В соответствии с итоговым текстом документа устанавливается, что собственникам квартир в многоквартирных домах, включенных в программу реновации, предоставляются равнозначные жилые помещения. При этом под равнозначным жильем понимается жилое помещение, одновременно соответствующее следующим требованиям:

  • жилая площадь и количество комнат в новой квартире должны быть не меньше чем в освобождаемом жилом помещении, а общая площадь жилья должна быть больше, чем освобождаемого;
  • квартиры должны соответствовать стандартам благоустройства, установленным Законом города Москвы от 14 июня 2006 года № 29 " ";
  • иметь улучшенную отделку;
  • дома, в которых будут предоставлять жилье, должны быть расположены в том же районе города Москвы, что и многоквартирный дом, подлежащий реновации, за исключением случая, если планируемый к сносу дом расположен в Зеленоградском, Троицком или Новомосковском административных округах города Москвы (границы определяются по состоянию на 1 января 2017 года). В этом случае равнозначное жилое помещение предоставляется в границах административного округа города Москвы, в котором расположен дом, подлежащий реновации.

При этом собственник жилого помещения на основании письменного заявления вправе вместо предоставляемого равнозначного жилого помещения получить равноценное возмещение в денежной форме или равноценное жилье. Принять решение об альтернативном возмещении собственник должен в течение 30 дней со дня получения проекта договора о переходе права собственности на жилое помещение с условием предоставления равнозначного. Однако если в квартире совместно с собственником проживают несовершеннолетние, недееспособные или ограниченно дееспособные граждане, предоставление возмещения в денежной форме не допускается.

Между тем собственники вправе приобрести у города за доплату квартиру большей площади или с большим количеством комнат. Причем для этих целей можно будет воспользоваться средствами материнского капитала, жилищных субсидий и социальных выплат и иных не запрещенных законодательством источников.

Наниматели жилых помещений взамен освобождаемого жилья смогут получить равнозначное жилое помещение по договору социального найма, а при наличии их письменного заявления – в собственность. А жители коммунальных квартир смогут получить отдельную квартиру, а не комнату.

В каких случаях жилье признается непригодным для проживания? Узнайте из материала "Признание жилого помещения непригодным для проживания" в "Домашней правовой энциклопедии " интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите на 3 дня бесплатно!

Собственники жилых помещений освобождаются от уплаты взносов на капремонт общего имущества, включенном в программу реновации, со дня ее утверждения. Уточняется, что ранее внесенные собственниками взносы будут использованы в ходе реализации программы реновации.

Также закрепляется, что в программу будут включены многоквартирные дома с количеством этажей не более девяти, возведенные по типовым проектам, разработанным в период 1957-1968 гг., с использованием типовых изделий стен и перекрытий.

Войти в программу реновации смогут те дома, голосование по которым будет проведено до дня вступления в силу закона.

Когда старое жильё приходит в негодность, дальнейшее проживание в нём становится опасным для жизни и здоровья жильцов. В таких случаях государством предусматриваются мероприятия по сносу устаревших домов с предоставлением их собственникам новой жилплощади. С целью регулирования процессов реновации жилищного фонда Москвы был выдвинут законопроект соответствующего Федерального закона.

Программа по улучшению жилищных условий в столице Российской Федерации инициирована мэром Сергеем Собяниным. В целях программы – реновация и снос малоэтажных обветшалых домов.

В числе законопроектов данное предложение находилось до недавнего времени. Однако 14 июня 2017 года Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей регулирования отдельных правоотношений в целях реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве» N 141-ФЗ был принят Госдумой в третьем чтении. Из числа проголосовавших депутатов, 399 отдали свои голоса за утверждение закона о реновации жилищного фонда в Москве, двое проголосовали против и один воздержался.

Положения Федерального закона о реновации хрущевок в Москве вступили в силу 1 июля 2017 года после одобрения Советом Федерации, состоявшегося 28 июня того же года. Рассматриваемый нормативный акт включает в себя 15 статей и регламентирует порядок реновационных действий в отношении московского жилищного фонда. В день промульгации закона окончательно утверждён список обветшалых жилых зданий, определяемых под снос.

Согласно новому закону, под реновацию попадут типовые дома не выше девяти этажей, спроектированные в период с 1957 по 1968 год. Дома, находящиеся в аварийном состоянии, будут снесены в порядке, определённом действительным законодательством.

Процедура переселения граждан подразумевает предоставление более комфортных квартир. Предполагается, что средняя стоимость предоставляемого жилья будет на 30% дороже рыночной стоимости прежней квартиры собственников.

Текст нововведенного нормативного акта гласит, что ипотечники будут выплачивать кредитные взносы в том размере, в котором выплачивали изначально. Разница в стоимости между прежним жильём и предоставленным по программе переселения значения не имеет.

Решение об определении жилого массива в программу реновации принимается посредством голосования собственником квартир. Положительное решение выносится на основании положительных голосов не менее чем 2/3 из общего числа голосующих. Несогласные с решением о переселении жители будут переселены по программе в судебном порядке. Данные собственники вправе обжаловать решение суда, но при наличии согласия на реновационные процедуры большинства жителей дома, добиться отмены данных процедур несогласным будет почти невозможно.

Однако если одна треть из общего числа собственников дома примет решение о выходе из программы реновации, настоящий закон позволяет выйти из указанной программы в любой момент, пока не предоставлена первая квартира для переезда. Голоса не участвовавших в голосовании или воздержавшихся жителей в равной пропорции делятся между проголосовавшими «за» и «против». Данная мера принята во избежание неправомерного использования голосов.

Поправки в закон о реновации, принятые во втором чтении

После первого чтения законопроект о реновациях подвергся критике со стороны депутатов и общественности. Было очевидно, что его текст требует ряда значительных изменений и поправок. Ко дню второго чтения количество внесённых поправок составило 138 единиц. Изменения в будущий закон внесли представители всех четырёх фракций. В процессе второго чтения были внесены ещё 4 поправки. Второе чтение закона о реновации состоялось 9 июня 2017 года.

Из числа поправок, внесённых в законопроект при втором чтении, можно выделить следующие:

  • Решение вопроса бывших коммуналок — согласно нововведению, жильцы коммунальных квартир получат отдельное жильё;
  • Компенсации собственникам нежилых помещений в домах, определённых под программу реновации — согласно закону, данные граждане должны получить компенсацию в размере стоимости рассматриваемого помещения;
  • Определение ветхости и технического состояния строения – чем оно старше, тем быстрее происходит расселение жильцов;
  • В случае переселения, гражданин имеет право на новую квартиру или денежный эквивалент в размере рыночной стоимости предыдущей квартиры с учётом суммы на капитальный ремонт.

Привнесённые в текст законопроекта поправки обеспечивают соблюдение юридических и собственнических прав жильцов в случае сноса устаревшего жилого дома и переселения граждан в более подходящий для проживания объект. Кроме того, были организованы открытые парламентские слушания нововведённого нормативного акта, в которых на добровольной основе принимали участие жители хрущовок.

Общественная реакция

Нормативы принятого закона вызвали недоверие и негативные эмоции у некоторого числа резидентов пятиэтажек. В дни чтений законопроекта совершались стихийные митинги. Первая акция протеста собрала около 20 000 человек.

Между тем, москвичи бьют рекорды по явке на собрания жильцов домов, попадающих в списки на реновацию по закону. Уже через 3 недели со дня второго чтения число проголосовавших составляло 60%. Согласно результатам голосования, около 400 домов отказываются от переселения. Учитывая, что всего в реновационных списках 4500 домов, большинство москвичей выступает за переселение.

Скачать текст Федерального закона

С целью подробного ознакомления с поправками, внесёнными в настоящий Федеральный закон «О статусе столицы Российской Федерации», необходимо углубиться в изучение нормативов недавно принятого закона о реновации.

Актуальный текст Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей регулирования отдельных правоотношений в целях реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве» N 141-ФЗ можно скачать

МОСКВА, 19 сентября. /ТАСС/. Лидер "Справедливой России" Сергей Миронов и глава комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская ("Справедливая Россия") внесли в среду на рассмотрение нижней палаты парламента законопроект о реновации жилищного фонда в регионах России. Проект закона размещен в думской электронной базе данных.

"Проект федерального закона направлен на предотвращение возникновения аварийного жилищного фонда. Он предоставляет право органам государственной власти субъектов РФ за счет средств бюджета субъекта РФ и иных не запрещенных законодательством РФ источников реализовывать программы реновации жилищного фонда", - говорится в пояснительной записке.

Законопроектом вводится понятие реновации жилищного фонда. "Под реновацией жилищного фонда понимается реконструкция или снос не подлежащих капитальному ремонту объектов жилищного фонда и жилищное строительство на высвобождаемой территории с обеспечением территории реновации объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры, а также проведением мероприятий по благоустройству жилых территорий", - поясняют разработчики.

Одновременно региональные власти должны будут "определять источники и объемы финансирования программы реновации; устанавливать порядок и определять условия улучшения жилищных условий граждан (собственников и нанимателей), проживающих в многоквартирных домах, жилых домах, подлежащих сносу или реконструкции, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в том числе граждан, принятых на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений". "При этом такие порядок и условия не должны снижать предусмотренные жилищным законодательством и иными федеральными законами гарантии улучшения жилищных условий указанных в настоящем пункте лиц", - добавляют депутаты.

Кроме того, в документе уточняется, что "органам государственной власти субъектов РФ предоставляется право создать фонд содействия реновации жилищного фонда для реализации соответствующей программы".

Гарантии гражданам

Законопроект также предоставляет гражданам ряд гарантий. Так, нанимателям, согласно документу, должны предоставляться "равнозначные жилые помещения, жилая площадь и количество комнат... а общая площадь такого жилья равна или превышает общую площадь освобождаемого". Предоставляемое жилье должно "соответствовать стандартам благоустройства, санитарным и техническим требованиям, установленным жилищным законодательством". Кроме того, указывается, что жилье должно быть "расположено в том же населенном пункте (в городах федерального значения - в том же внутригородском муниципальном образовании), в котором расположен соответствующий многоквартирный дом, подлежащий реновации".

Наряду с этим собственникам по их выбору может предоставляться равноценное возмещение в денежной форме, которое осуществляется вместе с компенсацией за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома. Жителям комнат в коммуналках, согласно проекту, "взамен освобождаемых комнат в квартирах предоставляются отдельные квартиры".

Законопроектом устанавливается, что "включение многоквартирных домов в программу реновации может осуществляться только в том случае, если на общем собрании за него проголосовали все собственники жилых помещений в многоквартирном доме, принявшие участие в голосовании. Если решение не было принято из-за отсутствия необходимого кворума, региональные власти должны перенести срок проведения реновации в доме, "не превышающий трех лет". В случае, если при голосовании один из собственников высказался против включения дома в программу реновации, то субъект "принимает решение об исключении этого многоквартирного дома из программы реновации".

История вопроса

Президент РФ Владимир Путин 1 июля 2017 года утвердил программу реновации жилищного фонда Москвы, подписав поправки к закону "О статусе столицы Российской Федерации". По итогам голосования жителей в программу вошло более 5 тыс. домов, большинство из которых пятиэтажные хрущевки. Это почти 70% имеющегося жилищного фонда такого типа в Москве.

Хованская ранее заявляла о необходимости распространения московского опыта реновации жилищного фонда на другие регионы России.

«О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве»

17 мая 2017 г. Московская городская Дума приняла Закон города Москвы «О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве».

Московский закон вступит в силу после принятия аналогичного федерального закона, который в настоящее время рассматривается Государственной Думой.

Настоящий Закон устанавливает дополнительные гарантии жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве, порядок и условия обеспечения указанных гарантий.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

1. Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

  • реновация жилищного фонда в городе Москве (далее — реновация) — совокупность мероприятий, осуществляемых в целях предотвращения формирования аварийного жилищного фонда в городе Москве, обеспечения устойчивого развития жилых территорий, создания благоприятной среды жизнедеятельности, создания общественных пространств и благоустройства территории и предусматривающих комплексное обновление среды проживания граждан;
  • программа реновации — нормативный правовой акт Правительства Москвы, определяющий перечень многоквартирных домов, в отношении которых осуществляется реновация. В такой перечень могут быть включены многоквартирные дома первого периода индустриального домостроения, многоквартирные дома, аналогичные им по своим конструктивным характеристикам, в которых в соответствии со статьей 3 настоящего Закона жители поддержали включение соответствующего многоквартирного дома в проект программы реновации, программу реновации.

2. Иные понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том значении, в каком они определены в федеральном законодательстве и законодательстве города Москвы.

Статья 2. Правовая основа обеспечения гарантий жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации

  1. Правовую основу обеспечения гарантий жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, Гражданский кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, иные федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты города Москвы.
  2. Иные законы города Москвы, регулирующие отношения в сфере обеспечения жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц, применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.

Статья 3. Гарантии учета мнения жителей при формировании и реализации программы реновации

  1. В проект программы реновации может быть включен только тот многоквартирный дом, жители которого большинством не менее двух третей поддержали включение такого многоквартирного дома в проект программы реновации. Формы и порядок выявления и учета мнения жителей многоквартирного дома, в том числе путем проведения общего собрания, устанавливаются Правительством Москвы.
  2. На любой стадии формирования программы реновации и ее реализации (до дня заключения первого договора, предусматривающего возникновение права собственности на предоставляемое жилое помещение) может быть проведено общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, на котором может быть принято решение об исключении такого многоквартирного дома из проекта программы реновации, программы реновации.

Статья 4. Предоставление равнозначных жилых помещений при осуществлении реновации

1. Собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, подлежащих реновации, и гражданам, занимающим жилые помещения в многоквартирных домах, подлежащих реновации, по договорам социального найма, освобождающим такие жилые помещения, в целях обеспечения их жилищных прав взамен таких жилых помещений бесплатно предоставляются равнозначные жилые помещения.

2. Под равнозначным жилым помещением в настоящем Законе понимается жилое помещение, одновременно соответствующее следующим требованиям:

1) жилая площадь такого жилого помещения и количество комнат в таком жилом помещении не меньше соответственно жилой площади и количества комнат в освобождаемом жилом помещении, а общая площадь такого жилого помещения превышает общую площадь освобождаемого жилого помещения;

2) такое жилое помещение является благоустроенным и соответствует стандартам благоустройства, установленным Законом города Москвы от 14 июня 2006 года № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», а также имеет улучшенную отделку в соответствии с требованиями, установленными правовым актом города Москвы;

3) такое жилое помещение расположено в том же районе города Москвы, в котором расположен соответствующий многоквартирный дом, подлежащий реновации, за исключением случая, если такой многоквартирный дом расположен в Зеленоградском, Троицком или Новомосковском административных округах города Москвы. В этом случае равнозначное жилое помещение предоставляется в границах административного округа города Москвы, в котором расположен соответствующий многоквартирный дом, подлежащий реновации.

3. Гражданину, занимающему жилое помещение в многоквартирном доме, подлежащем реновации, по договору социального найма, взамен освобождаемого им жилого помещения бесплатно предоставляется равнозначное жилое помещение на праве собственности или на основании письменного заявления указанного лица — по договору социального найма.

Статья 5. Гарантии прав граждан на получение равноценного возмещения за освобождаемое жилое помещение при осуществлении реновации

Собственник жилого помещения в многоквартирном доме, подлежащем реновации, вправе на основании письменного заявления вместо предоставляемого равнозначного жилого помещения получить за освобождаемое жилое помещение предварительное и равноценное возмещение в денежной форме или в форме равноценного жилого помещения на праве собственности. Размер такого возмещения, порядок его предоставления определяются в соответствии с федеральным законодательством, в том числе законодательством об оценочной деятельности.

Статья 6. Дополнительные гарантии внеочередного улучшения жилищных условий при осуществлении реновации

  1. Собственнику жилого помещения в многоквартирном доме, подлежащем реновации, членам его семьи или гражданину, с которым заключен договор социального найма жилого помещения в многоквартирном доме, подлежащем реновации, членам его семьи, состоящим на жилищном учете, улучшаются жилищные условия путем предоставления жилого помещения по норме предоставления на одного человека, установленной Законом города Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», вне очереди в порядке и на условиях, установленных Законом города Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».
  2. В случае отказа указанных в части 1 настоящей статьи граждан от улучшения жилищных условий, а также при несоблюдении условий, установленных законом города Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», им предоставляется равнозначное жилое помещение в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом. Указанные граждане сохраняют право состоять на жилищном учете до получения ими жилых помещений или до выявления предусмотренных жилищным законодательством оснований снятия их с данного учета.

Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в порядке, установленном нормативным правовым актом города Москвы, при осуществлении реновации оказывает содействие в организации и осуществлении переселения ветеранов, одиноких и (или) одиноко проживающих лиц, достигших пенсионного возраста, инвалидов, малоимущих граждан, а также иных категорий граждан, установленных нормативным правовым актом города Москвы.

Статья 8. Гарантии прав собственников нежилых помещений в многоквартирных домах на получение равноценного возмещения при осуществлении реновации

Собственнику нежилого помещения в многоквартирном доме, подлежащем реновации, предоставляется предварительное и равноценное возмещение в денежной форме или в форме равноценного нежилого помещения на праве собственности. Размер, порядок и условия предоставления указанного возмещения определяются в соответствии с федеральным законодательством, в том числе законодательством об оценочной деятельности.

Статья 9. Освобождение от уплаты взносов на капитальный ремонт при осуществлении реновации

С момента утверждения программы реновации собственники жилых помещений многоквартирных домов, включенных в программу реновации, освобождаются от уплаты взносов на капитальный ремонт, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

Статья 10. Дополнительные гарантии создания комфортной среды проживания граждан при осуществлении реновации

1. Территория для размещения многоквартирных домов, предназначенных для переселения граждан при осуществлении реновации (далее также — многоквартирные дома, предназначенные для переселения), предусматривается преимущественно в границах квартала, в котором расположен многоквартирный дом, включенный в программу реновации.

2. Правительство Москвы утверждает с учетом положений настоящей статьи требования к подготовке градостроительной документации в целях осуществления реновации, предусматривающие в том числе требования к:

1) формированию сети улиц и дорог, парковочного пространства;

2) формированию тротуаров, в том числе в части требований к прифасадной зоне (размещение входных групп, информационных конструкций и площадок сезонных (летних) кафе), пешеходной зоны (организация транзита пешеходов, в том числе маломобильных граждан, размещение мест кратковременного отдыха); зоны озеленения (выполнение санитарно-защитной и эстетической функции, размещение газона, деревьев и кустарников), технической зоны (содержание проезжей части, организация площадок общественного транспорта, размещение технических средств организации дорожного движения);

3) организации дворовых и внутриквартальных озелененных территорий, которые должны формироваться в виде единой системы, включающей участки зеленых насаждений вдоль пешеходных и транспортных коммуникаций (газоны, рядовые посадки деревьев и кустарников), озелененные площадки вне дворовых территорий (отдыха, игр детей, спортивные, спортивно-игровые), объекты рекреации (внутриквартальные скверы, бульвары, сады).

3. Показатели минимальной обеспеченности жителей многоквартирных домов, предназначенных для переселения, объектами социальной инфраструктуры, а также показатели максимальной территориальной доступности объектов социальной инфраструктуры для жителей указанных многоквартирных домов определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы, а также с учетом существующего дефицита указанных объектов социальной инфраструктуры на конкретной территории.

Статья 11. Требования к архитектурно-градостроительным решениям многоквартирных домов, предназначенных для переселения граждан при осуществлении реновации

1. Правительство Москвы утверждает требования к архитектурно-градостроительным решениям многоквартирных домов, предназначенных для переселения граждан при осуществлении реновации, с учетом положений настоящей статьи.

2. В целях переселения граждан при осуществлении реновации осуществляется строительство монолитных многоквартирных домов, многоквартирных домов из современных панельных конструкций, обладающих высокой энергоэффективностью, и с соблюдением современных стандартов по приспособлению таких многоквартирных домов для маломобильных граждан.

3. Внутренняя планировочная организация жилых помещений в многоквартирных домах, предназначенных для переселения, должна предусматривать возможность вариативности планировки или предусматривать проемы в межкомнатных стенах.

4. Для размещения наружного блока кондиционера в многоквартирных домах, предназначенных для переселения (кроме многоквартирных домов с централизованными системами кондиционирования воздуха), должны предусматриваться специально выделенные конструктивные и инженерные элементы.

5. При формировании жилой застройки должно предусматриваться размещение входов в жилую часть многоквартирных домов, предназначенных для переселения, со стороны двора и с улицы, в нежилые помещения в указанных многоквартирных домах — только со стороны улицы.

6. При организации входных групп в многоквартирных домах, предназначенных для переселения, в целях обеспечения доступа для маломобильных граждан и создания безбарьерной среды должны быть одновременно предусмотрены:

1) единый уровень отметки пола этажа: без перепадов уровней между вестибюльно-входной группой и входами в лифты;
2) минимизированный перепад между уровнем входа с тротуара и уровнем пола входного вестибюля.

Статья 12. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей реновации жилищного фонда в столице Российской Федерации — городе федерального значения Москве», за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.

2. Статьи 1 и 3 настоящего Закона в части выявления и учета мнения жителей при формировании проекта программы реновации вступают в силу со дня его официального опубликования.

Пояснительная записка к проекту закона города Москвы «О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве»

В целях предотвращения формирования аварийного жилищного фонда в городе Москве, обеспечения в городе Москве устойчивого развития жилых территорий в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект федерального закона № 120505-7 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей реновации жилищного фонда в столице Российской Федерации — городе федерального значения Москве», который был принят в первом чтении 20 апреля 2017 года.

Принимая во внимание необходимость создания дополнительных гарантий защиты прав физических и юридических лиц при осуществлении планируемой в рамках указанного проекта федерального закона реновации жилищного фонда в городе Москве, подготовлен проект закона города Москвы «О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве» (далее — законопроект).

При этом предусмотренные настоящим законопроектом гарантии жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц не отменяют иные гарантии жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц, ранее установленные федеральным законодательством и законодательством города Москвы, в том числе Законом города Москвы от 14 июня 2006 года № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».

Законопроектом предлагается определить понятия «реновация» и «программа реновации».

Перечень многоквартирных домов, в отношении которых осуществляется реновация, будет определен в программе реновации. При этом в такой перечень могут быть включены многоквартирные дома первого периода индустриального домостроения, многоквартирные дома, аналогичные им по своим конструктивным характеристикам, в которых жители поддержали включение соответствующего многоквартирного дома в проект программы реновации, программу реновации.

Законопроект также направлен на создание гарантий учета мнения жителей при формировании и реализации программы реновации в формах и в порядке, установленных Правительством Москвы. Соответствующий порядок был утвержден постановлением Правительства Москвы от 2 мая 2017 года № 245-ПП «Об учете мнения населения по проекту реновации жилищного фонда в городе Москве».

Устанавливается, что на любой стадии формирования программы реновации и ее реализации (до дня заключения первого договора, предусматривающего возникновение права собственности на предоставляемое жилое помещение) может быть проведено общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, на котором может быть принято решение об исключении такого многоквартирного дома из проекта программы реновации, программы реновации.

Кроме того, законопроектом предусматривается ряд положений, закрепляющих конкретные дополнительные гарантии жилищных и имущественных прав, связанных с осуществлением реновации жилищного фонда в городе Москве.

Законопроектом определяется, каким требованиям должно соответствовать равнозначное жилое помещение.

Необходимо отметить, что уровень защиты прав переселяемых в рамках реновации граждан существенно повышается по сравнению с действующими нормами законодательства города Москвы, согласно которым переселение граждан возможно в район города Москвы, где они проживали, и граничащие с ним районы в рамках одного административного округа, а в случае с Центральным административным округом города Москвы — в границах административного округа.

Впервые гарантируется предоставление переселяемым гражданам благоустроенных жилых помещений с улучшенной отделкой, параметры которой будут определены правовым актом города Москвы. При этом уровень комфорта предоставляемых жилых помещений будет существенно выше, чем в жилых помещениях с «муниципальным ремонтом», и позволит переселяемым гражданам незамедлительно въехать в новые квартиры без затрат на ремонт.

При этом на практике предоставление равнозначных жилых помещений будет осуществляться с учетом конструктивных особенностей современных квартир, что приведет к увеличению общей площади новой квартиры по сравнению с квартирой, расположенной в старом, сносимом доме. Увеличится в новых домах и площадь помещений общего пользования, в том числе межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтовых шахт, коридоров, подвальных помещений.

Строительство домов в рамках реновации предполагается из монолита или современных панельных конструкций, с высокой энергоэффективностью, возможностью внутренних перепланировок, с соблюдением современных стандартов по приспособлению домов для маломобильных граждан. В целом, по рыночной оценке, увеличение стоимости предоставляемых новых квартир по сравнению со стоимостью освобождаемых квартир может составить до 35 процентов.

Законопроектом также предусматривается возможность для собственников жилых помещений вместо равнозначного жилого помещения выбрать равноценное возмещение в денежной или натуральной форме.

Для граждан, состоящих на жилищном учете, законопроектом закрепляется возможность улучшения жилищных условий, в частности, возможность предоставления им жилых помещений по предусмотренной законодательством города Москвы норме предоставления (18 кв. метров на одного человека) в порядке, установленном Законом города Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».

Для нанимателя жилого помещения по договору социального найма законопроектом устанавливается право по его выбору получить новое жилье в собственность бесплатно или по новому договору социального найма.

Ветеранам, одиноким и (или) одиноко проживающим лицам, достигшим пенсионного возраста, инвалидам, малоимущим гражданам и иным категориям граждан, установленным Правительством Москвы, будет оказано содействие в организации и осуществлении переселения.

Для собственников нежилых помещений в соответствии с законопроектом устанавливается возможность получить равноценное возмещение в денежной или натуральной форме.

Согласно законопроекту с момента утверждения программы реновации жители многоквартирных домов, включенных в программу реновации, освобождаются от уплаты взносов на капитальный ремонт, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

Наконец, законопроектом предусмотрены дополнительные гарантии создания комфортной среды проживания граждан при осуществлении реновации.

Законопроектом предусматривается вступление в силу его положений со дня вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей реновации жилищного фонда в столице Российской Федерации — городе федерального значения Москве», за исключением норм в части выявления и учета мнения жителей при формировании проекта программы реновации, которые вступят в силу со дня его официального опубликования.

Таким образом, принятие закона города Москвы «О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве» позволит существенно повысить уровень защиты прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве.