Крайний срок представления уведомления о контролируемых сделках за 2015 год - 20 мая 2016 года. О том, какие сделки признаются контролируемыми в соответствии с главой 14.4 НК РФ, и как подготовить уведомление о таких сделках в программе «1С:Бухгалтерия 8 КОРП» редакции 3.0, мы писали в номере 4 (апрель) на стр. 16 «БУХ.1С» за 2015 год*. В этой статье эксперты 1С рассматривают особенности учета некоторых видов контролируемых сделок в программе на конкретных примерах.

Примечание :
* Со статьей экспертов 1С «Контролируемые сделки: подготовка уведомления за 2014 год в „1С:Бухгалтерии 8 КОРП" (ред. 3.0)» можно ознакомиться и на сайте /articles/documents/40751/ .

Законодательство о контролируемых сделках и уведомлении о них

Контролируемыми сделками в целях налогообложения признаются сделки между взаимозависимыми лицами с учетом положений, предусмотренных статьей 105.14 НК РФ, а также приравненные к ним сделки, которые удовлетворяют критериям, перечисленным в пункте 1 статьи 105.14 НК РФ.

Критерии взаимозависимости лиц, а также порядок определения доли участия одной организации в другой организации или физического лица в организации установлены главой 14.1. НК РФ.

ИС 1С:ИТС

Всю информацию о том, какие лица признаются взаимозависимыми, а сделки признаются контролируемыми, к каким последствиям может привести заключение таких сделок можно найти в «Бизнес-справочнике: правовые аспекты» в разделе «Юридическая поддержка» по ссылке http://its.1c.ru/db/bizlegsup#content:18:hdoc .


Согласно пункту 2 статьи 105.16 НК РФ сведения о контролируемых сделках должны указываться в уведомлениях о контролируемых сделках (далее - Уведомление). Такие Уведомления направляются налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения (месту его жительства). Для крупнейших налогоплательщиков - по месту их учета в таком качестве.

Уведомления о сделках, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 НК РФ в 2015 году, нужно представить не позднее 20 мая этого года по форме, утв. приказом ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@.

Примеры подготовки в 1С уведомления о контролируемых сделках за 2015 год

Напоминаем, что специализированная подсистема подготовки уведомления о контролируемых сделках, разработанная в «1С:Бухгалтерии 8 КОРП» редакции 3.0, позволяет автоматически заполнить, проверить, распечатать и выгрузить уведомление в электронном виде.

В программе для удобства пользования указанной подсистемой предназначен Помощник подготовки уведомления о контролируемых сделках (далее - Помощник ), который доступен по одноименной гиперссылке из раздела Учет, налоги, отчетность (группа отчетов Контролируемые сделки ). В интерфейсе Такси доступ к Помощнику осуществляется по одноименной гиперссылке из раздела Отчеты (группа отчетов Контролируемые сделки ).

При расчете суммового критерия для признания сделок контролируемыми в программе «1С:Бухгалтерия 8 КОРП» редакции 3.0 реализованы особенности учета сделок в соответствии с письмами и разъяснениями Минфина России и ФНС России.

К таким особенностям относятся, например, возвраты товаров ненадлежащего качества и корректировки реализации (поступления), приобретение амортизируемого имущества, сделки в валюте или условных единицах, сделки с участием посредников, доходы по сделкам, не учитываемым при определении базы по налогу на прибыль и т. д.

Рассмотрим, что нужно учитывать при подготовке и заполнении уведомления в различных ситуациях (во всех примерах уведомление заполняется от имени условной организации ООО «Конфетпром»).


Пример 1

Организация ООО «Конфетпром» реализовала в 2015 году товар взаимозависимой компании ООО «Сатурн» на сумму 58 млн руб. (без учета НДС). ООО «Конфетпром» применяет общую систему налогообложения, ООО «Сатурн» - упрощенную систему налогообложения. В 2016 году стороны заключили дополнительное соглашение, согласно которому стоимость отгруженных в 2015 году товаров изменилась в сторону увеличения и составила 61 млн руб. (без учета НДС). Дополнительное соглашение заключено до даты представления в налоговую инспекцию уведомления о контролируемых сделках за 2015 год.

В данном случае сделки совершались между российскими взаимозависимыми лицами при наличии следующего обстоятельства: одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль, а другая сторона не освобождена от этих обязанностей. Такие сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 млн руб. (пп. 4 п. 2 и п. 3 ст. 105.14 НК РФ).

Соглашение об изменении цены товара, заключенное сторонами, не является самостоятельной сделкой, а вносит изменения в исходную сделку за 2015 год, несмотря на то, что такое соглашение было оформлено уже в следующем, 2016 году. Данный вывод соответствует разъяснениям, изложенным в письме ФНС России от 26.10.2012 № ОА-4-13/18182 (ответы на вопросы 10, 11 в указанном письме):

  • продавец в бухучете при изменении стоимости товара должен изменить размер выручки. При заполнении Раздела 1Б «Сведения о предмете сделки (группы однородных сделок)» Уведомления указывается фактическое количество товара и измененная цена предмета исполнения сделки, то есть с учетом изменений;
  • покупатель в бухгалтерском учете при изменении стоимости товара должен изменить цену приобретения товаров. При заполнении Раздела 1Б Уведомления указывается фактическая стоимость товара, то есть с учетом изменений цены либо количества;
  • суммы доходов/расходов в Разделе 1А «Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)» отражаются в Уведомлении также с учетом всех изменений и дополнений в условия сделки;
  • если изменения количества, цены и стоимости товара возникли после окончания отчетного периода, но до подачи сведений о контролируемых сделках, то в Уведомлении показываются уже скорректированные данные о цене и стоимости;
  • если изменения количества, цены и стоимости товара возникли после окончания отчетного периода и после представления Уведомления, то составляется уточненное Уведомление.

Таким образом, в уведомление о контролируемых сделаках за 2015 год должны включаться корректировки, которые произошли в 2016 году, но относятся к отгрузкам 2015 года.

Для того чтобы при подготовке Уведомления сделки с взаимозависимым контрагентом ООО «Сатурн» были правильно квалифицированы, в программе на первом этапе Помощника подготовки уведомлений о контролируемых сделках необходимо заполнить или проверить корректность заполнения регистра сведений Взаимозависимые лица .

В форме элемента записи регистра Взаимозависимые лица для ООО «Сатурн» должны быть указаны следующие реквизиты:

  • дата начала применения сведений, указанных в регистре (при изменении значения хотя бы одного реквизита в регистре, необходимо создавать новую запись регистра с указанием даты начала такого изменения);
  • тип взаимозависимости;
  • страна регистрации;
  • сведения об уплачиваемых налогах и применяемых налоговых режимах. Поскольку ООО «Сатурн» применяет УСН, то флаг Является плательщиком налога на прибыль должен быть выключен.

Рассмотрим сначала, как в программе будет формироваться список сделок и Уведомление за 2015 год до того момента, как стороны заключили дополнительное соглашение об изменении цены товара. На первом этапе Помощника по кнопке Сформировать список сделок на основании документа Реализация (акт, накладная) с взаимозависимым контрагентом ООО «Сатурн» для каждой строки документа автоматически создаются записи регистра накопления . Первоначальный список сделок можно просмотреть, перейдя по гиперссылке Список контролируемых сделок и нажав на кнопку Сформировать .

Если же сформировать список с учетом суммовых критериев на третьем этапе Помощника (гиперссылка ), то в отчете будет указано, что сделка с ООО «Сатурн» в уведомление не включается (рис. 1).

Рис. 1. Сделка не прошла суммовой критерий

После того как стороны согласуют условия сделки с учетом увеличения цены товара, продавец ООО «Конфетпром» должен отразить в учете увеличение выручки. Эта операция регистрируется в программе с помощью документа Корректировка реализации (с видом операции Корректировка по согласованию сторон ) на дату подписания первичного документа, подтверждающего согласие покупателя на изменение цены товара. В нашем примере это происходит уже в 2016 году.

Для того чтобы сформировать уведомление за 2015 год с учетом всех изменений и дополнений в условия сделки 2015 года, необходимо вернуться на первый этап Помощника и заново сформировать записи регистра накопления Контролируемые сделки организаций . В обновленный список сделка с ООО «Сатурн» попадает уже с измененной суммой. Отчет Контролируемые сделки для включения в уведомление из третьего этапа Помощника покажет, что сделка с ООО «Сатурн» теперь прошла суммовой порог и включена в уведомление о контролируемых сделках (рис. 2).

Рис. 2. Сделка прошла суммовой критерий и включена в Уведомление

Обращаем внимание: несмотря на то, что даты документов учетной системы Реализация (акт, накладная) и Корректировка реализации отличаются, записи регистра Контролируемые сделки организаций , сформированные на основании этих первичных документов, будут созданы на дату реализации, поскольку все изменения относятся к первоначальной сделке. Записи регистра Контролируемые сделки организаций можно посмотреть из главного меню программы, либо через Универсальный отчет (рис. 3).

Рис. 3. Записи регистра накопления «Контролируемые сделки организаций»

В нашем примере в Уведомлении за 2015 год будет создан один лист 1Б для сделки на сумму 61 млн руб. с датой совершения сделки 20.12.2015.

Аналогичным образом (только в сторону уменьшения суммы сделки) программа «1С:Бухгалтерия 8 КОРП» редакции 3.0 отрабатывает ситуацию со скидками (бонусами/премиями), а также ситуацию с возвратами товаров, в том случае, если продавец исполнил свои обязательства по договору ненадлежащим образом.

Если же возврат товара обусловлен иной причиной, то он оформляется отдельным договором купли-продажи, и тогда обе сделки по реализации должны суммироваться при расчете суммовых порогов для определения контролируемости сделки.


Пример 2

По договору комиссии организация ООО «Конфетпром» (комитент) реализовывала в 2015 году товар покупателям через независимого комиссионера ООО «Деймос». Согласно отчету комиссионера среди покупателей товара есть иностранная компания Norway Outlines, которая является взаимозависимой по отношению к комитенту. Комиссионер в своей посреднической деятельности занимается только организацией перепродажи товаров комитента покупателю (покупатель самостоятельно вывозит товар со склада комитента).

Условия, когда сделки по посредническим договорам признаются контролируемыми, изложены в разъяснениях ФНС России. Например, в письме от 26.10.2012 № ОА-4-13/18182 (ответ на вопросы 6, 7) налоговое ведомство сообщило, что:

  • сделки по продаже комиссионного товара являются контролируемыми, когда комитент и покупатель товара (конечный покупатель) являются взаимозависимыми лицами;
  • сделка по выплате комиссионного вознаграждения является контролируемой, если комитент и комиссионер - взаимозависимые лица;
  • сделка по выплате комиссионного вознаграждения является контролируемой, если комитент и конечный покупатель являются взаимозависимыми лицами, а участие независимого посредника носит формальный характер (пп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ).

Проанализируем список взаимозависимых лиц, которые должны быть внесены в одноименный регистр сведений для заполнения уведомления по условиям Примера 2.

Во-первых, это конечный покупатель Norway Outlines, который является взаимозависимым лицом по отношению к комитенту ООО «Конфетпром». В карточке взаимозависимого лица в поле Тип взаимозависимости Взаимозависимы по Кодексу (п.2 ст.105.1 НК РФ). Также необходимо обратить внимание на корректное заполнение страны регистрации иностранного контрагента (по умолчанию программа предлагает значение РОССИЯ ).

Во-вторых, поскольку комиссионер не выполняет никаких дополнительных функций, не принимает никаких рисков и не использует никаких активов для организации сделок между взаимозависимыми лицами, то такая совокупность сделок приравнивается к сделкам между взаимозависимыми лицами.

В регистр сведений Взаимозависимые лица необходимо внести запись и для контрагента ООО «Деймос». В карточке взаимозависимого лица в поле Тип взаимозависимости следует выбрать из списка и указать значение Не взаимозависимый посредник (п.1.1 ст.105.14 НК РФ).

На первом этапе Помощника по кнопке Сформировать список сделок на основании документов вида Отчет комиссионера (агента) о продажах автоматически создаются записи регистра накопления Контролируемые сделки организаций .

Указанный регистр заполняется как в отношении сделки с комиссионером ООО «Деймос» (предмет сделки - комиссионное вознаграждение), так и в отношении сделки с конечным покупателем Norway Outlines (предмет сделки - товар).

И взаимозависимый иностранный покупатель, и приравненный к взаимозависимому лицу комиссионер попадают в первоначальный список контролируемых сделок.

Примечательно, что суммовые пороги для сделок с такими контрагентами отсутствуют. Такие разъяснения дает Минфин России:

  • сделки с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми, признаются контролируемыми независимо от суммы доходов, полученных по таким сделкам в соответствующем календарном году (письмо от 29.08.2012 № 03-01-18/6-115);
  • внешнеторговые сделки между взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми по общему правилу, т. е. без учета особенностей и вне зависимости от величины суммы доходов (письмо от 26.12.12 № 03-01-18/10-196).

Отчет Контролируемые сделки для включения в уведомление из третьего этапа Помощника показывает, что сделки с контрагентами Norway Outlines и с ООО «Деймос» включены в уведомление за 2015 год, несмотря на относительно небольшие суммы (рис. 4).

Рис. 4. Сделки с нулевым суммовым критерием


Пример 3

Организация ООО «Конфетпром» приобрела в апреле 2015 года партию текстильной продукции у независимого иностранного контрагента «Дружба», являющегося налоговым резидентом Гонконга. Окончательный расчет с поставщиком был произведен в декабре 2015 года. Контрактная стоимость партии товара составляет 1 118 320,00 долларов США. Официальный курс ЦБ РФ составлял по состоянию на дату поступления товара 50,5295 руб./доллар, а на дату оплаты товара - 70,9333 руб./доллар.

Если одной из сторон сделки является лицо, местом регистрации, либо местом налогового резидентства которого является государство или территория, включенные Минфином России в Перечень стран с льготным налогообложением (офшорные зоны), то такая сделка приравнивается к сделкам между взаимозависимыми лицами (пп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Согласно Перечню, утв. приказом Минфина России от 13.11.2007 № 108н, к офшорным зонам, в частности, относится Специальный административный район Гонконг Китайской Народной Республики. Такая сделка признается контролируемой, если сумма дохода по сделкам с одним лицом за календарный год превышает 60 млн руб. (пп. 3 п. 1 и п. 7 ст. 105.14 НК РФ).

В «1С:Бухгалтерии 8 КОРП» редакции 3.0 сделки с субъектами, зарегистрированными в странах с льготным налогообложением, определяются автоматически по данным информационной системы, поэтому сведения о таких субъектах не надо вносить ни в регистр Взаимозависимые лица , ни в какой иной регистр. Единственное условие - надо правильно указать страну регистрации непосредственно в форме элемента справочника Контрагенты . По коду страны регистрации программа определяет, входит ли указанная страна в утвержденный приказом финансового ведомства Перечень. Если указать страну регистрации неверно (например, не Гонконг, а Китай), то такая сделка не сможет быть распознана программой как сделка с резидентом офшорной зоны.

Теперь проанализируем, преодолеет ли сделка из Примера 3 суммовой порог в 60 млн руб. Уведомление о контролируемых сделках содержит суммовые показатели только в рублях, поэтому для операций в валюте или условных единицах сумму сделки нужно определять в рублях по правилам бухгалтерского учета. На рисунке 5 представлен анализ счета 60.21 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками (в валюте)» в разрезе контрагента «Дружба». Сформированный отчет показывает, что рублевая сумма товара на дату отгрузки составила 56,5 млн руб., а сумма оплаты эквивалентна 79,3 млн руб.

Рис. 5. Анализ счета 60.21

Курсовые разницы, исчисленные в результате переоценки обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, не должны учитываться при определении суммового критерия в целях признания сделок контролируемыми (письмо Минфина России от 09.07.2013 № 03-01-18/26448).

На первом этапе Помощника по кнопке Сформировать список сделок на основании документа Поступление (акт, накладная) с контрагентом, зарегистрированным в офшорной зоне, автоматически создаются записи регистра Контролируемые сделки организаций . Поэтому сделки с налоговым резидентом Гонконга попадут в первоначальный список сделок. Если сформировать список с учетом суммовых критериев на третьем этапе Помощника , в отчете будет указано, что сделка с контрагентом, зарегистрированным в стране с льготным налогообложением, в уведомление не включается (рис. 6).

Рис. 6. Сделка с резидентом офшорной зоны не прошла суммовой критерий

От редакции. В 1С:Лектории 24 марта состоялась лекция «Трансфертное ценообразование: практика применения, подготовка уведомления о контролируемых сделках за 2015 год в „1С:Предприятии 8"» (В.И. Голишевский, ФНС России, и Е.Н. Калинина, эксперт 1С) - см. по ссылке

Начиная с 01.01.2012 г. вступил в действие* Федеральный закон №227-ФЗ от 18.07.2011 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения».

*Некоторые положения закона вступают в действие с 01.01.2014г.

Данным законом введен в действие раздел V.1 Части 1 Налогового кодекса «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании».

Новым разделом НК РФ изменены принципы определения цены товаров для целей налогообложения.

Так, ранее использовавшаяся в этих целях статья 40 Налогового Кодекса «Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения», в настоящее время действует лишь в отношении сделок, доходы или расходы по которым были признаны в соответствии с главой 25 НК РФ до дня вступления в силу закона №227-ФЗ.

Аналогично обстоит ситуация со статьей 20 Налогового Кодекса «Взаимозависимые лица».

Внесенные законом №227-ФЗ в Налоговый кодекс новшества повлекли за собой изменение основы определения соответствия цен, применяемых в контролируемых сделках, рыночным ценам.

Теперь в Налоговом кодексе содержится расширенный перечень взаимозависимых лиц, а так же описан порядок определения прямого и косвенного участия и владения во взаимозависимых компаниях.

Описаны особенности контролируемых сделок и порядок информирования организациями налоговых органов о проводимых контролируемых сделках.

В настоящее время налоговые органы разработали проект Приказа « Об утверждении форм и форматов уведомления о контролируемых сделках, предусмотренного пунктом 2 статьей 105 Налогового кодекса Российской Федерации, а также порядка заполнения формы уведомления о контролируемых сделках и порядка представления уведомления о контролируемых сделках в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи» , но в законную силу он пока еще не вступил.

В статье будут рассмотрены новые методы определения соответствия цен рыночным, признаки взаимозависимости, а так же порядок и сроки информирования налоговых органов о проведении контролируемых сделок.

ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ И ЕЕ ПРИЗНАКИ В СООТВЕТСТВИИ С НАЛОГОВЫМ КОДЕКСОМ

Взаимозависимыми в целях налогообложения в соответствии с положениями Налогового Кодекса, признаются лица, если особенности отношений между ними могут оказывать влияние:

  • на условия, результаты сделок, совершаемых этими лицами,
  • экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.
При определении взаимной зависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц.

Для этого анализируются заключенные между ними соглашением и другие возможности одного лица влиять на решения, принимаемые другими лицами.

При этом такое влияние учитывается независимо от того, может ли оно оказываться одним лицом непосредственно и самостоятельно или совместно с его взаимозависимыми лицами.

Обратите внимание: В соответствии с п.5 ст.105.1 НК РФ, организации и/или физические лица, являющиеся сторонами сделки, вправе самостоятельно признать себя для целей налогообложения взаимозависимыми лицами по основаниям, не предусмотренным п.2 ст.105.1 НК РФ.

Признаки взаимозависимости регламентируются положениями п.2 ст.105.1 Налогового кодекса.

Однако в соответствии с п.7 ст.105.1 Налогового кодекса, суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным п.2 ст.105.1 НК РФ, если отношения между этими лицами обладают признаками взаимозависимости в соответствии с п.1 ст.105.1 НК РФ.

Для целей Налогового кодекса, взаимозависимыми лицами признаются (п.2 ст.105.1 НК РФ):

1. Организации

1.1 Если одна организация прямо или косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25% (пп.1 п.2 ст.105.1 НК РФ).

1.2 Если одно и то же лицо прямо или косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25% (пп.3 п.2 ст.105.1 НК РФ).

1.3 Если в организациях по решению одного и того же физического лица* назначены или избраны (пп.5 п.2 ст.105.1 НК РФ):

  • супругом или супругой,
  • опекунами (попечителями),
  • подопечными.
1.4. Если в организациях одни и те же физические лица* составляют более 50% (пп.6 п.2 ст.105.1 НК РФ):
  • состава коллегиального исполнительного органа,
  • совета директоров (наблюдательного совета).
*Совместно с его взаимозависимыми лицами (пп.11 п.2 ст.105.1 НК РФ):
  • супругом или супругой,
  • родителями (в том числе усыновителями),
  • детьми (в том числе усыновленными),
  • полнородными и не полнородными братьями и сестрами,
  • опекунами (попечителями),
  • подопечными.
1.5 Если полномочия единоличного исполнительного органа в организациях осуществляет одно и то же лицо (пп.8 п.2 ст.105.1 НК РФ).

2. Физическое лицо и организация

2.1 Если физическое лицо прямо или косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 % (пп.2 п.2 ст.105.1 НК РФ).

3. Организация и лицо

3.1 Если лицо* имеет полномочия (пп.4 п.2 ст.105.1 НК РФ):

  • По назначению или избранию единоличного исполнительного органа организации.
  • По назначению или избранию не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) организации.
*В том числе физическое лицо совместно с его взаимозависимыми лицами (пп.11 п.2 ст.105.1 НК РФ):
  • супругом или супругой,
  • родителями (в том числе усыновителями),
  • детьми (в том числе усыновленными),
  • полнородными и не полнородными братьями и сестрами,
  • опекунами (попечителями),
  • подопечными.
3.2 Если лицо осуществляет полномочия ее единоличного исполнительного органа (пп.7 п.2 ст.105.1 НК РФ).

4. Организации и/или физические лица

4.1 Если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50%.

5. Физические лица

5.1 Если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению.

5.2 Взаимозависимые лица физического лица (пп.11 п.2 ст.105.1 НК РФ):

  • его супруг или супруга,
  • родители (в том числе усыновители),
  • дети (в том числе усыновленные),
  • полнородные и не полнородные братья и сестры,
  • опекун (попечитель),
  • подопечный.
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В СДЕЛКАХ МЕЖДУ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ ЛИЦАМИ

В соответствии с п.1 ст.105.3 Налогового кодекса, если в сделках между взаимозависимыми лицами устанавливаются:

  • коммерческие,
  • финансовые,
условия, отличные от условий в сопоставимых сделках между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы, которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.

Учет для целей налогообложения доходов в соответствии с п.1 ст.105.3 НК РФ, производится в случае, если это не приводит к уменьшению суммы налога, подлежащего уплате в бюджетную систему РФ.

Исключение составляют случаи, когда налогоплательщик применяет симметричную корректировку * в соответствии со ст.105.18 Налогового кодекса.

*Если налоговая инспекция по итогам проверки сделок между взаимозависимыми лицами, доначислит организации налоги исходя из рыночных цен, то российские организации, являющиеся другими сторонами таких сделок, могут применить такие цены при исчислении следующих налогов (п.4 ст.105.3 НК РФ):

1. Налога на прибыль организаций.

2. НДФЛ, уплачиваемого в соответствии со ст.227 НК РФ.

3. Налога на добычу полезных ископаемых (в случае, если одна из сторон сделки является налогоплательщиком указанного налога и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для налогоплательщика объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которых налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах).

4. НДС (в случае, если одной из сторон сделки является организация (ИП), не являющаяся налогоплательщиком НДС или освобожденная от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС).

Такое применение налогоплательщиками рыночных цен, на основании которых было вынесено решение о доначислении налога в соответствии со ст.105.17 НК РФ, признается симметричной корректировкой .

При этом, цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, а также доходы, получаемые лицами, являющимися сторонами таких сделок, признаются рыночными

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ

В соответствии со ст.105.7 Налогового кодекса, при проведении налогового контроля сделок между взаимозависимыми лицами, налоговые органы используют следующие методы:

  • метод сопоставимых рыночных цен;
  • метод цены последующей реализации;
  • затратный метод;
  • метод сопоставимой рентабельности;
  • метод распределения прибыли.
В соответствии с п.2 ст.105.7, допускается использование комбинации двух и более методов.

При этом, в соответствии с п.3 ст.105.7, метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным в большинстве случаев определения для целей налогообложения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам.

Исключение составляет определение соответствия рыночным ценам цен, по которым товар приобретается в рамках анализируемой сделки и перепродается без переработки в рамках сделки, сторонами которой являются лица, не признаваемые взаимозависимыми.

В этом случае приоритетным является использование метода цены последующей реализации*.

*Указанный метод используется в случае, если лицо, осуществляющее перепродажу, не владеет объектами НМА, оказывающими существенное влияние на уровень его валовой рентабельности.

Метод цены последующей реализации может быть использован также в случаях, когда при перепродаже товара осуществляются следующие операции:

  • подготовка товара к перепродаже и транспортировке (деление товаров на партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);
  • смешивание товаров, если характеристики конечной продукции (полуфабрикатов) существенно не отличаются от характеристик смешиваемых товаров.
Применение остальных трех методов допускается, если применение метода сопоставимых рыночных цен:
  • невозможно,
  • не позволяет обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цен, примененных в сделках, рыночным ценам для целей налогообложения.
Метод сопоставимых рыночных цен используется для определения соответствия цены, примененной в контролируемой сделке, рыночной цене (в порядке, установленном ст.105.9 НК РФ), при наличии на соответствующем рынке:
  • товаров,
  • работ,
  • услуг,
хотя бы одной сопоставимой сделки, предметом которой являются идентичные (при их отсутствии - однородные) товары (работы, услуги), а также при наличии достаточной информации о такой сделке.

При этом для применения метода сопоставимых рыночных цен ценам, примененным в контролируемой сделке, в качестве сопоставляемой сделки возможно использование сделки, совершенной этим налогоплательщиком с лицами, не являющимися взаимозависимыми.

Это возможно при условии, что такая сделка является сопоставимой с анализируемой сделкой (п.3 ст.105.7).

КОНТРОЛИРУЕМЫЕ СДЕЛКИ

В соответствии с п.1 ст.105.14, контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами и сопоставимые с ними сделки.

1. Сделки с взаимозависимыми лицами

В соответствии с п.2 ст.105.14 НК РФ, сделка между взаимозависимыми лицами:

  • местом регистрации,
  • местом жительства,
всех сторон и выгодоприобретателей по которой является РФ, признается контролируемой (если иное не предусмотрено п.3, п.4, п.6 ст.105.14 НК РФ) при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1. Сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 1 миллиард рублей* (пп.2 п.2 ст.105.14 НК РФ).

*В соответствии с п.3 ст.4 закона от 18.07.2011г. №227-ФЗ:

  • за 2012 год - 3 млрд. рублей,
  • за 2013 год - 2 млрд. рублей.
2. Одна из сторон сделки* является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, подпадающее под этот налог (пп.2 п.2 ст.105.14 НК РФ).

превышает 60 миллионов рублей.

3. Хотя бы одна из сторон сделки* является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов (пп.3 п.2 ст.105.14 НК РФ):

  • систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог),
  • систему налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности),
при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы.

*В соответствии с п. ст.105.14 НК РФ, данные сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 100 миллионов рублей.

4. Хотя бы одна из сторон сделки* освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций или применяет к налоговой базе по указанному налогу налоговую ставку 0% в соответствии с пунктом 5.1 ст.284 НК РФ, при этом другая сторона (стороны) сделки не освобождена от этих обязанностей и не применяет налоговую ставку 0% по указанным обстоятельствам (пп.4 п.2 ст.105.14 НК РФ).

*В соответствии с п. ст.105.14 НК РФ, данные сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей.

5. Хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны, налоговый режим в которой предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций (по сравнению с общим налоговым режимом в соответствующем субъекте РФ), при этом другая сторона (стороны) сделки не является резидентом такой особой экономической зоны (пп.5 п.2 ст.105.14 НК РФ).

В соответствии с п.4 ст.4 закона №227-ФЗ, положение пп.5 п.2 ст.105.14 НК РФ, применяется с 01.01.2014г.

2. Сделки, приравниваемые к сделкам с взаимозависимыми лицами

Кроме того, к сделкам между взаимозависимыми лицами в целях налогообложения приравниваются:

1. Совокупность сделок по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг, совершаемых с участием или при посредничестве лиц, не являющихся взаимозависимыми с учетом следующих особенностей:

Указанная совокупность приравнивается к сделке между взаимозависимыми лицами, не принимая во внимание наличие третьих лиц, с участием или при посредничестве которых совершается, при условии, что такие третьи лица, не признаваемые взаимозависимыми и принимающие участие в указанной совокупности сделок:

  • не выполняют в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;
  • не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом.
Обратите внимание: В части признания контролируемыми сделок с налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога или ЕНВД, положения пп.1 п.1 ст.105.14 применяются с 01.01.2014г.

2. Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли.

Данные сделки признаются контролируемыми:

2.1. Если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей (п.7 ст.105.14 НК РФ).

2.2 Если предметом таких сделок являются товары, входящие в состав одной или нескольких из следующих товарных групп (п.5 ст.105.14 НК РФ):

  • нефть и товары, выработанные из нефти;
  • черные металлы;
  • цветные металлы;
  • минеральные удобрения;
  • драгоценные металлы и драгоценные камни.
3. Сделки, одной из сторон которых является лицо:
  • местом регистрации,
  • местом жительства,
  • местом налогового резидентства,
которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утвержденный Приказом Минфина от 13.11.2007г. №108н.

Если деятельность российской организации образует постоянное представительство в государстве или на территории, включенных в перечень и анализируемая сделка связана с этой деятельностью, то в части этой анализируемой сделки такая организация рассматривается как лицо, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в указанный перечень.

Данные сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей (п.7 ст.105.14 НК РФ).

УВЕДОМЛЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ О КОНТРОЛИРУЕМЫХ СДЕЛКАХ

В соответствии с положениями ст.105.15 Налогового кодекса, налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 НК РФ.

Сведения о контролируемых сделках указываются в уведомлениях о контролируемых сделках, направляемых налогоплательщиком в налоговый орган:

  • по месту своего нахождения,
  • по месту своего жительства,
  • по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков (крупнейшие налогоплательщики),
в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.

В случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления о контролируемых сделках налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление.

Сведения о контролируемых сделках должны содержать следующую информацию:

1. Календарный год, за который представляются сведения о совершенных налогоплательщиком контролируемых сделках.

2. Предметы сделок.

3. Сведения об участниках сделок:

  • полное наименование организации, ИНН (в случае, если организация состоит на учете в налоговых органах в РФ);
  • фамилия, имя, отчество ИП и его ИНН;
  • фамилия, имя, отчество и гражданство физического лица, не являющегося ИП.
4. Сумма полученных доходов и сумма произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию.

Сведения о контролируемых сделках могут быть подготовлены по группе однородных сделок (п.4 ст.105.15).

    Екатерина Анненкова , аудитор, аттестованный Минфином РФ, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению ИА "Клерк.Ру"

Президиум Верховного Суда РФ 16 февраля 2017 года утвердил Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и ст. 269 Налогового кодекса РФ (далее – Обзор). Cуд обобщил практику по вопросам, возникающим при взаимной зависимости лиц и подконтрольности сделок. В данной статье мы разберем основные правила применения положений раздела V.1 Налогового кодекса РФ, отраженные в указанном Обзоре.

Правило 1 (п. 1 Обзора)

Контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, осуществляется ФНС России и не может быть предметом выездных и камеральных проверок нижестоящих налоговых органов 1 . Указанное правило содержит в себе два важных исключения.

Исключение 1 (п. 2 Обзора): методы определения доходов с использованием рыночных цен (согласно главе 14.3 НК РФ) могут применяться в ходе обычной налоговой проверки, если это предусмотрено главами ч. 2 НК РФ. Данный вывод проиллюстрирован отсылочными нормами НК РФ, предусматривающими возможность определения налоговой базы по НДС и налогу на прибыль с учетом ст. 105.3 НК РФ при:

–реализации товаров (работ, услуг) по товарообменным операциям или на безвозмездной основе, при передаче права собственности на предмет залога залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства, при передаче товаров (результатов работ, оказании услуг) при оплате труда в натуральной форме (п. 2 ст. 154 НК РФ);

–при безвозмездном получении имущества (работ, услуг), имущественных прав (п. 8 ст. 250 НК РФ);

–получении налогоплательщиком доходов в натуральной форме (п. 4–6 ст. 274 НК РФ).

Однако даже в рамках глав по налогу на прибыль и НДС в Обзоре перечислен далеко не полный перечень случаев. Отсылка к ст. 105.3 НК РФ содержится также при определении налоговой базы по другим налогам/сборам. Поэтому вышеуказанное перечисление ВС РФ можно смело дополнить –для целей:

–исчисления НДФЛ 2 –получением налогоплательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) и иного имущества, определением стоимости ценных бумаг, определением стоимости активов (п. 1 ст. 211, п. 13.2 ст. 214.1, ст. 220 НК РФ);

–исчисления НДПИ 3 –определением выручки от реализации добытого полезного ископаемого (п. 2–3 ст. 340 НК РФ);

–применения УСН 4 –получением доходов в натуральной форме (п. 4 ст. 346.18 НК РФ);

–применения патентной системы налогообложения –получением доходов в натуральной форме (п. 5 ст. 346.53);

–определения базы для исчисления страховых взносов –осуществлением выплат и иных вознаграждений в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества (п. 7 ст. 421 НК РФ).

Более того, общее правило определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров, работ, услуг предусматривает исчисление их стоимости исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ (п. 1 ст. 154 НК РФ). На это также обратил внимание Минфин РФ в своем Письме от 15.02.2017 № 03-07-11/8356.

Гарантией защиты прав налогоплательщика от необоснованного налогового контроля в вышеназванных случаях является положение абз. 3 п. 1 ст. 105.3 НК РФ, согласно которому цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, а также доходы, получаемые лицами, являющимися сторонами таких сделок, признаются рыночными для целей Налогового кодекса.

Исключение 2 (п. 3 Обзора): в рамках налоговых проверок региональными инспекциями допустим контроль соответствия цены сделки рыночным ценам для выявления случаев получения необоснованной налоговой выгоды. При этом несоответствие цены сделки рыночным ценам должно быть многократным, а получение необоснованной налоговой выгоды подтверждаться и иными доказательствами, порочащими деловую цель сделки 5 .

Например, при проведении проверки налогоплательщика налоговый орган счел цену сделок купли-продажи заниженной и определил налоговую базу исходя из рыночной стоимости отчужденного имущества.

При рассмотрении спора суд установил, что налоговый орган не доказал взаимную зависимость сторон сделки, участники договорных отношений подтвердили наличие коммерческого интереса при заключении договоров.

Анализируя судебные акты, ВС РФ отметил, что многократное отклонение цены сделки от рыночного уровня может учитываться в качестве одного из признаков получения необоснованной налоговой выгоды только в совокупности и взаимосвязи с иными обстоятельствами, порочащими деловую цель сделки (взаимозависимость сторон сделки, создание организации незадолго до совершения хозяйственной операции, использование особых форм расчетов и сроков платежей и т. п.). Итоговый судебный акт вынесен в пользу налогоплательщика (Определение ВС РФ от 01.12.2016 № 308-КГ16-10862 по делу № А32-2277/2015).

А вот другой пример. При проведении проверки налогоплательщика налоговый орган счел цену сделок купли-продажи заниженной и определил налоговую базу исходя из рыночной стоимости отчужденного имущества.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что стороны сделки являются взаимозависимыми лицами, цена сделки многократно отклоняется от рыночной, фактическая цель сделки –получение необоснованной налоговой выгоды.

При рассмотрении данного спора ВС РФ отметил, что существенность и выраженность отклонения примененной налогоплательщиком цены от рыночного уровня в совокупности с иными обстоятельствами совершения спорных операций могут иметь юридическое значение, если при проведении камеральной или выездной налоговой проверки установлены признаки получения необоснованной налоговой выгоды.

Итоговый судебный акт вынесен в пользу налогового органа (Определение ВС РФ от 22.07.2016 № 305-КГ16-4920 по делу № А40-63374/2015).

Таким образом, формальное несоответствие сделки признакам контролируемой не является гарантией безопасности налогоплательщика от доначислений налогов исходя из рыночной цены сделки.

VEGAS LEX рекомендует: при заключении сделок, отклоняющихся от рыночных, необходимо понимать, какую деловую цель преследует данное соглашение. Постараться зафиксировать свой коммерческий интерес в переписке, протоколах, меморандумах и иных документах, решение о предоставлении которых в ходе проверки или в суд может приниматься налогоплательщиком ситуативно. При защите своих интересов в рамках налогового спора необходимо уделить должное внимание сбору и анализу доказательственной базы, которую будет оценивать суд.

Правило 2 (п. 4 Обзора)

Суд вправе признать лица взаимозависимыми для целей налогообложения в случаях, не указанных в п. 2 ст. 105.1 НК РФ, если у контрагента налогоплательщика (взаимозависимых лиц контрагента) имелась возможность оказывать влияние на принимаемые налогоплательщиком решения в сфере его финансово-хозяйственной деятельности. Бремя доказывания указанных обстоятельств возлагается на налоговый орган.

Цель применения указанной нормы –выявление сделок, финансовое содержание которых отличается от условий, которые стороны определили бы при их взаимодействии в качестве независимых контрагентов, действующих в собственных экономических интересах.

Некоторые признаки взаимной зависимости суд включил в Обзор:

–иное лицо (в том числе контрагент по сделке) имеет возможность определять решения, принимаемые налогоплательщиком;

–налогоплательщик действовал в общих экономических интересах группы, к которой он принадлежит (к выгоде третьих лиц);

–несвобода в принятии решений должна была сказаться на условиях и результатах исполнения соответствующих сделок.

Зачастую налоговый орган даже не пытается доказать, что взаимная зависимость сторон непосредственно повлияла на результаты сделки.

Исключение: влияние, оказываемое по экономическим причинам, например в силу преимущественного положения на рынке одного из участников сделки, не должно приниматься во внимание при решении вопроса о признании лиц взаимозависимыми (п. 4 ст. 105.1 НК РФ).

Правило 3 (п. 5 Обзора)

Взаимозависимость участников сделки может являться основанием для корректировки их доходов (прибыли, выручки) по правилам раздела V.1 НК РФ, если в отношении этой сделки соблюдается вся совокупность условий, при наличии которых она признается контролируемой.

По всей видимости, в Обзоре изложена суть спора по делу № А53-30653/2014 с участием ООО «Флэш Энерджи». Однако в Определении ВС РФ от 11.04.2016 № 308-КГ15-16651 суд также обращал внимание на то, что Налоговый кодекс исключил из числа сделок между взаимозависимыми лицами, подлежащих контролю в порядке, предусмотренном разделом V.1 НК РФ, сделки, не соответствующие критерию контролируемых сделок, а также сделки, по которым объем доходов не превышает установленные ст. 105.14 НК РФ суммовые критерии.

Отнесение сделки к контролируемой на основании п. 1 ст. 105.14 НК РФ без учета критериев, отраженных в п. 2 и 3 ст. 105.14 НК РФ, не является правомерным.

Например, при проведении проверки налоговый орган выявил совокупность сделок налогоплательщика по закупке ТМЦ у взаимозависимого лица с привлечением цепочки посредников, попадающих под критерии подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ. В связи с чем общество было привлечено к ответственности по ст. 129.4 НК РФ за непредставление уведомления о контролируемой сделке.

При рассмотрении спора судом было установлено, что сумма дохода по сделке ниже установленного суммового порога, предусмотренного п. 2 ст. 105.14 НК РФ, при этом инспекция не представила доказательств соответствия какой-либо стороны иным условиям, предусмотренным этим пунктом статьи.

Кроме того, суд обратил внимание на то, что налоговый орган не доказал, что сделка не попадает под критерии соглашений, которые в силу п. 4 ст. 105.14 НК РФ не признаются контролируемыми (например, не выявил, что стороны сделки имеют обособленные подразделения на территории других субъектов РФ или уплачивают там налоги). Спор разрешен в пользу налогоплательщика (Постановление Арбитражного суда ПО от 02.02.2016 по делу № А55-6922/2015).

Не стоит забывать, что с 01.01.2017 вступили в силу новые нормы подп. 6–7 п. 4 ст. 105.14 НК РФ, согласно которым из числа контролируемых исключены сделки по представлению поручительств/гарантий между российскими организациями (за исключением банков (подп. 6 п. 4 ст. 105.14 НК РФ), а также сделки по выдаче беспроцентных займов между российскими взаимозависимыми лицами. Это существенно облегчает внутрикорпоративное финансирование и снижает административную нагрузку на бизнес.

VEGAS LEX рекомендует: при защите своих интересов в рамках налогового спора проверять соответствие сделки всем критериям, установленным ст. 105.14 НК РФ. Учитывать, что даже при формальном соответствии условий сделки признакам, предусмотренным п. 1–3 ст. 105.14 НК РФ, соглашение не будет являться контролируемым в случаях, перечисленных в п. 4 этой статьи.

Правило 4 (п. 6 Обзора)

Предусмотренное п. 11 ст. 105.7 НК РФ право суда учесть любые обстоятельства, имеющие значение для определения соответствия примененной налогоплательщиком цены рыночному уровню, не может служить основанием для отступления от установленных законом правил исчисления налогов по контролируемым сделкам.

Суд обратил внимание на то, что положения раздела V.1 содержат в себе не только нормы, которым следует руководствоваться инспекции, но и правила исчисления налогов, которым должны следовать налогоплательщики при совершении контролируемых сделок. Правила, применяемые налоговыми органами и налогоплательщиками, не должны различаться в силу принципа правовой определенности налогообложения (п. 6 ст. 3 НК РФ).

До этого позиция Конституционного Суда РФ, отраженная в определениях от 04.12.2003 № 442-О и от 18.09.2014 № 1822-О (при рассмотрении сходной нормы п. 12 ст. 40 НК РФ), о возможности суда учитывать любые обстоятельства при определении рыночной цены зачастую толковалась расширительно. Например, суды считали возможным принимать в качестве доказательств расчет рыночной цены, осуществленный с нарушением правил п. 4–11 ст. 40 НК РФ (Постановление Арбитражного суда СЗО от 10.03.2016 по делу № А13-17750/2014).

Теперь в Обзоре прямо указано, что при использовании п. 11 ст. 105.7 НК РФ суд не должен способствовать отступлению от правил:

–определения сопоставимости коммерческих и финансовых условий сделок (ст. 105.5 НК РФ);

–выбора информации для определения сопоставимости сделок (ст. 105.6 НК РФ);

–выбора приоритетного метода определения доходов (прибыли, выручки) (п. 3 ст. 105.7 НК РФ);

–порядка применения методов расчета (ст. 105.8–105.13 НК РФ).

VEGAS LEX рекомендует: на основании п. 11 ст. 105.7 НК РФ налогоплательщик вправе приводить доказательства того, что неприменение рыночной цены не являлось следствием взаимной зависимости сторон контролируемой сделки, а имело иные экономические причины ссылаться на учет вменяемой экономической выгоды в целях налогообложения при совершении других операций и т. п.

Правило 5 (п. 7, 8 Обзора)

Отчет об оценке рыночной стоимости может приниматься в качестве доказательства по спорам, связанным с корректировкой налоговой базы в соответствии с разделом V.1 НК РФ, только в установленных в данном разделе случаях.

А именно:

–при отсутствии или недостаточности источников информации, перечисленных в п. 1 ст. 105.6 НК РФ (подп. 3 п. 2 ст. 105.6 НК РФ);

–при совершении разовых сделок, если методы, предусмотренные главой 14.3 НК РФ, не позволяют определить соответствие цены рыночному уровню (п. 9 ст. 105.7 НК РФ);

–при совершении сделок, когда проведение оценки является обязательным (п. 10 ст. 105.3 НК РФ).

Суд также акцентировал внимание на условиях принятия отчета оценщика с точки зрения его допустимости и достоверности:

–отчет должен позволять сделать вывод об уровне дохода, который действительно мог быть получен налогоплательщиком;

–заключение должно быть подготовлено лицом, отвечающим требованиям к субъектам профессиональной оценочной деятельности;

–эксперт не должен отклоняться от принципов идентичности и сопоставимости объектов-аналогов.

Например, по результатам налоговой проверки обществу были начислены налоги исходя из рыночной стоимости арендной платы, определенной привлеченным инспекцией оценщиком, а не на основании цен применяемых налогоплательщиком.

Исследовав документ об оценке, суд пришел к выводу, что понятие рыночной стоимости, определяемое в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», имеет вероятностный характер. В заключении эксперта не были учтены все факторы, оказывающие влияние на определение рыночной стоимости арендной платы в отношении вышеуказанных помещений. При таких обстоятельствах экспертное заключение не может являться безусловным подтверждением установленного отклонения размера арендной платы.

В итоге спор разрешен в пользу налогоплательщика (Постановление Арбитражного суда УО от 19.05.2015 по делу № А07-5319/2014).

Суд также отметил некоторые принципы назначения судебной экспертизы в рассматриваемой категории споров:

–экспертиза не должна назначаться для восполнения недостатков проведенной налоговой проверки;

–экспертиза может назначаться в целях разрешения неустранимых разногласий о правильности применения методов определения доходов или в целях устранения сомнений в достоверности противоречащих друг другу доказательств.

Правило 6 (п. 9–11 Обзора)

Привлечение к ответственности по ст. 129.4 НК РФ за неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках или отражение в них недостоверных сведений должно осуществляться с учетом следующих обстоятельств:

–размер штрафа не зависит от числа сделок, которые должны быть указаны в уведомлении (то есть 5000 руб. независимо от числа сделок) 6 ;

–недостоверное заполнение отдельных реквизитов уведомления не является основанием для привлечения к ответственности, если это не препятствует идентификации контролируемой сделки;

–решение вопроса о привлечении к налоговой ответственности по ст. 129.4 НК РФ входит в компетенцию налоговой инспекции, в которую налогоплательщиком было или должно быть представлено такое уведомление 7 .

Указанные разъяснения по вопросам применения ст. 129.4 НК РФ ощутимо упрощают взаимодействие между налоговыми органами и налогоплательщиками по вопросам представления уведомлений о контролируемых сделках.

В завершение хотелось бы отметить, что 2017 год является важной эпохой регулирования трансфертного ценообразования. Помимо Обзора судебной практики Верховного Суда РФ, представляющего исключительную важность в правоприменении, вступили в силу нормы подп. 6–7 п. 4 ст. 105.14 НК РФ, сокращающие число контролируемых сделок, а также рассматривается возможность внедрения межстрановой отчетности. В целях минимизации налоговых рисков налогоплательщикам стоит провести ревизию совершенных сделок, а при реализации текущих сделок не забывать адаптировать их под динамично меняющиеся реалии.

1 Определение ВС РФ от 26.02.2016 № 308-КГ15-16651 по делу № А63-11506/2014.

2 Налог на доходы физических лиц.

3 Налог на добычу полезных ископаемых.

4 Упрощенная система налогообложения.

Контролируемые сделки - это сделки между взаимозависимыми лицами и приравненные к ним.

По таким сделкам налоговые органы вправе проверить соответствие цен рыночным, а также полноту исчисления и уплаты ряда налогов.

Критерии контролируемых сделок

НК РФ установлены, в частности, следующие критерии контролируемости сделок:

    по сделкам между взаимозависимыми лицами - резидентами РФ при наличии хотя бы одного обстоятельства:

    сумма доходов (сумма цен сделок) за год превышает 1 млрд. руб.;

    одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ, при этом сумма сделок за календарный год превышает 60 млн. руб.;

    хотя бы одна из сторон сделки является плательщиком ЕНВД или ЕСХН, при этом сумма сделок за календарный год превышает 100 млн. руб.;

    хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей плательщика налога на прибыль или применяет к налоговой базе по прибыли налоговую ставку 0%, при этом сумма сделок за календарный год превышает 60 млн. руб.;

    хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны, налоговый режим в которых предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль, при этом сумма сделок за календарный год превышает 60 млн. руб.;

    одна из сторон сделки является организацией, владеющей лицензиями на пользование участком недр, в границах которого расположено новое морское месторождение углеводородного сырья, или оператором нового морского месторождения углеводородного сырья, при этом сумма сделок за календарный год превышает 60 млн руб.;

    хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим ставку 0% по налогу на прибыль в федеральный бюджет или пониженную ставку по налогу на прибыль в бюджет субъекта РФ, и сумма доходов по сделкам превышает 60 млн. руб.;

по внешнеторговым сделкам с резидентом оффшорной зоны более 60 млн. руб.;

по внешнеторговым сделкам между взаимозависимыми лицами независимо от суммы.

При этом в НК РФ указаны сделки, которые не признаются контролируемыми вне зависимости от того, удовлетворяют ли они вышеприведенным условиям.

К таким сделкам, в частности, относятся сделки между организациями, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:

    организации зарегистрированы в одном субъекте РФ, не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за границей;

    Контролируемые сделки: подробности для бухгалтера

    • Заполняем уведомление о контролируемых сделках

      Отчетом может стать уведомление о контролируемых сделках, необходимость сдать которое не всегда... отчетом может стать уведомление о контролируемых сделках, необходимость сдать которое не всегда... » и, собственно, само « Уведомление о контролируемых сделках ». Открыв помощник, мы сразу разбираемся... удобства фильтрации позиций, участвующей в контролируемых сделках. Заходим в карточку номенклатуры, в... отмечаем галочкой этот пункт. Пункт « Контролируемые сделки для включения в уведомление » сформирует...

    • Как правильно заполнить уведомление о контролируемой сделке, если по договору реализуется большая номенклатура различных товаров

      РФ сведения о контролируемых сделках указываются в уведомлениях о контролируемых сделках (далее - Уведомление... Уведомления указываются сведения по каждой контролируемой сделке (группе однородных сделок). ... обязательств, возникших в результате контролируемой сделки (группы однородных сделок), сведения... сведения в отношении предмета исполнения контролируемой сделки (группы однородных сделок) ... Налогоплательщики, обязанные представлять уведомления о контролируемых сделках. Ответ подготовил: Эксперт службы...

    • Контролируемая сделка с взаимозависимой зарубежной компанией: какие документы запросить у контрагента

      Аргументированного обоснования цены, примененной в контролируемой сделке; Уточнение процедуры подбора компаний-аналогов... информации для независимых контрагентов по контролируемым сделкам мы расскажем в одном из...

    • Результаты споров по ТЦО - как защитить свои цены? Пособие для трейдеров

      Фактической рентабельности трейдера по каждой контролируемой сделке/группе однородных сделок (по... , на котором налогоплательщик осуществляет контролируемые сделки, во всех случаях были... товара. Размер партий товаров в контролируемых сделках соответствовал размеру партий, учитываемому... момент согласования цены в проверяемых контролируемых сделках (даты дополнительного соглашения / спецификации) ... налоговых органов обусловлена тем, что контролируемые сделки носят характер экспортных. Использование...

    • Налоговые риски выдачи займа другой фирме, если процентная ставка по договору займа будет выше или ниже ставки рефинансирования

      Если договоры займа не являются контролируемыми сделками (включая договоры с невзаимозависимыми... время если договор займа является контролируемой сделкой, налогоплательщик вправе признать доходом... РФ. В целях налогообложения контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми... займа между взаимозависимыми организациями является контролируемой сделкой только в случае, если... - Энциклопедия решений. Проценты по контролируемым сделкам в целях налогообложения прибыли; - Энциклопедия...

    • Все оттенки взаимозависимости. Мифы, реальность и влияние на налоговую безопасность

      Для целей налогообложения. Взаимозависимость в контролируемых сделках: а стоит ли бояться именно... связи с наличием критериев контролируемости сделки. Напомним, что контролируемые сделки - сделки между взаимозависимыми лицами... к другим сделкам содержится ЗДЕСЬ. Контролируемые сделки проверяются налоговыми органами на соответствие... , как в случае с истинно контролируемыми сделками. Как указал Верховный Суд РФ...

    • Дайджест важных изменений в налоговом законодательстве за ноябрь 2019

      4-21/22665@ Контролируемые сделки Новая форма уведомления о контролируемых сделках Приказом ФНС России... .07.2019обновлена форма уведомления о контролируемых сделках. Форма вступит в силу 26 ... форме учитывают прошлогодние поправки о контролируемых сделках. Поправки изменили некоторые признаки, по...

    • Бухгалтерские и налоговые последствия изменения цены сделки

      Так же рассмотрим изменения в контролируемых сделках. Банковские последствия изменения цены... привлекать сделки со взаимозависимостью и контролируемые сделки, и ценообразование по этим... подлежат проверке налоговыми органами. К контролируемым сделкам относятся: сделки между взаимозависимыми... руб. Помимо вышеперечисленных, к контролируемым сделкам между взаимозависимыми лицами, зарегистрированными в... порядка представления налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках в электронной форме). 5 ...

      Руководствоваться законодательством иностранного государства (территории). Контролируемые сделки Письмо от 1 октября 2018 ... котором такой организацией совершены контролируемые сделки, помимо уведомления о контролируемых сделках, совершенных указанным налогоплательщиком... году, также представляет уведомление о контролируемых сделках за реорганизованную организацию в отношении...

    • Новое в законодательстве в 2019 году

      ФЗ также внесены изменения по контролируемым сделкам. Больше нет критерия суммы дохода... прибыль больше не является критерием контролируемости сделки, впрочем, как и тот факт... по сделкам для признания их контролируемыми: сделки, предусмотренные п. 1 ст. 105 ...

    • Проценты по займу: как определить рыночную ставку?

      Налогообложения. Соответствующие положения применимы к контролируемым сделкам – то есть сделкам, удовлетворяющим критериям... налогообложения. Соответствующие положения применимы к контролируемым сделкам – то есть сделкам, удовлетворяющим критериям...

    • Обзор писем Министерства финансов РФ за сентябрь 2018 года

      Международной группы компаний путем ликвидации. Контролируемые сделки Письмо от 4 сентября 2018 ... год для целей признания их контролируемыми. Сделки между взаимозависимыми лицами, предусмотренные подпунктом...

Государство в лице фискальных органов в особом порядке подходит к контролю над сделками между взаимозависимыми лицами. С этой целью в НК РФ предусмотрено понятие «контролируемые сделки». Перечень критериев, позволяющих наделять сделки таким особым статусом, рассмотрим в настоящей статье.

Что является контролируемой сделкой

Определение данного понятия содержится в ст. 105.14 НК РФ . Такими сделками признаются:

  • сделки взаимозависимых субъектов;
  • приравненные к ним сделки.

Для ответа на рассматриваемый вопрос прежде всего следует разобраться с тем, какие субъекты признаются взаимозависимыми.

Взаимозависимые лица

Общепринятые критерии взаимозависимости в целях налогообложения содержатся в НК РФ. Вот некоторые из них:

  • участие одного юр. лица в другом, если доля участия превышает 25 процентов;
  • взаимозависимость вследствие должностного подчинения;
  • родственные отношения.

НК РФ прямо указывает на то, что данный перечень критериев исчерпывающим не является и может дополняться судом.

Признание хозяйствующих субъектов таковыми влечет особый налоговый контроль взаимозависимых лиц в установленных НК РФ случаях, возможны пересчет налоговиками цен согласно положениям разд. V.1 НК РФ и соответствующие доначисления в бюджет.

Контролируемая сделка между взаимозависимыми лицами

Рассматривая критерии контролируемых и неконтролируемых сделок, можно сделать вывод, что они, в частности, направлены на:

  • недопущение вывода налоговой базы в офшоры;
  • более справедливое распределение налоговой базы по регионам нашей страны.

В качестве контролируемых НК РФ, в частности, предусматривает сделки с участием лиц, не подпадающих под критерии взаимозависимости, если эти лица:

  • несут лишь функцию организации перепродажи между взаимозависимыми субъектами;
  • не рискуют в смысле, придаваемом понятию предпринимательской деятельности.

Кроме этого, контроль распространяется на сделки с компаниями - резидентами стран специально установленного перечня и некоторые другие.

Взаимозависимые субъекты могут стать объектом специального контроля, заключив сделку, если:

  • доходы по сделкам взаимозависимых лиц составляют свыше 1 млрд. руб.;
  • одна сторона (или несколько сторон) сделки является спецрежимником, а другая сторона (стороны) не является;
  • одна сторона исчисляет налог с прибыли согласно гл. 25 НК РФ , а другая — нет;
  • сторона сделки участвует в инвестпроекте, вследствие чего имеет льготы по налогу на прибыль.

Для конкретных видов сделок из числа указанных в ст. 105.14 НК РФ предусмотрены лимиты в десятки миллионов рублей. Лишь превышая эти лимиты, стороны рискуют стать объектом рассматриваемого контроля.

Осуществление контролируемых сделок само по себе ответственность не влечет.

Важно знать и перечень оснований, исключающих возможность рассматриваемого контроля за сделками (п. 4 ст. 105.14 НК РФ).

Вот некоторые из них:

  • если стороны сделки входят в состав консолидированной группы;
  • если стороны одновременно зарегистрированы в одном регионе, не имеют филиалов и представительств в других регионах, не платят налог на прибыль организаций в других регионах, не показывают убытков, отсутствуют обстоятельства, предусмотренные пп. 2 — 7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ .
  • стороны сделок зарегистрированы на территории нашей страны и др.

Совершив рассматриваемую сделку, субъекты контроля обязаны направить уведомление о контролируемых сделках. Образец заполнения уведомления можно найти в интернете. Необходимо использовать форму, предусмотренную налоговой службой. Ее можно скачать с официального сайта ведомства.