С 01.01.2018 вступят в силу поправки в НК, согласно которым вести раздельный учет НДС по товарам (работам, услугам), используемым как в облагаемых НДС, так и в не облагаемых/освобожденных от обложения налогом операциях, нужно будет, даже если соблюдается правило пяти процентов.

Подрядчик уплатил НДС, а суд не признал работы выполненными: что делать?

НДС, начисленный и уплаченный подрядчиком в бюджет по работам, которые суд признал невыполненными, подрядчик может принять к вычету. Вопрос лишь в том, каким образом это лучше сделать: внести корректировки в книгу продаж за соответствующий период или принять налог к вычету на основании своего же счета-фактуры.

Индексация алиментов: новые правила

С 25.11.2017 года вступает в силу закон, вносящий поправки в процедуру взыскания алиментов. Так, теперь алименты, выплачиваемые в твердой сумме, должны индексироваться работодателем независимо от того, от кого был получен соответствующий исполнительный документ.

Пониженные тарифы для упрощенцев: справедливость торжествует

С 01.01.2017 вместо ОКВЭД1 действует новый ОКВЭД2. Из-за этого многие упрощенцы в 2017 г. не могли применять пониженные тарифы. Устранить проблему должно Письмо Минфина от 13.10.2017 № 03-15-07/66964 , доведенное до инспекций. Мы попросили прокомментировать этот документ специалиста ФНС России.

Офисные отходы: обязанности компаний

Офисные компании не должны вносить плату «за грязь», поскольку не оказывают негативного воздействия на природу. Но есть и другие требования в этой сфере - паспортизация отходов, их учет и представление отчетности.

Новый порядок работы налоговиков с невыясненными платежами вступил в силу

С 1 декабря сотрудники ИФНС будут разбираться с невыясненными платежами по новым правилам, которые предусматривают уточнение платежек на перечисление как налогов, так и страховых взносов.

Расчет по взносам: указывать в разделе 3 бывших работников или все-таки нет

При заполнении расчета по взносам в разделе 3 «Персонифицированные сведения» нужно показывать всех застрахованных лиц, в пользу которых в течение трех последних месяцев отчетного периода были начислены выплаты, включая работников, уволенных в предыдущем периоде. А нужно ли показывать в разделе 3 бывших сотрудников, которым никакие выплаты не начислялись?

Главная → Бухгалтерские конференции → → Неуплата авансовых платежей по налогу на прибыль

ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ

21.09.2015 - 29.09.2015

Считаем «прибыльные» доходы и расходы

Неуплата авансовых платежей по налогу на прибыль

— Во втором квартале у организации были доходы в результате чего был начислен приличный налог на прибыль, а так же авансовые платежи на третий квартал. Но в третьем квартале у организации нет доходов и на расчетном счете денег тоже нет. А налоговая инспекция требует уплату авансовых платежей. Как поступать в таком случае? При это надо отметить, что доходы организации имеют сезонный характер.

«Главная книга»:

— Формально отсутствие доходов в отчетном периоде не освобождает вас от обязанности уплачивать рассчитанные для данного отчетного периода ежемесячные авансовые платежи (п.2 ст. 286 НК РФ). Но если у вас в третьем квартале действительно нет доходов, то за неуплату ежемесячных авансовых платежей вам ничего не грозит. Объясним почему.
За несвоевременное перечисление авансовых платежей должны начисляться пени (п.3 ст. 58, ст. 75 НК РФ). Однако ВАС разъяснял, что если по итогам отчетного периода сумма авансового платежа оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого отчетного периода, пени подлежат соразмерному уменьшению (п.14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, п.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 N 47 (утр. силу).
Исходя из этого разъяснения, налоговики не должны начислять пени на суммы ежемесячных авансовых платежей до истечения отчетного периода. Когда поступит налоговая декларация за этот период, пени будут начислены только на несвоевременно уплаченные ежемесячные авансовые платежи, не превышающие авансового платежа, исчисленного исходя из прибыли за отчетный период (Письмо Минфина от 22.01.2010 N 03-03-06/1/15, ФНС России от 13.11.2009 N 3-2-06/127). Таким образом, если у вас сумма авансового платежа за девять месяцев будет равна нулю, то пени вам не начислят.
Что касается штрафа, то его могут взыскать только за неуплату налога (ст. 122 НК РФ), а не авансового платежа. Блокировка счета в этом случае также не грозит.
Так что объясните инспекторам ситуацию и сошлитесь на названные нами письма.

В связи с длительной болезнью бухгалтера наша компания два месяца подряд не перечисляла в бюджет ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль. Какие штрафные санкции нам грозят за этот проступок? Будут ли в этом случае начисляться пени? Ведь мы фактически просрочили уплату аванса, а не налога.

Если ваша компания в срок не перечислила в бюджет авансовые платежи по налогу на прибыль, то можете не сомневаться - налоговые органы на сумму аванса, не поступившую в бюджет, начислят пени. А вот штрафных санкций не будет. Расскажем подробнее.

Нарушил срок - получи пени

Согласно п. 1 ст. 287 НК РФ компании, уплачивающие ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль в течение отчетного периода, должны перечислить в бюджет платеж в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода. Если указанный срок будет нарушен, то на сумму просроченного платежа будут начислены пени. Это прямо предусмотрено абз. 2 п. 3 ст. 58 НК РФ.

Согласно указанной норме обязанность по уплате авансовых платежей считается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога. Если же авансовый платеж перечислен в бюджет в более поздние сроки по сравнению с теми, что установлены законодательством о налогах и сборах, то на сумму просроченного платежа начисляются пени. При расчете пеней используется порядок, предусмотренный ст. 75 НК РФ.

Минфин России в письме от 18.10.2007 № 03-02-07/2-168 (доведено до налоговых органов письмом ФНС России от 31.10.2007 № ШС-6-14/847) рекомендовал налоговым органам при применении п. 3 ст. 58 НК РФ учитывать постановление Пленума ВАС РФ № 47 «О порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование» (далее - Постановление № 47). На необходимость применения данных рекомендаций ФНС России еще раз обратила внимание в письме от 11.11.2011 № ЕД-4-3/18934.

Согласно п. 2 Постановления № 47, если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, судам необходимо исходить из того, что пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению.

Отметим, что на сегодняшний день Постановление № 47 утратило силу. Вместо него применяется постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Постановление № 57). Однако в п. 14 этого документа содержатся точно такие же разъяснения относительно применения п. 3 ст. 58 НК РФ, что и в п. 2 Постановления № 47.

Кроме того, в п. 14 Постановления № 57 указано, что пени за неуплату в установленные сроки авансовых платежей по налогам подлежат начислению до даты их фактического перечисления или в случае их неуплаты - до момента наступления срока уплаты соответствующего налога.

Штрафным санкциям скажем нет

За неуплату авансового платежа по налогу на прибыль в установленный срок компанию нельзя привлечь к ответственности по ст. 122 НК РФ. Дело в том, что в этой норме Кодекса предусмотрен штраф за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия). Его размер составляет 20% от неуплаченной суммы налога (сбора).

Как видите, в ст. 122 НК РФ речь идет только о неуплате налога. Кроме того, в п. 3 ст. 58 НК РФ прямо сказано, что нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Отметим, что данное положение было введено в п. 3 ст. 58 НК РФ с 2007 г. До этого налоговики на местах пытались привлечь компании к налоговой ответственности за просрочку в уплате авансовых платежей. Но суды не поддерживали такой подход проверяющих. Еще в 2003 г. Президиум ВАС РФ указал, что в случае невнесения или неполного внесения авансового платежа по какому-либо налогу с налогоплательщика не может быть взыскан штраф, предусмотренный ст. 122 НК РФ (п. 16 информационного письма от 17.03.2003 № 71).

Быть или не быть принудительному взысканию аванса?

Могут ли налоговые органы применить к неуплаченным суммам аванса по налогу на прибыль меры принудительного взыскания?

Однозначного ответа на этот вопрос, к сожалению, нет. Из разъяснений официальных органов по этой проблеме нам удалось найти только письмо УФНС России по Московской области от 28.02.2006 № 22-22-И/0094 «О принудительном исполнении обязанности по уплате ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль». Вот какая позиция в нем содержится.

По мнению региональных налоговиков, ежемесячные авансовые платежи представляют собой налог в виде авансовых платежей, а их уплата в соответствии со ст. 287 НК РФ - способ внесения в бюджет налога, обеспечивающий его равномерное поступление в течение отчетного (налогового) периода.

Если по итогам отчетного периода компания представила декларацию по налогу на прибыль, из которой следует, что налогоплательщиком должны быть исчислены ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в квартале, следующем за отчетным периодом, за который представлена декларация, то при неуплате или уплате указанных авансов в сроки, более поздние по сравнению с установленными, у компании образуется задолженность. На сумму этой задолженности распространяется действие ст. 46 и 47 НК РФ о принудительном взыскании налога.

Что касается арбитражной практики по данному вопросу, то здесь следует обратить внимание на информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 № 98 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации». В пункте 12 этого документа как раз рассмотрен вопрос о правомерности направления налогоплательщику требования об уплате авансовых платежей.

Высшие арбитры пришли к выводу, что налоговый орган вправе направить организации требование об уплате ежемесячных авансовых платежей, исчисляемых в течение отчетного периода, а также осуществить меры по принудительному взысканию задолженности по данным платежам за счет имущества компании. В качестве примера Президиум ВАС РФ привел следующее судебное разбирательство.

Налоговый орган выставил компании требование об уплате ежемесячных авансовых платежей, а также принял решения о взыскании задолженности по данным платежам за счет имущества организации и о приостановлении операций по счетам. Организация с действиями налоговиков не согласилась. Она указал на то, что выставление требования, а также применение предусмотренных ст. 46 и 47 НК РФ мер по принудительному взысканию могут быть осуществлены только в отношении задолженности по налогам и пеням, начисляемым за их несвоевременную уплату. Применительно к авансовым платежам по налогу на прибыль эти меры можно использовать только в отношении авансовых платежей, исчисляемых по итогам отчетного периода (так как порядок их расчета аналогичен порядку расчета налога).

Однако арбитры не согласились с доводом налогоплательщика и признали действия налогового органа правомерными. Приведем аргументацию судов.

Согласно п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность должна быть исполнена ими самостоятельно (п. 1 ст. 45 НК РФ). Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и применения в последующем при неисполнении требования мер по принудительному взысканию недоимки (ст. 46, 47, 69 НК РФ).

Отсутствие в указанных нормах НК РФ положений об их применении к авансовым платежам не может быть расценено как отсутствие у налогоплательщика обязанности по уплате таких платежей (в том числе платежей, исчисляемых в течение отчетного периода). При этом порядок исчисления налогоплательщиком соответствующего авансового платежа, а именно: в зависимости от реальных финансовых результатов экономической деятельности или в отсутствие таковой обусловленности, - не имеет правового значения.

Отметим, что косвенно вывод о правомерности направления налогоплательщику требования об уплате авансового платежа подтверждает и п. 52 Постановления № 57.

В нем содержится вывод о том, что требование об уплате налога не может быть признано недействительным в связи с отсутствием в нем сведений, предусмотренных в п. 4 ст. 69 НК РФ, если такие сведения содержатся соответственно в решении, налоговой декларации, налоговом уведомлении и на эти документы имеется ссылка в данном требовании. Пленум ВАС РФ указал, что аналогичный подход применятся и к требованию об уплате авансовых платежей по налогу.

У коммерческого предприятия "Сфинкс" на момент уплаты первого нет задолженности перед бюджетом. Ежемесячные авансовые платежи за IV квартал составляют 1 700 000 руб. На 28 октября - 28 ноября 2009 г. авансовые платежи в размере 1 700 000 руб. каждый были уплачены вовремя. На 28 декабря 2009 г. авансовый платеж уплачен не был.

В итоге согласно декларации налог на прибыль за IV квартал составил 1 600 000 руб. Таким образом, не перечислив авансовый платеж за декабрь, компания переплатила по налогу 1 800 000 руб.

Вопросы следующие: будут ли начислены пени на сумму недоплаченного аванса и от чего зависит порядок расчета и начисления пени по ежемесячным авансовым платежам налога на прибыль организаций? Как бы изменился порядок расчета и начисления пени, если по данным декларации налог к уплате превысил бы перечисленные авансовые платежи (3 400 000 руб. за октябрь и ноябрь)?

От общего к частному

Данная проблема была рассмотрена сразу в нескольких Письмах чиновников в январе 2010 г. (Письма Минфина России от 19 января 2010 г. N 03-03-06/1/9, от 21 января 2010 г. N 03-11-06/2/5, от 22 января 2010 г. N 03-03-06/1/15). Казалось бы, вопрос прост: придется платить пени или нет? Но, прочитав указания Минфина, немудрено запутаться в формулировках и выкладках. Попытаемся все-таки навести порядок в собственной голове и дать четкое определение приводимым терминам, а также составить алгоритм, по которому следует действовать, если в хозяйственной деятельности предприятия произошла подобная ситуация.

Напомним, что п. 3 ст. 58 Налогового кодекса установлено, что обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном порядку уплаты налога. Проще говоря, ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода (п. 1 ст. 287 НК РФ).

В случае уплаты авансовых платежей в более поздние, чем установлено законодательством, сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей должны начисляться пени. Порядок их расчета предусмотрен ст. 75 Налогового кодекса: пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что на несвоевременно уплаченный авансовый платеж в сумме 1 700 000 руб. налоговики начислят пени. И так бы оно и было, если бы по итогам IV квартала бухгалтерия не обнаружила, что вся сумма налога, исходя из полученной прибыли за последние три месяца 2009 г., меньше ежемесячного авансового платежа, уплаченного за октябрь.

Важное уточнение

Чтобы решить корректно поставленную задачу, Налогового кодекса оказалось мало. Минфин России рекомендовал фискальным органам при применении п. 3 ст. 58 учитывать Постановление Пленума ВАС РФ от 26 июля 2007 г. N 47 "О порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование" (Письмо от 18 октября 2007 г. N 03-02-07/2-168, доведено до налоговых органов Письмом ФНС России от 31 октября 2007 г. N ШС-6-14/847@).

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в свою очередь указал, что если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, то пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению. Арбитры также уточнили, что данный порядок надлежит применять и в случае, если сумма авансовых платежей по налогу, исчисленных по итогам отчетного периода, меньше суммы авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого отчетного периода. Последний факт как раз и относится к описанной нами ситуации.

Таким образом, Налоговый кодекс предусматривает начисление пени на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей, не устанавливая каких-либо особенностей, а согласно Постановлению Пленума ВАС РФ N 47 пени, начисленные на авансовые платежи, подлежат пересчету, если эти авансовые платежи превысили сумму исчисленных платежей за отчетный период или исчисленного за год налога.

Nota bene. Кодекс предусматривает начисление пени на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей, не устанавливая каких-либо особенностей, а согласно Постановлению Пленума ВАС РФ N 47 пени, начисленные на авансовые платежи, подлежат пересчету, если эти авансовые платежи превысили сумму исчисленных платежей за отчетный период или исчисленного за год налога. При этом механизм пересчета не установлен.

Механизм расчета

В настоящее время согласно изданным чиновниками письмам налоговые органы при начислении пени на авансовые платежи должны применять следующий механизм расчета:

1. Пени на суммы ежемесячных авансовых платежей до истечения отчетного периода не начисляются. После представления налоговой декларации за отчетный (налоговый) период пеня начисляется на несвоевременно уплаченные ежемесячные авансовые платежи.

2. Если, согласно налоговой декларации, за отчетный (налоговый) период сумма исчисленного за последний квартал авансового платежа меньше суммы начисленных ежемесячных авансовых платежей за этот квартал, то налоговый орган производит начисление пени на ежемесячные авансовые платежи за последний квартал отчетного (налогового) периода, принимая их (для расчета пени) в суммах не выше авансовых платежей за этот квартал.

3. Если за отчетный (налоговый) период сумма исчисленного за последний квартал авансового платежа равна или превышает сумму начисленных за этот же квартал ежемесячных авансовых платежей, то начисление пени при несвоевременной их уплате производится исходя из сумм начисленных ежемесячных авансовых платежей, которые налогоплательщик должен был уплатить в течение квартала.

Для наглядности данные правила и уточнения сведем воедино (см. таблицу), где примем в расчет следующие сокращения:

АП (итог) - сумма авансовых платежей, исчисленная по итогам отчетного периода;

ЕАП - ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода и перечисленные в бюджет;

ЕАП* - ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, не перечисленные в бюджет.

Таблица. Начисления пени на несвоевременно уплаченные авансы

Итак, исходя из обозначенных правил и того факта, что компанией "Сфинкс" не был перечислен ежемесячный авансовый платеж за декабрь, тогда как общая сумма налога за IV квартал составила 1 600 000 руб., напрашивается вывод, что пени налоговики должны начислить с суммы, равной 1/3 суммы налога за IV квартал, то есть 534 334 руб. (1 600 000 руб. : 3). Еще раз уточним, что для расчета пени ежемесячные авансовые платежи принимаются в сумме, не превышающей 1 600 000 руб.

Далее согласно Письмам Минфина рассуждаем следующим образом: так как по состоянию на 1 октября 2009 г. недоимки по налогу на прибыль организаций не имелось, а уплаченные платежи по срокам на 28 октября - 28 ноября 2009 г. в размере 3 400 000 руб. (1 700 000 руб. x 2) превысили сумму ежемесячных авансовых платежей, принимаемых для расчета пени (1 600 000 руб.), то начисление пени в IV квартале 2008 г. не производится.

Если вам не повезло

Завершая тему, уделим внимание случаю, когда сумма налога за отчетный период по декларации оказалась меньше ранее рассчитанной, но больше тех средств, которые получил бюджет от компании за соответствующий отчетный период в виде ежемесячных авансовых платежей. В первую очередь обратимся к Письму ФНС России от 13 ноября 2009 г. N 3-2-06/127, где сказано, что до представления налоговой декларации по налогу на прибыль за отчетный период пени за несвоевременную уплату в течение квартала ежемесячных авансовых платежей не начисляются (когда эти авансы исчисляются расчетным путем от фактической прибыли предыдущего квартала).

Предположим, что компания "Сфинкс" согласно декларации должна была уплатить за IV квартал налог на прибыль в сумме 4 500 000 руб. В этом случае реальные ежемесячные платежи должны были составить 1 500 000 руб. (4 500 000 руб. : 3). Как известно, "Сфинкс" уплатил в октябре и ноябре авансы, равные 1 700 000 руб. Исходя из этих расчетов и условия, что организация не уплатила вовремя аванс за декабрь, пени будут начислены на сумму 1 100 000 руб. (1 500 000 x 3 - 1 700 000 x 2).