Через влияние налогов на управление доходами, расходами и конечными результатами налоговое планирование опосредованно влияет и на другие направления финансового менеджмента. Налоговое планирование позволяет оптимизировать сумму уплачиваемых налогов и избежать экономического ущерба, связанного с выплатой штрафов. Налоговое планирование является частью финансового планирования и подчиняется определенным принципам. На практике выделяют четыре основные стадии налогового планирования.

В экономической литературе можно выделить два подхода к определению налогового планирования. В основе первого лежит минимизация налоговых обязательств налогоплательщика, в основе второго - налоговая оптимизация.

Следует также различать налоговое планирование как более широкое понятие и планирование налогов как более узкое понятие.

Налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта - это неотъемлемая часть управления его финансово-хозяйственной деятельностью в рамках единой стратегии его экономического развития, представляющая собой процесс системного использования оптимальных законных налоговых способов и методов для установления желаемого будущего финансового состояния объекта в условиях ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования. При этом в понятие будущего финансового состояния целесообразно также включать уровень налогового бремени.

Планирование налогов - это планирование на минимальном для конкретного хозяйствующего субъекта уровне сумм отдельных налогов.

Через влияние налогов на управление доходами, расходами и конечными результатами налоговое планирование опосредованно влияет и на другие направления финансового менеджмента.

Здесь необходимо отметить следующее.

  • Во-первых, являясь составной частью системы финансового менеджмента, налоговое планирование занимает в ней специфичное место , что обусловлено тем, что налоговый аспект присутствует в любом сегменте управления финансами хозяйствующих субъектов.
  • Во-вторых, так как налоговые отношения как составная часть финансовых возникают на перераспределительной стадии воспроизводственного процесса и являются завершающим звеном любого предпринимательского решения , налоговому планированию как составной части финансового менеджмента присуща ограниченная самостоятельность. Как контрольная функция финансов проявляется только в процессе формирования и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов, так и налоговое планирование проявляется только в процессе осуществления соответствующих видов деятельности и решений. Таким образом, налоговое планирование, не имея четко самостоятельного характера, тем не менее оказывает существенное влияние на принятие предпринимательских решений и повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности организаций.
  • В-третьих, налоговая экономия увеличивает собственные финансовые ресурсы предприятия , поэтому конечной целью налогового планирования является не только и не столько оптимизация налогов, а в рамках достижения основных целей предпринимательской деятельности предприятия повышение его финансовой устойчивости и значимости.

Отсутствие налогового планирования ставит хозяйствующие субъекты в такое положение, когда они:

  • недостаточно полно понимают возможности развития бизнеса в более благоприятных условиях;
  • оказываются в более слабой позиции по сравнению с другими участниками рыночной деятельности;
  • не обеспечивают должной системности в своем развитии;
  • могут допускать существенные ошибки в стратегическом развитии и реализации своей миссии.

Применение налогового планирования в деятельности фирмы и деловых отношений создает следующие важные преимущества для бизнеса:

  • прояснение возникающих проблем;
  • возможность анализа и использования будущих благоприятных условий;
  • подготовку фирмы к изменениям во внешней среде;
  • стимулирование участников налогового планирования к реализации своих решений в дальнейшей работе, создание предпосылок для повышения образовательной подготовки менеджеров;
  • обеспечение более рационального распределения и использования различных видов ресурсов хозяйствующего субъекта;
  • повышение финансовой устойчивости и значимости предприятия.

Основами налогового планирования являются:

  1. учет основных направлений развития налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства;
  2. разработка учетной политики предприятия и проведение договорных компаний с учетом их налоговых последствий;
  3. правильное и полное использование всех установленных законом льгот, освобождений от налогов и исполнения обязанностей налогоплательщиков;
  4. оценка возможностей получения отсрочек и рассрочек по уплате налогов, а также различных налоговых и инвестиционных налоговых кредитов.

Налоговое планирование является частью финансового планирования и подчиняется следующим принципам :

  1. платить минимум из положенного;
  2. осуществлять уплату налога в последний день установленного периода;
  3. использовать варианты снижения налогооблагаемой базы в рамках взаимосвязанной системы налогообложения предприятий;
  4. использовать льготные режимы налогообложения, предусмотренные законодательством;
  5. не допускать повышенного налогообложения путем использования специальных учетных методов.

Таким образом, налоговое планирование позволяет оптимизировать сумму уплачиваемых налогов и избежать экономического ущерба, связанного с выплатой штрафов в пользу государства.

На практике выделяют четыре основные стадии налогового планирования.

Стадия 1. Принятие решений о наиболее выгодном с точки зрения налогового планирования расположении самого предприятия, его руководящих органов, филиалов, дочерних и зависимых обществ для оптимизации налогов исходя из целей деятельности предприятия и особенностей налоговых режимов отдельных стран.

Различия в налоговых режимах между странами помогают уйти от налогообложения с использованием «принципа неограниченной налоговой ответственности». Например, если создать компанию по законам Великобритании и в самой Великобритании, где резидентами считаются компании, имеющие в этой стране центр фактического руководства, а само руководство расположить в США, где критерием считается место создания, то компания не будет считаться резидентом ни в США, ни в Великобритании. Тогда ни в одной из стран компания не попадет под режим неограниченной налоговой ответственности. Но считаясь нерезидентом в каждой из этих стран, фирма будет облагаться налогом только по доходам из источников этих стран, а если их нет, то налогообложение будет нулевым и, следовательно, нет необходимости использовать оффшорную зону.

На практике возможно использование двухстороннего и многостороннего соглашения о ликвидации двойного налогообложения. В частности, существует налоговое соглашение, заключенное между Нидерландами и Антильскими островами, которое получило в международной практике наименование «Голландский сэндвич».

Например, компания зарегистрирована на Антильских островах. Инвестор учреждает дочернюю компанию в Нидерландах и использует ее для управления компаниями, создаваемыми в любых странах, т. е. эти компании принадлежат организации, расположенной на Антильских островах. Используя соглашение между Нидерландами и Антильскими островами, можно минимизировать налоговое бремя за счет уменьшения и доведения до нуля налогов на дивиденды, которые распределяются субдочерними компаниями.

Следует отметить, что существуют страны (Франция, Швейцария), которые ограничивают свою налоговую юрисдикцию только доходами, извлекаемыми на их территории, и не облагают доходы, полученные за рубежом.

Что касается Российской Федерации, то здесь используются свободные экономические зоны и закрытые административно-территориальные образования, где происходит снижение налогового бремени.

Стадия 2. Выбор организационно-правовой формы юридического лица и его внутренней структуры с учетом характера и целей деятельности и соответствия режима налогообложения юридического лица с его гражданско-правовой ответственностью по обязательствам.

При этом в западных странах сложилась общая тенденция: чем меньше ответственность по обязательствам перед своими кредиторами, тем больше налоговые обязательства, и наоборот. Установлено, что если участники полного товарищества полностью отвечают по долгам товарищества всем имуществом, то они, как правило, не признаются плательщиками налога на прибыль или платят его по минимальной ставке, а предприятия в западных странах, как правило, акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью, не имеют льготного режима налогообложения прибыли.

Компания, получающая дивиденды от участия в деятельности других предприятий, имеет право вычитать либо весь дивиденд, либо его часть из налогообложения прибыли. Критерием того, сколько вычитать, служит процент участия в капитале другого предприятия. Чем он больше, тем больше вычитается дивидендов.

В отдельных странах полностью разрешено вычитать дивиденд из налогооблагаемой базы, если он получен от контролируемого предприятия, где обеспечено безусловное принятие или отклонение определенных решений на общем собрании акционеров.

В отдельных странах (например во Франции) существует такое положение, что если фирма владеет 95% акций другой компании, то результаты деятельности последней включаются в налоговые документы контролирующей фирмы.

В российских условиях хозяйствующие субъекты должны учитывать, что участие государства при формировании уставного капитала в размере более 25% ограничивает возможности проведения реструктуризации, передачи имущества и распределения полученных доходов, а также участие в создании аффилированных групп. Согласно Налоговому и Гражданскому кодексам, при наличии доли одного из участников в размере более 25% возможно привлечение его к солидарной ответственности по налоговым обязательствам. Важное значение для целей налогового планирования имеет не только размер, но и способ формирования уставного капитала. Например, внесение имущества в уставной капитал создает первоначальные налоговые обязательства в виде налога на имущество. Выбор основных направлений деятельности на стадии подготовки учредительных документов будет иметь последствия, например, для расчета отчислений на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Создание филиалов в юрисдикциях с повышенным налоговым бременем снижает общие доходы организации, а с минимальным - создает дополнительные возможности для налогового планирования.

Стадия 3 . Текущее налоговое планирование.

Текущее налоговое планирование состоит из следующих элементов:

  • использование налоговых освобождений и льгот по основным налогам с учетом изменения налогового законодательства с целью оперативного реагирования на эти изменения, включая реорганизацию предприятия;
  • использование оптимальных форм договоров при прогнозировании и определении налогооблагаемого дохода и показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, планирования сделок, опосредствующих предпринимательскую деятельность организации;
  • разработка учетной политики для целей оптимизации налогообложения.

Все перечисленные факторы учитываются при моделировании налогового бремени хозяйствующего субъекта на оптимальном для него уровне в зависимости от этапа развития предприятия и целей, стоящих перед ним.

Стадия 4 . Принимаются решения по наиболее рациональному размещению активов и прибыли и по проблемам инвестирования и аккумулирования средств, так как правильное размещение прибыли и капитала позволяет получить дополнительные налоговые льготы, а в отдельных случаях - обеспечить возврат части уплаченных налогов.

На практике этапы налогового планирования можно использовать в совокупности или в отдельности в зависимости от того, создается ли предприятие или уже действует.

В дополнение к четырем основным стадиям можно добавить стадию формирования целей и задач предприятия в начале его организации и стадию контроля, анализа и оценки эффективности налогового планирования . На практике стадии налогового планирования могут присутствовать в совокупности или в отдельности в зависимости от того, создается ли предприятие или уже действует.

Все перечисленное учитывается при моделировании налогового бремени хозяйствующего субъекта на оптимальном для него уровне в зависимости от этапа развития предприятия и целей, стоящих перед ним.


Сущность и принципы налогового планирования. Этапы и сроки налогового планирования. Актуальность вопроса налогового планирования обусловлена вполне объяснимым стремлением налогоплательщиков уменьшить налоговую нагрузку и столь же объяснимым стремлением государства воспрепятствовать этому. Целью налогового планирования и прогнозирования является оценка соотношения налогового потенциала и фактических поступлений налогов и сборов и определение объемов экономически обоснованных поступлений налогов и сборов в бюджетную...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Введение…………………………………………………………………….....3

Сущность и принципы налогового планирования………………………….5

Этапы и сроки налогового планирования………………………………….10

Заключение…………………………………………………………………...14

Список литературы…………………………………………………………..16

Введение

В последнее время всё более распространенным способом повышения эффективности предпринимательской деятельности становится оптимизация налоговых платежей, налоговое планирование.

Актуальность вопроса налогового планирования обусловлена вполне объяснимым стремлением налогоплательщиков уменьшить налоговую нагрузку и столь же объяснимым стремлением государства воспрепятствовать этому.

Налоговая минимизация включает в себя в зависимости от правомерности конкретных способов уменьшения размеров налоговой обязанности незаконную (уклонение от уплаты налогов) и законную (налоговую оптимизацию, налоговое планирование) деятельность.

Целью налогового планирования и прогнозирования является оценка соотношения налогового потенциала и фактических поступлений налогов и сборов и определение объемов экономически обоснованных поступлений налогов и сборов в бюджетную систему в планируемом периоде.

Налоговое прогнозирование и планирование правомерно рассматривать как единый процесс, в рамках которого происходит регулярная корректировка решений, пересмотр мер по достижению намеченных показателей на основе непрерывного контроля и мониторинга происходящих изменений.

Налоговое прогнозирование представляет собой оценку налогового потенциала и поступлений налогов и сборов в бюджетную систему (консолидированный, федеральный и территориальные бюджеты) и осуществляется на базе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и ее субъектов в виде системы показателей и основных параметров социально-экономического развития.

Налоговое прогнозирование включает в себя определение налоговых баз по каждому налогу и сбору, мониторинг динамики их поступления, расчет уровней поступления налогов и сборов, объемов выпадающих доходов, состояние задолженности по налоговым платежам, оценку результатов изменения налогового законодательства и т.д.

Целью налогового планирования являются: соблюдение налогового законодательства; сведение до минимума излишних налоговых выплат, избежание налоговых санкций, начисления пеней; максимальное увеличение прибыли; разработка структуры взаимовыгодных сделок с контрагентами; управление потоками денежных средств; эффективное сотрудничество с участниками налогового планирования; влияние на законодательные органы власти, налоговые, финансовые органы, защита прав налогоплательщика, в том числе судебная.

Налоговое планирование — организация деятельности налогоплательщика направленная на минимизацию его налоговых обязательств не нарушая законодательства.

Экономия на налогах с помощью использования законных методов налоговой оптимизации способна принести ощутимый положительный результат практически в любой сфере предпринимательской деятельности.

Для российских предпринимателей налоговое планирование — еще недостаточно освоенная область. В экономически же развитых странах налоговому планированию уделяется чрезвычайно большое внимание. Уплата фирмой налога по стандартной, установленной законом ставке является свидетельством неэффективного налогового менеджмента . Целью налогового планирования является построение оптимальной модели хозяйствования, обеспечивающей минимально возможный размер налоговой нагрузки.

Сущность налогового планирования состоит в признанном за каждым налогоплательщиком праве использовать все допускаемые законом средства, пути и методы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Возможность налогового планирования обусловлена наличием в налоговом законодательстве весьма обширной сферы, где нормы права с достаточной точностью не определены или допускается их неоднозначное толкование.

Налоговый Кодекс РФ указывает, что «налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах».

В основе налогового планирования лежит максимально полное и правильное использование всех установленных законом льгот и преимуществ, а также оценка позиции налоговых органов и учет основных направлений налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства.

Основы налогового планирования включают: учет основных направлений развития налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства; разработку учетной политики предприятия ; правильное и полное использования всех установленных законом льгот; оценка возможностей получения отсрочек и рассрочек по уплате налогов.

Сущность и принципы налогового планирования

Налоговое планирование — законный способ обхода налогов с использованием предоставляемых законом льгот и приемов сокращения налоговых обязательств. Его сущность заключается в признании права налогоплательщика применять все допустимые приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Процесс налогового планирования состоит из нескольких взаимосвязанных между собой этапов. В налоговом планировании сочетаются элементы науки и искусства аналитика. Налоговое планирование — законный способ обхода налогов с использованием предоставляемых законом льгот и приемов сокращения налоговых обязательств.

Необходимость налогового планирования заложена в самом налоговом законодательстве, которое предусматривает конкретные налоговые режимы для разных ситуаций, допускает многообразие методов для исчисления налоговой базы и предлагает налогоплательщикам различные налоговые льготы, если они будут действовать в желательных властным органам направлениях.

Сущность налогового планирования — признание права налогоплательщика применять все допустимые законами средства, приемы и способы (в том числе и пробелы в законодательстве) для максимального сокращения своих налоговых обязательств.

По видам налоговое планирование подразделяется на корпоративное (налоговое планирование для предприятий) и личное (налоговое планирование для физических лиц). 1

Налоговое планирование для предприятий — составная часть стратегического финансового планирования предпринимательской деятельности и бизнес-плана. Одна из его главных целей — минимизация налоговых платежей путем использования всех особенностей налогового законодательства.

Принципы налогового планирования можно образно представить следующими высказываниями и положениями:

1. «Налоговое планирование, не нарушающее закон, — обычная практика бизнеса по всему миру. Кредо налогового планирования — ориентация на логику, а не на временные дыры в законодательстве» (Джон Пеппер).

2. «Платить налоги нужно. Но с умом» (Б. А. Рагозин). А именно:

Платить необходимо только минимальную сумму положенных налогов. Полноценно использовать всю совокупность налоговых льгот.

Платить налоги необходимо в последний день установленного для этого срока.

Налоговое планирование неотделимо от общей предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта.

3. Налоги нельзя просто «механически» минимизировать, их необходимо оптимизировать, поскольку:

Сокращение одних налоговых платежей может привести к увеличению других;

Минимизация налогов путем отнесения расходов на себестоимость уменьшает финансовый результат и сдерживает развитие бизнеса;

Механическое сокращение налогов может привести к превосходству формы над существом сделки и к ее оспоримости налоговыми органами.

4. «Цель минимизации налогов — не уменьшение какого-нибудь налога как такового, а увеличение всех финансовых ресурсов предприятия. Если минимизация налогов произведена некорректно, то штрафы многократно превысят планируемый эффект от минимизации. Минимизация налогов — это только часть более крупной главной задачи, стоящей перед финансовым менеджментом. Главная задача финансового менеджмента — финансовая оптимизация, т. е. выбор наилучшего пути управления финансовыми ресурсами предприятия» (Р. Ф. Галимзянов).

Процесс налогового планирования играет важную роль в любой коммерческой организации. Формулирование целей и задач нового образования, сферы производства и обращения в налоговом процессе складываются в единую схему действия, например решение вопроса о наиболее выгодном месте расположения предприятия и его подразделений, выбор организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, формирование налогового поля, определение всех предоставленных налоговым законодательством льгот по каждому из налогов, анализ всех возможных форм сделок и образование договорного поля, составление журнала типовых хозяйственных операций, анализ различных хозяйственных ситуаций с учетом возможных налоговых рисков, решение вопроса о рациональном размещении активов и прибыли предприятия, налоговый менеджмент, включая использование технологии внутреннего контроля налоговых расчетов.

Необходимость корпоративного налогового планирования в решающей степени зависит от тяжести налогового гнета в стране. Если удельный вес налогов не превышает 15% общего чистого дохода предприятия, то потребность в налоговом планировании минимальна. В такой ситуации за состоянием налоговых платежей вполне может следить главный бухгалтер или его заместитель.

При уровне налогового гнета в пределах 20-35% в мелких и средних фирмах целесообразно иметь специалиста, а в крупных фирмах — группу специалистов, ориентированных исключительно на контроль за налоговыми обязательствами. Для новых проектов обязательно привлечение квалифицированных внешних консультантов по налоговому планированию.

Если налоги забирают 40-50% и более, то налоговое планирование принимает глобальный характер и становится важнейшим элементом всей управленческой работы. Надзор за налоговыми вопросами осуществляется на уровне высшего руководства. В средних и больших фирмах обязательно наличие группы или отдела налогового планирования.

Важный элемент, способствующий проведению налогового планирования на предприятии, — это организация бухгалтерского учета: выбранная форма, методология, содержание и способы ведения.

Как уже отмечалось, текущее налоговое планирование в первую очередь предусматривает формирование налогового поля.

В соответствии со статусом предприятия на основании его устава и законодательных актов в области налогообложения определяется спектр основных налогов, которые надлежит уплачивать в бюджет и внебюджетные фонды. Существует несколько правил налогового планирования:

Налоговое планирование для предпринимателей предполагает выбор оптимальных при данных налоговых правилах форм и методов инвестирования капиталов и осуществления деятельности. При некотором упрощении налоговое планирование можно представить как следование основным правилам.

Первое: следует избегать статуса резидента в стране получения наибольших доходов, если при налогообложении доходов от зарубежной деятельности применяется принцип резидентства.

Второе: активы предпочтительнее перемещать в форме движения капиталов, а не прибылей.

Третье: при сравнении налоговых режимов разных стран больше внимания следует уделять правилам расчета облагаемого дохода, а не налоговым ставкам.

Четвертое: не следует спешить с инкассацией доходов и регистрацией прибылей, так как отсрочка налога часто равносильна освобождению от него. 2

Перечисленные правила обеспечивают минимизацию налоговых обязательств законным путем и посредством полного раскрытия всей информации налоговым органам. Подобную минимизацию налоговых обязательств, как правило, называют избежанием налогов. Помимо законных способов минимизация налогов может осуществляться и незаконными методами, что определяется как уклонение от налогов (tax evasion). Уклонение от налогов происходит путем сокрытия своих налоговых обязательств либо предоставления в налоговые органы ложной информации.

Этапы и сроки налогового планирования

Процесс налогового планирования можно разделить на несколько тесно связанных этапов, которые, однако, не следует рассматривать как четкую и неизменную последовательность действий, позволяющих добиться минимизации налоговых обязательств плательщика. Отдельные вопросы на любом этапе могут решаться одновременно с рассмотрением других проблем налогообложения.

На первом этапе, как правило, принимается решение о выборе наиболее выгодного с налоговой точки зрения места расположения как самого предприятия (производства, цеха, конторы и т.п.), так и его руководящих органов, филиалов или дочерних компаний. При этом учитываются не только налоговый режим, предоставляемый местным законодательством, но и другие положения налогового права, например, возможность безналогового перевода доходов из одной страны в другую (как в случае с использованием «голландского сандвича»), возможность и условия предоставления налоговых кредитов и иных специальных льгот, условия налоговых соглашений и др.

Основная задача второго этапа налогового планирования состоит в выборе оптимальной для конкретных целей деятельности организационно-правовой формы юридического лица. Понятно, что налоговые обязательства предприятия определяются не только тем, в какой налоговой юрисдикции оно расположено или ведет предпринимательскую деятельность, но и налоговым режимом распределения получаемой им прибыли

При этом можно выделить одну общую тенденцию: предприятие, несущее неограниченную имущественную ответственность по обязательствам перед своими кредиторами, как правило, связано незначительными налоговыми обязательствами. В качестве примера можно привести полное товарищество, участники которого солидарно отвечают по долгам товарищества всем своим имуществом. По действующему российскому законодательству оно не признается плательщиком налога на прибыль предприятий, что позволяет ему избежать двойного налогообложения получаемой им прибыли (которое обычно имеет место при распределении дивидендов). Кроме того, полное товарищество, созданное физическими лицами, имеет право на ряд льгот по местным налогам, налогообложению имущества. 3

Напротив, предприятие, учрежденное в форме общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества, несет ограниченную ответственность по обязательствам перед кредиторами, которую путем применения системы участии можно свести до минимума. По действующему российскому законодательству о налогообложении прибыли предприятий такое юридическое лицо подвержено высокому налогообложению. Имеет место двойное налогообложение получаемой им прибыли при распределении дивидендов. Прибыль, получаемая обществом, облагается налогом в установленном порядке. При распределении дивидендов с физических лиц взимается налог у источника по ставкам, установленным для налогообложения доходов физических лиц; при получении юридическими лицами дивидендов (или доходов от долевого участия в других предприятиях) с них взимается налог по фиксированной законом ставке. Соответственно при распределении дивидендов акционерам образуется тройное налогообложение. Если предпринимательскую деятельность ведет сложная организационная единица (группа взаимосвязанных юридических лиц), двойное налогообложение будет возникать на каждом этапе распределения дивидендов.

Первый этап — появление идеи об организации бизнеса, формулирование цели и задач, а также решение вопроса о возможном использовании предоставляемых законодателем налоговых льгот (например для малых предприятий, осуществляющих деятельность в сфере материального производства).

Второй этап — выбор наиболее выгодного в отношении налогов места расположения производств и конторских помещений предприятия, его филиалов, дочерних компаний и руководящих органов.

Третий этап — выбор организационно-правовой формы юридического лица и определение ее соотношения с возникающим при этом налоговым режимом.

Следующие этапы относятся к текущему налоговому планированию, которое должно органично входить во всю систему управления хозяйствующего субъекта.

Четвертый этап предусматривает формирование так называемого налогового поля предприятия. Составляется характеризующая налоговое поле налоговая таблица, в которой каждый налог описывается с помощью определенных показателей (параметров). Далее проводится анализ налоговых льгот. В заключение этапа составляется детальный план использования льгот по выбранным налогам.

Пятый этап — образование (с учетом уже сформированного налогового поля) системы договорных отношений предприятия и составление журнала хозяйственных операций, который служит основой ведения бухгалтерского и налогового учета.

Шестой этап начинается с анализа различных налоговых ситуаций, сопоставления полученных финансовых показателей с возможными потерями, обусловленными штрафными и иными санкциями. Далее с учетом получения максимальных финансовых результатов осуществляется наиболее рациональное с налоговой точки зрения размещение активов и прибыли предприятия.

Седьмой этап непосредственно связан с управлением налогами на предприятиях и в организациях. Налоговый менеджмент включает организацию надежного налогового учета и контроль за правильностью расчетов налогов. Основным способом уменьшения риска ошибок может быть использование технологии внутреннего контроля налоговых расчетов. Составляется налоговая таблица, характеризующая налоговое поле предприятия, в которой каждый налог описывается с помощью основных финансовых показателей организации.

После этого специалистами предприятия анализируются все представленные законодательством льготы по каждому из налогов на предмет их использования в предпринимательской деятельности. С учетом результатов этого анализа составляется детальный план использования льгот по выбранным налогам.

Затем, согласно уставу предприятия и на основе Гражданского кодекса РФ, формируется система договорных отношений предприятия. В рамках текущей предпринимательской деятельности осуществляется планирование возможных форм сделок: аренда, подряд, купля-продажа, возмездное оказание услуг и т. п.

Для этого подбираются типичные хозяйственные операции, которые предстоит выполнять предприятию; разрабатываются различные ситуации с учетом налоговых, договорных и хозяйственных наработок; выбираются наилучшие варианты, которые оформляются в виде блоков бухгалтерских проводок. Из оптимальных блоков составляется журнал хозяйственных операций, который служит основой ведения бухгалтерского и налогового учета.

Оценивается получение максимального финансового результата с учетом налоговых рисков (возможных штрафных санкций);

Осуществляется наиболее рациональное с налоговой точки зрения размещение активов и прибыли предприятия;

Определяются альтернативные способы учетной политики.

Принятая хозяйствующим субъектом учетная политика в целях налогообложения применяется последовательно из года в год. Учетные приемы, формирующие оценку активов, порядок признания выручки от реализации и списания затрат, имеют прямую связь с налогообложением предприятия и его финансовым положением. Варьируя учетной методологией в дозволенных законом пределах, имеется возможность выбирать наиболее выгодный способ учета. Поэтому определение и грамотное применение элементов учетной и налоговой политики — одно из направлений эффективного налогового планирования. 4

На практике управление налогами включает три ступени:

Организацию надежного налогового учета;

Контроль за правильностью расчетов налогов;

Минимизацию налогов в рамках действующего законодательства.

Ошибки в налоговых расчетах, которые со стороны налоговых органов караются огромными финансовыми санкциями, происходят в основном из-за недостаточно грамотной работы специалистов бухгалтерских и экономических служб предприятия. По некоторым оценкам, 75% ошибок происходит вследствие низкой организации налогового учета и только оставшаяся часть — результат несовершенства российского законодательства.

Заключение

Налоговое планирование – это особая организация деятельности налогоплательщика с использованием различных способов, методов и средств, предоставляемых законом и не нарушающих его, с целью минимизации налоговых обязательств налогоплательщика в течение определенного времени.

Несмотря на большое количество существующих в РФ налогов, основу налоговой системы и львиную долю налоговых поступлении обеспечивают всего несколько налогов - так называемые основные налоги. К ним можно отнести налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий, дорожные налоги, акцизы, таможенные пошлины, налог на доходы физических лиц.

Значение прямых налогов, особенно налога на прибыль предприятий падает, а косвенных налогов, и особенно НДС, возрастает.

Остальные налоги, в значительной части местные, составляют некоторый налоговый фон.

Налоговое планирование, в большей части, направлено на минимизацию именно основных налогов. Достаточно часто уменьшение основных налогов приводит к соответствующему уменьшению и всех остальных.

Список Литературы

  1. Акулинин Д.Ю. Основные средства организации как объект налогового планирования // Налоговый вестник. – 2008. – №3.
  2. Александров И.М. Налоги и налогообложение. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К о », 2010.
  3. Веретина Н.Г. Налоговое планирование как элемент финансовой политики реструктурируемого предприятия // Финансы. – 2009. – №4.
  4. Евсегнеев Е.Н. Налоги и налогообложение. – М.:ИНФРА-М, 2010.
  5. Заяц Н. Теория налогов. – М.: БГЭУ, 2010.
  6. Кожинов В.В. Налоговое планирование и прогнозирование финансового результата деятельности предприятия. – М.: Экзамен, 2008.
  7. Тихонов Д.Н. Основы налогового планирования. – М.: Инфограф, 2009 г.

1 . Акулинин Д.Ю. Основные средства организации как объект налогового планирования // Налоговый вестник. – 2008. – №3.

2 Вылкова Е.С. Налоговое планирование должно стать основной частью финансового менеджмента // Финансист. – 2009. – № 7.

3 Новикова А.И. Мельник А.Д. Золотарев В.П. Налоговая статистика и прогнозирование // Налоговый вестник. - №11. - 2009.

4 Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. – М.: ИНФРА–М, 2009 г.

PAGE \* MERGEFORMAT 2

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

5366. Основные моменты налогового планирования 281.1 KB
Унитарные предприятия выполняют важные государственные функции, поэтому налогообложение и налоговое планирование этих предприятий является очень актуальным вопросом для исследования. Налоговое планирование является важным моментом
13189. Разработка предложений по совершенствованию налогового планирования и прогнозирования 688.55 KB
Необходимость налогового планирования изначально определена современным налоговым законодательством изначально предусматривающее различные налоговые режимы в зависимости от статуса налогоплательщика направлений и результатов его финансовохозяйственной деятельности места регистрации и организационной структуры организации налогоплательщика. Роль налогового планирования в экономике современного предприятия обусловила внимание ученых к исследованию проблемы функционирования налогового планирования. В многочисленных работах по данной...
15071. Понятие и принципы планирования расследования 490.7 KB
Расследование – это процесс познавательный, разновидность познания объективной действительности. Первоначальные сведения о преступлении, поступающие к следователю, чаще всего неполны, отрывочны и ненадежны. Они явно недостаточны для обоснования вывода о наличии или отсутствии состава преступления, о лице, виновном в нем, и т.д
2334. Сущность и цели кадрового планирования 731.46 KB
Сущность и цели кадрового планирования Кадровое планирование целенаправленная научно обоснованная деятельность организации имеющая целью предоставление рабочих мест в нужный момент времени и в необходимом количестве в соответствии со способностями склонностями работников и предъявляемыми требованиями. Цели кадрового планирования Цели кадрового планирования должны формулироваться систематически. Цели и задачи кадрового планирования схематически представлены на рисунке 1. Цели и задачи кадрового планирования организации...
9344. Сущность, принципы и функции права 25.42 KB
Последнее особенно четко просматривается в отечественной литературе. Если сравнить между собой определения понятия права и подходами к его изучению, характерные для советского периода, с определениями понятия права и подходами к его познанию в постсоветский период, то нетрудно заметить, что важнейшей особенностью
13469. Сущность менеджмента. Принципы и модели управления 88.4 KB
Принципы и модели управления Современный менеджмент. В настоящее время менеджмент рассматривают как тип управления в наибольшей степени отвечающий потребностям и условиям рыночной экономики хотя данный тип управления не является наилучшим максимально эффективным в любых условиях. Его можно рассматривать по крайней мере в трех аспектах – как науку и искусство управления организациями как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений в организациях и как аппарат управления организациями. Менеджмент как наука и искусство...
7561. Сущность, закономерности, принципы процесса воспитания и самовоспитания 25.86 KB
Сущность закономерности принципы процесса воспитания и самовоспитания Требования к компетентности по теме □ знать и уметь раскрывать сущность понятий воспитание в широком педагогическом значении воспитание в узком педагогическом значении; знать и уметь анализировать разные трактовки процесса воспитания представленные в истории педагогики; □ знать и уметь формулировать цели задачи гуманистического воспитания; знать и уметь раскрывать содержание закономерностей и принципов гуманистического воспитания; □ знать и уметь характеризовать...
10254. Занятость населения: сущность, принципы, виды, формы 11.42 KB
В соответствии с Международным классификатором статуса занятости 1993 г. В зависимости от целей анализа используется различная классификация видов занятости. Труд в процессе занятости создает основное богатство общества обеспечивает его прогрессивное развитие вносит вклад в социальный прогресс мирового сообщества. В противовес занятости безработица негативно влияет на жизненный уровень человека его семьи; является дестабилизирующим фактором ведущим к застою деградации отдельных регионов социальным потрясениям в обществе.
6358. Коррекционно-воспитательная работа (сущность, принципы, средства) Воспитание дошкольников в специальных дошкольных учреждениях как системный процесс 16.01 KB
Выберите правильный ответ: интегрированное воспитание и обучение предполагает А совместное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии и нормально развивающихся детей Б синтез методов обучения и воспитания В объединение разнообразных форм обучения и воспитания Выделите направления коррекционной учебновоспитательной работы: А индивидуальные коррекционные занятия Б физическое умственное нравственное эстетическое воспитание В формирование способов усвоения социокультурного опыта Г эмоциональный визуальный и тактильный...
20071. Актуальные проблемы налогового администрирования 86.16 KB
Научной разработке теоретических основ системы налогового администрирования посвящено не одно исследование в рамках которых в той или иной мере внимание уделяется ее организационным технологическим функциональным аспектам. В научных трудах излагаются различные трактовки содержания налогового администрирования. Разнообразие подходов к исследованию системы налогового администрирования обусловлено сложностью изучаемого объекта и отсутствием законодательного определения понятия налоговое администрирование.

1. Методы налогового планирования, применяемые в организации

В налоговом планировании необходимо использовать всю совокупность имеющихся в арсенале финансового управления методов. На каждом этапе или стадии наиболее эффективны свои методы. Но только комплексное и последовательное их применение обеспечит результативность работы. В экономической литературе предлагаются различные подходы к методам налогового планирования.

А. В. Брызгалин к методам налоговой оптимизации относит: разработку приказа по учетной политике, оптимизацию через договор, метод замены отношений, метод разделения отношений, метод отсрочки налогового платежа, метод сокращения объекта налогообложения, метод оффшора, применение льгот и освобождений.

И. Г. Русакова и В. А. Кашин выделяют такие методы: замена объекта налога; замена субъекта налога (налогоплательщика); замена налоговой юрисдикции, замена обстоятельств, сопутствующих той или иной облагаемой налогом деятельности; другие методы снижения налоговых обязательств: обмен налоговыми льготами, обмен долгами, передача имущества в зарубежный траст, использование международных соглашений об устранении двойного налогообложения. В. А. Кашин выделяет также в качестве методов: текущий финансовый контроль, метод предварительной налоговой экспертизы, метод вариационно-сравнительного анализа.

В. Я. Кожинов рассматривает балансовый метод и метод микробалансов. Он также относит к методам налогового планирования ситуационный метод и численные балансовые методы: микробалансов, графоаналитических зависимостей, матрично-балансовый, комбинированные методы.

Т. А. Козенкова выделяет следующие методы, которые наглядно представлены на рисунке 1.

Рис. 1

Согласно рис. 1., расчетно-аналитический метод предполагает расчет показателей на основе анализа достигнутых величин за прошедшие периоды, индексов их изменения и экспертных оценок развития. Этот метод применим при расчете и анализе налогооблагаемых баз, а также их составляющих - объемов реализации продукции, прибыли, доходов; при составлении средне- и краткосрочных планов налоговых платежей. Расчетно-аналитический метод предполагает налоговое планирование на основе производственных, финансовых планов, прогнозов объемов продаж, затрат, то есть обеспечивает тесную связь всех элементов планирования и финансового управления между собой.

Нормативный метод применяется при расчете плановых показателей по действующим нормативам - налоговым ставкам, тарифам, нормам амортизационных отчислений. Так как все ставки налоговых платежей, отчислений, взносов устанавливаются государственными органами, т.е. носят нормативный характер, то указанный метод используется при любых расчетах, связанных с налогами.

Если при расчетно-аналитическом методе налогового планирования учитываются факторы, влияющие на формирование налоговых баз, то нормативный метод предполагает учет изменений условий налогообложения, главным образом налоговых ставок.

Нормативный метод применим при расчете и составлении конкретных планов налоговых платежей - средне-, краткосрочных, текущих, а также налоговых календарей. Но поскольку он основывается, как правило, на уже рассчитанных, готовых налогооблагаемых базах, то носит вспомогательный характер и целесообразен к использованию в совокупности с другими методами налогового планирования.

Балансовый метод состоит в создании бухгалтерской модели хозяйственной или финансовой ситуации. То есть он предполагает рассмотрение той или ной ситуации путем составления бухгалтерских проводок и на их основе - расчета баланса. Этот метод широко применяется во многих организациях. Балансовый метод наиболее целесообразно использовать в налоговом планировании, во-первых, при проведении анализа с точки зрения налоговых последствий текущих хозяйственных и финансовых операций на стадии заключения договоров, определении оптимальной формы сделки и, во-вторых, в некоторых случаях при формировании учетной политики организации, как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения. Этот метод удобен при разработке схем и форм взаимодействия головной организации с дочерними и зависимыми обществами, когда существует необходимость определения совокупной величины налоговых обязательств и общего (корпоративного) финансового результата.

Максимально полную информацию о критериях оптимальности о налоговом планировании представляет использование экономико-математических методов, что позволяет организации по каждой конкретной ситуации не только рассчитать эффективность различных вариантов решения, но и обозначить критерии выбора оптимального.

И балансовый, и экономико-математический методы направлены на определение минимальной величины налоговых обязательств, возникающих при реализации того или иного варианта управленческого решения. Но для оптимизации принимаемого решения этого недостаточно. Сумму налоговой экономии, получаемой по наиболее выгодному с точки зрения налоговых последствий варианту необходимо сравнить с величиной дополнительных затрат (финансовых, трудовых, моральных и прочих), связанных с реализацией данного решения. Кроме того, необходимо оценить вероятность изменений законодательства в планируемом периоде, касающихся рассматриваемой хозяйственной ситуации, и скорректировать в соответствии с этим расчеты налоговых обязательств.

Учет и сравнение данных факторов составляют сущность метода оптимизации плановых решений. Он заключается в разработке ряда вариантов возможных решений, оценки эффективности каждого и выборе наиболее оптимального. С помощью указанного метода решаются основные задачи стратегического налогового планирования. А именно, путем оценки налоговых последствий выбираются оптимальные, наиболее эффективные направления виды деятельности хозяйствующей единицы, структура, место расположения головной фирмы и ее дочерних и иных структурных подразделений.

Кроме общих методов, используемых в системе финансового управления в целом, в налоговом планировании применяется метод формирования налогового поля. Суть этого метода заключается в следующем. После выбора хозяйствующим субъектом вариантов правовой организации фирмы, осуществления хозяйственной и финансовой деятельности, а также формирования учетной политики составляется полный перечень обязательных платежей в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды. По каждому платежу разрабатывается оптимальная система льгот, фиксируются ставки, источники начисления, сроки уплаты.

Налоговое поле представляет собой информационную налоговую базу, включающую в себя перечень налогов, подлежащих уплате хозяйствующим субъектом исходя из осуществляемых им видов деятельности, статуса, места (региона) расположения, наличия структурных подразделений, размеров ставок, источников начисления, видов и размеров льгот, сроков уплаты и получателей.

Налоговое поле формируется в основном на этапе стратегического налогового планирования, конкретизируется в процессе оперативного планирования, подлежит постоянному обновлению в соответствии с изменениями условий функционирования и налогообложения предпринимательского объединения.

В налоговое поле включаются все параметры начисления и уплаты налогов согласно выбранным условиям функционирования хозяйствующего субъекта и его стратегической политике. Налоговое поле определяет налоговые рамки, в которых группа компаний может осуществлять свою деятельность, формировать финансовую политику, принимать управленческие решения, регулировать уровень налогообложения.

Н.А. Попонова кроме представленных методов выделяет также имитационный метод, расчет налогов по частям, статический и динамический методы минимизации налоговых отчислений.

В.А. Бабанин и Н.В. Воронина выделяют четыре группы методов с позиции внутреннего налогового планирования. К внутреннему налоговому планированию можно отнести все методы, не связанные с использованием географических (как в рамках одного государства, так и за его пределами) различий, представленные на рисунке 2.

Рис. 2. Группы методов налогового планирования

В соответствии с рис. 2. к фискальным методам относится решение об использовании налоговых льгот и различного рода освобождений. Помимо льгот, предоставляемых по отдельным налогам, имеют значение и другие льготы, предоставляемые неналоговым законодательством. Например, рядом льгот пользовались малые предприятия, медицинские организации.

Экономико-правовые методы составляют группу методов, относящихся к внутреннему планированию, которые включают:

Выбор вида деятельности. Ряд видов деятельности имеет существенные льготы по некоторым налогам;

Выбор организационно-правовой формы организации. Имеет значение в основном в части выплаты дивидендов или иных выплат участникам;

Выбор основных операций, подготовка и юридическое оформление основных контрактов. Нередко от выбранного вида договора (его гражданско-правового оформления) существенно зависит объем налоговых платежей.

Учетные методы, несмотря на то, что налоговый учет имеет существенные отличия от бухгалтерского, подразумевают, что огромную роль играет учетная политика организации, как для целей налогообложения, так и для целей бухгалтерского учета. Так, большое значение имеют способы оценки и порядок списания на затраты. В настоящее время учетная политика является одним из основных инструментов налогового планирования в организации. По мнению авторов, по силе влияния учетная политика практически стоит в одном ряду с нормативными актами.

К финансово-контрольным относится организация внутреннего контроля и налогового аудита в организации. Данный подход отличается комплексностью и ясностью структуры методов налогового планирования, так как демонстрирует охват всех сфер деятельности организации, таких как правовой аспект, экономический, финансовый и контроль.

С. М. Джаарбеков предлагает построить классификацию методов налогового планирования на основе одного из трех следующих подходов:

По целям налогоплательщика;

По видам налогов, то есть «налоговой нагрузки» отдельных налогов - доли, которую составляют эти налоги по отношению к объему продаж;

По способам налогового планирования.

Первые два подхода имеют в основном практическую направленность. Третий подход имеет в большей степени теоретическое значение, но позволяет построить наиболее полную классификацию.

На рис. 3. представлена классификация, где определяющими признаками служат:

Законность действий налогоплательщика;

Оптимизация налогоплательщиком налоговой нагрузки, то есть, платит ли он налоги, не предпринимая действий по уменьшению налогообложения, либо каким-то образом оптимизирует налоговые платежи.


Рис. 3.

Согласно рисунку 3 противозаконное налоговое планирование основано на том, сто предприятие-налогоплательщик применяет незаконные методы уменьшения налогов, в результате которых налоговые платежи не производятся совсем или производятся минимально.


Налоговое планирование, осуществляемое предприятиями в рамках закона, предполагает использование двух основных групп методов: классическое налоговое планирование заключается в планировании правильной и своевременной уплаты налогов. Содержание классического налогового планирования вытекает из организации правильного налогового учета и отчетности, а также планирования деятельности в определенных законом рамках.

Один из основных методов классического налогового планирования - выявление ошибок, допущенных предприятием, когда обнаруживается переплата налогов либо их недоплата. Самостоятельно выявленные и должным образом исправленные ошибки, связанные с недоплатой налогов, исключают применение штрафов и пеней к предприятию, а выявление ошибок в сторону переплаты налогов может принести ему экономию на налоговых платежах.

Оптимизационное налоговое планирование заключается в том, что предприятие планирует и организует свою деятельность так, чтобы платить по возможности меньше налогов.

Применение льгот - самый простой законный способ уменьшить сумму налогов. В настоящее время законодательством установлено много льгот по налогам, но далеко не все хозяйствующие субъекты их применяют. Данный метод заключается в том, чтобы правильно применить все льготы, установленные действующем законодательством.

На практике в процессе налогового планирования используются общеизвестные и широко применяемые традиционные методы: балансовый, экспертных оценок, корреляции, ранжирования, построения хронологических рядов, факторного анализа и другие. Использование этих методов совершенно правомерно, так как они являются унифицированными и не зависят от специфики исследуемых процессов (таблица 1). Эффективность выбранного метода оценивается с помощью системы показателей эффективности налогообложения, при расчете которых используется отношение совокупности налоговых издержек или их составляющих к объему продаж, себестоимости или прибыли.

При определении эффективности метода налогового планирования следует учитывать не только налоговые издержки, но также затраты и потери, которые могут при этом возникнуть у предприятия.

Следует отметить, что при разработке сложных производственных и финансовых схем, где необходимо учитывать множество факторов и условий налогообложения, целесообразно использовать несколько методов налогового планирования одновременно.

Таблица 1 Система методов налогового планирования

Наименование метода

Метод экспертных оценок

В основу прогноза закладывается мнение специалиста или коллектива специалистов, основанное на профессиональном, научном и практическом опыте. Различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки

Методы прогнозной экстраполяции

Изучаются сложившиеся в прошлом и настоящем устойчивые тенденции развития объекта прогноза и переносятся на будущее. Различают формальную и прогнозную экстраполяцию

Метод моделирования и экономико-математические методы

Конструируются модели на основе предварительного изучения объекта или процесса, выделяются его существенные характеристики или признаки

Метод экономического анализа

Налоговая проблема расчленяется на составные части, выделяется взаимосвязь и влияние этих частей друг на друга и на ход развития налоговой системы. Анализ позволяет вскрыть сущность анализируемой проблемы, определить закономерности ее изменения в прогнозируемом периоде, всесторонне оценить возможности и пути достижения поставленной цели

Балансовый метод

Балансовый метод наиболее целесообразен к применению в налоговом планировании при проведении анализа с точки зрения налоговых последствий текущих хозяйственных и финансовых операций на стадии заключения договоров, определения оптимальной формы сделки, и при формировании учетной политики организации, как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения

Нормативный метод

Этот метод находит применение при расчете плановых показателей по действующим нормативам: налоговым ставкам, тарифам нормам амортизационных отчислений

Таким образом, все рассмотренные методы налогового планирования можно привести в итоге к построению в той или иной форме модели хозяйственной или финансовой операции, с помощью которой может определяться степень влияния совокупной величины возникающих налоговых обязательств на конечный финансовый результат организации.

2. Этапы налогового планирования в организации

налоговый планирование учетный политика

В экономической литературе сложилось относительное единодушие по поводу этапов налогового планирования.

Процесс налогового планирования состоит из нескольких взаимосвязанных между собой этапов, которые, как считает российский экономист Евстигнеев Е.Н., не следует рассматривать как четкую и однозначную последовательность действий, обязательно гарантирующих снижение налоговых обязательств (рис. 4). Это связано с тем, что в налоговом планировании сочетаются элементы и науки, и искусства финансового аналитика.

Е.Н. Евстигнеев считает, что до регистрации и начала функционирования организации необходим ответ на общие вопросы стратегического характера. На первых трех этапах налогового планирования и происходит обозначение стратегии. Следующие этапы относятся к текущему налоговому планированию, которое должно органически входить во всю систему управления хозяйствующего субъекта.


Рис. 4

Первый этап налогового планирования носит характер ожидаемого. На данном этапе хозяйствующий субъект осуществляет действия, направленные на получение результата - минимизации налоговых обязательств в перспективе. На этом этапе принимается решение о наиболее выгодном с позиции налогообложения местонахождении структур управления и непосредственно самого хозяйствующего субъекта, его филиалов или дочерних организаций, их регистрации, а также об использовании «налоговых оазисов» - оффшорных территорий и свободных экономических и торговых зон и «налоговых убежищ» - законно или незаконно специализирующихся предприятий. При этом решение принимается не только с позиции наиболее льготного режима налогообложения, но и с точки зрения более выгодных условий перевода полученных доходов из одной страны в другую, получения налоговых кредитов, избежания двойного налогообложения и с учетом других возможностей. На данном этапе разрабатывается также стратегия размещения капиталов, инвестиционной политики, финансирования. Этот же этап включает выбор организационно-правовой формы предприятий, способов реорганизации экономических субъектов с целью создания или ликвидации групп предприятий, вида хозяйственной деятельности, методов ведения бухгалтерского учета и некоторые другие аспекты.

Первый этап по существу, представляет собой стратегическое налоговое планирование на микроуровне. Именно здесь вырабатывается долговременный курс хозяйствующего субъекта - выбор пути экономического развития и планирования налогов. От принятых на данном этапе решений в значительной степени будут зависеть объем налоговых обязательств хозяйствующего субъекта, размер полученных льгот.

Второй этап характеризуется выбором наиболее выгодного с налоговой точки зрения места расположения производств и конторских помещений предприятия, а также его филиалов, дочерних компаний и руководящих органов.

На этом этапе хозяйствующий субъект совершает действия, направленные на получение текущего результат планирования. На данном этапе используются с учетом итогов первого этапа возможности налогового и иного законодательства для непосредственной минимизации налоговых обязательств - налоговые льготы, учетная и амортизационная политика, пробелы в действующем законодательстве. Здесь действия экономического субъекта направлены на оказание целенаправленного воздействия для выгодного, в первую очередь ему, отражения финансовых результатов своей деятельности в целях минимизации налогообложения.

Третий этап налогового планирования в организации подразумевает выбор организационно-правовой формы юридического лица и определение ее соотношения с возникающим при этом налоговым режимом.

Следующие этапы относятся к текущему налоговому планированию, которое должно органически входить во всю систему управления хозяйствующего субъекта.

Четвертый этап предусматривает формирование так называемого налогового поля предприятия, с целью анализа налоговых льгот. Налоговое поле может быть представлено в виде перечня и характеристик налогов, взимаемых с юридического лица, с указанием основных параметров налога. В частности, к таким параметрам налога относятся: источник платежа, бухгалтерская проводка, налогооблагаемая база, ставка, сроки уплаты, пропорции перечисления в бюджеты разных уровней, реквизиты организаций, куда делаются перечисления, льготы или особые условия исчисления налога. На основе проведенного анализа формируется план использования льгот по выбранным налогам.

Пятый этап представляет собой разработку (с учетом уже сформированного налогового поля) системы договорных отношений предприятия. Для этого с учетом налоговых последствий осуществляется планирование возможных форм сделок: аренда, подряд, купля-продажа, возмездное оказание услуг и прочее. В итоге образуется договорное поле хозяйствующего субъекта.

Шестой этап начинается с составления журнала типовых хозяйственных операций, который служит основой ведения финансового и налогового учета. Затем выполняется анализ различных налоговых ситуаций, сопоставление полученных финансовых показателей с возможными потерями, обусловленными штрафными и иными санкциями.

Седьмой этап непосредственно связан с организацией надежного налогового учета и контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов. Основным способом уменьшения риска ошибок может быть использование технологии внутреннего контроля налоговых расчетов.

Анализируя данный подход необходимо отметить его особенность, а именно - деление этапов налогового планирования на две группы: этапов до регистрации и начала функционирования организации и этапов текущего планирования. Данный аспект можно рассматривать как с положительной стороны, так как существует четкое деление мероприятий налогового планирования, так и с отрицательной стороны, так как, на наш взгляд, такое деление ограничивает возможность принятия решений стратегического характера в процессе деятельности организации. Минусом данного подхода можно считать то, что автор не выделяет как этап оценку эффективности налогового планирования, так как любая деятельность должна быть направлена на достижение определенных результатов.

Авторы Т.А. Козенкова и А.В. Ройбу дают схожее с Е.Н. Евстигнеевым представление об этапах налогового планирования. Однако необходимо заметить, что данные авторы делят этапы налогового планирования на стратегическое и оперативное налоговое планирование, а также как этап, выделяют оценку эффективности налогового планирования.

Т.А. Козенкова выделяет этапы налогового планирования для целей определения налогового поля: стратегическое, оперативное и оценка эффективности налогового планирования. В рамках каждого этапа данный автор выделяет отдельные направления, представленные в таблице 2.

Таблица 2 Этапы налогового планирования

Стратегическое планирование

Оперативное планирование

Оценка эффективности налогового планирования

создание действующей хозяйствующей единицы

расчет и управление налоговыми базами

установление величины отклонений фактических результатов от плановых, анализ причин

кардинальные изменения условий функционирования предприятия и в процессе текущей деятельности предприятия

составление многовариантных налоговых моделей

определение системы показателей, характеризующих эффективность разработанных моделей

определение целей и задач организации, сферы производства и обращения, направлений деятельности (выбор организационно правовой формы, структуры и места расположения предприятия и его структурных подразделений).

рациональное размещение активов и прибыли предприятия

анализ предоставляемых законодательством налоговых

составление налоговых календарей

формирование налоговой учетной политики

Похожую точку зрения высказывает экономист Ройбу А.В.

Сущность стратегического налогового планирования заключается в том, что при решении важнейших условий своего функционирования организация проводит анализ налоговых последствий при выборе того или иного варианта и определяет оптимальный, наиболее соответствующий реализации поставленных стратегических целей. На этом этапе происходит формирование основных элементов учетной политики организации, определяющих принципы ведения налогового учета на ряд лет и оказывающих прямое влияние и на величину наиболее существенных налоговых платежей как таковых, и на поток денежных средств в целом.

Оперативное налоговое планирование можно определить как совокупность плановых действий, осуществляемых в процессе текущей деятельности организации и направленных на регулирование уровня ее налоговой нагрузки. Оперативное налоговое планирование имеет среднесрочный и краткосрочный характер и базируется на условиях хозяйствования и налогообложения хозяйствующего субъекта, определенных на уровне стратегического налогового планирования.

Завершающий этап налогового планирования - оценка его эффективности. Любое планирование бессмысленно без сравнения полученных результатов с запланированными.

Элементами данного этапа являются:

Сравнение фактических данных с плановыми показателями, определение величин отклонений, выявление и анализ их причин, установление максимально допустимых размеров отклонений (определение точности налогового планирования);

Разработка системы показателей, позволяющих определить эффективность применяемых методов налогового планирования, а также степень воздействия на результативные финансовые характеристики организации (определение эффективности налогового планирования);

Корректировка действующей системы налогового планирования, принятие решений об отказе то нерезультативных методов и о разработке новых.

Сравнение плановых и фактических показателей величин налоговых платежей производится при подведении итогов выполнения тех или иных планов.

В. Я. Кожинов выделяет следующие 7 этапов: формирование налогового поля организации, образование системы договорных отношений, подбор типичных хозяйственных операций, определение возможных хозяйственных ситуаций, предварительный выбор вариантов хозяйственных ситуаций, составление журнала хозяйственных ситуаций, сравнительный анализ.

А. Н. Медведев выделяет 6 этапов налогового планирования: на первом этапе определяются цели и задачи фирмы, решается вопрос о направлении деятельности и размере бизнеса; на втором - решается вопрос о наиболее выгодном расположении предприятия и его органов; на третьем - выбирается организационно-правовая форма; на четвертом - анализируется льготы; на пятом - анализируются возможные формы сделок; на шестом - решается вопрос о рациональном размещении активов и прибыли предприятия.

Четыре этапа налогового планирования выделяются: С. Г. Пепеляев, Н. А. Попонова, О.А.Фомина, И. Н. Кокорев предлагает их при рассмотрении международного налогового планирования, И. Г. Русакова и В.А. Кашин называют их стадиями. На практике выделяют четыре основные стадии. На первой стадии принимается решение о наиболее выгодном с точки зрения налогового планирования расположении самого предприятия, его руководящих органов, филиалов, дочерних и зависимых обществ для оптимизации налогов, исходя из целей деятельности предприятия и особенностей налоговых режимов отдельных стран.

Различия в налоговых режимах между странами помогают уйти от налогообложения с использованием «принципа неограниченной налоговой ответственности». На практике возможно использование двустороннего и многостороннего соглашения о ликвидации двойного налогообложения. Следует отметить, что существуют страны (Франция, Швейцария), которые ограничивают свою налоговую юрисдикцию только доходами, извлекаемыми на их территории, и не облагают доходы, полученные за рубежом. Что касается Российской Федерации, например, используются свободные экономические зоны и закрытые территориально-административные образования, где происходит снижение налогового бремени.

На второй стадии решается вопрос о выборе организационно-правовой формы юридического лица и его внутренней структуры с учетом характера и целей деятельности и соответствия режима налогообложения юридического лица с его гражданско-правовой ответственностью по обязательствам.

При этом в западных странах сложилась общая тенденция: чем меньше ответственность по обязательствам перед своими кредиторами, тем больше налоговые обязательства и наоборот. Установлено, что если участники полного товарищества полностью отвечают по долгам товарищества всем имуществом, то они, как правило, не признаются плательщиками налога на прибыль или платят его по минимальной ставке, а предприятия в западных странах. Как правило, акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью, не имеют льготного режима налогообложения прибыли.

На третьей стадии осуществляется текущее налоговое планирование. Оно состоит из следующих элементов.

Использование налоговых освобождений и льгот по основным налогам с учетом изменения налогового законодательства с целью оперативного реагирования на эти изменения, включая реорганизацию предприятия;

Использование оптимальных форм договоров при прогнозировании и определении налогооблагаемого дохода и показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

Разработка учетной политики для целей налогообложения.

На четвертой стадии принимается решение по наиболее рациональному размещению активов и прибыли предприятия и по проблемам инвестирования и аккумулирования средств, так как правильное размещение прибыли и капитала позволяет получить дополнительные льготы, а в отдельных случаях - обеспечить возврат части уплаченных налогов.

В большинстве стран происходит освобождение от налогообложения инвестиций в государственные ценные бумаги, доходов по ним. Освобождаются также, как правило, капитальные вложения. В рамках косвенного налогообложения и налогообложении недвижимости стимулируется инвестиционная политика.

В дополнение к четырем основным стадиям можно добавить стадию формирования целей и задач предприятия в начале его организации и стадию контроля, анализа и оценки эффективности налогового планирования.

На практике стадии налогового планирования могут присутствовать в совокупности или в отдельности в зависимости от того, создается ли предприятие или уже действует.

Рассмотрение различных мнений по поводу этапов налогового планирования позволяет сделать следующие выводы. Этапы налогового планирования не следует рассматривать как четкую и однозначную последовательность действий, так как организация налогового планирования зависит от разных факторов: этапа развития предприятия, целей организации. Не следует строить систему налогового планирования в соответствии с подходом какого-либо одного автора, целесообразно учесть положительные аспекты всех подходов и постараться избежать использования отрицательных сторон. Необходимо так же заметить, что, несмотря на различия в рассмотрении вопроса этапов налогового планирования в организации, все действия в рамках данных этапов сводятся к одной цели - оптимизации налоговых платежей в организации.


Налоговое планирование в организации – наиболее эффективный способ оптимизации работы предприятия, основанный на определенных методах и включающий несколько этапов.

Внедрение этой системы объясняется желанием минимизировать предприятий, не нарушая закон.

Для высокой эффективности процедуры, были выделены определенные элементы и способы проведения планирования.

Определение и суть процедуры

Налоговое планирование на предприятии – это мероприятия, направленные на организацию всей деятельности предприятия, с целью минимизации налоговых выплат с помощью законных методов.

Для достижения оптимального эффекта, могут быть использованы все возможные преимущества и льготы, предусмотренные законодательством РФ.

Планирование налогов вводят для достижения определенной цели: сформировать оптимальную модель управления, которая снизит налоговую нагрузку предприятия.

В России данная концепция оптимизации только начала получать распространение. Принципы действенности системы основаны на неоднозначности норм законодательной базы.

Большинство прописанных норм не имеют точного определения, и могут быть трактованы по-разному. На их основании, для снижения выплат, могут применяться все допустимые методы и способы оптимизации налогов, особенно при грамотной .

Основные виды налогового планирования

Планирование налогов на предприятии, как и любая другая система оптимизации работы компании, имеет свои внутренние отличия, на основании которых различают несколько видов.

В зависимости от статуса налогоплательщика, различают индивидуальную и корпоративную систему налогового планирования.

Опираясь на масштаб территориального воздействия компании, может быть применено местное, международное или национальное планирование.

Наиболее востребованный вид планирования в нашей стране основан на задачах, которые необходимо решить и период действия программы. В данном случае выделяют два вида: долгосрочное и текущее планирование.

Долгосрочное (стратегическое)

Данный вид направлен на использование тех методов и приемов, которые снижают общий объем налоговых обязательств в течение длительного периода.

Особенность данной процедуры в том, что она может проводиться на протяжении всего существования компании.

Как правило, стратегический вид системы налогового планирования является основой для всех решений по управлению предприятием и складывается из определенных элементов:

  1. определение наиболее оптимального расположения компании, формирования внутренней структуры, как руководящего отдела (во главе, к примеру, с ), так и подразделений;
  2. организация наиболее подходящей правовой формы и хозяйственной структуры компании.

Текущее

Данная система налогового планирования, позволяет скорректировать их объем в меньшую сторону за небольшой промежуток времени или в конкретной ситуации хозяйственной деятельности предприятия. Для этого используют следующие элементы:

  • создание оптимальной формы договоров;
  • применение налоговых преимуществ (льгот) организации с учетом всех изменений основного налогообложения, определенным законодательством;
  • разработка максимально эффективной политики ведения учета, и .

Методы налогового планирования

Для обеспечения эффективности проведения мероприятий по снижению налоговых выплат на предприятии применяют определенные методы:

  • оптимизированная стратегия по налоговым обязательствам, на основании которой разрабатывается план реализации программы;
  • создание налогового календаря. Он предназначен для осуществления точного контроля и прогнозирования результатов, соблюдения всех сроков выплат и отчетности по налогам, во избежание штрафных санкций;
  • финансовое прогнозирование и контролирование дебиторской задолженности. В этом случае, в организации не допускается задолженность по выплатам за оказанные услуги или предоставление товара, сроком более 4 месяцев;
  • грамотное оформление сделок и использование налоговых льгот с учетом отсрочек и снижения платежей;
  • полный контроль бух.учета и финансовой отчетности. Это позволит оперативно получать объективную информацию о деятельности предприятия;
  • рациональное применение прибыли и активов организации. Внедрение лоббирования и офшоров.

Важно: несмотря на законность действий, государством не приветствуется подобная оптимизация и в ряде случаев трактуется как «избежание оплаты налогов». Нередко налоговыми органами осуществляются выездные налоговые проверки. Поэтому прежде, чем использовать некоторые методы, стоит просчитать все возможные риски организации.

Этапы программы

Налоговое планирование предприятий представляет собой многогранный ступенчатый процесс, учитывающий множество факторов.

Условно, всю проводимую работу можно разделить на четыре основных этапа:

  1. Первый этап. На данном периоде определяется максимально выгодное, с точки зрения налогов, местоположение основного предприятия и его филиалов. Здесь же выбирают режим и форму . Прорабатываются все варианты, приводящие к минимизации выплат: безналоговый перевод, льготы, условия внутренних соглашений и др.
  2. Второй этап. Определяются с оптимальной организационно-правовой формой деятельности, как с образованием юридического лица, так и без.
  3. Третий этап. Этот этап предусматривает полный контроль и корректировку использования всех налоговых преимуществ, относящихся к данной предпринимательской деятельности в организации. Здесь осуществляют глубокий анализ и финансовое прогнозирование всех форм сделок, определяются с формой оплаты и реализацией социальной политики. Все действия должны быть ориентированы на действующее законодательство, с учетом изменений.
  4. Четвертый этап. Внимание уделяют рациональному внедрению прибыли и активов компании. В данном случае рассматривается не только предполагаемый доход от инвестиций и их , но и те налоги, которые должны быть уплачены после получения данного дохода.

Важно: 1 и 2 этапы применяются только при образовании предприятия. В отличие от них, 3 и 4 этапы востребованы при каждой сделке.

Особенности планирования

Для учредителей компаний, система налогового планирования – это хороший вариант, позволяющий устроить наиболее выгодное инвестирование получаемого капитала и осуществление деятельности.

Для того чтобы оптимизация имела максимальную эффективность, следует учитывать особенности данной процедуры:

  • для успешной деятельности, необходимо учитывать принцип резидентства. В нашей стране налогообложение более лояльно к своим гражданам;
  • при выборе формы налогообразования, прежде всего, стоит ориентироваться не на ставки, а на правила расчета дохода, который будет облагаться в организации;
  • активы, получаемые предприятием, рекомендуется перемещать как движения капиталов, на не внутренней прибыли.

Перечисленные особенности позволят минимизировать затраты на налоговые обязательства предприятия, законным путем с полным раскрытием информации.

Эльвира Митюкова: Налоговое планирование в 2016 году

ХИМЧЕНКО ГАЛИНА

Новая страница 1

Налоговые платежи составляют значительную долю финансовых потоков хозяйствующих субъектов. Поэтому управление налогообложением как вид деятельности на предприятии входит в практику хозяйственной жизни. Среди способов управления налогообложением важное место занимает налоговое планирование.

Сущность налогового планирования заключается в признании за каждым налогоплательщиком права применять все допустимые законом средства, приемы и способы (в т.ч. и пробелы в законодательстве) для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Таким образом, налоговое планирование - это законный способ уменьшения сумм налоговых платежей с использованием предоставляемых законом льгот и приемов сокращения налоговых обязательств.

Налоговое планирование подразделяется на 2 вида: корпоративное и личное. Корпоративное налоговое планирование предусматривает выработку и оценку управленческих решений исходя из целевых установок организации с учетом величины возможных налоговых последствий. Организации стремятся максимизировать свой доход и прибыль, а потому основной задачей налогового планирования является выбор такой системы уплаты налогов, которая позволяет их оптимизировать. Это означает не только снижение налогового бремени по отдельным налогам и в целом по организации, но и оптимальное распределение налоговых платежей по времени.

Цели налогового планирования:

соблюдение налогового законодательства;

сведение до минимума излишних налоговых выплат;

максимальное увеличение прибыли;

разработка структуры взаимовыгодных сделок;

управление потоками денежных средств;

эффективное сотрудничество с участниками налогового планирования;

влияние на законодательные органы власти, налоговые и финансовые органы, суды.

Поскольку возможны различные модели поведения налогоплательщика, то следует разграничивать понятия «налоговое планирование» и «уклонение от уплаты налога», «обход налогов».

Уклонение от уплаты налогов - это несвоевременная уплата налогов, непредоставление документов, незаконное использование налоговых льгот и т.д.

Обход налогов - это ситуация, в которой лицо не является налогоплательщиком в силу различных причин.

Налоговая оптимизация - это достижение экономического эффекта в виде уменьшения налоговых платежей путем квалифицированной организации дел по исчислению и уплате налогов, которая исключает или снижает случаи необоснованной переплаты налогов. Действия по легальному уменьшению налоговых платежей иначе называют налоговым планированием, однако понятие налоговой оптимизации намного шире.

Налоговая оптимизация - это уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов.

Существуют два вида налоговой оптимизации:

1. Перспективная (долгосрочная) налоговая оптимизация предполагает применение таких приемов и способов, которые уменьшают налоговое бремя налогоплательщика в процессе всей его деятельности.

2. Текущая налоговая оптимизация предполагает применение некоторой совокупности методов, позволяющих снижать налоговое бремя для налогоплательщика в каждом конкретном случае.

Таким образом, налоговое планирование - это комплексное и целенаправленное применение налогоплательщиком мер, направленных на полное использование совокупности всех методов налоговой оптимизации.

Налоговое планирование может использовать юридические пробелы в законодательстве, а также толкования норм налогового права в пользу налогоплательщика. Но данный метод носит нерегулярный и рискованный характер, поскольку прогнозировать направление судебной практики по тому или иному вопросу невозможно.

Принципы налогового планирования :

1. Налоговое планирование не должно нарушать закон.

2. Принцип разумности уплаты налогов. Платить необходимо только минимальную сумму положенных налогов, т.е. полностью использовать всю совокупность налоговых льгот, причем платить налоги необходимо в последний день установленного для этого срока.

3. Налоги нельзя просто механически минимизировать, их необходимо оптимизировать, поскольку:

сокращение одних налоговых платежей зачастую ведет к увеличению других;

простое сокращение налогов путем отнесения расходов на затраты уменьшает финансовый результат и сдерживает развитие бизнеса;

механическая минимизация налогов может привести к превосходству формы над существом сделки и к ее оспоримости налоговыми органами.

4. Планировать налоги следует в общем контексте планирования бизнеса. Необходимо применять принцип комплексного расчета экономии и потерь, т.е. учитывать многофакторность налоговой минимизации, видеть последствия таких действий, взвешивая эффективность действий по минимизации налогового бремени.

5. Кредо налогового планирования - ориентация на логику, а не на временные пробелы в законодательстве.

6. Сокращать налоги нужно не путем ухода от них, а точным и скрупулезным планированием, расчетами и оптимизацией деятельности всего предприятия.

7. Принцип конфиденциальности.

8. Необходимо уделять внимание документальному оформлению.

Элементы налогового планирования:

стратегия оптимального управления предприятием и план ее реализации. Наиболее эффективным способом увеличения прибыли является не механическое сокращение налогов, а построение такой системы управления и принятия решений, при которой оптимальной является вся структура бизнеса. Такой подход обеспечивает устойчивое сокращение налоговых потерь на долгосрочную перспективу;

учетная политика, т.е. выбранная предприятием совокупность способов ведения бухгалтерского и налогового учета. Учетная политика охватывает методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, приемы организации документооборота, методы погашения стоимости активов, способы применения счетов бухучета и обработки данных;

должное состояние бухгалтерского учета и отчетности, позволяющее получать информацию и для налоговых целей. Для того чтобы предприятию было выгодно сделать информацию бухгалтерского учета прозрачной, т.е. понятной как в отношении принятия инвестиционных решений, так и при расчете налогов, необходимо создать соответствующие условия;

схемы налогового планирования, которые логично и естественно вписываются в бизнес клиента и служат обоснованием законного снижения налогов. Если схема будет выглядеть неубедительно, контролирующие всегда найдут доводы, чтобы оспорить всю схему либо доставить неприятности постоянными проверками;

налоговый календарь, необходимый для контроля за правильностью исчисления и соблюдения сроков уплаты налоговых платежей, а также представления отчетности;

четкое исчисление обязательств (налоговых и прочих), недопущение дебиторской задолженности по договорам за отгруженную продукцию на срок свыше 3-х месяцев.

Процесс налогового планирования состоит из нескольких взаимосвязанных этапов, которые не следует рассматривать как четкую и однозначную последовательность действий, обязательно гарантирующих снижение налоговых обязательств.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 11 (17), ноябрь 2004 г. Воспроизведение возможно только с