Москва, 2006 г.

Настоящий сборник предназначен для определения нормативным методом общеэксплуатационных расходов: административно-хозяйственных, по обслуживанию работников производства, по организации работ, прочих общеэксплуатационных расходов, включаемых в плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Сборник разработан Центром муниципальной экономики и права.

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Рекомендуемые нормативы общеэксплуатационных расходов в плате за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме предназначены для определения общеэксплуатационных расходов независимо от их фактической величины у организаций-подрядчиков, занятых содержанием и ремонтом общего имущества в многоквартирном доме.

1.2. Рекомендуемые нормативы являются основой для разработки и утверждения органами местного самоуправления нормативно-методических документов по вопросам ценообразования, формирования «прозрачной» и обоснованной структуры стоимости работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

1.3. Рекомендуемые нормативы могут быть использованы собственниками помещений в многоквартирных домах; организациями-подрядчиками, занятыми содержанием и ремонтом общего имущества в многоквартирном доме, независимо от организационно-правовых форм; управляющими организациями.

1.4. В общеэксплуатационные расходы включаются следующие группы расходов:

Административно-хозяйственные расходы;

Расходы по обслуживанию работников производства;

Расходы по организации работ;

Прочие общеэксплуатационные расходы.

1.6. При определении стоимости содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме организация-подрядчик и заказчик также вправе определять величину общеэксплуатационных расходов методом калькулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности с учетом их динамики за ряд лет и намечаемых в планируемом периоде изменений.

1.7. Перечень затрат, включаемых в нормативные общеэксплуатационные расходы, приведен в Приложении 1.

1.8. В Приложении 2 приведен пример расчета нормативным методом величины общеэксплуатационных расходов.

1.9. Примерный перечень документов для определения общеэксплуатационных расходов методом калькулирования приведен в Приложении 3.

1.10. В качестве вспомогательного материала для расчета нормативной потребности в инструменте в Приложении 4, согласно СНиП 5.02.02-86 «Нормы потребности в строительном инструменте», приведены нормы потребности в инструменте для рабочих, занятых ремонтом конструктивных элементов здания и внутридомового инженерного оборудования.

2. НОРМАТИВЫ ОБЩЕЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ РАСХОДОВ

2.1.1. Нормативная величина общеэксплуатационных расходов определяется в процентах от фонда оплаты труда рабочих, занятых содержанием и ремонтом общего имущества в многоквартирном доме, и зависит от общей площади обслуживаемых многоквартирных домов.

Административно-хозяйственные расходы от 53 до 76%;

Расходы по обслуживанию работников производства от5 до 10%;

Расходы по организации работ от 5 до 9%;

Прочие общеэксплуатационные расходы от 2 до 5%.

При этом в фонд оплаты труда рабочих включаются все виды начислений стимулирующего и компенсирующего характера, выплачиваемые за счет себестоимости в соответствии с действующим законодательством.

2.1.3.В таблице 2.1.3. приведен норматив общеэксплуатационных расходов в зависимости от общей площади обслуживаемых многоквартирных домов.

Методики, которыми должен руководствоваться экономист ЖКХ

Пример калькуляции себестоимости очистки воды

Обоснование размера амортизационных отчислений в случае, когда одни и те же основные средства используются для выработки различных услуг

Контроль объема выработанных услуг в натуральных измерителях и в количественных показателях при калькулировании себестоимости

Регуляторы и потребители услуг предъявляют все более жесткие требования к предприятиям жилищно-коммунального хозяйства (далее — ЖКХ), управляющим компаниям. Это касается качества оказываемых услуг, энергоэффективности, прозрачности и обоснованности тарифов. Последнее — прямая ответственность экономиста. Задача профессионального экономиста — рассчитать стоимость всех видов работ (услуг), выполняемых предприятием: техническое обслуживание зданий и лифтов, внешнее благоустройство зданий, уборка придомовых территорий, озеленение территории, водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение и т. п.

Рассмотрим специфику калькулирования себестоимости очистки воды.

Методики

Цель учета затрат и калькулирования себестоимости — своевременно, полностью и достоверно отразить фактические затраты на выполнение и реализацию услуг в документах о финансово-хозяйственной деятельности, а также проконтролировать эффективность использования материальных, энергетических, трудовых и финансовых ресурсов. Цель калькулирования единицы услуги — обосновать тариф на жилищно-коммунальное хозяйство, исчислить налоги, оценить эффективность проведенных технологических и экономических мероприятий.

Отдельно на управляющие организации возложены обязательства по раскрытию финансово-экономической информации (Постановление Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 (в ред. от 27.09.2014) «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами»), в состав которой входят:

  • сметы доходов и расходов, отчет о выполнении смет доходов и расходов;
  • информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости работ (услуг);
  • информация об оказываемых коммунальных услугах, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг.

Важно!

Каждое предприятие сферы ЖКХ и управляющие компании должны иметь калькуляции на свои услуги.

Учет и калькулирование жилищно-коммунальных услуг выполняется на основании Методики планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства, утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 23.02.1999 № 9 (в ред. от 13.10.2000; далее — Методика).

В Методике представлены формы отчетных калькуляций себестоимости жилищно-коммунальных услуг:

6-в и 6-к — водоснабжение и водоотведение;

6-т — теплоснабжение;

6-гвс — горячее водоснабжение

6-э — электроснабжение;

6-с — санитарная уборка городов;

6-г — гостиницы;

6-п — прачечные.

6-б — бани;

6-общая — прочие виды деятельности

На этапе учета и калькулирования себестоимости отдельных видов работ, при расчете тарифов рекомендуем учитывать положения Методики проведения аудита тарифов в организациях, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, утвержденной Приказом Госстроя РФ от 29.12.1997 № 17-142 (в ред. от 23.02.1999).

Поскольку большая часть предприятий ЖКХ, управляющих компаний относится к регулируемым организациям, на предприятии должны быть следующие распорядительные документы:

  • утвержденные нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг;
  • порядок регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги;
  • методические указания о порядке расчета тарифов и размера платы за услуги;
  • система показателей и информационных данных, представляемых для утверждения тарифов;
  • перечень норм и нормативов, которыми должно руководствоваться предприятие при планировании материальных, трудовых и прочих затрат;
  • порядок взаимоотношений с бюджетом;
  • другие документы, имеющие отношение к регулируемой деятельности.

К сведению

Как правило, это распорядительные документы регулирующих органов, но не исключается и издание внутренних локальных нормативных актов.

Если экономист приходит на предприятие, где уже существует экономическая служба, то с введением в должность проблемы возникают редко — есть наставник или более опытный коллега, который подскажет (даст указание), что и как нужно делать. А если должности экономиста ранее не было, то у нового сотрудника может возникнуть вопрос, какие делать расчеты и какие сдавать отчеты.

1) мониторьте действующее законодательство. ЖКХ — сфера достаточно зарегулированная, «нормативка» указанными методиками не ограничивается, постоянно издаются новые законы, приказы и т. п.;

2) согласуйте с главным бухгалтером, как в его представлении выглядят обязанности экономиста на предприятии, поскольку именно главный бухгалтер несет ответственность за финансово-экономическую деятельность компании и в его интересах задать правильное направление в работе экономиста. Кроме того, главный бухгалтер — это еще и лучший внутренний контролер;

3) совет для экономистов негосударственных предприятий — выясните у собственников, директора компании, какие отчеты, расчеты, калькуляции будут им интересны с точки зрения контроля и принятия управленческих решений, кроме обязательных и утвержденных на законодательном уровне;

4) если позволяет бюджет компании — посетите семинар по учету и правовым вопросам в сфере ЖКХ, подпишитесь на специализированные издания для бухгалтеров и экономистов ЖКХ. Это позволит определить первостепенные задачи, избавит от ненужной работы, позволит поддерживать высокий уровень квалификации.

Калькуляция

Элементы затрат и статьи калькуляции зависят от видов деятельности компании, ее специфики и оргструктуры.

Чтобы изучить организационную структуру компании, целесообразно пройти по производственным подразделениям, провести беседы с персоналом, не связанным с ведением учета. Это позволит получить необходимую информацию, представление об условиях производства и определить:

  • информацию и сроки, необходимые для контроля;
  • содержание внутренней отчетности;
  • правильность выбора объектов учета;
  • формы документов и регистров, порядок их составления, обработки и утверждения.

Кроме того, знание технологии производства поможет выбрать наиболее рациональные формы и методы учета затрат на производство услуг и калькулирования себестоимости услуг, цель которых — проконтролировать соблюдение производственных норм и норм потребления жилищно-коммунальных услуг.

Элементы затрат согласно типовой калькуляция на очистку воды по Методике:

  • электроэнергия;
  • материалы;
  • амортизация (износ);
  • ремонт и техническое обслуживание (в т. ч. капитальный ремонт);
  • затраты на оплату труда;
  • отчисления на социальные нужды;
  • цеховые расходы.

Рассмотрим калькуляцию себестоимости очистки воды исходя из специфики отдельно взятого предприятия.

В составе материальных затрат (стр. 2) отражается стоимость реагентов, а также фильтрующих материалов. Определяется по их фактическому расходу, действующим ценам с учетом транспортно-заготовительных расходов.

Прямых затрат в виде затрат на оплату труда в условиях данного предприятия нет, поскольку процесс автоматизирован, реагенты подаются с помощью насосов-дозаторов. Штатный аппаратчик химводоочистки отнесен к вспомогательному персоналу цеха, поэтому его зарплата отражается по статье «Цеховые расходы» (стр. 7).

В строке 3 «Амортизация» указываются амортизационные отчисления на полное восстановление основных средств, находящихся на балансе организации ЖКХ и используемых для очистки воды. С определением суммы амортизационных отчислений могут возникнуть трудности из-за отсутствия ответов на вопросы:

1. Амортизацию по перечню каких объектов основных средств включать в себестоимость очистки воды?

2. Основное средство используется только для очистки воды или для других процессов (услуг) тоже? Например, для очистки воды и услуг по подаче технической воды часть оборудования может быть одна и та же — насосы, водоводы, здание и т. п. Соответственно экономисту необходимо определить, какую часть амортизационных отчислений отнести на процесс очистки, а какую — на процесс подачи техводы. За базу распределения можно взять объем воды (как, например, в форме «Расчет-распределение амортизационных отчислений»), время работы оборудования или сумму прямых затрат.

Чтобы ответить на эти вопросы, стоит провести совещание с мастером участка, главным инженером и определить, какое оборудование брать, а результаты совещания закрепить актом-расчетом, который и будет для экономиста основанием. Утверждают акт-расчет главный бухгалтер и директор предприятия.

Аналогичная ситуация по электроэнергии (строка 1): необходим, во-первых, обозначенный перечень оборудования; во-вторых —значения потребленной электроэнергии. Оптимальный вариант — показания приборов учета. Если счетчиков нет, тогда выхода два:

1) включать в себестоимость затраты на силовую электроэнергию, используемую на двигательные и технологические нужды, исходя из норм расхода электроэнергии, объема выполненных услуг, установленной мощности электродвигателей и действующих тарифов;

2) при отсутствии норм расхода электроэнергии затраты электроэнергии (Э п) рассчитываются на основе данных:

О суммарной установленной мощности электромоторов (m );

Числе часов их работы в смену (Т см);

Числе рабочих дней за отчетный период (D р);

Числе смен работы цеха (а );

Коэффициента полезного действия (h ):

Э п = m × Т см × D р × а × h .

В графе 4 указаны затраты на ремонт и техническое обслуживание основных средств, используемых для очистки воды. Затраты на ремонт рационально расшифровать по статьям затрат. Рассмотрим более детально две из них:

1) материалы (4.1) — запасные части, используемые для текущего и капитального ремонта оборудования, механизмов и других основных средств жилищно-коммунального хозяйства, для обслуживания основных средств;

2) затраты на оплату труда — зарплаты и полагающиеся надбавки, премии рабочих, занятых ремонтом и обслуживанием оборудования именно для процесса очистки воды.

На крупных предприятиях, как правило, отдельно выделяют рабочих или бригады, которые занимаются именно ремонтными работами оборудования по очистке. Тогда указывают просто взять всю зарплату такого рабочего или всейбригаде.

На небольших предприятиях одни и те же рабочие могут обслуживать оборудование нескольких участков, по нескольким услугам, например кроме обслуживания участка очистки воды проводить работы по ремонту, монтажу теплосетей, выполнять слесарные работы в домах.

Важно!

Учет выработки ремонтных рабочих следует вести в разрезе тех объектов, где выполнялись работы.

Как быть, если учет не велся? Необходимо обратиться к мастеру и выяснить, сколько времени (% от общего времени) и на каких работах находились рабочие. Можно воспользоваться данными пропускной системы — сколько времени на каком объекты пребывали рабочие. Но это единоразовая мера. Необходимо наладить получение от мастеров участков нарядов выполненных работ в разрезе объектов, обработку, систематизацию и хранение такой информации.

Цеховые расходы (стр. 7) включают заработную плату административно-управленческого и инженерно-технического персонала цеха очистки, амортизационные отчисления, затраты по содержанию зданий и инвентаря общецехового назначения, включая их текущий ремонт, на охрану труда в цехе (устройство и содержание ограждений машин и их движущихся частей, люков, отверстий, сигнализации и т. п.), другие цеховые затраты.

В статью калькуляции «Услуги сторонних организаций (услуги лаборатории)» (стр. 10) включают следующие затраты:

  • на проведение испытаний для определения качества потребляемых сырья и материалов;
  • контроль за соблюдением установленных технологических процессов, нормативов реализации услуг (проведение замеров расхода воды, тепла, топлива и т. п.);
  • ремонт основных средств и пр.

К работам и услугам производственного характера относятся транспортные услуги сторонних организаций по перевозкам грузов (например доставка материалов, запасных частей и др.). В нашем случае на эту статью отнесены услуги лаборатории по проведению анализов очищенной воды, поскольку в штате компании нет своей лаборатории.

К сведению

Если в цехе есть собственная лаборатория по определению качества воды, то статьи «Услуги лаборатории не будет», а в цеховые расходы должны быть включены расходы по содержанию цеховой лаборатории: затраты на оплату труда лаборантов, отчисления на соцнужды, амортизация оборудования, оплата материалов для анализов и проб и другие расходы.

Аналогично с затратами на техническое обслуживание, поверку, ремонт и замену приборов учета (стр. 6):

  • если эти работы выполняет структурное подразделение компании и четко известны затраты, их можно условно приравнять к прямым, значит, можно отражать, как это сделано в калькуляции;
  • если руководство не интересует этот вид затрат (хотя для ЖКХ это принципиально) и работы выполняются службой предприятия, эти затраты могут находится в составе общеэксплуатационных расходов;
  • если такая работа выполняется сторонней, как правило, специально сертифицированной организацией, то затраты плюсуются к «Услугам сторонних организаций» (стр. 10).

Статья «Проведение аварийно-восстановительных работ» (стр. 5) комплексная и включает затраты:

  • на оплату труда работников, закрепленных непосредственно за этой службой;
  • отчисления на соцнужды от затрат на оплату труда этой категории работников;
  • материалы и запасные части, используемые для ликвидации аварии;
  • амортизацию оборудования, закрепленного за аварийно-диспетчерской службой;
  • на горючее и смазочные материалы, используемые аварийными машинами в процессе ликвидации аварий;
  • оплату услуг сторонних организаций, единой диспетчерской службы, связанных с ликвидацией аварий.

Здесь также возможны варианты в учетной политике: затраты на аварийно-восстановительные работ могут относится на затраты на ремонт оборудования.

  • затраты на ремонт планируются и учитываются в разрезе затрат на капитальный и текущий ремонт, есть соответствующие сметы. Запланировать аварийные ситуации — что именно поломается и когда — невозможно. Планируются затраты на аварийно-восстановительные работы исходя из анализа фактической надежности работы объектов ЖКХ. Когда экономист работает с фактом, важно разделять затраты: какие запчасти и материалы использовались на текущий ремонт, а какие — на аварийно-восстановительный. Для этого в первичных документах должна указываться соответствующая аналитика;
  • себестоимость очистки воды является частью Отчетной калькуляции себестоимости отпущенной воды (форма 6-в Методики), где проведение аварийно-восстановительных работ выделено отдельным показателем.

Затраты по управлению организацией (стр. 9.1) включают затраты на оплату труда и соцотчисления работников аппарата управления компании, затраты на все виды командировок работников управления, на оплату консультационных, информационных и аудиторских услуг, представительские расходы (услуги переводчиков, затраты на проведение совета директоров и ревизионной комиссии), прочие расходы (типографские, почтовые, телефонные, канцелярия), затраты на содержание технических средств управления, содержание зданий и помещений управления (отопление, освещение), расходы на ремонт инвентаря.

К общехозяйственным расходам (стр. 9.2) относят затраты на оплату труда, соцотчисления общеэксплуатационного, не административно-управленческого персонала. Это абонентский отдел, отдел сбыта, диспетчеры, лаборатория (если лаборатория обслуживает в целом все подразделения предприятия), кладовщики центрального склада.

К общехозяйственным расходам относят затраты по содержанию всех основных средств общеэксплуатационного характера; их амортизацию; затраты на ремонт основных средств общехозяйственного назначения; затраты на охрану труда, производимые для общепроизводственных целей; затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров, прочие расходы общехозяйственного назначения.

Обратите внимание!

Общеэксплуатационные расходы (раздел 9 калькуляции) распределяются по видам услуг и работ, выполняемым производственными подразделениями организации, пропорционально сумме прямых затрат на эти услуги и работы или другим способом, утвержденным в учетной политике компании.

Баланс по воде

На себестоимость очистки 1 м 3 воды (стр. 12) влияют два показателя:

1) суммарные затраты за период;

2) объем выработанных услуг в натуральных измерителях (стр. 11).

Важно!

Собрать все затраты за период недостаточно — необходимо быть четко уверенным в натуральных количественных показателях.

В данном случае объект калькулирования — кубометры очищенной воды.

Производственная программа организаций может предусматривать как расход воды на питьевые (очищать), так и на технические нужды (не очищать). Поднятая вода частично теряется в трубопроводах (утечки) или не полностью учитывается водомерами, что оказывает влияние на конечную себестоимость.

Объем очищенной воды необходимо подтверждать приборами учета, следовательно, необходимо вести (организовать ведение) журналов учета по каждому счетчику.

На практике все намного сложнее: редко показания только одного счетчика можно использовать для определения количества калькулируемых услуг — необходимо составлять «балансы». Например, достаточно простая схема показана на рисунке, но на практике может быть гораздо больше разветвлений в системе, приборов учета.

Количество очищенной воды в этом случае равно:

Водомер № 3 = Водомер № 1 - Водомер № 2.

Экономист должен четко знать «арифметику» приборов учета, т. е. какие водомеры участвуют в расчете, какие данные суммируются, какие вычитаются и т. д.

Как мы уже говорили, оптимальный вариант — вести учет очищенной воды в виде баланса. В этом случае экономист видит количество, необходимое для калькулирования себестоимости, потери, может оценить динамику других показателей (объем добычи (поднято), сколько пропущено через очистные сооружения), сопоставить количественные показатели с затратами.

Теоретически количество поданной воды на установку очистки должно совпадать с суммарным объемом очищенной воды и стоков. Но практически такое равенство можно получить не всегда из-за протечек, иных не идентифицированных потерь.

Если такие расхождения на предприятии есть постоянно, устанавливают процент допустимых потерь.

В нашем балансе допустимый процент потерь — 2 от суммы граф «Стоки» и «Очищенная вода»:

(8 + 0,6) × 2 / 100 = 0,2 м 3 .

Обратите внимание!

Если потери превышают допустимые значения, необходимо выяснять их причины.

В графе «Потери» рассмотренного баланса как раз и указана разница между подачей на установку и приборами учета после установки очистки.

Особого внимания для правильного расчета себестоимости необходимо уделять и данным графы «Стоки». По сути стоки — это технологические потери.

Например, при механической очистке воды (от примесей, взвесей, цвет, запах) потери на промывку (та вода, которая уходит через водомер в стоки) составляют от 7 до 15 %. При очистке, приводящей к изменению химического состава воды (осматические установки), потери могут составлять от 30 до 50 % в зависимости от селективности и производителя мембраны, качества входящей воды.

Важно!

В компании должны быть утверждены технически обоснованные нормы технологических потерь и порядок калькуляции себестоимости, если потери превышают установленные лимиты.

Выводы

От правильно выстроенного процесса калькулирования затрат и исчисления себестоимости на всех этапах ее формирования зависит:

  • принятие правильных управленческих решений по оптимизации затрат, снижению убыточности по отдельным видам деятельности;
  • экономическое обоснование тарифов на оказываемые услуги;
  • повышение объективности в принятии решений регулирующими органами по установлению тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

Экономисту важно так организовать свою работу с фактическими данными в разрезе нужных аналитик, чтобы он мог предоставлять как калькуляции и отчетность, определенную законодательством (Методикой и другими документами), так и отчетность по запросу и в интересах собственника.

размер шрифта

ПРИКАЗ Госстроя РФ от 28-12-2000 304 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ФИНАНСОВОМУ ОБОСНОВАНИЮ ЦЕНЫ НА ТЕПЛОВУЮ... Актуально в 2018 году

2.9. Определение общеэксплуатационных расходов

2.9.1. Статья "Общеэксплуатационные расходы" является комплексной и по ней определяются затраты по управлению предприятием, общехозяйственные расходы, сборы и отчисления.

2.9.2. По элементу "Расходы по управлению предприятием" определяются:

Затраты на оплату труда;

Отчисления на социальные нужды;

Затраты на командировки и перемещения;

Затраты на оплату консультационных, информационных и аудиторских услуг;

Представительские расходы;

Прочие расходы.

По статье "Затраты на оплату труда" определяются затраты на оплату труда руководителей, специалистов и служащих, выполняющих общие функции управления на предприятии: общее руководство, бухгалтерский учет и финансовая деятельность, комплектование и учет кадров, материально - техническое снабжение, надзор и контроль за капитальным ремонтом и строительством производственных объектов, общее делопроизводство, охрана труда, правовое обслуживание, технико - экономическое планирование, организация труда и заработной платы, программное обеспечение и системное администрирование вычислительной техники и др.

Для определения необходимой численности работников могут быть использованы "Рекомендации по нормированию труда работников энергетического хозяйства. Часть II. Нормативы численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий", утвержденные Приказом Госстроя России от 12.10.99 N 74.

Расходы по оплате труда определяются на основании отраслевого тарифного соглашения и коллективного договора (локальных нормативных актов по оплате труда).

По указанной статье определяется и резерв на отпуска для руководителей, специалистов и служащих.

По статье "Отчисления на социальные нужды" определяются обязательные отчисления по установленным законодательством нормам "Затраты на оплату труда" работников управления предприятием.

По статье "Затраты на командировки и перемещения" определяются затраты на все виды служебных командировок работников, занятых управлением предприятия, на основе установленных законодательством норм для включения в себестоимость.

По статье "Затраты на оплату консультационных, информационных и аудиторских услуг" определяются соответствующие затраты на основании заключенных договоров в соответствии с действующими нормативными документами.

По статье "Представительские расходы" определяются соответствующие затраты на основе установленных законодательством норм для включения в себестоимость.

По статье "Прочие расходы" определяются расходы по организации функционирования предприятия в целом: типографские, почтовые расходы, расходы по обслуживанию средств вычислительной и организационной техники, содержание административных зданий и помещений и др.

Определение расходов по указанной статье возможно на основе анализа данных предприятия за ряд лет.

2.9.3. По элементу "Общехозяйственные расходы" определяются следующие затраты:

Амортизация основных средств;

Ремонт и техническое обслуживание основных средств общехозяйственного назначения;

Охрана труда;

Транспортные расходы;

Подготовка кадров;

Испытания, опыты, рационализация и изобретательство;

Оплата процентов по кредитам, ссудам, услуг банков;

Прочие расходы.

По статье "Содержание общеэксплуатационного персонала" определяются затраты на оплату труда, а также отчисления на социальные нужды общеэксплуатационного персонала предприятия: отдела сбыта энергии, тепловой инспекции, производственной лаборатории и др.; рабочих склада, рабочих, осуществляющих содержание и ремонт административных зданий и помещений.

Порядок определения затрат аналогичен расчету затрат по указанному элементу в других статьях.

По статье "Содержание зданий, сооружений и инвентаря" определяются затраты по содержанию основных средств и инвентаря общеэксплуатационного назначения. По указанной статье определяются затраты на материалы для содержания и ремонта общеэксплуатационных помещений, затраты на водоснабжение, канализацию, отопление, электроснабжение общеэксплуатационных помещений и т.д.

Порядок определения затрат по данной статье аналогичен расчету затрат по соответствующим элементам в других статьях.

По статье "Амортизация основных средств" определяются затраты на полное восстановление основных средств общехозяйственного назначения. Расчет по данной статье производится на основании установленных норм от среднегодовой стоимости основных средств общехозяйственного назначения.

По статье "Ремонт и техническое обслуживание основных средств общехозяйственного назначения" определяются затраты на все виды ремонтов основных средств общехозяйственного назначения. По указанной статье определяются затраты, если на предприятии не создается ремонтный фонд. Методика определения расходов по данной статье аналогична расчету затрат по данному элементу в составе цеховых расходов.

По статье "Охрана труда" определяются затраты на охрану труда, производимого для общехозяйственных целей. Расчет по данной статье аналогичен элементу "Охрана труда" в составе цеховых расходов.

По статье "Транспортные расходы" определяются расходы предприятия по транспортировке работников к месту работы и обратно в направлениях, не обслуживаемых городским транспортом общего пользования.

Указанные расходы определяются в соответствии с заключенными договорами с транспортными предприятиями.

По статье "Подготовка кадров" определяются затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров. Указанные расходы определяются на основании заключенных договоров с организациями, осуществляющими профессиональную подготовку.

По статье "Испытания, опыты, рационализация и изобретательство" определяются затраты на проведение указанных работ, выплату авторских вознаграждений и другие затраты.

По статье "Содержание и эксплуатация фондов природоохранного назначения" определяются затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения: очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и т.д.; а также оплата услуг предприятий за очистку сточных вод и другие виды текущих природоохранных затрат в соответствии с заключенными договорами.

По статье "Содержание пожарной, военизированной и сторожевой охраны" определяются затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды от расходов на оплату труда вахтеров, сторожей, а также износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов (оплата спецодежды).

В случае, если функции по пожарной, военизированной и сторожевой охране выполняют сторонние предприятия, то по указанной статье определяются затраты в соответствии с заключенными договорами.

По данной статье определяются также затраты на оплату труда рабочих, занятых на работах по содержанию охранной, пожарной сигнализации и оборудования дымоудаления и пожаротушения, а также отчисления на социальные нужды в том случае, если указанные работы выполняют работники предприятия. В случае, если указанные работы выполняются сторонними предприятиями, по данной статье определяются затраты в соответствии с заключенными договорами.

По статье "Оплата процентов по кредитам, ссудам, услуг банков" определяются соответствующие расходы в соответствии с заключенными договорами с финансово - кредитными организациями в установленном нормативно - правовыми актами Российской Федерации порядке.

По статье "Прочие расходы" определяются другие общехозяйственные расходы, не учтенные при определении вышеуказанных элементов (статей) себестоимости в составе общеэксплуатационных расходов.

2.9.4. По статье "Сборы и отчисления" определяются сборы и прочие обязательные отчисления и расходы по предприятию, производимые в соответствии с порядком, установленным законодательством.

2.9.5. Распределение затрат по статье "Общеэксплуатационные расходы" между производством и передачей и распределением энергии производится по одному из следующих вариантов пропорционально:

Количеству условных единиц по указанным технологическим циклам;

Заработной плате рабочих.

Статья «Общеэксплуатационные расходы». По данной статье «общеэксплуатационные расходы» предприятие отражает расходы по управлению организацией, общехозяйственные расходы, обязательные сборы и отчисления. Распределение общеэксплуатационных расходов (за вычетом расходов по нерегулируемым видам деятельности) производится предприятием согласно учетной политике пропорционально расходам на оплату труда рабочих основного производства (водоснабжение и водоотведение)

Согласно расчетам общеэксплуатационные расходы в 2010 году составят 37561,92тыс. руб. На стоимость услуг по водоснабжению отнесена сумма общеэксплуатационных расходов в размере 30838,32 тыс. руб. (82,1%).

Затраты на оплату труда рассчитывались предприятием на основании штатного расписания по нормативной численности. Согласно расчетам, расходы на оплату труда руководителей и специалистов составили 10397,9 тыс. рублей, общехозяйственного персонала 12240,8 тыс. руб. Отчисления на социальные нужды соответственно 3732,85 тыс. руб. 4394,45 тыс. руб.

Затраты на приобретение специальной литературы планируется предприятием в размере 18 тыс. рублей. По расчетам данные расходы составляют 19,2 тыс. рублей.

Затраты на оплату проезда к месту отдыха административно- управленческого персонала с учетом индекса потребительских цен 1,33 составило 310 тыс. рублей, общехозяйственного персонала 125,4 тыс. рублей.

Затраты на охрану труда в размере 605,4 тыс. рублей

Налог на имущество в размере 433,3 тыс. рублей определен предприятием на основании факта 2003года и индекса 1.12. В 2004 году налог на имущество по расчету составил 419 тыс. рублей. Согласно гл.30 НК РФ ставка налога на имущество устанавливается законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2%.

Таблица 2.2 Таблица распределения общеэксплуатационных затрат

Виды деятельности

Расходы на оплату труда

Общеэксплуатационные расходы, тыс. руб.

Водоснабжение

Водоотведение

Теплоснабжение

Общеэксплуатационные расходы составляют 66529.7 рублей, (табл. 2.2).

Таким образом, общеэксплуатационные расходы на услуги водоснабжения составили 66529.7 тыс. руб.

Расходы на перекачку и транспортировку жидкости:

Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды, занятых перекачкой и транспортировкой жидкости, согласно расчетам составляет 4613,2 тыс. рублей и 1656,14 тыс. рублей.

Расходы по статье «Электроэнергия» определяется необходимой потребностью электроэнергии на перекачку и транспортировку сточной жидкости. В структуре расходов удельный вес статьи «Электроэнергия» составляет 0,81% (234,8тыс. руб.), (табл. 5).

Статья «Амортизация». По данной статье отражены амортизационные отчисления по основным средствам по перекачке и транспортировке сточных вод и составили 845 тыс. рублей.

Статья «Ремонт и техническое обслуживание». По данной статье предприятием определяются расходы на проведение всех видов ремонта сооружений и оборудования по перекачке и транспортированию сточных вод. По данной статье расходы составили 9,1 тыс. рублей (0,03% в общей структуре расходов).

Еще статьи по экономике

Технико-экономический расчет системы электроснабжения радиозавода
Задание Исходные данные на проектирование: . Схема генерального плана завода (рис. 1). . Сведения об электрических нагрузках по цехам завода (6, стр. 18). . Питание может быть...

Социальная политика Республики Беларусь
Социальная политика как ценность, как система представляет собой характеристику взаимосвязанных законодательных, экономических и социальных условий, при которых соблюдаются основные права человек...

Технология анализа сбытовых издержек
Издержки производства и себестоимость производства и реализации продукции -одни из самых важнейших финансовых показателей деятельности предприятия. Они служат основой для расчета многих других фин...

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ

ЦЕНТР НОРМИРОВАНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ЦЕНОВОЙ И ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ
В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

1. Основные положения

1.1. Методические рекомендации по определению нормативов общеэксплуатационных расходов в тарифах на содержание и ремонт жилищного фонда (далее Методические рекомендации) позволяют определить величину общеэксплуатационных расходов, которая является одной из основных составляющих стоимости работ по содержанию и ремонту жилищного фонда.

1.2. Методические рекомендации являются основой для разработки и утверждения органами местного самоуправления нормативно-методических документов по вопросам ценообразования, формирования «прозрачной» и обоснованной структуры стоимости работ по содержанию и ремонту жилищного фонда.

1.5. При определении стоимости работ содержания и ремонта жилищного фонда заказчик и подрядчик вправе устанавливать различные методы определения величины общеэксплуатационных расходов:

нормативным методом (на основе их нормативной величины);

методом калькулирования расходов по статьям затрат.

1.6. Общеэксплуатационные расходы включают следующие основные группы расходов:

Административно-хозяйственные расходы;

Расходы по обслуживанию работников производства;

Расходы по организации работ;

Прочие общеэксплуатационные расходы.

1.8. Перечень затрат, включаемых в нормативные общеэксплуатационные расходы, приведен в приложении .

2. Определение величины общеэксплуатационных расходов

2.1. Определение нормативных общеэксплуатационных расходов

2.1.1. Нормативная величина общеэксплуатационных расходов определяется в процентах от фонда оплаты труда рабочих, занятых содержанием и ремонтом жилищного фонда и зависит от общей площади обслуживаемого жилищного фонда.

Административно-хозяйственные расходы от 58 до 90 %

Расходы по обслуживанию работников производства от 5 до 7 %

Расходы по организации работ от 5 до 9 %

Прочие общеэксплуатационные расходы от 2 до 4 %.

При этом в фонд оплаты труда рабочих включаются все виды отчислений стимулирующего и компенсирующего характера, выплачиваемые за счет себестоимости в соответствии с действующим законодательством.

2.1.3. На величину норматива общеэксплуатационных расходов кроме общей площади жилищного фонда, влияют технические характеристики жилых домов (этажности, материал стен, степень благоустройства и т.п.), которые могут дополнительно учитываться в виде поправочных коэффициентов.

2.2.3. Пример расчета величины общеэксплуатационных расходов методом калькулирования по статьям затрат приведен в приложении .

Приложение 1

Перечень затрат, включаемых в общеэксплуатационные расходы

1.1. Затраты на оплату труда, начисления стимулирующего и компенсирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде, за работу в ночное время, за совмещение профессий и др., работников административно-хозяйственного персонала:

1.1.1. Работников аппарата управления (руководителей, специалистов и других служащих);

1.1.2. Работников, осуществляющих оперативное руководство эксплуатацией и текущим ремонтом жилищного фонда (начальников участка, инженеров, мастеров, техников);

1.1.3. Рабочих, осуществляющих хозяйственное обслуживание работников административных помещений (уборщиков помещений, гардеробщиков и др.).

1.2. Отчисления на социальные нужды по установленным законодательством нормам от затрат на оплату труда указанных категории работников (отчисления в пенсионный фонд, в фонд обязательного медицинского страхования, в фонд социального страхования и др.);

1.3. Расходы на обеспечение бесперебойной деятельности административно-хозяйственного персонала:

1.3.1. Почтово-телеграфные и телефонные расходы, расходы на содержание и эксплуатацию телефонных станций, коммутаторов, установок диспетчерской, радио-, а также факсимильной, спутниковой и других видов связи, используемых для управления организацией, расходы на аренду указанных средств связи или на оплату соответствующих услуг, предоставляемых другими организациями по договорам;

1.3.2. Расходы на содержание и эксплуатацию вычислительной техники, используемой для управления и находящейся на балансе организации, а также расходы на оплату соответствующих работ, услуг, выполняемых по договорам;

1.3.3. Типографские расходы, расходы на содержание и эксплуатацию оргтехники;

1.3.4. Расходы на приобретение канцелярских принадлежностей, бланков учета, отчетности и других документов, периодических изданий, необходимых для достижения производственных целей и управления предприятием, на приобретение технической литературы, переплетные работы;

1.3.5. Расходы на командировки работников управления, включая работников управления подразделений и работников, обслуживающих служебный легковой автотранспорт, в соответствии с установленными законодательством нормами (затраты на проезд работника в оба конца, наем жилого помещения, суточные, оформление, выдача виз и др.);

1.3.6. Расходы на оплату юридических, информационных и иных аналогичных услуг в соответствии с заключенными договорами, непосредственно связанных с производством продукции (работ, услуг), обусловленных технологией и организацией производства или направленных на обеспечение условий эффективного функционирования организации в целом;

1.3.7. Расходы на оплату аудиторских услуг, связанных с проверкой достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, в соответствии с действующим законодательством;

1.3.8. Представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседание совета директоров (правления) или руководящего органа, независимо от места проведения указанного мероприятия, а также расходы по проведению официального приема (завтрака, обеда, или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате организации, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий;

1.3.9. Затраты по содержанию и ремонту основных средств и инвентаря общеэксплуатационного назначения (зданий, сооружений, передаточных устройств, дворовых территорий, складских помещений, организации (без складских помещений подразделений), включая грузоподъемное оборудование, погрузочно-разгрузочные машины и оборудование для обслуживания складов и т.п.):

Затраты на смазочные, обтирочные и др. материалы, инвентарь и оборудование для уборки помещений, на водоснабжение, канализацию и удаление отходов, электроэнергию для освещения помещений и территории организации, а также материалы, оборудование и приборы для освещения;

Затраты на отопление и вентиляцию (кондиционирование воздуха) помещений;

Затраты на возмещение износа и ремонт инструментов производственного и хозяйственного инвентаря.

1.4. Амортизационные отчисления на полное восстановление основных средств в соответствии с действующим законодательством, предназначенных для обслуживания аппарата управления;

1.5. Затраты на техническое обслуживание и ремонт основных средств общехозяйственного назначения.

2. Расходы по обслуживанию работников производства:

2.1. Затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров (в том числе с повышением квалификации кадров) на договорной основе с образовательными учреждениями.

2.2. Затраты на охрану труда и технику безопасности:

2.2.1. Износ и расходы по ремонту и стирке бесплатно выдаваемых специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;

2.2.2. Затраты, связанные с приобретением аптечек и медикаментов;

2.2.3. Стоимость бесплатно выдаваемых в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях нейтрализующих веществ, жиров, молока и пр.;

2.2.4. Затраты на приобретение необходимых справочников и плакатов по технике безопасности, предупреждению несчастных случаев и заболеваний, а также улучшению условий труда;

2.2.5. Затраты по обучению рабочих безопасным методам работы и на оборудование кабинетов по технике безопасности;

2.2.6. Прочие расходы, предусмотренные номенклатурой мероприятий по охране труда и технике безопасности.

2.3. Затраты на содержание служебных помещений, в том числе санитарно-бытовых помещений и инвентаря, предоставляемых работникам.

3. Расходы по организации работ:

3.1. Расходы на оплату услуг по охране имущества, обслуживания охранно-пожарной сигнализации, услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности: затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды работников ведомственной сторожевой и профессиональной пожарной охраны, в тех случаях, когда организации в установленном порядке предоставлено право иметь ведомственную охрану, расходы на содержание и износ противопожарного инвентаря, оборудования, спецодежды и др.

3.2. Расходы на содержание и ремонт производственных мастерских (в части работ по содержанию и ремонту жилищного фонда): затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды работников производственных мастерских, амортизация, расходы на проведение ремонта оборудования и инвентаря мастерской.

4. Прочие общеэксплуатационные расходы:

4.1. Расходы на обязательное и добровольное страхование имущества предприятий и организаций в соответствии с установленным законодательством порядком и в других разрешенных законодательством страховых случаях;

4.2. Платежи по кредитам банков (за исключением ссуд, связанных с приобретением основных средств, нематериальных активов), а также по бюджетным ссудам, кроме ссуд, выданных на инвестиции;

4.3. Расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ, баз данных по договорам с правообладателем, а также расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных, расходы на получение лицензий и др.;

Приложение 2

Примерный перечень документов для определения величины общеэксплуатационных расходов

Приложение 3

1. Административно-хозяйственные расходы:

1.1. Затраты на оплату труда работников определяют по формуле:

Зот - затраты на оплату труда работников административно-хозяйственного персонала;

Нч - нормативная численность работников административно-хозяйственного персонала;

n - количество работников административно-хозяйственного персонала;

Тс - тарифная ставка (должностной оклад) работника i -той профессии (должности) соответствующего разряда;

Д - доплаты и надбавки.

На предприятии, оказывающем услуги по содержанию и ремонту жилищного фонда общей площадью 80 тыс. м2, нормативная численность административно-хозяйственного персонала составила 21 чел., из них 4 чел. - работники аппарата управления, 13 чел. - работники, осуществляющие оперативное руководство эксплуатацией и текущим ремонтом жилищного фонда, 4 чел. - рабочие, осуществляющие хозяйственное обслуживание административных помещений. На предприятии действует тарифная система оплаты труда, тарифные коэффициенты соответствуют тарифным коэффициентам Единой тарифной сетки (утв. постановлением Правительства Российской. Федерации от 30.03.2000 № 284), месячная тарифная ставка рабочего 1 разряда - 872 руб. При данных параметрах годовой фонд оплаты труда административно-хозяйственного персонала составит 627 тыс. руб.

1.2. Отчисления на социальные нужды работников административного персонала (единый социальный налог) определяются в соответствии с действующим законодательством в размере 35,6 % от затрат на оплату труда, что составит 223,2 тыс. руб.

1.3. Расходы административно-хозяйственного персонала определяются по данным бухгалтерского учета исходя из конкретных условий, заключенных договоров и намеченных в планируемом периоде изменений:

Почтово-телеграфские и телефонные расходы - 12 тыс. руб.

Расходы на содержание и ремонт вычислительной техники - 8,5 тыс. руб.

Расходы на приобретение канцелярских товаров - 5 тыс. руб.

Расходы на служебные командировки и перемещения работников - 32 тыс. руб.

Оплата аудиторских услуг - 96 тыс. руб.

Затраты по содержанию всех основных средств и инвентаря общеэксплуатационного назначения - 46 тыс. руб.

Амортизационные отчисления - 50,6 тыс. руб.

2. Расходы на обслуживание работников производства учитываются по данным бухгалтерского учета исходя из конкретных условий, заключенных договоров и намеченных в планируемом периоде изменений:

Затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров - 21 тыс. руб.

Затраты на охрану труда и технику безопасности - 27,6 тыс. руб.

3. Расходы по организации работ учитываются по данным бухгалтерского учета исходя из конкретных условий, заключенных договоров и намеченных в планируемом периоде изменений:

Затраты на инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь - 19 тыс. руб.

Расходы на содержание производственных мастерских (в части работ по содержанию и ремонту жилищного фонда) - 27 тыс. руб.

4. Прочие общеэксплуатационные расходы учитываются по данным бухгалтерского учета исходя из конкретных условий, заключенных договоров и намеченных в планируемом периоде изменений:

Платежи по обязательному и добровольному страхованию имущества - 2,8 тыс. руб.

Износ нематериальных активов (приобретение пакета прикладной программы - 13,7 тыс. руб., приобретение лицензии - 2 тыс. руб.) - 15,7 тыс. руб.

5. Величина общеэксплуатационных расходов составит 1213,4 тыс. руб.

При планируемом годовом фонде заработной платы рабочих, занятых содержанием и ремонтом жилищного фонда - 1150 тыс. руб., общеэксплуатационные расходы составят 105,5 % от фонда оплаты труда рабочих.

Из приведенного примера следует, что при определении общеэксплуатационных расходов методом калькулирования по статьям затрат величина общеэксплуатационных расходов соответствует нормативным общеэксплуатационным расходам.