Практическое руководство по
работе с саженями

ПЛАН СЕМИНАРА

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Основные принципы проектирования по саженям
Система пропорций человека
Очертания жилых зданий
Размеры помещений
Вурфные отношения и пропорции фасадов
Пропорции участков

1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПО САЖЕНЯМ
Сажень означало расстояние от конца пальцев одной
руки до конца пальцев другой.

Само слово «сажень» происходит от глагола «сягать»
(доставать до чего-либо, хватать, достигать — ср.
также «досягать», «досягаемый»).

В понимании наших предков Мера - это соразмерность, а не
измерение.
Разрушение Золотой системы саженей отняло у человека его
соразмерность себе и Миру, заменив насильно соразмерность
измерением, сравнением.
Соразмерность - это проявление чувства Единства,
чувства Изначального.
Измерение - сравнение с неким эталоном, к которому сам
человек не имеет отношения.

2. Система
пропорций человека

По 3 параметрам (размах
рук, высота поднятой руки,
2шага или длина
протянутой вперед руки от
плечевого сустава)
получен комплекс
из 3 саженей характерный
для человека
среднего роста -
Казенная - 2,176м
Народная - 1,76м
Меньшая - 1,344м

Сажени в развернутом
числовом ряду Фи

Таблица групп саженей по Черняеву А.Ф.

Соотношения саженей
2,176/1,345 = 1,618
2,176/1,76 = 1,236
1,76/1,345 = 1,309

Алгоритм получения божественной пропорции

Сопоставление полученных функций в
приведенном ряду

Числовые соотношения саженей

Дополнение ряда функций «золотой
пропорции»

3. Очертания
жилых зданий

Пропорционирование здания выполняется по внешним габаритам,
с учетом идеологически важных элементов
(высота храма с учетом высоты креста, жилой дом до конька кровли).

Длина, ширина и высота объекта, его главные параметры, определяются:
смежными саженями, связанными между собой отношением
ф =1,618, 1/2φ =0,809 и ф2/2 = 1,309;
либо геометрическим способом - через диагональ квадрата
(серебряное сечение) = 2,414

План сформирован на
базе функции
серебряной пропорции.
Отношение ширины
здания к длине - через
диагональ квадрата.

Высота здания с кровлей
образована через
9-ю ступень в
отношении1х2

План сформирован на
базе функции
серебряной пропорции
(отклонение 0,9%).
Отношение ширины
здания к длине - через
диагональ квадрата.

Высота здания с кровлей
образована через
функцию золотой
пропорции - 1,236.
Членение фасада по
вертикали выполнено по
вурфу 1,309.

Количество саженей должно быть четное и целое.
Вид саженей в главных формообразующих размерах сооружения
соответствует назначению сооружения и определяется из статуса и
назначения объекта для общественных зданий и исходя от роста
хозяина дома для частных домов.

Пропорции жилого дома привязаны к росту хозяина дома
и составлены из саженей одной группы,
где первая, - например «Казенная»,
соответствует размеру человека с поднятой рукой (2,176м)
и привязана к высоте здания,
вторая - «Народная» - рост человека (1,760м) и привязана к ширине
здания,
третья - «Малая» - 2 шага (1,424м) и привязана к длине здания.

При возведении нескольких этажей
применялись разные сажени для каждого этажа
(из разных групп «Всемера» на 1 ступень ниже
для каждого следующего этажа либо по правилу вурфа).
Вертикальное членение фасада ведется через вурфные
отношения.

4. Размеры помещений

Разбивка внутренних частей и осей здания производилась
саженями отличными от примененных на внешних конструкциях,
целыми длинами-квантами:
саженей, полсаженей, локтей либо меньших частей.

Следует обратить внимание, что во всех мерных операциях брались
размеры помещений в чистоте - без учета толщин стен,
т.е. размеры только функционально используемых площадей.
Толщина конструкций как бы игнорировалась, хотя внутренние
поперечные стены, в отличие от современных перегородок
выполнялись весьма массивными.

Удвоенным числом саженей устанавливается соразмерение между
человеком и помещением. Такое соразмерение называется
масштабностью элементов сооружения по отношению к человеку. То есть
высота помещения должна быть не менее 2 величин роста.
Для разных по своему значению и положению в иерархической лестнице
людей создаются помещения, размеренные соответственно разными
видами саженей.

Очертания
жилого
дома -
чертеж XVIIв

Архитектура антропоморфна, любая вещь или предмет, контактирующий
с человеком, обычно не равняется человеку, а выполняется либо больше,
либо меньше человека.
Дверной проем, спальное место - больше человека, а верхняя полка
должна быть меньше человека с поднятой рукой, чтобы он мог
дотянуться.
Размер предмета, элемента сооружения выполняется на ступень больше
или на ступень меньше модели соответствующего человека.

Внутренние высоты этажей и чердака делаются разными,
но гармоничными друг другу саженями,
могут совпадать с применёнными для наружных измерений.
Если внутренних высот 3, например, 1-й, 2-й этажи и чердак,
то проверка гармоничности проводится
по вурфному соотношению: а-1-й этаж, b-2-й этаж, с-3-й этаж.
W(a,b,с)=(а+b)(b+с)/b(a+b+с)=1.3-1.33.
Практически в этом соотношении участвует тройка смежных саженей.
Для более точного расчета воспользуйтесь «Новгородской
логарифмической линейкой».

Членение на изолированные
отсеки - клети диктовалось
только функциональной
необходимостью разделить
жилую зону (отапливаемую) от
хозяйственной
(неотапливаемой).
Набор таких отсеков диктовался
жизненно важными
параметрами - обеспечение
питания и трудовой
деятельности.
В перечень помещений
включались: общее жилое
помещение, сени
(коммуникационная зона),
хозяйственные помещения, в
холодных районах - помещения
для скота и «отхожее» место.

Реконструкция трипольского жилого дома

5. Вурфные отношения и
пропорции фасадов

В живой природе, в биологических телах,
в строении тела человека трехчастное
деление наблюдается постоянно.
Почленные части
трехчастного деления тела (вурфа)
образуют систему
взаимного пропорционирования и
потому оказываются неразделимыми.
Для блока, состоящего из трех элементов
с длинами а, b, c
вурфное отношение W(а, b, с)
вычисляется по формуле:
W(a,b,с)=(а+b)(b+с)/b(a+b+с).
Путем преобразований такие блоки
могут быть совмещены один с другим с
полным совпадением всех их точек.

Значения вурфов немного варьируются,
составляя в среднем величину W = 1,31.
В идеальном случае В.Петухов указывает W = 1,309,
что при выражении через величину золотого сечения
W = φ2/2.
Он называет его «золотым вурфом»
Если конструкция имеет вурфное отношение трехчленного деления,
то как бы ни перемещался наблюдатель относителъно ее,
угол зрения всегда будет иметь одно и то же значение вурфа,
а движущийся наблюдатель будет воспринимать
постоянно меняющуюся,
но остающуюся эстетически совершенной,
гармоничную конструкцию.

6. Пропорции участков

Ещё не так давно по всей России замерялась земля
не метром, а саженями.
Существовал квадратный сажень, нечто большее, чем квадратный метр.
Существовала десятина, равная 109 соткам, или 10900 квадратных метров.
Есть сведения, что в десятине укладывалось 2400 квадратных саженей.
Исходя из этих сведений, узнаем размер квадратной сажени. 10900:
2400 = 4,542 - точнее 4,548 кв.м.
Следует иметь в виду, что длина и ширина земельного участка
не может быть одинаковой.
При пропорционировании и определении размеров выделенных земельных
участков можно использовать сажени следующим образом:
Ширина

Кладочная

Городовая

Народная

Церковная

Греческая

Казённая

Полученный размер квадратного саженя и сама десятина
обладают свойством Золотой пропорции.
Причём наиболее гармоничны они для тех,
по чьему росту размерены участки квадратной саженью
и будут давать больший урожай, чем размеренные метром,
ибо они формируют пространство объёма урожая.
Примеры повышения урожая отмечены
в дневнике М.В. Ломоносова
и в поселениях Кировской и Красноярской областей.

ЗНАТЬ СВОЮ МЕРУ. Северная традиция домостроения

Интервью с мастером деревянного зодчества Игорем Тюленёвым, создающего дома по принципам старых устоев домостроения и саженевого пропорционирования. Интервью проведено специально для читателей газеты «Пашковка».

– В моём сердце нашли глубокий отклик устои нашей русской, Северной Традиции, – делится Игорь Тюленёв. – Постепенно учился воспринимать и понимать и передавать традиции домостроя. И продолжаю учиться. На Руси повсеместно ставили осмерик либо шестерик (дом с восемью либо шестью (как сота в пчелином улье) углами). И это напрямую связано с гармонией восходящих и нисходящих потоков силы: Живы Земной и Яри Небесной (как сейчас модно называть эти потоки – Инь и Янь, а Предки называли – природа Отца и Матери, мужская и женская энергия) с течением их по спирали. Терема и избы преимущественно были круглыми по форме. Всё в домострое имеет определённую важность, и форма тут не исключение.

К примеру, попробуйте, не меняя формы сосуда либо продукта, наполнить спелыми яблоками бутыль из-под минеральной воды. Ничего не выйдет, либо придётся разбить бутыль, либо мелко нарезать яблоки. Для хранения яблок лучше подойдёт корзина, в ней они будут легко дышать, и, соответственно, хорошо храниться, но хранить в плетёной корзине свежий мёд, или зрелый квас, никому не придёт в голову. То есть всему необходимо подобающее вместилище.

Жизнь – это Сила, а форма активизируется той Силой, а дом – наполнение. К примеру, «бензиновый» автомобиль не будет двигаться на дизельном топливе. Таким образом, форма может быть способна или не способна вместить и воспринять ту либо иную энергию, силу. Известное всем выражение: «дом – полная чаша», воспринимается сейчас как дом полный всевозможного «добра» – вещей, мебели, но изначально такой смысл в данное выражение-пожелание, никто не вкладывал. «Дом – полная чаша» – это дом до краёв заполненный гармонично переплетаемыми потоками Земной и Небесной силы, которым для этого нужна определённая форма, здесь и место постановки дома также имеет решающее значение.

Повторюсь, постепенно жилища и другие строения приобрели форму геометрически более «простую», стали квадратными и прямоугольными. В месте пересечения стен образуется прямой угол, силе же свойственно стекать Небесной, и подниматься Земной, Сила, словно вода в реке, под прямым углом не течёт, и поэтому в углах кирпичных, каменных и панельных сегодняшних домов, постоянно скапливается «негатив», там нарушен ток Силы, без движения она «затухает», река превращается в болото. В углу образуется постоянная минусовая точка. Впоследствии для избегания данного процесса в деревянных, уже квадратных домах, стали тесать стены, придавая, таким образом, закругление углам, и давая возможность потокам Силы течь.

– Почему отдавалось предпочтение дереву как строительному материалу?

– Ствол дерева по сути является – свитой (виток, спираль, а Вита – Жизнь) структурой трубчатых систем, так как весь ствол от комля до вершины пронизан животоками – каналами, по которым, пока дерево растёт, течёт сок – от корней вверх по стволу, а овеществлённый солнечный свет от листьев кроны – также по животокам, растекается по всему древу. В зависимости от предназначения дерева: принимать либо отдавать силу, его ствол в процессе роста приобретал левостороннюю либо правостороннюю закрутку, так называемая свиля, и из-за этого срубленное бревно становилось «правым» или «левым».

Избы раньше рубили, сочетая данные брёвна пропорционально, либо осознанно придавая строению те или иные качества, укладывая в сруб преимущественно правосторонне закрученные, либо левосторонне закрученные брёвна. Благодаря способу повенцовой укладки бревна в срубе (комель – вершина) достигался непрерывный ток Живы и Яри по спирали. В чашках (местах перерубов) полюса энергии меняются, осуществляется фазовый переход на 90 градусов – плюса на минус, Сила Отца «становится», наполняется Силой Матери, и наоборот. Но это происходит только в том случае, если не повреждена сердцевина, ядро дерева. Поэтому раньше дома и рубили в охряп – в нижнюю чашу. Сегодня специалисты критикуют такой способ рубки, мол, в нижней чаше скапливается влага, и дерево в срубе больше подвержено гниению, и предлагают срубы, рубленные в крюк – в верхнюю чашу. При этом избегают делать замки – курдюки, не понимая того, что нарушенная в срубе сердцевина дерева в данном случае это медвежья услуга жильцам таких домов.

Крыша замыкает весь контур дома. И тут уже имеет значение угол кровли, вернее углы, так как вариантов их в каноне домостроения множество. С одним углом кровли ставили дом, с другим – овин… Сейчас над этим мало кто задумывается подходя к данному вопросу из понятий эстетики, либо возможности материала, не более того. Дом же призван вместить в себя Жизнь с определёнными качествами. Таким образом, надо учитывать место постановки (слышали же выражение «дом необходимо ставить на камень», это потому что по-другому пересекается ток силы). Не стройте дома на песке, не только потому, что он может разрушиться, а и потому, что песок не является проводником, не будет в таком доме силы.

Также надо учитывать форму дома, и угол кровли, а также материал, из которого построен дом, и тогда дому можно придать любые свойства – Дом Целительный, Дом Ритуальный, Дом Жилой. Все сооружения и дома должны иметь стопроцентное соответствие Формы и Содержания.

Кстати, печь в доме, как его двигатель, должна обязательно опираться на несущие балки пола, а не на самостоятельный фундамент – как зачастую принято сейчас. В зависимости от того, как стоит печь в доме по отношению ко входу, справа, или слева от него, печь может быть Пряхой, и Непряхой соответственно. Вот и в доме у вас, либо «прёт» всё, ладится, либо не очень… Про магию русской печи можно и нужно говорить отдельно, её возможность Родить хлеба, согревать дом и хранить Огонь домашнего очага, сама по себе бесценна.

– Как в старину строили дома?

– Дома в былые времена ставили всей Роднёй, а зачастую всем миром, термин такой был – помочью, все собирались и строили сообща. Печи же были глинобитные, и на «битьё» печи приглашались только непорочные девушки и парни, какую силищу они в печь закладывали! «В родном доме и стены помогают» – так говорят. Раз уж заговорили о доме как понятии, о сути так сказать его предназначения, могу сказать проще: Дом – это место Силы, которое ты создаёшь искусственно. Дом – это инструмент эволюции, данный Родом. Твой дом, универсальный инструмент, с помощью которого ты можешь всё! Это сейчас дом построили, а взаимодействовать с ним не умеем. Я имею в виду с самим домом, с его пространством.

Конечно для того, чтобы дом по настоящему стал твоим, ты должен его построить сам, или, по крайней мере, принять максимальное участие в его строительстве. Структурировать его под себя надо, в процессе рождения дома полить его, где своим потом солёным, а, может, где и малой кровью коли пораниться случится, тем ценнее он для тебя станет, чем больше своей силы ты в него вложишь, в свой дом. Раньше в одной избе жили минимум три поколения сродственников Отец, Мать, Дед с Бабкой да детки. Знания передавались естественным образом. Была преемственность передачи знаний, от деда и отца ко внуку и сыну.

– Слышал, раньше существовало понятие «Строительной жертвы»?

– Да, это так. Перед тем как срубить дерево приносились дары каждому древу и у каждого дерева непосредственно просили разрешение на рубку. Обещая ему продолжение существования в новой форме, в форме Жилища. И если такое разрешение дерево давало, то оно испытывало при этом состояние высшей радости. В результате действия такой высшей эмоции менялась вся молекулярная структура древесины, и теперь она была дружественна к человеку. В новом воплощении – новая мера, это выражение равно ко всем. Срубленное в таком состоянии дерево запечатлеет его навсегда в своём теле, и построенный дом из такого бревна будет этим состоянием радости постоянно делиться с жильцами. А также будет их оберегать от всех напастей.

Сейчас такого практически почти никто не делает. Но что хочу сказать: отношение самого человека к дому, к Жизни может изменить всё вплоть до атомарного уровня. Очень важно, что у тебя внутри, с каким настроением ты живёшь и действуешь. Даже дом, построенный из железнодорожных шпал, пропитанных креозотом, может стать местом истока положительной силы, если в нём живёт светлый человек, полный Радости Жизни…

Дом, Родовое Поместье как артефакт.

Поместье представляет собой не только живую изгородь, сад, огород, лес, поляну, пруд, но и разнообразные постройки – дом, кладовка, сарай, баня, беседка.

Природа и сам человек должны быть образцом и мерой для сооружений, созданных в поместье. Тогда все постройки будут гармоничны и красивы, жизнь будет протекать в них максимально благоприятно для психики и здоровья, и станет возможным раскрытие и реализация многих, заложенных в человеке, способностей.

На сегодняшний день в архитектуре существуют:

1. Поместья и дома, построенные по живым размерам.

Этим домам присуще свойства всех живых существ – они создавались с учетом коэффициента золотого сечения и так называемых вурфных коэффициентов. Вурф – это трехчленное деление человеческого тела (о нем подробнее будет рассказано ниже). Сюда относятся дома, созданные с применением древнерусской системы саженей. Именно так строятся дома для комфортной и приятной жизни.

Основные сажени в метрах:

Городовая 2,848
Большая 2,584
Великая 2,440
Греческая 2,304
Казенная 2,176
Фараона 2,091
Пилецкого 2,055
Царская 1,974
Церковная 1,864
Народная 1,760
Черняева 1,691
Египетская 1,663
Кладочная 1,597
Простая 1,508
Малая 1,424
Меньшая 1,345

Все 16 фиксированных саженей, по которым предлагается проектировать сооружения, вычислены исходя из размеров исторических зданий – памятников культуры. Сажени возрастают в соответствии с коэффициентом гармонии музыкального ряда — 1, 059.
Хочется подчеркнуть, что сажени – это инструмент создания объема, а не только единица измерения длины. Из любого размера можно сделать сажень.

Гармоничные размеры придают зданиям и сооружениям следующие свойства:

1. Красоту;
2. Долговечность;
3. Прочность;
4. Отличная акустика;
5. Оздоровительный эффект для людей;
6. Гармонизация пространства.

До введения проектирования по метрам, не только дома, но и парки, города создавались по саженям, об этом нам напоминает название одной из саженей – городовая.

Земля в поместье изменялась десятинами – 1 десятина – 109 соток. В одной десятине 2400 квадратных саженей. 4,548 кв. м – квадратная сажень.

2,848х1,597=4,548 кв. м;
2,548х1,76=4,548 кв. м;
2,44х1,864=4,548 кв. м;
2,304х1,974=4,548 кв. м;
2,176х2,090=4,548 кв. м;
1,508х2х1,508=4,548 кв. м;

При создании дома по саженям, учитывается то, что в природе не бывает одинаковых фигур – разнообразие радует глаз, умиротворяет психику.

Отмечены также удивительные урожаи на грядах, размеченных по саженям.

Отдельно в поместье стоит тема создания «живого пруда», т.е. такого водоема, где вода максимально самоочищается (не зарастает), все благоприятно для жизни рыб, раков и, по желанию хозяев, для купания. Конечно, для строительства пруда важно в первую очередь наличие источника воды (показателями источника являются зеленая трава, ива, ольха), ложа из глины, расположение берегов по геодезическим линиям. И лишь затем производится разметка пруда по саженям.

Глубина дна должна быть разной, причем желательно, чтобы водоем был на севере глубже, на юге – мельче. Для удобства возможно сооружение 1 или 2 террас вглубь пруда шириной около 0,5 м для посадки водных растений, например кувшинок, камыша. Желательно берега пруда вытянуть по направлению ветра. Важно сочетание естественных форм и геодезических линий. Так, пруд в форме креветки или змейки не будет самоочищаться, если построен на равнине. Но эта форма отлично подходит для водоема у подножия горы или в овраге.

Дорожки в поместье не должны быть прямыми. Энергия идет извилисто. Яркий пример представляют собой улицы старой Москвы. Стоя в начале такой улицы, не увидите ее конца – настолько она кривая. Необходимо следовать природе, а в ней нет прямых линий, особенно – параллельных. Аналогично и с грядами. Лучше, когда длинные гряды расположены в форме меандра или змейки.

2. Мертвые поместья и дома.

Эти сооружения замедляют природные процессы, следовательно, применяются для сохранения неживых продуктов и тел, как холодильники, лабазы, склепы. В основе таких домов лежат правильные геометрические фигуры, не встречающиеся в природе – квадрат, круг, равнобедренный и равносторонний треугольник. Исключение здесь представляет шестиугольник — пчелиные соты, правильная геометрическая фигура, но живая.

Земля измеряется квадратами — квадратный метр, квадратная сотка, квадратный гектар.

Пруды создаются в форме правильных геометрических фигур, независимо от геодезических линий, сторон света и направления ветра.

Дорожки прямые, повороты по четким углам.

3. Остальные сооружения .

Не «живые» и «мертвые» поместья и дома. Такие сооружения создаются дилетантами или предназначены для каких-то неизведанных, космических целей. К ним относятся новострой, городские квартиры. Тема не изучена, можно написать диссертацию….

Используемая литература:


2. Семинар 6-10 июля Зеппа Хольцера в Краметерхофе.
3. Сайт sazheni.ru
4. Форум http://forum.anastasia.ru/topic_47351_90.html

Обоснование применения саженей

Бог устроил Мир, и в Гармонии Мира отдалено отражается совершенство Бога. Бог дал людям разум и чувства, способные воспринимать Гармонию Мира. Более того, Гармония заложена в самом Человеке. И Человек может не только воспринимать, но и воспроизводить Гармонию Мира в своих произведениях.

Гармония поддается измерению. Одним из мерил Гармонии является человеческая мера – сажень. Создавая что-либо по саженям, Человек придает Красоту и Гармоничность своим произведениям. Насколько Человеку органично жить в природе, созданной Богом, настолько Человеку естественно жить и пользоваться творениями, отражающими эту Гармонию.

Человеку естественно жить в созданной им самим гармоничной среде. Эта так называемая «культурная» среда. Она является вторичной, искусственно созданной Человеком средой обитания. Тем не менее, эта вторичная природа также должна отвечать законам Гармонии, быть благоприятной для человека. Такое соответствие и может обеспечить сажень.

Уникальность системы древнерусских саженей, в том, что «принципиально отсутствует единая для саженей стандартная измерительная единица, а сама система измерения не является евклидовой.

На протяжении многих веков отсутствие единого стандарта не мешало, а более того – способствовало возведению великолепных, эстетически пропорциональных природе сооружений еще и потому, что в древнерусской архитектуре все членения были трехчастными», отмечает в книге «Золотые сажени Древней Руси» А. Ф. Черняев.

Например, пальцы рук, ног, руки (плечо-предплечье-кисть), ноги (бедро, голень, стопа) и т.д.- имеют трехчленное строение. Причем двухчленной конечности в природе не существовало.

Отношение 3-х длин составляют пропорцию, называемую вурфной. Значения вурфа по телу человека варьируется, в среднем составляя 1,31.

Причем коэффициент золотого сечения в квадрате, деленный на два равен вурфу. (1,618х1,618):2=1,31.

В настоящее время большинство архитекторов в России незаслуженно забыли методику проектирования по саженям и используют метрическую систему.

Рассмотрим историю возникновения метра. Метр был впервые введён во Франции в XVIII веке и имел первоначально два конкурирующих определения:

Как длина маятника с полупериодом качания на широте 45°, равным 1 c (в современных единицах эта длина равна м).

Как одна сорокамиллионная часть Парижского меридиана (то есть одна десятимиллионная часть расстояния от северного полюса до экватора по поверхности земного эллипсоида на долготе Парижа).

Современное определение метра в терминах времени и скорости света было введено в 1983 году:

Метр - это длина пути, проходимого светом в вакууме за (1 / 299 792 458) секунды.

Получается, метр искусственно выведенная единица измерения, не связанная напрямую, а, соответственно, не отражающая Гармонию Мира и Человека. Метр – эталон, образующий линию. Сажени же являются естественной для Человека мерой. Они образуют трехчастную (3 — сакральное число) систему, по которой гармонично формируется площадь и объём.

Петр Первый, как пишет Д.С. Мережковский в своей работе «Антихрист», отменил естественные меры: сажень, палец, локоть, вершок, присутствовавшие в одежде, утвари и архитектуре, сделав их на западный манер фиксированными. Не просто так метр вводился во Франции и в России во время революций. Разрушители знали, зачем надо забыть мудрость и традиции предков, уничтожить корни…

Древние люди чувствовали Гармонию интуитивно, не думая о мерках. Но связь с Богом слабела, поэтому и возникли жестко фиксированные размеры саженей, появились правила построения различных сооружений по саженям.

Наши предки бережно хранили и передавали вековую мудрость и красоту, воплощая их в храмах Древней Руси. Жизнь в поместьях и домах, построенных по саженям, позволяла не утратить ощущения Гармонии Мира, напоминала Человеку о Боге.

Теперь мы посещаем чудом сохранившиеся после коллективизации и урбанизации поместья. Например, в Москве около Красной Площади родовое поместье Романовых, где сейчас остался только дом-музей, «Дом бояр Романовых». Сохранились дом-музей и часть поместья художника Васнецова в бывшем Троицком переулке около метро Сухаревское.

На Новом Арбате за высотками прячется кусочек усадьбы и родовой дом Лермонтовых. Каждый знает Болдино – родовое поместье великого русского поэта Пушкина. Очаровательным уголком является поместье художника Поленова в Тарусе, музеем в котором заведуют его потомки.

Родовое поместье «отца русской авиации», мемориальный Дом-музей и усадьба Жуковского находятся в сельце Орехово, что в 30 км от Владимира, на трассе Владимир — Александров. И таких примеров множество.

Возрождение древних традиций создания усадеб и поместий, несомненно, послужит социально-экономическому подъему и оздоровлению жизни в стране, развитию духовных, творческих сил и способностей новых помещиков.

Используемая литература:

  1. А. Ф. Черняев «Золотые сажени Древней Руси».
  2. Форум http://forum.anastasia.ru/topic_47351_90.html
  3. Википедия.

Многообразие саженей

Рассмотрим различные варианты применения саженей при проектировании жилого дома. Общее для всех способов: при построении дома по саженям внешние габариты дома должны иметь разные размеры по 3-м осям координат, причем откладывается только четное количество саженей. Аналогично планируется пространство внутри дома, только берется четное количество полусаженей, локтей, пядей, пястей или вершков.

Такие детали, как округлые сверху окна и двери, высокая крыша, разные террасы и крылечки, ассиметричные элементы и части дома делают его оригинальным и запоминающимся. Отдельная тема – украшение дома резьбой, так называемое «узоречье». Это целый язык различных фигурок, рассказывающий о семье, живущей в доме. Мебель изготавливается в соответствии с размерами дома и хозяев. Дополняет внутреннее пространство дома цвет убранства: шторы, ковры, картины.

Проектирование по 16 фиксированным саженям

По 3-м осям откладывается четное количество саженей, которые должны быть различны и не стоять рядом в списке.

1. Пилецкого 2,055
2. Египетская 1,663
3. Меньшая 1,345
4. Казенная 2,176
5. Народная 1,760
6. Малая 1,424
7. Греческая 2,304
8. Церковная 1,864
9. Простая 1,508
10. Великая 2,440
11. Царская 1,974
12. Кладочная 1,597
13. Большая 2,584
14. Фараона 2,091
15. Черняева 1,691
16. Городовая 2,848

Так, внешние габариты дома могут быть следующими: длина – 6 церковных саженей, высота – 4 царских сажени, ширина – 4 народных саженей. Если дом круглый или многоугольный – то внешний диаметр равен четному числу саженей, например, 4 кладочным саженям.

Сажени по золотым пропорциям хозяина.

Предлагается взять пять последовательных чисел золотого сечения 0,382/0,618/1/1,618/2,618. Данные коэффициенты необходимо умножить на рост хозяина – в результате получается ряд саженей, пропорциональный его росту. Например, при росте 1,764 м, шкала будет следующей: 0,674/1,090/1,764/2,854/4,618 м. Указанный ряд последовательно умножается на 2, 4, 8, 16… – формируется таблица, по которой определяются размеры индивидуальных саженей. Вычисленные данным способом сажени разделяются соответственно на 2, 4, 8 ,16, 32… частей. В результате получаем самостоятельные единицы: полсажени, локти, пяди, пясти, вершки.

Виды «человеческих» саженей.

Самые известные «человеческие» сажени:

— маховая. Это длина вытянутых рук;

— ростовая. Просто рост человека;

— косая. Высота человека с поднятой вверх рукой.

По указанным саженям проектируется дом с учетом размеров хозяина и хозяйки. Внешние габариты дома рассчитываются по размерам хозяина, а внутренние – по размерам хозяйки. Здесь скрыт определенный смысл: подобное соответствие предназначено отражать соотношение ролей мужчины и женщины в семье.

В заключение необходимо отметить, что независимо от единиц длины (расстояние можно измерять в футах, метрах или попугаях) при проектировании по саженям мы создаем «живое», гармоничное Человеку пространство для Любви, творчества и отдыха.

Используемая литература:

1. А. Ф. Черняев «Золотые сажени Древней Руси».

Отзыв хозяйки дома, построенном по системе древнерусских саженей, о своем доме

Мой домик действительно построен по русским саженям. Но только снаружи. Внутри – уж как получилось. Жить в нём комфортно, уезжать из него не хочется – мы воспринимаем его как живое существо, очень приветливое и весёлое.

Причина ли этому сажени, или то, что он построен с Любовью нашим единомышленником, очень чистым и добрым человеком, с большим опытом строительства – трудно сказать.

Чаще всего я слышу про свой домик такие слова: «какой он у тебя ладненький!». Вроде маленький, а вроде – не очень, в меру высок, в меру – широк, крепенький такой – одним словом – ладный. А вот в этом, я думаю, заслуга саженей.

Он приятен глазу своими пропорциями, ну и нарядный, конечно (ведь мы его любим – вот и нарядили). Гости, заходя на минуточку, не уходят часами – так и сидят на ступеньках или террасе. Особенно это заметно по детям, спустит мама малыша на землю, чтобы идти домой, а он опять карабкается по лестнице в дом – и довольный такой.

Спустя полгода после постройки дома побывала на семинаре Черняева в Липецке. Там узнала важную вещь, которую стоит всем учитывать при строительстве дома, даже если строительство не в саженях.

Высота потолка в доме с печным отоплением должна быть как можно больше – перегретый воздух поднимается вверх и висит у потолка. Если потолки 3 метра (Черняев говорит, лучше – 3,20), то всё нормально. Если – ниже, то наша голова всё время находится в зоне дискомфорта.

И правда, в отопительный сезон мой сын не мог спать на верху двухъярусной кровати (высота наших потолков – 2,5 метра) – очень жарко и душно там наверху.

Я – за то, чтобы дома у поселенцев были добротными, красивыми и ладными. Лишние затраты «на красоту» окупаются сторицей – сколько раз попадается мне на глаза мой

Божественная Пропорция «Один, два, три, пять, восемь…»
Мне приснился сон: «Я с семьёй на берегу реки. Река — золотые берега. Красиво! Моё племя Рассея пришло на планету Земля из другой звездной системы.
Местность нашего прихода — северо-западная часть большого материка. Общение между нами происходит большей частью не с помощью речи, а образами – телепатически. Граница льдов смещается и племя кочует. При перемещении по местности большую помощь получаем от мамонтов.
Наше основное делание заключается в одушевлении и одухотворении Земли. За счет развитой связи со Вселенной мы собираем информацию из Вселенной и передаем её на Землю — информацию, прежде всего, чувственного характера.
Вождь, точнее координатор, поручил мне со-Творить Программы приспособления к жизни на планете. Для общения с другими племенами сотворил Программу «Альфавита». Вложил в буковки, символы образы своего понимание Вселенной, дал точные и глубокие определения явлениям и предметам.
Сейчас тепло, но скоро наступят холода и надо построить живой теплый дом. Приступил к сотворению Программы «Арифметика».
Жена рассказывает детям Сказку: «Посеялъ дедка репку; пошелъ репку рвать, захватился за репку: тянетъ-потянетъ, вытянуть не можетъ! Созвалъ дедка бабку; бабка за дедку, дедка за репку, тянутъ — потянутъ, вытянуть не можутъ! Пришла внучка; внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянутъ-потянутъ, вытянуть не можутъ! Пришла сучка; сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянутъ-потянутъ, вытянуть не можутъ! Пришла нога. Нога за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянутъ-потянутъ, вытянуть не можутъ! Пришла друга нога; друга нога за ногу, нога за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянутъ-потянутъ, вытянуть не можутъ! (и такъ далее до пятой ноги). Пришла пята нога. Пять ногъ за четыре, четыре ноги за три, три ноги за две, две ноги за ногу, нога за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянутъ-потянутъ: вытянули репку».
Я получаю от любимой Женщины знания, которые находятся вне моей системы координат.
Женское восприятие информацию из Вселенной – это смесь хаоса и порядка, света и тьмы. Я включаю непознанное Женское в познанное Мужское, структуирую информацию.
Необходимы Мерила для построения дома. Мерила всех Мерил – Человек, со -Творенный по Образу и подобию Творца. В руках у меня верёвочка и линейка. На линейку нанёс «черты» с шагом в фалангу мизинца.
На песке строю Биоматрицу «Молоко», что значит «Мы Отъ Люди Кола». Радиусом равным 88 фаланг мизинца (длина моего шага) как Единичным радиусом построил окружность, такую же расположил рядом. Очертил вокруг двух ещё одну орбитальную окружность с орбитальным радиусом равным двум Единичным (2×88). Провёл через центры А1, А2, А3 линию Диаметра, а затем разделил эту линию на восемь равных частей. Из этих точек и точек Центров поставил перпендикуляры до пересечения с орбитальной окружностью. Для дальнейших построений пользуюсь полукругом, поскольку соблюдается принцип зеркальной симметрии по линии диаметра. Линия диаметра также даёт две точки пересечения с орбитальной окружностью. Соединил полученые точки с центром А1 первой окружности и обозначил их по порядку номерами от одного до девяти с индексом (степенью) 1/2.
Получил разбитую на 8 неравных частей орбитальную окружность с точками пересечения перпендикуляров и Правников (из Центра А1). Разсчитал величину каждого Правника, которая равна величине Пропорции с Единичным Радиусом:
Правник А1-9; 9½ = 3, ДедКа.
Правник А1-8; 8½ = 2,8…, БабКа.
Правник А1-7; 7½ = 2,6…, ВнучКа.
Правник А1-6; 6½ = 2,4…, СучКа.
Правник А1-5; 5½ = 2,2…, Нога.
Правник А1-4; 4½ = 2,…….2-Нога.
Правник А1-3; 3½ = 1,7…, 3-Нога.
Правник А1-2; 2½ = 1,4…, 4-Нога.
Правник А1-1; 1½ = 1, 5-Нога.

Получил Основания чисел от 1 до 9 Биоматрицы «Молоко». Операция получения Числа в Степени 1/2 будет называться Операцией Извлечения Основания Числа.
Вычислил Пропорцию ФИ как среднее арифметическое основания числа 5½ с Единичным Радиусом: ФИ = (1 + 5½)/2 = 1,618… и назвал Божественной Пропорцией, или «Рогом Изобилия».
Измерил верёвочкой длину окружности и вичислил отношение её к диаметру этой окружности. Это отнощение назвал Число π = 3,14… — Основа Мироздания.
Вичислил отношение диаметра орбитальной окружности к длине окружности с Единичным радиусом: 4/2π = 2/π = 0,636 и назвал это Число πій.

Первым Мерилом для сотворения живого Дома выбрал Правник с основанием 2 (2-Нога), который
равен двум Единичным Радиусам или 2×88 ф. = 176 фаланг (два шага, мой рост). Первое Мерило назвал — Сажень Народа.
Второе Мерило получил увеличением Сажени Народа в Божественной Пропорции ФИ:
176×1,618 = 284,8 ф. и назвал Сажень Огорода. Эта наибольшая сажень в системе Мерил.
Третье Мерило получил из Числа πій: рост моего сына Птоломея равен 63,5 ф. назвал Локтем
Птоломея, увеличил в два раза и получил Сажень Рода = 127 ф. Эта наименьшая сажень в системе Мерил. Увеличил Сажень Рода в два раза, получил четвертое Мерило и назвал именем любимой Женщины:
Сажень Анастасии = 254 ф.
Остальные Мерила получил из Сажени Рода. Сажени разделил на шесть групп по три сажени в группе. Группы разделены Божественной Пропорцией ФИ. Внутри группы сажени разделены Пропорцией
1,236 = (5½- 1)».
Просыпаюсь, будит меня любимая Женщина. Надо доить козу, а козёл «Цветик» бодается.
Иду с женой настучать «Цветика» по рогам с любовью. Рядом бежит сын с детской считалкой:
«Разъ, Два, Три, и Пять, и Восемъ! Всё равно есть, мы не просим»! Пора его учить «Началам Православной Арифметики». Родовое поместье просыпается!

***
Черняев А.Ф. разбивает ряд саженей на группы по три сажени в группе.
Мною добавлена группа саженей №6: Мегре В.Н. – 273,6 см., Минина В.М. – 221,4 см., Ведрусса – 179,1 см. В отдельную группу, названную «КОН», включены сажени: Городовая — 284,8 см., Анастасии — 254,0 см., Рода – 127 см.
Группа саженей «КОН»
Городовая — 284,8 см.
Анастасии — 254,0 см.
Рода – 127 см.
Группа саженей №1:
Пилецкого – 205,5 см.
Египетская – 166,3 см.
Меньшая – 134,5 см.
Группа саженей №2:
Казенная – 217,6 см.
Народная – 176,0 см.
Малая – 142,4 см.
Группа саженей №3:
Греческая – 230,4 см.
Церковная – 186,4 см.
Простая – 150,8 см.
Группа саженей №4:
Великая – 244,0 см.
Царская – 197,4 см.
Кладочная – 159,7 см.
Группа саженей №5:
Большая – 258,4 см.
Фараона – 209,1 см.
Черняева А.Ф. – 169,1 см.
Группа саженей №6:
Мегре В.Н. – 273,6 см.
Минина В.М. – 221,4 см.
Ведрусса – 179,1 см.
Что представляют сажени группы «КОН»? Разделим длины саженей на число 127. Получим тройку чисел: 1; 2; 2,2425. Число 2,2425 равно 5½ (с абсолютной погрешностью 0,006). Здесь Пропорция, которая предстает как среднее арифметическое Единичного Радиуса с основанием числа 5½: ФИ = (1 + 5½)/2 = 1,618… Божественая Пропорцией.
Пропорция саженей в «КОНЕ» задает алгоритм нахождения остальных саженей. Сажень Рода – нижняя граница системы саженей. Сажень Городовая – верхняя граница. Сажень Анастасии (или личная, именная) делится на составные части (полсажени, локоть, пядь, пясть, вершок) и участвует в архитектурном строительстве. Сажени Группы №1получаются из сажени Рода умножением на ФИ = 1,618… и последующего делением в группе на 1,236 = (5½- 1) = 2 /ФИ. Это шаг базисной строки в «Русской матрице 5», которую дает академик Черняев А.Ф. в книге «Золото Древней Руси. Русская матрица — основа золотых пропорций». Каждая следующая группа саженей получается путём умножения на ФИ меньшей сажени предыдущей группы.
Посмотрим на список саженей по возрастанию:
1. Рода — 1,270 м.
2. Меньшая — 1,345 м.
3. Малая — 1,424 м.
4. Простая — 1,508 м.
5. Кладочная — 1,597 м.
6. Египетская — 1,663 м.
7. Черняева А.Ф. — 1,691 м.
8. Народная — 1,760 м.
9. Ведрусса — 1,791 м.
10. Церковная — 1,864 м.
11. Царская — 1,974 м.
12. Пилецкого — 2,055 м.
13. Фараона — 2,091 м.
14. Казенная — 2,176 м.
15. Минина В.М. — 2,214 м.
16. Греческая — 2,304 м.
17. Великая — 2,440
18. Анастасии — 2,540 м.
19. Большая — 2,584 м.
20. Мегре В.Н. — 2,736 м.
21. Городовая — 2,848 м.
Сажень Рода стоит на 1-й позиции, сажень Народная – на 8-й позиции, сажень Городовая – на 21-й. Разница между 21 и 8 равна 13. Отношение: 8/5 = 1,6; 13/8 = 1,625; 21/13 = 1,615 – ФИ. Позиция Народной сажень является числом Божественной Пропорция ФИ: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, … .
Если наш далекий предок взял за основу построения системы саженей Биоматрицу «Молоко»,
которая изложена в «Началах Православной Арифметики», и вычислил сажень Народную 2×88 = 176 ф. (сантиметров), то получение остальных саженей было простым делом:
176/1,236 = 142,4 — сажень Малая;
176×1,236 = 217,6 — сажень Казенная.
Остальные группы саженей получаются умножением меньшей сажени на ФИ = 1,618 и делением большей сажени на 1,618. Внутри группы сажени разделены в пропорции 1,236.
Посмотрим на число 88 (шаг). Если повернуть его на 90˚, то получим двойной знак «Бесконечности» ∞. Сажень является отрезком — процессом бесконечной длины, не отмеряемым ни к одному, ни к другому концу, она не может быть измерена никаким мерным инструментом. Отрезок, имеющий один конец на бесконечности, обладает и другим концом, уходящим в бесконечность.
Мера квадратной сажени получена из Простой сажени: 150,8 × 2½ = 150,8 × 1,4142 = 213,26 см.
Может появиться вопрос по «Ногам» в сказке «Репка». Ноги – это стропильные системы славян.
Если нарисовать круг, разбить его на 16 равных частей и из одной точки провести 14 хорд, то 7 пар хорд – это стропила для строительства надворных построек. Угол при вершине пары стропил составляет:
1 Нога – 157,5; 2 Нога — 135; 3 Нога –112,5; 4 Нога — 90; 5 Нога – 67,5; 6 Нога — 45; 7 Нога – 22,5 градусов.
Для хозяйственных построек применялись стропильные пары ног №1, 2, 3, 4. Для дома применялась стропильная пара ног №5. В настоящее время часто используют длину стропил 6 метров (150×50×6000 мм). Тогда ширина дома для стропильной пары ног №5 будет равна 676 см – 4 сажени Черняева А.Ф. Высота конька крыши равна 5 метрам.
Наш далекий предок проявил себя Великим со-Творцом в построении Мерил своего пространства. В основание системы древнерусских саженей он включил Божественную Пропорцию ФИ = 1,618… и Число π = 3,14159… — Основу Мироздания. Но вначале он сотворил Праязыкъ Славянъ!
«Руское Слово – математическая формула, языкъ командъ, понятныхъ нашему подсознанiю. Что наши пословицы и поговорки, волшебные сказки и загадки – сущiй кладезь Знанiй, оставленыхъ намъ нашими Предками въ томъ виде, который не можетъ быть утраченъ или искаженъ – ведь они передаются изъ устъ въ уста черезъ Поколенiя. Учите Рускій Языкъ – Языкъ Жизни и Будущего, Языкъ безконечного Творческого Счастья! Считайте, что Въ Этом Ваше Спасеніе!»
Сергей, сын Ивана Лазарева.

В Древней Руси он назывался – . В то же время, «сажень» - это древнерусская мера длины, равная 2,1336 м. На фото, правда, явно не 2м. Но суть та же.. И одна нога явно короче другой. Так, видимо, удобнее шагать. Работает он "перешагивая". С одной точки опоры переносим вес на другую, рукой поворачивая верхушку. - Так же как чертежный инструмент - циркуль-измеритель. Во многих фильмах, особенно на морскую тематику, капитан или штурман шагает с таким циркулем по карте. Точно так же и сажень - по земле.

Илл.1. Сажень старинный

Сделайте сажень на участке своими руками, и он станет постоянным Вашим спутником – для разметки грядок, ограждений и прочее. Сделайте один раз - ведь совсем просто, и будет на 10-летия.. Во многих случаях он гораздо удобней рулетки.

Пошаговая инструкция

  • Сделайте так, чтобы расстояние между его ногами было привычным - равным 1м (шаг циркуля). Так и будем называть его: «метровый циркуль », или "циркуль-шагомер ".
  • Пятки ног лучше заточить на конус – для большей точности измерений.
  • На Илл.2 приведен оригинальный - только под обсуждаемый вопрос сделанный, чертеж со всеми размерами, необходимыми для изготовления .
  • Ноги - из бруса сечением 30х40; поперечная планка - 20х40. Если брать другие сечения, то ширина значения не имеет, а при изменении толщины - надо всего лишь, изменить глубину зарезки в вернем соединении. Ноги - по низу, находятся на одном уровне. - Будет нормально. Если делать с разными длинами ног, то изготовление усложнялось бы.
  • Соединение ног должно быть сделано с зарезкой (в замок), чтобы они получились в одной плоскости. Поперечная планка также показана в замок, но ее можно и внахлест - без выборки паза.

Илл.2. "Метровый циркуль-шагомер-длинномер". Конструкция к изготовлению

  • Если одну из ног изготовить с длиной большей, чем другая - на ширину ладони, и выпустить эту разницу сверху, чтобы "торчала", то будет удобней вращать циркуль.
  • Скрепление планок - посредством гвоздей.
  • Но если соединить на болтах, а в поперечной планке просверлить несколько сквозных отверстий под болты, то получится циркуль с регулируемым шагом ! Мало ли, возникнет потребность измерить расстояние в саженях или дюймах.. :)
  • Ноги - как в настоящем регулируемом циркуле, будут вращаться на верхнем болте - как на оси, и сдвигаться до требуемого положения, определяемого расстоянием между болтами на перекладине. Надо только подобрать положение этих дополнительных отверстий, и в случае изменения шага переставлять болт на одной из ног (или на двух - как хотите) в нужное отверстие в перекладине.
  • Чтобы найти положение дополнительных отверстий, просверлите нижние отверстия в ногах, но не ставьте сразу поперечину.
  • После соединения ног вверху пораздвигайте их на разные расстояния с замерами каждый раз расстояния между между заостренными концами. Когда находите нужное, прикладываете перекладину и отмечаете на ней положение отверстия, вставляя карандаш через отверстие в ноге.
  • Возле каждого отверстия напишите значение шага, которое оно дает.
  • Если изготавливать с регулировкой шага, то в верхнем соединении надо обеспечить зазор на стыке, чтобы планки не мешали друг другу вращаться.
  • Для этого длину выборки под замок [размер "40" Илл.2.Разрез В-В] - в каждой планке, сделать больше ширины ноги - в зависимости от величины максимального изменения значения шага. - Можно подрезать на косую. Это на основном изображении - вершина циркуля, где одна планка - на другой.
  • Если ноги не подлежат смещению (в случае, если регулировки не будет), то паз-выборка в одной планке (допустим, задней) повторяет конфигурацию передней - той части, которая заходит на заднюю. Теперь представьте, что планки поворачиваются на оси и сближаются друг с другом. Тогда при описанном варианте выборки бортик задней планки не пустит переднюю. Представьте, что все же ноги сблизились - до требуемого положения. Вот это положение и будет определять форму выборки.
  • Перекладину же проще тогда ставить вовсе без замка. Болтовые соединения и так обеспечат хорошее крепление.

В итоге у нас вышел ведь не только "длинномер-шагомер", но и собственно циркуль - с соответствующими возможностями . Но циркуль можно использовать еще и как точный шаблон-угломер - для построения определенных углов.. - Однако об этом - в другом вопросе.

ТАБЛИЦА САЖЕНЕЙ (в см)

По Черняеву. (Золотые сажени Древней Руси, 2007).

Название сажени

сажень

полсажени

локоть

пядь

пясть

вершок

134,5

142,4

150,8

Кладочная

159,7

Египетская

166,3

Народная

176,0

Церковная

186,4

197,4

Пилецкого

205,5

Фараонова

209,1

Казенная

217,6

Греческая

230,4

244,0

258,4

Городовая

284,8

Соотношение сажени и ее элементов:

Полсажени = ½ сажени

Локоть = ½ полсажени (1 / 4 сажени)

Пядь = ½ локтя (1 / 8 сажени)

Пясть = ½ пяди (1 / 16 сажени)

Вершок = ½ пясти (1 / 32 сажени)

А.Ф. Черняев
Золото Древней Руси, М., 1998

ЛОГИКА ДРЕВНИХ САЖЕНЕЙ

Выше упоминалось, что в Древней Руси имело хождение множество соизмерительных инструментов — саженей . Вот уже почти два столетия ученые пытаются привести это множество к минимальному количеству типоразмеров и пока безуспешно. И эти неудачи не случайны. Во всех работах по системам мер сажени рассматриваются только как измерительные инструменты, имеющие строго определенную длину и единственный способ применения — измерение . По сформулированной за два столетия метром логике измерительный инструмент должен с большой точностью делиться на некоторое количество одинаковых мерных единиц, обычно кратных «круглому числу». Например, метр делится на 10 дециметров, дециметр делится на 10 сантиметров и т.д. Сам по себе метр является стандартной величиной, десятимиллионной долей от одной четверти парижского меридиана, и получение его эталонной длины — достаточно сложная, продолжительная и дорогостоящая операция. А потому раз полученный эталонный отрезок в виде выверенного платинового стержня уже почти 200 лет хранится в футляре при постоянной температуре, давлении и влажности. И даже в этих условиях требуется уточнение его длины.

Возникают вопросы: А какими же методами производилось хранение измерительных инструментов в древности? Имеет ли смысл говорить об их точности? И не является ли требование точного измерения длины саженей логическим отголоском привычного использования стандартной единицы длины — метра? Ведь «хранение» это длилось тысячи лет со времен Древнего Египта, если не ранее . К тому же никаких эталонов не найдено. Требовать от таких инструментов точности при отсутствии даже намеков на эталоны не приходится. И тем не менее...

Сооружения как Древней Руси, так и Древнего Египта своей соразмерностью, пропорциональностью и эстетической красотой, предназначенностью для облагораживающего воздействия на людей намного превосходят типовые и не типовые «коробки» XIX и XX вв. — детища очень точного стандартного метра.

Эта соразмерность и эстетическая красота сооружений — следствие особой, подвижной функции взаимосвязанного комплекса древнерусских саженей, заключающаяся в том, что их основное назначение — соизмерение, а потому они — не статические линейки, а остановленные длиною продолжающиеся динамические процессы .

Переведенные по длине, для облегчения пользования, в привычные для нас сантиметры, сажени, тем не менее, не обладают «настоящими» длинами. Сажени не являются измерительным инструментом и потому сами не имеют длины , хотя и применяются иногда для измерения. Как и тела не имеют размерности, так и сажени не обладают метричностью. Сажени — инструмент соизмерения, инструмент и система пропорционирования , поэтому их метрический модуль является бесконечным иррациональным числом, округленным до 4-го знака. А их диагональ слева направо снизу вверх есть не что иное как ряд золотой пропорции (в данном случае речь идет о русской матрице коэффициентов – прим. мое О.С. ).

В матрице А.А. Пилецкого сажени по этой причине являются абстрактным выражением бесконечного процесса, принявшего форму конечных отрезков. Каждая сажень имеет как бы свою внутреннюю единицу измерения длины, нам неизвестную, отличную от всех остальных длин, и обусловленную собственным процессом молекулярного деления.

Фактически каждая сажень является одним из тех иррациональных отрезков-процессов, которые получаются делением отрезка любой длины в крайнем и среднем отношениях. Складывая или деля сажени, мы складываем или делим не отрезки длины, а процессы, бесконечности, а результаты деления или сложения как бы представляем целыми и неделимыми отрезками. И потому вновь образовавшийся «отрезок» не является частью какого-то процесса, а представляет собой целое как новый самостоятельный процесс. В этом заключается основное качественное отличие саженей от метра . Метр — статическая измерительная единица, эталон, предназначенный для сопоставления с собой всех измеряемых тел. Сажень — соизмерительный процесс, обусловливающий нахождение соразмерности частей тел процессу, а следовательно, и самому телу. Метр фиксирует существующие пропорции, умертвляя их статичностью. Сажень соразмеряет пропорции процессом, оживляя их. Ибо все, что движется, соразмеренно живет.

Именно соразмерность определяет принципы разделения саженей на элементы. Являясь отрезком-процессом бесконечной длины, не отмеряемым ни к одному, ни к другому концу, сажень не может быть измерена никаким мерным инструментом.

Отрезок, имеющий один конец на бесконечности, обладает и другим концом, уходящим в бесконечность. И хотя для нас, для внешней системы, каждый из его концов конечен, и мы его определяем как конечный внешний измерительный инструмент, он остается для себя системой бесконечной, двигаясь в которой (если допустить, что нам в эту систему удалось попасть) от одного конца к другому никогда не дойти.

Разделить такой отрезок на две конечные части или отрезать от него, в его системе, отрезок конечной длины невозможно, ибо для такого отрезка не существует соизмеримого и неизменного эталонного элемента, кратного всему отрезку. Да и две разновеликие половинки — результат осуществленного разделения —сразу же изменят свои внутренние параметры. К тому же, как показывает деление в крайнем и среднем отношения, отрезок иррациональной длины не имеет места, находящегося точно по его центру, и деление его на 2 обусловливает появление двух иррациональных, как бы сопоставимых, но не соизмеримых по мерности отрезков-процессов.

А потому деление древних сажений-процессов возможно только на 2. Раздвоение саженей или их элементов приводит к появлению в качестве остатков только двух «бесконечно-конечных» длин. Растроение сажени, деление ее на 3, 5, 6, и т.д. частей невозможно, ибо создает условия для появления между бесконечными отрезками отрезков конечных, соизмеримых некоторому мерному инструменту, но не соразмерных, а следовательно, не являющихся процессами и не пригодных для соизмерения. Округление иррациональных раздвоенных отрезков в любых измерениях скрывает движение. Иррациональные числа, по С.Громову, — «не завершенные числа, как бы требующие постоянного довычисления» , а потому динамические числа, и свойства их определяются динамической геометрией, представление о которой только начинают складываться в современной науке . Кратко они сводятся к следующему.

В отличие от статической геометрии, в которой точка — геометрический объект, лишенный протяженности, а прямая, имея один ранг с точкой, представляет собой как бы слившиеся в длину точки и потому завершается с каждой стороны конечной точкой, в геометрии динамической точка есть сфера одного ранга, не имеющая центра, т.е имеющая радиус бесконечной длины, а прямая — слившиеся в одну цепочку точки другого, «меньшего» ранга. И завершается такая динамическая прямая пересечением границы предыдущей по рангу сферы-точки и устремлением по радиусу к ее отсутствующему центру, т. е. в бесконечность. Деление динамического отрезка сопровождается изменением в месте деления ранга «концевых» точек и превращением их в точки «большего» ранга, т.е. процессом движения по радиусу новых концов в бесконечность. Сложение вновь полученных, бесконечных отрезков не образует единого сдвоенного, как в статической геометрии, отрезка, а приводит к возникновению как бы составного, через точку другого ранга, отрезка. Так, диаметр любой окружности в динамической геометрии состоит, а не слагается, из двух бесконечных радиусов несоизмеримых с длиной образуемой ими окружности. Несоизмеримость проявляется всегда в виде трансцендентного числа при делении окружности на составной диаметр или на удвоенный радиус. Удвоение и есть составление двух бесконечностей в одну.

Эти процессы удвоения-раздвоения динамической геометрии положены, по-видимому, некоторой цивилизацией в основу системы древних саженей. Они определяют первую особенность изменения мерности соразмерных инструментов — получение отрезков меньшей длины последовательным делением их на 2. В матрице А.А. Пилецкого эта последовательность деления отображена рядом нисходящих под численной величиной каждой сажени чисел, образуемых последовательным делением ее на 2. Количество этих чисел, включая саму сажень, равно 6. Как было показано, они имеют следующие названия: сажень, полсажени, четверть сажени — локоть, восьмая часть сажени — поллоктя — пядь, шестнадцатая часть — полпяди или два вершка, или пясть, и тридцать вторая часть сажени — вершок или полпясти.

На вершке раздвоение заканчивается, хотя могло бы, как предполагал А.А. Пилецкий, и продолжаться бесконечно. Вершок является завершающим элементом, соразмерности. Он приобретает два функциональных назначения: с одной стороны, осуществляя функции соразмерности, а с другой, являясь измерительным инструментом. Он единственный среди элементов сажени может делиться на любое число, образуя измерительное частное, прибавление которого к любому элементу сажени превращает этот элемент из соизмерительного в измерительный, т.е. меняет его статус и качество с динамического на статическое, что делает невозможным участие его частей в процессе соизмерения. Ниже я попробую разобраться, чем обусловлено измерительное качество вершка, а пока отмечу, что существование шести раздвоенных элементов одной сажени является второй особенностью комплекса древних саженей.

Третья особенность заключается в существовании взаимосвязи элементов каждой сажени матрицы Пилецкого с элементами всех остальных саженей. Следствием данных взаимосвязей становится свойство матричной вязи , позволяющее находить посредством четырех действий арифметики, и в первую очередь сложения и вычитания, по элементам двух различных саженей элементы всех остальных саженей. Простейшей из операций матричной вязи является правило сложения и вычитания Фибонначи: сумма двух последовательных чисел по диагонали слева направо снизу вверх равна верхнему числу. Например, возьмем локоть казенный 54,4 см, сложим его с полсаженью народной 88,0 см и получим малую сажень 142,4 см. <...>.

ТАИНСТВО ЦЕРКОВНОГО ЗОДЧЕСТВА

Мастер — зодчий, по-современному — архитектор, на Руси не рассчитывал взаимосвязи и сопряжения размеров, не вычислял золотых пропорций, ибо не знал о них ничего, да и необходимости в этом не было. Поскольку, имея «Всемер» , он выбирал соизмеримость саженей по правилу групп и по тому качеству (значимости церкви, например), которое требовалось объекту по назначению. Он даже не представлял, по-видимому, что у объекта что-то можно считать, поскольку оперировал не соизмеримыми сантиметрами, а несоизмеримыми саженями, и знал, что только при следовании методике — канону можно получить красивое сопряжение пропорций, гармонию, объект.

Пропорции не вычислялись потому, что они изначально заложены в длины саженей, и набор из нескольких саженей, выбранных по канону, всегда составляет пропорцию, отображенную в матрице (т.е. кратную золотому числу).

К тому же, похоже на то, что сажень не являлась директивно неизменным инструментом, и мастер в зависимости от своего замысла и статуса сооружения имел возможность некоторого изменения длины сажени так, чтобы гармония пропорциональности членения объекта на части переходила из явной в неявную, скрытую, и скрытая гармония непосвященными не просматривалась. Надо полагать, что мастера если и не знали, то чувствовали такую эстетику пропорций, которую Гераклит уместил в одно предложение: «... скрытая пропорция сильнее явной» , а Платон охарактеризовал как: «... подобное в тысячу раз прекраснее неподобного... . Отношение части к целому и целого к части могут возникать только тогда, когда вещи не тождественны и не вполне отличимы друг от друга» .

Сажень для зодчего не становилась уставом. Не оставалась декретно неизменным инструментом. Он, вероятно, имел возможность, даже без понимания обусловливающей ее причины, изменять в пределах 1% ее длину, что, как уже говорилось, не влияет на пропорционирование, но «размывает» его границы, которые к тому же намеренно выполнялись более «расплывчатыми» (например, их орнаментами, фризами, кокошниками и т.д.). Возможность изменения длины — вторая составляющая наличия многих видов саженей на территории Руси (первая, как показано выше, — восстановление саженей без ориентации на единый эталон).

Сажень как скрытый процесс с удвоением длины изменяет свою динамику. Пропорции, отображаемые ею, становятся как бы подвижными. Динамика подвижных пропорций повергает истинного Мастера, мастера с большой буквы, на создание гармоничного объекта в сотворчестве с Богом. И чем большей духовностью обладает Мастер, чем тоньше его чувство возвышенного и возвышающего, тем более впечатляющим будет продукт этого сотворчества.

Особенно важным становилось для мастеров отображение потаенной пропорции в композиции духовных сооружений и в первую очередь церквей, соборов, храмов. Церковь как культовое сооружение является Храмом Божьим, Храмом Христа, объектом святости для верующих и даже неверующих. Святость — мерило церкви. Мерило же всегда выражается числом. Числом, за которым может скрываться качество, в том числе и значимость возводимого объекта.

Число Христа 7 . Число священное, иными словами — сакральное. И качественная композиция сооружаемой церкви как храма Христа, как сооружения духовного в своей потаенной пропорции включала элементы сакральности, содержащие совмещенное количество сдвоенных мер: мирские, открытые для всех,
и потаенные, кратные 7. И включала так, что не посвященные в таинство культовых сооружений христианства не замечали ни сдвоенности, ни кратности. Так же, как не замечалось и то, что в разбиении церкви, имеющей высший статус святости, было задействовано не менее 7 саженей различной длины.

Эти правила были настолько законспирированы и с такой осторожностью соблюдались (это и обусловило, по-видимому, их потерю), что и сегодня, любуясь, например, Великой Печерской церковью в Киеве, церковью Вознесения в Коломенском или той же церквью Параскевы Пятницы в Новгороде (или их макетами), даже крупные архитекторы не догадываются о двойной мерной структуризации этих шедевров и о саженной сакральности их пропорций священному числу 7. (И здесь отмечается параллель с древнеегипетской сакральностью.)

Следует особо подчеркнуть, что возможность совмещенного (сдвоенного) использования мер обусловливало именно наличие системы взаимосвязанных саженей, один из способов выражения которой удалось установить А.А.Пилецкому в образе табличной матрицы «Всемер» . <...>

ДРЕВНЕРУССКАЯ МЕТРОЛОГИЯ
ЕГИПЕТСКИХ ПИРАМИД

Пирамиды Египта, возведенные почти за 3000 лет до н.э., и сегодня остаются загадочными и по технологии своего возведения, и по тем знаниям, которыми владели строители пирамид. Одной из самых больших загадок построения пирамид является загадка размеров мерных инструментов, по которым производилось конструирование и возведение объектов Древнего Египта. Построение строжайше выверенных пирамид (практически точные углы 90°, отклонение всего на 2-3 см сторон основания при длине более 200 м, соблюдение до секунд углов наклона боковых сторон, сведение граней пирамид в одну точку на высоте более 100 м и т.д.) свидетельствует о наличии у строителей точных измерительных инструментов и хорошо отработанной методики пространственного измерения. Но каковы размеры этих инструментов? Какое пропорционирование в них заложено? Какова методика производства измерительных работ? До сих пор науке это неизвестно.

Большинство исследователей считают, что древнеегипетские архитекторы также пользовались единым мерным инструментом, длина которого, как они полагают, почти совпадала с длиной современного стандартного метра. Со временем его размеры будут уточнены. Нахождение этих размеров осложняется тем, что результаты измерения стандартным метром параметров древнейших объектов всегда оказываются дробными. И это при всеобщем убеждении, что древние египтяне не были знакомы с дробями.

Тем не менее, точный размер искомого инструмента еще не определен, и потому однозначных ответов на целый ряд вопросов по пропорционированию древнеегипетских архитектурных элементов зданий и сооружений до сих пор нет. Неясно, например, почему параметры сооружений, и в первую очередь высоты пирамид в Гизе, определялись с точностью до четвертого-пятого знаков? Ведь гораздо проще определять их в целых числах. Например, высота - 143 м, длина стороны — 215 м и т.д. Тогда и размер используемого инструмента обнаружить было бы намного проще.

Надо полагать, что зодчие Древнего Египта это понимали тоже. Тем более, что геометрия объектов и особенно измерительные инструменты, используемые на строительстве пирамид, показали бы, что к моменту начала возведения пирамид жрецы владели гармонией динамической геометрии, к пониманию которой, как уже говорилось, человечество только приближается . А потому создается впечатление, вероятно, правдоподобное, что архитекторы фараона, возводившие пирамиды, преднамеренно скрывали параметры измерительных инструментов. Поскольку достигнуть понимания структуры полуразрушенных пирамид без знания гармонии использования измерительных инструментов, их породивших, невозможно. Другими словами: пока не будет найдена гармония пропорциональных взаимосвязей древних измерительных инструментов, невозможно даже приблизиться к разгадке тайн пирамид .

Можно отметить, что аналогичная дробность возникает при измерении метром параметров древнерусских сооружений. Но в этом случае известно, что возникающая дробность есть следствие использования в Древней Руси множества диспропорциональных друг другу и метру саженей.

То, что в течение столетий археологи и ученые не могут определить величину древнеегипетского аналога современного метра, скорее всего свидетельствует об отсутствии единого мерного инструмента и о возможном существовании в Египте некоторого подобия древнерусской системы измерительных инструментов. И встает вопрос: а не может ли оказаться так, что и в Древней Руси, и в Древнем Египте использовалась одна и та же метрологическая система?

Выше уже говорилось об одном из возможных подтверждений данной версии, отображенном на панелях Хеси-Ра . Однако изображение на панелях не может служить доказательством применимости древнерусских саженей, например, при строительстве пирамид. Этим доказательством может считаться только непосредственное подтверждение кратности размеров отдельных элементов тех же пирамид древнерусским соизмерительным инструментам и методам их применения, а пока этой соизмеримости не получено, данное предположение будет оставаться гипотетической версией.

Для проверки этой версии еще раз отметим особенности применения системы древнерусских саженей.

Основная особенность применения системы саженей заключается в том, что уменьшение мерности инструмента (получение измерительных стержней меньшего масштаба, чем сажень) производилось последовательным делением соответствующей сажени на 2 (раздвоение).

Вторая особенность: ни одно сооружение на Руси не строилось с применением только одного вида саженей. При замерах длины здания использовалась одна сажень, ширины — другая, высоты — третья. Внутренняя разбивка производилась четвертой саженью. А если возводился следующий этаж, то его высота определялась в зависимости от окружающего ландшафта еще одной саженью или комбинацией из сажени и ее элементов. Например: две сажени, полторы сажени, сажень с четвертью (с локтем) и т.д.

Третья особенность: все параметры объектов замерялись только целым, как бы квантованным, числом измерительных инструментов — саженей, локтей, вершков и т.д. Например, длина здания равнялась 6 саженям городовым по 284,8 см или 12 саженям малым по 142,4 см, что в измерении метром равно 17,088 м. Ширина равна четырем полуторным простым саженям по 150,8 х 1,5 = 2,262 см, а в измерении метром 9,048 м. Наконец, высота равна двум простым саженям по 150,8 см или 3,016 м.

Таким образом, параметры объектов, отмеренные целым числом саженей, всегда оказываются дробными при измерении стандартным метром. И, как уже отмечалось, эта особенность систематически фиксируется при замерах метром всех древнеегипетских сооружений. А потому можно повториться, что достигнуть понимания структуры полуразрушенных пирамид без знания гармонии измерительных инструментов, их породивших, невозможно.

Рассмотрим исходя из методов использования системы саженей возможность применения их для определения параметров комплекса пирамид в Гизе и других древнейших объектов. Поскольку названия древнеегипетских измерительных инструментов до нас не дошли, ниже употребляются названия их аналогов, принятых на Руси.

Результаты измерения саженями параметров пирамид в Гизе, отображенные в таблицах 10 — 12 с точностью до ± 5 см на сотни метров, подтверждают предположение о единстве древнерусской и древнеегипетской систем измерительных инструментов и позволяют сделать следующие выводы :

Все параметры пирамид (высота h, боковая сторона а, диагональ основания d, боковое ребро b, апофема с) кратны целому числу различных саженей, оставаясь дробными в измерении метром;

Основной параметр пирамид — высота определяется для всех пирамид целыми десятками различных саженей 90, 60, 30, кратными сакральному числу 3;

Все параметры пирамид измеряются различными саженями;

Один или несколько параметров каждого объекта при приведении модуля числа саженей к одной цифре равен или кратен сакральному числу; вероятно, это значащие числа каждого параметра;

Наибольший наклон сторон имеет пирамида Хафра, как и наибольшее совпадение расчетных параметров с результатами обмера;

В структуре параметров пирамид задействовано десять древнерусских саженей.

Из таблицы 7 следует, что в структуру пирамиды Хафра заложены параметры священного египетского треугольника 3:4:5:

107,8: 35,93 = 3; 143,73: 35,93 = 4; 179,66: 35,93 = 5.

А этот треугольник ассоциируется по древнеегипетской мифологии с тройкой основных богов: малый катет — богиня плодородия Исида, большой катет, или высота пирамиды, — бог Осирис и гипотенуза (апофема) — их сын Гор, и отображает природную гармонию объекта.

Рассмотрим, совпадают ли параметры некоторых других объектов комплекса и их помещений с размерами саженей.

Наиболее сохранившийся храм ансамбля пирамид в Гизе — нижний храм пирамиды Хафра имеет квадратную форму со стороной основания 45 x 45 м и высоту 13 м. По-видимому, эти данные, как и многие другие, округлены и его истинные размеры составляют 45,24 х 45,24 м, или 30 саженей простых, а высота 13,05 м или 7 саженей церковных. Большая галерея пирамиды Хеопса имеет длину 47 м или 33 сажени малых, и высоту 8,5 м, что составляет б тех же саженей, а возможно, 3 сажени городовых, и действительная высота 8,54 м. Погребальная комната имеет размеры по обмеру: длина 10,5 м, ширина 5,2 м и высота 5,8 м. 304,72

Наим.саж.

длина, см

Наим.саж.

длина, см

Таблица 12. Пропорции пирамиды Менкаура

высота
h

бок.стор
a

диаг. осн.
d

бок. реб.
b

апофема
c

Расчет, м

Наим.саж.

длина, см

Отмечу, что комната представляет собой двусмежный квадрат (ДК), в длине которой 6 саженей народных или 10,56 м, в ширине 3 сажени народных или 5,28 см, и в высоте 3 сажени царских или 5,92 м. (Невольно возникает вопрос: а не совпадали ли древнерусские названия саженей с древнеегипетскими?)

И наконец, рядом с дорогой восхождения к пирамиде Хефрена лежит на страже огромный Сфинкс — каменный лев с головой человека. Высеченный из единой скалы, он по обмеру имеет длину 57 м и высоту 20 м. В саженях в длину возможно двойное счисление — 40 саженей малых (56,96 м) или 22 сажени больших, что составляет 56,85 м, и в высоту 7 саженей городовых, а в метрах 19,94 м.

Таким образом, есть все основания полагать, чтовсе помещения и объекты комплекса пирамид в Гизе проектировались и возводились по мерным инструментам, полностью соразмерным древнерусским саженям .

Вернемся теперь к началу строительства пирамид и посмотрим, использовалась ли древнерусская система измерительных инструментов при их сооружении.

Итак, первая из возведенных пирамид — пирамида Джосера . По разным источникам ее высота 60 или 61 м. Стороны основания 115 х 125 м. В 61 м укладывается ровно 25 великих саженей. А по размерам сторон — 72 сажени кладочные или 114,98 м и 71 сажень народная или 124,96 м. Если же возьмем отгороженную стеной площадку, на которой возводился комплекс пирамиды, то она представляет собой прямоугольник 545 х 277 м. Эти параметры могут образовывать 2 комбинации саженей: в длину укладывается 260 саженей фараона или 544,65 м, 276 саженей царских или 544,82 м; в ширину 206 саженей меньших, т.е. 276,99 м или 140 саженей греческих — длина 276,48 м. Уточнить использование конкретных саженей можно только внешним обмером с точностью ± 3 см. Получается, что уже с первой пирамиды египетские строители использовали системный комплекс измерительных инструментов .

Продолжим рассмотрение пирамид. Пирамида Хуни в Медуме: 146 х 146 м, высота 118 м(?). В стороне укладывается 83 сажени народные или 74 сажени казенные, а длина стороны равна 146,08 м. В высоте укладывается 67 саженей народных (117,92 м), а это, видимо, показывает, что высота замерена с ошибкой.

Пирамида Снофру в Дашуре имеет основание 185,5 х 185,5 м и высоту около 100 м. Вероятно, замеры тоже не совсем точны. В стороне укладываются 123 сажени простых, и ее длина 185,48 м, а в высоте — 41 сажень великая, т.е. 100,04 м.

И последняя пирамида Снофру в том же Дашуре. Ее параметры 218,5 х 221,5 м и высота 104,4 м. И в этом случае вероятна неточность в измерении сторон. Высота равна 104,38 м или 56 саженям церковным. И здесь не исключена неточность, поскольку некоторые источники оценивают высоту в 92 м, а это ровно 61 сажень простая.