О ходе выполнения мероприятий по реализации Концепции реформирования системы бюджетных платежей на период до 2017 года Начальник Управления развития бюджетных платежей О.Н. Рудь 3 октября 2014 года ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО www.roskazna.ru Концепция реформирования системы бюджетных платежей на период до 2017 года Направления развития системы бюджетных платежей: 1. Построение единого казначейского (банковского) счета Федерального казначейства и совершенствование операций, проводимых по нему 2. Развитие инструментов управления свободными остатками денежных средств на едином казначейском (банковском) счете Федерального казначейства 3. Использование современных электронных платежных сервисов 4. Развитие Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах 5. Минимизация наличного денежного обращения в секторе государственного управления Рабочая группа по обеспечению осуществления мероприятий реформирования системы бюджетных платежей на период до 2017 года Приказ Федерального казначейства от 11 сентября 2012 г. № 355 2 ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО www.roskazna.ru Планы мероприятий по реализации Концепции План мероприятий Федерального казначейства по реализации Концепции реформирования системы бюджетных платежей на период до 2017 года и Основного мероприятия 2.4 Государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» утвержден Руководителем Федерального казначейства Р.Е. Артюхиным 8 сентября 2014 г. План совместных мероприятий Федерального казначейства и Центрального банка Российской Федерации по реализации отдельных направлений Концепции реформирования системы бюджетных платежей на период до 2017 года утвержден Федеральным казначейством 8 апреля 2014 г., Банком России 5 апреля 2014 г. План мероприятий («Дорожная карта») Федерального казначейства по принятию (внесению изменений, признанию утратившими силу) законодательных актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации и Федерального казначейства в связи подготовкой новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации на этапе согласования в Федеральном казначействе 3 ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО www.roskazna.ru Мероприятия  Определение необходимых к реализации мероприятий, их последовательности, сроков, центров компетенции и ответственных лиц >> Разработан, согласован в Федеральном казначействе и с Министерством финансов Российской Федерации и утвержден Руководителем Федерального казначейства Р.Е. Артюхиным 8 сентября 2014 г. План мероприятий Федерального казначейства по реализации Концепции реформирования системы бюджетных платежей на период до 2017 года и Основного мероприятия 2.4 Государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков»  Определение перечня законодательных и нормативных правовых актов, требующих принятия (внесения изменений, признания утратившими силу) в связи с реализацией мероприятий реформирования системы бюджетных платежей >> Перечень разработан, согласован в Федеральном казначействе и с Центральным банком Российской Федерации и включен в План мероприятий («Дорожной карты») Федерального казначейства по принятию (внесению изменений, признанию утратившими силу) законодательных актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации и Федерального казначейства в связи подготовкой новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации   авг 2013 сен окт ноя дек янв фев мар апр май июн июл авг сен 2014 4 ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО www.roskazna.ru Мероприятия  Определение основных подходов к бухгалтерскому учету и системе счетов Федерального казначейства >> Разработана и согласована с Министерством финансов Российской Федерации Учетная модель Федерального казначейства в условиях функционирования новой системы бюджетных платежей (письмо от 24 декабря 2013 г. № 02-06-010/56931) Основные принципы учета 1. Объектами учета Федерального казначейства являются: операции участников и неучастников бюджетного процесса бюджетные данные бюджетные обязательства 2. Ведется Единая Главная книга Федерального казначейства с формированием на основании ее данных Главных книг в различных аналитических разрезах Банковские счета – Казначейские счета – Лицевые счета – счета, открытые Федеральному казначейству в Банке России и кредитных организациях на основании договора банковского счета для осуществления и учета операций по казначейским счетам счета, открытые публично-правовым образованиям в Федеральном казначействе для проведения операций с денежными средствами регистры аналитического учета, формируемые в Федеральном казначействе, предназначенные для учета операций с денежными средствами клиентов Федерального казначейства  Единый казначейский счет – банковский счет (совокупность банковских счетов), открытый (открытых) Федеральному казначейству в Банке России для осуществления и учета операций по казначейским счетам  Иные банковские счета, открытые Федеральному казначейству в Банке России и кредитных организациях  Единый счет бюджета  Счет по учету и распределению доходов  Счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение  Счет для учета операций со средствами от пожертвований  Счет для учета операций со средствами юридических лиц  Счета для учета операций по исполнению бюджета  Счета для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение  Счета по учету операций со средствами от пожертвований  Счета для учета операций со средствами бюджетных и автономных учреждений и иных юридических лиц  Иные казначейские счета авг 2013 сен окт ноя дек янв фев мар апр май июн июл авг сен 2014 5 ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО www.roskazna.ru Мероприятия   Разработка организационно – функциональной модели Федерального казначейства в условиях реализации направлений Концепции и Государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» >> Оценка информационно технической инфраструктуры целях реализации Концепции >> – в Разработана и уточняется детальная матрица перспективных функций Федерального казначейства в условиях реализации направлений Концепции, каждая функция описана с точки зрения: Жизни функции (временная, постоянная) Типа функции обеспечивающая) (управленческая, исполнительная, Степени автоматизации (низкая, средняя, высокая) Участников процесса реализации функции и соответствующей роли в нем: подразделений Федерального казначейства (управлений центрального аппарата, территориальных органов), ФКУ «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» Проводится анализ входных и выходных потоков данных, формирование целевой архитектуры информационных систем, инвентаризация прикладного программного и аппаратного обеспечения   авг 2013 сен окт ноя дек янв фев мар апр май июн июл авг сен 2014 6 ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО www.roskazna.ru Стандартизация и унификация Интероперабельность системы бюджетных платежей Стандартизация – установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности, для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении функциональных условий и требований техники безопасности Международная организация по стандартизации (International Organization for Standardization, ISO) Унификация – приведение к единообразию, к единой форме или системе Интероперабельность – способность к взаимодействию с другими системами 7 ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО www.roskazna.ru Мероприятия  Определение органа, уполномоченного на установление правил >> Правительством Российской Федерации 10 сентября 2014 года внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «О национальной платежной системе» в целях определение Министерства финансов Российской Федерации органом, уполномоченным на установление перечня реквизитов бюджетного платежа и формы распоряжения физического лица в его уплату  Определение перечня обязательных реквизитов бюджетного платежа >> Перечень обязательных реквизитов бюджетного платежа Перечень разработан и направлен в Министерство финансов Российской Федерации (письма от 19 февраля 2014 г. № 42-1.0-06/6, 1 сентября 2014 г. № 42-1.0-11/419) >> Унифицированная форма распоряжения физического лица Форма разработана и направлена в Министерство финансов Российской Федерации (письмо от 19 февраля 2014 г. № 42-1.0-06/6) Стандартизация  Разработка формы распоряжения физического лица Унификация Включение в унифицированную форму распоряжения физического лица двумерного штрих-кода Предложения направлены в Министерство финансов Российской Федерации (письмо от 26 июня 2014 г. № 42-1.0-06/17)  авг 2013 сен окт ноя дек янв фев мар апр май июн июл авг сен 2014 8 ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО www.roskazna.ru Национальный стандарт ГОСТ Р 56042-2014 «Стандарты финансовых операций. Двумерные символы штрихового кода для осуществления платежей физических лиц» (вводится впервые, вступил в действие с 1 сентября 2014 года, утвержден для добровольного применения) Стандарт устанавливает правила кодирования платежных реквизитов в двумерный штрих-код, являющийся графическим отображением информации для последующей ее расшифровки техническими средствами. QR Code = Aztec Code Data Matrix или 1,5 страницы сплошного текста Штрих-код наносится получателем средств при формировании распоряжения плательщика и считывается техническими средствами организаций, осуществляющих прием платежа. Встроенный алгоритм восстановления не допускает искажения считанной информации Использование соответствующего стандарту штрих-кода при формировании администратором доходов распоряжения плательщика и его применение кредитными организациями при приеме платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации позволит снизить операционные ошибки и, как следствие, объем невыясненных поступлений 9 ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО www.roskazna.ru Варианты оплаты бюджетного платежа в устройствах самообслуживания, исключающие искажение платежной информации Платежи по запросу Платежи по штрих-коду при условии on-line взаимодействия устройства самообслуживания с ГИС ГМП в случае off-line взаимодействия устройства самообслуживания с ГИС ГМП Поднесите штрих-код Введите УИН: Осуществление платежа по УИН без дополнительного ввода реквизитов платежа Осуществление платежа без запроса в ГИС ГМП и без ввода реквизитов платежа Осуществление авансовых платежей Исключение искажения платежной информации и отнесения платежа к невыясненным поступлениям 10 ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО www.roskazna.ru Мероприятия  Установление требований к форматно-логическому контролю значений реквизитов распоряжений о переводе денежных средств в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации >>  «ИНН», «КПП» плательщика и получателя денежных средств  «104» (Код бюджетной классификации)  «105» (код в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований) Интероперабельность  Подготовлены предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты в части установления условий для форматно-логического контроля значений реквизитов распоряжений о переводе денежных средств в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации: Приказ Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации» Положение Банка России от 19 июня 2012 года № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» Унифицированные форматы электронных банковских сообщений (письма от 20 мая 2014 г. № 42-7.4-04/1.2-629, 11 августа 2014 г. № 42-7.4-04/1.2-1050) Разработка стандартов для платежных, отчетных и финансовых документов Интероперабельность >> Планируется проведение работ по стандартизации форматов электронных платежных, отчетных и финансовых документов для приведения в соответствие международным стандартам (национальным стандартам, разработанным на основании международных) состава реквизитов и размерности полей в целях исключения взаимного преобразования электронных сообщений для обеспечения сквозной автоматизированной обработки информации  авг 2013 сен окт ноя дек янв фев мар апр май июн июл авг сен 2014 11 ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО www.roskazna.ru Сквозная автоматизированная обработка (STP) Сквозная автоматизированная обработка (Straight-through processing, STP) – процесс непрерывной, полностью автоматизированной обработки платежной информации на всех этапах обработки данных Принцип STP впервые введен Базельским комитетом по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов в сентябре 1998 года Статья 259 «Основы функционирования системы бюджетных платежей» главы 30 «Система бюджетных платежей» проекта новой редакции Бюджетного кодекса Концепция развития платежной системы Банка России на период до 2015 года" (одобрена решением Совета директоров Банка России от 16.07.2010, протокол № 16) В системе бюджетных платежей осуществляется прием и исполнение бюджетных платежей, перевод денежных средств в режиме сквозной автоматизированной обработки платежной информации и их отражение в учете В Системе Расчетов будет реализована возможность проведения платежей участниками в режиме сквозной автоматизированной обработки платежной информации с использованием всех предусмотренных нормативными актами Банка России видов расчетных документов Единые технологические правила и стандарты обмена платежной, финансовой информацией, обеспечивающие эффективную автоматизированную обработку и минимизирующие, а в перспективе – полностью исключающие необходимость ручного вмешательства Как есть Конвертация данных Проверка информации Сбор недостающей информации Ввод дополнительных данных STP Полное взаимодействие информационных систем Применение единых стандартов обмена информацией Полностью автоматическая обработка информации Трансграничный обмен информацией 12 ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО www.roskazna.ru Международный стандарт ISO 20022 ISO* 20022 – стандарт и методология создания описаний бизнес-процессов, сопровождающихся обменом электронными финансовыми сообщениями, и проектирования схем и форматов этих сообщений Практическое применение  Страны, принявшие стандарт за основу расчетов: Бразилия, Южная Африка, Япония  Единое европейское платежное пространство (SEPA, Single Europe Payment Area)  Международные системы CLS (Continuous Linked Settlement, система конверсионных валютных операций) и Euroclear (международный депозитарно-клиринговый центр)  Крупнейшие банки JP Morgan, HSBC, Deutsche Bank – предоставляют своим клиентам возможность передавать платежи в формате ISO 20022  Система межбанковских сообщений SWIFT осуществляет переход от применяемых сообщений формата SWIFT MT к сообщениям формата SWIFT MX, основанных на стандарте ISO 20022  Федеральная резервная система (США) – глобальный стандарт для трансграничных платежей IPF (International Payment Framework) Работа Банка России по переходу на ISO 20022  О распоряжении о переводе (pain.001.001.05, ISO 20022) денежных средств Письмо Банка России от 02.10.2013 N 196-Т  Стратегия развития национальной платежной системы одобрено Советом директоров Банка России 15.03.2013, протокол № 4  Концепция развития платежной системы Банка России на период до 2015 года одобрено Советом директоров Банка России 16.07.2010, протокол № 16 Проводятся мероприятия:  Анализ развития ISO 20022 и практики его применения  Взаимодействие с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, представляющим Россию в ISO  Утверждение плана мероприятий по созданию национального стандарта безналичных расчетов на базе ISO 20022 (находится на этапе обсуждения)  Консультации с государственными учреждениями, участниками финансовых рынков и их ассоциациями * ISO – International Organization for Standardization, Международная организация по стандартизации. 13 ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО www.roskazna.ru МСФО общественного сектора. Транспарентность и сопоставимость XBRL – Новый подход к финансовой отчетности на базе XML и метаданных, основанный на международном стандарте ISO 20022 Язык для обмена структурированной отчетной информацией для обеспечения сквозной автоматизированной обработки Основные преимущества Перспективы использования в бюджетной системе  Наличие в отчетах данных, формул и связей  Оперативное извлечение из отчетов только необходимых данных  Проведение анализа динамики изменения показателей со временем или сравнение одного и того же показателя для разных субъектов анализа  Возможность преобразования отчетности в разные системы ее представления (US GAAP, MCФО; РСБУ – в будущем)  Автоматическая трансформация в нужную форму (для сдачи отчетности, для печати, для публикации в сети Интернет)  Автоматическая обработка данных отчета  Использование стандарта при формировании отчетности по Международным стандартам финансовой отчетности общественного сектора и отчетности, предполагаемой к раскрытию  Использование стандарта в рамках выполнения Федеральным казначейством функций единого бухгалтера  Стандарт для регуляторной и иной отчетности 14 ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО www.roskazna.ru Мероприятия 11 Формулирование базовых В проекте новой редакции Бюджетного кодекса включена глава 30 «Система бюджетных платежей» >> определений и норм Система бюджетных платежей – Бюджетный платеж – совокупность участников системы бюджетных платежей и Федерального казначейства, взаимодействующих по правилам организации и функционирования системы бюджетных платежей действие, направленное на перечисление (передачу) денежных средств Статья 258. Понятие системы бюджетных платежей Статья 259. Основы функционирования системы бюджетных платежей Статья 260. Участники системы бюджетных платежей Статья 261. Условия осуществления бюджетных платежей Статья 262. Осуществление бюджетных платежей в системе бюджетных платежей Статья 263. Платежная инфраструктура системы бюджетных платежей Статья 263.1 Информирование плательщиков об обязательствах и реквизитах бюджетного платежа на основании распоряжения о переводе денежных средств плательщика, получателя или органа, наделенного правом предъявления распоряжения к счетам плательщиков без распоряжения – при передаче наличных денежных средств в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, организациям сектора государственного управления из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, от организаций сектора государственного управления между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, между организациями сектора государственного управления на счета, со счетов и между счетами Федерального казначейства между счетами участников системы бюджетных платежей 11 авг 2013 сен окт ноя дек янв фев мар апр май июн июл авг сен окт ноя дек 2014 15 ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО www.roskazna.ru Мероприятия 12 Формирование предложений о внесении изменений в иные федеральные законы в связи с нормами новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации >> 1. Федеральный закон от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» Система бюджетных платежей как платежная система Федерального казначейства в рамках национальной платежной системы при ее исключении из общих норм в части подотчетности, поднадзорности и нормативного правового регулирования Перечень операторов по переводу денежных средств дополнен Федеральным казначейством и организациями федеральной почтовой связи в целях стандартизации и унификации правил и форм расчетов, возможности применения электронных средств платежа Система бюджетных платежей признается социально, системно и национально значимой Министерство финансов Российской Федерации осуществляет надзор за платежной системой Банка России и платежной системой Федерального казначейства Привлечение Федеральным казначейством организаций федеральной почтовой связи (ФГУП «Почта России») для оказания платежных услуг 2. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» Включены корреспондирующие с Федеральным законом от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» нормы 12 авг 2013 сен окт ноя дек янв фев мар апр май июн июл авг сен окт ноя дек 2014 16 ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО www.roskazna.ru Мероприятия 12 Формирование предложений о внесении изменений в иные федеральные законы в связи с нормами новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации >> 3. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» Выполнение Федеральным казначейством функций агента валютного контроля 4. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в части: Наделения Банка России правом предоставления кредитов в форме внутридневного овердрафта к счетам Федерального казначейства 5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ Состав событий административных правонарушений дополнен валютными операциями в Федеральном казначействе Предусмотрена ответственность оператора по переводу денежных средств, оператора связи и банковского платежного агента (субагента) за неисполнение требований законодательства Российской Федерации о национальной платежной системе 12 авг 2013 сен окт ноя дек янв фев мар апр май июн июл авг сен окт ноя дек 2014 17 ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО www.roskazna.ru Законодательные и нормативные правовые акты, требующие принятия в связи с реализацией новых полномочий Федеральное казначейство Министерство финансов Российской Федерации Правительство Российской Федерации 1. Правила организации и функционирования системы бюджетных платежей, в т.ч.: 1. Обязательные реквизиты бюджетного платежа, правила их указания в распоряжениях о переводе денежных средств (по согласованию с Центральным банком Российской Федерации) 1. Формы учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами, оформляемые в Федеральном казначействе, сроки и порядок их предоставления 2. Правила перечисления денежных средств и проведения расчетов по бюджетным платежам организаций, осуществляющих их прием и выплату (по согласованию с Центральным банком Российской Федерации) 2. Порядок Федеральному осуществлении деятельности регламент функционирования системы бюджетных платежей правила приема и исполнения распоряжений о переводе денежных средств, перевода денежных средств и проведения расчетов правила обеспечения непрерывности деятельности и управления рисками участников 3. Перечень дополнительной информации, необходимой для казначейского обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации 2. Порядок эмиссии и эквайринга платежных карт (по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации) 4. Форма распоряжения клиента - физического лица для осуществления бюджетных платежей (по согласованию с Центральным банком Российской Федерации) порядок взаимодействия системы бюджетных платежей формы и способы расчетов 3. Создание объединений банкоматных сетей и пунктов выдачи наличных денежных средств (по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации) 4. Порядок осуществления прогнозирования движения средств на едином казначейском счете 5. Правила взаимодействия системы бюджетных платежей с другими платежными системами, связанного с переводом денежных средств, проведением взаимных расчетов (по согласованию с Центральным банком Российской Федерации) и 6. Порядок осуществления мониторинга функционирования системы бюджетных платежей и ее взаимодействия с иными платежными системами 6. Условия для интеграции государственного платежного шлюза с официальными ведомственными сайтами и порталами участников системы бюджетных платежей в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информационными системами, осуществляющими прием бюджетных платежей 7. Методика составления, формы и сроки предоставления отчетности, в том числе в виде отчетности по платежной системе Банка России и платежной системе Федерального казначейства в рамках надзорной деятельности Министерства финансов Российской Федерации в национальной платежной системе 5. Обеспечение создания, ведения, развития обслуживания государственного платежного шлюза 7. Порядок представления выписки по казначейскому счету о факте исполнения распоряжения о переводе денежных средств участника системы бюджетных платежей представления резидентами казначейству информации при ими внешнеэкономической 18 ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО www.roskazna.ru Направление 1. Построение единого казначейского счета Федерального казначейства  Участие Федерального казначейства в платежной системе Банка России >> В проекте новой редакции Положения о платежной системе Банка России (ориентировочный срок вступления в силу – май 2016 г.) учтены изменения: Прямое участие Федерального казначейства в платежной системе Банка России Регистрация территориальных органов Федерального казначейства в справочнике Банка России для присвоения им банковских идентификационных кодов (БИК)  Уточнение бюджетных полномочий Центрального банка Российской Федерации >> В проекте новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации учтены изменения бюджетных полномочий Центрального банка Российской Федерации: Обслуживание единых казначейских счетов и иных счетов, открываемых Федеральному казначейству в Банке России без взимания платы Оказание платежных услуг Федеральному казначейству без взимания платы  Уточнение полномочий Центрального банка Российской Федерации >> Сформированы предложения по внесению изменений в Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в части: Приведения в соответствие вносимым в Бюджетный кодекс Российской Федерации изменениям функции обслуживания счетов, открываемых Федеральному казначейству 2013 2014 2015 дек ноя окт сен авг июл июн май апр мар фев янв дек ноя окт сен авг июл июн май апр мар фев янв дек ноя окт сен авг  2016 19 ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО www.roskazna.ru Направление 2. Развитие инструментов управления свободными остатками денежных средств на едином казначейском счете Федерального казначейства  Управление операциями со средствами и остатками средств на едином казначейском счете >> В проекте новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации определены полномочия Федерального казначейства по управлению операциями со средствами и остатками средств отдельной статьей: Статья 254. Основы функционирования единого казначейского счета Статья 255. Прогнозирование движения средств на едином казначейском счете Статья 256. Управление операциями со средствами и остатками средств на едином казначейском счете Статья 257. Порядок распределения доходов, полученных от управления остатками средств на едином казначейском счете  Освобождение от налогообложения операций управления остатками денежных средств на счетах в Федеральном казначействе и доходов от таких операций >> В проекте новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации отражены изменения:  Участие Федерального казначейства в платежной системе Банка России >>  Уточнение функций Центрального банка Российской Федерации >> Включены в перечень операций, не подлежащих налогообложению, операции управление остатками средств Включены в перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, доходы (проценты), полученные от управления операциями со средствами и остатками средств на счетах (едином казначейском счете, едином счете федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда) В проекте новой редакции Положения о платежной системе Банка России (ориентировочный срок вступления в силу – май 2016 г.) учтены изменения: Введен механизм пула ликвидности – механизма консолидации денежных средств для группы участников, обеспечивающий осуществление перевода денежных средств каждого из участников исходя из общего объема денежных средств участников, объединенных в группу Сформированы предложения по внесению изменений в Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в части: Наделения правом предоставления кредитов в форме внутридневного овердрафта к счетам Федерального казначейства 2013 2014 2015 дек ноя окт сен авг июл июн май апр мар фев янв дек ноя окт сен авг июл июн май апр мар фев янв дек ноя окт сен авг  2016 20 ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО www.roskazna.ru Направление 2. Развитие инструментов управления свободными остатками денежных средств на едином казначейском счете Федерального казначейства  Осуществление операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета в части покупки (продажи) ценных бумаг по договорам репо >> Утверждено Постановление Правительства РФ от 4 сентября 2013 г. № 777 «О порядке осуществления операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета в части покупки (продажи) ценных бумаг по договорам репо» вместе с соответствующими правилами осуществления операций  Изменение порядка предоставления (использования, возврата) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов >> Внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 18 декабря 2010 г. № 1062 «Об утверждении Правил предоставления (использования, возврата) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на 2014 год» (Постановление Правительства РФ от 21 августа 2014 г. № 836 «О внесении изменений в Правила предоставления (использования, возврата) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на 2014 год») 2013 2014 2015 дек ноя окт сен авг июл июн май апр мар фев янв дек ноя окт сен авг июл июн май апр мар фев янв дек ноя окт сен авг  2016 21 ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО www.roskazna.ru Направление 3. Использование современных электронных платежных сервисов  Обеспечение предоставления информационного сервиса о начислениях и возможности формирования распоряжений на оплату на Едином портале бюджетной системы >> Разработано портальное решение ГИС ГМП, учитывающее возможность предоставления информационного сервиса о начислениях и возможность формирования распоряжений на оплату на Едином портале бюджетной системы Ведутся работы по внедрению портального решения ГИС ГМП  Формирование предложений к внедрению в Федеральном казначействе современных платежных сервисов >> Разработана и дополняется Библиотека платежных сервисов Федерального казначейства: Исключение искажения платежной информации и минимизация невыясненных поступлений  Оплата с использованием штрих-кодов  Оплата с использованием УИН или сведений об идентификаторе плательщика  Поиск платежей, учтенных как невыясненные поступления, на базе ГИС ГМП Расширение форм расчетов      Выставление инкассовых поручений к счетам плательщиков Выставление платежных требований к счетам плательщиков Сводное платежное поручение для юридических лиц Бюджетный аккредитив Электронные деньги Взаимодействие с платежными системами и операторами связи     Эмиссия и эквайринг платежных карт Оплата с лицевых счетов, открытых у операторов мобильной связи Мобильные платежи на короткий СМС-номер Системы денежных переводов Краудфандинг Оптимизация казначейства  Платежные карты  Эквайринг платежных карт НСПК и карт международных платежных систем  Программное платежное решение (Интернет-эквайринг платежных карт НСПК и карт международных платежных систем) взаимодействия с отдельными клиентами Федерального  Внесение наличных денежных средств ФССП России 2013 2014 2015 дек ноя окт сен авг июл июн май апр мар фев янв дек ноя окт сен авг июл июн май апр мар фев янв дек ноя окт сен авг   2016 22 ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО www.roskazna.ru Направление 3. Использование современных электронных платежных сервисов Платежный шлюз Перечень доходных источников Федеральное казначейство Выбор начисления/ вида платежа Внешние системы поставщиков инструментов оплаты Яндекс.Деньги, WebMoney Вид платежа Начисления/вид платежа 4 3 Портал 1 7 5 Платежный шлюз Начисления МТС, Билайн, Мегафон 5 6 Информация о приеме платежа Visa, MasterCard, UnionPay Начисления 2 Начисления 1 ГИС ГМП 8 Факты оплат 9 Факты оплат ФОИВ, РОИВ, ОМСУ, ГМУ 10 Банк (ДБО) Перечисление денежных средств 23 ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО www.roskazna.ru Направление 4. Развитие Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП)  Оптимизация взаимодействия ГИС информационными участников технологии ГМП с системами >>  Добавление нового функционала для участников ГИС ГМП и внесение изменений в Порядок ведения ГИС ГМП, утвержденный приказом Федерального казначейства от 30.11.2012 №19н, в целях совершенствования и развития ГИС ГМП >> Новый функционал ГИС ГМП Новые участники: суды, ЗАГСы Создание пакетного режима взаимодействия Администраторы платежей, администраторы запросов Агрегаторы платежей, агрегаторы запросов Установление порядка внесения изменений, исключения участников Реализация форматно-логического контроля Доработка форматов взаимодействия ГИС ГМП с информационными системами участников >>  Связанные начисления (ФССП) Деаннулирование начислений (ГИБДД, Банк России) Предварительные начисления (Суды) Уточнение полномочий участников (БПА, БПСА, ПА) Проект приказа разработан, находится на согласовании По результатам полученных от структурных подразделений центрального аппарата Федерального казначейства, Минфина России и Банка России замечаний проект приказа доработан и проходит повторное согласование в Федеральном казначействе и Минфине России (письмо от 5 сентября 2014 г. № 42-1.0-06/20) В соответствии с проектом новой редакции Порядка ведения ГИС ГМП разработаны и утверждены Форматы взаимодействия ГИС ГМП с информационными системами участников версии 1.16 2013 2014 2015 дек ноя окт сен авг июл июн май апр мар фев янв дек ноя окт сен авг июл июн май апр мар фев янв дек ноя окт сен авг   2016 24 ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО www.roskazna.ru Направление 4. Развитие Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП)  Интеграция ГИС ГМП с Государственной интегрированной информационной системой управления общественными финансами «Электронный бюджет» с: перечнем доходных источников бюджетов бюджетной системы Российской Федерации технологическими подсистемами Государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» функциональными подсистемами Государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» >> График работ приводится в соответствие с графиком ГИИС управления общественными финансами «Электронный бюджет» 2013 2014 2015 дек ноя окт сен авг июл июн май апр мар фев янв дек ноя окт сен авг июл июн май апр мар фев янв дек ноя окт сен авг  2016 25 ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО www.roskazna.ru Направление 4. Развитие Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП) Перечень доходных источников «КАК ЕСТЬ» Прием платежей без проверки у кредитных организаций, банковских платежных агентов (субагентов), платежных агентов, Почты России реквизитного состава «КАК БУДЕТ» Контроль значений реквизитов платежа кредитными организациями, их филиалами, банковскими платежными агентами (субагентами), платежными агентами, Почтой России и исключение невыясненных платежей в бюджет Переписки с администраторами доходов с кредитными организациями, их филиалами, банковскими платежными агентами (субагентами), платежными агентами, Почтой России для получения и размещения реквизитов в офисах обслуживания Наличие неактуальных реквизитов администраторов доходов для осуществления платежей в бюджет Отсутствие у кредитной организации, ее филиалов, банковских платежных агентов (субагентов), платежных агентов, Почты России одного субъекта актуальных данных по реквизитному составу получателей другого субъекта Единый государственный ресурс, создание сервиса предварительных начислений Прямые договоры администраторов доходов с кредитными организациями их филиалами, банковскими платежными агентами (субагентами), платежными агентами, Почтой России Отсутствие у плательщика информации о размере авансового платежа для получения государственной услуги Отсутствие у плательщика доверенного источника актуальной информации (единый государственный ресурс) 26 ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО www.roskazna.ru Направление 5. Минимизация наличного денежного обращения в секторе государственного управления  Разработка нормативных правовых актов, определяющих процессы эмиссии и эквайринга >> Определены полномочия Федерального казначейства в части возможности участия в платежных системах (в т.ч. платежной системе Банка России), эмиссии и эквайринга платежных карт в законодательных и нормативных правовых актах: проекте новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации Федеральном законе от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» Ведется разработка Положения об эмиссии и эквайринге платежных карт Федеральным казначейством  Проектирование процессингового центра, центра персонализации Федерального казначейства и разработка механизма эмиссии банковских карт и обеспечение возможности осуществления Федеральным казначейством функций эквайринга, а также функции Интернет-эквайринга >> Разработаны Технические требования и Техническое задание на проектирование системы «Процессинг платежных карт» Разработаны Технические требования и Техническое задание на создание антифродового решения «Система операционного контроля» 2013 2014 2015 дек ноя окт сен авг июл июн май апр мар фев янв дек ноя окт сен авг июл июн май апр мар фев янв дек ноя окт сен авг  2016 27 ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО www.roskazna.ru СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Начальник Управления развития бюджетных платежей О.Н. Рудь 28

text-transform:uppercase">практическИХ СЕМИНАРОВ-КОНСУЛЬТАЦИЙ

«БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ, ОТЧЁТНОСТЬ,

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ И ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ

В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

(казенные, бюджетные, автономные)

в соответствии с новыми нормативными документами»

Место проведения: Российская академия народного хозяйства и

государственной службы при Президенте Российской Федерации

(Москва, пр-т Вернадского, д. 84, ст. метро «Юго-Западная», 200 метров от метро, вход на территорию Академии с ул. Покрышкина через проходную № 4

по списку школы «Интенсив», учебный корпус № 6)

Участникам выдается удостоверение о повышении квалификации

установленного образца в соответствии с Федеральным законом от 01.01.2001 г.
«Об образовании в Российской Федерации»

Лицензия на образовательную деятельность - ААА № 000 от 01.01.2001 г.

Заявки на участие, предложения по программе семинара

и предварительные вопросы к выступающим принимаются

по телефонам: (4,

а также по телефонам/факсам: (4,

Подробная информация о других планируемых семинарах и конференциях

на сайте: интенсив77.рф; intensiv 77. ru

эл. почта: intensiv @ ranepa . ru , ssokolov@ ranepa . ru

Внимание: с 01.09.2013 г. телефоны Академии изменены на вышеуказанные!


г. Москва

ПРОГРАММА ВСЕРОССИЙСКИХ СЕМИНАРОВ-КОНСУЛЬТАЦИЙ

Регистрация участников семинара:

учебный корпус №6

Время проведения занятий:

10.00-18.00

Кофе-паузы:

11.30-12.00; перерывы на обед: 14.00-15.00

Заезд и размещение участников Всероссийского практического семинара-консультации

в гостиницах Академии и «Центральный дом туриста»

Тема занятия

(выступления)

Проводит занятие

(выступает)

Особенности развития бюджетной реформы в новых условиях. Практические вопросы организации и ведения бухгалтерского (бюджетного) учета. Направления дальнейшего реформирования системы бухгалтерского учета государственного сектора , комментарий к изменениям в Инструкцию № 000н (приказ Минфина России н).

РОМАНОВ Сергей Владимирович –

директор Департамента бюджетной

методологии Министерства финансов Российской Федерации.

СИВЕЦ Светлана Викторовна –

заместитель директора Департамента бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации.

Особенности и опыт практического применения положений Федерального закона от 01.01.2001 на текущем этапе развития бюджетной реформы. Внесение изменений в законодательство, регулирующее правовое положение государственных (муниципальных) учреждений. Особенности формирования государственных (муниципальных) заданий на оказание учреждениями услуг (выполнение работ) в связи с принятием Федерального закона от 01.01.2001 .

Планирование финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений. Общие требования к расчету нормативных затрат на финансовое обеспечение оказания государственных (муниципальных) услуг (приказы Минфина России 137н/527).

СААКЯН Татьяна Васильевна

заместитель директора Департамента бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации .

КОЛЧИНА Инна Николаевна –

начальник отдела методологии финансового обеспечения и оказания государственных услуг Департамента бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации.

Бюджетная классификация Российской Федерации: указания о порядке применения при организации исполнения бюджетов , изменения и дополнения (приказы Минфина России н, н, н).

КУЗЬМИН Игорь Юрьевич –

начальник отдела методологии бюджетной классификации Департамента бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации.

Актуальные вопросы составления бухгалтерской отчетности и порядка формирования её показателей по итогам 2014 г.

СЕЛЕЗНЕВА Галина Анатольевна

начальник отдела методологии отчетности государственного сектора Департамента бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации .

Налог на прибыль. Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль казенными и бюджетными учреждениями в гг.

Налог на добавленную стоимость : порядок применения НДС при выполнении работ и оказании услуг казенными и бюджетными учреждениями. НДС с бюджетных субсидий, применение НДС по имуществу приобретенному за счет субсидий. Порядок ведения раздельного учета операций облагаемых НДС и не подлежащих налогообложению НДС. Новые формы книг покупок и продаж. Декларации по НДС в 2015 г.

Крючков Сергей Алексеевич –

заместитель начальника отдела налогообложения прибыли (дохода) организаций Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации.

Представители Федеральной налоговой службы

Совершенствование бюджетного процесса в Российской Федерации в соответствии с новыми нормативно-правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства (практика применения административных регламентов Федерального казначейства, ведение Общероссийского единого сайта, порядок учета бюджетных обязательств и другие вопросы, связанные с совершенствованием процедур направленных на улучшение качества обслуживания казенных, бюджетных и автономных учреждений территориальными органами Федерального казначейства) . Особенности формирования с 2014 года платёжных документов (приказ Минфина России н).

ПРОКОФЬЕВ Станислав Евгеньевич –

заместитель руководителя Федерального казначейства, д. э.н., профессор, заслуженный экономист Российской Федерации.

Гришин Дмитрий Сергеевич –

руководитель Межрегионального операционного управления Федерального казначейства.

БИРЮКОВА Лидия Павловна –

заместитель начальника Управления обеспечения исполнения федерального бюджета Федерального казначейства.

Дальнейшее совершенствование системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений (система «эффективный контракт», постановление Правительства РФ и др.). Практические аспекты применения изменений трудового законодательства (новый коэффициент для расчета «отпускных»,

ограничения на заключение гражданско-правовых договоров с физическими лицами и др.). Изменения в части НДФЛ и страховых взносов с 2015 года. Пенсионная реформа.

ГЕЙЦ Игорь Викторович –

главный редактор журналов «Бухгалтерский учет и налоги в государственных и муниципальных учреждениях: автономных, бюджетных, казенных» и «Заработная плата», к. э.н.

Актуальные вопросы администрирования доходов бюджетной системы . Функционирование Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» и приказом Федерального казначейства н.

РУДЬ Оксана Николаевна –

начальник Управления развития бюджетных платежей Федерального казначейства.

Реформа системы государственного финансового контроля. Органы контроля, виды и методы. Внутренний финансовый контроль. Новый состав правонарушений, ответственность за них и др.

Представители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора

Реализация положений Федерального закона от 01.01.2001 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Практические вопросы размещения государственных и муниципальных заказов в гг.

Представители Управления контроля

Федеральной антимонопольной службы

ЕРМАКОВ Василий Александрович –

Совещания с представителями министерств, служб, агентств и ведомств РФ (при необходимости).

Примечание:

1. Определенная часть времени каждого выступающего отводится для ответов на вопросы и разбор конкретных ситуаций.

2. В программе семинара возможны изменения по отдельным выступающим и темам.

Участникам семинара-консультации предлагается следующая культурная программа:

- 5 декабря , 10.00-14.00 по желанию участников семинара (по отметке в заявке) – автобусная экскурсия по достопримечательным местам г. Москвы (Воробьевы горы, храм Христа Спасителя, Красная площадь и другие исторические места).

Отъезд участников Всероссийского практического семинара-консультации.

Стоимость участия одного человека во Всероссийском практическом семинаре составляетруб. – включает оплату занятий, документ о повышении квалификации, культурное и буфетное обслуживание , экскурсию по г. Москве, книги и методические пособия по тематике семинара и др.

Оплата за участие в семинаре по перечислению.

По получении заявки на участие в семинаре и карточки учреждения (предприятия, организации)

высылаются: счёт, договор и акт об оказании услуг по указанной в заявке электронной почте.

Оригиналы документов (включая счет-фактуру) выдаются участникам семинара при регистрации.

Образцы вышеуказанных финансовых документов счёта, договора и акта об оказании
услуг
на сайте интенсив77.рф, ***** .

В целях ускорения оформления финансовых документов участник семинара при регистрации


может сдать по два экземпляра договора и акта об оказании услуг (с подписью и печатью учреждения, предприятия, организации). Один экземпляр этого комплекта после подписания будет возвращен

участнику во время семинара.

Иногородним участникам семинара предлагается проживание в гостиницах Академии и гостинице
«Центральный дом туриста» в одно - или двухместных номерах различной степени комфортности

(размещение в гостиницах с 1 по 5 декабря 2014 г. – круглосуточно).

Оплата за проживание в гостиницах производится за наличный расчёт, включая завтрак и НДС.

Гостиницы Академии (количество мест ограничено):

· одно место в двухместном номере – 1 руб. в сутки

При необходимости получения счёта-фактуры за проживание в гостинице Академии следует иметь с собой доверенность на её получение от организации (учреждения) с указанием всех реквизитов.

Номера в гостинице «Центральный дом туриста» ( контактный

бронируются только при отсутствии мест в гостиницах Академии:

· место в двухместном номере – 2750 руб. в сутки;

· в одноместном номере – 4980 руб. в сутки.

СХЕМА комплекса академии

с нумерацией корпусов

В дни работы Всероссийского практического семинара

с 9.00 до 9.15 будет предоставлен автобус (с табличкой названия
семинара) для проезда от гостиницы «Центральный дом туриста»

до Академии (только при условии бронирования гостиницы
через школу «Интенсив).

Телефон сопровождающего: 0-31

Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП) относительно молодая система, находящаяся в стадии становления и выборе приоритетных направлений развития. Об особенностях ее функционирования президент Клуба банковских бухгалтеров Кирилл Парфёнов беседует с начальником управления развития бюджетных платежей Федерального казначейства Оксаной Рудь.

Оксана Николаевна, давайте начнем с прошлого года. Банки, конечно, надеялись, что не будет отрываться информационная система от платежной. И были надежды, что информация будет сниматься с платежных документов. Тем не менее информационная система работает отдельно…

Не секрет, что банки рассчитываются не только отдельными платежными поручениями, но и сводными. И если вернуться на три года назад, когда вышло Указание Банка России № 2467-У, заключение договоров с ЦБ РФ и территориальным органом Федерального казначейства с доведением до администратора доходов бюджетов реестров принятых от физических лиц платежей при осуществлении расчетов сводными платежными поручениями не стало обязательным. Таким образом все это время реестры, предусмотренные Указанием № 2467-У, фактически не доводятся. Администраторам доходов доводятся суммы сводных платежных поручений без детализации по конкретному плательщику. И чтобы урегулировать эту ситуацию, администраторы доходов стали заключать с кредитными организациями, которые проводят сводные платежи, минимизируя свои операционные расходы по проведению платежей, отдельные договоры. А также администрировать эти договоры и обмениваться с каждой кредитной организацией в определенном формате, установленном конкретным договором, файлами в разном формате по персонифицированным суммам принятых платежей от физических лиц. Это делало крайне неудобным администрирование доходов, а также в случае попадания таких сводных платежных поручений на счет невыясненных сумм в органах Федерального казначейства, по сути, отсутствовали основания для уточнения таких сумм. Что касается информации, передаваемой в ГИС ГМП, то она действительно оторвана по времени от времени передачи информации о платеже в платежную систему, ведь в ГИС ГМП согласно Федеральному закону 210-ФЗ информация должна быть передана незамедлительно.

- Но и сейчас сводными платежками рассчитываются…

Рассчитываются. Но уже с 1 июля 2013 года перечисление средств сводными платежными поручениями на счета территориальных органов Федерального казначейства должно обязательно сопровождаться реестром - вступил в силу п. 3.15 Положения Банка России № 384-П. В целях реализации этого пункта Банк России в апреле довел до участников расчетов формат нового электронного документа ED108 - сводное платежное поручение на общую сумму принятых платежей от физических лиц с реестром. Применение в расчетах кредитных организаций с бюджетом ED108 позволяет доводить до администраторов доходов бюджетов детализированную информацию о плательщике - физическом лице, а кредитным организациям снижать операционные издержки, ведь в отдельных случаях банки не вправе взимать комиссию с плательщика, например, при оплате налогов.

- Не проще ли было развивать платежную систему и с нее снимать необходимую информацию?

Согласно закону о национальной платежной системе перевод денежных средств осуществляется в срок до трех рабочих дней со дня списания их со счета плательщика или предоставления средств плательщиком при переводе без открытия счета. А если принять во внимание Гражданский кодекс, то средства могут быть списаны банком со счета плательщика и на следующий день после получения от него распоряжения. Таким образом, деньги, принятые сегодня от плательщиков в уплату за государственные и муниципальные услуги, иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы, которые включают оплату налогов, штрафов, до получателя средств могут дойти на четвертый день. Рассмотрим в качестве отдельного примера налоги: согласно Налоговому кодексу обязанность налогоплательщика по уплате налога считается исполненной с момента внесения денежных средств в кассу кредитной организации или с момента передачи в банк поручения, даже если это произведено в день истечения установленного срока для оплаты. И такая информация должна быть у налогового органа незамедлительно с момента оплаты, чтоб исключить формирование задолженности по такому налогу и начисление пени. Также следует принять во внимание, что сроки оказания государственных и муниципальных услуг в отдельных случаях короче, чем сроки доведения денежных средств до получателя, а заявитель уже вправе обратиться за получением услуги. Решением этих задач и служит ГИС ГМП.

Одной из причин ее создания явилась обоснованная необходимость доведения до граждан по принципу «одного окна» информации о наличии у него обязательств перед бюджетной системой и использование для этого множества способов. Так только почтовая рассылка извещений о налогах и штрафах лишала гражданина, сменившего адрес местонахождения, возможности своевременно узнать о своих обязательствах и их исполнить, что являлось основанием для формирования задолженности и возбуждения исполнительного производства. Вместе с тем развитие находят порталы государственных и муниципальных услуг, многофункциональные центры оказания государственных и муниципальных услуг, информационные сервисы кредитных организаций. Таким образом, гражданин или организация, обращаясь в ГИС ГМП, через порталы, многофункциональные центры либо через обслуживающую его кредитную организацию мог бы узнать о наличии обязательств и своевременно оплатить, не дожидаясь, пока сформируется задолженность, или, что еще хуже, будет возбуждено исполнительное производство. Вот такая история закладывалась при создании системы. И еще за счет функционирования этой системы обеспечивается право граждан на получение платных государственных и муниципальных услуг без предоставления документов, подтверждающих факт оплаты.

Что же касается развития платежной системы, необходимость в этом, безусловно, присутствует.

- Но возможны ли расхождения между платежной и информационной системой?

Расхождения, конечно, есть. Как я говорила, существенное расхождение в сроках. Но есть еще расхождения и в составе реквизитов документа об оплате.

Если мы пустим через сводное платежное поручение с реестром, который позволяет персонифицировать информацию, то смысл в ГИС ГМП отпадет?

Не отпадет, потому сроки разные, незамедлительно и Т+4. А ЕД 108 применяется только при платежах, принятых для перечисления на счета территориальных органов Федерального казначейства, а в оказании государственных и муниципальных услуг участвуют бюджетные и автономные учреждения, оплата за услуги которых может поступать на счета, открытые в кредитных организациях.

То есть получается таким образом: банк сегодня сообщает, что платеж принят в некоем формате, а деньги могут идти и послезавтра?

Да, деньги могут дойти и на четвертый день. Но еще раз обращаю внимание на предназначение ГИС ГМП - в первую очередь информирование по принципу «одного окна» о наличии начислений и предоставление возможности их своевременно оплатить по правильным платежным реквизитам, указанным в начисление. Для кредитных организаций, осуществляющих прием таких платежей, предоставляется возможность использовать предзаполненные платежные реквизиты для снижения вероятности операционных ошибок и снижения времени обслуживания клиентов, что в свою очередь снижает количество поступивших в территориальные органы Федерального казначейства невыясненных сумм и повышает уровень сервиса кредитной организации.

- Получается подспорье гражданам - посмотреть, сколько они должны и за что?

Именно - сколько гражданин должен государству. Ведь в настоящее время не только государство должно гражданину (социальные выплаты, имущественные вычеты), но и гражданин должен государству (платные государственные и муниципальные услуги, налоги, штрафы).

Ранее была другая система по обмену информацией с Федеральным казначейством. Банки, которые в ней участвовали, просто перешли на ГИС ГМП?

Прежняя система была прототипом ГИС ГМП, называлась она Учет начислений и фактов оплаты (УНиФО). Законодатель оказался весьма щедр с точки зрения вступления требований закона в силу: Федеральный закон № 162-ФЗ был принят в июле 2011 года, со сроком вступления требований в части ГИС ГМП - 1 января 2013 года. То есть полтора года отводилось на выполнение всеми участниками требований этого закона. Федеральное казначейство в 2012 году, понимая, что система находится в высокой степени готовности, предлагало ее прототип участникам для целей проведения мероприятий подготовительного характера - технического и организационного. А с учетом того, что система была создана в защищенном контуре инфраструктуры электронного правительства и осуществляла взаимодействие посредством системы межведомственного электронного взаимодействия, предлагали заблаговременно провести мероприятия для целей интеграции информационных систем, используемых кредитными организациями с инфраструктурой электронного правительства. УНиФО предлагалась потенциальным участникам ГИС ГМП по завершении пилотирования. Пилотами у нас выступали пять кредитных организаций, пять администраторов доходов бюджетов бюджетной системы (три федеральных органа исполнительной власти и два региональных) и единый портал госуслуг. После этого мы предлагали всем потенциальным участникам ГИС ГМП присоединяться к системе. И те, кто присоединился, прошел тестирование, реализовали мероприятия по организации защищенного канала связи до системы межведомственного электронного взаимодействия, обеспечили форматную совместимость используемых информационных систем с ГИС ГМП, гармонизировали свои бизнес-процессы, переход на ГИС ГМП прошли безболезненно в имеющихся форматах без существенных изменений, которые бы потребовали доработки используемых информационных систем участников, путем подачи в территориальный орган Федерального казначейства заявки на регистрацию в качестве участника ГИС ГМП.

По УНиФО, помнится, информация такая была: «Хотите вступайте, хотите нет». Потом наметилась ГИС ГМП, но банки сомневались: имеет ли смысл вступать в одну систему, чтобы потом переходить в другую? Тем более что это затратно. Поэтому многие отказывались.

На общероссийском банковском форуме сайт есть тема про УНИФО - ГИС ГМП…

- Читаю регулярно…

Так вот, там официально зарегистрировано Федеральное казначейство как оператор ГИС ГМП, который, начиная с прошлого года, постоянно осуществляет информационную поддержку участников форума. На нем участники были проинформированы, что переход с УНиФО на ГИС ГМП будет осуществлен в упрощенном порядке для участников УНиФО без дополнительных затрат. Это даже нашло отражение в нормативно-правовом акте, который называется Порядок ведения ГИС ГМП, утвержденный приказом Федерального казначейства 30 ноября 2012 года № 19н, его пункт 2.4 предусматривает упрощенную регистрацию участников УНиФО.

- Значит, можно было подготовиться заранее, все закупить?

Можно. Наши территориальные органы активно это пропагандировали на территории каждого субъекта. Из 950 кредитных организаций в Москве находится около 500. Поэтому если региональные банки были распределены по нашим управлениям Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации для целей проведения разъяснительной работы, то московские банки были поделены между двумя нашими территориальными органами, находящимися в столице, - УФК по городу Москве и Межрегиональным операционным управлением, на которых пришлась самая большая масса участников ГИС ГМП. Мы их поделили по вполне понятным критериям: кредитные организации, которые соответствовали требования НК РФ в части выдачи гарантий по уплате налоговых платежей, - в межрегиональное операционное управления, остальные - в УФК по городу Москве. Таким образом, мы получили почти равноценное распределение между нашими двумя территориальными органами.

В банках говорят, были проблемы с получением от Ростелекома оборудования. Потом, насколько известно, разрешили покупать это оборудование у других организаций. Интересно, не аффилированные ли они? Это серьезно задерживало процедуру. Есть проблемы и со сроками подключения. Казначейство ощущало эту задержку, видело эти проблемы?

На самом деле мы не могли это не ощущать, потому что подключение к СМЭВ - это этап, предшествующий регистрации в ГИС ГМП. Были к нам и обращения кредитных организаций, но только две из них в ответ на наше обращение к ним представили материалы, которые бы свидетельствовали о поставке оборудования в срок до 80 дней. Эти материалы были направлены в Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, которое является оператором системы межведомственного электронного взаимодействия. И по результатам их рассмотрения были проведены мероприятия, направленные на снижение сроков поставки оборудования Ростелекомом. Кроме того, по результатам обращений, кроме одной имеющейся схемы взаимодействия с определенным видом оборудования, внесены изменения в регламент взаимодействия участников СМЭВ и предусмотрены несколько схем информационного взаимодействия. При этом на текущий момент Ростелеком не является единственным поставщиком оборудования, используемого для организации защищенного канала до СМЭВ. При этом, с точки зрения сроков поставки указанного оборудования, предложения иных поставщиков конкурентнее.

Вопросы также бывают с идентификацией и идентификатором. Каждый банк имеет идентификационный номер. Имеются ли в этом проблемы?

Для того чтобы оперировать полномочиями, система имеет ID участников. Этот номер есть у всех. Может быть вопрос об идентификаторах начислений и идентификаторах плательщиков?

- Нет, речь идет о банковском идентификаторе.

С банковскими идентификаторами проблем никаких не было.

- Вопрос в том, может ли филиал иметь идентификатор…

Это несколько иной вопрос. В рамках разъяснительной работы мы предлагали кредитным организациям осуществлять взаимодействие с ГИС ГМП через единую точку входа, то есть обеспечить централизованное взаимодействие в том числе банкам, имеющим филиальную сеть. Например, так сделал Сбербанк, а также ряд крупных банков - Альфа-банк, Промсвязьбанк и некоторые другие. При этом мы информировали, что если кредитная организация не может обеспечить сбор внутренним транспортом от своих филиалов информации и передачу ее в ГИС ГМП централизованно, то Порядком ведения ГИС ГМП предусмотрено предоставление таким филиалам, которые будут самостоятельно работать, отдельного доступа. При включении их в заявку на регистрацию в ГИС ГМП как самостоятельных участников взаимодействия мы выдадим для них отдельные идентификаторы, но заявка должна поступить от центрального офиса кредитной организации. Таким путем пошли некоторые банки, несколько из которых сейчас обращаются к нам с просьбой исключения из участников ГИС ГМП своих филиалов, так как организовали централизованное взаимодействие с ГИС ГМП.

- То есть фактически будет не одна точка передачи, а несколько…

На усмотрение кредитной организации, исходя из ее ИТ-архитектуры и уровня зрелости информационных процессов. Мы старались предусмотреть все, что может быть использовано на благо реализации требований закона. Но практика показала, что не все нюансы мы предусмотрели. Кроме того, в рамках пилотирования от кредитных организаций, участвовавших в нем, не поступали те предложения, какие поступают сейчас. Достойно сожаления, потому что на этапе пилотирования можно было оперативно учесть и провести доработку, тогда как сейчас любое внесение изменений - это только через нормативно-правовой акт, изменяющий Порядок ведения ГИС ГМП, который подлежит согласованию с Банком России и регистрации Минюстом России, и это через смену форматов, которые должны быть опубликованы за 90 дней до вступления их в силу.

- Всегда проще вносить изменения в процессе разработки и подготовки чем в уже действующий документ…

Несомненно, но тем не менее сейчас мы собираем замечания к Порядку ведения ГИС ГМП и форматам взаимодействия. Рассчитываем, что до конца года учтем поступившие предложения, которые имеют существенное значения как для кредитных организаций, так и для администраторов доходов.

- Сколько сейчас банков, осуществляющих обмен в полном режиме, активно работают с ГИС ГМП?

- Немного… Мы знаем, что Банк России подталкивает кредитные организации, собирает информацию…

Банк России довел до кредитных организаций письма 101-Т, 148-Т. Федеральное казначейство признательно Банку России за то, что он активно включился в наблюдение за кредитными организациями по выполнению требований Федерального закона № 210-ФЗ и даже ввел отдельную для этого отчетную форму для того, чтобы контролировать выполнение кредитными организациями планов мероприятий по выполнению требований о взаимодействии с ГИС ГМП. С учетом этого у нас улучшилась динамика и по регистрации кредитных организаций, и по подключению.

Действительно, форма отчетности Банка России есть. А вы получаете результаты этой отчетности? Понятно ли, что происходит? Какие основные проблемы?

Мы обращались к Банку России с просьбой предоставить нам информацию, полученную от кредитных организаций. В ответ на наше обращение Банк России ответил, что это запрашиваемая информация составляет большой объем и получена в рамках надзора, предоставив консолидированную информацию, и сообщил, что при наличии у нас заинтересованности может предоставлять ее на ежемесячной основе. Федеральное казначейство, конечно же, выразило такую заинтересованность. Во-вторых, информация получена в рамках надзора, и предоставить нам ее в том виде, в каком он ее получает, не сможет. Но он сможет предоставить нам агрегированную информацию о наличии имеющихся проблем и о сроках реализации.

- А у вас уже есть такая информация?

Банк России довел до нас, что преимущественное количество кредитных организаций согласно представленным планам к ноябрю этого года реализуют мероприятия, обеспечивающие взаимодействие с ГИС ГМП. Основными сложностями при выполнении ими этих мероприятий явилась поздняя публикация утвержденного Минюстом России Порядка ведения ГИС ГМП. Он был утвержден 25 декабря 2012 года. При этом он прошел с августа не одно согласование с Банком России, потому что в силу закона № 210-ФЗ порядок должен быть согласован с Банком России. Порядок прошел согласование с Минфином России и Минкомсвязи России. Поэтому только 30 ноября 2012 года он был утвержден и соответственно подан на регистрацию в Минюст России. Также банки отмечают, что есть определенные сложности с приобретением оборудования по деньгам и по срокам. Ну и еще ряд причин, которые Банк России до нас довел. Они связаны с реализацией мероприятий по выполнению требований к форматному обмену со СМЭВ и с ГИС ГМП, что в отдельных случаях требует от кредитных организаций доработки используемого программного обеспечения.

- Каковы перспективы развития ГИС ГМП?

У Федерального казначейства совместно с Минфином России есть задача по повышению информированности граждан о бюджетной системе, предоставлению открытых данных в доступной форме на едином портале бюджетной системы. И этот единый портал бюджетной системы станет для гражданина еще одним окном в ГИС ГМП. Таким образом, чем больше возможностей по информированию граждан, тем больше вероятность исполнения ими своих обязательств перед бюджетами в установленный срок. Таким образом, единый портал бюджетной системы предоставит ГИС ГМП лицо, пользовательский интерфейс, который позволит предоставлять ряд сервисов для пользователя. Такие сервисы, как «Узнай свои начисления», «Оформи платеж правильно»....

- Такой сервис вроде есть на сайте налоговой службы…

Есть, но только по налогам. А с ГИС ГМП предполагают взаимодействовать более пятидесяти тыс. администраторов доходов. ГИС ГМП - это не только налоги, это и пошлины, и штрафы, и абсолютно разные платежи. Необходимо сделать возможным их электронную оплату или вывод в виде расчетного документа с возможностью воспроизведения в печатном виде с правильными платежными реквизитами, со штрих- или QR-кодом.

- Это удобно…

Несомненно. Имея платежные реквизиты и (или) штрих или QR-код, гражданин сможет, придя в кредитную организацию, внести соответствующий платеж. И этот платеж будет безошибочно зачислен на лицевой счет администратора доходов. В настоящий момент преимущественную часть невыясненных поступлений в Федеральном казначействе составляют именно платежи физических лиц, которые менее дисциплинированы в части правильного оформления платежного реквизитного состава расчетных документов. Могут в КБК ошибиться, ОКАТО не указать, а это имеет существенное значение. Юридические лица более дисциплинированы. Таким образом, если выдавать для оплаты уже сформированную платежку, гражданин сможет ее оплатить, не пытаясь сам каким-то образом изменить реквизиты. А дальше с учетом того, что у нас кредитных организаций 950, и большинство из них являются участниками ГИС ГМП, нам видится, что сейчас для нас кредитные организации являются поставщиками информации о фактах оплаты, а мы бы могли для них быть взаимно полезными, в том числе стать одним из каналов продаж. Сейчас ГИС ГМП полезно тем кредитным организациям, которые, оптимизируя свои бизнес-процессы, в целях сокращения времени обслуживания и снижения вероятности возникновения операционных ошибок при вводе платежного реквизитного состава взаимодействуют с ГИС ГМП через запрос начисления при приеме соответствующего платежа. По запросу ГИС ГМП возвращает начисление с предзаполненным платежным реквизитным составом, на основании которого осуществляется прием платежа, который не требует ввода дополнительных реквизитов. Что касается каналов продаж, мы предлагаем кредитным организациям, платежным системам завести на создаваемый Федеральным казначейством платежный шлюз, системы дистанционного банковского обслуживания, электронные кошельки, сервисы приема платежных карт. Таким образом, гражданин или организация, узнав свою задолженность, сможет сразу ее погасить.

- На что заводим?

На платежный шлюз.

- То есть это некая структура, которая позволяет оплачивать документ?

Да, позволяет созданный платежный документ перенести в «клиент-банк», обслуживаемый кредитной организацией, и точно, корректно тут же оплатить, или оплатить начисление платежной картой, электронными средствами платежа.

- Тем самым, клиент получает документ, грузит его в «клиент-банк», оплачивает и получает квитанцию?

Клиент получает информацию об оплате, оплачивает, а кредитная организация передает информацию в ГИС ГМП, а она соответственно квитует факт оплаты с имеющимся начислением.

- Надо думать, все это больше подходит для ДБО физических лиц…

Не только, но, конечно же, повторюсь, юридические лица более дисциплинированны с точки зрения исполнения обязанностей по уплате в установленный срок и с точки зрения правильного заполнения расчетных документов. А в условиях оптимизации численности территориальных органов Федерального казначейства (а мы проводим мероприятия по сокращению численности) ручной разбор невыясненных сумм как на стороне Федерального казначейства, так и уточнений на стороне администраторов дохода занимает существенную долю времени. Если мы исключим невыясненные поступления, выиграют все.

- Не считая того, что по физическим лицам сводные платежки существуют…

Да, а по юридическим лицам - полноформатные платежки. Банк России работает в рамках технологического комитета 122 над стандартизацией платежных документов под международный стандарт ISO20022, предложения Банка России уже поступили на рассмотрение в Минфин России и Казначейство России. Может быть, в перспективе, если рынку, клиентам кредитных организаций, участникам расчетов понадобятся сводные платежки по платежам юридических лиц на счета органов Федерального казначейства, то почему бы и нет.

Оценить:

1 1