Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств. Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

1) внутренние источники в следующих формах:

· кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации;

· государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

· поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;

· сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;

· изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;

2) внешние источники в следующих формах:

· государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

· кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией.

Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации могут быть внутренние источники в следующих формах:

· государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации;

· бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

· поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации;

· изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах:

· муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;

· кредиты, полученные от кредитных организаций;

· бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

· поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;

· изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

Важнейшим условием финансирования (покрытия) бюджетных дефицитов стал государственный кредит. Под государственным кредитом понимается вся совокупность финансово-экономических отношений, при которых государство выступает в качестве заемщика.

Для покрытия дефицита государственного бюджета направляются прибыль Центрального банка РФ и кредиты ЦБ РФ.

Внешним неэффективным источником финансирования бюджетного дефицита явились кредиты международных финансовых организаций, главным образом Международного валютного фонда (МВФ).

В целях сбалансированности бюджетов представительные органы власти могут устанавливать предельные размеры дефицита бюджета. В случае превышения предельного уровня дефицита вводится механизм секвестра расходов,

Секвестр заключается в пропорциональном снижении государственных расходов, например, на 5, 10, 15%. ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося финансового года.

Государства покрывают дефицит в основном денежной эмиссией и внутренним и внешним заимствованиями. Однако эмиссия денег приводит к инфляции, росту цен на товары и услуги, что приводит к снижению жизненного уровня населения.

Источником финансирования дефицита служат кредиты Центрального банка России, Это наиболее дешевый источник финансирования, так как между Центральным банком России и Правительством РФ складываются деловые нерыночные отношения и процентные ставки по таким кредитам носят, как правило, символический характер.

Дальнейшая стратегия в области управления дефицитом и профицитом вызывает необходимость разработки новой концепции, основанной на уменьшении привлечения заемных средств, сокращении долговых обязательств, использования, прежде всего, внутренних резервов роста доходов на базе развития промышленного и сельскохозяйственного производства


Вернуться назад на

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств.

Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

1) внутренние источники в следующих формах:

Кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации;

Государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

Поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;

Сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;

Изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;

2) внешние источники в следующих формах:

Государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

Кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией.

Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации могут быть внутренние источники в следующих формах:

Государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации;

Бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

Поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации;

Изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах:

Муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;

Кредиты, полученные от кредитных организаций;

Бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

Поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;

Изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

Важнейшим условием финансирования (покрытия) бюджетных дефицитов стал государственный кредит.

Под государственным кредитом понимается вся совокупность финансово-экономических отношений, при которых государство выступает в качестве заемщика.

Для покрытия дефицита государственного бюджета направляются прибыль Центрального банка РФ и кредиты ЦБ РФ.

Внешним неэффективным источником финансирования бюджетного дефицита явились кредиты международных финансовых организаций, главным образом Международного валютного фонда (МВФ).

В целях сбалансированности бюджетов представительные органы власти могут устанавливать предельные размеры дефицита бюджета. В случае превышения предельного уровня дефицита вводится механизм секвестра расходов.

Секвестр заключается в пропорциональном снижении государственных расходов, например, на 5, 10, 15%. ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося финансового года.

Государства покрывают дефицит в основном денежной эмиссией и внутренним и внешним заимствованиями. Однако эмиссия денег приводит к инфляции, росту цен на товары и услуги, что приводит к снижению жизненного уровня населения.

Источником финансирования дефицита служат кредиты Центрального банка России, Это наиболее дешевый источник финансирования, так как между Центральным банком России и Правительством РФ складываются деловые нерыночные отношения и процентные ставки по таким кредитам носят, как правило, символический характер.

Дальнейшая стратегия в области управления дефицитом и профицитом вызывает необходимость разработки новой концепции, основанной на уменьшении привлечения заемных средств, сокращении долговых обязательств, использования, прежде всего, внутренних резервов роста доходов на базе развития промышленного и сельскохозяйственного производства.

Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам.

Доходы местных бюджетов формируются за счет следующих источников:

I. Налоговые доходы в том числе:

  • 1. Налог на прибыль
  • 2. Налог на доходы физических лиц
  • 3. Налог на добавленную стоимость
  • 4. Акцизы
  • 5. Налог на имущество физических лиц
  • 6. Налог на имущество предприятий
  • 7. Платежи за использование природных ресурсов

II. Неналоговые доходы в том числе:

  • 1. Доходы от государственной собственности или от деятельности
  • 2. Доходы от продажи принадлежавшего государствe имущества

III. Безвозмездные перечисления в том числе:

  • 1. От других уровней власти, из них:
    • - Дотации
    • - Субвенции
    • - Средства, перечисляемые по взаимным расчетам
    • - Трансферты
  • 2. От целевых бюджетных фондов

Основная часть расходов на народное хозяйство направляется на развитие промышленности, ее базовых отраслей.

Центральное место в расходах государства занимают также расходы на финансирование агропромышленного комплекса, мелиорацию земель. Вложения денежных средств(инвестиции) в отрасли и сферы народного хозяйства производятся государственными органами и самими предприятиями.

Инвестиции в создание и воспроизводство основных фондов, осуществляемые в форме государственных централизованных капитальных вложений, финансируются из бюджетов и обеспечивают структурную перестройку народного хозяйства, сохранение и развитие производственного и непроизводственного потенциала России.

Приоритетные направления, для которых необходима государственная поддержка за счет средств федерального бюджета, определяются Министерством экономики РФ, Министерством финансов Российской Федерации с учетом интересов других федеральных органов исполнительной власти.

Бюджетное финансирование - это система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом.

Сущность сметно-бюджетного финансирования состоит в том, что государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов - смет расходов.

Смета - это финансово-плановый акт, определяющий целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, предусмотренных на содержание учреждений и организаций.

Объем необходимых затрат согласно сметам закрепляется в бюджетах всех уровней.

Предусмотренные сметами расходов конкретных отраслей и учреждений и утвержденные бюджетами суммы денежных средств носят название бюджетных ассигнований.

Таким образом, сметно-бюджетное финансирование - это безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств на основе общих принципов финансирования.

Однако ему свойственны и специфические принципы, а именно:

  • - отпуск средств на обеспечение деятельности учреждений и организаций из бюджета, соответствующего их подчиненности;
  • - отпуск средств в соответствии с программами и планами экономического и социального развития на каждый бюджетный год и в меру их выполнения;
  • - планирование и финансирование на основе научно обоснованных экономических нормативов с применением технических норм либо на конкурсной основе с выбором приоритетных направлений и контрактного выполнения при соблюдении режима экономии.

На основе натуральных показателей и финансовых норм бюджетные сметы расходов делятся: на индивидуальные, общие, на централизованные мероприятия и сводные.

Индивидуальная смета - это смета, отражающая особенности отдельного учреждения.

Сметы на централизованные мероприятия составляются министерствами, ведомствами, управлениями и отделами органов местного самоуправления на расходы, связанные с проведением централизованных мероприятий. Общие сметы составляются для группы однотипных учреждений или мероприятий. Сводные сметы объединяют все индивидуальные сметы подведомственных министерствам, ведомствам, исполнительным органам на местах учреждений и смету расходов на централизованные мероприятия.

Формы сводных и индивидуальных смет устанавливаются в централизованном порядке Министерством финансов РФ.

В практике бюджетного финансирования используются два его способа:

  • 1) по системе «нетто-бюджет» - бюджетные ассигнования выделяются на довольно ограниченный круг затрат, предусмотренных бюджетом;
  • 2) по системе «брутто-бюджет» (для предприятий и организаций, полностью состоящих на бюджетном финансировании) - бюджетные ассигнования выделяются на все виды расходов, связанные и с текущим содержанием, и с расширением деятельности бюджетных учреждений.

В области расходов бюджета выделяются следующие основные задачи:

  • 1) обеспечение приоритетного финансирования социальных расходов, сокращение и полное погашение задолженности по выплатам населению;
  • 2) расширение государственного финансирования инвестиций в приоритетных областях экономики;
  • 3) сокращение расходов на содержание государственного аппарата и расходов по управлению государственным долгом;
  • 4) повышение эффективности использования бюджетных средств на национальную оборону на основе постепенного проведения военной реформы;
  • 5) уменьшение дотации на покрытие убытков отдельных отраслей;
  • 6) сокращение расходов по отдельным целевым статьям расходов и целевым программам;
  • 7) концентрация расходов бюджета на наиболее эффективных затратах;
  • 8) усиление контроля за использованием бюджетных средств;
  • 9) ускоренное завершение перехода к казначейской системе финансирования расходов бюджета.

Местный бюджет - это бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляет представительный орган МСУ. Проект бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития муниципального образования. Именно в прогнозе должна содержаться исходная информация, необходимая для разработки проекта бюджета и в первую очередь система приоритетов в расходовании средств бюджета. Каждое муниципальное образование имеет свой бюджет. Составление и исполнение местных бюджетов - обязанность органов местного самоуправления. Муниципальные бюджеты состоят из доходной и расходной части.

Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законами РФ в распоряжение органов государственной и муниципальной власти. В соответствии с законодательством РФ муниципальные бюджеты состоят из собственных, закрепленных и регулирующих доходов. В соответствии с данной классификацией доходные источники состоят из: собственных доходов; поступлений от регулирующих налогов; средства, выделяемых из фонда финансовой поддержки муниципальных образований; средства, поступающие по взаимным расчетам из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ; финансовая помощь в различной форме дотации, субвенции и т.д.; заемные средства; другие источники.

Собственные доходы - это доходы, закрепленные за местными бюджетами полностью или в определенной части на постоянной основе федеральными законами и законами субъектов РФ, а также вводимые представительными органами местного самоуправления и уплачиваемые непосредственной в местные бюджеты. К собственным доходам муниципалитетов относятся: местные налоги и сборы, другие собственные доходы; доли федеральных налогов и доли налогов субъектов РФ.

Законом об основах налоговой системы определены бюджеты разного уровня, в которые зачисляются уплачиваемые суммы местных налогов и сборов, если иное не предусмотрено законодательными актами. Поэтому не допускается принятие решений, ущемляющих бюджетные права органов местного самоуправления. За нарушение принятых решений о введении местных налогов и сборов к плательщикам применяются санкции в соответствии с Законом «Об основах налоговой системы в РФ».

К другим собственным доходам, согласно ст. 7 ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ», относятся: доходы от приватизации и реализации, сдачи в аренду муниципального имущества; доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей; штрафы, подлежащие зачислению в местные бюджеты; государственная пошлина.

Регулирующие доходы местных бюджетов - это федеральные и региональные налоги, по которым устанавливаются нормативы отчислений в местные бюджеты в порядке бюджетного регулирования сверх собственных доходов.

Средства бюджетного регулирования местных бюджетов:

  • - часть федеральных и региональных налогов, передаваемых в местные бюджеты по нормативам, утверждаемым органами государственной власти субъектов РФ в порядке бюджетного регулирования на планируемый год;
  • - дотации и субвенции из бюджетов субъектов РФ, а по федеральным программам - и из федерального бюджета;
  • - средства из Фонда Финансовой Поддержки муниципальных образований;
  • - другие средства, получаемые местными бюджетами по взаимным расчетам за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Основная часть налоговых доходов местных бюджетов формируется в настоящее время за счет регулирующих доходов. Поскольку регулирующие доходы в части долей от федеральных и региональных закрепляются за местными бюджетами, как правило на один год, данные налоги по степени воздействия на муниципальные финансы можно приравнять к трансфертам. Таким образом, реальный уровень финансовой самостоятельности муниципалитетов при существующей налоговой системе определяется уровнем местных налогов. Т.е. основная часть муниципальных образований находится в финансовой зависимости от региональных органов власти, что не позволяет им самостоятельно решать многие вопросы в своих интересах.

Так как темпы роста расходов регионов превышают темпы роста их доходов, то периодически возникает необходимость в пополнении доходной части бюджетов муниципальных образований. Как правило, основными формами финансовой поддержки муниципальных образований являются дотации и субвенции. Порядок их предоставления и объем, в том числе и средств, выделяемых для финансовой поддержки муниципальных образований, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.

Дотации - это средства, выделяемые местным бюджетам в твердой сумме из бюджетов субъектов РФ в порядке бюджетного регулирования без целевого назначения и используются для финансирования расходов минимального местного бюджета в случае недостаточности налогового потенциала собственных доходов и регулирующих налогов на территории муниципального образования. Субвенции - суммы, выделяемые на конкретные цели (инвестиционные проекты и программы) и определенный срок местным бюджетам из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ. Слабой стороной этого инструмента пополнения доходной части местных бюджетов является тот факт, что он фигурирует в бюджетах многих субъектов РФ как не защищенная статья. В этом случае местные бюджеты становятся еще более уязвимыми от поступления доходов в региональные бюджеты. Отрицательной стороной дотаций и субвенций, как способа финансовой помощи является тот факт, что данные источники лишены стимулирующих средств, они создают у органов власти иждивенческие настроения. Такая практика передачи средств не способствует развитию их хозяйственной инициативы, а также приводит к ослаблению финансового контроля.

Другой частью местного бюджета является смета расходов. Расходы бюджета включают в себя все невозвратные платежи, независимо от того являются они возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются - текущих или капитальных.

Расходы формируются по следующим направлениям:

  • - На финансирование отраслей экономики (промышленность, сельское хозяйство, рыболовство, строительство, транспорт, связь и т.д.);
  • - На финансирование социально-культурного развития, науки;
  • - На содержание органов власти и управления;
  • - Расходы связанные с обслуживанием долга.

Исходя из того что бюджет муниципального образования состоит из минимального бюджета и бюджета развития, расходы соответственно различаются на текущие расходы и капитальные расходы, связанные с развитием муниципального образования. Такое деление расходной части бюджетов является традиционным для бюджетов всех уровней. К текущим расходам относятся расходы на содержание и капитальный ремонт ЖКХ, учреждений образования, науки, культуры, спорта, социальную поддержку населения, содержание пассажирского общественного транспорта и другие расходы, не входящие в бюджет развития. Расходная часть бюджета развития, как правило, включает в себя ассигнования на капитальные вложения и развитие социально-экономического потенциала муниципального образования, иные расходы на расширенное воспроизводство. Вместе с тем, расходы муниципалитетов можно классифицировать в зависимости от того, на осуществление каких полномочий органов местного самоуправления они направляются. Среди полномочий местного самоуправления выделяют собственные полномочия, связанные с решением задач местного значения, и полномочия, делегированные органами государственной власти. С учетом этого деления расходная часть местных бюджетов включает в себя: расходы, связанные с выполнением функций органов местного самоуправления; расходы, связанные с выполнением государственный полномочий, делегированных органам местного самоуправления.

Полный перечень расходов местных бюджетов содержится в ст. 12 ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ».

Расходная часть местных бюджетов включает расходы:

  • - связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством РФ и законодательством субъекта РФ;
  • - связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам МСУ;
  • - связанные с обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам и муниципальным займам;
  • - ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, а также гражданской ответственности и предпринимательского риска;
  • - иные расходы, предусмотренные уставом муниципального образования.

Как правило, бюджеты и субъектов РФ и муниципальных образований в особенности, социально ориентированы. В бюджетах городов областного подчинения основные расходы приходятся на народное хозяйство (в первую очередь - ЖКХ) и социально-культурные мероприятия (особенно образование и здравоохранение).

Из общих расходов бюджетов всех уровней на местные бюджеты приходится:

  • 42% всех расходов на социальную политику,
  • 57%- на здравоохранение и физкультуру,
  • 42% - на культуру и искусство,
  • 66% - на ЖКХ,
  • 67% - на образование (среднее образование финансируется на местном уровне на 95%)

Здесь необходимо отметить, что экономическое положение муниципалитетов в последние годы ухудшилось в связи с тем, что на них сброшены финансово неподкрепленные расходы. Доля затрат М.О. в консолидированном бюджете Российской Федерации за последние 3 года с 27 до 32%, а доходная часть, наоборот, сократилась с 29 до 20%.

Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Наличие бюджета укрепляет экономическую самостоятельность органов местного самоуправления, способствует активизации хозяйственной

деятельности и развитию инфраструктуры соответствующих территорий.


Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах:
муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;
кредиты, полученные от кредитных организаций;
бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;
изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.


Комментируемая статья посвящена источникам финансирования дефицита местного бюджета.
К источникам финансирования дефицита местного бюджета законодатель в комментируемой статье отнес:
1) муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг. Согласно общим положениям БК РФ муниципальный заем - это передача в собственность муниципального образования денежных средств, которые муниципальное образование обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процента на сумму займа.
Местные займы имеют ряд особенностей:
- во-первых, муниципальные займы выпускаются исключительно в целях реализации программ и проектов развития муниципального образования, утвержденных в порядке, установленном уставом муниципального образования;
- во-вторых, все кредитные отношения обеспечиваются муниципальным имуществом и средствами местных бюджетов;
- в-третьих, государство не несет ответственности по обязательствам муниципального образования, а муниципальное образование не несет ответственности по обязательствам государства;
- в-четвертых, предельно допустимая сумма долговых обязательств органов местного самоуправления не должна превышать 15% объема расходной части местного бюджета. Краткосрочные заимствования в любой форме не могут производиться до утверждения местного бюджета на текущий финансовый год;
2) кредиты, полученные от кредитных организаций. Но при этом не могут выступать в качестве источника финансирования дефицита местного бюджета кредиты ЦБР;
3) бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы. Согласно БК РФ бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основе;
4) поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Согласно действующему законодательству средства, получаемые от продажи муниципального имущества, подлежат зачислению в местные бюджеты в полном объеме;
5) изменение остатков на счетах по учету средств местного бюджета. Согласно закону он определяется путем сравнения остатков на начало и конец периода.

Источники финансирования приоритетных проектов муниципального образования при дефиците местного бюджета

Financing sources of municipal unit priority projects in the conditions of local government budget deficit

К. Н. Патраев

глава администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области 188800, г Выборг, ул. Советская, д. 12

188800, Vyborg, ul. Sovetskaya, 12

В работе проводится краткий анализ источников муниципального заимствования для покрытия дефицитов местных бюджетов, рассматривается новейшая история и проблемы муниципальных заимствований в России, делается попытка определить меры по регулированию межбюджетных отношений как гарантии устойчивости муниципальных займов - источников финансирования приоритетных муниципальных проектов.

The article presents a brief analysis of municipal borrowings sources for local budget deficit cover, reviews contemporary history and problems of municipal borrowings in Russia as well as makes an attempt to identify measures for inter-budgetary relationship regulation as municipal borrowings stability guarantee, which are the source for priority municipal projects financing.

Ключевые слова: муниципальное образование, муниципальная экономика, муниципальный бюджет, муниципальные облигации, межбюджетные отношения

Keywords: municipal unit, municipal economy, municipal budget, municipal bonds, inter-budgetary relationship

Доходы бюджетов значительной части регионов, городов и муниципалитетов Российской Федерации не обеспечивают необходимого объема финансовых ресурсов для решения всех задач развития. Особенно это проявляется в условиях, когда на местные бюджеты перекладываются практически все инвестиционные расходы при одновременном сокращении средств, остающихся в их распоряжении. Источником развития многих муниципалитетов служат лишь трансферты, дотации, субсидии, субвенции и т. д. Однако полученные таким образом средства, как правило, расходуются на решение острых социальных проблем, а ресурсы для инвестиций отсутствуют. В условиях централизации налоговых и иных доходов отказ региона от займов равносилен отказу от идеи ускорения экономического и социального прогресса. А поскольку необходимыми условиями повышения инвестиционной привлекательности региона и предпосылками прихода туда частного капитала служат развитая инфраструктура и высокий уровень жизни населения, возникает острая потребность городов и муниципалитетов в притоке

заемного капитала, с помощью которого можно достичь требуемых результатов.

Инвестиционные проекты муниципальных образований делятся на два типа:

1) некоммерческие проекты, реализация которых не предполагает получения дополнительных доходов и позволяет экономить бюджетные расходы;

2) коммерческие проекты, в результате реализации которых планируется получение дополнительных доходов, причем эти доходы могут покрыть часть или всю сумму затрат, вложенных в проект.

В данной ситуации можно указать три источника финансирования инвестиционных потребностей муниципалитета:

Средства муниципального бюджета (в том числе заемные) и/или вышестоящих бюджетов;

Прямые инвестиции и различные формы частно-государственного (муниципального) сотрудничества;

Средства организаций различных форм собственности, в случае если проект может генерировать доходы (как, например, проекты в области жилищно-коммунального хозяйства) .

С одной стороны, муниципалитет заинтересован в том, чтобы уменьшать объем расходов бюджета, переложив по возможности бремя развития инфраструктуры на частных инвесторов. С другой стороны, учитывая, что доходы от большинства инфраструктурных проектов формируются за счет тарифов, в том числе платежей населения, необходимо учитывать социальные последствия их повышения (в результате введения в них инвестиционной составляющей).

Надо отметить, что задача выбора источника финансирования проекта не должна рассматриваться муниципалитетом как самостоятельная, поскольку она является частью общей задачи - подготовки бизнес-плана проекта, разработки его финансовой модели и схемы финансирования.

Отбор муниципальных проектов производится по ряду критериев оценки их эффективности, в первую очередь по результатам реализации:

Экономические результаты (например, объем инвестиций, чистый приведенный доход (NPV), внутренняя норма доходности (IRR), рентабельность (ROI), суммарная прибыль, среднегодовая прибыль, рентабельность);

Влияние на местный бюджет (пополнение доходов и уменьшение расходов);

Социальные аспекты (рабочие места, производство социально значимых товаров или услуг, строительство жилья, последствия в сфере экологии, образования, культуры, влияние на жизненный уровень населения и т. д.);

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ. N 8 (46) 2009

Дополнительные факторы (экспортный потенциал, дополнительная загрузка предприятий-смежников, возрождение ранее существовавших производств, развитие собственной обрабатывающей промышленности, глубокая переработка ресурсов и т. д.). При оценке процесса осуществления проекта учитываются:

Временные критерии (продолжительность, окупаемость, жизненный цикл проекта);

Неопределенность и рискованность (уровень риска и стратегия защиты, техническая осуществимость);

Юридические аспекты (патентная чистота, соответствие нормам экологии и безопасности). Оценивая исходную точку проекта, уделяют внимание:

Команде участников (готовность реализовать проект, возможность в случае необходимости пополнения команды или замены отдельных ее членов);

Маркетингу (емкость рынка, тенденции спроса, уровень цен, уровень конкуренции, конкурентные преимущества).

Указанные критерии далеко не всегда используются в полном объеме, особенно если речь идет о социальных проектах. В каждом конкретном случае их набор определяется органами местного самоуправления с учетом целей, задач, ситуации и прочих внутренних и внешних факторов.

Существует различные точки зрения на положительные и отрицательные стороны муниципального заимствования. Так, Х. Циммерман отмечает, что заимствования «связаны с „кредитной иллюзией" избирателей и желанием политиков разных уровней осуществлять желаемые расходы сегодня, а счет по их оплате предъявлять гражданам лишь завтра, возможно уже после выборов» . Таким образом, привлечение заимствований считается несправедливым по отношению к будущим поколениям.

Другие исследователи придерживаются принципа «кто пользуется, тот и платит», т. е. платить должны те поколения, которые ими пользуются.

По нашему мнению, использование заимствований оправданно, если привлеченные средства направляются на реализацию инфраструктурных проектов, которые не могут быть осуществлены частным бизнесом. Если же не хватает средств на текущие расходы, необходимо сокращать их объем, ибо перекладывать на будущие поколения бремя обеспечения сиюминутных нужд недопустимо.

В соответствии с законодательством РФ, дефицит местного бюджета не должен превышать 10% утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

В законе определены возможные источники восполнения дефицита местного бюджета:

Разница между средствами, поступившими от размещения муниципальных ценных бумаг, и средствами, направленными на их погашение;

Разница между полученными и погашенными муниципальным образованием кредитами кредитных организаций;

Разница между полученными и погашенными муниципальным образованием бюджетными кредитами, предоставленными местному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

Изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета в течение соответствующего финансового года;

Поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципального образования;

Курсовая разница по средствам местного бюджета;

Разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из местного бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из местного бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов;

Разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из местного бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из местного бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов;

Иные источники внутреннего финансирования дефицита местного бюджета .

Но на счетах муниципального образования часто не оказывается резерва, сопоставимого с объемом финансирования инвестиционного проекта или инвестиционной программы (адресной программы капитальных вложений) как совокупности инвестиционных проектов. Правда, поступления от продажи имущества - единовременный источник финансирования,который нельзя рекомендовать для системного (ежегодного) покрытия дефицита, поскольку он связан с уменьшением активов муниципального образования.

Кредиты других уровней бюджетной системы предоставляются, как правило, для покрытия кассовых разрывов на срок не более одного года и не используются как источник финансирования инвестиционной программы. Кроме того, с точки зрения Минфина РФ, объем предоставляемых бюджетных кредитов будет постепенно сокращаться, поскольку функцию кредитования регионов и муниципалитетов возьмет на себя рынок.

Таким образом, муниципальное образование, принявшее решение реализовать проект и не рассчитывающее на помощь региона, оказывается перед выбором: накопить необходимый объем средств или взять в долг.

Поскольку строительство объекта требует времени, а нужда в нем ощущается остро, муниципальное образование принимает решение о займе недостающих средств. В качестве основного источника финансирования дефицита бюджета следует рассматривать облигационные займы и кредиты кредитных организаций.

САВЦОВА А.В. - 2009 г.