Бухгалтерский баланс бюджетного учреждения формируется, как правило, в автоматическом режиме и сдается в составе годовой отчетности. Однако в течение года у бюджетного учреждения может появиться необходимость в сдаче промежуточного ликвидационного или разделительного балансов.

Чем руководствоваться

В 2016 году бухгалтерам бюджетных учреждений по-прежнему следует руководствоваться Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 № 33н (далее - Инструкция № 33н). Данная инструкция регламентирует порядок составления и представления годовой и квартальной бухгалтерской отчетности. Последние изменения внесены инструкцию приказом Минфина от 20 марта 2015 г. № 43н. Так, введено несколько новых строк в Справку о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах. При этом указанная справка входит в состав Баланса государственного (муниципального) учреждения (форма 0503730). Предусмотрены новые табличные формы в составе Пояснительной записки . Введена форма 0503762 «Сведения о результатах деятельности учреждения по исполнению государственного (муниципального) задания и по достижению целей, предусмотренных условиями предоставления субсидий на иные цели и субсидий на осуществление капитальных вложений».

Дело в том, что итоговые результаты деятельности бюджетных и автономных учреждений устанавливаются учредителем еще в момент выдачи им соответствующего государственного (муниципального) задания. Поэтому важно установить исполнение такими учреждениями задания учредителя по факту. Таким образом, вести подготовку к заполнению новой формы необходимо в течение года.

Как формировать отчетность при реорганизации или ликвидации

При реорганизации, изменении типа учреждения или ликвидации бухгалтерскую отчетность необходимо формировать и представлять на дату проведения этих мероприятий. В состав отчетности в обязательном порядке входит разделительный (ликвидационный) баланс (далее - форма 0503830).
Пояснительная записка к балансу бюджетного учреждения (ф.0503760) относится к формам, предусмотренным для годовой отчетности. Однако промежуточная отчетность предоставляется, как правило, в объеме годовых форм. При этом вопрос о том, что писать в пояснительной записке к балансу бюджетного учреждения в случае его реорганизации (ликвидации) стоит особенно остро.
Методические рекомендации о том, как написать пояснительную записку к балансу бюджетного учреждения, должен сформировать, прежде всего, учредитель реорганизуемого (ликвидируемого) учреждения. Общие рекомендации о том, как заполнить пояснительную записку к балансу бюджетного учреждения, даны в письме Минфина России от 22 августа 2013 г. № 03-01-11/34511.
В письме Минфина Пермского края от 14 июля 2014 г. № СЭД-39-01-13-101, например, сказано, что при реорганизации пояснительная записка должна подаваться в составе текстовой части и формы 0503773 «Сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения». При этом для решения управленческих и оперативных вопросов на основании решения учредителя (финансового органа) может быть представлена иная информация.

Анализ рекомендаций различных учредителей бюджетных учреждений о том, как составить пояснительную записку к балансу бюджетного учреждения, показывает, что в текстовой части Пояснительной записки дополнительно должны быть раскрыты, например:

  • сведения о правопреемственности по всем обязательствам реорганизуемого (преобразуемого) учреждения в отношении всех кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые в суде;
  • другая информация, существенная для учредителя, которая характеризует показатели деятельности реорганизуемого учреждения за отчетный период.

Структура баланса бюджетного учреждения при его ликвидации отличается от формы 0503730. Так, например, требования кредиторов в промежуточном ликвидационном балансе учитываются:

  • в размере, признанном ликвидационной комиссией;
  • на основании документов, подтверждающих наличие обязательства и размер долга.

Кредиторы, чья задолженность не была включена в промежуточный ликвидационный баланс, могут предъявить свои требования в суде. Требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда отказано, считаются погашенными (п. 6 ст. 64 ГК РФ). Поэтому сверх той задолженности, которая будет зафиксирована при составлении промежуточного ликвидационного баланса, может быть истребована задолженность, присужденная к взысканию судом.
Для бюджетного учреждения самым главным должно быть понимание того, какие действия будут предприняты на основании промежуточного ликвидационного баланса. К ним относятся:

  • оценка достаточности денежных средств для расчетов с кредиторами;
  • погашение признанной ликвидационной комиссией задолженности.

Кредиторская задолженность, права на которую не предъявлены, списывается в состав чрезвычайных доходов от операций с активами.
Расчеты с учредителями в балансе бюджетного учреждения, которое находится в процессе ликвидации или реорганизации, также не менее важны. Ведь промежуточный ликвидационный баланс учреждения утверждается органом государственной власти, принявшим решение о ликвидации. Исходя из сущности процессов реорганизации (ликвидации), реформация баланса в бюджетном учреждении при формировании формы 0503830 не проводится.

Каким образом проверить ликвидационный баланс бюджетного учреждения

Приемы, обеспечивающие успешную сдачу баланса, максимально облегчены за счет увязки между показателями. Более того, бухгалтерский баланс взаимосвязан с другими формами отчетности. Увязка выполняется в автоматическом режиме на основании таблиц соответствия. Таким образом, при проверке баланса лучше сосредоточится на анализе финансово-хозяйственной деятельности (далее - ФХД) учреждения.
Так как анализ ФХД сети подведомственных учреждений - один из методов оптимизации, то учреждению для управленческих целей также можно анализировать промежуточные балансы для оценки своих шансов не быть реорганизованным или закрытым. Особенно важен анализ промежуточного ликвидационного баланса, так как на его основе выплачиваются денежные суммы кредиторам.
Выплаты указанных сумм производятся, начиная со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Исключение - кредиторы третьей и четвертой очереди. Таким кредиторам долги выплачиваются по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. При некачественной проверке у ликвидируемого учреждения может возникнуть необходимость в каких-либо расходах после подписания промежуточного ликвидационного баланса.
Однако в некоторых случаях такие ситуации не связаны с качеством проверки. Так, например, учреждение должно оплачивать коммунальные и иные аналогичные услуги, хотя соответствующие обязательства не предусмотрены промежуточным ликвидационным балансом. В силу пункта 3 статьи 62 Гражданского кодекса РФ к ликвидационной комиссии переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Поэтому в целях сохранности имущества и обеспечения деятельности учреждения до момента ликвидации комиссия вправе оплачивать подобные расходы. В любом случае, до составления ликвидационного баланса ликвидационная комиссия должна:

  • завершить расчеты с дебиторами и кредиторами;
  • передать материальные ценности собственнику (как правило - органу по управлению государственным или муниципальным имуществом);
  • обеспечить закрытие в установленном порядке лицевых счетов в органах федерального казначейства (в иных органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджета) и в кредитных организациях.

При этом остатки неиспользованных бюджетных средств отзываются с лицевого счета ликвидируемого органа или учреждения главным распорядителем на его распорядительный счет.
Даже визуальная проверка ликвидационного баланса позволяет сделать вывод о том, осталось ли после удовлетворения требований кредиторов имущество у учреждения. Такое имущество передается собственнику, если иное не предусмотрено законами и иными правовыми актами РФ, а также учредительными документами организации.
Только после завершения всех операций и тщательной проверки данных, ликвидационная комиссия должна составить окончательный вариант ликвидационного баланса учреждения и представить его учредителю в лице соответствующего органа власти или местного самоуправления.

Как сдать ликвидационный баланс бюджетного учреждения

Ликвидационный баланс с заявлением установленной формы и документом об уплате государственной пошлины подается в регистрирующий орган.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо, соответственно, прекратившим свою деятельность, только после внесения записи об этом в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Об этом сказано в статье 22 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ, который регламентирует, в частности, государственную регистрацию юридических лиц.
Только по завершении всех процедур регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.
В случае реорганизации учреждения предоставление отчетности мало отличается от ее представления в процессе ликвидации. Отчетность необходимо представить:

  • учредителю, в ведении которого учреждение находилось до реорганизации;
  • органу исполнительной власти, принявшему решение о реорганизации.

По новой ведомственной подчиненности отчетность представляется после утверждения соответствующим органом власти или бывшим учредителем (п. 75-79 Инструкции № 33н, письмо Минфина России от 22 августа 2013 г. № 03-01-11/34511).

Книга: Основы учета в бюджетных организациях и учреждениях - конспект лекций (УДПСУ)

ТЕМА 10. ОТЧЕТНОСТЬ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

1. Понятие об отчетности бюджетных учреждений.

2. Виды отчетности.

3. Порядок составления баланса. Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Состав и содержание отдельных видов отчетности.

Литература:

Основная:

Дополнительная:

1. Понятие об отчетности бюджетных учреждений

Составление отчетности в бюджетных учреждениях завершает полный цикл бухгалтерской обработки данных, которые накапливаются в учетных реестрах.

Особенности бухгалтерской отчетности в бюджетных организациях:

· обязательность и государственное регламентуванння, что вытекает из характера утверждения бюджета. Государство через Министерство финансов строго регламентирует состав и порядок составления отчетности, сроки ее представления, рассмотрения и утверждения. Все бюджетные организации, учреждения должны придерживаться правил и сроков составления отчетности, представлять ее в установленном объеме;

· единство формы и содержания, что дает возможность статистического группирования и сведение ее показателей;

· методологическое единство показателей, которая предусматривает единые методы расчетов одинаковых отчетных показателей, их обязательное согласование с соответствующими показателями, утвержденными сметами и штатными расписаниями. Это необходимо для контроля за исполнением сметы доходов и расходов;

· достоверность отчетных показателей, которая вытекает из самой природы утверждения бюджетов всех уровней, что также необходима для успешного выполнения показателей бюджета, как по доходам, так и расходам, для своевременного реагирования на отклонения. Достоверность означает, что бухгалтерская отчетность должна давать верное и полное представление об имущественном и финансовом состоянии организации, а также результаты ее деятельности. Достоверной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная с учетом правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования;

· простота, понятность, доступность и прозрачность отчетности, которые необходимы для широкого привлечения всех работников к управлению, активизация человеческого фактора. Простота и ясность необходимы еще и для того, чтобы не завуальовувались недостатки деятельности отдельных руководителей;

· целостность - требование, связанное с необходимостью включения в бухгалтерскую отчетность данных обо всех хозяйственных операциях, которые осуществляются организацией как юридическим лицом в целом;

· последовательность, что закрепляет на практике поэтапность процесса составления бухгалтерской отчетности, то есть необходимость постоянства содержания и форм бухгалтерского баланса и пояснений от одного отчетного периода к другому.

Отчетность об исполнении бюджета - это метод обобщения плановых и отчетных показателей, приведенных в такую систему, которая характеризует исполнение бюджета, обязательств, утвержденных сметами за соответствующий отчетный период.

Отчетность об исполнении сметы доходов и расходов - это система показателей, которая характеризует исполнение бюджета и помогает регулированию деятельности организации и учреждения за соответствующий отчетный период времени. 2. Виды отчетности

Отчетность, которую предоставляют учреждения и организации, содержащиеся за счет средств соответствующих бюджетов, можно условно поделить на такие виды:

· по составу:

а) месячная;

Б) квартальная;

в) годовая;

· по объему:

а) сводная;

Б) вышестоящая организация;

в) органы Государственного казначейства;

· по месту представления:

а) отчетность, которая подается Счетной палате;

Б) отчетность, которая подается в органы налоговой службы;

в) отчетность, которая подается в органы статистики;

Г) отчетность, которая подается в другие органы.

· в зависимости от использования средств

А) отчетность по бюджетным средствам;

б) отчетность по специальным средствам;

В) отчетность по суммам по поручениям и за другими внебюджетными средствами.

Годовые отчеты составляются за отчетный год, которым считается период с 1 января до 31 декабря включительно.

Формы отчетности заполняются в гривнях, а сводные отчеты главных распорядителей - в тысячах гривен с одним десятичным знаком. В формах бухгалтерских отчетов приводятся все предусмотренные показатели. В случаях незаполнения той или иной статьи (строки, графы) ввиду отсутствия активов, пассивов, операций эта статья прочеркивается.

До представления годового бухгалтерского отчета на основании утвержденных руководителем учреждения предложений постоянно действующих инвентаризационных комиссий по урегулированию расхождений фактического наличия ценностей соответствующие записи должны быть внесены в реестры и счетов бухгалтерского учета. Суммы статей баланса по средствам на счетах в банках, банковским займам, данные о движении финансирование из бюджета и внебюджетных фондов должны соответствовать сведениям, указанным в выписках банков. Отражение в балансе сумм по расчетам с финансовыми и налоговыми органами, которые взаимно не согласованы, не допускается.

Бухгалтерские отчеты подписывают руководитель и главный бухгалтер учреждения, в централизованных бухгалтериях - руководитель этого органа управления учреждения, при котором она образована, и главный бухгалтер. Кроме того, отчеты о выполнении плана по штатам и контингентам в министерствах, ведомствах, управлениях (отделах) госадминистраций подписывает руководитель финансовой службы.

В бухгалтерских отчетах не должно быть никаких подчисток и помарок. Исправление ошибок в отчетах осуществляется с соблюдением требований, установленных закнодавством.

Формы годового отчета должны быть пронумерованы, прошнурованы, сброшюрованные в отдельную папку, составлен перечень форм, включенных в годовой отчет.

Сроки представления годовых отчетов учреждениями устанавливаются организациями, к которым подаются эти отчеты.

Каждый бухгалтерский отчет учреждения до подачи его в определенные органы рассматривается и утверждается в порядке, установленном законодательством и учредительными документами организации.

Годовые бухгалтерские отчеты представляются:

· высшей учреждении;

· органа Государственного казначейства - при получении ассигнований из бюджета;

· органу Государственной статистики - при отдельных указаниях.

Сводные годовые отчеты министерств, других центральных органов исполнительной власти подаются в Управление бухгалтерского учета и отчетности Главного управления Государственного казначейства Украины руководителями бухгалтерских служб этих учреждений после проверки данных об ассигнованиях Управлением оперативно-кассового планирования расходов Главного управления Государственного казначейства Украины и проверки формы № 3 “Отчет о выполнении плана по штатам и контингентам” отраслевыми управлениями Министерства финансов Украины.

Информационность годового отчета должна быть дополнена пояснительной запиской, которая является обязательным приложением к годовому отчету. Ее объем и содержание не регламентированы, хотя вряд ли целесообразно перегружать записку исчислению показателей, которые непосредственно читаются по формам отчетности. Вместе с тем, в пояснительной записке приводятся объяснения основных факторов, которые повлияли на хозяйственные и финансовые результаты работы учреждения, освещается ее финансовое и имущественное состояние. Кроме того, здесь находят свое отражение сведения о намерении учреждения изменить на будущий год методологию подачи отдельных хозяйственных и имущественных операций, денежных средств и расчетов, а также подачу информацию о дебиторов, имеющих наибольшую просроченную задолженность, с указанием суммы долга.

В пояснениях к отчету все учреждения приводят курс, по которому при составлении годового бухгалтерского отчета был осуществлен пересчет активов и пассивов в иностранной валюте, в денежную единицу, которая действует на территории Украины, а также объясняют причины изменений вступительного баланса на начало года.

3. Порядок составления баланса

Для руководства бюджетным учреждением нужно иметь достоверную и исчерпывающую информацию о общий объем использования, источники образования, состояние и размещение средств. Такие данные получают с помощью одного из элементов метода бухгалтерского учета - бухгалтерского баланса.

Бухгалтерский баланс бюджетного учреждения - это метод отражения и группировки на определенную дату, как правило на 1-е число, средств бюджетного учреждения по видам, размещением, использованием и источникам их образования в денежной оценке.

Средства бюджетного учреждения и источники их образования в балансе показываются по статьям.

Статья баланса - это составляющая актива и пассива, которая характеризует группу экономически однородных хозяйственных средств и источников их образования.

Статьи баланса, в свою очередь, объединяются в экономически однородные группы - разделы баланса.

Актив баланса бюджетного учреждения состоит из трех разделов:

И. Необоротные активы.

II. Оборотные активы.

III. Расходы.

В пассиве баланса отражаются источники образования средств. Основным источником образования хозяйственных средств бюджетного учреждения являются ассигнования из бюджета.

Пассив баланса бюджетного учреждения состоит из трех разделов:

И. Собственный капитал.

II. Обязательства.

III. Доходы.

Структура баланса бюджетного учреждения существенно отличается от баланса хозрасчетной.

Баланс составляется на основании сверенных данных синтетического и аналитического учета на конец отчетного периода. Остатки на счетах учета на начало года должны быть тождественны соответствующим данным на конец года в балансе за предыдущий период.

Учреждения составляют единый баланс по всем средствам общего и специального фондов.
Каждое учреждение заполняет в балансе только те строки, которые относятся к ее деятельности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Курсовая работа

Бухгалтерский баланс в анализе финансового состояния предприятия на примере бюджетной организации

Введение

бухгалтерский учет баланс

К бюджетным относятся организации, основная деятельность которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджета на основе смет доходов и расходов (бюджетной сметы). Обязательным условием является открытое финансирование по смете и ведение бухгалтерского учета и отчетности в порядке, предусмотренном для бюджетных организаций.

Особенности бухгалтерского учета в учреждениях бюджетной сферы определяются законодательством о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях и организациях, утвержденной Приказом Министерства финансов РФ от 30.12.09 г. №148н и другими нормативными документами, содержащими указания по учету и отражению в балансе операций организаций и учреждений, состоящих на бюджете.

К особенностям бухгалтерского учета в бюджетных организациях относят:

1. организацию учета в разрезе статей бюджетной классификации;

2. контроль исполнения сметы расходов;

3. выделение в учете кассовых и фактических расходов;

4. отраслевые особенности учета в учреждениях бюджетной сферы.

Хорошо поставленный бухгалтерский учет позволяет не только выявить скрытые резервы, обнаруживать нарушение режима экономии плановой и финансово-бюджетной дисциплины, но и предупреждать и вовремя устранять возможные потери и необоснованные затраты.

Совершенствование бухгалтерского учета, усиление его контрольных функций за финансовой и хозяйственной деятельностью организации - основа укрепления финансово-бюджетной дисциплины.

Осуществляя сплошное и непрерывное отражение всех операций, связанных с исполнением сметы расходов по бюджету, бухгалтерский учет позволяет не только систематически сопоставлять их с утвержденными нормативами и сметами, но и устанавливать причины отклонений фактических расходов от утвержденных нормативов и смет, выявлять наиболее целесообразные нормы расходов и повышать уровень бюджетного и сметного планирования в целом. Чем точнее учет, тем выше качество планирования. Используя информацию бухгалтерского учета, руководители учреждений могут оперативно принимать меры, по устранению просчетов и отклонений от утвержденных нормативов в ходе хозяйственной и финансовой деятельности. С помощью бухгалтерского учета в каждом учреждении устанавливаются систематическое наблюдение за сохранностью средств, контроль за их рациональным использованием.

По данным бухгалтерского учета можно вскрыть факты бесхозяйственности, расточительства, излишеств в использовании бюджетных средств, принять меры к сбережению живого и овеществленного труда. Следовательно, бухгалтерский учет - это важнейшее звено системы управления учреждениями бюджетной сферы.

Бухгалтерская отчетность - это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам на определенную отчетную дату. Показатели бухгалтерской отчетности прямо и косвенно формируются из счетов Главной книги или выводятся из учетных данных, получаемых в результате специальных расчетов. Отсюда вытекает органическая связь между бухгалтерским учетом и бухгалтерской отчетностью, которая состоит в том, что сводные учетные данные переходят в соответствующие формы отчетности в виде синтезированных итоговых показателей.

По своему назначению бухгалтерская отчетность является основным источником информации о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменении в ее финансовом положении. Финансовое положение организации определяется находящимися в ее распоряжении активами, структурой обязательств и капитала организации, а также ее способностью адаптироваться к изменениям в среде функционирования. Информация о финансовых результатах позволяет оценить потенциальное изменение в ресурсах. Данные об изменениях в финансовом положении организации дают возможность оценить ее инвестиционную, финансовую и текущую (операционную) деятельность в отчетном периоде.

Тщательное изучение бухгалтерской отчетности позволяет вскрыть причины достигнутых успехов либо недостатков в работе, наметить путь совершенствования деятельности организации.

Все вышеизложенное подтверждает актуальность темы настоящей работы, предопределило ее цель и задачи.

Целью курсовой работы является изучение особенностей бухгалтерской отчетности в бюджетных организациях.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Изучить по нормативным материалам и данным литературы основы ведения бухгалтерского учета в бюджетных организациях на современном этапе;

2. Охарактеризовать бюджетное учреждение - базу выполнения практической части;

3. Изучить особенности составления бюджетной отчетности на примере бюджетной организации.

Для написания данной работы использовались материалы учебников по бухгалтерскому учету, перечень которых дан в списке использованной литературы, а также справочные материалы системы «Гарант».

Практическая часть настоящей курсовой работы выполнена на базе МУ «КЦСОН» Правобережного района города Магнитогорска. В работе использован отчетный материал за 2014 год.

1. Организация бухгалтерского учета в бюджетных организациях

1.1 Основы организации бухгалтерского учета в бюджетных орган и зациях

Организация и ведение бухгалтерского учета в бюджетных организациях регулируется Федеральным законом "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28.09.2010 года №243-ФЗ) и Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Министерства финансов РФ от 30 декабря 2009 года №148н (в редакции приказов от 03.07.2009 №69н, от 30.12.2009 №152н).

Вопросы бюджетного учета также регламентируются положениями следующих нормативных правовых актов:

1. Бюджетного кодекса Российской Федерации;

2. иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

К иным нормативным правовым актам, согласно которым могут регулироваться отдельные вопросы бюджетного учета могут быть отнесены:

1. стандарты бюджетного учета;

2. другие нормативные акты и методические указания по вопросам бюджетного учета (п.2 ст.5 Закона о бухгалтерском учете; п.1 Инструкции по бюджетному учету);

3. положения и стандарты, устанавливающие принципы, правила и способы ведения учета и отчетности для таможенных целей.

Однако на них распространяются общие требования о порядке составления бухгалтерской и статистической отчетности, а также о порядке уплаты налогов и других отчислений.

В соответствии с законом "О бухгалтерском учете" основными правилами ведения бухгалтерского учета являются следующие:

1. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте РФ - в рублях;

2. Имущество, являющееся собственностью организаций, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации;

3. Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации до ликвидации или реорганизации;

4. Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий;

5. Основанием для записи в учетных регистрах являются первичные учетные документы, которые должны составляться в момент совершения хозяйственной операции или непосредственно после ее окончания и содержать обязательные реквизиты;

6. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий План счетов бухгалтерского учета. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;

7. Текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно.

Для обеспечения полного и своевременного поступления доходов и использования средств бюджета по целевому назначению требуется правильная организация бухгалтерского учета исполнения бюджета.

Бухгалтерский учет исполнения бюджета и смет расходов бюджетных учреждений называется бюджетным учетом.

Объектами бюджетного учета являются:

1. доходы и расходы бюджета;

2. материальные ценности бюджетных организаций;

3. денежная наличность, хранящаяся в банках;

4. средства в расчетах между бюджетами;

5. фонды и резервы, создаваемые в бюджетах в процессе их исполнения.

Бюджетный учет, выступая как средство контроля за исполнением бюджета, содействует рациональному использованию национального дохода в целях расширенного воспроизводства, соблюдению необходимых пропорций в развитии отраслей народного хозяйства, точному исполнению утвержденного бюджета.

К задачам бюджетного учета относят:

1. соблюдение бюджетно-финансовой дисциплины и строжайшего режима экономии в расходовании средств;

2. мобилизация средств в бюджет и выявление дополнительных доходов;

3. охрана имущества.

Единство бюджетной системы обеспечивается общей правовой базой, использованием единых бюджетных классификаций, форм бюджетной документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджетной системы на другой для составления консолидированного бюджета РФ и территорий, согласованными принципами бюджетного процесса, единой денежной системой.

Единство бюджетной системы РФ достигается взаимодействием бюджетов всех уровней, осуществляемым через использование регулирующих доходных источников, созданием целевых и региональных бюджетных фондов, их частичным перераспределением, а также через единую социально-экономическую, в т.ч. налоговую политику.

В ходе исполнения бюджета необходимо точно в определенные сроки и в установленных суммах мобилизовать запланированные доходы и произвести предусмотренные расходы. Непосредственное исполнение бюджета возложено на Федеральное казначейство РФ, которое создано в соответствии с указом Президента РФ "О Федеральном казначействе" от 08 декабря 1992 года №1556. На органы казначейства возложено решение следующих задач:

1. сбор, обработка и анализ информации о государственных (федеральных) внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы РФ;

2. организация, осуществление и контроль за исполнением республиканского бюджета РФ, управление доходами и расходами этого бюджета на счетах казначейства, в банках исходя из принципа единства кассы;

3. осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах, установленных на соответствующий период государственных расходов;

4. регулирование финансовых отношений между республиканским бюджетом РФ и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных средств;

5. разработка методологических и инструктивных материалов, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, обязательных для органов государственной власти и управления предприятий, учреждений и организаций, включая организации, распоряжающиеся средствами государственных внебюджетных фондов, подготовка проекта бюджетной классификации, ведение операций по учету государственной казны РФ.

Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ организует и осуществляет сводный, систематический, полный и стандартизированный учет операций по движению средств республиканского бюджета РФ, государственных внебюджетных фондов и внебюджетных средств на счетах казначейства; разрабатывает и утверждает инструктивные и методологические материалы; устанавливает порядок ведения учета и составления отчетности об исполнении смет расходов бюджетных учреждений.

Учреждения, финансируемые в сметном порядке, называются бюджетными. Сюда относят ясли и детские сады, школы, высшие и средние специальные учебные заведения, профессионально-технические училища, научно-исследовательские организации, учреждения здравоохранения, социального обеспечения и другие.

Потребность в средствах бюджетного учреждения отражается в смете расходов, которая представляет собой основной плановый финансовый документ. На основе утвержденной сметы бюджетные учреждения получают денежные средства для осуществления своей деятельности.

Учреждения расходуют государственные средства в соответствии с целевым назначением, согласно утвержденным сметам, строго соблюдая финансово-бюджетную дисциплину и максимальную экономию денежных средств и материальных ценностей.

Бухгалтерский учет должен обеспечить систематический контроль за ходом исполнения смет расходов, состоянием расчетов с предприятиями, организациями, учреждениями и лицами, сохранностью денежных средств и материальных ценностей.

Руководители бухгалтерских служб (главные бухгалтеры) в своей работе руководствуются законом РФ "О бухгалтерском учете", положениями о бухгалтерских службах и централизованных бухгалтериях, утвержденными в установленном порядке и другими нормативными документами.

Бухгалтерская служба учреждения должна выполнять следующие задачи:

1. Организовывать бухгалтерский учет в соответствии и действующими нормативными актами;

2. Использовать передовые формы и методы учета и обработки информации на базе широкого применения современной вычислительной техники;

3. Осуществлять предварительный контроль за своевременным, правильным оформлением документов и законностью совершаемых операций;

4. Контролировать правильность, рациональность и бережность расходования средств в соответствии с открытыми кредитами и целевым назначением по утвержденным сметам расходов по бюджету;

5. Осуществлять строгий контроль за рациональным и экономным использованием денежных, материальных и трудовых ресурсов, вести борьбу с расточительством, принимать меры к своевременному предупреждению негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности, выявлять и мобилизовывать внутрихозяйственные резервы;

6. Обеспечивать учет доходов и расходов по специальным средствам, а также операций по другим внебюджетным средствам;

7. Организовывать формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности учреждения, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для ее использования поставщиками, заказчиками, финансовыми, налоговыми, банковскими и казначейскими органами;

8. Своевременно организовывать начисление и выдачу заработной платы, стипендий, пособий;

9. Вести учет и расчеты с дебиторами и кредиторами;

10. Участвовать в проведении инвентаризации денежных средств, расчетов и материальных ценностей; своевременно и правильно отражать в учете результаты инвентаризации;

11. Периодически инструктировать материально-ответственных лиц по вопросам учета и обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей и денежных средств, находящихся на их ответственном хранении;

12. Составлять отчетность и предоставлять ее соответствующим органам в установленные сроки; обеспечивать достоверность отчетов и балансов;

13. Соблюдать установленный порядок хранения бухгалтерских документов, регистров, смет расходов и расчетов к ним, а также других служебных документов; своевременно в установленном порядке сдавать их в архив.

В течение отчетного года в учреждении должна проводиться единая учетная политика отражения хозяйственных операций и оценки имущества. Изменение учетной политики по сравнению с предыдущим годом должно быть аргументировано в годовой бухгалтерской отчетности. Важно обеспечить в учете правильность отнесения доходов и расходов к соответствующим отчетным периодам.

Руководитель учреждения обязан создать необходимые условия для правильной организации бухгалтерского учета, обеспечить неукоснительное выполнение всеми структурными подразделениями и службами, работниками учреждения требований главного бухгалтера в части порядка оформления и сдачи в бухгалтерию необходимых документов.

1.2 Единство системы бюджетного учета

Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях обеспечивает отражение всех операций, связанных с исполнением смет расходов по бюджетам, смет по специальным средствам и обобщение данных учета и отчетности. Своевременное, полное и достоверное отражение в балансе учреждения всех операций позволяет его руководителю принимать обоснованные управленческие решения, анализировать работу учреждения, осуществлять и контролировать целевое расходование средств на основе утвержденной сметы, выявлять незаконные затраты.

Для выполнения этих задач ведется бухгалтерский учет:

1. поступления и расходования специальных и внебюджетных средств;

2. кредитов (ассигнований) и расходов бюджетных средств;

3. расчетов с дебиторами и кредиторами;

4. сохранности и эффективности использования денежных средств, материалов, оборудования, продуктов питания и других ценностей.

Важными задачами бухгалтерского учета являются учет и контроль за расходованием фонда оплаты труда, а также составление в срок баланса и отчетности. Правильная постановка бухгалтерского учета в бюджетных организациях способствует более точному составлению смет расходов, а также выявлению неиспользованных внутрихозяйственных ресурсов.

Правильность учета доходов и расходов бюджета обеспечивается единством системы бюджетного учета, в основе которой лежит бюджетная классификация, предполагающая научно обоснованную, обязательную группировку доходов и расходов бюджета по однородным признакам, закодированным в определенном порядке. В настоящее время применяется бюджетная классификация РФ, согласно Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 года №145- ФЗ главы 4.

Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов всех уровней с присвоением объектам группировочных кодов.

Доходы бюджетов в РФ формируются за счет налогов с юридических и физических лиц, платежей за пользование недрами и природными ресурсами, государственной пошлины, доходов от приватизации, лицензионных сборов за право производства и торговли спиртными напитками, средств, полученных из других бюджетов.

Расходы бюджетов РФ показывают направление средств на бюджетное финансирование народного хозяйства, конверсии военного производства, внешнеэкономической деятельности и народного образования, бюджетных ссуд, культуры, средств массовой информации и др.

Для классификации расходов учреждений, состоящих на бюджетном финансировании, применяется следующий перечень статей (согласно приказа Минфина России от 5 февраля 2010 года №02-05-10/383):

1. КОСГУ 200 «Расходы» включает в себя следующие подстатьи:

Подстатья 211 «Заработная плата»

Подстатья 212 «Прочие выплаты»

Подстатья 213 «Начисления на выплаты по оплате труда»

Подстатья 221 «Услуги связи»

Подстатья 222 «Транспортные услуги»

Подстатья 223 «Коммунальные услуги»

Подстатья 224 «Арендная плата за пользование имуществом»

Подстатья 225 «Работы, услуги по содержанию имущества»

Подстатья 226 «Прочие работы, услуги»

Подстатья 230 «Обслуживание государственного долга»

Подстатья 240 «Безвозмездные перечисления организациям»

Подстатья 250 «Безвозмездные перечисления бюджетам»

Подстатья 260 «Социальное обеспечение»

Подстатья 270 «Расходы по операциям с активами»

Подстатья 290 «Прочие расходы»

2. КОСГУ 300 «Поступления нефинансовых активов» включает в себя следующие подстатьи:

Подстатья 310 «Увеличение стоимости основных средств»

Подстатья 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов»

Подстатья 330 «Увеличение стоимости непроизведенных активов»

Подстатья 340 «Увеличение стоимости материальных запасов»

3. КОСГУ 400 «Выбытие нефинансовых активов» включает в себя следующие подстатьи:

Подстатья 410 «Уменьшение стоимости основных средств»

Подстатья 420 «Уменьшение стоимости нематериальных активов»

Подстатья 430 «Уменьшение стоимости непроизведенных активов»

Подстатья 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов»

4. КОСГУ 500 «Поступление финансовых активов» включает в себя следующие подстатьи:

Подстатья 510 «Поступление на счета бюджетов»

Подстатья 520 «Увеличение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале»

Подстатья 530 «Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале»

Подстатья 540 «Увеличение задолженности по бюджетным кредитам»

Подстатья 550 «Увеличение стоимости иных финансовых активов»

Подстатья 560 «Увеличение прочей дебиторской задолженности»

5. КОСГУ 600 «Выбытие финансовых активов» включает в себя следующие подстатьи:

Подстатья 610 «Выбытие со счетов бюджета»

Подстатья 620 «Уменьшение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале»

Подстатья 630 «Уменьшение стоимости акций и иных форм участия в капитале»

Подстатья 640 «Уменьшение задолженности по бюджетным кредитам»

Подстатья 650 «Уменьшение стоимости иных финансовых активов»

Подстатья 660 «Уменьшение прочей дебиторской задолженности»

6. КОСГУ 700 «Увеличение обязательств» включает в себя следующие подстатьи:

Подстатья 710 «Увеличение по внутреннему государственному долгу»

Подстатья 720 «Увеличение задолженности по внешнему государственному долгу»

Подстатья 730 «Увеличение прочей кредиторской задолженности»

7. КОСГУ 800 «Уменьшение обязательств» включает в себя следующие подстатьи:

Подстатья 810 «Уменьшение по внутреннему государственному долгу»

Подстатья 820 «Уменьшение задолженности по внешнему государственному долгу»

Подстатья 830 «Уменьшение прочей кредиторской задолженности»

По данным статьям выделяются и учитываются расходы в росписях республиканского бюджета, бюджетов автономных республик, краевых, областных, окружных, районных, городских бюджетов. Средства из бюджета на содержание учреждений и проведение мероприятий выделяются на основе утвержденных смет расходов.

Сметы расходов - основной плановый и финансовый документ, определяющий объем, целевое направление, поквартальное распределение средств, выделяемых из бюджета на содержание учреждений. Предусмотренные в сметах ассигнования являются предельными, и расходование сверх этих сумм не разрешается. Нельзя производить расходы, не предусмотренные сметой, если нет экономии средств.

Формы сметы, основные показатели, по которым она составляется, нормы, и расценки для определения размера расходов сообщаются вышестоящими организациями. В типовой смете содержатся данные, общие для всех бюджетных учреждений. Она состоит из: наименование и адрес учреждения, бюджет, из которого оно финансируется (раздел бюджетной классификации), и свод расходов с распределением по статьям.

Расчет сумм расходов по смете на планируемый год производится, исходя из объема деятельности учреждения, определенного планом развития учреждения и фактического его исполнения за предшествующий период. Все расходы, включаемые в смету должны группироваться по видам и целевому назначению, при определении их сумм необходимо строго соблюдать режим экономии. При утверждении смет проверяются необходимость и целесообразность предусматриваемых расходов, соответствие их объема работы учреждения, соблюдение норм расходов. Утверждение сметы расходов бюджетного учреждения производится после утверждения соответствующего бюджета, из которого оно финансируется. Утверждение оформляется подписью руководителя организации, утвердившего смету, указывается дата утверждения и проставляется оттиск печати на всех экземплярах сметы.

1.3 План счетов бухгалтерского учета организаций, состоящих на бюджете

Бухгалтерский учет исполнения смет доходов и расходов по бюджету и внебюджетным средствам в учреждениях, состоящих на федеральном бюджете, республиканских, краевых, областных, окружных, городских и районных бюджетах, а также в централизованных бухгалтериях при министерствах, ведомствах, местных администрациях и их управлениях ведется по двойной системе.

Учет может осуществляться по мемориально-ордерной, журнально-ордерной формам. Использование ЭВМ создает возможность перехода от решения с помощью вычислительной техники отдельных трудоемких задач к общесистемной автоматизации, обработки учетной информации в целом и решению задач исполнения смет доходов и расходов.

В крупных бюджетных учреждениях бухгалтерский учет ведется по журнально-ордерной форме. Все учреждения и организации, состоящие на бюджете (независимо от ведомственной подчиненности), а также централизованные бухгалтерии, включая учреждения, переведенные на новые условия хозяйствования, осуществляют бухгалтерский учет по Плану счетов, утвержденному Министерством финансов РФ, согласно Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Министерства финансов РФ от 30 декабря 2008 года №148н в редакции от 30.12.2009 года).

План счетов служит основой организации бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях. Применение типовых бухгалтерских записей, предусмотренных Инструкцией и Планом счетов, обеспечивает правильность и сравнимость экономических показателей работы учреждения.

Номер счета Плана счетов бюджетного учета состоит из двадцати шести разрядов. При формировании номера счета Плана счетов бюджетного учета используется следующая структура:

1 - 17 разряд - с 1 по 17 разряды кода классификации доходов бюджета, классификации расходов бюджета, классификации источников финансирования дефицита бюджета (без кода классификации операций сектора государственного управления - (далее - КОСГУ)).

18 разряд - код вида деятельности:

бюджетная деятельность - 1;

приносящая доход деятельность - 2;

деятельность со средствами, находящимися во временном распоряжении, - 3;

деятельность некоммерческих организаций сектора государственного управления, не являющихся участниками бюджетного процесса - 4;

19 - 21 разряд - код синтетического счета Плана счетов бюджетного учета;

22 - 23 разряд - код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета;

24 - 26 разряд - код классификации операций сектора государственного управления.

Разряды 18 - 26 образуют код счета бюджетного учета.

Разделы плана счетов расположены в определенной последовательности, определяемой характером участия имущества в его кругообороте. В начале Плана счетов отражены разделы со счетами имущества, необходимого для осуществления деятельности бюджетного учреждения. Затем показаны разделы со счетами, денежных средств, расчетов и расходов бюджетных организаций. Имущество отражено в разделах по принципу ликвидности - от трудно реализуемых к легко реализуемым. В последующих разделах отражены источники формирования имущества организации и покрытия расходов бюджетных организаций, финансовый результат от реализации продукции, доходы и результаты исполнения бюджета.

Порядок ведения аналитического учета бюджетные организации устанавливают сами исходя из Плана счетов и нормативных актов по объектам учета. В Плане счетов предусмотрено применение забалансовых счетов, которые служат для учета арендованных основных средств; товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение; бланков строгой отчетности; списания задолженности неплатежеспособных дебиторов; материальных ценностей, оплаченных по централизованному снабжению; задолженности учащихся и студентов за невозвращенные материальные ценности; переходящих спортивных призов и кубков; путевок; переплаты пенсий и пособий вследствие неправильного применения законодательства о пенсиях и пособиях, счетных ошибок; учебных предметов военной техники; ссуд, выданных рабочим и служащим. Забалансовые счета не связаны с балансовыми счетами, поэтому учет средств и операций на них ведется по простой системе, без соблюдения метода двойной записи. Все забалансовые счета имеют только дебетовое сальдо. Если средства поступают в учреждение, то они отражаются по дебету, а при их возврате - по кредиту.

1.4 Общие требования к составлению бухгалтерской отчетности

Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Она является завершающим этапом учетной работы.

Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, а также для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем отчетность не обходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования. Отчетность должна быть достоверной, своевременной. В ней должен обеспечиваться сопоставимость отчетных показателей с данными прошлые периоды.

Отчетность организаций классифицируют по видам, периодичности составления, степени обобщения отчетных данных.

По видам отчетность подразделяется на:

1. бухгалтерскую,

2. статистическую,

3. оперативную.

Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности. Составляют ее по данным бухгалтерского учета.

Статистическая отчетность составляется по данным статистического, бухгалтерского и оперативного учета и отражает сведения по отдельным показателям хозяйственной деятельности организации, как в натуральном, так и в стоимостном выражении.

Оперативная отчетность составляется на основе данных оперативного учета и содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки времени - сутки, пятидневку, неделю, декаду, половину месяца. Эти данные используются для оперативного контроля и управления процессами снабжения, производства и реализации продукции.

По периодичности составления различают внутригодовую и годовую отчетность. Внутригодовая отчетность включает отчеты за день, пятидневку, декаду, половину месяца, месяц, квартал и полугодие. Внутригодовую статистическую отчетность обычно называют текущей статистической отчетностью, а внутригодовую бухгалтерскую - промежуточной бухгалтерской отчетностью. Годовая отчетность-это отчеты за год.

По степени обобщения отчетных данных различают отчеты первичные, составляемые организациями, и сводные, которые составляют вышестоящие или материнские организации на основании первичных отчетов.

В настоящее время организации представляют в обязательном порядке промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность.

2. Анализ финансового состояния по данным бухгалтерского баланса на примере МУ «КЦСОН» Правобережного района города Магнитогорска

2.1 Организационно-экономическая характеристика МУ «КЦСОН» Правобережного района

Право на социальное обеспечение - одно из основных конституционных прав граждан. Предоставление социального обеспечения - это назначение вида социального обеспечения, изменение его размера, перевод с одного вида на другой. Существуют некоторые требования к предоставлению социального обеспечения: оно должно предоставляться нуждающимся; во-вторых, оно должно осуществляться по заявлению гражданина; в-третьих, при наличие у гражданина права на несколько видов социального обеспечения по различным основаниям ему должен предоставляться каждый вид социального обеспечения по имеющимся основаниям, одинаковые виды должны предоставляться по одному из оснований. Сложившееся централизованное социальное обеспечение финансируется за счет различных источников (рис. 1).

Технология социального обеспечения - это комплексное образование, состоящее из нескольких технологий (рис. 2). На этих рисунках цветом выделено место и задачи МУ «КЦСОН» Правобережного района г Магнитогорска в системе социальной защиты населения РФ.

Основной технологией социального обеспечения является технология обеспечения граждан пособиями. Выделяют множество видов пособий. Технология обеспечения граждан пособиями почти одинакова.

В данной работе рассмотрим, процесс социальной работы с населением Правобережного района г Магнитогорска, проводимый Комплексным центром социального обслуживания населения.

Рисунок 1 - Технология финансирования и распределения средств на социальное обеспечение

Учредителем МУ КЦСОН Правобережного района г. Магнитогорска является управление социальной защиты населения Челябинской области. МУ КЦСОН Правобережного района г. Магнитогорска действует под руководством учредителя, который оказывает центру организационно-методическую и финансовую помощь. Контроль за деятельностью МУ КЦСОН Правобережного района г. Магнитогорска осуществляется учредителем или его законным представителем на территории муниципального образования, финансовым управлением области, а также государственными органами Госсанэпиднадзора, налоговой, контрольно-ревизионной и другими государственными службами в пределах их компетенции. МУ КЦСОН Правобережного района г. Магнитогорска отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств. При недостатке денежных средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет учредитель.

Рисунок 2 - Основные элементы технологии социального обеспечения

МУ КЦСОН Правобережного района г. Магнитогорска является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, имеет юридический адрес, обособленное имущество на праве оперативного управления, самостоятельный баланс, лицевой и иные счета в органах казначейства, печать с изображением Герба Российской Федерации со своим наименованием и наименованием Учредителя, штамп для согласования документов, бланки, фирменную символику и другие реквизиты, утвержденные в установленном порядке.

Наименование Учреждения: полное - Муниципальное Учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения Правобережного района г. Магнитогорска», сокращенное - МУ КЦСОН Правобережного района г. Магнитогорска.

Место нахождения Учреждения: 455000, Челябинская обл., г. Магнитогорск, улица Суворова, 123.

МУ КЦСОН Правобережного района г. Магнитогорска является некоммерческой организацией и финансируется из средств областного бюджета на основе сметы доходов и расходов в соответствии со статьей 31 Федерального Закона от 02.08.1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Уставные направления деятельности центра могут финансироваться за счет средств федеральных, областных, муниципальных целевых программ. МУ КЦСОН Правобережного района г. Магнитогорска пользуется дополнительными внебюджетными источниками финансирования мер по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов в соответствии со статьей 32 ФЗ от 02.08.95 г. № 122.

МУ КЦСОН Правобережного района г. Магнитогорска осуществляет деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации в соответствии с Федеральными законами, Указами Президента РФ, правительственными документами, областными законами, постановлениями и распоряжениями органов государственной власти, приказами и распоряжениями Управления социальной защиты населения Челябинской области. Деятельность МУ КЦСОН Правобережного района г. Магнитогорска направлена на проведение социальных, оздоровительных, педагогических и иных мероприятий, в связи с чем центр осуществляет:

Мониторинг социальной и демографической ситуации, уровня социально-экономического благополучия граждан на территории муниципального образования;

Выявление и дифференцированный учет граждан, нуждающихся в социальной поддержке, определении необходимых им форм помощи и периодичности (постоянно, временно, на разовой основе) ее предоставления;

Оказание гражданам социально-педагогических, юридических, социально-психологических, социально-медицинских, социально-бытовых, торговых, консультативных и иных услуг при условии соблюдения принципов адресности и преемственности их оказания, участие в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних совместно с уполномоченными компетентными органами и по согласованию с учредителем;

Привлечение государственных, муниципальных и негосударственных органов, организаций и учреждений (здравоохранения, образования, миграционной службы, службы занятости и других), а также общественных и религиозных организаций и объединений (ветеранских, инвалидных, комитетов Общества Красного Креста, ассоциаций многодетных, неполных семей и так далее) к решению вопросов оказания социальной поддержки населению и координации их деятельности в этом направлении;

Оказание дополнительных платных услуг населению.

МУ КЦСОН Правобережного района г. Магнитогорска вправе осуществлять предпринимательскую или иную приносящую доходы деятельность в соответствии с федеральным и областным законодательством по согласованию с учредителем и использовать доходы и приобретенное за счет этих доходов имущество в соответствии со статьей 120 и статьей 298 ГК РФ на развитие центра в целях оказания социальной поддержки гражданам.

Доходы, полученные от предпринимательской деятельности, направляются МУ КЦСОН Правобережного района г. Магнитогорска на цели, не противоречащие уставным.

МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Правобережного района г Магнитогорска» обязано:

Предоставлять учредителю сметно-финансовую документацию в полном объеме утвержденных форм и по всем видам деятельности;

Согласовывать с Учредителем структуру Учреждения;

Нести ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение договорных, кредитных, расчетных обязательств;

Возмещать ущерб, причиненный нерациональным использованием земли и других природных ресурсов, загрязнением окружающей природной среды, нарушением правил безопасности производства, санитарно гигиенических норм и требований по защите здоровья работников, населения и потребителей продукции;

Обеспечивать своих работников безопасными условиями труда и нести ответственность в установленном порядке за вред, причиненный работнику увечьем, профзаболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей;

Нести ответственность за сохранность документов (управленческих, финансово-хозяйственных, по личному составу и др.);

Обеспечить передачу на государственное хранение документов, имеющих научно-историческое значение, в архивные фонды в соответствии с согласованным перечнем документов;

Средства областного бюджета расходовать строго в соответствии с утвержденными росписью и лимитами бюджетных средств;

Осуществлять оперативный бухгалтерский учет результатов, вести статистическую и бухгалтерскую отчетность, отчитываться о результатах деятельности в порядке и сроки, установленные законодательством РФ.

В центре формируются фонд оплаты труда, материального поощрения, развития производства, социального развития, социальной помощи, резервного и других фондов. Порядок формирования и использования фондов определяются МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Правобережного района г. Магнитогорска» по согласованию с учредителем. Средства, поступающие от оплаты предоставляемых услуг, расходуются в соответствии с Положением о порядке использования средств, поступающих на счета учреждений социального обслуживания от оплаты социальных услуг, утвержденным приказом учредителя.

МУ КЦСОН Правобережного района г. Магнитогорска определяет свою учетную политику, ведет бухгалтерскую статистическую отчетность в установленном законом порядке и несет ответственность за ее достоверность. По разным видам (бюджетной и внебюджетной) деятельности ведется раздельный бухгалтерский учет.

Рассмотрим состав и структуру персонала центра в динамике за три года в таблице 1. По данным табл. 1 можно отметить, что для учреждения характерна высокая текучесть кадров, что обусловлено тяжелыми условиями работы. Несмотря на стабильный рост числа работников, не все штатные единицы заполнены. Многие работники уходят, не проработав и года. В связи со спецификой работы в структуре коллектива преобладают женщины.

Таблица 1 - Анализ движения работников МУ КЦСОН Правобережного района г. Магнитогорска» за 2012-2014гг.

Наименование должности

Изменение 2014 к 2012гг.

Абсол., чел.

Темп роста, %

На начало года работников

Принято работников

Выбыло работников

На конец года работников, из них:

Мужчины

Женщины

С 01 января 2014г. изменилась структура организационной и финансовой подчиненности в системе социальной защиты г. Магнитогорска. Структура организационной подчиненности стала выглядеть следующим образом: Управление социальной защиты населения Челябинской области, ему подчиняется Управление социальной защиты населения Магнитогорской городской администрации которому подчиняются Управление социальной защиты населения Правобережного района г. Магнитогорска, МУ «КЦСОН Правобережного района г. Магнитогорска».

С 01 января 2014г. из бюджета Челябинской области перечисляется финансирование Управлению социальной защиты населения Челябинской области, а отдел финансового контроля УСЗН Челябинской области перечисляет денежные средства в бюджет г. Магнитогорска, в качестве субсидий расходов на содержание учреждений социальной защиты г. Магнитогорска. Система финансирования учреждений системы социальной защиты г. Магнитогорска стала выглядеть следующим образом. Отделение финансового контроля УСЗН Челябинской области ежеквартально перечисляет денежные средства, утвержденные сметами, необходимые для всех учреждение системы социальной защиты населения г. Магнитогорска на специальный счет УСЗН Магнитогорской городской администрации. Отдел финансового контроля УСЗН Магнитогорской городской администрации ежемесячно перечисляет денежные средства на счета учреждений системы социальной защиты населения г. Магнитогорска, включая УСЗН Правобережного района г. Магнитогорска, МУ «КЦСОН Правобережного района г. Магнитогорска». Эта схема финансирования сохраняется и на сегодняшний момент.

Но это касается только содержания учреждений и заработной платы их сотрудников. Финансирование социальных программ происходит в зависимости от вида программы. Социальные программы по социальной защите населения Челябинской области финансируются следующим образом: отдел финансового контроля УСЗН Челябинской области перечисляет денежные средства на счет Центра. Программы по социальной защите население г. Магнитогорска финансируются также: отдел финансового контроля УСЗН Магнитогорской городской администрации перечисляет денежные средства на счет Центра.

К положительным моментам новой системы социальной поддержки можно отнести:

Денежное обеспечение действующих льгот,

Улучшение сбалансированности бюджетов всех уровней путем отмены (реструктуризации) расходных обязательств, не обеспеченных источниками финансирования.

К отрицательным:

Отсутствие у большинства субъектов Федерации финансовых ресурсов, на обеспечение передаваемых на их уровень льгот;

Понижение уровня социальной защиты ряда категорий населения,

Понижение уровня правового регулирования вопросов, относящихся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

Деятельность Центра, его внутренняя структура и структура его организационной и финансовой подчиненности рассмотрим ниже. Центр осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральными законами, а также в соответствии с Уставом. Основными направлениями деятельности МУ «Комплексный Центр социального облуживания населения Правобережного района города Магнитогорска» перечислены в уставе учреждения. Деятельность Центра осуществляется на основе социальных программ разработанных вышестоящими учреждениями и утвержденных законодательными органами областной и городской власти. Ранее подобные программы составлялись ежегодно и рассчитывались на один год. В 2014г. Управление социальной защиты населения Магнитогорской городской администрации была разработана программа «Социальной защиты населения г. Магнитогорска на 2015-2017годы», а Управлением социальной защиты населения Челябинской области программа «Социальной защиты населения Челябинской области на 2015-2017 годы». Данные программы разрабатываются для всех учреждений социальной защиты населения, разумеется, не все их пункты касаются деятельности центров социального обслуживания. Центрам спускаются Постановления, Положения, Распоряжения с указанием отдельных пунктов программ и суммами годовых лимитов по каждому пункту.

В 2014г. материальную (социальную) помощь в Центре получили 553 семьи на сумму 460 тыс. рублей; 126 семей получили компенсацию на школьную форму в размере 261 тыс. рублей; бесплатным питанием обеспечены 571 человек на сумму 65 тыс. 360 рублей; коммунально-бытовыми услугами воспользовались 119 человек на сумму 10 тыс. рублей; привлечено спонсорских средств 1млн. 915 тыс. 556 рублей. Прошли реабилитацию в отделении дневного пребывания 250 человек, 276 человек обслужены отделением социальной помощи на дому, 11 одиноких пенсионеров направлены в дома-интернаты. 480 детей из них 280 с ограниченными возможностями прошли курс комплексной реабилитации.

Руководитель учреждения имеет высшее педагогическое образование, стаж работы на данном предприятии 8 лет. В Центре работают специалисты с высшей квалификационной категорией: юрист, медсестры, социальные работники, специалисты по социальной работе.

Управление Учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом. Высшим должностным лицом МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Правобережного района г. Магнитогорска» является директор, назначаемый и освобождаемый учредителем. С директором заключается контракт, в котором определяются его права, обязанности и ответственность перед учредителем и трудовым коллективом учреждения, условия оплаты его труда, условия освобождения от занимаемой должности с учетом гарантий, предусмотренных действующим законодательством.

МУ «Центр социального обслуживания населения Правобережного района г. Магнитогорска» находится в финансовой подчиненности у Управления социальной защиты населения Челябинской области, а непосредственное подчинение и регулярная отчетность по текущей деятельности производится перед Управлением социальной защиты населения Магнитогорской городской администрации. МУ «Центр социального обслуживания населения Правобережного района г. Магнитогорска» стоит на нижней ступеньке системы социальной защиты г. Магнитогорска, наравне с другими центрами социального обслуживания. Через МУ «Центр социального обслуживания населения Правобережного района г. Магнитогорска» реализуются федеральные, областные и городские целевые программы по социальной поддержке населения. К федеральной программе относится выдача государственной социальной помощи. Из областных социальных программ реализуется создание летних лагерей отдыха для детей из многодетных и малообеспеченных семей. Летние лагеря действуют по принципу дневного стационара. Организуется культурный досуг детей и культурно-массовые мероприятия.

2.2 Общий анализ финансового состояния организации

Имущество МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Правобережного района г. Магнитогорска» является государственной собственностью Челябинской области и закреплено за ним на праве оперативного управления Управлением имущественных отношений администрации Челябинской области. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных по смете. Права Учреждения на объекты интеллектуальной собственности регулируются законодательством Российской Федерации. Источниками формирования имущества и финансовых средств МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Правобережного района г. Магнитогорска» являются:

Бюджетные и внебюджетные средства,

Доходы, полученные от предоставления гражданам на условиях частичной или полной оплаты социальных услуг, входящих в гарантированный государством перечень социальных услуг, а также дополнительных платных услуг, доходы от предпринимательской деятельности,

Добровольные имущественные взносы и пожертвования физических и юридических лиц, а также другие источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Имущество, созданное или приобретенное МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Правобережного района г. Магнитогорска» в результате его деятельности, полученное в качестве дара, пожертвования от организаций, предприятий, граждан и отраженное на балансе учреждения по итогам очередного финансового года, подлежит включению в Паспорт имущественного комплекса. Доходы от использования имущества находящегося в оперативном управлении, а также имущество, приобретаемое Учреждением по договору и иным основаниям, поступают в оперативное управления учреждения. Основные и оборотные средства, приобретенные учреждением за счет доходов, получаемых от предпринимательской деятельности и услуг, оказываемых населению, являются собственностью Челябинской области, поступают в оперативное управление учреждению и используются в соответствии с действующим законодательством.

При осуществлении права оперативного управления имуществом МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Правобережного района г. Магнитогорска» обязано:

Эффективно использовать имущество;

Обеспечивать сохранность и использование имущества строго по целевому назначению;

Не допускать ухудшения технического состояния имущества (за исключением нормативного износа в процессе эксплуатации);

Осуществлять капитальный и текущий ремонт имущества;

Начислять амортизационные начисления на изнашиваемую часть имущества. Проанализируем состав и динамику имущества МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Правобережного района г. Магнитогорска» за 2012-2014гг. Данные таблицы 2 говорят о том, что стоимость имущества учреждения, сформированного за счет бюджетных источников, резко возросла в 2014г. и составила 317 тыс. руб., что в 4 раза больше уровня 2012г. При этом 93% бюджетных средств в 2014г. пошло на формирование основных средств учреждения. Другим немаловажным источником формирования имущества организации являются внебюджетные средства (табл.3). Сопоставляя данные таблиц 2 и 3, видно, что при формировании имущественного комплекса учреждения преобладают внебюджетные источники. Их величина в 2014 году составила 838 тыс. руб., что на 146 тыс. руб. больше уровня 2012 года. Значительно выросло за три года финансирование за счет этого источника образования основных средств КЦСОН Правобережного района г. Магнитогорска» (на 185 тыс. руб. или 29,2%).

Подобные документы

    План счетов бухгалтерского учета организаций, состоящих на бюджете. Требования к составлению бухгалтерской отчетности. Порядок составления отчетности Института химии растворов РАН. Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года.

    курсовая работа , добавлен 01.04.2011

    Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности. Организационно-экономическая характеристика ООО "Козинское". Организация учетной работы предприятия. Подготовительная работа к составлению отчетности. Анализ финансового состояния ООО "Козинское".

    дипломная работа , добавлен 06.06.2016

    Бухгалтерский учет - упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении. Характеристика задач бюджетного контроля. Организации бухгалтерского учета в бюджетных организациях. Анализ финансового состояния предприятия.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2011

    Сущность бухгалтерской отчетности, роль в анализе финансового состояния предприятия. Требования к представлению бухгалтерского баланса по МСФО и в соответствии с российскими нормативными документами. Модели оценки вероятности угрозы банкротства.

    дипломная работа , добавлен 07.08.2012

    Понятие, основные цели и значение анализа финансового состояния предприятия. Понятие и особенности структуры бухгалтерского баланса. Составление бухгалтерской отчетности. Анализ ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2013

    Особенности организации и анализ основных принципов бюджетного учета. План счетов, первичные документы и регистры. Характеристика учетной политики бюджетного учреждения. Основные правила (принципы) ведения бухгалтерского учета. Баланс исполнения бюджета.

    курсовая работа , добавлен 02.02.2011

    Анализ показателей бухгалтерского баланса в целях оценки тенденций изменения его финансового состояния. Организация бухгалтерского учета на ОАО "Арнест". Типовые бухгалтерские проводки, используемые на предприятии, показатели его ликвидности и прибыли.

    дипломная работа , добавлен 17.06.2015

    Бухгалтерский баланс: понятие, структура и особенности классификации. Общие правила заполнения бухгалтерского баланса. Роль и значение бухгалтерского баланса в оценке финансового состояния предприятия. Пример общего анализа бухгалтерского баланса.

    курсовая работа , добавлен 10.08.2012

    Экономическое содержание и назначение баланса. Требования, предъявляемые к бухгалтерскому балансу. Экономическая интерпретация заполнения основных статей бухгалтерского баланса. Анализ финансового состояния предприятия по данным бухгалтерской отчетности.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2013

    Понятие, виды и значение бухгалтерского баланса, общие положения по его составлению и предъявляемые требования. Организационно-правовая характеристика предприятия, порядок составления актива и пассива баланса. Анализ финансового состояния организации.

Название документа Нормативный документ Инструкция Документ
Баланс исполнения бюджета
Отчет о финансовых результатах деятельности Приказ минфина РФ от 28 декабря 2010 г. N 191н
Отчет о движении денежных средств Приказ минфина РФ от 28 декабря 2010 г. N 191н
Отчет о кассовом поступлении и выбытии бюджетных средств Приказ минфина РФ от 28 декабря 2010 г. N 191н
Справка по консолидируемым расчетам Приказ минфина РФ от 28 декабря 2010 г. N 191н
Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета Приказ минфина РФ от 28 декабря 2010 г. N 191н
Отчет об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности Приказ минфина РФ от 28 декабря 2010 г. N 191н
Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года Приказ минфина РФ от 28 декабря 2010 г. N 191н
Отчет об исполнении бюджета Приказ минфина РФ от 28 декабря 2010 г. N 191н
Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета Приказ минфина РФ от 28 декабря 2010 г. N 191н
Отчет о кассовом поступлении и выбытии средств от приносящей доход деятельности Приказ минфина РФ от 28 декабря 2010 г. N 191н
Отчет об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств Приказ минфина РФ от 28 декабря 2010 г. N 191н
Баланс по поступлениям и выбытиям бюджетных средств Приказ минфина РФ от 28 декабря 2010 г. N 191н
Баланс по операциям кассового обслуживания исполнения бюджета Приказ минфина РФ от 28 декабря 2010 г. N 191н
Отчет по поступлениям и выбытиям Приказ минфина РФ от 28 декабря 2010 г. N 191н
Консолидированный отчет о кассовых поступлениях и выбытиях Приказ минфина РФ от 28 декабря 2010 г. N 191н
Отчет об операциях по поступлениям в бюджетную систему Российской Федерации, учитываемым органами федерального казначейства Приказ минфина РФ от 28 декабря 2010 г. N 191н
Пояснительная записка Приказ минфина РФ от 28 декабря 2010 г. N 191н
Разделительный (ликвидационный) баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета Приказ минфина РФ от 28 декабря 2010 г. N 191н
Отчет об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда Приказ минфина РФ от 28 декабря 2010 г. N 191н
Баланс исполнения консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда Приказ минфина РФ от 28 декабря 2010 г. N 191н
Консолидированный отчет о финансовых результатах деятельности Приказ минфина РФ от 28 декабря 2010 г. N 191н
Консолидированный отчет о движении денежных средств Приказ минфина РФ от 28 декабря 2010 г. N 191н
Пояснительная записка к отчету об исполнении консолидированного бюджета Приказ минфина РФ от 28 декабря 2010 г. N 191н
Консолидированный отчет об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности субъекта РФ и муниципальных образований Приказ минфина РФ от 28 декабря 2010 г. N 191н

В перечень документов, составляющих , включено не менее 15 наименований. Помимо составления баланса, государственная организация должна отчитаться за финансовые результаты, движение денежных средств, кассовое поступление и выбытие средств, исполнение бюджета, а также смет расходов и доходов, кассовое поступление и выбытие и т. д..

Предложенные на этой странице формы отражают основные направления российской бюджетной реформы, согласно которой бюджетирование должно быть ориентированным на конкретные результаты деятельности данного учреждения, а расходы классифицируются в соответствии с программным принципом.

Новые формы отчетности бюджетных организаций позволяют обеспечить отслеживание правильности распределения средств бюджета, а также результативности, с которой они используются в каждом бюджетном году и совокупно в ходе действий определенных государственных программ. Система такой отчетности содействует общественному контролю над активами и обязательствами административных органов РФ, гарантирующему прозрачность деятельности таковых.

Структурно отчетность бюджетных организаций представлена рядом таблиц, составленных согласно данным бухучета, отражающих хозяйственную деятельность данного учреждения и ее результаты.

К финансовым отчетам государственных учреждений, отражающим правомерность расходования бюджетных средств, при их проверке применяются принципиально иные подходы по сравнению с коммерческими организациями. Должен соблюдаться режим экономии средств бюджета в сочетании с их строгим целевым использованием, правильным и своевременным выделением ассигнований на необходимые нужды организации, и все это должно находиться под систематическим контролем вышестоящих административных и финансовых структур.

Ответственность за отчетность бюджетных организаций, организацию работы по бухгалтерскому учету, соблюдение законности в ходе осуществления каждой финансово-хозяйственной операции, хранение учетной и отчетной документации несет руководитель данного учреждения, им же подписываются все документы бюджетной отчетности, наряду с главным бухгалтером распорядителя или обслуживающей организации.

Составление отчетности бюджетных организаций идет путем нарастающего итога от начала года, точность записи сумм – второй десятичный знак от запятой.

Смотрите также