случае прямая зависимость между суммой уплаченного в бюджет налога и созданной на каждом предприятий добавленной стоимостью? Для ответа на этот вопрос рассмотрим на условном примере порядок исчисления НДС, подлежащего взносу в бюджет, конкретными налогоплательщиками.

Пример 22.7

Ткацкая фабрика, закупив у покупателей сырье, материалы, электроэнергию и произведя другие расходы на производство тканей на общую сумму 100 тыс. руб., одновременно с этой суммой уплатила им выставленные ими суммы НДС в размере 18 тыс. руб. Произведенную ткань она реализовала в налоговом периоде швейной фабрике за 150 тыс. руб., добавив в процессе производства к затраченным 100 тыс. руб. еще 50 тыс. руб. (30 тыс. руб. – зарплата, 20 тыс. руб. – прибыль). Вместе с выставленным счетом за поставленную ткань (150 тыс. руб.) ткацкая фабрика указала в счетах также и сумму НДС в 27 тыс. руб. (150 тыс. руб. × 18%), которую также получила от швейной фабрики. Таким образом, за реализацию указанной партии тканей швейная фабрика должна внести в бюджет 9 тыс. руб. (27 тыс. руб. – 18 тыс. руб.). Произведя из полученной ткани мужские костюмы, швейная фабрика реализовала их универсальному магазину, получив с него кроме стоимости костюмов также и соответствующую сумму НДС.

Пример 22.8

Порядок исчисления НДС, подлежащего взносу в бюджет конкретными налогоплательщиками, рассмотрим на условном примере (табл. 22.1) взаимосвязанных предприятий, поставляющих продукцию и покупающих ее у предприятия-смежника.

Таблица 22.1. Пример расчета налога на добавленную стоимость, подлежащего взносу в бюджет

Наименование предприятия

Стоимость закупленных для производственных целей сырья, материалов топлива и т.д., тыс. руб.

Созданная на предприятии добавленная стоимость, тыс. руб.

Стоимость

реализованной продукции, тыс. руб.

НДС, подлежащий взносу в бюджет, тыс. руб.

без НДС (включается в затраты по производству и реализации продукции)

Сумма уплаченного поставщику НДС (ставка 18%)

без НДС

выставленный в счете-фактуре НДС (ставка 18%)

Общая стоимость, выставляемая покупателю в счете-фактуре

(гр. 2 × 18%)

(гр. 2 + гр. 4)

(гр. 5 × 18%)

(гр. 5 + гр. б)

(гр. 6 – гр. 3)

Универмаг

Как видно из табл. 22.1, на всех трех предприятиях общая сумма добавленной стоимости составила 300 тыс. руб., а сумма уплаченного в бюджет налога при ставке НДС 18% – 54 тыс. руб. (18% от 300 тыс. руб.). Таким образом, несмотря на то, что по принятой в российском налоговом законодательстве методике облагаемый НДС оборот определен как стоимость реализованной продукции (товаров, работ и услуг), все же предприятие вносит в бюджет сумму налога в зависимости от созданной на этом предприятии добавленной стоимости.

По каждому из трех предприятий и в целом по этой группе налогоплательщиков сумму налога, подлежащую взносу в бюджет, можно рассчитать по-иному, умножив сумму созданной добавленной стоимости на ставку установленного для данного товара, работы и услуги НДС.

И здесь невольно возникает вопрос: зачем же усложнять порядок определения суммы подлежащего взносу в бюджет налога, если есть более простой способ? Однако предусмотренный порядок определения суммы НДС, подлежащей взносу в бюджет, установлен не случайно. Дело в том, что для определения суммы добавленной стоимости при кажущейся его простоте необходимо было бы на каждом предприятии вводить дополнительную и весьма громоздкую налоговую отчетность, отражающую результаты формирования и реализации добавленной стоимости. Кроме того, установленный порядок обеспечивает налогоплательщику источник уплаты данного налога, взимаемого с покупателя на каждом этапе реализации продукции и дающего возможность равномерно переложить внесенный в бюджет НДС на конечного потребителя.

1. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 настоящего Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с настоящей главой.

2. Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с пунктом 3 статьи 170 настоящего Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 176 и 176.1 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

Абзац второй исключен.

3. Сумма налога, подлежащая уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, исчисляется в соответствии с пунктом 5 статьи 166 настоящего Кодекса.

4. При реализации товаров (работ, услуг), указанных в статье 161 настоящего Кодекса, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами, указанными в статье 161 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 4.1 настоящей статьи.

4.1. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налоговыми агентами, указанными в пункте 8 статьи 161 настоящего Кодекса, определяется по итогам каждого налогового периода как общая сумма налога, исчисляемая в соответствии с пунктом 3.1 статьи 166 настоящего Кодекса в отношении товаров, указанных в пункте 8 статьи 161 настоящего Кодекса, увеличенная на суммы налога, восстановленные в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 3 статьи 170 настоящего Кодекса, и уменьшенная на суммы налоговых вычетов, предусмотренных пунктами 3, 5, 8, 12 и 13 статьи 171 настоящего Кодекса в части операций, осуществляемых указанными налоговыми агентами с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 настоящего Кодекса.

5. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога:

1) лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога;

2) налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.

При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).

6. При переходе налогоплательщика на специальные налоговые режимы либо при начале использования налогоплательщиком права на освобождение, предусмотренное статьей 145 настоящего Кодекса, суммы налога, исчисленные при выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, подлежат уплате в порядке, установленном абзацем первым пункта 1 статьи 174 настоящего Кодекса, за налоговый период, на который приходится последний календарный день до даты перехода на специальные налоговые режимы, либо за налоговый период, на который приходится последний календарный день до начала использования налогоплательщиком права на освобождение, предусмотренное статьей 145 настоящего Кодекса, в части товаров, не использованных для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, без применения освобождения от налога, установленного настоящей главой.

Комментарий к Ст. 173 НК РФ

Общая сумма налога, которую нужно заплатить в бюджет, подсчитывается по итогам каждого налогового периода. Определяется сумма так: к общей сумме налога, рассчитанной по правилам ст. 166 НК РФ, прибавляется НДС, восстановленный по правилам ст. 170 НК РФ, и вычитается тот налог, который подлежит вычету, на основании ст. 171 НК РФ (за исключением налоговых вычетов, предусмотренных п. 3 ст. 172 НК РФ).

Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ и увеличенную на сумму налога, восстановленного в соответствии с п. 3 ст. 170 НК РФ, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп. 1 и 2 п. 1 ст. 146 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. ст. 176 и 176.1 НК РФ, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

Постоянные споры вызывают ситуации, когда организации к возмещению ставят НДС при отсутствии в налоговом периоде реализации. Налоговики настаивают, что в данном случае с вычетом нужно подождать. При этом они как раз ссылаются на п. 2 ст. 173 НК РФ. По логике чиновников, раз у фирмы не было НДС к начислению, налоговая база равна нулю. Получается, что и вычитать не из чего. А раз так, то и к возмещению НДС в этом периоде поставить нельзя. Надо сказать, что арбитражные суды в данном случае фискалов не поддерживают. Пример: Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11 февраля 2008 г. N Ф04-848/2008(409-А70-25) по делу N А70-5284/7-2007.

В пп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ предусмотрена обязанность лиц, не являющихся плательщиками налога, а также лиц, освобожденных от исполнения обязанностей плательщиков налога, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога перечислить соответствующую сумму в бюджет.

Однако возникновение в данном случае обязанности по перечислению в бюджет налога не означает, что выставившее счет-фактуру лицо приобретает в отношении таких операций статус налогоплательщика, в том числе право на применение налоговых вычетов.

На указанное лицо возлагается лишь обязанность перечислить в бюджет налог, размер которого в силу прямого указания п. 5 ст. 173 НК РФ определяется исходя из суммы, отраженной в соответствующем счете-фактуре, выставленном покупателю. Возможность уменьшения этой суммы на налоговые вычеты приведенной нормой либо иными положениями гл. 21 НК РФ не предусмотрена (п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость»).

Согласно п. 5 ст. 173 НК РФ организации, которые не являются плательщиками НДС, но выставившие счет-фактуру и выделившие в этой бумаге налог, должны перечислить его в бюджет. А если НДС не заплатить, грозят ли организации какие-либо санкции? Вопрос спорный. Неоднозначно решают его и в арбитражных судах.

В некоторых округах судьи считают, что привлечь упрощенца к налоговой ответственности за неуплату НДС нельзя вообще. Дело в том, что штраф можно наложить только на плательщиков НДС (п. 2 ст. 44, ст. 122 НК РФ), коими упрощенцы не являются. Более того, в п. 5 ст. 173 НК РФ речь идет «о лицах, не являющихся налогоплательщиками». По этой же причине не грозят предприятию-упрощенцу и пени. Ведь в ст. 75 НК РФ в качестве лиц, которые обязаны их заплатить, также упоминаются только налогоплательщики и налоговые агенты. Упрощенцы, неправомерно выделившие в счете-фактуре НДС, таковыми не являются. Значит, налагать штрафы и требовать заплатить пени незаконно. Единственная их обязанность — это перечислить выделенный и полученный от покупателей НДС в бюджет. Такой вердикт прозвучал, например, в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 14 декабря 2004 г. по делу N Ф04-8795/2004(6991-А70-7), от 18 августа 2004 г. по делу N Ф04-5769/2004(А27-3834-26), ФАС Северо-Западного округа от 12 октября 2004 г. по делу N А13-4110/04-26.

Правда, есть и противоположные мнения на этот счет. В некоторых случаях суды приходили к выводу, что, если упрощенцы выставили счета-фактуры с НДС и своевременно не перечислили налог в бюджет, штраф за данное правонарушение, а также пени взысканы правомерно. Правда, зачастую судьи никак не мотивируют свое решение (см., например, Постановления ФАС Центрального округа от 28 мая 2004 г. по делу N А54-88/03-С11-С2). В другом решении судьи этого же округа признали, что налог и пени фирма заплатить должна, а вот штраф ей, как неплательщику НДС, не грозит (Постановление от 5 августа 2004 г. N А64-29/03-19).

Итак, большинство судей признает: санкции за то, что упрощенец несвоевременно перечислит выделенный в счетах-фактурах НДС в бюджет, Налоговым кодексом РФ не предусмотрены. Следовательно, начислять штрафы и пени незаконно. Правда, доказывать это придется в судебном порядке. Если же приведенная аргументация не убедит налоговиков или судей, можно привести еще один довод.

Чтобы начислить штраф и рассчитать пени, нужно четко знать, в какой срок надо уплатить налог. Между тем в п. 4 ст. 174 НК РФ сказано, что перечислить неправомерно удержанный с покупателя налог упрощенец должен не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом (п. 4 ст. 174 НК РФ). В свою очередь, ст. 163 НК РФ в зависимости от суммы выручки определяет налоговый период — месяц или квартал. При этом для лиц, указанных в п. 5 ст. 173 НК РФ, никаких исключений не сделано. А раз так, четко определить, не позднее 20-го числа какого именно месяца НДС нужно перечислить в бюджет — по окончании месяца или квартала, «упрощенец» не может. Получается, что момент, с которого следует начислять пени и налагать штраф, не определен.

Следовательно, несмотря на установленную обязанность по уплате НДС, «упрощенец» продолжает оставаться лицом, который не имеет статуса налогоплательщика. Поэтому такие организации не обязаны уплачивать штрафы и пени. Тем не менее отсутствие санкций вовсе не означает, что налог не нужно платить в бюджет.

«Упрощенцам», которые выставляют счета-фактуры с выделенным налогом, можно не опасаться штрафа за опоздание с декларацией по НДС. Судьи ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 25 января 2006 г. N А29-8459/2005А согласились с тем, что компании на «упрощенке» обязаны отчитываться по НДС, полученному от покупателя (п. 5 ст. 174 НК РФ). Однако за несвоевременное представление декларации могут быть наказаны лишь плательщики налога (ст. 119 Налогового кодекса). Фирмы же, применяющие упрощенную систему налогообложения, плательщиками НДС не признаются (п. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса).