Занимаюсь в "Пять с плюсом" в группе Гульнур Гатаулловны биологией и химией. Я в восторге, преподаватель умеет заинтересовать предметом, найти подход к ученику. Адекватно объясняет суть своих требований и дает реалистичное по объему домашнее задание(а не как большинство учителей в год ЕГЭ десять параграфов на дом, а один в классе). . Занимаемся строго к ЕГЭ и это очень ценно! Гульнур Гатаулловна искренне интересуется предметами, которые преподает, всегда дает нужную, своевременную и актуальную информацию. Очень рекомендую!

Камилла

Готовлюсь в "Пять с плюсом" к математике (с Даниилом Леонидовичем) и русскому языку (с Заремой Курбановной). Очень довольна! Качество занятий на высоком уровне, в школе по этим предметом теперь одни пятерки и четверки. Пробные экзамены написала на 5, уверена, что ОГЭ сдам отлично. Спасибо вам!

Айрат

Готовился к ЕГЭ по истории и обществознанию с Виталием Сергеевичем. Он чрезвычайно ответственный по отношению к своей работе педагог. Пунктуален, вежлив, приятен в общении. Видно, что человек живет своей работой. Прекрасно разбирается в подростковой психологии, имеет четкую методику подготовки. Спасибо "Пять с плюсом" за работу!

Лейсан

Сдала ЕГЭ по русскому языку на 92 балла, математику на 83, обществозание на 85, считаю это отличным результатом, поступила в ВУЗ на бюджет! Спасибо "Пять с плюсом"! Ваши преподаватели настоящие профессионалы, с ними высокий результат гарантирован, очень рада, что обратилась именно к вам!

Дмитрий

Давид Борисович - замечательный преподаватель! Готовился в его группе к ЕГЭ по математике профильный уровень, сдал на 85 баллов! хотя знания в начале года были не очень. Давид Борисович знает свой предмет, знает требования ЕГЭ, он сам состоит в комиссии по проверке экзаменационных работ. Я очень рад, что смог попасть в его группу. Спасибо "Пять с плюсом" за такую возможность!

Виолетта

"Пять с плюсом" - отличный центр подготовки к экзаменам. Здесь работают профессионалы, уютная атмосфера, приветливый коллектив. Я занималась с Валентиной Викторовной английским и обществознанием, сдала оба предмета на хороший балл, довольная результатом, спасибо вам!

Олеся

В цетре "Пять с плюсом" занималась сразу по двум предметам: математикой с Артемом Маратовичем и литературой с Эльвирой Равильевной. Очень понравились занятия, четкая методика, доступная форма, комфортная обстановка. Я очень довольна результатом: математика - 88 баллов, литература - 83! Спасибо вам! Буду всем рекомендовать ваш образовательный центр!

Артем

Когда я выбирал репетиторов, в центре "Пять с плюсом" меня привлекли хорошие преподаватели, удобный график занятий, наличие пробных бесплатных экзаменов, моих родителей - доступные цены за высокое качество. В итоге мы всей семьей остались очень довольны. Я занимался сразу по трем предметам: математика, обществознание, английский. Сейчас я студент КФУ на бюджетной основе, и все благодаря хорошей подготовке - сдал ЕГЭ на высокие баллы. Спасибо!

Дима

Я очень тщательно подбирал репетитора по обществознанию, хотел сдать экзамен на максимальный балл. "Пять с плюсом" помогли мне в этом вопросе, я занимался в группе Виталия Сергеевича, занятия были супер, все понятно, все четко, при этом весело и непринужденно. Виталий Сергеевич так преподносил материал, что запоминалось само собой. Я очень доволен подготовкой!

А1 . Какие отношения связаны преимущественно с политической сферой жизни общества?

А2 . Иван Петрович руководствуется в своей жизни правилом: не желай другому того, чего не хочешь себе. Это правило выражает

А3 . Верны ли следующие суждения о воздействии природы на жизнь общества?

А. Природные условия влияют на хозяйственную жизнь общества.

Б. Развитие науки значительно усиливает влияние природы на жизнь общества.

А4 . Что является отличительной чертой науки?

А5 . Анна перешла в 11 класс общеобразовательной школы. Она профессионально занимается фигурным катанием. На какой ступени образования находится Анна?

А6 . Верны ли следующие суждения о морали?

А. Нормы морали существуют только в письменной форме.

Б. Нормы морали устанавливаются государством.

А7 . Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства?

А9 . В конце 1991 г. доходы федерального бюджета нашей страны составили 145,6 млрд рублей, а расходы - 228,8 млрд рублей. Эти данные непосредственно отражают

А10 . Верны ли следующие суждения о безработице?

А. К безработным относятся все люди трудоспособного возраста, не имеющие работы.

Б. Безработица присуща всем экономическим системам.

А11 . Национальная принадлежность человека является характеристикой его

А12 . Советское общество, как утверждала официальная идеология, состояло из двух классов и прослойки. Это характеризует

А13 . Верны ли следующие суждения о функциях семьи?

А. Основной функцией семьи является производственно-экономическая.

Б. Семья охраняет сферу личной жизни человека.

А14 . Что является высшим представительным органом государственной власти в России?

А15 . Согласно французской Конституции 1791 г. при формировании законодательного органа вначале избирались выборщики, которые, в свою очередь, проводили избрание представителей Законодательного собрания. Это пример выборов

А16 . Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. Многопартийная система ослабляет демократическое государство.

Б. Двухпартийная система не исключает наличие других партий.

А17 . Что является отличительным признаком правового государства?

    наличие системы законодательства

    равноправие и равенство граждан перед законом

    функционирование правоохранительных органов

    наличие суверенитета

А18 . Президент Российской Федерации

А19 . Гражданки торговали у станции метро собранными в лесу ландышами. Известно, что эти цветы занесены в Красную книгу. Какое правонарушение совершили гражданки?

А20 . Верны ли следующие суждения о Конституции Российской Федерации?

А. Конституция Российской Федерации была принята путем всенародного референдума. Б. Конституция РФ предусматривает особый порядок внесения в нее изменений и дополнений.

ВАРИАНТ 6

Часть 1

А1 . Какие отношения связаны преимущественно с политической сферой жизни общества?

А2 . Иван Петрович руководствуется в своей жизни правилом: не желай другому того, чего не хочешь себе. Это правило выражает

А3 . Верны ли следующие суждения о воздействии природы на жизнь общества?

А. Природные условия влияют на хозяйственную жизнь общества.

Б. Развитие науки значительно усиливает влияние природы на жизнь общества.

А4 . Что является отличительной чертой науки?

А5 . Анна перешла в 11 класс общеобразовательной школы. Она профессионально занимается фигурным катанием. На какой ступени образования находится Анна?

А6 . Верны ли следующие суждения о морали?

А. Нормы морали существуют только в письменной форме.

Б. Нормы морали устанавливаются государством.

А7 . Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства?

А9 . В конце 1991 г. доходы федерального бюджета нашей страны составили 145,6 млрд рублей, а расходы - 228,8 млрд рублей. Эти данные непосредственно отражают

А10 . Верны ли следующие суждения о безработице?

А. К безработным относятся все люди трудоспособного возраста, не имеющие работы.

Б. Безработица присуща всем экономическим системам.

А11 . Национальная принадлежность человека является характеристикой его

А12 . Советское общество, как утверждала официальная идеология, состояло из двух классов и прослойки. Это характеризует

А13 . Верны ли следующие суждения о функциях семьи?

А. Основной функцией семьи является производственно-экономическая.

Б. Семья охраняет сферу личной жизни человека.

А14 . Что является высшим представительным органом государственной власти в России?

А15 . Согласно французской Конституции 1791 г. при формировании законодательного органа вначале избирались выборщики, которые, в свою очередь, проводили избрание представителей Законодательного собрания. Это пример выборов

А16 . Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. Многопартийная система ослабляет демократическое государство.

Б. Двухпартийная система не исключает наличие других партий.

А17 . Что является отличительным признаком правового государства?

    наличие системы законодательства

    равноправие и равенство граждан перед законом

    функционирование правоохранительных органов

    наличие суверенитета

А18 . Президент Российской Федерации

А19 . Гражданки торговали у станции метро собранными в лесу ландышами. Известно, что эти цветы занесены в Красную книгу. Какое правонарушение совершили гражданки?

А20 . Верны ли следующие суждения о Конституции Российской Федерации?

А. Конституция Российской Федерации была принята путем всенародного референдума. Б. Конституция РФ предусматривает особый порядок внесения в нее изменений и дополнений.

Часть 2

В1 . В приведенном списке указаны черты сходства норм права и морали и отличия норм права от морали. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия.

1) принимаются государством

3) опираются на представления о добре и зле

2) регулируют жизнь общества

4) устанавливают правила поведения

Черты сходства

Черты отличия

В2 . Найдите в приведенном ниже списке проявления глобальных проблем человечества и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.

    расширение круга ядерных держав

    ослабление иммунитета людей в пожилом возрасте

    увеличение задолженности экономически слаборазвитых стран

    истощение почв под влиянием хозяйственной деятельности людей

    рост числа начальных школ в ряде стран Африки

Ответ: _________________

В3 . Установите соответствие между признаками и областями культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОБЛАСТЬ КУЛЬТУРЫ

А) выдвижение и проверка гипотез

Б) создание художественных образов

2) искусство

В) формирование чувства прекрасного

Г) эстетическое наслаждение

Запишите в таблицу выбранные цифры.

В4 . Ниже приведён ряд терминов. Всё они, за исключением одного, относятся к понятию «потребление».

1) ипотечный кредит, 2) расходы семьи, 3) производство благ, 4) стоимость жизни, 5) личные сбережения.

Найдите и выпишите номер термина, выпадающего из этого ряда.

Ответ: ___________________

Часть 3

Прочитайте текст и выполните задания С1 – С6.

Каждый этнос имеет свой неповторимый стереотип поведения. Иногда стереотип поведения этноса изменяется от поколения к поколению. Это указывает на то, что этот этнос развивается, а этногенез не затухает. Иногда структура этноса стабильна, потому что новое поколение воспроизводит жизненный цикл предшествовавшего.

Структура этнического стереотипа поведения - это строго определенная норма отношений: между коллективом и индивидом, индивидов между собой, внутриэтнических групп между собой... Эти нормы негласно существуют во всех областях жизни и быта, воспринимаясь в данном этносе и в каждую отдельную эпоху как единственно возможный способ общежития... Соприкасаясь же- с другой нормой поведения в другом этносе, каждый член данного этноса удивляется, теряется и пытается рассказать своим соплеменникам о чудачествах другого народа...

Разные народы возникли в разные эпохи и имели разные исторические судьбы. Конечно, на этносы влияет географическая среда через повседневное общение человека с кормящей его природой, но это не все. Традиции, унаследованные от предков, играют свою роль, привычная вражда или дружба с соседями - свою, культурные воздействия, религия имеют свое значение, но, кроме всего этого, есть закон развития, относящийся к этносам как к любым явлениям природы. Проявления его в многообразных процессах возникновения и исчезновения народов мы называем этногенезом...

Стереотип поведения этноса столь же динамичен, как и сам этнос. Обряды, обычаи и нормы взаимоотношений меняются то медленно и постепенно, то очень быстро.

По кн. Л.Н. Гумилева «Этногенез и биосфера земли». М., 1994. С. 92-93

С1 Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

С2 . Какие три вида норм включает этнический стереотип поведения?

С5 . Л. Гумилев приводит такие факты. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многоженства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам. Какая черта этнического стереотипа проявляется в этих фактах? Приведите положение текста, которое помогло вам ответить на этот вопрос.

С6 . Автор считает, что этносы развиваются по законам природы. Вместе с тем многие исследователи относят этногенез к социальным явлениям. Какая из этих точек зрения представляется вам более правильной? С опорой на текст и обществоведческие и исторические знания приведите два аргумента (довода) в защиту своего мнения.

Ключи Вариант 6 .

№ задания

№ задания

№ задания

С1 . Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста). Ответ:

Могут быть выделены следующие смысловые части:

1) развитие и стабильность этноса;

2) нормы отношений внутри этноса;

3) что влияет на развитие этноса.

Возможны иные формулировки, не искажающие сути фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков

Выделены основные смысловые части текста, их названия (пункты плана) соответствуют содержанию. Количество выделенных частей может быть различным

Выделены не все основные части текста, их названия (пункты плана) соответствуют основным идеям выделенных фрагментов, ИЛИ не все выделенные части текста соответствуют содержательно и логически завершенным компонентам текста, ИЛИ не все названия выделенных частей соответствуют их содержанию

Максимальный балл

С2 . Какие три вида норм включает в себя этнический стереотип поведения? Ответ:

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

В правильном ответе должны быть названы следующие виды норм:

1) между коллективом и индивидом;

2) индивидов между собой;

3) внутриэтнических групп между собой.

Названы три вида

Названы два вида

Назван один вид, ИЛИ ответ неверный

Максимальный балл

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

В ответе должны быть названы следующие факторы:

1) географическая среда

2) традиции;

3) отношения с соседями;

4) природный закон развития этносов.

Названы четыре фактора

Названы любые два-три фактора

Назван любой один фактор, ИЛИ ответ неверный или отсутствует

Максимальный балл

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

1) ответ на вопрос, например: динамизм стереотипа поведения проявляется в том, что обряды, обычаи и нормы взаимоотношения людей постоянно меняются;

2) примеры, допустим:

Изменение норм семейно-брачных отношений у европейских народов: от решающей роли в выборе супруга родственников к самостоятельному и свободному выбору партнера по браку,

Изменение отношения русской знати к иностранцам- европейцам: от ощущения их полной чуждости в период Московской Руси к увлечению всем иностранным в последующие века.

Могут быть приведены другие примеры.

Дан ответ на вопрос, корректно приведены два примера

Дан ответ на вопрос, приведен один пример, ИЛИ приведены два примера, ответ на вопрос отсутствует

Дан ответ на вопрос, ИЛИ приведен один пример

Ответ неверный или отсутствует

Максимальный балл

С5 . Л. Гумилев приводит такие факты. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многоженства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам. Какая черта этнического стереотипа проявляется в этих фактах? Приведите положение текста, которое помогло вам ответить на этот вопрос.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) указана черта этнического стереотипа: отношение к своим нормам поведения как единственно возможным;

2) приведен фрагмент текста: «Соприкасаясь же с другой нормой поведения в другом этносе, каждый член данного этноса удивляется, теряется и пытается рассказать своим соплеменникам о чудачествах другого народа».

Указана черта, приведен фрагмент текста

Указана черта, ИЛИ приведен фрагмент текста

Ответ неверный или отсутствует

Максимальный балл

С опорой на текст и обществоведческие и исторические знания приведите два аргумента (довода) в защиту своего мнения. Ответ:

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) выражено мнение учащегося: согласие с той или иной точкой зрения;

2) приведены два аргумента (объяснения), например:

в случае согласия с тем, что развитие этносов - это природное явление, может быть указано, что:

Процессы формирования и развития наций не могут направляться деятельностью людей, не зависят от их воли;

Как и живой организм, этносы в своем развитии проходят стадии зарождения, «детства», зрелости и угасания;

в случае согласия с тем, что развитие этносов - это социальный процесс, может быть указано, что:

Решающее воздействие на развитие этносов оказывают социальные явления: нормы отношении, взаимодействие с соседями и др.;

Даже природные факторы влияют на этнос чаще всего косвенно - через производство, которое само по себе выступает социальным явлением.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).

Выражено мнение учащегося, приведены два аргумента

Выражено мнение учащегося, приведен один аргумент, ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведены два аргумента

Выражено мнение учащегося, аргументы не приведены, ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведен один аргумент, ИЛИ ответ неверный или отсутствует

Отношений ... при заключении браков преимущественно внутри обособленной группы... фактора во все сферы жизни общества как на уровне отдельных государств...

производителей и потребителей

партий и государства

родителей и детей

писателей и читателей

А2. Иван Петрович руководствуется в своей жизни правилом: не желай другому того, чего не хочешь себе. Это правило выражает

требование права

норму морали

научный закон

правило этикета

А3. Верны ли следующие суждения о воздействии природы на жизнь общества?
А. Природные условия влияют на хозяйственную жизнь общества.
Б. Развитие науки значительно усиливает влияние природы на жизнь общества.

верно только А

верно только Б

верны оба суждения

оба суждения неверны

А4. Что является отличительной чертой науки?

обращение к сверхъестественным силам

стремление к достижению объективной истины

воздействие на эмоции людей

А5. Анна перешла в 11 класс общеобразовательной школы. Она профессионально занимается фигурным катанием. На какой ступени образования находится Анна?

Основное общее образование

Среднее профессиональное образование

Полное (среднее) образование

Высшее профессиональное образование

А6. Верны ли следующие суждения о морали?
А. Нормы морали существуют только в письменной форме.
Б. Нормы морали устанавливаются государством.

верно только А

верно только Б

верны оба суждения

оба суждения неверны

A7. Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства?

Отличительной чертой рыночной экономики является

централизованное распределение ресурсов

свободное ценообразование

введение подоходного налога

товарный дефицит

В конце 1991 г. доходы федерального бюджета нашей страны составили 145,6 млрд рублей, а расходы - 228,8 млрд рублей. Эти данные непосредственно отражают

спад производства

бюджетный профицит

рост инфляции

бюджетный дефицит

10. Верны ли следующие суждения о безработице?
А. К безработным относятся все люди трудоспособного возраста, не имеющие работы.
Б. Безработица присуща всем экономическим системам.

верно только А

верно только Б

верны оба суждения

оба суждения неверны

Национальная принадлежность человека является характеристикой его

прирожденного статуса

социальной роли

достигаемого статуса

общественного престижа

Советское общество, как утверждала официальная идеология, состояло из двух классов и прослойки. Это характеризует

политический строй

социальную структуру

хозяйственный уклад

форму государства

13. Верны ли следующие суждения о функциях семьи?
А. Основной функцией семьи является производственно-экономическая.
Б. Семья охраняет сферу личной жизни человека.

верно только А

верно только Б

верны оба суждения

оба суждения неверны

Что является высшим представительным органом государственной власти в России?

Правительство

Совет безопасности

Федеральное Собрание

Общественная палата

Согласно французской Конституции 1791 г. при формировании законодательного органа вначале избирались выборщики, которые, в свою очередь, проводили избрание представителей Законодательного собрания. Это пример выборов

альтернативных

непрямых

формальных

неравных

16. Верны ли следующие суждения о политических партиях?
А. Многопартийная система ослабляет демократическое государство.
Б. Двухпартийная система не исключает наличие других партий.

верно только А

верно только Б

верны оба суждения

оба суждения неверны

ВАРИАНТ 6

Часть 1

А1 . Какие отношения связаны преимущественно с политической сферой жизни общества?

А2 . Иван Петрович руководствуется в своей жизни правилом: не желай другому того, чего не хочешь себе. Это правило выражает

А3 . Верны ли следующие суждения о воздействии природы на жизнь общества?

А. Природные условия влияют на хозяйственную жизнь общества.

Б. Развитие науки значительно усиливает влияние природы на жизнь общества.

А4 . Что является отличительной чертой науки?

4) высшее профессиональное образование

А6 . Верны ли следующие суждения о морали?

А. Нормы морали существуют только в письменной форме.

Б. Нормы морали устанавливаются государством.

А7 . Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства?


А10 . Верны ли следующие суждения о безработице ?

А. К безработным относятся все люди трудоспособного возраста, не имеющие работы.

Б. Безработица присуща всем экономическим системам .

А11 . Национальная принадлежность человека является характеристикой его

А12 . Советское общество, как утверждала официальная идеология, состояло из двух классов и прослойки. Это характеризует

А13 . Верны ли следующие суждения о функциях семьи?

А. Основной функцией семьи является производственно-экономическая.

Б. Семья охраняет сферу личной жизни человека.

А14 . Что является высшим представительным органом государственной власти в России?

А15 . Согласно французской Конституции 1791 г. при формировании законодательного органа вначале избирались выборщики, которые, в свою очередь, проводили избрание представителей Законодательного собрания. Это пример выборов

А16 . Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. Многопартийная система ослабляет демократическое государство.

Б. Двухпартийная система не исключает наличие других партий.

А17 . Что является отличительным признаком правового государства?

1) наличие системы законодательства

2) равноправие и равенство граждан перед законом

4) наличие суверенитета

А18. Какой из признаков характерен для традиционного общества?

1) серийное производство товаров

2) натуральный способ ведения хозяйства

3) преобладание промышленного производства

4) особая ценность информации о новых технологиях производства

А19. Тоталитарное государство характеризуется

1) наличием экономической самостоятельности граждан

2) идеологический плюрализм

3) действием независимых СМИ

4) отсутствием оппозиционных партий и движений

А20. Для федеративной формы государственного устройства характерно(-а)


1) разделение полномочий между центром и субъектами федерации

2) одноуровневая система законодательства

3) возможность изменения территории субъекта односторонним решением центральных органов управления государством

4) возможность свободного выхода субъекта из состава федерации

Часть 2

В1 . В приведенном списке указаны черты сходства государства и политической партии и их отличия. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия.

В2 . Найдите в приведенном ниже списке проявления глобальных проблем человечества и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.

1) расширение круга ядерных держав

2) ослабление иммунитета людей в пожилом возрасте

3) увеличение задолженности экономически слаборазвитых стран

4) истощение почв под влиянием хозяйственной деятельности людей

5) рост числа начальных школ в ряде стран Африки

Ответ: _________________

В3 . Установите соответствие между признаками и областями культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОБЛАСТЬ КУЛЬТУРЫ

А) выдвижение и проверка гипотез

Б) создание художественных образов

2) искусство

В) формирование чувства прекрасного

Г) эстетическое наслаждение

Запишите в таблицу выбранные цифры.

Прочитайте текст. Проанализируйте данные диаграммы и выполните задания В4 и В5.

Социологической службой страны Z был проведен опрос группы граждан. Был задан вопрос: «Какая из перечисленных проблем нашего общества тревожит Вас больше всего?» Результаты опроса представлены в виде диаграммы.

B4. Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Наибольшая доля опрошенных обеспокоена ростом безработицы.

2) У пятой части опрошенных более всего вызывает тревогу сокращение производства отечественных товаров.

3) Примерно для трети опрошенных главным предметом беспокойства является недоступность качественного образования и медицинских услуг.

4) Примерно одинаковые доли опрошенных обеспокоены как проблемами коррупции и ростом преступности, так и проблемами, связанными с политической жизнью.

5) Опрошенные обеспокоены ростом цен и безработицей в большей мере, чем недоступностью качественного образования и медицинских услуг.

B5. Результаты опроса, отраженные в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) За последние годы значительно вырос уровень доходов всех слоёв населения в стране Z.

2) В стране Z население не получает качественные образовательные и медицинские услуги.

3) Правительству страны Z необходимо сосредоточить основные усилия на решении социально-экономических проблем.

4) В стране Z наметилось сокращение уровня преступности.

5) Рост цен и безработица не являются самыми острыми проблемами для большинства населения страны.

Часть 3

Прочитайте текст и выполните задания С1 – С6.

Каждый этнос имеет свой неповторимый стереотип поведения. Иногда стереотип поведения этноса изменяется от поколения к поколению. Это указывает на то, что этот этнос развивается, а этногенез не затухает. Иногда структура этноса стабильна, потому что новое поколение воспроизводит жизненный цикл предшествовавшего.

Структура этнического стереотипа поведения - это строго определенная норма отношений: между коллективом и индивидом, индивидов между собой, внутриэтнических групп между собой... Эти нормы негласно существуют во всех областях жизни и быта, воспринимаясь в данном этносе и в каждую отдельную эпоху как единственно возможный способ общежития... Соприкасаясь же - с другой нормой поведения в другом этносе, каждый член данного этноса удивляется, теряется и пытается рассказать своим соплеменникам о чудачествах другого народа...

Разные народы возникли в разные эпохи и имели разные исторические судьбы. Конечно, на этносы влияет географическая среда через повседневное общение человека с кормящей его природой, но это не все. Традиции, унаследованные от предков, играют свою роль, привычная вражда или дружба с соседями - свою, культурные воздействия, религия имеют свое значение, но, кроме всего этого, есть закон развития, относящийся к этносам как к любым явлениям природы. Проявления его в многообразных процессах возникновения и исчезновения народов мы называем этногенезом...

Стереотип поведения этноса столь же динамичен, как и сам этнос. Обряды, обычаи и нормы взаимоотношений меняются то медленно и постепенно, то очень быстро.

По кн. «Этногенез и биосфера земли». М., 1994. С. 92-93

С1 Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

С2 . Какие три вида норм включает этнический стереотип поведения?

С5

С6 . Автор считает, что этносы развиваются по законам природы. Вместе с тем многие исследователи относят этногенез к социальным явлениям. Какая из этих точек зрения представляется вам более правильной? С опорой на текст и обществоведческие и исторические знания приведите два аргумента (довода) в защиту своего мнения.

Ключи Вариант 6 .

№ задания

№ задания

№ задания

С1 . Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста). Ответ:

Могут быть выделены следующие смысловые части:

1) развитие и стабильность этноса;

2) нормы отношений внутри этноса;

3) что влияет на развитие этноса.

Возможны иные формулировки, не искажающие сути фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков

Выделены основные смысловые части текста, их названия (пункты плана) соответствуют содержанию. Количество выделенных частей может быть различным

Выделены не все основные части текста, их названия (пункты плана) соответствуют основным идеям выделенных фрагментов, ИЛИ не все выделенные части текста соответствуют содержательно и логически завершенным компонентам текста, ИЛИ не все названия выделенных частей соответствуют их содержанию

Максимальный балл

С2 . Какие три вида норм включает в себя этнический стереотип поведения? Ответ:

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

В правильном ответе должны быть названы следующие виды норм:

1) между коллективом и индивидом;

2) индивидов между собой;

3) внутриэтнических групп между собой.

Названы три вида

Названы два вида

Назван один вид, ИЛИ ответ неверный

Максимальный балл

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

В ответе должны быть названы следующие факторы:

1) географическая среда

2) традиции;

3) отношения с соседями;

4) природный закон развития этносов.

Названы четыре фактора

Названы любые два-три фактора

Назван любой один фактор, ИЛИ ответ неверный или отсутствует

Максимальный балл

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

1) ответ на вопрос, например: динамизм стереотипа поведения проявляется в том, что обряды, обычаи и нормы взаимоотношения людей постоянно меняются;

2) примеры, допустим:

Изменение норм семейно-брачных отношений у европейских народов: от решающей роли в выборе супруга родственников к самостоятельному и свободному выбору партнера по браку,

Изменение отношения русской знати к иностранцам - европейцам: от ощущения их полной чуждости в период Московской Руси к увлечению всем иностранным в последующие века.

Могут быть приведены другие примеры.

Дан ответ на вопрос, корректно приведены два примера

Дан ответ на вопрос, приведен один пример, ИЛИ приведены два примера, ответ на вопрос отсутствует

Дан ответ на вопрос, ИЛИ приведен один пример

Ответ неверный или отсутствует

Максимальный балл

С5 . Л. Гумилев приводит такие факты. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многоженства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам. Какая черта этнического стереотипа проявляется в этих фактах? Приведите положение текста, которое помогло вам ответить на этот вопрос.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) указана черта этнического стереотипа: отношение к своим нормам поведения как единственно возможным;

2) приведен фрагмент текста: «Соприкасаясь же с другой нормой поведения в другом этносе, каждый член данного этноса удивляется, теряется и пытается рассказать своим соплеменникам о чудачествах другого народа».

Указана черта, приведен фрагмент текста

Указана черта, ИЛИ приведен фрагмент текста

Ответ неверный или отсутствует

Максимальный балл

530 " style="width:397.65pt;border-collapse:collapse;border:none">

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) выражено мнение учащегося: согласие с той или иной точкой зрения;

2) приведены два аргумента (объяснения), например:

в случае согласия с тем, что развитие этносов - это природное явление, может быть указано, что:

Процессы формирования и развития наций не могут направляться деятельностью людей, не зависят от их воли;

Как и живой организм, этносы в своем развитии проходят стадии зарождения, «детства», зрелости и угасания;

в случае согласия с тем, что развитие этносов - это социальный процесс, может быть указано, что:

Решающее воздействие на развитие этносов оказывают социальные явления: нормы отношении, взаимодействие с соседями и др.;

Даже природные факторы влияют на этнос чаще всего косвенно - через производство, которое само по себе выступает социальным явлением.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).

Выражено мнение учащегося, приведены два аргумента

Выражено мнение учащегося, приведен один аргумент, ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведены два аргумента

Выражено мнение учащегося, аргументы не приведены, ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведен один аргумент, ИЛИ ответ неверный или отсутствует

Максимальный балл