Норма предоставления жилой площади рано или поздно интересует едва ли не каждого человека, причем как собственника приватизированного жилья, так и пользователя квартирой по . Такой интерес чаще всего обусловлен необходимостью улучшить условия проживания благодаря социальной помощи, когда место расположения, стоимость недвижимого объекта и прочее отходит на второй план. Это может быть становление на очередь для получения жилплощади, подписание , её обмен или продажа, если в сделке участвует ребёнок.

В Жилищном кодексе Российской Федерации есть отдельные пункты, которые чётко регламентируют все условия, нормы и требования относительно жилья и условий проживания. Также там обозначена учетная норма на одного человека и порядок её расчёта.

Следует учесть, что норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения – это не одинаковые понятия. В целом же правительственное постановление определяет двенадцать метров квадратных на одного человека. При этом эта цифра не может быть равна для каждого, поэтому существует множество юридических и законодательных нюансов.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Различия в понятиях

Сегодня ни для кого не секрет, что в российском законодательстве множество аспектов не имеет чёткого пояснения, а некоторые акты и вовсе друг другу противоречат. При этом такие понятия, как учётная или минимальная на одного человека, в частности по договору социального найма, всё же законодательно отображены:

В перечисленных выше вариантах действуют свои принципы расчёта, о которых не станет лишним получить хотя бы поверхностную информацию. Осведомлённость позволяет гражданам требовать у государства улучшения условий проживания и определённое количество жилой площади.

Когда приходится рассчитывать

Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения на одного человека становится актуальным вопросом в определённых обстоятельствах.

Когда рассматривается вопрос Примечания
При получении муниципальной квартиры или комнаты по договору социального найма Чем больше членов семьи проживает в помещении, тем больше должна быть площадь в метрах квадратных. Если же в квартиру заселяются отдельные граждане, то учетная норма не превышает тридцати трёх квадратных метров.
При расширении жилья При рождении ребенка или прочем увеличении количества проживающих лиц, имеющих там постоянную регистрацию.
При вынужденном переселении Когда имеются официальные постановления относительно сноса многоквартирного дома, признания его как аварийного и переведённого в категорию нежилого фонда. Собственникам приватизированного жилья, если оно получено не по договору социального найма, по закону не имеют права предоставить взамен меньшую жилплощадь.
При начислении и перерасчете квартирной оплаты Чем больше квадратных метров и прописанных лиц, тем выше начисляемый платеж. Его сумма напрямую зависеть от данных показателей.
При оформлении прописки по месту проживания Имеют место ограничения относительно количества зарегистрированных граждан в жилье, полученном по договору социального найма, в зависимости от того, какой метраж жилья и учетная норма.

Нюансы для общежитий

Когда полученное по договору жильё представлено в виде комнаты в общежитии, действуют несколько иные правила и требования. Независимо от того, для каких целей и как надолго выдаётся комната, будь то постоянное проживание или же временное на период обучения или командировки, допускаются самые минимальные санитарные, эргономичные, планировочные нормы. Соответственно и учетная вычисляемая норма будет ниже обычного.

Учетная норма (сколько площади должно приходиться на каждого члена семьи, чтобы поставили на очередь на получение жилья)

и на какую площадь можно рассчитывать при предоставлении жилья (норма предоставления)

Согласно ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно указанной статьи ЖК РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Согласно ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Согласно указанной статьи норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Примечание ЮК "Стратегия": Согласно Федерального закона "О статусе военнослужащих" норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека , а для одиноко проживающего военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы - от 18 до 36 кв.м общей площади жилого помещения ( Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Перед принятием решения проверяйте актуальность приведенных ниже данных!!!

Район/город

Норма предоставления*

Учетная норма**

Нормативно-правовой акт

Г. Москва

3. Норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека.

4. Площадь жилого помещения, подлежащего предоставлению гражданам, совместно принятым на жилищный учет или учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ решением уполномоченного органа власти города Москвы, определяется как произведение количества заявителей по данному решению и нормы предоставления на одного человека. При этом заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия. В состав заявителей включаются проживающие совместно с ними их несовершеннолетние дети, родившиеся после подачи заявления, а также граждане, принятые на жилищный учет или учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, постоянно проживающие по этому же адресу и включенные в установленном порядке в состав этого же учетного дела.

3. Учетная норма устанавливается в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир.

4. Учетная норма устанавливается в размере 15 квадратных метров площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы разным семьям.

5. Жители города Москвы, проживающие в общежитиях коридорной системы по месту жительства на законных основаниях не менее 10 лет, принимаются на жилищный учет при условии соблюдения положений статей 7 и 8 настоящего Закона (часть в редакции, введенной в действие с 19 июля 2008 года Законом города Москвы от 18 июня 2008 года N 24.

ГОРОДА МОСКВЫ

от 14 июня 2006 года N 29
Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения *

Московская область

Жилое помещение предоставляется гражданам, как правило, в виде отдельной квартиры на семью в пределах от 9 до 12 кв. м на человека, кроме одиноких граждан, которым может быть предо-ставлена однокомнатная квартира или комната больших размеров.

Решение Мособлисполкома и Президиума Московского областного Совета профсоюзов от 29 декабря 1984 г. № 1728/24 "Об утверждении правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Московской области" (с изменениями от 22 мая 1986 г., 18 июня 1987 г., 22 сентября 1988 г., 26 февраля 1992 г., 30 декабря 1994 г.):

Московская область

61. Предоставляемое гражданам для проживания жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.

Жилое помещение предоставляется гражданам, как правило, в виде отдельной квартиры на семью в пределах от 9 до 12 кв. м на человека, кроме одиноких граждан, которым может быть предоставлена однокомнатная квартира или комната больших размеров.

68. Если в квартире освободилось жилое помещение, не изолированное от занимаемого другим нанимателем жилого помещения, освободившееся помещение подлежит передаче в его пользование.

Освобождающееся изолированное жилое помещение в квартире, где проживают несколько нанимателей (в том числе и в случаях, предусмотренных в п. 67 настоящих Правил), должно предоставляться проживающим в этой квартире гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, а при отсутствии таковых - гражданам, имеющим жилую площадь менее установленной нормы на одного человека (при этом учитывается право на дополнительную жилую площадь). В таких случаях общий размер жилой площади, как правило, не должен превышать на каждого члена семьи установленной нормы жилой площади (12 кв. м) и полагающейся нанимателю или членам его семьи дополнительной жилой площади (ст. 39 Жилищного кодекса РСФСР). При отсутствии в квартире указанных граждан освободившееся жилое помещение заселяется в общем порядке.

9. Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:

9.1. Имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи не более 5 кв. м.

Постановление Правительства Московской области от 5 февраля 2004 г. № 51/46 "Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Московской области" Диапазон действия данной редакции: c 30.12.1994 по 04.02.2004

(до этого действовало Решение Мособлисполкома и Президиума Московского областного Совета профсоюзов от 29 декабря 1984 г. № 1728/24)

Красногорский район

от 15 до 18 кв. м.

10 кв. м общей площади для проживающих в отдельных квартирах и в размере 15 кв. м общей площади для проживающих в коммунальных квартирах.


"Красногорский район" Московской области от 25 августа 2005 г. N 542/8
"Об утверждении нормы предоставления жилого помещения по договору
социального найма и учетной нормы площади жилого помещения"

Химкинский район

от 15 до 18 кв. м.

Постановление Главы Химкинского района Московской области
от 29 июля 2005 г. N 118 "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения"

Мытищинский район

от 15 до 18 кв. м.

Решение Совета депутатов Мытищинского района Московской области от 18 октября 2001 г. N 23/2 "Об утверждении Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в домах муниципального жилищного фонда Мытищинского района в новой редакции" (с изменениями от 17 февраля, 19 мая, 20 октября 2005 г., 21 июня 2006 г.)

Пушкинский район

от 14 до 18 кв. м.

Решение Совета депутатов муниципального образования "Пушкинский район" Московской области от 15 апреля 2005 г. N 145/14
"Об установлении учетной нормы площади жилого помещения для признания
граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и нормы
предоставления площади жилого помещения по договору социального найма"

Щелковский район

от 16 до 23 кв. м.


"Щелковский район" Московской области от 1 марта 2005 г. N 524 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма"

Балашихинский район

от 14 до 18 кв. м.

Постановление Главы городского округа Балашиха Московской области от 1 марта 2006 г. N 8/55 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в городском округе Балашиха"

Городской округ Балашиха

2. Установить норму предоставления площади жилого помещения не менее 18 кв. м общей площади на одного человека.

1. Установить учетную норму площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере не более 9 кв. м общей площади на одного члена семьи.

СОВЕТ ДЕПУТАТОВ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБ УСТАНОВЛЕНИИ УЧЕТНОЙ НОРМЫ ПЛОЩАДИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ В ЦЕЛЯХ ПРИНЯТИЯ ГРАЖДАН НА УЧЕТ В КАЧЕСТВЕ НУЖДАЮЩИХСЯ В ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ И НОРМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПЛОЩАДИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ

Люберецкий район

Ленинский район

от 16 кв. м.

Решение Совета депутатов Ленинского района Московской области
от 14 декабря 2005 г. N 7/33 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления
жилого помещения в Ленинском районе"

Домодедовский район

от 12 до 18 кв. м.

Решение Совета депутатов муниципального образования
"Домодедовский район" Московской области от 22 марта 2005 г. N 230/40 "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в Домодедовском районе Московской области"

Подольский район

14 кв. м общей площади жилого помещения на 1 человека (для семьи, состоящей из 2 и более человек); 25 кв. м - на одиноко проживающего гражданина

Решение Совета депутатов муниципального образования
"Подольский район" Московской области от 16 сентября 2005 г. N 141/2005
"Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площадей жилого помещения в Подольском районе"

Одинцовский район

от 14 до 18 кв. м.

Решение Совета депутатов Одинцовского района Московской области от 17 июня 2005 г. N 4/46"Об утверждении учетной нормы общей площади жилого помещения для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях
и нормы предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда социального использования Одинцовского района"

Волоколамский район

от 16 до 18 кв. м.

Решение Совета депутатов Волоколамского района Московской области от 19 декабря 2005 г. N 282-38 "Об установлении нормы представления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения, определяющей уровень обеспеченности граждан в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" (с изменениями от 6 апреля 2006 г.)

Воскресенский район

от 14 до 16 кв. м.

Решение Совета депутатов муниципального образования
"Воскресенский район" Московской области от 23 сентября 2005 г. N 310/32 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилья в Воскресенском районе"

Дмитровский район

Егорьевский район

Сергиево-Посадский район

Зарайский район

Истринский район

от 14 до 18 кв. м.

Решение Совета депутатов муниципального образования
"Истринский район" Московской области от 23 сентября 2005 г. N 4/9 "Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения. О порядке заключения договоров социального найма жилых помещений специализированного жилищного фонда"

Каширский район

от 12 до 18 кв. м.

Решение Совета депутатов муниципального образования
"Каширский район" Московской области от 7 июля 2005 г. N 90 "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения на территории муниципального образования "Каширский район"

Клинский район

от 14 до 18 кв. м.

Решение Совета депутатов Клинского муниципального района
Московской области от 9 февраля 2006 г. N 4/24 "Об установлении учетных норм общей площади для постановки на учет нуждающихся в жилье и предоставления жилых помещений по договорам социального найма в Клинском районе"

Коломенский район

Лотошинский район

Решение Совета депутатов муниципального образования
"Лотошинский район" Московской области от 5 сентября 2005 г. N 158/21 "Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения"

Луховицкий район

от 15 до 18 кв. м.

Постановление Главы муниципального образования
"Луховицкий район" Московской области от 13 апреля 2005 г. N 323 "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения"

Можайский район

Решение Совета депутатов муниципального образования
"Можайский район" Московской области от 20 апреля 2005 г. N 126/13
"Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения на территории муниципального образования "Можайский район Московской области".

Наро-фоминский район

Решение Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района Московской области от 24 мая 2006 г. N 5/30 "Об установлении нормы представления площади жилых помещений по договору социального найма и учетной нормы жилого помещения на территории Наро-Фоминского муниципального района Московской области"

Ногинский район

отдельная квартира - 8 м2, коммунальная квартира - 10 м2

В соответствии со ст. 50 Жилищного Кодекса РФ учетная норма площади жилого помещения для постановки на учет нуждающихся установлен органом местного самоуправления (на основании Решения Совета депутатов городского поселения Ногинск Московской области № 13/39 от 30.12.2008 г: (опубликовано в газете «Волхонка» от 12.01.2009г.).

Озерский район

Орехово-зуевский район

Павлово-Посадский район:

Раменский район

от 15 до 18 кв. м.

Решение Совета депутатов Раменского района Московской области от 30 марта 2005 г. N 3/8-СД "О норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения в Раменском районе"

Рузский район

Серебряно-прудский район

Серпуховской район

от 15 до 18 кв. м.

Решение Совета депутатов муниципального образования
"Серпуховский район" Московской области от 26 октября 2005 г. N 5/28 "Об установлении учетной нормы площади и нормы предоставления жилого помещения"

Солнечногорский район

Ступинский район

Талдомский район

Чеховский район

Шатурский район

Решение Совета депутатов муниципального образования
"Шатурский район" Московской областиот 27 апреля 2005 г. N 13/58 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилья в Шатурском районе Московской области"

Шаховский район

Решение Совета депутатов муниципального образования
"Шаховской район" Московской области от 19 сентября 2005 г. N 25/150 "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения по договору социального найма и нормы предоставления площади жилого помещения в Шаховском районе"

Города

Бронницы

от 15 до 18 кв. м.

9 кв. м - для граждан, проживающих в отдельных квартирах;

10 кв. м - для граждан, проживающих в коммунальных квартирах.

Решение Совета депутатов муниципального образования
"Город Бронницы" Московской области от 24 августа 2005 г. N 92/16
"Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения по г. Бронницы"

Дзержинский

Решение Совета депутатов муниципального образования
"Город Дзержинский" Московской области от 1 декабря 2005 г. N 8/22
"О Положении о норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения"

Долгопрудный

Нормативное решение Совета депутатов
города Долгопрудный Московской области от 25 апреля 2005 г. N 24-НР
"Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в муниципальном образовании г. Долгопрудный Московской области"
(с изменениями от 16 марта 2006 г.)

Домодедово

Решение Совета депутатов города Дубны Московской области
от 28 апреля 2005 г. N РС-6(22)-47/16 "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения в городе Дубне Московской области"

Железнодорожный

от 12 до 16 кв. м.

Решение Совета депутатов города Железнодорожный Московской области от 16 февраля 2005 г. N 09/57
"Об установлении учетной нормы площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и нормы предоставления
площади жилого помещения"

Жуковский

Решение Совета депутатов муниципального образования
"Город Жуковский" Московской области от 19 мая 2005 г. N 32/СД
"Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилых помещений в муниципальном жилищном фонде по договору социального найма"

Звенигород

от 15 до 18 кв. м.

10 кв. м - для граждан, проживающих в отдельных квартирах;

15 кв. м - для граждан, проживающих в коммунальных квартирах.

Решение Совета депутатов города Звенигород Московской области от 28 июня 2005 г. N 27/6 "Об установлении норм площади жилого помещения"

Ивантеевка

от 15 до 18 кв. м.

Решение Совета депутатов города Ивантеевки Московской области
от 26 сентября 2005 г. N 183/18 "Об установлении нормы предоставления
и учетной нормы жилого помещения"

Калининград

Климовск

Решение Совета депутатов города Климовска Московской области
от 15 сентября 2005 г. N 4/2-17 "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма"

от 14 до 19 кв. м.

Решение Совета депутатов муниципального образования
"Город Коломна" Московской области от 22 июля 2005 г. N 45/7-РП
"Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения
по договору социального найма и учетной нормы площади
жилого помещения"

от 15 до 22 кв. м.

Решение Совета депутатов города Королева Московской области
от 25 апреля 2005 г. N 85/516 "Об утверждении нормы предоставления площади жилого
помещения по договору социального найма и учетной площади жилого помещения".

Красноармейск

Решение Совета депутатов муниципального образования
"Город Красноармейск" Московской области от 29 июня 2005 г. N 35-2
"Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в муниципальном образовании "Городской округ Красноармейск"

Краснознаменск

18 кв. м. на одного человека, 14 кв. м. общей площади при заселении вторичного жилья

Решение Совета депутатов города Лобня Московской области
от 26 января 2006 г. N 21/425 "Об учетной норме общей площади жилого помещения и норме предоставления общей площади жилого помещения
по договору социального найма в городе Лобня"

Лосино-Петровский

Лыткарино

Орехово-Зуево

33 кв. м общей площади на семью из одного человека;

42 кв. м общей площади на семью из двух человек.

Решение Совета депутатов городского округа Орехово-Зуево
Московской области от 16 февраля 2006 г. N 505/40
"О внесении изменений в решение Совета депутатов N 233/24 от 17.02.2005 "Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы жилого помещения"

Подольск

Протвино

от 15 до 20 кв. м.

Решение Совета депутатов города Протвино Московской области
от 3 октября 2005 г. N 67/9 "Об установлении учетной нормы и нормы
предоставления жилого помещения"

от 15 до 18 кв. м.

Решение Совета депутатов муниципального образования
"Город Пущино" Московской области от 14 апреля 2005 г. N 103/17
"Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения"

Решение Совета депутатов города Реутова Московской области
от 22 февраля 2005 г. N 3/2005-НА "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления общей площади по договорам социального найма и утверждении временного Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления муниципального жилья в городе Реутове"

Серпухов

от 15 до 18 кв. м.

Решение Совета депутатов города Серпухова Московской области
от 26 октября 2005 г. N 31/4 "Об утверждении нормы предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы общей площади
жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях"

Решение Совета депутатов города Троицка Московской области
от 13 октября 2005 г. N 89/13 "Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы жилого помещения"

от 13 до 18 кв. м.

12 квадратных метров общей площади для отдельных квартир и 15 квадратных метров общей площади для квартир коммунального заселения

Решение Совета депутатов города Фрязино Московской области
от 17 мая 2005 г. N 40 "Об учетной норме и норме предоставления площади
жилого помещения в городе Фрязино" (с изменениями от 2 февраля 2006 г.)

Черноголовка

Щербинка

Решение Совета депутатов городского округа Щербинка Московской области от 26 января 2006 г. N 503/142 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма"

СОВЕТ ДЕПУТАТОВ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ЩЕЛКОВО ЩЕЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБ УСТАНОВЛЕНИИ УЧЕТНОЙ НОРМЫ И НОРМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПЛОЩАДИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ

Электрогорск

Электросталь

9 кв. м. общей площади для отдельных квартир и 11 кв. м. общей площади для квартир коммунального заселения на каждого члена семьи.

Решение Совета депутатов города Электросталь Московской области от 28 июля 2005 г. N 316/50 "Об учетной норме площади жилого помещения и норме предоставления площади жилого помещения"

Юбилейный

Учетные нормы и нормы

предоставления Краснодарский край

Установить учетную норму площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в муниципальном образовании "Город Майкоп" в размере:

10 кв. метров и менее общей площади жилого помещения.

СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"ГОРОД МАЙКОП"

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОБ УСТАНОВЛЕНИИ УЧЕТНОЙ НОРМЫ ПЛОЩАДИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ

Для большинства россиян квартирный вопрос остается самым сложным и насущным. Многие пытаются разрешить ситуацию с недостаточным для нормального и комфортного проживания количеством метров различными способами. Зачастую приходится прибегать к ипотечному кредитованию. Но далеко не все могут позволить себе приобретение жилья за счет собственных и заемных средств. В ряде случаев необходима помощь государства. И тут возникает логичный вопрос: какое количество квадратных метров жилой площади положено каждому человеку?

Что это за показатель и как его рассчитать

Такие нормативы определены Жилищным кодексом РФ. Применив их, можно рассчитать площадь жилья, пригодную для проживания. Нормы разделены на виды:

  1. Норма предоставления . Ее используют в случае передачи жилья по договору соцнайма, в том числе из маневренного фонда муниципалитета, в определенных случаях (при отсутствии жилья в случае стихийного бедствия, при невозможности погасить долги по ипотеке и т.п.).
  2. Учетная норма . Она имеет значение, когда рассчитываются квадратные метры для улучшения жилищных условий.
  3. Социальная норма . Эту величину применяют при выделении субсидий на получение жилья, а также субсидировании платы за услуги ЖКХ.

Есть еще санитарная норма на 1 человека , минимальная величина которой составляет 6 квадратных метров. Эта норма введена для выделения места в общежитии, а также жилья из маневренного фонда.

Величины каждой из них устанавливаются властями территорий. Далее рассмотрим, какая площадь положена семье в том или ином случае.

В основном по регионам Норма жилья на 1 человека составляет 18 кв. м.

Что такое социальная норма и как ее рассчитать?

Величина жилой площади, которая допустима для нормального проживания гражданина и его семьи, является социальной нормой жилья. Она принимается, как ориентир при выделении жилья и субсидировании платы за услуги ЖКХ.

Этот вид жилищной нормы зависит от следующих показателей:

  • количества человек в семье;
  • уровня обеспеченности жильем по региону;
  • вида помещения, где проживает семья.

Классическими расчетными величинами социальной нормы принято считать следующие:

  • одиноко проживающему человеку – 33 кв.м.;
  • семье из двух человек – 42 кв.м.;
  • семье, имеющей в составе трех и более человек – по 18 кв.м. каждому.

Если помещение не соответствует этим нормативам, семья может собрать необходимые документы и подать заявление, чтобы встать в очередь на улучшение условий проживания.

Семьи с низким доходом, когда плата за ЖКУ составляет большую часть в семейных расходах, могут представить документы на . Им будет предоставлена компенсация лишь на часть жилплощади в рамках социальной нормы.

Учетная норма и норма предоставления жилой площади

Понятия этих терминов даны в статье 50 ЖК России.

Нормой предоставления считается наименьшее количество жилых метров для вычисления общей площади помещения, которое предоставят семье по договору соцнайма.

Большинство регионов за основу берут 18 кв. м . площади, они и применяются в качестве нормы предоставления. Этот размер минимальный и может в некоторых случаях быть увеличен:

  • предоставляется комната либо квартира с одной комнатой;
  • жилье передается лицу с хроническими тяжелыми болезнями.

Увеличиваются нормативы также для сотрудников органов внутренних дел в чине не ниже полковника, а также лицам с ученой степенью. Однако увеличенная норма не может составлять в итоге более двух установленных значений.

Учетной нормой считается тот минимум жилплощади, который принимают для признания семьи нуждающейся в улучшении условий жилья. Граждане, чье помещение окажется менее этой величины, вправе занять соответствующую очередь. Это касается только тех граждан или семей, которые признаны малообеспеченными.

Следует уточнить, что в расчете нуждаемости участвуют все лица, которые прописаны в помещении постоянно и временно. Но прописаться неограниченному количеству людей на одной жилплощади для целей признания семьи нуждающейся в улучшении условий жизни невозможно. Этого не позволят сделать уполномоченные органы. Чаще всего недостаточность квадратных метров возникает с появлением в семье детей, которые по закону должны быть прописаны вместе с матерью.

Власти каждого региона самостоятельно определяют учетный норматив жилплощади, но он не может быть ниже норм предоставления.

Жилищные нормативы применимы при обеспечении жильем ряда категорий граждан, являющихся незащищенными и нуждающимися в помощи государства.

1. Детям-сиротам и оставшимся без родительского попечения . Этой категории жилплощадь положена:

  • по окончании пребывания в специализированных учреждениях, а также при завершении срока нахождения под опекой или в приемных семьях;
  • после прохождения службы по призыву;
  • по истечении срока пребывания в местах лишения свободы.

Размер передаваемого жилья по договору соц.найма подчиняется региональным нормативам, но может быть и выше их. Договор заключается на пять лет, а затем переводится в личное пользование. Детям-сиротам выделяется обязательно жилье отдельное, представляющее благоустроенную квартиру либо дом.

2. Переселенцы из жилья, признанного ветхим и аварийным . Чаще всего таких жильцов переселяют в муниципальный маневренный фонд, общежития. Здесь обязательно соблюдаются установленные нормы. Хотя новая площадь может оказаться меньше, из которой происходит переселение. В случае приватизации аварийного жилья взамен предлагается то же количество метров, которое было в собственности.

3. Переселение из домов, подлежащих сносу . Изъятие таких квартир подчиняется следующим условиям:

  • новое жилье предоставляется при заключении договора социального найма;
  • обязательно новое помещение является благоустроенным и в том же поселении;
  • площадь нового соизмерима или больше старого жилья.

При этом, если помещение, из которого происходит выселение, менее установленных норм, семья может претендовать на улучшение жилищных условий.

4. Военнослужащим . Данная категория граждан вправе получить жилое помещение от государства. Здесь применяются установленные нормативы, зависящие от состава семьи. Каждому члену семьи должно приходиться по 18 кв. м. жилой площади, а для одинокого военнослужащего помещение должно быть 18-25 квадратов. Для этой категории нормативы установлены региональными органами власти.

Нормы жилой площади в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге

Каждый регион жилищные нормы закрепляет своими нормативными актами. К примеру, в Москве действует закон № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на на жилые помещения «, который устанавливает:

  • учетную норму в размере 10 кв.м. на человека для отдельных квартир и 15 кв.м. для квартир, которые предоставлены по судебному решению разным семьям.
  • норму предоставления площади жилья на одного человека равную 18 кв. метрам.

Из ходя из нормы жилья предоставляют квартиры площадью не более:

  • 44 кв.м. — однокомнатная, семьям из двух человек, состоящих в браке;
  • 54 кв.м. — двухкомнатная, двум жильцам, не являющимся супругами;
  • 62 кв.м. — двухкомнатная, семье из трех человек, двое из которых являются в браке;
  • 74 кв.м. — трехкомнатная, троим жильцам, не состоящим в браке.

Каждому члену семьи из четырех и более – по 18 кв.м. на человека. Получившаяся площадь квартиры не может превышать 9 кв.м.

Семьям москвичей, где имеются инвалиды с нарушениями костно-мышечной системы, жилье предоставляется в зданиях, построенных с соблюдением норм программы реабилитации.

Закон № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях… «, действующий на территории Санкт-Петербурга в отношении норм жилплощади, прописывает их менее подробно.

Норма предоставления :

  • одинокого человека положено — 33 кв.м.;
  • для семей, где количество людей два и более – по 18 кв.м.

Учетная норма площади жилья в Санкт-Петербурге:

  • жильцам отдельных квартир – 9 кв. м. общей площади;
  • жильцам коммунальных квартир – 15 кв.м общей площади.

Приведенные выше нормы используются при предоставлении отдельных квартир и комнат в коммуналках.

Если жилье находится в общежитии , то норматив составляет не менее 6 кв.м. на человека, с высотой потолков не менее 2,1 метр.

Таблица учетной нормы и нормы предоставления жилья по регионам России

Перечислим, какие жилищные нормы по квадратным метрам на 1 человека, будут действовать в регионах в 2019 году.

Регион Минимальное количество кв.м. на одного человека
Учетная норма кв.м. на человека Норма предоставления кв.м. на человека
Москва и Московская область 10 18
Ленинградская область (Спб) 9 кв.м. (в отдельных квартирах и домах);
15 кв.м (в коммунальных квартирах).
Пермский край 12 15
Ярославская область 12 17
Омская область 15 18
Екатеринбург 10 16
Ростовской области 6-10 18
Краснодар 10 18
Нижний Новгород и Нижегородской области 10 кв. м. (в отдельных квартирах и домах);
12 кв.м. (в коммунальных квартирах).
13
Волгоград 11 12-18
Красноярск, Ставрополь 12 15 кв. м на каждого члена семьи;
18 кв. м — одиноко проживающего.
Курганская область, Петропавловск-Камчатский 13 15
Новосибирск 12 15
Саратов 10 кв.м. Семья из:
  • 3 и более чел. — 16 кв. м.
  • 2 чел. в браке — 32 кв. м.
  • 2 чел. связаны родственными отношениями — 44 кв. м.

Проживающий один — 30 кв. м.

Самара 11 кв. м. (в отдельных квартирах и домах);
13 кв.м. (в коммунальных квартирах).
Семье из 2 и более чел. — 14 кв. м.
Проживающий один — 26 кв. м.
Уфа (Республики Башкортостан) 12 14

Как видно из приведенных данных, минимальные показатели жилищных норм предоставления практически одинаковы в регионах России. Следует учитывать, что это самая нижняя граница показателей, которая может увеличиваться в зависимости от обстоятельств. Но меньше ее нормы не могут применяться.

Учетная норма определяется российским законодателем как минимальный размер жилплощади, исходя из которого требуется устанавливать уровень обеспеченности граждан, живущих в конкретном регионе, общей площадью жилья. Учетная норма жилплощади регламентирована законодателем в целях ведения учёта, устанавливающего граждан, которым требуется улучшение условий жилья.

Иными словами возможно сказать, что учётная норма жилплощади определяет потенциальные возможности конкретного российского гражданина претендовать на жильё по соглашению социального найма. Соответственно, законодатель создаёт правовые условия и предпосылки для реализации 40 статьи российской Конституции, регламентирующей право на жильё.

Малоимущим лицам, иным названным в законах гражданам, нуждающимся в жилище, определенная жилплощадь предоставляется безвозмездно либо за доступную плату из существующих государственных, муниципальных и иных российских жилищных фондов согласно регламентированным законом нормам. Выделение жилья названным лицам происходит с учётом минимально возможного размера предоставляемых помещений.

Для реализации прав граждан на жильё законодатель и установил учётную норму, а также норму предоставления жилплощади, детализировав таким образом вопрос количества предоставляемых квадратных метров жилплощади конкретному человеку.

Установление учетной нормы

Учётная норма, как и другая важная сопутствующая категория – норма предоставления жилплощади – устанавливается полномочными властями муниципалитетов. Соответственно, показатели учетной нормы варьируются в разных российских городах и населенных пунктах. Так, к примеру, в Москве сегодня учётная норма – 10 кв. м. площади на каждого жильца московской квартиры (для отдельных квартир).

Базовым, первоочередным критерием для разрешения вопроса о конкретном размере учётной нормы жилплощади в том или ином муниципалитете выступает уровень обеспеченности граждан жильём в соответствующем населенном пункте. При этом размеры устанавливаемой учётной нормы жилплощади не могут превышать размеры нормы предоставления.

К тому же при расчетах учитываются действующие сегодня в сфере жилищного права санитарно-технические нормативы и стандарты, специфика жилфонда каждого конкретного региона, плотность его заселения и имеющийся в распоряжении властей муниципалитета жилой фонд.

Для отдельных подгрупп российских граждан (к примеру, инвалидов, военнослужащих) учётная норма жилплощади может быть иного размера.

При расчете учётных норм принимаются во внимание и жилые комнаты, и места общего использования (коридоры, санузел, кухня), то есть общая площадь жилья.

Значение учетной нормы

На практике значение законодательно регламентированной учетной нормы состоит в следующем:

  1. Установленная муниципалитетом учётная норма жилплощади не позволяет нанимателю вселить в муниципальное жильё родственников либо временных жильцов (за исключением вселения несовершеннолетних детей к их родителям), а также заключить соглашение поднайма жилья, когда после этого юридического действия на каждого жильца норма станет ниже положенного размера.
  2. Именно учётная норма жилплощади, как уже говорилось, способствует практической реализации предписываемой российской Конституцией прерогативы малоимущих граждан РФ на получение безвозмездного социального жилья.
  3. Учетная норма площади применяется для принятия решений о постановке граждан-заявителей на учет как лиц, не обеспеченных жилплощадью. Полномочные органы, осуществляющие такой учет, ориентируются на тот факт, что заявитель живет в квартире и занимает жилплощадь меньшую, чем регламентированная муниципалитетом учетная норма. Постановка на учет свидетельствует о праве данного гражданина встать в очередь на приобретение социального жилья.

Например, рассмотрим ситуацию, когда в соответствующем населенном пункте учётная норма, согласно регламентам законодателя, составила 8 кв. м., а другая категория – норма предоставления – 10 кв. м. Соответственно, если житель данного населенного пункта проживает в социальном жилье с жилплощадью меньше 8 кв. м. на человека, он вправе становится на учёт и претендовать на жилье с площадью от 10 м. квадратных на каждого проживающего жильца.

Чтобы применить рассматриваемые знания на практике, заинтересованному лицу, прежде всего, требуется точно узнать конкретные размеры названных норм по местожительству. Такие сведения можно получить при личном посещении полномочного органа муниципалитета. К тому же информация обязательно размещается на официальном портале местной администрации.

Заявление гражданина, желающего встать на учёт, подаётся в компетентный местный орган власти. Дополнительно к заявлению прилагаются:

  • справки о составе семьи заявителя;
  • брачное, детские свидетельства;
  • выписки из техпаспорта имеющегося жилья;
  • иные документы по требованию полномочного органа, выполняющего постановку на учёт.

Весь требуемый перечень документации возможно узнать в администрации муниципалитета.

Отметим, что сама постановка на муниципальный учёт нуждающихся в жилплощади, скорее всего, быстро не решит жилищную проблему. Однако это создаст предпосылки для последующей реализации законных гражданских прав на предоставление жилплощади.

Нормы для отдельных категорий граждан

Законодатель предусматривает возможность отличия нормативных правил, регламентированных на местных уровнях для общего применения, и норм для некоторых категорий российских граждан. Последние нормативы принимаются на уровне федерального законодательства, Указов президента и иных приоритетных по силе действия нормативных актов.

В частности, к названным категориям лиц могут относиться , лица с тяжёлыми хроническими болезнями, военнослужащие, жители Крайнего Севера, . Для таких лиц могут предусматриваться дополнительные площади жилья. Так, например, семье лица, болеющего заразными формами туберкулёза, положены дополнительные метры жилплощади с целью его изолирования от здоровых членов семьи.

Норма жилой площади на одного человека подлежит обязательному учёту при выдаче муниципального жилья. Сколько метров полагается гражданину и его семье – решается при изучении технической документации на жилплощадь. В России определены федеральные стандарты, которые, согласно ст. 38 ЖК РФ, составляют 12 м. на человека. Но региональные власти вправе корректировать эту норму.

В Москве в 2016 году учётная норма составляет 10 м. на человека. Этот параметр предусматривает не жилую, а общую минимальную жилплощадь, включая дополнительные помещения. Норма жилой площади нужна для как нуждающихся в более комфортных жилищных условиях.

Норма жилплощади на федеральном уровне

Кроме учётных параметров, законом в России предусмотрена социальная норма жилплощади, которая принимается во внимание при обеспечении молодой семьи жильём или переселении граждан из ветхих и . При предоставлении жилья учитываются следующие социальные параметры:

  • для семьи из трёх человек – не меньше 18 кв.м. на человека;
  • для семьи из двух человек – не менее 42 кв.м.;
  • для одиноко проживающего гражданина – 33 кв.м.;

Такая норма принимается во внимание при расчёте оплаты за коммунальные услуги. Собственники жилплощади должны обратиться в ЕИРЦ с документами, подтверждающими право на льготу. При расчёте оплаты на одного человека норма жилплощади определяется с коэффициентом — + 7 метров помимо выше указанных социальных нормативов.

Санитарные нормы

Федеральное законодательство устанавливает, что в России на одного человека положено не менее 6 кв. м . Санитарная норма является ориентиром, принимаемым во внимание при переселении должников по оплате ЖКХ из муниципальных квартир.

Социальное жилье, в таком случае, предоставляется в общежитиях, квартирах временного фонда. Подобная норма будет являться ориентиром при переселении граждан из аварийных домов. Гражданам должно быть предоставлена квартира, с нормой жилплощади не меньше 10 м. на человека.

Изъятие жилья для государственных (муниципальных) нужд и другие важные нюансы

В России ситуация зависит от того, было ли изымаемое жилье приватизировано или нет. В первом случае граждане должны получить жилплощадь, не менее той, которая у них была на момент отчуждения.

При изъятии муниципального жилья учитываются нормативы, принятые в конкретном муниципальном образовании. Тогда учётная норма составит не больше 10 м. на человека. Подобная цифра может быть скорректирована местными органами власти.

В 2016 году при получении жилья по договору социального найма и в собственность военными принимаются в расчёт текущее обеспечение военнослужащих жильём. Выясняется: не намеренно.

Площадь на военнослужащего и его семью должна равняться не менее 18 кв.м. для одного человека. При уходе в отставку или в запас, разрешено предоставление льготы в сторону увеличения площади жилья.

В Москве и других городах военный может получить дополнительные – от 15 до 25 кв.м. площади для одного человека. Возможно превышение социальной нормы жилья – если это зависит от технических параметров многоквартирного дома. Но такое отклонение не будет больше 9 м. на каждого человека.

Проблематика вопроса

Учётная норма площади жилого помещения соблюдается при выселении гражданина или семьи из муниципальной квартиры и предоставлении недвижимости из манёвренного жилищного фонда. Норма может не учитываться при размещении супругов, которым положено одна жилплощадь. Социальные нормы не принимаются во внимание, если родители решили прописать в квартиру несовершеннолетнего ребёнка.

Положение об учётной норме жилплощади разрабатывается на основании решения совета депутатов или другого законодательного органа, уполномоченного издавать нормативные акты на уровне местного самоуправления. Разработка актов осуществляется с учётом количества свободного жилья.

Возможны ситуации, когда молодой семье отказывают в улучшении жилищных условий, так как общая площадь их недвижимости бывает выше учётных показателей. Специалистами администрации часто не принимается во внимание факт, что жилая площадь квартиры или частного дома намного меньше общей.

Учётные параметры являются основными показателями при обеспечении населения льготными помещениями. Многодетные и малоимущие семьи получают жилье исходя из социальной нормы «квадратных метров», полагающихся одному человеку.

Оплата жилых помещений и расчёт субсидий для помощи малообеспеченному населению осуществляются с помощью социальной нормы. Такими льготами могут воспользоваться:

  • лица, пострадавшие при ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС и принимавшие участие в ядерных испытаниях в Семипалатинске;
  • обладатели государственных наград;
  • ветераны труда.

Право на льготу доступно гражданам, которые проживают в муниципальном жилье. Ветеранам предоставляется льгота, независимо от формы собственности на квартиру. Размер субсидии составит 50% от суммы оплаты за коммунальные услуги.

По смыслу п. 4 ст. 50 ЖК РФ учётная норма необходима для того, чтобы граждане смогли зарегистрироваться в очереди в качестве людей, которым необходимо улучшение жилищных условий. При выделении льготной недвижимости или государственной субсидии, учитываются все сделки, которые смогли бы привести к ухудшению жилищных условий граждан и их семей.

Размер нормы, необходимой для постановки человека на учёт, – от 6 – до 10 метров. Факт нуждаемости в жилом помещении должен подкрепляться необходимыми документами, среди которых важны:

  • выписки из домовой книги, а также по предыдущим адресам проживания за последние три года;
  • акт обследования жилищных условий;
  • справка о доходах семьи;
  • правоустанавливающие документы на имеющуюся недвижимость;
  • сведения о льготах – в том числе справка об инвалидности или наличии тяжёлого заболевания, не позволяющего домочадцам сосуществовать на жилплощади.

Плохие жилищные условия подтверждаются комиссией, которая должна выехать по месту фактического проживания льготников и вынести заключение о состоянии комнаты, квартиры или частного дома. Жилые помещения, с учётом полагающейся нормы, предоставляются согласно очереди.

Процесс предоставления длительный и может занять несколько лет. Вне очереди жилые помещения могут получить инвалиды 1, 2 группы и другие категории льготников, которые живут и работают в конкретном муниципальном образовании.

Учётная норма рассчитывается органами местного самоуправления. Она может быть выше нормативов, установленных федеральными органами власти. Показатель рассчитан на то, чтобы граждане могли свободно проживать в квартире, проводить досуг и воспитывать детей.

На практике требования о нормах жилплощади (учётной, санитарной, социальной) достаточно формализованы. Расчёты ведутся исходя из общей площади помещения, не считая реальное жилое пространство. Разногласия должны быть решены в административном или судебном порядке.

Остались вопросы? Напишите ваш вопрос в форме ниже и получите развернутую консультацию юриста: