Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Виды и характеристика налоговых проверок, методы их проведения. Особенности и порядок проведения камеральных и выездных налоговых проверок, оформление их результатов. Предложения по повышению качества и эффективности организации налоговых проверок.

    дипломная работа , добавлен 21.03.2015

    Налоговая проверка как форма проведения налогового контроля. Порядок проведения налоговых проверок согласно нормам Налогового кодекса Российской Федерации. Классификация налоговых проверок по видам и целям их проведения, порядок оформления их результатов.

    контрольная работа , добавлен 13.12.2010

    Налоговая декларация как письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, полученных доходах и произведенных расходах, порядок и нормативно-правовое обоснование ее составления, субъекты. Порядок проведения и виды налоговых проверок.

    контрольная работа , добавлен 26.06.2013

    Правовая характеристика проверок, проводимых налоговыми органами. Правовые принципы проведения налоговых проверок, их основные виды и оформление результатов. Характеристика камеральных и выездных налоговых проверок. Проблемные вопросы данного института.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2013

    Методика планирования и порядок проведения отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок. Теоретические аспекты налогового контроля. Обстоятельства, порождающие у налоговых органов сомнения в добросовестности налогоплательщика.

    курсовая работа , добавлен 07.04.2009

    Выездная налоговая проверка как форма налогового контроля. Порядок оформления результатов выездной налоговой проверки. Законодательные и нормативные акты налогового законодательства РФ, основные принципы и методика проведения налоговых проверок.

    дипломная работа , добавлен 05.11.2014

    Информация, используемая налоговой инспекцией, может быть классифицирована по способу получения на:

    Информацию, собираемую самой налоговой инспекцией в ходе контрольной работы;

    Информацию, поступающую из сторонних источников.

    Право налоговых органов на самостоятельный сбор информации о налогоплательщиках установлено Налоговым кодексом Российской Федерации.

    Налоговые органы имеют право по мотивированному запросу получать от банков справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в течение 5 дней с момента подачи запроса.

    Статьей 87 НК РФ установлено также право проведения налоговыми органами встречных проверок, если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами. В этом случае, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика.

    Информация, поступающая от сторонних организаций весьма объемна и разнообразна, и сама может быть классифицирована по нескольким признакам.

    Так, по источникам ("поставщикам") информации можно выделить:

    Информацию от налогоплательщиков (плательщиков сборов);

    Информацию от налоговых агентов;

    Информацию от сборщиков налогов (сборов);

    Информацию от банков и органов казначейства;

    Информацию от органов власти и управления;

    Других налоговых органов;

    Других источников.

    От банков и органов казначейства в налоговую инспекцию поступают сведения об уплаченных налогах и сборах, о возвратах и зачетах излишне уплаченных платежей, об открытии и закрытии счетов



    От органов государственной власти и управления налоговая инспекция получает сведения о государственной регистрации и снятии с учета юридических лиц и предпринимателей; о регистрации физических лиц по месту жительства и регистрации актов гражданского состояния; о выдаче и прекращении действия лицензий; о сделках с недвижимым имуществом и землей и т.д.

    От других налоговых органов в налоговую инспекцию поступает весьма разнородная информация. От вышестоящих налоговых органов поступают законодательные и нормативные акты, письма и разъяснения по отдельным вопросам налогового законодательства. От налоговых органов всех уровней идет поток информации о выявленных фактах деятельности налогоплательщиков, контролируемых данной инспекцией, и нарушениях им налогового законодательства на других территориях; о филиалах и представительствах налогоплательщиков; материалы встречных проверок, выполненных по заказу инспекции и т.п.

    К другим источникам информации можно отнести письма, заявления и жалобы граждан о фактах хозяйственной деятельности предприятий и предпринимателей на контролируемой инспекцией территории; публикации в средствах массовой информации о деятельности налогоплательщиков и их рекламные объявления и т.п.

    По периодичности поступления информацию, предоставляемую сторонними источниками, можно разделить на:

    Периодическую,

    Нерегулярную.

    Периодическая информация, в свою очередь, может быть разделена в зависимости от периода поступления на:

    Ежемесячную (некоторые налоговые декларации, например, по единому социальному налогу);

    Ежеквартальную (бухгалтерская отчетность, декларации по большинству налогов с юриди-ческих лиц и т.п.);

    Годовую (декларации о доходах граждан, сведения о доходах физических лиц и т.п.)

    К информации, поступающей нерегулярно, можно отнести банковские документы на уплату налогов; информацию об открытии счетов в банках, о сделках с недвижимым имуществом и многие другие сведения. При этом нерегулярность поступления не означает маленький объем поступающих данных. Например, налоговая инспекция ежедневно получает тысячи платежных документов, однако, не существует строгой периодичности фактического перечисления средств в счет уплаты налогов каждым налогоплательщиком, соответственно, и источник этот можно отнести к разряду нерегулярных.

    По степени обязательности, информационные потоки можно разделить на:

    Обязательные,

    Необязательные.

    Обязательные информационные потоки могут быть установлены Налоговым кодексом и другими законами, указами Президента или ведомственными (межведомственными) нормативными актами.

    В настоящее время основной объем информации поступает в налоговую инспекцию по следующим участкам работы:

    Учет налогоплательщиков;

    Камеральная проверка налоговых деклараций юридических и физических лиц.

    Учет налогоплательщиков - это первый этап, первый участок налоговой работы. На этом участке налоговые органы получают первичную информацию о налогоплательщиках, включают их в свою базу данных. В дальнейшем сведения о плательщиках уточняются и изменяются в связи с изменениями, происходящими в их хозяйственной деятельности.

    Налоговый контроль должен осуществляться уже на этом, первом, участке налоговой работы, иначе есть реальная угроза включения в БД ЕГРН недостоверных данных.

    Вторым важнейшим источником информации для работы налоговой инспекции является камеральная проверка налоговых деклараций юридических и физических лиц.

    Камеральная налоговая проверка – это проверка, проводящаяся по месту нахождения налогового органа, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

    Третьим важнейшим каналом получения информации налоговой инспекцией является учет поступлений в бюджет и ведение лицевых счетов.

    В Налоговом кодексе РФ вопросам учета поступлений отведено сравнительно немного места. Это объясняется тем, что учет поступлений является "внутренней" работой налоговой инспекции, и сам по себе не затрагивает интересы налогоплательщиков. Главной задачей инспекторов, занятых на участке учета платежей и ведения лицевых счетов, является контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет (контроль за правильностью исчисления налогов, как было отмечено выше, осуществляется другими подразделениями инспекции). Основным инструментом такого контроля в настоящее время является лицевой счет (ЛС) плательщика.

    ЛС открываются на каждое предприятие, на каждый уплачиваемый им налог, на каждый уровень бюджета (если налог подлежит зачислению в разные бюджеты).

    ЛС может быть легко представлен в виде программы для обработки на ЭВМ.

    Наибольшую сложность с точки зрения информатизации работы отдела учета и отчетности представляет автоматизация информационных потоков в отдел и из отдела, необходимых для заполнения ЛС и обобщения содержащейся в них информации.

    Прием и обработка сведений о доходах физических лиц - это четвертый важнейший источник информации для налоговых органов.

    Инспекции получают от работодателей, находящихся на подконтрольной им территории, сведения о доходах граждан, полученных ими по основному и по не основному местам работы в прошлом году.

    Необходимо отметить, что мы рассмотрели только основные источники информации, используемой в работе налоговой инспекции. На них приходится примерно 80-85 процентов объема информации, используемой в налоговой работе. Остальные 15-20 процентов информации поступают из других источников, либо собираются самой инспекцией в ходе контрольной работы.

    К информации из внутренних источников относится информация, полученная в ходе проведения контрольной работы самими налоговыми органами. Перечень внешних источников информации является открытым и может быть существенно расширен.

    Существуют определённые методы отбора налогоплательщиков по внутренней информации.

    К основным методам отбора относится:

    • 1) сравнение показателей бухгалтерской и налоговой отчётности с соответствующими усреднёнными показателями по аналогичным налогоплательщикам или по отрасли;
    • 2) оценка динамики изменения отчётных показателей или их соотношений за несколько последовательных отчётных периодов;
    • 3) анализ материалов предшествующих выездных налоговых проверок;
    • 4) анализ информации о налогоплательщиках, полученной в ходе неналоговых проверок, проводимых налоговыми органами.

    Сравнение представленных в бухгалтерской и налоговой отчётности показателей с соответствующими показателями, усреднёнными по отрасли или по аналогичным налогоплательщикам - один из наиболее результативных методов отбора. Для более детального анализа отбираются те налогоплательщики, отчётные данные которых резко отличаются от средних. Например, значительное увеличение (в сравнении со среднеотраслевыми) отношения материальных затрат к объёму продаж готовой продукции с большой вероятностью говорит либо о занижении налогоплательщиком объёмов продаж, либо о завышении относимых на себестоимость продукции расходов. Также необходимо объяснить те статьи расходов налогоплательщика, которые отсутствуют у других аналогичных налогоплательщиков.

    Сопоставление бухгалтерской и налоговой отчётности за ряд последовательных отчётных периодов. Информация, полученная этим методом, существенно влияет на включение налогоплательщика в число кандидатов на проведение выездной проверки. При этом анализируется изменение таких показателей, как сумма начисленных налогов, обороты по реализации продукции, объёмы дебиторской задолженности, начисление и выплата заработной платы и т.п. Резкое изменение отдельных показателей или их соотношений вызывает необходимость объяснения налогоплательщика и требует самого пристального внимания и анализа со стороны налоговых органов. Например, особого внимания требуют организации, у которых (по отчётности) расходы растут и одновременно снижаются объёмы реализации.

    Первые два метода основаны на анализе представленной отчётности и используются на стадии камеральной проверки для отбора налогоплательщиков, финансово-хозяйственная деятельность которых подле жит более подробному анализу (например, математические методы анализа, которые были разобраны в ходе описания камеральных проверок).

    Информация, полученная в ходе камеральных проверок, дополняется информацией, полученной в ходе предшествующих выездных проверок соответствующих налогоплательщиков, а также информацией, полученной от других налоговых и иных контрольных и правоохранительных органов.

    При назначении выездных проверок не должны упускаться из вида налогоплательщики, у которых значительные нарушения были обнаружены в процессе предшествующих налоговых проверок.

    Метод, основанный на использование информации, полученной в ходе проверок других налогоплательщиков (в том числе и другими налоговыми органами), весьма эффективен. К примеру, если в ходе про верки находятся сомнительные сделки налогоплательщика, то это, несомненно, вызовет интерес со стороны налоговых органов к финансово-хозяйственной деятельности его партнёров по данным сделкам. При этом партнёры, как правило, состоят на учёте в разных налоговых органах, и использование этого метода возможно лишь при хорошо налаженном информационном обмене между налоговыми органами. Подобный обмен информацией может оказаться весьма полезным при выявлении категорий налогоплательщиков, требующих особого внимания. Если одним налоговым органом выявляются систематические, типичные нарушения налогового законодательства среди определённой категории налогоплательщиков, то вероятность обнаружения другим налоговым органом аналогичных нарушений среди соответствующих налогоплательщиков очень высока. Аналитическая работа такого рода должна проводиться постоянно налоговыми органами всех уровней (вплоть до МНС России). При этом должна присутствовать обратная связь, т.е. вначале отчётная информация движется от территориальных налоговых органов в управление МНС РФ по субъектам РФ и выше, а затем аналитическая информация движется от вышестоящих налоговых органов к ни жестоящим.

    По вероятности обнаружения нарушений налогового законодательства налогоплательщики делятся по отраслевому признаку, а внутри отрасли - по объёмам реализации, при этом для каждой категории определяется средний объём доначисленных сумм налогов и сборов в расчёте на одну налоговую проверку за несколько лет. Выявляются и типичные для каждой категории нарушения налогового законодательства.

    Отбор налогоплательщиков осуществляется также и по внешней информации. Информация, которая была получена в ходе контрольной деятельности налоговых органов, дополняется информацией, получен ной из внешних источников. Причём такая информация из внешних источников должна, например, выявить налогоплательщиков, осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность без постановки на налоговый учёт или осуществляющих отдельные виды деятельности без отражения их в представляемой отчётности. Перечень источников такой информации (отражённый на рис. 8.) не является исчерпывающим, в него могут быть включены любые источники, из которых информация о налогоплательщиках может быть получена как в силу обязанности сообщать соответствующую информацию, так в силу договора об информационном обмене, либо по запросу налогового органа. Однако определяющий фактор здесь - это инициатива самих налоговых органов

    После предварительного отбора отдел, ответственный за проведение выездных проверок, с учётом заключений отдела камеральных проверок и отдела предварительного анализа основных финансовых показа телей, составляет проекты годовых планов контрольной работы и квартальных планов проведения выездных проверок. После согласования с отделом камеральных проверок, отделом предварительного анализа основных финансовых показателей и отделом учёта планы утверждаются руководителем налогового органа или его заместителем.

    Количество выездных проверок зависит от предполагаемого объёма работы и имеющихся кадровых ресурсов. Для окончательного вклю чения налогоплательщика в план имеют значение такие факторы, как величина намечаемой к проверке организации, наличие поручений пра воохранительных и вышестоящих налоговых органов на проверку конкретных налогоплательщиков и т.п.

    Как правило, в обязательном порядке в план проведения проверок включаются:

    • 1) налогоплательщики, у которых при последней налоговой про верке выявлены факты существенных нарушений налогового законода тельства, вызывающие необходимость проверки полноты устранения налогоплательщиком выявленных нарушений;
    • 2) налогоплательщики, не представившие в налоговый орган доку менты, необходимые для исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;
    • 3) налогоплательщики, о которых у налогового органа имеются сведения, свидетельствующие о нарушении налогоплательщиком нало гового законодательства;
    • 4) налогоплательщики, в отношении которых необходимо проверить или уточнить сведения, полученные при проведении налоговой проверки другого лица, состоящего в правовых отношениях с данным налогоплательщиком (т.е. полученные в результате встречной проверки);
    • 5) налогоплательщики, по которым имеются поручения вышестоящих налоговых или правоохранительных органов на проведение выезд ной проверки;

    Основой современной системы планирования налогового контроля является всесторонний анализ всей имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике на каждом этапе планирования и подготовки выездной налоговой проверки. Обоснованный выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок невозможен без всестороннего анализа всей информации, поступающей в налоговые органы из внутренних и внешних источников.

    К информации из внутренних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами самостоятельно в процессе выполнения ими функций, возложенных на налоговую службу.

    Информация о налогоплательщике из внутренних источников - информация, полученная налоговыми органами самостоятельно в процессе выполнения возложенных на них функций, в частности сведения, содержащиеся в соответствующих информационных ресурсах.

    Информация о налогоплательщике из внешних источников - информация, полученная налоговыми органами в соответствии с международными договорами РФ, законодательством РФ или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также иная информация, в том числе общедоступная .

    При планировании выездных налоговых проверок налоговые органы используют информационные ресурсы ФНС России. Информационные ресурсы о налогоплательщиках представляют собой совокупность сведений о налогоплательщиках, содержащихся как в электронном виде, так и на бумажных носителях. В электронном виде информация накапливается в государственных реестрах ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРН, иных централизованных информационных ресурсах, формируемых различными программными комплексами. Деятельность налоговых органов но формированию информационных ресурсов о налогоплательщиках должна отвечать следующим основным требованиям:

    • непрерывность - обеспечение постоянного сбора, фиксации и обработки всей поступающей в налоговый орган информации о налогоплательщиках;
    • систематизация - создание информационных баз данных о налогоплательщиках;
    • актуализация - своевременное обеспечение обновления информации о налогоплательщиках с учетом вновь поступающих данных из внутренних и внешних источников;
    • полнота - наличие достаточного объема информации о налогоплательщиках, необходимого для принятия обоснованного решения о целесообразности их отбора для проведения выездных налоговых проверок;
    • достоверность - предварительный анализ поступающей в налоговый орган информации на предмет ее соответствия реальному положению дел. В целях проведения такого анализа должно осуществляться сопоставление данной информации со сведениями, полученными из иных источников, направление запросов в контролирующие и правоохранительные органы, истребование у налогоплательщика, его контрагентов и иных лиц дополнительных сведений, получение объяснений и документов. Указанные действия производятся с целью подтверждения правильности исчисления и своевременности уплаты налогов (сборов);
    • организация рациональной системы обработки и хранения информации - включение имеющейся и поступающей информации о деятельности налогоплательщиков в соответствующий программный комплекс налогового органа местного уровня.

    В соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией для получения информации о налогоплательщиках налоговые органы используют источники, такие как:

    • МВД России;
    • Минприроды России;
    • Минтранс России;
    • ФМС России;
    • ФССП России;
    • ФТС России;
    • Росводрссурсы;
    • Рослссхоз;
    • Росреестр;
    • Росстат;
    • Ростехнадзор;
    • Росфин надзор;
    • Банк России;
    • ГИБДД МВД России;
    • Госз"дарственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники;
    • органы ЗАГС;
    • государственные внебюджетные фонды Российской Федерации;
    • органы лицензирования;
    • иные правоохранительные и контролирующие органы;
    • органы местного самоуправления;

    Источниками информации о налогоплательщиках, которая может быть получена налоговыми органами по запросам, являются, например:

    К иной информации относится информация, поступающая от юридических и физических лиц (письма, жалобы, заявления и т.п.), из СМИ, Интернета (открытые базы данных иностранных государств; рекламные объявления, содержащие сведения о реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) юридическими и физическими лицами; публикации и т.д.).

    Результатом работы по сбору и обработке информации о налогоплательщиках, поступающей из различных источников, является формирование информационных ресурсов налоговых органов.

    Сведения из информационных ресурсов, а также результаты проведенного на основании имеющейся информации анализа используются налоговыми органами при осуществлении контрольной работы, прежде всего для отбора налогоплательщиков при планировании выездных налоговых проверок, а также для проведения предпроверочного анализа.

    • Общедоступные критерии оценки рисков для налогоплательщиков, утв. приказомФПС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333®.

    В налоговой сфере протекают различные информационные процессы. Так, на уровне федеральной налоговой службы к ним можно отнести следующие:

    Подготовка типовых отчетных форм;

    Контрольная деятельность;

    Методическая, ревизионная и правовая деятельность;

    Аналитическая деятельность ФНС;

    Внутриведомственные задачи.

    Для регионального уровня характерен свой состав информационных процессов:

    Регистрация предприятий;

    Камеральная проверка;

    Ведение лицевых карточек предприятий;

    Анализ состояния предприятия;

    Документальная проверка;

    Ведение нормативно-правовой документации;

    Внутриведомственные задачи;

    Обработка документов физических лиц.

    В системе налогообложения функционирует унифи­цированная система документации, которая отвечает определен­ным требованиям к форме, содержанию, порядку заполнения до­кументов. Унифицированные документы используются на всех уровнях системы. К ним можно отнести большинство документов, циркулирующих в налоговых органах, начиная от бухгалтерской отчетности и налоговых расчетов, представляемых налогоплатель­щиками в налоговые инспекции, и кончая отчетностью, состав­ляемой налоговыми органами.

    Информационные потоки представ­ляют собой направленное стабильное движение документов от ис­точников их возникновения к получателям. Информационные по­токи дают наиболее полную картину информационной системы налогообложения в связи с тем, что с их помощью выявляются пространственно-временные и объемные характеристики, отража­ется динамичность информационных процессов и их взаимодейст­вие. Информационные потоки отражают организационно-функциональную структуру налоговых органов. Единицами ин­формационных потоков могут быть документы, показатели, рекви­зиты, символы. Документы и содержащаяся в них информация классифицируются:

    а) по отношению к входу и выходу:

    Входные (поступающие в инспекции);

    Выходные (исходящие из инспекции).

    б) по срокам представления:

    Регламентные – документы, для которых определен срок исполнения и представления (отчеты «Структура поступлений основных видов налогов», «Недоимка по пла­тежам в бюджет» и другие статистические отчеты, состав­ляемые в налоговых органах);

    Нерегламентированные – документы, исполняемые по запросам.

    в) по функциональным направлениям деятельности налоговой инспекции:

    Правовые и нормативно-справочные документы (законы, указы, постановления органов государственной власти и управления) и организационно-методические документы (приказы, директивы, инструкции, методики, решения коллегий ФНС и т.д.);

    Документы исчисления и учета поступления налогов, сбо­ров и других платежей (лицевые счета плательщиков на­логов, банковские документы, налоговые расчеты, декла­рации);

    Документы по контрольной работе инспекции (бухгалтерские отчеты, балансы, акты проверок, журналы учета контрольной работы);

    Другие виды документов.

    Важной составляющей внемашинного информационного обес­печения является система классификации и кодирования. В усло­виях функционирования АИС методы, способы кодирования, ра­циональная классификация номенклатур позволяют снизить объем и время на поиск информации, необходимой для решения задач, облегчить обработку информации. АИС строится на основе применения:

    а) общероссийских классификаторов (Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО)...);

    б) ведомственных классификаторов (банков (КБ)...);

    в) системных классификаторов (идентификационных номеров налогоплательщиков (ИНН)...).