Налоговая санкция представляет собой конкретную меру ответст­венности за совершенное налоговое правонарушение. Налоговый ко­декс устанавливает налоговые санкции только в виде такой меры имущественного характера, как штраф.

Ука­зано, что штрафы, взимаемые налоговыми органами с налогоплатель­щиков за нарушения ими требований налогового законодательства, выходят за рамки налогового обязательства как такового и этим отли­чаются от недоимок и налоговой пени. Штрафные санкции, приме­няемые налоговыми органами за нарушение норм законодательства, направленного на обеспечение фискальных интересов государства, относятся к мерам взыскания административно-правового характера (за административные правонарушения). Таким образом, Конститу­ционный Суд РФ признал административно-правовую природу нало­говых санкций и отсутствие налоговой ответственности как само­стоятельного вида юридической ответственности 1 .

В зависимости от характера совершенного налогового правонару­шения Кодексом установлены штрафы в твердой денежной сумме или в процентах от суммы налога, подлежащей уплате. Так, напри­мер, при несообщении либо несвоевременном сообщении налогопла­тельщиком налоговому органу об открытии банковского счета размер штрафа составляет пять тыс. руб. (ст. 118 НК РФ). Неуплата или не­полная уплата сумм налога влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога (ст. 122 НК РФ).

Основные правила взыскания штрафов за налоговые правонару­шения установлены ст. 104, 105 и 115 НК РФ.

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность об­стоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующи­ми статьями Кодекса за совершение налогового правонарушения. К смягчающим обстоятельствам относятся: совершение правонару­шения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоя­тельств; совершение правонарушения под влиянием угрозы или при­нуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимо­сти. Иные обстоятельства могут быть признаны смягчающими судом.

При наличии такого отягчающего обстоятельства, как совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекавшимся к ответ­ственности за аналогичное правонарушение, размер штрафа увеличи­вается на 100 процентов. Лицо, с которого взыскана налоговая санк­ция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с

Момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции.

Кодексом предусмотрен судебный порядок взыскания финансовых санкций: налоговый орган должен обратиться с исковым заявлением

Вестник Конституционного Суда Российской Федерации.

2002. № 1.

в арбитражный суд, если ответчиком является организация или инди­видуальный предприниматель, либо в суд общей юрисдикции, если санкции взыскиваются с физического лица, не являющегося пред­принимателем. К исковому заявлению прилагаются решение налого­вого органа и другие материалы дела, полученные в процессе налого­вой проверки.

Кодекс устанавливает обязанность налогового органа до обраще­ния в суд предложить налогоплательщику добровольно уплатить со­ответствующую сумму налоговой санкции (п. 1 ст. 104 НК).

Досудебная процедура урегулирования спора между налоговым органом и налогоплательщиком по поводу привлечения последнего к налоговой ответственности является обязательной. Налоговый орган обращается в суд с иском о взыскании санкций только в случае отказа налогоплательщика добровольно уплатить сумму санкции либо про­пуска налогоплательщиком срока ее уплаты, указанного в требовании об уплате налоговой санкции.

Кодекс не содержит положений о форме соответствующего требо­вания. Оно может быть изложено как в отдельном документе, так и в тексте решения о привлечении налогоплательщика к налоговой от­ветственности.

В необходимых случаях одновременно с подачей искового заявле­ния о взыскании налоговой санкции с лица, привлекаемого к ответ­ственности за совершение налогового правонарушения, налоговый орган может направить в суд ходатайство об обеспечении иска.

Указанные выше правила применяются также в случае привлече­ния налогоплательщика к ответственности за нарушение законода­тельства о налогах и сборах, совершенное в связи с перемещением то­варов через таможенную границу Российской Федерации.

После удовлетворения судом исковых требований налогового ор­гана реальное взыскание сумм штрафов производится в общем по­рядке путем исполнительного (Производства.

Статья 115 НК РФ предусматривает важную гарантию прав нало­гоплательщиков - срок давности взыскания санкции. Налоговые ор­ганы могут обратиться в суд с иском о взыскании санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и со­ставления соответствующего акта. Этот срок является пресекатель- ным, т.е. не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска налоговым органом. Исчисление данного срока осуществ­ляется либо со дня составления акта выездной налоговой проверки, либо со дня обнаружения налогового правонарушения при осуществ­лении иных форм налогового контроля.

Налоговым законодательством РФ предусмотрена налоговая ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на налогоплательщика обязанностей. Мерой такой ответственности является налоговая санкция, направленная на предотвращение повторного совершения налогоплательщиком налогового правонарушения. В данной статье рассмотрим налоговые санкции и их непоглощение .

Основные положения

Налоговая санкция, как определено в п. 1 ст. 114 НК РФ, является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафа).

Отметим прежде всего, что налоговые санкции применяются лишь при совершении налогового правонарушения; этим налоговая санкция отличается и от мер ответственности, предусмотренных в главе 18 НК РФ, и от пени (ст. 75 НК РФ).

Итак, налоговая санкция означает, что лицо, допустившее правонарушение, должно понести определенные неблагоприятные последствия — денежные штрафы в размерах, указанных в ст. 116-129.6 НК РФ (в зависимости от вида налогового правонарушения соответственно).

Применение налоговой санкции возможно в случаях, если:

  • не истекли сроки давности привлечения к ответственности (ст. 113 НК РФ);
  • не истекли сроки давности взыскания налоговых санкций (ст. 115 НК РФ).
Если при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение будет установлено хотя бы одно из смягчающих ответственность обстоятельств, перечисленных в п. 1 ст. 112 НК РФ, суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с п. 3 ст. 114 НК РФ уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленном соответствующей статьей главы 16 НК РФ.

Так, обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, могут быть:

  1. совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  2. совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
    1. тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  3. иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
При наличии хотя бы одного из них размер штрафа в обязательном порядке уменьшается в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ (п. 3 ст. 114 НК РФ). Также последний пункт перечня оставляет большую свободу действий для организации-нарушителя, так как любое обстоятельство совершения налогового правонарушения можно представить в суде как смягчающее.

Пленум ВС РФ и Пленум ВАС РФ в п. 19 постановления от 11.06.99 г. № 41/9 разъяснили, учитывая, что в п. 3 ст. 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания более чем в два раза (например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 9.07.09 г. по делу № А43-904 / 2009-30-16 , в котором суд уменьшил размер штрафа в 10 раз; постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 26.01.09 г. по делу № А32-4908 /2008-13/83 и ФАС Северо-Западного округа от 1.04.09 г. по делу № А56-41772 /2008 — арбитры снизили штрафы более чем в 29 раз).

В соответствии с п. 4 ст. 114 НК РФ при наличии отягчающих обстоятельств размер штрафа увеличивается на 100%. НК РФ устанавливает единственное отягчающее обстоятельство — совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за аналогичное правонарушение (п. 2 ст. 112 НК РФ).

Президиум ВАС РФ в постановлении от 25.05.10 г. № 1400/10 пришел к следующему выводу: если до совершения правонарушения, ставшего основанием для принятия инспекцией решения о привлечении к налоговой ответственности, налогоплательщик не был привлечен к ответственности за аналогичное противоправное деяние, как этого требует п. 2 ст. 112 НК РФ, у инспекции не имеется правовых оснований для взыскания с него сумм налоговых санкций, увеличенных на 100% в силу п. 4 ст. 114 НК РФ.

Согласно п. 3 ст. 112 НК РФ срок, в течение которого налогоплательщик считается привлеченным к ответственности, равен 12 месяцам с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа. То есть если лицо, совершившее налоговое правонарушение и привлеченное за это к ответственности в виде штрафа, совершит в течение 12 месяцев после вступления в законную силу решения суда или налогового органа аналогичное совершенному ранее правонарушение, то это будет считаться обстоятельством, отягчающим ответственность. При этом правонарушение должно быть именно аналогичным, т. е. привлечение организации к ответственности за нарушение налогового законодательства по иной статье, чем она была привлечена ранее (в течение 12 месяцев), не будет считаться обстоятельством, отягчающим ответственность.

В постановлении Президиума ВАС РФ от 9.12.08 г. № 9141/08 высшие арбитры пояснили , что увеличение размера штрафа допустимо только в случае, когда лицо, привлекаемое к ответственности с учетом отягчающего обстоятельства, совершило правонарушение после привлечения его к ответственности за ранее совершенное аналогичное правонарушение. Следовательно, взыскание штрафа в двойном размере за правонарушение, совершенное налогоплательщиком в 2016 г., возможно только при условии совершения им аналогичного правонарушения до 2016 г., за которое он был привлечен к налоговой ответственности. В случае, если эти условия соблюдены, размер штрафа может быть увеличен судом или налоговым органом не более чем на 100%.

Смягчающие обстоятельства поглощают отягчающие

Тем не менее даже при наличии отягчающего обстоятельства суды часто уменьшают размер санкций, так как при этом находят и смягчающие обстоятельства, т. е. фактически смягчающие обстоятельства поглощают отягчающие.

Так, арбитры отмечают, что при одновременном наличии документально подтвержденных смягчающих и отягчающих обстоятельств недопустимо принимать во внимание только смягчающие либо только отягчающие обстоятельства. Они должны рассматриваться в совокупности по каждому эпизоду налогового правонарушения.

Неоднократность привлечения к налоговой ответственности в течение 12 месяцев не является препятствием для одновременного уменьшения судом налоговых санкций при наличии соответствующих смягчающих обстоятельств, поскольку в налоговом законодательстве не предусмотрен запрет на применение норм п. 3 ст. 114 НК РФ при наличии обстоятельства, отягчающего ответственность налогоплательщика. Например, несмотря на наличие отягчающего обстоятельства, судьи уменьшили сумму налоговой санкции в постановлениях ФАС Уральского округа от 9.06.08 г. по делу № Ф09-4133/08-С3 , ФАС Волго-Вятского округа от 16.04.07 г. по делу № А38-3216-17/288-2006 и др.

В аналогичной ситуации, когда налоговый орган, признав наличие как отягчающих, так и смягчающих ответственность обстоятельств, размер штрафа не увеличил и не уменьшил, ФАС Центрального округа в постановлении от 6.03.09 г. по делу № А14-9844/2008-304/24 признал правомерным снижение суммы санкции на 200 000 руб.

Менее строгая санкция не поглощает более строгую

Механизм реализации налоговых санкций не допускает поглощение менее строгой санкции более строгой в случае совершения одним лицом двух и более налоговых правонарушений. Согласно п. 5 ст. 114 НК РФ налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности.

Например, налогоплательщик признан виновным в нарушении срока постановки на учет, что влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб., и в грубом нарушении правил учета доходов, расходов или объектов налогообложения в течение двух налоговых периодов, за что установлен штраф в размере 15 000 руб. Поскольку более строгая санкция 15 000 руб. не поглощает менее строгую 5000 руб., в общей сумме с правонарушителя должно быть взыскано 20 000 руб.

Правило о запрете поглощения менее строгой налоговой санкции более строгой принято в противоположность предусмотренных ст. 69 УК РФ правил поглощения менее строгого наказания более строгим при назначении уголовного наказания по совокупности преступлений.

Правила п. 5 ст. 114 НК РФ подлежат применению, когда:

  • одно лицо совершило два различных правонарушения, предусмотренных одной и той же статьей главы 16 НК РФ;
  • одно лицо совершило два правонарушения, предусмотренных разными статьями главы 16 НК РФ (например, если лицо нарушило срок постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ), то с него взыскиваются два штрафа в размере по 5000 руб. каждый);
  • одно и то же лицо совершило два налоговых правонарушения, предусмотренных разными статьями главы 16 НК РФ, и при этом за совершение одного из них предусмотрено взыскание штрафа в большем размере;
  • одно и то же лицо совершило более двух правонарушений. И в этом случае сказанное ранее сохраняет силу.
Следует также учесть, что указанные правила императивны. Другими словами, орган, применяющий налоговую санкцию, не вправе самостоятельно решать вопрос о поглощении или сложении штрафов за различные правонарушения; в любом случае штраф должен быть взыскан отдельно за каждое налоговое правонарушение и в полном объеме (если нет смягчающих обстоятельств).

Сумма штрафа, взыскиваемого с налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента за налоговое правонарушение, повлекшее задолженность по налогу (сбору), подлежит перечислению со счетов соответственно налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации (п. 6 ст. 114 НК РФ).

2 сентября 2010 года вступил в силу очередной федеральный закон, вносящий изменения в Налоговый кодекс, а также в иные нормативно-правовые акты. В частности, этот закон повышает штрафные санкции за некоторые налоговые правонарушения и вводит новое правонарушение и ответственность за него.

Какие штрафы повышаются и какая ответственность вводится, мы рассмотрим ниже, а пока разберемся, когда будут применять новые повышенные санкции, а когда будут штрафовать "по-старому"*(1).

Если в отношении налогоплательщика уже вынесено решение о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения, а сами деньги будут взыскиваться после вступления в силу изменений, то взыскать их можно будет только в пределах, не превышающих максимального размера санкций, установленных новой редакцией Налогового кодекса *(2).

Если часть 1 Налогового кодекса (в редакции Закона N 229-ФЗ) устанавливает более мягкую ответственность за налоговое правонарушение, чем было установлено до 2 сентября, то за правонарушение, совершенное до этой даты, применяется ответственность, установленная новой редакцией Кодекса.

При этом статьей 10 Закона N 229-ФЗ установлено, что налоговые санкции за нарушение, по которому решение налогового органа было вынесено до 2 сентября, взимаются в порядке, действовавшем до этой даты. Иными словами, пересмотрен будет лишь размер санкции, а процедура взыскания останется прежней. При этом ни в Законе N 229-ФЗ, ни в Налоговом кодексе ничего не сказано о том, каким образом должен быть оформлен пересчет суммы штрафа исходя из нового порядка.

Кстати сказать, налоговые проверки и иные мероприятия налогового контроля, не завершенные до 2 сентября, проводятся в порядке, действовавшем до этой даты. Результаты налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля оформляют в порядке, который действовал до 2 сентября*(3).

Возникает вопрос: исходя из каких размеров будут рассчитываться штрафы, если решение о привлечении к ответственности вынесено по результатам налоговых проверок, начатых до 2 сентября 2010 года, а законченных после этой даты? Как нам пояснили в ФНС России, при вынесении решения о привлечении компании или предпринимателя к налоговой ответственности после 2 сентября по выездным проверкам, которые были начаты до этой даты, штраф будет рассчитываться и по новым, и по старым правилам.

Полученные суммы штрафов налоговый инспектор должен сравнить. Штраф налогоплательщику будет начислен в той сумме, которая окажется меньше. Обратите внимание, что в акте по итогам проверки и в решении о привлечении к ответственности должны быть приведены 2 варианта расчета штрафа.
Сгруппируем изменения, касающиеся вида и размера ответственности за налоговые правонарушения, в таблице.

Новые штрафы за нарушение налогового законодательства

Изменяемая статья Предыдущая редакция Новая редакция Комментарии Норма Закона N 229-ФЗ
ст. 116, 117 НК РФ 1. Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.
2. Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 календарных дней влечет взыскание штрафа в размере 10 000 руб.
1. Нарушение налогоплательщиком, установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, влечет взыскание штрафа в размере 10 000 руб.
2. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, влечет взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб.
По нарушению, предусмотренному п. 1 ст. 116 НК РФ, размер штрафа повысился с 5000 до 10 000 руб. Пункт 2 ст. 116 НК РФ в том виде, в котором он был до вступления в силу изменений, перестал действовать. Поэтому теперь размер штрафа не зависит от срока нарушения и составляет 10% от доходов, полученных за время ведения деятельности без постановки на учет, но не менее 40 000 руб. Также формально утратила силу ст. 117 НК РФ, однако состав правонарушения, ранее предусмотренный этой статьей, сейчас установлен п. 2 ст. 116 НК РФ. Ранее штраф, предусмотренный ст. 117 НК РФ за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе, составлял 10% от доходов, полученных за время ведения деятельности без постановки на учет, но не менее 20 000 руб.
За ведение деятельности без постановки на учет более 90 календарных дней штраф составлял 20% от доходов, полученных за это время, но не менее 40 000 руб.
пп. 41, 42 ст. 1
ст. 119 НК РФ 1. Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в п. 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.
2. Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня
Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб. Статья 119 НК РФ изложена в новой редакции. Теперь размер штрафа не зависит от времени просрочки представления декларации. Однако минимальный штраф повышен со 100 до 1000 руб. п. 43 ст. 1
ст.119.1 НК РФ Ранее такой статьи не было Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. п. 44 ст. 1
ст. 120 НК РФ 1. Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.
2. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере 15 000 руб.
3. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб.
Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика
1. Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 10 000 руб.
2. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере 30 000 руб.
3. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.
Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика
Размеры штрафов увеличены в 2 раза. Если же нарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена рассматриваемой статьей, повлекло за собой занижение налоговой базы, минимальный размер штрафа составит 40 000 руб. (ранее - 15 000 руб.). Кроме того, теперь данная статья распространяется и на нарушение правил ведения налогового учета п. 45 ст. 1
ст. 123 НК РФ Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный настоящим Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению Теперь оштрафовать налогового агента можно, даже если он перечислил налог за налогоплательщика, но сделал это с нарушением установленного срока. Ранее, если налоговый агент перечислил налог с нарушением срока, привлечь его к ответственности было затруднительно, суды вставали на сторону налогоплательщиков указывая, что ответственность установлена только за неперечисление налога, а не за нарушение сроков перечисления. Кроме того, теперь налогового агента можно привлекать к ответственности, даже если он удержал налог с нарушением установленного срока. Также неудержание (неполное удержание) стало самостоятельным основанием для привлечения к ответственности п. 46 ст. 1
ст. 125 НК РФ Несоблюдение установленного настоящим Кодексом порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест, влечет взыскание штрафа в размере 10 000 руб. Несоблюдение установленного настоящим Кодексом порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога, влечет взыскание штрафа в размере 30 000 руб. Новая редакция статьи теперь распространяется также и на заложенное налоговому органу имущество для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. При этом размер штрафа повышен с 10 000 до 30 000 руб. п. 47 ст. 1
ст. 126 НК РФ 1. Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.
2. Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного ст. 135.1 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.
1. Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.
2. Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного ст. 135.1 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 10 000 руб.
За непредставление документов налоговому органу размер штрафа повысился с 50 до 200 руб. за каждый непредставленный документ. А за отказ представить запрашиваемые документы размер штрафа увеличился с 5000 до 10 000 руб. п. 48 ст. 1
ст. 129 НК РФ 2. Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб. 2. Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб. За ложное заключение эксперт теперь заплатит 5000 вместо 1000 руб. Переводчика, осуществившего ложный перевод, также ждет штраф в размере 5000 руб. п. 49 ст. 1
ст. 129.1 НК РФ 1. Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб.
2. Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 5000 руб.
1. Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.
2. Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 20 000 руб.
Штраф, установленный п. 1 рассматриваемой статьи, повысился с 1000 до 5000 руб., а предусмотренный п. 2 - с 5000 до 20 000 руб. п. 50 ст. 1
ст. 19.7.6 КоАП РФ Ранее такой статьи не было Незаконный отказ в доступе, а равно незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 10 000 руб. Теперь за отказ впустить инспектора в помещение при проведении налоговой проверки должностное лицо будет нести административную ответственность.
Отметим, что получить доступ в помещение налогоплательщика инспектор может только по предъявлению служебного удостоверения и решения руководителя (заместителя) налогового органа о проведении налоговой проверки
п. 1 ст. 6

С.А. Щигарев
Журнал "Актуальная бухгалтерия"

Примечание

С.А. Тараканов, советник государственной гражданской службы РФ III класса

При вынесении решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения по налоговым правонарушениям, которые были совершены до даты вступления в силу Федерального закона от 27 июля 2010 года N 229-ФЗ, будет действовать следующий алгоритм расчета штрафных санкций. Сумма штрафа будет рассчитываться исходя из положений Налогового кодекса, действовавших до даты вступления Закона N 229-ФЗ в силу а также исходя из новых норм Кодекса. Тот размер санкции, который окажется меньше, и будет являться мерой ответственности за соответствующее правонарушение.

При этом надо учитывать, что в случаях, когда Налоговым кодексом (в редакции Закона N 229-ФЗ) установлен новый состав правонарушения, за совершение до 3 сентября 2010 года такого правонарушения привлекать к ответственности неправомерно. Например, налоговые агенты могут нести ответственность за одно только неудержание налога, если факт неудержания приходится на период времени после 2 сентября 2010 года.