НК РФ выделяет налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит, рассматривая их как формы изменения срока уплаты налога и сбора (п. 3 ст. 61). Уполномоченными органами, в компетенцию которых входит принятие решения об изменении срока уплаты налога, являются финансовые органы соответствующего уровня в зависимости от принадлежности налогов и сбо-ров к группам федеральных, региональных или местных, а также таможенные органы и органы внебюджетных фондов.

Налоговый кредит, как и инвестиционный налоговый кредит, предоставляются заинтересованному лицу по его заявлению и оформляются договором с уполномоченным органом. Заключение договора в этом случае отличает названные институты от других форм изменения срока уплаты налога. Вместе с тем имеются различия и между названными двумя формами налогового кредита при многих сходных чертах.

Налоговый кредит предоставляется заинтересованному лицу на срок от трех месяцев до года, по одному или

нескольким налогам. Кодекс не уточняет, какому лицу он предоставляется, следовательно, имеются в виду все налогоплательщики, т. е. организации и физические лица. Основаниями его предоставления является наличие хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1) причинение лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы; 2) задержка финансирования из бюджета или оплаты выполненного лицом государственного заказа; 3) угроза банкротства в случае единовременной выплаты лицом налога.

Договор о налоговом кредите заключается в течение семи дней после принятия по этому вопросу решения ным органом. В договоре должны быть указаны: сумма задол-женности по налогу, начисляемые на нее проценты, срок действия договора, порядок погашения задолженности и процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, а также ответственность сторон. Проценты начисляются только при предоставлении налогового кредита в случае угрозы банкротства, исходя из ставки рефи-нансирования Центрального банка РФ, действующей на период договора о налоговом кредите.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен, в отличие от налогового кредита, согласно НК РФ по ограниченному кругу налогов, а именно: по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам (ст. 66). Такой кредит предоставляется организациям.

Инвестиционный налоговый кредит - это получение организацией возможности в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшить свои платежи с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Он предоставляется на срок от одного года до пяти лет. В каждом отчетном периоде, а также в течение всего налогового периода сумма кредита не может превышать 50% суммы налога, подлежащей уплате по общим правилам.

Основаниями предоставления инвестиционного налогового кредита является наличие хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1) проведение организацией научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ или технического перевооружения собственного производства; 2) осуществление внедренческой или инновационной деятельности; 3) выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономиче- развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

Решение о предоставлении кредита должно быть принято уполномоченным органом в течение одного месяца со дня получения заявления. Закон устанавливает ограничения по процентам на сумму кредита: они не должны быть ниже одной рой и выше трех четвертых ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Представительные органы субъектов РФ и местного самоуправления вправе устанавливать по и местным налогам соответственно иные условия предоставления инвести-ционного налогового кредита, включая сроки его действия и ставки процентов на сумму кредита.

Вопросы и задания для самоконтроля

Определите понятие налога. Какие юридические признаки свойственны налогу?

Определите понятие сбора. Чем он отличается от налога?

Какую роль выполняют налоги?

Проведите классификацию налогов по разным основаниям.

Что понимается в российском законодательстве под системой налогов и сборов? Какие платежи объединены этим понятием?

На какие уровни подразделяются законодательством налоговые платежи? Что входит в каждый из них, какие общие особенности свойственны платежам соответствующих уровней?

Что понимается под установлением налогов? Чем оно отличается от введения налогов в действие? Какой установления налогов и сборов предусмотрен законодательством, на каких нормах РФ он основан?

Определите понятие и предмет налогового права.

Охарактеризуйте источники налогового права. Укажите нормы Конституции РФ, закрепляющие основы налогового права.

Охарактеризуйте содержание НК РФ.

Что является предметом регулирования регионального законодательства и актов органов местного самоуправления? Приведите конкретные примеры.

Назовите основные элементы налогообложения НК РФ.

Что понимается под налоговыми льготами?

Определите понятие налоговых правоотношений. Кто выступает в качестве их субъектов?

Каковы обязанности налогоплательщиков? В чем состоят их права?

Какими мерами обеспечивается исполнение налогоплательщиками их обязанностей?

В каком порядке взыскиваются невнесенные в срок налоговые платежи (недоимки), пени, суммы санкций за просрочку платежей?

Какими правами обладают налоговые органы при осуществлении своих функций в области налогообложения?

19. Каковы обязанности и ответственность банков в области налогообложения? Какие виды нарушений банком своих обязанностей и меры ответственности за них предусмотрены НК РФ? Ответ дайте на основе конкретных норм НК РФ. Какие установлены меры административной ответственности должностных лиц банков за правонарушения в сфере налогообложения? Ответ дайте со ссылкой на правовые нормы. Каким нормативным актом регулируется налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит?

Определите понятие налогового кредита. В каком порядке предоставляется налоговый кредит, на какой срок, что является основанием его предоставления?

Что понимается под инвестиционным налоговым кредитом? Чем он отличается от налогового кредита и каково сходство между ними?

Каковы основания предоставления инвестиционного налогового кредита? Кому он предоставляется? На какой срок?

Кто (какие органы) вправе принимать решения о предо - ставлении налогового кредита и инвестиционного налогового кредита?

Определите понятие налоговых правонарушений, каковы их особенности, круг субъектов? Ответ дайте на основе конк-ретных норм НК РФ.

Какие налоговые санкции применяются к налогоплательщикам, нарушившим налоговое законодательство, каковы их особенности?

Назовите конкретные налоговые правонарушения и применяемые за их совершение налоговые санкции.

Какие установлены меры административной ответственности должностных лиц организаций за правонарушения в сфере налогообложения? Ответ дайте со ссылкой на правовые нормы.

Охарактеризуйте административный порядок защиты прав налогоплательщиков. Составьте жалобу на действия нало-гового органа, предназначенную для рассмотрения админист-ративном порядке.

Охарактеризуйте судебный порядок защиты прав налогоплательщиков. Кто из них вправе обращаться за защитой прав в суд общей юрисдикции и кто - в арбитражный суд?

Охарактеризуйте роль Конституционного Суда РФ в защите прав и законных интересов субъектов налогового права. Приведите конкретные примеры из деятельности Конституционного Суда РФ в этой области.

Какова роль прокуратуры РФ в защите прав субъектов налоговых правоотношений? Охарактеризуйте ее на основе Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации».

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течении определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации-налогоплательщику при наличии следующих оснований: - проведение организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в т.ч. направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами. По данному основанию кредит предоставляется в размере 30% стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных целей - осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в т.ч. создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов; - выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению. В последних двух случаях сумма кредита определяется соглашением между заинтересованной стороной и уполномоченным органом В отличии рассмотренных выше форм изменения срока уплаты налога (сбора) инвестиционный налоговый кредит из федеральных налогов может быть предоставлен только по одному - налогу на прибыль (доход) организации. Что касается региональных и местных налогов, то здесь ограничений не существует, и инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по любому из них. Срок, на который может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит составляет от 1 года до 5 лет Еще одна важная особенность инвестиционного налогового кредита - это обязательное начисление процентов на сумму кредита независимо от того по какому основанию он предоставлен. Проценты на сумму кредита устанавливаются в размере не менее одной второй, но и не более трех четвертых ставки рефинансирования ЦБ. Как и налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит предоставляется заинтересованному лицу на основании его заявления и оформляется договором установленной формы между уполномоченным органом и заинтересованной организацией.

14. Виды налоговых режимов. Классификация налогов.

Официального определения налоговой системы нет. Чаще всего под налоговой системой понимают совокупность налогов и сборов, порядок их установления, взимания, обмена на территории России, определение прав, обязанностей, ответственности субъектов налоговых отношений и.т.д.

В России действуют следующие режимы налогообложения:

    Общий режим

    Специальный налоговый режим

Общий режим налогообложения представляет трехуровневую систему налогообложения, которая состоит из:

1). Федеральные налоги и сборы

2). Региональные налоги

3). Местные налоги

Федеральные налоги и сборы – это налоги и сборы, установленные НК РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. С 1 января 2010 года федеральных налогов стало 8 (отменили Единый Социальный Налог):

    Налог на добавленную стоимость

  • Налог на доходы физических лиц

    Налог на прибыль организаций

    Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами

    Водный налог

    Государственная пошлина

    Налог на добычу полезных ископаемых

Региональные налоги установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах, обязательных к уплате на территории соответствующих субъектов федерации.

При установлении региональных налогов законодательные, представительные органы государственной власти субъектов федерации определяют следующие элементы налогообложения:

    Налоговые ставки

    Порядок и сроки уплаты

Существует на данный момент 3 региональных налога:

1). Транспортный налог

2). Налог на игорный бизнес

3). Налог на имущество организаций

Местные налоги установлены НК РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований, обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Местные налоги в Санкт-Петербурге и Москве(в городах федерального значения) устанавливаются НК РФ и законами этих субъектов федерации.

Акты о местных налогах и сборах устанавливают следующие элементы налогообложения:

    Налоговые ставки

    Порядок и сроки уплаты налогов

    Могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения в пределах предусмотренных НК РФ

Существует 2 местных налога:

1). Земельный налог

2). Налог на имущество физических лиц

Классификация налогов общего режима налогообложения:

    По сферам налогового законадательства:

    Федеральные

    Региональные

    По методу установления, способу изъятия:

    Косвенные (НДС, акцизы)

    Прямые (остальные 11 налогов)

    В зависимости от порядка использования,назначения:

    Целевые (специальные) налоги

    Общие (обезличенные)

    В зависимости от групп налогоплательщиков:

    Налоги, уплачиваемые только организациями (налог на прибыль, налог на имущество организаций)

    Налоги, уплачиваемые только физическими лицами (НДФЛ и налог на имущество физическихлиц)

    Налоги, уплачиваемые и организациями, и физическими лицами (Земельный, транспортный налог, государственная пошлина и другие)

    Налоги, уплачиваемые организациями и индивидуальными предпринимателями (НДС, акцизы и другие)

Специальные налоговые режимы принимаются в соответствии с НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах.

Специальные наоговые режимы могут предусматривать:

    Особый порядок определения элементов налогообложения

    Освобождения от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов

В НК РФ посвещена целая глава специальынм налоговым режимам, которые состоят из:

1). Система налогообложения для сельскохозяйственных производителей (Единый Сельскохозяйственный Налог)

2). Упрощенная система налогообложения

3). Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

4). Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

15. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ.

Развитие экономики страны зависит от налоговой политики,возможность обеспечить экономический рост и финансовую стабильность. Налоговая политика – это система целенаправленных мероприятий государства в области налогов и налогообложения: экономических, правовых, организационных, контрольных. Налоговая политика в России в последние годы была направлена на реформирование (совершенствование) налоговой системы:

    Введение 2 частей Налогового кодекса Российской Федерации. Первая часть НК РФ ввелась в 1999 году, вторая часть вводилась постепенно с 2001 года.

    Сокращение количества налогов. В 2000 году было: федеральных – 20, региональных -5, а местных – 23. С 1 января 2010 года федеральных налогов стало 8, региональных – 3, а местных – 2. С 1 января 2010 года был отменен Единый социальный налог, вместо него нынешние плательщики налога будут уплачивать страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ, Фонд Социального Страхования РФ, федеральный и территориальные Фонды Обязательного Медицинского Страхования, согласно закону № 212-ФЗ от 24.07.2009.

    Введение специальных налоговых режимов , которые включают:

    Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (Единый Сельскохозяйственный налог)

    Упрощенная система налогообложения

    Система налогообложения в виде налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

    Система налогообложения при выполнении соглашений в разделе продукции

    Снижение налоговых ставок , таких как налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц и др. Например: налоговая ставка по НДС снизилась с 28% до 20%, а теперь составляет 18%.

    Совершенствование налогового администрирования , под которым чаще всего понимают систему управления государством налоговыми отношениями.

Дальнейшее совершенствование налоговой системы определенно в основных направлениях налоговой политики.

Деятельность каждого предприятия сопряжена с периодами роста и периодами стагнации.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Это обусловливается как объективными законами экономики, так и субъективными действиями руководства компаний по организации ведения бизнеса. Нормами НК РФ предусмотрены эти периоды.

В зависимости от динамики развития предприятия, существует 4 формы, изменяющие срок уплаты налогов с прибыли, в бюджеты всех уровней, а именно:

  • отсрочка уплаты налога из прибыли;
  • рассрочка полной суммы налога;
  • налоговый кредит;
  • инвестиционный налоговый кредит.

Первые три формы предусмотрены в случаях ухудшения платежеспособности юридического лица как налогоплательщика и предоставляются на срок от 1 месяца до 1 года (отсрочка и рассрочка предоставляется на срок 1-6 месяцев, а налоговый – 3-12 месяцев).

Но если предприятие, наоборот, расширяет свою деятельность, внедряет какой-либо инвестиционный проект с целью получения большей прибыли, создания новых рабочих мест, улучшения инфраструктуры региона, что в перспективе принесет большие отчисления в бюджеты разных уровней (муниципальный, региональный), то ему могут предоставить инвестиционный налоговый кредит.

Сущность этой услуги

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен только юридическим лицам, предприятиям и организациям, и регулируется нормами .

По своей сути такая преференция для предприятия означает законодательно предусмотренную возможность уплатить часть налога на прибыль в более поздний период.

Отсрочка платежей по налогам в бюджеты всех уровней предоставляется на срок от 12 до 60 месяцев.

Кроме того, отсрочка по инвестдоговору предоставления налогового займа может быть продлена до 10 лет в случаях, предусмотренных подпунктом 6 п.1 ст.67 НК РФ.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок до десяти лет по основанию, указанному в подпункте 6 пункта 1 статьи 67 настоящего Кодекса.

При существующей на данный момент ставки рефинансирования Центробанка России в 11%, в льготный период процент за пользование займом исчисляется из расчета не менее ½ и не более ¾ ставки этого показателя.

Это значит, что, допустим, при максимальной отсрочке в 5 лет, предприятие все эти годы платит за пользованием заемными средствами от 5,5% до 8,25% годовых.

Но это не означает, что предприятие освобождается от уплаты остальной части налога на прибыль. Поэтапно в будущих периодах юридическое лицо обязано будет выплатить всю сумму начисленных процентов, а также само тело займа и полную сумму налога на прибыль.

Основания оформления

Основанием для оформления инвестиционного налогового займа является заявление предприятия или организации. Заявление рассматривает финансовый орган региона РФ, на территории которого зарегистрировано юридическое лицо.

При положительном решении оформляется соответствующий договор, образец которого можно посмотреть в прилагаемом файле.

Форма документа разрабатывается органом исполнительной власти данного региона, обычно департаментом экономразвития. Этот орган и выдает резолюцию о предоставлении или не предоставлении предприятию данной преференции.

Для того, чтобы можно было бы объективно рассмотреть заявление предприятия, ему нужно предоставить следующие документы:

  1. Заявление предприятия.
  2. Документально обоснованная суть инвестпроекта (бизнес-план).
  3. Расчеты сроков внедрения проекта и указание статей дохода, с помощью которых будет погашаться инвестиционный налоговый заем.
  4. Справка с расчетом размера отчислений, на которые возможна преференция, заверенная налоговой службой.
  5. Полный баланс деятельности предприятия за предшествующий год с предоставлением отчета о прибылях и убытках.
  6. Документы, доказывающие собственность предприятия на предоставленный залог, или расписки поручителей.
  7. Справка, заверенная налоговой инспекцией об отсутствии долгов предприятия по уплате налогов в бюджеты всех уровней.
  8. Все учредительный документы предприятия (заверенные нотариально их копии), которые доказывают легитимность проводимой им деятельности.
  9. Расчет экономического эффекта от внедрения инвестпроекта.

Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита

Исходя из ст.67 НК РФ данная услуга предоставляется предприятиям или организациям, которые являются налогоплательщиками, если ими проводится хотя бы одно из следующих мероприятий:

  1. Предприятие проводит кампанию по техническому перевооружению и модернизации собственного производства, осуществляет научно-исследовательские работы, разрабатывает опытно-конструкторские задания. Результатом этого является в том числе улучшение экологических показателей, уменьшение вредных выбросов в окружающую среду, утилизация промотходов, предоставление новых рабочих мест, в т. ч. для людей с особыми потребностями и пр.
  2. Заемные средства позволяют провести работы такой деятельности, в результате которой создадутся инновационные технологии производства (или усовершенствуются уже внедряемые), разработаются новейшие виды затратных материалов и сырья для удешевления себестоимости выпускаемой продукции, а отсюда и увеличение прибыли и др.
  3. Организация выполняет особо важный госзаказ Минобороны или задание муниципальных властей по развитию социально-экономических показателей региона, улучшению его инфраструктуры, а также работы по предоставлению услуг населению, улучшающих качество их жизни и др.

Размер суммы отчислений в бюджет, подлежащей уменьшению по данной преференции, не может быть больше 50% от общего его размера.

Если предприятие имеет несколько инвестпроектов, по которым предусмотрены налоговые льготы, и накопленная часть превышает 50-процентный барьер, то разница от обязательного платежа переносится в последующий период, подлежащий налогообложению.

Предприятие имеет право уменьшать налог в соответствии с договором в течение всего периода внедрения инвестпроекта. Если предприятие получило убытки за период проведения намеченных бизнес-планом мероприятий, то в этом случае накопленная сумма займа, свыше 50%, подлежащая льготному налогообложению, переносится на следующий период и учитывается тогда, когда будет зафиксировано получение прибыли.

На таких же условиях предоставляют инвестиционный налоговый . Таким образом, государство имеет целью развивать малое предпринимательство. Ведь на долю поступлений в бюджет от деятельности малого бизнеса приходится до 30% ВВП страны.

Но даже в случае полного соответствия деятельности малого предприятия условиям предоставления налоговой льготы у него не окажется имущества для залога или не найдены поручители, такой инвестзаем оформлен быть не может.

Это касается и бюджетных организаций, которые не являются прибыльными предприятиями. Поэтому оформить льготы на отчисление из прибыли они не могут априори.

Время отсрочки

Налоговый кредит — это изменение срока уплаты налога на срок от 12 до 60 месяцев.

Однако действие льготы может быть прекращено до истечения предоставленного срока по следующим причинам:

  • если осуществлена уплата всей полагающейся суммы отчислений в региональный бюджет и процентов по займу до прекращения даты действия договора;
  • если нарушены условия, указанные в договоре предоставления данной услуги;

Условия для принятия решения предоставления инвестиционного налогового займа, а также критерии для его прекращения наглядно представлены в следующей таблице:

Пример расчета

Давайте рассмотрим практическое обоснование применения инвестиционного налогового займа на примере одного из хлебопекарных предприятий региона. С целью удовлетворить растущие потребности населения в хлебобулочных изделиях, а также повысить качество изготавливаемой продукции, завод решил расширить свое производство и модернизировать и автоматизировать линию по выпечке хлеба.

Для этого необходимо привлечь заемные средства в размере 7400 тыс. рублей , что предприятие и осуществило под 24% годовых. Срок предоставления займа банком составил 2 года от начала внедрения инвестпроекта.

Имеющиеся условия:

Банк потребовал погасить заем в течение полугода с ежеквартальным погашением процентов. Поэтому руководство завода обращается в Департамент экономразвития региона с заявлением о предоставлении ему льготы по отчислениям из прибыли в муниципальный бюджет на срок 18 месяцев.

Предоставленный в Департамент экономразвития расчет изменений финансового состояния предприятия от внедрения проекта:

Далее предоставлен расчет эффективности от внедрения проекта для регионального бюджета. Т.е. дан ответ на вопрос: как изменится размер поступлений в бюджет отчислений от предприятия? Какой эффект даст внедрение проекта и затраты на модернизацию производства для регионального развития?

Чем чреват инвестиционный налоговый заем

При нарушении предприятием условий выполнения договора, заключенного для начисления льгот по отчислениям на доход, на него налагаются следующие санкции:

  1. Если взят льготный заем на приобретение оборудования и нарушены условия действия договора, неуплаченную сумму налога за весь период до его расторжения следует оплатить в течение месяца в полном размере. Кроме этого, следует уплатить всю пеню и штрафы, начисленные за каждый день, как будто бы это была .
  2. В остальных случаях в течение трех месяцев следует возместить неуплаченный налог и начисленные проценты за эту сумму за каждый день пользования льготой исходя из установленной на данный момент ставки рефинансирования Центробанка РФ.

Является принудительное взыскание с расчетного счета предприятия денежного долга. Это взыскание проводится по решению налоговой организации не позже 2-месячного срока после предъявления требования об уплате налога.

Если же по какой-то уважительной причине налоговая организация не смогла выставить такое требование в установленный срок, то обратившись в судебные инстанции, этот срок может быть восстановлен.

В случае недостаточности денежных средств на расчетном счете предприятия, взыскание может быть обращено посредством продажи принадлежащего юридическому лицу имущества.

Повышение финансового потенциала предприятия предусматривается за счет льготы на прибыль от внедрения инвестпроекта, и понижение налоговой ставки до 30% от прибыли. Таким образом, и государство, и предприятие как бы в долевом участии финансируют техническую революцию в промышленности.

Но пока преодолеть инвестиционное затишье, несмотря на предусмотренные льготы в налоговом законодательстве, не представляется возможным. Выгоду имеют только легально работающие предприятия, имеющие прозрачное ведение своего бизнеса.

Ведь получение такой льготы подразумевает наблюдение налоговой инспекции за производственно-хозяйственной деятельностью предприятия, проведение регулярных проверок. Подытоживая вышесказанное, стоит сказать, что данная процедура заключения инвестиционного договора с льготным начислением налога на прибыль подразумевает не только выгоду предприятия, но и государства в целом.

НК РФ Статья 67. Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита

1. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов и (или) повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, или осуществление мероприятия или мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, предусмотренных пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";

2) осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

3) выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению;

4) выполнение организацией государственного оборонного заказа;

5) осуществление этой организацией инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности, в том числе многоквартирных домов, и (или) относящихся к возобновляемым источникам энергии, и (или) относящихся к объектам по производству тепловой энергии, электрической энергии, имеющим коэффициент полезного действия более чем 57 процентов, и (или) иных объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем , утвержденным Правительством Российской Федерации;

6) включение этой организации в реестр резидентов зоны территориального развития в соответствии с Федеральным законом

2. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется:

1) по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 5 пункта 1 настоящей статьи, - на сумму кредита, составляющую 100 процентов стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных в этих подпунктах целей;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) по основаниям, указанным в подпунктах 2 - 4 пункта 1 настоящей статьи, - на суммы кредита, определяемые по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) по основанию, указанному в подпункте 6 пункта 1 настоящей статьи, - на сумму кредита, составляющую не более чем 100 процентов суммы расходов на капитальные вложения в приобретение, создание, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение амортизируемого имущества, предназначенного и используемого для осуществления резидентами зон территориального развития инвестиционных проектов в соответствии с Федеральным законом "О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

3. Основания для получения инвестиционного налогового кредита должны быть документально подтверждены заинтересованной организацией.

4. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этой организацией. В указанном заявлении организация принимает на себя обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности в соответствии с настоящей главой.

(см. текст в предыдущей редакции)

Форма договора об инвестиционном налоговом кредите устанавливается уполномоченным органом, принимающим решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Решение о предоставлении организации инвестиционного налогового кредита принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами в соответствии со статьей 63 настоящего Кодекса в течение 30 дней со дня получения заявления. Наличие у организации одного или нескольких договоров об инвестиционном налоговом кредите не может служить препятствием для заключения с этой организацией другого договора об инвестиционном налоговом кредите по иным основаниям.

(см. текст в предыдущей редакции)

При отсутствии обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 62 настоящего Кодекса, уполномоченный орган не вправе отказать заинтересованному лицу в предоставлении инвестиционного налогового кредита по основанию, указанному в подпункте 6 пункта 1 настоящей статьи, в пределах суммы расходов этого лица на капитальные вложения в приобретение, создание, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение амортизируемого имущества, предназначенного и используемого для осуществления резидентами зон территориального развития инвестиционных проектов в соответствии с Федеральным законом "О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", на срок, указанный в обращении заинтересованного лица, с учетом ограничений, установленных статьей 66 настоящего Кодекса.

6. Договор об инвестиционном налоговом кредите должен предусматривать порядок уменьшения платежей по соответствующему налогу, сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита в срок, не превышающий срок , на который в соответствии с договором предоставляется инвестиционный налоговый кредит, порядок и срок погашения начисленных процентов, указание на способ обеспечения обязательств, ответственность сторон. Если инвестиционный налоговый кредит предоставляется под залог имущества, заключается договор о залоге имущества в порядке, предусмотренном

При предоставлении инвестиционного налогового кредита налогоплательщику дается возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам. Срок предоставления инвестиционного налогового кредита может устанавливаться от одного года до пяти лет.

Решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организации в части, поступающей в бюджет субъекта Российской Федерации, принимается финансовым органом субъекта Российской Федерации.

Порядок расчетов по налогам при предоставлении налогового инвестиционного кредита таков: согласно статье 66 НК РФ организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите. Причем уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором. Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите.

В том случае, если организацией заключено более одного договора об инвестиционном налоговом кредите, срок действия которых не истек к моменту очередного платежа по налогу, накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из этих договоров. При этом увеличение накопленной суммы кредита производится вначале в отношении первого по сроку заключения договора, а при достижении этой накопленной суммой кредита размера, предусмотренного указанным договором, организация может увеличивать накопленную сумму кредита по следующему договору.

Следует иметь в виду, что сумма инвестиционного налогового кредита не может превышать 50% от общей суммы налога без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите. Если накопленная сумма кредита за отчетный период превысит эти 50%, на которые допускается уменьшение налога, то разница между этой суммой и предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный период. Рассмотрим на примере 4.4 очень распространенную ситуацию.

Пример 4.4. ФГУП НПП «Гранит» утвердило план технического перевооружения производства и закупило для этих целей новое оборудование. Данное обстоятельство позволило обратиться с заявлением о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль, зачисляемому в доход федерального бюджета. Было принято положительное решение, и с предприятием был заключен соответствующий договор с предоставлением инвестиционного налогового кредита на сумму 100 000 руб. сроком на два года, начиная с 1 января 2005 года.На основании этого предприятие имеет право в течение двух лет уменьшать свои платежи по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в бюджет в результате всех таких уменьшений, станет равной 100 000 руб.В 2006 году сумма начисленного налога на прибыль в федеральный бюджет составила 150 000 руб. Следовательно, предприятие имеет право уменьшить сумму налога к уплате не более, чем на 75 000 руб. За полугодие 2006 года сумма начисленного налога на прибыль в федеральный бюджет составила 60 000 руб. Предприятие имеет право уменьшить сумму налога к уплате только на 25 000 руб. (100 000 – 75 000). Оставшуюся сумму налога предприятие обязано уплатить.С 1 января 2008 г предприятие должно будет погашать образовавшуюся у него задолженность перед бюджетом, т.е. возвращать 100 000 рублей и выплачивать предусмотренные договором проценты.

Если организация имела убытки по результатам отдельных отчетных периодов в течение налогового периода либо убытки по итогам всего налогового периода, излишне накопленная по итогам налогового периода сумма кредита переносится на следующий налоговый период и признается накопленной суммой кредита в первом отчетном периоде нового налогового периода.

Согласно статье 67 НК РФ для предоставления инвестиционного налогового кредита установлены следующие основания:

1) если организация проводит научно-исследовательские или опытно-конструкторские работы либо техническое перевооружение собственного производства, в том числе направленное на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами. В этом случае инвестиционный налоговый кредит предоставляется на сумму, составляющую 30 процентов стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных целей;

2) если организация осуществляет внедренческую или инновационную деятельность, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов. Сумма инвестиционного налогового кредита определяется соглашением между уполномоченным органом и организацией, претендующей на получение кредита;

3) если организация выполняет особо важный заказ по социально-экономическому развитию региона или предоставляет особо важные услуги населению. Сумма кредита, как и в предыдущем пункте, определяется соглашением сторон.

Соглашение или договор об инвестиционном налоговом кредите должен содержать следующие обязательные пункты:

● порядок уменьшения налоговых платежей;

● сумма кредита;

● налог, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит;

● срок действия договора;

● сумма процентов, начисляемых на сумму кредита (они должны быть установлены в интервале от ½ до ¾ ставки рефинансирования Центрального Банка РФ);

● порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов;

● ответственность сторон.

Инвестиционный налоговый кредит не предоставляется без оформления залога на имущества или договора поручительства, поэтому к договору должны быть приложены документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство. Также в договоре об инвестиционном налоговом кредите должны содержаться положения о не допущении в течение срока его действия реализации или передачи во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого организацией явилось условием для предоставления инвестиционного налогового кредита, либо определяются условия такой реализации (передачи).

В отношении региональных или местных налогов законом субъекта Российской Федерации и нормативными правовыми актами, принятыми представительными органами местного самоуправления по региональным и местным налогам устанавливаются свои условия предоставления инвестиционного налогового кредита, причем в соответствии с п.7 статьи 67 НК РФ могут быть предусмотрены отличные от установленных в данной статье основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки действия инвестиционного налогового кредита и ставки процентов на сумму кредита.