Выберите рубрику 1. Предпринимательское право (194) 1.1. Инструкции по открытию бизнеса (19) 1.2. Открытие ИП (24) 1.3. Изменения в ЕГРИП (4) 1.4. Закрытие ИП (5) 1.5. ООО (37) 1.5.1. Открытие ООО (25) 1.5.2. Изменения в ООО (6) 1.5.3. Ликвидация ООО (5) 1.6. ОКВЭД (30) 1.7. Лицензирование предпринимательской деятельности (8) 1.8. Кассовая дисциплина и бухгалтерия (55) 1.8.1. Расчет зарплаты (3) 1.8.2. Декретные выплаты (5) 1.8.3. Пособие по временной нетрудоспособности (10) 1.8.4. Общие вопросы бухгалтерии (4) 1.8.5. Инвентаризация (13) 1.8.6. Кассовая дисциплина (6) 1.9. Проверки бизнеса (12) 2. Предпринимательство и налоги (322) 2.1. Общие вопросы налогообложения (19) 2.2. УСН (24) 2.3. ЕНВД (43) 2.3.1. Коэффициент К2 (2) 2.4. ОСНО (29) 2.4.1. НДС (14) 2.4.2. НДФЛ (6) 2.5. Патентная система (20) 2.6. Торговые сборы (8) 2.7. Страховые взносы (45) 2.7.1. Внебюджетные фонды (8) 2.8. Отчетность (66) 2.9. Налоговые льготы (68) 3. Полезные программы и сервисы (36) 3.1. Налогоплательщик ЮЛ (8) 3.2. Сервисы Налог Ру (9) 3.3. Сервисы пенсионной отчетности (4) 3.4. Бизнес Пак (1) 3.5. Калькуляторы онлайн (3) 3.6. Онлайнинспекция (1) 4. Государственная поддержка малого бизнеса (6) 5. КАДРЫ (76) 5.1. Отпуск (7) 5.2. Декретные пособия (1) 5.3. Больничный лист (7) 5.4. Увольнение (8) 5.5. Общее (12) 5.6. Локальные акты и кадровые документы (7) 5.7. Охрана труда (6) 6. Договорные отношения (34) 6.1. Банк договоров (15) 6.2. Заключение договора (9) 6.3. Дополнительные соглашения к договору (2) 6.4. Расторжение договора (5) 6.5. Претензии (3) 7. Законодательная база (29) 7.1. Разъяснения Минфина России и ФНС России (12) 7.1.1. Виды деятельности на ЕНВД (1) 7.2. Законы и подзаконные акты (9) 7.3. ГОСТы и техрегламенты (8) 8. Формы документов (63) 8.1. Первичные документы (29) 8.2. Декларации (17) 8.3. Доверенности (5) 8.4. Формы заявлений (10) 8.5. Решения и протоколы (2) 9. Разное (21) 9.1. НОВОСТИ (4) 9.2. КРЫМ (5) 9.3. Кредитование (2) 9.4. Правовые споры (4)

1. Какие перемены ожидают упрощенцев с нового года при уплате налога на имущество

2. Кто с 2015 года обязан сдавать декларацию по НДС в электронном виде

3. От какой обязанности будут освобождены предприниматели при уплате земельного налога

Если вы предприниматель

Изменения, внесенные в часть вторую НК РФ, касаются и организаций, и предпринимателей, и обычных физических лиц. Поэтому обратите внимание на данный материал.

С 1 января 2015 года вступают в силу многочисленные поправки в связи с принятием федеральных законов от 04.11.2014 № 347-ФЗ (далее Закон № 347-ФЗ) и от 29.11.2014 № 382-ФЗ (далее Закон № 382-ФЗ). Изменения были внесены в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и касаются порядка уплаты таких налогов, как налог на добавленную стоимость, транспортный, земельный налог и налог на имущество организаций и физических лиц, а также сдачи отчетности по этим обязательным платежам.

Мы подробно проанализировали все изменения и подготовили для вас краткий анализ тех новшеств, которые актуальны для компаний и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Налог на имущество физических лиц Предпринимателей на УСН, ЕНВД и патенте обязали платить налог на имущество

Под конец года законодатели внесли изменения в пункт 3 статьи 346.11, пункт 4 статьи 346.26 и статью 346.43 НК РФ (ст. 2 Закона № 382-ФЗ). И с 1 января 2015 года обязали индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенку, ЕНВД или патентную систему налогообложения, платить налог на имущество физических лиц по недвижимости, которую они используют в бизнесе. При условии, что объекты включены в кадастровый список региона. Ведь данный налог является региональным и вводится в действие законами субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 378.2 НК РФ).

Поэтому если в регионе пока нет соответствующего закона, то и платить налог на имущество с кадастровой стоимости индивидуальный предприниматель не должен (п.7 ст. 378.2 НК РФ).

Отметим, что ранее бизнесмены, работающие на УСН, ЕНВД и патентной системе налогообложения, были освобождены от уплаты данного налога.

Когда предприниматели на УСН, ЕНВД и патенте начнут перечислять налог на имущество физлиц

С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 04.10.2014 № 284-ФЗ, который дополнил Налоговый кодекс РФ новой главой 32 Налог на имущество физических лиц. Плательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на недвижимость. Одновременно из глав 26.2, 26.3 и 26.5 НК РФ законодатели убрали нормы о том, что предприниматели на УСН, ЕНВД или патенте могут не платить налог на имущество физических лиц. Поэтому все физические лица собственники недвижимости, включая предпринимателей на спецрежимах, потенциально стали плательщиками налога на имущество.

На что в связи с произошедшими изменениями прежде всего нужно обратить внимание? Сумму налога на имущество физических лиц определяет инспекция на основании имеющихся у нее сведений. После чего направляет гражданину соответствующее уведомление об уплате. Для налогового законодательства в рамках имущественных налогов предприниматели приравниваются к физическим лицам, значит, такой же порядок будет применяться и в отношении них. Налог подлежит уплате в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим годом. Таким образом, первый платеж по налогу на имущество предприниматели на УСН, ЕНВД и патенте за 2015 год перечислят не позднее 1 октября 2016 года. Сумма налога к уплате будет указана в уведомлении налоговой инспекции. Отмечу, что авансовых платежей по налогу на имущество для физических лиц не предусмотрено.

Налог на имущество организаций — Расширен перечень объектов недвижимости, по которым налог на имущество считают исходя из кадастровой стоимости

Напомним, что с 2015 года организациям на УСН нужно платить налог на имущество с объектов недвижимого имущества (Федеральный закон от 02.04.2014 № 52-ФЗ). Эта норма затрагивает упрощенцев собственников административно-деловых, торговых центров (комплексов), а также помещений в них (ст. 378.2 НК РФ). Платить налог нужно, если такая недвижимость попадет в региональные списки объектов, налог по которым рассчитывается исходя из их кадастровой стоимости.

Закон № 347-ФЗ несколько расширил перечень подобных объектов. К ним теперь также будет относиться отдельно стоящее нежилое здание, которое одновременно используется или предназначено для использования как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и размещения торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания. При этом не менее 20% площади здания должно использоваться или быть предназначено для использования в указанных целях. Соответствующие поправки вступают в силу с 1 января 2015 года (новый пункт 4.1 ст. 378.2 НК РФ).

НДС Налоговые агенты посредники должны сдавать декларации по НДС в электронном виде

Ситуаций, при которых упрощенцы обязаны подавать декларацию по НДС, всего две. Первая когда они выступают налоговыми агентами по НДС. Это происходит, напомним, при покупке на территории России товаров (работ, услуг) у иностранной фирмы, не состоящей на учете в РФ, при аренде и покупке государственного имущества, а также при продаже конфискованного имущества (п. 1, 3 и 4 ст. 161 НК РФ). Вторая ситуация: декларацию по НДС нужно подавать, если упрощенец по собственной инициативе выписывает счета-фактуры покупателям (п. 4 и 5 ст. 174 НК РФ).

Если вы выписываете счета-фактуры по собственной инициативе, декларацию по НДС нужно подавать только в электронном виде (абз. 1 и 2 п. 5 ст. 174 НК РФ). А вот когда выступаете налоговым агентом по НДС, можно отчитываться как электронно, так и на бумаге на ваш выбор. Исключением является ситуация, когда упрощенцы налоговые агенты по НДС выставляют и получают счета-фактуры при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе посреднических договоров. Тогда они обязаны сдавать декларации по НДС именно электронно (абз. 3 п. 5 ст. 174 НК РФ в редакции Федерального закона от 28.06.2013 № 134?ФЗ). Это новшество действует с 1 января 2015 года. Соответственно если упрощенец, будучи налоговым агентом, работает как посредник (например, закупает что-то на территории России у иностранных лиц, не состоящих на налоговом учете в Российской Федерации), то он подает декларацию по НДС, причем в электронном виде (п. 5 ст. 161 НК РФ, подп. а п. 2 ст. 12 и п. 3 ст. 24 Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ).

При этом законодатели установили, что если упрощенец вместо электронной декларации по НДС представит ее бумажный аналог (пусть даже и в установленный срок), то такая отчетность будет считаться непредставленной. Это следует из абзаца 4 пункта 5 статьи 174 НК РФ, который введен Законом № 347-ФЗ. Соответственно фирме или предпринимателю придется заплатить штраф, предусмотренный статьей 119 НК РФ. Его размер зависит от суммы налога, указанного в декларации, но не менее 1000 руб.

Когда упрощенец налоговый агент, работающий как посредник, платит НДС в бюджет

Если покупатель приобретает на территории РФ у иностранной фирмы, не состоящей на учете в ИФНС, товары (работы, услуги), он обязан удержать и перечислить НДС из выплачиваемых продавцу денег (ст. 147, 148, п. 1, 2 и 5 ст. 161 НК РФ). Причем неважно, является сам покупатель плательщиком НДС или нет. Поскольку в данном случае он должен выполнить обязанность налогового агента (п. 2 и 5 ст. 346.11 НК РФ). Соответственно упрощенцы налоговые агенты по НДС, осуществляющие посредническую деятельность, должны уплатить НДС за иностранного контрагента. При этом посредник исполняет обязанности налогового агента по НДС, только если участвует в расчетах с иностранным лицом. Если же расчеты проводятся напрямую между иностранной фирмой и заказчиком товаров (работ, услуг), то обязанность налогового агента по НДС исполняет заказчик.

Таким образом, если упрощенец-посредник участвует в расчетах, то НДС как налоговый агент он платит, если нет то налог перечисляет покупатель товаров.

Срок уплаты НДС в бюджет увеличился на 5 дней

С 1 января 2015 года скорректированы сроки уплаты и подачи отчетности по НДС. Теперь перечислить налог и сдать декларацию нужно до 25-го числа месяца, следующего за налоговым периодом кварталом. Такие изменения внесены в пункты 1, 4 и 5 статьи 174 НК РФ (ст. 2 Закона № 382-ФЗ). Раньше это нужно было сделать до 20-го числа. Таким образом, упрощенцы, исполняя обязанности налоговых агентов по НДС или добровольно выписывая счета-фактуры, обязаны не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором проведены расчеты либо выставлен счет-фактура, уплатить налог в бюджет и сдать соответствующую декларацию.

Транспортный налог — К авансовым платежам по транспортному налогу нужно применять повышающий коэффициент

Если стоимость автомобиля составляет больше 3 млн. руб., то, уплачивая транспортный налог, организации на УСН применяют повышающий коэффициент (абз. 3 п. 2 ст. 362 НК РФ). В 2014 году действовало правило, согласно которому повышающий коэффициент применяли только при уплате транспортного налога за год (п. 1 ст. 55 НК РФ и письмо ФНС России от 24.03.2014 № БС-4-11/5316). И сумму, начисленную с учетом коэффициентов, нужно отразить лишь в декларации за 2014 год.

Однако с 1 января 2015 года повышающий коэффициент нужно применять уже и к авансовым платежам за каждый квартал. Соответствующие изменения в пункт 2.1 статьи 362 НК РФ внесены Законом № 347?ФЗ. Размеры повышающих коэффициентов установлены в пункте 2 статьи 362 НК РФ. Получается, что с нового года авансы по дорогим легковым авто станут больше.

Вместе с тем отметим, что согласно пункту 6 статьи 362 НК РФ субъект РФ вправе предусмотреть для отдельных категорий плательщиков транспортного налога возможность не уплачивать авансовые платежи в течение налогового периода (п. 6 ст. 362 НК РФ).

Что касается предпринимателей на УСН, то они перечисляют транспортный налог на основании уведомлений, полученных из налоговой инспекции (п. 1 ст. 362 НК РФ). Соответственно все необходимые расчеты за них делают налоговики.

Земельный налог — Бизнесмены теперь не рассчитывают земельный налог сами

Обязанность платить земельный налог возникает, если упрощенец имеет в собственности земельный участок (ст. 388 НК РФ). И до 2015 года предприниматели самостоятельно определяли налоговую базу по принадлежащим им земельным участкам, которые они использовали в предпринимательской деятельности. Об этом говорилось в абзаце 2 пункта 3 статьи 391 и пункте 2 статьи 396 НК РФ. Однако с 1 января 2015 года ситуация изменилась и данные положения утратили силу (ст. 2 Закона № 347-ФЗ). Теперь земельный налог коммерсантам будет рассчитывать инспекция. А бизнесмены будут перечислять платеж на основании полученного из инспекции налогового уведомления. При этом представлять декларацию по налогу по итогам года предпринимателям не потребуется (п. 1 ст. 398 НК РФ в редакции Закона № 347-ФЗ).

А вот организации на УСН по-прежнему самостоятельно рассчитывают земельный налог и сумму авансовых платежей по нему (ст. 396 НК РФ). А по итогам года в инспекцию по местонахождению земельного участка подают налоговую декларацию по форме, утвержденной приказом ФНС России от 28.10.2011 № ММВ-7-11/696@ (ст. 398 НК РФ).

Нюансы, требующие особого внимания

С 2015 года и фирмы, и предприниматели на УСН будут платить налог на имущество при условии, что их имущество включено в кадастровые списки региональных властей.

С 2015 года сдавать декларацию по НДС в электронном виде нужно тем, кто выписал добровольно счета-фактуры, а также тем упрощенцам-посредникам, кто выступает как налоговые агенты по НДС.

Бизнесмены с 2015 года больше не рассчитывают земельный налог самостоятельно. Налоговое уведомление с рассчитанной суммой налога им будет приходить из инспекции.

Источник журнал Упрощенка

Минфин в рамках налоговой реформы и инвентаризации льгот предлагает отмену льготной ставки взносов в Пенсионный фонд России (ПФР) в размере 10% для ряда отраслей, а также с зарплат, которые превышают 860 тыс. рублей в год. Об этом рассказали «Известиям» два источника, знакомых с ходом обсуждения налоговой реформы. Еще одна льгота, которую могут отменить, это так называемый специнвестконтракт, практикуемый регионами для привлечения производителей. По данным источников, сейчас в правительстве обсуждают замену всех труднодоступных льгот на универсальные.

Минфин предлагает отменить льготную ставку взносов в ПФР, которая сейчас составляет 10% с зарплат, превышающих 860 тыс. рублей в год, рассказали «Известиям» два источника, принимающих участие в обсуждении налоговой реформы.

Отмена льготной ставки взносов в Пенсионный фонд упакована Минфином в общее предложение по снижению страховых взносов с 30 до 22%, - сообщил один из собеседников издания.

Другой источник «Известий» добавил, что Минфин также предлагает отменить льготную ставку взносов в ПФР в размере 10% вне зависимости от уровня зарплат для ряда отраслей, в которых она действует. Сейчас льготная ставка вместо 22% действует почти для 40 сфер деятельности, включая производство пищевых продуктов, мебели, машин и оборудования, проката фильмов, а также для сфер образования, здравоохранения и других.

Президент говорил, что оказалась очень эффективной льгота по ставке взноса в Пенсионный фонд для IT-отрасли, и предлагал продлить ее до 2023 года. Вот эта льгота, скорее всего, сохранится, а для многих других отраслей Минфин предлагает ее отменить. В частности, для видов деятельности, связанных с торговлей фармацевтическими изделиями, - отметил собеседник издания.

Еще одна льгота, предлагаемая к отмене, - специальный инвестиционный контракт, который был введен в 2015 году в рамках политики импортозамещения. Специнвестконтракт - это соглашение между государством и бизнесом, которое призвано развивать производство в России. Этот механизм предусматривает инвестиции со стороны бизнеса в обмен на преференции со стороны государства. В частности, льготы по налогу на прибыль, освобождение от налога на имущество и земельного налога на срок до 10 лет, а также получение статуса российского производителя.

Обсуждается отмена неэффективных льгот, труднодоступных, с целью их замены на универсальные. Сейчас идет речь о том, чтобы сделать меньше индивидуализированных льгот, - отметил источник.

Доцент Высшей школы финансов и менеджмента Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) Дмитрий Тихонов считает, что в случае отказа от преференций по взносам в ПФР обязательно должна увеличиться и пенсия работников.

Если отменяется льгота и в Пенсионный фонд за сотрудника с высокой зарплатой будет уплачиваться повышенная ставка, то и пенсия такого сотрудника должна стать больше. Но этого, скорее всего, не будет, поскольку у нас пенсия жестко ограничена, - пояснил Дмитрий Тихонов.

Директор Центра налоговой политики экономического факультета МГУ Кирилл Никитин полагает, что отмена льготной ставки фактически превратит страховой платеж работодателя за сотрудника в обычный налог.

Повышение фискальной нагрузки на фонд оплаты труда для высокооплачиваемых отраслей - это полная ликвидация страхового характера. Взносы превратятся в обычный налог. Что касается секторов экономики, в которых сейчас действует льготная ставка взносов в ПФР, то вряд ли они уйдут в «тень». Эти сектора давно выбрали работать «вбелую», - считает Кирилл Никитин.

Глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин не поддержал предложение отменить специнвестконтракт.

Механизм доступа к специнвестконтракту довольно сложный, но сам инструмент востребован бизнесом. Необходимо повысить его прозрачность и эффективность для того, чтобы он стал тиражируемым и в какой-то степени универсальным механизмом, - сказал глава РСПП. - В целом ставить вопрос об отмене точечных льгот, даже не очень эффективных, можно только после введения универсальных, например, полноценной инвестльготы по налогу на прибыль.

Правительство анонсировало обсуждение налоговой реформы в течение 2017 года: предполагается, что все принятые решения вступят в силу в 2019 году, когда закончится срок действия президентского моратория. Минфин уже объявил, что планирует провести инвентаризацию существующих льгот для бизнеса и впоследствии отменить неэффективные. Также ведомство озвучило свое предложение по снижению ставки страховых взносов во внебюджетные фонды - Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования - с 30 до 22% при одновременном повышении НДС с 18 до 22%.

В пресс-службе Минэкономразвития на запрос «Известий» ответили, что данные предложения официально в ведомство не поступали. В пресс-службе Минпромторга заявили, что считают некорректным комментировать информацию о возможной отмене механизма специальных инвестиционных контрактов до получения официальной позиции Министерства финансов.

В пресс-службе Минфина от комментариев воздержались.

Министерство Финансов РФ во главе с Антоном Силуановым заявило о необходимости постепенной отмены налоговых льгот. Эта мера вызвана тем, что государственный бюджет ежегодно лишается порядка 1,5-2 триллионов рублей, что негативно отражается на внутренней и внешней экономике страны. Таким образом, за этот год парламентариям предстоит разработать и внести соответствующие поправки в налоговое законодательство с тем, чтобы с 2015 года приступить к процедуре.

Отмена льгот для всех

Итак, правительство страны поставило задачу перед Минфином о разработке законопроекта, согласно которому с 2015 года постепенно будет вводиться отмена налоговых льгот. Чиновники считают, что из-за существующих льгот по налогам государственный бюджет ежегодно лишается большой статьи доходов, которая в денежном эквиваленте составляет около 2 триллионов рублей. Такая сумма, по мнению парламентариев, равна 2-3% ВВП страны.

О том, на какие налоги будут отменены льготы, пока не упоминается. Дело в том, что ставки всех налогов будут пересмотрены в течение текущего года посредством особой методики, которая на данном этапе находится на рассмотрении правительства. Премьер-министр страны поставил конкретные сроки для пересмотра налоговых льгот. Так, министры должны будут доложить об окончательном решении к 15 мая текущего года.

Отмена льгот установит некое равенство для всех налогоплательщиков. Хорошо это или плохо, решать не нам. Но ясно одно, что государственная казна значительно пополнится. Как отмечают чиновники, существенные потери казна несет по льготам на НДС, на прибыль, на имущество и на добычу полезных ископаемых. Вероятнее всего, что эти 4 налога в первую очередь попадут под рассмотрение министров.

Конечно же, отмена налоговых льгот может негативно повлиять на производственные процессы предприятий. Предприятия могут снизить рост своего производства, а также сократить штат сотрудников или урезать им заработную плату, так как необходимо будет восполнять выросшие производственные издержки.

Если же Министерство Финансов откажется от своей задумки по отмене налоговых льгот, то государственный бюджет придется пополнять за счет сокращения социальных выплат и пособий таких, как материнский капитал и пенсии. Однако государство посчитало это недопустимым. Поэтому чиновники сосредоточились на налоговых льготах.

С 2015 года порядок уплаты налога на имущество физических лиц для
индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные режимы
налогообложения, не изменится. Такие предприниматели, как и раньше,
будут освобождены от уплаты налога на имущество физических лиц в
отношении имущества, используемого в предпринимательской деятельности.
Индивидуальные предприниматели, находящиеся на ОСН, налог на имущество
физических лиц с 2015 года будут уплачивать по правилам, установленным главой 32 НК РФ (вводится в действие с 1 января 2015 года).

Обоснование вывода:
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ, ст. 3
НК РФ). Обязанность уплачивать налоги и (или) сборы возлагается на
налогоплательщиков (плательщиками сборов), которыми в соответствии со ст. 19
НК РФ признаются организации и физические лица, на которых в
соответствии с НК РФ возложена данная обязанность. Виды налогов и сборов
установлены ст.ст. 12-15
НК РФ. Налог на имущество организаций и налог на имущество физических
лиц являются различными видами налогов, никак (кроме созвучного
наименования) между собой не связанными. Более того, налог на имущество
организаций является региональным налогом (ст. 14 НК РФ), а налог на имущество физических лиц - местным (ст. 15 НК РФ).
Порядок уплаты налога на имущество физических лиц в настоящее время установлен Законом РФ от 09.12.1991 N 2003-I «О налогах на имущество физических лиц» (далее - Закон N 2003-I). С 1 января 2015 года Закон N 2003-I утрачивает силу, а порядок уплаты налога на имущество физических лиц будет регулироваться главой 32
НК РФ, которая введена в НК РФ Федеральным законом от 04.10.2014
N 284-ФЗ*(1). Плательщиками рассматриваемого налога признаются
физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом
налогообложения (п. 1 ст. 1 Закон N 2003-I, с 2015 года - ст. 400 НК РФ).
В свою очередь, налог на имущество организаций установлен сейчас и останется установленным с 1 января 2015 года главой 30
НК РФ. Плательщиками данного налога признаются организации, имеющие
имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ (п. 1 ст. 373 НК РФ).
Понятия «организация» и «физическое лицо» расшифрованы в ст. 11
НК РФ. Под организациями понимаются в том числе юридические лица,
образованные в соответствии с законодательством РФ. Физическими лицами
признаются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.
Индивидуальный предприниматель (ИП) является физическим лицом, о чем прямо сказано все в той же ст. 11 НК РФ, а также ст. 23, ст. 24 ГК РФ.
Таким
образом, ИП могут признаваться плательщиками только налога на имущество
физических лиц, к налогу на имущество организаций они не имеют никакого
отношения.
Нормами НК РФ предусмотрено, что ИП, применяющие
специальные налоговые режимы (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН), не признаются
плательщиками налога на имущество физических лиц в отношении имущества,
используемого для предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 346.11 НК РФ, абзац четвертый п. 3 ст. 346.1 НК РФ, абзац второй п. 4 ст. 346.26 НК РФ, пп. 2 п. 10 ст. 346.43
НК РФ). В отношении иного имущества указанные ИП признаются
плательщиками налога на имущество физических лиц на общих основаниях (письма Минфина России от 04.12.2012 N 03-11-11/356, от 29.11.2011 N 03-05-06-01/80, от 22.01.2009 N 03-11-06/1/01, ФНС России от 04.08.2010 N ШС-17-3/847).
Напомним, что для ИП, применяющих общий режим налогообложения,
освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц не
предусмотрено (письма Минфина России от 25.12.2012 N 03-05-06-01/76, от 09.02.2011 N 03-05-06-01/21).
Федеральным законом
от 02.04.2014 N 52-ФЗ (далее - Закон N 52-ФЗ) в НК РФ был внесен ряд
поправок. Так, в частности, внесены изменения, которыми предусмотрена
уплата организациями, применяющими ЕНВД и (или) УСН, налога на имущество
организаций в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база
по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с НК
РФ (п. 1, п. 3 ст. 2 Закона N 52-ФЗ). Для компаний, находящихся на ЕНВД, указанные изменения вступили в силу с 1 июля 2014 года (п. 4 ст. 7 Закона N 52-ФЗ, письмо Минфина России от 02.06.2014 N 03-05-05-01/26195), для «упрощенцев» вступят в силу с 1 января 2015 года (п. 2 ст. 7 Закон N 52-ФЗ).
Как
видим, приведенные нововведения касаются только плательщиков налога на
имущество организаций - юридических лиц. Да и то далеко не всех, а
только тех, у которых имеются объекты, по которым налоговая база
определяется как их кадастровая стоимость. Здесь отметим, что
возможность определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости
объектов недвижимого имущества возложена на субъекты РФ, которые для
этого должны издать определенные законодательные акты (п. 2 ст. 378.2 НК РФ, п. 7 ст. 378.2
НК РФ), и в настоящее время далеко не все субъекты РФ успели это
сделать. Поэтому с 2015 года даже не все юридические лица (организации),
применяющие ЕНВД и (или) УСН, будут уплачивать налог на имущество
организаций.
Что касается ИП (физических лиц), находящихся на
спецрежимах, то каких-либо изменений, касающихся обязанности по уплате
налога на имущество физических лиц, Закон
N 52-ФЗ не устанавливает. Отметим, что подобных поправок не
предусматривал и Проект данного закона. Иных законодательных актов,
возлагающих с 2015 года или с иной даты на ИП, применяющих спецрежимы,
обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в отношении
имущества, используемого в предпринимательской деятельности, не
существует.
Тем не менее на сегодняшний день в сети Интернет
содержится довольно много материалов, однозначно утверждающих, что с
2015 года ИП, применяющие УСН (ЕНВД), должны уплачивать налог на
имущество. Отметим, что авторы подобных публикаций не считают нужным
конкретизировать, какой налог они имеют в виду: налог на имущество
организаций или налог на имущество физических лиц. На чем основаны
подобные умозаключения, также не поясняется.