Ответом к заданиям уровня В являются слово, последовательность букв или цифр. В заданиях на установление соответствия нужно записать буквы выбранных вами ответов в правильной последовательности.

В1. Впишите понятие, соответствующее определению: «Организация деятельности людей, направленная на создание благ, которые способны удовлетворить их потребности».

Ответ: _________________

В2. Вставьте пропущенное слово: «Наука экономика относится к разряду …….. наук».

Ответ:_______________

В3. В приведенном ниже перечне отметьте типы экономических систем:

1) Продвинутая 2) Командная

3) Традиционная 4) Промышленная

5) Индустриальная 6) Рыночная

7) Технотронная 8) Смешанная

Ответ: _____________

В4. Завершите фразу: «Желание и возможность потребителя купить конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте называется …….. »

Ответ:______________

В5. Установите соответствие между понятиями, характеризующими экономику потребителя, приведенными в первом столбце и их определениями, приведенными во втором столбце.

В6. Найдите в приведенном ниже списке примеры, характеризующие капитал как фактор производства.

1) Здание завода 2) Квалифицированные работники

3) Станки 4) Информация

5) Инструменты 6) Управленческий персонал

Ответ:_________________

В7. Экономика есть совокупность сложных и простых действий, совершаемых людьми в сфере:

1) Производства 2) Распределения

3) Управления государством 4) Поддержания порядка в обществе

5) Потребления продуктов труда

Ответ:______________

В8. Закончите фразу: «Главной целью государства в отношении монополий является ……...»

Ответ:________________

В9. Установите соответствие между формами собственности, приведенными в первом столбце, и примерами, приведенными во втором.

В10. Вставьте понятие, соответствующее определению: «Совокупность граждан трудоспособного возраста (с 15 лет - до пенсионного возраста), не страдающих заболеваниями, исключающими участие в труде, называют ………. »

Ответ:____________________

Задания уровня С Дайте развернутый ответ.

С1. Определите, предприятие какой формы собственности иллюстрирует следующий пример, и назовите права его работников: Работники предприятия «Старт» стремятся сделать производство более эффективным, так как получают часть дохода предприятия, владея его ценными бумагами. Это право на доход сохраняется за ними и после увольнения.

С2. Отметьте реальные, а не декларативные преимущества рыночной экономики:

· Постоянное стимулирование эффективности производства.

· Тождество личных и общественных интересов.

· Эффективное (через индивидуальные, децентрализованные решения)

· Функционирование и приспособление к изменениям.

· Обеспечение потребностей в порядке их важности (сначала предметы первой необходимости, а затем - роскоши).

· Индивидуальная экономическая свобода.

С3. «Конкуренция - жизнь торговли и смерть торговцев » (Э. Хаббард)

1) Как вы понимаете слова Э. Хаббарда?

2) Не является ли «смерть торговцев» проявлением антигуманности конкуренции?

3) Каковы функции конкуренции в условиях рыночной экономики?

4) Приведите два примера влияния рынка на производство.

С4. Два экономиста вели спор на тему: «Чему правильнее уделить большее внимание в такое сложное время, которое сейчас переживает Россия, - экономике или культуре?». Один уверял: «Конечно, экономике! В ней - корень проблем!» Второй возражал: «Правильно ли: это? Может быть, истина заключается как раз в обратной логике: если забросить культуру, образование, то любые первоначальные успехи в экономике со временем сойдут на нет, поскольку она не может в конце концов достичь больших результатов в бескультурном, духовно деградировавшем обществе».

· Какая проблема поднята в этом споре?

· Как вы думаете, кто прав в этом споре? Почему?

· Приведите две поговорки, пословицы, иллюстрирующие взаимосвязь экономики и образования, экономики и культуры.

· Приведите два примера современной действительности или из истории, подтверждающие, на ваш взгляд, правоту одного из спорящих.

С5. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

О РАЗДЕЛЕНИИ ТРУДА

Величайший прогресс в развитии производственной силы труда и значительная доля искусства, умения и сообразительности, с какими он направляется и прилагается, явились, по-видимому, следствием разделения труда...

Для примера возьмем... производство булавок. Рабочий, не обученный этому производству (разделение труда сделало последнее особой профессией) и не умеющий обращаться с машинами, употребляемыми в нем (толчок к изобретению последних, вероятно, тоже был дан этим разделением труда), едва ли может, пожалуй, при всем своем старании сделать одну булавку в день и, во всяком случае, не сделает двадцати булавок. Но при той организации, которую имеет теперь это производство, оно подразделяется на ряд специальностей, из которых каждая, в свою очередь, является специальным занятием.

Один рабочий тянет проволоку. другой выпрямляет, третий обрезает... Таким образом, сложный труд производства булавок разделен приблизительно на восемнадцать самостоятельных операций... Мне пришлось видеть... мануфактуру такого рода, где было занято только десять рабочих и где, следовательно, некоторые из них выполняли по две и по три различные операции... Эти десять человек вырабатывали свыше 48 000 булавок в день.

.. .Разделение труда в любом ремесле, в каких бы размерах оно ни было введено, вызывает соответствующее повышение производительности труда. По-видимому, отделение труда друг от друга различных профессий и занятий вызывалось этим преимуществом. Вместе с тем такое выделение обыкновенно идет дальше в странах, достигших более высокой ступени промышленного развития: то, что в диком состоянии общества составляет работу одного человека, в более развитом... выполняется несколькими.

.. .Каждый отдельный работник становится более опытным и сведущим в своей особой специальности; в целом производится больше работы, и значительное увеличение производства всякого рода предметов приводит в обществе, надлежащим образом управляемом, к тому всеобщему благосостоянию, которое распространяется и на самые низшие слои народа. А.Смит

1) Какие экономические проблемы рассматривает автор? Укажите две из них.

С6. Укажите три способа преодоления отчуждения работника от собственности, условий и результатов труда.

С7. Из предложенных проблемных высказываний выберите одно и изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы в виде сочинения-эссе на основе использования знаний обществоведческого курса, фактов общественной жизни и личного опыта.

1. «Бесплатных завтраков не бывает». (Бартон Крейн )

2. «Нужно думать не о том, что нам может пригодиться, а только о том, без чего мы не можем обойтись» . (Д. Джером)

3. «Деньги не пахнут», (Веспассиан)

Ответы по теме Экономическая сфера жизни общества

УРОВЕНЬ А

№ задания Ответ № задания Ответ № задания Ответ

УРОВЕНЬ В

№ задания Ответ
Экономика
Общественные
2 3 6 8
Спрос
1Г 2А 3Б 4В
1 3 5
1 2 5
Поддержка конкуренции
1Б 2А 3Б 4Б 5А 6А

УРОВЕНЬ С

С2. п. 1.: в результате действия закона «спроса и предложения» происходит постоянное стимулирование эффективности производства, т.е. стремление производителя в улучшении качества продукции и уменьшении затрат на него для получения большей прибыли; п. 2.: в результате возникает тождество личных и общественных интересов, т.е. в равном выигрыше находятся как производитель, так и потребитель продукции; п. 3.: следствием является эффективное (через индивидуальные, децентрализованные решения) функционирование и приспособление к изменениям; п. 5.: что и обеспечивает экономическую свободу производителя и потребителя. Ответ допускает иные обоснования, не противоречащие смыслу суждений.

С3. 1) В ходе конкуренции происходит вытеснение неэффективных производств. 2) Рынок выполняет «санирующую» функцию, вытесняя не просто неэффективные производства, но и те, которые не обеспечивают потребности потребителей. 3) Функции: ценовая - ведется посредством «сбивания» цен; неценовая - усовершенствование техники и организации: производства, снижение стоимости, повышение качества производства. 4) Варианты примеров должны соответствовать раскрытию сущности проблемы.

С4. Содержание правильного ответа: 1) В споре поднята проблема взаимосвязи двух сфер жизни общества - экономической и духовной. 2) В данном споре прав второй оппонент, так как «если забросить культуру»; произойдет общая деградация общества и не для кого будет производить продукцию. 3) Допускаются различные примеры раскрывающие сущность проблемы. 4) Например, паровоз отца и сына Черепановых в крепостной, необразованной России надолго был забыт. Допускаются различные примеры, раскрывающие сущность проблемы.

С5. Содержание верных ответов на задания к тексту. 1) Ответ может содержать проблемы: общество и разделение труда; производство и разделение труда; работник и разделение труда. 2) Ответ может содержать следующие позиции: рост производительности труда; увеличение объемов производства; рост благосостояния граждан; рост квалификации работников. 3) Могут быть приведены примеры: отделение профессий и специальностей друг от друга; повышение производительности труда; внедрение новой техники и технологий. 4) В ответе могут быть, например, следующие позиции: уровень квалификации работников; технический прогресс; разделение труда.

ЭКОНОМИКА 11 кл. тестовая работа

А1. Понятие «экономика» первоначально означало:

1) управление сельским поместьем

2) искусство ведения домашнего хозяйства

3) натуральный обмен

4) денежное обращение

A2. Верны ли следующие суждения об экономике?

А. Экономика - наука о хозяйстве, способах его ведения людьми, от­ношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров. Б. Экономика - это хозяйство, используемое людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путем создания необходимых благ, условий и средств существования.

1) верно только А

2) верно только В

3) верно А и Б

4) оба суждения неверны

А3. Суммарная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории страны за год, отражает следующий экономический по­казатель:

1) национальный доход

2) валовой национальный продукт

3) производительность труда

4) валовой оборот

А4. Поведение производителя в рыночной экономике в отличие от команд­но - административной характеризует:

1) экономное отношение к ресурсам

2) экономическая самостоятельность

3) соблюдение трудовой этики

4) стремление повышать квалификацию

А5. К основным функциям государства в рыночной экономике относится:

1) установление необходимых объемов производства

2) обеспечение защиты прав собственников

3) регулирование ценообразования

4) распределение ресурсов между производителями

А6. Экономические отношения производителей и потребителей, основанные на взаимовыгодном обмене, - это:

1) разделение труда

2) конкуренция

3) рынок

4) специализация

А7. Верны ли следующие суждения о спросе и предложении?

А. Спрос находится в прямой зависимости от цены товара.

Б. Предложение находится в обратной зависимости от цены товара.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

4) оба суждения неверны

А8. На увеличение потребительских расходов влияет:

1) увеличение подоходного налога

2) снижение социальных выплат

3) увеличение потребительских доходов

4) снижение производительности труда

А9. Экономика, главным образом, призвана:

1) делать богатых еще богаче

2) обеспечивать доходы предпринимателям

3) удовлетворять общественные потребности

4) увеличивать количество собственников

А10. Если спрос выше предложения, то цена на товар:

1) не изменится

2) вырастет

3) упадет

4) будет колебаться

А11. Под рынком понимается:

1) место продажи товаров

2) место производства товаров

3) система экономических отношений по поводу купли-продажи това­ров

4) конкурентная борьба между производителями

А12. Экономическое развитие страны определяется:

1) ее бюджетом

2) ВВП

3) расходами на образование

4) количеством предприятий

А13. Экономика как наука изучает:

1) действие объективных законов истории

2) способы производства и распределения материальных благ

3) систему признаков, определяющую социальную структуру

4) принципы и нормы осуществления государственной власти

А14. Производители хотят продавать продукцию по высоким ценам, а по­требители покупать ее по низким ценам. В рыночной экономике этот конфликт решается с помощью:

1) правительства

2) объединения предпринимателей

3) финансовых органов

4) конкуренции

А15. Регулируя объемы производства, государство принимает планы, обя­зательные для производителя, при экономической системе:

1) рыночной

2) традиционной

3) командной

4) смешанной

А16. Верны ли следующие суждения о целях макроэкономического разви­тия в условиях рынка?

А. Целью макроэкономического развития является поддержание пол­ной занятости трудоспособного населения.

Б. Целью макроэкономического развития является изменение формы собственности отдельного предприятия.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

В1. Впишите понятие, соответствующее определению:

«Организация деятельности людей, направленная на создание благ, которые способны удовлетворить их потребности».

Ответ:

В2. Вставьте пропущенное слово: «Наука экономика относится к разряду... наук».

Ответ:

ВЗ. В приведенном ниже перечне отметьте типы экономических систем:

1) Продвинутая

2) Командная

3) Традиционная

4) Промышленная

5) Индустриальная

6) Рыночная

7) Технотронная

8) Смешанная

Ответ:

В4. Завершите фразу: «Желание и возможность потребителя купить кон­кретный товар в конкретное время и в конкретном месте называется

Ответ:

В5. Экономика есть совокупность сложных и простых действий, совершае­мых людьми в сфере:

1)Производства

2)Распределения

3)Управления государством

4)Поддержания порядка в обществе

5)Потребления продуктов труда

С1. Отметьте реальные, а не декларативные преимущества рыночной эко­номики:

Постоянное стимулирование эффективности производства.

Тождество личных и общественных интересов.

Эффективное (через индивидуальные, децентрализованные решения)

функционирование и приспособление к изменениям.

Обеспечение потребностей в порядке их важности (сначала предметы

первой необходимости, а затем - роскоши).

Индивидуальная экономическая свобода.

С2. «Конкуренция - жизнь торговли и смерть торговцев». (Э. Хаббард)

1) Как вы понимаете слова Э. Хаббарда?

2) Не является ли «смерть торговцев» проявлением антигуманности конкуренции?

3) Каковы функции конкуренции в условиях рыночной экономики?

4) Приведите два примера влияния рынка на производство.

ОТВЕТЫ

1

Ответ

Экономика

Общественные

2.3,6,8

Спрос

1,2,5

С1.

п. 1.: в результате действия закона «спроса и предложения» происхо­дит постоянное стимулирование эффективности производства, т.е. стремление производителя в улучшении качества продукции и умень­шении затрат на него для получения большей прибыли;

п. 2.: в результате возникает тождество личных и общественных инте­ресов, т.е. в равном выигрыше находятся как производитель, так и по­требитель продукции;

п. 3.: следствием является эффективное (через индивидуальные, де­централизованные решения) функционирование и приспособление к изменениям;

п. 5.: что и обеспечивает экономическую свободу производителя и по­требителя. Ответ допускает иные обоснования, не противоречащие смыслу суждений.

С2.

1) В ходе конкуренции происходит вытеснение неэффективных произ­водств.

2) Рынок выполняет «санирующую» функцию, вытесняя не просто не­эффективные производства, но и те, которые не обеспечивают потреб­ности потребителей.

3) Функции:

ценовая - ведется посредством «сбивания» цен;

неценовая - усовершенствование техники и организации производст­ва, снижение стоимости, повышение качества производства.

4) Варианты примеров должны соответствовать раскрытию сущности проблемы.

Понимание закономерностей процесса производства основывается на характеристике таких категорий, как потребности и ресурсы.

Потребности можно определить как объективную необходимость обеспечения условий для жизнедеятельности людей. Классификация потребностей отличается огромным разнообразием. В современной учебной экономической литературе чаще всего используется деление потребностей на первичные (в одежде, еде, питье и т.п.) и вторичные, связанные с духовной, интеллектуальной деятельностью человека (потребности в образовании, искусстве и т.п.). Деление этих потребностей в известной степени условно. Нас интересуют экономические потребности. Эта та часть человеческих нужд, для удовлетворения которой необходимо производство, распределение, обмен и потребление материальных благ.

Взаимодействие между производством и потребностями двоякое. Во-первых, производство прямо влияет на потребности, создавая конкретные блага для потребления, изменяя структуру потребностей и уклад жизни людей, способы потребления. Во-вторых, экономические потребности оказывают сильное обратное воздействие на производство, являясь внутренним побудительным мотивом производственной деятельности. При этом человеческие запросы часто обгоняют производство и двигают его вперёд.

Глубокая внутренняя взаимосвязь производства и потребностей отражена в законе возвышения потребностей . Этот закон выражает объективную (не зависящую от воли и сознания людей) необходимость роста и совершенствования человеческих потребностей с развитием производства и культуры. Действие закона возвышения потребностей проявляется в том, что в ходе исторического развития потребности общества растут количественно и изменяются качественно: одни из них исчезают, другие (новые) появляются.

Для организации производства необходимо располагать ресурсами, среди которых выделяются: природные, т.е. естественные блага, используемые при производстве товаров и услуг (земля, её недра, сырье, леса и т.д.); капитальные , или производственные , - фабрики, заводы, машины, инструменты и деньги, расходуемые на их приобретение; человеческие – физические и умственные способности работников, используемые ими в процессе производства; предпринимательские – управленческие знания бизнесменов, необходимые для организации доходного производства.

Но ресурсы, перечисленные выше, - это потенциальная производственная мощь общества. В действительности в производство вовлекается только часть ресурсов.

Вовлечённая в процесс производства часть ресурсов называется факторами производства.

Факторы производства используются в процессе труда. Процесс труда – это целесообразная деятельность человека, направленная на производство материальных благ. Процесс труда составляет материальную основу общественного производства, но не тождественен ему: процесс производства включает в себя не только процесс труда , но и экономические отношения работников друг к другу в процессе трудовой деятельности.

Основными элементами процесса труда являются сам труд, предметы труда и средства труда. Предметы труда – всё то, на что направлена деятельность человека (сырьё, материалы, топливо, полезные ископаемые и т.д.); средства труда – вещь или комплекс вещей, с помощью которых создаются материальные блага (технологическое оборудование, инструменты, здания, сооружения). Средства труда являются важнейшим показателем уровня развития производства. Они подразделяются на естественные (земля, органические удобрения, домашние животные и т.д.) и технические (созданные человеком). В состав технических средств труда входят различные машины, механизмы, двигатели, передаточные устройства. В условиях машинного производства механические средства труда развились в систему машин с тремя основными частями: рабочей машиной, двигателем, передаточным устройством. НТР добавила четвёртый элемент – управляющее устройство, которое выполняет функцию умственного труда по управлению машинами. В последнее время всё большее применение находит информационная техника, которая в отличие от других машин перерабатывает не энергию, не вещество, а информацию. Средства труда и предметы труда вместе составляют средства производства . Но главный элемент в процессе труда – рабочая сила. Это совокупность духовных и физических способностей человека к труду. Почему рабочая сила – главный фактор производства? Потому что рабочая сила не только осуществляет процесс труда, но и производит средства производства. Потребление рабочей силы есть сам процесс труда.

Взаимодействие факторов производства можно представить в виде схемы.

Вещественные и личные факторы производства (средства производства, земля, люди с их умениями, производственным опытом и навыками) в экономической литературе принято называть производительными силами . Переход от одной ступени общества к другой не прерывает их развитие, а предполагает преобразование их на новой

качественной основе. Уровень развития производительных сил является важнейшим критерием и показателем общественного прогресса. Чтобы все факторы привести в движение, требуется найти правильное количественное соотношение между ними. Эту задачу решает прежде всего технология. Следует иметь ввиду, что факторы производства в каждый момент ограничены по отношению к потребностям.


Рис. 3

Количественный подход к экономике позволяет определить, насколько производство способно удовлетворить имеющиеся и перспективные потребности. Для этого подсчитываются производственные возможности (применительно к предприятию, народному хозяйству в целом).

Под производственными возможностями подразумевается наибольший объём выпуска продукции, который достигается при полном использовании факторов производства. Но обычно производственных возможностей не хватает для полного удовлетворения всех видов потребностей. В такой ситуации используется альтернативный выбор самих потребностей, подлежащих удовлетворению. На любом предприятии постоянно возникают такие ситуации, когда появляется необходимость расширять производство одного из выпускаемых товаров. Если предприятие располагает ограниченным набором ресурсов (финансы, сырье, энергия, оборудование, люди), тогда увеличение выпуска одного из товаров неизбежно приведет к сокращению производства другого товара. В связи с этим увеличение производства одного из товаров потребует переключить на это часть ресурсов, занятых на производстве другого. В этом заключается суть закона редкости: при полном использовании ограниченных ресурсов для производства одного товара нужно поступиться производством определенного количества другого товара.

Закон редкости действует на всех уровнях экономики - от домашнего хозяйства до государственного уровня. Наш пример рассматривает уровень цеха в составе крупной фирмы по производству сборного железобетона. Цех производит два вида железобетонных конструкций - колонны и балки.

В графике на рисунке 4 мы привели данные о возможностях выпуска колонн и балок в этом цехе при полном использовании всех имеющихся ресурсов.

Могут быть две крайности – либо выпускать только колонны, либо выпускать только балки. Причем могут быть различные варианты их производства. Сочетание вариантов одновременного производства колонн и балок приведено на рисунке 4.

Любая точка (A,B,C,D,E,F) на кривой производственных возможностей цеха показывает возможные варианты одновременного выпуска колонн и балок. Например, точка D показывает, что если выпускать ежедневно 9 колонн, то оставшихся ресурсов хватит только на 3 балки. При этом, если мы захотим увеличить производство балок, нам необходимо будет поступиться производством какого-то количества колонн (например, 4 балки и 5 колонн).


Если ресурсы будут использоваться не на 100%, то мы будем находиться не на кривой производственных возможностей, а внутри ее, например в точке Q . Значит, мы ежедневно выпускаем 5 колонн и 3 балки, сберегая при этом часть ресурсов. В этом случае мы могли бы увеличивать производство колонн и балок одновременно. Границей такого увеличения все равно останется кривая производственных возможностей цеха.

Такое ограничение производственных возможностей распространяется и на масштабы всего государства. Так, для решения государственной проблемы, например «Жилье 2000», нужно иметь ввиду, что техника, люди и стройматериалы в стране ограничены и при этом придется поступиться строительством фабрик по выпуску продовольствия или дорог в сельской местности.

Что произойдет с кривой производственных возможностей, если руководители цеха добьются увеличения лимита ресурсов? Если им дадут дополнительно рабочих, денег, сырье? Очевидно, вовлекая новые ресурсы, кривую производственных возможностей можно отодвинуть вправо, и точка М станет досягаемой (12 колонн и 4 балки). Произойдет экономический рост. Но за счет чего? За счет вовлечения дополнительных ресурсов. Когда они есть, то это приемлемо. Такой путь экономического роста получил название экстенсивного .

Что произойдет с этой кривой, если инженеры разработают более экономичные технологии производства балок и колонн. Тогда окажется возможным производить из тех же ресурсов больше колонн и балок, точка М снова станет досягаемой. Кривая производственных возможностей, в первом случае, переместится вправо.

Такой путь экономического роста, когда ресурсы экономятся за счет новых технологий и других достижений научно-технического прогресса (НТП), получил название интенсивного .

Изучение закона редкости и анализ графика (рис. 4) дает нам возможность познакомиться с таким понятием экономики, как – альтернативная стоимость .

Альтернативная стоимость – это стоимость одного товара, выраженная в другом товаре. Альтернативную стоимость обязаны учитывать и граждане, и предприятия, и правительства. Принимая любую правительственную программу, нужно учитывать, за счет чего она будет выполнена.

При изучении закона редкости, необходимо обратить внимание на такое явление, как возрастание затрат .Каждая дополнительная балка становиться все более дорогостоящей с точки зрения альтернативной стоимости. На самом деле: первая выпущенная балка заставила нас пожертвовать одной колонной, вторая – двумя, а альтернативная стоимость пятой балки равнялась уже пяти колоннам. Таким образом, стоимость балок, выраженная через стоимость недоизготовленных колонн, имеет тенденцию к росту. Каждая дополнительно выпущенная балка становиться все более дорогой с точки зрения дополнительного отказа от производства колонн.

На страницах этого учебника нас ждет разговор о проблемах экономики . А потому первое, что нам надо сделать: выяснить, что же это слово - «экономика» - означает. Задача эта тем более существенна, что в русском языке термин «экономика» имеет два значения.

Во-первых, так называют способ организации деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых им для потребления, т. е. для удовлетворения своих потребностей. Синонимом этого значения слова «экономика» является понятие «хозяйство».

Потребность - это присущая человеку нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности его организма, обеспечения безопасности или получения удовольствий.

Во-вторых, «экономика» обозначает науку, которая исследует, как люди используют имеющиеся ограниченные ресурсы для удовлетворения своих неограниченных потребностей в жизненных благах. Само название этой науки пришло к нам из Древней Греции и в буквальном переводе с древнегреческого означает «законы хозяйства» («эйкос» - «хозяйство» и «номос» - «закон»). Поскольку экономическая наука изучает поведение людей, то она относится к категории общественных (социальных) наук, так же как история или философия.

Как мы видим на рис. 1-1, в экономической жизни есть три главных участника: граждане (семьи), фирмы и государство . Они взаимодействуют между собой, координируя свою деятельность как непосредственно, так и через рынки факторов производства (т. е. ресурсов, с помощью которых можно организовать производство благ) и потребительских товаров (благ, которые непосредственно потребляются людьми и которыми люди обмениваются с помощью рыночных процедур).

Рис. 1-1. Устройство экономики

Блага - все, что ценится людьми как средство удовлетворения своих нужд.

Экономика - наука, изучающая поведение участников процесса хозяйственной деятельности.

Факторы производства - ресурсы, используемые людьми для создания жизненных благ.

Трудно переоценить роль, которую играют в экономической жизни общества фирмы и государство. И все же главное из действующих лиц экономики - человек, семья, или, как предпочитают говорить экономисты, домашнее хозяйство. Дело в том, что именно ради удовлетворения нужд домашних хозяйств, их конкретных потребностей в благах и должна осуществляться хозяйственная деятельность в любой стране.

Домашнее хозяйство - это один или несколько человек, проживающих совместно и самостоятельно принимающих решения о способах получения доходов за счет использования принадлежащих им факторов производства и расходования этих доходов на приобретение товаров и услуг для личного потребления.

Простейший вариант домашнего хозяйства - семья, состоящая из родителей и детей , проживающая в одной квартире или доме и ведущая общее хозяйство. Взрослые члены этой семьи владеют как минимум таким фактором производства, как труд, и предоставляют фирмам возможность его использования за плату, получая за это доход в форме заработной платы . А затем они решают, как этот доход потратить: на покупку продуктов питания, одежды, оплату жилья и коммунальных услуг, организацию летнего отпуска и т. п.

Но кроме труда в собственности членов домашних хозяйств (если они являются совладельцами коммерческих организаций - фирм) могут находиться и другие факторы производства, например фабрики, земельные участки и т. д. От использования этих факторов производства домашние хозяйства также получают доходы. И наконец, все домашние хозяйства страны являются совладельцами природных ресурсов страны и другой собственности, которой от их имени управляет правительство . Поэтому в конечном счете все, что страна использует в хозяйственной деятельности, и все, что она создает в ее результате, принадлежит домашним хозяйствам, т. е. гражданам страны, поведение которых в сфере хозяйственной деятельности определяет все, что происходит в стране и как она развивается.

Итак, экономическая наука изучает, как могут повести себя люди в тех или иных хозяйственных ситуациях и что в итоге может получиться. Результаты такого изучения помогают людям, фирмам и государству лучше предвидеть последствия своих решений в сфере экономики и принимать более разумные, рациональные решения.

Как известно, все живые обитатели Земли получают пропитание от природы, но лишь люди научились добывать блага, необходимые для удовлетворения своих потребностей, в объеме и ассортименте большем, чем может дать дикая природа.

Не все блага, впрочем, приходится реально добывать. Воздух, например, мы не производим, он дарован нам природой, и мы можем получать такого рода блага свободно. И поэтому экономическая наука разделяет все блага на две группы:

  1. свободные (дарованные природой, даровые) блага;
  2. экономические блага.

Свободные блага - это те необходимые блага (преимущественно природные), которые доступны людям в объеме куда большем, чем величина потребности в них. А потому их не надо производить, и люди могут потреблять их не просто свободно, но и бесплатно. Именно к этой группе благ относятся воздух, солнечный свет, дожди, океаны.

И все же основной круг потребностей людей удовлетворяется за счет не свободных, а экономических благ, т. е. товаров и услуг, созданных человеком. Их объем:

  • недостаточен для удовлетворения потребностей людей в полной мере;
  • может быть увеличен лишь путем затраты факторов производства, т. е. тех элементов производственного процесса, без которых он невозможен;
  • приходится тем или иным способом распределять.

    И если люди живут сейчас лучше, чем в древности, то это достигнуто благодаря увеличению объема и улучшению свойств именно этих - экономических - благ (продовольствия, одежды, жилья и т. д.).

    Человек изобрел колесо, приручил диких животных, создал земледелие и научился обращаться с огнем. И все же истинный источник нынешнего благосостояния и могущества народов Земли - чрезвычайно развитый механизм объединения усилий ради решения общих задач. Причем самая главная из этих задач - производство все большего объема жизненных благ, т. е. создание условий для улучшения жизни людей.

    Для производства жизненных благ люди используют ресурсы природы, свой труд и специальные приспособления (инструменты, оборудование, производственные объекты и др.). Все это и называется факторами производства.

    Принято выделять три основных вида факторов производства:

    1. труд;
    2. землю;

    Говоря о труде как факторе производства, мы имеем в виду деятельность людей по производству товаров и услуг. При этом под «покупкой труда» подразумеваем на самом деле приобретение права на получение от человека конкретных трудовых услуг на протяжении определенного периода.

    Труд - умственные и физические способности людей, их навыки и опыт, которые используют в форме услуг, необходимых для производства экономических благ.

    Говоря о земле как факторе производства, мы подразумеваем все виды природных ресурсов, пригодных для производства экономических благ.

    Говоря о капитале, мы имеем в виду здания и сооружения производственного назначения, станки и оборудование и т. д., т. е. все необходимое для производства товаров или услуг (подробнее о капитале и его видах см. § 8).

    Для удобства анализа экономических процессов нередко из труда выделяют еще одну разновидность факторов производства - предпринимательские способности. Этим словом мы будем обозначать присущие некоторым людям способности:

    1. правильно оценивать, какие новые товары можно с успехом предложить покупателям или какие технологии производства имеющихся товаров стоит внедрить для получения наибольшей выгоды;
    2. рисковать, что означает готовность принять на себя риск потери своих сбережений, вложенных в новый коммерческий проект, и риск бесплодности затрат сил и времени на его реализацию;
    3. удачно координировать использование других факторов производства для создания нужных обществу благ.

    На первый взгляд может показаться непонятным, чем предпринимательские способности отличаются от труда, ведь часто создатель бизнеса - предприниматель - работает в нем бок о бок со своими наемными работниками и разница между их деятельностью трудноразличима. Но эта разница есть, и она очень существенна: наемный работник выполняет то, что ему скажет собственник-предприниматель, и отвечает за то, что ему велели сделать сейчас.

    А предприниматель, опираясь на свои способности, принимает решение о том, что именно должно производиться в фирме, в каком количестве и как. Более того, его решения ориентированы на будущее, что требует умения предвидеть, сколько и по какой цене он сможет продать. Именно это особое умение и заставляет экономистов говорить о предпринимательских способностях как об особом факторе производства.

    Отметим, что наемный руководитель (менеджер) не может быть назван предпри-нимателем: он ведет дело не на свои деньги и в случае неудачи фирмы может потерять только свою должность и заработную плату. Владелец же фирмы может потерять все деньги, которые он вложил в ее создание.

    В XX в. неизмеримо большее, чем прежде, значение для экономической деятельности приобрел еще один весьма специфический вид факторов производства: информация, т. е. все те знания и сведения, которые необходимы людям для осознанной деятельности в мире экономики. Объем этого ресурса точному измерению не поддается, хотя его ценность огромна и постоянно растет.

    Совершенствуя способы использования экономических ресурсов (факторов производства), человечество положило в основу своей хозяйственной деятельности два важнейших элемента: специализацию и обмен плодами своего специализированного труда.

    Специализация труда основана на принципах, выработанных людьми за долгие века развития своего хозяйства. Важнейшими из них являются:

    1. Сознательное разделение труда между людьми.
    2. Обучение людей новым профессиям и навыкам.
    3. Возможность кооперации, т. е. сотрудничества ради достижения общей цели (например, создания сложного изделия или строительства завода).

    Специализация - сосредоточение определенного вида деятельности в руках того человека или хозяйственной организации, которые справляются с ней лучше других.

    Как полагают археологи и историки, специализация труда проявилась впервые примерно 12 тысяч лет назад. Именно тогда люди впервые обнаружили: возделывание сельскохозяйственных культур позволяет не умирать с голоду и при оседлой жизни. А значит, можно более не кочевать в поисках пищи и построить СВОЙ ДОМ.

    Именно тогда произошло общественное разделение труда: одни люди стали охотниками, другие - скотоводами, третьи - земледельцами. Ныне же перечень профессий насчитывает многие тысячи названий. Подавляющее большинство профессий требует обучения (иногда многолетнего) особым навыкам и приемам труда.

    В чем же состоит ценность специализации труда, почему она стала важнейшим камнем в фундаменте хозяйственной жизни общества? Тому есть несколько главных причин.

    Во-первых, все люди от природы разные, а проще говоря, наделены разными способностями. Поэтому они неодинаково приспособлены к выполнению тех или иных видов работ. Специализация позволяет каждому человеку находить ту сферу деятельности, тот вид работ, ту профессию, где его способности проявятся наиболее полно, а труд будет наименее тягостен.

    Во-вторых, специализация позволяет людям добиваться все большей умелости в осуществлении избранной для себя деятельности. А это дает возможность изготавливать блага или оказывать услуги со все более высоким уровнем качества.

    В-третьих, рост умелости позволяет людям тратить на изготовление благ все меньшее количество времени и избегать его потерь при переключении с одного вида работ на другой.

    Иными словами, специализация оказалась главным способом повышения производительности всех ресурсов (факторов производства), которые люди используют для производства нужных им экономических благ, и прежде всего того ресурса, который мы называем трудом.

    Говоря о производительности, мы понимаем под этим тот полезный результат, который удается получить от единицы экономического ресурса за определенный период. Например, производительность труда представляет собой то количество изделий, которое один работник изготовил в единицу времени (например, за день, за месяц, за год). А производительность земли будет измеряться массой урожая, полученного с 1 га пашни в год.

    Как на деле происходит рост производительности за счет углубления специализации, можно проследить на примере сборочного конвейера, который широко использовал при налаживании поточного производства знаменитый американский инженер и предприниматель Генри Форд.

    Именно благодаря специализации труда и росту на этой основе его производительности у людей появилась возможность производить больше благ определенного вида, чем было нужно для потребления им самим. А значит, у них появилась возможность для обмена излишками таких благ, причем обмена регулярного, а не время от времени. Надо сказать, что умение обмениваться благами - уникальная особенность людей, отличающая их от других обитателей Земли в не меньшей мере, чем прямохождение или способность мыслить. Как остроумно подметил великий шотландский экономист Адам Смит (1723-1790): «Никому никогда не приходилось видеть, чтобы собака сознательно менялась костью с другой собакой...»

    Регулярный обмен товарами и услугами лежит в основе важнейшей сферы деятельности людей - торговли, т. е. обмена благами в форме купли-продажи товаров и услуг за деньги. Торговля соединяет людей и фирмы, специализирующиеся на производстве определенных товаров или оказании различных услуг, в единое целое - хозяйство страны или планеты в целом. Без торговли развитие специализации оказалось бы невозможным, а значит, людям было бы труднее добиваться увеличения объема доступных им экономических благ.

    Товар - материальный предмет, производимый для обмена.

    Услуга - нематериальное благо , имеющее форму полезной деятельности, которую люди готовы осуществлять в обмен на другие услуги или товары.

    Торговля - добровольный и взаимовыгодный обмен благами в форме купли-продажи товаров и услуг за деньги.

    Более того, только сочетание специализации и торговли позволило разрешить противоречие между:

    • стремлением людей получить в свое пользование огромное разнообразие различных благ и
    • способностью каждого человека производить ограниченный ассортимент благ.

    Действительно, даже в своей комнате вы обнаружите блага, созданные производителями, занятыми в разных видах специализированного труда: строителем, мебельщиком, стеклодувом, столяром, электриком, машиностроителем и т д. Ни один человек не способен овладеть всем множеством профессий, необходимых для создания всего разнообразия благ, которыми мы сегодня пользуемся. Кроме того, создание каждого блага требует определенного времени, и если бы человек создавал все блага для себя самостоятельно, то многие свои потребности он смог бы - в лучшем случае - удовлетворить лишь на склоне дней.

    Поэтому люди со временем поняли: сочетание специализации и регулярного обмена плодами специализированного труда дает возможность получать блага в большем объеме, в большем ассортименте и быстрее.

    Если страна умело сцепляет между собой «шестеренки» специализации и торговли, то тогда:

    • специализация ведет к росту производительности труда;
    • рост производительности труда увеличивает объем доступных людям благ;
    • возросший объем благ предлагается к продаже и обеспечивает рост потребления этих благ людьми и рост соответственно доходов продавцов (производителей);
    • полученные в результате торговли доходы направляются на развитие производства и совершенствование специализации труда.

    Символически эту связь можно представить в виде часов, которые отмеряют ход экономического прогресса человечества (рис. 1-2). Пока циферблат этих часов цел, а стрелки идут в нужном направлении - страна богатеет, а люди в ней живут все лучше и лучше. Но если в стране нарушается процесс развития специализации или падает производительность, если торговля развита слишком слабо или люди не вкладывают часть своих доходов в развитие производства благ, тогда в этой стране возникают экономические трудности. А перебои или остановка часов экономического прогресса всегда приводят к Рис. 1-2. одному и тому же результату: жить людям становится Экономические часы хуже.


    Рис. 1-2. Экономические часы

    Это правило относится ко всем странам, даже к тем, гражданам которых, казалось бы, гарантировано зажиточное существование благодаря имеющимся в их распоряжении природным богатствам. Конечно, наличие таких богатств облегчает путь к высокому благосостоянию, но сами по себе богатства недр, пашен или лесов процветания не гарантируют.

  • Чтобы ответить на такой вопрос, как что такое экономика, нам предстоит разобраться во многих проблемах экономики. И самое первое, что нам надо сделать, - выяснить, что же такое «экономика». Задача эта тем более существенна, что в русском языке термин «экономика» имеет два значения.

    Во-первых, так называют способ организации деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых им для потребления . Синонимом этого значения является понятие «хозяйство».

    Во-вторых, «экономика» (или «экономике» - как принято писать в англоязычных странах) обозначает науку, которая исследует, как люди используют имеющиеся ограниченные ресурсы для удовлетворения своих неограниченных потребностей в жизненных благах . Само название этой науки было дано великим ученым Древней Греции Аристотелем путем соединения двух слов: «эйкос» - «хозяйство» и «номос» - «закон», так что «экономика» в буквальном переводе с древнегреческого означает «законы хозяйства». Поскольку экономическая наука изучает поведение людей, то она относится к категории общественных (социальных) наук, так же, как история или философия, хотя применяемые в ней методы исследования предполагают более широкое использование математики и разнообразных графиков. Некоторые из них вы встретите и на страницах этого учебника - с их помощью вам будет легче разобраться в сущности различных экономических процессов и логике поведения участников хозяйственной деятельности.

    Экономика - наука, изучающая поведение участников процесса хозяйственной деятельности.

    В экономической жизни есть три главных участника: семьи, фирмы и государство. Они взаимодействуют между собой, координируя свою деятельность как непосредственно, так и через рынки факторов производства (т. е. ресурсов, с помощью которых можно организовать производство благ) и потребительских товаров (благ, которые непосредственно потребляются людьми).

    Трудно переоценить роль, которую играют в экономической жизни общества фирмы и государство.

    И все же главные действующие лица экономики - человек, семья.

    Дело в том, что именно ради удовлетворения нужд людей, их конкретных потребностей в благах и должна осуществляться хозяйственная деятельность в любой стране.

    Блага - все, что ценится людьми как средство удовлетворения своих нужд.

    Кроме того, деятельность и фирм, и государственных организаций, равно как и события на тех или иных рынках, определяется решениями, которые принимают люди.

    Вот почему экономическая наука изучает не объективные процессы наподобие природных явлений, а поведение людей в тех или иных хозяйственных ситуациях. Это поведение определяется субъективными желаниями и интересами людей, формирование которых имеет общие рациональные основания. Исследуя их, экономическая наука помогает людям, фирмам и государству лучше предвидеть последствия своих решений в сфере экономики.

    Принято различать:

    1. экономику семьи (т. е. экономические процессы, связанные с хозяйством, которое ведет одинокий человек или группа близких людей, живущих вместе);
    2. экономику фирмы (т. е. экономические процессы, связанные с деятельностью организаций, производящих блага для продажи);
    3. экономику региона (т. е. экономические процессы, связанные с деятельностью фирм, расположенных в определенном регионе страны, и людей, которые там живут);
    4. экономику рынков факторов производства, товаров и услуг (т. е. экономические процессы, связанные с куплей-продажей благ, непосредственно потребляемых людьми или используемых для организации деятельности фирм); Факторы производства - ресурсы, используемые людьми для создания жизненных благ.
    5. общеэкономические процессы (т. е. процессы, которые влияют не только на экономику семьи, фирмы, региона или определенного рынка, но и на всю экономическую жизнь страны в целом).

    Первые четыре раздела экономической науки обычно называют общим термином «микроэкономика », тогда как изучение общеэкономических процессов - забота макроэкономики.