Бюджетная Система РФ, устройство которой нам хорошо знакомо, сформировалась относительно недавно. Чтобы лучше понять сущность действующей бюджетной системы нужно углубиться в историю ее формирования.

Целью данной работы является рассмотрение и анализ бюджетной системы СССР.

Для успешного достижения цели нужно решить следующие задачи:

  1. Дать определение бюджетной системы, рассмотреть сущность понятия
  2. Понаблюдать за изменениями в структуре бюджетной системы в выбранный период (СССР)
  3. Выявить достоинства и недостатки бюджетной системы времен СССР

Объект исследования: бюджетная система СССР.

Предмет исследования: бюджетно - финансовые отношения, механизм взаимодействия бюджетов различных уровней.

Как известно после революции 1917 года в России сложилась тяжелая ситуация во всех сферах: экономическая, политическая, социальная… Необходимо было установить строгий порядок централизации в финансовой сфере: чтобы появилась возможность эффективно использовать средства, нужно было создать механизм их поступления в бюджет. В дальнейшем, в 1918 году был создан документ - Конституция РСФСР- в котором были сформулированы и зафиксированы основные положения и цели финансовой политики. Основные начала организации бюджетной системы СССР:

  • Государственное устройство на основе ленинско - сталинской политики
  • Широчайший социалистический демократизм
  • Единство бюджетной системы
  • Верховная роль Союза в бюджетной системе

Итак, дадим основные определения:

Государственный бюджет - один из важнейших финансовых документов в стране, который включает источники и размер поступлений в казну, а также расходы, согласно потребностям государства.

Бюджетная система - это совокупность бюджетов всех уровней. Она зависит от политического, а также социально-экономического устройства страны.

При СССР существовал главенствующий союзный бюджет, бюджеты союзных республик, а также местные бюджеты, которые периодически исчезали из бюджетной системы СССР, но в итоге заняли свое почетное место в данном строю.

Весь период СССР можно разделить на несколько этапов в рамках интересующего нас вопроса, при этом каждый этап имеет свои особенности:

Первый период, который начался непосредственно после Октябрьской революции. Бюджетная система России крайне пострадала в связи с общей критической ситуацией в стране: налоговые доходы бюджета, которые всегда играют огромную роль в государстве, практически перестали поступать. Понадобилась жесткая централизация финансов и первые полугодовые и годовые бюджеты составлялись как единые. Чуть позднее правительство структурировало доходы и расходы государственного бюджета с помощью временно действующих правил. Основной статьей поступлений были доходы от государственных предприятий. В статье расходов было множество разных пунктов, таких как образование, здравоохранение, социальное обеспечение, средства на помощь крестьянству.

В 1920 году изменилась структура государственного бюджета: произошло слияние общегосударственного и местных бюджетов, стали использовать сметное финансирование.

В первые годы бюджеты выполнялись, но с большим дефицитом, и государству приходилось прибегать к эмиссии денежных средств, что также оказало большое влияние на страну - произошел огромный рост денежной массы при колоссальном падении стоимости национальной валюты.

Второй период, который, условно говоря, начался с образования СССР. С 1922 года была принята система, состоящая из множества местных бюджетов, которые дополняли общегосударственный. Также после Съезда партии было принято решение о введении дополнительных налогов, например: подоходно - поимущественны (в дальнейшем подоходный) налог, единый СХ налог, который взимался согласно прогрессивным ставкам. Кроме этого в государстве была создана обширная система неналоговых доходов.

В 1924 году была принята Конституция, согласно которой бюджетная система СССР выглядела следующим образом:

Также появилось новое положение о бюджетных правах, в котором была указана информация о распределении и закреплении конкретных поступлений за бюджетами республик.

В течение следующих семи лет(до 1930 года) были сформированы дополнительные волосные, сельские, поселковые, а также городские бюджеты. Соответственно, снова была пересмотрена система доходов и расходов разных бюджетов, а также система бюджетного регулирования, которая очень похожа на существующий порядок межбюджетных трансфертов.

Третий период, который связан с изменением налогового законодательства - изменился состав доходов бюджета. Продолжали вводиться новые налоги, что имело печальные последствия для населения. В 1936 году согласно новой Конституции местные бюджеты приобрели новый статус составной части бюджетной системы государства. Основной статьей оставался все тот же налог с оборота и отчисления прибыли. Можно сказать, что к предвоенным годам в СССР удалось создать достаточно четкую и жесткую систему перераспределения доходов, а ключевую роль в этом играл союзный бюджет.

В послевоенный период изменилась структура бюджета, были отменены некоторые налоги, но в целом система не претерпела существенных изменений. Основная статья доходов бюджета осталась той же, роль государственного бюджета в распределении ресурсов все так же значительна. Чуть более мягкими стали правила для бюджетов Союзных Республик.

Четвертый период ознаменован хозяйственной реформой: пришел новый порядок распределения прибыли, расширились границы прав местных Советов в области распределения бюджетных ресурсов.

С 80х годов на предприятиях стали внедрять самофинансирование, происходил постепенный отказ от бюджетных ассигнований, предприятия переставали вносить в бюджет различные отчисления.

Ближе к девяностым годам был опубликован на всеобщее обозрение бюджетный дефицит. Основные изменения происходили с бюджетной системой в 1989-1991 года, когда формировались бюджеты разных уровней. При наступлении переходного периода активно использовалось перераспределение средств бюджета с помощью субвенций, чтобы хоть как-то, по возможности, выровнять уровень развития территорий.

После 1991 года произошло существенное переустройство бюджетной системы, в результате которого появились: союзный бюджет, самостоятельные республиканские, а также местные бюджеты.

Конечно, бюджетная система СССР была не идеальна, она имела как свои недостатки, так и свои достоинства, ниже рассмотрим некоторые из них.

Одним из бесспорных плюсов бюджетной системы СССР явилась ее способность выровнять экономическую и культурную отсталость некоторых республик, областей, районов. При этом на хозяйственное развитие выделялись средства из Союзного бюджета, а на социальное и культурное - из республиканских и местных.

Несмотря на большое количество различных видов бюджетов в СССР удалось создать единый механизм взаимодействия, а не какую-то обособленную систему.

С одной стороны созданная единая бюджетная система достойна похвалы, но с другой - есть и недостаток, заключающийся в беспрекословном следовании народнохозяйственному плану, который не всегда способен учесть интересы отдельных регионов большой страны.

Хочется отметить, что времена СССР для России имеют очень важное значение, так как на основе реформ, происходивших больше 50 лет, в итоге сформировалось наше государство с такой бюджетной системой, которое мы видим в настоящее время.

Бюджетная система бывшего Союза ССР прошла несколько этапов развития и просуществовала более шестидеся­ти лет. После установления Советской власти в России первые полугодовые и годовые бюджеты составлялись централизованно как единые, что было вызвано крайне тяжелой экономичес­кой и политической ситуацией в стране. Порядок составления единого бюджета сохранился и после объединения рес­публик в 1922 г. в Союз ССР, когда появилось основание для создания новой бюджетной системы государства. В нее вошла широко разветвленная сеть бюд­жетов местных Советов, наделенная собственными ис­точниками доходов, получающая надбавки, дотации на покрытие разницы в доходах и расходах, а также субвенции.

Бюджетное устройство состояло из союзного бюджета, фи­нансирующего общегосударственные потребности, бюджетов союзных республик, местных бюджетов, было зафиксировано в пер­вой Конституции СССР 1924 г. и коренным образом измене­но только в 1991 г. Особое значение имели взаимоот­ношения между союзным бюджетом и бюджетами союзных республик. Не все союзные республики располагали достаточны­ми для сбалансирования их бюджетов источниками доходов, по­этому бюджетное законодательство было пересмотрено в целях устойчивого закрепления за союзными республиками доходных источников. Положением о бюджетных правах Союза ССР и союзных рес­публик, утвержденным 25.05.1927 ЦИК и СНК СССР, за бюджетами союзных республик было закре­плено 99 % доходов от сельскохозяйственного, промыслового и подоходного налогов, поступающих на территории данной рес­публики. За союзными республиками также были закреплены все до­ходы от недр, а также: 50 % доходов от прибылей предприятий общесоюз­ного значения, находящихся в ведении республиканских органов; 50 % доходов от концессий общесоюзного значения; доходы от реализации всех государственных фондов; доходы от возвра­та всех ссуд, в том числе выданных организациям республиканского значения из общесоюзных источников.

Основными источниками доходов государственного бюд­жета были поступления от общественного хозяйства и привлеченные средства населения, поступающие через систему налогообложения и покупку займов. По итогам выполне­ния первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР 74,9 % всех доходов единого финансового плана составили средства общественного хозяйства, привлеченные средства насе­ления — 17,9 % и прочие доходы — 7,2 %. Основными статьями расходов бюджета были расходы на на­родное хозяйство и социально-культурные мероприятия. Эта тен­денция в развитии расходов бюджета сохранилась и в дальнейшем.


Всего за первую пятилетку через бюджетную систему СССР было мобилизовано и перераспределено 82,8 млрд. р., или 69 % всех ресурсов единого финансового плана. Остальная часть ресурсов частично перераспределена через кредитную систему, в основ­ном непосредственно между отдельными от­раслями народного хозяйства.

Крупным мероприятием в перестройке финансовой работы стала налоговая реформа 1930 г., которая привела к изменению системы платежей предприятий в бюджет и введению двухканальной системы изъятия: отчислений от прибыли и налога с оборота, в котором было объединено множество налогов и сборов. Сохранились и некото­рые прежние платежи. Платежи, объединенные в на­лог с оборота, давали бюджету к 1930 г. 61,6 % всех доходов, в том числе акцизы — 29,0 % и промысловый налог — 21,5 %.

Одновременно с налоговой проводились кредитная реформа и перестройка управления промышленностью, которые сопровож­дались максимальной концентрацией прибыли в бюджете. В 1930 г. норма отчислений от прибыли в бюджет была определена в 81 %. В связи с обострением пробле­мы устойчивости доходов государственного бюджета в 1931 г. бы­ло принято положение о ежемесячном перечислении в бюджет установленной доли плановой прибыли вместо существовавшего ежеквартального перечисления доли от реально полученной при­были. Эта система перечислений в бюджет в основ­ном сохранилась до конца 1980-х годов. Формирование бюджетной системы СССР завершилось в 1938 г., когда местные бюджеты и бюджет социального страхования были официально включены в состав единого государственного бюд­жета. Расширение функций местных Советов и их бюджетных прав сопровождалось неуклонным ростом расходов. Государственные расходы, т.е. расходы по союзному, республиканским и мест

ным бюджетам на просвещение, здравоохранение, физкультуру и со­циальное обеспечение, а также расходы по государственному со­циальному страхованию увеличились за вторую пятилетку в 3,7 раза: с 8,3 млрд. р. в 1932 г. до 30,8 млрд. р. в 1937 г.

Основная доля расходной части государственного бюджета на­правлялась на финансирование народного хозяйства, главным образом на капитальные вложения в новые основные фонды; фи­нансовую помощь колхозам; социально-культурные мероприятия и оборону. Доля расходов на управление несколько сократилась, а расходы на военные нужды устойчиво росли и составили в 1940 г. 56,8 млрд. р., или 32,6 % всех расходов госбюджета СССР. Че­рез государственный бюджет перераспределялось свыше 60 % всех финансовых ресурсов государства. Некоторые негативные черты финансовой системы, сложившейся в 30-х годах, сохранились и до начала 90-х годов, мешая развитию самостоятельности и инициативы пред­приятий.

Часто встречаю обсуждения экономики СССР, её устройства и применения. Чаще всего, конечно, под СССР и его экономикой подразумевают только время с 1985 по 1991 годы, когда полным ходом шло разрушение всего социалистического: анархия производства, уничтожение денежной системы, мечтания о невидимой руке рынка и другие прелести перестройки. Как будто бы не было никакой экономики до этого времени.

Самые ярые антисоветчики, чьи головы промыты перестроечной националистической пропагандой, утверждают, что именно их республика кормила все остальные, что СССР отбирал у них всё, взамен не отдавая ничего. "Как же хорошо, что мы освободились от этого гнёта" - думают они. Даже плачевное состояние их современной экономики не протрезвляет этих людей: "с СССР было бы ещё хуже" - говорят они, - "жили бы с голым задом, пока наше добро разбирают другие республики".

Просвещенные антисоветчики даже показывают некие графики и таблицы, где "наглядно показаны" нахлебники, которые ничего не делали и были пиявками. Вот эта картинка нынче популярна:

Верхняя цифра тут - ВВП на душу населения (как утверждают некоторые), нижняя - непонятно что (ведь такое никто не считал). Совершенно неясно, как именно высчитали ВВП отдельных республик тех лет, почему ВВП СССР (высчитанный по этой таблице) равен 4 трлн. долларов (1989), если в реальности он был около 2,5 трлн. долларов. Но, почему-то, мало кто задаётся подобными вопросами.

Для объективности, я хочу провести собственное расследование.

Бюджет СССР строился из двух составляющих : союзный бюджет и бюджеты союзных республик .

Для начала рассмотрим бюджеты союзных республик , ведь они более конкретно привязаны к территориям. Используем бюджет 1989 года.
Взглянем сначала на доходы/расходы самых "несчастных"/"кровопийц", т.е. РСФРС, БССР, ГССР, УССР, ЭССР:

Доходы РСФСР

Расходы РСФСР

Доходы УССР

Расходы УССР

Доходы БССР

Расходы БССР

Доходы ГССР

Расходы ГССР

Доходы ЭССР

Расходы ЭССР

Как мы можем видеть, республики расходовали столько, сколько и зарабатывали. Все остальные республики, которые я тут не продемонстрировал, тоже имели доходы/расходы в соотношении близком к 1:1. Было так и до 89 года.

Остался союзный бюджет . Но тут сложнее.

Дело в том, что союзный бюджет не принадлежал какой бы то ни было республике, а был общим. В него вкладывались все республики. Тратили эту часть гос. бюджета на общесоюзные нужды, по плану и согласованию со всеми республиками.

Во времена до того, как Хрущёв стал генсеком, союзный бюджет был в 3-4 раза больше суммарного бюджета союзных республик, т.е. на общие нужды выделялось гораздо больше денег, чем на частные:

И это понятно, ведь более централизованный подход распределения бюджета гораздо эффективней, чем разделённый. Такое бюджетное устройство естественно для социалистической страны, которая старается развиваться равномерно , ведь не все регионы были одинаково развиты, нужно было поднимать уровень жизни там, где он был очень низок, строя фабрики и заводы, создавая инфраструктуру и многое другое. Бюджеты союзных республик использовались, в основном, для социально-культурных мероприятий и бытовых нужд.

Но, во время правления Хрущёва и после него, союзный бюджет сильно урезали, отдав львиную долю бюджетам союзных республик (в частности, одну из основных доходных статей - налог с оборота):

Бюджетная политика стала менее централизованной, союзные республики начали контролировать больше аспектов деятельности, что стало одной из причин уменьшения темпов развития менее развитых регионов и всей экономики в целом. Также это привело к большей самостоятельности всех республик и отстранённости друг от друга. Со временем, отстранённость увеличивалась, из-за уменьшения значения союзного бюджета. Такой бюджет характерен для капиталистической экономики, но никак не для социалистической.

К чему это привело в итоге, мы знаем, но хотелось бы узнать всё в подробностях. Для этого сделаем то, что обычно никто не делает - высчитаем долю расходов бюджетов союзных республик на душу населения:

И так, что мы видим: в 1950 году многие слабые в промышленном плане республики получали больше средств, чем промышленно развитые. Государство старалось довести их уровень жизни до уровня развитых республик и сделать проживание в этих частях страны более привлекательным, благодаря вливаниям из союзного бюджета. В годы использования такой бюджетной политики, рост экономики СССР опережал все капиталистические страны. Именно от такого социализма Запад и отгородился железным занавесом.

К 1960 году бюджетная политика изменилась. Уменьшив вливания в союзный бюджет, союзные республики получили в распоряжение больше средств, но только те, чья промышленность была уже развита. Слаборазвитые республики стали отставать. Это было началом разъединения экономики. Единственный вопрос - осознанно ли это было сделано?

По данным 1970 года видно, что средства союзного бюджета опять стали тратить на развитие малых республик, но очень избирательно: основные вложения получили западные части союза - Прибалтика и Белоруссия, а также Армения. Видимо, остальные республики, по мнению руководства страны, уже были достаточно развиты.

В 1979-1989 годах наметились лидеры и отстающие. Правительство, почему-то, стало выделять меньше средств почти всем слаборазвитыми кавказским и азиатским республикам. К сожалению, у меня нет данных о конкретных тратах союзного бюджета по отдельным республикам, но есть основание полагать, что отчисления в союзный бюджет шли обратно к тем, кто их отчислял.

Кто-то может подумать, что "была холодная война, деньги на развитие слабых республик не могли идти, так как все средства тратили на вооружение". Как бы не так. Расходы на оборону планомерно снижались с 26% от государственного бюджета в 1950 году, до 4,4% в 1988 году.

На этом фоне у многих мог возникнуть вопрос - "А зачем вообще нужен Союз, если все республики развиваются отдельно друг от друга?". Для системы с такой бюджетной политикой - правильный вопрос и это тот вопрос, к которому подводили те, кто хотел воссоздания на территории Союза капитализма, замалчивая тот факт, что лечение больного отрубанием ему головы – плохое решение.

Абсолютно точно можно сказать, что никакие республики в перестроечные времена никого не кормили, кроме себя самих, а до бюджетных изменений Хрущёва большая часть бюджета была одной для всей страны и его нельзя было приписать какой-то одной республике. Так что миф "о кормлении одной республикой других" можно считать разрушенным.

Бюджетная политика второй половины истории СССР была ущербной и антисоциалистической, способствующей разобщению страны, а не её планомерному и единому развитию. Было ли создание такой политики злым умыслом с целью уничтожения социализма или безграмотным подражанием капитализму (который использует такую модель бюджета), неизвестно, но одно можно сказать наверняка - эта политика была одной из причин замедления развития СССР и его дальнейшей деградации до капитализма.

СССР и США - две мировые сверхдержавы, которые соперничали за первенство во всем начиная с послевоенного периода до начала 90-х годов прошлого века. Очень важным аспектом этой борьбы была экономика. Особенно большое значение уделялось ВВП СССР и США. Сравнение этих показателей было довольно сильным инструментом в пропаганде обеих стран. Но в то же время с помощью этих экономических данных мы тоже сможем теперь, сквозь пелену прошедших лет, восстановить действительно состояние дел в изучаемых странах. Итак, каков же был ВВП СССР и США в период их соперничества?

Понятие валового продукта

Но прежде чем производить анализ ВВП СССР и США, давайте узнаем, что вообще представляет собой это понятие и какие виды его существуют.

Валовый внутренний продукт (ВВП) - это стоимость все произведенных в отдельном государстве или регионе товаров и услуг. Если разделить общий ВВП на среднестатистическую численность жителей территории, к которой он относится, то мы получим валовой продукт на душу населения.

Показатели можно разделить на две большие группы: номинальный и по паритету покупательских способностей. Номинальный выражен в национальной валюте, или в пересчете на валюту любой другой страны по установленному курсу. При подсчете ВВП по паритету учитывается соотношение валют друг к другу по покупательной способности относительно конкретного вида товаров или услуг.

Сравнение экономических показателей до II мировой войны

Хотя основной пик соперничества СССР и США приходится на период после II мировой войны, для полноты картины нелишним будет взглянуть на то, как изменялось в динамике их ВВП в первой половине XX века.

Предвоенный период был довольно сложен как для экономики СССР, так и для В в это время происходило восстановление страны после Гражданской войны, что вылилось в том числе два сильнейших голодных периода 1922 и 1932-1933 годов, а Соединенные Штаты в 1929-1932 годах переживали период своей истории, известный как Великая депрессия.

Больше всего экономика страны Советов просела по отношению к ВВП США сразу после Гражданской войны в 1922 году. Тогда отечественный ВВП составляло всего около 13% от аналогичного показателя в Соединенных Штатах. Но, в следующие годы СССР начало стремительно сокращать отставания. К предвоенному 1940 году ВВП СССР был равен в пересчете на американскую валюту $417 млрд., что составляло уже 44% от показателя США. То есть у американцев в тот период валовой внутренний продукт составлял сумму около $950 млрд.

Но начавшаяся война гораздо больнее ударила по экономике СССР, чем по американской. Это было связанно с тем, что боевые действия происходили непосредственно на территории Советского Союза, а США воевали только за рубежом. К концу Второй мировой войны ВВП СССР составлял только около 17% от валового продукта США. Но, опять же, после того как началось восстановление производства, разрыв между экономиками двух государств стал стремительно сокращаться.

Сравнение ВВП 1950-1970 годов

На 1950 год доля СССР в мировом ВВП составляла 9,6%. Это составляло 35% от ВВП США, то есть ещё ниже, чем предвоенный уровень, но, тем не менее, гораздо выше, чем показатель первого послевоенного года.

В последующие годы разница в величине валовых продуктов двух супердержав, коими к тому времени стали СССР и США, все больше сокращалась, хотя уже и не такими быстрыми темпами, как ранее. К 1970 году ВВП Советского составлял около 40% от ВВП Соединенных Штатов, что уже являлось довольно впечатляющим показателем.

ВВП СССР после 1970 года

Более всего нас интересует состояние экономики СССР и США после 1970 года до конца когда соперничество между ними достигло своего максимума. Поэтому за этот период рассмотрим ВВП СССР по годам. Затем то же самое проделаем с внутренним валовым продуктом Соединенных Штатов. Ну и в завершающей стадии сравним эти результаты.

ВВП СССР за 1970 - 1990 гг. в млн долл:

  • 1970 г. - 433 400;
  • 1971 г. - 455 600;
  • 1972 г. - 515 800;
  • 1973 г. - 617 800;
  • 1974 г. - 616 600;
  • 1975 г. - 686 000;
  • 1976 г. - 688 500;
  • 1977 г. - 738 400;
  • 1978 г. - 840 100;
  • 1979 г. - 901 600;
  • 1980 г. - 940 000;
  • 1981 г. - 906 900;
  • 1982 г. - 959 900;
  • 1983 г. - 993 000;
  • 1984 г. - 938 300;
  • 1985 г. - 914 100;
  • 1986 г. - 946 900;
  • 1987 г. - 888 300;
  • 1988 г. - 866 900;
  • 1989 г. - 862 000;
  • 1990 г. - 778 400.

Как видим, на 1970 год валовой внутренний продукт в СССР составлял 433 400 млн долларов. До 1973 года он вырос до 617 800 млн долл. В следующем году было незначительное падение, а затем рост опять возобновился. В 1980 году ВВП достиг уровня 940 000 млн долл., но уже в следующем году последовало значительное падение - 906 900 млн долл. Данная ситуация была связана с резким падением мировых цен на нефть. Но, нужно отдать должное, что уже в 1982 году ВВП возобновил рост. В 1983 году он достиг своего максимума - 993 000 млн долл. Это наибольшая величина валового внутреннего продукта за все время существования Советского Союза.

Зато в последующие годы началось практически непрерывное падение, что ярко характеризовало состояние экономики СССР того периода. Единственный эпизод кратковременного роста наблюдался в 1986 году. ВВП СССР 1990 года составило 778 400 млн долларов. Это был седьмой по величине результат в мире, а общая доля Советского Союза в мировом валовом продукте составляла 3,4%. Таким образом, если сравнивать с 1970 годом, то валовый продукт увеличился на 345 000 млн долларов, но в то же время, начиная с 1982 года, упал на 559 600 млн долларов.

Но тут нужно учитывать ещё одну деталь, доллар, как и любая валюта подвержен инфляции. Поэтому 778 400 млн долл. 1990 года в пересчете на цены 1970 года будет равно 1 092 млн долл. Как видим, в этом случае с 1970 по 1990 год мы будем наблюдать увеличение ВВП на сумму 658 600 млн долл.

Это мы рассмотрели величину если же говорить о ВВП по паритету покупательских способностей, то в 1990 году он составлял 1971,5 млрд долл.

Величина валового продукта по отдельным республикам

Теперь давайте взглянем на то, сколько в 1990 году составлял ВВП СССР по республикам, а вернее, сколько в процентном отношении клал в общую копилку валового дохода каждый субъект Союза.

Больше половины в общий котел, естественно, приносила самая богатая и населенная республика - РСФСР. Её доля составляла 60,33%. Затем следовала вторая по населенности и третья по размеру территории республика - Украина. Валовой внутренний продукт этого субъекта СССР составлял 17,8% от общесоюзного. На третьем месте вторая по размеру республика - Казахстан (6,8%).

Другие республики имели следующие показатели:

  • Белоруссия - 2,7%.
  • Узбекистан - 2%.
  • Азербайджан - 1,9%.
  • Литва - 1,7%.
  • Грузия - 1,2%.
  • Туркмения - 1%.
  • Латвия - 1%.
  • Эстония - 0,7%.
  • Молдавия - 0,7%.
  • Таджикистан - 0,6%.
  • Киргизия - 0,5%.
  • Армения - 0,4%.

Как видим, доля России в составе общесоюзного ВВП была больше, чем всех остальных республик, вместе взятых. В то же время довольно высокая доля ВВП была также у Украины и Казахстана. У остальных субъектов СССР - гораздо меньше.

Для более полной картины, взглянем на ВВП на сегодняшний день. Определим, изменился ли порядок расположения бывших союзных республик по величине валового внутреннего продукта.

Размер ВВП по данным МВФ за 2015 год:

  1. Россия - $1325 млрд.
  2. Казахстан - $173 млрд.
  3. Украина - $90,5 млрд.
  4. Узбекистан - $65,7 млрд.
  5. Беларусь - $54,6 млрд.
  6. Азербайджан - $54,0 млрд.
  7. Литва - $41,3 млрд.
  8. Туркменистан - $35,7 млрд.
  9. Латвия - $27,0 млрд.
  10. Эстония - $22,7 млрд.
  11. Грузия - $14,0 млрд.
  12. Армения - $10,6 млрд.
  13. Таджикистан - $7,82 млрд.
  14. Кыргызстан - $6,65 млрд.
  15. Молдова - $6,41 млрд.

Как видим, несомненным лидером по ВВП стран СССР осталась Россия. На данный момент её валовый продукт составляет 1325 млрд долларов, что в номинальной величине даже больше, чем это было в 1990 году в целом по Советскому Союзу. На второе место вышел Казахстан, опередив Украину. Узбекистан и Беларусь также поменялись местами. Азербайджан и Литва остались на тех же местах, на которых находились в советское время. А вот Грузия заметно скатилась, пропустив вперед Туркменистан, Латвию и Эстонию. На последнее место среди постсоветских стран скатилась Молдова. А пропустила она вперед, бывшую в советское время последней по ВВП Армению, а также Таджикистан и Кыргызстан.

ВВП США с 1970 по 1990 годы

Теперь давайте взглянем на динамику изменений валового внутреннего продукта США за последний период существования СССР с 1970 по 1990 годы.

Динамика ВВП США, млн долл.:

  • 1970 г. - 1 075 900.
  • 1971 г. - 1 167 800.
  • 1972 г. - 1 282 400.
  • 1973 г. - 1 428 500.
  • 1974 г. - 1 548 800.
  • 1975 г. - 1 688 900.
  • 1976 г. - 1 877 600.
  • 1977 г. - 2 086 000.
  • 1978 г. - 2 356 600.
  • 1979 г. - 2 632 100.
  • 1980 г. - 2 862 500.
  • 1981 г. - 3 211 000.
  • 1982 г. - 3 345 000.
  • 1983 г. - 3 638 100.
  • 1984 г. - 4 040 700.
  • 1985 г. - 4 346 700.
  • 1986 г. - 4 590 200.
  • 1987 г. - 4 870 200.
  • 1988 г. - 5 252 600.
  • 1989 г. - 5 657 700.
  • 1990 г. - 5 979 600.

Как видим, номинальный ВВП США, в отличие от валового внутреннего продукта СССР, за период с 1970 по 1990 годы непрерывно рос. За 20 лет он увеличился на 4 903 700 млн долл.

Современный уровень экономики США

Коль уж мы взглянули на нынешнее состояние уровня валового продукта в постсоветских странах, то следует узнать, как с этим делом обстоят дела у Соединенных Штатов. По данным МВФ, величина ВВП США в 2015 году составила 17 947 млрд долл. Это более чем в три раза больше показателя 1990 года.

Также эта величина в несколько раз больше, чем ВВП всех постсоветских стран вместе взятых, включая Россию.

Сравнение валового продукта СССР и США за период с 1970 по 1990 годы

Если мы проведем сравнение уровня ВВП СССР и США за период с 1970 по 1990 годы, то увидим, что если в случае с СССР, начиная с 1982 года, валовый продукт стал снижаться, то у Соединенных Штатов он непрерывно рос.

В 1970 году валовой продукт СССР составлял 40,3% от аналогичного показателя Штатов, а в 1990 году - всего 13,0%. В натуральной величине разрыв между ВВП обеих стран достиг 5 201 200 млн долл.

Для справки: нынешний ВВП России составляет всего 7,4% от ВВП США. То есть в этом плане ситуация, по сравнению с 1990 годом, ещё более усугубилась.

Общие выводы по ВВП СССР и США

На протяжении всего существования СССР его валовой внутренний продукт по размеру значительно уступал аналогическому показателю США. Даже в лучшие для Советского Союза годы он составлял примерно половину величины американского валового продукта. В худшие же периоды, а именно после Гражданской войны, и перед распадом Союза, уровень опускался до 13%.

Попытка догнать США по экономическому развитию завершилась неудачей, и в начале 90-х годов прошлого века СССР перестал существовать, как государство. При этом на 1990 год ситуация с отношением ВВП СССР к ВВП Соединенных Штатов была примерно на уровне ситуации после завершения Гражданской войны.

Уровень ВВП современной России ещё больше отстаёт от американских показателей, чем это было в 1990 году у СССР. Но на то есть и объективные причины, так как в состав России в настоящее время не входят те республики, которые составляли Советский Союз и тоже вносили свою лепту в копилку общего ВВП.

На протяжении 1970-1990 гг. ВВП СССР в текущих ценах повысился на 357.5 млрд. долл. (на 82.5%) до 790.9 млрд. долл.; изменение произошло на 81.7 млрд. долл. благодаря росту численности населения на 45.7 млн., а также на 275.7 млрд. долл. благодаря росту ВВП на душу населения на 957.0 долларов. Среднегодовой прирост ВВП СССР равен 17.9 млрд. долл. или 3.1%. Среднегодовой прирост ВВП СССР в постоянных ценах равен 4.7%. Доля в мире сократилась на 9.2%. Доля в Европе сократилась на 22.3%. Минимум ВВП был в 1970 году (433.4 млрд. долл.). Максимум ВВП был в 1983 году (993.0 млрд. долл.).

За период 1970-1990 гг. ВВП на душу населения в СССР повысился на 957.0 долларов (на 53.5%) до 2 745.0 долларов. Среднегодовой прирост ВВП на душу населения в текущих ценах равен 47.8 долларов или 2.2%.

ВВП СССР, 1970-1983 (рост)

За 1970-1983 гг. ВВП СССР в текущих ценах увеличился на 559.6 млрд. долл. (в 2.3 раз) до 993.0 млрд. долл.; изменение произошло на 52.4 млрд. долл. благодаря росту численности населения на 29.3 млн., а также на 507.3 млрд. долл. благодаря росту ВВП на душу населения на 1 867.0 долларов. Среднегодовой прирост ВВП СССР составил 43.0 млрд. долл. или 6.6%. Среднегодовой прирост ВВП СССР в постоянных ценах был на уровне 5.0%. Доля в мире сократилась на 4.9%. Доля в Европе уменьшилась на 9.3%.

На протяжении 1970-1983 гг. ВВП на душу населения в СССР увеличился на 1 867.0 долларов (в 2.0 раз) до 3 655.0 долларов. Среднегодовой прирост ВВП на душу населения в текущих ценах равен 143.6 долларов или 5.7%.

ВВП СССР, 1983-1990 (падение)

За период 1983-1990 гг. ВВП СССР в текущих ценах уменьшился на 202.2 млрд. долл. (на 20.4%) до 790.9 млрд. долл.; изменение произошло на 60.0 млрд. долл. благодаря росту численности населения на 16.4 млн., а также на -262.2 млрд. долл. из-за падения ВВП на душу населения на 910.0 долларов. Среднегодовой прирост ВВП СССР был на уровне -28.9 млрд. долл. или -3.2%. Среднегодовой прирост ВВП СССР в постоянных ценах был на уровне 4.2%. Доля в мире сократилась на 4.3%. Доля в Европе снизилась на 12.9%.

На протяжении 1983-1990 гг. ВВП на душу населения в СССР повысился на 910.0 долларов (на 24.9%) до 2 745.0 долларов. Среднегодовой прирост ВВП на душу населения в текущих ценах равен -130.0 долларов или -4.0%.

ВВП СССР, 1970

ВВП СССР в 1970 году был равен 433.4 млрд. долл., занимал 2е место в мире. Доля ВВП СССР в мире составляла 12.7%.

ВВП на душу населения в СССР в 1970 году составлял 1 788.0 долларов, занимал 38е место в мире и был на уровне ВВП на душу населения в Пуэрто Рико (1 884.0 долларов), ВВП на душу населения в Ливии (1 865.0 долларов), ВВП на душу населения в Брунее (1 736.0 долларов), ВВП на душу населения на Теркс и Кайкос (1 735.0 долларов). ВВП на душу населения в СССР был больше, чем ВВП на душу населения в мире (924.0 долларов) на 864.0 долларов.

Сравнение ВВП СССР и соседей в 1970 году. ВВП СССР был больше, чем ВВП Японии ВВП Китая (92.6 млрд. долл.) в 4.7 раз, ВВП Индии (62.4 млрд. долл.) в 6.9 раз, ВВП Польши (28.3 млрд. долл.) в 15.3 раз, ВВП Турции (25.0 млрд. долл.) в 17.3 раз, ВВП Румынии (12.7 млрд. долл.) в 34.1 раз, ВВП Финляндии (11.3 млрд. долл.) в 38.3 раз. ВВП на душу населения в СССР был больше, чем ВВП на душу населения в Польше (866.0 долларов) в 2.1 раз, ВВП на душу населения в Турции (718.0 долларов) в 2.5 раз, ВВП на душу населения в Румынии (619.0 долларов) в 2.9 раз, ВВП на душу населения в Индии (113.0 долларов) в 15.8 раз, ВВП на душу населения в Китае (112.0 долларов) в 16.0 раз, но был меньше, чем ВВП на душу населения в Финляндии (2 450.0 долларов) на 27%, ВВП на душу населения в Японии (2 026.0 долларов) на 11.7%.

Сравнение ВВП СССР и лидеров в 1970 году. ВВП СССР был больше, чем ВВП Германии (215.8 млрд. долл.) в 2.0 раз, ВВП Японии (212.6 млрд. долл.) в 2.0 раз, ВВП Франции (148.5 млрд. долл.) в 2.9 раз, но был меньше, чем ВВП США (1 073.3 млрд. долл.) на 59.6%. ВВП на душу населения в СССР был меньше, чем ВВП на душу населения в США (5 121.0 долларов) на 65.1%, ВВП на душу населения во Франции (2 853.0 долларов) на 37.3%, ВВП на душу населения в Германии (2 747.0 долларов) на 34.9%, ВВП на душу населения в Японии (2 026.0 долларов) на 11.7%.

Потенциал ВВП СССР в 1970 году. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в США (5 121.0 долларов), ВВП СССР был бы 1 241.3 млрд. долл., что в 2.9 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Финляндии (2 450.0 долларов), лучшего соседа, ВВП СССР был бы 593.9 млрд. долл., что на 37% больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Европе (1 966.0 долларов), ВВП СССР был бы 476.6 млрд. долл., что на 10% больше фактического уровня.

ВВП СССР, 1983

ВВП СССР в 1983 году составлял 993.0 млрд. долл., занимал 3е место в мире. Доля ВВП СССР в мире была равна 7.7%.

ВВП на душу населения в СССР в 1983 году был равен 3 655.0 долларов, занимал 56е место в мире и был на уровне ВВП на душу населения на Виргинских островах (3 775.9 долларов), ВВП на душу населения в Иране (3 618.0 долларов), ВВП на душу населения в Мальте (3 519.0 долларов). ВВП на душу населения в СССР был больше, чем ВВП на душу населения в мире (2 735.0 долларов) на 920.0 долларов.

Сравнение ВВП СССР и соседей в 1983 году. ВВП СССР был больше, чем ВВП Китая (304.8 млрд. долл.) в 3.3 раз, ВВП Индии (222.9 млрд. долл.) в 4.5 раз, ВВП Турции (84.9 млрд. долл.) в 11.7 раз, ВВП Польши (78.7 млрд. долл.) в 12.6 раз, ВВП Финляндии (51.0 млрд. долл.) в 19.5 раз, ВВП Румынии (47.6 млрд. долл.) в 20.9 раз, но был меньше, чем ВВП Японии (1 243.3 млрд. долл.) на 20.1%. ВВП на душу населения в СССР был больше, чем ВВП на душу населения в Польше (2 154.0 долларов) на 69.7%, ВВП на душу населения в Румынии (2 077.0 долларов) на 76%, ВВП на душу населения в Турции (1 804.0 долларов) в 2.0 раз, ВВП на душу населения в Индии (298.0 долларов) в 12.3 раз, ВВП на душу населения в Китае (294.0 долларов) в 12.4 раз, но был меньше, чем ВВП на душу населения в Финляндии (10 483.0 долларов) на 65.1%, ВВП на душу населения в Японии (10 323.0 долларов) на 64.6%.

Сравнение ВВП СССР и лидеров в 1983 году. ВВП СССР был больше, чем ВВП Германии (770.7 млрд. долл.) на 28.8%, ВВП Франции (559.9 млрд. долл.) на 77.4%, но был меньше, чем ВВП США (3 634.0 млрд. долл.) на 72.7%, ВВП Японии (1 243.3 млрд. долл.) на 20.1%. ВВП на душу населения в СССР был меньше, чем ВВП на душу населения в США (15 376.0 долларов) на 76.2%, ВВП на душу населения в Японии (10 323.0 долларов) на 64.6%, ВВП на душу населения во Франции (9 967.0 долларов) на 63.3%, ВВП на душу населения в Германии (9 908.0 долларов) на 63.1%.

Потенциал ВВП СССР в 1983 году. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в США (15 376.0 долларов), ВВП СССР был бы 4 177.6 млрд. долл., что в 4.2 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Финляндии (10 483.0 долларов), лучшего соседа, ВВП СССР был бы 2 848.2 млрд. долл., что в 2.9 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Европе (5 928.0 долларов), ВВП СССР был бы 1 610.6 млрд. долл., что на 62.2% больше фактического уровня.

ВВП СССР, 1990

ВВП СССР в 1990 году был равен 790.9 млрд. долл., занимал 7е место в мире. Доля ВВП СССР в мире составляла 3.4%.

ВВП на душу населения в СССР в 1990 году составлял 2 745.0 долларов, занимал 83е место в мире и был на уровне ВВП на душу населения в Доминике (2 794.0 долларов), ВВП на душу населения в Литве (2 770.0 долларов), ВВП на душу населения в Косово (2 731.0 долларов), ВВП на душу населения в Бразилии (2 724.0 долларов), ВВП на душу населения на Кубе (2 707.0 долларов), ВВП на душу населения в Ботсване (2 701.0 долларов), ВВП на душу населения в Чили (2 637.0 долларов), ВВП на душу населения в Чехословакии (2 626.0 долларов), ВВП на душу населения в Маврикии (2 590.0 долларов). ВВП на душу населения в СССР был меньше, чем ВВП на душу населения в мире (4 317.0 долларов) на 1 572.0 долларов.

Сравнение ВВП СССР и соседей в 1990 году. ВВП СССР был больше, чем ВВП Китая (394.6 млрд. долл.) в 2.0 раз, ВВП Индии (329.1 млрд. долл.) в 2.4 раз, ВВП Турции (207.4 млрд. долл.) в 3.8 раз, ВВП Финляндии (141.4 млрд. долл.) в 5.6 раз, ВВП Польши (66.0 млрд. долл.) в 12.0 раз, ВВП Румынии (40.6 млрд. долл.) в 19.5 раз, но был меньше, чем ВВП Японии (3 132.8 млрд. долл.) на 74.8%. ВВП на душу населения в СССР был больше, чем ВВП на душу населения в Польше (1 738.0 долларов) на 57.9%, ВВП на душу населения в Румынии (1 728.0 долларов) на 58.9%, ВВП на душу населения в Индии (378.0 долларов) в 7.3 раз, ВВП на душу населения в Китае (337.0 долларов) в 8.1 раз, но был меньше, чем ВВП на душу населения в Финляндии (28 310.0 долларов) на 90.3%, ВВП на душу населения в Японии (25 160.0 долларов) на 89.1%, ВВП на душу населения в Турции (3 847.0 долларов) на 28.6%.

Сравнение ВВП СССР и лидеров в 1990 году. ВВП СССР был меньше, чем ВВП США (5 963.1 млрд. долл.) на 86.7%, ВВП Японии (3 132.8 млрд. долл.) на 74.8%, ВВП Германии (1 771.6 млрд. долл.) на 55.4%, ВВП Франции (1 269.1 млрд. долл.) на 37.7%, ВВП Италии (1 176.4 млрд. долл.) на 32.8%. ВВП на душу населения в СССР был меньше, чем ВВП на душу населения в Японии (25 160.0 долларов) на 89.1%, ВВП на душу населения в США (23 614.0 долларов) на 88.4%, ВВП на душу населения в Германии (22 392.0 долларов) на 87.7%, ВВП на душу населения во Франции (21 685.0 долларов) на 87.3%, ВВП на душу населения в Италии (20 593.0 долларов) на 86.7%.

Потенциал ВВП СССР в 1990 году. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Финляндии (28 310.0 долларов), лучшего соседа, ВВП СССР был бы 8 156.4 млрд. долл., что в 10.3 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Японии (25 160.0 долларов), ВВП СССР был бы 7 248.9 млрд. долл., что в 9.2 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Европе (12 086.0 долларов), ВВП СССР был бы 3 482.1 млрд. долл., что в 4.4 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в мире (4 317.0 долларов), ВВП СССР был бы 1 243.8 млрд. долл., что на 57.3% больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Восточной Европе (2 948.0 долларов), ВВП СССР был бы 849.4 млрд. долл., что на 7.4% больше фактического уровня.

ВВП СССР, 1970-1990
год ВВП, млрд. долл. ВВП на душу населения, долларов ВВП, млрд. долл. рост ВВП, % доля СССР, %
текущие цены постоянные цены 1970 в мире в Европе в Восточной Европе
1970 433.4 1 788.0 433.4 12.7 31.3 85.6
1971 455.6 1 862.0 456.0 5.2 12.1 29.8 85.2
1972 515.8 2 089.0 468.8 2.8 11.9 28.7 85.1
1973 617.8 2 480.0 505.0 7.7 11.7 27.6 85.3
1974 616.6 2 454.0 529.2 4.8 10.3 25.3 84.1
1975 686.0 2 706.0 543.1 2.6 10.3 24.5 84.7
1976 688.5 2 693.0 576.6 6.2 9.5 23.8 83.7
1977 738.4 2 864.0 606.4 5.2 9.1 22.8 82.5
1978 840.1 3 230.0 637.3 5.1 8.7 21.6 82.6
1979 901.6 3 437.0 658.7 3.4 8.1 19.7 82.7
1980 940.0 3 553.0 691.0 4.9 7.6 18.4 84.0
1981 906.9 3 397.0 727.6 5.3 7.2 19.6 82.7
1982 959.9 3 565.0 783.3 7.6 7.7 21.0 82.0
1983 993.0 3 655.0 819.7 4.7 7.7 22.0 82.1
1984 938.3 3 423.0 852.9 4.0 7.1 21.7 82.1
1985 914.1 3 305.0 864.9 1.4 6.7 20.7 81.3
1986 851.3 3 049.0 878.2 1.5 5.4 15.3 78.7
1987 800.5 2 841.0 896.4 2.1 4.5 12.2 77.1
1988 783.8 2 758.0 943.1 5.2 4.0 10.9 75.9
1989 782.1 2 731.0 1 007.2 6.8 3.8 10.7 75.4
1990 790.9 2 745.0 1 092.0 8.4 3.4 9.1 86.6

Picture. ВВП СССР, 1970-1990

Picture. ВВП на душу населения в СССР, 1970-1990

Picture. Рост ВВП в СССР, 1970-1990

ВВП СССР по расходам

ВВП СССР по расходам, %, 1970-1990
Показатель 1970 1980 1990
Потребительские расходы 62.7 69.6 68.4
в т.ч. Расходы домохозяйств 47.2 49.7 47.1
Государственные расходы 15.5 20.0 21.2