Накануне президент Владимир Путин подписал поправки в Налоговый кодекс, которые объясняют, когда компания не сможет уменьшить налог или получить вычет по НДС. Они должны вступить в силу через месяц со дня опубликования.

Новая ст. 54.1 НК фактически запрещает схемы ухода от налогов: там говорится, что налогоплательщик не вправе уменьшать платежи или налоговую базу за счет искажения информации о хозяйственной жизни, объектах налогообложения и налоговой отчетности. Помимо этого налоговики получают право отказывать в возмещении НДС или в уменьшении налоговой базы, если обосновывающий документ (договор, акт, счет-фактуру и прочее) подписало неуполномоченное или неустановленное лицо.

Зато теперь сотрудники ФНС не могут решать, как должен вести себя налогоплательщик: то, что он мог бы достичь того же результата хозяйственной деятельности "при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций)" само по себе не является основанием для отказа в снижении платежей или налоговой базы.

Обоснованным такое снижение могут признать при одновременном соблюдении двух условий:

основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;

Обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.

Описанные выше правила действуют также в отношении сборов (в том числе, страховых) и распространяются на их плательщиков и налоговых агентов.

Доказать, что налогоплательщик недобросовестно соблюдал положения новой статьи сотрудники ФНС смогут при проведении "проверочных мероприятий налогового контроля" (п. 5 ст. 82 НК), в число которых входят камеральные проверки налоговых деклараций (расчетов), выездные проверки и проверки полноты исчисления и уплаты налогов по сделкам между взаимозависимыми лицами. Причем, обратной силы закон не имеет - применять его можно к решениям налоговиков, принятым после вступления документа в силу.

Изменения в НК, которые фактически должны перенести в него положения постановления Пленума ВАС № 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды ", внесли в ГД еще в 2014 году. Но тогда законопроект "развернуло" правительство, посчитав, что он слишком расширяет права налоговых органов и несет коррупционные риски. Весной 2015-го член думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров и сенатор Ефим Малкин представили депутатам его отредактированную версию. По мнению Макарова, положения закона создадут "абсолютно новые отношения" между ФНС и налогоплательщиками, а также сориентируют их в нужном направлении (см. ).

Юристы же в оценке новеллы не столь оптимистичны. Их не устраивает новая терминология, и некоторые новые понятия не совсем ясны (например, "искажение фактов хозяйственной жизни" и "права при исчислении налоговой базы"). Кроме того, по их мнению, поправки грозят властным произволом со стороны налоговиков: они получают право игнорировать формальную сторону сделки и пересматривать ее суть, вторгаясь в хоздеятельность компаний. Еще один существенный минус - из закона "выпало" отраженное в постановлении Пленума ВАС понятие о презумпции добросовестности налогоплательщика (см. ").

С текстом закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российский Федерации" можно ознакомиться .



Как это работает: новые правила капремонта

Кого освободят от взносов на ближайший ремонт? Как перечислять средства за капремонт не "в общий котел", а на специальный счет своей многоэтажки? Могут ли жильцы сами решить, сколько платить? Вправе ли они организовать работы в своем доме самостоятельно и сами контролировать расходы и качество работ? Отвечаем на эти и другие вопросы в формате простых карточек.

Личное и публичное: КС ответил, когда руководитель должен платить долги компании из своего кармана

8 декабря Конституционный суд огласил постановление, в котором напомнил о налоговой ответственности руководителей компаний. Согласно позиции суда, неуплаченные работающими предприятиями налоги не могут взыскиваться с их руководителей, даже если руководство непосредственно участвовало в уклонении от уплаты налогов.

Вопросы-ответы: как России вернуться в олимпийское движение

Скандал вокруг российской олимпийской сборной достиг кульминации – нас не пустили на Олимпийские игры 2018 года. Многие спортсмены, которых Международный олимпийский комитет обвинил в приеме допинга и назвал "грязными", намерены судиться и доказать свою невиновность. О том, как проходят такие процессы и каким законам подчиняется МОК, "Право.ru" спросило у экспертов.

19:50 ВС решал, можно ли продлить договор аренды без проведения торгов

Коллегия по экономическим спорам Верховного суда разрешила спор тюменского Департамента имущественных отношений и некоммерческого партнерства, которое добивалось заключения нового договора аренды без торгов.

18:24 При обнаружении алкоголя в крови будут лишать прав

Государственная Дума в первом чтении приняла законопроект, предусматривающий административную ответственность при обнаружении у водителя алкоголя в крови. В настоящий момент лишить лицо водительского удостоверения за вождение в нетрезвом виде можно лишь при обнаружении алкоголя в выдыхаемом воздухе.

17:23 АФК "Система" пожаловалась председателю АС Башкирии на судью спора с "Роснефтью"

АФК "Система" пожаловалась председателю Арбитражного суда Республики Башкортостан Игорю Арсенову на судью Светлану Хомотуву, которая рассматривает спор компании с "Роснефтью" и "Башнефтью". Об этом сообщают "Ведомости" со ссылкой на представителей АФК.

16:56 Конституционный суд встал на защиту "детей Чернобыля"

Конституционный суд вынес постановление по жалобе гражданки, которая на момент эвакуации из зоны поражения аварии Чернобыльской АЭС находилась в утробе матери. Суд признал равными права родившихся и не родившихся на тот момент детей.

16:42 Должников по "коммуналке" не оставят без воды, тепла и водоотведения

Депутаты-справедливороссы Сергей Миронов и Галина Хованская внесли в Госдуму законопроект, направленный на защиту неплательщиков за коммунальные услуги – им не смогут отключать холодную воду и водоотведение.

16:18 Рассмотрение жалобы на арест Константина Пономарева затягивается

"Право.ru" выяснило у Мосгорсуда, когда будет рассмотрена в Президиуме жалоба Константина Пономарева на его арест летом этого года. Бывшего аудитора обвиняют в особо крупном мошенничестве и уклонении от уплаты налогов. Ранее Независимая газета сообщила, что переносы заседаний и жалобы с неопределенным статусом запутали СМИ, которые хотят разобраться в деле Пономарева.

15:13 Госдума усилила уголовную ответственность за жестокое обращение с животными

Государственная Дума в третьем чтении приняла поправки в Уголовный кодекс, усиливающие ответственность за живодерство. Когда закон вступит в силу, за жестокое обращение с животными будут сажать в тюрьму на пять лет.

14:33 Президиум Мосгорсуда отправил на пересмотр дело об обыске у адвоката Казареза

Президиум Мосгорсуда рассмотрел жалобу Павла Казареза, адвоката Пономарева, который оспаривл обыск в его офисе летом этого года и арест денег, изъятых по тому же адресу. Следственные действия в кабинете защитника провели в рамках расследования уголовного дела против Пономарева. Бывшего аудитора обвиняют в попытке мошенничества на сумму 4,7 млрд руб.

Уже утверждены многие изменения на 2018 год. Чтобы не тратить время на самостоятельный анализ всех поправок, смотрите готовый обзор.

Главные изменения : законодатели изменили состав доходов, освобожденных от налога на прибыль, уточнили порядок учета расходов на НИОКР, ограничили применение льгот по налогу на имущество, установили новую форму книги учета доходов и расходов для упрощенки. Все поправки, которые повлияют на вашу работу, смотрите в удобной таблице по разделам. Заглядывайте сюда чаще – таблица постоянно пополняется новыми изменениями

Налог на прибыль

Изменили состав доходов, которые не учитываются при расчете налога на прибыль

  • имущественные права на результаты интеллектуальной деятельности, которые выявлены в результате инвентаризации с 1 января 2018 по 31 декабря 2019 года; П. 1 ст. 1 Закона от 18 июля 2017 № 166-ФЗ
  • невостребованные дивиденды, которые восстановлены в составе нераспределенной прибыли; Подп. «а» п. 1 ст. 1 Закона от 30 сентября 2017 № 286-ФЗ
  • имущество (имущественные и неимущественные права), которые получены в качестве вклада в имущество организации, если внесение такого вклада предусмотрено учредительными документами. Вклады в имущество на увеличение чистых активов с 2018 года надо включать в доходы. Поэтому помощь учредителя лучше оформить до конца 2017 года; Подп. «б» п. 1 ст. 1 Закона от 30 сентября 2017 № 286-ФЗ
  • безвозмездно полученные поручительства (гарантии) в сделках между российскими небанковскими организациями безвозмездно полученных услуг. Подп. «г» п. 1 ст. 1 Закона от 30 сентября 2017 № 286-ФЗ

Изменили порядок учета расходов на НИОКР

  • не только зарплату сотрудников, которые участвуют в НИОКР, но и страховые взносы, начисленные на эту зарплату в соответствии с Налоговым кодексом РФ;
  • премии и другие стимулирующие выплаты за производственные показатели; П. 2 ст. 1 Закона от 18 июля 2017 № 166-ФЗ
  • затраты на приобретение исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, которые используются только для НИОКР. П. 2 ст. 1 Закона от 18 июля 2017 № 166-ФЗ

Исключили из состава расходов платежи (взносы) организаций-работодателей на обязательное страхование, на накопительную часть трудовой пенсии и добровольное негосударственное пенсионное страхование (п. 16 ст. 255 НК РФ). П. 2 ст. 1 Закона от 18 июля 2017 № 166-ФЗ

С 1 января 2018 года затраты на НИОКР по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2008 № 988, можно включать не только в текущие расходы, но и в первоначальную стоимость созданных нематериальных активов. Один из вариантов нужно прописать в учетной политике для целей налогообложения. Подп. «в» п. 2 ст. 1 Закона от 18 июля 2017 № 166-ФЗ

С 1 января 2018 года организация вправе не сдавать в ИФНС отчеты о выполненных НИОКР, если такие отчеты размещены в государственной информационной системе. При этом инспекцию надо уведомить о том, где именно размещен отчет. Подп. «г» п. 2 ст. 1 Закона от 18 июля 2017 № 166-ФЗ

Дополнили перечень организаций, которые вправе применять нулевую налоговую ставку

С 1 января 2018 года нулевую ставку налога на прибыль могут применять организации, которые ведут туристско-рекреационную деятельность на территории Дальневосточного федерального округа. По ставке 0 процентов облагаются все доходы, кроме дивидендов и доходов от операций с ценными бумагами. Нулевую ставку можно применять, если организация соответствует условиям, указанным в пункте 3 статьи 284.6 Налогового кодекса РФ. Закон от 18 июля 2017 № 168-ФЗ

Изменили порядок применения повышающих коэффициентов амортизации

  • запретили применять повышающий коэффициент (2,0) при амортизации зданий с высокой энергетической эффективностью; Подп. «а» п. 2 ст. 1 Закона от 30 сентября 2017 № 286-ФЗ
  • разрешили применять повышающий коэффициент (3,0) при амортизации объектов, которые используются в сфере водоснабжения и водоотведения. Перечень таких объектов должно установить Правительство РФ. Подп. «б» п. 2 ст. 1 Закона от 30 сентября 2017 № 286-ФЗ

НДФЛ

Дополнили перечень необлагаемых выплат

С 1 января 2018 года не облагаются НДФЛ дисконты по российским рублевым обращающимся облигациям, эмитированным после 1 января 2017 года. П. 2 ст. 1 Закона от 3 апреля 2017 № 58-ФЗ

Установили, как облагать доходы физлиц в виде процентов (дисконта) по отдельным обращающимся рублевым облигациям российских организаций

С 1 января 2018 года налоговую базу определят по формуле:
Сумма полученных процентов Сумма процентов исходя из номинальной стоимости облигаций и ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной на 5 процентов

Положительная разница облагается НДФЛ по ставке 35 процентов. А доход от погашения облигаций НДФЛ не облагается.

Новое правило установили для облигаций, эмитированных с 1 января 2017 по 31 декабря 2020 года включительно. Подп. «б» п. 3, п. 4 и 5 ст. 1 Закона от 3 апреля 2017 № 58-ФЗ

Госпошлина

Изменили размеры госпошлины за регистрацию (перерегистрацию) СМИ

  • 8000 руб. – за регистрацию и изменение регистрационных данных СМИ, продукция которых предназначена для распространения на всей территории России;
  • 4000 руб. – за регистрацию и изменение регистрационных данных СМИ, продукция которых предназначена для распространения на территории региона или муниципального образования;
  • 8000 руб. – за выдачу разрешения на распространение продукции зарубежных периодических печатных изданий на территории России

При регистрации СМИ эротического характера размер госпошлины увеличивается в 10 раз.

При регистрации СМИ для детей, подростков и инвалидов, а также СМИ образовательного и культурно-просветительского назначения размер госпошлины уменьшается в пять раз.

УСН - Упрощенка

Изменили форму книги учета доходов и расходов

С 1 января 2018 года доходы и расходы при упрощенке нужно фиксировать в новой книге учета. Форму книги дополнили разделом V, в котором отражают сумму торгового сбора.

Транспортный налог

Заявление на льготу гражданин может подать без оправдательных документов

С 1 января 2018 года установили новое правило. Если гражданин подал в налоговую инспекцию заявление на льготу, а документы, которые подтверждают такое право, не представил, инспектор запросит их у органов или организаций, которые располагают этими сведениями. Чтобы исполнить запрос, у них семь дней.

Налог на имущество организаций

Изменили порядок применения льгот по налогу на имущество

С 1 января 2018 года следующие льготы по налогу на имущество можно применять, только если они предусмотрены региональными законами:

  • льготу по движимому имуществу, принятому на учет после 1 января 2013 года;
  • льготу по объектам с высокой энергетической эффективностью;
  • льготу по имуществу, которое расположено в российской части дна Каспийского моря.

Прописан порядок применения кадастровой стоимости, установленной в течение налогового периода

Земельный налог

Установлен порядок расчета земельного налога при изменении категории земли

С 1 января 2018 года при расчете земельного налога используется кадастровая стоимость, определенная на дату регистрации изменений в ЕГРН. Новый порядок касается земель, у которых в течение года меняется категория или вид разрешенного использования. Сумму налога после изменений рассчитывают с учетом коэффициента владения.

Другие изменения

Ввели курортный сбор

С 1 января 2018 года введен курортный сбор в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае. Взимать курортный сбор будут не ранее 1 мая 2018 года.

Сбор платят совершеннолетние физические лица, которые проживают в объектах размещения более суток. Есть льготные категории граждан, освобожденных от сбора (ст. 6, 7 Закона от 29 июля 2017 № 214-ФЗ).

Объект размещения – здание или помещение, предназначенное для оказания гостиничных услуг или услуг временного проживания (ст. 3 Закона от 29 июля 2017 № 214-ФЗ).

Собранные средства перечисляют в бюджет операторы курортного сбора – организации и предприниматели, которые оказывают гостиничные услуги или услуги по временному проживанию (ст. 10 Закона от 29 июля 2017 № 214-ФЗ)

Период обложения – дни фактического проживания в объекте размещения.

Срок уплаты – не позднее момента выезда из объекта размещения (п. 2 ст. 8 Закона от 29 июля 2017 № 214-ФЗ)

Бухучет - Дебет 76 субсчет «Курортный сбор» ... Кредит 68 субсчет «Расчеты по курортному сбору»
– начислен курортный сбор

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ по теме

  1. Представлен обзор самых важных налоговых изменений, а также бухгалтерских поправок, которые начнут действовать в 2016-2017 годах.

19.07.2017, 17:25

Президент РФ Владимир Путин подписал поправки в Налоговый кодекс, впервые вводящие непосредственно в законодательство прямой запрет на налоговые злоупотребления. Новыми положениями, в частности, новой статьей НК 54–1, предусмотрен отказ в налоговых преференциях в случае создания налоговых схем, направленных на неуплату налогов, а также закреплены критерии тех сделок и операций, которые будут считаться обоснованными в целях налогообложения. О том, как проходило обсуждение и принятие закона, “Ъ” рассказал заместитель руководителя Федеральной налоговой службы (ФНС) Сергей Аракелов.


- Президент подписал закон о налоговых злоупотреблениях. На сколько было необходимо законодательное закрепление этих положений?

Налоговый кодекс изначально разрабатывался для добросовестных налогоплательщиков. Нормы, которые свидетельствовали о злоупотреблении, в законодательстве отсутствовали. Необходимо было закрепить именно в законе основные принципы, которые помогли бы как налогоплательщикам, так и налоговым органам понимать «правила игры». Ведь большинство налогоплательщиков готовы соответствовать предъявляемым требованиям налогового законодательства. Разработка поправок в Налоговый кодекс, содержащих концептуальные принципы, стало объективной необходимостью. Такие нормы есть во многих зарубежных странах. Внесение специальных антиуклонительных норм в национальное законодательство, как указывает ОЭСР в своем докладе о размывании налогооблагаемой базы и выводе прибыли из-под налогообложения (план BEPS), является одной из мер по предотвращению неуплаты налогов.

Многие налоговые консультанты высказывались о целесообразности простого копирования (переноса) текста постановления ВАС РФ №53 о необоснованной выгоде в Налоговой кодекс. Почему законодатель не пошел по такому пути?

- Постановление №53 было ориентиром, призванным упорядочить подходы судов по вопросу необоснованной налоговой выгоды. Введенные критерии и понятия многие годы развивались в рамках судебной практики: «деловая цель», «невозможность реального совершения операций», «отсутствие необходимых условий». По многим из них так и не было достигнуто определенности. Все мы помним, как долго и по-разному развивалась практика по «непроявлению должной осмотрительности и осторожности». Широкое усмотрение многих понятий, а также огромное количество судебных решений по различным фактическим обстоятельствам затрудняло единообразное применение выработанных правоприменительных подходов. За последние годы в правоприменительной практике сформировались многочисленные подходы к оценке доказательственной базы, определению признаков недобросовестности налогоплательщика, расчетам полученной необоснованной налоговой выгоды, были выработаны определенные правовые позиции на уровне Верховного суда РФ и ФНС России, которые необходимо было обобщить. Единственно правильным решением, на мой взгляд, было разработать единые и понятные признаки, которые будут свидетельствовать о фактах злоупотреблений.

Работа над законопроектом началась много лет назад, и за это время он претерпел значительные изменения. Как вы оцениваете итоговый результат?

В законе удалось закрепить наиболее бесспорные правовые позиции. В нем нашли отражение два основных принципа. Поправки, в которых речь идет об искажении сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения, описывают умышленные действия налогоплательщика. Законодателем введен запрет на применение налоговых схем, когда налогоплательщик совершает умышленные действия, направленные на неуплату налогов. Второй принцип связан с пресечением использования в своей деятельности фирм-однодневок. В этих положениях говорится о том, что в целях налогообложения могут быть учтены только сделки (операции), соответствующие двум критериям: основной целью их совершения не должна быть неуплата налога, а также она должна быть выполнена заявленным контрагентом (первого звена).

Таким образом, в законе исключен формальный подход. Исключено широкое и неопределенное понятие «непроявление должной осмотрительности». Ведь любые оценочные понятия и открытые перечни позволяют злоупотреблять как налоговому органу, так и налогоплательщику. Необходимо будет исходить только из реальности осуществляемых налогоплательщиком сделок (операций). Отход от формальных критериев и закрепление ограниченного числа случаев, когда действия налогоплательщика расцениваются как недобросовестные, позволило законодателю ввести полный отказ в расходах и вычетах в случае установления и доказывания таких фактов. Тем самым достигнут определенный баланс интересов государства и бизнеса, поэтому результат может быть оценен как положительный.

Закон направлен на исключение использования в своей деятельности компаний-однодневок. Речь идет о повышенной ответственности за своих контрагентов?

Цель законопроекта действительно не только в запрете получения налоговых выгод при совершении умышленных действий, направленных на неуплату налогов, но и в пресечении использования в деятельности фирм-однодневок. С этой проблемой должно бороться не только государство.

Если мы хотим создать здоровую конкурентную среду, бизнес-сообщество также должно взять на себя повышенные обязательства и ответственно отнестись к новым требованиям.

Ведь речь в законе не идет о втором, третьем и дальнейших звеньях контрагентов по цепочке, о которых налогоплательщик может объективно не знать. Налогоплательщик должен понимать, с кем он непосредственно заключает договор, имеет ли контрагент опыт, возможность исполнения этого договора, будут ли работы реально выполнены. Согласитесь, довольно странно звучит утверждение, что налогоплательщик не обязан проверять компанию, с которой собирается, например, заключать контракт, серьезно влияющий на его финансовую деятельность. Уже сегодня большинство участников хозяйственного оборота исходя из своих возможностей организуют систему контроля по отбору контрагентов. И мы видим, что случаев использования фирм-однодневок становится все меньше. Количество таких технических компаний ежегодно значительно снижается. Кроме того на сегодняшний день многие данные о налогоплательщиках являются открытыми. Это дает новые возможности для оценки собственных рисков и соответствия своей деятельности требованиям закона.

ФНС уже многое делала для того, чтобы добросовестные налогоплательщики могли обезопасить себя при выборе контрагентов: сервисы, сокращение перечня сведений, составляющих налоговую тайну.

Да, помимо единых реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, есть информационные базы, содержащие сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия в организации установлен в судебном порядке; о лицах, не представляющих отчетность, лицах с массовыми учредителями, с массовыми руководителями, а также реестр дисквалифицированных лиц. На сайте ФНС России работает доступный для всех сервис «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента».

Вы знаете, что с прошлого года не являются налоговой тайной сведения о численности организации, задолженности, сведения об уплаченных налогах, доходах, расходах. Поправки в НК РФ о расширении сведений, не составляющих налоговую тайну, принимались для налогоплательщиков, чтобы помочь при выборе контрагентов. Этот год Федеральная налоговая служба разрабатывала специальный сервис и порядок размещения таких сведений на нашем сайте. С 25 июля 2017 года будут открыты основные данные обо всех юридических лицах России. Существование такого открытого ресурса станет важным инструментом при реализации нового закона о злоупотреблениях. Налогоплательщики до совершения сделки будут иметь возможность собрать достаточную информацию о своем контрагенте, чтобы провести его юридическую проверку и определить возможность выполнения обязательств по договору.

Как бы вы прокомментировали оценку некоторых налоговых консультантов, которые считают, что закон дает налоговым органам новые полномочия?

Такие утверждения совершенно неверны. Законом закреплен запрет на учет налогоплательщиком в целях налогообложения операций и сделок, которые подпадают под «критерии порочности», установленные новыми положениями. Это операции и сделки, имеющие основной целью неуплату налога, а также нереальные сделки. При этом закреплено, что такие факты доказываются налоговыми органами только в ходе налоговых проверок. Тем самым соблюдается принцип презумпции добросовестности налогоплательщика, порядок доказывания налоговыми органами факта совершения правонарушения и порядок обжалования таких решений. Таким образом, речь идет не о предоставлении налоговым органам новых широких полномочий, новые нормы касаются установления фактов злоупотреблений в рамках уже существующих процедур налогового контроля.

Повлечет ли закрепление в Налоговом кодексе РФ норм по налоговым злоупотреблениям волну кардинально новой правоприменительной практики?

Суть доктрины необоснованной налоговой выгоды и положений о запрете налоговых злоупотреблений одна. Это отказ в налоговых преференциях (расходах, вычетах), в случае совершения налогоплательщиком недобросовестных действий, направленных на уменьшение своих налоговых обязательств, и отсутствия реальности сделок (операций). Практика по доказыванию таких действий сформирована и не вызывает споров и непонимания у налоговых органов и налогоплательщиков. Более того еще до выхода закона, в марте этого года Федеральная налоговая служба довела до территориальных налоговых органов единую позицию по спорам, связанным с доказыванием обстоятельств получения необоснованной налоговой выгоды, в котором ориентировала отказаться от формального подхода, руководствоваться принципом приоритета существа над формой и доказывать именно нереальность операций. Позиция Федеральной налоговой службы заключается в том, что формальные претензии к поставщикам при отсутствии фактов, опровергающих реальность совершения операции, не свидетельствуют о злоупотреблениях. Именно поэтому можно утверждать, что, несмотря на появление новых норм, которые объективно повлекут новую судебную практику, она не станет неожиданной для налогоплательщиков, налоговых органов и судов.

Обсуждение законопроекта проходило в том числе с участием ведущих налоговых экспертов и представителей крупного бизнеса? Были ли сложности при доработке законопроекта?

Подготовка данного законопроекта проходила более трех лет. На состоявшихся заседаниях экспертного совета при комитете по бюджету и налогам Государственной думы представители бизнеса высказывали свои опасения и предложения. Со своей стороны, Федеральная налоговая служба многократно проводила встречи с представителями ведущих юридических и консалтинговых компаний, бизнеса и научного сообщества. Основная претензия бизнеса была: исключить возможность отказа в расходах и вычетах по неустановленным и неуполномоченным лицам. После долгих обсуждений пришли к согласию, что доказывать необходимо только факт нереальности выполнения операции заявленным в документах контрагентом. В законопроекте появились положения, согласно которым формальные претензии к контрагентам (опросы должностных лиц, нарушение контрагентам законодательства и др.) не являются самостоятельным основанием для отказа учитывать расходы и заявлять вычеты по сделкам. Это было сложная, но продуктивная работа.

- Будет ли ФНС доводить до территориальных налоговых органов разъяснения по применению новых положений?

Да, ФНС России планирует подготовить и довести до территориальных органов позицию законодателя, чтобы достичь единообразия в применении норм по злоупотреблениям.

- Как вы оцениваете, не повлечет ли принятие закона увеличение споров по злоупотреблениям?

Мы все же считаем, что эти вопросы не будут массовыми. За последние годы произошел серьезный переход от количества к качеству. Основными вопросами, которые сейчас затрагиваются в налоговых проверках и которые являются приоритетными, являются случаи применения налогоплательщиками умышленных налоговых схем с использованием взаимозависимых и подконтрольных компаний, а также факты злоупотреблений в рамках применения норм международных соглашений.

Кроме того, каждый год количество проверок снижается порядка на 30%. Необоснованные претензии налоговых органов снимаются на этапе досудебного обжалования. Эффективность системы «внутренних пересмотров» своих собственных решений отмечают как налоговые консультанты, так и бизнес-сообщество. За годы внедрения механизма досудебного урегулирования налоговых споров количество жалоб сократилось на одну треть. За последние семь лет мы практически в десять раз сократили судебные споры. Сейчас в год рассматривается всего лишь около 10 тыс. судебных дел, и это соответствует уровню доведения споров до судов в наиболее развитых странах. С этим и связана высокая эффективность судебной работы ФНС России. И мы не собираемся отходить от тенденции снижения споров, так как это не в наших интересах.

Закрепление норм о злоупотреблении в Налоговом кодексе устранило многолетний пробел в законодательстве. Такая гармонизация повлечет определенность в вопросе оценки добросовестности действий налогоплательщиков.

Мы должны учитывать, что основная цель данного закона не дополнительные доначисления, а создание добросовестной бизнес-среды и исключение недобросовестной конкуренции.

Интервью подготовил Дмитрий Бутрин