Слайд 2

План урока.

1.Изменения в материальном мире. 2.Взрыв социальной мобильности. 3.Перемены в сознании людей. 4.Новое в мире идей.

Слайд 3

Задание на урок

Выделите характерные черты человека индустриальной цивилизации. Что привело к их формированию?

Слайд 4

1.Изменения в материальном мире.

Промышленная революция в Японии. Гравюра н.20 в. С 1789 по 1914 гг жизнь людей изменилась кар-динальным образом.В к.18 в.промышленный переворот имел немало противников.Многие ученые опасались,что он приведет к разрыву гармонии человека и природы-природные ресурсы иссякнут,резко сократятся популяции птиц и животных, исче-знут многие виды расте ний.Но в 19 в. Были от-крыты новые источни-ки энергии и экономич-ные формы ее исполь-зования.

Слайд 5

Использование газа. Плакат 1892 года. На смену углю пришли нефть и электричество. Появились двигатели внутреннего сгорания и были изобретены авто-мобили. Новые открытия привели к появлениютелеграфа, телефона, радио,кино, воздухоплавания и т.д. Механизация производст-ва резко повысила про-изводительность труда и преимущества, кото-рые принес техничес-кий прогресс стали оче-видны.

Слайд 6

2.Взрыв социальной мобильности.

Фургон переселенцев. Важной чертой индустриальной цивилизации стала социальная мобильность.Население США и ряда стран Лат.Америки во многом состояло из европе-йских эмигрантов и бывших рабов-негров. Харак-тер мобильности резко изменился- из вынужден-ной(пуритане), она стала добровольной.Основная масса переселенцев по-прежнему отправлялась в США.

Слайд 7

«Оглянись назад». Карикатура на попытки запрета эмиграции в США. Многие эмигранты отправлялись в Канаду,Индию, Австралию и др.колонии.выросла и внутренняя мобильность.население лишенное сословных огра-ничений быстро меняло род занятий и свой статус И хотя «низам» занять в обществе высокое положе ние было сложно, те кто пробивался на верх быс-тро становился видной фигурой в политической и экономической жизни.

Слайд 8

3.Перемены в сознании людей.

Телефонные барышни. Литография 1904 г. Изменения в жизни общества затронули и сознание людей.Они начали понимать свою ответствен-ность за судьбу всего общества.развитие транспор-та и связи «сократило» расстояния.С развитием кругозора, сознание становилось гибким в отноше-нии «чужих», люди становились более терпимыми к разным взглядам.Они начали активно участво-вать в политической жизни.

Слайд 9

Стань Американцем! Дети эмигрантов присягают на верность США. Государство постепенно начало передавать свои пол-номочия обществу,которое становилось гражданс-ким.В каждой стране этот процесс развивался по-разному.В странах с давними парламентскими традициями это процесс проходил быстрее-они в итоге стали демократическими,А в других-между авторитарной властью и обществом начались кон-фликты.Здесь возникли условия для распростра-нения радикальных идей.

Слайд 10

4.Новое в мире идей.

Чарльз Дарвин. Духовный мир человека стал богаче.люди нача-ли больше интересова-ться философскими концепциями,-пыта-лись их осмыслить, а сами идеи стали более понятными,т.к.их ав-торы имели четкую ад-ресную направлен-ность. Ч.Дарвин потряс общест-во предположив,что че ловек произошел от обезьяны, а не был соз-дан богом.Его взгляды были встречены в штыки частью общест-ва.

Слайд 11

Зигмунд Фрейд в 1921 г. Не меньшей критике под вергся психоаналитик З.Фрейд-утверждав ший,что за любыми по ступками людей стоят «низменные инстинк-ты»,а в сознании лю-дей идет борьба, между разумными и живот-ными началами. Новые открытия в ряде случаев привели к по-явлению эгоизма,ниги-лизма и неверию в си-лу разума и прогресс. О.Шпенглер даже пре-дрек смерть европейс-кой цивилизации. Но его пророчества не сбы лись.

Посмотреть все слайды

1 слайд

2 слайд

План урока. 1.Изменения в материальном мире. 2.Взрыв социальной мобильности. 3.Перемены в сознании людей. 4.Новое в мире идей.

3 слайд

Задание на урок Выделите характерные черты человека индустриальной цивилизации. Что привело к их формированию?

4 слайд

1.Изменения в материальном мире. С 1789 по 1914 гг жизнь людей изменилась кар-динальным образом.В к.18 в.промышленный переворот имел немало противников.Многие ученые опасались,что он приведет к разрыву гармонии человека и природы-природные ресурсы иссякнут,резко сократятся популяции птиц и животных, исче-знут многие виды расте ний.Но в 19 в. Были от-крыты новые источни-ки энергии и экономич-ные формы ее исполь-зования. Промышленная революция в Японии. Гравюра н.20 в.

5 слайд

1.Изменения в материальном мире. На смену углю пришли нефть и электричество. Появились двигатели внутреннего сгорания и были изобретены авто-мобили. Новые открытия привели к появлениютелеграфа, телефона, радио,кино, воздухоплавания и т.д. Механизация производст-ва резко повысила про-изводительность труда и преимущества, кото-рые принес техничес-кий прогресс стали оче-видны. Использование газа. Плакат 1892 года.

6 слайд

2.Взрыв социальной мобильности. Важной чертой индустриальной цивилизации стала социальная мобильность.Население США и ряда стран Лат.Америки во многом состояло из европе-йских эмигрантов и бывших рабов-негров. Харак-тер мобильности резко изменился- из вынужден-ной(пуритане), она стала добровольной.Основная масса переселенцев по-прежнему отправлялась в США. Фургон переселенцев.

7 слайд

2.Взрыв социальной мобильности. Многие эмигранты отправлялись в Канаду,Индию, Австралию и др.колонии.выросла и внутренняя мобильность.население лишенное сословных огра-ничений быстро меняло род занятий и свой статус И хотя «низам» занять в обществе высокое положе ние было сложно, те кто пробивался на верх быс-тро становился видной фигурой в политической и экономической жизни. «Оглянись назад». Карикатура на попытки запрета эмиграции в США.

8 слайд

3.Перемены в сознании людей. Изменения в жизни общества затронули и сознание людей.Они начали понимать свою ответствен-ность за судьбу всего общества.развитие транспор-та и связи «сократило» расстояния.С развитием кругозора, сознание становилось гибким в отноше-нии «чужих», люди становились более терпимыми к разным взглядам.Они начали активно участво-вать в политической жизни. Телефонные барышни. Литография 1904 г.

9 слайд

3.Перемены в сознании людей. Государство постепенно начало передавать свои пол-номочия обществу,которое становилось гражданс-ким.В каждой стране этот процесс развивался по-разному.В странах с давними парламентскими традициями это процесс проходил быстрее-они в итоге стали демократическими,А в других-между авторитарной властью и обществом начались кон-фликты.Здесь возникли условия для распростра-нения радикальных идей. Стань Американцем! Дети эмигрантов присягают на верность США.

11 слайд

4.Новое в мире идей. Не меньшей критике под вергся психоаналитик З.Фрейд-утверждав ший,что за любыми по ступками людей стоят «низменные инстинк-ты»,а в сознании лю-дей идет борьба, между разумными и живот-ными началами. Новые открытия в ряде случаев привели к по-явлению эгоизма,ниги-лизма и неверию в си-лу разума и прогресс. О.Шпенглер даже пре-дрек смерть европейс-кой цивилизации. Но его пророчества не сбы лись. Зигмунд Фрейд в 1921 г.

Конспект открытого урока по истории для 8 класса.

Тема урока «Человек индустриальной цивилизации»(8 класс) .

Разработала и провела

учитель истории и обществознания

второй квалификационной категории

ГБОУ СОШ №667 г. Москвы

Апухтина Наталья Сергеевна

    Образовательная - расширить и углубить знания учащихся о мире человека индустриальной цивилизации, изменения материального мира человека, изменения сознания человека, представление о социальной мобильности, гражданском обществе, новое в мире идей.

    Развивающая - развивать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, коммуникативные умения и творческие способности, персонифицированное мышление.

    Воспитательная - воспитывать - чувство коллективизма и ответственности; в дискуссии - культуру полемики, терпимое отношение к иной точке зрения.

Тип урока - Комбинированный урок.

Приложение:тесты, листы самоконтроля, тексты с ошибками, презентация.

План урока.

1.Изменения в материальном мире

2.Взрыв социальной мобильности.

3.Перемены в сознании людей.

4.Новое в мире идей.

I.Организационный момент

II.Проверка домашнего задания

I вариант.

1.Антанта а)июнь 1881г.

г)июнь 1993г.

2.Антанта б)Австро-Венгрия

ж)Франция

II вариант

I.Соотнесите союз и дату его создания.

1.Антанта а) июнь 1993г

II.Соотнеси союз и государства в него входившие:

2 Тройственный союз б)Франция

3. .Антанта в)Германия

ж)Австро-Венгрия

III.Объяснение нового материала

Актуализация темы.

Мы с вами изучаем историю. А кто играет главную роль в становлении истории?(Человек).Сегодня на уроке нас будет интересовать человек.А в каком плане нас на уроке истории может интересовать человек?(Материальный мир, быт,сознание, его положение в обществе...)Мы с вами знаем что историю делят на различные уровни,ступени общественного развития, материальной и духовной культуры -то есть цивилизации. Мы с вами пока что знаем два типа цивилизации. Какие?(аграрная, индустриальная)Человек какой цивилизации нас сегодня будет интересовать?(Индустриальной)

Тема нашего урока «Мир человека индустриальной цивилизации.»

Запись в тетради темы.

Сегодня на уроке мы с вами изучим какие изменения произошли в материальном мире человека, в сознание людей, в социальной мобильности, что появилось нового в мире идей в индустриальной цивилизации.

Сегодня на уроке вы будете работать с листами самоконтроля.На листах самоконтроля у вас задания по сегодняшней теме,то есть вы сами будете проверять как вы поняли сегодняшнюю тему. В конце урока в соответствие с выполненными заданиями вы сами себе поставите оценки.

1.Для того чтобы выяснить какие изменения произошли в мире человека индустриальной цивилизации вам необходимо вспомнить каковы характерные черты индустриальной цивилизации. Возьмите листы самоконтроля, подпишите их, найдите задание 1 и выполните его.(Задание 1.Найдите характерные черты индустриальной цивилизации. Ответ запишите цифрами, которыми обозначены характерные черты индустриальной цивилизации.

3.Используется энергия от "естественных" аккумуляторов(мускульной силы человека и животных, солнца, ветра,воды..)

10.Наука и производство практически не связаны

    Аграрная цивилизация

    Индустриальная цивилизация

    В процессе труда человек имеет дело в основном с природой, подчиняется природному циклу

    В процессе труда человек имеет дело в основном с машинами, подчиняется ритму их работы

    Орудия труда и сам трудовой процесс остаются практически неизменными

    Орудия труда и сам трудовой процесс непрерывно обновляются

    Используется энергия от "естественных" аккумуляторов(мускульной силы человека и животных, солнца, ветра,воды..)

    Используется энергия от искусственных источников (пар, электричество)

    Производство имеет штучный характер

    Производство имеет массовый характер

    Наука и производство практически не связаны.

    Технический прогресс определяется научными достижениями.

Проверка.

Ответ:2,5,7,8,9. Характерных черт(сколько):5

Запишите, к какой цивилизации относятся остальные черты.

Ответ: аграрная(традиционная) цивилизация

2Изменения в материальном мире.

В 19- начале 20 веке было сделано множество открытий и изобретений, полностью изменивших облик цивилизации. А вот что это были за открытия и изобретения вы сейчас увидете на доске и запишите себе в тетради.

Презентация.

Как человек воспользовался плодами технического прогресса?(Его жизнь стала значительно комфортнее, он мог пользоваться новыми средствами транспорта и связи)

3.Взрыв социальной мобильности.

Что такое социальная мобильность?

Возможность переезжать в другие города и страны, а также изменять своё общественное положение.

Почему именно в это время происходит взрыв социальной мобильности?(Появление новых государств, появление новых видов транспорта, появление новых городов, промышленный переворот, аграрная революция)

Выполнение задания на листе самоконтроля: Задание 2:Социальная мобильность сделала возможным образование совершенно нового государства. Какого?

Ответ: (США)

Почему именно в США устремились большие потоки эмигрантов?(США были бурно развивающейся и вместе с тем сравнительно малонаселенной страной. Они чрезвычайно нуждались в дешёвой рабочей силе,поставляемой эмигрантами.)

Возможность изменять своё общественное положение Экономический рост, основанный на внедрении технологических инноваций, и политическая демократизация привели к расшатыванию старой социальной структуры, в которой место человека в обществе определялось его принадлежностью к определенной группе (как правило, наследственной). Но этот процесс имел двойственные последствия: по социальной лестнице можно было не только подняться, но и спуститься, выпав на социальное дно. Одним из негативных социальных последствий индустриализации стала принимающая массовый характер безработица. Все большее количество людей, по мере распространения промышленного перехода на аграрные регионы, теряли старую область приложения трудовых усилий и не могли найти новую. В поисках средств к существованию они, как правило, скапливались в больших городах, организуя деятельность в техногенной среде.

Но не все устремились в другие страны, многие продолжали искать счастье на родине. Окончательно ликвидировались сословные ограничения, расширение и укрепление круга буржуазно демократических свобод, не очень быстрый но стабильный подъём уровня жизни создавали благоприятные условия,при которых люди могли принципиально изменить своё имущественное и социальное положение. Конечно, это было нелегко, но вполне возможным. Таким образом, изменяется структура общества. Теперь общество состояло уже не из замкнутых групп, представители которых имели определённые права и обязанности, передаваемые по наследству, а из групп людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. В индустриальном обществе вчерашние крестьяне и ремесленники становились торговцами и предпринимателями, делали военную, а порой даже политическую карьеру. Поначалу совершить такое восхождение, сделать карьеру удавалось единицам, затем - десяткам, сотням, тысячам.

Выполнение задания на листе самоконтроля. Задание 3

На какие группы делилось общество в индустриальной цивилизации?

Ответ: классы

Основные группы сформировавшиеся в 19 веке?

Ответ: пролетариат, буржуазия

4.Перемены в сознание людей.

Как вы думаете те изменения которые произошли в политической, экономической жизни, в быту человека как могли отразиться на сознание человека?(Человек стал понимать ответственность не только за собственную жизнь, но и за судьбу общества, взаимосвязь всего мира, благодаря развитию транспорта и развитию систем связи. С расширением кругозора сознание становиться более гибким,более восприимчивым к чужим точкам зрения. Становиться не равнодушным к различным явлениям жизни.

Именно благодаря этим изменениям в сознание людей общество становиться гражданским.

Что такое гражданское общество посмотрим на доску.

Гражданское общество-это общество способное к самостоятельной активности,основанной на инициативе не государства, а самого общества.

Выполнение задание на листе самоконтроля.Задание4.

Ответ:Англия.

Почему гражданское общество начало складываться в Англии раньше, чем в других странах?(Появляются различные объединения (партии, союзы, группировки, клубы и т. д.), которые независимо от государства защищают те или иные интересы населения.)

В Англии значительно раньше, чем в других странах начало складываться гражданское общество, потому что в Англии переход от феодального строя к буржуазному осуществлялся более мирным, эволюционным путем. В этом случае результаты имели большой эффект, поскольку переход был более или менее плавным и не подвергался хаотическому революционному воздействию. (во многих странах переход сопровождался кровопролитными и разрушительными революциями) промышленный переворот произошел в Англии быстрее остальных государств.

Подтвердите фактами, что в Англии в первой половине XIX в. складывается гражданское общество. То есть благодаря тому что общество в это время становиться более сознательным и зрелым возникает возможность переложить часть ответственности государства на общество.

5.Новое в мире идей.(Выступление ученика с сообщением «Новое в мире идей»)

Одним словом, человек становился цивилизован­ным, и это все больше отделяло его и от далеких пред­ков, и от природы. В XVIII-XIX вв. цивилизация ма­нер достигла своего апогея. Поэтому неудивительно, что книги Ч. Дарвина (1809-1882) «Происхождение видов» (1859) и «Происхождение человека» (1871), в которых излагалась теория эволюции, произвели та­кое глубокое впечатление на современников. Это было своего рода потрясением основ: Дарвин показал связь человека с грубыми животными(обезьяной), с силами природы. Это была уже не та поэтичная и таинственная приро­да, к слиянию с которой призывали романтики. Это была природа, в которой царствуют инстинкты и идет безжалостная борьба за существование.

Как вы думаете как восприняло эту теорию общество, с восторгом?(Нет. Многие восприняли эту теорию в штыки. Кому захочется признавать обезьяну своим родственником.)

Как вы думаете, какая версия их устраивала больше? (Человека создал бог)

Человек конца XIX в. стал открывать в себе «зве­ря». Теория Дарвина была лишь первым шагом на этом пути. Вторым - и еще более решительным - стали открытия австрийского ученого Зигмунда Фрей­да (1856-1939) в области психоанализа. Фрейд загля­нул в тайная тайных души человека и под покровом цивилизованности увидел темную бездну, в которой кипят первобытные необузданные страсти. Фрейд впервые в истории науки доказал, что личность много­слойна. Он выделил в ней область сознания («окно», через которое мы воспринимаем мир), подсознания, которое представляет собой «кипящий котел инстинк­тов» и подчиняется только принципу удовольствия, и предсознания, которое и является разумным началом в человеке, осуществляет «цензуру» над страстями, переводит их в другую, более высокую область.

Открытия Фрейда, сделавшие переворот в медици­не, вышли далеко за пределы психиатрии, так как в его работах были сделаны глобальные выводы, касаю­щиеся не только больных людей, но и человека вооб­ще, а также роли культуры и цивилизации в истории человечества.

Впервые Фрейд показал обратную сторону цивили­зации манер: победа сознания над бессознательным обходится человеку дорого. Подавленные и вытеснен­ные желания выливаются в психические расстройст­ва, комплексы вины и неполноценности, необоснован­ные страхи.

Фрейд не утверждал, что цивилизация - это зло, но он описал цивилизацию как насилие над человече­ской личностью, которое осуществляется через слож­ную и разветвленную сеть запретов - запретов, столь прочно закрепившихся в сознании, что человек уже давно перестал понимать, каков он на самом деле.

Исследования Дарвина, Фрейда,других ученых, казалось бы,развенчали все прежние ценности. Но они помогали людям по новому осмыслить привычные понятия, критически взглянуть на свои страсти и инстинкты, чтобы более последовательно сдерживать и контролировать их. На рубеже 19-20 веков это стало особенно важным, так как изменения в сознании человека не всегда оборачивались пользой для общества.

Вот таким был мир человека индустриальной цивилизации.

IV.Закрепление.

Я хочу вам представить сочинение ученика 8 класс на тему: «Мир человека индустриальной цивилизации.».В этом сочинение допущено несколько ошибок.Я предлагаю вам их найти.

Сочинение на тему: «Мир человека индустриальной цивилизации. »

Быт человека индустриальной цивилизации мало изменился. Труд человека стал более тяжелым, потому что машины были заменены ручным трудом. Социальная мобильность в 19 -20 вв. понижается. Это было связано с тем, что средством передвижения были конные экипажи. Каждый человек относился, к какому либо сословию, и не мог изменить своё имущественное и социальное положение. Изменяется сознание человека. Он начинает понимать, что его судьба зависит от Бога. Общество в это время становится гражданским, то есть способным к самостоятельной активности, основанной на инициативе государства. Современники с восторгом восприняли,появившуюся в это время, теорию Дарвина, что человек был сотворён Богом. Таким образом, мир человека эпохи индустриальной цивилизации незначительно изменился.

Подведение итогов.Выставление оценок.

10-11 балов 5.

7-9 балов 4.

4-6 баллов 3.

меньше 4 2

V.Домашнее задание.

Какое бы вы могли предложить домашнее задание по данной теме. (Предложить написать сочинение на тему «Мир человека индустриальной цивили­зации»)

Приложение

I вариант. Фамилия имя______________________

I.Соотнесите союз и дату его создания.

1.Антанта а)июнь 1881г.

г)июнь 1993г.

II.Соотнеси союз и государства в него входившие:

1.Союз трёх императоров а)Россия

2.Антанта б)Австро-Венгрия

3.Тройственный союз в)Германия

ж)Франция

II вариант Фамилия имя______________________

I.Соотнесите союз и дату его создания.

1.Антанта а) июнь 1993г

3. Союз трёх императоров в)июнь 1881г.

II.Соотнеси союз и государства в него входившие:

1.Союз трёх императоров а)Италия

2 Тройственный союз б)Франция

3. .Антанта в)Германия

ж)Австро-Венгрия

Лист самоконтроля.

Фамилия имя______________________

(Задание 1.Найдите характерные черты индустриальной цивилизации. Ответ запишите цифрами которыми обозначены характерные черты индустриальной цивилизации.

1.В процессе труда человек имеет дело в основном с природой, подчиняется природному циклу

2.Орудия труда и сам трудовой процесс непрерывно обновляются

3.Используется энергия от "естественных" аккумуляторов(мускульной силы человека и животных,солнца,ветра,воды..)

4.Производство имеет штучный характер

5.В процессе труда человек имеет дело в основном с машинами, подчиняется ритму их работы.

6.Орудия труда и сам трудовой процесс остаются практически неизменными.

7.Используется энергия от искусственных источников (пар, электричество)

8.Технический прогресс определяется научными достижениями.

9.Производство имеет массовый характер

10.Наука и производство практически не связаны.

    Характерных черт(сколько):

    Запишите к какой цивилизации относятся остальные черты.

Задание 2:Социальная мобильность сделала возможным образование совершенно нового государства.Какого?

Задание 3

На какие группы делилось общество в индустриальном обществе?

Основные группы, сформировавшиеся в 19 веке?

Задание 4.

В каком государстве раньше, чем других сложилось гражданское общество?

Найди ошибки, и исправьте их. Ошибки подчеркните и внизу напишите правильно, при этом не забудьте написать номер ошибки.

Сочинение на тему: «Мир человека индустриальной цивилизации.»

Быт человека индустриальной цивилизации мало изменился, по сравнению с бытом человека аграрной цивилизации. Труд человека стал более тяжелым, потому что машины были заменены ручным трудом. Социальная мобильность в 19 -20 вв. понижается. Это было связано с тем, что средством передвижения были конные экипажи. Каждый человек относился к какому либо сословию, и не мог изменить своё имущественное и социальное положение. Изменяется сознание человека. Он начинает понимать, что его судьба зависит от Бога. Общество в это время становится гражданским, то есть способным к самостоятельной активности, основанной на инициативе государства. Современники с восторгом воспринял, появившуюся в это время, теорию Дарвина, что человек был сотворён Богом. Таким образом, мир человека эпохи индустриальной цивилизации незначительно изменился.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Образовательная –расширить и углубить знания учащихся об индустриальном характере экономики, проблемах и противоречиях модернизации, определить ее место в мировом развитии, оценить различные варианты и перспективы развития, уловить связь времен.
  • Развивающая – развивать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, коммуникативные умения и творческие способности, персонифицированное мышление.
  • Воспитательная – воспитывать - чувство коллективизма и ответственности; в дискуссии - культуру полемики, терпимое отношение к иной точке зрения.

Тип урока – урок изучения нового материала.

Проблема (решать в течение урока)

Влияет ли индустриализация на характер и организацию трудового процесса, на роль в нем человека, на цивилизацию в целом.

План урока.

1. Рождение индустриальной цивилизации:

1.1. важнейшие особенности индустриальной цивилизации, ее отличия от традиционной (аграрной);
1.2. преимущества и недостатки индустриальной цивилизации глазами философов и экономистов XIX в.

2. Наука и технический прогресс:

2.1. роль естественных наук в промышленном обществе;
2.2. машины в жизни человека XIX в.

3. Индустриализация и монополистический капитализм:

3.3. основные формы организации производства в XIX и XX вв.;
3.4. последствия возникновения монополий для экономической жизни капиталистических стран.

Главная задача: показать принципиально разницу между аграрной (доиндустриальной, традиционной) цивилизацией и цивилизацией индустриальной.

Начало урока – интеллектуальная разминка. После нескольких предложений учащиеся сами определяют, о чем пойдет речь на уроке. (Рабочий материал урока, на столах.)

  1. Завершение промышленного переворота. От капитализма свободной конкуренции к империализму.
  2. Технический прогресс, его влияние на жизнь общества.
  3. Новые слои населения, новые проблемы, новые ценности.
  4. Изменения в общественно-политических взглядах.
  5. Влияние процесса модернизации ена развитие государственности.

Итак, все это мы называем – индустриализация.

А теперь определим значение этого процесса. Предлагаю вам ответить на вопросы: да или нет. Давайте подискутируем.

  1. Вправе ли государство наказывать тех граждан, которые всем своим поведением демонстративно ни в грош не ставят наши моральные ценности?
  2. Вам предложили пособие по безработице $1000 в месяц. Найдется ли такая работа, на которую Вы пойдете за плату в три раза меньшую?
  3. Прилично ли быть единственным отличником в классе?
  4. Откажетесь ли Вы от помощи хорошего знакомого Вашей семьи, проректора института, при поступлении в этот институт?

Задание.

Представьте себе, что подобный опрос провели в середине XIX века; в одной стране получено 100% ответов “Да”; в другой - 80% ответов “Нет”. Какая из этих стран имела лучшие перспективы превратить свое общество в индустриальное (“построить капитализм”)? (та в которой нет, почему).

Но прежде чем говорить об индустриальной цивилизации мы должны вспомнить, в чем состоят особенности доиндустриальной цивилизации. Вам предложено два определения, принадлежащих известным западным ученым.(раздаточный материал).

В доиндустриальных цивилизациях жизнь "представляет собой главным образом взаимодействие с природой. Рабочая сила занята преимущественно в добывающей промышленности: се6льском и лесном хозяйстве, горном деле и рыболовстве. Человек использует грубую мускульную силу, действует унаследованными от предыдущих поколений методами…" (Д.Белл.)

Цивилизации "первой волны" (то есть аграрные) " получали энергию от "живых аккумуляторов" – мускульной силы человека и животных – или от солнца, ветра и воды… товары обычно производились кустарным способом, изделия изготовлялись поштучно и на заказ…" (А.Тоффлер.)

На основании этих определений, а также материала изложенного в учебнике с.364-365 давайте разберем по группам характерные черты аграрной и индустриальной цивилизации (На доске расположены листочки с записанными характерными чертами, которые необходимо разобрать по группам (текст с ошибками).

Аграрная цивилизация Индустриальная цивилизация
В процессе труда человек имеет дело в основном с природой, подчиняется природному циклу В процессе труда человек имеет дело в основном с машинами, подчиняется ритму их работы
Орудия труда и сам трудовой процесс остаются практически неизменными Орудия труда и сам трудовой процесс непрерывно обновляются
Используется энергия от "естественных" аккумуляторов Используется энергия от искусственных источников (пар, электричество)
Производство имеет штучный характер Производство имеет массовый характер
Наука и производство практически не связаны Технический прогресс определяется научными достижениями.

К чему же ведет индустриальная цивилизация? Ответ к изобретениям.

Какие же изобретения были сделаны в XIX в? Ответы учащихся о перевороте в средствах транспорта, путей сообщения, новых источниках энергии, средствах связи.

Мало было изобрести, необходимо было, и применить эти изобретения. Так например, ветряная мельница известна с древнейших времен, но использовалась в качестве игрушки. Только около 800г. она превратилась в механизм для помола зерна, а 300 лет спустя, после 1100г., стала применяться и в корабельном деле (до этого паруса действовали лишь в тех случаях, когда дул попутный ветер, теперь можно использовать энергию бокового и встречного ветра). В индустриальную эпоху изобретения стали внедрять во все отрасли промышленности и ремесла, где это было возможно, и в кратчайшие сроки. Так, Д.Уатт использовал свою паровую машину для металлургии (подача воздуха в домну), а компаньон Боултон сообразил, что паровая машина годится для любой отрасли, особенно для текстильной промышленности. Через 35 лет американец Фултон пустил по реке Гудзон первый пароход, через 20 лет появился первый паровоз. К середине XVII века паровой двигатель изменил все производство – от изготовления стекла до книгопечатания. Изменения затронули как промышленность, так и сельское хозяйство.

Но возможно ли использование машин и механизмов неограниченно? Давайте рассмотрим проблему, предложенную Т.Мальтусом, учебник с.365. (относительная ограниченность природных ресурсов и необходимость поисков новых источников энергии)+(Раздаточный материал.)

Задание: Мальтус считал, что "воспроизводительная способность населения бесконечно белее велика, нежели способность земли обеспечивать человека средствами существования". Современные ученые на основе исторического опыта двух столетий опровергает эту точку зрения. По их мнению, природные ресурсы неисчерпаемы – надо только уметь ими пользоваться, то есть владеть технологией: "с помощью технологии плевела могут превратиться в зерна, а зерна - в плевела прямо на наших глазах".

Вопрос: Какие факты подтверждают это?

Что же является главным в развитии?

Ответ уч-ся: Главное в цивилизации - человек.

Создатели индустриальной цивилизации - внутренне свободные, уверенные в себе оптимисты, люди активные, деятельные, для которых приращение богатства - не самоцель скряги-накопителя, не возможность жирно есть и сладко пить, а новые и новые возможности для творческого труда во всем, в чем Создатель дал им таланты (от науки или торговли до земледелия или хлебопечения).

Общество, которое предоставляло таким людям свободу делать то, что каждый из них считал нужным (и без чего сама жизнь им была не в радость), за исторически короткий срок преображалось неузнаваемо - оно входило (часто исподволь) в новый мир индустриальной цивилизации со всеми ее огромными возможностями и мучительными противоречиями.

Благодаря усилиям немногих (каждого в какой-либо конкретной области) изменился строй жизни всех остальных. Преимущество в новом обществе получили те, кого раньше всеобщая молва осуждала, - индивидуалисты, непокорные родовым кланам, жаждущие новизны и свободы.

Жить в этом невиданном мире индивидуализма пришлось всем - и тем, кто хотел этого, и тем, кто от всей души осуждал новые веяния. В этом мире уже не было привычного деления на старших и младших; отныне все были “взрослыми”, “совершеннолетними”.

Почему в одних странах промышленная революция шла быстрее, а в других медленнее? От чего это зависело?

Мы уже почти ответили на этот вопрос.

Люди, способные своей деятельностью создать промышленную цивилизацию, в большем или меньшем числе есть в каждой стране, живут всюду (часто даже не подозревая о своем потенциале). Таким образом, темпы вхождения той или иной страны в индустриальную цивилизацию зависят от того, в какой степени государство и, самое главное, общество предоставляют личности свободу.
Здесь речь идет не только (и не столько) о государственной политике, сколько о готовности к существенным переменам в обществе, о том, насколько глубоко в общественное сознание въелись патриархально-клановые, “роевые” традиции.

Возрастные особенности наших учеников таковы, что перемены, индивидуализация жизни a priori окрашены для них весьма положительно. Думаю, будет полезно обратить их особое внимание на то, что новый строй жизни рождался болезненно, мучительно. Это поможет старшеклассникам ощутить трагическую “правду” “отсталых” консерваторов.
Это важно еще и потому, что в современной России вопрос о вхождении в индустриальную цивилизацию по-прежнему более чем актуален.

Анализ текстов №1 и 2 (темы для семинарских занятий), с.422, вопрос с.427.

Рассмотрим проблему, предложенную в начале урока.

А как же процесс индустриализации влиял на облик городов, образ жизни людей

Закрепление:

Заполнение схемы – (каждому ученику)

Вывод: индустриализация требовала концентрации капитала и производства.

О чем мы будем рассматривать на следующих уроках.

Домашнее задание: § 1 глIX

Словарь урока

Индустриальная цивилизация.

  • урбанизация – небывалый рост городов
  • индустриализация – постоянно нарастающее использование машин в производстве
  • демократизация политических структур – предпосылки для становления правового государства
  • стремительный рост знаний о природе и обществе.
  • секуляризация – освобождение духовной и социальной жизни от влияния церкви.

Все эти процессы, неразрывно связаны друг с другом, меняли облик человека, его систему ценностей

Чем вызван этот переход?

Обострение отношений между классами и группами населения

Общенациональный кризис

Буржуазные революции ускорили формирование наций, способствовали становлению новой морали, нового стиля жизни т.е. формировали человека нового времени

особое отношение

  • к труду
  • религии
  • обществу
  • семье и любви
  • к самому себе

Герои нового времени - буржуа – претензия на роль новой элиты в обществе.

Б. Франклин.

  • человек должен быть всем обязан самому себе, создать себя как личность.
  • деньги – критерий успеха, путь к независимости , к свободе личности от жестоких законов общества.
  • стань обеспеченным человеком – “и независимость будем твоим щитом и твоей защитой, твоим шлемом и короной”.
  • богатство накладывает на человека обязательства: нельзя, чтобы оно лежало праздно.
  • главные добродетели буржуа : воздержанность в еде и питье, немногословность, порядок, неукоснительное выполнение задуманного, бережливость, трудолюбие, искренность, справедливость, умеренность, опрятность, спокойствие, целомудрие, скромность.
  • методы достижения богатства должны быть нравственными.

Нравится ли вам образ буржуа – джентльмена, созданный Б. Франклином? Обоснуйте свой ответ.

Конспект открытого урока по истории для 8 класса.

Тема урока «Человек индустриальной цивилизации »(8 класс) .

Разработала и провела

учитель истории и обществознания

второй квалификационной категории

ГБОУ СОШ №667 г. Москвы

Апухтина Наталья Сергеевна

Цели:

    Образовательная – расширить и углубить знания учащихся о мире человека индустриальной цивилизации, изменения материального мира человека, изменения сознания человека, представление о социальной мобильности, гражданском обществе, новое в мире идей.

    Развивающая – развивать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, коммуникативные умения и творческие способности, персонифицированное мышление.

    Воспитательная – воспитывать - чувство коллективизма и ответственности; в дискуссии - культуру полемики, терпимое отношение к иной точке зрения.

Тип урока – Комбинированный урок.

Приложение:тесты, листы самоконтроля, тексты с ошибками, презентация.

План урока.

1.Изменения в материальном мире

3.Перемены в сознании людей.

4.Новое в мире идей.

I .Организационный момент

II .Проверка домашнего задания

I вариант.

1.Антанта а)июнь 1881г.

г)июнь 1993г.

2.Антанта б)Австро-Венгрия

3.Тройственный союз в)Германия

г)Англия

д)Италия

е)США

ж)Франция

II вариант

I .Соотнесите союз и дату его создания.

1.Антанта а) июнь 1993г

II .Соотнеси союз и государства в него входившие:

2 Тройственный союз б)Франция

3. .Антанта в)Германия

г)США

д)Россия

е)Англия

ж)Австро-Венгрия

III. Объяснение нового материала

Актуализация темы.

-Мы с вами изучаем историю. А кто играет главную роль в становлении истории?(Человек).Сегодня на уроке нас будет интересовать человек.А в каком плане нас на уроке истории может интересовать человек?(Материальный мир, быт,сознание, его положение в обществе...)Мы с вами знаем что историю делят на различные уровни,ступени общественного развития, материальной и духовной культуры -то есть цивилизации. Мы с вами пока что знаем два типа цивилизации. Какие?(аграрная, индустриальная)Человек какой цивилизации нас сегодня будет интересовать?(Индустриальной)

Тема нашего урока «»

Запись в тетради темы.

Сегодня на уроке мы с вами изучим какие изменения произошли в материальном мире человека, в сознание людей, в социальной мобильности, что появилось нового в мире идей в индустриальной цивилизации.

-Сегодня на уроке вы будете работать с листами самоконтроля.На листах самоконтроля у вас задания по сегодняшней теме,то есть вы сами будете проверять как вы поняли сегодняшнюю тему. В конце урока в соответствие с выполненными заданиями вы сами себе поставите оценки.

1.Для того чтобы выяснить какие изменения произошли в мире человека индустриальной цивилизации вам необходимо вспомнить каковы характерные черты индустриальной цивилизации. Возьмите листы самоконтроля, подпишите их, найдите задание 1 и выполните его.(Задание 1.Найдите характерные черты индустриальной цивилизации. Ответ запишите цифрами, которыми обозначены характерные черты индустриальной цивилизации.

10.Наука и производство практически не связаны

    Аграрная цивилизация

    Индустриальная цивилизация

    В процессе труда человек имеет дело в основном с природой, подчиняется природному циклу

    В процессе труда человек имеет дело в основном с машинами, подчиняется ритму их работы

    Орудия труда и сам трудовой процесс остаются практически неизменными

    Орудия труда и сам трудовой процесс непрерывно обновляются

    Используется энергия от "естественных" аккумуляторов(мускульной силы человека и животных, солнца, ветра,воды..)

    Используется энергия от искусственных источников (пар, электричество)

    Производство имеет штучный характер

    Производство имеет массовый характер

    Технический прогресс определяется научными достижениями.

Проверка.

Ответ:2,5,7,8,9. Характерных черт(сколько):5

Запишите, к какой цивилизации относятся остальные черты.

Ответ: аграрная(традиционная) цивилизация

2Изменения в материальном мире.

В 19- начале 20 веке было сделано множество открытий и изобретений, полностью изменивших облик цивилизации. А вот что это были за открытия и изобретения вы сейчас увидете на доске и запишите себе в тетради.

Презентация.

-Как человек воспользовался плодами технического прогресса?(Его жизнь стала значительно комфортнее, он мог пользоваться новыми средствами транспорта и связи)

3.Взрыв социальной мобильности.

-Что такое социальная мобильность?

Возможность переезжать в другие города и страны, а также изменять своё общественное положение.

-Почему именно в это время происходит взрыв социальной мобильности?(Появление новых государств, появление новых видов транспорта, появление новых городов, промышленный переворот, аграрная революция)

Выполнение задания на листе самоконтроля: Задание 2:Социальная мобильность сделала возможным образование совершенно нового государства. Какого?

Ответ: (США)

-Почему именно в США устремились большие потоки эмигрантов?(США были бурно развивающейся и вместе с тем сравнительно малонаселенной страной. Они чрезвычайно нуждались в дешёвой рабочей силе,поставляемой эмигрантами.)

-Возможность изменять своё общественное положение Экономический рост, основанный на внедрении технологических инноваций, и политическая демократизация привели к расшатыванию старой социальной структуры, в которой место человека в обществе определялось его принадлежностью к определенной группе (как правило, наследственной). Но этот процесс имел двойственные последствия: по социальной лестнице можно было не только подняться, но и спуститься, выпав на социальное дно. Одним из негативных социальных последствий индустриализации стала принимающая массовый характер безработица. Все большее количество людей, по мере распространения промышленного перехода на аграрные регионы, теряли старую область приложения трудовых усилий и не могли найти новую. В поисках средств к существованию они, как правило, скапливались в больших городах, организуя деятельность в техногенной среде.

Но не все устремились в другие страны, многие продолжали искать счастье на родине. Окончательно ликвидировались сословные ограничения, расширение и укрепление круга буржуазно демократических свобод, не очень быстрый но стабильный подъём уровня жизни создавали благоприятные условия,при которых люди могли принципиально изменить своё имущественное и социальное положение. Конечно, это было нелегко, но вполне возможным. Таким образом, изменяется структура общества. Теперь общество состояло уже не из замкнутых групп, представители которых имели определённые права и обязанности, передаваемые по наследству, а из групп людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. В индустриальном обществе вчерашние крестьяне и ремесленники становились торговцами и предпринимателями, делали военную, а порой даже политическую карьеру. Поначалу совершить такое восхождение, сделать карьеру удавалось единицам, затем – десяткам, сотням, тысячам.

Выполнение задания на листе самоконтроля. Задание 3

-На какие группы делилось общество в индустриальной цивилизации?

Ответ: классы

Основные группы сформировавшиеся в 19 веке?

Ответ: пролетариат, буржуазия

4.Перемены в сознание людей.

-Как вы думаете те изменения которые произошли в политической, экономической жизни, в быту человека как могли отразиться на сознание человека?(Человек стал понимать ответственность не только за собственную жизнь, но и за судьбу общества, взаимосвязь всего мира, благодаря развитию транспорта и развитию систем связи. С расширением кругозора сознание становиться более гибким,более восприимчивым к чужим точкам зрения. Становиться не равнодушным к различным явлениям жизни.

Именно благодаря этим изменениям в сознание людей общество становиться гражданским.

Что такое гражданское общество посмотрим на доску.

Гражданское общество-это общество способное к самостоятельной активности,основанной на инициативе не государства, а самого общества.

Выполнение задание на листе самоконтроля.Задание4.

Ответ:Англия.

- Почему гражданское общество начало складываться в Англии раньше, чем в других странах?( Появляются различные объединения (партии, союзы, группировки, клубы и т. д.), которые независимо от государства защищают те или иные интересы населения.)

В Англии значительно раньше, чем в других странах начало складываться гражданское общество, потому что в Англии переход от феодального строя к буржуазному осуществлялся более мирным, эволюционным путем. В этом случае результаты имели большой эффект, поскольку переход был более или менее плавным и не подвергался хаотическому революционному воздействию. (во многих странах переход сопровождался кровопролитными и разрушительными революциями) промышленный переворот произошел в Англии быстрее остальных государств.

Подтвердите фактами, что в Англии в первой половине XIX в. складывается гражданское общество. То есть благодаря тому что общество в это время становиться более сознательным и зрелым возникает возможность переложить часть ответственности государства на общество.

5.Новое в мире идей.(Выступление ученика с сообщением «Новое в мире идей»)

Одним словом, человек становился цивилизован ­ным, и это все больше отделяло его и от далеких пред ­ков, и от природы. В XVIII - XIX вв. цивилизация ма ­нер достигла своего апогея. Поэтому неудивительно, что книги Ч. Дарвина (1809-1882) «Происхождение видов » (1859) и «Происхождение человека » (1871), в которых излагалась теория эволюции, произвели та ­кое глубокое впечатление на современников. Это было своего рода потрясением основ: Дарвин показал связь человека с грубыми животными(обезьяной), с силами природы. Это была уже не та поэтичная и таинственная приро ­да, к слиянию с которой призывали романтики. Это была природа, в которой царствуют инстинкты и идет безжалостная борьба за существование.

-Как вы думаете как восприняло эту теорию общество, с восторгом?(Нет. Многие восприняли эту теорию в штыки. Кому захочется признавать обезьяну своим родственником.)

-Как вы думаете, какая версия их устраивала больше? (Человека создал бог)

Человек конца XIX в. стал открывать в себе «зве ­ря ». Теория Дарвина была лишь первым шагом на этом пути. Вторым - и еще более решительным - стали открытия австрийского ученого Зигмунда Фрей ­да (1856-1939) в области психоанализа . Фрейд загля ­нул в тайная тайных души человека и под покровом цивилизованности увидел темную бездну, в которой кипят первобытные необузданные страсти. Фрейд впервые в истории науки доказал, что личность много ­слойна. Он выделил в ней область сознания («окно », через которое мы воспринимаем мир), подсознания , которое представляет собой «кипящий котел инстинк ­тов » и подчиняется только принципу удовольствия, и предсознания, которое и является разумным началом в человеке, осуществляет «цензуру » над страстями, переводит их в другую, более высокую область.

Открытия Фрейда, сделавшие переворот в медици ­не, вышли далеко за пределы психиатрии, так как в его работах были сделаны глобальные выводы, касаю ­щиеся не только больных людей, но и человека вооб ­ще, а также роли культуры и цивилизации в истории человечества.

Впервые Фрейд показал обратную сторону цивили ­зации манер: победа сознания над бессознательным обходится человеку дорого. Подавленные и вытеснен ­ные желания выливаются в психические расстройст ­ва, комплексы вины и неполноценности, необоснован ­ные страхи.

Фрейд не утверждал, что цивилизация - это зло, но он описал цивилизацию как насилие над человече ­ской личностью, которое осуществляется через слож ­ную и разветвленную сеть запретов - запретов, столь прочно закрепившихся в сознании, что человек уже давно перестал понимать, каков он на самом деле.

Исследования Дарвина, Фрейда,других ученых, казалось бы,развенчали все прежние ценности. Но они помогали людям по новому осмыслить привычные понятия, критически взглянуть на свои страсти и инстинкты, чтобы более последовательно сдерживать и контролировать их. На рубеже 19-20 веков это стало особенно важным, так как изменения в сознании человека не всегда оборачивались пользой для общества.

Вот таким был мир человека индустриальной цивилизации.

IV .Закрепление.

Я хочу вам представить сочинение ученика 8 класс на тему: «Мир человека индустриальной цивилизации. ».В этом сочинение допущено несколько ошибок.Я предлагаю вам их найти.

Сочинение на тему: «Мир человека индустриальной цивилизации. »

Быт человека индустриальной цивилизации мало изменился. Труд человека стал более тяжелым, потому что машины были заменены ручным трудом. Социальная мобильность в 19 -20 вв. понижается. Это было связано с тем, что средством передвижения были конные экипажи. Каждый человек относился, к какому либо сословию, и не мог изменить своё имущественное и социальное положение. Изменяется сознание человека. Он начинает понимать, что его судьба зависит от Бога. Общество в это время становится гражданским, то есть способным к самостоятельной активности, основанной на инициативе государства. Современники с восторгом восприняли,появившуюся в это время, теорию Дарвина, что человек был сотворён Богом. Таким образом, мир человека эпохи индустриальной цивилизации незначительно изменился.

Подведение итогов.Выставление оценок.

10-11 балов 5.

7-9 балов 4.

4-6 баллов 3.

меньше 4 2

V .Домашнее задание.

-Какое бы вы могли предложить домашнее задание по данной теме. (Предложить написать сочинение на тему «Мир человека индустриальной цивили ­зации »)

Приложение

I вариант. Фамилия имя______________________

I .Соотнесите союз и дату его создания.

1.Антанта а)июнь 1881г.

г)июнь 1993г.

II .Соотнеси союз и государства в него входившие:

1.Союз трёх императоров а)Россия

2.Антанта б)Австро-Венгрия

3.Тройственный союз в)Германия

г)Англия

д)Италия

е)США

ж)Франция

II вариант Фамилия имя______________________

I .Соотнесите союз и дату его создания.

1.Антанта а) июнь 1993г

3. Союз трёх императоров в)июнь 1881г.

II .Соотнеси союз и государства в него входившие:

1.Союз трёх императоров а)Италия

2 Тройственный союз б)Франция

3. .Антанта в)Германия

г)США

д)Россия

е)Англия

ж)Австро-Венгрия

Лист самоконтроля.

Фамилия имя______________________

Задания

Ответ

Баллы

(Задание 1.Найдите характерные черты индустриальной цивилизации. Ответ запишите цифрами которыми обозначены характерные черты индустриальной цивилизации.

1.В процессе труда человек имеет дело в основном с природой, подчиняется природному циклу

2.Орудия труда и сам трудовой процесс непрерывно обновляются

3.Используется энергия от "естественных" аккумуляторов(мускульной силы человека и животных,солнца,ветра,воды..)

4.Производство имеет штучный характер

5.В процессе труда человек имеет дело в основном с машинами, подчиняется ритму их работы.

6.Орудия труда и сам трудовой процесс остаются практически неизменными.

7.Используется энергия от искусственных источников (пар, электричество)

8.Технический прогресс определяется научными достижениями.

9.Производство имеет массовый характер

10.Наука и производство практически не связаны.

    Характерных черт(сколько):

    Запишите к какой цивилизации относятся остальные черты.

Задание 2:Социальная мобильность сделала возможным образование совершенно нового государства.Какого?

Задание 3

-На какие группы делилось общество в индустриальном обществе?

Основные группы, сформировавшиеся в 19 веке?

Задание 4.

-В каком государстве раньше, чем других сложилось гражданское общество?

Найди ошибки, и исправьте их. Ошибки подчеркните и внизу напишите правильно, при этом не забудьте написать номер ошибки.

Сочинение на тему: «Мир человека индустриальной цивилизации. »

Быт человека индустриальной цивилизации мало изменился, по сравнению с бытом человека аграрной цивилизации. Труд человека стал более тяжелым, потому что машины были заменены ручным трудом. Социальная мобильность в 19 -20 вв. понижается. Это было связано с тем, что средством передвижения были конные экипажи. Каждый человек относился к какому либо сословию, и не мог изменить своё имущественное и социальное положение. Изменяется сознание человека. Он начинает понимать, что его судьба зависит от Бога. Общество в это время становится гражданским, то есть способным к самостоятельной активности, основанной на инициативе государства. Современники с восторгом воспринял, появившуюся в это время, теорию Дарвина, что человек был сотворён Богом. Таким образом, мир человека эпохи индустриальной цивилизации незначительно изменился.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________