Учетная политика предприятия- выбранная руководителем предприятия совокупность способов ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки, итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Допущения учетной политики:

1.Имущественная обособленность предприятия(имущества и обязательства предприятия существуют обособленно от имущества и обязательств собственников этого предприятия и других предприятий)

2. Непрерывность деятельности предприятия

3.Последовательность применения учетной политики(выбранная предприятием учетная политика применяется последовательно, от одного отчетного года к другому)

4. Временная определенность фактов хозяйственной деятельности(факты хоз. деятельности предприятия относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами)

Учетная политика должна обеспечивать:

1.Полноту отражения в учете всех фактов хоз. деятельности – требование полноты

2.Своевременность отражения

3.Большую готовность к бухгалтерскому учету потерь и пассивов или возможных доходов - требование осмотрительности

4.Отражение в бух. Учете фактов хоз. Деятельности исходя из их экономического содержания – требования содержания перед формой

5.Тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на первое число каждого месяца – требование не противоречивости

6.Рациональное и экономическое ведение бух. Учета исходя из условий деятельности и величины предприятия

Учетная политика формируется главным бухгалтером и руководителем предприятия и оформляется приказом руководителя(ежегодно) – ПБУ 1/2008 № 106н

Вновь созданное предприятие формирует учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позже 90 дней со дня получения прав юридического лица.

Изменения в учетной политике предприятия могут иметь место в случае:

1.Изменение законодательства РФ или в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ

2.Разработка организацией новых способов ведения учета

3.существенные изменения условий деятельности

При формировании политики утверждается:

1.Рабочий план счетов

2.Формы учетных документов

3.Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств

4.Правило документооборота и технологию обработки учета информации

5.Метды оценки активов и обязательств

6.Методы контроля за хоз. Операциями

7.Другие решения необходимые для организации бухгалтерского учета

25.Бухгалтерский учет. Метод и основные элементы метода бухгалтерского учета. Бухгалтерский баланс. Бухгалтерская отчетность

Бухгалтерский учет – упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Метод бух. Учета – совокупность способов и приемов позволяющих получить всестороннюю характеристику хозяйственной деятельности предприятия.

Способы бух . Учета :

1.Первичного наблюдения объектов учета (элементы: документация и инвентаризация)

2.Стоимостного измерения объектов учета (элементы: калькуляция, оценка- придание объекту учета денежной стоимости)

3.Текущей группировки данных об объектах учета (система счетов бух. Учета, двойная запись, учетные регистры)

4.Способ итогового обобщения и представления данных(баланс, бух. отчетность)

Бухгалтерский баланс- прием группировки и обобщенного отражения размещения хоз. Средств и источников их образования в денежной оценке на определенную дату(Форма утверждается министерством финансов)

Итог- валюта баланса(сумма актива должна равняться сумме пассива)

Статьи баланса: Вступительный баланс- для новых предприятий,

Текущий баланс – на определенную дату.

Типы хоз. операций:

1.Изменения происходят только в активе

2.Изменения только в пассиве

3.Изменяется и актив и пассив(аптека берет кредит в банке и потом возвращает его)

Бухгалтерская отчетность – прием бухгалтерского учета, единая система данных об имущественном положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бух. учета по установленным формам.

Бухгалтерская отчетность классифицируют по различным признакам:

1.Степень регламентации

2. периодичность составления

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

ГЛАВА I.Основные требования по формированию и раскрытию учетной политики

1.1 Понятие учетной политики и ее состав

1.2 Формирование и изменение учетной политики

1.3 Раскрытие положений учетной политики

ГЛАВА II. Документооборот и технология обработки учетной информации

2.1 Документооборот как элемент учетной политики

2.2 Примерный план работы организации по упорядочению документооборота

2.3 Организация учета материалов в бухгалтерии

ГЛАВА III. Формирование учетной политики на примере Бердюжского Райпо

3.1 Организационно-экономическая характеристика организации

3.2 Учетная политика для целей бухгалтерского учета

3.3 Методы учета и оценки в целях бухгалтерского учета

3.4 Учетная политика в целях налогового учета

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Одним из направлений совершенствования организации бухгалтерского учета на современном этапе является ориентация его на Международные стандарты учета и финансовой отчетности.

Формирование учетной политики организации определяет теоретические и методологические основы и принципы ведения бухгалтерского учета в организации, отраженные в Федеральном Законе «О бухгалтерском учете» и в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером исходя из структуры, отрасли и других особенностей деятельности организации на основе Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 и утверждается руководителем организации. При разработке учетной политике организации утверждается: рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности; формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации; методы оценки активов и обязательств; правила документооборота и технология обработки учетной информации; порядок контроля за хозяйственными операциями; другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета. При формировании учетной политики предполагается, что: активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности); организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности). Учетная политика организации должна обеспечивать: полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности (требование полноты); своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности); большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности); отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой); тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости); рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности). При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из ПБУ 1/98 и иных положений по бухгалтерского учету. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводится с начала финансового года.

Цель данной работы изучить сущность учетной политики, факторы влияющие на формирование учетной политики организации, способы ее формирования.

Задача работы: определить и исследовать как содержание учетной политики влияет на организацию бухгалтерского учета на конкретном предприятии.

Актуальность темы данной работы определяется тем, что продуманная учетная политика позволяет сэкономить на налоговых платежах, оптимизировать документооборот, в некоторых ситуациях даже снять претензии со стороны проверяющих органов. Вместе с ней работа бухгалтера может стать намного проще. Но это только в случае если учетная политика сформирована с учетом структуры и специфики деятельности организации. В противном случае она не только не поможет организации, но и вполне может привести к негативным последствиям, таким как споры с налоговыми органами, штрафы, пени и доначисление суммы налогов.

Предмет исследования - рассмотреть учетную политику организации (на примере Бердюжского райпо).

Объект исследования - учетная политика Бердюжского райпо.

Исходя из этого решались следующие задачи:

1. Дать теоретические основы и правовое обоснование формирования учетной политики предприятия.

2. Рассмотреть особенности учетной политики Бердюжского райпо.

3. Выявить недостатки и определить пути совершенствования формирования учетной политики предприятия.

Исследование в данной работе проведено методом обобщения и систематизации теоретических и практических материалов.

Работа состоит из трех глав, введения и заключения.

ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАСКРЫТИЮ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

1.1 ПОНЯТИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЕ СОСТАВ

Каждый раз в канун нового года в российских организациях встает вопрос об утверждении учетной политики на следующий финансовый год. Само понятие "учетная политика" уже достаточно прочно вошло в обиход российских бухгалтеров, но проблемы, связанные с формированием учетной политики, возникают до сих пор.

Что же представляет собой учетная политика организации? Учетная политика - это принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности (п. 2 ПБУ 1/98 "Учетная политика организации", утвержденного приказом Минфина России от 09.12.98 № 60н). Это означает, что учетная политика должна, как минимум, определять все перечисленное в отношении тех направлений и объектов учета, где на уровне нормативного регулирования не установлено единых правил и организациям предоставлено право выбора из нескольких возможных вариантов.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации (п. 5 ПБУ 1/98). При этом утверждаются:

· рабочий план счетов бухгалтерского учета;

· формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы внутренней бухгалтерской отчетности;

· порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

· методы оценки активов и обязательств;

· правила документооборота и технология обработки учетной информации;

· порядок контроля за хозяйственными операциями;

· другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Таким образом, учетная политика формируется главным бухгалтером и служит главным образом для нужд бухгалтерского учета, однако касается деятельности практически всех других структурных подразделений организации и их работников (например, в части форм первичных документов и правил документооборота) и должна безукоснительно ими соблюдаться. Поэтому утверждать учетную политику следует путем издания отдельного приказа по организации, а участвовать в процессе создания учетной политики могут и должны все заинтересованные структурные подразделения (специалисты) организации в пределах своей компетенции. При необходимости к разработке учетной политики могут быть привлечены также внешние консультанты, например, для обоснования и оптимизации способов ведения учета, для выбора наиболее соответствующего из возможных вариантов организации учета на основе анализа нормативной базы и особенностей бизнеса организации.

Форма учетной политики

Форма учетной политики нормативно не регламентирована. Поэтому сформированная учетная политика может быть изложена непосредственно в приказе. В этом случае она будет иметь исключительно текстовый формат с выделением отдельных пунктов. Более удобна табличная форма построения учетной политики. При этом утверждаемая приказом учетная политика является самостоятельным законченным документом (например, положением), имеющим собственную логическую структуру и форму, соответствующую целям ее создания. В этом случае учетная политика становится приложением к соответствующему приказу.

Табличная форма построения учетной политики делает этот документ более структурированным, с наглядными ссылками на нормативные документы, являющиеся обоснованием (основанием) для выбранного организацией способа ведения бухгалтерского учета. Табличная форма позволяет графически выделить в общем объеме документа отдельные разделы, соответствующие конкретным объектам или направлениям учета. Все это облегчает последующее использование учетной политики работниками организации в процессе ежедневной работы. Особенно актуально это в том случае, если бухгалтерская служба имеет сложную иерархическую структуру с разделением учетных работ по направлениям.

Учетная политика организации должна содержать ряд приложений, как минимум, рабочий план счетов бухгалтерского учета, применяемый в данной организации, документооборот и формы внешней бухгалтерской отчетности, разработанные на основе образцов, рекомендованных Минфином России. Утвержденная учетная политика может иметь приложения: дополнительно разработанные в организации формы первичных учетных документов, детальные методики разработанных способов ведения учета и др. Однако при этом не следует забывать, что утвержденная учетная политика со всеми поименованными в ней приложениями является официальным документом и может быть запрошена в ходе проведения различных проверок и судебных разбирательств, представлена учредителям и т. п.

1.2 ФОРМИРОВАНИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

Подготовительная работа

Непосредственно процессу формирования учетной политики должен предшествовать анализ действующего законодательства. В результате проведенного анализа следует определить круг вопросов, которые организация предполагает рассмотреть в учетной политике.

Сначала целесообразно выделить те направления, разделы и объекты учета, которые непосредственно связаны с деятельностью организации . Именно в отношении них и должна строиться вся последующая работа. Ведь от организации не требуется принять решения о порядке и особенностях учета тех объектов и операций, которые она не осуществляет в процессе своей производственно-хозяйственной деятельности. Напротив, "забегая вперед" при разработке учетной политики, организация рискует установить правила, которые впоследствии, когда будет осуществлена соответствующая операция, будут ей невыгодны или неудобны применительно к реальной ситуации.

Следующим шагом в процессе подготовки к выработке учетной политики должен стать анализ действующего законодательства и нормативной базы, регулирующей выбранные на предыдущем этапе направления, разделы и объекты учета . При этом следует учитывать, что учетная политика разрабатывается на следующий год, поэтому возможно, что после завершения текущего года отдельные документы утратят силу или начнут действовать новые.

Нормативные документы по бухгалтерскому учету содержат нормы, однозначно устанавливающие порядок ведения учета, - обязательные для применения всеми хозяйствующими субъектами, и нормы, которые предусматривают несколько возможных вариантов, - по ним организации предоставляется право самостоятельного выбора наиболее оптимального способа. Поэтому в учетной политике нет необходимости повторять однозначные, установленные на уровне нормативных документов правила, но следует обязательно указать, какой способ выбрала организация из имеющихся вариантов.

В положениях по бухгалтерскому учету и других документах вариативность решения может быть явной (см., например, п. 16 ПБУ 5/01).

Организациям также может быть предоставлена возможность принятия решения из возможных вариантов не в столь явной форме. В этом случае способы не представлены списком, а упоминания об учетной политике может не быть вовсе. Чаще всего это встречается, когда существует альтернатива, т. е. предлагаемых вариантов всего два. При этом используются словосочетания "организация вправе", "организации могут" и т. п. Примером может служить п. 11 ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений", которым установлено: "В случае несущественности величины затрат (кроме сумм, уплаченных в соответствии с договором продавцу), на приобретение таких финансовых вложений, как ценные бумаги, по сравнению с суммой, уплачиваемой в соответствии с договором продавцу, такие затраты организация вправе признавать прочими операционными расходами…". Применительно к данному пункту, если организация решает воспользоваться предоставленным ей правом, она должна сделать соответствующую оговорку в учетной политике. При этом целесообразно сразу дать ссылку на конкретный пункт нормативного документа, которым организации предоставлено право выбора.

Анализ действующего законодательства и нормативной базы , регулирующей выбранные на первом этапе направления, разделы и объекты учета организации, должен осуществляться не только в одном направлении - что предписывается или разрешается делать в части учета, рассматривая при этом имеющиеся нормативные документы. Анализировать нормативные документы необходимо еще и с точки зрения охвата всего спектра деятельности организации. Если организация действительно осуществляет операции, которые не противоречат законодательству по своей сути, но не нашли отражения в документах, регламентирующих порядок ведения бухгалтерского учета, то в случае необходимости она вправе самостоятельно разработать новые способы учета и включить их в свою учетную политику. Эта возможность предусмотрена п. 8 ПБУ 1/98. Однако при этом существует риск, что специалисты организации недостаточно полно изучат действующую нормативную базу и пропустят норму, которая уже регулирует соответствующий вопрос. В этом случае, если самостоятельно выработанный организацией способ ведения учета отличается от общеустановленного, то соответствующее положение учетной политики будет признано неправомерным.

В результате проведенной подготовительной работы должен быть сформирован полный перечень вопросов, которые непосредственно связаны с деятельностью данной организации и которые она намерена отразить в своей учетной политике. Эти вопросы для оптимизации принятия решения целесообразно разделить на две группы, требующие:

· выбора из нормативно установленных вариантов;

· самостоятельной разработки собственного варианта решения.

Кто же должен в организации проводить всю подготовительную работу? Так как речь идет о серьезном анализе большого количества сложных нормативных документов в области регулирования бухгалтерского учета, доскональном знании особенностей деятельности организации, функций структурных подразделений и их взаимодействия, знании текущих экономических позиций организации и перспектив ее дальнейшего развития, а также необходимости работы в тесном контакте с другими службами организации, ответ очевиден - это главный бухгалтер. Тем более что он отвечает за ее формирование по законодательству. Однако в связи с тем что такая серьезная и объемная работа требует значительного количества рабочего времени и полного погружения в проблему, разумнее главному бухгалтеру официально делегировать (не снимая с себя всей полноты ответственности) свои полномочия в части подготовительной работы по формированию учетной политики своему заместителю или отдельной группе работников бухгалтерии. Безусловно, отслеживать изменения в нормативной базе по своему направлению (участку) учета могут все работники бухгалтерии, но это требует наличия у них специальных знаний и навыков достаточно высокого уровня. Поэтому целесообразно иметь в составе бухгалтерии работника, который бы занимался вопросами методологии и организации бухгалтерского учета на постоянной основе. К сожалению, не все организации имеют такую возможность в финансовом отношении, а иногда это связано с непониманием остроты этой проблемы руководством организации.

При составлении учетной политики утверждается:

1.Рабочий план счетов бухгалтерского учета.

ПСБУ для бюджетных учреждений не детализирован по источникам финансирования в части субсчетов учета имущества и обязательств учреждения, а также по видам уплачиваемых налогов и сборов. Поэтому в целях обеспечения прозрачности бухгалтерского учета бюджетного учреждения необходимо утвердить субсчета с отличительным признаком для обеспечения раздельного учета операций по бюджетным, внебюджетным, целевым средствам, гуманитарной, спонсорской и др. помощи, учитывая отраслевую специфику учреждения, для организации аналитического учета указанных участков. Особое внимание при разработке Рабочего плана счетов необходимо обратить на использование субсчета 280 «Реализация продукции (работ, услуг)» и субсчета 237 «Прочие источники» при отражении доходов, поступающих от предпринимательской деятельности.

2.Формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности.

Согласно ст. 9 Закона факт свершения хозяйственной операции подтверждается первичным учетным документом, имеющим юридическую силу. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

Первичные документы, форма которых не предусмотрена в альбомах, для придания им юридической силы должны содержать следующие обязательные реквизиты :

·наименование, номер документа, дату и место его составления;

·должности, фамилии, инициалы и личные подписи лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, (включая случаи составления документов с применением средств автоматизации и передачи их в системах телекоммуникаций). Нарушение установленной формы первичного учетного документа, а также утверждение его должностным лицом, которому согласно графику документооборота не предоставлено таких полномочий, может привести к признанию неправомочности принятия такого документа к учету.

Кроме того, формы ряда применяемых бюджетными учреждениями первичных учетных документов для отдельных отраслей централизованно не регламентированы либо имеют свою специфику, поэтому такие формы обязательно должны быть утверждены в приказе об учетной политике. В соответствии со ст. 9 Закона в организации должен быть утвержден перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов. Право утверждения такого перечня предоставлено исключительно руководителю организации по согласованию с главным бухгалтером.

Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами. Следовательно, в учетной политике целесообразно определить перечень таких документов. Несмотря на кажущуюся очевидность того, какие документы следует относить к денежным, на практике могут возникнуть вопросы, например: является ли таким документом авансовый отчет, представляемый подотчетным лицом в случае, если перерасхода по авансу нет; к какому виду операций следует отнести движение ценностей, числящихся на субсчете 132 «Денежные документы» , и т.д.

Кроме того, ст. 7 Закона установлено, что без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. Это значит, что при необходимости должны быть составлены перечни расчетных документов, а также обязательств, под которые организация осуществляет финансовые вложения.

При необходимости передоверить право подписи уполномоченному лицу данное лицо также должно быть указано в учетной политике. При этом не обязательно указывать конкретную фамилию должностного лица, являющегося уполномоченным, достаточно указать должность по штату или штатному расписанию (например, заместитель руководителя). Эта мера позволит избежать вопросов, связанных с внесением изменений в учетную политику в случае изменения должностного положения работников. Что же касается ответственности уполномоченных лиц, то она определяется не учетной политикой, а законодательными актами.

Так как ст. 9 Закона определено, что первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания, то целесообразно при разработке учетной политики определить, какие группы документов составляются непосредственно при совершении хозяйственных операций, а какие - по их окончании.

3.График документооборота, регламентирующий перечень и формы первичных учетных документов, сроки их составления, а также перечень должностных лиц, ответственных за их оформление и утверждение.

Эффективная работа бухгалтерской службы невозможна без организации и соответствующего регулирования порядка и сроков поступления первичных документов, их обработки, составления сводных документов и т.п. Следовательно, обязательным элементом учетной политики можно считать график документооборота - направление движения документов и сроки их представления в соответствующие подразделения организации, бухгалтерию либо централизованную бухгалтерию. График документооборота утверждается ежегодно руководителем организации и является приложением к учетной политике организации.

Этим вопросам в учетной политике необходимо уделить особое внимание, т.к. в соответствии со ст. 151-3 Кодекса России об административных правонарушениях от 6 декабря 1984 г. № 4048-X с последующими изменениями и дополнениями нарушение порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности, уничтожение документов или их сокрытие, нарушение руководителем, главным бухгалтером или другим должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем установленного порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности - влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных заработных плат.

4.Сроки и порядок проведения инвентаризации.

Согласно п. 2.1 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Министерством финансов России от 5 декабря 2003 г. № 54, количество инвентаризаций расчетов и обязательств в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации, кроме случаев, когда проведение инвентаризаций обязательно (п. 1.4). Как правило, при регламентировании порядка и сроков проведения инвентаризаций недостаточно внимания уделяется инвентаризации незавершенного производства, бланков строгой отчетности, лома и отходов драгоценных металлов, а также обязательств бюджетного учреждения. Непроведение инвентаризаций указанных выше объектов снижает эффективность бухгалтерского контроля за финансово-хозяйственной деятельностью учреждения.

5.Учетная политика организации по видам имущества, операциям и обязательствам.

В учетной политике должны быть закреплены:

а) установление порядка отнесения имущества к объектам основных средств (лимит отнесения имущества к объектам основных средств свыше лимита, установленного Министерством финансов России в 30 базовых величин (по коврам и ковровым изделиям - 10 базовых величин)). При этом другое условие отнесения активов к основным средствам - срок полезного использования более 12 месяцев - остается неизменным.

Учет основных средств должен быть организован:

·в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденным постановлением Министерства финансов России от 12 декабря 2001 г. № 118, с последующими изменениями и дополнениями;

·Инструкцией по бухгалтерскому учету основных средств организациями, финансируемыми из бюджета, утвержденной постановлением Министерства финансов России от 20 декабря 2001 г. № 125.

Объекты основных средств в бухгалтерской отчетности отражаются по первоначальной (восстановительной) стоимости, скорректированной на расчетный коэффициент, определенный при проведении переоценки ежегодными постановлениями Правительства России о переоценке основных средств.

Переоценка объекта основных средств производится путем пересчета его первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости, если данный объект переоценивался ранее, и суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта.

Результаты проведенной по состоянию на первое число отчетного года переоценки объектов основных средств подлежат отражению в бухгалтерском учете обособленно.

Таким образом, в учетной политике организации должны быть определены следующие элементы :

·сроки проведения переоценки;

·порядок проведения переоценки - индексным методом или методом прямой оценки;

·порядок отражения результатов переоценки в бухгалтерском учете;

б) учет нематериальных активов , который ведется в соответствии со следующими документами:

Положением по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утвержденным постановлением Министерства финансов России от 12 декабря 2001 г. № 118, с последующими изменениями и дополнениями;

·Инструкцией по бухгалтерскому учету нематериальных активов организациями, финансируемыми из бюджета, утвержденной постановлением Министерства финансов России от 20 декабря 2001 г. № 126.

К элементам учетной политики нематериальных активов относятся:

·принятые способы и методы оценки и учета приобретения, создания и выбытия нематериальных активов;

·принятые способы начисления амортизации нематериальных активов с указанием, к каким группам и видам нематериальных активов применяются выбранные способы начисления амортизации, используемые для учета нематериальных активов счета бухгалтерского учета, которые включены в рабочий план счетов бухгалтерского учета;

·применяемые для оформления хозяйственных операций с нематериальными активами формы первичных документов и регистров бухгалтерского учета, если они отличаются от типовых.

в) порядок отнесения предметов к малоценным и быстроизнашивающимся (МБП).

МБП считаются предметы, служащие менее 1 года независимо от стоимости. К ним относятся предметы труда, инструменты и приспособления, производственный и хозяйственный инвентарь, средства защиты от вредных воздействий производственной среды, многократно используемые в хозяйственной деятельности организации, сохраняющие свою натурально-вещественную форму, - стоимостью единицы в пределах 30 базовых величин (по коврам и ковровым изделиям - в пределах 10 базовых величин) или в ином размере, определяемом руководителем организации, но в пределах лимитов, установленных Министерством финансов России.

МБП стоимостью до 1 базовой величины (включительно) за единицу списываются по мере отпуска в эксплуатацию. Учет этих предметов ведется материально ответственным лицом. Амортизация по малоценным и быстроизнашивающимся предметам организациями, финансируемыми из бюджета, не начисляется;

г) способы начисления амортизации , которые определяются отдельно по объектам основных средств и по объектам нематериальных активов (линейный способ, нелинейный способ и т.д.) в соответствии с Положением о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденным постановлением Министерства экономики России, Министерства финансов России, Министерства статистики и анализа России, Министерства строительства и архитектуры России от 23 ноября 2001 г. № 187/110/96/18, с последующими изменениями и дополнениями.

6.Методы оценки активов и обязательств.

Основные принципы оценки активов и обязательств сформулированы в ст. 11 Закона:

·оценка имущества и обязательств производится организацией для отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в денежном выражении;

·оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, - по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации, - по стоимости его изготовления.

Материальные запасы (за исключением медикаментов и продуктов питания) учитываются по фактической стоимости, включая затраты на их приобретение, хранение, транспортировку, стоимость услуг и другие аналогичные расходы. Расходы по заготовке и доставке материалов могут учитывать непосредственно стоимость материалов.

Бюджетным организациям разрешается осуществлять списание материалов и продуктов питания только по ценам их приобретения или средним ценам, если данные материальные ценности ранее уже приобретались. Поэтому в учетной политике бюджетного учреждения целесообразно утвердить метод оценки списания материалов и продуктов питания в соответствии с Методическими указаниями Министерства финансов России от 11 декабря 2003 г. № 59 «О порядке учета материальных запасов учреждениями и организациями, состоящими на бюджете».

Стадия принятия решения

Для принятия решения по указанным вопросам необходимо проработать все возможные варианты . Несмотря на то что формированием учетной политики занимается главный бухгалтер, при выборе того или иного способа учета нельзя исходить только из предпочтений с точки зрения работы бухгалтерии. Учетная политика касается деятельности всех структурных подразделений организации, поэтому при ее формировании необходимо учитывать мнение специалистов производственных, планово-экономических, финансовых и иных заинтересованных служб. Выбранная организацией учетная политика должна соответствовать стратегическим целям, которые преследует организация в своем развитии, и принимать во внимание, на какой стадии развития бизнеса она находится (расширение производства, выход на новые рынки сбыта, разработки новой продукции или технологии и т. п.).

Например, при выборе способа оценки активов при выбытии целесообразно провести предварительный расчет экономических и финансовых последствий применения разных способов . На отдельных этапах развития бизнеса, применительно к разным категориям имущества и в зависимости от общей экономической ситуации организации, могут быть выгодны разные способы такой оценки.

Такое экономическое "обоснование" должны делать специалисты, работающие в конкретных областях (производстве, материально-техническом снабжении, капитальных вложениях, обращении ценных бумаг и т. п.), совместно с экономическими службами. Естественно, это не входит в компетенцию бухгалтерии. Обоснование не является обязательным и не регламентируется нормативными документами, но поможет организации сделать осознанный выбор, а затем и оценить его правильность и последствия, соответствие намерений и полученных результатов.

Кроме того, должно соблюдаться требование рациональности ведения бухгалтерского учета, согласно которому затраты на сбор и обработку информации не должны превышать ценность, полезность самой информации. Кроме того, реальный срок сбора и обработки информации не должен превышать период, в течение которого эта информация действительно может быть полезной для принятия решения заинтересованными пользователями. При выборе конкретных способов ведения бухгалтерского учета необходимо находить своеобразный баланс между потребностями производства и возможностями бухгалтерии, а также учитывать, что в настоящее время значительную роль играет автоматизация учетных процессов и оснащенность организации соответствующей техникой и программными средствами.

По результатам предварительных экономических расчетов и экспертных оценок организация должна принять решение, утвердив один из предлагаемых способов ведения учета. Во избежание внутренних конфликтных ситуаций это решение должно быть согласовано со всеми заинтересованными службами до его окончательного утверждения.

Кто должен руководить работой по формированию учетной политики на стадии принятия решений? Конечно, это может быть главный бухгалтер. Но лучше, если эту миссию примет на себя непосредственно руководитель организации. Это позволит сделать выбор более объективным и оптимальным, что немаловажно в случае возникновения конфликта интересов, одной из сторон которого является непосредственно главный бухгалтер.

Аналогичный порядок применяется и в отношении вопросов, требующих разработки самостоятельного варианта решения. Только в этом случае сначала следует определить все возможные способы, а затем уже действовать по указанной схеме.

Все решения, принятые организацией в отношении выбора способов ведения бухгалтерского учета конкретных направлений, объектов и операций, должны быть оформлены надлежащим образом путем включения в учетную политику. Такую работу, безусловно, следует возложить на главного бухгалтера, так как должны быть соблюдены все формальности, предусмотренные соответствующими нормативными документами.

После утверждения учетной политики главный бухгалтер становится одновременно "гарантом" ее соблюдения и лицом, претворяющим ее положения в практической деятельности.

Причины изменения учетной политики

Согласно п. 4 с. 6 Закона № 129-ФЗ изменение учетной политики может производиться в случаях:

· изменения законодательства Российской Федерации;

· изменения нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета;

· разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;

· существенного изменения условий деятельности организации.

В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.

При этом особый акцент делается на то, что принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год . Но за последние несколько лет российские бухгалтеры привыкли к тому, что перед наступлением нового финансового года в организации должен быть оформлен приказ о внесении изменений в учетную политику. Более того, чтобы не вносить многочисленные поправки, изменения формулировок и нумерации пунктов и т.п., значительное число организаций просто ежегодно утверждают новую учетную политику на следующий год, в которой часть положений полностью повторяют аналогичные положения "прошлогодней" учетной политики, а другие - обновляются полностью или частично. Такие действия стали настолько привычными, что совершенно девальвировали принцип последовательности применения учетной политики. Это обусловлено тем, что ежегодно меняются (создаются) сразу несколько ПБУ. Одновременно идет реформа системы налогообложения и меняется гражданское законодательство. Все это соответствует двум первым из предусмотренных случаев изменения учетной политики.

Внесение в учетную политику изменений, вызванных изменением законодательства и других нормативных актов, не противоречит положениям Закона № 129-ФЗ. Однако отдельные нормативные акты в результате длительной процедуры их согласования и утверждения публикуются уже после наступления нового финансового года, хотя содержат указание о вступлении их в силу с 1 января указанного финансового года. Возникает коллизия - учетная политика, предполагаемая к применению в наступившем году, уже сформирована и утверждена в установленном порядке, согласно законодательству внесение изменений допускается только по завершении наступившего года, одновременно вновь утвержденный нормативный акт требует его исполнения в текущем году. Примером такой ситуации может служить принятие ПБУ 18/02, утвержденного приказом Минфина России от 19.11.02, зарегистрированного в Минюсте России 31.12.02, а опубликованного уже в 2003 г. В такой ситуации организация может поступить по формальному признаку и применять до завершения текущего финансового года учетную политику, утвержденную в установленном порядке до его начала. Однако в этом случае бухгалтерская отчетность организации будет сформирована без учета требований уже действующего ПБУ. Это может привести к тому, что показатели отчетности не будут сопоставимы с аналогичными показателями других организаций, а это свою очередь, может повлиять на финансовое положение организации (потенциальные инвесторы или партнеры не смогут получить достоверную информацию, необходимую им для принятия решений). В этой ситуации, по мнению автора, целесообразно все же внести необходимые изменения в действующую учетную политику, не дожидаясь наступления нового отчетного года.

Два последних из указанных случаев, в которых допускается изменение учетной политики (в общем порядке, т. е. с начала следующего финансового года), конкретизированы в п. 16 ПБУ 1/98, а именно:

применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т. п.

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевшихся ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

На практике это означает, что в течение отчетного года в действующую учетную политику можно вносить дополнения, т. е. пополнять ее состав новыми положениями в отношении разделов и объектов учета, которые ранее не встречались в деятельности организации, и поэтому порядок их бухгалтерского учета не регламентировался в данной организации. Под это правило не подпадает ситуация с введением в действие нового ПБУ, так как оно устанавливает новые правила отражения объектов и операций в бухгалтерском учете и отчетности, а сами объекты и операции к этому моменту уже присутствуют в хозяйственной деятельности организации. Например, ПБУ 18/02 ввело новые понятия (постоянные и временные разницы и производные от них постоянные налоговые обязательства, отложенные налоговые активы и обязательства, однако сами объекты учета возникли в практике организаций несколько раньше) одновременно с вступлением в силу гл. 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций", установившей новые правила определения налоговой базы по этому налогу.

1.3 РАСКРЫТИЕ ПОЛОЖЕНИЙ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

В учетной политике целесообразно предусмотреть два раздела: организационно-технический и методический.

Организационно-технический раздел определяет:

· организацию ведения бухгалтерского учета;

· форму бухгалтерского учета;

· технологию обработки учетной информации;

· порядок проведения инвентаризаций;

· организацию системы внутреннего контроля;

· порядок документооборота;

· рабочий план счетов бухгалтерского учета.

При этом порядок организации бухгалтерского учета должен устанавливать способ его ведения и степень централизации (при наличии в организации филиалов), структуру бухгалтерии. Технология обработки учетной информации прямо зависит от степени автоматизации учетных процессов. В приложение целесообразно вынести общий перечень и формы составляемых бухгалтерских регистров и инструкции по их заполнению. Порядок проведения инвентаризации должен определять перечень имущества и обязательств, подлежащих инвентаризации, даты и сроки проведения плановых инвентаризаций. Внутренний контроль, как правило, осуществляется в организациях силами контрольно-ревизионной комиссии или подразделениями внутреннего аудита, деятельность которых регламентируется соответствующим положением. Поскольку документооборот и рабочий план счетов представляют собой довольно объемные документы, их следует включить в приложение к учетной политике. Также в составе приложений следует привести применяемые в организации (разработанные ею в порядке дополнения атрибутов типовых форм или полностью) формы первичных документов, по которым не предусмотрены типовые формы, формы внутренней бухгалтерской отчетности (в первую очередь, это актуально для организаций, имеющих сложную внутреннюю структуру и разветвленную сеть филиалов), а также формы внешней бухгалтерской отчетности, разработанные на основе образцов, рекомендованных Минфином России. Непосредственно в учетной политике целесообразно установить критерий существенности показателей для раскрытия в составе бухгалтерской отчетности.

Методический раздел учетной политики определяет:

· методы оценки активов и обязательств организации;

· методы признания доходов и расходов организации;

· методы калькулирования себестоимости.

Столь короткий перечень рассматриваемых вопросов не должен вводить в заблуждение - методический раздел всегда бывает объемным, и именно он определяет правила учета в организации. Поскольку учетная политика конкретизирует способы учета и оценки практически всех активов и обязательств организации, целесообразно сгруппировать их по какому-либо признаку, например:

· в последовательности нумерации счетов бухгалтерского учета (основные средства (счет 01) и их амортизация (счет 02), доходные вложения в материальные ценности (счет 03), нематериальные активы (счет 04) и их амортизация (счет 05), расходы на НИОКР (счет 04) и т. д.);

· в последовательности отражения показателей в составе бухгалтерского баланса по статьям (по мере повышения ликвидности - нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения и т. д.);

· в последовательности их возникновения в процессе жизнедеятельности организации (капитальные вложения, основные средства, нематериальные активы, результаты НИОКР и т. д.), а также в любом другом порядке, удобном для организации.

Следует отметить, что приведенные элементы организационно-технического и методического разделов учетной политики не являются исчерпывающими. Организации вправе расширять их, дополняя другими подразделами.

ГЛАВА II. ДОКУМЕНТООБОРОТ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ УЧЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ

2.1 ДОКУМЕНТООБОРОТ КАК ЭЛЕМЕНТ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, приемы организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы учетных регистров, обработки информации и др.

Более подробно разделы учетной политики рассматриваются в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, которое вступило в силу с 1 января 1999 г. Этим положением предусматриваются правила документооборота и технология обработки учетной информации как необходимый элемент учетной политики.

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденном приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н, принятая организацией учетная политика утверждается приказом или иным письменным распоряжением руководителя организации.

При этом утверждаются:

1. рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые в организации счета, необходимые для ведения синтетического и аналитического учета;

2. формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

3. методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;

4. порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;

5. правила документооборота и технология обработки учетной информации;

6. порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать ряд обязательных реквизитов.

Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после её окончания.

Формы учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности, правила документооборота и технология обработки учетной информации наряду с рабочим планом счетов бухгалтерского учета, методами оценки отдельных видов имущества и обязательств, порядком проведения инвентаризации и контроля за хозяйственными операциями являются обязательными элементами учетной политики предприятия.

Первичные учетные документы создаются, порядок и сроки их передачи для отражения в бухгалтерском учете устанавливаются в соответствии с утвержденным в организации графиком документооборота.

Особое внимание следует обратить на ужесточение с 1 января 1999 г. требований к оформлению первичных документов. Эти требования изложены в Порядке поэтапного введения в организациях, независимо от формы собственности, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденном совместным постановлением Госкомстата России и Минфина России от 29 мая 1998 г. №57а. Этим постановлением предусмотрено, что введение в организациях на территории Российской Федерации унифицированных форм первичной учетной документации как элемента учетной политики проводится с начала финансового года.

С января 2000г. первичные учетные документы должны приниматься к учету, если они составлены по унифицированным формам, утвержденным Госкомстатом России в 1997 - 1998 гг. по согласованию с Минфином России, Минэкономики России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, по следующим разделам учета:

Сельскохозяйственной продукции и сырья;

Труда и его оплаты;

Материалов, МБП, основных средств и нематериальных активов;

Работ в капитальном строительстве и в автомобильном транспорте;

Работы строительных машин и механизмов;

Результатов инвентаризации;

Кассовых и торговых операций.

Маловероятна, но не исключена возможность разногласий с контрольными органами по поводу правомерности принятия или неприятия к учету хозяйственных операций, оформленных с нарушениями упомянутого выше Постановления. Во избежания разногласий на этапе формирования учетной политики следует проанализировать существующую систему документооборота и применяемые формы первичных документов и учетных регистров в целях приведения их в соответствие с требованиями законодательства.

Следует обратить внимание на то, что последовательная унификация применяемых форм первичных документов - это одна из составляющих процесса реформирования бухгалтерского учета и приведения его в соответствие с требованиями международных стандартов финансовой отчетности (Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности" от 6 мая 1998 г. №283).

2.2 ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПО УПОРЯДОЧЕНИЮ ДОКУМЕНТООБОРОТА

Примерный план работы предприятия по приведению в соответствие с требованиями законодательства существующих на предприятии схем документооборота и применение форм первичных документов и учетных регистров может быть следующим.

1. Подготовка, издание и доведение до персонала предприятия распоряжения руководителей предприятия о проведении мероприятий по внедрению единой системы документооборота.

2. Ознакомление административно-управленческого персонала предприятия с требованиями российского законодательства в сфере документального оформления хозяйственных операций.

3. Составление (или анализ имеющейся) организационно-функциональной структуры предприятия.

4. Установление функциональной и линейной подчиненности подразделений предприятия.

5. Анализ существующих положений (регламентов) о подразделениях на предмет их соответствия фактическому положению дел, внесение изменений в эти положения или их разработка в случае отсутствия.

6. Составление схем существующих информационных потоков и схем документооборота на предприятии.

7. Анализ информационных потоков и схем документооборота на предмет выявления дублирующих потоков информации или недостающих информационных связей.

8. Сбор, систематизация и анализ применяемых в настоящее время на предприятии форм первичных документов.

9. Установление принадлежности (сопоставление) применяемых форм документов соответствующим разделам бухгалтерского (управленческого, финансового, налогового) учета.

10. Сопоставление применяемых форм первичных документов формам, предусмотренным нормативными документами.

11. Внесение дополнительных (недостающих) реквизитов в применяемые формы первичных документов или введение в делопроизводство недостающих форм документов.

12. Составление, утверждение и доведение до персонала как элемента учетной политики единого для всех филиалов и структурных подразделений предприятия альбома унифицированных форм первичных документов, а в случае необходимости - инструкций по применению этих форм.

Подобные документы

    Сущность учетной политики, её значение и требования к ней предъявляемые. Принципы и основы формирования учетной политики. Методологическое обеспечение бухгалтерского учета в области учетной политики. Элементы учетной политики. Аудит учетной политики.

    курсовая работа , добавлен 19.03.2008

    Порядок формирования учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета. Влияние элементов учетной политики на финансовые коэффициенты предприятия. Использование международной практики оптимизации налогообложения с помощью учетной политики.

    дипломная работа , добавлен 15.01.2012

    Основные требования по формированию и раскрытию учетной политики. Формирование и изменение учетной политики. Методологические аспекты учетной политики. Учетная политика для целей налогообложения и бухгалтерского учета ЗАО "Бурда бетройунг".

    дипломная работа , добавлен 13.09.2006

    Сущность учетной политики и нормативная база для ее формирования. Составление учетной политики по МСФО, порядок ее изменения и раскрытия. Мероприятия по совершенствованию учетной политики предприятия: организационно-технические и методические вопросы.

    дипломная работа , добавлен 11.02.2013

    Документальное отражение учетной политики. Учетная политика предприятия в целях бухгалтерского учета и налогообложения. Основные проблемы в формировании и реализации учетной политики ООО "Баумикс-Сибирь". Построение единой учетной системы в организации.

    дипломная работа , добавлен 04.08.2012

    Оформление и раскрытие учетной политики на примере ОАО "Энергосервис". Отражение в бухгалтерской отчетности информации об изменениях оценочных значений. Формы бухгалтерского учета и технология обработки учетной информации, организация документооборота.

    дипломная работа , добавлен 04.03.2011

    Понятие учетной политики и ее нормативная регламентация. Формирование и изменение учетной политики. Организация системы бухгалтерского учета. Учет внеоборотных и оборотных активов, затрат на производство, финансовых вложений и долговых обязательств.

    дипломная работа , добавлен 17.07.2012

    Основные разделы учетной политики. Взаимосвязь бухгалтерского и налогового учета. Методы формирования учетной политики для организаций со смешанным бюджетом. Анализ состояния учетной политики Ярославского государственного технического университета.

    дипломная работа , добавлен 09.11.2010

    Понятие учетной политики, ее состав и принципы. Формирование учетной политики для целей управленческого учета. Степень изученности вопроса на современном этапе. Разработка учетной политики для целей управленческого, бухгалтерского и финансового учета.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2013

    Экономическое содержание, нормативное регулирование, порядок оформления и раскрытия учетной политики, ее внешний и внутренний контроль. Изменения учетной политики и их последствия. Описание учетной политики предприятия и оценка мер ее эффективности.

В настоящее время организации должны оформлять два вида внутренних нормативных документов: учетную политику для це­лей бухгалтерского учета и учетную политику для целей налого­обложения.

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» ответственным за формирование учетной политики, ведение бухгал­терского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности является главный бухгалтер организации.

Формирование учетной политики регламентируется Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденным приказом Минфина России от 09.12.98 г. № 60н.

Под учетной политикой организации понимается принятая сово­купность способов ведения бухгалтерского учета - первичного на­блюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогово­го обобщения фактов хозяйственной деятельности (п. 2 ПБУ 1/98).

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, пога­шения стоимости активов, организации документооборота, инвен­таризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, сис­темы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

Учетная политика принимается до наступления нового финан­сового года и применяется последовательно из года в год.

Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (го­сударственной регистрации). Принятая вновь созданной организа­цией учетная политика считается применяемой со дня приобрете­ния прав юридического лица (государственной регистрации).

Формирование учетной политики осуществляется на базе следующих основных допущений:

1. Имущественная обособленность. Данное допущение означа­ет, что на балансе организации должно учитываться только то иму­щество, которое согласно закону или договору ей принадлежит.

2. Непрерывная деятельность. Согласно этому допущению руководство организации осведомлено об имеющихся неопреде­ленностях, связанных с событиями и условиями, которые могут вызвать значительные затруднения в осуществлении своей дея­тельности в дальнейшем. Эти неопределенности должны быть обя­зательно отражены в учетной политике.

3. Последовательность применения учетной политики. Это допущение обеспечивает определенную стабильность при ведении бухгалтерского учета. Однако при внесении кардинальных изме­нений в нормативные акты по бухгалтерскому учету учетная поли­тика может быть изменена или дополнена.

4. Временная определенность фактов хозяйственной дея­тельности. Данное допущение предполагает, что факты хозяйст­венной деятельности организации относятся к тому отчетному пе­риоду, в котором они имели место, независимо от момента их оп­латы и времени поступления.

Процесс составления учетной политики как внутреннего до­кумента организации состоит из двух этапов - формирование и раскрытие учетной политики.

Первый этап обязателен для всех организаций, имеющих статус юридического лица. Исключение сделано только для кредитных организаций и для филиалов и представительств иностранных орга­низаций, находящихся на территории Российской Федерации.

Раскрывать учетную политику обязаны только организации, которые публикуют свою отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредитель­ным документам либо по собственной инициативе. К таким орга­низациям относятся, например, акционерные общества.

Учетная политика организации оформляется организационно­распорядительным документом - приказом или распоряжением руководителя.

Учетная политика для целей бухгалтерского учета. В учет­ной политике для целей бухгалтерского учета первоначально оп­ределяется организационная форма бухгалтерского учета.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О бухгалтер­ском учете» руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:

а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразде­ление, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной орга­низации или бухгалтеру-специалисту;

г) вести бухгалтерский учет лично.

При формировании учетной политики утверждаются:

1. Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевремен­ности и полноты учета и отчетности.

2. Формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности. Внедрение в организациях на территории Российской Федерации унифицированных форм первичной учетной документации как эле­мента учетной политики производится с начала финансового года.

3. Порядок проведения инвентаризации активов и обяза­тельств организации. Общие требования к порядку и срокам про­ведения инвентаризаций определены ст. 12 Федерального закона «О бухгалтерском учете» и п. 26-28 Положения по ведению бух­галтерского учета. Детализация требований осуществлена в Мето­дических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.95 г. №49.

4. Методы оценки активов и обязательств. В соответствии с п. 8 ПБУ 1/98 при формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтер­ского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бух­галтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского уче­та, то при формировании учетной политики осуществляется разра­ботка организацией соответствующего способа исходя из ПБУ 1/98 и иных положений по бухгалтерскому учету. Основные принципы оценки активов и обязательств сформулированы в ст. 11 Федерального закона «О бухгалтерском учете».

5. Правила документооборота и технология обработки учетной информации. Правила документооборота определяются формой сче­товодства, принятой в организации (или выбранной - для вновь созданных организаций), а также объемом производственной или торговой деятельности и особенностями технологического процесса.

6. Порядок контроля хозяйственных операций.

7. Другие решения, необходимые для организации бухгалтер­ского учета. В данном разделе учетной политики должны раскры­ваться вопросы, не нашедшие отражения в других разделах, но необходимые для организации бухгалтерского учета в организа­ции. Такими вопросами могут быть, например, вопросы, касаю­щиеся менеджмента, маркетинговой политики организации, цено­образования, финансового и экономического анализа и т.п.

Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.

К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащим рас­крытию в бухгалтерской отчетности, относятся:

Отнесение имущества к объектам основных средств;

Способы начисления амортизации основных средств, нема­териальных и иных активов;

Оценки производственных запасов, товаров, незавершенно­го производства и готовой продукции;

Признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг;

Другие способы.

Учетная политика для целей налогообложения. Налоговый учет представляет собой систему сбора, фиксации и обработки хо­зяйственной и финансовой информации, необходимой для пра­вильного исчисления налоговых обязательств плательщика.

В процессе формирования учетной политики должны быть ус­тановлены и обоснованы организационно-технические и методи­ческие аспекты налогового учета:

Порядок организации налогового учета;

Принципы и порядок налогового учета видов деятельности, осуществляемых налогоплательщиком;

Формы аналитических регистров налогового учета;

Технология обработки учетной информации;

Способы ведения налогового учета;

Другие аспекты, необходимые для ведения налогового учета.

Если организация осуществляет несколько видов деятельно­сти, то в учетной политике необходимо раскрыть особенности на­логового учета доходов и расходов по каждому из них.

Под учетной политикой для целей налогообложения следует понимать совокупность выбранных предприятием способов веде­ния налогового учета и порядка исчисления налогов и сборов.

Это означает следующее:

1) предприятие осуществляет выбор одного способа из не­скольких, допускаемых законодательными актами, регулирующи­ми порядок определения налоговой базы и исчисления тех или иных налогов и сборов в Российской Федерации. Например, выбор одного из методов определения выручки для целей налогообложе­ния НДС (по отгрузке или по оплате);

2) выбранные способы устанавливаются на предприятии, т.е. на всех структурных подразделениях (включая выделенные на от­дельный баланс), независимо от их места расположения. Таким образом, отдельные цеха, обособленные подразделения, филиалы должны придерживаться установленной предприятием учетной политики;

3) данные способы устанавливаются на длительный срок (как минимум, на отчетный год). Налоговым периодом при исчислении налога на прибыль (отчетным годом) считается период с 1 января по 31 декабря включительно. В пределах налогового периода учет­ная политика организации не может изменяться, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

В отношении НДС и акцизов, при исчислении которых нало­говым периодом считается месяц (в некоторых случаях - квар­тал), учетная политика для целей налогообложения также должна сохраняться в течение, как минимум, года;

4) данные способы должны быть закреплены соответствую­щим документом.

В учетной политике для целей налогообложения должны быть предусмотрены:

1. Метод оценки сырья и материалов, используемых при про­изводстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг), их реализации и ином выбытии.

Пунктом 8 ст. 254 НК РФ предусмотрены следующие методы оценки сырья и материалов:

По стоимости единицы запасов;

По средней стоимости;

По стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

Согласно подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации покупных

товаров налогоплательщик вправе уменьшить доходы от реализа­ции на стоимость приобретения данных товаров, определяемую одним из следующих методов оценки покупных товаров:

По стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

По стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО);

По средней стоимости (в случаях, когда с учетом технологи­ческих особенностей невозможно применение методов ФИФО и ЛИФО).

2. Порядок ведения налогового учета, так как в соответствии со ст. 313 НК РФ организации самостоятельно разрабатывают сис­тему налогового учета. Кроме того, на основании ст. 314 НК РФ формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета и данных первичных учетных документов должны быть представлены как приложения к учетной политике организации для целей налогообложения.

3. Метод начисления амортизации имущества (кроме зданий, сооружений и передаточных устройств со сроком полезного ис­пользования свыше 20 лет), который будет применяться в налого­вом учете. В соответствии с п. 1 ст. 259 НК РФ в целях налогооб­ложения следует применять линейный или нелинейный методы амортизации имущества. При этом метод амортизации может ус­танавливаться отдельно для каждого объекта амортизируемого имущества или для каждой амортизационной группы.

4. Порядок учета расходов на освоение природных ресурсов, относящихся к нескольким участкам недр.

5. Метод учета доходов и расходов (метод начисления или кассовый метод), применяемые в целях налогообложения при исчислении налога на прибыль. Согласно п. 1 ст. 273 НК РФ орга­низации имеют право (но не обязаны) применять кассовый метод учета доходов и расходов, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) ор­ганизации без учета НДС не превысила 1 млн руб. за каждый квартал.

6. Порядок формирования резерва по сомнительным долгам. При этом под сомнительным долгом признается любая задол­женность перед налогоплательщиком в случае, если эта задол­женность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией (п. 1 ст. 266 НК РФ).

Законодательство о налогах и сборах не содержит прямого указания на необходимость фиксирования учетной политики орга­низации для целей налогообложения в отдельном распорядитель­ном документе. Возможно включение отдельных элементов учет­ной политики для целей налогообложения в консолидированный приказ об учетной политике предприятия как для целей бухгалтер­ского учета, так и для целей налогообложения.

Изменение учетной политики. На основании Федерального закона «О бухгалтерском учете» и ПБУ 1/98 изменения в учетной политике организации производятся в случаях:

Изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету (обязательное изме­нение учетной политики);

Разработки организацией новых способов ведения бухгал­терского учета (добровольное изменение учетной политики);

Существенного изменения условий деятельности (добро­вольное изменение учетной политики).

Изменения учетной политики предусматриваются с 1 января текущего года (с начала финансового года). Изменения утвержда­ются соответствующим организационно-распорядительным доку­ментом (п. 18 ПБУ 1/98).

Последствия обязательного изменения учетной политики от­ражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, преду­смотренном соответствующим законодательным или норматив­ным актом. Если законодательно не установлен порядок отраже­ния последствий обязательного изменения учетной политики, то они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном для отражения последствий добровольного из­менения учетной политики.

Решение о добровольном изменении учетной политики долж­но обеспечить более достоверное представление фактов хозяйст­венной деятельности в учете и отчетности организации, меньшую трудоемкость учетного процесса.

Если новый способ ведения бухгалтерского учета отвечает данным критериям, то добровольное изменение учетной политики можно считать обоснованным.

К существенным изменениям условий деятельности организа­ции можно отнести:

Реорганизацию предприятия;

Смену собственников;

Изменение видов деятельности.

Все изменения учетной политики объясняются в пояснитель­ной записке к бухгалтерской отчетности. При этом если изменения учетной политики оказывают или способны оказать существенное влияние на финансовое положение организации, то данные изме­нения подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской от­четности. Данная информация должна содержать:

Причину изменения учетной политики;

Оценку последствий изменения в стоимостном выражении;

Указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность данные за период, предшествующий отчетному, откорректированы.

Формирование учетной политики в МСФО. В МСФО учет­ная политика (accounting policies) определяется как совокупность конкретных принципов, допущений, правил и подходов, принятых компанией для подготовки и представления финансовой отчетно­сти. В отличие от российской практики международные стандарты оперируют этим понятием исключительно применительно к фи­нансовой отчетности, а не бухгалтерскому учету в целом.

Подход к формированию учетной политики компании, сфор­мулированный в МСФО, нацелен на обеспечение соответствия финансовой отчетности стандартам. Согласно МСФО 1 «Пред­ставление финансовой отчетности» компания должна ориентиро­ваться на принципы и требования, предписанные МСФО. При от­сутствии таких принципов руководство компании вырабатывает учетную политику, при использовании которой финансовая отчет­ность будет содержать полную информацию, необходимую поль­зователям для принятия решений, достоверно отражающую фи­нансовые результаты деятельности компании.

В последнем случае МСФО предлагают три способа (источ­ника) определения учетной политики:

По аналогии со сходными операциями;

Исходя из общих определений и критериев;

На основе национальных правил и признанной практики.

Первый способ предполагает ориентацию на требования,

принятые для сходных операций, и общие принципы системы МСФО. При этом рассматриваются стандарты и разъяснения, которые непосредственно не регулируют конкретный вопрос. Сходство операций устанавливается на основе профессиональ­ного суждения. Например, при отражении согласно МСФО 28 «Учет инвестиций в ассоциированные компании» в отчетности инвестиций в ассоциированные компании (associate) методом долевого участия многие процедурные вопросы должны ре­шаться в порядке, аналогичном предусмотренному МСФО 27 «Сводная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние компании».

При втором способе источником учетной политики компании по конкретному вопросу выступают общие определения и крите­рии признания, отраженные в Принципах подготовки и представ­ления финансовой отчетности. Эти определения и критерии могут быть использованы, например, при установлении следующих мо­ментов: должен ли (и в какой момент) объект быть капитализиро­ван (списан в расход), как отражать в отчетности суммы НДС, подлежащего возмещению из бюджета, и других налогов, подле­жащих уплате (кроме налогов на доходы, порядок учета которых установлен в МСФО 12).

При третьем способе допускается использовать национальные правила учета, а также ориентироваться на общепризнанную прак­тику разрешения конкретных вопросов. Источником требований и принципов отчетности могут стать Общепринятые принципы фи­нансовой отчетности США (US GAAP), которые, по общему при­знанию, содержат детально разработанные правила учета для мно­гих сложных операций. Однако этот способ допустим лишь в том случае и в той степени, в какой национальные правила и отраслевая практика не противоречат содержанию Принципов подготовки и представления финансовой отчетности, стандартов и разъяснений.

В МСФО специально не рассматривается возможность при от­сутствии конкретных требований ориентироваться на публикуе­мые Правлением Комитета по МСФО проекты стандартов и дру­гие материалы как источник разрешения вопросов, возникающих при подготовке финансовой отчетности. Очевидно, что окончатель­ное решение отражается лишь в стандарте, принятом Правлением.

Избранная учетная политика должна обеспечивать формирова­ние такой финансовой отчетности компании, которая содержит уместную и надежную информацию. Согласно Принципам подго­товки и представления финансовой отчетности информация призна­ется уместной, когда она влияет на принимаемые пользователями отчетности экономические решения, помогая им оценивать про­шлые, текущие и будущие факты хозяйственной жизни компании.

Особое значение при выработке учетной политики компании должно придаваться соблюдению приоритета экономического со­держания перед юридической формой. Экономическое содержание

факта хозяйственной жизни не всегда согласуется или соответст­вует тому, что вытекает из его юридической или изначально заду­манной формы.

Вопросы изменения учетной политики компании рассматри­ваются в МСФО 8 «Чистая прибыль или убыток за отчетный пери­од, фундаментальные ошибки и изменения в учетной политике». В целом избранная компанией учетная политика может быть изме­нена лишь в случае, когда этого требует орган, регулирующий стандарты финансовой отчетности, а также при переходе к более уместному и надежному варианту. Объем и порядок раскрытия учетной политики в финансовой отчетности обсуждаются в каж­дом конкретном стандарте.