Служебное жилье для всех нуждающихся является одним из видов жилья из специализированного фонда. Правом на его получение обладают лица, чья жилплощадь не соответствует установленным нормам; военнослужащие, которые в текущий период проходят военную службу по контракту в РФ, а также члены их семей, указанные в документах. Как можно получить это жилье, что для этого нужно и каковы особенности у процедуры получения жилплощади - рассмотрим далее.

Процедура получения служебного жилья

Проходя военную службу по контракту, служащий может не беспокоиться о жилье: оно ему гарантируется государством. При этом возможны три варианта правительственной поддержки:

  • Выделение денег на приобретение жилья;
  • Выделение денег на строительство жилья;
  • Предоставление готовой квартире.

В служебном жилье может проживать не только гражданин, получающий жилье, но также члены его семьи. Жилищная площадь, как правило, находится в населенных пунктах, где располагается воинская часть, либо в близлежащих районах. О необходимости предоставления жилья следует сообщить не позднее, чем через 3 месяца после поступления в место службы.

Особенности процедуры

Следует отметить, что предоставление служебного жилья военнослужащим контролируется законами и нормативными актами. Именно поэтому в ходе процедуры можно отметить следующие особенности:

  1. При обращении жилье предоставляется в любом случае. Особенностью является только то, что не всегда существует возможность предоставить квартиру, соответствующую рекомендуемой площади. В таких ситуациях может быть предоставлено жилье, меньшее по площади либо расположенное в ином районе.
  2. Жилье предоставляется военнослужащим на весь период службы.
  3. Как правило, гражданин, проходящий службу по контракту, имеет право самостоятельно выбрать вариант гос. поддержки для получения служебного жилья: денежные средства, вступление в строительный кооператив, строительство жилья, готовая квартира и т.д.
  4. Если военнослужащий является иностранцем, тогда ему на период службы предоставляется комната в общежитии, расположенном в том же населенном пункте, что и воинская часть (в военных городках).

В следующей статье мы расскажем, как приватизировать служебное жилье .

Кто не может получить служебное жилье?

Отдельно необходимо отметить, что не обладают правом на получение служебного жилья:

  • граждане, являющиеся слушателями в военных образовательных учреждениях, но не имеющие офицерского звания;
  • лица, проходящие военную службу по призыву;
  • иностранные военнослужащие;
  • служащие, которые были уволены со службы и на данный момент пребывающие в отставке.

Кроме того, если у гражданина, который проходит службу по контракту, имеется собственное жилье в населенном пункте, расположенном неподалеку от воинской части, то он также не сможет претендовать на предоставление служебного жилья.

Список документов для получения служебного жилья

  • Паспорта военнослужащего с членами его семьи, которые будут проживать совместно с ним. Оригиналы как таковые будет достаточно лишь предоставить, а к самому пакету документов потребуется прикрепить копии всех страниц с паспортов;
  • Справка, подтверждающая состав семьи;
  • Свидетельство, подтверждающее заключение или расторжение брака военнослужащего;
  • Справка, подтверждающая, что занимаемое жилье на прежнем месте службы было освобождено;
  • Справка, подтверждающая принятие гражданина на службу;
  • Справка по месту прохождения службы из органа БТИ;
  • Справка, подтверждающая, что у военнослужащего отсутствует жилплощадь на территории, где расположена воинская часть.

Следует отметить, что участие гражданина, проходящего военную службу, в НИС (накопительная ипотечная система) никак не должно отражаться на получении служебного жилья.

Дополнительные документы

Помимо основного пакета документов может потребоваться и дополнительный. Несмотря на то, что такая необходимость отмечается в редких случаях, следует побеспокоиться о них заранее:

  • Специальная выписка из послужного списка с указанием даты выдачи;
  • Копия контракта, подтверждающего прохождение военной службы;
  • Копия приказа, подтверждающего назначение военнослужащего на должность;
  • Другие документы, например, подтверждающие наличие ребенка на иждивении; справки о праве на дополнительную площадь и т.д.

Чтобы не возникло сложностей при оформлении документов, настоятельно рекомендуется заверить копии всех документов у нотариуса. Если такой возможности нет, то их необходимо предоставлять, имея при себе оригинал.

Кроме специального пакета документов военнослужащему потребуется написать специальный рапорт по установленному образцу. Данный документ является своего рода прошением о предоставлении гражданину служебного жилья. Рапорт состоит из трех частей:

  1. «Шапка» . В этой части указывается информация о том, кому направляется документ. Например, командиру, генерал-майору.
  2. Основная часть . Здесь указывается непосредственно прошение о предоставлении служебного жилья, а еще информация о том, кто будет проживать с военнослужащим. Кроме того, потребуется указать, на основании чего вам необходимо предоставить жилье: как правило, это 1 пункт статьи 15 ФЗ “О статусе военнослужащих”. Наконец, можно указать, что военнослужащий не обладает жильем по месту службы.
  3. Завершающая часть . Здесь необходимо поставить дату, подпись, а также уточнить, какую должность занимает военнослужащий.


Рапорт отправляют в пункт назначения заказным письмом.

Если в течение 30 дней после получения адресатом никаких действий либо ответа не последует, то письмо можно отправить повторно либо обратиться в гарнизонный суд с жалобой на бездействие генерала.

Ходатайство по своей форме приблизительно напоминает рапорт, но в целом форма его составления остается свободной. Важным нюансом является то, что необходимо знать наверняка, в какую инстанцию нужно отправлять письмо-ходатайство. Например, можно отправить его в городскую думу или своему работодателю. В ходатайстве нужно указать:

  1. Максимально полный список причин, согласно которым вам должны предоставить жилье.
  2. Ваши личные данные, состав семьи.


Вместе с ходатайством необходимо прикрепить список документов. Весь пакет потребуется отправить по назначению и ожидать ответа. Если ответа не последует или он будет отрицательным, то вы можете оспорить его в вышестоящей инстанции.

Нюансы предоставления жилплощади

Жилье военнослужащему предоставляется в официальной форме: это значит, что процедура получения недвижимости может занять некоторое время. Сложности заключаются не только в подборе подходящего для гражданина варианта, но и в дальнейшем заключении всех необходимых документов. Среди нюансов, касательно этих документов, можно выделить следующие:

  • Заключаемый договор является срочным. То есть по окончании срока службы военнослужащий вместе со своей семьей обязуется покинуть помещение.
  • Если у военнослужащего имеется жилье (либо он был им обеспечен ранее) в населенных пунктах, находящихся неподалеку от воинской части, по возможности ему должны предоставить жилье, располагающееся в непосредственной близости от воинской части.
  • В ситуации, когда в ходе службы количество проживающих на жилплощади людей сократилось, служащему предоставляется другое жилье, меньшее по площади.
  • Один раз служащему предоставляется возможность выбора населенного пункта для проживания.
  • В ситуациях, если органам, предоставляющим жилплощадь, она в срочном порядке требуется назад (то есть, проживающих на площади необходимо выселить), им предоставляется иное жилье с аналогичной площадью.
  • Новая служебная жилая площадь может быть предоставлена лишь после того, как будет сдана старая.

Если у вас многодетная семья, то вы можете получить жилье и по этой программе .

Служебное жилье для военнослужащих (видео)

Объективно рассмотреть проблему получения служебного жилья, а также дать ответы на наиболее распространенные вопросы поможет специалист из следующего видеоролика:

Все правила и особенности проживания в служебном жилье описываются в заранее заключаемом контракте. Некоторые из них могут быть обговорены и откорректированы заранее.

Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации жилые помещения распределяются военнослужащим и лицам, уволенным с военной службы, согласно очередности.

Очередность военнослужащих при распределения жилья определяется по следующим критериям:

Дата постановки военнослужащего на учет нуждающихся в жилых помещениях;

Избранное место жительства;

Состав семьи;

Общая продолжительность военной службы.

При этом каждый последующий критерий применяется в том случае, если полностью совпадают предыдущие. Распределение жилых помещений военнослужащим согласно указанным критериям производится
в автоматизированном режиме.

Пример 1.

Петров П.П. признан нуждающимся 1 марта 2008 г., избранное место жительства –г. Подольск Московской области, состав семьи – 1 человек.

Иванов И.И. признан нуждающимся 8 июня 2009 г., избранное место жительства –г. Подольск Московской области, состав семьи – 1 человек.


Петрову П.П., а затем – военнослужащему Иванову И.И.

Пример 2.

Петров П.П. признан нуждающимся 1 марта 2008 г., избранное место жительства – г. Подольск Московской области, состав семьи – 1 человек, общая продолжительность военной службы – 15 лет.

Иванов И.И. признан нуждающимся 1 марта 2008 г., избранное место жительства – г. Подольск Московской области, состав семьи – 1 человек, общая продолжительность военной службы– 25 лет.

Жилое помещение будет распределено сначала военнослужащему
Иванову И.И., а затем – военнослужащему Петрову П.П.

Пример 3.

Петров П.П. признан нуждающимся 1 марта 2008 г., избранное место жительства – г. Подольск Московской области, общая выслуга – 15 лет, состав семьи – 2 человека.

Иванов И.И. признан нуждающимся 1 марта 2008 г., избранное место жительства – г. Подольск Московской области, общая выслуга – 15 лет, состав семьи – 4 человека.

В данном случае жилое помещение в первую очередь будет распределено тому военнослужащему, для которого имеется жилое помещение подходящей площади среди полученного на данный момент Минобороны России жилья.

Также следует иметь в виду, что Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О статусе военнослужащих» определены категории граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения вне очереди:

1) граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

2) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы
в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

3) граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний;

4) члены семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, а также за члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.

Пример 4.

Петров П.П. признан нуждающимся 1 марта 2008 г., избранное место жительства – г. Подольск Московской области, общая продолжительность военной службы – 20 лет, состав семьи – 3 человека (он, жена и сын).

Иванов И.И. признан нуждающимся 1 марта 2008 г., избранное место жительства – г. Подольск Московской области, общая продолжительность военной службы – 15 лет, погиб в период прохождения военной службы, состав семьи – 3 человека (вдова и два сына).

Жилое помещение будет в первую очередь распределено вдове военнослужащего Иванова И.И.

Законодательством предусмотрен различный порядок обеспечения военнослужащих жилыми помещениями.

Прежде всего, военнослужащие, не имеющие жилья в месте прохождения военной службы, должны в течение трех месяцев обеспечиваться служебным жильем.

Право на получение жилого помещения в собственность или на условиях договора социального найма имеют военнослужащие, признанные нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а также подлежащие увольнению или уволенные в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых составляет 10 лет и более.

Определенные категории военнослужащих имеют право на получение государственного жилищного сертификата, социальных выплат на приобретение жилья, стать участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

Следует отметить, что получение субсидии на приобретение жилья, участие в ипотечной программе и получение государственного жилищного сертификата как альтернатива права на получение непосредственно квартиры, осуществляется на добровольной основе, только если сам военнослужащий выразил такое желание.

2. Каков порядок признания в том, что военнослужащие нуждаются в жилых помещениях?

Порядок признания военнослужащих нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен в Постановлении Правительства РФ «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства».

Для этого военнослужащий подает рапорт командиру воинской части с приложением документов, подтверждающих нуждаемость в жилом помещении. Список документов утвержден Правительством.

На основании рапорта и приложенных документов, принимается решение о постановке военнослужащего на очередь на получение жилого помещения.

Военный комиссариат включает военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий и направляет копию списка и подлинники документов, полученных от командира (начальника) воинской части, в соответствующий орган местного самоуправления.

3. Каков порядок предоставления жилья в собственность военнослужащим?

Жилье предоставляется военнослужащим в порядке очередности постановки на учет.

4. На каком основании можно лишить военнослужащего права на жилье?

Если военнослужащий самостоятельно решил жилищную проблему.

Однако на практике встречаются случаи, когда военнослужащего исключают из списков нуждающихся или вообще отказывают в постановке на учет по формальным основаниям, например, отсутствует справка о необеспеченночти служебным жильем по прежнему месту службы. А справку такую предоставить возможность отсутствует, поскольку в связи с многочисленными реорганизациями архивы утеряны. Тогда вопрос решается в судебном порядке.

5. Положены ли какие-то льготы на оплату жилья военнослужащим?

Членам семей погибших военнослужащих предоставляется компенсационная выплата на оплату жилья и коммунальных услуг.

6. Сколько квадратных метров положено военнослужащему?

Жилые помещения предоставляются военнослужащим из расчета 18 кв.м. общей площади на одного члена семьи. Эта норма может быть увеличена не более, чем на 9 кв.м. общей площади квартиры.

7. Положена ли жилплощадь членам семьи военнослужащего в случае его гибели? Если положена, то какая норма по предоставлению жилья?

Во-первых, члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, не могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений без безвозмездного предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в случае прекращения членами семей трудовых отношений с соответствующими организациями, за ними после гибели (смерти) военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий.

За членами семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членами семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, сохраняется право на получение жилого помещения. При этом жилое помещение указанным лицам предоставляется в первоочередном порядке.

Норма предоставления жилья такая же как и для военнослужащих - 18 кв.м. На члена семьи, с учетом особенностей жилого помещения эта площадь может быть увеличена не более чем на 9 кв.м.

8. Какая стоимость положена военнослужащим на приобретение жилья?

Если речь идет о жилищных сертификатах, стоимость жилья, приобретаемого с помощью сертификата рассчитывается исходя из положенных военнослужащему квадратных метров общей площади и норматива стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по РФ.

Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере:

  • 33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина;
  • 42 кв. м - на семью из 2 человек;
  • по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.

Учитывается и право на дополнительную площадь отдельных категорий военнослужащих в размере 15 кв.м.

Норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации определяется 1 раз в полугодие уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На сегодняшний день норматив стоимости 1.кв.м. Общей площади по РФ утвержден в размере 28 000 рублей.

Таким образом, например, на семью из двух человек государство предоставляет жилищный сертификат на приобретение жилья стоимостью 1176000 руб., если приобретаемая квартира стоит дороже, доплачивать придется из своего кармана.

9. Какова система приобретения квартиры для военнослужащих?

Военнослужащим и членам их семей, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилые помещения предоставляются из жилищного фонда Министерства обороны РФ.

В этот жилищный фонд входят помещения, поступающие от жилищного строительства Министерства обороны и приобретаемые Министерством обороны, получаемые от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в домах государственного и муниципального жилищного фонда, поступающие от переоборудования нежилых помещений Министерства обороны.

Распределение поступающих в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими производится жилищной комиссией воинской части в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет и включения в списки нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).

10. Много ли обращений к Вам поступало от военнослужащих по поводу жилья?

Чаще всего обращения военнослужащих связаны с незаконным увольнением без предоставления жилого помещения.

Дело в том, что военнослужащие, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.

В настоящее время проходят массовые увольнения военнослужащих в связи с сокращением штата военнослужащих. При таких обстоятельствах естественно жилья на всех не хватает.

В некоторых случаях находятся причины отказа в постановке военнослужащего на учет в качестве нуждающегося, иногда людей «убеждают» воспользоваться жилищными сертификатами.

Мы бы посоветовали военнослужащим четко излагать свое несогласие с предстоящим увольнением по причине необеспеченности жильем при беседах с начальством и в рапортах.

Незаконные увольнения без предоставления жилья следует оспаривать в суде, при этом просить не только восстановить в списках личного состава, но и выплаты всех видов довольствия за время незаконного увольнения.

Имеются проблемы и в вопросах выдачи государственных жилищных сертификатов.

11. Имеет ли военнослужащий право на получение дополнительного жилья и при каких обстоятельствах?

Если военнослужащий жильем обеспечен, он имеет право на предоставление служебного жилья в случае, если его служба проходит в другой местности.

По действующему законодательству, государство обязано предоставить в течение 3-х месяцев с момента прибытия на новое место службы военнослужащего, а также членов его семьи, жилое служебное помещение. военнослужащим так же устанавливаются действующими законами и могут быть увеличены при соблюдении некоторых условий.

Кому положено служебное жильё

  1. Защитники Отечества, принятые на службу после окончания профессионального учебного заведения, и получившие при этом звание офицера, и члены их семей.
  2. Военнослужащие, в звании офицера, которые были призваны на службу по Указы Президента и заключившие свой первый контракт, и члены его семьи.
  3. Солдаты и матросы, мичманы и прапорщики, старшины и сержанты, являющиеся гражданами РФ, и члены их семей.
  4. Защитники Отечества – граждане РФ, принятые на службу по контракт, и члены их семей, обеспеченные жильём в закрытых военных городках.

Этот перечень является исчерпывающим и означает, что ведомственным жильём обеспечиваются не все военные. К этой категории не относятся призывники, иностранные граждане, а также офицеры, обеспеченные жильём.

Служебные помещения предоставляются в местах расположения воинской части, а при отсутствии таковых, в близлежащих городах и других населённых пунктах.

Кроме того, предоставляемая недвижимость должна соответствовать всем требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и выдаваться в пределах установленных государством норм.

Сколько положено м2

Из служебного фонда военнослужащим, устанавливаются действующим законодательством и не должны быть меньше показателей установленных для офицеров получающих или в собственность.

На сегодняшний день эти показатели составляют 18 кв.м. на одного человека. Более того, для одинокого военного этот показатель может быть увеличен в два раза, а для семьи из двух и более человек не больше 9 кв.м.

Получая могут не всегда совпадать с истинным положением вещей. Поэтому при отсутствии подходящей по площади недвижимости, военному могут предоставить во временное пользование жилую квартиру меньшей площади.

Это делается только с согласия будущих жильцов, причём жилплощадь может быть предоставлена в общежитии или из специализированного маневренного жилого фонда.

Как получить служебную квартиру

Из служебного фонда, осуществляется на основании рапорта, к которому необходимо приложить следующие документы:

  • Копии паспортов всех совместно проживающих членов семьи, для несовершеннолетних детей - свидетельства о рождении.
  • Копию свидетельства о браке.
  • Данные о прохождении службы, в виде справки.
  • Данные о составе семьи.
  • Сведения о имеющихся по договору соц.найма или в собственности других объектов недвижимости у офицера, и его семьи.

Недвижимость предоставляется по очереди, которая определяется датой подачи документов, а в случае её совпадения с другими очередниками, преимущество даётся лицам, отслужившим более продолжительное время.

В случае изменения состава семьи, например при рождении ребёнка, он имеет право на расширение и получение недвижимости большей площади.

При получении жилплощади с офицерами заключается жилищный договор срок действия, которого ограничивается сроком контракта военнослужащего. А для тех, кто был призван на службу по Указу Президента, до момента окончания исполнения служебных обязанностей.

Отдельно стоит упомянуть о служебных командировках и какой существует , находящимися в командировке. На основании п. 9 ст. 20 ФЗ№76 от 27.05.98 (ред. от 03.02.2014) «О статусе военнослужащих», расходы на бронирование мест для военнослужащих в служебных командировках, оплачиваются за счет средств Минобороны РФ.

Как сдать жилплощадь при увольнении

Жилищный договор действует до момента окончания службы в ВС, для тех, кто был призван по Указу Президента. А для контрактников на момент окончания действия срока контракта.

Кроме того, он может быть расторгнут досрочно:

  • По соглашению сторон.
  • В случае обеспечения очередника жилым помещением по договору соцнайма или в собственность.
  • В случае досрочного увольнения.

Определяется действующим Жилищным кодексом. При окончании срока его действия, равно как при досрочном расторжении договора помещения освобождаются и сдаются в течение 3-х месяцев.

При сдаче, предоставленной квартиры из служебного фонда, . В случае отказа сдать предоставленную квартиру, выселение производиться по решению суда.

Некоторые военнослужащие интересуются, как сдать ведомственную квартиру при переезде. Так вот, при переезде в другой регион для дальнейшего продолжения прохождения службы, за ним сохраняется право на уже полученное ведомственное помещение, а значит, сдача его не требуется.

Тех же, кто желает сдать служебную квартиру в поднаём или аренду, на время переезда, будут огорчены, так как подобное распоряжение этой недвижимостью запрещены. Кроме того, такие квартиры не подлежат не только сдаче в поднаём, но и обмену, а также замене меньшим по площади помещением.

Запрещено изменение условий договора по желанию семьи военнослужащего, они имеют право только на пользование предоставленными жилыми помещениями.

Ответ от 13.09.2013 23:33

Уважаемая Аля, В соответствии со ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) служебные жилые помещения отнесены к объектам специализированного жилищного фонда. Служебные жилые помещения предназначены для проживания отдельных (указанных в законах и иных нормативных актах) категорий граждан в связи с характером их трудовых отношений, прохождением службы, назначением на государственную должность либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления (ст. 93 ЖК РФ).
Законодательством Российской Федерации установлено, что служебные жилые помещения могут предоставляться лишь четко определенным категориям военнослужащих, указанным в п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих".
На первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования). При этом указанное жилье предоставляется и совместно проживающим с военнослужащими членам их семей. Лишь по истечении первых пяти лет военной службы указанные военнослужащие имеют право на предоставление им жилых помещений по договорам социального найма.

Как следует из п. 31 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, в случаях получения служебного жилого помещения по установленным нормам военнослужащие, относящиеся к рассматриваемой категории, должны сниматься с учета нуждающихся в получении жилых помещений. В последние годы эти нормы устанавливались самостоятельно субъектами Российской Федерации и составляли в среднем от 9 до 12 кв. м жилой площади.
В проекте нового Жилищного кодекса Российской Федерации предполагалось установить на федеральном уровне" минимальный размер нормы предоставления жилого помещения не менее 15 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека. Заметим, что такого рода предложение даже было принято Государственной Думой в первом чтении, однако, принимая окончательный вариант ЖК РФ, законодатель от этого положения отказался, предоставив органам местного самоуправления самостоятельно устанавливать такого рода размеры, исходя из достигнутого в муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договору социального найма, и других значимых факторов.
Представляется, что снятие с учета нуждающихся в получении жилых помещений тех военнослужащих, которые заключили первые контракты о прохождении военной службы до 1998 г. и были по установленным нормам обеспечены служебными квартирами, должно осуществляться без одновременного перевода занимаемых ими служебных квартир из специализированного жилищного фонда в жилищный фонд социального использования. В противном случае будет нарушен принцип очередности предоставления жилых помещений по договорам социального найма, установленный ст. 57 ЖК РФ. Заметим, что механизм перевода служебного жилья военнослужащих в неслужебное действующим законодательством не урегулирован.
На весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями следующие категории военнослужащих:
1) военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1 января 1998 г.), и совместно проживающие с ними члены их семей;
2) офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, а также офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей;
3) прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами Российской Федерации, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей;
4) военнослужащие - граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей, проживающие в закрытых военных городках.
Указанный перечень является исчерпывающим, следовательно, право на получение служебного жилья распространяется далеко не на всех военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.
Не вправе претендовать на получение служебных квартир от Министерства обороны Российской Федерации:
1) военнослужащие, проходящие военную службу по призыву (они размещаются в соответствии с требованиями общевоинских уставов в казармах, а матросы и старшины также размещаются на кораблях), кроме офицеров;
2) курсанты и слушатели военных образовательных учреждений профессионального образования, не имеющие офицерских званий (в зависимости от года обучения и службы, а также семейного положения они размещаются в казармах, общежитиях либо вне расположения военных учебных заведений);
3) граждане, уволенные с военной службы и пребывающие в запасе или в отставке (они обеспечиваются постоянным жильем либо с их согласия жилищными сертификатами);
4) военнослужащие - иностранные граждане (они на весь срок военной службы размещаются в общежитиях);
5) военнослужащие, обеспеченные постоянным жильем по месту прохождения военной службы или в других близлежащих населенных пунктах;
6) военнослужащие, имеющие офицерское звание, повторно поступившие на военную службу и заключившие новый (т. е. не первый) контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г. (они вправе претендовать только на получение жилых помещений для постоянного проживания при условии, что продолжительность их военной службы после заключения первого контракта о прохождении военной службы или после окончания военного учебного заведения составляет не менее пяти лет)16.
В соответствии с п. 2 ст. 92 ЖК РФ включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к служебному осуществляется на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В соответствии с подп. 68 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082, к полномочиям Министерства обороны Российской Федерации отнесено управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Министерством обороны Российской Федерации.
К сожалению, до настоящего времени Министерство обороны Российской Федерации не приняло нормативного правового акта, определяющего, какие должностные лица вправе принимать такие решения.
Порядок и сроки предоставления военнослужащим служебного жилья. Государство гарантирует военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставление служебных жилых помещений не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы.
В.Е. Фортушин отмечает, что ранее действовавший ЖК РСФСР (ст. 33) устанавливал общее правило, предусматривавшее предоставление жилых помещений (в том числе служебных) гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности. В действующем ЖК РФ отсутствуют подобные универсалии17.
В п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» указывается на фактически внеочередной порядок предоставления служебных жилых помещений военнослужащим - не позднее трехмесячного срока со дня их прибытия на новое место военной службы. Безусловно, что эта норма без создания достаточного фонда служебного жилья будет носить чисто декларативный характер, однако в силу ее наличия любое подзаконное регулирование очередности предоставления служебного жилья военнослужащим будет являться по своей сути незаконным.
Ранее служебные жилые помещения должны были предоставляться военнослужащим в населенных пунктах, в которых располагались их воинские части. Однако в сложившихся условиях дефицита жилых помещений уже не представляется возможным обеспечить всех военнослужащих служебными жилыми помещениями в населенных пунктах по месту их военной службы. В этой связи правовое регулирование порядка обеспечения военнослужащих жилыми помещениями претерпело некоторые изменения. Так, Федеральным законом от 20 июля 2004 г. № 71-ФЗ абз. 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» дополнен нормой о том, что при отсутствии возможности предоставить военнослужащим и членам их семей служебные жилые помещения в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, им может предоставляться жилье в других близлежащих населенных пунктах. При этом законодатель не определил, насколько близлежащими должны быть эти населенные пункты: граничащими с местом службы, находящимися в пределах определенной километровой зоны или расположенными в пределах одного субъекта Федерации.
ЖК РФ сохранено действовавшее ранее правило о том, что под служебные жилые помещения выделяются отдельные квартиры (ст. 104 ЖК РФ). Однако в отличие от прежнего законодательства ЖК РФ сформулировал данное положение в императивной норме (ЖК РСФСР 1983 г. в ст. 101 допускал исключения из указанного правила).
Для служебных жилых помещений установлен ограничительный правовой режим, связанный с особым порядком их предоставления, а также особым порядком совершения операций с ними.
ЖК РФ закрепляет норму о том, что служебные жилые помещения предоставляются не любым гражданам, а исключительно тем, которые не обеспечены жильем в данном населенном пункте (ч. 2 ст. 99). Это правило в полной мере относится к военнослужащим. Также предоставление служебных жилых помещений военнослужащим связано с выполнением ими функций военной службы. Это означает, что служебное жилое помещение предоставляется военнослужащим только на срок военной службы. Отсюда следует, что как только военнослужащий прекращает свою военную службу, он должен освободить служебное жилое помещение. На практике же в связи с трудностями обеспечения постоянными жилыми помещениями военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, многие из граждан, уволенных с военной службы с правом на получение постоянного жилья, годами удерживают предоставленные им ранее служебные квартиры.
Служебные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, наем. Это объясняется строго целевым назначением указанных помещений. Поэтому названные сделки не могут быть совершены даже при условии, что наймодатель дал на это свое согласие: в таком случае будут нарушены императивные нормы закона, что влечет недействительность сделок по правилам ст.ст. 166-168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Для договора найма служебных жилых помещений ЖК РФ предусматривает только письменную форму (ч. 7 ст. 100), нотариальная форма в указанных случаях не требуется. Договор составляется в двух экземплярах, один из которых находится в личном деле военнослужащего, а другой - у военнослужащего.
Условия и порядок заключения договоров найма военнослужащими служебных жилых помещений конкретизированы Положением об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 1999 г. № 487.
Указанное Положение предусматривает, что договор найма жилого помещения, в том числе и служебного, заключается на следующие сроки:
1) для военнослужащих - граждан Российской Федерации - на срок действия контракта о прохождении военной службы;
2) для офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, - до окончания военной службы по призыву.
Договор прекращает свое действие при окончании срока действия контракта о прохождении военной службы военнослужащими, а для офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, - при их увольнении с военной службы по призыву.
Договор найма служебного жилого помещения досрочно расторгается в следующих случаях:
1) досрочного увольнения военнослужащих, кроме военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более, а также уволенных по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более;
2) обеспечения военнослужащих и (или) совместно проживающих с ними членов их семей жилыми помещениям для постоянного проживания по месту прохождения военной службы по нормам, установленным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
3) в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Например: по соглашению сторон; по инициативе военнослужащего; по инициативе командования (только в судебном порядке - ч. 3 ст. 101 ЖК РФ).
В случае расторжения жилищного договора военнослужащие и совместно проживающие с ними члены их семей обязаны в 3-месячный срок освободить предоставленное им служебное жилое помещение в порядке, определяемом жилищным законодательством и жилищным договором.
При досрочном расторжении или прекращении жилищного договора кадровый орган воинской части производит об этом соответствующую запись в обоих экземплярах с указанием даты и причины расторжения договора. Подпись начальника кадрового органа воинской части заверяется гербовой печатью воинской части.
Сведения о предоставляемых военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей служебных жилых помещениях отражаются в учетных документах жилищно-эксплуатационных организаций (частей).
ЖК РФ не содержит положений об изменении договора найма служебного жилого помещения. Однако это не означает, что такой договор не может быть изменен. В ст.ст. 450-453 ГК РФ установлены общие правила об изменении любых гражданско-правовых договоров, которые могут быть применены и к любому договору найма специализированного жилого помещения.
Выселение из служебных жилых помещений регулирует ст. 103 ЖК РФ, которая предусматривает возможность выселения из специализированных жилых помещений:
а) без предоставления другого жилого помещения;
б) с предоставлением другого жилого помещения.
Только с предоставлением другого жилого помещения в черте данного населенного пункта из служебных жилых помещений могут быть выселены:
- члены семей военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
- пенсионеры по старости;
- члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
- инвалиды 1 или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
Заметим, что гражданам, выселяемым из служебных жилых помещений в соответствии со ст. 103 ЖК РФ, должно быть предоставлено жилое помещение, которое может и не быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта.
Перечень категорий граждан, которым предоставляется другое жилое помещение при выселении из служебных жилых помещений, в ЖК РФ существенно сокращен по сравнению с ЖК РСФСР 1983 года.
В него не включены, например, такие категории граждан:
- участники Великой Отечественной войны, пребывавшие в составе действующей армии;
- лица, проработавшие в организации - наймодателе более 10 лет (в том числе и военнослужащие);
- одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми и другие лица, которые прежде не могли быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения.
Таким образом, ЖК РФ существенно расширил круг лиц, которые могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения.
Вместе с тем следует обратить внимание на ст. 13 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ, устанавливающую, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ (т. е. до 1 марта 2005 г.), не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их ранее не допускалось ЖК РСФСР 1983 г.
Перевод служебных жилых помещений в неслужебные и их приватизация. Как уже указывалось ранее, в соответствии с п. 2 ст. 92 ЖК РФ и подо. 68 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации к полномочиям Министерства обороны Российской Федерации относится исключение служебного жилого помещения из специализированного жилого фонда. Однако механизм принятия таких решений нормативно не закреплен.
В соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения. Однако действующее военное законодательство и ведомственные нормативные правовые акты не указывают, могут ли передаваться в собственность увольняемым военнослужащим занимаемые ими служебные жилые помещения.
Заметим, что право приватизации служебного жилого помещения весьма противоречиво. Так, в соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991 г. № 1541-1 служебные жилые помещения не подлежат приватизации, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных.
Вместе с тем та же статья Закона дает возможность собственникам жилищного фонда или уполномоченным ими органам, а также предприятиям, за которыми закреплен жилищный фонд на праве полного хозяйственного ведения, и учреждениям, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственника принимать решения о приватизации служебных жилых помещений.