Немецкий нотгельд с ослами и чертями


Во время и после Первой мировой войны в Германии не хватало разменных денег, а потом началась гиперинфляция. Поэтому Рейхсбанк разрешил региональные валюты - нотгельды, «вынужденные деньги». Они появились и в других европейских странах, но особенно много их было в Германии. Немецкие нотгельды выпускали местные власти и некоторые предприниматели, их делали из бумаги, фарфора, прессованного угля. Купюры тоже были затейливыми: на одних испражнялся осёл, на других скалил зубы чёрт. Они постепенно вышли из обращения после 1923–1924 годов, когда власти ввели рентную марку и рейхсмарку.

Швейцарский франк с портретами
деятелей искусства


Во второй половине 1990-х Национальный банк Швейцарии заменил купюры - они стали вертикальными. На лицевой стороне напечатаны по два портрета архитектора Ле Корбюзье, композитора Артюра Онеггера, художницы Софи Тойбер-Арп, скульптора Альберто Джакометти, писателя Шарля Фердинанда Рамю и культуролога Якоба Буркхардта. На оборотной стороне образно пересказана их биография. Франки считаются одной из самых надёжных валют и выглядят подобающе: словно их печатают на холсте.

Самоанская тала весёлых цветов


В 2008 году крошечное государство Самоа выпустило новые банкноты. На них изображены пейзажи, ребятня, сборная по регби, годом ранее выигравшая престижный турнир в Гонконге, почивший вождь Малиетоа Танумафили II, собор, здание Центробанка. Но что особенно выдаёт эмитента, так это весёлые цвета купюр: персиковый, бирюзовый, ярко-жёлтый, сиреневый, лаймовый. Словом, безмятежный край.

Фунт, действующий в одном районе Лондона


Брикстонский фунт находится в обращении всего в одном районе Лондона. Местные энтузиасты выпустили банкноты осенью 2009 года, чтобы поддержать экономику, сникнувшую из-за мирового финансового кризиса. Власти их поддержали. На купюре изображены музыкант Дэвид Боуи, активистка Олив Моррис, учёный Джеймс Лавлок, баскетболист Луол Денг и другие знаменитые земляки. Брикстонский фунт равен фунту стерлингов, но коллекционерам продаётся дороже. К примеру, «десятка» с Боуи стоит £ 15,7-21,5 вместе с почтовыми расходами.

100 триллионов долларов Зимбабве


На прошлой неделе российский рубль ненадолго превратился в один евроцент, и в «Фейсбуке» снова стали гулять нервные шутки про зимбабвийский сценарий. За 35 лет независимости Зимбабве инфляция лишь в первый год была ниже 10 %, а во второй половине 2008-го её высчитывали - точнее, прикидывали - числом с 23 знаками. Цены росли фантастическими темпами из-за того, что власти страны не придумали ничего лучше, чем печатать ничем не обеспеченные банкноты. Из-за этого в Зимбабве ходили купюры в сотни миллиардов и триллионов долларов, которые приходилось деноминировать чуть ли не каждый год. С виду они не сильно отличаются от того же рубля, но выделяются изображением огромных булыжников и шрифтом в стиле логотипов рок-групп.

Вертикально-горизонтальный казахстанский тенге


Ассоциация коллекционеров The International Bank Note Society (IBNS) три года подряд выбирала лучшей купюрой казахстанский тенге. С одной стороны банкноты номиналом 1 000, 5 000 и 10 000 тенге следует держать вертикально, как швейцарский франк, с другой - горизонтально. На них изображён монумент Казак Ели и голуби, а кроме того, древний памятник Кюль-тегину, наскальные рисунки, президентский дворец, монумент Независимости Казахстана, пейзажи. Всё это передают сочные красные, жёлтые и фиолетовые краски.

Высокотехнологический канадский доллар


Весной Норвежский банк устроил конкурс, чтобы найти новый дизайн купюр; темой выбрали море. В финальном раунде победила студия Enzo Finger с «рябыми» макетами. Однако в кошельках северян окажутся другие банкноты. Лицевые стороны возьмут из заявки The Metric System: на них в традиционной манере изображены маяк, дракар, волна. Оборотные стороны будут «пиксельными», с абстрактными рисунками, притом чем больше номинал, тем крупнее «зерно». Новые кроны напечатают не раньше 2017 года, и их дизайн ещё может поменяться из-за защитных элементов.

Сочетая в себе практичность и исключительность, деньги являются одним из самых сложных объектов дизайна. И как любая сложная задача, дизайн валюты несет в себе некоторые ценные уроки для веб-дизайнеров. Эта статья представляет собой попытку сформулировать некоторые из этих уроков, и обратить внимание на вдохновляющую природу бумажных денег.

Древние Китайские банкноты

Использование бумаги в качестве денег, вероятно, старо, как сама бумага. Практика использования бумаги для передачи аккредитивов на большие расстояния появились в Китае около 618 г. н.э.. Древние Китайцы, ответственные не только за изобретение самой концепции, но так же за гениальное ее описание, назвали эту практику fei-chien или «летающие деньги».

Старейшие из дошедших до нас бумажных банкнот были выпущены во время правления династии Мин (между 1368 и 1399), а банкнота была размером практически с юридический документ. Банкнота номиналом 200 кван была изготовлена из переработанной коры шелковицы.

Банкнота династии Мин номиналом 200 кван была размером практически с юридический документ.

Марко Поло был впечатлен эффективностью Китайской валютной системы. Однако, к 15 веку Китай практически отказался от бумажных денег из-за быстрой инфляции. Все это было за много лет до того, как бумажная денежная система появилась в Европе, и за 3 века до их всеобщего распространения.

Доступность играет большую роль

Даже при всех ограничениях дизайна и средств, которые были у китайцев в 14 веке, дизайнеры первых банкнот обратили внимание на доступность, или, другими словами, создали деньги понятными и доступными для как можно большего числа людей. В частности, банкнота кван на изображении выше, представляет две строки, каждая из которых содержит 10 монет, которые находились в обращении в то время. Таким образом, люди, которые не могли читать, все равно могли понять ценность банкноты.

Графическое представление денежного эквивалента, а также написанный код номинала монеты и юридическое описание, окружены сложными изображениями драконов и облаков, которые повышают визуальную привлекательность и в то же время защищают от подделки. Ясно подчеркивая ключевое содержание графикой, древние китайские банкноты также приятны и понятны взгляду.

Для нас доступность означает простое содержание, доступное людям с ограниченными возможностями и нет. Очевидно, стоит напомнить: при работе над доступностью, убедитесь, что содержание воспринимается, ведет и взаимодействует независимо от стилей, используемых для его представления.

Доллар США

Доллар стал основой денежной системой Объединенных Штатов в начале 1860-х, когда министерство финансов США выпустила в обращение банкноты, чтобы финансировать Гражданскую Оборону. Первая банкнота США мало чем отличалась от официального документа, а изображен на ней был портрет Салмона Портленда Чейза.

Во время Американской Гражданской Войны задняя часть долларовой банкноты была зеленой, потому что этот цвет ассоциировался со стабильностью и экономическим ростом. Эта «зелень» заложила традицию печатать банкноты США зелеными. Традиционная цветовая гамма, в которой преобладает зеленый и черный, в сочетании с одним размером банкнот была подвергнута жесткой критике за то, что они не понятны, особенно для людей у которых проблемы со зрением.

Во время Американской Гражданской Войны задняя часть долларовой банкноты была зеленой, потому что этот цвет ассоциировался со стабильностью и экономическим ростом.

Образовательная серия банкнот США 1896 года считается одним из самых красивых проектов, когда-либо созданных для американской валюты. Однако, банкнота выше была предметом споров в связи с женской фигурой, изображенной на ней. После взрыва негодования жен сенаторов, вся серия была оставлена.

Образовательная серия банкнот США была предметом споров в связи с женской фигурой, изображенной на ней.

К 1930 году, все купюры выглядели практически также, как они выглядят сегодня. В течении 20 века, валюта объединила многочисленные функции, в основном как часть анти-подделочной системы.

Банкнота Федерального резервного банка, номиналом 20$, 1928.

Происходящие изменения и дополнения привели к весьма спорному дизайну доллара США, который подвергся критике в средствах массовой информации из-за отсутствия эстетики и читаемости. Например, хорошо известный дизайн критик Майкл Бейрут написал в своей статье для журнала The Atlantic: «Всякий, кто пытается понять наши национальные ценности, будет сбит с толку викторианским рококо и масонской ерундой по краям доллара».

Находящаяся сейчас в обращении сто долларовая купюра с октября 2013 года — последняя банкнота, которую меняли. На новом «Бенджамине» множество анти-подделочных элементов, один из которых появляется только напросвет.

Обновленная сто долларовая купюра

Вы когда-нибудь задавались вопросом, почему на банкнотах используют портреты? Некоторые исследования показывают, что люди больше доверяют банкнотам, на которых есть человеческое лицо. Этот принцип также может применяться к страницам «О нас», на которых большие фотографии реальных людей привлекают гораздо больше, чем текст.

Подход к универсальному дизайну

Включающее ряд специальных возможностей, банкнота евро может служить хорошим примером универсального дизайна, неся в себе культурное и политическое сообщение, которое принимается всеми европейскими гражданами. Универсальный дизайн можно определить , как доступный и подходящий для использования в максимально возможной степени, самым простым способом и в самом широком диапазоне ситуаций.

В то время, как универсальность ожидается от международной валюты, вы не должны работать над проектом по шкале евро, чтобы применить этот принцип . Работаете ли вы над социальной сетью, корпоративным или персональным сайтом, принципы универсального дизайна могут помочь вам сделать концепцию дизайна более всеобъемлющей, а значит максимально доступной и полезной, насколько это возможно. Вот несколько рекомендаций :

  • Убедитесь, что пути использования одинаковы для всех пользователей: равны, когда возможно, адекватны, когда нет.

  • Сделайте дизайн привлекательным для как можно большего количества пользователей.

  • Расположите элементы контента и дизайна таким образом, чтобы это соответствовало ожиданиям пользователей, что подчеркнет наиболее важную информацию, которая обеспечивает осведомленность и языковые навыки, которые убирают ненужные сложности и позволяют легко оставить обратную связь в любое время в процессе взаимодействия пользователя с веб-сайтом.


Швейцарский франк

При слове Швейцария, людям, в основном, на ум приходят три вещи: сыр, шоколад и банки. Так что это было бы позором Швейцарии, если бы их валюта не восхваляла что-то из этих национальных символов. Швейцарская валюта, очевидно, создавалась с особым вниманием к деталям, будто каждая банкнота — это произведение искусства с цифрами и знаками. В результате, Швейцарский франк отвечает высоким ожиданиям пользователей. Это не только самая безопасная банкнота в мире, но и единственный в своем роде эстетический опыт.

Восемь серий Швейцарского франка печатаются с 1907 года. Каждая серия опирается на разный размер и цветовые схемы, которые используются. С каждым новым релизом, у франков более сложные макеты, типографика и цветовые схемы. С восьмой серией, которая в обращении с 1995 года, дизайн выходит на новый смелый уровень.

Эволюция банкнот в 100 франков, лицевая сторона.

Текущая серия Швейцарских франков была разработана Йоргом Зинтцмейером, и сосредоточена на искусстве, показывая мотивы швейцарских деятелей искусства, таких как Альберто Джакометти и Ле Корбюзье.

Текущая серия Швейцарских франков была разработана Йоргом Зинтцмейером.

С его восьмой серией, Швейцария представила вертикальный формат дизайна банкнот, формат, который впоследствии принял ряд стран, в том числе Мексика, Колумбия ©, Бермуды (D), Венесуэла и Никарагуа. Вы могли бы себе представить вертикальный евро с единорогом (B)?

С его восьмой серией, Швейцария представила вертикальный формат дизайна банкнот.

В 2005 году Цюрихский дизайнер Мануэль Кребс выиграл конкурс Швейцарского Национального Банка на девятую серию банкнот. Это была революционная попытка привнести человеческий фактор в дизайн банкнот, путем включения в него эмоций. Однако победивший проект, в котором есть кровяные клетки и эмбрионы столкнулся с серьёзной критикой со стороны общественности.

Противоречивые банкноты Мануэля Кребса.

Поэтому Швейцарский Национальный Банк взял дизайн Мануэлы Пфрундер, которая заняла 2 место. Серию планировали начать выпускать в 2015 году, с обещанием, что сохранят цветовую схему.

Дизайн Швейцарских банкнот от Мануэлы Пфрундер.

Швейцарский франк представляет интерес не только нумизматам, но и поклонникам сериала X-Files. Например, что мистическая планета Х и Нибиру изображены на купюре 10 франков 1981 года.

Существует теория, что мистическая планета Х и Нибиру изображены на купюре 10 франков 1981 года.

Мы должны рискнуть и подойти креативно, опираясь на элементы и методы, чтобы действительно доказать свою эффективность.

Обращайте внимание на направление

Швейцарские банкноты с портретами положили начало моде на вертикальный формат 20 лет назад. Поскольку такой формат более эргономичен для подачи банкнот в платежные терминалы, и другие исследования показывают, что люди, как правило, берут купюры вертикально, а не горизонтально. Такого направление купюр, скорее всего, будут придерживаться в валютном дизайне в ближайшие годы.

Дизайнеры банкнот заботятся и об эффективности. Одна концепция, над которой размышляют в валютном мире — это сделать одну сторону банкноты горизонтальной, оптимизированной для кошелька, а другую сторону вертикальной, для быстрого использования банкноты терминалом. Банкнота с подобной концепцией была выпущена в 1981 году в Швейцарии — 10 франков , которые уже упоминались выше. При разработке ориентации вашего веб-сайта, учитывайте приоритет вашего контента на устройствах. Уровень внимания, который центральные банки уделяют ориентации показывают ее важность для UX.

При разработке ориентации вашего веб-сайта, учитывайте приоритет появления вашего контента на устройствах.

Также, такой сдвиг вертикальной и горизонтальной позиции дает пользователям больше путей использования контента. Например, дополнительные данные или другой контекст тех же данных может усилить взаимодействие.

Норвежская крона

В октябре 2014 года центральный банк Норвегии объявил темы дизайна новой серии банкнот. Из восьми предложений, представленных в финальном туре конкурса, два были отобраны жюри. Передняя сторона банкнот будет основана на концепциях метрической системы, а заднюю сторону разработает Snøhetta.

Текущая серия норвежской кроны.

Одной из основных задач, представленных участникам конкурса было усилить уровень безопасности норвежской валюты. Таким образом, дизайнерам нужно было включить в свои концепции многочисленные элементы защиты от подделки.

Передняя и задняя сторона 100 норвежских крон с метрической системой и дизайном от Snøhetta.

Дизайнеры могли работать только с одной темой — море. С красивыми фотографиями кораблей, рыбы, маяка и людей, отдыхающих на море. Метрическая система дала новой кроне классический вид. Это оказался удивительно подходящий компаньон для абстрактных, пиксельных паттернов Snøhetta, передающих море и ветер.

Концепция дизайна крон от Snøhetta.

Среди интересных особенностей новой Норвежской банкноты — радужной печати дали новую жизнь. Радужная печать — это своего рода контролируемый градиент цвета, который был типичным элементом дизайна банкнот, созданный с помощью специальных печатных машин. Наряду с гильоше , такая печать является одной из самых сильных защитных признаков банкнот. Но эта техника стала ослабевать с развитием других способов печати, таких как ловушки против сканирования.

Цвета новой кроны адаптируются к смешиванию от одной купюры к другой, символ Норвежского побережья.

Редизайн норвежских банкнот был гениальным на очень многих уровнях. Взять, к примеру, впечатляющую силу связи, от моста между прошлым и настоящим, построенным пиксельной мозаикой, бесшовным сочетанием классики и авангарда, реализованной комбинацией мотивов, к революционному новому взгляду, который передает ценности страны как гражданам, так и миру.

Используйте ограничения по максимуму

Как и любой дизайн банкнот, проект кроны имел множество ограничений. «Вы как бы чувствуете, что это немного трудно, представлять себе, и быть креативным, когда у вас есть жесткий план и направление», сказал Co.Design Мартин Гран, партнер Snøhetta Oslo. Принимая во внимание результаты, дизайнерам явно удалось превратить эти ограничения в творчество.

Когда мы имеем дело с жестко-направленным проектом, стоит обратить внимание на ограничения, как на ведущие принципы, а не как на барьеры. Препятствия заставляют вас стать креативным, и находить интересные решения в рамках заданных ограничений. Если разложить сложную специфику на перечень конкретных задач, их решение поможет держать ум открытым для инноваций.

Что взять на заметку из дизайна банкнот

С точки зрения визуального дизайна, валюта — это гораздо больше, чем обрамление портрета известной личности и пара водяных знаков. Идеальное сочетание полезности и творчества заставляет банкноты пользоваться большим спросом как у потребителей, так и у коллекционеров.

Нахождение баланса визуальных элементов — это хороший вызов и для дизайнеров. Вы застряли над новым проектом, или просто ищете новый вызов?

Подумайте о своем проекте, как о банкноте. Основная задача валютного дизайнера заключается в поддержании доверия к листу бумаги, чья покупательная способность значительно выше, чем ее производственные затраты. Веб-дизайн не такой уж и разный. Как вы поддерживаете доверие к коллекции пикселей, которые представляют огромную корпорацию, талантливого предпринимателя или свой собственный бренд?

Напомним, какие уроки мы можем извлечь из дизайна банкнот:

  • Доступность важна.
 Даже в 14-м веке, бумажные деньги был разработаны, чтобы быть понятными для людей с разными возможностями. Крайне важно, чтобы веб-пространство работало для всех людей, независимо от их физического или психического состояния, языка, места нахождения или используемого ими устройства.

  • Подходите к редизайну разумно. Доллар США подвергся редизайну несколько раз, что позволило обратить внимание на важность сбалансированности знакомства пользователя с продуктом и инновациями. 

  • Яркие визуальные элементы привлекают внимание. Нотгельды должны были быть эфемерными, но превратились в произведения искусства из-за их впечатляющих иллюстраций. Если переработать графику вашего веб-сайта, дизайн станет более эффективным для привлечения внимания пользователей

  • Учитывайте универсальность дизайна 
. Созданная, чтобы представлять ценности многонационального Европейского Союза, банкнота евро — это хороший ориентир для дизайнеров, стремящихся делать продукты, которые проще, безопаснее и удобнее для всех пользователей.

  • Обращайте внимание на ориентацию 
. Швейцарский франк задал тенденцию к портретной ориентации банкнот. Ориентация — это важный фактор в создании удобных и доступных макетов.

  • Используйте ограничения по максимуму. Как и любой дизайн банкнот, новая крона Норвегии была рождена из строгих ограничений. Однако, это доказывает, что следование ограничениям в качестве ориентиров может привести к эффективным, красивым, выдающимся решениям.


Попробуйте включить эти принципы в свою работу, чтобы создать более надежный, долговечный дизайн. Или, по крайней мере, это будет хорошим упражнением в построении пиксельных замков.

В России станет больше денег, но платить ими будет сложнее.

С недавних пор многих добропорядочных россиян называют мошенниками и отказываются принимать у них новые банкноты номиналом 200 и 2000 рублей. «Я их первый раз вижу», «брать не буду», «мне такие деньги не дают», — твердят продавцы и официанты, недоверчиво рассматривая яркие бумажки. Банк России представил новинку в октябре прошлого года. Символы, изображенные на новых деньгах, были выбраны по итогам шумной кампании. «Лента.ру» разбиралась, почему россияне не признают новые деньги, а также узнала, что страну готовят к массовой смене всех привычных купюр.

Странные рубли

В конце января в каждой десятой торговой точке России отказывались принимать новинки Банка России. Их не распознают банкоматы, перепрограммирование устройств должно завершиться только к середине нынешнего года. В некоторых городах граждане, получившие с зарплатой двухсотки и двухтысячные, вынуждены разменивать их в банках.

Все это вызывает глухое недовольство, и игнорировать его власти не могут. Для проверки подлинности «Гознак» разработал специальное мобильное приложение, а Роспотребнадзор пригрозил самым мнительным продавцам штрафом до 50 тысяч рублей. Чтобы окончательно успокоить население, ЦБ даже пришлось снять музыкальный ролик для социальных сетей. В клипе председатель Банка России Эльвира Набиуллина задорно поет о том, что срочно нужно уходить.

Но приложения для телефонов, заводное видео и угрозы штрафами помогают мало, люди пугаются необычных денег или продают их как сувениры. «Это что, биткоины?», «странные какие-то, сам рисовал?», «на евро похоже!» — восклицают россияне. Действительно, если разложить на столе банкноты разных стран, классический доллар найдется без проблем, а вот новые «двухсотки» и «двухтысячные» могут затеряться в общей массе.

Европейские ценности

Ничего необычного в том, что население не узнает новые купюры нет, в прошлом уже не раз возникали подобные ситуации, говорит бывший художник «Гознака» Юрий Ковердяев. «В 1990-х годах мне пришлось вступиться за одну бабушку, потому что водитель троллейбуса отказывался принимать у нее новые купюры. Пришлось надуть щеки и сказать, что сейчас идет деноминация и в обороте находятся и те и другие купюры», — вспоминает он.

Тем не менее, проблемы у новых денег есть — они слишком радикально отличаются от привычного вида наличных и откровенно копируют западный дизайн. «Мягко говоря, новые купюры трудно назвать удачными: они слабо узнаваемы, выпадают из композиционного ряда и слишком похожи на евро. Жаль, конечно. Но, по всей видимости, художник был поставлен в такие условия, что вынужден был сделать именно так, а не иначе», — говорит художник. Находящаяся сейчас в обороте серия денег была запущена в 1995 году, она также сильно отличалась от советских и постсоветских банкнот. И тогда, и сейчас мы можем наблюдать сильнейший разрыв в преемственности оформления банкнот, уверен Ковердяев.

Сталин, доллар и преемственность

«Есть какие-то непреложные символы, которые мы всегда узнаем. Тот же герб СССР или герб, который достался Белоруссии в наследство от БССР, на котором даже звезда осталась, — его узнают, к нему привыкли», — рассуждает бывший художник «Гознака». Россия в начале 1990-х годах вернулась к двухглавому орлу, и в дизайне банкнот также произошли кардинальные перемены. «У нас, к сожалению, концептуальные изменения приводят к тому, что мы сами перестаем узнавать свои деньги. Это печально, потому что деньги — это лицо страны», — сетует он.

Но так было не всегда. Советские деньги, бывшие в употреблении в 1947-1961 годах очень напоминали царские банкноты. По легенде, идею их оформления художникам подсказал сам Сталин. С 1961 года была запущена знакомая многим серия денег. Она продержалась практически до 1993 года. Тогда на смену привычным «троякам», «пятеркам», «четвертакам» и прочим пришли купюры номиналом в 200, 500, 1000 и 5000 рублей, оформление которых еще соответствовало советским образцам. Это произошло благодаря тому, что дизайн и советских, и российских денег разрабатывал один человек — патриарх «Гознака» Игорь Сергеевич Крылков.

В качестве эталона преемственности и сохранения традиций специалисты приводят американский доллар, внешний вид которого остается неизменным уже сто лет. Как бы они ни модернизировали дизайн или меняли цвет купюр, общая композиция остается неизменной: строгая рамочка по периметру, а посередине размещен портрет.

Гагарин на деньгах

В 1990-х годах правительства и главы Центробанка менялись часто. Новые руководители приходили со своими идеями по поводу дизайна денег, вспоминает Ковердяев. Существовали целые серии уже напечатанных, но не выпущенных в обращение банкнот. Их эскизы можно увидеть в петербургском Музее денег, который находится в Петропавловской крепости. На царских и советских деньгах размещались портреты, но двадцать лет назад от этой традиции решили отказаться. «Тогда вся наша мастерская в «Гознаке» жалела, что отказались от портретов. У нас по одним ученым, композиторам, писателям и художникам можно делать целые серии. Со временем можно было бы менять изображения и модернизировать дизайн», — рассказывает художник.

Специалисты считали, что так называемая городская или архитектурная серия банкнот, запущенная в 1995 году, не продержится долго и вскоре будет заменена, но получилось совсем наоборот — ею пользуются до сих пор. По словам Ковердяева, возврат к портретам на купюрах был бы полезен для узнавания российских денег в мире. «Королев, Циолковский или Менделеев — это наши звезды мировой величины. Кто-то может не знать швейцарского художника или бельгийского писателя, а Гагарина, простите, знает весь мир!» — говорит он.

Время пришло

Банкноты номиналом 200 и 2000 рублей, по всей видимости, являются первыми ласточками новой серии российских бумажных денег. В октябре прошлого года гендиректор «Гознака» Аркадий Трачук заявил, что пришло время менять дизайн всех купюр. «Мне кажется, в некоторых случаях уже настал момент менять внешний вид. Концепция внешнего вида неизменна с 1995 года, уже более 20 лет. За 20 лет взгляды и на дизайн, и на защитный комплекс достаточно сильно изменились», — сказал он. По его словам, первой под модернизацию может попасть самая подделываемая пятитысячная банкнота.

В «Гознаке» считают, что вопрос обновления дизайна «назрел». «Мы также рассчитываем, что при таком обновлении будет учтена стилистика оформления номиналов 200 и 2000 рублей», — рассказал «Ленте.ру» пресс-секретарь «Гозанака» Глеб Руденко.

Собирается ли Банк России обновить внешний вид денег — пока неясно. «Возможный переход на новое оформление и техническую защиту банкнот произойдет в плановом режиме», — сообщили в пресс-службе регулятора. «Пусть население привыкнет пока к новым купюрам, мы не можем что-то делать очень резко и пугать людей», — отметили в ЦБ. Ковердяев полагает, что в Центробанке и «Гознаке» уже работают над новой линейкой денег. Постепенная замена устаревших купюр новыми может произойти в течение двух, максимум трех лет, полагает он.

Стильно, модно, молодежно

Тон в мировой банкнотной индустрии сейчас задают швейцарские франки. Серия вертикально-ориентированных купюр появились в обращении в 1994 году, и их смелый, оригинальный дизайн сразу начали копировать другие страны, например Израиль. Российские купюры, посвященные зимним Олимпийским играм в Сочи, а также крымская банкнота с видами Севастополя, тоже во многом повторяют идеи швейцарских художников. Помимо красоты швейцарские франки впереди планеты всей по критериям защиты и полиграфии.

По данным ЦБ, сейчас в России в наличном обороте находятся почти девять триллионов рублей. Примерно раз в двадцать лет дизайн купюр должен меняться для предотвращения подделок и лучшего контроля за оборотом денег. Однако с развитием технологий многие люди практически не держат наличные деньги в руках, а расплачиваются карточками и мобильными телефонами. В 2017 году (впервые за десять лет) Банк России зафиксировал сокращение числа операций по снятию наличных — в таких условиях интерес к дизайну наличных постепенно снижается.

К чемпионату мира по футболу-2018 в обращение поступят новые банкноты, а дизайн всех банкнот будет изменен, вполне вероятно, в стиле недавно выпущенных 200- и 2000-рублевок.

О борьбе с фальшивомонетчиками и о том, уйдут ли из оборота наличные, "РГ" рассказал Аркадий Трачук, гендиректор АО "Гознак", компании, которая двести лет защищает рубль от подделок.

Аркадий Владимирович, Гознак к чемпионату мира по футболу готовит новые памятные банкноты. Какого номинала?

Аркадий Трачук: Это будут банкноты достоинством 100 рублей. Конкретной даты выхода купюр в обращение назвать не могу, это определит Банк России. Можно предположить, это произойдет до открытия чемпионата.

Известно, в каком количестве будет выпущена банкнота?

Аркадий Трачук: О том, в каком количестве будет выпущена сувенирная сторублевка, будет объявлено на презентации банкноты, которая ожидается уже в конце мая. Памятные банкноты изготавливают по особенным принципам. Их тираж заранее ограничен, и, как правило, он относительно небольшой.

Купюры в 200 и 2000 рублей оказались настолько популярны и редки в наших кошельках, что иногда используются в качестве сувениров. Не грозит ли нам дефицит новых денег?

Аркадий Трачук: Редкость новых банкнот объясняется просто - их пока еще не так много напечатано по сравнению со старыми номиналами. Пройдет время, их будет все больше, и они будут постепенно заменять те банкноты, которые сегодня находятся в обращении. Будет чуть меньше пятитысячных купюр, чуть больше - двухтысячных. Это нормальный и естественный ход вещей.

Не планируется ли в новом стиле обновить и весь ряд?

Аркадий Трачук: Рано или поздно это произойдет. Дизайн является таким же защитным элементом банкноты, как и другие.

Поэтому дизайн приходится периодически обновлять.

Вполне вероятно, что при обновлении дизайна старых номиналов будет учитываться стилистика банкнот 200 и 2000 рублей.

Насколько часто обновляются банкноты?

Аркадий Трачук: Защитный комплекс обновляется не реже чем раз в пять лет. Дизайн, конечно, более консервативен.

Нынешний используется уже достаточно давно, сегодняшним банкнотам с "городской серией" уже больше 20 лет, первые из них появились в обращении в 1995 году. Понятно, уже назревают изменения дизайна. Другое дело, это будет происходить в плановом порядке, по мере готовности новых вариантов оформления, новых защитных элементов.

Окончательное решение по выпуску, изменению дизайна и всему остальному - за Банком России. И именно он будет информировать об этом.

Доверяй, но проверяй!

А можно изготовить купюру, которую подделать нельзя?

Аркадий Трачук: Такой задачи перед нами и не стоит. Купюры подделывают настолько тщательно, насколько их будут проверять.

Например, если подделку будут использовать в неподготовленной рознице - это рынки, небольшие магазины, то будут стараться подделать то, на что в таких условиях будут больше всего обращать внимание: водяные знаки, изменяющие цвет или изображение защитные признаки, другие яркие визуальные элементы. С другой стороны, если такую фальшивую банкноту планируется загрузить в банкомат, то подделывать будут уже другие, машиночитаемые признаки, то есть те, которые проверяет приемное устройство этого банкомата.

Наша задача заключается в том, чтобы сделать защиту как можно более комплексной. Даже если предположить, что поддельная банкнота на каком-то этапе все же будет принята, она будет легко отсеяна на следующем шаге и таким образом не нанесет существенного ущерба.

При этом мы должны стремиться к тому, чтобы даже самый неподготовленный человек, беря поддельную банкноту в руки, мог усомниться в ее подлинности. К слову, ему в этом может помочь разработанное нами приложение "Банкноты 2017", которое позволяет проверять новые банкноты 200 и 2000 рублей.

А можно будет проверить купюры других номиналов?

Аркадий Трачук: Работа в этом направлении идет. Здесь есть много нюансов. Например, есть решения, которые мы могли бы реализовать на достаточно мощных мобильных устройствах, однако они недостаточно эффективны на бюджетных смартфонах. Но выпускать продукт, который функционирует только на топовых моделях, неправильно.

Мы запустили программу в январе 2018 года. Полгода нам точно понадобится для сбора статистики и анализа. Еще какое-то время уйдет на доработку. Я бы предположил, что речь идет о ближайшем годе. К слову, на сегодня приложение скачали более 4,5 миллиона раз.

Электронный рубль

Как вы считаете, скоро ли наступит то время, когда и стандартные деньги будут заменены электронным эквивалентом? И наступит ли?

Аркадий Трачук: История неоднозначная. Например, тем же монетам уже несколько тысяч лет. В свою очередь, электронные средства платежа только появляются, им еще предстоит доказать свою эффективность, обоснованность и надежность.

На мой взгляд, коренным переломом будет решение Центрального банка выпускать деньги в электронной форме - от своего имени и как свое обязательство. Когда и если это произойдет, тогда можно будет говорить, что наряду с банкнотами и монетами появится равное по силе платежное средство, которое может в перспективе в значительной мере заменить существующие платежные средства.

С другой стороны, мы понимаем, что, несмотря на все развитие технических средств, у электронных средств платежа есть зависимость от инфраструктуры. А она, как и все, что создано людьми, имеет свойство ломаться, особенно сильно это проявляется в чрезвычайных ситуациях. И весь опыт функционирования государственных институтов во время различных природных или техногенных катастроф показывает, что без наличных денег никак не обойтись.

Я не очень верю, что они в разумной временной перспективе могут быть полностью заменены безналичными инструментами. Об этом же свидетельствует статистика: количество наличных денег в обращении в мире, наоборот, растет, ежегодно увеличиваясь на 2-5 процентов.

Отчеканить на память

Какие памятные монеты готовятся к выпуску?

Аркадий Трачук: Прежде всего хочу упомянуть новую памятную монету, посвященную 200-летию Гознака. Мы отмечаем юбилей компании в сентябре.

А как происходит выход памятной монеты в свет? С чего он начинается?

Аркадий Трачук: Банк России формирует перспективный план выпуска монет. В рамках этого плана мы разрабатываем дизайны. Наш центр разрабатывает не только "картинку", но и концепцию дизайна, сопровождая ее обоснованием сделанного выбора, а также исторической справкой.

Далее все это отправляется в Банк России, где есть специальная комиссия, которая предварительно рассматривает предложенные варианты дизайнов, при необходимости внося свои корректировки. Окончательно дизайны и характеристики монет утверждает совет директоров Банка России.

Потом изготавливается готовый образец, который снова утверждается регулятором. После этого мы уже приступаем к чеканке монеты.

Готовый тираж монеты передается в Банк России, который начинает ее распространение. По закону первыми покупателями монет являются коммерческие банки, а также Гознак. Ну а дальше их может купить любой.

Завершается первый этап отбора символов для новых банкнот Банка России достоинством 200 и 2000 рублей. Впервые в истории граждане страны сами выбирают, что именно будет изображено на денежных знаках. Пока идет голосование, «Лента.ру» выяснила, как разрабатывали и выбирали дизайн денег для главной мировой валюты - доллара, основной европейской валюты - евро, и норвежской кроны, которая, по мнению редакции, претендует на звание одной из самых оригинальных в плане оформления.

Дух Европы

Когда принималось решение о выборе дизайна для единой валюты зоны евро, рабочая группа установила довольно жесткие требования: никаких национальных или гендерных уклонов, дизайн должен отражать европейские ценности - открытость и сотрудничество в отношениях как между собой, так и с остальным миром.

В 1994 году рабочая группа получила задание представить список тем, которые потенциально могли бы использоваться в дизайне новых банкнот. Темы разрабатывались в тесном сотрудничестве с экспертами по истории культуры, психологами и графическими дизайнерами. В результате получился лонг-лист из 18 сюжетов, включавших в себя европейскую флору и фауну, распространенные мифы и легенды, отцов-основателей Европы и так далее.

Из них всего три темы были представлены Совету Европейского валютного института - предшественника Европейского центрального банка. В шорт-лист попали «Архитектурные эры и стили Европы», «Абстрактный современный дизайн» и «Наследие Европы». В конечном счете на конкурс были отобраны только первые две.

В абстрактном варианте четких требований к оформлению не предъявлялось. Но если дизайнеры выбирали архитектурную тему, то требовалось представить определенную эпоху на банкноте разных номиналов.

Например, на купюре в 5 евро нужно было отобразить классическую (античную) эпоху, на 10 евро - романский стиль, на 20 евро - готику, Ренессанс - на банкноте в 50 евро, на 100 евро предлагались барокко и рококо, двухсотевровая купюра должна была отобразить эпоху стекла и стали, а банкноты высшего номинала - 500 евро - полагалось украсить иллюстрацией современной архитектуры ХХ века.

Кроме того, заранее определялись цветовые гаммы и размеры для банкнот всех номиналов, а также некоторые обязательные для размещения элементы: обозначение номинала, 12 звезд, символизирующих единство стран Евросоюза, аббревиатура Европейского центробанка в пяти языковых вариантах, а также подпись главы ЕЦБ.

К участию в конкурсе допускались лишь дизайнеры, отобранные руководителями национальных центральных банков стран-участниц еврозоны. Каждое государство могло представить не более трех художников, которым отводилось семь месяцев на то, чтобы предложить свои варианты дизайна банкнот всех номиналов, причем либо в одном из стилей (архитектура или современное искусство), либо сразу в двух.

Прием работ завершился 13 сентября 1996 года. К этому дню 29 дизайнеров и дизайнерских команд представили 44 комплекта потенциальных будущих денег. Из них 27 были посвящены архитектурным эпохам, а 17 - современному дизайну.

Каждому комплекту присвоили трехзначный номер. Жюри, сформированное из независимых экспертов по маркетингу, дизайну, истории искусства, выбрало по пять серий банкнот в каждой из двух тем.

Следующий этап - опрос общественного мнения: 2000 человек из разных стран, собиравшихся присоединиться к зоне евро, ответили на 30 вопросов.

В конце концов был определен победитель: австриец Роберт Калина. И хотя он набрал не самое большое количество голосов в ходе опроса (23 процента против 35 процентов у фаворита), более 75 процентов опрошенных согласились с тем, что его дизайн лучше всего отражает европейский дух.

Американская история денег

Каждому знакомы зеленые купюры с президентами, но не каждый знает, что нынешний облик доллары приобрели относительно недавно - в 20-х годах прошлого века.

Именно с той поры американское казначейство активно используют зеленую краску в оформлении денег. С одной стороны - из соображений безопасности (банкноты старого образца были черно-белыми, их легко подделывали с помощью фотоаппаратов - снимали, распечатывали и разрезали), с другой - по психологическим причинам (зеленый цвет считается цветом оптимизма и надежности).

До унификации доллары были совершенно разными. Первые купюры были выпущены Континентальным конгрессом в XVIII веке. Они были бежевыми с черной рамкой и надписью «Соединенные Штаты Северной Америки». На банкноте была изображена пирамида из 13 ступеней - по одной на каждый штат, входящий в состав молодого государства.

США прирастали новыми территориями, и каждый штат печатал собственные доллары. Так продолжалось вплоть до Гражданской войны. При этом обменные курсы долларов разных штатов отличались. В частности, отпечатанные в Нью-Йорке были дороже, чем выпущенные в Теннесси. Дизайн тоже был разным. На них помещали эмблему банка, который печатал банкноты, номинал и какое-нибудь изображение. Например, статуи Свободы или хлопковых плантаций (было актуально для южных штатов).

В разное время на американских деньгах фигурировали бизоны (10 долларов 1901 года), орлы (1000 долларов 1918 года), индейцы (5 долларов 1899 года) и даже первая леди США Марта Вашингтон (1 доллар 1886 года). Постепенно банкноты приобретали современный вид. В 1862 году на 10 долларах появился президент Авраам Линкольн (позднее он перекочевал на пятидолларовую купюру).

Дизайн американских денег постоянно меняется. Усложняется цветовая гамма, совершенствуются системы защиты, увеличивается или уменьшается количество художественных элементов. К 2020 году в оборот будут введены новые 20, 10 и 5 долларов США.

20-долларовую банкноту посвятили Гарриет Табмен - негритянке, боровшейся против рабства и за равноправие женщин. Ее портрет Табмен разместят на передней стороне купюры. На оборотной стороне по-прежнему будет Белый дом и изображение президента Эндрю Джексона.

Новую 10-долларовую банкноту посвятят истории движения суфражисток. На фоне казначейства изобразят таких деятельниц, как Лукреция Мотт, Соджорнер Трус, Сьюзен Энтони, Элизабет Кэди Стэнтон и Элис Пол. За семь лет до принятия 19-й поправки к Конституции США (предоставила женщинам право участвовать в выборах) активистки провели митинг на ступенях здания Минфина.

Пять долларов расскажут об исторических событиях у мемориала Линкольна в Вашингтоне. В 1939 году, когда концертные залы столицы по-прежнему были разделены по расовому признаку, темнокожая оперная певица Мариан Андерсон, выступавшая за расширение гражданских прав, при поддержке первой леди Элеоноры Рузвельт пела там перед 75 тысячами слушателей. В 1963 году борец за права чернокожих Мартин Лютер Кинг там же произнес свою историческую речь «У меня есть мечта».

Минфин США принимал решение о новом дизайне банкнот с учетом мнения американцев: тысячи людей присылали свои предложения в ответ на просьбу поучаствовать в выборе исторических личностей и событий, которые можно было бы поместить на новых купюрах.

Пиксельная революция

Один из самых оригинальных вариантов дизайна был выбран норвежским Национальным банком.

Сегодня норвежские кроны выглядят вполне традиционно. На них изображены знаменитые граждане страны: художник Эдвард Мунк (автор знаменитой картины «Крик»), писательница Сигрид Ундсет (лауреат Нобелевской премии по литературе 1928 года) и другие.

К 2017 году дизайн будет радикально переделан. ЦБ Норвегии еще в 2014 году объявил конкурс на новое оформление. Основная тема - море. К каждому номиналу был предложен собственный морской мотив: 50 крон должны показать море, объединяющее норвежцев; 100 крон - море, соединяющее Норвегию с внешним миром; 200 крон - море, кормящее людей; 500 крон - море как источник благосостояния; и, наконец, 1000 крон - море, уносящее страну в будущее.

Примечательно, что победителями конкурса признаны сразу две дизайнерские студии - The Metric System и Snohetta Design. Было принято оригинальное решение: изображение, разработанное первой компанией, поместят на лицевую сторону купюр, второй - на оборотную.

The Metric System использовала традиционные мотивы: маяк, лодка, шторм и так далее. Snohetta Design применила абстрактный пиксельный (или цифровой) стиль: традиционные рисунки размываются и превращаются в восьмибитные картины.