Понятие кредитной политики банка включает в себя ряд факторов, действий и документов, которые определяют дальнейший путь развития учреждения в направлении предоставления привлеченным клиентам.

С помощью кредитной политики удается четче организовать процесс выдачи займов, определить его основные принципы, взять на вооружение максимально эффективные методы и средства реализации, обозначить ключевые приоритеты и стратегические задачи.

Кредитная политика регламентирует функционирование системы выдачи займов, помогает быстрее и профессиональнее справится с вопросами оформления и движения документов, способствует соотношению кредитной деятельности учреждения с общей стратегией профессиональной деятельности.

Инструменты кредитной политики банка

В распоряжении коммерческих банков находится достаточно большое количество инструментов, специфика функционирования которых определяются разными факторам. По срокам воздействия инструменты подразделяются на долгосрочные и краткосрочные, по принципу регулирования качественные и количественные, по форме косвенные и прямые, по объектам воздействия - спрос и предложение на финансовые ресурсы.

Все перечисленные выше методы активно взаимодействуют друг с другом в рамках использования в единой системе. В странах, где экономика находится на высоком уровне развития, центральные банки работают как полностью независимые структуры. Выражается эта независимость в возможности самостоятельно выбирать виды и способы применения инструментов, которые помогают реализовывать денежно-кредитную политику.

Кредитная политика коммерческого банка

Кредитная политика коммерческих банков понятие более прозаичное. Здесь речь идет о разработке специализированных программ, направленных на кредитование физических и юридических лиц. Основу кредитной политики коммерческих организаций, как правило, составляет оптимальное соотношение уровня доходности и потенциально возможных рисков, которые обнаруживаются в процессе проведения тех или иных операций. Политика в сегменте кредитования у крупных и опытных коммерческих банков существенно отличается от их видения ситуации у более молодых конкурентов. По этой причине на рынке есть финансовые учреждения, которые предъявляют повышенные требования к заемщикам и наоборот, те, которые выдают в буквальном смысле «налево и направо».

Факторы, влияющие на кредитную политику

На кредитную политику финансовых учреждений практически в одинаковой степени влияет ряд микроэкономических и макроэкономических факторов.

В первую группу попадают такие показатели как ликвидность активов в разрезе конкретного предприятия, специализация отдельного банковского учреждения, особенности клиентской базы, привлечение дополнительного финансирования и особенности ресурсной базы. Уровень квалификации персонала в ряде случаев играет решающую роль, поскольку далеко не все специалисты, к примеру, способны работать с неблагонадежными заемщиками.

Среди макроэкономических составляющих в первую очередь хочется отметить уровень конкуренции в банковском секторе, состояние котировок национальной валюты, размеры процентных ставок, инфляция, а также стадия экономического цикла, на прохождении которой находится государство в данный момент.

Не следует сбрасывать со счетов и юридические вопросы, поскольку они способны оказывать влияние на размер банковских резервов, изменение или не изменение процентных ставок, а также других параметров работы посредством направления администрации коммерческих банков соответствующих директив.

Направления кредитной политики банка

Среди основных направлений кредитной политики коммерческих банков хочется выделить такой термин как выработанная политика. Процесс ее реализации заключается в разработке документов и инструкций, с помощью которых определяются этапы взаимодействия с клиентами и критерии их оценки, особенности регламентирования основных операций, а также другие, не менее важные моменты. Главной особенностью кредитной политики любого банка справедливо считается ее непостоянный характер. Принятые положения подлежат регулярному пересмотру и доработке в зависимости от изменения экономической ситуации в государстве.

Риск кредитной политики банка

Среди основных рисков кредитной политики банков выделяются ошибки в процессе реализации принятых положений:

  1. Неопытное управление может допустить создание активов низкого качества, что лишит учреждение возможности получения стабильного источника дохода.
  2. Низкое качество работы с персоналом приводит к формированию непрофессионального коллектива, работа которого не лучшим образом сказывается на характеристиках кредитного портфеля финансовой организации.
  3. При отсутствии должного внимания стратегическим задачам и целям управляющие рискуют упустить возможность финансирования рентабельных и экономически перспективных проектов, в результате чего учреждение лишится ряда потенциальных ключевых клиентов.
  4. Среди рисков кредитной политики также значится отсутствие способности завязывать долгосрочные отношения с клиентами, которые способны приносить высокий доход.
  5. Распыляться на высоко конкурентные методы, которые не оправданы в ряде случаев, также не рекомендуется.

Требования кредитной политики банка

Основное требование кредитной политики любого коммерческого банка - необходимость усиленной работы над долгосрочными отношениями с юридическими лицами выступающими в роли заемщиков. В основу такой работы ложатся предварительно утвержденные критерии отбора клиентов. Как правило, имеется в виду возможность обеспечения полученного займа, наличие собственного капитала адекватного размера, успешный финансово-экономический опыт работы в сегменте на протяжении длительного периода, уровень доходности и устойчивости бизнеса, прозрачность схем, на основании которых формируются доходы и прибыль компании.

В рамках взаимодействия с представителями малого бизнеса определяющее значение играет кредитная история, репутация и личность руководителя.

Цели кредитной политики банка

Главной целью кредитной политики любого банковского учреждения справедливо считается максимизация прибыли на фоне минимизации потенциальных рисков. Опираясь на возможные варианты соотношения названных составляющих и ресурсов, которые есть в наличии в данный момент, определяются текущие задачи кредитной организации, среди которых контроль над процессом кредитования, технологические особенности проведения операций, а также выбор одного или нескольких направлений кредитования.

Аппарат управления кредитными операциями и полномочия сотрудников банка

Делегированные банку полномочия на осуществление кредитования строго дифференцировано в рублях и долларовом эквиваленте. Организацией функционирования кредитного процесса занимается аппарат управления кредитными операциями. И полномочия сотрудников банка зависят напрямую от опыта и квалификации персонала. Банк принимает максимальный риск на заемщика в установленной сумме, которая может находиться в пределах 100 тыс. дол. и более. Сумма кредитования зависит от ряда факторов, включая ранее просроченные ссуды, структуры кредитного портфеля.

На практике сотрудники банка используют ряд приемов, способствующих организации кредитного управления. Влияют факторы: кредитоспособность лица и степень принятых рисков. Служащий банка рассматривает тип кредитования, сумму и время погашения ранее принятых кредитных обязательств, на основании изученных данных предлагая индивидуальные или комплексные кредитные услуги. Ответственность за выданные средства чаще всего возлагается на управляющего отделением.

Организация кредитного процесса на различных этапах реализации кредитного договора

Организация кредитного процесса на различных этапах реализации кредитного договора зависит от выполняемой банковскими служащими кредитной политики организации: требования, анализ, методы кредитования. Представлена этапами формирования перечня заявок, проведения переговоров с потенциальными заемщиками, выставления оценки о целесообразности и степени риска с связи с положительным решением о выдаче денежных средств, процесса оформления ссуды, контроля за исполнением договора и целевым использованием полученных средств, закрытия договора по возврату полной суммы и причитающихся за использование кредита процентов.

Гарантом успешного функционирования кредитной сферы каждого филиала является ответственность сотрудников банка за полное изучение показателей финансовой устойчивости клиента. Таким образом, успешная кредитная политика банка заключается в использовании максимально возможных кредитных средств привлеченными клиентами с минимальными рисками.

Банковский контроль и управление кредитным процессом

Отрасль кредитования приносит максимум прибыли финансово-кредитным организациям при условии, что банк ведет политику постоянного контроля каждого этапа операции. Предварительный контроль кредитной сделки позволяет из поданных заявлений выбрать лиц, наиболее кредитоспособных. Текущий контроль выполняют для проверки кредитной истории, предоставленных заемщиком сведений и документов, анализа рисков.

Последующий банковский контроль и управление кредитным процессом выполняется уже после получения клиентом средств и выполняется до окончания действия договора. Включает этапы по контролю за движением кредитных средств и неизменном финансовом благополучии клиента, по опеке о залоговом имуществе и своевременности проведения платежей. Эффективное управление кредитным процессом заключается в охране кредитного портфеля.

Кредитная политика в работе с юридическими лицами

Банковская кредитная политика в работе с юридическими лицами подразумевает плодотворное долгосрочное сотрудничество в связи с формированием хорошего кредитного портфеля с минимальными рисками. Отобранным по ряду критериев юридическим лицам будут предложены интересные с точки зрения минимизации затрат условия сотрудничества.

Оценке стабильности юридического лица подлежат факторы чистоты ведения бухгалтерии, доходности бизнеса и его стратегической устойчивости в сложные кризисные времена, наличие собственного капитала и имущества, которое может быть предложено в качестве обеспечения кредитных обязательств.

Кредитная политика в отношении физических лиц

Кредитованием физических лиц занимаются все финансовые учреждения, получившие разрешение на выполнение кредитных операций. Учитывая кредитную политику конкретного банка, финансовые аналитики рассчитывают доходные программы, предлагаемые клиентам в качестве кредитных продуктов. Кредитная политика в отношении физических лиц включает специализированные долгосрочные предложения ( , ), индивидуальные кредиты (целевые, льготные), открытие краткосрочных кредитных линий в рамках финансовых возможностей клиентов ().

Кредитной политикой вводят ограничения для заемщиков по возрасту, наличию постоянного дохода и стажа работы, прочим критериям. При оценке фактора платежеспособности проводят анализ кредитной истории, также учитывают наличие денежных остатков на счетах клиентов на конец месяца.

Сущность кредитной политики банка

Сущность кредитной политики банка заключается в совокупности мероприятий, нацеленных на создание таких кредитно-инвестиционных предложений и продуктов, которые позволят минимизировать рискованность операций и получить высокую долю доходности. Практически полную безрисковость дают обеспеченные залогом кредиты, выданные в национальной валюте в условиях экономической стабильности страны.

Однако всегда важно еще и анализировать внешнеэкономические факторы влияния, как нестабильность валют, кризисные факторы, ведущие к неустойчивости. Тогда целесообразно вводить политику ограничения кредитования. Цель кредитной политики заключается в просчете желательной и эффективной для кредитования суммы средств и трат, которыми следует пренебречь.

Содержание кредитной политики банка - индивидуальный вопрос, связанный напрямую с поставленными целями и выбранной кредитной политикой. Стратегия и тактика банковских решений в области кредитования определяет суть политики конкретного учреждения. Первоочередную стратегическую роль здесь играет приоритетное направление развития. Ряд финансовых учреждений предпочитают развиваться в одном направлении, как автокредитование или кредитование сельскохозяйственного сектора, к примеру, другие ставят целью обеспечение услугами всей кредитной отрасли.

Тактика включает весь инструментарий и методы выполнения поставленных целей, учитывая формирование правил, ставок, условий. Немаловажные факторы: квалификация и усердие персонала во избежание ошибок и принятия нерациональных решений.

Совет от Сравни.ру: Кредитная политика банка - это универсальный инструмент, от правильности использования которого зависит общий финансовый результат работы конкретного учреждения. Если в одном из банков вам оформили займ, несмотря на испорченную кредитную историю, значит, политика учреждения предусматривает возможность пойти на такой риск. Если отдельный банк занимается исключительно долгосрочным ипотечным кредитованием, значит, такие положения сформулированы в документе о его кредитной политике. К сожалению, основные принципы работы тех или иных банков скрыты от физических и юридических лиц семью печатями. Поэтому потенциальным заемщикам часто приходится самостоятельно определять, на что действительно способна та или иная кредитная организация.

Банковские ссуды являются одним из самых востребованных и распространенных видов заемных ресурсов. Ими пользуются не только обычные граждане, но и предприятия для поддержания своей финансовой деятельности. Преимущества банковского кредита различны, но при этом у заемных средств имеются существенные недостатки.

У банковского займа имеются преимущества и недостатки. При этом они зависят от типа займа, который получает гражданин или организация. Многое зависит от благоприятности условий в конкретный момент, при которых заем берется.

Прежде чем брать кредит, необходимо ознакомиться со всеми преимуществами и недостатками

Среди главных преимуществ банковского кредитования можно выделить:

  • малый список требуемой банком документации (особенно при потребительском кредитовании);
  • возможность получения в любой период времени и на любые цели, если кредит нецелевой;
  • допустимость выдачи на различные хозяйственные операции, а также в целях инвестирования;
  • большое разнообразие видов выдаваемых кредитов с возможностью получения денег как на короткий, так и длительный сроки;
  • доступность для разных слоев населения;
  • существование системы безналичного кредитования, при которой имеется возможность вносить платежи путем электронных переводов;
  • возможность погашения кредита раньше срока, если имеется договоренность об этом с банком;
  • цена кредита является составной частью производственных затрат организаций, за счет чего у них появляется возможность снизить облагаемую прибыль;
  • условия кредитования позволяют гражданам и организациям грамотно планировать свой бюджет, что создает контроль потока денежных средств.

Основное достоинство банковского займа заключается в том, что гражданин может сразу реализовать свою потребность в чем-либо. Это касается приобретения недвижимости, автомобиля или поездки на отдых. Кредит выступает более привлекательной альтернативой простому накоплению денег.

Парадоксально, но займы в меньшей степени зависят от инфляции. Она отрицательно сказывается на способности населения к накоплению денег, но при этом делает легче выплату кредита. Инфляция хоть и косвенно, но служит положительным фактором при выборе гражданина в пользу банковского кредита.

Заем в банке имеет одно неоспоримое преимущество относительно другого возможного альтернативного варианта — лизинга. Сущность лизинга заключается в финансовой аренде лизингополучателем объекта, находящегося в собственности лизингодателя. После получения кредита в банке гражданин или организация приобретает имущество и становится его владельцем, а не арендатором, как это происходит в случае лизинга. Но при этом заем создает определенные обременения для владельцев имущества в виде необходимости выплаты долга.

Недостатки кредитов

Банковские ссуды имеют целый ряд недостатков, среди которых:

  • завышенные процентные ставки;
  • наличие системы поручительства и залогов, обременяющих не только самого заемщика, но и сторонних лиц;
  • необходимость использования денег только на определенные цели, если заем является целевым;
  • необходимость выплаты комиссионных банку заемщиком при погашении кредита досрочно в ряде случаев;
  • действие бюрократической системы при получении ссуды гражданами и организациями;
  • наличие строгого графика возврата суммы займа и процентов по нему;
  • строгие требования к получателям, детальная проверка их платежеспособности;
  • наличие дополнительных платных услуг банка, о которых заемщик может быть не предупрежден своевременно;
  • высокий риск обмана при получении денежных средств, особенно при оформлении долгосрочного банковского кредита.

Кредит помогает не тратить время на накопление денег, а получить желаемое в короткие сроки

У любого вида банковского займа имеются три основных недостатка. Первый из них — срочность погашения долга, второй — платность самой услуги предоставления денег в долг, третий — возвратность, что накладывает на заемщиков обременение.

Зачастую невыгодны для заемщиков кредиты, взятые в иностранной валюте. При колебании курса валюты, в которой заем был взят, возможно многократное увеличение суммы долга и процентов по нему.

Особо обременительным для заемщиков выступает требование многих банков о необходимости залога при предоставлении ссуды. Залог служит обеспечительной мерой и гарантией для выплаты всей суммы долга и процентов. Залог имеет целый список рисков для заемщиков по следующим причинам:

  • залоговое имущество включается в специальный реестр, запрещающий собственнику распоряжаться им в полной мере без одобрения банка;
  • залоговое имущество по требованию банка страхуется заемщиком, дополнительно страхованию подлежит и сам заемщик, что увеличивает его дополнительные расходы;
  • при неплатежеспособности заемщика его собственность, пребывающая в залоге, может быть реализована другим лицам через суд, что в итоге означает потерю права собственности.

При выплате долга граждане и организации существенно переплачивают, что выгодно для кредитора. Помимо основного долга они выплачивают проценты, размер которых изначально завышается банком. В ряде случаев банки взимают с заемщиков комиссию за ведение кредитного дела, за отдельные платежи по погашению долга.

Переплата по выдаваемым банками кредитам часто превышает стоимость самого займа.

Достоинства и недостатки кредитования предприятий

Кредитование предприятий имеет следующие преимущества для них:

  • свободный выбор схемы кредитования;
  • незначительные затраты времени на привлечение денег;
  • секретность сделки и минимальный риск разглашения ее данных другим организациям;
  • действие гибких условий при предоставлении банками кредитов;
  • отсутствие обложения налогом полученных организацией заемных средств.

Чаще всего банки дорожат своими клиентами и готовы идти на уступки постоянным заемщикам в виде льготных условий кредитования. Процесс привлечения кредита занимает 14-60 дней. При этом указанный срок гораздо меньше, чем срок, необходимый организациям для осуществления эмиссии акций или поиска надежного инвестора.

Из недостатков стоит отметить высокую переплату за кредит

Среди минусов кредита в банке выделяются:

  • нарушение финансовой устойчивости организации из-за полученного кредита;
  • обязательность залога, равного сумме запрашиваемой ссуды;
  • высокая вероятность отказа в выдаче;
  • сложность в получении денег на долгий период времени из-за жесткой политики Центрального банка;
  • высокие кредитные ставки.

Организациям во всех смыслах выгоднее строить бизнес на собственных средствах, поскольку заемные всегда необходимо возвращать, уплатив при этом большие проценты. Но привлеченные банковские средства являются единственным способом нормального функционирования большинства созданных организаций.

Кредиты составляют порядка 10-50% от общего числа всех средств, которые организации и граждане берут в качестве займов. Отрицательные моменты, связанные с кредитованием, сглаживаются возможностью быстрого решения гражданами и организациями своих финансовых проблем. При правильном планировании графика платежей, а также подсчете ставки доходности пользование кредитом может принести выгоду для заемщика.

Вконтакте

ЛУЧШИЕ КРЕДИТЫ ЭТОГО МЕСЯЦА

Для работы анкеты необходимо включить JavaScript в настройках браузера

Денежно-кредитная политика -- это совокупность мероприятий центрального банка и правительства в области денежного обращения и кредита.

Денежно-кредитная политика центрального банка (монетарная политика) -- это совокупность государственных мероприятий, регламентирующих деятельность денежно-кредитной системы, рынка ссудных капиталов, порядок безналичных расчетов с целью достижения ряда общеэкономических целей: стабилизации цен, темпов экономического роста, укрепления денежной единицы.

Монетарная политика является важнейшим элементом макроэкономической политики.

Все воздействия отражаются на величине совокупного общественного продукта и национального продукта.

Основные цели кредитно-денежной политики государства:

  • 1. Сдерживание инфляции
  • 2. Обеспечение полной занятости
  • 3. Регулирование темпов экономического роста
  • 4. Смягчение циклических колебаний в экономике
  • 5. Обеспечение устойчивости платежного баланса
  • 6. Принципы денежного и кредитного регулирования экономики

Денежно-кредитное регулирование экономики осуществляется на основе принципа компенсационного регулирования, который предполагает следующее:

  • 1. политику денежно-кредитных рестрикций, которая предполагает ограничение кредитных операций путем повышения норм резервирования средств для участников кредитной системы в центральном банке; повышения уровня процентных ставок; ограничения темпов роста денежной массы в обращении по сравнению с товарной массой;
  • 2. политику денежно-кредитной экспансии, которая предполагает стимулирование кредитных операций; снижение норм резервирования для субъектов кредитной системы; падение уровня кредитных ставок; ускорение оборачиваемости денежной единицы.

Разработка и реализация кредитно денежной политики -- важнейшая функция центрального банка. Он обладает возможностью влиять на объем денежного предложения в стране, что в свою очередь позволяет регулировать уровень производства и занятости.

Основные инструменты центрального банка в реализации кредитно-денежной политики:

Регулирование официальных резервных требований является мощным средством воздействия на предложение денег. Величина резервов (часть банковских активов, которые любой коммерческий банк обязан хранить на счетах центрального банка) во многом определяет его кредитные возможности. Кредитование возможно если у банка достаточно средств сверх резерва. Таким образом увеличивая или уменьшая резервные требования ЦБ может регулировать кредитную активность банков и соответственно влиять на предложение денег.

Основным инструментом регулирования предложения денег являтеся покупка и продажа ЦБ государственных ценных бумаг. При продаже и покупке ценных бумаг ЦБ пытается взодействовать на объем ликвидных средств коммерческих банков предалагая выгодные проценты. Покупая ценные бумаги на открытом рынке, он увеличивает резервы коммерческих банков, тем самым способствуя увеличению кредитования и соответственно росту денежного предложения. Продажа ценных бумаг ЦБ приводит к обратным последствиям.

Традиционно ЦБ предоставляет ссуды коммерческим банкам. Ставка процента, по которой выдаются эти ссуды, называется учетной ставкой процента. Изменяя учетную ставку процента центральный банк воздействует на резервы банков, расширяя или сокращая их возможности в кредитовании населения и предприятий.

Факторы, влияющие на спрос, предложение и процентную ставку, можно объединить под названием «инструменты денежно-кредитной политики».

Центральный банк устанавливает минимальные процентные ставки по осуществляемым им операциям. Ставка рефинансирования -- это ставка, по которой предоставляется кредит коммерческими банками, или это ставка, по которой Центральный банк осуществляет переучет у них векселей.

Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.

Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики, используя при этом в качестве инструмента учетную ставку. Процентные ставки банка России представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции.

Процентная политика кредитных учреждений, являясь частью национальной денежно-кредитной политики, оказывает существенное влияние на развитие национальной экономики, ее стабильность. Коммерческие банки обычно свободны в выборе конкретных ставок по кредитам и депозитам и в качестве ориентиров при осуществлении процентной политики используют некоторые индикаторы, отражающие состояние краткосрочного денежного рынка. С другой стороны, центральный банк в процессе таргетирования устанавливает промежуточные цели денежно-кредитной политики, на которые он может воздействовать, а также конкретные инструменты для их достижения. Это может быть ставка рефинансирования или процентные ставки по операциям центрального банка, на основе которых формируется ставка краткосрочного межбанковского кредитования, и т.д.

Проблемы выделения факторов, влияющих на процентную политику коммерческих банков, волновали специалистов еще со времен становления экономической теории. Однако ответы на многие вопросы не найдены до сих пор. Современные исследования, направленные на выявление оптимальных правил осуществления национальной денежно-кредитной политики, в большей степени основываются на эконометрических моделях.

В теории и практике рассматриваются методы прямого и косвенного регулирования национальной денежно-кредитной политики. С точки зрения процентной политики в узком смысле (ставки по кредитным и депозитным операциям, спрэд между ними) инструментом ее прямого регулирования является установление центральным банком ставок процентов по кредитам и депозитам коммерческих банков, инструментами косвенного -- установление ставки рефинансирования и ставки по операциям центрального банка на денежном и открытом рынках.

Процентные ставки по кредитам и депозитам как инструменты прямого регулирования в мировой практике применяются не часто. Так, например, Народный банк Китая устанавливает такие ставки, которые считаются индикативными для банковской системы. При этом политика банка направлена на снижение спрэда, который в первой половине 2006 г. составлял 3,65%, а к концу 2009 г. -- 3,06%, что свидетельствует о достаточной ликвидности банковской системы Китая.

Во многих странах, в том числе и в России, ставка рефинансирования стала в большей степени индикативным показателем, дающим экономике лишь приблизительный ориентир стоимости национальной валюты в среднесрочной перспективе, поскольку она находится в неизмененном состоянии длительное время, тогда как реальные ставки на денежном рынке меняются каждый день.

По существующему законодательству коммерческие банки обязаны отчислять часть привлеченных средств на специальные счета в Центральном банке.

С января 2004 г. Центральным банком установлены следующие размеры отчислений в фонд обязательного резервирования Банка России: по счетам в рублях юридических лиц и иностранной валюте граждан и юридических лиц, а также по рублевым счетам граждан -- 3,5%.

Максимальная величина отчислений, т. е. нормативы обязательных резервов, составляет 20% и единовременно не может изменяться более чем на 5%.

Данный норматив позволяет Банку России регулировать ликвидность банковского сектора.

Резервы служат текущему регулированию ликвидности на денежном рынке, с одной стороны, и ограничителем эмиссии кредитных денег -- с другой.

При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право взыскивать в бесспорном порядке с кредитной организации сумму недовнесенных средств, а также штраф в установленном размере, но не более двойной ставки рефинансирования.

Операции на открытом рынке, под которыми понимаются купля-продажа Банком России государственных ценных бумаг, корпоративных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. Лимит операций на открытом рынке утверждается советом директоров.

В соответствии с законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (ред. от 27 октября 2008 г.) «О Центральном банке Российской Федерации (Банка России)» Банк России имеет право покупать и продавать векселя, имеющие товарное происхождение со сроком погашения не более 6 месяцев, покупать и продавать облигации, депозитные сертификаты и прочие ценные бумаги со сроком погашения не более 1 года.

Рефинансирование - кредитование Банком России банков, в том числе учет и переучет векселей. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России.

Рефинансирование банков осуществляется посредством предоставления внутридневных кредитов, кредитов овернайт и проведением ломбардных кредитных аукционов на срок до 7 календарных дней.

Валютное регулирование следует рассматривать с двух сторон. С одной стороны, Центральный банк должен следить за законностью проведения валютных операций, с другой -- за изменением валютного курса национальной денежной единицы по отношению к другим валютам, не допуская существенных колебаний.

Один из методов воздействия на валютный курс -- проведение центральными банками валютных интервенций или девизной политики.

Валютная интервенция -- это продажа или покупка Центральным банком иностранной валюты на валютном рынке с целью воздействия на валютный курс и на суммарный спрос и предложение денег. К ним, очевидно, следует отнести и сделки по купле-продаже драгоценных металлов на внутреннем рынке РФ, порядок совершения которых регулируется письмом ЦБ РФ от 30 декабря 1996 г. № 390.

Основные задачи политики валютного курса в России -- это укрепление доверия к национальной валюте и пополнение золотовалютных резервов. В настоящее время денежная база полностью обеспечена золотовалютными резервами.

Под прямыми количественными ограничениями Банка России принимаются установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Банк России вправе применять прямые количественные ограничения в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с правительством РФ.

Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. В России основным агрегатом служит денежный агрегат.

На сегодняшний день денежно-кредитная политика центробанков ориентируется на монетаристские принципы, где перед Центральным банком ставится задача жестко контролировать денежную массу, обеспечивая устойчивый, постоянный и долгосрочный темп роста количества денег в экономике, равный темпу роста ВВП.

Среди иных факторов, влияющих на спрос, предложение и процентную ставку, можно выделить:

  • 1. ситуацию в реальном секторе экономики;
  • 2. доходность от вложения средств в производство;
  • 3. ситуацию в других секторах финансового рынка;
  • 4. экономические ожидания хозяйствующих субъектов;
  • 5. потребность банков и других хозяйствующих субъектов в денежных средствах для поддержания своей ликвидности.

Политика дешевых и дорогих денег

В зависимости от экономической ситуации в стране, центральный банк проводит политику дешевых или дорогих денег.

Политика дешевых денег

Характерная для ситуации экономического спада и высокого уровня безработицы. Её цель сделать кредитные деньги более дешевыми, тем самым увеличить совокупные расходы, инвестиции, производство и занятость.

Для проведения политики дешевых денег центральный банк может уменьшить учетную ставку процента по кредитам для коммерческих банков или осуществить покупку государственных ценных бумаг на открытом рынке или уменьшить норму резервных требований, что позволило бы увеличивать мультипликатор денежного предложения.

Политика дорогих денег проводится с целью снизить темпы инфляции с помощью сокращения совокупных расходов и ограничения денежного предложения.

Включает следующие мероприятия:

  • 1. Повышение учетной ставки процента. Коммерческие банки начинают меньше брать кредитов у ЦБ, следовательно предложение денег сокращается.
  • 2. Продажа центральным банком государственных ценных бумаг.
  • 3. Увеличение нормы резервных требований. Это позволит сократить избыточные резервы коммерческих банков и уменьшит мультипликатор денежного предложения.

Все вышеперечисленные инструменты кредитно-денежной политики относились к косвенным (экономическим) методам воздействия. Помимо данных общих методов денежно-кредитного регулирования цельнальный банк используется и прямые (административные) методы, предназначенные для регулирования конкретных видов кредита. Например, прямое ограничение размеров банковских кредитов на потребительские нужды.

Денежная политика имеет плюсы и минусы. К сильным сторонам можно отнести быстроту и гибкость, меньшую по сравнению с фискальной политикой зависимостью от политического давления. Проблемы в реализации денежной политики создаются циклической ассиметрией. Эффективность монетарной политики также может снижаться в результате противонаправленного изменения скорости обращения денег.

Денежно-кредитная политика Центрального банка РФ представляет собой совокупность государственных мероприятий, регламентирующих деятельность денежно-кредитной системы с целью регулирования хозяйственной конъюнктуры и достижения ряда общеэкономических целей: укрепления денежной единицы, стабилизации цен, структурной перестройки экономики, стабилизации темпов экономического роста.

Выделяются два основных типа денежно-кредитной политики:

  • 1. Рестрикционная денежно-кредитная политика. Направлена на осуществление мероприятий, регламентирующих деятельность кредитно-денежной системы путем ограничения объема кредитных операций коммерческих банков и повышения уровня процентных ставок. Ее проведение обычно сопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов, другими мероприятиями, направленными на сдерживание инфляции, оздоровление платежного баланса. Данная политика может быть использована как для борьбы с инфляцией, так и для сглаживания циклических колебаний деловой активности.
  • 2. Экспансионистская денежно-кредитная политика. Характеризуется, как правило, расширением масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом количества денег в обращении, сокращением налоговых ставок, понижением уровня процентных ставок.

Оба типа денежно-кредитной политики могут носить или тотальный, или селективный характер. При тотальной политике мероприятия ЦБ РФ распространяются на все КБ, при селективной политике - на отдельные кредитные институты. При использовании селективной политики практикуется использование следующего набора инструментов или их сочетаний: установление лимитов учетных и переучетных операций (по отраслям, регионам и т.д.), лимитирование отдельных видов операций КБ, установление маржи при проведении различных финансово-кредитных операций, регламентация условий выдачи отдельных видов ссуд различным категориям заемщиков, установление кредитных потолков и т.д.

К селективной политике прибегают при слабом развитии финансовых рынков, когда они не в состоянии обеспечить достаточно эффективное перераспределение денежных средств и инвестиций в нужных направлениях.

Эта политика способствует изменению кредитных потоков в отдельных сферах экономики, с другой стороны - препятствует нормальному функционированию кредитно-финансовой системы в связи с созданием льготных условий кредитования отдельным контрагентам. Выбор конкретного типа денежно-кредитной политики

ЦБ РФ осуществляется исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры. В настоящий момент ЦБ РФ осуществляет политику управляемого плавающего курса рубля по отношению к основным иностранным валютам. Это позволяет повысить насыщенность экономики деньгами. На практике ЦБ РФ комбинирует оба типа денежно-кредитной политики, что позволяет создавать условия для постепенного снижения инфляции, обеспечения устойчивого роста экономики.

Читайте про преимущества и недостатки банковского кредита. Несмотря на многообразие источников привлечения капитала, кредит является лидером по частоте использования. Однако его популярность – следствие маркетинга и консервативности заемщиков.

О чем эта статья :

В условиях конкурентных рынков одним из факторов успеха компании является умение финансировать бизнес: источники ресурсов и условия привлечения определяют в долгосрочной перспективе результаты организации. Задачу любого уровня сложности способны решить различные инструменты привлечения заемного капитала: банковские кредиты, лизинг, коммерческие кредиты, факторинг и прочие. Однако, несмотря на все многообразие выбора, безусловным лидером по частоте использования является банковский кредит. При этом популярность продукта является, скорее, следствием маркетинга и консервативности заемщиков, чем уникальными условиями и преимуществами кредита как инструмента.

Классификация банковских кредитов

Инструменты банковского кредитования представляют собой обширную классификацию продуктов по основным параметрам:

  • формат предоставления,
  • техника погашения,
  • экономическое назначение,
  • срок использования,
  • размер кредита,
  • способ обеспечения
  • прочие дополнительные характеристики.

Учитывая данные критерии, банки обеспечивают возможность привлечения финансирования в следующих основных форматах:

  1. Классический (разовый) кредит: предусматривает единовременное перечисление заемщику полной суммы кредита на срок, как правило, более 12 месяцев на пополнение оборотных средств или инвестиции (с графиком погашения и залогом текущего и/или приобретаемого имущества). Источник возврата – прибыль.
  2. Овердрафт: краткосрочный кредит (до 12 месяцев) , единственным назначением которого является финансирование кассовых разрывов в ходе операционной деятельности. Предоставляется без залогового обеспечения, однако имеет ограничитель по объему – обычно в виде процента от оборота компании. Источник возврата – выручка.
  3. Кредитная линия: производная от классического кредита в части дополнительных возможностей заемщика по изменению формата предоставления/погашения. Основные параметры сделки – срок действия и лимит кредитования. В зависимости от выбранных условий, заемщик вправе частично погашать долг, увеличивая лимит (возобновляемая кредитная линия) или получать всю сумму кредита частями в несколько траншей (не возобновляемая кредитная линия).

Остальные виды банковского долгового финансирования можно отнести в категорию кредитов специального назначения, в том числе расчеты по векселям , банковские гарантии и иные инструменты.

Преимущества банковского кредитования для компании

Прежде чем проводить анализ банковских кредитов, выделим один из ключевых факторов, который, в зависимости от фактических данных, может выступать в качестве и преимущества и недостатка банковского кредита. Речь о кредитной истории заемщика, которая занимает центральное место в банковской системе оценки платежеспособности. Положительная оценка может стать хорошим аргументом в переговорах по снижению ставки или увеличению суммы долга, отрицательная история может существенно увеличить стоимость инструмента и сроки его привлечения.

Бесспорным аргументом в пользу банковского кредитования выступает широкая линейка предлагаемых продуктов : сроки, ставки, формат выдачи и погашения, уровни обеспечения – практически любой заемщик может решить проблему финансирования с помощью банковских инструментов кредитования.

Еще одним преимуществом банка является высокий уровень доверия со стороны заемщиков, прозрачность и понятность условий для руководства компаний. Зачастую менеджмент принимает решение в пользу банковского кредита даже несмотря на его менее выгодные условия, по сравнению с другими опциями. Принимая такое решение, директоры полагаются на свой опыт работы с банковскими продуктами, общую репутацию кредитных учреждений и, как правило, наличие текущих деловых отношений с конкретным банком (к примеру, РКО). Так, например, когда необходимо решить проблему кассовых разрывов по причине перманентно высокого уровня дебиторской задолженности, в большинстве случаев будет принято решение об открытии овердрафта без рассмотрения альтернативных вариантов, в том числе факторинга.

Если у предприятия проблемы со своевременным возвратом долга, можно запустить процедуру реструктуризации кредита . Хотя данный шаг негативно скажется на кредитной истории заемщика, отлаженные механизмы банка в части пересмотра условий долгового финансирования являются условной страховкой предприятия от существенных потерь бизнеса вследствие наступления дефолта.

Главные недостатки банковского кредита для бизнеса

Аналогично специфике фактора кредитной истории, некоторые систематические преимущества банков могут оборачиваться недостатками в некоторых ситуациях. Гибкость условий банковских кредитов не всегда дает возможность договориться о требуемом формате финансирования . Например, размер овердрафта, как правило, не превышает половины суммы среднемесячной выручки за определенный период. В данном случае банк руководствуется предельно жесткой кредитной политикой. И если бизнесу нужен больший объем средств, то, скорее всего, будет получен отказ, даже в случае положительной кредитной истории, хороших отношений с сотрудниками банка или наличия договоров РКО с тем же банком.

Другим важным моментом выступает необходимость залогового обеспечения практически по всем видам банковских кредитов. Обычно не требует залога только овердрафт. Финансирование на более существенных условиях будет реализовываться через залоговое обеспечение: внеоборотные (земля, недвижимость, здания, оборудование, транспорт) и оборотные (товары, материалы, продукция) активы. Обычно банки допускают предоставление заемщикам частично необеспеченных кредитов в размере до 30% от общей суммы долга. Данное условие – возможность для компании сравнить залоговые условия различных банков и найти оптимальное решение для конкретного кейса. Требования о залоге переносит в зону риска (в части отказов) предприятия малого бизнеса, стартапы, индивидуальных предпринимателей.

Условия долгового финансирования в стратегическом горизонте также имеет существенный недостаток. В ситуации нестабильной экономики банки менее охотно рассматривают долгосрочные кредиты , поскольку высокая доля выданных средств на длительный период снижает ликвидность самого банка, что, безусловно, влияет и на стоимость такого кредита. Кроме того, долгосрочные кредиты обычно выдаются под приобретение определенного объекта. Таким образом, привлечение ресурсов в сценарии проектного финансирования крайне затруднительно в большинстве банков.

Альтернативы банковскому кредиту

Отказ от привлечения банковского кредита открывает для предприятия возможности обращения за альтернативными источниками долгового финансирования: факторинг, лизинг, коммерческий кредит. Каждый из инструментов занимает свою нишу и вполне способен конкурировать с аналогичными по назначению банковскими продуктами.

Лизинг

Лизинг является инструментом, замещающим долгосрочные целевые банковские кредиты. Фундаментальным отличием лизинга от кредита является объект пользования. Если банковский кредит предполагает выдачу денежных средств, в случае с лизингом – это определенное имущество (транспорт, оборудование, недвижимость). Чтобы выбрать лучший вариант по критерию экономической целесообразности, необходимо рассчитать не только расходы по процентам, но и определить влияние фактора амортизации в налоговом учете, а также остаточной стоимости объекта. Лизинг имеет следующие основные преимущества перед банковским кредитом:

  1. На лизинг не распространяются нормативные документы ЦБ, а значит требования более лояльные;
  2. Срок рассмотрения заявки на лизинг, как правило, ниже, чем на банковский кредит по причине более простой процедуры обработки заявки;
  3. В отличие от кредита, лизинг ориентирован на долгосрочный период. Таким образом, не будет дополнительной «банковской» процентной нагрузки в виде процента за долгосрочность за компенсацию рисков ликвидности. Стандартный срок составляет 2-3 года, при этом договор может быть заключен и на 10 лет;
  4. В стандартных договорах на лизинг отсутствует залоговое обеспечение, так как лизингодатель передает права на объект лизингополучателю только после оплаты последнего платежа;
  5. Лизинговая компания решает часть организационных вопросов по объекту: проверка поставщика и условий поставки, прохождение таможни (в случае импорта), страховка, ввод в эксплуатацию и обслуживание (по договоренности).

К ключевым недостаткам лизинга следует отнести отсутствие у лизингополучателя права собственности на объект вплоть до момент полного выкупа. Это важное обстоятельство, так как в случае имущественного спора лизинговая компания будет выступать в качестве владельца имущества. Кроме того, у лизингополучателя возникают дополнительные риски в виде зависимости от стабильности бизнеса лизингодателя.

Платежи за лизинг облагаются НДС. Поэтому если предприятия освобождено от уплаты НДС (к примеру, работает по упрощенной системе налогообложения), в таком случае сумма НДС будет включаться в сумму затрат в полном объеме.

Коммерческий кредит и факторинг

При решении проблем кассовых разрывов у предприятия есть три стандартных решения: оформить овердрафт в банке, заключить договор с факторинговой компанией и оптимизировать кредитную политику в части условий коммерческого кредита. Результаты применения инструмента коммерческого кредита зависят во многом от конкретных действий менеджмента компании, и кредитная политика должна оптимизироваться независимо от наличия проблем с ликвидностью. В ситуации возникновения непосредственной угрозы неплатежеспособности компания стоит перед задачей поиска быстрого и надежного решения, факторинг может стать лучшим выбором.

В основе операций по факторингу – уступка права требования дебиторской задолженности . Таким образом, с помощью факторинга может быть своевременно конвертирована в денежные средства вся выручка предприятия. Лимиты банковского овердрафта обычно позволяют покрыть только половину оборота. При этом факторинг, как и овердрафт, не требует залогового обеспечения. Основной критерий для заключения сделки и влияющий на ее условия – качественная дебиторская задолженность.

Другими преимуществами факторинга перед овердрафтом является отсутствие необходимости компании переходить на РКО к кредитору, а также более свободное документационное оформление сделки. Подключая факторинг, компания-заемщик обеспечивает себе еще и качественную независимую проверку ключевых деловых партнеров.

Работа добавлена на сайт сайт: 2015-10-28

Заказать написание уникальной работы

МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Зеленодольский институт машиностроения и информационных технологий (филиал) КГТУ им. А.Н. Туполева

Инженерно – экономический институт
УДК 330
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: Экономическая теория

Тема:ПРЕИМУЩЕСТВО, НЕДОСТАТКИ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

Зеленодольск 2011

1. Кредитная политика: ее цели и принципы .. 4

2. Инструменты кредитной политики . 7

3. Проблемы реализации кредитной политики . 10

Заключение . 12

Список использованных источников . 14
ВВЕДЕНИЕ

«Денежно – кредитная политика (англ. Monetary policy ) представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

Центральный банк играет ключевую роль и занимает монопольное положение не только в сфере эмиссии банкнот, но и в сфере проведения денежной политики государства, которая рассчитана на краткосрочные периоды и ведется косвенными методами. Целями Кредитно-денежной политики являются: регулирование темпов экономического роста; смягчение циклических колебаний на рынке товаров, капитала и рабочей силы; сдерживание инфляции; достижение сбалансированности платежного баланса.»

Осуществляя эмиссию и кредитование экономики, банки выполняют полезную и необходимую для развития страны роль. Денежные инструменты обслуживают экономический оборот, и их можно сравнить с транспортными средствами. Последние дают возможность доставлять товары, продукцию промышленности и сельского хозяйства к месту их переработки или потребления; аналогично денежные инструменты обеспечивают обращение различных товаров, их переход от одного владельца к другому, облегчая их переработку или потребление. Однако чрезмерная или бесконтрольная эмиссия денег может привести к опасным и даже разрушительным последствиям. Когда банковское кредитование превышает определенный лимит, оно уже не стимулирует производство, а порождает избыточную покупательную способность, следствием которой является повышение цен.

Когда денежное обращение осуществлялось в соответствии с металлистической концепцией, имевшийся объем золотого запаса ограничивал эмиссию платежных средств. Эволюция денег в духе номиналистической концепции привела к необходимости обдуманных и согласованных действий в области не только банковского кредитования, но и государственных финансов и внешней торговли с целью поддержания денежного равновесия. Что касается кредитной сферы, государственные органы призваны контролировать и регулировать эмиссию денег в соответствии с задачами денежной политики; для этого они поручают различным учреждениям осуществление контроля и регламентации кредитных операций, облегчая применение соответствующих мер воздействия. В этом смысле кредитная политика является составной частью денежной политики; двумя другими ее компонентами являются бюджетная политика и политика международных финансовых отношений.

В данной работе будут рассмотрены принципы и цели кредитной политики, ее инструменты и проблемы ее реализации, а также будут приведены примеры России и других стран.

1. КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА: ЕЁ ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ

В процессе экономического регулирования государство широко использует денежно-кредитные меры. Как и финансовый механизм, они рассматриваются двояко. С одной стороны, эти меры являются составной частью всего комплекса экономической политики, с другой - кредитное регулирование выступает своего рода инструментом государственного вмешательства в экономику.

«По своему содержанию кредитная политика - совокупность мероприятий центрального банка в области денежного обращения и кредита по воздействию на макроэкономический процесс». Цель данных мер – «частное преломление общей государственной линии на обеспечение равновесного и устойчивого развития экономики».

Выделяют следующие цели:

1. Экономические цели.

После длительного периода экономического роста и полной занятости цели государства в области экономики имеют скорее защитный характер и направлены на поддержание экономической активности и сокращение безработицы.

Стремление сохранить и по возможности увеличить производство, а также поддержать достигнутый уровень жизни соответствует современным задачам. Это «предполагает крупные капиталовложения на переоборудование промышленных и сельскохозяйственных предприятий и создание производственных структур, чтобы уменьшить зависимость страны в сфере энергетики, повысить производительность труда на предприятиях, удовлетворить нужды населения в целом, а также обеспечить подготовку специалистов (инженеров, техников) и наладить разработки научно-технических исследований.» Для этого также требуются значительные оборотные капиталы, необходимые, например, для выдачи заработной платы, для закупок сырья и энергии.

Необходимость подчинения эмиссии платежных средств экономическим целям ставит проблему согласованности всех мер, принимаемых государственными органами. Поэтому кредитная политика должна быть составной частью общей экономической политики. В этом отношении особую важность представляют собой два явления, наблюдающиеся в настоящее время в развитых странах: во-первых, это значительное вмешательство государства в экономическую деятельность, во-вторых, реализация номиналистической концепции денег, которая позволила снять ограничения эмиссии платежных средств, свойственные золотому стандарту.

Кредиты должны направляться прежде всего в те отрасли экономики, динамизм которых представляется наиболее необходимым для гармоничного развития экономики вцелом.

Политика полной занятости соответствует прежде всего интересам человека, но ее объектом является также промышленное оборудование, технические ресурсы, потенциальные экономические возможности.

Полная занятость населения означает отсутствие массовой безработицы: она представляет собой такую ситуацию, в которой трудоспособные члены общества могут найти без особых трудностей и за довольно короткий срок работу, соответствующую их способностям. Тем не менее отсутствие постоянной безработицы не исключает возможности временной безработицы, поскольку развитие экономики предполагает определенный минимум текучести кадров. Смена должности, переход из одной сферы экономики в другую или с одного предприятия на другое могут сопровождаться временной потерей работы, которая терпима, если длится недолго. Банковское кредитование должно способствовать такой мобильности.

2. Монетарные цели контроля над кредитом.

Цель государственных органов в области денежной политики можно сформулировать кратко: экономический рост без инфляции. Важно, чтобы ресурсы, используемые для развития экономики, были застрахованы от потерь; в частности, кредитование с целью увеличения богатства не должно повлечь за собой повышение цен или истощение валютных ресурсов. Здесь проявляется сдерживающая роль внутреннего и внешнего аспектов кредитной политики.

Стабильность внутренних цен необходима для нормального функционирования экономики. Общее понижение цен повлекло бы за собой замедление темпов производства и тем самым препятствовало бы экономическому развитию; однако эту возможность не стоит рассматривать, поскольку в настоящее время она не может реализоваться. Общее повышение цен таит в себе известные социальные и экономические опасности, оно не только подрывает или ослабляет стремление к накоплению денег и делает неэффективными предпринимаемые усилия, приводя к неоправданному обогащению некоторых слоев населения, оно также ухудшает условия капиталовложений и снижает их рентабельность.

Тем не менее стабилизация не может быть абсолютной и не исключает изменений в соотношении цен. В определенных случаях могут и должны допускаться изменения, чтобы, например, создать благоприятные условия для приспособления производства к спросу потребителей или к техническим новшествам. Эта гибкая политика, как бы желательна она ни была, может привести к понижению цен и даже заработной платы; поэтому она способна вызвать ожесточенное сопротивление, которое затрудняет выполнение государственными органами своих задач в этой области.

Для нормального функционирования экономики требуется также стабильность международных финансовых отношений, которая позволяет поддерживать валютные резервы на удовлетворительном уровне. Такая стабильность позволяет бороться с безработицей и поддерживать высокий уровень жизни населения, поскольку именно от нее зависит регулярность импорта сырья и энергоносителей, необходимых для народного хозяйства. Эта проблема связана с проблемой цен; кредитная политика должна способствовать разрешению и той, и другой проблемы.

3. Согласование целей экономической и денежной политики.

Если проследить эволюцию денежной системы на протяжении последних сорока лет, то мы будем вынуждены констатировать, что энергичные меры, которые принимали некоторые правительства для стабилизации денежной системы, не всегда были эффективны. Иногда подобная денежная политика вызывала замедление экономического развития, в частности в Великобритании после двух мировых войн, неоднократно в Бельгии в 1948-1959 гг., во Франции в 1 930-1 936 гг., а в последние годы иногда в течение непродолжительного времени. В других случаях экономический рост сопровождался обесценением денег; в Великобритании и Франции это явление неоднократно наблюдалось после второй мировой войны.

Тем не менее в последние годы в этой сфере был достигнут заметный прогресс, и большинство стран Запада продемонстрировали в той или иной степени решение проблемы экономического роста без чрезмерного инфляционного напряжения. Трудности обусловлены тем, что факторы, вызывающие инфляцию, более мощные, чем факторы стабилизации денег. Опасность инфляции кажется абстрактной и далекой; необходимость ее предотвращения с трудом осознается из-за привязанности людей к номинальным доходам и их стремления избежать немедленных жертв. Глобальная и почти естественная тенденция экономических агентов вызывать инфляционные напряжения заставляет государственные и финансовые органы прибегать к принудительным мерам в интересах всего общества.

При оценке эффективности мер, принимаемых в кредитной сфере, необходимо помнить, что они лишь дополняют экономическую, финансовую и социальную политику правительства. Хотя кредитная политика, даже хорошо продуманная и эффективно осуществляемая, не всегда позволяет предусмотреть и полностью избежать инфляционные напряжения, она должна по меньшей мере смягчать последствия инфляции, препятствовать злоупотреблениям, связанным с накоплением иностранной валюты, созданию товарных запасов в спекулятивных целях и в целом предотвращать опасность чрезмерного избытка денег.

Однако, хотя кредитная политика играет важную роль в осуществлении такой двоякой задачи, как обеспечение экономического роста и стабильности денежной системы, ее суть может быть правильно понята только при надлежащем анализе роли банков в современной экономике, прежде всего их функции имитирования платежных средств. В таком случае предоставление кредитов должно осуществляться в интересах всего общества; поэтому появляется необходимость в законной жесткой регламентации деятельности банков.

Субъектом кредитной политики является центральный банк (ЦБ). Согласно закону он выполняет целевые установки правительства, но в то же время не является правительственным институтом. ЦБ имеет определенную степень самостоятельности. Такие права даны ему на основе принципа разделения власти. Как показывает опыт западных стран, данный институт, обладающий относительной самостоятельностью, не является простым исполнителем воли государства. В условиях сложной экономической ситуации правительство не может требовать от кредитного центра решения своих финансовых проблем за счет выпуска дополнительного количества денежной массы.

Реализация совокупности задач, стоящих перед центральным банком в осуществлении экономической политики, проходит по двум направлениям. Первое - обеспечение национальной экономики полноценной валютной системой. Устойчивая валюта - важнейший элемент инфраструктуры рынка. Второе направление связано с тем, что центральному банку предписана функция влияния на кредитную деятельность частных деловых (коммерческих) банков в интересах макроэкономической политики.

В сфере кредитно-денежного обращения государство проводит свою политику, используя кооперацию с данным соучастником регулирования. Образуются своего рода партнерские отношения: "государство - центральный банк". Практика показывает высокую эффективность данного сотрудничества.

Необходимо отметить, что в производственной сфере государство не имеет такого мощного рычага влияния. Производственному сектору должна быть присуща максимально высокая степень свободы и независимости, что требует сама рыночная природа. В рамках производственной сферы государство ориентируется на косвенные пути воздействия - через систему кредитно-денежного обращения, являющейся своего рода кровеносной системой экономики.

Этот косвенный вариант регулирующего влияния на производственный сектор построен на компромиссах. Прямого вторжения в планы предпринимателей не существует. В то же время косвенные методы создают предпосылки к тому, чтобы предприниматель сам стремился поступать в соответствии с целями экономической политики. Однако внешне государственный замысел будет реализовываться через принятие деловыми кругами самостоятельных решений. Таким образом, «косвенные методы регулирования проявляются в сочетании необходимых для рынка элементов свободы с мягкими, но тонко рассчитанными и настойчивыми действиями государства.» Все это возможно лишь благодаря использованию правительством такого мощного регулирующего рычага, как ЦБ.

2. ИНСТРУМЕНТЫ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

Работая в сфере денежно-кредитного обращения, ЦБ использует различные инструменты. Большинство из них имеют косвенный характер воздействия.. Однако некоторые операции кредитного центра могут осуществляться прямым образом (схожим примером могут служить субсидии государства).

Схема 1. Структура мер кредитной политики

КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА

Прямые методы

Косвенные методы

Ограничение динамики кредитования

·

· Операции на открытом рынке

· Политика минимальных резервов

· Добровольные соглашения

Ограничения динамики кредитования.

Данный вариант мер заключается в том, что в некоторых странах (в Англии, Франции, Швейцарии, Нидерландах) ЦБ обладает правом ограничивать степень роста кредитных вложений деловых банков в небанковском секторе. С этой целью вводится процентная норма расширения кредитных операций за определенный отрезок времени. Если условия не выполняются, ЦБ применяет санкции: банки могут быть обязаны выплатить штрафные проценты или "(как это принято в Швейцарии) перевести на беспроцентный счет ЦБ сумму, равную размеру превышенного кредита.

Названные методы регулирования имеют "минусы": они ослабляют роль конкуренции. Ограничивается динамика набирающих обороты и стремящихся к значительной экспансии банков. Полученные в ходе конкуренции возможности отдельных банков не дают им преимуществ. ЦБ проводит свою операцию как бы "под одну гребенку". К тому же данный инструмент не очень гибок. Уровень регулируемых ЦБ процентных норм не всегда успевает за оперативным повышением спроса в кредитах.

В целом же прямые методы, которые носят несогласованную с рыночной экономикой природу, применяются, как правило, лишь тогда, если косвенные способы уже не способны сыграть свою роль. Но при этом следует признать: результат прямого воздействия может быть достаточно высоким.

Учетная (дисконтная) политика .

Данный вид операций относится к давно используемым методам регулирования. ЦБ выступает в роли кредитора по отношению к деловым банкам. Средства предоставляются при условии переучета векселей банков и под залог их ценных бумаг. Такие полученные в центральном кредитном звене средства называются редисконтными или ломбардными кредитами. ЦБ имеет право манипулировать ставкой процента, по которой он выдает банкам кредиты. Возможность установления "цены" кредита выступает как метод влияния на кредитную систему.

Определяемый центральным банком уровень "цены кредита" получил в экономической науке и практике обозначение официальной «учетной ставки» (которую иначе также называют дисконтной или ломбардной).

Взятые в ЦБ кредиты предоставляются банками другим субъектам экономики, но уже по более высокому проценту. Естественно, что процентная политика деловых банков отражает те изменения, которые осуществляет ЦБ в ходе своей политики. С помощью ставки процента ЦБ тем самым оказывает косвенное воздействие на соотношение спроса и предложения на рынке капиталов.

Рост процентной ставки, т.е. «удорожание» кредита, ограничивает размер спроса на заемные ресурсы и сокращает намерения фирм к увеличению инвестиций. Снижение же ставки "удешевляет" кредит, в результате чего у частного сектора (домашних хозяйств, фирм) возрастает стремление к инвестициям. Этот стимул реализуется в форме покупки акций, производственного оборудования или строительства новых производственных корпусов. Такова схема данного механизма. В реальной жизни взаимодействие параметров является, естественно, не всегда столь простым.

Важное значение имеет функция учетной политики, как манипулирование ставкой процента, которое усиливает эффект от применения других регулирующих мер ЦБ, а именно операций на открытом рынке и установления норм обязательных резервов. Если действие одного влияющего рычага на поведение самостоятельного коммерческого банка оказывается недостаточным, то совокупность мер, предпринимаемых центральным банком, дает ему возможность добиться своего замысла.

Применительно к России следует отметить, что в рамках учетной политики Центральный банк стал практиковать в 1995 г. также и ломбардный кредит, осуществляемый под залог ценных бумаг (в основном государственных казначейских облигаций).

Операции на открытом рынке.

Прибегая к данному виду регулирования, ЦБ осуществляет куплю и продажу ценных бумаг на открытом рынке (например, на бирже). За счет их продажи банк, по сути, изымает избыточные балансовые резервы коммерческих банков. В макроэкономическом плане это означает изъятие из оборота определенной массы денежных средств. Покупка центральным банком ценных бумаг способствует образованию у коммерческих банков дополнительных балансовых резервов. Денежная масса в обращении возрастает. В итоге расширяются возможности для кредитных операций деловых банков.

Данные меры делают ЦБ активным участником денежного и кредитного рынков. В процессе же проведения учетной политики позиция ЦБ остается в известном смысле пассивной (решения о том, идти ли на учет своих векселей, получать ли кредит под залог своих ценных бумаг у ЦБ, принимаются самими коммерческими банками). К тому же операции на открытом рынке вполне согласуются с рыночными правилами. Выступая на рынке ценных бумаг, ЦБ реализует роль такого же контрагента, как и другие его участники. Поэтому данный метод регулирования принято считать идеальным кредитным инструментом.

Политика минимальных резервов.

Согласно сложившимся в мире правилам минимальные резервы хранятся в ЦБ в форме бессрочных вкладов. Верхней границы их не существует. Данные средства не лежат замороженными. Ими могут пользоваться разные банки на протяжении длительного времени, но при этом в распоряжении ЦБ должна оставаться определенная сумма так называемого минимального резерва, необходимая для работы делового банка в течение определенного периода (как правило, одного месяца). Если банк не выполняет это требование, он выплачивает штрафные проценты.

Норма обязательного резерва рассчитывается как отношение его суммы к срочным обязательствам делового банка. Для примера: норма резервов составляет 20%. Это значит, что деловой банк, имеющий срочные обязательства на сумму 1 млн дол., должен располагать в ЦБ резервом в сумме 200 тыс. дол. Если в следующем месяце срочные обязательства повысятся до двух миллионов долларов, то коммерческий банк должен увеличить свой резерв в центральном банке до 400 тыс. дол. (Норма резервов в России была повышена в 1992 г. и составляла в 1997 году 15-20% - в зависимости от вида вклада.)

Политика резервирования является относительно "грубым" методом и при использовании в отрыве от других средств создает определенную жесткость в экономическом регулировании. Для сравнения можно сказать, что операции на открытом рынке и учетная политика считаются методами тонкого регулирования. В целях смягчения действия резервной политики ЦБ старается дополнять эти меры и относительно редко осуществлять изменения нормы резервов.

Добровольные соглашения .

Совокупность регулирующих мер центрального банка дополняется системой так называемых добровольных соглашений, заключаемых между ЦБ и деловыми банками. Такие договоры особенно удобны в том случае, когда ЦБ должен принимать оперативные решения, действовать быстро и без особого бюрократизма.

На основании соглашений банки проявляют добровольную готовность на лимитирование своей деятельности. Например, они обязуются расширять кредитные операции лишь до определенного предела. Центральный же банк берет на себя обязательство информировать деловой сектор о тенденциях в денежно-кредитной, валютной сфере. Это вооружает знанием и пониманием возможных неблагоприятных Процессов в монетарной области. Речь идет о своего рода джентльменской кооперации. Ее успех зависит в определенной степени от возможности ЦБ "мягким давлением" на деловые банки побуждать их выполнять условия добровольного соглашения.

3. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

Наибольшая эффективность регулирующего действия центрального банка проявляется тогда, когда используется вся совокупность экономических инструментов, причем в целесообразной последовательности. Необходимо учесть, что возможности центральных банков в разных странах неодинаковы вследствие различных причин. Например, Немецкий федеральный банк использует более разнообразные методы по сравнению с Национальным банком Швейцарии. Действия Российского Центрального банка тоже пока ограничены. Практикуются лишь две операции: политика учетных ставок и политика минимальных резервов. В связи с этим эффект от выбранной последовательности действий ЦБ ограничен малым числом вариантов и зависит во многом от конкретной специфики обстоятельств.

Проведение кредитного регулирования объективно осложняется двумя обстоятельствами.

Во-первых, непростой проблемой является сама оценка состояния экономического развития (что необходимо для принятия центральным банком наиболее рациональных мер).

Во-вторых, регулирование в рамках национальной экономики усложняется из-за влияния внешнеэкономических процессов. Итогом является то, что целевая направленность принимаемых мер может искажаться.

Например, проводя рестриктивную (ограничительную, сдерживающую) политику с помощью высокой ставки процента, ЦБ может тем самым привлечь поток иностранного капитала в страну. Если исходная цель состояла в ограничении инвестиционной активности, то из-за притока иностранного капитала степень этой активности может не снизиться, а возрасти.

Осуществляя регулирование, ЦБ должен учитывать не только взаимосвязи в рамках мировой экономики, но и взаимозависимость звеньев национального хозяйства. Отметим следующие проблемные случаи.

1. Учетная политика оказывает влияние не только на банки, но и на другие секторы экономики. Негативное воздействие процентных колебаний проявляется по отношению к тем сферам народного хозяйства, которые обременены долгами. К ним относятся: государственный сектор, капиталоемкие производства (АЭС, ГЭС), железнодорожный транспорт, домовладения, фермерское хозяйство.

2. Процентная политика приводит к растущему ценовому эффекту. Субъекты экономики стремятся уйти из-под влияния растущей учетной ставки путем переложения своих издержек на плечи клиентов (повышая соответственно цену своих благ). В итоге создается дополнительная трудность для политики государства в области сдерживания инфляции.

В рамках российской экономики, переживающей в настоящее время существенные проблемы с инфляцией, такой побочный эффект особенно болезнен. Частный сектор стремится возложить на покупателя всю дополнительную нагрузку, которая падает на него в результате регулирующих мер. Возможность такой финансовой изворотливости в России выше, поскольку степень насыщенности рынка, конкуренции слабее, чем это имеет место в развитых странах Запада.

3. Административное предписание уровня процента "сверху" не является рыночно ориентированным действием. Ослабление рыночного механизма приводит к нежелательным последствиям. Например, итогом может быть усиление элементов теневой экономики.

В условиях России система ограничений и предписаний велика не только относительно ставки процента, но и в области выдачи лицензий на проведение кредитных операций. В стране в настоящее время действует достаточно много коммерческих банков. Однако заметное распространение получила система частного, небанковского кредитования, стоящая вне прямого контроля со стороны государства. Это - элемент теневой экономики. Мелкие бизнесмены пользуются, например, таким (не имеющим институциональной формы) видом кредита для организации зарубежных деловых поездок и проведения закупочно-сбытовых операций. Ставки данного кредита чрезвычайно высоки, но получение таких средств не требует тех формальностей, с которыми предприниматели сталкиваются, ориентируясь на ресурсы коммерческих банков.

· Воздействие центрального банка на экономику с помощью политики процента имеет свои ограничения, поскольку деловые банки и крупные фирмы очень часто переносят свои операции за границу, с тем чтобы использовать имеющиеся там преимущества в области процентных ставок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Кредитно-денежная политика играет большую роль в политике государства. Одним из важнейших министерств государства является Министерство Финансов, проводящее кредитно-денежную политику в соответствии с задачами и целями развития государства и общества. Неудивительно, что Министерству Финансов подвластно достаточно много различных структур, например таких, как Центральный банк. Очень много органов (министерства, ведомства, комитеты, отделы) проводят политику государства в разных областях, напрямую или косвенно связанных с экономикой.

С точки зрения экономики и денежного обращения контроль над кредитом призван ориентировать эмиссию денег на достижение экономических и финансовых задач правительства; в целом государственные органы призваны обеспечить распределение кредитов в пользу частных лиц, предприятий и при необходимости государства в таком объеме, под такой процент и на такие сроки, которые наиболее соответствуют интересам общества.

В рыночной системе государство - не волшебный источник средств, а лишь механизм, предназначенный для того, чтобы одни граждане (с более высоким доходом) платили - через налоги - другим (имеющим меньший доход). В новых условиях главными факторами благополучия личности становятся ее инициатива, стремление к персональной активности, готовность самой выбирать варианты экономических решений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Государственное и муниципальное управление: справочник. – М.: «Издательство Магистр», 1997.

2. Соколинский В.М. Государство и экономика. – М.: Финансы и статистика, 1997.

3. Берже П. Денежный механизм. – М.: Прогресс, 1993.


Заказать написание уникальной работы 1.