В зависимости от экономической ситуации, которая складывается в тот или иной период в стране, центральный банк проводит политику «дешевых» или «дорогих» денег. Политика «дешевых» денег характерна, как правило, для ситуации экономического спада и высокого уровня безработицы. Ее цель - сделать кредит более дешевым и легкодоступным, с тем чтобы увеличить совокупные расходы, инвестиции, производство и занятость. Какие меры могут обеспечить достижение этой цели?

Во-первых, уменьшение учетной ставки процента, что должно побудить коммерческие банки увеличить займы у центрального банка и тем самым увеличить собственные резервы. Во-вторых, центральный банк осуществляет покупку государственных ценных бумаг на открытом рынке, оплачивая их увеличением резервов коммерческих банков. В-третьих, центральный банк уменьшает норму резервных требований, что переводит обязательные резервы в необходимые и увеличивает одновременно мультипликатор денежного предложения.

Политика «дорогих» денег имеет своей целью ограничение денежного предложения, с тем чтобы сократить совокупные расходы и снизить темпы инфляции, и включает:

  • 1) повышение учетной ставки процента, что выступает антистимулом для заимствований коммерческих банков у центрального банка;
  • 2) продажу центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке;
  • 3) увеличение нормы резервных требований, что сократит избыточные резервы и уменьшит мультипликатор денежного предложения.

Помимо общих методов денежно-кредитного регулирования, влияющих на весь денежный рынок в целом, центральные банки используют и селективные методы, предназначенные для регулирования конкретных видов кредита (например, прямое ограничение размеров банковских кредитов на потребительские нужды, под биржевые ценные бумаги, установление пределов ссуд для одного заемщика и т.п.).

Разумный банковский надзор - различные методы контроля за функционированием банков с точки зрения обеспечения их безопасности на основе сбора информации, требования соблюдения определенных балансовых коэффициентов.

Контроль за рынком капиталов - порядок выпуска акций и облигаций, включая стандартные правила-требования, очередность эмиссии, официальный предел внешних заимствований относительно самофинансирования, квоты выпуска облигаций и др.

Допуск к рынкам - регулирование открытия новых банков, разрешение операций иностранным банковским учреждениям. Количественные ограничения - потолки ставок, прямое ограничение кредитования, периодическое «замораживание» процентных ставок. Регулирование конкретных видов кредита в целях стимулирования или сдерживания развития определенных отраслей называется селективным контролем.

Валютные интервенции - купля-продажа валюты для воздействия на курс и, следовательно, на спрос и предложение денежной единицы (наличные и срочные сделки, свопы). Непременно учитывается связь валютных операций с денежным обращением, в частности, практикуется «стерилизация» интервенций, т.е. одновременно проводятся кредитные мероприятия для нейтрализации негативного воздействия.

Управление государственным долгом. Эмиссия гособлигаций нейтрализует ликвидность банков, связывает их средства, и поэтому масштабы госдолга, техника его эмиссии, форма размещения имеют большое значение для контроля за денежным обращением. Так, выпуск долговых обязательств сверх реальных потребностей может использоваться для изъятия избыточной ликвидности, а активное сальдо бюджета и погашение части долга вместо рефинансирования равнозначно увеличению ликвидности банковской системы.

Таргетирование - установление целевых ориентиров роста одного или нескольких показателей денежной массы.

Регулирование форвардных и фьючерсных операций путем установления обязательной маржи, т.е. реально вносимой суммы по сделке.

Указанные и другие инструменты денежно-кредитной политики, будь то политика «дорогих» (рестриктивная политика) или «дешевых» (экспансионистская политика) денег, могут быть эффективными только в условиях тесной увязки с фискальной политикой, законодательством.

Денежная политика, также как и фискальная, имеет свои плюсы и минусы. К ее сильным сторонам можно отнести быстроту и гибкость, меньшую по сравнению с фискальной политикой зависимость от политического давления, ее большую консервативность в политическом отношении.

Подобная политика предлагается склонными к дирижизму кейнсианцами и состоит в гибком маневрировании кредитно-денежными ресурсами общества. А именно: предложение этих ресурсов то увеличивается (политика дешёвых денег, или кредитной экспансии), то сокращается (политика дорогих денег, или кредитной рестрикции ). При этом выстраиваются разные цепочки событий и преследуются разные конечные цели. Так, удешевление денег стимулирует увеличение кредитов, совокупных расходов и инвестиций в экономику и направлено на "взбадривание" производства и повышение занятости. В то время как удорожание денег, напротив, способствует сокращению кредитов, расходов и инвестиций, сбивая тем самым чрезмерный товарный спрос и подавляя инфляцию (табл. 7.3).

Таблица 7.3

Сравнительная характеристика политики дешёвых и дорогих денег

Направлена

Политика дешёвых денег

Политика дорогих денег

против недоиспользования хозяйственных ресурсов против спада производства против увеличения безработицы

растущей

инфляции

Предполагает

Как видно из таблицы, увеличение предложения денег достигается через: (1) скупку государством у банков, других предприятий и у населения государственных облигаций (в результате в обращение поступают "лишние" деньги); (2) уменьшение установленной нормы денежного резерва коммерческих банков (в результате растут их кредитные ресурсы); (3) снижение учётной ставки, по которой центральный банк кредитует коммерческие банки (в результате последние больше берут подешевевших кредитов у центробанка и больше и дешевле сами дают их фирмам и населению).

В свою очередь сокращение денежного предложения обеспечивается противоположными мерами: (1) государство продаёт свои облигации ("связывая" свободные деньги), (2) увеличивает норму банковского резерва и (3) повышает учётную ставку. Тем самым кредитные возможности банков уменьшаются, ссудный процент но кредитам растёт, их доступность снижается, инвестиции и совокупные расходы в обществе сокращаются, совокупный спрос на товары и услуги падает, цены и инфляция идут вниз.

"Денежное правило" монетаристов

Рассмотренная выше кейнсианская политика дешёвых и дорогих денег предполагает, как видим, активное кредитно-денежное регулирование экономики со стороны государства. Иной позиции придерживаются современные неоклассики, в частности монетаристы ("денежники"). Их представляет в первую очередь так называемая чикагская школа во главе с американским либеральным экономистом Ми́лтоном Фри́дменом (родился в 1912), сформировавшаяся в Чикагском университете в 1950-х годах. Монетаристы больше полагаются на известную рыночную САМОнастройку и считают активное государственное вмешательство в экономику неэффективным. Суть их рассуждений можно свести к следующему (рис. 7.15)

Во-первых, в сфере экономики имеют место подчас многомесячные временны́е лаги , которые разрывают во времени момент принятия государством регулирующих мер и момент начала их реального действия. В результате эти меры, возможно, окажутся запоздалыми и могут сработать

Рис. 7.15.

уже в новой хозяйственной ситуации, когда они или не нужны, или даже вредны.

Во-вторых, против государственного регулирования может действовать фактор так называемых рациональных ожиданий субъектов рынка. Имеется в виду, что в современном информационном обществе потребители, бизнесмены и рабочие способны заранее "просчитать" ход развития рыночной конъюнктуры и правительственную политику. Исходя из этого и из собственных интересов, они могут изменить своё экономическое поведение и тем самым дезорганизовать мероприятия государства. Например, инфляционные ожидания населения побуждают его к "бегству от денег", к покупке товаров в запас, что нагнетает текущий спрос и усиливает инфляцию.

В-третьих, ещё одним неоклассическим доводом в пользу ограничения государственного вмешательства в хозяйственную жизнь является теория "экономики предложения" . Она развивает идею французского экономиста Сэя о первичности рыночного предложения (т.е. производства) в системе экономических процессов.

В известной нам цепочке "производство – обмен – распределение – потребление" исходным и главным пунктом является производство (предложение). Именно оно, с одной стороны, создаёт массу разнообразных товаров, а с другой, – эквивалентную их стоимости сумму доходов (зарплата, рента, процент, прибыль). Этим доходам просто некуда деться, кроме как быть истраченными на покупку произведённой товарной массы. Отсюда "закон Сэя" в том, что предложение автоматически порождает свой собственный спрос.

Таким образом, рынок – это самобалансирующаяся система, а свободное рыночное предложение (производство) – главная пружина успешного развития экономики и подъёма благосостояния общества. Поэтому государству не следует мешать самонастройке рынка. Его задача в другом – стимулировать хозяйственную активность людей: (а) снижать налоги, способствуя экономическому росту и (б) сокращать социальные выплаты, побуждая незанятых к поиску работы, а занятых – к высоким заработкам через эффективный труд. Экономика процветает, когда все люди усердно трудятся, хорошо зарабатывают и много тратят на покупки.

Наконец, в-четвёртых, условия стагфляции (спад и безработица + инфляция) делают неприемлемой политику дешёвых денег (против спада и безработицы) или политику дорогих денег (против инфляции), поскольку это может ещё сильнее "раскачать" экономику. Отсюда, по мнению монетаристов, макрорегулирование следует ограничить соблюдением "денежного (монетарного) правша". Согласно ему, масса денег в обращении (денежное предложение) должна систематически и независимо от текущего состояния экономики увеличиваться годовыми темпами, соответствующими средним (за длительный период) темпам прироста ВНП (3–5% в год).

Проблема оптимального наполнения народного хозяйства деньга́ми весьма актуальна и для России. По оценкам ряда экспертов, во второй половине 1990-х годов в стране имел место искусственный дефицит денег, поскольку Центробанк проводил чрезмерно жёсткую денежную политику.

Уровень монетизации экономики (процентное отношение денежной массы к ВВП) в основном едва превышал 20%, тогда как в наиболее ра́звитых государствах "большой семёрки" он изменяется в пределах 55–100%, а в развивающихся странах – между 40 и 60%. Это затрудняло исполнение госбюджета РФ, нарушало текущее финансирование производства и процесс инвестирования. В результате у нас "свирепствовали" неплатежи (особенно по зарплате), сдерживался экономический рост и стимулировались кризисные явления.

Как бы то ни было, но незатухающие теоретические дискуссии между кейнсианцами и неоклассиками подтверждают чрезвычайную сложность макроэкономических процессов. Вот почему большинство экономистов-практиков стремятся не попадать "в плен" отдельных теорий и выступают за взвешенное и гибкое применение всех ценных рекомендаций учёных в соответствии с конкретными условиями того или иного периода времени и своей страны.

  • Рестрикция (от лат. restrictio – ограничение) – ограничение тех или иных хозяйственных процессов (производства, кредитования, продаж).
  • Лаг (от англ, lag – запаздывание, отставание) – временно́й разрыв между взаимосвязанными явлениями или процессами (например, между инвестициями в производство и получением эффекта от них – срок окупаемости вложений).
  • "Экономика предложения" от английского термина supply-side economics – (буквально) экономики со стороны предложения.
  • "Большая семёрка" (англ. "The Great Seven", или "G-7") – группа семи передовых и наиболее влиятельных мировых держав: Великобритания, Италия, Канада, США, ФРГ, Франция, Япония. Ежегодные встречи на высшем уровне, а также на уровне руководителей министерств и других учреждений этих стран проводятся с 1975 года (первая встреча без Канады, присоединившейся в 1976 году). На них обсуждаются насущные экономические и политические проблемы, по которым вырабатываются согласованные решения. С конца 1990-х годов во многих из этих встреч принимает участие и Россия ("большая восьмёрка").

Применяется в период спада в экономике и безработицы. ПДД - увеличивает избыточные резервы коммерческих банков и тем самым увеличивает предложение денег в экономике. В ее задачи входит удешевление кредита и облегчение доступа к нему с тем, чтобы увеличит совокупный спрос и занятость.

ПДД предполагает следующие мероприятия:

1. Покупка ценных бумаг. ЦБ покупая ценные бумаги , увеличивает резервы коммерческих банков.

2. Снижение резервной нормы. ЦБ снижая РН автоматически переводит обязательные резервы в избыточные и возрастает величина денежного мультипликатора.

3. Снижение учетной ставки. ЦБ снижая учетную ставку, побуждает коммерческие банки к расширению своих резервов посредством заимствования у ЦБ.

Политика дорогих денег.

Применяется в период повышенной инфляции, то есть когда «экономика перегрета». Её цель - ограничить денежное предложение, для того чтобы сократить расходы и сдержать инфляцию.

Включает в себя следующие мероприятия:

1. Продажа ценных бумаг . ЦБ продавая гос. ценные бумаги на открытом рынке уменьшает резервы ком. банков.

2. Повышение резервной нормы . Увеличение РН автоматически лишает коммерческие банки избыточных резервов и уменьшает величину денежного мультипликатора .

3. Повышение учетной ставки . Увеличение УчС снижает интерес коммерческих банков к наращиванию своих резервов посредством заимствования у ЦБ.

Среди трех методов денежного контроля наиболее важным регулирующим механизмом является операции на открытом рынке. Этот механизм обладает важным преимуществом - гибкостью: гос. ценные бумаги можно продавать или покупать в больших или меньших количествах. Его применение сказывается на резервах банка без промедления.

Учетная ставка играет менее важную роль по двум взаимосвязанным причинам .

а) Величина резервов комерческих банков, получаемых путем займов у ЦБ обычно очень мала (2-3%). Именно операции на открытом рынке (продажа ценных бумаг ЦБ) побуждают ком банки брать ссуды у ЦБ, т.к. это приводит к временной нехватке резервов у комерческих банков и наоборот.

б) Эффективное воздействие учетной ставки зависит от инициативы комерческих банков, а не от ЦБ. Если УчС понижается в то время, когда очень немногие банки стремятся получить заем в ЦБ, то такое снижение окажет очень слабое воздействие либо вовсе не повлияет на банковские резервы и предложение денег.

Резервная норма используется ЦБ лишь в качестве вспомогательной меры при операциях на открытом рынке. Снижение и повышение РН может оказать существенное воздействие на банковские прибыли.

Тем не менее, некоторые экономисты отмечают, что изменение учетной ставки и резервной нормы имеет важный «информационный эффект», то есть может служить ясным и понятным способом оповещения финансистов и экономике в целом о намеченном курсе

Денежно-кредитная политика оказывает самое непо­средственное влияние на такие важные макроэкономи­ческие показатели, как ВВП. занятость, уровень цен. Рассмотрим механизм этого воздействия.

Предположим, что состояние национальной экономики характеризуется спадом производства и ростом безрабо­тицы. Центральный банк для стимулирования роста про­изводства начинает проводить политику по увеличению денежного предложения посредством проведения мер, способствующих повышению избыточных резервов коммерческих банков.

  • Во-первых, он начинает покупать государственные ценные бумаги на открытом рынке, что приводит к увеличению резервов коммерческих банков.
  • Во-вторых, он снижает норму обя­зательных резервов, что способствует автоматическому переводу необходимых резервов в избыточные и увеличе­нию размера денежного мультипликатора.
  • В-третьих, он снижает учетную ставку для того, чтобы стимулировать коммерческие банки к увеличению своих резервов посредством заимствования средств у Центрального банка.

Политика дешевых денег

политикой дешевых денег . Её целью является стимулировать рост производства и занятости посредством расширения предложения денег и удешевления кредита (удешевления денег, направляемых на инвестиции). При этом последовательность взаимосвязей такова: увеличение предложения денег при том же спросе снижает норму процента, который удешевляет кредит а более дешевый кредит повышает инвестиционный спрос в экономике, что способствует росту инвестиций и расширению про­изводства и занятости.

Политика дорогих денег


Теперь предположим, что ситуация в экономике ха­рактеризуется наличием излишних расходов и наличием высокой инфляции Центральный банк для стабилизации экономики начинает провопить политику по снижению общих расходов и ограничению или сокращению предложения денег посредством комплекса мер, способствую­щих понижению резервов коммерческих банков.

Для реализации такой политики Центральный банк осуществляет комплекс следующих мер:

  • Во-первых, он начинает продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке, что приводит к уменьшению резервов коммерческих банков.
  • Во-вторых, он увеличивает норму обя­зательных резервов, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов и уменьшает размер денежного мультипликатора.
  • В-третьих, он поднимает учетную ставку, что снижает заинтересованность коммерческих банков увеличивать свои резервы посредством заимствования средств у Центрального банка.

Проведение такого комплекса мер называется политикой дорогих денег . Её целью являются понижение общих расходов и сдерживание инфляции посредством ограничения предложения денег и удорожания кредита (удорожания денег). Политика дорогих денег (уменьшения предложения денег) приводит к удорожанию денежных ресурсов, повышению нормы процента, подорожанию кредита, снижению инвестиционного спроса в экономике, сокращению инвестиций в производство и занятости.

В первую очередь выражается в снижении минимальных процентных ставок банковского кредитования, что приводит к росту денежной массы, находящейся в обращении, и стимулированию роста производства через увеличение доступности инвестиционных кредитов.

Историческая справка

Особая эффективность политики дешевых денег была отмечена в Соединенных Штатах Америки, где подобные меры применялись с конца 19-го века, неоднократно позволяя преодолевать периоды спада в экономике. К примеру, в конце 1980-х финансовые фонды США испытывали большой денежный дефицит. Это вынудило Конгресс пойти на еще большее снижение уровня кредитной ставки, что в итоге позволило стабилизировать американскую экономику за счет роста инвестиционного и потребительского кредитования.

Дешевые деньги использовались и в Великобритании. При этом особенно эффективным был период 30-х и начала 40-х годов прошлого века, когда принятые правительством меры по регулированию процентных ставок способствовали выводу экономики Великобритании на лидирующие позиции.

Механизм воздействия на экономику

Дешевые деньги влияют на ключевые показатели экономики: рост ВВП, уровень цен и объем занятости населения. При этом механизм работы данной денежной политики имеет следующую структуру:

  • Центральный банк (ЦБ) активно скупает ценные бумаги, выпущенные государством, что обеспечивает рост денежных резервов национальных коммерческих банков (КБ).
  • ЦБ снижает планку обязательных резервов для КБ, тем самым увеличивает так называемую избыточную часть денежных активов.
  • ЦБ или иной регулятор снижает процентную ставку, стимулируя коммерческие банки к получению дополнительных займов у ЦБ для еще большего наращивания денежных активов.
  • Возросший объем избыточных активов позволяет банкам выдавать больше кредитов со сниженными процентными ставками, что в свою очередь стимулирует инвестирование в промышленные предприятия и приводит к росту потребительского кредитования, оживляя процесс роста экономики.

Преимущества

Преимущество политики дешевых денег — быстрое формирование надежного валютно-финансового фундамента, обеспечивающего вывод экономики из режима стагнации. Кроме того, дешевые деньги повышают конкурентоспособность местных предприятий, способствуют дальнейшему наращиванию их производственной мощности и, соответственно, снижению безработицы.

Недостатки

Ключевой недостаток дешевых денег — их эффективность возможна только в условиях, когда объем экспорта существенно преобладает над объемом импорта. К тому же, длительное использование данной политики ускоряет процессы инфляции и способствует девальвации местной валюты из-за чрезмерного роста потребительского спроса, покрыть который национальная промышленность не в состоянии.

Современные реалии

Политика дешевых денег будет эффективна только на фоне жесткого контроля расходования финансовых активов государственным сектором экономики.Также необходимо развитие внутреннего рынка ценных бумаг с привлечением инвесторов для пополнения государственных финансовых резервов, истощение которых может привести к необходимости внешних заимствований, нивелирующих практически все плюсы дешевых денег.