Микроэкономика как часть современной экономической теории


Введение


Термин «экономика» происходит от двух греческих слов: «ойкос» - дом или хозяйство, и «номос» - учение или закон. То есть получается, что экономика - это искусство, навыки или умение правильно вести домашнее хозяйство.

Экономика выступает как материальная основа для существования общества. Дело в том, что экономика предоставляет в готовом виде те ресурсы, которые необходимы для дальнейшего развития других сфер.

Микроэкономика выступает как особый раздел в фундаментальном курсе экономической теории.

Наиболее устойчивой является структура курса экономической теории, в основу которой положен предмет экономической науки - экономика и ее уровни - отдельное предприятие, фирма, национальная экономика, интернациональные процессы в экономике. Структурно экономическая теория включает в себя три раздела: микроэкономику, макроэкономику и мировую экономику.

В общих основах экономической теории дается характеристика понятия общества и экономики, материального производства как основы жизни человеческого общества; обосновывается необходимость изучения законов и закономерностей развития общественного производства, раскрываются предмет и объект экономической теории, показывается исторический процесс развития данной науки. В данном разделе исследуются природа экономической системы общества, место и роль отношений собственности в экономической системе и в совокупности экономических отношений.

Микроэкономика изучает поведение отдельных экономических агентов. В центре ее анализа - цены отдельных товаров, затраты-издержки, формы и механизмы формирования капитала и функционирования фирмы, механизм ценообразования, мотивация труда. Микроэкономика объясняет, как и почему принимаются экономические решения на низшем уровне, каким образом фирмы планируют численность рабочих, как потребители принимают решения о покупке товара и как на его выбор влияют изменения цен и доходов потребителей. Микроэкономика помогает понять взаимодействие субъектов экономики и в отраслях промышленности.

Макроэкономика изучает экономические процессы и явления на уровне государства. Объект ее исследования - национальный продукт, экономический рост, занятость, инфляция. Макроэкономика рассматривает экономические процессы на уровне национальной экономики.

Мировая экономика рассматривает экономические отношения в мировом сообществе, принципы их функционирования и регулирования.

Объектом исследования курсовой работы является составная часть экономической науки микроэкономика.

Целью данной работы является изучение места и роли микроэкономики в системе экономических знаний.

Для осуществления данной цели в работе поставлены следующие задачи:

исследовать объект и предмет микроэкономики;

рассмотреть методы микроэкономики;

рассмореть микроэкономику и хозяйственную практику.


1.Предмет Микроэкономической теории


Микроэкономика является составной частью экономической теории, изучает экономические взаимоотношения между людьми и определяет общие закономерности их хозяйственной деятельности. Другими словами, микроэкономика - это наука о принятии решений, изучающая поведение отдельных агентов. Ее составными проблемами являются:

цены и объемы выпуска и потребления конкретных благ;

состояние отдельных рынков;

распределение ресурсов между альтернативными целями.

Микроэкономика изучает относительные цены, т. е. соотношения цен отдельных благ, в то время как абсолютный уровень цен изучает макроэкономика.

Непосредственным предметом микроэкономики являются экономические отношения, связанные с эффективным использованием ограниченных ресурсов; принятие решений отдельными субъектами экономики в условиях экономического выбора.

Современная микроэкономика состоит из четырех частей. Первая часть посвящена анализу закономерностей образования потребительского спроса. В этой части микроэкономики развиваются теории предельной полезности. Во второй части микроэкономики анализируется предложение в первую очередь с точки зрения изучения поведения отдельной фирмы и формирования ее издержек в конкретных рыночных условиях. Третья часть посвящена анализу соотношения спроса и предложения в зависимости от различных форм рынков (рынков совершенной или несовершенной конкуренции). В четвертой части - теории распределения - анализируются рынки и проблемы ценообразования факторов производства.

Микроэкономика дает представление о движении индивидуальных цен и имеет дело со сложной системой связей, именуемой рыночным механизмом. Она рассматривает проблемы затрат, результатов, полезности, стоимости и цены в том виде, в каком они формируются в непосредственном процессе производства, в актах обмена на рынке.

Основы микроэкономики создавались австрийской школой, основными представителями которой были К. Менгер, Ф. Визер, Э. Бем-Баверк. Значительный вклад в развитие микроэкономики внесли английские экономисты А. Маршалл, А. Пигу, Дж. Хикс, американский экономист Дж. Б. Кларк, итальянский экономист В. Парето, швейцарский экономист Л. Вальрас и др.

Микроанализ претерпел определенную модификацию, в частности расширился объект микроэкономики.

Объект микроэкономики - это экономическая деятельность людей и возникающие в ее ходе общие экономические проблемы, разрешаемые в соответствии с существующими институтами. Объектами микроэкономики являются: отдельные индивиды, домохозяйства, фирмы, собственники первичных производственных ресурсов, крупнейшие корпорации, связанные с другими фирмами внутри страны и за ее пределами, и даже целые отрасли экономики.

Субъектами микроэкономики являются домашние хозяйства, предприятия, государство.

Уточним приведенное общее определение предмета микроэкономики (рис. 3).

Первое. В условиях действия закона редкости ресурсов микроэкономика формулирует основные принципы рационального поведения всех типов хозяйствующих субъектов, включая предприятия, фирмы, домашние хозяйства и т. д., изучает механизм принятия оптимальных управленческих решений.

Второе. Микроэкономика раскрывает содержание экономической и социальной эффективности, разрабатывает критерии и соответствующие показатели, которые используются при оценке конечных результатов хозяйствования.

Третье. Современная микроэкономика может быть представлена как совокупность теорий, включая теории производства, теории фирмы, теории ценообразования, теории развития рыночных отношений и антимонопольного регулирования, наконец, теории издержек производства, дохода и прибыли.

Четвертое. Микроэкономика изучает экономические отношения, возникающие в процессе производства, обмена, распре деления и потребления материальных благ на уровне хозяйствующих субъектов. Раскрывая содержание данных отношений, современная микроэкономика исследует отношения присвоения и собственности, формирование и развитие экономических интересов хозяйствующих субъектов.


Рис.3. Предмет и объекты исследования современной микроэкономики


2. Методы экономического анализа микроэкономической теории


Чтобы проникнуть в сущность экономических явлений и выдвинуть конкретные практические рекомендации, микроэкономика обязана руководствоваться соответствующей научной методологией.Методология микроэкономики включает метод и теоретическую основу. Метод выступает как совокупность общемировоззренческих принципов, общих научных методов и частных приемов познания.Чтобы дать логически непротиворечивое и подтверждаемое объяснение экономическим событиям, ученые используют ряд универсальных научных приемов: вводят понятия для обозначения наблюдаемых явлений, выдвигают гипотезы о формах взаимозависимости между объектами наблюдения, создают модели, описывающие механизм протекания экономических процессов.Среди общенаучных методов познания современная микроэкономика активно использует такие методы как: научное абстрагирование, анализ и синтез, индукцию и дедукцию, единство качественного и количественного анализа, системно-структурный анализ и др.Важнейшим методом экономики как науки является метод абстракции. Этот метод особенно широко использует микроэкономика при изучении рыночного механизма, его составных элементов, поведения покупателей и продавцов и т.д. Хотя микроэкономика имеет дело с рынками отдельных товаров, она рассматривает рынок вообще в его абстрактном виде, что помогает лучше понять экономическое содержание рынка, механизм его функционирования.

При этом исследователь отвлекается от всего второстепенного, чтобы выявить наиболее существенные стороны явлений, повторяющиеся черты. Так возникают понятия: производство вообще, потребности, распределение, обмен и т.д. Логические понятия, отражающие наиболее общие и существенные стороны экономической жизни общества, называются экономическими категориями.В экономике, несмотря на внешний хаос и случайности, действуют определенные, типичные, характерные связи.Анализ - мысленное расчленение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из этих частей отдельно.Путем синтеза воссоздается целостная картина процесса или явления. Например, при изучении механизма рыночного ценообразования сначала изучаются отдельные стороны рыночного механизма: спрос и предложение, а затем происходит переход к синтезу этих частей и исследованию процесса формирования рыночной цены.Посредством индукции обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам.Дедукция - переход от общего к частному.Оба метода имеют равное значение в экономических исследованиях и дополняют друг друга. Отмечают, что для традиционной отечественной экономической теории характерно стремление к более активному использованию дедуктивных умозаключений: изучив общие закономерности в развитии экономических процессов, имевших место в отечественной или зарубежной экономической истории и хозяйственной практике, исследователи формулируют рекомендации и выводы. Западные экономисты более активны в использовании индукции как метода познания. Для них характерна оценка экономических процессов с позиций отдельного человека: потребителя или предпринимателя.Определенной спецификой характеризуется метод микроэкономического анализа. В частности, широко используется метод функционального анализа, который требует рассмотрения тех или иных элементов экономики с учетом воздействия на них различных факторов. В результате один рассматриваемый объект предстает как функция, другой - как аргумент. При этом довольно часто применяется метод допущений, предполагающий анализ воздействия одного фактора на другой «при прочих неизменных условиях».Важную роль в микроэкономике играет метод предельного анализа.

Он предполагает учет изменений в виде прироста тех или иных результатов экономической деятельности: затрат, доходов, продукта, полезности и т.д.Это, в свою очередь, обусловливает особое значение статистического метода, позволяющего получать данные, необходимые для анализа состояний отдельных рынков, предприятий, делить их, впрочем, как и потребителей, на определенные типы, виды, категории. Данный метод часто используется во взаимосвязи с методом учета равновесных и неравновесных состояний изучаемых объектов: рынков, требующих соотношения доходов и расходов товаропроизводителей, цен и полезностей потребляемых благ и т.д.Единство количественного и качественного анализа. Необходимость использования количественного анализа обычно ни у кого не вызывает особых сомнений. Сложнее всегда обстоит дело с тем, чтобы количественный анализ органически дополнить качественным анализом, который предполагает исследование природы экономических отношений.Важность качественного анализа состоит в том, что он непосредственно затрагивает отношения собственности и присвоения, механизм формирования экономических интересов хозяйствующих субъектов. Единство количественного и качественного анализа проявляется при использовании такого хорошо известного приема, как сравнение. В процессе сравнения есть возможность сопоставить количественные и качественные параметры изучаемого экономического явления с параметрами (эталоном) уже известного явления.

На практике сравнение используется, когда сопоставляются: фактические и прогнозные (плановые) значения; показатели анализируемого предприятия и результаты работы других предприятий отрасли; данные о развитии предприятия в отчетном периоде и среднеотраслевые показатели; различные варианты управленческих решений (бизнес-планов и т. п.).Системно-структурный анализ. Особое преимущество системно-структурного анализа состоит в том, что такой прием позволяет увязать отдельные части, функции и подсистемы, например, предприятия в единый механизм. Предполагается выделение внутренних и внешних факторов развития исследуемого хозяйствующего субъекта, обнаружение его «системного качества».Балансовый метод. Особой формой реализации структурного анализа выступает балансовый способ исследования экономического процесса. Балансовый метод используется для отражения соотношений, пропорций двух групп взаимосвязанных и уравновешенных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественными. Он широко применяется при анализе обеспеченности предприятия трудовыми и финансовыми ресурсами, при анализе денежных до ходов и расходов домашнего хозяйства. Из общенаучных методов использования логически вытекает использование частных приемов исследования. При этом частные методы в состоянии учесть специфику экономического явления, сориентированы на решение конкретных практических задач.Широкое применение находят экономико-математические методы, методы Поскольку предметом микроэкономики является поведение субъектов экономики, то в микроэкономике особое значение приобретает метод наблюдения. Речь идет о наблюдении поведения людей как производителей и потребителей, покупателей и продавцов, что позволяет выявить факторы, определяющие то или иное поведение, наличие закономерностей их действия.моделирования, графические методы, эксперимент.

Моделирование. В процессе моделирования предпочтительнее выдвигать не одну, а несколько моделей, которые до определенного момента должны рассматриваться как конкурирующие. В дальнейшем отбрасываются те модели, которые не могут объяснить предыдущее состояние экономического объекта или которые противоречат реальной действительности.

В современной микроэкономике используются модели двух типов - оптимизационные и равновесные. Оптимизационные модели применяются при наличии оптимального выбора потребителя и производителя или точки рыночного равновесия. В оптимизационных моделях широко используются предельные величины.Модели рыночного равновесия выдвигаются при исследовании взаимоотношений между хозяйствующими субъектами. В таких моделях в качестве переменной величины выступает лишь один экономический параметр. Все остальные рассматриваются как постоянные.Реалистичность допущений и объясняющая способность особенно важны для моделей, цель которых - выявить закономерности поведения экономических агентов.

Эксперимент. Эксперимент выступает как искусственное воспроизведение объекта (экономического процесса) в наиболее благоприятных условиях с целью его изучения и накопления практического опыта. Цель эксперимента - доказательство правильности определенной гипотезы, выдвинутой на основе изучения существующей практики экономического развития.


. Микроэкономика и хозяйственная практика


Экономисты подразделяют экономическую науку на 3 уровня:

1.описательная (или эмпирическая) экономическая наука, занимающаяся сбором фактов хозяйственной практики, относящихся к конкретной проблеме или определенному аспекту экономики, и формированием гипотез на их базе.

Гипотеза - это сформулированный предварительный, непроверенный принцип. Если гипотеза подтверждается экономической практикой, то она перерастает в экономическую теорию. Если гипотеза не подтверждается практикой, то она отвергается.

2.Экономическая теория выявляет общие принципы (закономерности) поведения экономических субъектов и институтов, занимающихся производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг.

В связи с тем, что с течением времени факты, т.е. реальное поведение экономических субъектов и институты изменяются, то необходимо постоянно сверять существующие принципы и теории с изменяющейся экономической средой. Этот факт (изменение экономической среды) объясняет причину смены господствующих экономических школ в ходе истории экономической мысли.

3.Экономическая политика. Общее представление об экономическом поведении (т.е. экономическая теория), которое формируется на основе экономических принципов, может затем быть использовано для выработки экономической политики, т.е. мер или решений, обеспечивающих исправление или устранение рассматриваемой проблемы. Приводя в действие экономические решения, экономическая политика меняет экономическую систему, приводя ее в новое состояние, а это в свою очередь влияет на экономическую теорию.

При исследовании экономических процессов и явлений различают:

·позитивную экономическую теорию - «совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что есть» (Дж.Н. Кейнс). Она исследует фактическое состояние экономических явлений.

·нормативную экономическую теорию - «совокупность систематических знаний, относящихся к тому, то должно быть» (Дж.Н. Кейнс). Она изучает нечто идеальное, т.е. какой должна быть экономика и какую экономическую акцию для этого следует предпринять.

Позитивное утверждение не всегда может быть верным, но его можно проверить с помощью фактов. Нормативные теории чаще всего выводят из позитивных, но их истинность или ложность с помощью фактов проверить нельзя. Проведение экономической политики предполагает решение следующих задач: 1) экономической свободы (предоставление возможности выбора поведения экономическим субъектам);

)полной занятости (удержание безработицы на естественном уровне);

)экономического роста (роста уровня жизни всего населения); стабильности цен (финансовой стабильности);

)экономической безопасности;

) справедливого распределения доходов.

Практикум1. Не имеет отношения к предмету микроэкономики1) эффективное использование ограниченных ресурсов2) свободные производственные ресурсы3) максимальное удовлетворение потребностей людей4) поведение отдельных экономических субъектовОтвет: 2В условиях действия закона редкости ресурсов микроэкономика формулирует основные принципы рационального поведения всех типов хозяйствующих субъектов, включая предприятия, фирмы, домашние хозяйства и т. д., изучает механизм принятия оптимальных управленческих решений.Если бы ресурсы не были бы недостаточны, не было бы и необходимости заботиться о наилучшем, оптимальном их распределении между различными нуждами, не надо было бы экономить их, повышать эффективность их использования, устанавливать какие-либо принципы распределения потребительских товаров и услуг.2. Экономические модели используются для1) предсказания будущего2) предсказания того, что вероятнее всего произойдет при определенных условиях3) точного установления местоположения экономики в любой момент времени4) все перечисленное неверноОтвет: 2Микроэкономика связана с объяснением и прогнозированием наблюдаемых явлений. В экономике, как и в других науках, обоснование и прогноз основываются на теоретических положениях, которые используются для объяснения наблюдаемых явлений с точки зрения совокупности основных правил и предположений.


Заключение


Таким образом, микроэкономика - часть экономической теории в целом, ее важный особый раздел. Как и во всей экономической теории, в микроэкономике изучаются экономические отношения людей, их экономическое поведение и деятельность. Ведь именно люди ищут и находят ресурсы, включают их в процесс производства, производят продукты, товары, получают доходы, используют их для содержания семьи и общества в целом.Субъектами микроэкономики являются домашние хозяйства, предприятия, государство. Объектами микроэкономики выступают проблемы редкости и оптимального выбора, вопросы эффективности производства, процессы формирования полезности, механизм взаимодействия спроса и предложения.Специфика микроэкономического подхода состоит в том, что анализ национальной экономики начинается с наблюдения за поведением отдельных экономических субъектов, взаимодействие которых в ходе достижения своих целей образует общественное хозяйство.Чтобы проникнуть в сущность экономических явлений, выдвинуть обоснованный прогноз развития и конкретные практические рекомендации, микроэкономика руководствуется научной методологией. Методология проявляется как способность мыслить научными категориями и понятиями, обнаруживается как технология теоретического мышления, включает метод и теоретическую основу. Метод выступает как совокупность мировоззренческих принципов, общих научных методов и частных приемов познания.

теория микроэкономика наука

Список использованной литературы


.М.И.Беляев, «Микроэкономика», Издательство: Москва - 2011.

.Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: в 3 т. -М.:Издательство «Омега-Л»; СПб.: Экономикус, 2010. -Часть 1

3.Гукасьян Г.М., «Экономическая теория: ключевые вопросы», М.: ИНФРА-М, 2012

.Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. Учебник. 2011 г.

.Экономическая теория / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечеловой. М., 2013


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

На протяжении веков предмет экономической науки уточнялся, изменялся: до XVII в. экономика изучала особенности домашнего хозяйства, далее А. Монкретьен определил ее как науку об общественном хозяйстве (политическая экономия). Долгие годы ее предметом называли богатство народов.

В марксистском понимании политэкономия - это наука, изучающая систему экономических (производственных) отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, во взаимосвязи с производительными силами общества.

Во многих современных учебниках в качестве предмета экономической теории рассматривается экономическое поведение людей.

Синтезируя представления различных научных школ, ученых за ряд веков, предметом экономической теории можно считать систему экономических (производственных) отношений в единстве с богатством и ограниченностью ресурсов, их эффективным использованием. Эта наука изучает поведение человека - и как производителя и как потребителя.

Современная экономическая теория - вершина многослойной пирамиды (системы) экономических знаний, накопленных человечеством за последние 400 лет. А экономическая наука возникла еще в Древней Греции, впервые выделена Ксенофонтом (430-355 гг. до н.э.) как «экономия» в сочетании с «полисом» - государством, т.е. наука о национальном (общественном) хозяйстве. Первый этап зарождения экономической теории охватывает эпоху рабовладельческого и феодального общества, т.е. отражает взгляды дорыночной эпохи с преобладанием натурального хозяйства.

В XVI в., после великих географических открытий, стали быстро развиваться товарно-денежные отношения. Началась систематизация экономических знаний. Возник меркантилизм как первая система экономических знаний и второй этап становления экономической теории. В период возникновения капитализма (в XVII в.) французский экономист Антуан де Монкретьен назвал экономику «политической экономией» («Трактат политической экономии», 1615 г.). Так возникла самостоятельная наука - политическая экономия.

Третий этап ее становления как самостоятельной науки связан с зарождением школы физиократов в середине XVIII в. (Ф. Кенэ, А. Тюрго), которые (в отличие от меркантилистов) поставили в центр экономической науки не торговлю, а производство товаров и услуг.

Четвертый этап - развитие классической школы политической экономии, возникшей в последней трети XVIII в. (А. Смит) и получившей наивысшее развитие в XIX в. (Д. Рикардо, К. Маркс). Ее основные положения сохраняют принципиальное значение до настоящего времени, т.е. развиваются и обогащаются в современных научных школах, зарождавшихся из классицизма и его критики на протяжении 200 лет.

Основными направлениями и школами современной экономической теории (XX-XXI вв.) являются:

    Маржинализм - первое и ведущее направление (научная школа) неоклассической экономической теории. Первая маржиналистская революция в экономической теории произошла в 70-х гг. XIX в. (У. Джевонс, К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверк). Ее стержнем является теория «предельной полезности» товара, призванная заменить классическую теорию трудовой стоимости товара.

    Неоклассицизм - сложился в 90-х гг. XIX в. в результате второго этапа маржиналистской революции и достиг расцвета в первой трети XX в. в трудах А. Маршала и Дж. Кларка. Наибольшее современное значение сохраняют функциональный анализ факторов производства, теория факторных доходов, ценообразования, а также применение экономико-математических методов анализа.

    Неолиберализм возник в 30-х гг. XX в. и остается одним из самых влиятельных направлений экономической теории (Й. Шумпегер, В. Ойкен, А. Эрхард, Л. Мизес, А. Шварц и др.). На рубеже XX-XXI вв. большое влияние в теории и практике получила чикагская школа неолиберализма или монетаризм (М. Фридмен). Монетаризм был положен в основу радикального реформирования экономики при переходе к рынку.

    Кейнсианство возникло в 30-х гг. XX в. в противоположность неоклассицизму под влиянием мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. Эта теоретическая школа считает невозможной экономическую стабильность без государственного вмешательства в экономику. Неокейнсианство возродилось в 70-х гг. под влиянием новой волны экономического регулирования экономического роста.

    институционализм , возникший в конце XIX в. как альтернатива неоклассицизму, постоянно развивается и обогащается до настоящего времени. В центр экономики эта теоретическая школа поставила человека и считает, что экономическая теория должна изучать не только экономические отношения, но все условия и факторы, влияющие на хозяйственную жизнь - социальные, правовые, психологические, политические. Большое значение придается экономическому поведению людей, а также социальным гарантиям экономической стабильности.

Следовательно, современная экономическая теория развивается на основе плюрализма экономических школ и взглядов, отражающих разные стороны, срезы экономических отношений и всей хозяйственной жизни.

Сложность и многоуровневый характер экономической жизни обусловлен наличием большого количества сопряженных отраслей экономического знания, и, следовательно, специальных экономических наук. Эти науки, изучающие отдельные элементы, структуру, прямые и обратные связи экономической действительности, сложились в систему экономических наук.

Методологической, теоретической базой этой системы является экономическая теория. Выполняя методологическую функцию, экономическая теория имеет и свой предмет исследования - сущность и характер экономической деятельности отдельного субъекта и всей их совокупности на уровне национальной экономики.

К экономическим субъектам в рыночной экономике относят фирмы и предприятия, государство, различные фонды, объединения, ассоциации, домохозяйства (семья) и отдельного человека. Их деятельность образует экономические явления и процессы. Причинно-следственные взаимосвязи между экономическими явлениями в процессе их развития называют экономическими законами. Они используются экономическим субъектом для достижения определенных результатов.

Функциональная деятельность экономических субъектов направлена на решение трех основных задач воспроизводства.

    1. Что производить, в каком количестве, какого качества и в каком ассортименте.

    2. Как производить, какие нести затраты, с привлечением каких ресурсов, с использованием каких технологий, с участием каких экономических субъектов.

    3. Для кого производить, что именно будет определять структуру социальных и производственных потребителей и отношения с ними.

Все три вопроса формируют отношения между экономическими субъектами в сфере производства, распределения, обмена и потребления.

Метод анализа - это способ познания, путь исследования. При изучении экономической теории применяется общий философский метод познания мира - диалектика, основы который заложили еще древние греки и которую блестяще развил в научную систему немецкий философ Г. Гегель. Диалектика рассматривает явления в постоянном развитии, в их взаимосвязи и взаимодействии, проникает в сущность процессов и явлений, познает причины и источники развития.

Выделяют следующие этапы экономического исследования.

    1. Сбор фактов к изучению проблемы.

    2. Обобщение результатов, т.е. установление экономических принципов. Выведение обобщений из фактов называется экономическим анализом.

Здесь применяется метод индукции - умозаключение от частного к общему. Например, заметим связь между ценой и спросом на конкретный товар. Обобщением здесь является закон спроса. Метод дедукции - умозаключение от общего к частному. Исходя из выведенного закона спроса, можно предположить, что и для других товаров наблюдается подобная обратная связь между ценой и спросом.

На последнем этапе общие принципы экономического поведения могут быть использованы для разработки экономической политики.

При обобщениях часто используется метод прогнозирования . Для составления прогнозов используется моделирование. Экономическая модель - это математическое выражение, основанное на экономической теории. Можно использовать модели своей фирмы и фирмы конкурента для прогнозирования изменения выпуска продукции фирмы-конкурента под влиянием выпуска своей фирмы.

Метод научной абстракции - т.е. абстрагирование от всего частного, случайного, кратковременного при определении типичных, характерных черт.

Ведущую роль в экономических исследованиях играют позитивный и нормативный анализы.

Позитивный анализ предполагает объяснение и прогнозирование явлений в экономике. Он не связан с субъективными оценочными суждениями и основывается на том, что есть и может быть. Большинство позитивных утверждений не являются спорными. Например, позитивным является утверждение: «если какой-то товар облагается налогом, то его цена повышается» или «увеличение подоходного налога приводит к снижению покупательской стоимости населения, следовательно, спрос уменьшается, цены не растут».

Нормативный анализ строится на оценочных суждениях отдельных людей и основан на том, что должно быть. Он предполагает рецепты действий и применим, как правило, на уровне обоснования экономической политики. Например, утверждение «для снижения уровня инфляции необходимо повысить подоходный налог» является нормативным, ведь другие экономисты могут считать, что подоходный налог нельзя повышать, так как это снижает доходы людей, которые и так невысоки в России. Таким образом, с нормативным подходом в экономике почти всегда связаны разногласия.

Наконец, нередко встречается понятие альтернативная стоимость . Стоимость любого товара или услуги определяется количеством других товаров или услуг (суммой их стоимостей), которым надо пожертвовать, чтобы получить данный товар, услугу. Например, альтернативная стоимость строительства нового стадиона - это цена других товаров и услуг, производство которых, образно говоря, принесено в жертву строительству данного стадиона.

Экономическая теория как наука о развитии экономических отношений людей затрагивает в различной мере все стороны национальной и мировой экономики. Поэтому она тесно связана со всеми другими экономическими науками, обогащается и развивается вместе с ними в единой системе экономических знаний.

Экономическая теория является методологической и теоретической базой всех отраслевых, функциональных и информационно-аналитических наук. Последние познают и изучают экономические отношения, взаимосвязи и особенности проявления экономических законов в отдельных отраслях экономики (промышленность, сельское хозяйство, строительство, агропромышленный комплекс и др.), а также их отражение в финансово-кредитной и других сферах.

По мере развития экономики и накопления научных знаний происходит дифференциация и интеграция экономических наук. Появляются сопряженные с экономикой отраслевые и функциональные науки: экономическая социология, история экономики, экономическая информатика, экономика природопользования, маркетинг, банковское дело, биржевое дело и др. Следовательно, система экономических наук постоянно обогащается и развивается.

Экономическая теория занимает ведущее положение в системе экономических наук и выполняет следующие функции:

    Познавательная или теоретическая функция - познавать, изучать, объяснять процессы и явления экономической жизни, раскрывать их внутреннюю сущность и взаимосвязи;

    Методологическая функция - экономическая теория составляет теоретическую базу всей системы экономических наук, каждая из которых имеет свои теоретические положения, опирающиеся на принципы общей экономической теории;

    Мировоззренческая функция - экономическая теория, наряду с другими экономическими науками, способствует формированию научного мировоззрения, адекватного цивилизованной рыночной экономике;

    Прогностическая - всесторонняя альтернативная оценка, научно-обоснованное предвидение экономических и других последствий, принимаемых хозяйственных решений в целях укрепления экономической безопасности страны.

Обществу всегда необходимо принимать решения о том, какие товары и услуги следует производить, а какие не нужно, т.е. экономика постоянно сталкивается с проблемой выбора. На рис. 2.1 кривая производственных возможностей показывает максимально возможный выпуск продукции при полном использовании данных ресурсов и технологий.

Количество использованных ресурсов неизменно, а производство ведется эффективно. Тогда граница производственных возможностей будет иметь вид кривой АБ . (пример">А единиц ПТ , либо Б единиц ИТ , либо может находиться в любой точке на кривой производственных возможностей АБ . На этой границе в каждой точке общество будет производить максимально возможное при данных ресурсах количество продукции. Реально же выбирается один вариант (точка на прямой АБ ), что зависит от множества факторов - экономических, политических, социальных и т.д.

Если общество захочет производить больше инвестиционных и потребительских товаров (точка М вне кривой производственных возможностей), то имеющихся ресурсов будет недостаточно, производство будет невозможно. Увеличение выпуска обоих видов товаров при экономическом росте станет возможным при увеличении экономического потенциала страны (НТП, новые месторождения полезных ископаемых, качество рабочей силы и управления, и т.д.).

Любая точка внутри кривой производственных возможностей указывает на неполную занятость ресурсов, на их неэффективное использование.

В то же время в наличии у общества обычно есть резервы, что позволяет в экстремальной ситуации резко увеличить объем выпуска одного товара, не сокращая производство другого. Экономика страны часто недоиспользует свой экономический потенциал: это безработица, неэффективное управление, банкротства предприятий.

Количество товара, от которого следует отказаться, чтобы получить дополнительное количество другого товара, называется вмененными экономическими издержками этого товара, т.е. мы вновь сталкиваемся с понятием альтернативной стоимости. Здесь необходимо различать вмененные издержки на производство дополнительной единицы товара и общие вмененные издержки. Производство дополнительных единиц одного товара влечет за собой жертвование все возрастающим количеством другого товара. В этом заключается сущность закона возрастающих вмененных издержек (рис. 2.2 ).

На данном графике производство каждой дополнительной единицы ПТ будет требовать все большего сокращения инвестиционных товаров. Этим объясняется вогнутость вверх кривой производственных возможностей.

1. Что является предметом изучения экономической теории?

2. Назовите функции экономической теории.

3. Назовите три фундаментальных вопроса экономической теории. .

4. Дайте определение общему методу анализа экономических процессов.

5. В чем сущность методов индукции и дедукции?

6. Что представляют собой позитивный и нормативный анализы?

7. Нарисуйте кривую производственных возможностей.

8. Укажите место экономической теории в системе экономических знаний.

Если предмет науки характеризуется тем, что она изучает, то метод - как это исследуется. От правильно принятого метода зависит реальность результатов и правильность сделанных выводов.

Термин «метод» происходит от греческого слова и в переводе означает «способ», «путь следований». Метод - это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения цели.

Учение о методах, теоретическое обоснование используемых в науке методов познания принято называть методологией. Дословно термин «методология» означает учение о методах познания.

В настоящее время все многообразие методов познания экономических явлений и процессов принято объединять в следующие группы:

  • 1) общефилософские;
  • 2) общенаучные;
  • 3) частнонаучные (специальные).

Общефилософские методы служат основанием, на котором развивается экономическая наука. Исторический опыт вызвал к жизни разнообразные экономические подходы к изучению хозяйственной деятельности людей, различные научные школы, которые базировались на разных философских мировоззренческих основах, таких как метафизика, диалектика, материализм.

Метафизика дословно переводится как то, что следует после физики. Этим термином обозначается часть философского учения

Аристотеля, исследующая высшие, недоступные для органов чувств, лишь умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего в мире.

Диалектика - это наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека и его мышления. Она требует изучения действительности во взаимосвязи явлений и постоянном их изменении и развитии.

Материализм представляет собой философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, т.е. вне и независимо от сознания человека; материя первична, никем не сотворена и существует вечно. Сознание, мышление - свойство материи. Утверждается познаваемость мира, его закономерностей.

Общенаучные методы - это методы, которые используются во всех или многих областях научного знания. Среди них принято выделять: исторический, логический и метод научной абстракции.

Исторический метод требует, чтобы экономические явления изучались не просто в развитии, а с учетом специфических условий существования отдельных народов, стран, регионов, в том числе с учетом исторических традиций, особенностей культуры, обычаев.

Логический метод относится к абстрактно-теоретическим и основывается на использовании таких приемов, как анализ и синтез, индукция и дедукция.

Анализ - это мысленное расчленение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из этих частей в отдельности. Путем синтеза экономическая теория воссоздает единую целостную картину. Широко распространены индукция и дедукция. Посредством индукции (наведения) обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция (выведение) делает возможным переход от общих выводов к частным.

Анализ и синтез, индукция и дедукция применяются экономической теорией в единстве. Их сочетание обеспечивает системный, комплексный подход к сложным (многоэлементным) явлениям хозяйственной жизни.

Особо необходимо обратить внимание на один из ключевых методов, используемых в экономической теории, - это метод научной абстракции (от лат. abstractio - отвлечение). Исследователь отвлекается от второстепенных сторон явлений, чтобы выявить то, что в них существенно и постоянно повторяется. Так возникают общие понятия: производство, потребности, распределение, обмен и др.

Исторический и логический методы занимают важное место в исследовании экономических явлений и процессов. Они не противостоят друг другу, а применяются в единстве, поскольку исходный пункт исторического исследования совпадает, в общем и целом, с исходным пунктом логического исследования. Однако логическое (теоретическое) исследование экономических явлений и процессов не является зеркальным отражением исторического процесса. В конкретных условиях той или иной страны могут возникнуть экономические явления, которые не обязательны для господствующей системы хозяйствования. Если фактически (исторически) они имеют место, то в теоретическом анализе их можно игнорировать. Мы можем от них отвлечься. Историк же не может игнорировать такого рода явления. Он должен их описать.

Используя исторический метод, экономика исследует хозяйственные процессы и явления в той последовательности, в которой они в самой жизни возникали, развивались и сменялись одни другими. Такой подход позволяет конкретно и наглядно представить особенности различных экономических систем.

Исторический метод показывает, что в природе и обществе развитие идет от простого к сложному. Применительно к предмету экономики это означает, что во всей совокупности экономических явлений и процессов необходимо выделить в первую очередь наиболее простые, возникающие раньше других и составляющие основу возникновения более сложных. Например, в анализе рынка это такое экономическое явление, как обмен товаров.

Частнонаучные методы представляют собой использование экономической теорией научных достижений технических, естественных, смежных общественных наук.

Рассмотрим некоторые из них.

Экономическим процессам и явлениям присуща качественная и количественная определенность. Поэтому экономическая теория широко использует математические и статистические приемы и средства исследования, которые позволяют выявить количественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни, их переход в новое качество. При этом широко применяется вычислительная техника. Особую роль здесь играет метод экономико-математического моделирования. Данный метод, являясь одним из системных методов исследования, позволяет в формализованной форме определять причины изменений экономических явлений, закономерности этих изменений, их последствия, возможности и издержки влияния, а также делает реальным прогнозирование экономических процессов. С помощью этого метода создаются экономические модели.

Экономическая модель - это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого обусловлена его объективными свойствами и субъективным целевым характером исследования.

В связи с построением моделей важно отметить роль функционального анализа в экономической теории.

Функции - это переменные величины, зависящие от других переменных величин.

Функции встречаются в нашей повседневной жизни, и мы чаще всего не осознаем это. Они имеют место в технике, физике, геометрии, химии, экономике и т.д. Применительно к экономике, например, можно отметить функциональную связь между ценой и спросом. Спрос зависит от цены. Если повышается цена на товар, величина спроса на него при прочих равных условиях уменьшается. При этом цена является независимой переменной, или аргументом, а спрос - зависимой переменной, или функцией. Таким образом, можно кратко сказать, что спрос есть функция цены.

Экономико-математическое моделирование как метод экономической теории получило широкое распространение в XX в. Однако элемент субъективности в построении экономических моделей иногда ведет к ошибкам. Лауреат Нобелевской премии, французский экономист Морис Алле писал в 1989 г., что в течение 40 лет экономическая наука развивалась в ошибочном направлении: в сторону совершенно искусственных и оторванных от жизни математических моделей с преобладанием математического формализма, что представляет собой, по сути дела, большой шаг назад.

Большинство моделей, принципов экономической теории можно выразить графически, в виде математических уравнений, поэтому при изучении экономической теории важно знать математику и уметь составлять и читать графики.

это изображение зависимости между двумя и более переменными.

Рис. 1.5.

Например, на рис. 1.5а изображена обратная линейная зависимость (кривая спроса - по мере снижения цены объем спроса на товар увеличивается), а на рис. 1.56 - прямая линейная зависимость (кривая предложения - по мере увеличения цены объем предложения товара увеличивается).

В рамках графического подхода широко применяются диаграммы - рисунки, показывающие соотношение между показателями. Они могут быть круговыми, столбиковыми и др. (рис. 1.6).

Рис. 1.6.

При изучении экономической жизни людей, их групп и всего общества возможны, разумны и необходимы экономические эксперименты, хотя далеко не всегда можно предвидеть все вероятные результаты этих экспериментов.

Экономический эксперимент - это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения. Сознательное массовое экономическое экспериментирование на микроуровне связано с деятельностью английского со- циалиста-утописта Роберта Оуэна (1771-1858), французского социалиста Пьера Жозефа Прудона (1809-1865), американского исследователя и управленца-практика Фредерика Уинслоу Тейлора (1856-1915), промышленника, владельца автомобильного завода Генри Форда (1863-1947) и основоположника школы «человеческих отношений» Элтона Мейо (1880-1945), а на макроуровне - с именами Джона Мейнарда Кейнса и Милтона Фридмена. Масштабные эксперименты на макроуровне проводились и в СССР.

В последнее время отдельно выделяется новый для экономической науки синергетический метод. Термин «синергетика» происходит от греческого слова synergetikos и означает эффект взаимодействия различных систем, способных к самоорганизации и саморегулированию. Синергетика привносит в экономическую проблематику новые видения проблемы. Этот междисциплинарный подход, опирающийся на результаты точных естественных наук, позволяет сделать аргументацию выводов из экономического анализа более достоверной и доказательной, отделить ключевые факторы от второстепенных. Значимость синергетики заключается в ее объединяющей роли. Прогресс каждой отрасли специального знания ныне все более зависит от его «союза» с сознанием философским и общенаучным. Как справедливо отмечал советский ученый, основатель геохимии, биогеохимии, радиогеологии Владимир Иванович Вернадский (1863- 1945), «рост научного знания XX в. быстро стирает границы между отдельными науками. Мы все более специализируемся не по наукам, а по проблемам. Это позволяет, с одной стороны, чрезвычайно углубляться в изучаемое явление, а с другой - расширять охват его со всех точек зрения».

Таким образом, методология экономической теории обладает многообразием, богатством приемов и способов познания экономических явлений. В зависимости от целей исследования возможно применять те или иные методы.

Экономическая теория как наука: эконом. наука - важнейший социальный институт, объясняющий и прогнозирующий экономические процессы и явления на основе выявленных законов, закономерностей, тенденций в создании и использовании экономических благ.

Экономическая наука составной частью включает в себя экономическую теорию, которая является логическим обобщением опыта хозяйственной практики и регулирования естественных процессов в экономике как сфере хоз. деят. по удовлетворению потребностей общества и индивидов. С точки зрения предмета и методов исследования экон. наука и экон. теория - понятия идентичные. Экон. наука всегда динамична, экон. теория как учебная дисциплина статична для каждого конкретного периода времени. микроэкономика макроэкономика спрос предложение

Экономическая теория - это фундаментальная (от лат. Fimdamentum - основа) экономическая наука, которая изучает общие закономерности хозяйственной жизни, основа экономических наук. Это также система научных взглядов на хозяйственное жизни общества, которые дают всестороннее представление о закономерностях его развития. Она не только объясняет, как воспроизводится общество, но и способствует его развитию, предотвращает повторение некоторых негативных экономических явлений, дает возможность прогнозировать будущее развитие экономики.

Предметом эконом. теории является поиск эффективного использования редких ресурсов в производстве товаров и услуг для максимального удовлетворения безграничных потребностей человека.

Определение классическое : предметом является нац. богатство и его распределение, источником богатства является производительный труд во всех отраслях производства (Смит и Рикардо)

Определение марксистское : предметом является изучение эконом. отношений по поводу пр-ва, распределения, обмена и потребления между классами различных благ.

Определение современное : эконом. теория - это наука об использовании людьми ограниченных ресурсов для производства различных благ и распределение их между членами общества с целью удовлетворения их потребностей. (Самуэльсон)

Функции и задачи:

  • 1. Познавательная: описание и анализ объективных фактов, явлений и процессов в сфере экономики.
  • 2. Практическая: дает объективно необходимые предпосылки для принятия верных хозяйственных решений.
  • 3. Прогностическая: предсказание будущего на основе наблюдения сложившихся в данный момент тенденций.
  • 4. Критическая: решает проблему, является ли действующая экономическая система справедливой и нет ли необходимости в ее совершенствовании.
  • 5. Методологическая проявляется как теоретический фундамент (основание) для комплекса отраслевых, подотраслевых, функциональных, историко-экономических, а также эконом. наук, находящихся на стыке различных отраслей знаний.
  • 6 Образовательная функция формирует экономическое мышление и соответствующее сознание.

Метод - совокупность приемов или операций теоретического и практического познания предмета экономической теории. Метод является способом достижения научной истины, выявления сущности экономических процессов и явлений.

Общенаучные методы:

  • 1) абстрагирование: выделение наиболее существенных сторон изучаемого явления и отсеивание всего второстепенного, случайного;
  • 2) индукция: движение мысли от частного к общему, от отдельных фактов к явлению в целом;
  • 3) дедукция: движение от целого к частному.
  • 4) анализ: заключается в «расчленении» исследуемого предмета на части и изучение всех его составляющих, а также выявление роли и места явления внутри целого.
  • 5) синтез: соединение разъединенных элементов воедино с целью изучения внешних и внутренних связей между ними.

Частные : графический, статистический, моделирование, сравнительный анализ

Микроэкономика - изучает деят-ть отдельных самост. эконом. субъектов (фирм, домохозяйств) и принятие ими эконом. решений; функц-ие отдельных рынков; механизм установления цен на конкретные товары и услуги; формирование общего эконом. равновесия с микроэконо. позиций.

Макроэкономика - изучает функц-ие экономики страны в целом, агрегированное поведение эконом. субъектов с т. з. обеспечения устойчивого эконом. роста, полной занятости ресурсов, минимизации уровня инфляции, гос-ое регулирование экономики.

Позитивный и нормативный анализ в микроэкономике. Методология микроэкономики

Долгое время экономическая мысль, а затем и политическая экономия вмещали и изучение сущего, и конструирование должного, и выработку экономической политики. Лишь в конце XIX в. с формированием чистой экономической теории произошло обособление каждого из этих направлений. «Положительная (positive) наука, -- писал Дж. Н. Кейнс, -- может быть определена как совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что есть; нормативная или регулятивная наука -- как совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что должно быть, и потому имеющих своим предметом идеальное, как нечто отличное от действительного; искусство -- как система правил для достижения данной цели».

Положительная наука, полагал Кейнс, занимается изучением «единообразий» (uniformities -- англ.), или, как мы сказали бы сейчас, закономерностей, нормативная-- определением идеалов, искусство -- формулированием предписаний. Он подчеркивал, что «и возможно, и желательно изучение экономических единообразий независимо от экономических идеалов и без формулирования экономических предписаний (но не наоборот)».

Различие между ними можно показать на уже знакомом примере форсированной индустриализации Швамбрании. Нормативный подход предполагает ответ на вопрос: «Должна ли Швамбрания проводить форсированную индустриализацию?». Позитивный -- ответ на вопросы: «Какими могут быть и, скорее всего, будут последствия такой индустриализации? Какова будет „цена" индустриализации для общества?».

Экономическая наука является позитивной наукой, исследующей то, что есть, или то, что может возникнуть в результате принятия тех или иных решений, хотя она и вынуждена в некоторых своих разделах считаться с проблемами, возникающими из-за различий в ценностной ориентации людей. Как человек и гражданин экономист может, конечно, иметь собственное, личное мнение о должном, но его задача как профессионала в другом.

«Для обозначения положительной науки термины экономикам экономическая наука более удобны, чем политическая экономия, потому что в них не так легко вложить двойственный смысл» (Кейнс Дж.Н. Предмет и метод... С. 41).

Как человек, швамбранский экономист может согласиться с К.Марксом, что «производство ради производства есть не что иное, как развитие богатства человеческой природы как самоцель. Если противопоставить этой цели благо отдельных индивидов -- может продолжить он вслед за К.Марксом,-- то это значит утверждать, что развитие всего человеческого рода должно быть задержано ради обеспечения блага отдельных индивидов... что, стало быть, более высокое развитие индивидуальности покупается только ценой такого исторического процесса, в ходе которого индивидуумы приносятся в жертву. Или же, наоборот, он может согласиться с Иваном Карамазовым, что нельзя ни построить, ни принять счастья, оплаченного слезой ребенка.

Но как специалист экономист должен определить, во-первых, с помощью каких средств можно достигнуть поставленной цели, и, во-вторых, какие следствия будет иметь применение тех или иных средств помимо и наряду с осуществлением цели. «Затем мы предоставляем действующему лицу возможность взвесить, каково будет соотношение этих непредусмотренных следствий с предусмотренными следствиями своего поведения, то есть даем ответ на вопрос, какой „ценой" будет достигнута поставленная цель, какой удар предположительно может быть нанесен другим ценностям... Что же касается решения, принятого на основе такого взвешивания, то это уже составляет задачу не науки, а самого человека, действующего в силу своих желаний; он взвешивает и совершает выбор между ценностями, о которых идет речь, так, как ему велят совесть и его мировоззрение». И споры между экономистами вызываются именно различиями в их личной ценностной ориентации, мировоззрении, а не несовершенством экономического инструментария как такового. Экономисты не снимают с людей бремени выбора, но могут до определенной степени облегчить его, сделать выбор более ответственным.

Правда, их возможности могут остаться невостребованными, а советы или предостережения оставлены без внимания. Дело в том, что важнейшие решения, имеющие общенациональное значение, по необходимости основываются на неполной и к тому же крайне дорогой информации, а также на политических интересах и этических нормах, по поводу которых в обществе существуют принципиальные разногласия.

Основным методом исследования, используемым экономической теорией, является моделирование экономических явлений и процессов, т. е. исследование объектов познания не непосредственно, а косвенно, посредством анализа некоторых вспомогательных объектов, которые и называют моделями. В отличие от многих естественных и особенно технических наук в экономике, как правило, преобладает идеальное моделирование, основывающееся не на материальной аналогии объекта исследования и модели, а на аналогии идеальной, мыслимой. Идеальное моделирование можно разбить на два класса: знаковое и интуитивное.

В экономической теории обычно используется знаковое моделирование, при котором моделями являются знаковые образования, как правило формулы и графики. При этом знаковые образования и их элементы задаются вместе с правилами, по которым можно оперировать с ними. Заметим, что к знаковым моделям относятся также слова и предложения в некотором естественном (например, русском или китайском) или искусственном языке.

Экономические модели должны в принципе отвечать ряду требований - содержательность и реалистичность принятых посылок и допущений, предсказательная способность, возможность информационного обеспечения и верификации, общность и ряд других. Среди экономистов нет единого мнения о том, какие из этих требований "главнее". Одни считают главным требованием, которому должна удовлетворять модель, ее предсказательную способность, другие в роли такого критерия видят реалистичность принятых допущений и способность объяснить посредством модели поведение экономических агентов. Большинство же связывают предъявляемые к модели требования с той конкретной целью, для которой она предназначена.

Предсказательная способность важна для моделей, имеющих целью предвидеть результаты влияния одних экономических параметров на другие (например, влияние введения налогов на объем продаж какого-то товара). Реалистичность допущений и объясняющая способность важны для моделей, цель которых в объяснении поведения экономических агентов.

Объясняющей способностью в большей степени обладают графические модели, почему они и используются широко в педагогических целях. Вот как писал о ценности графических моделей (не только в экономике) английский математик Я. Стюарт: "Некоторые математики, может быть 10 из 100, мыслят формулами. Такова их интуиция.

Но остальные мыслят образами; их интуиция геометрическая. Картинки несут гораздо больше информации, чем слова. В течение многих лет школьников отучали пользоваться картинками, потому что «они не строгие".

Это печальное недоразумение. Да, они не строгие, но они помогают думать, а такого рода помощью никогда не следует пренебрегать".

В этой книге, как и в большинстве зарубежных курсов микроэкономики, графические модели, "картинки" являются основным способом представления материала. Достоинство "картинок" в их компактности, наглядности, легкой обозримости всех взаимосвязей между переменными. Но у них есть и недостаток. Легко читаемые "картинки" двумерны, тогда как трехмерные читаются уже не так легко, а многомерных "картинок" вообще не существует. Это ограничивает до некоторой степени объясняющую способность графических моделей в экономической теории. В микроэкономике используются модели двух типов - оптимизационные и равновесные.

При исследовании поведения отдельных экономических агентов применяются оптимизационные модели. Поэтому основные рабочие понятия имеют здесь предельный характер: предельная полезность, предельный продукт, предельные затраты, предельная выручка и т.п. Это явилось основанием для того, чтобы назвать такую методологию экономического анализа маржинализмом, а тех, кто пользуется ею, маржиналистами (от англ. margin- предел). Оба последних термина были введены английским экономистом Дж. Гобсоном (1858-1940) в работах "Индустриальная система" (1909) и "Труд и богатство" (1914) и носили пренебрежительный оттенок. Он сохранялся длительное время и в отечественной литературе.

Своим проникновением в экономическую теорию термин "margin" обязан двум английским экономистам - малоизвестному Т. Чалмерсу и последнему представителю классической школы Джону Стюарту Миллю, который писал: "Последние земли или капитал, примененные, по выражению д-ра Чалмерса, для предельной обработки (margin of cultivation), не приносят и не принесут ренту". В другом месте Милль заметил, что д-р Чалмерс объяснял явления действительности "собственным, оригинальным языком, который часто обнаруживает такие стороны истины, какие принятая фразеология склонна лишь затемнять". Этот "оригинальный язык", дополненный математическим анализом, и составил стержень современного аналитического инструментария экономической теории.

Второй тип моделей - модели рыночного равновесия - используется при исследовании взаимоотношений между экономическими агентами. Обычно предполагается, что система находится в равновесии, если взаимодействующие силы сбалансированы и отсутствуют внутренние импульсы к нарушению баланса. Модели рыночного равновесия - частный случай более широкого и общего класса моделей экономического взаимодействия рыночных агентов. Они позволяют исследовать не только равновесные, но и неравновесные состояния экономики. Однако анализ неравновесных состояний обычно не включается в стандартные курсы микроэкономики.

Почему именно равновесные модели играют столь важную роль в микроэкономической теории? Дело в том, что отдельные субъекты рынка, индивидуумы (домохозяйства) и предприятия, могут оптимизировать свое положение, лишь если им известны все цены на потребляемые ими ресурсы и предлагаемые ими блага. Однако отдельный субъект обычно не может иметь определенного мнения о том, как он мог бы использовать свои средства при произвольно данном уровне цен. Практически он должен ограничиться решением: какое количество определенного товара он мог бы купить или продать при некотором изменении его цены, но при том, однако, условии, что цены всех остальных товаров остаются неизменными, "ибо только при таком предположении денежная единица имеет для него вполне ясное значение... Лучшим методом для изучения ценообразующих факторов является предположение о состоянии равновесия и о небольших колебаниях одной какой-нибудь определенной цены".

В периоды высокой инфляции, когда абсолютные цены всех товаров быстро растут, но растут в разной степени, субъекты рыночных отношений теряют представление о значении денежной единицы. Казалось бы, в этой ситуации лежащее в основе микроэкономических моделей предположение о состоянии равновесия теряет смысл. Однако это не так. Равновесные модели остаются и в этом случае единственным инструментарием, позволяющим аналитику выделить в поведении субъектов рынка то, что обусловлено изменением уровня цен, и то, что обусловлено изменениями их соотношений. И точно так же модели равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением являются основой макроэкономического анализа колебаний уровня экономической активности, занятости, инфляции.

микроэкономика оптимизационный равновесный спрос

Как изменится выручка при росте цены, если эластичность спроса по цене больше единицы?:

А) уменьшится;

Б) останется без изменений;

В) увеличится;

Г) изменение выручки не связано с эластичностью спроса. Ответ: А3. Задача:

В таблице представлены объем спроса на товар А при различных уровнях его цены:

Цена, тыс. грн.

Объем спроса, тыс. шт.

Определить:

А) Выручку от реализации товара А при каждом значении цены.

Б) Коэффициент точечной ценовой эластичности спроса для всех указанных интервалов цены.

В) При каком значении коэффициента ценовой эластичности выручка окажется максимальной.

Решение Выручку определяем по формуле:

Выручка = реализационная стоимость товара или услуги * количество реализованных товаров или услуг

Коэффициент точечной ценовой эластичности спроса по формуле:

§ -- начальная цена

§ -- новая цена

§ -- первоначальный объем

§ -- новый объем

Результаты расчетов занесем в таблицу:

Построим график зависимости выручки от коэффициента эластичности:


Из этого графика видно, что выручка оказывается максимальной при коэффициенте эластичности равному -3,72.

Список использованных источников

1. В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов. МИКРОЭКОНОМИКА, 1999

2. Гальперин В.А., Игнатьев С.А., Моргунов В.И. Микроэкономика. В 2 т. - СПб: Экономическая школа, 1996,1998.

3. Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика. Учебник. - М.: Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, Дело и сервис, 1999

4. Критский М.М. Экономическая теория: микроэкономический аспект. - СПб: Изд-во СПбГИЭА, 1998

5. Леусский А.И., Тарасееич Л.С. Микроэкономика. - СПб.: Изд-во СПб УЭиФ, 1996.