Здравствуйте, дорогие родители и опекуны!
Как настроение? Как ваше чадо? Вы, часом, не успели на его имя приобрести имущество? Не норковые пеленки, а, скажем, акции какого-нибудь малоизвестного газпрома, норильского никеля или майкрософта? Не доверяете вы этим бумажкам? И по старинке приобрели на имя ребенка ? Поздравляем! И что за беда, что теперь налоговая шлет вашему чаду налоги!!! Вас это не смущает, нет?
Платите ли вы их исправно? А декларацию о доходах подаете?
И не стоит на меня так косо поглядывать. Мол, не вы в квитанции налоговой указаны, а ваш несовершеннолетний ребенок. А посему вы никому и ничего не должны.
Что ж, давайте разбираться! На примере вполне конкретной ситуации посмотрим, чем может грозить вам налоговая.
Итак, родитель, являющийся законным представителем своего несовершеннолетнего ребенка, своевременно представил в налоговый орган декларацию по форме 3-НДФЛ от имени ребенка в связи с продажей принадлежавшей ему квартиры, находившейся в собственности ребенка менее трех лет. При этом по указанной декларации сумма налога в бюджет (к доплате) в установленный срок не уплачена. Применяется ли в таком случае ответственность за несвоевременную уплату налога и к какому лицу?
Ситуация, надо сказать, интересная. Более того, скажу я вам, государство считает, что порядочный гражданин и налогоплательщик сам и без напоминаний уплатит налог за своего ребенка или подопечного. В подтверждение сказанного приведем информацию, найденную нами на сайте УФНС по Орловской области: «Уплату налога от имени ребенка осуществляет также его родитель и ответственность за неуплату налогов несет также его законный представитель». Только ссылок на законодательство на налоговой странице нами не обнаружено. Хотя, как я недавно выяснила, множество людей верят всему, что написано на сайте налоговой инспекции. Потому что это нетрудно и народ наш всего боится. А почему, собственно, и не поверить, ведь УФНС Магаданской области поддерживает своих коллег, публикуя следующее: «…налоговым законодательством предусмотрено, что налогоплательщик может участвовать в отношениях с налоговыми органами через законного или уполномоченного представителя. Законными представителями несовершеннолетних являются их родители, усыновители, опекуны и попечители. Следовательно, именно они исполняют обязанность по уплате налогов».
И опять, где ссылки на закон? Ну если не на закон, так хотя бы на официальное письмо. Мне ведь нужна правда и только правда.
Немного поблуждав по просторам интернета, я нашла официальные письма уже со ссылками на конкретные нормы законодательства: Письмо Управления ФНС России по г. Москве от 09.08.2007 № 28-10/076242@ и Письмо Управления ФНС России по г. Москве от 15.01.2010 № 20-14/4/002290@. Они, конечно, поддерживают мнение коллег. Не стало отсиживаться в стороне и Министерство финансов, которое опубликовало письма от 13 ноября 2006 г. N 03-06-02-05/13 , от 15 декабря 2010 г. N 03-05-06-01/157 и от 15 января 2013 г. N 03-05-06-01/05. В последнем документе чиновники пишут:
«Пунктом 2 ст. 27 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законными представителями налогоплательщика — физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Так несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей — родителей, усыновителей или попечителя, за исключением тех сделок, которые они вправе совершать самостоятельно (п. п. 1 и 2 ст. 26 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом родители (усыновители, опекуны, попечители), как законные представители несовершеннолетних детей, имеющих в собственности имущество, подлежащее налогообложению, осуществляют правомочия по управлению данным имуществом, в том числе и исполняют обязанности по уплате налогов .»
Хорошо, согласна, что на основании п. 1 ст. 26 НК РФ «Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом» . Но далее упомянутый законодательный документ не возлагает никаких обязанностей на законного представителя, тем более ответственности. Иначе меня бы, уже забросали уведомлениями на уплату налогов. Но они этого не делают. Ведь в налоговом кодексе есть пункт 1 статьи 45, который гласит, что «…налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах». Т.е. родители, как и я, будучи законными представителями, подать документы и декларации имеют право, а вот уплачивать налог должен только сам налогоплательщик.
Обратите внимание, что на основании п. 2 статьи 107 НК РФ «физическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершение налоговых правонарушений с шестнадцатилетнего возраста » . А до этого момента действует норма пункта 3 статьи 109 НК РФ, по которой к ответственности нельзя привлечь «физическое лицо, не достигшее к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста» .

Фактически, обязанность уплатить налог есть, а механизм уплаты, контроля и ответственности — только предполагается.
Из чего следует вывод, что если вы своему чаду зла не желаете и ему скоро исполнится 16, то будьте любезны оплатить за период с 14 летнего до 16 летнего возраста все налоги и штрафы, иначе налоговая возьмется за него на АБСОЛЮТНО законных основаниях. Почему с 14-ти, спросите вы? Все элементарно! Срок исковой давности составляет 3 года (п. 1 статьи 113 НК РФ). Ну, а если вы желаете не платить налоги, то вам прямая дорога в суд — для оспаривания требований налоговых инспекторов.

Но давайте отложим на минутку первую часть налогового кодекса и заглянем в Семейный кодекс, а именно статью 60.
В ней есть пункт 3, который гласит, что «суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка». Возможно, налоговые инспектора считают, что данная статья автоматически дополняется фразой «и расходуются ими (родителями) на…., уплату налогов и сборов»? Конечно, семейный кодекс не раскрывает в полной мере понятие «содержания» ребенка, даже если учитывать статью 2 СК РФ, в которой сказано, что семейное законодательство «регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами». Тем не менее о взаимоотношениях несовершеннолетнего с налоговыми органами там ни слова. А тем паче об обязанности родителей брать бремя налоговой ответственности своего чада на себя.
Ну, а если вы считаете позволительным так широко толковать нормы налогового законодательства, то будьте готовы и к тому, что в таком случае к вам могут применить и административную ответственность по статье 5.35. КоАП РФ за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних и даже к уголовной ответственности по ст. 157 УК РФ за злостное уклонение от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетнего ребенка (если суд при определении суммы содержания будет учитывать налоговое бремя ребенка). К такому расширительному толкованию нас подталкивает позиция налоговых органов.
Кто-то может сказать, что ведь можно воспользоваться положениями статьи 37 ГК РФ «Распоряжение имуществом подопечного» и с её помощью решить проблемы реализации налоговых обязанностей в налоговых отношениях. Но увы, пункт 3 статьи 2 ГК РФ, разрушает всю идиллию, сообщая нам, что «…к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством».
Две указанные нормы совершенно разной направленности. Нормы налоговой ответственности ориентированы на отношения, возникающие между неравными участниками (отношения власти и подчинения). Положения ГК РФ (ст. ст. 1073, 1074 ГК РФ) относятся к институту норм гражданского права, регулирующих отношения между равными субъектами (ст. 2 ГК РФ). Например, если малолетний ребенок разбил окно в школе, ответственность по возмещению причиненного школе имущественного вреда несут законные представители несовершеннолетнего. Однако к исполнению обязанности уплачивать налоги эти положения ГК РФ не применимы. Тем более оценка таких обстоятельств, как безответственное отношение родителей к воспитанию ребенка и не осуществление должного надзора за ним является безразличной к обязанности уплачивать налоги по сути налогового правоотношения.

Таким образом привлечь к ответственности родителя ребенка, не достигшего 16-ти летнего возраста, за неуплату налога можно только по решению суда. А ребенка — только с 16 лет.

Идем в суд

Тут, надо сказать, «поле не паханное». Даже налоговые органы не очень понимают, как действовать. К примеру, на сайте Управления ФНС по Ростовской области даны объяснения, что налоговые при обращении в суд за взысканием налога в исковом заявлении в качестве надлежащего ответчика должны указать именно собственника объекта недвижимости, на котором лежит обязанность по уплате налогов. В рассматриваемом случае — несовершеннолетнего гражданина. В свою очередь суд должен сам решить вопрос о составе лиц, участвующих в деле, и, определив их круг, привлечь к делу законных представителей.

Фактически налоговики с легкой руки «перевели все стрелки» на судей. Мол, им тоже зарплату платят, пусть отрабатывают.

А у судей логика следующая.

Исходя из системного толкования норм НК РФ (ст. 8, 19, 26, 27, 44, 45), ГК РФ (ст.17, 18, 21, 28) и СК РФ (ст.54, 56, 60), родители и опекуны, как законные представители, должны уплачивать налоги за несовершеннолетних. Это, в свою очередь, влечет в отношении них возложение обязанности в судебном порядке (ст. 48 НК РФ) уплатить налог при уклонении от добровольного исполнения налогового обязательства.

А вот штрафовать опекунов и родителей работники Фемиды не спешат. И все потому, что законные представители несовершеннолетнего правонарушителя в главе 16 НК РФ не упоминаются. Это позволяет сделать вывод, что субъектами налоговых правонарушений они не могут являться ни при каких условиях.
Вот и наглядный пример: Кассационное определение № 33-195-2011 от 25 января 2012 г. Мурманский областной суд.
Налоговая хотела взыскать налоги с матери, которую лишили родительских прав, а также с детского дома.
Суд сразу сказал, что с родителей, лишенных родительских прав, взятки гладки:
«Установив, что решением Печенгского районного суда Мурманской области от _ _ 2005 года ответчица Коновалова Е.И., являющаяся матерью несовершеннолетнего Х.А.Н., и Х.Н.Х., являющийся его отцом, лишены родительских прав в отношении сына и последний передан на попечение органам опеки и попечительства, суд, с учетом положений пунктов 1, 2 статьи 71 Семейного кодекса Российской Федерации, верно указал на отсутствие у Коноваловой Е.И. обязанности по уплате налога, причитающегося с ее сына, в отношении которого она лишена родительских прав.»
А вот с опекунов суд решил налог все же взыскать. Но без штрафов.
«Взыскать с государственного областного образовательного учреждения Оленегорская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в доход бюджета муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области налог на имущество физических лиц за 2008 и 2010 годы в сумме *** рублей *** копеек.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать» .

А у вас какие мысли по данному вопросу? Идти ли на поводу у чиновников или же пользоваться законодательными пробелами, трактуя их в свою пользу?

Для определения возраста наступления налоговой дееспособности необходимо обратиться к анализу действующего налогового законодательства. Пункт 1 ст. 45 НК РФ гласит, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Непосредственно в НК РФ нет каких-либо специальных норм, ограничивающих участие гражданина в налоговых отношениях определенным возрастом. Однако известно, что в силу п. 2 ст. 107 НК РФ физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с 16-летнего возраста. Деликтоспособность традиционно считается составной частью дееспособности. Следовательно, возраст наступления деликтоспособности и дееспособности в целом должны совпадать. Недопустимо самостоятельное участие в налоговых отношениях лиц, не несущих налоговой ответственности за свои действия, т. е. граждан моложе 16 лет. Целесообразно закрепить в НК РФ норму, непосредственно декларирующую недееспособность граждан моложе 16 лет.

Соответствующие налоговые обязанности и права лиц в возрасте до 16 лет могут реализовать их законные представители. Это позволяет лучше защитить интересы несовершеннолетних в такой специфической сфере публично-правового регулирования, как налоговые отношения. В соответствии с п. 1 ст. 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ. Пункт 2 ст. 27 НК РФ уточняет, что законными представителями налогоплательщика - физического лица - признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством. Однако путем законотворческой работы следует внести большую ясность в механизм правового регулирования данных отношений в соответствующей части.

Таким образом, в налоговом праве возможна ситуация, когда налоговая правоспособность одного лица дополняется дееспособностью другого. Сказанное наглядно проявляется в случае признания гражданина недееспособным. Согласно ст. 29 ГК РФ, гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством России. Над ним устанавливается опека. В силу п. 2 ст. 51 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов физического лица, признанного судом недееспособным, исполняется опекуном за счет денежных средств этого недееспособного лица.

В то же время ограничение гражданской дееспособности лица, которое вследствие злоупотребления спиртными напитками и наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, никак не должно отражаться на его налоговой дееспособности. В частности, если данному лицу потребуется уплатить налоги, согласия попечителя на подобные действия не требуется, несмотря на то, что исполнение налоговой обязанности также, безусловно, является определенной формой распоряжения имуществом. Однако ч. 2 п. 1 ст. 30 ГК РФ, устанавливающая известные ограничения дееспособности гражданина, в данном случае не применяется к налоговым отношениям как к отношениям, основанным на власти и подчинении сторон.

Своевременная уплата налогов является одной из главных обязанностей любого гражданина. Но чем больше людей попадают под влияние некого правила, тем больше находится тех, кто хочет стать из него исключением. Вывод финансовых средств в офшоры, сокрытие части доходов от налоговых служб, банальная неуплата налогов безработными - за всё это наступает ответственность за налоговые правонарушения. Как и при каких условиях наказывают тех, кто не подчиняется налоговому законодательству, а главное, что же им грозит за уклонение и другие налоговые преступления?

Прямые налоги

Перед тем как говорить о том, в какой же момент наступает налоговая ответственность, следует иметь хотя бы общее представление о том, какие бывают налоги в принципе.

Начать следует с того, что все обязательные платежи государству подразделяются на две группы: прямые и косвенные. В первом случае выплачивает их тот, кто является владельцем объекта налогообложения (скажем, тот, кто приобрёл земельный участок под строительство, самостоятельно будет выплачивать все необходимые отчисления). Прямые налоги подразделяются на налоги с доходов (компания получила прибыль и должна часть её выплатить государству в форме налогов) и с имущества (как уже упомянутые чуть выше выплаты за земельный участок). Но и на этом не заканчивается градация прямых налогов: налоги на доход, в свою очередь, делятся на отчисления с фактически полученного и с предполагаемого налога. В первом случае выплаты происходят из уже полученной налогоплательщиком прибыли (подоходный налог, который выплачивают работающие физические лица, налог на прибыль компаний, налог на доход от инвестиций и так далее). Что касается возможных доходов, то здесь оцениваются активы, которыми владеет налогоплательщик, и прибыль, которую он может получить в перспективе. Причём налоговые органы не интересует, действительно ли этот доход будет получен в будущем. Сюда, например, можно отнести выплаты за добычу полезных ископаемых: никто не может сказать, сможет ли предприятие полностью реализовать свой потенциал и получить такую прибыль, которую спрогнозировало государство, но налог с неё оно должно заплатить.

Косвенные налоги

Следующая категория обязательных отчислений - косвенные налоги, избежать которых не может ни один человек. Дело в том, что определённый процент стоимости любого товара и услуги пойдёт на уплату налоговых отчислений его производителем. Де-факто налог выплачивает потребитель, а производитель, получивший от него средства на выплаты, только передаёт их в налоговые органы.

Здесь существует четыре вида отчислений: универсальные (ими облагается большая часть товаров на рынке), индивидуальные (здесь речь идёт уже об отдельных группах товаров, например, недвижимость, ювелирные изделия), фискальные монополии (имеются в виду пошлины на определённые документы, которые выдать может только государство - свидетельства о рождении и смерти, лицензии и так далее) и таможенные пошлины (они являются неотъемлемой частью стоимости импортируемого или экспортируемого товара).

По мнению экспертов, налоговая дисциплина касательно этой группы обязательных отчислений гораздо выше, чем у прямых налогов: уклониться от косвенных отчислений гораздо сложнее. Кроме того, именно косвенные налоги являются одним из главных источников пополнения бюджета.

Что такое налоговое правонарушение?

Ну а теперь можно перейти к такому вопросу, как налоговые правонарушения и ответственность за их совершение. В первую очередь нужно понять, как трактует понятие «правонарушение» Налоговый кодекс.


Логично предположить, что правонарушение - это действие (или бездействие), которые противоречат действующему законодательству. Признаками налогового правонарушения являются:

  • Вина: факт умышленного или неумышленного нарушения законов по налогообложению был доказан.
  • Умысел: нарушитель понимал, что он идёт против закона, но ничего не предпринимал, чтобы прекратить свои действия (или бездействия) и избежать нанесения ущерба государству.
  • В качестве добавочного признака фигурирует неосторожность: нарушитель не знал, что его действия противоречат законодательству и что он наносит ущерб государству. Вместе с тем незнание закона не освобождает его от налоговой ответственности.

Виды правонарушений

Что же нужно совершить, чтобы наступила налоговая ответственность в РФ или другом государстве со схожим Налоговым кодексом?

Во-первых, можно нарушить срок постановки на учёт в налоговой инспекции. Обычно это касается филиалов компаний, открывающихся в отличных от офиса головной компании местах. Заявление о постановке на налоговый учёт должно быть подано не позднее чем через месяц после открытия отделения, в противном случае фиксируется правонарушение. Что касается индивидуальных предпринимателей, они ставятся на учёт автоматически после получения документов, разрешающих им вести хозяйственную деятельность. Выплачивать налоги они должны начинать сразу же, вне зависимости от того, имеется ли у них необходимая для выплат прибыль.

Вариант второй - отсутствие налоговой декларации. Предоставление контролирующим органам информации о заработках тех, кто трудится по контрактам или договорам подряда, то есть работает официально, - это ответственность налогового агента (работодателя). Декларировать нужно все средства, которые были получены из других источников. Самым частым правонарушением, связанным с декларациями, является несвоевременное их предоставление: обычно устанавливается определённая дата, до которой все необходимые документы должны быть представлены в налоговую инспекцию. Ещё одна проблема с декларацией: нарушение установленных способов её представления. Некоторые категории налогоплательщиков по закону могут предоставлять данные о своих доходах только в электронном виде (через соответствующие ресурсы), а потому использование ими бумажных носителей для подачи декларации будет считать нарушением Налогового кодекса.


Третье правонарушение и, пожалуй, самое распространённое, - неуплата налогов в принципе или же неполная их уплата. Подобные преступления происходят из-за подачи заведомо ложных деклараций, сокрытия части прибыли от налогообложения, а также по ряду других причин. Порой некоторые предприниматели полностью уклоняются от уплаты налогов, декларируя отсутствие прибыли, тогда как по факту доход они всё же получали.

И четвёртым видом нарушений по Налоговому кодексу считается непредоставление данных, необходимых для налогового контроля. Одним из разновидностей этого преступления является непредоставление декларации о налогах.

Как назначается наказание

Налоговая ответственность физического лица наступает по достижении им шестнадцатилетнего возраста. Но налоговые санкции, а именно так называется мера наказания за налоговые правонарушения, налагаются только после того, как состав преступления был установлен вступившим в силу решением налогового органа. Наказанием в данном случае является штраф, размер которого зависит от вида совершённого преступления. Если имеются смягчающие обстоятельства (о них будет рассказано чуть ниже), то сумма штрафа будет сокращена не меньше чем наполовину, но при отягощающем обстоятельстве (системности подобного правонарушения) сумма наложенного штрафа будет в два раза превышать первоначальную. Если же одно и то же лицо одномоментно совершило целый ряд преступлений, то суммы штрафов будут складываться - принцип поглощения более серьёзным наказанием менее серьёзного в данном случае не сработает.


Кроме того, по итогам разбирательства, даже если будет доказана вина, налогоплательщик должен выплатить не только штраф и сумму налога, из-за которого всё и началось, но ещё и сбор и пеню.

Смягчающие обстоятельства

Какие бывают обстоятельства, смягчающие налоговую ответственность и дающие возможность существенно уменьшить размер штрафа? Стоит отметить, что достаточно хотя бы одного из этих условий, чтобы сумма взыскания была пересмотрена. Итак, наказание будет меньше, если преступление было совершено:

  • из-за стечения личных или семейных обстоятельств;
  • по принуждению или из-за какой-либо формы зависимости преступника (материальной например);
  • при тяжёлом материальном положении преступника.

Кроме того, суд может учесть и несовершеннолетний возраст лица, которое несёт ответственность за налоговые правонарушения, наличие малолетних детей или беременность для женщин и другие обстоятельства.

Штраф взыскивается в течение года с момента вынесения вердикта налоговых органов или суда.

Налоги в цифрах

Зная, как трактует понятие «налоговая ответственность» НК (он же Налоговый кодекс), понимая, что же считается правонарушением, можно переходить и к мерам наказания за налоговые преступления.

Перед этим стоит обратить внимание на некоторые конкретные цифры, касающиеся уплаты обязательных платежей в пользу государства. Физическое лицо обязано отдавать 13% своей прибыли в налоговые фонды, обычно эта сумма автоматически вычитается из заработной платы. Нерезиденту придётся выплатить стране 30% своей прибыли. Облагаются налогом и те, кто выиграл приз, стоимость которого превысила четыре тысячи российских рублей, - им необходимо заплатить 35% стоимости вознаграждения. Те, кому посчастливилось получать доход от акций, отдают только 9% от заработанного.

Срок давности

Срок давности привлечения к налоговой ответственности - всего три года, то есть любые невыплаты обязательных платежей до него никак не учитываются в ходе разбирательства по конкретному правонарушению (правда, если лицо привлекалось ранее к ответственности по аналогичному преступлению, это будет считаться отягощающим обстоятельством, после которого сумма штрафа вырастет в несколько раз). На размер компенсационных выплат государству влияет сумма налогов, которая не была уплачена. Если за три года она превысила 600 тысяч рублей, то уклонение от уплаты налогов будет считаться уже преступлением в особо крупных размерах и грозит реальным судебным сроком.

Преступление в особо крупных размерах

Итак, если срок привлечения к налоговой ответственности всё ещё действует, а сумма невыплат превысила 600 тысяч, нарушителю налогового законодательства грозит:

  • Штраф в размере от 100 до 300 тысяч рублей.
  • Штраф в размере дохода (например, заработной платы) за период от года до двух лет.
  • Принудительные работы сроком до одного года.
  • Арест сроком до полугода.
  • Лишение свободы сроком до одного года.


Если же не выплачена была сумма, превышающая три миллиона рублей, то срок лишения свободы увеличивается до трёх лет при сохранении тех же сумм штрафов.

Менее серьёзное преступление

Если же проступок был не настолько масштабным, то налоговая ответственность наступит только в форме штрафа. Его объём может составить от 5 до 40% долга по налоговым платежам - зависит всё от обстоятельств. Как отмечают специалисты, подобные преступления расследовать довольно тяжело - доказать и факт наличия незарегистрированных доходов, и, следовательно, необходимости уплаты налогов с них, очень непросто.

Налоговая задолженность

Но порой возникают ситуации, когда у порядочного налогоплательщика неожиданно возникает задолженность по налогам. Срок, в который уведомят его об этом налоговые органы, зависит от суммы долга: для тех, кто не выплатил больше 3 тысяч - десять дней, от 500 рублей до 3 тысяч - 3 месяца, меньше 500 рублей - 10 месяцев. Требования о выплате задолженности могут быть отправлены через электронные системы, а также заказным письмом или вручаться налогоплательщику лично. Выплатить задолженность нужно в течение полутора месяцев после вручения извещения. Если же деньги так и не были возвращены, налоговые органы связываются с должником по телефону. Последним способом досудебного урегулирования конфликта является направление информационного письма работодателю налогоплательщика, чтобы тот уведомил своего сотрудника о просрочке платежа.


Подать в суд налоговые службы могут только тогда, когда задолженность по налогам превысит 3 тысячи рублей. В течение четырёх месяцев с момента, когда сумма долга стала больше 3 тысяч рублей, имущество нерадивого налогоплательщика будет конфисковано для покрытия обязательных выплат.

Ответственность за нарушение налогового законодательства в таком случае наступает в виде штрафа. Если у налогоплательщика нет средств для его уплаты (как и имущества, которое можно было бы конфисковать), то необходимые средства будут удерживаться из его заработной платы или других установленных источников дохода. При смене места работы или возникновении нового источника прибыли он обязан уведомить об этом налоговые службы, чтобы те могли продолжить взимание штрафа.

Организации и налогообложение

Свои особенности имеет налоговая ответственность организаций. Например, за нарушение закона налоговым агентом (так называется тот, кто платит обязательные отчисления, вычитая их из заработной платы налогоплательщика) ответственность может понести и сам плательщик: если фирма не вычла процент заработной платы, который должен идти на уплату налогов, то виноват потом может оказаться и тот, кому эту зарплату выплатили, даже если он не знал о неправомерных действиях своего агента.

Стоит отметить, что налоговые агенты, то есть организации, имеют чёткие сроки выплаты налогов. В случае если выплаты будут просрочены хотя бы на день, организация будет обязана заплатить пеню или же штраф.

Ещё одной функцией налоговых агентов, как говорилось немного выше, является посредничество между налоговыми организациями и налогоплательщиками в случае наличия у последних задолженностей по выплатам отчислений в государственный бюджет.

Как избежать ответственности?

Но ведь далеко не все готовы нести ответственность за нарушение налогового законодательства. Сегодня существуют десятки схем, с помощью которых можно либо полностью уклониться от уплаты налогов с минимальными последствиями, либо существенно снизить их сумму.

Например, злостные неплательщики, чтобы избежать тюремного срока, могут платить налоги частично в течение трёх лет, о которых обычно и идёт речь во время судебных разбирательств. Согласно Уголовному кодексу, если налоги, всё же уплаченные лицом, привлекаемым к ответственности, покрыли больше 10% (для преступлений в крупных) и 20% (для нарушений в особо крупных размерах) его долга, то максимальным наказанием будет штраф, никакого лишения свободы.

Снижение налоговой нагрузки для организаций

Некоторые схемы, позволяющие избежать уплаты налога в полном объёме, могут характеризоваться как налоговые правонарушения, и ответственность за их совершение, вполне вероятно, должна быть не меньше, чем за мошенничество. Но существуют и легальные оптимизации налоговой нагрузки.

Для организаций, например, подойдёт создание дополнительного предприятия, которое будет выступать в роли налогового агента, - этот процесс называется распределением налоговой ответственности. Также можно заменить материальную помощь на премию - несмотря на то, что оба этих вида финансовой поддержки облагаются налогами, во втором случае их сумма будет существенно меньше. Никто не отменял и льготы, предоставляемые либо в некоторых сферах хозяйствования (компании, занимающиеся развитием телекоммуникаций, пользуются поддержкой государства), либо в отдельных регионах (льготные кредиты жителям Севера) - подобные бонусы от государства могут существенно снизить налоговую нагрузку. Иностранным компаниям, создающим в стране новые предприятия и, следовательно, рабочие места, и вовсе предоставляются налоговые каникулы - определённый период времени, в течение которого можгут не выплачиваться никакие обязательные отчисления и при этом налоговая ответственность наступать не будет.

Снижение налоговой нагрузки для физических лиц

Физические же лица могут вкладывать деньги в благотворительность. Налоговое право ответственность на себя берёт в таких случаях за то, чтобы налоговая нагрузка была снижена (правда, не более чем на 25% - это максимальная величина скидки по действующему законодательству). Для того чтобы получить «послабление», в налоговые органы необходимо предоставить декларацию, документы, подтверждающие акт благотворительности, где будет указана потраченная сумма, - специальный договор пожертвования. После этого и будет принято решение о снижении налоговой нагрузки.


Что касается организаций, то у них снизить налоги таким образом не получится. Вместе с тем передаваемая ими в рамках благотворительности собственная продукция не будет облагаться налогом на добавочную стоимость (кроме акцизной продукции). Стоит отметить, что ранее предприятия, жертвовавшие 5% своего дохода, получали довольно существенную налоговую скидку.

Заключение

Налоги играют огромную роль в создании государственного бюджета, вполне вероятно, они и являются основным источником средств для него. Своевременная уплата обязательных отчислений - гражданский долг любого человека. Но если эта обязанность не будет выполняться, гражданина ожидает налоговая ответственность. На то, какой именно она будет, отделается ли нарушитель штрафом или отправится за решётку, влияет серьёзность совершённого им преступления. Да, существует множество способов либо уклониться от уплаты налогов полностью, либо хоть немного снизить налоговую нагрузку, но в большинстве своём они являются противозаконными, а потому их использование влечёт за собой серьёзное наказание.

Несмотря на то что порой налоговые выплаты могут быть обременительными, они необходимы. Налоги - это пенсии, развитие инфраструктуры, строительство новых государственных учреждений, - применений средствам можно найти множество. Уклонение от налогов - хоть и незначительный в общей массе, но удар по благосостоянию страны. Удар, за который придётся нести ответственность.