О конкуренции на товарных рынках) и "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг"*(6) (Закон о конкуренции на финансовых рынках).

Несомненно, понятие "рынок" характеризует экономические отношения, возникающие прежде всего в связи с обменом материальных благ, а также с производством и распределением этих благ. Лишь определенная часть этих отношений подвергается правовому регулированию. Так, не могут быть регламентированы нормами права экономические отношения на рынке, связанные с действием механизма спроса и предложения, и т.д.

Не все экономические термины, даже в ряде случаев употребляющиеся в нормативно-правовых актах, имеют правовое значение. Например, характеристика понятий спроса и предложения на рынке содержится в нормативных актах антимонопольной направленности. Под спросом понимается предельное (максимальное) количество товара, которое покупатели могут приобрести на рынке при данной цене, а закон спроса состоит в том, что платежеспособный спрос на товар растет с уменьшением его цены и сохраняется при ее росте. Предложение - это предельное (максимальное) количество товара, которое производители (продавцы) выставят на рынок для продажи при данной цене. Закон предложения заключается в том, что последнее растет с увеличением цены товара и сокращается при ее уменьшении. Использование в нормативных актах указанных категорий, характеризующих рынок, не означает, что они подвергаются правовому регулированию. Попадая в нормативные правовые акты, эти и некоторые другие экономические понятия часто перегружают соответствующие нормы, что создает сложности при их толковании.

В литературе предлагаются различные определения понятия рынка, имеющие экономический характер. Наиболее распространенной является его трактовка в качестве особого механизма взаимодействия между продавцами и покупателями. Так, Р. Барр понимает под рынком совокупность отношений между участниками обмена, которые тесно связаны друг с другом через те или иные средства*(8) . Похожее толкование предлагают К. Макконелл и С. Брю, рассматривая рынок как механизм или приспособление, осуществляющее контакт между конкурентами или предъявителями спроса и продавцами или поставщиками товара или услуги*(9) . Р.О. Халфина полагает, что рынок "является тем звеном, в котором реализуется связь производства и потребления, определяются потребности общества и возможности производителя, происходит общественная оценка эффективности производства"*(10) .

Другие авторы утверждают, что рынок - это определенная территория. По мнению А. Курно, "под рынком подразумевается не какое-то определенное место, где осуществляются продажи и покупки, а вся территория, части которой связаны отношениями свободной торговли таким образом, что цены быстро и легко выравниваются"*(11) . Исходя из этого, различаются следующие типы рынков: местные, региональные, национальные и международные.

Существует также определение рынка как совокупности сделок купли и продажи товаров. Как пишет Е.Ф. Борисов, "в такие сделки повседневно вступает каждый, когда, например, покупает продукты в магазине"*(12) . По сути, рынок сводится к обороту (обращению) товаров. Эта точка зрения получила развитие в российском законодательстве, в соответствии с которым выделяются товарные и финансовые рынки.

В частности, товарный рынок определяется как сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами (ч.4 ст.4

Похожая формулировка содержится в нормах Налогового кодекса РФ. В соответствии с п.5 ст.40 НК РФ рынком товаров (работ, услуг) признается сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории Российской Федерации или за пределами Российской Федерации. В данном определении содержится указание не только на возможность покупателя приобрести товар на соответствующей территории, но и на возможность продавца его реализовать. Причем рынок не ограничивается территорией Российской Федерации, а может выходить за ее пределы, что свидетельствует о наличии международных рынков.

Под рынком финансовых услуг понимается сфера деятельности финансовых организаций на территории Российской Федерации или ее части, определяемая исходя из места предоставления финансовой услуги потребителям (ч.4 ст.3

Из упомянутых законодательных определений следует, что правовому регулированию подвергаются экономические рыночные отношения, связанные с обращением (оборотом) товаров (работ, услуг) на определенной территории. Несмотря на то что оборот является важнейшей характеристикой рынка, сводить последний лишь к обороту было бы неверно. Оборот характеризует именно динамику (а не статику) рынка. В определенные периоды времени оборот (как совокупность сделок) на конкретном рынке может быть незначительным либо равным нулю, что не означает отсутствие самого рынка.

С правовой точки зрения весьма значимой является законодательная характеристика рынка финансовых услуг в качестве сферы предпринимательской деятельности.

На наш взгляд, рынок (рыночные отношения) как объект правового регулирования - это регулируемая нормами права совокупность общественных отношений, связанных с осуществлением на основе конкуренции предпринимательской деятельности в определенных сферах (областях) производства, продажи или приобретения взаимозаменяемых или идентичных товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (ее части) либо за ее пределами, причем эти отношения возникают между лицами, хотя бы одно из которых является субъектом предпринимательства.

Представляется, что отношения по продаже или приобретению имущества, возникающие без участия предпринимателей (например, только между физическими лицами, не зарегистрированными в качестве предпринимателей), не следует рассматривать в качестве рынка. Данный вывод следует из установленного законодательством правила о том, что на рынке должны действовать, наряду с иными лицами, специальные субъекты предпринимательской деятельности (на товарном рынке - хозяйствующие субъекты, на рынке финансовых услуг - финансовые организации) (см. ч.6 ст.4 Закона о конкуренции на товарных рынках, ч.5 ст.3 Закона о конкуренции на финансовых рынках). К хозяйствующим субъектам и финансовым организациям не относятся физические лица, не зарегистрированные в качестве предпринимателей.

Немалое правовое значение имеют следующие основные признаки рынка (рыночных отношений):

1) рынок как определенная сфера (область) предпринимательской деятельности, включая оборот;

2) специальные субъекты рынка;

3) территория (территориальные границы) рынка.

2. Субъектами рынка являются продавцы (поставщики, подрядчики, исполнители) и покупатели (потребители), при условии, что хотя бы один из них (или их представитель) осуществляет предпринимательскую деятельность на законных основаниях (является субъектом предпринимательства).

На товарных рынках субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность, получили наименование "хозяйствующих". Таковыми признаются российские и иностранные коммерческие организации и их объединения (союзы или ассоциации), некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также индивидуальные предприниматели (ч.5 ст.4 Закона о конкуренции на товарных рынках).

Субъекты рынка финансовых услуг - это финансовые организации, оказывающие услуги на финансовых рынках, и потребители данных услуг; один из них обязательно должен быть субъектом предпринимательства.

Финансовой организацией признается юридическое лицо, осуществляющее на основании соответствующей лицензии банковские операции и сделки либо предоставляющее услуги на рынке ценных бумаг, услуги по страхованию или иные услуги финансового характера. К числу финансовых организаций относятся: негосударственный пенсионный фонд, его управляющая компания, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, лизинговая компания, кредитная потребительская и иная организации, осуществляющие операции и сделки на рынке финансовых услуг. Нормы законодательства о финансовых организациях распространяются и на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на основе соответствующей лицензии деятельность на рынке финансовых услуг (ч.3 ст.3 Закона о конкуренции на финансовых рынках).

Таким образом, хозяйствующие субъекты на товарных рынках и финансовые организации на рынке финансовых услуг являются специальными субъектами соответствующих рынков, осуществляющими предпринимательскую деятельность.

На наш взгляд, оговорка в законодательстве, предоставляющая некоммерческим организациям возможность осуществлять предпринимательскую деятельность на рынке, а также определение предпринимательской деятельности некоммерческих организаций противоречат юридической природе и цели создания некоммерческих организаций. Указанное решение может привести на практике к вступлению в конкурентную борьбу за привлечение потребительского спроса лиц, прикрывающихся юридической формой некоммерческой организации и получающих установленные для нее льготы. В данной ситуации использование таких преимуществ в конкурентной борьбе следует квалифицировать как правонарушение.

Особым субъектом рынка, с позиций антимонопольного правового регулирования, является группа лиц. Она определяется как совокупность юридических и физических лиц, которые в результате определенных законом способов контроля и влияния друг на друга рассматриваются как единый субъект рынка. Это выражается, например, в том, что к ответственности за противоправную деятельность на рынке могут быть привлечены все участники группы лиц.

Перечень условий, определяющих наличие группы лиц, установлен в норме ч.13 ст.4 Закона о конкуренции на товарных рынках.

Понятие "аффилированные лица" используется для характеристики отдельных физических и юридических лиц, способных оказывать влияние на деятельность других субъектов предпринимательства (см. ч.14 ст.4 Закона о конкуренции на товарных рынках). В ряде случаев эти субъекты могут входить в состав группы лиц.

Но каких конкретно лиц следует считать аффилированными: тех, которые сами способны оказывать влияние и которые подвергаются этому влиянию, либо только первых (т.е. оказывающих влияние)? Позиция законодателя по данному вопросу неоднозначна. С одной стороны, в общем определении, сформулированном в законе, четко говорится, что аффилированными лицами признаются только те физические и юридические лица, которые способны оказывать влияние на других юридических (физических) лиц. С другой стороны, характеризуя аффилированных лиц физического (юридического) лица, закон относит к их числу, например, юридическое лицо, в котором данное физическое (юридическое) лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов (т.е. лицо, на деятельность которого оказывается влияние).

В доктрине и на практике распространена позиция, согласно которой аффилированными лицами следует считать физических и юридических лиц, способных оказывать влияние на деятельность других субъектов предпринимательства, а также последних, т.е. на деятельность которых оказывается влияние, даже если они (подконтрольные) сами не оказывают влияния на деятельность первых.

К физическим и юридическим лицам, способным оказывать влияние на деятельность других лиц, закон не предъявляет обязательного требования о том, чтобы они осуществляли предпринимательскую деятельность. Что же касается физических и юридических лиц, на которых оказывается влияние, то они обязаны являться субъектами предпринимательства и осуществлять соответствующую деятельность.

Представляется, что значение правовой категории аффилированных лиц состоит в том, чтобы выявить конкретных лиц, способных оказывать влияние на деятельность предпринимателей, образуя с ними единый субъект на рынке - группу лиц либо не образуя таковой. Это важно, поскольку способность влиять на деятельность предпринимателей дает аффилированным (влияющим) лицам реальные преимущества в конкурентной борьбе и может привести к монополизации рынка. В связи с этим за аффилированными лицами устанавливается необходимый государственный контроль (антимонопольный и т.п.).

3. Территория (географические границы) товарного рынка - это территория, на которой покупатели приобретают (могут приобрести), а продавцы реализуют (могут реализовать) определенный товар и не имеют такой возможности за ее пределами.

Товарные и финансовые рынки подразделяются на международные, республиканские и местные. Республиканским товарным рынком является территория Российской Федерации, а местным - район города, город, район, область, группа областей, край, любая другая территория.

Территория товарного рынка определяется по принципу равной доступности товаров (работ, услуг) прежде всего для покупателей (потребителей). Если покупатели считают товар, продаваемый в одном регионе, заменителем товара, продаваемого в другом регионе, тогда эти регионы можно рассматривать как один и тот же географический рынок данного товара.

При определении территории товарного рынка учитываются такие факторы, как доступность транспортных средств для перемещения покупателя к продавцу; незначительность транспортных расходов, сохранность уровня качества и потребительских свойств товара в процессе его транспортировки, отсутствие на данной территории административных ограничений на ввоз или вывоз товаров, сопоставимый уровень цен на соответствующие товары внутри границ этого рынка и др.

Территория рынка финансовых услуг имеет особенности. Границы регионального рынка финансовой услуги определяются исходя из сферы деятельности финансовых организаций на территории субъекта Российской Федерации, а федерального рынка - исходя из сферы деятельности финансовых организаций на территории России.

По общему правилу местом предоставления финансовой услуги является местонахождение финансовой организации, указанное при регистрации в налоговом органе этой организации или ее филиала. Однако на рынке ценных бумаг местом предоставления признается место заключения договора об оказании услуги*(20) .

Следует учитывать, что при определении конкурентной среды на рынке учитываются и иные его параметры, имеющие в основном экономический характер (например, структура рынка, барьеры входа на рынок и др.). Структура рынка характеризуется совокупностью количественных и качественных показателей, к которым относятся: число субъектов предпринимательства и доли, которыми они владеют на данном рынке; показатели рыночной концентрации; открытость рынка для межрегиональной и международной торговли и др.*(21) Различаются следующие виды структуры рынка: совершенная конкуренция, несовершенная конкуренция (монополистическая конкуренция, олигополия) и монополия*(22) .

Большое значение в определении наличия конкурентных отношений на рынке имеет такой его параметр, как свобода доступа на рынок*(23) . Она характеризуется наличием (отсутствием) обстоятельств, препятствующих новым хозяйствующим субъектам войти на рынок. Из наиболее распространенных следует назвать следующие барьеры:

а) ограничения деятельности продавцов на данном товарном рынке, создаваемые органами власти всех уровней (высокие налоги для вхождения на рынок, лицензирование отдельных видов деятельности, квотирование, решения органов власти по ограничению ввоза (вывоза) товаров на территорию (с территории), препятствия в отведении земельных участков, предоставлении производственных и конторских помещений и т.п.);

б) наличие (отсутствие) необходимых средств коммуникации (транспорта, связи), служб по оказанию информационных, консалтинговых, лизинговых услуг и т.п.;

в) значительный размер первоначального капитала, который необходим для начала деятельности хозяйствующего субъекта на рынке, и др.

Под доступом (вхождением) на рынок понимается создание нового (перепрофилирование действующего) субъекта предпринимательства для работы на соответствующем товарном рынке или распространение деятельности субъекта предпринимательства, существующего вне границ соответствующего рынка, на продукцию, поставляемую на рассматриваемый рынок (ввоз, импорт)*(24) .

Установление барьеров на пути потенциальных участников рынка далеко не всегда является следствием неправомерных действий, нередко оно обусловлено объективными факторами. Однако создание предпринимателем, занимающим доминирующее (монопольное) положение на рынке, препятствий доступу на этот рынок других субъектов предпринимательства рассматривается как противоправная монополистическая деятельность в форме злоупотребления доминирующим положением (п.1 ст.5 Закона о конкуренции на товарных рынках). При квалификации указанных действий следует учитывать их искусственный (внеэкономический) характер и направленность на ограничение, недопущение или устранение конкуренции.

Государственное регулирование современной экономики осуществляется с помощью системы типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Косвенно участвовать в государственном регулировании могут и общественные организации: общества защиты прав потребителей, профсоюзы, политические партии и др. система органов, осуществляющих государственное регулирование, представлена на рисунке 4.

Наиболее яркие изменения в современной экономике отразились, прежде всего, на торговой деятельности. Торговля, выступающая как связующее звено между различными отраслями народного хозяйства, не осталась вне государственного регулирования.

Современный механизм регулирования экономической деятельности торговли можно представить как интегрированную систему форм, методов, средств, с помощью которых осуществляется воздействие государства на объекты торговли .

В условиях рынка покупатели, пользуясь услугами торговых предприятий, приобретая необходимые товары, участвуют в имущественных отношениях, регулируемых нормами гражданского законодательства.

Рисунок 4. - Система органов, осуществляющих государственное

регулирование

Система государственного регулирования торговли имеет свои имманентные цели, задачи, принципы, функции, формы, инструменты, методы и связи.

Цели государственного регулирования, находясь в тесной взаимосвязи, неравнозначны по масштабам воздействия, значению, последствиям. Можно выделить цели стратегические и тактические. Среди стратегических целей наиболее приоритетными являются: обеспечение экономической и социальной стабильности потребительского рынка товаров, экономической безопасности, конкурентных преимуществ. Тактические (конкретные) цели могут различаться по объектам регулирования, но исходить должны из увязки общественных и частных интересов.

Конкретными целями регулирования являются: становление рыночных отношений в сфере торговли; формирование целостной системы торгового обслуживания для наиболее полного комплексного обслуживания потребностей населения и запросов местного рынка труда; создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование и развитие торговли и, в конечном итоге, обеспечение устойчивого экономического роста. На микроуровне, т.е. на уровне предприятий конкретными целями могут быть экономические, социальные и экологические .

В целом основная задача государственного регулирования заключается в поддержании стабильности потребительского рынка и обеспечении его социальной направленности, что может быть реализовано с помощью определенных принципов.

Применение принципов механизма государственного регулирования торговли будет зависеть от той модели рыночной экономики, которую мы хотим видеть. В условиях социально ориентированной рыночной экономики основными принципами являются динамичность, системность, стабильность, адаптивность, гибкость, рациональность (оптимальность), оперативность, ответственность, достоверность, эффективность и др.

Наряду с ними, в современных условиях перехода к экономическим методам регулирования и саморегулирования все большее значение приобретает принцип децентрализованного управления предприятиями и организациями, который является производным от других принципов и вытекает из свойств экономической системы.

Принципы механизма регулирования торговли в первую очередь соотносятся с социальными приоритетами государственного регулирования торговли, к которым относятся:

  • - формирование потребительского рынка;
  • - обеспечение устойчивости функционирования предприятий и организаций торговли как важнейшего фактора региональной экономической безопасности;
  • - создание эффективного механизма реализации Комплексной программы развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации;
  • - изменение стратегии научно-технического и информационного развития;
  • - осуществление комплексной системы мер для повышения инвестиционной привлекательности предприятий, формирование благоприятных условий для притока инвестиций путем включения рыночных механизмов регулирования, в частности фондового рынка .

В системе государственного регулирования торговли среди общих функций важнейшей следует считать создание экономико-правовых условий функционирования механизма регулирования. Как известно, рыночная экономика объективно предполагает высокую эффективность управления благодаря компетентному использованию ее законов, принципов, методов.

Торговые предприятия, приобретая товары, оборудование, помещения, предметы материально-технического обеспечения, включаются в гражданский оборот и становятся объектами гражданско-правовых сделок. Таким образом, по мере становления рыночной экономики постоянно возрастают роль и значение гражданского права, регулирующего на основе юридического равенства стороны имущественно-стоимостных отношений.

Торговое законодательство основывается на применении гражданского права как совокупности нор и иных средств права, регулирующих товарное обращение. Отраслевая специализация торгового законодательства закреплена в Общеправовом классификаторе отраслей законодательства, утвержденном Указом Президента РФ от 16.12.93 г. №2172 (с последующими изменениями). В этом классификаторе выделено законодательство о торговле.

Предметом регулирования торгового права является торгово-предпринимательская деятельность по продвижению товаров от изготовителей в организации розничной торговли и другим потребителям, использующим товары для предпринимательских и иных хозяйственных целей.

Все законодательные акты в зависимости от их юридической силы делятся на законы и подзаконные нормативные акты.

В системе федеральных законов главную юридическую силу имеет Конституция Российской Федерации, которая закрепляет права граждан и регулирует отношения собственности на территории страны. Все нормативно-правовые акты, имеющие отношение к регулированию торговли, должны соответствовать конституционным началам и принципам.

Особое место в законодательной сфере занимает Гражданский кодекс Российской Федерации, признанный урегулировать все общественные отношения и являющийся исходной базой для развития всего текущего законодательства применительно к различным сферам деятельности, в том числе торговой. Гражданский кодекс РФ ставит государственное регулирование рыночных отношений в четкие правовые рамки .

В настоящее время в торговле установлены правовые нормы государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области стандартизации, метрологии, сертификации и защиты прав потребителей путем принятия следующих федеральных законов: «О защите прав потребителей», «О сертификации продукции и услуг», «О стандартизации», Об обеспечении единства измерений», «Об антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур», «О рекламе», «О качестве и безопасности пищевых продуктов» «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и т.п.

Среди законодательных нормативных актов ведущую роль в системе гражданского законодательства играют правовые акты, издаваемые Президентом и Правительством РФ. Указы Президента РФ издаются в целях оперативного регулирования хода экономических преобразований и охватывают широкий спектр отношений, к которым относятся вопросы биржевой, валютно-финансовой, банковской, инвестиционной, внешнеэкономической, таможенной деятельности, а также ценообразования, налогообложения, порядка формирования и уровня компетенции исполнительных органов власти конкретных территорий.

Правительство РФ на основании и во исполнение Гражданского кодекса Российской Федерации, законов, указов Президента РФ принимает постановления, направленные на совершенствование деятельности торговых предприятий в соответствии с изменяющейся рыночной ситуации. К ним относят следующие постановления Правительства РФ: «О правилах продажи отдельных видов товаров», «О правилах продажи товаров по образцам», «О правилах комиссионной торговли непродовольственными товарами», «О правилах продажи гражданам товаров длительного пользования в кредит», «О правилах оказания услуг предприятиями общественного питания», «О лицензировании отдельных видов деятельности» и т.д.

Процесс правового регулирования торгового предпринимательства осуществляется не только путем разработки основных законов Российской Федерации, утверждения указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, но и посредством нормативных актов, принятых соответствующими министерствами, федеральными службами, федеральными агентствами и др.

Практическая реализация всех аспектов государственного регулирования торгового предпринимательства осуществляется через соответствующие федеральные и территориальные исполнительные органы. Они не вправе вмешиваться в оперативную деятельность предприятий до тех пор, пока предприятия соблюдают законы. Однако они могут и должны выступать в качестве органов, контролирующих правомерность хозяйственной деятельности предприятия, вносить свои предложения и требовать исполнения руководством предприятия принятого законодательства.

Контроль за соблюдением торговыми предприятиями принятых государством законодательных актов возложен на Министерство торговли и внешнеэкономических связей Российской Федерации, Федеральное агентство по техническому регулированию метрологии, Федеральную антимонопольную службу и другие органы государственного управления в пределах их компетенции.

В целом создается система правового регулирования взаимоотношений органов государственной власти всех уровней и самостоятельных субъектов торговой деятельности. Вместе с тем вопросы эффективного участия государства в регулировании торговой сферы решаются недостаточно активно и последовательно. Так, отсутствует единая государственная концепция развития торговли, ослаблено территориальное звено управления торговлей, нормативно-правовая база не в полной мере отвечает практическим требованиям организации торговой деятельности предприятий отрасли .

Стратегической целью государства в торговой сфере является создание необходимых условий для развития бизнеса, своевременного контроля за его экономической безопасностью на потребительском рынке. При этом механизм государственного воздействия должен обеспечивать конкуренцию везде, где это необходимо. Такой подход означает отказ со стороны государственных структур от непосредственного управления торговыми предприятиями и ориентацию на управление процессами, протекающими на потребительском рынке в целом, сведение административного воздействия в основном к нормативно-правовому регулированию, обеспечение равенства субъектов в торговой деятельности независимо от организационно-правовых форм и вида собственности.

К важнейшим задачам в области государственного регулирования торговой деятельности относятся:

  • 1 формирование конкурентной среды, обеспечивающей устойчивую систему товародвижения и предупреждение возможных проявлений монополизма на потребительском рынке;
  • 2 защита внутреннего рынка на основе регулирования иностранных инвестиций и совершенствования таможенного законодательства, проведение маркетинговых исследований внутреннего рынка с целью обеспечения прогрессивных изменений в структуре экспорта и импорта, увеличение доли товаров отечественных производителей путем упорядочения системы расчетов, конвертации национальных валют, применения демпинговых процедур и т.п.;
  • 3 всестороннее развитие и укрепление нормативно-правовой базы торговли, формирование оптимальных организационно-правовых форм предприятий, способствующих активизации предпринимательской деятельности;
  • 4 создание благоприятных условий для интегрирования хозяйственной деятельности различных торговых образований путем формирования объединений торговых корпораций, холдинговых образований, торгово-финансово-промышленных групп, ориентированных на поддержку отечественных товаропроизводителей и перерабатывающую промышленность;
  • 5 определение концепции развития различных видов и типов торговых предприятий (магазин-склад, магазин-дискаунт, супермаркет, гипермаркет), включая создание на общих подходах к формированию ассортимента, выбору технических средств оснащения, оформлению интерьера и внешнего вида предприятий, применению единообразных форм обслуживания;
  • 6 совершенствование товародвижения и логистического обслуживания;
  • 7 эффективный контроль за торговыми предприятиями с точки зрения финансовой, налоговой дисциплины, качества реализуемых товаров, уровня обслуживания, защиты прав потребителей на основе соблюдения законодательства, лицензионных, сертификационных, санитарных норм;
  • 8 совершенствование трудового законодательства, регламентирующего права и обязанности участников торговой деятельности;
  • 9 развитие механизма корпоративного управления, защита прав акционеров, обеспечение свободного перераспределения прав участия в капиталах акционерных обществ и перехода таких прав к более эффективным собственникам;
  • 10 развитие разнообразной торговой инфраструктуры, обеспечивающей цивилизованные формы ведения торговой деятельности.

Многообразные и сложные поставленные задачи требуют своего решения на таком уровне управления, которое в состоянии их реализовать. Только при условии рационального разделения прав и обязанностей между верхними и нижними этажами государственной власти может быть достигнута высокая восприимчивость и адекватность действий механизма государственного управления торговыми предприятиями.

Важную роль в сфере потребительского рынка играет контрольно-регулирующая функция системы государственного регулирования. Органы контроля осуществляют свою деятельность по искоренению негативных проявлений в этой сфере.

Исходя из специфики торговых предприятий, деятельность которых в основном осуществляется на конкретной территории для удовлетворения потребностей ее населения, государственное регулирование торговли ориентировано на четкое разграничение компетенции федеральных и территориальных органов власти.

В настоящее время продолжается формирование правовой базы для осуществления торговой деятельности самостоятельно работающих хозяйствующих субъектов в конкурентной среде.

Правовое обеспечение деятельности торговли в настоящее время не имеет единого нормативно-правового акта на уровне закона, который охватывал бы сложный комплекс отношений в этой сфере.

Под воздействием проводимых в стране реформ происходят существенные изменения в экономической среде, что в свою очередь предполагает своевременное обновление законодательной базы, регламентирующей конкретную предпринимательскую деятельность в торговле.

Таким образом, муниципальное управление - это управление социальными общностями на основе территориального принципа. Целью муниципального управления является обеспечение оптимальных условий для функционирования и развития территориальных общностей, располагающих статусом относительно самостоятельной хозяйственной единицы. Потребительский рынок - важнейшее звено в механизме функционирования и воспроизводства территории муниципального образования. Сфера распространения этого института охватывает как область насыщения территории региона продукцией и услугами, так и структуру сложившего регионального рынка труда.

Главной целью управления потребительским рынком на уровне муниципалитета является гармонизация взаимодействия местных предпринимательских структур и муниципальной власти на базе выполнения на территории ключевых социальных стандартов удовлетворения населения товарами и услугами.

«Что такое экономика» - 0,4. 2004. 2002. Семья. Экономисты различают четыре вида ресурсов: Товаров. Показатели макроэкономики. 0,5. Присваивающее Приведите пример? 1,2. Усилия людей, затрачиваемые на производство товаров и услуг. Нужда в чем-либо для развития личности, фирмы, общества в целом. Экономики фирмы. 0,8. Средства удовлетворения потребностей – товары и услуги.

«Отношения в экономике» - Работу Выполнила Михайлова С. Рынок капитала: В качестве товара выступают ценные бумаги, валюта. Если же мало специалистов требуемой профессии, то и зарплата повышается в несколько раз. Учитель Суслин Дмитрий Юрьевич www.dmsuslin.narod.ru. Рыночные отношения в современной экономике. В рыночном механизме действуют экономические законы спроса и предложения.

«Вопросы по экономике» - Муниципальная собственность. Техническая отсталость. Итог. Частная и хозяйственная инициатива. Выполнение плана. Блиц. - Все, что юридически зарегистрировано как собственность. Свобода предпринимательства и выбора является важной характеристикой командной экономики. Функции рынка. Являются ли следующие утверждения верными?

«Законы экономики» - Знакомство учащихся с основными понятиями экономической науки. Нужды и потребности людей. Вспомним строки из английской народной поэзии: «Из чего только сделаны девочки? Цель: Закрепление. Проблема экономического роста Проблема инфляции Проблема безработицы. Экономика, как хозяйственная система. Идеи экономистов… имеют гораздо большее значение, чем принято думать.

«Понятия экономики» - Земля - все виды природных ресурсов. Экономика - 1) хозяйство страны; 2) сфера общественной жизни, включающая отношения в процессе материального производства, обеспечивающая обществу материальные возможности существования и развития; 3) наука, изучающая способы распределения обществом ограниченных ресурсов для наиболее полного удовлетворения потребностей людей.

Характерной чертой рыночных отношений в сфере недвижимости являются наличие специальной нормативно-правовой базы, регламентирующей отношения, связанные с недвижимым имуществом, и, что особенно важно, более значительная, чем в других секторах рыночной экономики, роль региональных и муниципальных нормативных актов.

Законодательство в сфере недвижимости представляет собой совокупность законов, иных нормативных правовых актов, посредством которых государством устанавливаются, изменяются или отменяются соответствующие правовые нормы.

Систему законодательства образуют различные законы, а также иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере недвижимости (прил. 6).

Источники права подразделяются на две основные группы:

федеральные законы в сфере недвижимости и иные принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты;

законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Конституция РФ является правовой основой развития всего российского законодательства. Она имеет высшую силу и прямое действие. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, должны полностью соответствовать положениям Конституции РФ.

В Конституции РФ решаются вопросы компетенции РФ и ее субъектов по жилищному и гражданскому законодательству. Так, по Конституции РФ жилищное законодательство является предметом совместного ведения РФ и субъектов РФ.

Исходя из этого, жилищные отношения могут регулироваться как актами РФ, так и актами субъектов РФ. Конкретное разграничение полномочий между РФ и ее субъектами в жилищной сфере можно определить путем анализа законодательства, договоров России с субъектами Федерации, конкретных правоотношений.

Причем законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует Федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).

Жилищный кодекс (ЖК), другие федеральные законы регламентируют жилищные отношения, которые согласно ст. 72 Конституции РФ являются предметом совместного ведения РФ и субъектов РФ. Поэтому ЖК и федеральные законы выступают одновременно в качестве правовой базы, на основе которой принимаются законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Исходя из конституционных положений, законодательство в РФ в сфере недвижимости развивается как сложная система, в которой в качестве системообразующих законов выступают Конституция РФ, федеральные законы (например, «Об основах федеральной жилищной политики», «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»), Жилищный кодекс РФ и другие акты.

В то же время законодательство в сфере недвижимости невозможно рассматривать как систему только одних законов в узком смысле, в состав указанного законодательства должны включаться и другие нормативные правовые акты, что вытекает из ст. 76 Конституции РФ, согласно которой по предметам совместного ведения издаются не только федеральные законы, но и «принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации».

В состав жилищного законодательства, кроме законов и других нормативных актов гражданско-правового, финансового характера, входят также законы и другие нормативно-правовые акты, определяющие компетенцию органов исполнительной власти - правительства РФ, министерств и других федеральных органов управления, предприятий, учреждений, организаций в области управления государственным и муниципальным жилищным и другими фондами, организации эксплуатации и ремонта жилищного фонда и др.

Новый ГК содержит наиболее важные нормы, связанные с осуществлением прав на жилое помещение (гл. 18 и 35 ГК РФ). В 1983 - 1995 гг. жилищное законодательство России развивалось отдельно от гражданского законодательства.

Согласно собственник владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением, т.е. для проживания собственника и членов его семьи. ГК РФ одновременно устанавливает также, что жилые помещения могут сдаваться для проживания других граждан на основании договора.

Вторая часть ГК РФ включает гл. 35 «Наем жилого помещения», посвященную общему регулированию найма жилого помещения, осуществляемого, как правило, на коммерческих началах. Вместе с тем в ГК РФ прямо признается существование жилищного законодательства как отрасли законодательства. Это вытекает из Конституции РФ, в которой упоминается отдельно гражданское законодательство (п. «о» ст. 71) и жилищное законодательство (п. «к» ст. 72).

Из этого следует, что гражданское законодательство регулирует отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением как жилыми, так и нежилыми помещениями (см. раздел 4).

В ГК РФ (ст. 3) понятие «гражданское законодательство» используется в узком смысле - имеются в виду только федеральные законы. Иные нормативные правовые акты выведены за пределы понятия «гражданское законодательство». В говорится, что «нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ». Из этого следует, что, во-первых, отношения в сфере недвижимости, которые регулируются нормами ГК, являются предметом ведения РФ, поскольку само гражданское законодательство относится к предметам ведения Федерации; во-вторых, нормы, содержащиеся в актах законодательства в сфере недвижимости и носящие гражданско-правовой характер, должны соответствовать положениям ГК РФ, если иное не предусмотрено законом.

В целом федеральные законы являются источниками правового регулирования. Так, среди федеральных законов особое место занимает Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики», принятый 24 декабря 1992 г. Данный закон является важнейшим политико-правовым актом, призванным обозначить основные направления жилищной политики. Этот Закон определяет наиболее важные, общие начала правового регулирования разнообразных жилищных и связанных с ними иных общественных отношений, которые подлежат конкретизации в нормах и актах жилищного, а также земельного, гражданского, административного и иного законодательства.

Закон от 24 декабря 1992 г. определяет основные принципы реализации конституционного права граждан РФ на жилище в новых социально-экономических условиях, устанавливает общие начала правового регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности и видов использования недвижимости в жилищной сфере.

Законом также расширены возможности развития частной собственности в жилищной сфере, установлено право частной собственности на недвижимость или ее часть, а также предусмотрены возможности для развития долгосрочного кредитования индивидуального и кооперативного строительства. В Закон включена ст. 19 «Приобретение гражданами жилья в частную собственность», в соответствии с которой граждане имеют право на приобретение жилья в частную собственность без ограничения его количества, размеров и стоимости многими способами.

Предусмотрена также возможность перехода объектов жилищной сферы из одной формы собственности в другую в порядке, установленном законодательством. Последнее обстоятельство является важным компонентом в системе реализации конституционного права на жилище, расширяя права собственников жилых домов и жилых помещений.

В Законе урегулированы также отношения найма жилья, обмена жилыми помещениями (ст. 17, 20), включены нормы, посвященные регулированию земельных отношений: строительству, содержанию и ремонту жилья, налогово-кредитной поддержке жилищной реформы (ст. 22 - 28) и др.

Жилищный кодекс РФ включает почти все жилищно-правовые нормы, содержащиеся ранее ГК РСФСР (глава «Наем жилого помещения»), а также содержит много новых норм, соответствующих периоду принятия Кодекса и введения его в действие.

Жилищный кодекс является наиболее полным и кодифицированным законодательным актом, регулирующим достаточно полно и конкретно соответствующие жилищные отношения в России, в нем собраны воедино правовые нормы, систематизированные по отдельным институтам жилищного законодательства.

Однако нормы ЖК регулируют в основном отношения, складывающиеся в связи с пользованием жилыми помещениями. Вопросу регулирования жилищных отношений в частном и других жилищных фондах в Кодексе уделяется недостаточно внимания, в нем не нашли отражения появившиеся разнообразные формы приобретения жилья в собственность. После принятия ЖК был издан целый ряд новых жилищных законов, появились новые понятия, которые не включены в Кодекс (например, понятие «частный жилищный фонд», «приватизация» и др.).

Особое место занимает Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» от 4 июля 1991 г. Закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищных фондов, определяет правовые, социальные, экономические основы преобразования отношений собственности на жилье.

Вступление граждан в права собственности на жилье дает им возможность эффективно вкладывать свои средства, выступать со своей недвижимостью на рынке жилья, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жильем. Закон подробно определяет, как и в каком порядке, с соблюдением каких правил производится приватизация жилья.

Одним из наиболее важных федеральных законов, принятых за последнее время, является Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ, принятый Государственной Думой РФ 17 июня 1997 г. и одобренный Советом Федерации 3 июля 1997 г.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке.

Законодательство РФ о государственной регистрации прав на недвижимое имуществ и сделок с ним состоит из ГК РФ, указанного Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ. Субъекты РФ принимают правовые нормативные акты о поэтапном создании органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество является обязательной для всех субъектов, действующих на рынке недвижимости, и проводится учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества.

ГК сориентирован на создание в стране государственной системы регистрации прав на недвижимость европейского типа:

«Права собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации» (ст. 131). Ту же формулировку можно увидеть и в Федеральном законе «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Однако Российское государство сегодня не в состоянии обеспечить формирование объектов недвижимости (их физическое и юридическое обособление, выделение из всей массы недвижимости) в массовых масштабах, а потому не может гарантировать, что система регистрации прав на недвижимость способна защитить права приобретателей недвижимости от исков третьих лиц.

В качестве генерального направления выбрано создание в стра-. не кадастровой системы, но фактически в настоящее время можно говорить лишь о постепенном формировании системы кадастра по мере поступления недвижимости в рыночный оборот. Именно по такому пути идет становление кадастра в Москве, Санкт-Петербурге и других субъектах Федерации. Это самый реальный вариант его создания, требующий весьма продолжительного времени для формирования его в полном объеме. Развернутая система регистрации только начинает формироваться, поэтому далеко не всегда регистрирующие органы обладают необходимой совокупностью информации, позволяющей дать однозначный ответ на все вопросы, возникающие по поводу прав на недвижимость, что влечет за собой увеличение времени, необходимого для проведения сделок, и одновременно существенно повышает риск.

В отличие от стран с развитыми системами регистрации прав на недвижимость и отлаженными процедурами перехода прав на недвижимость для российского рынка недвижимости характерны более высокие издержки проведения сделок.

Однако если система регистрации все же сформирована и процедура передачи прав однозначно определена и четко сформулирована, тем не менее проведение практически любой сделки с недвижимостью требует значительно больших затрат времени и средств на предварительное изучение объекта, на проведение процедур, связанных с передачей прав на недвижимость, чем при сделках с другими товарами.

Субъекты Федерации также принимают законы, регулирующие отношения в сфере недвижимости.

Например, в Москве принят ряд законов, регулирующих отношения, возникающие на рынке недвижимости. Так, действует постановление Правительства Москвы от 19 сентября 1995 г. № 782 «О московской городской программе «Жилище». Программа разработана с целью формирования новых методов и форм долгосрочной жилищной политики, создающих правовые, экономические, социальные и организационные предпосылки для ускорения решения жилищной проблемы в Москве в условиях социально-ориентированной рыночной экономики путем стимулирования воспроизводства жилья. Программа представляет собой комплекс мероприятий по целенаправленному социально и экономически сбалансированному изменению форм и принципов хозяйствования, обеспечивающих реализацию концепцию новой жилищной политики на основе реформирования жилищной сферы.

Цель жилищной реформы состоит в поэтапном переходе к снижению уровня бюджетного дотирования жилищной сферы и создании эффективно функционирующей многосекторной, социально-ориентированной цивилизованной рыночной среды при условии реализации спроса на частное и социальное жилье, роста качества предоставленных населению жилищно-коммунальных услуг, соблюдения принципов социальной приемлемости.

Кроме того, распоряжением мэра Москвы от 26 сентября 1995 г.№ 516-РМ «Об упорядочении управления имущественным комплексом г. Москвы» упорядочено управление имущественным комплексом Москвы, осуществлена координация деятельности департаментов и управлений правительства Москвы.

На рис. 2.3 приведены основные законодательные акты в сфере недвижимости, которые имеют отношение как в недвижимости в целом, так и к строительной отрасли, создающей недвижимость.

В системе законодательно-правовых актов особое место занимают жилищное право и акты, регулирующие сами жилищные отношения, а также связанные с жилищным строительством.

Рис. 2.3. Законодательные акты в сфере недвижимости

Как известно, решение жилищной проблемы является одной из важнейших задач Российского государства и общества.

Жилище является главнейшим материальным условием жизни человека наряду с пищей, одеждой, водой, воздухом и т.д. потребность человека в жилье возникает с момента его рождения и сохраняется на всем протяжении его жизни, т.е. носит постоянный характер, видоизменяясь с возрастом, появлением семьи и т.д.

Жилищная реформа, развитие рынка жилья и жилищного строительства являются важнейшими условиями перехода к новым социально-экономическим отношениям.

Основой жилищной реформы в России является поэтапный переход от непосредственного выполнения государством функций финансирования, строительства, распределения жилищного фонда, а также функций собственника этого фонда к обеспечению правовых и экономических предпосылок и стимулов для формирования рыночных отношений в жилищной сфере. Регулирование жилищных отношений имеет довольно сложный характер и осуществляется главным образом на базе сочетания принципов жилищного и гражданского законодательства. Все это повышает необходимость углубленного изучения и освоения основных жи-лищно-правовых и иных правовых категорий в сфере регулирования жилищных отношений, без знания которых невозможно правильное применение действующего законодательства.

Жилищное право - это совокупность норм права, регулирующих жилищные отношения. Жилищное законодательство имеет своей задачей регулирование жилищных отношений (ст. 2 ЖК РФ). В преамбуле Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» также говорится, что закон устанавливает общие начала правового регулирования жилищных отношений.

Таким образом, предметом регулирования жилищного права является определенная совокупность общественных отношений, которые получили в законодательстве и в юридической литературе название «жилищные отношения».

По смыслу закона жилищные отношения - это общее, родовое понятие, которым охватываются различные виды отношений, возникающих по поводу жилища: по пользованию жилыми помещениями, предоставлению жилых помещений нуждающимся в них, по строительству, управлению и эксплуатации жилищного сектора экономики.

Общественные отношения, которые по принятой Жилищным кодексом терминологии являются жилищными, имеют ту характерную особенность, что они складываются, как правило, по поводу готового объекта, которым является жилой дом или иное жилище, включенное в установленном порядке в состав жилищного фонда, предназначенное для проживания. Наличием такого специфического объекта регулирования общественных отношений-жилищное законодательство отличается от других отраслей законодательства и права.

Как замечает Ю.К. Толстой, «действие жилищного законодательства распространяется на разнородные общественные отношения, к которым применяются различные методы правового регулирования, хотя указанные отношения и подпадают под собирательное понятие «жилищные отношения». Их регулирование происходит путем применения различных по своей отраслевой принадлежности правовых норм.

Жилищные отношения можно разделить на следующие основные группы:

1. Отношения по найму жилых помещений на основании договора найма либо пользования жилыми помещениями по иным основаниям (иному договору, членству в жилищном кооперативе и др.). Отношения пользования жилыми помещениями - сердцевина жилищных отношений вообще, поскольку именно в них реализуется конкретная потребность гражданина в жилом помещении.

Отношения пользования жилыми помещениями регулируются главным образом нормами гражданско-правового характера.

2. Жилищные отношения в области обеспечения граждан жилыми помещениями. Субъектами этих отношений, с одной стороны, являются граждане, которые обращаются с просьбой о предоставлении им жилого помещения в порядке улучшения жилищных условий, а с другой ~ государственные органы, органы

местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, которые правомочны решать вопросы о предоставлении жилых помещений как собственники или уполномоченные на то организации.

Жилищные отношения этого вида регулируются главным образом нормами административно-правового характера, а в некоторых случаях (например, при предоставлении жилого помещения члену ЖК или ЖСК) - гражданско-правового характера.

3. Жилищные отношения по пользованию служебными жилыми помещениями, общежитиями, другими специализированными жилыми помещениями (жилыми домами), т.к. пользование этими объектами не имеет цели постоянного проживания граждан в них.

4. Жилищные отношения, возникающие в области строительства жилья, управления, эксплуатации, обеспечения сохранности и ремонта жилищного фонда.

Жилищные отношения этого вида носят в основном характер управленческих и стоимостных решений, поэтому регламентируются нормами административного, финансового, налогового, земельного права. Вместе с тем часть этих отношений, связанных со строительством и ремонтом жилых помещений, может регулироваться нормами гражданско-правового характера.

Система отношений по управлению жилищным фондом включает:

отношения по государственному управлению в области использования и обеспечения сохранности жилищного фонда;

отношения по непосредственному управлению отдельными объектами жилищного фонда, осуществляемому министерствами, государственными комитетами и другими ведомствами и организациями, которым принадлежат соответствующие жилищные фонды, а также образуемыми ими органами управления;

отношения по государственному учету жилищного фонда и государственному контролю за его использованием и сохранностью.

Отдельную группу управленческих отношений образуют отношения, связанные со строительством и передачей жилых домов одним органом управления другому, с исключением жилых домов из состава жилищного фонда, с приватизацией жилых помещений и др. В этих случаях соответствующие государственные и общественные органы управления выступают в качестве либо субъектов имущественных прав, либо носителей государственно-властных полномочий по управлению объектами жилищного фонда.

5. Отношения, возникающие в связи со строительством и приобретением в собственность жилого дома или части его, которые регламентируются нормами административно-правового характера, земельного права и отчасти гражданского права.

Термин «жилищное право» может трактоваться в узком и широком смыслах.

Жилищное право в узком смысле традиционно понимается как часть гражданского права, совокупность норм гражданско-правового характера, регулирующих отношения пользования жилыми помещениями, проживание в них. Эти отношения являются ядром жилищных отношений, главным компонентом их содержания.

Жилищное право в широком смысле - комплексная отрасль, в которой объединены нормы и правовые института гражданского, административного и других отраслей права. Понятие жилищного пава в широком смысле сформулировано на базе содержания и смысла жилищных законов - ЖК РФ, Основ жилищного законодательства РФ, Законов РФ «Об основах федеральной жилищной политики», «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в которых жилищные отношения как предмет жилищного права охватывают разнообразные виды этих отношений, а не только отношения пользования жилыми помещениями и отношения, возникающие в процессе реализации права на жилище.

Комплексный характер жилищного права заключается в том, что оно объединяет не только нормы гражданско-правового характера, но также и другие нормы - административно-правового, земельно-правового, финансово-правового характера.

Предыдущая

Опрелеление рыночных отношений

Функции рынка

Рыночный механизм

Теоретические основы становления рыночных отношений

Эффективность и фиаско рыночных отношений

Рыночные отношения - это общественные отношения, обусловленные функционированием рынка. Возникли несколько тысячелетий назад в результате обществ. разделения труда и экономического обособления производителей.

Внешне проявляются как взаимодействие владельцев товаров, в ходе которого происходит свободный, т.е. равноправный обмен товарами - продуктами, произведенными для продажи. Чтобы стать товаром, товар должен иметь:

1) потребительную стоимость (полезность) для покупателя, т.е. быть способным удовлетворять некоторую его потребность. Поэтому не каждый товар , произведенный для продажи , превращается в реальный продукт: продукты, на к-рые отсутствует на рынке , товарами, строго говоря, не являются; и

2) обладать меновой стоимостью, т.е. приравниваться в определенных пропорциях к др. Товарам (х продукта А = = у продукта Б =...).

По поводу материальной основы этого равенства существуют различные точки зрения. Сторонники марксист, направления в политической экономии, генетически связанного с классической школой, видными представителями которой являлись англ. экономисты (1723-90) и Давид Рикардо (1772-1823), полагают, что в его основе лежат обществ, затраты производства, образующие стоимость (ценность) продукта. Они считают поэтому, что, приравнивая свои товары, производители фактически сравнивают обществ, расхода производства, которые требуются для производства каждого из обмениваемых товаров . Наиболее последовательно трудовая теория стоимости изложена в исследовании К. Маркса (1818-83) « » (см. Экономическое учение Маркса).

Согласно др. точке зрения, возникшей во 2-й пол. XIX в. и получившей название теории предельной полезности (см. Маржинализм), стоимость (ценность) продукта есть прежде всего категория обмена, поскольку именно в процессе обмена и определяется действит. ценность продукта. Чем больше произведено каждого продукта, тем, ниже при прочих равных условиях, будет его ценность. Т.о., ценность вещи измеряется величиной ее предельной полезности, т.е. полезности, которую представляет для человека последний экземпляр данного продукта.

Однако более распространенной трактовкой ценности и цен является точка зрения неоклассической теории {школы), родоначальником которой считается англ. экономист А. Маршалл (1842-1924). В его трудах стоимость и выступают как результат взаимодействия рыночных сил, лежащих как на стороне предложения (учитываются затраты производства), так и на стороне спроса (учитывается предельная полезность продукта). Товарные отношения предполагают наличие денег.

Различные экономические школы по-разному трактуют причины их возникновения. Выделение денег из мира товаров как особенного продукта явилось результатом хозяйственной деятельности людей. Деньги выполняют неск. функций, в т.ч. функции меры стоимости, средства обмена, средства накопления и средства платежа. На определ. стадии они осуществляли также функцию мировых денег.

Рынком также называют базар — оборудованную или необорудованную территорию, обычно в населённых пунктах, где происходит массовая с рук.

Впервые детальное описание и анализ свободного рынка предпринял испанский и перуанский юрист и экономист Хуан де Матьенсо во второй трети XVI века.

В своей теория субъективной стоимости он различает элементы спроса и предложения внутри рынка . Матьенсо использует термин «конкуренция », чтобы описать соперничество внутри свободного рынка. Через это он определяет понятие продаж с молотка.

Исследователь Оресте Попеску (Oreste Popescu) замечает, что « даже не была готова плодотворно использовать подобное сокровище знаний » в XVI веке

Функции рынка

К функциям рынка относятся:

Современный высокоразвитый рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя следующие основные взаимосвязанные функции:

1) Самая важная функция рынка - регулирующая. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Растет цена — сигнал к расширению производства, падает - сигнал к сокращению. В современных условиях экономика управляется не только "невидимой рукой", о которой писал еще А.Смит, но и государственными рычагами. Однако регулирующая роль рынка продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность экономики. Рынок выступает регулятором производства, спроса и предложения. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения он устанавливает необходимые воспроизводственные пропорции в экономике.

2) Ценообразующая функция рынка возникает при столкновении товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции. В результате свободной игры этих рыночных сил складываются цены на товары и услуги.

3) Стимулирующая функция осуществляется с помощью рыночных цен. В данном случае стимулируется эффективность экономики. Цены “вознаграждают” дополнительной профитом тех, кто производит товары, наиболее нужные потребителям, кто совершенствует производство, увеличивает производительность, снижает расхода. Посредством цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение издержек на производство продукции и повышение ее качества, расширение ассортимента товаров и услуг.

4) Информирующая функция рынка. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений , необходимых хозяйствующим субъектам. Сложившиеся цены "сообщают" предпринимателям о состоянии экономики. В частности, через кокретный разброс цен (скажем на чай, и какао), через их падение и рост деловые люди узнают о размерах производства продукции, о насыщенности рынка товарами, об ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются, о запросах потребителей и т. д. Наличие информации позволяет каждой фирме сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

5) Посредническая функция состоит в том, что рынок напрямую соединяет производителей (продавцов ) и потребителей товаров, предоставляя им возможность общаться друг с другом на экономическом языке цен, спроса и предложения, купли-продажи. В рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией приобретатель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

6) Оздоравливающая (санирующая) функция жестока, но экономически оправдана. Рынок "очищает" экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности - от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, поощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных фирм. Т.е. Бизнесмены , которые не учитывают запросы потребителей и не заботятся о прогрессивности и рентабельности своего производства терпят поражение в конкурентной "борьбе" и "наказываются" банкротством. И наоборот, общественно полезные и эффективно работающие предприятия процветают и развиваются. Решая задачи со многими экономическими переменными, рынок беспристрастно и жестко осуществляет отбор ресурсов, товаров и способов производства. Для одних участников рынка требования этого отбора оказываются непомерными, и они выбывают из "игры" по причине убытков и банкротства. Экономический успех, профита других участников свидетельствуют об удачно выбранных производственных решениях, способах роста и направлениях деятельности. Этот своеобразный естественный отбор в экономике, независимо от того, одобряют или не одобряют его отдельные люди, позволяет сохранять саморегулируемость в движении потоков товаров, доходов и денег.

7) Через социальную функциюрынок дифференцирует производителей. Он предоставляет государству лучшие возможности для достижения социальной справедливости в национальной экономике , что не могло быть достигнуто в условиях тотального огосударствления.


Энциклопедия инвестора . 2013 .

Смотреть что такое "Рыночные отношения" в других словарях:

    Рыночные отношения - Либерализм Идеи Свобода Капитализм · Рынок … Википедия

    РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - (англ. market relations) – общественные отношения, обусловленные функционированием рынка. Возникли несколько тысячелетий назад в результате обществ. разделения труда и экономич. обособления производителей. Внешне проявляются как взаимодействие… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    Рыночные Отношения (Rap) - Содержание 1 Основное 2 Дискорафия 2.1 Альбомы 2.2 Совместные … Википедия

    переводивший на рыночные отношения - прил., кол во синонимов: 2 коммерциализировавший (3) переводивший на коммерческую основу (2) … Словарь синонимов

    переходивший на рыночные отношения - прил., кол во синонимов: 2 коммерциализировавшийся (3) переходивший на коммерческую основу … Словарь синонимов

    Отношения Свободные Рыночные - отношения, складывающиеся на свободном рынке в процессе их купли и продажи между продавцом и покупателем товаров и услуг на основе взаимной договоренности. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    ОТНОШЕНИЯ, ТОВАРНО-ДЕНЕЖНЫЕ - термин марксистской политической экономии, означающий рыночные отношения …

    ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЦЕНТРОМ И ПЕРИФЕРИЕЙ - (centre periphery politics) Политические отношения между развитыми и отсталыми странами. Существует три варианта подхода к политическому анализу этого явления. 1. Анализ современной мировой системы (world system) и теория международной… … Политология. Словарь.

    ОТНОШЕНИЯ, СВОБОДНЫЕ РЫНОЧНЫЕ - отношения, складывающиеся в процессе купли продажи между потребителем товаров, услуг и их производителем, основанные только на взаимодоговоренности между продавцом и покупателем … Большой экономический словарь