Обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды. Обязательные платежи в государственные внебюджетные фонды как форма денежных накоплений
6. Отчисления в государственные внебюджетные социальные фонды.
Расчеты организации с государственными внебюджетными социальными фондами учитываются на счете 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" по субсчетам: с Фондом социального страхования (субсчет 69-1); Пенсионным фондом (субсчет 69-2); Фондом обязательного медицинского страхования (субсчет 69-3).
Взносы во внебюджетные государственные фонды (кредит счета 69) начисляют по страховым тарифам, размеры которых устанавливаются федеральным законом. В настоящее время ЕСН составляет 26 % от Фонда оплаты труда, из них 20 % поступает в федеральный бюджет, 2,9% - в Фонд социального страхования, 3,1 % - в Фонды обязательного медицинского страхования.
Для учёта вычетов и удержаний из заработной платы используются следующие проводки (табл. 1):
Таблица 1
Корреспонденция счетов по операциям вычетов и удержаний из заработной платы
№ п/п | Операции | Корреспондирующие счета | |
Дебет | Кредит | ||
1 | Из заработной платы удержана сумма НДФЛ | 70 | 68 |
2 | Перечислены платежи по социальному страхованию и обеспечению | 69 | 51 |
2 | Из заработной платы произведены удержания с виновников брака | 70 | 28 |
3 | Из заработной платы удержаны суммы расчётов с персоналом по прочим операциям | 70 | 73 |
4 | Из заработной платы произведены удержания на суммы по исполнительным документам | 70 | 76 |
5 | Задолженность перед бюджетом погашена | 68 | 51 |
6 | Задолженность по алиментам погашена | 76 | 50, 51 |
7 | Материальный ущерб, подлежащий возмещению | 73-2 | 94, 98, 28 |
8 | Материальный ущерб возмещён | 50, 51, 26 | 73-2 |
1.11 Синтетический и аналитический учёт заработной платы и расчётов с персоналом по оплате труда
Бухгалтерия предприятия наряду с расчетом причитающихся работникам заработной платы, премий, пособий организует также учет этих сумм на счетах бухгалтерского учета в соответствующих регистрах. В этих целях, на каждого работника ежегодно в бухгалтерии открывается лицевой счет (форма №Т-54а) (Прил. 1) и налоговая карточка (форма1-НДФЛ), в которых проставляются общие сведения о работнике (фамилия, имя, отчество; должность и место работы, назначения и перемещения, размер тарифной ставки или оклада, характер удержаний и др.) и накапливаются сведения о начислениях заработной платы, удержаниях и выплатах нарастающим итогом в течение календарного года. Данные лицевых счетов являются основанием для исчисления среднего заработка при расчете отпускных, для оплаты больничного листа, пособий, выплаты компенсации при увольнении, для начисления пенсий .
Учет использования рабочего времени ведется в табелях учета использования рабочего времени (Прил. 2). Заработная плата начисляется в лицевом счете. Табели обычно открываются по структурным подразделениям организации, они применяются для учета использования рабочего времени всех категорий работающих, для контроля за соблюдением персоналом установленного режима рабочего времени, расчетов с ним по заработной плате, а также получения данных об отработанном времени. Табель составляется в одном экземпляре табельщиком и передается в расчетный отдел бухгалтерии два раза в месяц: для корректировки суммы выплаты за первую половину месяца (аванса) и для расчета заработной платы за месяц. Учет явок на работу и использования рабочего времени осуществляется в табеле методом сплошной регистрации.
В регистрах аналитического учета фиксируется совокупный доход и суммы удержанных налогов у сотрудников. В конце года (начале следующего) бухгалтерия персонифицирована, данные предоставляются в УМНС для учета налога на доходы физических лиц и в Пенсионный фонд РФ для учета пенсионных платежей .
Сведения о начисленных суммах заработной платы и произведенных удержаниях ежемесячно переносятся из лицевых счетов в расчетную ведомость, и таким образом в этом документе суммируются данные о начисленных суммах и произведенных удержаниях по всем работникам предприятия.
Результаты расчетов сумм, причитающихся каждому работнику к выдаче, чаще всего переносятся в платежную ведомость, по которой и выдается заработная плата работникам. Но на малых и средних предприятиях может использоваться единая расчетно-платежная ведомость, которая служит одновременно для расчета заработной платы и для выдачи причитающихся работникам сумм из кассы. При выдаче заработной платы из кассы предприятия каждый работник расписывается в платежной ведомости.
Для синтетического учета заработной платы предназначен пассивный балансовый счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». По кредиту счета отражают начисления по оплате труда, пособий за счет отчислений на государственное социальное страхование, пенсий и других аналогичных сумм, а также доходов от участия в организации, а по дебету - удержания из начисленной суммы оплаты труда и доходов, выдачу причитающихся сумм работникам и не выплаченные в срок суммы оплаты труда и доходов. Сальдо этого счета, обычно, кредитовое показывает задолженность организации перед рабочими и служащими по заработной плате и другим указанным платежам.
При выдаче заработной платы кредиторская задолженность предприятия перед работниками погашается. На сумму выданной заработной платы в бухгалтерском учете делается проводка:
Дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
Кредит счета 50 «Касса»
Операцию по начислению и распределению оплаты труда, включаемой в издержки производства и обращения, оформляют следующей бухгалтерской записью:
Дебет счетов 20 «Основное производство» (оплата труда производственных рабочих), 23 «Вспомогательные производства» (оплата труда рабочим вспомогательных производств), 25 «Общепроизводственные расходы» (оплата труда цехового персонала), 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» (оплата труда работников обслуживающих производств и хозяйств).
Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (на всю сумму начисленной оплаты труда).
Начисление оплаты труда по операциям, связанным с заготовлением и приобретением производственных запасов, оборудования к установке и осуществлением капитальных вложений, отражают по дебету счетов 08 кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
Пособия по временной нетрудоспособности и другие выплаты за счет средств органов социального страхования отражают:
Дебет счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»
Начисленные суммы премий, материальной помощи, пособий, оплаты труда по работам, производимым за счет средств целевого финансирования и в процессе получения внереализационных или операционных доходов, отражают в бухгалтерии предприятия проводкой:
Дебет счетов 91 «Прочие доходы и расходы», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», 86 «Целевое финансирование»
Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
Начисление доходов работникам организации по акциям и вкладам в его имущество оформляют следующей бухгалтерской записью:
Дебет счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»
Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
По мере ухода рабочих в отпуск фактически начисленные им суммы за отпускной период списывают на уменьшение созданного резерва. При этом бухгалтер составляет следующую запись:
Дебет счета 96 «Резервы предстоящих расходов»;
Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
При начислении сумм ежегодных и дополнительных отпусков начисленные суммы отпусков включаются в фонд заработной платы труда отчетного месяца только в сумме, приходящейся на дни отпуска в отчетном месяце. В случае перехода части отпуска на следующий месяц выплаченная работникам за эти дни сумма отпускных отражается в отчетном месяце как выданный аванс проводкой:
Кредит счета 50 «Касса».
В следующем месяце эту сумму включают в состав фонда оплаты труда и обычно отражают записью по начислению отпускных сумм:
Дебет счетов производственных затрат или счета 96 «Резервы предстоящих расходов»
Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
При натуральной форме оплаты труда, т.е. выдаче работникам в качестве оплаты труда готовой продукции, товаров и др. на предприятии составляют следующие бухгалтерские записи:
1) Дебет счета 70 - Кредит счетов 90, 91, на сумму выданной продукции, товаров, материалов в натуре по ценам реализации включая НДС и акцизный налог
2)Дебет счетов 90, 91 - Кредит счетов 43, 41, 10, на производственную себестоимость готовой продукции, фактическую себестоимость товаров и материалов, выданных в порядке натуральной оплаты
Удержания из сумм начисленной оплаты труда списывают с кредита соответствующих счетов в дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
Выдачу сумм заработной платы и пособий оформляют следующей бухгалтерской записью:
Дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;
Кредит счета 50 «Касса».
Не полученная в срок заработная плата оформляется следующей бухгалтерской записью:
Дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;
Кредит счета 76-4 «Расчеты по депонированным суммам».
Остатки не выданной в срок заработной платы (депонированных сумм) по истечении трех дней должны быть сданы в банк на расчетный счет. При этом составляют проводку:
Дебет счета 51 «Расчетные счета»;
Кредит счета 50 «Касса».
Учет расчетов с депонентами ведут в книге учета депонированной заработной платы, заполняемой по данным реестра не выданной заработной платы. Книгу открывают на год . Для каждого депонента в ней отводят отдельную строку, в которой указывают табельный номер депонента, его фамилию, имя, отчество, депонированную сумму и отметки о ее выдаче. Суммы, оставшиеся на конец года невыплаченными, переносят в новую книгу, открываемую также на год. Последующую выплату депонированной заработной платы осуществляют по расходному кассовому ордеру и отражают проводкой
Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Кредиту счета 50 «Касса».
Таким образом, организация и ведение аналитического и синтетического учетов на предприятии необходимы, так как их данные взаимосвязаны и позволяют, анализируя показатели синтетических счетов составлять например, справки на сумму удержанных налогов из заработной платы рабочих и служащих, начислять пособия по временной нетрудоспособности, премии всем категориям работников и пр.
Корреспонденции счетов по операциям начисления заработной платы, других выплат и удержаниям из начисленных выплат представлены в табл. 2
Таблица 2
Корреспонденции счетов по операциям начисления заработной платы, других выплат и удержаниям из начисленных выплат
№ п/п | Операции | Корреспондирующие счета | |
Дебет | Кредит | ||
1 | Начислена заработная плата рабочим основного и вспомогательного производств, а также занятых сбытом и реализацией продукции | 20, 23, 44 | 70 |
2 | Начислена заработная плата работникам управления общепроизводственного и общехозяйственного назначения, а также обслуживающих производств | 25, 25, 29 | 70 |
3 | Начислена заработная плата работникам, занятым заготовкой и приобретением материалов, капитальными вложениями | 10, 15, 08 | 70 |
4 | Начислена заработная плата по операциям выбытия основных средств, нематериальных активов и материалов | 91 | 70 |
5 | Начислена заработная плата рабочим, занятым исправлением брака | 28 | 70 |
6 | Начислены дивиденды работникам от участия в организации | 84 | 70 |
7 | Начислены выплаты работникам за счёт средств целевого финансирования | 86 | 70 |
8 | Начислены страховые взносы органам социального страхования, в Пенсионный фонд, в фонды медицинского страхования | 20, 23, 44, 25, 26, 29, 10, 08, 28, 91, 84, 86 | 69 |
9 | Начислены работником пособия по временной нетрудоспособности | 69 | 70 |
10 | Перечислено в погашение задолженностей по отчислениям на социальные нужды | 69 | 51 |
11 | Удержаны с начисленной заработной платы и других выплат налог на доходы по исполнительным листам, с виновников брака, по возмещению материального ущерба | 70 | 68, 76, 28, 73 |
12 | Выдана заработная плата работникам и произведены перечисления со счетов банка | 70 | 50, 21, 52, 55 |
13 | Выданы работникам в порядке натуральной оплаты материалы и готовая продукция по ценам реализации | 70 | 90, 91 |
14 | Списана себестоимость материалов и готовой продукции, выданных в порядке натуральной оплаты | 90, 91 | 10, 43 |
15 | Перечислена на счёт депонентов не выданная в срок заработная плата | 70 | 76 |
16 | Погашена депонентская задолженность | 76 | 50 |
17 | Погашена задолженность по исполнительным листам | 76 | 50, 51 |
Глава 2. Практическая часть
В практической части необходимо решить задачу, построенную на условном примере ООО «Техремстрой» (основной вид деятельности: строительно-ремонтные работы, производство и реализация дверей, оконных блоков, плинтусов).
Организация осуществляет учет в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности объединений, предприятий, организаций и инструкцией по его применению, утвержденному Министерством финансов РФ от 31.10.2000 г. №94 н (с изменениями от 7 мая 2003г.), законодательной и нормативной базой, регламентирующего ведение бухгалтерского учета в РФ.
В месяц в срок, установленный для получения заработной платы за истекший месяц. Срок уплаты страховых взносов в Фонд занятости населения не установлен. IV. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ Заработная плата работникам организаций в соответствии с законодательством о труде выплачивается не реже чем каждые полмесяца в сроки, установленные...
Персоналом 8.1». Мы выбрали именно этот программный продукт еще потому, что он полностью удовлетворяет требованиям современного бухгалтерского, кадрового и налогового учета. 4.2 Автоматизация бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате труда в ООО «МС-компании» Работа пользователя в программе «Зарплата и управление персоналом8.1» редакция заключается во вводе и обработке информации...
С созданием налоговой современной системы в 1991 г. в России появились четыре государственных внебюджетных фонда:
1) Пенсионный фонд РФ;
2) Фонд социального страхования РФ;
3) Фонд обязательного медицинского страхования РФ;
4) Государственный фонд занятости (до 2001 г.).
Внебюджетные фонды созданы федеральными и региональными органами власти и органами местного самоуправления. Эти фонды нужны для аккумуляции в них денежных ресурсов, направленных в основном на государственное социальное страхование. Кроме того, средства фондов используются на укрепление материально-технической базы и социальное обеспечение фискальных органов.
В отличии от платежей предприятия с прибыли косвенных налогов, обязательные платежи в государственные внебюджетные фонды составляют часть производственной себестоимости и исчисляются по установленным ставкам от фактических затрат на уплату труда.
Отношение в системе обязательного социального страхования регулируется главой 24 НК РФ, Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» № 165 ФЗ. Закон определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и правопорядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования.
Обязательное социальное страхование направлено на компенсацию последствий изменения материального и социального положения граждан вследствие наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения, потере кормильца, инвалидности и т.д. В основу обязательного социального страхования заложены принципы:
Устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования;
Всеобщный обязательный характер социального страхования;
Государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков.
Государственные социальные внебюджетные фонды создавались для целевого финансирования важнейших программ по социальной защите граждан. Средства этих фондов используются для своевременной выплаты пенсий, потери трудоспособности, по беременности и родам, на санаторно-курортное лечение, на оказание бесплатной медицинской помощи населению и т.д.
На современном этапе взносы в государственные внебюджетные фонды включены в налоговую систему РФ и отнесены к федеральным налогам. После введения в действие II части НК РФ платежи во внебюджетные фонды объединили в ЕСН.
Единый социальный налог
Введен в действие 1.01.2001 г. регулируется 24 главой НК РФ.
Налогоплательщиками являются предприятия, работодатели и частные индивидуальные предприниматели, осуществляющие выплаты доходов в пользу наемных работников, а также адвокаты, родовые общины, крестьянские хозяйства малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями. Организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на уплаты единого налога на вмененный доход или на упрощенную систему налогообложения не являются плательщиками ЕСН. Обязательна к уплате остается страховая часть в пенсионный фонд.
Объектом налогообложения для работодателей признаются выплаты и вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу наемных работников по всем основаниям.
Налоговая база для работодателей определяется как сумма доходов начисленных ими за налоговый период в пользу работников. Налогооблагаемая база определяется отдельно по каждому работнику с начала отчетного периода, в течение каждого месяца нарастающим итогом. Причем отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
Ставки по налогу. Единая ставка 26%, в т.ч. пенсионный фонд - 20%, фонд социального страхования - 2,8%, фонд медицинского страхования – 3,2%. 20% пенсионного фонда распадается: 10% - социально-страховая часть, 4% - накопительная часть, 6% - федеральная часть. По медицинскому страхованию распадается: федеральн. – 0,8%, территор. – 2,0 %.
ЕСН не облагаются:
Государственные пособия (пособия по временной нетрудоспособности, по уходу за больным ребенком, по беременности и родам);
Все виды компенсационных выплат;
Суммы единовременной материальной помощи, оказывающиеся в связи стихийными бедствиями, террористическими актами, смертью члена семьи или другими чрезвычайными обстоятельствами;
Сумма компенсации стоимости санаторно-курортных путевок и оздоровительные учреждения, расположенные в РФ, кроме туристических путевок;
Сумма, накопленная на лечение и медицинское обслуживание работников и членов их семей, если оплата производится за счет чистой прибыли (если учреждение имеет лицензию);
Суммы командировочных расходов, расходов на повышение профессионального уровня работника;
Сумма материальной помощи, выплачиваемая ФЛ в размере на более 3000р. и прочие выплаты в соответствии со ст.238 НК РФ.
Ставка по ЕСН носит регрессивный характер, т.е. понижается с увеличением объекта налогообложения.
Налоговый период – 1 календарный год.
Отчетный период – квартал, полугодие, 9 мес., год.
Оплата налога в бюджет осуществления в день выдачи з/п, но не позднее 15 числа следующего месяца за отчетным периодом.
Срок подачи отчетности:
Федеральная Инспекция - до 15 числа;
Пенсионный фонд, налоговая инспекция – до 20 числа.
Виды обязательных страховых взносов
Существует четыре вида страховых взносов.
Первый вид - пенсионные взносы (взносы в ПФР). Они делятся на две части: взносы на страховую часть пенсии и взносы на накопительную часть пенсии.
Второй вид - медицинские взносы (взносы в ФФОМС).
Третий вид - взносы в ФСС на обязательное соцстрахование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. За счет этих взносов Фонд соцстраха выплачивает пособия по больничным листам и декретные пособия.
Четвертый вид - взносы в ФСС по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Неофициальное их название - взносы «на травматизм».
В данную группу отчислений включены взносы в следующие внебюджетные фонды:
Государственный фонд социального страхования;
Пенсионный фонд РФ;
Государственный фонд занятости;
Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Внебюджетные фонды имеют одинаковый механизм образования доходов за счет обязательных страховых платежей, уплачиваемых предприятиями и организациями всех форм собственности, индивидуальными предпринимателями, а также непосредственно работающими гражданами.
Плательщиками взносов во внебюджетные социальные фонды являются:
Юридические лица по российскому законодательству;
Филиалы юридических лиц, имеющие самостоятельный баланс и расчетный (текущий счет);
Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
Граждане, использующие труд наемных работников;
Работающие граждане (в части взносов в Пенсионный фонд РФ).
Все вновь созданные юридические лица обязаны в 30-дневный срок со дня их государственной регистрации встать на учет в территориальном органе каждого фонда.
Объектом обложения для взносов во все внебюджетные фонды является сумма начисленной оплаты труда работников предприятия по всем основаниям.
Удержания юридическими лицами взносов в Пенсионный фонд РФ с работающих граждан производятся с заработка, определяемого аналогично оплате труда, на которую начисляют взносы юридические лица. Подачи заявления от работников об удержании с него взноса в Пенсионный фонд РФ не требуется.
За счет части взносов, подлежащей уплате в Фонд социального страхования РФ, налогоплательщики вправе осуществить расходы на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством РФ.
При этом сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования РФ, уменьшается на сумму соответствующих расходов.
Уплата взносов во внебюджетные фонды производится путем безналичных расчетов с расчетного (текущего) счета плательщика ежемесячно в сроки, установленные для выплаты заработной платы (кроме ПФ РФ). Отчисления в ПФ РФ производятся в сроки, установленные для выплаты заработной платы, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начислены взносы.
Платежные поручения на перечисление взносов представляются в банк одновременно с истребованием средств на оплату труда за истекший месяц.
Предприниматели, а также физические лица творческих профессий уплачивают взносы в порядке и сроки, установленные для уплаты этой категорией налогоплательщиков федерального подоходного налога с физических лиц.
Государственные социальные внебюджетные фонды РФ (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, фонды обязательного медицинского страхования) формируются за счет различных источников, в том числе добровольных взносов и ассигнований из бюджета. Однако основным и постоянным источником финансовых ресурсов этих внебюджетных фондов являются обязательные платежи, именуемые в действующем законодательстве «страховые платежи» либо «страховые взносы».
Денежные средства государственных социальных внебюджетных фондов являются федеральной собственностью, однако при этом не включаются в бюджет и имеют строго целевое назначение, обусловленное задачами фондов и содержанием разработанных и реализуемых с их помощью общегосударственных социальных программ. Концепция этих программ базируется на положениях Конституции РФ, устанавливающих каждому гражданину гарантии прав на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, рождения и воспитания детей, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на защиту от безработицы (ст. 37,39,41).
Таким образом, именно общегосударственная значимость названных социальных внебюджетных фондов позволяет законодателю отнести страховые взносы в них к числу особых обязательных платежей и запретить изъятие денежных средств государственных социальных внебюджетных фондов * , в том числе и в целях погашения бюджетного дефицита.
Одним из характерных признаков создания названных фондов, согласно действующему законодательству, является особый метод финансирования на основе обязательности уплаты страховых взносов работодателями (страхователями), а в определенных случаях - гражданами (застрахованными) либо органами управления* (за отдельные категории застрахованных граждан). Ведь все действующие в России государственные социальные внебюджетные фонды формируются страховым методом, предусматривающим обязанность всех страхователей - работодателей (организаций), работающих и самозанятых граждан (нотариусов, занимающихся частной практикой, частных детективов, адвокатов), а в определенных случаях и органов управления вносить обязательные страховые платежи (взносы) в фонды.
Страховой метод образования финансовых ресурсов государственных социальных внебюджетных фондов, в свою очередь, и предопределил название платежей в эти фонды как «страховые взносы».
В материальном аспекте страховой взнос представляет собой сумму, периодически вносимую страхователями (организациями и физическими лицами) в государственный социальный внебюджетный фонд для материального обеспечения граждан в связи с достижением определенного возраста, при наступлении болезни, инвалидности, в случае безработицы, на охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.
Уплата страховых взносов производится по страховым тарифам - ставкам платежей по социальному страхованию с единицы страховой суммы за определенный период. Размер страховых тарифов в государственные социальные внебюджетные фонды по представлению Правительства РФ утверждается Федеральным Собранием РФ в ежегодно принимаемом Федеральном законе «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования».
Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и фонды обязательного медицинского страхования в первоначальном варианте Налогового кодекса РФ должны были быть объединены в социальный налог, включенный в перечень федеральных налогов. Однако в окончательном варианте первой части Налогового кодекса РФ, принятой 31 июля 1998 г., вместо «социального налога» в перечень федеральных налогов и сборов (ст. 13) включены «взносы в государственные социальные внебюджетные фонды», предусматривающие сохранение действующих в настоящее время обязательных платежей в каждый из этих внебюджетных фондов. Однако необходимо учитывать, что ст. 13 Налогового кодекса РФ будет введена в действие со дня введения в действие части второй Налогового кодекса. Поэтому к идее объединения отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды в едином обязательном платеже законодатель возможно вернется позднее, после ее всесторонней дополнительной проработки, тем более что данные предложения поддерживают как ученые, так и представители финансово-кредитных органов.*
С учетом анализа норм действующего финансового законодательства, страховые платежи (взносы) в государственные социальные внебюджетные фонды в правовом аспекте можно определить как вид обязательных платежей, взимаемых с организаций и физических лиц по ставкам (тарифам), в порядке и сроки, закрепленные в нормативно-правовых актах, в целях финансового обеспечения гарантированных государством прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь, а также обеспечения деятельности самих внебюджетных фондов.
Таким образом, страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды устанавливаются как ставки (тарифы) платежей в размерах, покрывающих затраты на выполнение государственных социальных программ и обеспечивающих рентабельную деятельность самих фондов.
В законодательстве не раскрыта социально-правовая природа страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды. Данное положение констатировано даже Конституционным Судом РФ в постановлении от 24 февраля 1998 г.
Следовательно, страховые взносы по своему социально-правовому содержанию относятся к целевым платежам, что, с одной стороны, сближает их со сборами, а с другой стороны, законодатель установил публичные цели взимания этих платежей, что является сущностным признаком налогов;
в-седьмых, законодатель при установлении страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды как одного из видов обязательных платежей закрепляет такие элементы обложения страховыми взносами, как
Субъект страховых взносов(т.е. определяет плательщика-страховщика);
Объект (т.е. выплаты, на которые начисляются страховые взносы);
Ставка (т.е. тариф - размер страхового платежа с определенного вида доходов или выплат);
Льготы (т.е. выплаты, на которые страховые взносы не начисляются);
Сроки и порядок уплаты;
Ответственность плательщиков и банков за правильность начисления, своевременность уплаты и перечисления страховых взносов в фонды и порядок защиты прав плательщиков этих взносов;
в-восьмых, в правоотношениях по уплате страховых взносоввовнебюджетные социальные фонды на стадии их исполнения аналогично, как и при уплате налогов, участвуют банковские кредитные организации. Банки обязаны обеспечить перечисление страховых платежей в соответствующие внебюджетные фонды. За несвоевременное зачисление или перечисление по вине кредитных организаций страховых взносов на счета органов фондов банки несут финансовую ответственность в виде начисления пени за каждый день просрочки;
в-девятых, правовое регулирование обязательных платежей в государственные социальные внебюджетные фонды базируется на основных принципах правового регулирования налогообложения. При этом часть этих принципов действуют как правовые идеи,т.е. без закрепления в нормах права. Другая же часть принципов закреплена в налоговом и бюджетном законодательстве.
На основе анализа финансово-правовой литературы и действующего финансового законодательства можно выделить следующие принципы, установления, взимания и расходования страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды:
принцип всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, гарантированный установлением мер финансово-правовой ответственности как к плательщикам-страховщикам (за неуплату и несвоевременное внесение страховых взносов), так и к банковским и иным кредитным организациям (за несвоевременное зачисление или перечисление сумм страховых взносов, а также сумм пени, штрафов и иных финансовых санкций на счета органов фонда);
принцип законности и публичности, связанный с установлением страховых взносов на основе закона. Это, в свою очередь, обусловлено общегосударственными целями образования самих социальных внебюджетных фондов;
принцип единства и федерального характера платежей, означающий, что страховые взносы в указанные внебюджетные фонды взимаются на всей территории России по единым правилам, установленным федеральными законодательными актами, что денежные средства фондов являются федеральной собственностью. Отнесение взносов в государственные внебюджетные социальные фонды в Налоговом кодексе к числу федеральных платежей (ст. 13) не означает, что поступления от их сбора будут зачисляться исключительно в федеральный бюджет. Это означает лишь то, что эти обязательные платежи ко всем плательщикам-страховщикам независимо от форм собственности применяются единообразно и подлежат уплате на всей территории Российской Федерации;
принцип справедливости и равенства тарифов страховых взносов для различных категорий плательщиков, означающий соразмерность (нечрезмерность) ограничений прав и свобод граждан социально значимым интересам и целям их введения. Другими словами, введение таких обязательных платежей не должно лишать лиц реализовывать конституционные права на собственность и достойное существование. Несоразмерными такие платежи будут признаны в том случае, если они фактически «парализуют реализацию конституционных прав и свобод» юридических и физических лиц;*
принцип непридания обратной силы закону, ухудшающему положение одних категорий плательщиков страховых взносов в сравнении с иными категориями;
принцип возвратности страховых взносов, что предполагает, в основном, общественную возмездность. Однако, с учетом последних изменений пенсионного законодательства и перехода к индивидуальному (персонифицированному) учету в целях назначения пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и размера их страховых взносов, можно говорить и об индивидуальной возмездности и возвратности страховых платежей (взносов) их плательщикам;
принцип целевого использования страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды в соответствии с задачами формирования конкретных фондов. Этот принцип обусловливает запрет на изъятие средств одного государственного социального внебюджетного фонда для передачи в другой аналогичный внебюджетный фонд, за исключением случаев, прямо установленных в законодательном порядке. Например, в числе средств, используемых для формирования Пенсионного фонда РФ, предусмотрены средства Государственного фонда занятости населения РФ, идущие на возмещение досрочно назначенных пенсий безработным.** Кроме того, в соответствии с этим принципом устанавливается запрет на изъятие средств внебюджетных фондов в бюджет. Это особенно важно в условиях хронического бюджетного дефицита, когда требуются не только дополнительные финансовые ресурсы для его покрытия, но и мобильность в перераспределении бюджетных средств на осуществление конкретных особо важных статей расходов. Однако от подобного перераспределения бюджетных средств могут страдать другие статьи расходов бюджета. Чтобы этого не случилось с наиболее важными социальными потребностями членов общества, государство и создает социальные внебюджетные фонды. Финансовые ресурсы этих фондов как раз и служат гарантией обеспечения наиболее значимых социальных нужд (пенсии, пособия и т.п.), так как на перераспределение и изъятия денежных средств этих фондов наложен запрет, а сами страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды относятся к специальным обязательным (целевым) платежам.