6.5. Критерии оценки налоговых систем

Итак, если I - доход налогоплательщика, а Т - сумма, уплачиваемая им в виде налога, то средняя норма налогообложения τа = Т / I, а предельная норма

τm = dT/ dI.

Прогрессивные, пропорциональные и регрессивные налоги различаются соотношениями средних и предельных норм обложения. При пропорциональном налогообложении предельная норма равна средней, при прогрессивном - превышает среднюю, а при регрессивном не достигает средней.

На первый взгляд при прогрессивном налогообложении предельная норма должна непременно возрастать по мере увеличения дохода, а при регрессивном ~ уменьшаться с его ростом. Однако это вовсе не следует из приведенных выше определений.

Пусть речь идет, например, о подоходном налоге с граждан, построенном следующим образом. Первые R единиц дохода освобождаются от налога, а средства, получаемые налогоплательщиком сверх этой суммы, облагаются по ставке s. Таким

образом, при I < R τа = τm = 0, При I > R τm = s, а τa = s (I - R) / I = τm - тm R / I.

С увеличением I средняя норма τа повышается, никогда не достигая, впрочем, величины τm . Налицо прогрессивное налогообложение с постоянной предельной нормой.

Налог с постоянной предельной нормой может быть и регрессивным. Допустим, например, что все граждане независимо от уровня дохода обязаны вносить в бюджет фиксированную сумму L, а сверх того - уплачивать поs % дохода.

Тогда τm = s, a τa = (L + sI) / I = τm + L / I.

Поскольку существенно именно соотношение предельной и средней нормы, понятия прогрессивного, пропорционального и регрессивного налога применимы не только к стоимостному, но и к специфическому налогообложению.

Вместе с тем, когда речь идет о стоимостных налогах, термины "прогрессивный", "регрессивный" и "пропорциональный" иногда применяют, характеризуя непосредственно построение налоговых обязательств, а именно зависимость ставки от налогооблагаемой базы. В этом смысле говорят, например, о прогрессивном налогообложении прибыли, если с ростом размера прибыли ставка налога повышается.

Критерии оценки налоговых систем

Любые аспекты функционирования общественного сектора, в том числе и относящиеся к налогообложению, должны, как уже было показано, оцениваться

недостижимы. Так, налоги, за счет которых финансируется производство общественных благ, практически невозможно установить на уровне цен Линдаля. Это

Глава 6. Доходы государства

связано как с проблемой выявления предпочтений, так и с чрезвычайно высокими издержками, которых потребовала бы индивидуализация налогов.

Нереально было бы также претендовать на абсолютно полную реализацию в налоговой системе принципов справедливости. Представления индивидов о справедливости не совпадают друг с другом. Позиция общества формируется в ходе политического процесса и практически всегда отличается некоторой расплывчатостью и, более того, непоследовательностью. По природе своей политика государства в отношении разных слоев населения представляет компромисс, зачастую довольно зыбкий, и, во всяком случае, ей не присуща та

налоговую систему, налогообложение в разных странах не следует единому шаблону. Это, по сути, уже отмечалось выше, когда речь шла о структуре налогов. Однако недостижимость идеального состояния не означает, конечно, что любой подход к формированию доходов государства не лучше и не хуже другого. Нужны и действительно существуют практически ориентированные критерии, позволяющие сравнивать различные подходы, отсекать заведомо худшие варианты, фиксировать преимущества и недостатки каждого конкретного налога. Ни один из подобных критериев заведомо не является безукоризненным. Более того, они могут до некоторой степени противоречить друг другу. Ведь критерии призваны отразить как требования эффективности, так и требования справедливости, а они не совпадают между собой1 .

Коль скоро речь идет об оценке приемлемости определенного набора налогов, сумму доходов, которую они должны принести государству, естественно считать фиксированной. Тогда проблема состоит в том, чтобы собрать требуемую сумму при минимальных экономических и социальных издержках. Именно к подобной постановке задачи имеют наибольшее отношение критерии, которые рассматриваются в параграфах 6.6 - 6.10.

Относительное равенство налоговых обязательств

Первым следует рассмотреть критерий относительного равенства налоговых обязательств.Он непосредственно связан с идеей справедливости и предполагает

1 Перечень этих критериев может определяться по-разному. Мы следуем их описанию, предложенному известным американским экономистом Дж. Стиглицем.

распределение налогов в соответствии с ясно выраженными и одобряемыми обществом подходами, а также отсутствие дискриминации.

Относительное равенство обязательств достигается за счет равенства по горизонтали и равенства по вертикали. Равенство по горизонтали означает, что с налогоплательщиков, находящихся в одинаковом положении, взимается одинаковый налог.Равенство по вертикали означает, что налоги, которые уплачиваются лицами, находящимися в разном положении, дифференцируются в соответствии с этим положением.

Коль скоро речь идет о равенстве по горизонтали и вертикали, ясно, что рассматриваемому принципу не отвечало бы возложение на всех членов общества налоговых обязательств, которые были бы количественно равны друг другу в абсолютном выражении. Требуется равенство относительное, которое определяется, сообразуясь с некимишкалами, соответствующими представлениям общества о справедливости.

Разумеется, ключевой вопрос состоит в том, как именно строить подобного рода шкалы, или, иными словами, как оценивать положение плательщика, с которым сопоставляется размер налога. Для этого используются два различных принципа.

Первый из них - принцип получаемых выгод. Согласно ему, платежи дифференцируются в соответствии с теми преимуществами, которые получает конкретный плательщик от деятельности государства, финансируемой за счет данного налога. Принцип получаемых выгод применяется по отношению к некоторым маркированным налогам. Например, в Российской Федерации, как и в ряде других стран, содержание, ремонт, реконструкция и строительство автомобильных дорог общего пользования осуществляется за счет специальных целевых платежей, которые концентрируются в федеральном и территориальных дорожных фондах. В России в эти фонды поступают налоги с реализации горючесмазочных материалов, с пользователей автомобильных дорог, с владельцев транспортных средств и некоторые другие. Предполагается, что, например, те, кто расходует больше горючего, относительно больше получают от строительства дорог и поддержания их в хорошем состоянии.

Принцип получаемых выгод представляется достаточно естественным. Однако на практике он не является доминирующим. Его трудно реализовать, когда речь идет о немаркированных налогах. Некогда А. Смит писал, что богатые должны нести большее налоговое бремя, чем бедные, поскольку государство охраняет богатство и в большей степени заботится о привилегированных членах общества. Говоря современным языком, это была попытка применить принцип получаемых выгод к налогообложению имущества и доходов. Однако подобная аргументация несомненно уязвима, тем более что ныне во всех странах весьма существенная часть государственных средств целенаправленно расходуется на поддержку малообеспеченных.

Глава 6. Доходы государства

Когда речь идет об общественных благах, выгоды, достающиеся отдельному плательщику, зачастую трудно идентифицировать. Поэтому даже в отношении маркированных налогов применить рассматриваемый принцип не всегда легко. Например, в числе местных налогов в Российской Федерации имеются целевые сборы на содержание милиции, благоустройство территорий, на нужды образования и др. Не представляется возможным определить, насколько больше или меньше выгод от работы милиции получает отдельный налогоплательщик по сравнению с другими. В этой связи соответствующий маркированный налог дифференцируется по другому принципу.

Даже если принцип получаемых выгод применяется, фактически используется информация скорее об объемах потребления, чем о выгодах как таковых. Последние в соответствии с экономической теорией определяются не непосредственно количеством потребленного блага, а его полезностью. Наконец, принцип получаемых выгод заведомо непригоден, когда речь идет о налоговом финансировании перераспределительных программ. Сама их природа предполагает, что платежи и выгоды распределяются среди членов общества принципиально по-разному.

В силу отмеченных обстоятельств большая часть налогов формируется на основе иного принципа, а именно принципа платежеспособности. Согласно этому принципу налоговое бремя должно распределяться в соответствии с экономическими возможностями плательщиков.

Впервые развернутое обоснование данного принципа было предложено Дж. С. Миллем, который при этом, во-первых, явным образом апеллировал к идее справедливости и, во-вторых, выдвигал концепцию "равной жертвы для общей цели". Эта концепция существенно опирается на представление о том, что одна и та же денежная сумма имеет меньшую ценность для богатого, чем для бедного, так что неодинаковые по размеру платежи могут соответствовать субъективно одинаковым пожертвованиям на нужды общества со стороны индивидов, не равных по своему имущественному положению.

Принцип платежеспособности несомненно соответствует широко распространенным представлениям о справедливости. Это объясняет стремление применять данный принцип максимально последовательно. Однако на практике вряд ли возможно реализовать его безупречным образом, поскольку при тщательном анализе обнаруживается, что сам он не столь ясен, как представляется на первый взгляд.

Не говоря уже о том, что сопоставимость индивидуальных полезностей является весьма сильным допущением, концепция равной жертвы ведет к разным выводам в зависимости от того, имеется ли в виду равенство средних или предельных потерь. Кроме того, применительно к финансированию перераспределительных программ эта концепция фактически столь же неприложима, как и принцип получаемых выгод.

6.6. Относительное равенство налоговых обязательств

В силу этого принцип распределения налогов по способности платить воплощается в жизнь на основе сугубо политического выбора той или иной меры соответствия между размером дохода либо имущества, с одной стороны, и платежей в бюджет, с другой. Применяется ли в стране, например, пропорциональный или прогрессивный подоходный налог и насколько высоки его ставки, зависит от конкретных представлений о справедливости, получивших наибольшую политическую поддержку в тот или иной конкретный период. Например, в России верхняя ставка подоходного налога повышалась и составляет ныне 35%. В США до 1986 г. максимальная ставка подоходного налога достигала 50% (ранее - еще выше), а после проведенной в указанном году реформы уменьшилась до 34%.

Самостоятельную проблему составляет полнота учета платежеспособности. Относительно легче оценивать денежные доходы, чем доходы, поступающие в натуральной форме, Если последние не принимаются во внимание, то фактически стимулируются бартерные операции и предоставление работодателями работникам так называемых побочных выгод взамен повышения заработной платы, К разряду побочных выгод могут относиться, например, бесплатные обеды в заводской

тем, что их труднее обложить налогами, чем денежные выплаты. Однако налоговое законодательство, как правило, все же предусматривает тот или иной порядок обложения бартера и хотя бы некоторых наиболее распространенных типов побочных выгод.

В то же время еще сложнее обстоит дело с доходами, формируемыми в домашнем хозяйстве. При высоком налогообложении денежных доходов в форме подоходного налога или налога на добавленную стоимость выгоднее, например, готовить пишу или стирать белье дома, чем зарабатывать дополнительные деньги на приобретение соответствующих услуг. Между тем, строго говоря, уровень благосостояния, а значит, и способность платить налог не зависит от того, было ли конкретное благо куплено на рынке или произведено в домашнем хозяйстве.

Наконец, даже полный объем потребления материальных и нематериальных благ не дает исчерпывающей характеристики благосостояния человека. Так, самостоятельной ценностью обладает досуг. Допустим, некто предпочитает отказываться от прироста заработка во имя досуга. Можно ли с определенностью утверждать, что уровень благосостояния такого индивида заведомо ниже, чем у другого, который получает немного более высокий денежный доход, поскольку постоянно берется за сверхурочные работы, подрабатывает по выходным и т. п.? Отрицательный ответ на этот вопрос делает не вполне бесспорным тезис о том, что способность платить налоги, т. е. в определенной мере жертвовать факторами индивидуального благосостояния ради общественных нужд, соответствует размеру дохода или имущества.

Глава 6. Доходы государства

Определенное значение с точки зрения способности платить налоги имеют также различия в размере вынужденных расходов . Так, если индивиду приходится затрачивать значительную часть заработка на оплату медицинских услуг, справедливо ли облагать его таким же подоходным налогом, как более здорового человека? Можно предположить, что, при прочих равных условиях, для последнего характерны как более высокий фактический уровень благосостояния (если сравнение вообще правомерно), так и более широкие возможности аллокации зарабатываемых средств. Обсуждение подобных вопросов переносится в практическую плоскость, когда речь идет оналоговых льготах . Так, в ряде стран расходы излечение вычитаются из базы обложения подоходным налогом. Вместе с тем очевидно, что аргументы, используемые в рамках подобных дискуссий, теоретически уязвимы. Дает о себе знать неустранимая при сравнении экономического положения индивидов проблема сопоставимости значений их функций полезностей, и к тому же грань между вынужденными и прочими расходами можно проводить по-разному.

Принцип платежеспособности, как и принцип получаемых выгод, не позволяет выработать однозначные и универсальные рекомендации о построении налоговой системы. Это закономерно, поскольку иное означало бы строгую фиксацию некоторого представления о справедливости в качестве единственно возможного и неизменного. Однако принципы, о которых идет речь, ориентируют

пола, сословия, этнической или религиозной принадлежности и т. п. До того как названные принципы утвердились, подобная дискриминация в налогообложении была довольно обычным явлением.

Экономическая нейтральность

За счет относительного равенства обязательств может достигаться справедливость налогообложения. Не меньшее значение имеет его эффективность.

Существенна, в частности, эффективность самой деятельности по сбору налогов. Условиям ее обеспечения будет посвящен следующий параграф. Несомненно важна и эффективность использования собранных средств. Однако, когда речь идет о ней, фактически в центре внимания оказывается уже не налоговая система как таковая, а другая сторона государственных финансов - общественные расходы. Различные аспекты теории общественных расходов будут рассматриваться позднее. Но анализ эффективности налогообложения нельзя свести к тому, что непосредственно происходит с денежными суммами, подлежащими изъятию в

6.7. Экономическая нейтральность

пользу государства. Центральный вопрос - влияние налогов на эффективность экономического поведения налогоплательщиков.

Очевидно, например, что высокий подоходный налог или налог на прибыль сдерживает экономическую активность. Это может послужить причиной неэффективного распоряжения ресурсами, которыми располагает общество в лице работников и предпринимателей, обязанных уплачивать соответствующие налоги.

Хозяйствующий субъект осуществляет аллокацию своих ресурсов, ориентируясь не только на сигналы рынка, но и на те сигналы, которые подает налоговая система. Если какой-либо вид деятельности или ее результат превращается в объект налогообложения, направлять ресурсы на эту деятельность становится менее выгодно. В итоге происходит искажение экономической мотивации субъекта.

Разумеется, государство не часто сознательно стремится подавать подобного рода сигналы. Они возникают как "побочное" следствие усилий по сбору средств для общественных нужд. При этом характер сигналов зависит от конкретного способа, которым мобилизуются средства. Иными словами, специфика искажений определяется тем, какие именно налоги используются государством.

В том, что это именно так, можно убедиться, рассмотрев пример ситуации, когда доход государства удается сформировать, не дав каких-либо импульсов снижению экономической активности налогоплательщика. Допустим, что каждый взрослый человек обязан уплатить в конце года фиксированную сумму налога, абсолютно не зависящую от имущественного и семейного положения, годового дохода, трудовой и инвестиционной активности и любых других факторов, на которые этот человек способен повлиять1 . Такой налог называетсяаккордным , илипаушальным . Аккордное налогообложение сказывается на положении плательщика, делая его, при прочих равных условиях, беднее. Однако при этом не возникают сигналы, ориентируясь на которые плательщик мог бы целенаправленно изменить свое поведение, чтобы уменьшить размер налога. Искажения экономической мотивации не происходит. Соответственно аккордный налог является

неискажающим.

Отметим, что аккордный налог не обязательно должен быть одинаковым для всех индивидов. Он может дифференцироваться, например, случайным образом или в зависимости от возраста и других признаков, не поддающихся изменению по воле плательщика. Однако размер получаемых выгод от деятельности, финансируемой налогом, равно как и способность платить, явно не относится к числу подобных признаков. Следовательно, аккордный налог заведомо не соответствует принципу относительного равенства обязательств. Следовательно, такой налог, будучи неискажающим, может быть, однако, отвергнут в качестве несправедливого.

1 Речь идет о взрослом человеке и независимо от семейного положения, потому что, если бы, например, родители обязаны были уплачивать налог за детей, это могло бы, пусть даже о самой малой степени, повлиять на планирование семьи, которое с точки зрения экономической теории представляет разновидность аллокационного поведения.

Глава 6. Доходы государства

Существуют ли неискажающие налоги помимо аккордного? Не порождает искажений налогообложение земельной собственности, если оно не зависит от конкретной отдачи земельного участка, вложений в повышение его плодородия, характера застройки и т. д. Если налог не настолько высок, чтобы побудить владельца продать землю, то налог мало чем отличается по своему действию от аккордного. Если же продажа состоится, то место одного владельца всего лишь займет другой. Значимое искажение возникло бы, только если налог устанавливается на уровне, который делает использование отдельных участков бесперспективным и побуждает владельцев бросать свою собственность.

Обратимся теперь к искажающему налогообложению , дабы проследить, что именно происходите аллокационным поведением плательщика под воздействием мотивации, модифицированной налогом. Используем с этой целью пример налога, который применялся в Европе в эпоху абсолютизма. Речь идет о так называемом налоге на окна, т. е. о способе налогообложения строений по числу окон и дверей. Этот способ прост и на первый взгляд удобен, поскольку соответствует принципу платежеспособности. В самом деле, размер здания может служить неплохим показателем обеспеченности его владельца, а чем больше здание, тем при прочих равных условиях больше окон и дверей оно имеет. Однако налог породил тенденцию строить дома с небольшим числом окон, т. е. нарушение предполагаемых прочих равных условий.

Допустим, в течение 20 лет государство собирало с помощью налога на окна одну и ту же сумму, Представим себе, что эта сумма ежегодных поступлений зафиксирована и в дальнейшем государство собирает ее же, но иным способом, а именно посредством аккордного (неискажающего) налога, Еще через 20 лет государство располагало бы теми же средствами, что прежде, тогда как положение налогоплательщиков улучшилось бы по сравнению с ситуацией когда взимался налог на окна.

Теперь люди жили бы в более освещенных и привлекательных помещениях, Таким образом, налог на окна предполагает неиспользованную возможность Парето-улучшения. Иными словами, при его наличии аллокация ресурсов не является оптимальной. В данном случае при строительстве дома его владелец отказывался от наиболее эффективной аллокации (от наилучшего, с точки зрения его потребительских предпочтений, проекта), чтобы избежать чрезмерно высокого налога. Налогоплательщик сберегал деньги, но жертвовал комфортом1 .

Пример налога на окна позволяет уловить три момента. Искажающее действие налога в конечном счете воплощается в изменении уровня аллокационной эффективности. Изменение происходит потому, что относительное уменьшение

1 В качестве столь же курьезного примера искажающего налогообложения способен фигурировать известный в истории России налог на бороды, введенный Петром I. Платежа можно было избежать, пожертвовав привычной внешностью. Но этот пример несколько более сложен, так как искажающее действие в данном случае было намеренным, и введение налога преследовало не только сугубо фискальные, но и "воспитательные" цели.

6.8. Организационная простота

налоговых выплат достигается за счет отказа от наиболее привлекательных, вариантов потребления или производства,которые отвечали бы предпочтениям субъекта при отсутствии налога. Отказ предполагает замены в структуре производства и потребле-

ния; например, дом с большим числом окон приходится заменять домом с малым числом окон, и при прочих равных условиях несколько уменьшается спрос на стекло относительно спроса на кирпич.

Итак, искажающий налог можно определить как налог, влияющий на аллокационную эффективность. Вообще говоря, влияние может быть не только негативным, но и позитивным. Так, если имеет место неоптимальная аллокация ресурсов, обусловленная значительными отрицательными экстерналиями, налогообложение, в принципе, способно изменить положение к лучшему. В частности, специальный налог на предприятия, загрязняющие атмосферу, может мотивировать сокращение вредных выбросов. Назначение подобного налога -

предотвращать отклонения индивидуальных издержек от общественных. Налог,

выполняющий эту функцию, называется корректирующим . Он побуждает отказываться от той аллокации, выгоды которой обусловлены изъяном рынка.

Корректирующие налоги в ряде случаев используются на практике, но их удельный все в налоговых поступлениях невелик. С одной стороны, точно оценить расхождения между индивидуальными и общественными издержками, а значит, и подобрать адекватный масштаб корректировки, крайне трудно. С другой стороны, для финансирования общественного сектора недостаточно одного лишь корректирующего налогообложения. Прочие же искажающие налоги снижают эффективность аллокационных решений. Следовательно, в общем случае желательно, чтобы искажающее действие налогообложения было минимальным.

Отсутствие или относительная слабость искажающего воздействия называется

экономической нейтральностью налогообложения (соответственно абсолютной или относительной). Нейтральность, по существу, означает, что вмешательство государства в данном случае, хотя и ограничивает возможности плательщиков, изымая у них часть средств, все же оставляет доступными те варианты поведения, которые характеризуются наивысшей аллокационной эффективностью. При искажающем налогообложении вмешательство побуждает плательщиков отказываться от этих вариантов.

Организационная простота

При прочих равных условиях, эффективность налогообложения тем выше, чем ниже издержки сбора налогов . Затраты на обслуживание налоговой системы складываются, во-первых, из расходов на содержание налоговой службы, вовторых, из затрат времени и средств плательщиков, требующихся для выполнения

Глава 6. Доходы государства

налоговых обязательств, включая перечисление средств в бюджет и документирование соответствующих действий, и, в-третьих, из расходов на оплату услуг налоговых консультантов, адвокатов и других лиц, обеспечивающих квалифицированную трактовку налогового законодательства и разрешение конфликтов, которые возникают в ходе его применения. Каждый из этих компонентов тем значительнее, чем сложнее налоговая система.

Так, административные издержки функционирования налоговой службы зависят не только от внутренней организации ее работы, но прежде всего от тех конкретных задач, которые ей приходится решать. Если бы, например, основная часть доходов государства формировалась за счет аккордного налога, взимаемого раз в год со всех граждан в одинаковом размере, то сбор средств предполагал бы только идентификацию плательщиков и не требовал больших затрат. Если же речь идет, например, о налоге на прибыль, то необходимо обеспечивать надежность оценки налогооблагаемых сумм, адекватность исчисления и полноту взимания налога. На практике это представляет непростую задачу и порождает значительные издержки.

Затраты, обеспечивающие сбор налогов, не ограничиваются расходами на содержание налоговой службы. Ведение бухгалтерского учета в организациях обусловлено не только их собственными потребностями, но в немалой степени и требованиями, связанными с налоговыми обязательствами. Соответственно часть затрат на бухгалтерский учет входит в состав издержек налогообложения. Очевидно, эти затраты тем больше, чем сложнее исчисляются налоги. С необходимостью документировать налоговые обязательства во многом связана обязательная установка кассовых аппаратов на предприятиях розничной торговли и т. п.

Если налоговая система громоздка и особенно если она допускает многообразные варианты поведения, позволяющие уменьшать обязательства плательщиков, последние предъявляют спрос на услуги налоговых консультантов. Возникает также основа для таких конфликтов между налогоплательщиками и налоговыми службами, которые требуют разрешения в судебном порядке. Все это порождает дополнительные расходы.

Особую сложность налогообложению придают разнообразные льготы. Как отмечалось выше, их введение чаще всего обосновывается соображениями справедливости. Иногда льготы ориентированы также на создание предпосылок для повышения эффективности. Это касается, например, налогового стимулирования инвестиций. При всех обстоятельствах льготы усложняют, а следовательно, удорожают исчисление налогов и проверку правильности их уплаты.

Тот аспект эффективности налогообложения, который связан с "внутренним" построением налоговой системы, обозначается термином " организационная простота ". При прочих равных условиях, чем проще налоговая система, тем с меньшими издержками формируются доходы государства.


Для выполнения своих функций государство нуждается в денежных средствах. Совокупность денежных ресурсов (денежных фондов), мобилизуемых для содержания государства, называется государственными финансами (от лат. финансы – наличность, доход). Основным источником государственных финансов являются налоги.
Налог (Т) – это часть денежных доходов физических и юридических лиц, отчуждаемая и присваиваемая государством. Принудительное, обязательное изъятие средств в пользу государства предполагает непременное законодательное оформление налоговых обязательств. Принцип законодательного оформления налогов содержится в конституции многих стран.
Налоги многофункциональны. Во-первых, они выполняют фискальную (от лат. фискалис – казенный) функцию, формируя доходы государства, необходимые для финансирования его расходов. В развитых странах налоги мобилизуют от 35 до 45% ВНП, (в Японии и США – 27%). Доля налогов в ВВП России в 1997 г. составляла около 20%.
Во-вторых, налоги выполняют регулирующую функцию. Налоги оказывают воздействие на любые экономические и социальные процессы, происходящие в стране. Налоги в этом своем качестве могут играть как поощрительную, стимулирующую роль, так и ограничительную, сдерживающую. Например, налоговые льготы, предоставляемые вновь создаваемым предприятиям, стимулируют их развитие, расширение. Наоборот, повышение таможенных пошлин на ввоз товаров из-за границы будет сдерживать импорт. Опыт многих развитых стран свидетельствует о том, что налоговая система – наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.
В-третьих, через налоги происходит перераспределение доходов и ресурсов общества. Изменяя доходы экономических субъектов, налоги отражаются на спросе и предложении, на рыночном равновесии и ценах, что опосредованно влияет на объемы производства и занятость, а следовательно, и на распределение ресурсов.
Наконец, налоги выполняют контрольную функцию. Обязательность налоговых платежей в соответствии с величиной получаемых доходов, необходимость декларирования доходов создают для государства возможность проверки законности, эффективности деятельности субъектов налогообложения.
Принципы налогообложения. Назначение и роль налогов в экономике определяют основные принципы налогообложения, которые были сформулированы еще А.Смитом, и остались актуальными и сегодня:
справедливость и равенство налогообложения;
эффективность налогообложения;
простота и доступность для исчисления.
Первый принцип – равенство в налогообложении – проблема, обсуждаемая в течение столетий. Что понимать под равенством? На основании каких показателей судить о равенстве?
Теория налогообложения исходит из того, что принцип равенства предусматривает прежде всего соблюдение горизонтальной и вертикальной справедливости. Первая предполагает, что находящиеся в равном положении (например, получающие одинаковый доход) должны платить одинаковый налог. Вертикальная справедливость предполагает, что находящиеся в неравном положении (получающие разные доходы) должны платить разные налоги.
Что касается показателя, на основе которого должен соблюдаться принцип равенства, то здесь возможны два варианта: первый – платежеспособность физического или юридического лица (доход или богатство) и второй – размер выгод, получаемых от государства.
Принцип равенства на основе платежеспособности (или принцип «уплаты по возможности») реализуется путем установления зависимости между величиной дохода (богатства) и налоговыми изъятиями: те, кто получает большие доходы, должны платить большие налоги, а те, кто получает меньшие доходы, должны платить меньше. При этом возможны два основных метода взыскания налогов:
у источника дохода – изъятие части дохода в момент его получения (выплаты заработной платы, получения процента по вкладам и т.п.);
в момент расходования дохода (обложение налогом покупок товаров и услуг).
Реализация принципа равенства на основе получаемых от государства выгод (получаемых преимуществ) означает, что тот, кто больше получает от государства, платит налоги (классический пример – дорожный налог, который платят автомобилисты за пользование дорогами).
Между двумя подходами к базе налогообложения существует противоречие: если за основу взимаемых налогов брать платежеспособность, то очевидно, что богатые должны платить больше, чем бедные. А если исходить из величины выгод, получаемых от государства, то безработный, живущий на пособие по безработице, или пенсионер должны платить больше, чем мультимиллионер. Естественно, на практике за основу налогообложения берется платежеспособность.
Второй принцип налогообложения – эффективность – касается потерь, которые порождают налоги. Налоги могут оказывать негативное воздействие на стимулы к труду и занятость, экономический рост и инвестирование, приводить к нарушению рыночного равновесия и неоптимальному распределению ресурсов. Налоги «вбивают клин» между ценами товаров и издержками производства, между оценками товаров покупателями и продавцами, что создает искажения в распределении ресурсов и порождает потери общества в целом.
Возможные негативные последствия взимания налогов делают необходимым при построении налоговой системы учитывать те отрицательные результаты, которые могут возникать при налогообложении и стремиться к их минимизации.
Третий принцип налогообложения – простота и доступность, для исчисления – означает, что налоговая система не должна быть слишком запутанной, а содержание контролирующих органов – слишком дорогим.
Точное соблюдение теоретических принципов налогообложения на практике невозможно, поэтому современные налоговые системы – это всегда некоторый компромисс. Конкретная налоговая политика строится в соответствии с социально-экономической сущностью государства, состоянием экономики, взглядами правящей партии и т.п. Практически принципы налогообложения реализуются путем формирования соответствующих правил взимания налогов, которые находят отражение в налоговой системе страны.
Налоговая система – это совокупность налогов, устанавливаемых государственной властью, а также методы и принципы построения налогов. Принципы построения налоговой системы:
всеобщность – охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы;
стабильность – устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени;
равнонапряженность – взимание соответствующего налога по одинаковым для всех налогоплательщиков ставкам;
обязательность – принудительность налога; неизбежность его выплаты;
самостоятельность субъекта в исчислении и уплате налога;
социальная справедливость – установление налоговых ставок и налоговых льгот, ставящих всех примерно в равные условия.
Налоговая система любой страны включает различные виды налогов. В зависимости от объекта налогообложения, взаимоотношений плательщика налога и государства различают:
прямые налоги – взимаются непосредственно с доходов или имущества хозяйственных субъектов и не могут быть легко переложены теми, кто по закону выплачивает налог государству, на других субъектов (подоходный налог, налог на прибыль, налог на недвижимость и т.п.);
косвенные налоги – устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги. Они взимаются фактически с потребителя, хотя плательщиком налога государству выступает торговое или производственное предприятие (налог на добавленную стоимость; акцизы – налоги, включаемые в цену товаров массового потребления: соль, табак, спиртные напитки; таможенные пошлины; налог с продаж и др.).
В зависимости от органа, который взимает налоги и ими распоряжается, различают общегосударственные и местные налоги. К общегосударственным, как правило, относятся подоходный налог, налог на прибыль, таможенные пошлины и др. К местным – земельный налог, поимущественный налог и др.
По целям использования налоги делятся на общие и специальные. Общие предназначены для финансирования расходов государственных или местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специальные налоги имеют целевое назначение.
Каждый налог содержит характеристику следующих основных элементов: субъект, объект налогообложения, ставки налога, источник налога, налоговые льготы, порядок изъятия, налоговые санкции.
Субъект налога (или налогоплательщик) – физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог.
Объект налога – это то, что подлежит налогообложению. Объектом налога могут быть: текущие доходы, расходы, виды деятельности, собственность и др. В законе о налоге указывается, в каких единицах измеряется объект налога (денежные единицы – в налоге на заработную плату, прибыль; гектар, акр – в земельном налоге; человек – в подушном налоге).
Источник налога – доход, из которого уплачивается налог (заработная плата, дивиденды, прибыль и т.п.).
Налоговая ставка (t) – величина налога на единицу обложения. Ставка может быть твердая (устанавливается в абсолютной сумме на единицу обложения) или долевая (устанавливается в % к объекту обложения). Различают среднюю и предельную налоговую ставку. Первая характеризует долю налога в доходе, вторая – прирост налога по отношению к приросту дохода.
Налоговые ставки являются важнейшим элементом налога, реализующим на практике функции налогов и принципы налогообложения. Существуют различные методы построения налоговой ставки (рис. 11.1).

Рис. 11.1. Прогрессивный, пропорциональный и регрессивный
В зависимости от того, как меняется налоговая ставка, различают:
пропорциональное налогообложение, при котором используется одна и та же ставка безотносительно в величине дохода, подлежащего налогообложению. В этом случае доля налога в доходе остается постоянной, независимой от величины дохода (рис. 11.1, линия б). Прирост налога Т3 Т4 равен приросту дохода Y1 Y2 ;
прогрессивное налогообложение – налогообложение, при котором ставка обложения возрастает по мере увеличения дохода, соответственно доля налога в доходе по мере роста дохода возрастает (рис. 11.1, линия а). Прирост налога Т1 Т2 больше прироста дохода Y1 Y2 ;
регрессивное налогообложение – налогообложение, при котором ставка налога уменьшается. Налоги могут быть регрессивными даже и при неизменной ставке налогообложения. В любом случае при регрессивном налогообложении доля налога в доходе по мере роста дохода падает (рис. 11.1, линия в). Прирост налога Т5 Т6 , меньше прироста дохода Y1 Y2 ;
Зависимость между получаемыми государством налоговыми поступлениями (Q) и ставками налогов (t) описывается кривой Лаффера (рис. 11.2).

Согласно этой кривой максимальные поступления налогов в государственный бюджет обеспечивает определенная (оптимальная) ставка соответствующего налога (topt). Превышение этого уровня (до t1) ведет к утрате стимулов к труду, капиталовложениям, тормозит НТП, замедляет экономический рост, что, в конечном счете, уменьшает доходы и поступления в бюджет (Q1 Важным элементом налоговой политики, методом государственного регулирования экономики, обеспечения социальной защиты некоторых видов деятельности и определенных групп населения являются налоговые льготы – полное или частичное освобождение от уплаты налогов. Налоговые льготы могут быть предоставлены путем: установления необлагаемого минимума, исключения из облагаемого дохода некоторых расходов или определенных видов доходов налогоплательщика, уменьшения налоговой ставки, предоставления налогового кредита, возврата ранее выплаченных налогов, полного освобождения, от уплаты налогов и др.
Наконец, налоговое законодательство предусматривает разного рода санкции (от штрафов различных размеров до уголовной ответственности) за нарушения в сфере налогообложения: уклонения от уплаты налогов, просрочка налоговых платежей, включение в налоговую декларацию ложных сведений и т.п.

д) пропорциональным налогам

35. Правительственная политика в области государственных расходов и налогообложения называется:

36. Налог на доход 40 тыс. руб. составляет 4000 руб. Если доход увеличится до 60 тыс. руб., то налог возрастет до 12 тыс. руб. Предельная ставка или норма составит:

а) 20% б) 30% в) 40% г) 50%

37. Под финансами понимается:

а) система отношений по поводу безналичных денежных расчетов

б) система отношений по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств

в) сумма денег, имеющаяся в распоряжении государства, физических и юридических лиц

г) система отношений по поводу наличных денежных расчетов

38. Что является наиболее важным звеном финансовой системы?

40. Государственный долг не может привести к банкротству государства, так как оно:

а) может рефинансировать долг

б) может увеличить массу денег и погасить долг

г) все предыдущие ответы верны

41. Одна из реальных проблем внешнего государственного долга заключается в том, что:

а) сокращается неравенство в доходах;

б) возрастают стимулы повышения эффективности производства

42. Экономика страны характеризуется следующими данными: V=8000 (доход), С=5000 (потребление), I=1000 (инвестиции), G=3000 (государственные расходы), Т=2000 (налоги). На основании этих данных можно сделать вывод, что в стране:

44. Если бы экономика переживала спад, то подходящей фискальной политикой явилось бы:

а) сокращение расходов на оборону и социальные программы

б) повышение налогов и уменьшение расходов для сбалансирования бюджета

в) снижение налогов, увеличение государственных расходов и повышение дефицита государственного бюджета

г) сокращение дефицита государственного бюджета

45. Кривая Лаффера описывает связь между:

б) ВВП и безработицей

в) доходами и расходами государственного бюджета

г) ставками налогов и налоговыми поступлениями в государственный бюджет

46. При пропорциональной системе налогообложения степень неравенства в обществе после взимания налогов:

47. Функция налогов имеет вид Т=400+0,2V, а функция социальных трансфертов TR=600-0,1(V-VF), государственные закупки G=720. Потенциальный объём производства VF=5000. Если фактический объём национального производства на 100 больше потенциального уровня, то государственный бюджет будет иметь:

49. Функця налогов имеет вид Т=400+0,2V, а функция трансфертов TR=300-0,1(V-VF), государственные закупки (G) 400. Потенциальный объём производства VF=2000. Если объём национального производства соответствует потенциальному, то государственный бюджет будет иметь:

а) дефицит 100

б) дефицит 200

в) профицит 200

г) профицит 100

50. Основными источниками доходов государственного бюджета являются:

а) доходы граждан и прибыли фирм

б) импорт и продажа нефти

в) экспорт и амортизационные отчисления

г) инвестиции и сбережения

51. Если при росте доходов налоговая ставка не меняется, то применяется система налогообложения:

52. Действие автоматической налогово-бюджетной (фискальной) политики НЕ СВЯЗАНО с:

а) прогрессивной системой налогообложения

б) изменением величины совокупных расходов

в) действием встроенных стабилизаторов

г) мерами правительства по изменению ставок налогообложения

53. Принцип получаемых выгод в системе налогообложения означает, что:

г) налог, начисляемый на табак

55. Правительство страны облагает производителей ликеро-водочной продукции акцизным налогом в размере 95% от её стоимости. Производители увеличивают цену реализуемой продукции на величину взимаемого налога. Определите, кто реально оплачивает этот налог:

56. При доходах 100, 1000 и 10000 ден. ед. для их получателей вводится единый по величине налог - 10 ден. ед. Определите, какой это налог?

57. Если потребители из каждой дополнительной единицы дохода сберегают 25%, то мультипликатор расходов составит:

58. По данным, приведенным в таблице, определите тип системы налогообложения:

Уровень дохода, руб.

Уровень налога, руб.

а) прогрессивная

б) регрессивная

в) пропорциональная

г) дегрессивная

д) комбинированная

59. По данным, приведенным в таблице, определите тип системы налогообложения:

Уровень дохода, руб.

Уровень налога, руб.

а) прогрессивная

б) регрессивная

в) пропорциональная

г) дегрессивная

д) комбинированная

60. По данным, приведенным в таблице, определите тип системы налогообложения:

Уровень дохода, руб.

Уровень налога, руб.

а) прогрессивная

б) регрессивная

в) пропорциональная

г) дегрессивная

д) комбинированная

61. По данным, приведенным в таблице, определите тип системы налогообложения:

Уровень дохода, руб.

Уровень налога, руб.

а) прогрессивная

б) регрессивная

в) пропорциональная

г) дегрессивная

д) комбинированная

Снова не вижу разницы между регрессивной и дегрессивной системой.

Посмотреть учебники по налогообложению.

62. По данным, приведенным в таблице, определите является ли налог:

Уровень дохода, руб.

Уровень налога, руб.

а) прогрессивная

г) дегрессивна

б) регрессивная

в) пропорциональная

д) комбинированная

63. Определите, что может произойти, если правительство увеличит свои расходы в условиях полной занятости:

а) цены будут снижаться

б) цены будут расти

в) возникнет массовая безработица

г) государственная задолженность будет снижаться

64. Определите, какой из налогов приводит к изъятию относительно большей части доходов у малоимущих семей:

Решение задач для развития навыков владения

экономическими расчётами

Задача №1. Валовой внутренний продукт в условиях полной занятости составляет 200 млрд. руб. Фактический объём ВВП равен 160 млрд. руб. Сумма налогов составляет 10% от величины ВВП. Государственные расходы на закупку товаров и услуг равны 18 млрд. руб. Определите:

1) сводится ли государственный бюджет при фактическом ВВП с дефицитом или профицитом и каков их размер?

2) как изменится сальдо государственного бюджета в условиях достижения полной занятости?

Ответы: 1) дефицит 2 млрд. руб.; 2) профицит 2 млрд. руб.

Задача №2. Правительство получило заём иностранных банков в размере 1 млрд. долл. по годовой ставке 8% на 5 лет. Эти средства инвестируются в реализацию проектов, которые позволяют увеличить национальный продукт страны ежегодно на 300 млн. долл. Определите:

1) приведёт ли этот заём к увеличению государственного долга страны и в каком размере?

2) вырастет ли чистое финансовое бремя, налагаемое на граждан данной страны этим займом? Обоснуйте свой ответ расчётом.

Ответы: 1) долг увеличится на 1 млрд. долл.; 2) нет.

Задача №3. Предположим, что подоходный налог взимается по единой ставке 30% со всего дохода, превышающего 5000 долл. Исходя из этого, определите:

1) предельную и среднюю ставку налога с доходов в 3000, 9000, 12000 и 20000 долл.;

2) предельную и среднюю ставку налога для указанных в пункте 1 уровней доходов при условии, что доход, превышающий 5000 долл. облагается, как и прежде, налогом по ставке 30%, но ставка налога повышается до 50% при доходе, превышающем 10000 долл.

Ответы: 1) предельная ставка = 30%; средняя ставка = 0%; 13,3%; 17,5%; 22,5%.

2) предельная ставка = 30% и 50%; средняя ставка = 0%; 13,3%; 20,8%; 32,5%.

Задача №4. Экономика страны характеризуется следующими данными (млрд. руб.):

Задача №10. Допустим, что в исходном состоянии государственный бюджет был сбалансирован, а государственные расходы составляли 250 ден. ед. Предельная склонность к потреблению (МРС) равна 0,75. Налоговая ставка - 0,2. Затем государственные расходы возросли на 100 ден. ед. Определите (в ден. ед.):

1) величину национального дохода до и после увеличения государственных расходов;

2) прирост налоговых поступлений в государственный бюджет, если ставка налогов не изменилась;

3) увеличение величины дефицита государственного бюджета после повышения государственных расходов.

Ответы: и 1400; 2) 80;

3. Ссудный капитал и источники его формирования

4. Ссудный процент

5. Номинальная и реальная ставка процента

6. Формы кредита

7. Функции кредита

9. Резервы банка (по источникам формирования и по направлениям использования)

10. Операции банка

11. Прибыль банка и её норма

13. Банковский мультипликатор

14. Процесс создания денег отдельным банком и банковской системой

12.4. Ценные бумаги в системе инструментов регулирования денежного рынка

Получить полный текст

12.5. Цели и основные инструменты кредитно-денежной политики государства

1. Цель кредитно-денежной политики государства

2. Изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков

3. Операции на открытом рынке

4. Политика учётной ставки

5. Мягкая денежная политика (политика "дешёвых денег")

6. Жёсткая денежная политика (политика "дорогих денег ")

7. Макроэкономические последствия монетарной политики

Тесты для самоконтроля умений анализа усвоенных знаний

г) наличные деньги в обороте

2. Если деньги для сделок совершают в среднем 5 оборотов в год, то количество денег, необходимых для обслуживания товарооборота:

а) в 5 раз больше номинального объема ВВП

б) составляют 20% от номинального объема ВВП

в) равно номинальному объему ВВП

г) равно росту ВВП плюс инфляция

3. Если номинальный объем ВВП составляет 4000 млрд. руб., а объем спроса на деньги для сделок составляет 800 млрд. руб., то:

а) общий спрос на деньги составит 4800 млрд. руб.

б) общий спрос на деньги составит 3200 млрд. руб.

в) в среднем каждый рубль совершит 5 оборотов за год

г) необходимо знать спрос на деньги для спекулятивных операций.

4. Норма ссудного процента может колебаться в пределах:

б) от 0 до ставки рефинансирования

в) от 0 до нормы банковской прибыли

5. Банк - это предприятие, которое обязательно выполняет одну из следующих операций:

а) ведет счета по операциям клиентов

б) продает и покупает ценные бумаги

в) продает и покупает деньги

6. Какая из операций банков является активной?

а) привлечение новых клиентов в банк

б) привлечение денежных средств в банк

в) прибыльное размещение денежных средств

г) осуществление расчетов между клиентами банка

7. Прибыль банка - это:

а) процент по депозитам

б) процент по кредитам

в) разница между ставками процента по кредитам и депозитам

г) разница между полученными и выплаченными процентами

8. Норма банковской прибыли - это отношение:

а) чистой прибыли банка к собственному капиталу

9. Избыточные резервы коммерческого банка состоят из:

а) активов, которые, не будучи деньгам, могут быть при необходимости быстро превращены в деньги

б) денежных и "почти денежных" активов, хранящихся в банке и превышающих 100% объема банковских депозитов

в) разницы между величиной фактических резервов и величиной обязательных резервов

г) денег, которые должны храниться в банке, исходя не из текущей потребности в них, а исходя из требований закона

10. Норма обязательных резервов:

а) вводится прежде всего как средство ограничения денежной массы

б) вводится как средство, предохраняющее от изъятия вкладов

в) составляет среднюю величину массы денег, необходимой для удовлетворения потребностей вкладчиков

г) ни один из ответов не является верным

11. Если норма обязательных резервов составляет 100%, то величина денежного мультипликатора равна:

а) 1 б) 10 в) 100 г) невозможно определить

12. В банке "Х" имеется депозит на 10000 руб. Норма обязательных резервов установлена на уровне 25%. Банк может предоставить ссуд на:

а) 10000 руб. б) 7500 руб. в) 12500 руб. г) 25000 руб.

13. Какой набор финансовых активов в данный момент времени обладает самой высокой степенью ликвидности - акция "Газпрома", купюра в 1000 руб., депозит со сроком погашения три месяца:

а) 1000 руб., депозит, акция

б) акция, 1000 руб., депозит

в) 1000 руб., акция, депозит

г) депозит, 1000 руб., акция

14. Понятие спрос на деньги означает сумму денег:

а) которую предприниматели хотели бы использовать для предоставления кредита при данной ставке процента

б) которая необходима как средство обращения и как средство сохранения стоимости

в) которую стремятся запасти на "черный день"

15. Правило монетаристов предполагает, что предложение денег должно расти темпами равными:

а) темпу роста уровня процентной ставки

б) темпу роста уровня цен

в) темпу роста скорости обращения денег

г) темпу роста реального ВВП и уровня цен

16. Спрос на деньги как на финансовые активы предъявляется в связи с тем, что деньги являются:

17. Если номинальный ВВП сократится, то:

а) сократится спрос на деньги для сделок, но вырастет общий спрос на деньги

б) увеличится спрос на деньги для сделок, но сократится общий спрос на деньги

в) сократится спрос на деньги для сделок и общий спрос на деньги

г) увеличится спрос на деньги для сделок и общий спрос на деньги

18. Если центральный банк повышает учетную ставку, то эта мера направлена в первую очередь на:

а) стимулирование роста объема ссуд, предоставляемых коммерческими банками своим клиентам

б) снижение общей величины резервов коммерческих банков

в) увеличение общего объема резервов коммерческих банков

г) стимулирование роста величины сбережений населением.

г) операции центрального банка по подготовке дополнительного выпуска денег в обращение

20. Если центральный банк продает большое количество государственных ценных бумаг на открытом рынке, то он преследует при этом цель:

а) сделать кредит более доступным

б) снизить учетную ставку

в) уменьшить общую массу денег, находящихся в обращении

Для выполнения своих функций государство нуждается в денежных средствах. Совокупность денежных ресурсов (денежных фондов), мобилизуемых для содержания государства, называется государственными финансами (от лат. финансы – наличность, доход). Основным источником государственных финансов являются налоги.

Налог (Т) – это часть денежных доходов физических и юридических лиц, отчуждаемая и присваиваемая государством. Принудительное, обязательное изъятие средств в пользу государства предполагает непременное законодательное оформление налоговых обязательств. Принцип законодательного оформления налогов содержится в конституции многих стран.

Налоги многофункциональны. Во-первых, они выполняют фискальную (от лат. фискалис – казенный) функцию, формируя доходы государства, необходимые для финансирования его расходов. В развитых странах налоги мобилизуют от 35 до 45\% ВНП, (в Японии и США – 27\%). Доля налогов в ВВП России в 1997 г. составляла около 20\%.

Во-вторых, налоги выполняют регулирующую функцию. Налоги оказывают воздействие на любые экономические и социальные процессы, происходящие в стране. Налоги в этом своем качестве могут играть как поощрительную, стимулирующую роль, так и ограничительную, сдерживающую. Например, налоговые льготы, предоставляемые вновь создаваемым предприятиям,стимулируют их развитие, расширение. Наоборот, повышение таможенных пошлин на ввоз товаров из-за границы будет сдерживать импорт. Опыт многих развитых стран свидетельствует о том, что налоговая система – наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.

В-третьих, через налоги происходит перераспределение доходов и ресурсов общества. Изменяя доходы экономических субъектов, налоги отражаются на спросе и предложении, на рыночном равновесии и ценах, что опосредованно влияет на объемы производства и занятость, а следовательно, и на распределение ресурсов.

Наконец, налоги выполняют контрольную функцию. Обязательность налоговых платежей в соответствии с величиной получаемых доходов, необходимость декларирования доходов создают для государства возможность проверки законности, эффективности деятельности субъектов налогообложения.

Принципы налогообложения. Назначение и роль налогов в экономике определяют основные принципы налогообложения, которые были сформулированы еще А.Смитом, и остались актуальными и сегодня:

Справедливость и равенство налогообложения;

Эффективность налогообложения;

Простота и доступность для исчисления.

Первый принцип – равенство в налогообложении – проблема, обсуждаемая в течение столетий. Что понимать под равенством? На основании каких показателей судить о равенстве?

Теория налогообложения исходит из того, что принцип равенства предусматривает прежде всего соблюдение горизонтальной и вертикальной справедливости. Первая предполагает, что находящиеся в равном положении (например, получающие одинаковый доход) должны платить одинаковый налог. Вертикальная справедливость предполагает, что находящиеся в неравном положении (получающие разные доходы) должны платить разные налоги.

Что касается показателя, на основе которого должен соблюдаться принцип равенства, то здесь возможны два варианта: первый – платежеспособность физического или юридического лица (доход или богатство) и второй – размер выгод, получаемых от государства.

Принцип равенства на основе платежеспособности (или принцип «уплаты по возможности») реализуется путем установления зависимости между величиной дохода (богатства) и налоговыми изъятиями: те, кто получает большие доходы, должны платить большие налоги, а те, кто получает меньшие доходы, должны платить меньше. При этом возможны два основных метода взыскания налогов:

У источника дохода – изъятие части дохода в момент его получения (выплаты заработной платы, получения процента по вкладам и т.п.);

В момент расходования дохода (обложение налогом покупок товаров и услуг).

Реализация принципа равенства на основе получаемых от государства выгод (получаемых преимуществ) означает, что тот, кто больше получает от государства, платит налоги (классический пример – дорожный налог, который платят автомобилисты за пользование дорогами).

Между двумя подходами к базе налогообложения существует противоречие: если за основу взимаемых налогов брать платежеспособность, то очевидно, что богатые должны платить больше, чем бедные. А если исходить из величины выгод, получаемых от государства, то безработный, живущий на пособие по безработице, или пенсионер должны платить больше, чем мультимиллионер. Естественно, на практике за основу налогообложения берется платежеспособность.

Второй принцип налогообложения – эффективность – касается потерь, которые порождают налоги. Налоги могут оказывать негативное воздействие на стимулы к труду и занятость, экономический рост и инвестирование, приводить к нарушению рыночного равновесия и неоптимальному распределению ресурсов. Налоги «вбивают клин» между ценами товаров и издержками производства, между оценками товаров покупателями и продавцами, что создает искажения в распределении ресурсов и порождает потери общества в целом.

Возможные негативные последствия взимания налогов делают необходимым при построении налоговой системы учитывать те отрицательные результаты, которые могут возникать при налогообложении и стремиться к их минимизации.

Третий принцип налогообложения – простота и доступность, для исчисления – означает, что налоговая система не должна быть слишком запутанной, а содержание контролирующих органов – слишком дорогим.

Точное соблюдение теоретических принципов налогообложения на практике невозможно, поэтому современные налоговые системы – это всегда некоторый компромисс. Конкретная налоговая политика строится в соответствии с социально-экономической сущностью государства, состоянием экономики, взглядами правящей партии и т.п. Практически принципы налогообложения реализуются путем формирования соответствующих правил взимания налогов, которые находят отражение в налоговой системе страны.

Налоговая система – это совокупность налогов, устанавливаемых государственной властью, а также методы и принципы построения налогов. Принципы построения налоговой системы:

Всеобщность – охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы;

Стабильность – устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени;

Равнонапряженность – взимание соответствующего налога по одинаковым для всех налогоплательщиков ставкам;

Обязательность – принудительность налога; неизбежность его выплаты;

Самостоятельность субъекта в исчислении и уплате налога;

Социальная справедливость – установление налоговых ставок и налоговых льгот, ставящих всех примерно в равные условия.

Налоговая система любой страны включает различные виды налогов. В зависимости от объекта налогообложения, взаимоотношений плательщика налога и государства различают:

Прямые налоги – взимаются непосредственно с доходов или имущества хозяйственных субъектов и не могут быть легко переложены теми, кто по закону выплачивает налог государству, на других субъектов (подоходный налог, налог на прибыль, налог на недвижимость и т.п.);

Косвенные налоги – устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги. Они взимаются фактически с потребителя, хотя плательщиком налога государству выступает торговое или производственное предприятие (налог на добавленную стоимость; акцизы – налоги, включаемые в цену товаров массового потребления: соль, табак, спиртные напитки; таможенные пошлины; налог с продаж и др.).

В зависимости от органа, который взимает налоги и ими распоряжается, различают общегосударственные и местные налоги. К общегосударственным, как правило, относятся подоходный налог, налог на прибыль, таможенные пошлины и др. К местным – земельный налог, поимущественный налог и др.

По целям использования налоги делятся на общие и специальные. Общие предназначены для финансирования расходов государственных или местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специальные налоги имеют целевое назначение.

Каждый налог содержит характеристику следующих основных элементов: субъект, объект налогообложения, ставки налога, источник налога, налоговые льготы, порядок изъятия, налоговые санкции.

Субъект налога (или налогоплательщик) – физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог.

Объект налога – это то, что подлежит налогообложению. Объектом налога могут быть: текущие доходы, расходы, виды деятельности, собственность и др. В законе о налоге указывается, в каких единицах измеряется объект налога (денежные единицы – в налоге на заработную плату, прибыль; гектар, акр – в земельном налоге; человек – в подушном налоге).

Источник налога – доход, из которого уплачивается налог (заработная плата, дивиденды, прибыль и т.п.).

Налоговая ставка (t) – величина налога на единицу обложения. Ставка может быть твердая (устанавливается в абсолютной сумме на единицу обложения) или долевая (устанавливается в \% к объекту обложения). Различают среднюю и предельную налоговую ставку. Первая характеризует долю налога в доходе, вторая – прирост налога по отношению к приросту дохода.

Налоговые ставки являются важнейшим элементом налога, реализующим на практике функции налогов и принципы налогообложения. Существуют различные методы построения налоговой ставки (рис. 11.1).

Рис. 11.1. Прогрессивный, пропорциональный и регрессивный

В зависимости от того, как меняется налоговая ставка, различают:

Пропорциональное налогообложение, при котором используется одна и та же ставка безотносительно в величине дохода, подлежащего налогообложению. В этом случае доля налога в доходе остается постоянной, независимой от величины дохода (рис. 11.1, линия б). Прирост налога Т3 Т4 равен приросту дохода Y1 Y2 ;

Прогрессивное налогообложение – налогообложение, при котором ставка обложения возрастает по мере увеличения дохода, соответственно доля налога в доходе по мере роста дохода возрастает (рис. 11.1, линия а). Прирост налога Т1 Т2 больше прироста дохода Y1 Y2 ;

Регрессивное налогообложение – налогообложение, при котором ставка налога уменьшается. Налоги могут быть регрессивными даже и при неизменной ставке налогообложения. В любом случае при регрессивном налогообложении доля налога в доходе по мере роста дохода падает (рис. 11.1, линия в). Прирост налога Т5 Т6 , меньше прироста дохода Y1 Y2 ;

Зависимость между получаемыми государством налоговыми поступлениями (Q) и ставками налогов (t) описывается кривой Лаффера (рис. 11.2).

Согласно этой кривой максимальные поступления налогов в государственный бюджет обеспечивает определенная (оптимальная) ставка соответствующего налога (topt). Превышение этого уровня (до t1) ведет к утрате стимулов к труду, капиталовложениям, тормозит НТП, замедляет экономический рост, что, в конечном счете, уменьшает доходы и поступления в бюджет (Q1

Важным элементом налоговой политики, методом государственного регулирования экономики, обеспечения социальной защиты некоторых видов деятельности и определенных групп населения являются налоговые льготы – полное или частичное освобождение от уплаты налогов. Налоговые льготы могут быть предоставлены путем: установления необлагаемого минимума, исключения из облагаемого дохода некоторых расходов или определенных видов доходов налогоплательщика, уменьшения налоговой ставки, предоставления налогового кредита, возврата ранее выплаченных налогов, полного освобождения, от уплаты налогов и др.

Наконец, налоговое законодательство предусматривает разного рода санкции (от штрафов различных размеров до уголовной ответственности) за нарушения в сфере налогообложения: уклонения от уплаты налогов, просрочка налоговых платежей, включение в налоговую декларацию ложных сведений и т.п.


Р-агрузка...


Рассмотрим характеристики так называемой идеальной налоговой системы. По определению, система налогообложения - это совокупность норм, правил и занимающихся их реализацией институтов, которые обеспечивают взимание налогов в стране.
В некоторых изданиях можно встретить названия «желательная налоговая система», «налоговая система гуманистического общества» и т.п. Речь идет о том, что в экономической теории принято относить к нормативному анализу (что должно быть), в отличие от позитивного (что есть в реальности). Перечисленные ниже 6 принципов и отвечают на вопрос как должно быть, однако это не означает, что существующие в мире налоговые системы в действительности в полной мере соответствуют этим принципам.

1. Принцип эффективности, или нейтральности , означает, что налоги должны как можно меньше искажать сложившиеся на рынке отношения, соответствующие условиям свободной конкуренции (за исключением внешних эффектов, когда государственное вмешательство считается обоснованным).

2. Принцип гибкости связан с реакцией системы налогообложения на изменения экономической конъюнктуры. Например, в ситуации инфляции, когда повышается общий уровень цен, налоги также повышаются.

3. Принцип административной простоты означает, что налоговая система в целом характеризуется низкими административными издержками, ее прозрачностью и трудностью уклонения от уплаты налогов.

4. Принцип приоритета личности связан с тем, что налоговая система должна быть направлена на формирование равных возможностей, а не на создание равных условий для каждого гражданина. Налоговая система не должна строиться в соответствии с некими «государственными потребностями», которые подменяют собой потребности индивидуумов и изменяют свободный выбор гражданина.

5. Принцип политической ответственности означает, что налогоплательщики отчетливо сознают, за что именно они платят налоги. Следовательно, соответствие этому принципу позволяет более адекватно отражать предпочтения населения в отношении финансирования тех или иных общественных благ.

6. Принцип справедливости означает, что налоговое бремя не должно быть чрезмерно тяжелым для одних групп налогоплательщиков и весьма легким - для других. В связи с этим в экономической теории принято говорить о горизонтальном и вертикальном равенстве. Первое из выделенных курсивом понятий означает, что люди, одинаковые во всех отношениях, одинаково облагаются налогом. Таким образом, система, построенная на основе горизонтального равенства, соответствует принципу недискриминации в налогообложении.

Вертикальное равенство означает, что некоторые люди по своему положению должны платить более высокие налоги, чем другие. Например, лица, имеющие более высокий доход, должны платить по более высоким предельным ставкам налогов.

В связи с проблемой справедливости мы рассмотрим два наиболее известных принципа налогообложения, используемых на практике: принцип платежеспособности и принцип получаемых выгод.
. Принцип получаемых выгод
Согласно этому подходу, физические и юридические лица должны уплачивать налог пропорционально тем выгодам, которые они получают от государства. Например, тот, кто пользуется хорошими дорогами, и должен платить налоги на поддержание дорог. Если так, то налоги должны платить автомобилисты. Но это редкий случай, когда можно более или менее точно определить конкретных лиц и размер получаемых ими выгод. А как быть с владельцем маленького кафе недалеко от дороги? Мимо его заведения проезжает множество автомобилистов, которые оставляют в кафе деньги за выпитое и съеденное. Должен ли владелец этого кафе облагаться налогом по более высокой ставке, поскольку он получает выгоду от автомобильной дороги? А как быть в случае неполных семей? Должна ли мать-одиночка, получающая социальные пособия на детей, платить более высокие налоги? Очевидно, в таком случае сама идея помощи неполным семьям была бы искажена до неузнаваемости.
. Принцип платежеспособности . Этот принцип означает, что налоги должны зависеть от размера получаемого дохода. Кто больше получает, тот и больше платит. На первый взгляд, это вполне справедливо, но и здесь возникают сомнения. Получается, что, чем в большей степени индивиду свойственны инициатива, риск, предприимчивость, приносящие ему более высокие доходы, тем больше налогов он должен платить. Но эти сомнения могут быть отчасти развеяны встречным примером: сын миллионера, получивший огромное наследство просто в силу своего родственного отношения и проводящий жизнь в праздности, должен уплатить налог на наследство, а также платить по более высоким ставкам подоходного налога. Принцип платежеспособности означает, что более богатые люди платят и абсолютно, и относительно более высокие налоги, чем бедные. В целом в большинстве стран с РЫНОЧНОЙ экономикой преобладает именно принцип платежеспособности, хотя на практике используется и принцип получаемых выгод.

Итак, рассмотренные 6 принципов идеальной системы налогообложения подсказывают нам, в каком направлении должны совершенствоваться и реформироваться существующие в реальности налоговые системы.