РИА Рейтинг - 16 окт. Вопрос улучшения жилищных условий населения в России не теряет своей актуальности много лет. Во многом качественному решению проблемы мешают высокие цены, что делает недоступной покупку жилья для многих российских семей. Вместе с тем цены на рынке определяются не только спросом, но и предложением, которое в свою очередь зависит от объемов жилищного строительства. В целом по стране объемы жилищного строительства в последние годы находятся на довольно высоком уровне, хотя в последние годы немного снижаются. В 2017 году в России было введено 79,2 миллионов квадратных метров общей площади жилых помещений, в 2016 году 80,2 млн. кв. м, а в 2015 году - 85,3 млн. кв. м. В пересчете на одного жителя в России ежегодно вводится около 0,5 кв. метров жилья. При этом значение показателя в разных регионах существенно отличается.

Ввод жилья на одного жителя в регионах РФ изменяется в диапазоне от 0,044 до 1,575 кв. м жилья на человека

Для оценки темпов жилищного строительства в регионах РФ РИА Новости на основании расчетов агентства РИА Рейтинг по данным Росстата составило рейтинг регионов России по вводу жилья. Регионы сравниваются по количеству квадратных метров жилья введенного за период июля 2017 года по июнь 2018 года в пересчете на одного жителя.

Результаты исследования РИА Новости свидетельствуют, что объем ввода жилья на одного жителя между лидерами и аутсайдерами отличается более чем в 30 раз. Наибольший объем жилья - 1,575 кв. метров на человека - введен в Ленинградской области. В число лидеров также входят Московская и Калининградская области, где с июля 2017 года по июнь 2018 года было введено более одного квадратного метра жилья на человека, а также Тюменская область, где значение показателя совсем немного ниже данного уровня. В целом же ввод жилья превысил общероссийский уровень (0,542 кв. м на человека) в 29 регионах.

Меньше всего жилья в рассматриваемый период введено в Магаданской области (0,044 кв. м жилья на человека). Еще в двух регионах - Чукотском автономном округе и Мурманской области было введено менее 0,1 кв. метра жилья на человека.

Последняя десятка рейтинга представлена в основном северными и дальневосточными регионами России. Исключением является только Москва, где низкие объемы ввода жилья в пересчете на одного жителя обусловлены высокой численностью населения. При этом по абсолютному объему жилищного строительства Москва занимает третье место среди всех регионов РФ.

В верхней части рейтинга находятся регионы преимущественно из европейской части России. Так, в первой двадцатке только три региона из зауральской части страны - помимо Тюменской области это Республика Саха (Якутия) и Республика Алтай. Также отметим 17 место расположенного на крайнем севере - Ненецкого автономного округа. В то же время довольно высокие позиции автономного округа во многом обусловлены низкой численность населения.

Лидерами по темпам жилищного строительства являются регионы с высокой обеспеченностью населения жильем

В исследовании РИА Новости также представлены данные об обеспеченности населения жильем, которая также существенно отличаются в разных регионах. Значение показателя изменяется в диапазоне от 31,8 кв. м на человека в Московской области до 13,9 кв. м на человека в Республике Тыва. В целом по стране на одного жителя приходится 25,2 общей площади жилых помещений. В 47 регионах обеспеченность жильем выше общероссийского уровня, в 37 - ниже и в одном соответствует общероссийской.

Анализ результатов исследования РИА Новости показывает, что наиболее активно жилищное строительство ведется в регионах, где обеспеченность населения жильем уже находится на относительно высоком уровне. Среди десяти регионов лидеров по вводу жилья у девяти обеспеченность жильем выше общероссийской. Во второй десятке по вводу жилья таких регионов семь. При этом среди десяти регионов, с наименьшими объемами жилищного строительства, обеспеченность жильем ниже общероссийской у семи.

РИА Рейтинг - это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня» , специализирующееся на оценке социально-экономического положения регионов РФ, экономического состояния компаний, банков, отраслей экономики, стран. Основными направлениями деятельности агентства являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, другим экономических объектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.

МИА «Россия сегодня» - международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. РИА Рейтинг в составе МИА «Россия сегодня» входит в линейку информационных ресурсов агентства, включающих также: РИА Новости , Р-Спорт , РИА Недвижимость , Прайм , ИноСМИ . МИА «Россия сегодня» лидирует по цитируемости среди российских СМИ и наращивает цитируемость своих брендов за рубежом. Агентство также занимает лидирующее положение по цитируемости в российских социальных сетях и блогосфере.

Строительная отрасль пережила за последние 50 лет многое – и взлёты, и падения… Впрочем, лирики достаточно.

В статье рассматривается строительство в РСФСР и РФ с 1966 по 2015 год. Принимались во внимание моменты:

  • удобство прочтения, т.е. максимально возможная минимизация объёма материала;
  • охват всех направлений строительства: жилищное, инфраструктурное, ввод в действие сельскохозяйственных и промышленных объектов, строительство объектов социальной сферы;
  • наличие непрерывного ряда данных за весь рассматриваемый период.

Исходя из этих предпочтений, рассматривается динамика строительства по 20-ти показателям. Работа разбита на разделы:

1. Жилищное строительство (3 рисунка).

2. Дорожное строительство (5 рисунков), включающее в себя:

а) строительство железных дорог;

б) строительство автомобильных дорог;

в) электрификация железных дорог.

3. Строительство сельскохозяйственных объектов (9 рисунков):

а) ввод в действие животноводческих помещений для крупного рогатого скота;

б) ввод в действие животноводческих помещений для свиней;

в) ввод в действие животноводческих помещений для овец;

г) строительство птицефабрик яичного направления;

д) строительство птицефабрик мясного направления;

е) проведение работ по орошению земель;

ж) проведение работ по осушению земель.

4. Ввод в действие отдельных производственных мощностей (6 рисунков):

а) по добыче угля;

б) по производству стали;

в) по производству стальных труб;

г) по производству мяса;

д) по производству цельномолочной продукции;

е) ввод в действие электростанций турбинных.

5. Ввод в действие объектов социально-культурного назначения (3 рисунка):

а) общеобразовательных школ;

б) детских садов;

в) больниц.

Теперь смотрим данные.

1 – Жилищное строительство в 1966-2015 г.г.

Рисунок 1 – ввод в действие жилых домов, млн. м 2

Рисунок 2 – жилой фонд в РСФСР/России, млн. м 2

Рисунок 3 – динамика ежегодного прироста жилого фонда, % к предыдущему году

С 1966 по 1990 годы (за 25 лет) было построено 1535,2 млн. м 2 жилья. За следующие 25 лет (1991-2015 г.г.) введено 1221,6 млн. м 2 (80% к предыдущему периоду). Максимум ввода жилья в РСФСР наблюдался в 1987 году, он был превышен в следующий раз в 2014 и 2015 г.г. В целом ввод жилья в РСФСР рос медленными темпами. После падения в 90-е начале 00-х г.г. темпы строительства жилья восстановились достаточно быстро.

2 – Дорожное строительство в 1966-2015 г.г.

К сожалению, данные об дорожном строительстве доступны только с 1980 года.

Рисунок 4 – строительство железных дорог, км

Рисунок 5 – протяжённость железных дорог общего пользования, тыс. км

С 1990 железнодорожное строительство в России практически прекратилось. Протяжённость сети общего пользования несколько снизилась. Однако, на графиках не указаны сети необщего пользования. С учётом этих дорог протяжённость сети снизилась с 1990 года в 1,3 раза (124 тыс. км в 2009 против 160,8 тыс. км в 1990).

Также в советское время были широко распространены узкоколейные железные дороги. Их длина которых составляла не менее 80 тыс. км, из которых в СНГ сохранилось к нашему времени по данным parovoz.com около 8 тыс. км.

Ввод железных дорог в 1991-2015 г.г. составил 1601,7 км. В то же время только за десять лет с 1980 по 1990 г.г. было введено в строй 5399,9 тыс. км.

Рисунок 6 – строительство автодорог общего пользования с твёрдым покрытием, тыс. км

Ввод автодорог с 1991 года по 2015 составил 104,6 тыс. км. В то же время автодорожная сеть росла гораздо бОльшими темпами – в основном за счёт перевода дорог необщего значения в категорию общего значения. С 2010 года статистика стала включать дороги местного значения, с 2012 – протяжённость улиц.

Рисунок 7 – протяжённость автодорог с твёрдым покрытием, тыс. км

Рисунок 8 – электрификация железных дорог, тыс. км

В 80-е г.г. было электрифицировано 7506 тыс. км железных дорог. За следующие 24 года – 5513,3 тыс. км. Причём в последние годы электрификация железных дорог практически остановлена.

В целом дорожное строительство сильно отстаёт от показателей РСФСР. Наблюдается заметный рост ежегодного ввода объектов дорожной сети до 1988-1990 г.г. С тех пор - неравномерное падение до небольших значений.

3 – Строительство сельскохозяйственных объектов в 1966-2015 г.г.

Рисунок 9 – ввод в действие животноводческих помещений, тыс. мест для КРС

Рисунок 10 – ввод в действие животноводческих помещений, тыс. мест для свиней

Рисунок 11 – ввод в действие животноводческих помещений, тыс. мест для овец

Рисунок 12 – построено птицефабpик яичного напpавления, тыс. куp несушек

Примечание: за каждый год периода 1966-1970 г.г. взяты средние ежегодные цифры для пятилетки.

Рисунок 13 – построено птицефабpик мясного напpавления, млн. голов мясной птицы в год

Стоит отметить то, что видно на рисунках – с начала 80-х г.г. ввод объектов животноводства заметно снизился, хотя и оставался по сравнению с современностью довольно большим. Это же касается строительства объектов орошения. Показатели осушения земель в целом стабильны до начала Перестройки.

Исходя из данных рисунков 9..13 можно сказать, что птицеводство (яйцо), овцеводство и разведение КРС в ближайшее время не покажет заметного увеличения производства. Скорее всего, поголовье птицы (яйцо), КРС и овец будет либо на прежнем уровне, либо снизится, так как ввод соответствующих мощностей близок к нулю. Как минимум не следует ожидать заметного роста производства говядины, яиц, баранины, молока и шерсти. В худшем случае – возможно снижение производства данных продуктов.

Свиноводство, напротив, будет в ближайшие несколько лет показывать положительную динамику производства.

Под сомнением дальнейший стремительный рост производства (и возможный экспорт) мяса птицы, поскольку ввод объектов направления разведения птицы на мясо с 2012 года снижается и в данный момент приближается к нулю. Ввод мощностей по птице мясного направления превысил таковой показатель в РСФСР за последние 25 лет его существования. Это единственный пример увеличения ввода мощностей за последние 25 лет по сравнению с предыдущим периодом.

Резюмируем соотношение ввода объектов в разные периоды таблицей:

Теперь рассмотрим мелиорацию. Данные о площадях орошаемых и осушенных земель в России после 1990 года отрывочны и не подтверждаются статистическими сборниками. Даются справочно из источника . Данные о ежегодном вводе объектов - из изданий Росстата.

Рисунок 14 – проведение работ по орошению земель, тыс. га

Рисунок 15 – площадь орошаемых земель, тыс. га

Рисунок 16 – проведение работ по осушению земель, тыс. га

Рисунок 17 – площадь осушенных земель, тыс. га

Скачок площади осушенных земель в 1967 году связан с уточнением данных после инвентаризации земель.

Мелиорации стоит уделить чуть больше внимания. Да простят меня читатели) Далее следуют цитаты из источника . Те, кого не интересует тема мелиорации, могут сразу перейти к разделу 4.

До принятия в 1966 году государственной программы «О широком развитии мелиорации земель для получения высоких и устойчивых урожаев зерновых и других сельскохозяйственных культур» мелиорация земель в России не находила широкого распространения. Локальное применение не оказывало сколь-нибудь значительного влияния на ведение сельскохозяйственного производства в стране…

В 1990 году в России было учтено 11,3 миллиона гектаров орошаемых и осушенных земель, что составляло всего 8 % от площади сельскохозяйственных земель, нуждающихся в этих видах мелиорации . Мелиорированные земли, занимая только 5,4 % площади используемых сельскохозяйственных угодий, обеспечивали производство более 15 % всей продукции земледелия (весь рис, 75 % овощей, более 25 % кормов и др.)…

В 1992 году были остановлены все имеющиеся заводы по изготовлению дренажных труб…

По состоянию на 2010 год в пользовании отечественных сельхозпроизводителей находится 9,1 миллиона гектаров мелиорированных земель (4,3 миллиона орошаемых и 4,8 миллиона осушаемых), то есть порядка 8 % общей площади пахотных угодий, тогда как в Англии – 80 %, Китае – 55 %, Германии – 45 %, Индии – 36 % и США – 39 % . И «при этом биопродуктивность орошаемых земель в этих странах в 2–3 раза выше, чем в России. Из сельхозоборота выбыло и переведено в немелиорируемые угодья – 2,3 млн. гектаров, в том числе 1,9 млн. гектаров орошаемых земель…

По состоянию на 2011-2015 годы в мелиоративном хозяйстве Российской Федерации и, в частности, в её аридных регионах наметилась устойчивая тенденция к стабилизации площадей орошаемых земель на уровне 45–55 % от имевшихся по состоянию на 1990 год…

В «Концепции–2020» отмечается, что в период (1985–1990) годов дождеванием орошалось около 4 миллионов гектаров. К 1996 году площади дождевого полива по разным причинам и обстоятельствам снизились до 2,5 миллиона гектаров, в 2002 году они составили 1,56 миллиона гектаров, а к 2008 году они уменьшились до 0,9 миллиона гектаров…

По состоянию на 2008 год «пашенное поле» страны составляло 121,6 млн. га. При этом 80 % площадей пашни России располагается в зоне неустойчивого и недостаточного увлажнения, а свыше 10% пашенных угодий подвержены избыточному увлажнению, что предопределяет необходимость проведения на них разного уровня комплексных мелиоративных мероприятий по искусственному регулированию водного режима (орошению, осушению или «осушению и орошению» земель)…

Резюмируя известные данные и сведения о состоянии сельскохозяйственных угодий и качестве природно-климатических условий для ведения растениеводства в Российской Федерации, отметим нижеследующее.

1. Треть земельного фонда находится в зоне с относительно благоприятными для ведения сельского хозяйства условиями, половина земель два раза в каждом пятилетии страдает от засухи, а одна треть весной и осенью переувлажняется и заболачивается от осадков, а летом – иссушивается.

2. Только два процента наших земель находится в оптимальных условиях увлажнения, тогда как в Соединённых Штатах Америки – 60 %.

3. Состояние сельскохозяйственных земель в целом неудовлетворительное и продолжает ухудшаться…

Доля орошаемых земель в общей площади пашни (в нашей стране) составляет всего 3–4 %, а объём получаемой на этих землях продукции составляет 18–20 % от продукции растениеводства (Мелиоративная энциклопедия. Т. 2. С. 303.). Установлено, что биопродуктивность орошаемых угодий в среднем в 2,5–3,0 раза превышает таковую для богарных земель.

Другие добавления излишни. Перейдём к следующему разделу.

4 – Ввод в действие отдельных производственных мощностей

Рисунок 18 – построено электростанций турбинных, млн. кВт

Рисунок 19 – ввод мощностей по добыче и переработке угля, млн. т

Рисунок 20 – ввод мощностей по производству стали, млн. т

Рисунок 21 – ввод мощностей по производству стальных труб, тыс. т

Рисунок 22 – ввод мощностей по производству мяса, тонн в смену

Рисунок 23 – ввод мощностей по производству цельномолочной продукции, тыс. т в смену

В направлениях производства электроэнергии, добыче угля или выплавке стали не приходится ждать каких-то прорывов и значительного увеличения выпуска.

Мощности по производству мяса: 7669 т в смену и 4119,9 т. Но стоит отметить, что ввод мощностей с 2009 резко увеличился и в 2015 превысил все рекордные показатели прошлых лет. Очевидно, что отечественное промышленное производство мяса будет расти достаточно быстрыми темпами в ближайшие годы.

Мощностей по выпуску цельномолочной продукции в РСФСР было построено на 30,6 тыс. т в смену. После 1990 года – лишь на 8,2 тыс. т. В 2015 году ввод мощностей достиг одного из минимальных значений за весь 50-летний период. Импортозамещение в молочной отрасли, очевидно, не будет таким успешным, как в мясной.

Для наглядности – снова табличка ввода мощностей в разные периоды:

Нужно отметить, что ввод промышленных объектов в РСФСР в целом не показывал положительной или отрицательной динамики, а оставался довольно постоянной величиной.

5 – Ввод в действие объектов социально-культурного назначения

Рисунок 24 – Ввод в действие общеобразовательных организаций, тыс. ученических мест

Рисунок 25 – Ввод в действие дошкольных образовательных организаций, тыс. мест

Рисунок 26 – Ввод в действие больничных организаций, тыс. коек

Пик социального строительства пришёлся на конец 80-х г.г. Сейчас же строительство объектов социальной сферы – тема сложная. Рождаемость приближается к советским показателям. Болеть люди меньше не стали, а уровень ввода объектов... Смотрим таблицу:

Резюме

Фактически период 1991-2015 сопоставим по объёмам строительства с периодом 1966-1990 только по трём позициям: ввод жилья , мощностей для выпуска труб и птицефабрик для мясной птицы .

Стоит отметить, что по ряду показателей отмечается стремительный рост строительства в последние годы. Ежегодный ввод жилья , мощностей по выпуску труб , строительство мясных птицефабрик , предприятий по переработке мяса превысили ежегодные рекорды РСФСР. Также, с учётом сложившихся тенденций, в ближайшем будущем возможен выход на удовлетворительные показатели строительства детских садов , мощностей по выплавке стали , добыче угля , выращиванию свиней . В остальном особых достижений нет.

Впрочем, каждый сам может самостоятельно сделать выводы исходя из представленных данных.

Список литературы

Для составления графиков использовались данные изданий: «Народное хозяйство РСФСР», «Российский статистический ежегодник», «Россия в цифрах» разных лет издания.

Кроме того использован

В 1 полугодии 2018 года в России было введено в эксплуатацию 29,3 млн кв. м. жилой недвижимости (+ 3,7% по отношению к аналогичному периоду прошлого года) .

Впервые в истории на достаточно длительном отрезке (за полгода) объем ввода жилья населением (в эту статью входит как дачное строительство, так и дома в "частном секторе" в пределах городов и в их пригородах) превысил объемы индустриального домостроения (15,3 млн кв. м. против 13,7 млн кв. м). Вывод о том, что частные дома станут в обозримом будущем наиболее популярным местом жительства россиян, пока представляются поспешным. У подобной статистической коллизии 2018 года две причины.

Во-первых, стандартный девелоперский цикл составляет 3 года, а на первое полугодие 2015 года пришелся пик последнего кризиса на рынке. Число новых корпусов, строительство и реализация которых началась тогда, заметно меньше, чем объемы строек, запущенных в 2013-2014 гг.

Во-вторых, в течение 2 квартала этого года многие застройщики занимались, прежде всего, получением разрешительной документации на новые проекты и новые корпуса, чтобы успеть запустить их до ужесточения законодательства. Для того, чтобы фактически выполненные строительные работы нашли свое отражение в статистике, нужно провести целый ряд действий уже не только на стройплощадке, а в органах исполнительной власти и этим часто занимаются ровно те же сотрудники, что и получением новых разрешений.

В сложившейся в мае-июне ситуации многие девелоперы предпочли "вложиться в свое будущее" и несколько отложить оформление бумаг по уже построенным корпусам. Эту гипотезу подтверждает тот факт, что в мае и июне этого года помесячная динамика ввода жилья была отрицательной (-18% и -13% соответственно). Обычно в эти месяцы данный показатель почти всегда растет не только в связи с рыночной конъюнктурой, но и из-за сезонных факторов.

По объему ввода в 1 полугодии 2018 года лидируют Московская область (3,9 млн кв. м), Ленинградская область (1,7 млн кв. м) и Краснодарский край (1,5 млн кв. м). По сравнению с 1 полугодием прошлого года тройка лидеров поменялась. Из нее выбыл Санкт-Петербург, где год назад в январе-июне ввели 1,63 млн кв. м, а в этом году лишь 0,96 млн кв. м (на 41% меньше). Доля 10 крупнейших регионов в объеме ввода стабильна. Год назад топ-10 субъектов Федерации ввели 13,6 млн кв. м. (на них пришлось 48% от общестранового ввода), в этом году 13,4 млн кв. (46%). В десятке лидеров произошло единственное изменение - на место Новосибирской области, занимавшей 10-е место в 1 полугодии 2017 года, вышла Тюменская область (где ввели на 65% больше жилья, чем год назад).

Максимальный прирост по объему ввода зафиксирован по Крыму и Севастополю (более, чем в 2 раза в годовом выражении (но статистика по этим регионам, по-прежнему, характеризуется нестабильной динамикой и отделить особенности статистики от реальных рыночных трендов часто затруднительно), а также в Республике Коми (там также зафиксирован более чем двукратный рост). Заметнее всего упал ввод в Брянской (-84% по отношению к 1 полугодию 2017), Кемеровской (-50%) и Амурской областях (-45%). Интересно, что четвертым в этом анти-рейтинге идет Санкт-Петербург (-41%).

Среди крупных рынков заметное падение также зафиксировано в Краснодарском крае (-31%), Башкирии (-14%) и Москве (-13%). Сильнее всего среди крупных регионов показатель объема жилищного строительства вырос в Тюменской (+65%), Московской (+33%) и Ленинградской областях (+16%). Рост объема ввода жилья в двух последних субъектах зафиксирован на фоне падения продаж в новостройках в этих регионах (так, в пригородах Москвы число ДДУ в январе-мае 2018 сократилось на 5%, а в окрестностях северной столицы на 20%).

В разрезе федеральных округов наиболее заметный рост зафиксирован в Уральском и Северо-Кавказском ФО (+17% и +16% соответственно). Сильнее всего сократился ввод в Южном ФО (на 7%). Достижение целевых ориентиров по вводу жилья на этот год (88 млн рублей) представляется вполне возможным. 4%-й рост ввода в 1 полугодии (несмотря на неблагоприятную конъюнктуру), обусловленный цикличностью рынка, позволяет с оптимизмом смотреть на перспективы достижения общего роста по итогам года на 10% (по итогам 2017 года построили 80 млн кв. м жилья).

По показателю ввода жилья на одного жителя среди регионов РФ лидируют Ленинградская и Московская области. В них на душу населения за последние 12 месяцев (с июля 2017 по июнь 2018) было введено 1,60 и 1,33 кв. м. Также среди регионов-лидеров по относительным показателям строительной активности присутствуют Тюменская (1,16 кв. м), Калининградская (1,03 кв. м), Липецкая (0,86 кв. м), Белгородская (0,84 кв. м), Калужская (0,83 кв. м), Тамбовская (0,81 кв. м) области, а также Чечня (0,83 кв. м). Лишь в указанных выше 9 регионах сейчас строится больше 0,8 кв. м на 1 жителя (т.е., объемы строительства в них соответствуют упомянутому в "майских указах" ориентиру в 120 млн кв м годового ввода жилья). Достижение цели "строить 0,8 кв. м на 1 жителя в год" – не такая простая задача еще и по причине очень заметных межрегиональных диспропорций. В целом ряде регионов, среди которых субъекты Федерации, столицами которых являются города-миллионники, душевой показатель ввода ниже 0,5 кв. м на 1 жителя (к примеру, в Пермском крае душевой ввод составляет 0,47 кв. м., в Волгоградской области (0,29 кв. м), а меньше, чем Омской области (0,21 кв м) строят только в Мурманской и Магаданской областях.

Приложение

Табл. 1. Ключевые показатели по строительству жилья по регионам РФ в 2017-2018 гг.

Федеральный округ Регион Динамика объема ввода в 1 полугодии 2018 года по отношению к 1 полугодию 2017 Ввод жилья в 1 полугодии 2017, тыс. кв. м Ввод жилья в 1 полугодии 2018, тыс. кв. м Доля жилья, построенного населением, от общего объема ввода (по итогам 1 полугодия 2018), % Объем жилья на душу населения, введенного в эксплуатацию в 2 полугодии 2017 - 1 полугодии 2018, кв. м на 1 жителя
Центральный ФО Московская область 33% 2950 3929 52% 1,33
Северо-Западный ФО Ленинградская область 16% 1465 1703 32% 1,60
Южный ФО Краснодарский край -31% 2182 1501 46% 0,74
Приволжский ФО Республика Татарстан 12% 1093 1223 45% 0,65
Южный ФО Ростовская область 1% 1062 1077 61% 0,56
Северо-Западный ФО Санкт-Петербург -41% 1636 961 13% 0,54
Приволжский ФО Республика Башкортостан -14% 1016 870 73% 0,57
Уральский ФО Свердловская область 7% 712 764 62% 0,50
Центральный ФО Москва -13% 828 723 21% 0,27
Уральский ФО Тюменская область 65% 425 702 54% 1,16
Сибирский ФО Новосибирская область 1% 617 625 55% 0,63
Приволжский ФО Самарская область 3% 545 564 71% 0,55
Уральский ФО Челябинская область 4% 533 553 59% 0,41
Приволжский ФО Нижегородская область -2% 552 542 56% 0,40
Центральный ФО Белгородская область 1% 450 453 94% 0,84
Сибирский ФО Красноярский край 10% 408 449 44% 0,38
Северо-Кавказский ФО Ставропольский край 50% 281 420 48% 0,36
Северо-Западный ФО Калининградская область 34% 309 416 36% 1,03
Приволжский ФО Оренбургская область 26% 320 402 64% 0,49
Южный ФО Республика Крым и Севастополь 227% 122 399 48% 0,55
Приволжский ФО Саратовская область 2% 386 395 58% 0,49
Сибирский ФО Алтайский край 68% 236 395 38% 0,33
Приволжский ФО Пермский край 45% 267 387 58% 0,46
Центральный ФО Липецкая область -19% 473 385 78% 0,86
Северо-Кавказский ФО Республика Дагестан -18% 457 376 65% 0,61
Центральный ФО Рязанская область 4% 352 367 41% 0,65
Центральный ФО Воронежская область -10% 400 360 56% 0,71
Центральный ФО Ярославская область 15% 299 344 63% 0,63
Центральный ФО Калужская область -7% 357 332 39% 0,83
Приволжский ФО Удмуртская Республика -16% 369 311 45% 0,40
Сибирский ФО Иркутская область -2% 314 308 71% 0,40
Приволжский ФО Ульяновская область -8% 322 297 80% 0,76
Центральный ФО Тульская область 63% 181 296 60% 0,54
Южный ФО Волгоградская область 7% 248 266 61% 0,29
Центральный ФО Тамбовская область 1% 253 256 85% 0,81
Северо-Западный ФО Вологодская область 17% 214 251 61% 0,49
Приволжский ФО Кировская область 23% 205 251 57% 0,46
Сибирский ФО Томская область 35% 182 246 36% 0,51
Приволжский ФО Пензенская область -15% 286 242 62% 0,63
Центральный ФО Владимирская область 3% 230 238 73% 0,51
Дальневосточный ФО Приморский край 84% 129 237 44% 0,27
Дальневосточный ФО Республика Саха (Якутия) 16% 193 224 29% 0,69
Центральный ФО Курская область 6% 209 221 60% 0,53
Приволжский ФО Чувашская Республика - Чувашия 36% 158 215 21% 0,54
Северо-Кавказский ФО Чеченская Республика 167% 79 211 94% 0,83
Южный ФО Астраханская область 10% 187 205 78% 0,48
Сибирский ФО Кемеровская область -50% 386 193 69% 0,29
Центральный ФО Смоленская область -13% 219 191 68% 0,48
Сибирский ФО Омская область -16% 207 173 39% 0,21
Уральский ФО Ханты-Мансийский АО -10% 189 171 31% 0,48
Северо-Западный ФО Архангельская область и Ненецкий АО 28% 121 155 50% 0,38
Центральный ФО Ивановская область 37% 113 155 54% 0,33
Приволжский ФО Республика Мордовия 80% 79 143 47% 0,49
Приволжский ФО Республика Марий Эл -26% 191 141 38% 0,61
Северо-Западный ФО Республика Коми 225% 42 137 47% 0,32
Центральный ФО Тверская область -3% 134 130 42% 0,45
Северо-Кавказский ФО Республика Северная Осетия - Алания 41% 87 123 17% 0,32
Северо-Кавказский ФО Кабардино-Балкарская Республика 6% 113 120 74% 0,50
Дальневосточный ФО Хабаровский край 24% 96 119 51% 0,22
Северо-Западный ФО Новгородская область 151% 47 118 73% 0,49
Центральный ФО Орловская область 0% 113 113 37% 0,36
Сибирский ФО Республика Бурятия 42% 76 108 59% 0,30
Уральский ФО Курганская область 23% 85 104 76% 0,34
Северо-Западный ФО Псковская область 91% 52 99 75% 0,38
Дальневосточный ФО Сахалинская область -38% 158 98 64% 0,58
Южный ФО Республика Адыгея 168% 35 94 45% 0,67
Центральный ФО Костромская область -21% 114 90 73% 0,44
Сибирский ФО Республика Хакасия 80% 49 89 74% 0,51
Северо-Западный ФО Республика Карелия -7% 85 79 54% 0,31
Сибирский ФО Республика Алтай 46% 53 78 90% 0,71
Северо-Кавказский ФО Республика Ингушетия -26% 79 59 95% 0,48
Сибирский ФО Забайкальский край -26% 68 50 82% 0,22
Северо-Кавказский ФО Карачаево-Черкесская Республика -34% 70 47 100% 0,39
Южный ФО Республика Калмыкия 48% 28 41 71% 0,38
Уральский ФО Ямало-Ненецкий АО -12% 46 41 47% 0,43
Центральный ФО Брянская область -84% 213 35 67% 0,31
Сибирский ФО Республика Тыва -20% 32 26 97% 0,30
Дальневосточный ФО Амурская область -43% 43 25 51% 0,20
Дальневосточный ФО Камчатский край 22% 17 21 96% 0,22
Северо-Западный ФО Мурманская область -1% 17 17 100% 0,08
Дальневосточный ФО Еврейская АО -16% 15 12 100% 0,29
Дальневосточный ФО Магаданская область и Чукотский АО 12% 3 3 100% 0,06

__________________________________________________________________

Справка о компании

ЦИАН – лидер российского рынка онлайн-недвижимости. В состав группы входят сайты CIAN.RU, EMLS.RU .

По данным LiveInternet совокупная ежемесячная аудитория проектов составляет 10,5 млн. уникальных пользователей.

Перед направлением электронного обращения в Минстрой России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса.

1. К рассмотрению принимаются электронные обращения в сфере компетенции Минстроя России, заполненные в соответствии с прилагаемой формой.

2. В электронном обращении может содержаться заявление, жалоба, предложение или запрос.

3. Электронные обращения, направленные через официальный Интернет-портал Минстроя России, поступают на рассмотрение в отдел по работе с обращениями граждан. Министерство обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений. Рассмотрение электронных обращений осуществляется бесплатно.

4. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" электронные обращения регистрируются в течение трёх дней и направляются в зависимости от содержания в структурные подразделения Министерства. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Электронное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Минстроя России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.

5. Электронное обращение не рассматривается при:
- отсутствии фамилии и имени заявителя;
- указании неполного или недостоверного почтового адреса;
- наличии в тексте нецензурных или оскорбительных выражений;
- наличии в тексте угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- использовании при наборе текста некириллической раскладки клавиатуры или только заглавных букв;
- отсутствии в тексте знаков препинания, наличии непонятных сокращений;
- наличии в тексте вопроса, на который заявителю уже давался письменный ответ по существу в связи с ранее направленными обращениями.

6. Ответ заявителю обращения направляется по почтовому адресу, указанному при заполнении формы.

7. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

8. Обращения, поступившие через сайт, обобщаются и представляются руководству Министерства для информации. На наиболее часто задаваемые вопросы периодически публикуются ответы в разделах «для жителей» и «для специалистов»