: налог на тень (Венеция), налог на татуировки и пирсинг (Арканзас, США) или налог на телевизоры (Германия). Несмотря на откровенную нелепость, эти налоги существуют в странах т.н. «первого мира» с относительно устойчивым уровнем благосостояния и распространяются далеко не на все категории населения, ведь не каждый житель Арканзаса носит татуировки и пирсинг, или далеко не каждый венецианец является владельцем кафе или магазина, которые облагаются налогом на тень. Но жителям географического центра Европы повезло немного меньше.

Декрет №3. Налог на «тунеядство».

2 апреля 2015 года президент Беларуси подписал декрет №3 «О предупреждении социального иждивенчества», получивший в народе названия «декрета о тунеядцах». Данный правовой акт издан в целях стимулирования трудоспособных граждан к трудовой деятельности и обеспечения исполнения ими конституционной обязанности по участию в финансировании государственных расходов - сообщает текст законодательного акта . От уплаты «налога на тунеядство» освобождены пенсионеры, недееспособные граждане, лица, не достигшие 18 лет, инвалиды. Сбор взимается с граждан РБ, а также лиц без гражданства и иностранных граждан, постоянно проживающих на территории РБ, которые «не участвовали в финансировании государственных расходов» (т.е. не работали) , либо делали это менее 183 дней. Размер сбора составляет 20 базовых величин за налоговый период (за календарный год), то есть приблизительно 236 USD по курсу на январь 2017 года. Неуплата или неполная уплата ведут к штрафу от 2 до 4 базовых величин, либо административному аресту с привлечением к общественно полезной работе. Arbeit macht frei!!! Примечательно, что труд такого задержанного за неуплату налога в период административного ареста, учитывая средства, которые государство тратит на содержание, обесценивается вдвое . К январю 2017 налоговая насчитала приблизительно 400 тысяч «тунеядцев», что не так уж мало для страны с населением приблизительно в 9,5 миллионов человек. В то время как некоторые развитые капиталистические страны собираются ввести «безусловный базовый доход», который по своей сути не приводит к решению проблемы, а только помогает сгладить капиталистические противоречия, но на его фоне взимание налога с безработных выглядит поистине средневековым мракобесием.

Участие в финансировании госрасходов и НДС

Чем обусловлена актуальность поставленной проблемы? Ведь казалось бы, декрет №3 принят уже почти два года назад и, по мнению некоторых, выражает советский принцип «кто не работает, тот не ест». Начнём с того, что 56 статья Конституции РБ, на которую косвенно дана ссылка в Декрете №3, действительно обязывает граждан участвовать в финансировании государственных расходов, но фактически граждане и без того участвуют в финансировании госрасходов путём уплаты НДС и других скрытых налогов.

Статья 56. Граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей.

“Так называемые тунеядцы платят почти столько же налогов, сколько работающий человек, потому что платит прямые налоги - это акцизы, НДС, импортные пошлины. Они составляют в бюджете страны около 2/3 суммы всех налогов,” – комментирует ситуацию белорусский экономист Леонид Злотников.

Сам декрет, принятый почти два года назад, фактически вступил в силу сравнительно недавно. С ноября 2016 по январь 2017 количество «тунеядцев», обнаруженных Министерством по налогам и сборам увеличилось почти в 8 раз. До ноября в него вносились некоторые коррективы, а так же шло составление базы данных граждан, якобы не участвующих в финансировании государственных расходов. Сразу же после развёртывания полномасштабной кампании по предупреждению социального иждивенчества, в городе Рогачёве произошло самоубийство уже ставшее резонансным, причиной которому послужило так называемое «письмо счастья» (так в народе прозвали уведомление о необходимости уплатить налог). Женщина, лишившаяся работы, просто-напросто была не в состоянии уплатить сбор… и повесилась *. А тем временем Дмитрий Медведев Александр Лукашенко, заявляет о том, что денег нет, но вы держитесь всё стерпите и, по некоторым данным, достраивает себе 17-ую резиденцию. И этот трагический случай не единственный в своём роде, 3 октября 60-летний Айвар Яскевич заплатил 360 деноминированных белорусских рублей налога за «тунеядство», а 6 декабря выбросился с 5 этажа своей квартиры в Осиповичах. На столе оставил записку и квитанцию об уплате «налога на тунеядцев». Там было написано : «Я никогда не был дармоедом, насильником, грабителем, я всю жизнь честно работал».

* Следственный комитет РБ опровергает эту информацию и причиной самоубийства называет «депрессивной состояние». О том, как капитализм связан с депрессией можете почитать на ВБ .

«Кто не работает, тот не ест». Капитализм и безработица

Что касается тех, кто безоговорочно одобряет подобные меры и вспоминает старое-доброе «кто не работает, тот не ест», то стоит осознавать, что Беларусь - страна с рыночной экономикой, а рыночная экономика была, есть и будет оставаться спутницей безработицы. Так, в экономике существует понятие «естественный уровень безработицы», и в Беларуси он составляет 6% при общем количестве экономически активного населения 4 491,7 тыс. человек, то есть почти четыре с половиной миллиона . Стоит также отметить, что процент «естественного уровня безработицы» всегда даётся либеральными (коих сейчас большинство) экономистами, можно сказать, в идеале: это тот уровень естественной безработицы, который должен быть, а не тот, который есть на самом деле. И разумеется, в условиях экономических кризисов этот процент неизбежно превышается по естественным экономическим причинам, т.е. из-за самого кризиса. Таким образом, даже при условии идеального функционирования рыночной экономики, всегда найдётся определённое количество граждан, которое будет не в состоянии найти работу и оплатить налог “на тунеядство”.

Мировая практика**

В Болгарии ещё со времён Народной Республики в уголовном кодексе сохранилась статья, которую условно можно назвать «за тунеядство». Реальных тюремных сроков за неё уже давно никому не даёт. Болгарские правоохранители применяют её для борьбы с проституцией и, как правило, дело обходится незначительными штрафами . В других странах, где процент безработных достаточно велик, такие налоги отсутствуют, хотя в Италии нетрудоустроенных приблизительно 40% . В немецком языке словосочетание "отказывающийся от работы" появилось в эпоху Третьего рейха. Это обозначение использовалось как клеймо для несогласных с режимом. Нацистские власти использовали штрафы за "отказ от работы" для преследования своих политических противников. После войны в ФРГ отказались от ограничений подобного рода. Статья 2, параграф 1 Конституции ФРГ неукоснительно соблюдаются также и в том, что касается права человека работать или сидеть сложа руки. Отсутствует подобная мера и во Франции, где безработных по официальной статистике 3,5 миллиона. В Финляндии и вовсе выгодно быть безработным. По данным в газеты "Хельсингин саномат", в среднем Финляндия тратит на содержание одного безработного 21 тысячу евро в месяц. В эту сумму входит как само пособие неработающему финну, так и различные услуги , оказываемые государством.

**По материалам .

Усиление эксплуатации

Очевидно, что налог на безработицу в Беларуси имеет две цели:

  1. Усиление эксплуатации, а как следствие - увеличение прибылей государственной (и не только государственной) буржуазии.
  2. Сохранение огромного бюрократического аппарата.

Другие логичные объяснения дать этому сложно. Фактически Декрет №3 отменяет право на восьмичасовой рабочий день, ведь для того, чтобы “вписаться в рынок” и выдержать конкуренцию, работнику придётся соглашаться на самые рабские условия эксплуатации, которые только возможны. Министерство по налогам и сборам даже не пытается это скрывать : «Конкуренция выросла, люди стали держаться за рабочие места». Условная «либерализация» политической жизни в Беларуси компенсируется авторитарными экономическими мерами. В некоторых регионах сознательными гражданами уже начался сбор подписей за отмену Декрета №3. Однако чартизм и ему подобные движения показали свою несостоятельность ещё в XIX веке. Даже при условии успешной борьбы посредством сбора подписей и отмены Декрета, естественный кризис капиталистической экономики никуда не денется, и вместо открытого принуждения к труду мы получим повседневное увеличение цен, тарифов, падение заработной платы, что по сути тоже есть принуждение к труду. Выходом являются не реформы, а полная замена существующей системы, где явное и неявное принуждение к труду исчезнет вместе такими понятиями, как безработица и эксплуатация.

В Беларуси в последние недели активизировалось обсуждение темы целесообразности . Когда в отношении их вводился налог, государство заявляло, что в стране 400-500 тысяч тунеядцев, но по факту налоговым органам удалось найти только 50 тысяч лиц, которым предписано уплатить специальный сбор.

Сколько в Беларуси на самом деле тунеядцев и стоило ли этих людей вообще облагать налогом?

Фото Spaul / Getty Images

Полмиллиона тунеядцев: как их считали

К 15 ноября лица, которых государство признало тунеядцами, должны уплатить социальный сбор на финансирование государственных расходов. Налог с тунеядцев, эквивалентный 20 базовым величинам или примерно 200 долларам, взимается в этом году впервые. Его должны уплатить лица, которые не работали в 2015 году более шести месяцев, и поэтому, по мнению властей, не участвовали как налогоплательщики в финансировании госрасходов.

По данным, которые Министерство по налогам и сборам озвучило в конце октября, извещения для уплаты упомянутого социального сбора были направлены 50 тысячам человек.

Стоит отметить, что в 2013-2014 гг., когда активно обсуждалась необходимость введения этого налога, власти неоднократно подчеркивали, что в стране насчитывается почти полмиллиона тунеядцев.

Одним из первых об этом заявил тогдашний премьер-министр Михаил Мясникович , оценивший летом 2013 года количество тунеядцев в . Осенью 2014 года Александр Лукашенко также оценил количество иждивенцев в 400-500 тысяч и потребовал вовлечь их « в работу».

На официальном уровне численность и структуру трудовых ресурсов в Беларуси оценивает Национальный статистический комитет путем проведения выборочных обследований домашних хозяйств по вопросам занятости. Несмотря на большой интерес к этим данным со стороны исследовательских организаций, они еще ни разу не были опубликованы, хотя такие выборочные обследования проводятся с 2012 года.

В балансах трудовых ресурсов за 2012-2015 гг., с которыми удалось ознакомиться корреспонденту БелаПАН , приводятся данные о структуре трудовых ресурсов Беларуси. Из подготовки баланса следует, что количество незанятых граждан в нем оценивается на основе упомянутого выборочного обследования домашних хозяйств.

К слову, именно на данные баланса трудовых ресурсов ссылался в октябре 2014 года Научно-исследовательский экономический институт Министерства экономики, который оценил тогда количество тунеядцев (лиц, не имевших официальных трудовых доходов) в 404,4 тысячи человек.

Баланс трудовых ресурсов за 2015 год, которые подготовил Национальный статистический комитет несколько месяцев назад, также косвенно указывают на то, что в прошлом году в стране насчитывались сотни тысяч потенциальных тунеядцев.

Так, по оценке Национального статистического комитета, помимо безработных, числящихся в службах занятости (41,3 тыс.) еще 202 тысячи являлись «лицами, не имеющими работы, активно ее ищущими и готовые приступить к ней». Почти в 60 тысяч человек статкомитет оценил лиц, которые считают, что у них нет возможности найти работу, а также тех, которые не имеют необходимости или желания работать. Кроме этого, причины незанятости еще 110 тысяч человек не определены.

Как видим, по методологии Белстата в стране насчитываются сотни тысяч лиц, которые не вовлечены в легальную экономику и потенциально могут быть отнесены к тунеядцам. Однако государство сегодня констатирует, что тунеядцев гораздо меньше - Министерство по налогам и сборам сообщило в конце октября, что извещения на уплату социального сбора на финансирование государственных расходов направлены 50 тысячам лиц.

Взимать этот сбор, предупреждали полтора года назад независимые эксперты, будет проблематично, поскольку причины трудовой незанятости разные, и доказать, что человек работать может, но не хочет, крайне сложно. Поэтому кампанию государства по борьбе с тунеядцами наблюдатели изначально сравнивали со «стрельбой в темноте» , точность которой всегда невысока.

Так и получилось - вместо изначально заявленных 400-500 тысяч тунеядцев государство смогло найти лишь десятую часть.

О неэффективности борьбы с тунеядцами свидетельствуют и другие данные. За время действия декрета о тунеядцах, который принят в апреле 2015 года и был призван «стимулировать трудоспособных граждан к трудовой деятельности», количество занятых в экономике не только не увеличилось, но и сократилось. Если в начале 2015-го в экономике было занято 4,5 млн человек, то в августе 2016-го (согласно последним опубликованным данным) - менее 4,4 млн.

Налог, который нужно отменять

Гражданская кампания «Говори правду» в октябре этого года запрашивала у Министерства по налогам и сборах информацию о расходах государства на администрирование налога с тунеядцев, однако власти отказались раскрыть эти данные.

Между тем, белорусские экономисты, как и активисты упомянутой гражданской кампании, сомневаются, что специальный сбор в отношении тунеядцев окупает затраты государства по его взиманию.

«Извещения на уплату этого налога направлены 50 тысячам человек, но, вероятно, что заплатят этот сбор далеко не все: в одних случаях окажется, что человек не живет по месту прописки, в других - что у него нет денег, третьи будут его оспаривать. Поэтому с финансовой точки зрения будет много вопросов, насколько этот сбор окупит расходы государства по его взиманию », - отметила в комментарии для БелаПАН ведущий исследователь Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Екатерина Борнукова .

«Воспитательный эффект от этого сбора не достигнут - занятость в экономике за время действия декрета о тунеядцах сократилась. Поэтому сложно говорить, что меры, принятые в этом направлении, оказались эффективными» , - говорит Екатерина Борнукова.

По мнению эксперта, государство, инициируя борьбу с тунеядством, пыталось таким образом снизить долю теневой экономики.

«Лица, не вовлеченную в легальную экономику, вероятно, занимаются предпринимательской деятельностью, которая может оказаться невыгодной, если ее официально зарегистрировать. Например, приграничная торговля для лиц, которые ею занимаются, вряд ли будет выгодной, если они будут платить все таможенные пошлины и налоги. Поэтому им проще заплатить налог на тунеядство, чем выводить свою деятельность из тени», - считает эксперт BEROC.

Аналогичного мнения придерживается директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик .

«Налог с тунеядцев - неправильный инструмент для решения задачи по снижению доли теневой экономики в стране. Если человек зарабатывает в «тени», получает доход, ему выгоднее заплатить раз в год введенный сбор, эквивалентный 200 долларам, чем легализовать свою деятельность», - считает Александр Чубрик.

По его мнению, взимание специального сбора с так называемых тунеядцев необходимо отменить, поскольку этот налог может обернуться против наиболее уязвимых слоев населения, которые из-за неблагоприятной экономической ситуации в стране попадают под сокращение.

«В 2016 году из-за ухудшения экономической ситуации в стране спрос на рабочую силу снизился. Поэтому люди в нынешних реалиях могут остаться без работы не потому, что они не хотят работать, а из-за изменения ситуации на рынке труда. Сегодня приоритетная для государства задача должна заключаться в создании экономических условий для развития частного бизнеса, возникновения новых рабочих мест, а не в борьбе с тунеядством», - резюмировал Александр Чубрик.

Борьба с тунеядцами пока не привела к уменьшению масштаба скрытой безработицы. Новые данные, которые подготовил статистический комитет, свидетельствуют, что размер незарегистрированной безработицы не снижается. Насколько в таком случае будут эффективны очередные меры по борьбе с тунеядцами, которые вступят в силу в 2019 году?

Фото носит иллюстративный характер. Фото: Александр Чугуев, TUT.BY

Кто в Беларуси не работает и почему

На этой неделе Министерство труда и соцзащиты сообщило, что на 1 июля на учете в службах занятости состояло 17,8 тыс. безработных, и за последний год их количество сократилось на 48%.

Однако данные о зарегистрированной безработице не учитывают количество тех безработных, которые не хотят идти в службы занятости и регистрироваться. Мизерный размер пособия по безработице (в среднем около 27 рублей, то есть менее 15% бюджета прожиточного минимума) приводит к тому, что большинство просто не хочет собирать ворох документов для получения этих копеек.

Примерное понимание реальных масштабов незарегистрированной (скрытой) безработицы дает обследование домашних хозяйств по вопросам занятости. Однако результаты этого обследования обнародуются лишь однажды — в годовом бюллетене «Трудовые ресурсы и занятость населения в Республике Беларусь».

Данные за 2017 год, опубликованные в последнем выпуске бюллетеня, свидетельствуют, что в стране 230,8 тыс. «лиц, не имеющих работы, активно ее ищущих и готовых приступить к ней». С учетом того, что официально в стране трудоустроено 4,35 млн человек, выходит, что экономика не досчитывается около 5% работников, которые потенциально могли быть в ней заняты.

Кстати, помимо «лиц, не имеющих работы, активно ее ищущих и готовых приступить к ней», в экономике по разным причинам не заняты еще более 1 млн человек, находящихся в трудоспособном возрасте. В том числе 350,3 тыс. человек находятся в отпусках по беременности и родам, а также по уходу за ребенком до трех лет. Около 405 тыс. получают образование.

Кроме этого, согласно оценкам статкомитета, в стране 91,6 тыс. лиц ведут домашнее хозяйство, 82,4 тыс. лиц работают за границей, 38,6 тыс. человек считают, что нет возможности найти работу, а 20,8 тыс. человек официальная статистика относит к лицам, «не имеющим необходимости или желания работать».

Учитывая старение населения, государство хотело бы, чтобы количество тех, кто не занят в экономике, сокращалось. Однако борьба с так называемым тунеядством в 2016—2017 годы («заставить всех работать») в действительности не привела к сокращению масштабов незарегистрированной безработицы.

Результаты обследования домашних хозяйство по вопросам занятости свидетельствуют, что в 2012—2017 годы количество «лиц, не имеющих работы, активно ее ищущих и готовых приступить к ней», даже увеличилось (с 211,1 тыс. в 2012-м до 230,2 тыс. и 230,8 тыс. в 2016—2017 годы соответственно).

Почему масштабы скрытой безработицы не удается снизить?

В 2017—2018 годы в Беларуси наблюдается снижение количества безработных, находящихся на учете в службах занятости. Почему же на этом фоне не удается снизить количество незарегистрированных безработных, которых государство в последние годы пытается вовлечь в экономику?

«Снижение количества зарегистрированных безработных ожидаемо. Во-первых, экономика вышла из рецессии, рынок труда стал оживать и стало появляться больше вакансий, которые закрыли часть безработных. Во-вторых, отменен налог в отношении тунеядцев, и безработным сейчас нет смысла регистрироваться в службах занятости, чтобы его не платить», — отмечает директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.

Что касается масштабов незарегистрированной безработицы, то ее размер пока не удается снизить, поскольку не решены структурные проблемы, считает экономист.

«Борьба с тунеядством была направлена на то, чтобы заставить людей работать. Но как можно заставить работать тех, чья квалификация не соответствует потребностям рынка труда? Нужно не заставлять людей работать, а адаптировать их к потребностям рынка труда. Это актуально, в частности, по отношению к лицам предпенсионного возраста», — полагает Александр Чубрик.

В экспертных кругах существует также гипотеза, что часть незарегистрированных безработных на самом деле трудоустроены, но только не в Беларуси, а за пределами страны.

К слову, за 2015−2017 годы (по данным обследования домашних хозяйств) количество граждан Беларуси, трудоустроенных за границей, существенно увеличилось (38,9 тыс. в 2015-м, 59,3 тыс. в 2016-м, 82,4 тыс. в 2017-м).

Эксперты предполагают, что эти цифры не полностью отражают реальную ситуацию, так как не все белорусские гастарбайтеры трудоустроены официально и готовы в этом признаться.

Заместитель заведующего кафедрой народонаселения экономического факультета Московского госуниверситета Ирина Ивахнюк презентовала в 2017 году в Минске доклад о евразийском рынке труда, в котором отмечалось, что численность белорусских работников, трудоустроенных в России, может достигать миллиона человек.

А в исследовании, подготовленном в этом году российским Институтом демографии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», говорится, что в 2017-м миграционный прирост населения России произошел в основном за счет прибывших в страну белорусов.

Ссылаясь на оперативные данные учета иностранных граждан, прибывающих в Россию, авторы исследования «Миграция в России. Предварительные итоги 2017 года» отмечают, что в 2017 году по сравнению с 2016-м «миграционный прирост населения России увеличился в обмене с Беларусью в 4,5 раза».

«На мой взгляд, имеет место быть арифметический казус, и граждане Беларуси, которые считаются незарегистрированными безработными, во многих случаях полностью или частично работают в России», — полагает заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Георгий Гриц.

Между тем, государство не теряет надежду официально трудоустроить ту часть населения, которая пока в экономике не занята. В этом году Минтруда намерено создать базу данных лиц, не занятых в экономике, и с 1 января 2019 года «тунеядцы» должны будут оплачивать по полным тарифам горячее водоснабжение, а с 1 октября 2019 года газоснабжение и теплоснабжение.

Однако эксперты считают, что даже резкое повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги по отношению к так называемым тунеядцам не уменьшит масштабы скрытой (незарегистрированной) безработицы.

«Людей, которые хотят работать, но не могут найти достойную работу, нужно адаптировать к рынку труда путем переобучения и организации программ, которые гарантируют трудоустройство. Если вместо этого им повысят тарифы на жилищно-коммунальные услуги, мы увидим рост задолженности населения по оплате таких услуг, а не сокращение количества безработных», — прогнозирует Александр Чубрик.

Повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги в отношении лиц, не занятых в экономике, является неправильным решением, считают эксперты.

«В Конституции записано, что каждый гражданин имеет право на труд, а не обязанность. В стране нужно формировать условия для создания высокопроизводительных рабочих мест, а не заставлять людей выполнять работу, которую они делать не хотят», — резюмировал Георгий Гриц.

Согласно новому документу, местным органам власти отведена роль людей, близких к населению и ответственных за реализацию декрета.

Официальный телеканал АТН уже

назвал декрет «матрицей нового социального договора между государством и гражданами»

Беларусь, возможно и не осознавая этого, признала, что государство эксплуатирует население. Поскольку понятие социального договора подразумевает соглашение, которое достигается гражданами по вопросам правил и принципов госуправления с соответствующим правовым оформлением.

В данном случае новый декрет показывает, что государство фактически царь и бог

Но в декрете пока нет главного определения, кто же, собственно, является «незанятым в экономике», а также «порядка отнесения трудоспособных граждан» к этой категории лиц.

В обновленном декрете появилось новое, весьма любопытное понятие — «ресоциализация лиц, ведущих асоциальный образ жизни».

Ресоциализацию предполагается проводить в лечебно-трудовых профилакториях (ЛТП)

Декрет №1 легализует деятельность этих уже существующих комиссий и расширяет их полномочия, позволяя принимать решения о помещении в ЛТП «асоциальных» лиц.

Более того,

так как правовая база отсутствует, решения будут приниматься по собственному усмотрению чиновников

В настоящее время помимо поиска работы для желающих её найти, комиссии составляют списки лиц, не желающих трудоустраиваться официально — потенциальных кандидатов на «ресоциализацию».

При таком подходе будет очень легко признать гражданского активиста, неудобного властям, лицом с асоциальным образом жизни и отправить без суда в ЛТП.

Приняв такой декрет, белорусские

власти создали механизм внесудебного лишения свободы, причем с подстраховкой на случай скандала

Ответственность же легко свалить на местных чиновников.

«Раньше в ЛТП отправлялись только лица, страдающие хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, и только с санкции суда. И ещё тех, кто не возмещал расходы на содержание государством детей, если они несколько раз в году привлекались к административной ответственности.

Что теперь?

Если буквально понимать декрет, то в ЛТП сроком до 12 месяцев можно будет отправить любого тунеядца… Без предупреждения и привлечения к административной ответственности»,

– пояснил ситуацию юрист Александр Жук.

Вместо ежегодного «сбора на финансирование госрасходов», прозванного в народе «налогом на тунеядство», декрет ввёл «оплату субсидируемых государством услуг по их полной стоимости».

Это коснется с 1 января 2019 года всех трудоспособных граждан, не работающих официально, то есть не платящих подоходный налог.

По мнению экспертов, весь декрет № 1 носит крайне неконкретный характер

«Здесь нет ни одной нормы прямого действия. Как он будет действовать реально, совершенно непонятно. До такой степени неконкретного нормативно-правового акта я еще не видел», – заявил председатель Ассоциации малого и среднего предпринимательства Сергей Балыкин.

А Валерий Карбалевич, политолог и эксперт аналитического центра «Стратегия», полагает, что

«в новом декрете заложены мины», которые при внедрении закона приведут к серьезным последствиям

Оба аналитика считают, что власти не хватило политической воли признать неудачным предыдущий декрет №3, новый же № 1 был разработан исключительно с целью сохранить лицо.

Напомним, что декрет № 3 появился на фоне экономического кризиса, когда власти думали, как пополнить бюджет, а граждане – как выжить в условиях массовых сокращений и повышения пенсионного возраста.

В результате, когда в декабре 2016 года «тунеядцы» стали получать уведомления от налоговой, многие не смогли заплатить требуемой суммы.

Хотя неплательщикам грозили штрафы и арест до 15 суток с привлечением к общественным работам, из 470 тысяч человек, получивших извещения,

«тунеядский» налог заплатили лишь 44,5 тысячи – меньше 10% от общего числа попавших под действие закона

Вместо планируемых $100 млн это принесло в бюджет порядка $7,14 млн– сумму в масштабах государства более чем скромную.

Кроме того, выяснилось, что система учета, выявляющая «тунеядцев», работает плохо. Как, впрочем, и государственная система трудоустройства, а также тот факт, что в небольших городах работы попросту нет.

Поразительно, но декрет №3 не предусматривал, отчего

в «тунеядцы» записывали больных, ухаживавших за ними родственников, демобилизованных солдат и выпускников вузов

В обществе нарастало недовольство. Формулировка «социальное иждивенчество» многими была воспринята как оскорбление. Людей возмущало и то, что государство отбирает у безработных последние деньги, вместо того чтобы оказать им помощь.

Охота на «тунеядцев» в ряде случаев привела к самоубийствам безработных,

а уличные протесты достигли масштабов, каких Беларусь не знала с середины 90-х годов.

В конце концов, власти пошли на попятный. Правда, приостановив действие декрета №3, Лукашенко заявил, что он будет не отменен, а «значительно доработан». Доработанный вариант в виде №1 и был представлен в конце января 2018 года.

В базе данных не занятого в экономике населения, которую с 1 декабря, 500 тысяч человек. «Более детальную информацию в разрезе областей и регионов мы получим позже», — заявила ранее министр труда и соцзащиты Ирина Костевич. Некоторые регионы уже озвучили, сколько человек предварительно попало в базу. При этом списки уточняются, поэтому они могут заметно сократиться.

Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Александр Чугуев, TUT.BY

Как в Беларуси пытаются сосчитать тунеядцев

В ноябре прошлого года глава Администрации президента Наталья Кочанова , о разработке новой концепции декрета № 3, отметила, что в Беларуси порядка 500 тыс. не работающих человек. Это в 2 раза больше, чем в Минтруда.

Ранее летом 2013 года тогдашний премьер-министр Михаил Мясникович оценил количество тунеядцев в 445 тысяч человек. Осенью 2014 года Александр Лукашенко назвал цифру 400−500 тысяч и потребовал вовлечь их «именем революции в работу», а также «заставить этих людей работать и прекратить раздавать бесплатно блага тем, кто не работает».

Напомним, что по прошлому декрету № 3 налоговики порядка 470 тысяч извещений на уплату сбора за неучастие в финансировании госрасходов.

Сколько тунеядцев нашли в регионах по обновленному декрету?

В Витебской области в базу включили около 70 тысяч незанятых, сообщили в комитете по труду, занятости и соцзащите Витебского облисполкома. Специалисты уточняют, что «это те люди, о которых нет данных в соответствующих ресурсах».

В Бресте в предварительной базе данных не занятых в экономике числятся свыше 20 тысяч жителей, рассказал вчера начальник управления по труду, занятости и социальной защите Брестского горисполкома Михаил Романюк . Около 200 брестчан, находящихся в предварительных списках «тунеядцев», как сообщается , уже вскоре получат жировки с уведомлением. Сейчас комиссии и коммунальники «пытаются отработать механизм уведомления граждан, которые попадут в базу данных обоснованно».

В Барановичах в предварительной базе на 5 декабря было около 12 800 человек.

— Из базы данных в ближайшее время будут исключены те, у кого есть свой земельный участок, один из родителей детей до 7 лет, многодетных семей. В итоге останется выбрать из общего списка собственников жилья, — рассказал возглавляющий комиссию в Барановичах Григорий Кособуцкий , председатель городского Совета депутатов. — Понятно, что изменения произойдут и после Нового года, когда наступит время платить за коммунальные услуги по-новому: кто-то родится, кто-то уйдет из жизни, и это, разумеется, не может не отразиться на составе базы данных.

При этом в Барановичском районе в базе данных оказалось около 700 человек. Председатель барановичского районного Совета депутатов Сергей Слива уверен, что окончательная цифра будет в разы меньше: практически у каждого сельчанина есть свое приусадебное хозяйство.

Напомним, к занятым в экономике тех, кто занимается производством продукции растениеводства (кроме продукции цветоводства, декоративных растений, их семян и рассады), животноводства (за исключением Бреста, Витебска, Гомеля, Гродно, Минска, Могилева) на земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома.

По данным на 5 декабря, 126 жителей Слуцкого района из тех, кто включен в базу неработающих, будут оплачивать 100% стоимости горячего водоснабжения, сообщила Наталья Овсянникова , председатель комиссии по содействию занятости населения Слуцкого района. «Нужно понимать, что 126 человек — это только те, кто не работает и является плательщиком коммунальных услуг, — уточнила Наталья Овсянникова. — Других категорий неработающих намного больше, но об этой цифре мы пока говорить не будем. Комиссия постоянно анализирует данные по не занятым в экономике, кого-то исключаем, кого-то добавляем».

Наталья Овсянникова привела пример, как жительницу района ошибочно включили в базу. «Девушка, студентка медицинского колледжа, вышла замуж, сменила фамилию и получила новый паспорт. Под новой фамилией она уже числится в базе как неработающая, хотя по факту это не так, — пояснила Наталья Овсянникова. — Есть категория людей, которые имеют земельный участок в городе под строительство жилья или ведут личное подсобное хозяйство — данные по ним тоже перепроверяются по базе МБТИ и сельсоветов. Мы работаем, чтобы не заставить человека волноваться».

Напомним, в Беларуси с 1 декабря базу данных трудоспособных граждан, не занятых в экономике. В базу тунеядцев вносится их Ф.И.О., дата и год рождения, идентификационный номер, регистрация по месту жительства. Белорусы могут , не включили ли их в базу тунеядцев, — на Едином портале электронных услуг.