Создан фонд экономического стимулирования
Эпоха Брежнева и сам Леонид Ильич вызывают у подавляющего большинства россиян старшего поколения и среднего возраста преимущественно благостные воспоминания. 61% опрошенных, считают годы правления Брежнева благополучным временем для страны, и только 17% неблагополучным. Причем среди тех, кому от 36 до 54 лет, позитивную оценку брежневской эпохе дают 75% респондентов, среди тех, кто старше 74% (негативную соответственно 14% и 18%). Молодые россияне (до 35 лет) гораздо реже могут дать оценку временам Брежнева, но и они чаще признают их благополучными, нежели неблагополучными (35% и 20% соответственно).
1. Консервация политического режима. 2. Проблемы экономики «развитого социализма». 3. Особенности социальной политики. 4. Противоречия в общественной жизни. 1. Консервация политического режима. 2. Проблемы экономики «развитого социализма». 3. Особенности социальной политики. 4. Противоречия в общественной жизни.
Согласны ли вы с утверждением, что в период правления Л.Брежнева во всех отраслях жизни общества наблюдался «застой»? Л.И.Брежнев (г.) Эпоха Брежнева – это « развитой социализм» или «время застоя»?
70 лет 40 млрд. руб. ежегодно Номенклатура (лат. nomenclatura - роспись имен, перечень, список) - высший " title="Рост числа министерств и ведомств Численность управленческого аппарата (1983 г) – 18 млн. чел. (на 6-7 чел. – 1 управляющий) Средний возраст - > 70 лет 40 млрд. руб. ежегодно Номенклатура (лат. nomenclatura - роспись имен, перечень, список) - высший " class="link_thumb"> 10 Рост числа министерств и ведомств Численность управленческого аппарата (1983 г) – 18 млн. чел. (на 6-7 чел. – 1 управляющий) Средний возраст - > 70 лет 40 млрд. руб. ежегодно Номенклатура (лат. nomenclatura - роспись имен, перечень, список) - высший слой партийного, хозяйственного и военного руководства в СССР. 70 лет 40 млрд. руб. ежегодно Номенклатура (лат. nomenclatura - роспись имен, перечень, список) - высший "> 70 лет 40 млрд. руб. ежегодно Номенклатура (лат. nomenclatura - роспись имен, перечень, список) - высший слой партийного, хозяйственного и военного руководства в СССР."> 70 лет 40 млрд. руб. ежегодно Номенклатура (лат. nomenclatura - роспись имен, перечень, список) - высший " title="Рост числа министерств и ведомств Численность управленческого аппарата (1983 г) – 18 млн. чел. (на 6-7 чел. – 1 управляющий) Средний возраст - > 70 лет 40 млрд. руб. ежегодно Номенклатура (лат. nomenclatura - роспись имен, перечень, список) - высший "> title="Рост числа министерств и ведомств Численность управленческого аппарата (1983 г) – 18 млн. чел. (на 6-7 чел. – 1 управляющий) Средний возраст - > 70 лет 40 млрд. руб. ежегодно Номенклатура (лат. nomenclatura - роспись имен, перечень, список) - высший ">
ПРОБЛЕМЫ В ЭКОНОМИКИ Постоянное ежегодное снижение темпов экономического роста. Отставание в научно-техническом прогрессе от развитых западных стран. Приоритет экстенсивных форм экономического развития. Неэффективность социалистической экономической системы. Господство командно-административной системы. Отсутствие у населения реальных экономических стимулов к труду.
Разрыв между официальной идеологией и реальной жизнью привел к тому, что население перестало доверять властям. В 1982 г. новый глава партии и государства Ю. В. Андропов выдвинул идею «совершенствования развитого социализма» и объявил, что это будет весьма длительный исторический период.
Обострение идеологической борьбы. Усилился идеологический контроль за средствами массовой информации, учреждениями культуры. Эмиграция деятелей культуры за границу. Специфической чертой культуры 6070-х гг. была так называемая «магнитофонная революция». Движения диссидентов(правозащитников). Углубление противоречий между властью и обществом.
Дата 20.04.17г 9 класс
Тема: Консервация политического режима. Экономика развитого социализма
Ц ель урока
осветить, в чем состояла консервация политического режима и как она сказалась на жизни общества
Задачи урока
освоить новые понятия и уметь ими оперировать
уметь пополнять собственные знания с помощью видеоматериала
критические относиться к разным историческим точкам зрения и научно-образовательным видеороликам
сформировать системное видение темы
мотивировать учеников к изучению темы в самостоятельном режиме
Понятия и термины
консервация
политический режим
идеологемы
социализм
функционеры
партийная номенклатура
формализм
План урока
Организационный момент
Изучение нового материала
Домашнее задание
Заключение: вопросы, ответы, обсуждения
Ход урока
Организационный момент
Проверка д/з
Изучение нового материала
Очевидна утопичность задач построения коммунизма заставила компартий- них теоретиков выдвигать новые идеологемы, которые должны подтвердить прогресс советского общества. Главной из них стало утверждение о вступлении СССР в этап развитого социализма, которое впервые было сделано в докладе Л. И. Брежнева на торжественное заседание по случаю 50-летия Октябрьской революции и вскоре повторено в отчетном докладе ЦК ХХIV съезда КПСС: «Самоотверженным трудом советских людей построено развитое социалистическое общество, о котором В. И. Ленин говорил как о будущем нашей страны» . Все сроки, отведенные для построения коммунизма в Программе КПСС, давно прошли. Партия должна дать обществу ответ на вопрос, как она выполнила свою программу. Возникал и другой вопрос: что делать с Программой КПСС? Однако руководство КПСС решило за лучшее для себя уклониться от ответа, сделать вид, что все идет по планом, партия ведет народ от победы к победе, и вот очередная, мол, победа – партия осчастливила людей развитым социализмом.
Л.И.Брежнев
Согласно Положению об органах народного контроля СССР, которое было утвержденное постановлением ЦК КПСС и Советом Министров СССР в 1968 г., народный контроль представлял собой разветвленную систему комитетов, групп и постов, общее руководство которыми осуществлял образованный правительством СССР Комитет народного контрой СССР. Совета Министров союзных и автономных республик образовывали республиканские комитеты народного контроля, а местные советы - соответственно областные, городские, районные комитеты. При сельских советах, на предприятиях, в организациях, учреждениях, колхозах и совхозах создавались группы и посты народного контроля, которые действовали на основе общественных самодеятельных формирований. В функции органов народного контроля входило оказание помощи партии и правительственным учреждениям в улучшении планирования и своевременного выполнения планов, борьба с бесхозяйственностью, нерациональными потерями сырья, материалов, контроль за правильной организацией труда и его оплаты с ура- учетом количества и качества труда, борьба с нарушителями законности и государственной дисциплины, бюрократизмом и волокитой. Таким образом, Конституция СССР 1977 г. именовалась Конституцией развитого социализма, имела прежде пропагандистский характер. «Новая Конституция, - заявлял Л. Брежнев в докладе на сессии Верховного Совета СССР в октябре 1977 г. - это, можно сказать, концентрированный итог всего шестидесятилетнего развития Советского государства. Она ярко свидетельствует о том, что идеи, провозглашенные Октябрем, заветы Ленина успешно воплощаются в жизнь».
Беседа с классом
Вопросы для беседы:
1. Что такое пропаганда?
2. Где используется пропаганда и в каких формах?
3. Приведите примеры из истории и современности, из различных областей.
4. Можно ли оценить любую пропаганду в категориях «хорошо-плохо»?
Съезды партии имели преимущественно декларативный характер, выступления делегатов в большинстве своем сводились к самоотчетов и безудержных комплиментов в адрес ЦК и его политбюро во главе с «дорогим Леонидом Ильичем Брежневым». Комплиментарная машина все время набирал обороты. Елейное славословие в адрес Брежнева начинается на ХХIV съезде, усиливается на ХХV и достигает апогея на ХХVI съезде. Почти каждое выступление сопровождалось уклоном в сторону генерального секретаря ЦК. Все партийные функционеры должны постоянно делать все, чтобы раздуть его культ. Из тех, кто активно восхвалял «верного ленинца», «дорогого Леонида Ильича», были и руководители Украинский компартии во главе с В. Щербицким . Весьма характерно, что именно те руководители, которые были выявлены в коррупции, в злоупотреблении служебным положением, особенно изощрялись в комплиментах. Для них это была своеобразная дымовая завеса, скрывавшая их неблаговидных дела, средство для получение наград, новых отличий. Именно они утверждали, что благодаря Брежневу «в партии и жизни общества создана чрезвычайно благоприятная моральная атмосфера». В ряде мест сформировался настоящий симбиоз неосталинистов и коррумпированных элементов. А дальше из года в год возрастал и нарастал поток дифирамбов. На глазах развивалась обратно пропорциональная зависимость: чем хуже шли дела в стране, тем больше его окружения упражнялось в изобретениях живописных эпитетов для генсека, который дряхлые и разваливался на глазах.
После принятия Конституции партийная номенклатура принялась активно убеждать граждан в том, что она постоянно ищет пути осуществления реального народовластия, привлечение населения к участию в делах государства и общества, стремится максимально полно закрепить комплекс конституционных прав и свобод советских людей. Однако реалии жизни свидетельствовали о другом: пропасть между формальными правами и возможностями их осуществления рядовыми людьми (не номенклатурой) не только сохранялась, но и увеличивалась. Номенклатура, ее карательный аппарат тщательно следил за тем, чтобы в одном научном или художественном произведении, публичном выступлении не было такого, что не совпадает с оценками партийных и государственныхорганов. Любая критика режима, действий партии не допускалась, а инакомыслящие жестоко преследовались.
Логика административно-командной системы привела к тому, что руководящая роль КПСС трансформировалась в деятельность партаппарата по решению текущих социально-экономических, культурных, военных и других проблем. Непосредственную работу в этом направлении проводили отраслевые (промышленные, сельскохозяйственные, административное и др.) отделы республиканских, областных, городских, районных комитетов партии. Партийные комитеты приняли на себя немало текущих оперативно-распорядительных функций. По сути, административно-распорядительная работа практически вытеснила политические методы руководства.
Похожие процессы характеризовали и развитие других общественных организаций,профсоюзов, комсомола. И хотя в конституционном порядке была определена роль организаций, расширены их права, в самих общественных организациях шло разрастание аппарата функционеров. Усилился формализм общественных организаций. Они все больше концентрировались на выполнении распорядительно-оперативных функций.
К началу 1980-х гг командно-административная система государственного управления СССР оказалась в тяжелом кризисе. В последние годы жизни Л. Брежнев уже был физически способен управлять страной, чем воспользовалось его ближайшее окружение и вся партийно-советская номенклатура. Происходило невиданное ранее развращение руководящих кадров, массовый характер приобрело казнокрадство. «Под крышей некоторых властных структур или отдельных чиновников зародилась и выросла теневая экономика».
Тревогу за будущее страны чувствовали сами правящие круги, руководство страны. Дело лишь в том, что пути обновления общества, даже в среде самой высшей номенклатуры, видели по-разному…
Объяснение терминов
Консервация (режима) – сохранение установленных порядков и норм с целью сохранения стабильности данной политической системы.
Политический режим – система способов и методов управления определенным государственно организованным обществом или система способов и методов взаимодействия общества и органов политической власти.
Идеологема – часть идеологии, которая используется для управления массовым сознанием.
Социализм - это попытка устранить всякое общественное неравенство, всякую эксплуатация и всякую бедность, ввести справедливый порядок, а именно таким способом, чтобы настоящее продукционный капитал, то есть почвы, фабрики, машины и другие орудия труда, а так же всякая сырье, вместо быть частной собственностью нескольких людей, должно перейти в собственность общественности.
Функционеры - лица, выполняющие определенные функции в политической организации, аппарате.
Партийная номенклатура – правящий, высший слой в эшелоне власти.
Формализм - соблюдение внешних форм чего-нибудь, когда о последствиях и их целесообразность не заботятся.
Закрепление выученного материала
Мини-дискуссия на тему «Суть консервации политического режима СССР 60х - 80х годов»
Домашнее задание
1. Изучить материал темы по учебнику.
2. Написать эссе на одну из тем:
Коммунизм и социализм: корни, суть, отличия.
Мое видение коммунизма в СССР
Коммунизм или демократия?
10 класс
Учащиеся должны усвоить основные направления и цели внешней политики России, основные события и их итоги, взаимосвязь внешней и внутренней политики.
Формирование навыков работы в паре и группе, поиска информации в различных источниках, систематизации информации, выявления причинно-следственных связей, характерных признаков понятий и явлений, развитие логического мышления.
Воспитание культуры речи и поведения.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
1. Оргмомент (проверка готовности учащихся к уроку, эмоциональный настрой)
2. Проверка д/з
1. Дайте развернутый ответ на вопрос:
Каковы итоги Венского конгресса для России и Европы?
В каком году был созван конгресс? 1814 год
С какой целью был созван конгресс? Для решения вопросов послевоенного устройства
Какие страны участвовали в его работе? Решающий голос имели Россия во главе с Александром, Великобритания и Австрийская империя.
Какие решения были приняты? Объединение польских земель под властью Александра 1
Сделайте вывод о том, как Венский конгресс изменил положение России на мировой арене?
2. Дайте развернутый ответ на вопрос:
Какова роль Священного союза для России и Европы?
Для этого ответьте на вопросы:
Когда был создан Священный союз?
Какие страны вошли в союз?
С какой целью он был создан?
Какую роль в союзе играла Россия
Создателями Священного союза были русский царь Александр I, австрийский император Франц I и прусский король Фридрих-Вильгельм III. Текст документа, подписанного ими в сентябре 1815 г., гласил, что, «связанные узами истинного и нерасторжимого братства» и принципами христианской религии, они обязываются оказывать друг другу помощь и поддержку «по всякому случаю и при всяких обстоятельствах». Позднее к договору присоединились почти все европейские монархи. Англия формально не входила в Священный союз, однако ее правительство на первых порах фактически поддерживало его реакционную политику. Священный союз был союзом монархов, объединившихся для совместной борьбы против народов. Его целью было предотвращение и разгром революционного движения всюду, где бы оно ни возникло. Но уже к началу 20-х гг. все чаще стали давать о себе знать противоречия между странами-участниками союза. Камнем преткновения, приведшим к распаду Священного Союза, стал Восточный вопрос.
3. Изучение нового материала:
Внешняя политика Николая 1 достаточно тесно связана с внешней политикой его брата.
Учащиеся записывают тему урока « Внешняя политика Николая I в 1826–1849 гг. »
Работа в парах:
Задания на рабочих листах: определите направления внешней политики. Запишите в тетрадь.
А. борьба с революциями
Б. решение Восточного вопроса
Пост министра иностр. дел России занимал с 1822 года Карл Васильевич Нессельроде , который считал главной целью своей деятельности противодействие революционному движению.
2) Россия и революции в Европе.
Прочитайте текст параграфа и ответьте на вопрос:
Почему Россию называли "Жандарм Европы"? (планировал подавление революции во Франции, но вспыхнуло восстание в Польше)
Какие события об этом свидетельствуют?
Как это связано с внутренней политикой Николая I? (III отделение Собственной его императорского величества канцелярии)
3) Восточный вопрос.
Беседа по вопросам:
Что такое "Восточный вопрос"? (Три основных фактора обусловили возникновение и в дальнейшем обострение восточного вопроса: 1) упадок некогда могущественной Османской империи, 2) рост национально-освободительного движения против османского ига, 3) обострение противоречий между европейскими странами на Ближнем Востоке.)
Какие цели в этом вопросе преследовала Россия? (Для самой России восточный вопрос в первую очередь был связан с обеспечением безопасности ее южных границ и хозяйственным освоением юга страны, с интенсивным ростом торговли через черноморские порты.)
Какие события правления Николая I связаны с восточным вопросом?
Заполните таблицу:
Критерий сравнения
Русско-иранская войнаРусско-турецкая война
Кавказская война
Хронологические рамки
Причины войны
Страны участницы
Итоги войны
4) Кавказская война.
Дайте определение понятий: имам, газават, мюридизм.
4. Закрепление:
Сделайте вывод об итогах внешней политики Николая I:
А) Чего добилась Россия на международной арене?
В) Какие страны были недовольны усилением России? Почему?
Г) Спрогнозируйте как будут развиваться в дальнейшем отношения с этими странами.
5. Домашнее задание:
Параграф
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Экономика “ развитого социализма ” »
А.А.Данилов. История России, 9 классЦель урока: Усвоение учащимися знаний об экономики развития «развитого социализма» в СССР.
Задачи:
образовательные:
– показать неизбежность изменения советской экономической системы в середине 60-х годов;
– раскрыть основные направления экономической реформы 1965 года в сельском хозяйстве и промышленности, реформы хозяйственного механизма в 1979 году;
– определить причины неудач реформирования и сущность нарастания застойных явлений в экономике и социальной сфере.
развивающие:
– умение соотносить исторические знания с социальными реалиями их отражающими;
– анализировать и классифицировать информацию, представленную в различных знаковых системах (схема, диаграмма, таблица);
– устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и терминами и понятиями;
– формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.
воспитательные:
– воспитывать уважительное отношение к истории своей страны;
– формировать негативное отношение к директивному типу экономической системы как несоответствующей демократическому политическому режиму.
Тип урока изучения нового материала
Формы работы учащихся фронтальная , групповая
Форма урока комбинированный
Необходимое техническое оборудование:
– презентация;
– рабочий лист
– словарь ключевых понятий и терминов
– экспресс-тест
– академический школьный учебник «История. Россия в XX – начале XXI века» под редакцией А. А. Данилова (Москва, «Просвещение», 2011 год);
Структура и ход урока:
Структура и ход урока
Слайд №1Приветствуют учителя.
1 мин
I этап урока. Мотивация учащихся
Слайд № 2
Перед нами проблема: советская экономика 1965 – 1984 годов – расцвет? Кризис? Застой?
Слайды № 3, 4
Чтобы разобраться в данной проблеме, нам необходимо решить задачи, сформулированные в вашем рабочем листе и повторить основные понятия и термины.
Слайды № 5, 6
В ходе нашего исследования вы приобретете следующие знания о периодизации и содержании процессов в социально-экономической сфере страны.
Слайд № 2
Просмотр видеофрагментов («Полет Ю. А. Гагарина» и «А. Райкин. Миниатюры») и фотоматериалов.
Слайд № 3, 4
Знакомятся с задачами (Приложение 1) и словарем урока (Приложение 2)
Слайды № 5, 6
Ознакомление с рабочим листом (Приложение 1).
5 мин
II этап урока. Изучение нового материала
Слайд № 7
Ознакомьтесь с планом урока в вашем рабочем листе (Приложение 1)
Слайд № 7
План урока:
1. Причины проведения экономической реформы 1965 года.
2. Содержание и итоги экономической реформы 1965 года в сельском хозяйстве.
3. Содержание и итоги экономической реформы 1965 года в промышленности.
4. Содержание экономической реформы хозяйственного механизма.
5. Сущность нарастания застойных явлений в социально-экономической сфере.
6. Результаты сворачивания реформ.
5 мин
Слайд № 8
Используя понятия и термины (Приложение 2), а также материал учебника (§ 45, с. 158), определите причины, вызвавшие необходимость проведения реформ. Самостоятельно сформулируйте меры по их преодолению.
Заполните таблицу в рабочем листе (Приложение1).
Слайд № 8, рабочий лист (Приложение 1)
(Возможные ответы учащихся)
Причины:
1. Неэффективность административного диктата (директивная экономика).
2. Неэффективность внеэкономического стимулирования производства (убеждение, принуждение).
3. Экстенсивный путь развития экономики.
4. Превышение производства товаров группы А над товарами группы Б.
Меры:
1. Внедрение элементов рыночной экономики.
2.Экономические (материальные) стимулы к труду.
3. Интенсивный путь развития экономики.
4. Развитие пищевой, легкой промышленности.
3 мин
2. Содержание экономической реформы 1965 года в сельском хозяйстве.
Слайд № 9
На основе анализа текста учебника (§ 45, с. 158-159) определите дату, направления и итоги реформы в сельском хозяйстве. Заполните таблицу в рабочем листе (Приложение 1).
Слайд № 9, рабочий лист (Приложение 1)
(Возможные ответы учащихся)
Дата: март 1965 год.
Направления:
1. Решение социальных проблем села;
2. Частичное использование экономических стимулов к труду.
Меры:
1. Повышение закупочных цен;
2. Установление на 6 лет твердого плана закупок;
3. Введение 50% надбавки к основной цене за сверхплановую продажу продуктов;
4. Увеличение капиталовложений;
5. Ослабление ограничений на личное подсобное хозяйство.
Итоги:
1. Деятельность колхозов убыточна;
2. 1965-1988 – сокращение пашни на 22 млн. га;
3. Потери с/х продукции от 20% до 40%;
4. Импорт зерна и продуктов питания.
Причины:
1. Ставка власти на административные рычаги управления;
2. Отсутствие экономических стимулов к труду.
5 мин
3. Содержание экономической реформы 1965 года в промышленности
Слайд № 10
На основе анализа текста учебника (§ 45, с. 159-160) определите дату, направления и итоги реформы в промышленности. Заполните таблицу в рабочем листе (Приложение 3).
Слайд № 10, рабочий лист (Приложение 1)
(Возможные ответы учащихся)
Дата : сентябрь 1965 год.
Направления:
1. Изменение условий планирования;
2. Усиление экономического стимулирования.
Меры:
1. Сокращение числа планируемых показателей;
2. Повышение качества продукции;
3. Предприятия распоряжаются частью дохода (треть фонда);
4. Управление через отраслевые министерства;
5. Введение местной инициативы.
Итоги:
1. Рост объема производства в 1,5 раза;
2. Построено 1900 крупных предприятий;
3. Коней 60-х – начало застоя.
Причины:
Снижение количества трудоспособного населения;
2. Истощение сырьевой базы;
3. Удорожание добычи полезных ископаемых;
4. Износ и моральное старение оборудования;
5. Рост военных доходов;
6. Директивная экономика.
5 мин
4. Содержание экономической реформы хозяйственного механизма
Слайд № 11
На основе анализа текста учебника (§ 45, с. 160) определите дату и меры реформирования хозяйственного механизма страны. Заполните таблицу в рабочем листе (Приложение 1).
Слайд № 11, рабочий лист (Приложение 1)
(Возможные ответы учащихся)
Дата: 1979 год.
Меры:
1. Совершенствование хозяйственного механизма (возврат к директивной экономике);
2. Повышение роли партийного руководства;
3. Моральные (внеэкономические стимулы к труду).
3 мин
5. Сущность нарастания застойных явлений в социально-экономической сфере (итоги сворачивания реформ)
Слайды № 12,13
На основе анализа диаграмм сформулируйте основные выводы о результатах сворачивания экономических реформ в 1979 году. Результаты занесите в таблицу на рабочем листе (Приложение 1)
Слайды № 12,13, рабочий лист (Приложение 1)
(Возможные ответы учащихся)
Результаты сворачивания реформ:
1. Национальный доход – падение в 2 раза;
2. Промышленное производство – падение в 2 раза;
3. С/х производство – падение в 3 раза;
4. Производительность труда – падение в 2 раза;
5. Реальные доходы на душу населения – падение в 3 раза;
6. Понизились капиталовложения в жилищное строительство;
7. На треть сократилась доля экспорта машин и оборудования;
8. В 3 раза уменьшился прирост реальных доходов на душу населения;
9. Доля экспорта нефти и газа возросла в 3,5 раза.
3 мин
III этап урока. Закрепление полученных знаний
Слайд № 14
Сделайте вывод урока в соответствии с поставленной проблемой, вывод урока запишите в рабочий лист.
Пройдите экспресс-тест. (Приложение 3).
Слайд № 14
(Возможные ответы учащихся)
Вывод: период 70-х – первой половины 80-х годов XX века в СССР наблюдался социально-экономический застой, характеризующийся развитием экономики по экстенсивному пути, усилением централизации управления, возвратам к количественным показателям. А не к качественным.
Учащиеся проходят тестирование.
Результаты тестирования.
10 мин
IV этап урока. Домашнее задание:
§ 44, вопросы и задания;
Задания по выбору:
1. Презентация по теме: «Благосостояние городских жителей в 1965 – 1984 гг.»
2. Эссе по теме: «Вклад геологов в развитие советской экономики в 60 – 70 гг»
3. Сборник (дайджест) фрагментов публицистических статей и материалов газет по изученной теме.
Записывают домашнее задание в дневники
1 мин
Приложения.
Приложение 1.
Рабочий лист учащегося 9-А класса
Ф.И. _________________________
Приложение 1
Тема урока: «Экономика развитого социализма»
Проблема: Советская экономика 1965 – 1984 гг. – Расцвет? Кризис? Застой?
Задачи:
1. Показать неизбежность изменения советской экономической системы в средине 60-х годов.
2. Раскрыть основные направления экономической реформы 1965 года в сельском хозяйстве и промышленности, реформы хозяйственного механизма в 1979 году.
3. Раскрыть причины неудач реформирования и сущность нарастания застойных явлений в экономики и социальной сфере.
Основные знания: – аграрная реформа 1965 года;
– реформа 1965 года в промышленности;
– научно-техническая политика;
– социальная политика.
Основные понятия: – теневая экономика;
– товарный голод;
– социалистическое соревнование;
– стагнация;
– экономический застой;
– лимитчики;
– дефицитная экономика;
– стадиальное отставание;
– рыночная экономика;
– директивная экономика;
– экстенсивное развитие;
– интенсивное развитие;
– товары группы «А»;
– товары группы «Б».
Основные даты: – март 1965 года – реформа сельского хозяйства;
– октябрь 1965 года – реформа промышленности;
– 1979 год – реформа хозяйственного механизма
План:
1. Причины проведения экономической реформы 1965 года.
5. Сущность нарастания застойных явлений в социально-экономической сфере (итоги сворачивания реформ).
Причины проведения экономической реформы 1965 года
Содержание экономической реформы 1965 года в сельском хозяйстве
Направления
Меры
Итоги
Причины
Содержание экономической реформы 1965 года в промышленности
Направления
Меры
Итоги
Причины
Содержание экономической реформы хозяйственного механизма
Меры
Сущность нарастания застойных явлений в социально-экономической сфере
Итоги сворачивания «косыгинской реформы» (анализ диаграмм)
Национальный доход –
Промышленное производство –
Сельскохозяйственное производство –
Производительность труда –
Реальные доходы на душу населения –
Капиталовложения на жилищное строительство –
Доля экспорта машин и оборудования –
Прирост доходов на душу населения –
Выводы урока:
Приложение 2.
Основные понятия и термины
Дефицитная экономика – это экономическая система, при которой невозможно добиться устранения дефицита товара и услуг.
Интенсивное хозяйство – это хозяйство, которое развивается с помощью технического прогресса.
Интенсификация труда – это повышение увеличения напряжённости труда.
Инфляция – падение покупательской способности денег, их обесценивание, связанное с избытком денежной массы и недостатка потребительских товаров.
Кризис – перелом, тяжёлое переходное состояние.
Модернизация – становление и развитие индустриального общества, его способность к самоподдерживающейся изменяемости.
Национальный доход – вновь созданная стоимость в масштабе всего народного хозяйства той или иной страны.
Либерализация цен – это отказ от государственного регулирования цен.
Совет министров – высший исполнительный и законодательный орган власти.
Реформа – прогрессивное преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ социально-экономических и политических структур.
Средства производства – совокупность средств и предметов труда, используемых в процессе производства.
Стабильность – прочность, устойчивость, постоянность.
Стагнация – застой в производстве и торговле.
Стадиальное отставание – сохранение тех или иных стран на прежней стадии развития в аграрном, индустриальном обществе, в условиях перехода других государств и народов с следующими стадиями общественного процесса.
Теневая экономика – система производства, действующая вопреки существующему законодательству, чаще всего нелегально.
Хозрасчёт – метод планового хозяйствования, основанный на измерении в денежной форме затрат.
Холодная война – этап развития отношений Восток-Запад (1945-1991), характеризующийся конфронтацией и повышенной враждебностью, недоверием друг к другу.
Экстенсивное хозяйство – это хозяйство, которое развивается благодаря привлечению дополнительных и материальных ресурсов, а не за счёт технического прогресса.
Директивная экономика – тип экономической системы, при которой производители лишены самостоятельности.
Рыночная экономика – тип экономической системы, при которой производитель сам решает что производить, сколько производить и для кого производить.
Товары группы А – производство средств производства (тяжёлая промышленность).
Товары группы Б – создаётся при помощи товаров группы А (лёгкая промышленность).
Приложение 3.
(урок-лекция с применением мультимедийного учебника)
ОУ «Основная общеобразовательная школа № 4 г. Харабали»
Астраханской области
Районный семинар заместителей директоров по УВР «Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся на основе приемов педагогических технологий»
Открытый урок по теме:
Класс: 9-а 2009-2010 учебный год
Предмет: история
Тема урока: Экономика «Развитого социализма»
Цели урока:
Познакомить учащихся с главными результатами экономического развития СССР в 1964-1985гг. Подвести учащихся к пониманию причин наступающего экономического кризиса в Советском Союзе.
Способствовать развитию познавательного интереса к предмету через диалог с компьютером. Продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы, излагать «сквозные» вопросы темы. Способствовать формированию предметной информационной компетентности на элементарном уровне
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Форма проведения: лекционное занятие с использованием с мультимедийного учебника “История России. ХХ век” Антоновой Т.С., Харитонова А.Л., Данилова А.А., Косулиной Л.Г. М.2000.
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.
На уроке формируются компетенции:
информационные,
учебно-познавательные,
коммуникативная,
ценностно-смысловая.
Учебное оборудование: карта, учебник, мульитимедийный учебник (диск № 4),
Оформление доски : тема урока, план изучения новой темы, новые слова (экстенсивная экономика), домашнее задание.
Основные даты:
март 1965 г. - провозглашение на Пленуме ЦК КПСС реформы аграрного сектора экономики;
сентябрь 1965 г. - принятие Пленумом ЦК КПСС основных направлений реформы промышленности;
1979 г. - реформа хозяйственного механизма.
Термины:
интенсивное, экстенсивное развитие;
самоокупаемость;
хозрасчет.
Ход урока
I. Организационный момент
Проверка принадлежностей;
Постановка целей и задач урока.
II . Проверка знаний
Использование медиатестов СД-4 § 43
Фронтальный опрос учащихся.
Почему период 1964-1985 гг. называют золотым веком номенклатуры.
Какие новые черты в общественно-политическом развитии проявились в этот период?
Какие пути реформирования экономики предлагались в 50-60 гг.
Какие последствия для экономической и социальной сферы могла вызвать реализация линии на преимущественное развитие сельского хозяйства, пищевой и легкой промышленности?
Оцените реформу сельского хозяйства, предпринятую Хрущевым. Покажите ее положительные и отрицательные стороны. Чем можно объяснить улучшение во второй половине 50-х гг. и ухудшение в начале 60-х гг. снабжения населения продовольствием? С какими политическими решениями это было связано?
Что нового появилось в развитии промышленности при Хрущеве?
В чем заключалась противоречивость и ограниченность экономических реформ Хрущева?
III . Изучение нового материала
Аграрная реформа 1965г. и ее результаты.
Реформа промышленности: замыслы и результаты.
Научно-технический прогресс.
Социальная политика.
(Рассказ учителя.)
Цель реформы:
1) изменение условий планирования и усиления экономического стимулирования;
2) преодолеть традиционные для существующей экономической модели недостатки:
рост капиталовложений и незавершенного строительства;
массовое производство изделий, не находивших сбыта;
несоответствие роста производительности труда более быстрому росту заработной платы;
нарастание бумаготворчества.
Проблемное задание. Что собой представляла советская экономика в 1965-1984 гг.: расцвет, кризис или застой? Почему вы так считаете? Объясните свою точку зрения.
Сущность и основные направления реформы.
Работа с материалами компьютерного учебника: CD -4.
Ход и итоги реформы в сельском хозяйстве
В ходе изучения видеоряда медиаучебника учащимся предлагается выписать в тетрадь основные направления аграрной реформы:
1. Решение социальных проблем села.
2. Частичное использование экономических стимулов к труду:
а) повышение закупочных цен,
б) установление на 6 лет твердого плана государственных закупок,
в) введение 50%-ой надбавки к основной цене за сверхплановую продажу продуктов,
г) увеличение капиталовложений в сельское хозяйство.
3. Ослабление ограничений на личное подсобное хозяйство.
В чем причины такой низкой рентабельности совхозного и колхозного производства при огромных капиталовложениях в сельское хозяйство?
С учетом предыдущего исторического опыта (в том числе советского периода) укажите рычаги, которые могли бы в значительной степени повысить рентабельность аграрного производства.
Чем можно объяснить тот факт, что, несмотря на огромные, постоянно увеличивавшиеся ассигнования на развитие сельского хозяйства, в стране год от года нарастал дефицит продовольствия?
Каким образом власти пытались решить проблему нехватки продовольственных товаров?
Сравните реформы Хрущева и Косыгина. Какие сходные черты можно выделить?
Ход и итоги реформы в промышленности
При рассмотрении вопросов реформы в области промышленности следует обратить особое внимание учеников на поиск внутренних противоречий в реформе 1965 г.
В ходе просмотра учащимся предлагается выписать основные направления реформы:
изменение условий планирования и усиление экономического стимулирования;
введение и новых показателей, призванных обеспечить ее качество;
сокращение до минимума числа планируемых показателей, наряду с сохранением жестких нормативов по объему продукции;
разрешение оставлять в распоряжении предприятий части доходов, которая делилась на три фонда: фонд материального поощрения, фонд социально-культурного и бытового развития (строительство жилья, клубов, пансионатов и др.), фонд самофинансирования производства;
восстановление управления промышленностью через отраслевые министерства;
сочетание единого государственного планирования с местной инициативой. Право корректировки утвержденных планов предоставлялось самим предприятиям.
(Проверка выполнения задания.)
Работа с диаграммой с.303 учебника. Задание: Проанализируйте диаграмму. Какие особенности развития страны в 1965-1985гг. она позволяет установить?
Среднегодовые темпы прироста основных показателей экономического развития, в %
Далее, в ходе беседы с учащимися, выделяются основные причины свертывания экономической реформы 1965 г.и заполняется таблица «Объективные и субъективные причины свертывания экономической реформы 1965 г.»:
(Заполнение таблицы)
Объективные причины |
Субъективные причины |
Экстенсивные основы развития. Непоследовательность реформы. Попытка провести реформу при одновременном свертывании процесса демократизации в политической жизни. Даже упоминание рыночных отношений объявлялось антисоциалистическим, в теории и практике господствовало тотальное планирование. |
Большая часть хозяйственного аппарата сформировалась в сталинскую эпоху, владела командными методами управления, которые не «вписывались в реформу». |
После заполнения таблицы учащиеся отвечают на вопросы: каковы причины падения темпов экономического роста страны? Какие из них вы считаете основными? Почему?
Научно-технический прогресс.
В какую стадию развития вступил в начале 70-х годов Запад?
Охарактеризуйте постиндустриальное общество.
Назовите установку XXIV съезда КПСС об НТП.
Как на деле происходило соединение достижений НТП с преимуществами социализма?
Укажите положительные тенденции в это время.
Какие недостатки имели место быть в СССР в 70-80-х годах?
Почему к 80-м годам ситуация обострилась? Сделайте оценочный вывод.
Анализ социальной политики.
После просмотра видеоряда медиаучебника учащимся предлагается ответить на вопросы:
Докажите, что жизнь советских людей в 70-е годы относительно улучшилась.
В чем причины улучшения жизни?
Как и почему изменилась ситуация к 80-м годам?
За счет чего могли поддерживать имидж великой державы?
IV . Закрепление.
Проводится по материалам тестового контроля медиаучебника
Выполнение проблемного задания.
V . Домашнее задание: § 44.
1) Составьте терминологический словарь по теме, включив в него такие термины, как хозрасчет, самоокупаемость, самофинансирование, самоуправление.
2) Проанализируйте документ с.307 учебника и письменно ответьте на вопросы к нему.
VI. Подведение итогов урока.
1 слайд
2 слайд
Цели и задачи: познакомить учащихся с экономической ситуацией, сложившейся в СССР в середине 60 - середине 80-х годов; обратить внимание на экономические проблемы, пути их решения и результаты; продолжить формирование навыков самостоятельного подбора материала в соответствии с поставленными вопросами и логической аргументацией своих позиций.
3 слайд
I. Вступление /необходимость экономических преобразований в СССР в с. 60-х; реформаторская деятельность А.Н.Косыгина/ II. Работа по вопросам семинара III. Подведение итогов работы / уровень экономического развития страны к середине 80-х годов; причины увеличения отставания экономики СССР от уровня Запада/
4 слайд
Вступление Неудачи начала 60-х годов породили сомнения в эффективности административного диктата даже у руководителей страны. Еще при Хрущеве на страницах печати началась очередная дискуссия об экономических стимулах производства. Сложилась в основных чертах будущая экономическая реформа. В целом она, конечно не отвергала директивную модель экономики, а лишь внедряла в нее некоторые механизмы материальной заинтересованности производителя в результатах труда.
5 слайд
6 слайд
Какие изменения произошли в сельском хозяйстве? Каков их результат? Цели и результаты реформы в промышленности.(Работа Калининского филиала ВНИИТП в 60 -80-е годы.) Почему экономическая реформа 1965 г. не дала ожидаемых результатов? (с использованием документа и вопроса на с.304 учебника) Что такое постиндустриальное общество? Какие особенности его отличают? Можно ли утверждать, что СССР в начале 70-х годов, как и Запад, вступил в стадию постиндустриального развития? Ответ обоснуйте. Охарактеризуйте социальную политику государства, сопоставив положительные и отрицательные моменты.
7 слайд
…В аппарате пересказывали слова Брежнева по поводу доклада Косыгина на сентябрьском пленуме 1965 г.:»Ну что он придумал? Реформа, реформа… Кому это надо, да и кто это поймет? Работать нужно лучше, вот и вся проблема». Не в таком ли отношении к экономической реформе была главная причина, почему она не состоялась? Что бы вы ответили на этот вопрос одного из работников ЦК КПСС?
8 слайд
Каким стал уровень развития СССР к середине 80-х годов? В чем, по-вашему, причины увеличения отставания экономики Советского Союза от экономики Запада?