При экспорте товаров производятся освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Товары, помещаемые под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории РФ облагаются НДС по ставке 0% (за исключением нефти (включая стабильный газовый конденсат) и природного газа, которые экспортируются на территорию государств-участников СНГ, а также товаров, реализуемых хозяйствующими субъектами Российской Федерации на территорию Республики Белoруссии). Понятие "нулевая ставка" НДС было введено гл.21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ. Согласно данному понятию товары, помещенные под таможенный режим экспорта, НДС не облагаются, а НДС, уплаченный по материальным ресурсам производственного назначения, принимается к вычету. При осуществлении операций по реализации товаров, указанных в п. п.1-3 и 8 п.1 ст.164 НК РФ, организации, осуществляющие вывоз товара за пределы территории РФ, представляют в налоговые органы отдельные налоговые декларации, а также документы для обоснования правомерности применения нулевой ставки по экспортируемым товарам. Так при реализации товаров, предусмотренных п. п.1 и (или) п. п.8 п.1 ст.164 НК РФ, в налоговые органы должны представляться следующие документы:

1) Контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы таможенной территории РФ.

Следует обратить внимание на то, что при представлении в налоговый орган данного документа копия контракта должна быть выполнена на русском языке (переведена на русский язык). В случае представления данного документа на иностранном языке налоговые органы имеют право отказать в применении налоговой ставки в размере 0%. Если контракт содержит сведения, составляющие государственную тайну, то вместо копии полного текста представляется выписка из него, содержащая информацию, необходимую для проведения налогового контроля.

Выписка должна содержать информацию об условиях поставки, сроках, цене и виде продукции.

Кроме того, при осуществлении операций по реализации товаров на экспорт контракт на поставку товаров должен быть заключен с иностранным лицом. Также российским организациям при заключении контрактов с предприятиями, фактически находящимися и осуществляющими деятельность на территории Республики Казахстан, следует обратить внимание на место регистрации покупателя. Операции по реализации товаров из Российской Федерации хозяйствующим субъектам, зарегистрированным на территории комплекса "Байконур", признаются операциями, совершаемыми на территории Российской Федерации, и порядок их обложения НДС регламентируется гл.21 НК РФ. Иными словами, в данном случае поставка товаров на территорию Республики Казахстан не относится к экспортной, а работы (услуги) признаются осуществленными на территории РФ.

2) Выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица на счет налогоплательщика в российском банке.

Следует иметь в виду, что положениями НК РФ не предусмотрено обязательное поступление всей выручки на расчетный счет экспортера в российском банке в размере, соответствующем полной сумме оплаты поставки товаров по контракту. В случае частичной оплаты экспортных товаров российский налогоплательщик имеет право на вычет сумм НДС, уплаченных поставщикам материальных ресурсов производственного назначения, используемых при производстве и реализации экспортной продукции. Данные вычеты сумм НДС определяются исходя из удельного веса оплаченной продукции, экспорт которой фактически подтвержден в общем объеме стоимости контракта на поставку товаров.

Освобождение организаций-экспортеров от уплаты НДС и возмещение налога, уплаченного поставщикам, без поступления выручки от иностранного покупателя на расчетный счет экспортера в российском банке может производиться в следующих случаях:

· расчет осуществляется наличными денежными средствами. В этом случае в налоговые органы представляется копия выписки банка, подтверждающая внесение налогоплательщиком полученных сумм на свой счет в российском банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающие фактическое получение выручки от иностранного покупателя товаров;

· незачисление валютной выручки от реализации товаров осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле. В этом случае в налоговые органы должны представляться документы или их копии, подтверждающие право на незачисление валютной выручки на территории РФ (лицензия Банка России);

· осуществление внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций. В этом случае в налоговые органы представляются документы, подтверждающие факт ввоза товаров на территорию РФ и их оприходования на соответствующих счетах бухгалтерского учета;

· поступление выручки от иностранного лица - покупателя экспортируемых товаров - на счет российской посреднической организации. В этом случае в налоговые органы представляется выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя экспортного товара - на счет посреднической организации в российском банке.

3) Грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками регионального таможенного органа, осуществлявшего выпуск товара в режиме экспорта (отметка "выпуск товара разрешен"), и пограничного таможенного органа (отметка "товар вывезен").

Если товар вывозится через границу с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен (в настоящее время таким государством является только Республика Белoруссия), то представляется грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление вывоза товаров. В некоторых случаях, определяемых Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области экономического развития и торговли, при вывозе отдельных видов товаров допускается представление экспортерами грузовой таможенной декларации (ее копии) с отметками таможенного органа, производившего таможенное оформление экспортируемых товаров, и специального реестра фактически вывезенных товаров с отметками пограничного таможенного органа РФ. При вывозе с территории РФ припасов (в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов) предоставляется таможенная декларация на припасы (ее копия) с отметками таможенного органа, в регионе деятельности которого расположен порт (аэропорт), открытый для международного сообщения. При вывозе товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередач представляется полная грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа РФ.

4) Копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы РФ.

Если товар вывозится судами через морские порты, для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории РФ в налоговые органы должны представляться следующие документы:

· копия поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой пограничной таможни РФ "Погрузка разрешена";

· копия коносамента на перевозку экспортируемого товара, где в графе "Порт разгрузки" указано место, находящееся за пределами таможенной территории РФ.

При вывозе товаров через границу РФ с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляются копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками таможенного органа РФ, производившего таможенное оформление указанного вывоза. При вывозе товаров воздушным транспортом для подтверждения вывоза в налоговые органы представляется копия международной авиационной грузовой накладной с указанием аэропорта разгрузки, находящегося за пределами таможенной территории РФ.

Копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров, могут не представляться в случае вывоза трубопроводным транспортом или по линиям электропередач.

При вывозе припасов предоставляются копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов, подтверждающих вывоз припасов воздушными и морскими судами, судами смешанного (река-море) плавания. . Ильин А.В. НДС: экономическая природа, проблема обоснованности возмещения и механизм ее разрешения // Финансы, 2007, № 7, с. 20.

Таможенным кодексом РФ установлен порядок декларирования и таможенного контроля за вывозом товара в режиме экспорта.

Налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. В связи с этим налоговые органы для подтверждения правомерности применения ставки налога 0% и налоговых вычетов в отношении экспортируемых товаров вправе затребовать документы, не перечисленные в ст.165 НК РФ, в том числе паспорта сделок, а также нотариально заверенные переводы каких-либо документов. Кроме того, для подтверждения налоговых вычетов помимо документов, предусмотренных ст.165 НК РФ, налоговыми органами должны быть проанализированы:

· договор купли-продажи или мены товаров (выполнения работ, оказания услуг) между налогоплательщиком, реализующим товары на экспорт, и организацией - поставщиком товаров (работ, услуг), использованных при производстве и реализации экспортируемых товаров;

· документы, подтверждающие фактическую оплату товаров (работ, услуг), использованных при производстве и реализации экспортируемых товаров.

· Документы, обосновывающие применение налоговой ставки 0%, представляются налогоплательщиками одновременно с налоговой декларацией.

Налоговая декларация представляется в налоговые органы в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговый период устанавливается как календарный месяц. Исключение составляют налогоплательщики с ежемесячными суммами выручки в течение квартала (без НДС и налога с продаж), не превышающими 1 млн. руб. Для них налоговый период - квартал.

Момент определения налоговой базы определяется с учетом положений ст.167 НК РФ (последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных ст.165 НК РФ).

Наиболее часто организации задают вопрос, как определить налоговую базу при реализации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту. По этому вопросу МНС РФ в своем Письме от 24.09.2003 N ОС-6-03/995@ еще раз подтвердило позицию, высказанную ранее в письмах от 19.06.2003 N ВГ-6-03/672@ и от 24.09.2003 N ОС-6-03/994.

При определении налоговой базы выручка налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Банка России на дату реализации товаров (работ, услуг). Порядок определения даты реализации товаров (работ, услуг) предусмотрен п.9 ст.167 НК РФ13: моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных ст.165 НК РФ.

В настоящее время активно развиваются партнерские отношения между российскими предприятиями и зарубежными фирмами. В связи с этим возникает много вопросов, связанных с налогообложением товаров (работ и услуг), экспортируемых за пределы РФ. Таможенный кодекс (ст. 165) определяет понятие экспорта. Экспорт товаров - это таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории РФ, вывозятся с этой территории без обязательств об обратном ввозе.

Как мы уже выяснили, при экспорте за пределы РФ товаров (собственного производства и приобретенных), работ и услуг (в том числе по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке экспортируемых товаров и по транзиту иностранных грузов через территорию России) применяется нулевая ставка НДС. Делается это с целью придания большей конкурентоспособности отечественным товарам (работам, услугам) за рубежом. При этом налогоплательщик имеет право на получение налоговых вычетов по суммам НДС, предъявленным поставщиками материальных ресурсов (работ, услуг), использованных при производстве экспортируемых товаров. Однако воспользоваться нулевой ставкой на практике не просто. Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 % и налоговых вычетов организация (предприятие) в обязательном порядке представляет в налоговые органы следующие документы:

контракт (или копию) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку экспортируемых товаров (припасов), выполнение работ и услуг;

выписку банка (копию выписки), подтверждающую поступления выручки от иностранного лица на счет российского налогоплательщика в российском банке;

грузовую таможенную декларацию или ее копию с отметкой российского таможенного органа, осуществляющего выпуск товара в режиме экспорта и российского таможенного органа, в регионе которого находится пункт пропуска, через который товар вывезен за пределы таможенной территории РФ;

копию транспортных, товаросопроводительных или иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы РФ.

При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу РФ с государствами - участниками Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, предоставляются копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметкой таможенного органа РФ, производящего таможенное оформление указанного вывоза товаров.

Документы, подтверждающие реальный экспорт и, следовательно, обоснованность применения налоговой ставки 0 %, представляются налогоплательщиками в срок не позднее 180 календарных дней со дня проставления на перевозочных документах отметки таможенного органа, свидетельствующей о помещении товаров под таможенный режим экспорта, транзита. В этом случае моментом определения налоговой базы является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов. Если в течение этого срока документы не были представлены, указанные операции облагаются НДС и моментом определения налоговой базы будет день отгрузки товара на экспорт. Эта дата будет признана моментом принятия к вычету сумм входного НДС по неподтвержденному экспорту. Однако впоследствии при предоставлении в налоговые органы документов, обосновывающих применение нулевой налоговой ставки, производится возврат налогоплательщику уплаченных сумм налога.

Налог на добавленную стоимость является значительным доходным источником бюджетной системы России. Длительная практика его применения свидетельствует об отработанности налогоплательщиками непростого механизма его исчисления. Поэтому обсуждаемый в экономической литературе вариант реформирования косвенного налогообложения путем замены НДС налогом с продаж является чрезвычайно радикальным. Налог с продаж переносит налоговую нагрузку на сферу потребления, не предусматривает систему налоговых вычетов и таким образом усиливает налоговое бремя на каждой стадии продвижения товара до конкретного потребителя.

Преждевременным представляется и предложение о снижении ставки НДС до 13%, т.к. это приведет к потере бюджетных доходов в сумме 553,6 млрд руб. (в годовом исчислении). Однако в условиях низкой конкуренции производителей на рынке страны эта мера не будет способствовать снижению цен на товары, работы, услуги для населения. Более эффективным может быть внесение определенных корректировок в главу 21 НК РФ с целью приведения порядка исчисления НДС в России в соответствие с порядком исчисления НДС в странах ЕС, что актуально для России при вступлении в ВТО.

Налогообложение экспортных операций

Определение 1

Экспортные операции – это операции по реализации товаров и услуг за рубеж. Такие операции играют существенную роль в развитии экономики страны, так как экспорт стимулирует объемы товарооборота, привлекает денежные ресурсы в страну и является объектом налог ообложения.

Налог на прибыль при экспортных операциях начисляется, исходя из базы налогообложения – стоимости реализованных товаров и услуг. При экспорте товаров такая стоимость выражена в иностранной валюте, но для целей налогообложения она учитывается в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации и суммируется с выручкой, полученной от реализации товаров на территории РФ.

База налогообложения может рассчитываться по-разному. При методе начисления, такая база определяется по факту отгрузки реализованных товаров. Причем внешнеэкономическим контрактом могут быть подтверждены условия перехода права собственности на товар.

При кассовом методе, базой налогообложения является сумма фактически поступивших на расчетный (валютный) счет денежных средств от иностранного покупателя (заказчика).

У расчету также принимаются и курсовые разницы, которые могут быть, как положительными, так и отрицательными. Ставка налога на прибыль при экспортных операциях составляет 20%.

Налог на добавленную стоимость

В части налогообложения экспортных операций налогом на добавленную стоимость, такие операции облагаются по ставке 0%. Данное условие в отечественной налоговой системе предусмотрено для стимулирования экспорта. Однако для подтверждения нулевой ставки в налоговые органы необходимо предоставить пакет документов, подтверждающих факт реального экспорта товаров.

В случае если документы не будут собраны в срок 180 дней с момента реализации товаров, необходимо будет начислить налог на добавленную стоимость по ставке 10% или 18%, то есть по ставке, которая начисляется при реализации таких же товаров на территории РФ.

Налоговое законодательство РФ регламентирует обязанность ведения раздельного налогового учета по каждой экспортной операции. Как правило, для целей раздельного учета, в бухгалтерском учете организации открывают субсчета к счету 19.

  • 19-1 «НДС по товарам, реализованным на территории РФ»
  • 19-2 «НДС по товарам, реализованным за рубеж».

При импорте товаров, предприятие является налоговом агентом и уплачивает с такого товара налог на добавленную стоимость при его ввозе на таможенную территорию России. В дальнейшем сумма уплаченного налога на добавленную стоимость подлежит вычету. Но вычету она подлежит только для предприятий плательщиков данного налога. Если предприятие применяет, к примеру, упрощенную систему налогообложения, то вычет такая организация получить не сможет.

Налогообложение импортных операций

Определение 2

Операции по импорту – это ввоз товаров из-за рубежа для его дальнейшей реализации на территории РФ. В случае если ввозятся сырье или материалы, то они используются для производства на территории РФ.

Налог на прибыль

Импортированные товары должны быть оценены для дальнейшего налогообложения предприятия. Так как налог на прибыль начисляется на чистую прибыль, расходы предприятия, а именно себестоимость реализованных импортных товаров представляет собой важную составляющую для расчета налога.

Так, стоимость импортных товаров состоит из:

  • покупной стоимости импортных товаров;
  • размера таможенного сбора;
  • стоимости услуг таможенного посредника при импорте товаров за вычетом налога на добавленную стоимость.

На все затраты, связанные с импортом товаров, необходимо иметь подтверждающие документы. Если таких документов не будет – контролирующие органы не признают расходы предприятия (полную себестоимость), и тем самым налог на прибыль будет доначислен на полученную разницу.

Территория науки. 2015. № 2

IT-специалисты - 14%;

Топ-менеджеры - 10%;

Рабочие - 6%.

Таким образом, применение аутстаффинга в качестве механизма оптимизации бизнес-процессов в условиях нестабильности внешеней среды является эффективным инструментом, особенно для крупного бизнеса с соответствующими штатными ресурсами. Но при выборе аутстаффинговой компании, необходимо сотрудничать только с проверенными предприятиями, работающими на протяжении длительного периода и положительно зарекомендовавших себя на рынке.

Список литературы

1. Аникин Б.А., Рудая И.Л. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента: Учебное пособие. - ИНФРА-М, 2011.

2. Ахмедов А.Э. Основные направления стимулирования труда в странах с рыночной экономикой// ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. 2007. № 5. С. 33-36.

3. Конова О.Ю., Кобелева С.В. Кадровое обеспечение малого и среднего предпринимательства// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 6-1. С. 250-252.

4. Мычка С.Ю., Шаталов М.А. Современные методы управления персоналом в условиях нестабильности внешней среды// Территория науки. 2014. Т 5. № 5. С. 138-141.

5. Сафарова Е.И. Аутстаффинг, аутсорсинг, лизинг персонала: новые технологии в бизнесе.- М.: ЭКСМО, 2010.- 343 с.

6. Шаталов М.А., Мешкова Т.Р. Учет и анализ использования трудовых ресурсов в системе менеджмента организации// Территория науки. 2014. № 3. С. 84-91.

Перышкина Е. В.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ЭКСПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Омск, Россия

Ключевые слова: Внешнеэкономическая деятельность, экспорт, налогообложение экспортных операций.

Аннотация. Актуальность темы статьи обусловлена широкой распространенностью и активным развитием экспортных операций в деятельности российских организаций, а также необходимостью их правильного оформления с точки зрения налогообложения.

Территория науки. 2015. № 2

Key words: Foreign trade, export, taxation of export operations.

Abstract. Topicality of the article is due to high prevalence and rapid development of export operations in the activities of Russian organizations, as well as the need for their proper execution from the point of view of taxation.

Тот факт, что во всей внешнеэкономической деятельности российских субъектов хозяйствования значительную часть составляет экспорт, и политика нашей страны направлена на стимулирование данного вида внешнеэкономической деятельности, особое значение приобретает разработка и совершенствование методологии налогообложения экспортных операций. Так как наше государство применяет различные способы стимулирования экспорта, включая сокращение налоговой нагрузки, внешнеэкономическая деятельность становится привлекательной для инвесторов, и, возможно, объёмы поставок российских субъектов хозяйствования на экспорт будут со временем только увеличиваться. Следовательно, наличие ошибок при налогообложении экспортных операций могут привести к серьёзным последствиям для участников внешнеэкономической деятельности. Таким образом, актуальность темы статьи обусловлена широкой распространенностью и активным развитием экспортных операций в деятельности субъектов хозяйствования России, а также необходимостью их правильного оформления с точки зрения налогообложения.

Экспорт товара - вывоз товара с таможенной территории РФ без обязательства об обратном ввозе. Немалое значение в организации рационального учета экспортных операций играет действующий режим налогообложения экспортных операций и правильность организации налогового учета.

К экспортным операциям, как объекту активного стимулирования со стороны государства применяются льготные условия налогообложения, в частности, они освобождаются (при соблюдении установленного порядка оформления и подтверждения) от акцизов и НДС. Так, реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории РФ освобождаются от налогообложения акцизами при условии выполнения требований, предусмотренных статьей 184 Налогового Кодекса РФ (далее - НК РФ). А согласно п. 1 ст. 164 НК РФ продукция, реализуемая за рубеж, облагается НДС по ставке 0% при ее фактическом вывозе за пределы таможенной территории России и соблюдении условий ст. 165 НК РФ.

НДС по товарам, работам, услугам, приобретаемым для

Территория науки. 2015. № 2

осуществления экспортных операций, организации имеют право представить к вычету из бюджета, однако возврат «входного» НДС при этом имеет свои особенности, в отличие от НДС, выделенного по товарам, работам, услугам, приобретаемым для осуществления операций на территории РФ. Если же субъект хозяйствования реализует товары, работы, услуги как внутри страны, так и за ее пределами, то требуется разделение «входного» НДС. Но на данный момент не существует нормативных документов, определяющих методику организации раздельного учета НДС при осуществлении экспортных операций.

НК РФ содержит лишь норму-принцип об обязанности налогоплательщика организовать раздельный учет НДС при осуществлении экспортных операций, устанавливаемый учетной политикой, поэтому каждая организация - экспортер разрабатывает и закрепляет в своей учетной политике собственную методологию ведения раздельного учета. Соблюдение действующего режима налогообложения экспортных операций на уровне хозяйствующего субъекта во многом зависит от правильности организации налогового учета, в частности ведения раздельного учета по НДС .

К числу актуальных вопросов развития системы налогообложения экспортных операций на современном этапе относится оптимизация режимов внешнеэкономической деятельности в рамках международных организаций и направлений экспорта. Так актуальным направлением для РФ сегодня является совершенствование налогового режима экспорта в рамках Таможенного союза (далее -ТС) и формирование на территории стран-участниц ТС - России, Белоруссии и Казахстана, а с мая 2014 г. и Армении - единого экономического пространства.

Анализ налоговых систем государств - членов ТС и единого экономического пространства показывает, что в полной мере системы налогообложения трёх стран не могут быть унифицированы, поскольку решение этого вопроса зависит, прежде всего, от государственного устройства стран, которое определяет число её уровней, а также органа, осуществляющего согласование. Значительная степень унификации может быть достигнута в области сближения элементов налоговой системы, порядка исчисления и уплаты налогов, налоговых льгот и освобождения от уплаты налогов, системы контроля со стороны налоговых органов над налогоплательщиками.

Действующая в настоящее время система взимания НДС в

Территория науки. 2015. № 2

рамках ТС имеет определённые недостатки, связанные с большим документооборотом, сжатыми сроками предоставления подтверждающих документов. Данные расхождения в налоговых ставках значительно затрудняют осуществление операций участниками внешнеэкономической деятельности и, как следствие, снижают эффективность создания общей таможенной территории стран-участниц ТС. В ближайшем будущем государствам-членам ТС следует сблизить сферу действия налоговых кодексов этих стран в отношении регулирования взимания основных налоговых платежей.

Одной из значимых практических проблем в сфере налогообложения при осуществлении экспортных операций в РФ сегодня является возврат НДС, уплачиваемого с экспортируемых товаров. Как указывает в своей статье Ратушняк Е. С., основным препятствием при его возврате российские экспортёры называют сложность документального оформления и негласную установку налоговых органов на его невозврат. Зачастую, если экспортёр предоставил все надлежащие документы в налоговые органы, вернуть НДС получается только через суд. Проблема возврата НДС препятствует развитию экспортной деятельности как минимум в двух странах-членах ТС - Казахстане и России, перед которыми стоит задача диверсификации экспорта за счёт увеличения доли экспорта промышленных товаров, продукции более высокой степени переработки, а следовательно, эту проблему необходимо решить на основе изменения работы налоговых служб .

Представляется обоснованным в перспективе разработать идентичные нормы в отношении налогового учета, отчетности и налого -вого контроля, и закрепить их на уровне законодательства в государствах - членах ТС. Эксперты, учитывая особую важность НДС для стран-участниц ТС при осуществлении внешней торговли, в целях развития интеграции единого экономического пространства, в числе первостепенных направлений совершенствования методологии налогообложения экспорта выделяют следующие:

Использование единообразной терминологии при определении объектов обложения НДС;

Закрепление идентичного перечня составляющих объектов, облагаемых и не облагаемых НДС;

Определение унифицированных условий применения налоговых вычетов (зачёта) сумм НДС, а также использования унифицированных методов исчисления сумм НДС, подлежащих вычетам (зачёту);

Территория науки. 2015. № 2

Ввиду существования различных ставок по НДС, применяемых в государствах-членах ТС, осуществить меры по их постепенному выравниванию;

Закрепление в налоговых законодательствах всех госу -дарств-членов ТС унифицированных перечней документов, подтверждающих экспорта товаров (работ, услуг); осуществление унификации законодательств о бухгалтерском учёте и таможенных законодательств стран-членов ТС.

По мнению Ратушняк Е.С. «Гармонизацию законодательства в сфере налогообложения необходимо рассматривать как одно из основных направлений интеграции, которое обеспечивает рост экономической эффективности стран-участниц единого экономического пространства на основе свободного передвижения капитала, товаров, услуг и рабочей силы, а также равных конкурентных условий. Опыт европейской интеграции показывает, что изначально происходит гармонизация законодательства в сфере косвенного налогообложения, без чего невозможно создать условия для свободной торговли. Соглашаясь с высказанной в литературе точкой зрения о необходимости формирования в едином экономическом пространстве полностью унифицированной системы взимания косвенных налогов, необходимо отметить, что более целесообразно принятие единого консолидирующего акта в виде международного договора» .

Как отмечает Пузикова И.Г. в своей статье «Г лобализация и менеджмент в разрезе организации экспорта», «развитие частногосударственного партнерства, в том числе и в сфере внешнеэкономической деятельности, осуществляется с помощью совершенствования электронных технологий. В частности, создаются специализированные интернет-порталы, содержащие доступную в реальном режиме времени внешнеторговую информацию, необходимую для российских субъектов хозяйствования -экспортеров» .

С нашей точки зрения, можно выделить следующие основные перспективные направления совершенствования организации учета и налогообложения экспорта в субъектах хозяйствования, занимающихся внешнеэкономической деятельностью:

Организация электронного документооборота с налоговой таможенной службой;

Мониторинг текущего изменения законодательства РФ и стран Содружества независимых государств (СНГ);

Дальнейшее совершенствование системы раздельного налогового

Территория науки. 2015. № 2

учета НДС в соответствии со спецификой деятельности организации.

Экспортные операции, как активно стимулируемая государством форма экономической активности, имеют льготный режим налогообложения. Вместе с тем, для полноценного использования возможностей действующего налогового режима и успешного осуществления внешнеэкономической деятельности экономическими субъектами существенную роль играет правильная организация и ведение раздельного налогового учета налога на добавленную стоимость, а для ряда товаров и других участков налогового учета. Систематический контроль организации учета, анализ и использование рекомендаций экспертов по оптимизации бухгалтерского и налогового учета экспортных операций российскими экспортерами является основой достоверности и рациональности учета, обеспечения экономической эффективности внешнеэкономической деятельности на современном этапе.

Список литературы

1. Плотникова Л.А. Актуальные вопросы налогообложения экспортных операций // Казанский социально-гуманитарный вестник, 2013. - № 1.- С. 31-36.

2. Пузикова И.Г. Глобализация и менеджмент в разрезе организации экспорта // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития, 2013. - № 8. - С. 39-43.

3. Ратушняк Е.С. Об унификации внешнеэкономической политики в сфере налогообложения в странах ЕЭП: проблемы и перспективы // Вестник МГИМО Университета, 2014. - № 1.- С. 72-79.

Постолов В.Д.

ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ АГРАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I, г. Воронеж, Россия

Ключевые слова: аграрное производство, территориальная

организация, экономика землепользования, экономика агропредприятия, природопользование.

Аннотация: рассмотрены подходы к определению понятия,

«территориальная организация аграрного производства»; выявлены закономерности формирования, развития и функционирования

При экспорте товаров производятся освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Товары, помещаемые под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории РФ облагаются НДС по ставке 0% (за исключением нефти (включая стабильный газовый конденсат) и природного газа, которые экспортируются па территорию государств-участников СНГ, а также товаров, реализуемых хозяйствующими субъектами Российской Федерации па территорию Республики Белоруссии). Понятие «нулевая ставка» НДС было введено гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ. Согласно данному понятию товары, помещенные под таможенный режим экспорта, НДС не облагаются, а НДС, уплаченный по материальным ресурсам производственного назначения, принимается к вычету. При осуществлении операций по реализации товаров, указанных в п.п. 1-3 и 8 п. 1 ст. 164 НК РФ, организации, осуществляющие вывоз товара за пределы территории РФ, представляют в налоговые органы отдельные налоговые декларации, а также документы для обоснования правомерности применения нулевой ставки по экспортируемым товарам. Так при реализации товаров, предусмотренных п.п. 1 и(или) п.п. 8 п. 1 ст. 164 НК РФ, в налоговые органы должны представляться следующие документы:

1) Контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы таможенной территории РФ.

Следует обратить внимание на то, что при представлении в налоговый орган данного документа копия контракта должна быть выполнена на русском языке (переведена на русский язык). В случае представления данного документа на иностранном языке налоговые органы имеют право отказать в применении налоговой ставки в размере 0%. Если контракт содержит сведения, составляющие государственную тайну, то вместо копии полного текста представляется выписка из него, содержащая информацию, необходимую для проведения налогового контроля.

Выписка должна содержать информацию об условиях поставки, сроках, цене и виде продукции. Кроме того, при осуществлении операций по реализации товаров на экспорт контракт па поставку товаров должен быть заключен с иностранным лицом.

2) Выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица на счет налогоплательщика в российском банке.

Следует иметь в виду, что положениями НК РФ не предусмотрено обязательное поступление всей выручки на расчетный счет экспортера в российском банке в размере, соответствующем полной сумме оплаты поставки товаров по контракту. В случае частичной оплаты экспортных товаров российский налогоплательщик имеет право па вычет сумм НДС, уплаченных поставщикам материальных ресурсов производственного назначения, используемых при производстве и реализации экспортной продукции.

3) Грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками регионального таможенного органа, осуществлявшего выпуск товара в режиме экспорта (отметка «выпуск товара разрешен»), и пограничного таможенного органа (отметка «товар вывезен»).

Если товар вывозится через границу с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, то представляется грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление вывоза товаров. В некоторых случаях, определяемых Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области экономического развития и торговли, при вывозе отдельных видов товаров допускается представление экспортерами грузовой таможенной декларации (ее копии) с отметками таможенного органа, производившего таможенное оформление экспортируемых товаров, и специального реестра фактически вывезенных товаров с отметками пограничного таможенного органа РФ. При вывозе с территории РФ припасов (в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов) предоставляется таможенная декларация па припасы (ее копия) с отметками таможенного органа, в регионе деятельности которого расположен порт (аэропорт), открытый для международного сообщения. При вывозе товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередач представляется полная грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа РФ.

4) Копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы РФ.

Если товар вывозится судами через морские порты, для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории РФ в налоговые органы должны представляться следующие документы:

  • - копия поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой пограничной таможни РФ «Погрузка разрешена»;
  • - копия коносамента на перевозку экспортируемого товара, где в графе «Порт разгрузки» указано место, находящееся за пределами таможенной территории РФ[ 13].

При вывозе товаров через границу РФ с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляются копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками таможенного органа РФ, производившего таможенное оформление указанного вывоза. При вывозе товаров воздушным транспортом для подтверждения вывоза в налоговые органы представляется копия международной авиационной грузовой накладной с указанием аэропорта разгрузки, находящегося за пределами таможенной территории РФ.Копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров, могут не представляться в случае вывоза трубопроводным транспортом или по линиям электропередач. При вывозе припасов предоставляются копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов, подтверждающих вывоз припасов воздушными и морскими судами, судами смешанного (река-море) плавания.

Таможенным кодексом РФ установлен порядок декларирования и таможенного контроля за вывозом товара в режиме экспорта. Налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. В связи с этим налоговые органы для подтверждения правомерности применения ставки налога 0% и налоговых вычетов в отношении экспортируемых товаров вправе затребовать документы, не перечисленные в ст. 165 НК РФ, в том числе паспорта сделок, а также нотариально заверенные переводы каких-либо документов. Кроме того, для подтверждения налоговых вычетов помимо документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, налоговыми органами должны быть проанализированы:

  • - договор купли-продажи или мены товаров (выполнения работ, оказания услуг) между налогоплательщиком, реализующим товары па экспорт, и организацией - поставщиком товаров (работ, услуг), использованных при производстве и реализации экспортируемых товаров;
  • - документы, подтверждающие фактическую оплату товаров (работ, услуг), использованных при производстве и реализации экспортируемых товаров.

Документы, обосновывающие применение налоговой ставки 0%, представляются налогоплательщиками одновременно с налоговой декларацией.

Налоговая декларация представляется в налоговые органы в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговый период устанавливается как календарный месяц. Исключение составляют налогоплательщики с ежемесячными суммами выручки в течение квартала (без НДС и налога с продаж), не превышающими 1 млн. руб. Для них налоговый период - квартал.

Момент определения налоговой базы определяется с учетом положений ст. 167 НК РФ (последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ). При определении налоговой базы выручка налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Банка России на дату реализации товаров (работ, услуг). Порядок определения даты реализации товаров (работ, услуг) предусмотрен п. 9 ст. 167 НК РФ 13: моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.

При получении организациями-экспортерами авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок налогоплательщики уплачивают в бюджет НДС, исчисленный по налоговой ставке, определяемой как процентное отношение ставки налога (в размере 18% и (или) 10% к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер ставки налога (18/118 и(или) 10/110). Такая расчетная ставка применяется к сумме авансового платежа. Исключение из данной нормы предусмотрено только в отношении экспортируемых товаров, длительность производственного цикла которых превышает шесть месяцев. Перечень таких товаров и порядок применения данной льготы определен Постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 N 602.

Суммы налога, уплаченные в бюджет по авансовым платежам, подлежат возмещению (вычету) после даты реализации товаров па экспорт[ 14].

В случае расторжения договора на поставку экспортного товара и возврата соответствующих сумм авансовых платежей суммы НДС, уплаченные в бюджет с сумм авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок, также подлежат возмещению. Следует обратить внимание на то, какие денежные средства, получаемые организа- циями-экспортерами от иностранных покупателей, рассматриваются в качестве авансовых платежей и соответственно облагаются НДС. По общему правилу авансы, которые получены в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг) включаются в налоговую базу по НДС. Налог исчисляется по ставкам 10/110, 18/118. В соответствии со ст. 487 ГК РФ предварительная оплата (или аванс) - это оплата товара полностью или частично до его передачи продавцом покупателю. Следовательно, денежные средства, поступившие после передачи товара, авансом не считаются.

Таким образом, денежные средства, полученные налогоплательщиком после даты выпуска товаров региональным таможенным органом, не следует включать в налоговую базу по НДС.

После выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта налогоплательщики отражают в Разделе 3 декларации по НДС по налоговой ставке 0 процентов стоимость товаров (работ, услуг), по которым предполагается применение налоговой ставки 0%, а также суммы НДС, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг) либо при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. После отражения данных операций в налоговой декларации НДС, уплаченный поставщикам материальных ресурсов, к вычету не принимается до подтверждения экспорта или наступления 181-го дня. Документы, подтверждающие обоснованность применения ставки НДС в размере 0% при реализации товаров на экспорт, должны быть представлены налогоплательщиком в налоговые органы не позднее 180 дней, считая с даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта.

Внешнеторговые экспортные операции обладают рядом особенностей, позволяющих выделить их в отдельное направление финансово-хозяйственной деятельности организаций. Каждая из перечисленпых ниже особенностей в той или иной степени влияет па порядок их отражения в бухгалтерском учете:

Большая продолжительность осуществления операций по экспорту товара во времени вследствие значительной удаленности друг от друга участников внешнеэкономической сделки (покупателя и продавца);

необходимость пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации, обусловленная тем, что один из участников внешнеэкономической сделки (покупатель или продавец товара) непременно находиться за границей;

осуществление расчетов между покупателем и продавцом товара в иностранной валюте в подавляющем большинстве случаев;

сопряженность продвижения товара от продавца к покупателю с большими затратами, которые несут оба участника внешнеэкономической сделки (каждый из них в части, обусловленной конкретным базисным условием поставки);

наличие большого числа мест возникновения затрат, т.е. необходимость привлекать много разного рода организаций, оказывающих услуги или выполняющих работы по продвижению экспортного товара.

Для формирования в бухгалтерском учете и финансовой отчетности достоверной информацию о результатах экспортных торговых операций, а также эффективного ведения внешнеэкономической деятельности, необходимо достаточное знание и понимание таких областей как:

Методология бухгалтерского учета в России и основы международного учета;

таможенное законодательство;

законодательство по налогам и сборам;

принципы международных коммерческих договоров и обычаи международного торгового оборота;

законодательная основа, формирующая правовые отношения условий поставки и ответственности за их нарушение;

законодательство по валютному регулированию и контролю.

Несмотря па постоянно меняющуюся законодательную базу по внешнеэкономической деятельности и трудность ее понимания приведенная в качестве рекомендации модель бухгалтерского и налогового учета экспортных торговых операций, как по прямым торговым договорам, так и по посредническим контрактам дает возможность систематизировать работу бухгалтерии.

Для прозрачности бухгалтерского учета экспортных торговых операций в этой работе были предложенные варианты развернутого аналитического учета:

  • - движения экспортного товара от поставщика к покупателю, что позволяет эффективнее контролировать продвижение экспортного товара на всех этапах его реализации;
  • - накладных расходов, зависящих от того, на каком этапе продвижения товара к иностранному покупателю они имели место; одновременно были подробно рассмотрены базисные условия поставки Ии- котермс;
  • - по счету 19 «НДС по приобретенным ценностям» для ведения раздельного учета НДС при реализации товаров на экспорт

Литература

  • 1. Налоговый кодекс Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: base.garant.ru
  • 2. Гражданский кодекс РФ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: base.garant.ru
  • 3. Расходы организации: ПБУ 10/99. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: base.garant.ru
  • 4. О национальной платежной системе: Федеральный закон от 27.06.2011 №161 -ФЗ (в ред. от 05.05.2014 №112-ФЗ) // Российская газета. - 2011. - №5515. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: rg.ru ;
  • 5. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ// Российская газета. - 2011. - №5654. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: rg.ru
  • 6. О защите прав потребителей: Федеральный закон от 07.02.1992 №23001// КопсультантПлюс. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//www. consultant.ru
  • 7. Парасоцкая Н.Н. Электронные деньги: проблемы и перспективы / Н.Н.Парасоцкая, М.А. Архипова// Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2014. - №14.-38с.
  • 8. Попов Р. Электронные деньги/Р. Попов, М. Веремеенко // Банковское дело. - 2014. - №11. - 57с.