Статья 333.19 НК РФ. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями

"1. По делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается

в следующих размерах:

1) при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска:

до 20 000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей;

от 20 001 рубля до 100 000 рублей - 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей;

от 100 001 рубля до 200 000 рублей - 3 200 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей;

от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей - 5 200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200 000 рублей;

свыше 1 000 000 рублей - 13 200 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1 000 000 рублей, но не более 60 000 рублей;

2) при подаче заявления о вынесении судебного приказа - 50 процентов размера государственной пошлины, взимаемой при

подаче искового заявления имущественного характера;

3) при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления

неимущественного характера:

для организаций - 4 000 рублей;

4) при подаче надзорной жалобы - в размере государственной пошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления

неимущественного характера;

5) при подаче искового заявления о расторжении брака - 400 рублей;

6) при подаче заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления

или должностных лиц:

для физических лиц - 200 рублей;

для организаций - 3 000 рублей;

7) при подаче заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов

местного самоуправления, должностных лиц,

государственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан или организаций, - 200 рублей;

8) при подаче заявления по делам особого производства - 200 рублей;

9) при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы - 50 процентов размера государственной пошлины,

подлежащей уплате при подаче искового заявления

неимущественного характера;

10) при подаче заявления о повторной выдаче копий решений, приговоров, судебных приказов, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции,

копий других документов из дела, выдаваемых судом, а также при подаче заявления о выдаче дубликатов исполнительных

документов - 4 рубля за одну страницу документа,

но не менее 40 рублей

(положения подпункта 10 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ применяются до 1 января 2013 года);

11) при подаче заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда - 1 500 рублей;

12) при подаче заявления об обеспечении иска, рассматриваемого в третейском суде, - 200 рублей;

13) при подаче заявления об отмене решения третейского суда - 1 500 рублей;

14) при подаче заявления по делам о взыскании алиментов - 100 рублей. Если судом выносится решение о взыскании алиментов

Как на содержание детей, так и на содержание

истца, размер государственной пошлины увеличивается в два раза.";

Статья 333.20 НК РФ. Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции, к мировым судьям

1. По делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей:
1) при подаче исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера;
2) цена иска, по которой исчисляется государственная пошлина, определяется истцом, а в случаях, установленных законодательством, судьей по правилам, установленным гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации;
3) при подаче исковых заявлений о разделе имущества, находящегося в общей собственности, а также при подаче исковых заявлений о выделе доли из указанного имущества, о признании права на долю в имуществе размер государственной пошлины исчисляется в следующем порядке:
если спор о признании права собственности истца (истцов) на это имущество ранее не решался судом - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса;
если ранее суд вынес решение о признании права собственности истца (истцов) на указанное имущество - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса;
4) при предъявлении встречного иска, а также заявлений о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, государственная пошлина уплачивается в соответствии с положениями статьи 333.19 настоящего Кодекса;
5) при замене по определению суда выбывшей стороны ее правопреемником (в случае смерти физического лица, реорганизации организации, уступки требования, перевода долга и в других случаях перемены лиц в обязательствах) государственная пошлина уплачивается таким правопреемником, если она не была уплачена замененной стороной;
6) в случае выделения судьей одного искового требования или нескольких из соединенных исковых требований в отдельное производство государственная пошлина, уплаченная при предъявлении иска, не пересчитывается и не возвращается. По делам, выделенным в отдельное производство, государственная пошлина повторно не уплачивается;
7) при подаче кассационной жалобы соучастниками и третьими лицами, выступающими в процессе на той же стороне, что и лицо, подавшее кассационную жалобу,

государственная пошлина не уплачивается;
8) в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований;
9) при затруднительности определения цены иска в момент его предъявления размер государственной пошлины предварительно устанавливается судьей с последующей доплатой недостающей суммы государственной пошлины на основании цены иска, определенной судом при разрешении дела, в срок, установленный подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.18 настоящего Кодекса;
10) при увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в срок, установленный подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.18 настоящего Кодекса. При уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном статьей 333.40 настоящего Кодекса. В аналогичном порядке определяется размер государственной пошлины, если суд в зависимости от обстоятельств дела выйдет за пределы заявленных истцом требований;
11) при подаче исковых заявлений об истребовании наследниками принадлежащей им доли имущества государственная пошлина уплачивается в том порядке, который

Установлен при подаче исковых заявлений имущественного характера, не подлежащих оценке, если спор о признании права собственности на это имущество судом ранее был разрешен;
12) при подаче исковых заявлений о расторжении брака с одновременным разделом совместно нажитого имущества супругов государственная пошлина уплачивается в размерах, установленных как для исковых заявлений о расторжении брака, так и для исковых заявлений имущественного характера;
13) при отказе в принятии к рассмотрению искового заявления или заявления о вынесении судебного приказа уплаченная государственная пошлина при предъявлении иска или заявления о вынесении судебного приказа засчитывается в счет подлежащей уплате государственной пошлины;
14) при подаче надзорных жалоб государственная пошлина уплачивается только при подаче надзорной жалобы по делам, которые не были обжалованы плательщиком в кассационном порядке (Утрачивает силу, см. Федеральный закон Российской Федерации от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ ") .
2. Суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.
3. Положения настоящей статьи применяются с учетом положений статей 333.35 и 333.36 настоящего Кодекса.

СТ 333.19 НК РФ .

1. По делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

1) при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащих оценке, при цене иска:

до 20 000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей;

от 20 001 рубля до 100 000 рублей - 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей;

от 100 001 рубля до 200 000 рублей - 3 200 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей;

от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей - 5 200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200 000 рублей;

свыше 1 000 000 рублей - 13 200 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1 000 000 рублей, но не более 60 000 рублей;

2) при подаче заявления о вынесении судебного приказа - 50 процентов размера государственной пошлины, установленной подпунктом 1 настоящего пункта;

3) при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера:

для организаций - 6 000 рублей;

4) при подаче надзорной жалобы - в размере государственной пошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления неимущественного характера;

5) при подаче искового заявления о расторжении брака - 600 рублей;

6) при подаче административного искового заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов (нормативных актов) государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, государственных корпораций, должностных лиц, а также административного искового заявления об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации:

для физических лиц - 300 рублей;

6.1) при подаче административного искового заявления об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами:

для физических лиц - 300 рублей;

для организаций - 4 500 рублей;

7) при подаче административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными:

для физических лиц - 300 рублей;

для организаций - 2 000 рублей;

8) при подаче заявления по делам особого производства - 300 рублей;

9) при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы - 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера;

11) при подаче заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда - 2 250 рублей;

12) при подаче заявления об обеспечении иска, рассматриваемого в третейском суде, - 300 рублей;

13) при подаче заявления об отмене решения третейского суда - 2 250 рублей;

14) при подаче заявления по делам о взыскании алиментов - 150 рублей. Если судом выносится решение о взыскании алиментов как на содержание детей, так и на содержание истца, размер государственной пошлины увеличивается в два раза;

15) при подаче административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок:

для физических лиц - 300 рублей;

для организаций - 6 000 рублей.

2. Положения настоящей статьи применяются с учетом положений .

Комментарий к Ст. 333.19 Налогового кодекса

Положения комментируемой статьи определяют порядок уплат государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции и мировых судах. Отметим, что для дел, рассматриваемых в арбитражных судах РФ, госпошлина устанавливается в ином размере и определяется отдельно по правилам .

Законодатель неслучайно собрал в одну статью правила уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции и мировых судах. Оба суда судебной системы РФ рассматривают гражданские дела по правилам гражданского процессуального законодательства. Кроме того, согласно ст. 320 ГПК РФ решения (другие акты), вынесенные (принятые) мировым судьей, могут быть в последующем обжалованы в суд общей юрисдикции (районного уровня, первой инстанции). Обжалование будет проходить по правилам апелляционного производства, урегулированного гл. 39 ГПК РФ .

Предусмотренная в комментируемой статье государственная пошлина уплачивается при обращении в суд общей юрисдикции по рассмотрению дел в первой инстанции или к мировому судье в связи с рассмотрением гражданского дела или дела, вытекающего из административного производства. Отдельными пунктами настоящей статьи и ст. 333.20 НК РФ предусмотрены и правила уплаты государственной пошлины при обращении в суд общей юрисдикции в кассационную, надзорную инстанцию, однако они установлены в процентном отношении в зависимости от размера государственной пошлины, уплаченной при обращении в суд с данным делом по первой инстанции.

Следует отметить, что в рамках гражданского процесса предусматривается и пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Однако исходя из содержания комментируемой статьи видно, что заявление на пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам не облагается государственной пошлиной.

Комментируемая статья 333.19 Налогового кодекса РФ построена так, что практически полностью отражает содержание ГПК РФ. Уплата государственной пошлины предусмотрена по делам искового производства, которые разделены на имущественные и неимущественные, делам особого производства, производства по делам из административных правоотношений, принудительного исполнения решений третейского суда. По некоторым категориям споров, которые относятся к исковому или другому виду споров (категории дел), комментируемая статья предусмотрела отдельный порядок (размер) определения государственной пошлины.

Комментируемая статья предусматривает размер государственной пошлины по делам искового производства, при этом отдельные размеры государственной пошлины предусмотрены по делам (по имущественным спорам), подлежащим оценке, и по делам, не подлежащим оценке, но имущественным по своему содержанию (предметом спора является имущество). По делам, спорное имущество в которых подлежит оценке, государственная пошлина установлена комментируемой статьей в зависимости от стоимости имущества.

До 10000 рублей - 4% цены иска, но не менее 200 рублей;

1) от 10001 рубля до 50000 рублей - 400 рублей плюс 3% суммы, превышающей 10000 рублей;

2) от 50001 рубля до 100000 рублей - 1600 рублей плюс 2% суммы, превышающей 50000 рублей;

3) от 100001 рубля до 500000 рублей - 2600 рублей плюс 1% суммы, превышающей 100000 рублей;

4) свыше 500000 рублей - 6600 рублей плюс 0,5% суммы, превышающей 500000 рублей, но не более 20000 рублей.

По имущественным спорам, которые не подлежат оценке, государственная пошлина установлена в зависимости от того, кто является ее плательщиком (100 рулей для физических лиц и 2000 рублей - для юридических). Такой же размер государственной пошлины предусмотрен и при обращении в суд по неимущественным спорам.

Цена иска, если он подлежит оценке, указывается истцом. В случае явного несоответствия указанной цены действительной стоимости истребуемого имущества цену иска определяет судья при принятии искового заявления. Цена иска согласно ст. 91 ГПК РФ определяется по искам:

1) об истребовании имущества - исходя из стоимости данного истребуемого имущества;

2) о взыскании денежных средств - исходя из взыскиваемой денежной суммы;

3) о взыскании алиментов - исходя из совокупности платежей за один год;

4) о срочных платежах и выдачах - исходя из совокупности всех платежей и выдач, но не более чем за три года;

5) о бессрочных или пожизненных платежах и выдачах - исходя из совокупности платежей и выдач за три года;

6) об уменьшении или увеличении платежей и выдач - исходя из суммы, на которую уменьшается или увеличиваются платежи и выдачи, но не более чем за год;

7) о прекращении платежей и выдач - исходя из совокупности оставшихся платежей и выдач, но не более чем за год;

8) о досрочном расторжении договора имущественного найма - исходя из совокупности платежей за пользование имуществом в течение оставшегося срока действия договора, но не более чем за три года;

9) о праве собственности на объект недвижимого имущества, принадлежащий гражданину на праве собственности - исходя из стоимости данного объекта, но не ниже его инвентаризационной оценки (или при ее отсутствии - не ниже оценки стоимости объекта по договору страхования), на объект недвижимого имущества, принадлежащего организации, - не ниже балансовой оценки объекта;

10) состоящим из нескольких самостоятельных требований, - исходя из каждого требования в отдельности.

В порядке искового производства рассматривается еще одна категория дел - это дела о выдаче судебного приказа. Размер государственной пошлины по делам данной категории установлен законом в размере 50% от того размера государственной пошлины, который подлежит уплате при обращении в суд с заявлением неимущественного характера. Правила выдачи судебного приказа урегулированы гл. 11 ГПК РФ . Судебный приказ может быть выдан не на всякие требования заявителя, а только на те, которые установлены в ст. 122 ГПК РФ :

1) требование основано на нотариально удостоверенной сделке;

2) требование основано на сделке, совершенной в простой письменной форме;

3) требование основано на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта;

4) заявлено требование о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, не связанное с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц;

5) заявлено требование о взыскании с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам;

6) заявлено требование о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы;

7) заявлено органом внутренних дел, органом налоговой полиции, подразделением судебных приставов требование о взыскании расходов, произведенных в связи с розыском ответчика, или должника и его имущества, или ребенка, отобранного у должника по решению суда, а также расходов, связанных с хранением арестованного имущества, изъятого у должника, и хранением имущества должника, выселенного из занимаемого им жилого помещения.

Государственная пошлина по делам особого производства установлена в размере 100 рулей. Производство по делам особого производства предусмотрено разделом 4 ГПК РФ. В него входят дела:

1) об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

2) об усыновлении (удочерении) ребенка;

3) о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявление умершим;

4) об ограничении дееспособности гражданина, признании гражданина недееспособным, ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;

5) об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным;

6) о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь;

7) о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам;

8) о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительное психиатрическое освидетельствование;

9) о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния;

10) о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении;

11) о восстановлении утраченного судебного производства.

Отдельно предусмотрена уплата государственной пошлины по спорам, возникшим из публичных (административно-правовых) отношений: по делам об оспаривании нормативных правовых актов (гл. 24 ГПК РФ) и об оспаривании действий (бездействия) решений органов или должностных лиц государственной власти, местного самоуправления (глава 25 ГПК РФ).

При подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы государственная пошлина установлена в размере 50% размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.

При подаче заявления о повторной выдаче копий решений, приговоров, судебных приказов, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции, копий других документов из дела, выдаваемых судом, а также при подаче заявления о выдаче дубликатов исполнительных документов уплачивается 2 рубля за одну страницу документа, но не менее 20 рублей. Заметим, что государственная пошлина подлежит уплате именно в случае повторной выдачи данных судебных актов, их копий. Согласно гражданскому процессуальному и уголовному процессуальному законодательствам РФ копии судебных актов подлежат выдаче (надлежаще заверенные) один раз. Если кому-либо из лиц, участвующих в деле, потребуется повторно получить копию документа, то он должен уплатить государственную пошлину в установленном размере.

При подаче заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда государственная пошлина уплачивается в размере 1000 рублей. Главой 47 ГПК РФ установлен порядок выдачи исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда. Согласно ч. 1 ст. 426 ГПК РФ суд может отказать в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда в случае, если сторона, против которой принято решение третейского суда, представит суду доказательства того, что:

1) третейское соглашение недействительно по основаниям, предусмотренным федеральным законом;

2) сторона была уведомлена должным образом об избрании (назначении) третейских судей или о третейском разбирательстве, в т.ч. о времени и месте заседания третейского суда, либо по другим уважительным причинам не могла представить третейскому суду свои объяснения;

3) решение третейского суда принято по спору, не предусмотренному третейским соглашением или не подпадающему под его условия, либо содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы третейского соглашения. Если постановления по вопросам, охватываемым третейским соглашением, могут быть отделены от постановлений по вопросам, не охватываемым таким соглашением, суд выдает исполнительный лист только на ту часть решения третейского суда, которая содержит постановления по вопросам, охватываемым третейским соглашением;

4) состав третейского суда или процедура третейского разбирательства не соответствовали третейскому соглашению или федеральному закону;

5) решение еще не стало обязательным для сторон третейского разбирательства или было отменено судом в соответствии с федеральным законом, на основании которого было принято решение третейского суда.

По вопросу принудительного исполнения решения третейского суда более подробно можно узнать в гл. 8 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации". Если в решении третейского суда срок не установлен, то оно подлежит немедленному исполнению.

При подаче заявления об обеспечении иска, рассматриваемого в третейском суде, государственная пошлина составляет 100 рублей. Согласно ст. 25 ФЗ "О третейских судах в РФ" третейский суд может по просьбе любой стороны распорядиться о принятии какой-либо стороной таких обеспечительных мер в отношении предмета спора, которые он считает необходимыми. Третейский суд может потребовать от любой стороны предоставления надлежащего обеспечения в связи с такими мерами. Обращение стороны в компетентный суд с заявлением об обеспечении иска и принятие компетентным судом обеспечительных мер не могут рассматриваться как несовместимые с соглашением о передаче спора в третейский суд или как отказ от такого соглашения. Заявление об обеспечении иска, рассматриваемого в третейском суде, подается стороной в компетентный суд по месту осуществления третейского разбирательства или местонахождению имущества, в отношении которого могут быть приняты обеспечительные меры. К заявлению об обеспечении иска прилагаются доказательства предъявления иска в третейский суд, определение третейского суда о принятии обеспечительных мер, а также доказательства уплаты государственной пошлины в порядке и размере, которые установлены федеральным законом.

При подаче заявления об отмене решения третейского суда государственная пошлина уплачивается в размере 1000 рублей. Главой 7 ФЗ "О третейских судах в РФ" урегулирован порядок обжалования решения третейского суда. Если в третейском соглашении не предусмотрено, что решение третейского суда является окончательным, то решение третейского суда может быть оспорено участвующей в деле стороной путем подачи заявления об отмене решения в компетентный суд в течение трех месяцев со дня получения стороной, подавшей заявление, решения третейского суда. В случае отмены решения третейского суда компетентным судом любая из сторон вправе в соответствии с третейским соглашением обратиться в третейский суд. Однако в случае, если решение третейского суда отменено полностью или частично вследствие недействительности третейского соглашения или потому, что решение принято по спору, не предусмотренному третейским соглашением или не подпадающему под его условия, либо содержит постановления по вопросам, не охватываемым третейским соглашением, соответствующий спор дальнейшему рассмотрению в третейском суде не подлежит.

При подаче заявления по делам о взыскании алиментов государственная пошлина уплачивается в размере 100 рублей. Если судом выносится решение о взыскании алиментов (как на содержание детей, так и на содержание истца), размер государственной пошлины увеличивается в два раза. Алиментные обязательства предусмотрены семейным законодательством. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (СК РФ) (с посл. изм. и доп. от 3 июня 2006 г.) предусмотрел уплату алиментов как с родителей в отношении детей, так и с детей в отношении родителей. При определенных обстоятельствах возможно и взыскание алиментов с одного из супругов на содержание другого. Алиментные обязательства устанавливаются судом, но возможно установление обязанности по уплате алиментов и без обращения в суд. Стороны (супруги) могут договориться о размере и порядке уплаты алиментов, об этом составляется соглашение, которое удостоверяется нотариально.

Следует заметить, что согласно гл. 7 ГПК РФ государственная пошлина входит в состав судебных расходов по делу. Стороне, в пользу которой было принято решение суда, суд присуждает возместить другой стороне все понесенные по делу судебные расходы. В случае если иск удовлетворен частично, государственная пошлина присуждается истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику - пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано. В случае если суд вышестоящей инстанции, передавая дело на новое рассмотрение, изменит состоявшееся решение суда нижестоящей инстанции или примет новое решение, он, соответственно, изменяет распределение судебных расходов. Если в этих случаях суд вышестоящей инстанции не изменил решение суда в части распределения судебных расходов, этот вопрос должен решить суд первой инстанции по заявлению заинтересованного лица.

В ч. 2 комментируемой статьи 333.19 НК России установлено, что положения настоящей статьи применяются с учетом положений ст. 333.20 НК РФ. Данная статья, как и ряд других, устанавливает особенности уплаты государственной пошлины и распространяется на случаи уплаты государственной пошлины в суде общей юрисдикции. Более подробно мы рассмотрим данные особенности при комментировании определенных статей настоящей главы НК РФ. ГПК РФ установлены и другие особенности по уплате государственной пошлины при подаче исковых заявлений (заявлений) в суды общей юрисдикции, мировым судьям. Например, ст. 89 ГПК РФ устанавливает основания (льготы) по уплате государственной пошлины.

  • Раздел III. НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ. ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ. ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ. СЛЕДСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ, ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ, ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, СЛЕДСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ (в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)
    • Глава 5. НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ. ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ, ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ, ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ (в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
    • Глава 6. ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ. СЛЕДСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ (в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)
  • Раздел IV. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ, СБОРОВ, СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
    • Глава 7. ОБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
    • Глава 8. ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ, СБОРОВ, СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
    • Глава 10. ТРЕБОВАНИЕ ОБ УПЛАТЕ НАЛОГОВ, СБОРОВ, СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
    • Глава 11. СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ, СБОРОВ, СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
    • Глава 12. ЗАЧЕТ И ВОЗВРАТ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ ИЛИ ИЗЛИШНЕ ВЗЫСКАННЫХ СУММ
  • Раздел V. НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ И НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
    • Глава 13. НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
    • Глава 14. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
  • Раздел V.1. ВЗАИМОЗАВИСИМЫЕ ЛИЦА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ГРУППЫ КОМПАНИЙ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЦЕНАХ И НАЛОГООБЛОЖЕНИИ. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНИЕМ СДЕЛОК МЕЖДУ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ ЛИЦАМИ. СОГЛАШЕНИЕ О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ. ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ГРУППАМ КОМПАНИЙ (в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 340-ФЗ) (введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ)
    • Глава 14.1. ВЗАИМОЗАВИСИМЫЕ ЛИЦА. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОЛИ УЧАСТИЯ ОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ДРУГОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИЛИ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА В ОРГАНИЗАЦИИ
    • Глава 14.2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЦЕНАХ И НАЛОГООБЛОЖЕНИИ. ИНФОРМАЦИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ПРИ СОПОСТАВЛЕНИИ УСЛОВИЙ СДЕЛОК МЕЖДУ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ ЛИЦАМИ С УСЛОВИЯМИ СДЕЛОК МЕЖДУ ЛИЦАМИ, НЕ ЯВЛЯЮЩИМИСЯ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ
    • Глава 14.3. МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ (ПРИБЫЛИ, ВЫРУЧКИ) В СДЕЛКАХ, СТОРОНАМИ КОТОРЫХ ЯВЛЯЮТСЯ ВЗАИМОЗАВИСИМЫЕ ЛИЦА
    • Глава 14.4. КОНТРОЛИРУЕМЫЕ СДЕЛКИ. ПОДГОТОВКА И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ В ЦЕЛЯХ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ. УВЕДОМЛЕНИЕ О КОНТРОЛИРУЕМЫХ СДЕЛКАХ
    • Глава 14.4-1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ГРУППАМ КОМПАНИЙ (введена Федеральным законом от 27.11.2017 N 340-ФЗ)
    • Глава 14.5. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНИЕМ СДЕЛОК МЕЖДУ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ ЛИЦАМИ
    • Глава 14.6. СОГЛАШЕНИЕ О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
  • Раздел V.2. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В ФОРМЕ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА (введен Федеральным законом от 04.11.2014 N 348-ФЗ)
    • Глава 14.7. НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ. РЕГЛАМЕНТ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
    • Глава 14.8. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА. МОТИВИРОВАННОЕ МНЕНИЕ НАЛОГОВОГО ОРГАНА
  • Раздел VI. НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ
    • Глава 15. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
    • Глава 16. ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ
    • Глава 17. ИЗДЕРЖКИ, СВЯЗАННЫЕ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
    • Глава 18. ВИДЫ НАРУШЕНИЙ БАНКОМ ОБЯЗАННОСТЕЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ О НАЛОГАХ И СБОРАХ, И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ
  • Раздел VII. ОБЖАЛОВАНИЕ АКТОВ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И ДЕЙСТВИЙ ИЛИ БЕЗДЕЙСТВИЯ ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
    • Глава 19. ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ АКТОВ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И ДЕЙСТВИЙ ИЛИ БЕЗДЕЙСТВИЯ ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
    • Глава 20. РАССМОТРЕНИЕ ЖАЛОБЫ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ ПО НЕЙ
  • РАЗДЕЛ VII.1. ВЫПОЛНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ВЗАИМНОЙ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ПОМОЩИ ПО НАЛОГОВЫМ ДЕЛАМ (введен Федеральным законом от 27.11.2017 N 340-ФЗ)
    • Глава 20.1. АВТОМАТИЧЕСКИЙ ОБМЕН ФИНАНСОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ
    • Глава 20.2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВТОМАТИЧЕСКИЙ ОБМЕН СТРАНОВЫМИ ОТЧЕТАМИ В СООТВЕТСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ДОГОВОРАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (введена Федеральным законом от 27.11.2017 N 340-ФЗ)
  • ЧАСТЬ ВТОРАЯ
    • Раздел VIII. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ
      • Глава 21. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
      • Глава 22. АКЦИЗЫ
      • Глава 23. НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
      • Глава 24. ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ (СТАТЬИ 234 - 245) Утратила силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ.
      • Глава 25. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ (введена Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ)
      • Глава 25.1. СБОРЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ ЖИВОТНОГО МИРА И ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ (введена Федеральным законом от 11.11.2003 N 148-ФЗ)
      • Глава 25.2. ВОДНЫЙ НАЛОГ (введена Федеральным законом от 28.07.2004 N 83-ФЗ)
      • Глава 25.3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА (введена Федеральным законом от 02.11.2004 N 127-ФЗ)
      • Глава 25.4. НАЛОГ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДОХОД ОТ ДОБЫЧИ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ (введена Федеральным законом от 19.07.2018 N 199-ФЗ)
      • Глава 26. НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ (введена Федеральным законом от 08.08.2001 N 126-ФЗ)
    • Раздел VIII.1. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ (введен Федеральным законом от 29.12.2001 N 187-ФЗ)
      • Глава 26.1. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ (ЕДИНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ) (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 147-ФЗ)
      • Глава 26.2. УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ (введена Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ)
      • Глава 26.3. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ВИДЕ ЕДИНОГО НАЛОГА НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (введена Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ)
      • Глава 26.4. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СОГЛАШЕНИЙ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ (введена Федеральным законом от 06.06.2003 N 65-ФЗ)
      • Глава 26.5. ПАТЕНТНАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ (введена Федеральным законом от 25.06.2012 N 94-ФЗ)
    • Раздел IX. РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ (введен Федеральным законом от 27.11.2001 N 148-ФЗ)
      • Глава 27. НАЛОГ С ПРОДАЖ (СТАТЬИ 347 - 355) Утратила силу. - Федеральный закон от 27.11.2001 N 148-ФЗ.
      • Глава 28. ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ (введена Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ)
      • Глава 29. НАЛОГ НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС (введена Федеральным законом от 27.12.2002 N 182-ФЗ)
      • Глава 30. НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ (введена Федеральным законом от 11.11.2003 N 139-ФЗ)
    • Раздел X. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ (в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ) (введен Федеральным законом от 29.11.2004 N 141-ФЗ)
      • Глава 31. ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ
      • Глава 32. НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ (введена Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ)
      • Глава 33. ТОРГОВЫЙ СБОР (введена Федеральным законом от 29.11.2014 N 382-ФЗ)
    • Раздел XI. СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
      • Глава 34. СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ (введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
  • Статья 333.19 НК РФ. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями

    //=ShareLine::widget()?>

    (в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 198-ФЗ)

    1. По делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

    (в ред. Федеральных законов от 28.06.2014 N 198-ФЗ , от 08.03.2015 N 23-ФЗ )

    1) при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащих оценке, при цене иска:

    до 20 000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей;

    от 20 001 рубля до 100 000 рублей - 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей;

    от 100 001 рубля до 200 000 рублей - 3 200 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей;

    от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей - 5 200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200 000 рублей;

    свыше 1 000 000 рублей - 13 200 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1 000 000 рублей, но не более 60 000 рублей;

    (пп. 1 в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ)

    2) при подаче заявления о вынесении судебного приказа - 50 процентов размера государственной пошлины, установленной подпунктом 1 настоящего пункта;

    (в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 99-ФЗ)

    3) при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера:

    для организаций - 6 000 рублей;

    (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ)

    4) при подаче надзорной жалобы - в размере государственной пошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления неимущественного характера;

    5) при подаче искового заявления о расторжении брака - 600 рублей;

    (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ)

    6) при подаче административного искового заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов (нормативных актов) государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, государственных корпораций, должностных лиц, а также административного искового заявления об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации:

    для физических лиц - 300 рублей;

    (пп. 6 в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ)

    6.1) при подаче административного искового заявления об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами:

    для физических лиц - 300 рублей;

    для организаций - 4 500 рублей;

    (пп. 6.1 введен Федеральным законом от 15.02.2016 N 19-ФЗ)

    7) при подаче административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными:

    для физических лиц - 300 рублей;

    для организаций - 2 000 рублей;

    (пп. 7 в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ)

    8) при подаче заявления по делам особого производства - 300 рублей;

    (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ)

    9) при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы - 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера;

    11) при подаче заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда - 2 250 рублей;

    (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ)

    12) при подаче заявления об обеспечении иска, рассматриваемого в третейском суде, - 300 рублей;

    (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ)

    13) при подаче заявления об отмене решения третейского суда - 2 250 рублей;

    (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ)

    14) при подаче заявления по делам о взыскании алиментов - 150 рублей. Если судом выносится решение о взыскании алиментов как на содержание детей, так и на содержание истца, размер государственной пошлины увеличивается в два раза;

    (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ)

    15) при подаче административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок:

    для физических лиц - 300 рублей;

    для организаций - 6 000 рублей.

    (пп. 15 в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ)

    (п. 1 в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ)

    Сколько стоит подать судебный иск?

    Направляя заявление (иск) в суд с целью защитить свои нарушенные права, нужно заплатить государственную пошлину. Это сбор, взимаемый за факт самого обращения в орган власти за помощью, который установлен законодательно. Важно отметить, что бывают и исключения - не по всем искам платится госпошлина в суд. Налоговый кодекс предусматривает льготы при подаче исков - освобождение от пошлины для некоторых лиц. А в отдельных случаях, с учётом обстоятельств, истец может получить отсрочку оплаты пошлины или добиться возможности платить её в рассрочку. Сколько же стоит подача судебного иска? Какую сумму нужно заплатить, прежде чем прийти в суд? Величина госпошлины, иногда, зависит напрямую от исковой суммы, указанной в требовании заявителя. Характер и объем исковых требований определяют стоимость обращения в суд. Расчёту величины пошлины посвящена ст 333 19 НК РФ. Для исков, поданных в связи с нарушением имущ. прав, которые можно оценить, госпошлина такова:

    • 400 руб. минимум или 4% от стоимости иска, если она меньше 20 000 руб.;
    • 800 руб. минимум + 3% от исковой суммы, если она от 21 001 до 100000 руб.;
    • 3 200 руб. минимум + 2% от суммы, если она от 100 001 до 200000 руб.;
    • 5 200 руб. минимум + 1% от суммы, если она от 200 001 да 1 000 000 руб.;
    • 13 200 руб. минимум + 0,5% от суммы, если эта сумма больше 1 000 000 руб., но не больше максимальной суммы в 60 000 руб.
    В ст. 333 19 НК РФ прописаны также фиксированные размеры пошлин. Так, за иск о вынесении судебного приказа по имущественному делу нужно заплатить 50% от размера пошлины за имущ. иск. За не подлежащие оценке имущественные и неимущественные иски физ. лица платят по 300 руб. Чтобы расторгнуть брак, необходимо уплатить 600 руб. пошлины. Оспорить нормативный акт физ. лицо может за 300 руб. Такую же пошлину нужно заплатить за возможность признать ненормативные акты либо решения или деяния гос. органов незаконными. Подачка иска по делу особого производства обойдется также в 300 руб. Подать апелляцию или кассацию можно за 50% размера пошлины, уплачиваемой за неимущественный иск. Заявление о выдаче исполнительного листа стоит 250 руб. Алименты взыскать можно, уплатив 150 руб. либо вдовое больше, если алименты необходимы на истца и на ребенка. Итак, есть фиксированные размеры государственных пошлин и есть те, которые необходимо рассчитывать исходя из величины требования к ответчику. В настоящее время существует множество калькуляторов и электронных сервисов, позволяющих рассчитать размер пошлины, не вставая из-за компьютера. Оплатить пошлину можно также быстро - прямо на сайте судебного органа.

    Когда возможны отсрочка, рассрочка и доплата при перечислении госпошлины?

    Отсрочку и рассрочку при уплате госпошлины предусматривает ГПК РФ. Отсрочка обозначает перенесение даты оплаты на более поздний срок, а рассрочка - уплату частями поэтапно. По ст 333.41 НК РФ платить госпошлину в рассрочку можно не дольше, чем в течение года, максимальный срок отсрочки оплаты тоже составляет год. Если суд даёт истцу право на отсрочку или рассрочку платы, то проценты на сумму пошлины начисляться не будут. Так когда же гражданин может рассчитывать на отсрочку или рассрочку при перечислении пошлины? Это решает суд, детально рассматривая материалы дела и изучая финансовое положение истца. Чтобы получить рассрочку или отсрочку, нужно подать об этом прошение в суд. Оно может быть изложено как прямо в самом исковом заявлении, так и в отдельном документе. Но такое прошение не должно быть подано раньше, чем сам иск, иначе будет возвращено без рассмотрения. К ходатайству нужно приложить бумаги, подтверждающие отсутствие денег на уплату государственной пошлины. К таким документам относятся справки из банков и налоговых органов об отсутствии денег на счетах истца или о наличии долгов и налоговых недоимок. Если объективные основания для удовлетворения прошения есть, то суд не может отказать истцу в предоставлении отсрочки или рассрочки оплаты госпошлины. Доплата пошлины производится при увеличении исковой суммы - в случае, когда размер пошлины ставится от неё в зависимость. Если требования в заявлении истца будут увеличены, то суд не станет рассматривать дело до тех пор, пока не убедится, что дополнительная пошлина также была уплачена. Без квитанции об оплате госпошлины не начнётся ни одно судебное заседание.

    Важно отметить, что истцы имеют право и на возврат уплаченной пошлины. Полностью или частично можно вернуть сумму перечисленной пошлины в следующих случаях:

    • при перечислении лишней суммы;
    • при возвращении заявления;
    • при отказе суда принимать заявление;
    • при оставлении судом заявления без рассмотрения;
    • при прекращении судопроизводства.
    Возврат суммы пошлины происходит на основании заявления, поданного истцом, в течение месяца с даты его подачи. Кроме заявления предоставляются оригиналы платёжных документов (если нужно вернуть всю сумму) или их копии (если возвращается только часть суммы). Также обязательно необходимо предъявить судебные определения, решения или справки, конкретизирующие обстоятельства возврата пошлины.

    Когда можно вернуть госпошлину?

    Как указывает Налоговый кодекс, госпошлина в суды общей юрисдикции уплачивается не всеми истцами. Есть категории льготников, которые освобождены от уплаты пошлины по судебным делам. Это:

    • Герои СССР и РФ, кавалеры ордена Славы, Участники ВОВ.
    • Истцы по некоторым делам (например, при взыскании зарплаты, возмещении вреда здоровью, защите прав ребенка, инвалида, нарушении прав потребителя и т.д.).
    • Граждане, направляющие апелляционную или кассационную жалобу по бракоразводному делу, а также подающие жалобы на действия судебных приставов, административные жалобы, жалобы на судебные определения, кассационные жалобы по уголовным делам с целью оспорить имущ. взыскание.
    • Граждане, подающие заявление об усыновлении.
    • Реабилитированные граждане.
    • Жертвы полит. репрессий.
    • Вынужденные переселенцы и беженцы.
    • Инвалиды 1 и 1 групп.
    • Ветераны (при нарушении их прав как ветеранов).
    • Пенсионеры (при нарушении их прав как пенсионеров).
    Все эти льготы установлены главой 25.3 НК РФ .

    Кто освобождается от госпошлины при подаче в суд иска о нарушении прав потребителей?

    Налоговый кодекс госпошлину в суды общей юрисдикции устанавливает в ст 333.19. При этом по ст 333.36 НК РФ от госпошлины освобождены органы по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и органы МСУ (местного самоуправления). Общественные объединения или союзы потребителей также входят в число льготников, если в суде представляют потребительские интересы. Это является обязательным условием для применения льготы - иск подаётся в интересах граждан как потребителей. По п 3 ст 333.36 НК РФ истцы как потребители тоже могут быть освободиться от оплаты госпошлины, подавая иск о нарушении своих потребительских прав. Но при этом должны быть соблюдены определенные условия. Освобождение действует, если иски носят имущ. характер (если иск административный, то имущественное требование в нём тоже должно содержаться), и при этом его цена не превышает 1 млн. руб. Когда цена иска более 1 млн. руб., то пошлина начисляется в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333 19 НК РФ и уменьшается на сумму, рассчитанную по цене иска в 1 млн. руб. Это 13 200 руб + 0,5% от суммы превышающей 1 млн. руб. (но не более 60 тыс. руб.) минус 5 200 руб. Таким образом, при нарушении прав потребителей и обращении по этому вопросу в суд освобождение от пошлины напрямую зависит от того, кем именно продаётся судебное заявление. Так, федер. органами по контролю в сфере потребления, органами МСУ и общественными организациями по НК РФ госпошлина в суд общей юрисдикции не уплачивается при условии, что иск составлен в интересах конкретного гражданина или группы людей в качестве потребителей. При этом размер исковой суммы значения не имеет. Если же в суд в качестве истца за защитой своих прав обращается сам потребитель, то он не уплачивает госпошлину, только если сумма иска составляет менее, чем 1 млн. руб. То есть в этом случае право на льготу поставлено в зависимость от размера исковой суммы.

    Какова госпошлина за подачу иска об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости?

    Информацию о том, какой будет госпошлина в суд, Налоговый кодекс содержит в гл. 25.3. Её размер ставится в зависимость от характера и размера заявленных в иске требований. Кадастровая стоимость земельных участков важна при уплате земельного налога. Она определяется органами исполнит. власти на уровне субъектов РФ. Это значит, что оспорить кадастровую стоимость, установленную на уровне органов власти, можно либо путём требования о признании нормативного акта недействительным, либо путём требования о признании недействительным ненормативного акта или действий властных органов незаконными. Размеры пошлин в обоих случаях одинаковы - они установлены в пп 6 и 7 п 1 ст 333 19 НК РФ и составляют по 300 руб. Минфин подчеркивает, что при оспаривании кадастровой стоимости сразу нескольких участков земли, пошлина всё же уплачивается за подачу одного искового заявления.

    Статья 333.19. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями

    1. По делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

    1) при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащих оценке, при цене иска:

    до 20 000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей;

    от 20 001 рубля до 100 000 рублей - 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей;

    от 100 001 рубля до 200 000 рублей - 3 200 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей;

    от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей - 5 200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200 000 рублей;

    свыше 1 000 000 рублей - 13 200 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1 000 000 рублей, но не более 60 000 рублей;

    2) при подаче заявления о вынесении судебного приказа - 50 процентов размера государственной пошлины, установленной подпунктом 1 настоящего пункта;

    3) при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера:

    для организаций - 6 000 рублей;

    4) при подаче надзорной жалобы - в размере государственной пошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления неимущественного характера;

    5) при подаче искового заявления о расторжении брака - 600 рублей;

    6) при подаче административного искового заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов (нормативных актов) государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, государственных корпораций, должностных лиц, а также административного искового заявления об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации:

    для физических лиц - 300 рублей;

    6.1) при подаче административного искового заявления об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами:

    для физических лиц - 300 рублей;

    для организаций - 4 500 рублей;

    7) при подаче административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными:

    для физических лиц - 300 рублей;

    для организаций - 2 000 рублей;

    8) при подаче заявления по делам особого производства - 300 рублей;

    9) при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы - 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера;

    11) при подаче заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда - 2 250 рублей;

    12) при подаче заявления об обеспечении иска, рассматриваемого в третейском суде, - 300 рублей;

    13) при подаче заявления об отмене решения третейского суда - 2 250 рублей;

    14) при подаче заявления по делам о взыскании алиментов - 150 рублей. Если судом выносится решение о взыскании алиментов как на содержание детей, так и на содержание истца, размер государственной пошлины увеличивается в два раза;

    15) при подаче административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок:

    для физических лиц - 300 рублей;

    для организаций - 6 000 рублей.

    2. Положения настоящей статьи применяются с учетом положений статьи 333.20 настоящего Кодекса.

    Yurguru.ru / Налоговый кодекс РФ / Глава 25.3. Государственная пошлина / Статья 333.19. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями

    Налоговый кодекс РФ. Глава 25.3. Государственная пошлина

    Статья 333.19. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями

    1. По делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

    1) при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска:

    до 20 000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей;

    от 20 001 рубля до 100 000 рублей - 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей;

    от 100 001 рубля до 200 000 рублей - 3 200 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей;

    от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей - 5 200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200 000 рублей;

    свыше 1 000 000 рублей - 13 200 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1 000 000 рублей, но не более 60 000 рублей;

    2) при подаче заявления о вынесении судебного приказа - 50 процентов размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления имущественного характера;

    3) при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера:

    для организаций - 4 000 рублей;

    4) при подаче надзорной жалобы - в размере государственной пошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления неимущественного характера;

    5) при подаче искового заявления о расторжении брака - 400 рублей;

    6) при подаче заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления или должностных лиц:

    для физических лиц - 200 рублей;

    для организаций - 3 000 рублей;

    7) при подаче заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан или организаций, - 200 рублей;

    8) при подаче заявления по делам особого производства - 200 рублей;

    9) при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы - 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера;

    10) при подаче заявления о повторной выдаче копий решений, приговоров, судебных приказов, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции, копий других документов из дела, выдаваемых судом, а также при подаче заявления о выдаче дубликатов исполнительных документов - 4 рубля за одну страницу документа, но не менее 40 рублей;

    11) при подаче заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда - 1 500 рублей;

    12) при подаче заявления об обеспечении иска, рассматриваемого в третейском суде, - 200 рублей;

    13) при подаче заявления об отмене решения третейского суда - 1 500 рублей;

    14) при подаче заявления по делам о взыскании алиментов - 100 рублей. Если судом выносится решение о взыскании алиментов как на содержание детей, так и на содержание истца, размер государственной пошлины увеличивается в два раза;

    15) при подаче заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок:

    для физических лиц - 200 рублей;

    для организаций - 4 000 рублей.

    2. Положения настоящей статьи применяются с учетом положений статьи 333.20 настоящего Кодекса.


    Статья 333.19 НК РФ Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями - полный текст документа с комментариями юристов и возможностью обмениваться мнениями с профессионалами в сфере права, задавайте вопросы или высказывайте свое мнение относительно статей нормативно-правовых актов, изучайте комментарии коллег.

    Другие статьи Главы 25.3. Государственная пошлина:

    • Статья 333.34. Особенности уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию выпуска ценных бумаг, средств массовой информации, за право вывоза (временного вывоза) культурных ценностей, за право использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц, за получение ресурса нумерации