Экономическая политика государства в период первоначального накопления капитала и формирования рыночных отношений с XV в. до середины XVII в. отражала интересы крупного торгового капитала.

Взгляды на необходимость государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности развивались тогда экономической школой - меркантилизмом (фр. mercantilisme; ит. mercante - торговец, купец). Наиболее выдающийся представитель этой школы - А. Монкретьен (фр.). Впервые ввел термин "политическая экономия". Основной труд так и назывался "Трактат политической экономии" (1615 г.).

Поскольку меркантилисты считали основным источником богатства деньги, точнее говоря - торговлю, то накопление денежного богатства может быть достигнуто с помощью государственной власти через проведение политики протекционизма во внешней торговле.

В середине ХVШ в. как реакция на меркантилизм во Франции возникло новое направление экономической мысли - физиократизм (rp.philsis - природа + kratos - власть, сила, господство). Основатель Фр. Кенэ - "Экономическая таблица" (1758 г.).

Физиократы считали, что внимание правительства должно быть обращено не на развитие торговли и накопление денег, а на земледелие, где, по их мнению, создается богатство общества. В практических выводах физиократы добивались осуществления государством экономической политики, направленной на развитие крупного земледелия.

С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Изменившаяся ситуация подтвердила необходимость создания новой системы экономических знаний, которая нашла свое выражение в формировании классической школы. Яркие представители этого направления экономической мысли: В.Петти, А.Смит, Д.Рикардо.

Впервые наиболее полно основные идеи классической школы обосновал А.Смит в своем "Исследовании о природе и причинах богатства народов"- (1776 г.). Согласно его трактовке рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит "невидимая рука" - личный интерес, основанный на частной собственности и связанный со стремлением к получению прибыли . Личный интерес выступает как главная побудительная сила экономического развития.

Лучший вариант для государства - это придерживаться политики laisser faire (фр. выражение: пусть каждый идет своим путем) - невмешательство государства . Английский вариант этого выражения: let it be - пусть все идет как идет.

Классическое направление господствовало довольно длительное время, пока кризисные явления 1929-1933 гг. не поставили под сомнение многие его положения.

Важный этап в теоретическом осознании роли государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж.Кейнса. Идеи, совершившие переворот в классических воззрениях на рыночную экономику, изложены были в кн. "Общая теория занятости, процента и денег" (1936 г.). Это означает появление нового направления во взглядах на ГРЭ - кейнсианства. Влияние кейнсианских идей на экономическую мысль и экономическую практику трудно переоценить. Считается, что кенсианский подход является наиболее эффективным в преодолении циклических колебаний экономики.

В отличие от представителей классической теории, Кейнс полагал, что государство может регулировать развитие экономики, воздействуя на совокупный спрос . Именно в недостатке "эффективного" спроса кейнсианская теория видит главную причину кризисных явлений в рыночной экономике. Это означает, что рост государственных расходов будет способствовать увеличению ВНП и тем самым повышению занятости. Кроме того, государство должно стимулировать в этих целях рост инвестиций посредством увеличения денежного обращения и снижения нормы процента.

Монетаризм (англ. money - деньги; monetari - денежный). Со второй половины 70-х - начала 80-х гг. прошлого века шел интенсивный поиск новых подходов к ГРЭ. Если при разработке кейнсианской теории центральным вопросом была занятость, то затем ситуация изменилась. Главной стала проблема инфляции при одновременном спаде производства (стагфляция). Кейнсианские рекомендации увеличивать бюджетные расходы и тем самым проводить политику дефицитного финансирования в изменившихся условиях оказывались непригодными. Бюджетные вливания в экономику могли только лишь усилить инфляцию, что и происходило в действительности.

Как школа в экономической науке монетаризм в основу рыночных отношений ставит денежно-кредитные отношения. В послевоенный период роль монетаризма возродил известный американский ученый, лауреат Нобелевской премии Милтон Фридмен (чикагская школа) "Контрреволюция в монетарной теории" - 1970 г., "Деньги и экономический рост" - 1973 г.

В отличие от кейнсианцев, которые отводят деньгам второстепенную роль в определении экономической активности, монетаристы считают, что денежное предложение является единственным важнейшим фактором, воздействующим на уровень производства, занятость и цены, и являются сторонниками свободного рынка с ограниченным государственным регулированием.

Сторонники монетаристского направления акцентируют внимание на "стабильном спросе на деньги", т.е. на постоянстве темпов роста денежной массы. При достижении взаимной связи между количеством денег, находящихся в обращении, и совокупным спросом постоянный рост денежной массы позволяет совокупному спросу синхронно реагировать на рост естественного уровня реального объема производства. В этом случае в долгосрочном плане будут достигнуты полная занятость и стабильность цен.

Следует иметь в виду, что конкретная денежно-кредитная политика той или иной страны не основывается в чистом виде на положениях одной экономической школы. Но в то же время в ней может отдаваться больший приоритет на данном этапе развития одной определенной концепции. Так, в США, несмотря на преобладающее воздействие монетаризма в денежно-кредитной политике, в мерах ФРС по преодолению кризисных явлений присутствуют и инструменты, пропагандируемые кейнсианцами - принудительное регулирование ставки процента и инвестиционных расходов.

Приоритетная роль монетаризма в разработке и проведении денежно-кредитной политики за последние десятилетия в большинстве стран привела к сокращению вмешательства государства в банковско-кредитную сферу. Почти во всех странах главную ответственность за денежно-кредитную политику несет Центральный банк, который стремится воздействовать на макроэкономические процессы более гибкими (косвенными) методами:

Регулирование количества денег в обращении;

Регулирование банковских резервов;

Регулирование размеров ссуд и кредитов, предоставляемых коммерческим банкам;

Регулирование ставкой процента и т.д.

Обосновывая подходы к государственному экономическому регулированию в современных условиях, многие ученые ссылаются на так называемую теорию "фиаско" (т.е. недостаточности, несостоятельности) рынка и государства.

Фиаско рынка - ситуация, при которой рыночный механизм оказывается не в состоянии обеспечить оптимальное размещение, эффективное и справедливое использование ресурсов. Согласно теории рыночного фиаско экономическая роль правительства заключается в том, чтобы корректировать провалы рынка. При этом каждый тип фиаско рынка предполагает определенный тип правительственного вмешательства.

Разновидности рыночного фиаско:

1. Рынок не способен отразить в цене полный эффект производства или потребления ряда товаров. Возникают положительные и отрицательные внешние эффекты (экстерналии) - это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Внешние, побочные эффекты возникают, когда некоторые выгоды или издержки, связанные с производством или потреблением товаров и услуг, перемещаются к индивидам или группам, не являющимся покупателями или продавцами, т.е. не выступающим непосредственными участниками рыночной сделки.

Отрицательный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента обусловливает издержки других. Возникающие в результате этого у третьих лиц не компенсируемые издержки называются издержками перелива . Наиболее очевидные из этих издержек связаны с загрязнением окружающей среды.

Положительный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоду другим. Например, установление раннего диагноза, проведение прививок означают выгоду не только непосредственному потребителю услуги, но и обществу, которое тем самым экономит на последующем лечении запущенной болезни.

Достижение равновесия требует принятия правительством комплекса экономических и административных мер по урегулированию проблемы непропорционального распределения ресурсов, связанной с издержками или выгодами перелива. Для того, чтобы сократить перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами и восполнить недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами, необходимо трансформировать внешние эффекты во внутренние. В качестве решения данной проблемы А. Пигу предложил использовать корректирующие налоги и субсидии.

Корректирующий налог - это налог на выпуск экономических благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами. Корректирующая субсидия - это субсидия производителям или потребителям экономических благ, характеризующихся положительными внешними эффектами. В первом случае объем производства блага сокращается, во втором - увеличивается. В результате происходит перераспределение доходов через госбюджет по принципу: специальное налогообложение соседей фермера, построившего дорогу, и передача финансовых средств инициатору строительства. Или, иначе, насорил - заплатишь столько, чтобы всегда нашлись желающие за тобой убирать. Это - налог Пигу. Если он не введен государством, то возникает несправедливость, пагубно влияющая на инициативу предпринимателей; ухудшается окружающая среда; обостряются проблемы больших городов; усиливаются региональные диспропорции и т.д.

Корректирующие субсидии могут быть предоставлены как производителям благ с положительными внешними эффектами, так и их потребителям. В первом случае получение субсидий сокращает издержки фирм, побуждая тем самым их к наращиванию объема выпуска социально значимой продукции. А во втором - расширяется способность покупателей приобретать данные блага.

Примером нейтрализации положительных экстерналий может служить, например, прямое субсидирование инновационной деятельности фирм путем заключения с ними контрактов на определенный вид оплачиваемой государством исследовательской деятельности. Если же выгоды перелива чрезвычайно велики, то правительство может просто взять на себя финансирование определенных отраслей или даже превратить их в собственность государства.

Корректирующие налоги и субсидии не могут полностью решить проблемы внешних эффектов. Во-первых, на практике довольно трудно точно исчислить величину издержек и выгод. Во-вторых, корректирующие налоги, которые платят производители благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, отнюдь не всегда поступают потребителям данных благ. Все это предопределило критику корректирующих налогов и субсидий и попытки нахождения принципиально новых путей решения проблемы. Они связаны, прежде всего, с работами лауреата Нобелевской премии в области экономики Р. Коуза. Он полагает, что наличие положительных и отрицательных внешних эффектов не требует государственного вмешательства в тех случаях, если:

- четко определены (специфицированы) права собственности (в том числе даже на невещественные объекты - тишину, чистый воздух и т.п.). Другими словами, в трактовке Р. Коуза обострение проблемы внешних эффектов порождено скорее недостаточным развитием института частной собственности, чем несовершенством регулирующей деятельности государства.

- сформирован рынок прав на побочные эффекты (например, прав на загрязнение окружающей среды).

2. Рынок не обеспечивает производства общественных благ в достаточном объеме. Товары индивидуального потребления производятся на основе рыночной системы. Эти товары делимы, а потому доступны индивидуальным покупателям, и подвержены действию принципа исключения: только тот, кто платит равновесную цену, получает продукт.

Общественные товары и услуги рыночная система вообще не намерена производить . Они, во-первых, неделимы и, следовательно, не могут быть проданы индивидуальным покупателям. Во-вторых, на них не распространяется действие принципа исключения: не существует эффективных способов отстранения индивидов от пользования общественными благами.

Известно, что рыночный механизм удовлетворяет лишь те потребности людей, которые выражаются через платежеспособный спрос. А потребность в общественных благах через спрос часто выразить невозможно: не у всех имеются достаточные средства, и не каждый человек захочет их тратить именно на эти цели.

Классический пример общественного товара - маяк. Он строится, если выгоды от его создания (уменьшение кораблекрушений) превышают связанные с этим затраты. Но выгода одного мореплавателя не способна окупить столь дорогостоящего строительства. В то же время невозможно исключить всех моряков из пользования данным благом. Аналог - национальная оборона, охрана общественного порядка, дорожная разметка, регулирование паводков, борьба с насекомыми и т.п.

В результате возникает проблема "фрирайдера", безбилетного пассажира ("зайца") : люди могут пользоваться выгодами потребления некоторого продукта, не неся издержек на его производство. Поскольку принцип исключения здесь неприменим, постольку частные предприятия не имеют достаточных стимулов к производству общественных благ.

Существует немало неделимых товаров, к которым принцип исключения вполне может быть применен: улицы и автомагистрали, полицейская и пожарная охрана, библиотеки и музеи, профилактическое медицинское обслуживание и др.). Однако такие квазиобщественныеблага в цивилизованном обществе также частично финансируются правительством в связи с их высокой социальной значимостью. В современном обществе развитие системы образования, здравоохранения, обеспечивающее высокое качество рабочей силы, жизненно необходимо не только населению, но и государству. Поэтому правительству необходимо воздерживаться как от всеобщей национализации данных сфер, так и от их развития на чисто рыночной основе. Выходом является параллельное функционирование доступных для всех государственных объектов социально-культурной сферы наряду с частными (которые, впрочем, тоже пользуются определенной поддержкой правительства).

К категории квазиобщественных могут быть отнесены и те неделимые блага, которые государство не может в полном объеме направить по частным рельсам - но уже не в связи с выгодностью долгосрочных государственных инвестиций в человеческий капитал (как, допустим, в случае с образованием), а по причине высоких трансакционных издержек, связанных с их доведением до потребителей. Наглядным примером таковых могут служить некоторые виды страхования, связанного с производственной деятельностью людей - по старости или же на случай безработицы.

Варианты финансирования общественных и квазиобщественных благ могут быть следующими:

Сосредоточение производства этих благ непосредственно на государственных предприятиях, финансируемых за счет средств федерального и местных бюджетов;

Выступление государства в роли посредника между потребителями и производителями общественных благ. При помощи определенного механизма налогообложения ресурсы из сферы производства товаров индивидуального потребления перемещаются в сферу производства общественных и квазиобщественных благ.

3. Развитие рыночных отношений, основанных на конкуренции, на определенном этапе приводит к угасанию конкуренции, появляются монополии. Крупные корпорации и профсоюзы монополизируют рынки товаров и труда, делают цены и заработную плату жесткими, негибкими, малоподвижными, особенно в сторону снижения. В связи с этим одной из задач государства становятся защита конкуренции и антимонопольное регулирование экономики.

4. Рыночная экономика, особенно в условиях существования бумажно-денежного обращения не обладает иммунитетом против болезней инфляции, а также и безработицы . Это вызывает необходимость проведения правительством политики стабилизации экономического цикла, т.е. политики, направленной на достижение одновременно двух макроэкономических целей - полной занятости и стабильного уровня цен. Осуществляя антициклическое регулирование, государство тем самым реализует политику занятости и антиинфляционное регулирование экономики.

5. Чисто рыночное регулирование порождает неоправданную дифференциацию доходов , которые оказываются в зависимости не только от количества и качества труда и даже не только от вложенного капитала, предпринимательского таланта, но и от везения, стечения обстоятельств, текущей общехозяйственной конъюнктуры.

Рынок признает только один вариант распределения доходов, единственный критерий справедливости такого распределения. Справедливым здесь признается любой доход, полученный в результате участия субъектов в свободной конкуренции на рынках товаров, услуг, капиталов, рабочей силы и т.п. В связи с этим в равной мере справедливыми признаются высокие доходы победителей и низкие (а порой и просто нулевые) доходы неудачников конкурентной борьбы (банкротов, безработных и др.).

Для противодействия этому и поддержки тех членов общества, которые в силу разного рода причин (возраст, низкий уровень способностей, состояние здоровья и т.п.) не способны результативно участвовать в конкуренции и являются малоимущими, правительство - через систему прогрессивного налогообложения, установление прожиточного минимума и законодательное определение минимальной заработной платы, ценовое регулирование (например, через поддержание на приемлемом уровне цен на сельхозпродукцию, продаваемую фермерами), механизм трансфертных платежей, определенную политику в сфере образования, здравоохранения, культуры и т.п., - берет на себя задачу перераспределения доходов и богатства с целью уменьшения их дифференциации в рамках проводимой социальной политики. Тем самым в той или иной мере поддерживаются нормы этики и справедливости в обществе.

6. Рыночный механизм не в силах самостоятельно обеспечить стратегические прорывы в области фундаментальной науки и техники, а также глубокую структурную перестройку экономики. Не секрет, что рынок не дает эффекта применительно к развитию отраслей и производств, в которых существует длительный срок окупаемости, высокая степень риска и неопределенности в отношении будущей нормы прибыли, или же когда требуется реализация крупномасштабных инвестиционных проектов. В связи с этим задачей государства становится стимулирование научно-технического прогресса и проведение структурной политики (политики изменения структуры ВНП) и других компонентов политики экономического роста. Родившийся в США, а реализованный в Западной Европе и Японии термин "промышленная стратегия" предполагает, как видим, еще более активное вмешательство государства в хозяйственную жизнь. Постепенное становление постиндустриального общества сопровождается сегодня возникновением новых функций государства в данной области: принятие им на себя обязательств в области образования, формирования и поддержки новых направлений фундаментальной науки, создания специальных зон для разработки современных технологий и т.д.

7. Рынок не обеспечивает своевременного разрешения региональных проблем , периодически обостряющихся в тех или иных странах под влиянием комплекса исторических, национальных, демографических и иных нерыночных факторов. И это требует проведения государством его соответствующей региональной политики. Будучи тесно взаимосвязанной с политикой структурной, региональная политика государства также реализуется при помощи государственных инвестиций, разнообразных финансовых стимулов, создающих привилегированные условия для отдельных отраслей и регионов страны - либо тех традиционных, которые по ряду причин оказались в глубоком и затяжном кризисе, либо тех новых, которые являются носителями научно-технического прогресса. В качестве примеров положительной роли государства в данном направлении за последние десятилетия можно привести преодоление трагедии Великих озер в Соединенных Штатах Америки или очистку Рейна, который еще совсем недавно был "сточной канавой" Европы. Рынок привел к экологической катастрофе, а наводить порядок пришлось с помощью государства.

Определение выявленных мировым опытом разновидностей рыночного фиаско позволяет зафиксировать минимальную и максимальную границы государственного вмешательства в социально-экономическую жизнь.

Минимально необходимой границей правительственного вмешательства является регулирование внешних эффектов , производство общественных благ, поддержка конкурентной среды наряду с самой организацией денежного обращения - словом, выполнение функций, необходимых в экономике свободной конкуренции, которая, как будет показано ниже, вовсе не исключает некоторой - минимальной - активности государства в хозяйственной сфере. Верхней же, максимально допустимой границей государственного вмешательства является устранение всех перечисленных выше проявлений фиаско рынка. За данной объективно очерченной границей правительству в экономике делать нечего. И если выход за нее все же состоялся, то неизбежны губительные деформации рыночных механизмов, а значит, замедляющее экономический рост снижение эффективности производства. В конце концов, от подобной деформации страдают те социальные группы, ради которых государство пошло на превышение пределов разумного по своим масштабам регулирования экономики. И раннее или позднее осознание этого обстоятельства делает неминуемым разгосударствление экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности.

Как видим, теория рыночного фиаско связывает необходимость государственного регулирования экономики с наличием у рыночного механизма определенных недостатков, несовершенств.

Однако не следует абсолютизировать факт ориентации экономической роли государства исключительно на несовершенства или пороки рынка. Ведь при подобной постановке вопроса получается, что после отладки рыночного механизма, нахождения его идеальной модели, роль государства сводилась бы к нулю.

Важнейшей функцией, неким каркасом экономической роли государства является разработка хозяйственного законодательства и обеспечение (что наиболее значимо) неукоснительного соблюдения принятых законов всеми гражданами страны, включая самих государственных служащих.

Для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности в поле зрения государства должны быть также: экономический цикл; накопление капитала; занятость населения; денежное обращение; платежный баланс; цены; конкурентные и социальные отношения; подготовка и переподготовка кадров; внешнеэкономические связи.

Подведем итог : допустимые пределы государственного вмешательства в экономику достаточно широки для того, чтобы разумные меры государственного регулирования и эффективно работающий рыночный механизм позволили решать основные социально-экономические проблемы. Если государство пытается делать больше, чем ему отмерено рыночной экономикой, то, как правило, происходят негативные деформации рыночных процессов, падает эффективность производства и, как следствие, снижается уровень и качество жизни народа. Тогда рано или поздно становится необходимым разгосударствление экономики, освобождение ее от чрезмерного государственного вмешательства. Так уж устроено рыночное хозяйство.

Истоки экономической науки находятся в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Древнего Востока – колыбели мировой цивилизации. Однако сам термин «экономика» изобрел в VΙ в. до н.э. греческий поэт Геспод, соединив два слова: «ойкос» (дом, хозяйство) и «номос» (знаю, закон), что дословно означает знание, свод правил ведения домашнего хозяйства. В научный оборот этот термин был введен представителями древнегреческой экономической мысли Ксенофонтом, написавшим труд под названием «Экономикос», и Аристотелем (384-322 гг. до н.э.), который делил науку о богатстве на экономию (совокупность потребительных стоимостей) и хрематистику (искусство делать деньги).

Как самостоятельная наука, т.е. систематизированное знание о сущности, целях и задачах экономической системы, экономическая теория возникла в XVΙ-XVII веках. В период зарождения мануфактуры, расширения внутренних и внешних рынков, интенсификации денежного обращения появляется такое направление в экономической науке, как меркантилизм. Сущность его сводится к определению источника богатства, находящегося, по их мнению, в сфере обращения. Меркантилисты были представителями торговли и само богатство видели лишь в деньгах. Один из представителей французского меркантилизма – Антуан Монкретьен ввел в научный оборот и новое имя для этой дисциплины – «политическая экономия». С выходом в свет его книги «Трактат по политической экономии» (1615 г.) экономическая наука более 300 лет развивалась как наука о законах хозяйствования в государстве (с греческого – «политэйя» – государственное устройство). С этого же труда наметился и отход от понимания денег как единственного источника богатства. Учение У. Петти (1623-1686) служит переходом от меркантилизма к классической (подлинной) науке, где источником богатства признаются уже труд и земля.

Физиократы, являясь выразителями интересов крупных землевладельцев, обогатили экономическую науку теорией воспроизводства и движения всего общественного продукта. Источником богатства признается не просто труд в земледелии, но превышение продукта произведенного над продуктом, потребленным в сельском хозяйстве (и только в сельском хозяйстве, что и является ограниченным в этом направлении экономической мысли).

А.Смит и Д.Рикардо вошли в историю как основоположники классической политической экономии, исследовавшей идеи рыночной саморегуляции на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. А. Смит определяет источником материального богатства труд вообще, существующий в рамках общественного разделения труда. Популярность учения Смита была столь высока, что вплоть до XIX века политическая экономия считалась английской наукой, а изучающих политическую экономию называли смитианцами.



Классическая школа дала основу для двух противоположных школ – марксизма и маржинализма, возникших примерно в один период конца ХIХ- начала ХХ века. Марксизм – направление в теоретической экономике, представляющее собой всестороннее исследование законов развития капиталистического общества и концепцию социализма (коммунизма) как новой экономической системы. Последняя представлена совокупностью социалистических принципов: общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации наемного труда, равная плата за равный труд, всеобщая и полная занятость, ведение хозяйства по единому плану. Главный труд К.Маркса «Капитал» (1867) раскрывает объективные законы развития капиталистического способа производства, внутренний источник его самодвижения – противоречия. Здесь исследована формула производства прибавочной стоимости, процесс воспроизводства (простого и расширенного, за счет накоплений), дан глубокий анализ товара, его стоимости и эволюции форм стоимости, а также капиталистических издержек производства и цены производства, ренты, капиталистической формы эксплуатации и т.п. Рассмотрено понятие и причины экономических кризисов, раскрыт закон капиталистического народонаселения.

Маржинализм (от английского marginal – предельный) – это теория, представляющая экономику как систему взаимосвязанных хозяйствующих субъектов и объясняющая экономические процессы и явления, исходя из новой идеи – использования предельных (max или min), крайних величин или состояний, характеризующих не сущность явления, а их изменение в связи с изменением других явлений. Родоначальником этой теории считают представителя австрийской школы Карла Менгера (1840-1921). Главные категории, исследуемые маржинализмом – это предельная полезность, предельная производительность, предельные издержки и т.д. На базе субъективных оценок теория объясняет спрос и предложение, цену, поведение фирмы на рынке и т.п. Маржинализм в основном опирается на количественный анализ и использует экономико-математические методы и модели.

К главным направлениям современной экономической мысли относятся: 1) неоклассическое; 2) кейнсианское и неокейнсианское; 3) неолиберализм; 4) институционализм и неоинституционализм.

Неоклассика – это направлении экономической теории, ориентирующее на свободное предпринимательство и рыночный механизм, ограниченное государственное вмешательство в экономику. Сегодня это самое популярное в мировой экономической литературе направление, имеющее в своем составе целый ряд разнообразных теорий, таких как монетаризм, теория рациональных ожиданий, экономика предложения, теория экономических организаций и т.п. Это теории, утверждающие, что предложение рождает спрос, а потому экономику надо анализировать с точки зрения производителей и их интересов. Налоговая система должна поддерживать именно производителя, а денежные факторы являются главными в стабилизации экономики.

Джон Мейнард Кейнс (1883-1946) – родоначальник кейнсианского направления экономической мысли исследовал кризисную экономику и исходил из того, что спрос рождает предложение. Он обосновал необходимость государственного регулирования рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса через изменение наличной и безналичной денежной массы. Проблема занятости явилась у него связанной с проблемой роста национального объема производства. Основные категории, исследуемые кейнсианцами – это емкость рынка, принцип эффективного спроса, эффект мультипликатора, общая теория занятости, предельная эффективность капитала и норма процента. Неокейнсианцы продолжили эти исследования, добавив анализ динамики экономических процессов (теории роста), теории несовершенной конкуренции, системы «встроенных стабилизаторов» в фискальной политике государства и т.д.

Неолиберализм – это направление в экономической науке, согласно которому государство лишь создает правила «игры» для субъектов рыночной экономики и поддерживает эти правила, но при этом свобода конкуренции остается незыблемой, так как при должной ответственности сторон частное предпринимательство способно не только вывести экономику из кризиса, но и обеспечить благосостояние населения. Наиболее популярна в последние годы, разработанная в рамках неолиберализма, теория социального рыночного хозяйства, автором которой был государственный и политический деятель ФРГ Людвиг Эрхард (1897-1977). Именно он постарался воплотить свои теоретические идеи на практике в той модели экономической системы, которая и была создана в Германии. Государство призвано гарантировать свободу конкуренции, равновесное состояние экономики и обеспечить социальную направленность в развитии этого общества, где каждый сам способен себя обеспечить.

Название институционального направления экономических учений происходит от латинского слова – institutum – установление, устройство. Все ученые этого направления рассматривают экономику как систему, где отношения складываются под влиянием экономических и внеэкономических факторов. Ключевое понятие «институт» трактуется очень широко: и как государство, корпорация, профсоюзы, и как конкуренция, монополия, налоги, и как устойчивый образ мышления, и как юридические нормы. В этом направлении исключительное место занимает проблема трансформации современного общества. Абсолютизация роли технико-экономических факторов позволила выдвинуть теорию конвергенции (ДЖ. Гэлбрейт, Р. Арон, Ян Тинберген). Впрочем это направление также имеет несколько школ в своем составе: социально-психологический, социально-правовой, конъюнктурно -– статистический институционализм. Неоинституционализм характеризуется отходом от абсолютизации технических факторов, большим вниманием к человеку, социальным и правовым проблемам в экономике. Широко известны стали последние достижения этой школы – экономическая теория прав собственности (Р. Коуз) и теория общественного выбора (Джеймс Бьюкенен). Сегодня это одно из динамично развивающихся направлений экономической науки, гибкое, способное к синтезу различных школ и взглядов. Поэтому можно с уверенностью сказать, что современная экономика как наука – это синтез всех достижений экономической мысли человечества.

Вопрос : Экономическая школа, обосновавшая необходимость государственного регулирования экономики, получила название…

+кейнсианской школы

классической школы

монетаризма

маржинализма


Лекция 2: Экономические отношения; экономические системы

  1. Историческое развитие экономических систем.
  2. Типы экономических систем.
  3. Собственность: понятие, субъект, объект.
  4. Формы собственности.
  5. Преобразование форм собственности.

Роль государства в экономическом регулировании на протяжении всей истории была в той или иной степени предметом экономической науки. В любом территориальном образовании государство не только выполняло нормативную деятельность по правовому регулированию общественной жизни, но и перераспределяло доходы, формируя бюджеты для реализации общих функций. Однако роль и границы государственной экономической деятельности всегда были предметом дискуссий. В зависимости от общей концептуальной направленности экономические научные школы по-разному оценивают суть и значение инструментария государственного регулирования экономики и направлений экономической политики. Основные положения современных экономических теорий о роли государства в экономике представлены на схеме 1.1.

Одной из первых научных школ, определивших экономические функции государства, стал меркантилизм (XVI-XVII вв.), крупнейшими представителями которого являются Т. Ман, Дж. Стюарт, Ж.-Б. Кольбер. Исходя из того, что источником богатства является внешняя торговля, результаты которой увеличивают количество золота и серебра в стране, меркантилисты обосновывали необходимость существования жестких мер государственного администрирования, направленного на недопущение оттока денег из страны, поддержки экспорта.

Экономическая политика поддержки национальных производителей и торговцев, ограничения импорта получила название протекционизма. Элементы такой политики нередко используются и сегодня. Развитые страны в определенных ситуациях применяют меры поддержки экспортеров и защиты внутреннего рынка от импорта, стремятся к сбалансированности торгового и платежного балансов. Одной из форм препятствия протекционизму является Всемирная торговая организация (ВТО), созданная для снятия экономических и административных барьеров, сдерживающих международную конкуренцию.

Схема 1.1. Основные теории государственного регулирования экономики

Существенное приращение научных знаний о роли макроэкономического регулирования внесла теория физиократов (XVII в.), представителями которых являются Ф. Кенэ, А. Р. Тюрго. Выступая за свободу торговли, представители этой школы считали источником богатства государства сельскохозяйственное производство, труд в земледелии, поскольку только в этой сфере создается чистый продукт. Заслугой данной школы является выход исследования на макроэкономический уровень, анализ воспроизводства, кругооборота общественного продукта и денежных доходов. При этом был сделан вывод о необходимости соблюдения межотраслевых пропорций между земледелием и промышленностью. Количество денег в обращении определено потребностями взаимоотношений между отраслями производства.

Теория физиократов ставила вопрос о выработке отраслевых приоритетов в экономической политике (земледелие), поддержки этих приоритетов инструментами государственного регулирования (налоги, пошлины).

Теоретическим основанием невмешательства государства в экономику, разделяемого большинством экономистов до сегодняшнего дня, является определение принципов саморегулирующегося рынка А. Смитом, изложенных в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). Согласно теории А. Смита, механизм рынка движется благодаря рациональным решениям его участников, постоянная корректировка осуществляется за счет свободной конкуренции, сигналы которой подают цены. Движение рынка направляется «невидимой рукой» спроса и предложения, где нет места государственному регулированию. В разных вариантах эта модель рынка воспроизводится в более поздних либеральных моделях рыночной экономики.

Однако, исходя из практики реального функционирования государства, А. Смит исследует важнейшие функции и инструменты государственного функционирования, такие как бюджет и налоги. Среди задач государства (монарха) А. Смит называет создание и поддержку общественных предприятий и учреждений, которые по соображениям отсутствия прибыльности не будут создавать частные лица, но необходимые всему обществу. В современных экономических терминах это положение развернуто в функцию производства общественных благ и создания положительных внешних эффектов. А. Смит определил основные общегосударственные расходы, к которым относил затраты государства на оборону, правосудие, инфраструктуру (дороги, мосты, порты), необходимые для развития торговли, а также расходы на обучение и воспитание молодого поколения.

Много внимания А. Смит уделял исследованию налоговой системы, определив ее главные принципы: равенство всех перед налогами, достоверность, удобство. Непременным условием функционирования государства А. Смит считал сбалансированность доходов и расходов: увеличение общественной задолженности может привести к разорению государства.

Общую эволюцию экономических теорий, отрицающих активную роль государства в экономике, нарушила теория Дж. М. Кейнса («Общая теория занятости, процента и денег», 1936 г.).

В отличие от позиций других научных школ кейнсианство первичным при рассмотрении движения рынка считает не предложение, а совокупный спрос и отрицает возможность полной самоорганизации экономики с помощью цен, зарплаты, процентной ставки. Выражением рыночного неравновесия являются безработица, сокращение производства. Анализируя совокупный спрос, Дж. М. Кейнс показал обстоятельства недостаточности инвестиций в экономике и необходимость государственного вмешательства для достижения эффективного использования имеющихся ресурсов и экономического роста. Главные проблемы рыночной экономики - безработица и сокращение инвестиций. Государство из своих источников должно инвестировать финансовые средства в экономику, стимулировать спрос и тем самым поддерживать эффективное равновесие. Источником дополнительных инвестиций в экономику является государственный бюджет. Поэтому бюджетно-налоговые инструменты государственного регулирования являются доминирующими, а бюджетный дефицит выступает как один из способов стимулирования спроса.

До начала 70-х гг. XX в. кейнсианство было самой востребованной теорией, на которой базировалась экономическая политика развитых стран. Однако впоследствии на первый план вышли другие экономические теории, которые обосновывали возможность саморегуляции рынка. В 1970-е гг. на волне серьезного мирового энергетического кризиса выявилось два обстоятельства: спад производства и инфляция, получившие обобщенное название стагфляция.

По мнению критиков кейнсианства, эта теория не могла в достаточной степени объяснить новые явления экономического развития, а их выводы для экономической политики на практике углубляли негативные последствия.

Среди подобных теорий наиболее значимой является монетаризм (М. Фридман «Инфляция и денежное обращение», 1969 г.). Монетаризм как основание для экономической политики развитых стран оказался востребован по мере углубления кризиса кейнсианской концепции, в условиях новых явлений экономической жизни - инфляции и периодических рецессий.

Монетаризм, основываясь на признании возможности саморегулирования рыночной экономики без вмешательства государства, особое внимание уделяет исследованию денежного обращения, финансовой сфере, анализу причин и методов борьбы с инфляцией. Ход экономического цикла согласно монетаризму определяется цикличностью денежной массы в обращении, что и определяет деловой цикл. Государственные инвестиции и один из их источников - бюджетный дефицит - лишь активизируют инфляционные процессы. Поэтому главным объектом регулирования должна быть денежная масса, постоянство темпов ее роста в зависимости от величины темпов увеличения валового внутреннего продукта. Отметим, что регулирование денежной массы - функция не исполнительной власти, тем не менее относится к сфере общегосударственных институтов макрорегулирования - центральных банков (Федеральной резервной системы в США). Макрорегулирование экономики таргетированием денежной массы, варьированием процентной ставки, нормами обязательных резервов и другими финансовыми средствами свидетельствует о необходимости макрорегулирования финансовой сферы.

Однако, как показал мировой экономический кризис, начавшийся в 2008 г., монетарные методы регулирования экономики сами по себе не дают бескризисных результатов - усложнение экономических взаимосвязей в глобальной экономике, видимо, требует корректировки этих методов. Почти во всех странах выходом из кризиса стали бюджетное финансирование, увеличение дефицита государственного бюджета.

Среди научных школ, отрицающих активную роль государства в регулировании экономики, находятся и разные ветви современной теории неоинституционализма (Р. Коуз, Дж. Бьюкенен, Д. Норт и др.). Однако, основываясь на позиции необходимости определения прав собственности, контрактных отношений и нормативной деятельности государства в этой области, представители теории общественного выбора выделяют «провалы рынка», которые должно восполнять государство, т.е. ставят под сомнение сам механизм саморегулирования рынка. К таким «провалам» относятся монополии, асимметрия информации, необходимость производства общественных благ и внешние эффекты. В свою очередь, согласно этой теории, у государства есть свои «провалы» (недостаток достоверной информации, особенности политического цикла, бюрократия и коррупция), поэтому проблема заключается в оптимизации и эффективности экономических функций государства.

Практика экономического развития показала, что государственное воздействие на рыночные отношения не может ограничиваться исключительно нормативной деятельностью по установлению и реализации прав собственности. Новейшая история, начиная с 60-х гг. XX в., свидетельствует об активной роли государства в экономике.

Возросла роль государства в финансовой сфере, его влияние на стабильность финансовой системы осуществляется, прежде всего, через макрорегулирование процентных ставок, реализацию мер кредитной политики, обменных курсов национальной валюты. Государство, проводя закупки товаров и услуг для общегосударственных нужд, стало субъектом предпринимательской деятельности, влияет на рыночные цены, объемы спроса и предложения. Бюджетные, налоговые и финансово-кредитные инструменты выступают реальными факторами воздействия на экономическое развитие, стимулирование и поддержку стабильности и динамики. Увеличились трансферты государства незащищенным слоям населения и в целом инвестиции в человеческий капитал. По данным Всемирного банка, за три с половиной десятилетия (с 1960 по 1995 г.) масштаб государственного присутствия в экономике промышленно развитых странах увеличился вдвое.

В этих условиях современная экономика характеризуется как смешанная. Ее динамика и механизм основываются на действиях рынка и государства.

В современной экономической науке, несмотря на сохраняющиеся дискуссии и противоречия, существует общий подход, признающий следующие области деятельности государства в экономической сфере:

  • - координация макроэкономической политики (налоги, бюджет, нормы регулирования финансовой сферы);
  • - предпринимательская деятельность в определенных масштабах (государственные закупки);
  • - регулирование деятельности монополий;
  • - влияние на экономический рост (инвестиции в человеческий капитал, эффективность государственных институтов);
  • - предоставление пособий уязвимым слоям населения (пенсионерам, безработным, инвалидам).

К ключевым задачам теории и практики относятся определение границ участия государства в экономических процессах, оценка эффективности действий государственного регулирования, поиск форм и методов, не подрывающих основы рыночного механизма.