Министерство образования и науки Российской Федерации

Рязанский государственный радиотехнический университет

Кафедра ГМКУ

на тему «Интеграционные объединения с Россией. Пути развития»

по дисциплине «Мировая экономика»

Выполнил:

Мордвинкин Н.А.

Проверил:

доцент, к.э.н.

Локтеева Г.Е.

Рязань, 2014

Введение 3

1. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество 4

1.1.История АТЭС 4

1.2.Состав и значение 6

1.3.Цели и задачи АТЭС 8

1.4.Развитие 8

2. Россия в АТЭС 10

2.1. Региональная экономическая интеграция, либерализация торговли и инвестиций 12

2.2. Итоги АТЭС-2012 14

2.2.1. Содействие торговле и инвестициям, региональная экономическая интеграция 14

2.2.2. Укрепление продовольственной безопасности 16

2.2.3. Создание надёжных транспортно-логистических цепочек 18

2.2.4. Интенсивное сотрудничество для содействия инновационному росту 19

2.2.5 Другие ключевые инициативы 20

2.2.6. Борьба с коррупцией 21

Заключение 22

Введение

Международная экономическая интеграция - процесс объединения экономики стран, при котором постепенная отмена тарифных и нетарифных ограничений приводит к унификации экономической политики в отраслях экономики и имеет ряд выраженных последствий. К ним относятся закон одной цены (выравнивание цен), резкое увеличение объема торговли, увеличение производительности труда, миграции трудовых потоков, выравнивание величины внутренних сбережений, появление единой сетки тарифов на границах экономического объединения. Считается, что экономическая интеграция есть второй лучший вариант после режима свободной торговли по степени благоприятствования.

1. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество

Рис. 1. Эмблема АТЭС (APEC)

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) (англ. Asia-Pacific Economic Cooperation, APEC) - форум 21 экономики Азиатско-Тихоокеанского региона для сотрудничества в области региональной торговли и облегчения и либерализации капиталовложений. Целью АТЭС является повышение экономического роста и процветания в регионе и укрепление азиатско-тихоокеанского сообщества.

В экономиках-участницах проживает около 40 % мирового населения, на них приходится приблизительно 54 % ВВП и 44 % мировой торговли.

      История АТЭС

На протяжении всего ХХ в. Тихий океан был ареной политической и экономической борьбы крупнейших мировых держав. Здесь разворачивалось 70-летнее противостояние капиталистической и социалистической систем (в основном СССР и США), здесь во второй половине столетия происходил экономический взлет Японии, новых индустриальных стран и Китая.

Переплетение противоречий и интересов стран Азиатско-Тихоокеанского региона обусловило возникновение замысла организации, которая могла бы регулировать ситуацию в бассейне Тихого океана. Идея эта вынашивалась долго и трудно: предлагались различные варианты ее осуществления, разнящиеся как по составу участников, так и по целям. США ставили во главу угла военно-политические интересы и предлагали создать азиатско-тихоокеанский вариант НАТО; Япония разрабатывала идею организации на экономических основах. Тихоокеанское объединение, Тихоокеанская зона свободной торговли, Сообщество Тихоокеанского кольца - вот некоторые предполагавшиеся названия организации. В 1967 г. был образован Экономический совет стран Тихоокеанского бассейна (Pacific Basin Economic Council), в 1968 г. проведена первая Тихоокеанская конференция по торговле и развитию (Pacific Trade and Development Conference), в 1980 г. учрежден Тихоокеанский совет экономического сотрудничества (Pacific Economic Cooperation Council).

Это и привело к тому, что в 1989 году в Канберре по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии было образовано АТЭС.

АТЭС образовано как свободный консультативный форум без какой-либо жёсткой организационной структуры или крупного бюрократического аппарата. Секретариат АТЭС, расположенный в Сингапуре, включает только 23 дипломата, представляющих страны-участники АТЭС, а также 20 местных наемных сотрудников.

Первоначально высшим органом АТЭС были ежегодные совещания на уровне министров. С 1993 года главной формой организационной деятельности АТЭС являются ежегодные саммиты (неформальные встречи) лидеров экономик АТЭС, в ходе которых принимаются декларации, подводящие общий итог деятельности Форума за год и определяющие перспективы дальнейшей деятельности. С большой периодичностью проходят сессии министров иностранных дел и экономики.

Главные рабочие органы АТЭС: Деловой консультационный совет, три комитета экспертов (комитет по торговле и инвестициям, экономический комитет, административно-бюджетный комитет) и 11 рабочих групп по различным отраслям экономики.

В 1998 году одновременно с приемом в АТЭС трёх новых членов - России, Вьетнама и Перу - введён 10-летний мораторий на дальнейшее расширение состава членов Форума. Заявления на вступление в АТЭС подали Индия и Монголия.

      Состав и значение

В настоящее время в АТЭС 21 государство, среди них - большинство стран с береговой линией у Тихого океана. Одна из немногих международных организаций, к которым Тайвань присоединился с полным одобрением Китая. В результате в АТЭС принят термин участвующие экономики, а не страны-участники.

Таблица 1. Участвующие экономики

Участвующие экономики

Дата вступления

Австралия

Индонезия

Республика Корея

Малайзия

Новая Зеландия

Филиппины

Сингапур

Китайский Тайбэй

Гонконг, Китай

Папуа-Новая Гвинея

Рис. 2. Участвующие экономики на карте мира

Такое количество государств, среди которых есть как главные промышленно развитые страны, так и новые индустриальные страны, само по себе обусловливает экономическую мощь организации, а учитывая высокие темпы развития большинства участников форума и их огромный ресурсный потенциал, выводит АТЭС в число влиятельнейших группировок на международной экономической арене.

АТЭС составляет почти половину мировой экономики. К началу ХХI в. на страны форума приходилось 42% населения Земли и около 50% мирового товарооборота, а их совокупный валовой продукт превышал 24 трлн долл., то есть 56% общемирового. К тому же создание организации усилило экономические связи между странами.

За 1990-2000 гг. доля экспорта стран - членов АТЭС внутри этой организации возросла с 67,5 до 72,6% от общего объема экспорта этих стран, доля импорта - с 65,4 до 68,1%.

      Цели и задачи АТЭС

В 1994 году в качестве стратегической цели объявлено создание к 2020 году в АТР системы свободной и открытой торговли и либерального инвестиционного режима. Наиболее развитые экономики должны осуществить либерализацию к 2010 году. Каждая экономика самостоятельно определяет свой статус и сроки введения новых режимов на основе индивидуальных планов действий.

      Развитие

Первая встреча министров иностранных дел, экономики и торговли стран АТЭС состоялась в ноябре 1989 г. в Канберре (Австралия). Были выработаны ключевые принципы организации, важнейшими из которых являются неполитический характер форума, его консультативный статус и равноправие всех участников; определены задачи: создание свободной и открытой торговой системы в регионе, содействие дальнейшему экономическому росту.

В 1993 г. в США, в городе Сиэтле (точнее, на острове Блэйк рядом с Сиэтлом) состоялась первая неформальная встреча глав государств и правительств стран АТЭС. На втором саммите, состоявшемся в городе Богоре (Индонезия) в ноябре 1994 г., была принята «Декларация об общей экономической решимости лидеров АТЭС», в которой официально зафиксировали главную долгосрочную цель организации, а также сроки ее осуществления: для развитых стран установление свободного и открытого торгово-инвестиционного режима должно быть достигнуто к 2010 г., для развивающихся - к 2020 г.

Если Богорская декларация определила стратегию форума, то Осакская программа действий, принятая на третьей встрече руководителей стран АТЭС (Япония, 1995 г.), определила тактику организации. В ней были названы 15 областей, в которых странам - членам АТЭС необходимо произвести преобразования для достижения «богорских целей»: тарифы и нетарифные ограничения, услуги, инвестиции, стандарты и соответствия, таможенные процедуры, права интеллектуальной собственности, политика в области конкуренции, правительственные заказы, выполнение обязательств Всемирной торговой организации, посредничество в спорах, мобильность деловых людей, сбор и анализ информации. Участникам форума также было поручено разработать индивидуальные планы по либерализации торговли и инвестиций.

На манильском саммите (Филиппины, 1996 г.) было решено, что реальные шаги по процессам либерализации станут предприниматься в 1997 г. Однако разразившийся в 1997-1999 гг. финансово-экономический кризис в странах Юго-Восточной Азии притормозил исполнение этих планов, и главной темой нескольких последующих ежегодных встреч было изучение причин и поиск выходов из кризиса.

Главным достижением встречи в Ванкувере (Канада, 1997 г.) было принятие Программы ускоренной добровольной либерализации, определившей 15 секторов, в которых к 2010 г. должны быть устранены тарифные и нетарифные ограничения. На шестом саммите (Куала-Лумпур, Малайзия, 1998 г.) было решено представить этот вопрос на рассмотрение в ВТО.

Десятилетие своего существования форум встретил в новозеландском городе Окленде, где были подведены первые итоги работы. Восьмая неформальная встреча лидеров государств АТЭС, прошедшая в ноябре 2000 г. в Брунее, была посвящена обсуждению влияния процесса глобализации, а также ее выгод и издержек в свете экономического развития региона.

В октябре минувшего года в Шанхае (Китай) прошел 9-й неформальный саммит глав государств и правительств стран АТЭС. Главной темой форума была борьба с международным терроризмом, что, впрочем, несмотря на неполитический характер организации, вполне закономерно: большинство стран АТЭС - экспортно-ориентированные державы, и поэтому сложившаяся после событий 11 сентября 2001 г. в США неблагоприятная конъюнктура серьезнейшим образом воздействует на недавно оправившийся от финансового кризиса регион. Было продолжено обсуждение глобализационных процессов, эффективного использования людских ресурсов (что особенно важно в свете того, что в АТЭС входят такие густонаселенные страны, как Китай и Индонезия).

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) является форумом, включающим 21 экономику Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), который стремится содействовать свободной торговле и экономическому сотрудничеству во всем АТР. АТЭС было создано в 1989 году в ответ на растущую взаимозависимость Азиатско-Тихоокеанского региона и появление региональных торговых блоков в других частях мира; в связи с опасениями, что промышленно развитая Япония (член G8) будет доминировать в экономической деятельности в АТР а также для организации новых рынков для сельскохозяйственной продукции и сырья за пределами Европы (где спрос снижается).

АТЭС работает на повышение уровня жизни и образования на основе устойчивого экономического роста и способствует созданию чувства общности и оценке общих интересов между странами Азиатско-Тихоокеанского региона. АТЭС включает новые индустриальные страны (НИС), а ее деятельность направлена на создание возможностей для экономик АСЕАН исследовать новые направления для экспорта природных ресурсов, таких как природный газ, а также региональной экономической интеграции (промышленной интеграции) с помощью прямых иностранных инвестиций. Участники составляют приблизительно 40% населения в мире, примерно 54% мирового валового внутреннего продукта и около 44% мировой торговли.

В ежегодной встрече АТЭС принимают участие экономические лидеры, обычно главы правительств экономик-участниц организации и только Тайвань представлен чиновником уровня министра. Место проведения саммита меняется ежегодно среди экономик-участниц, и славные традиции, а затем для большинства (но не всех) встреч на высшем уровне, включают в себя, переодевание лидеров экономик-участниц в национальные костюмы принимающей страны.

История АТЭС

В январе 1989 года премьер-министр Австралии Боб Хоук призвали к повышению эффективности экономического сотрудничества в регионе Тихоокеанского бассейна. Это привело к первой встрече АТЭС в столице Австралии Канберре в ноябре 1989 года под председательством министра иностранных дел Австралии Гарета Эванса. Присутствовали политические министры из двенадцати стран, а встреча завершилась согласованием будущих ежегодных встреч в Сингапуре и Корее.

Страны Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) были против первоначального предложения, а предложили Экономический совет Восточной Азии, который бы исключал не-азиатские страны, такие как США, Канада, Австралия и Новая Зеландия. Этот план был подвергнут резкой критике со стороны Японии и США.

Первая встреча экономических лидеров АТЭС произошла в 1993 году, когда президент США Билл Клинтон, после переговоров с премьер-министром Австралии Полом Китингом, пригласил глав правительств экономик-участниц АТЭС на саммит на острове Блейк. Он считал, что это поможет перевести в нужное русло зашедшие в тупик по итогам Уругвайского раунда торговые переговоры. На встрече, некоторые лидеры призвали к продолжению снижения барьеров для торговли и инвестиций, представляя сообщество в Азиатско-Тихоокеанском регионе, которое будет способствовать процветанию на основе сотрудничества. Секретариат АТЭС, расположенный в Сингапуре, был создан с целью координации деятельности организации.

В ходе встречи в 1994 году в Богоре, Индонезия, лидеры АТЭС приняли Богорские цели (Bogor Goals), согласно которым к 2010 году планировалось создать зону свободной и открытой торговли и инвестиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе для развитых экономик, а к 2020 году - для развивающихся экономик. В 1995 году страны АТЭС создали орган для деловых консультаций, который стал называться Деловой Консультативный совет АТЭС (ДКС), состоящий из трех руководителей бизнеса от каждой экономики-участницы.

Для достижения Богорских целей, АТЭС проводит работу по трем основным направлениям:

  1. Либерализация торговли и инвестиций.
  2. Содействие бизнесу.
  3. Экономическое и техническое сотрудничество.

Страны-участницы АТЭС

В АТЭС в настоящее время входит 21 страна, в том числе большинство стран с береговой линии на Тихом океане. Тем не менее, критерием для членства является то, что член организации является отдельной экономикой, а не государством. В результате АТЭС использует термин экономики-участницы, а не страны-члены, чтобы обращаться к своим членам. Один из результатов этого критерия состоит в том, что форум включает Тайвань (официально Республика Китай, участвуя под названием «Китайский Тайбэй»), наряду с Китайской Народной Республикой, а также Гонконг, который вступил в АТЭС как британская колония, но теперь это специальный административный район Китайской Народной Республики. АТЭС также включает в себя три официальных наблюдателя: АСЕАН, Форум тихоокеанских островов и Тихоокеанский совет экономического сотрудничества.

Страны-участницы АТЭС: Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Япония, Республика Корея, Малайзия, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Таиланд, США, Китайский Тайбэй (Тайвань), Гонконг (Китай), Китайская Народная Республика, Мексика, Папуа - Новая Гвинея, Чили, Перу, Россия, Вьетнам.

Страны, проявившие интерес к участию в АТЭС

Индия запросила участие в АТЭС и получила первоначальную поддержку от США, Японии и Австралии. Однако чиновники решили пока не позволять Индии присоединяться по различным причинам. Было принято решение не допускать больше участников в АТЭС до 2010 года. Кроме того, Индия не граничит с Тихим океаном, в отличие от всех нынешних членов. Тем не менее, Индия была приглашена в качестве наблюдателя в первый раз в ноябре 2011 года.

В дополнение к Индии, Пакистан, Бангладеш, Шри-Ланка, Макао, Монголия, Лаос, Камбоджа, Коста-Рика, Колумбия, Панама и Эквадор желают вступить в АТЭС. Колумбия подала заявку на участие в АТЭС еще в 1995 году, но ее предложение было отвергнуто, так как организация перестала принимать новых участников с 1993 по 1996 год, и мораторий был продлен еще до 2007 года в связи с азиатским финансовым кризисом 1997 года. Гуам также хочет быть отдельным участником, приводя в пример Гонконг, но запросу противостоят США, которые в настоящее время представляют Гуам.

АТЭС и либерализация торговли

По данным самой организации, когда АТЭС была создана в 1989 году средний торговый барьер в регионе составил 16,9 процента, но он был сокращен до 5,5% в 2004 году.

Усилия АТЭС по упрощению бизнеса

АТЭС уже давно стоит в авангарде реформ в области упрощения бизнеса. С 2002 по 2006 год расходы на бизнес операции в регионе сократились на 6%, благодаря плану действий АТЭС по облегчению торговли (TFAPI). Между 2007 и 2010 годами, АТЭС надеялась достичь дополнительного снижения транзакционных издержек бизнеса на 5%. Для этого, был одобрен новый план действий по упрощению процедур торговли. По данным исследования Всемирного банка, опубликованного в 2008 году, в рамках своих торговых издержек и содействия реализации проектов, повышение прозрачности в торговой системе региона имеет решающее значение, если АТЭС хочет достичь своих Богорских целей. АТЭС Business Travel Card, проездной документ для безвизовых деловых поездок в регионе является одной из конкретных мер по облегчению бизнеса. В мае 2010 года Россия присоединилась к схеме, тем самым завершив круг.

Предлагаемая Азиатско-Тихоокеанская зона свободной торговли (АТЗСТ)

Экономики АТЭС впервые официально начали обсуждать концепцию создания зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе на саммите в 2006 году в Ханое. Тем не менее, предпосылки для создания такой зоны существуют уже по крайней мере с 1966 года, когда японский экономист Киеси Кодзима впервые предложил соглашение о тихоокеанской зоне свободной торговли. В то время как идея не была встречена с распростертыми объятиями, она привела к образованию Тихоокеанской конференции по торговле и развитию, а затем и Совета Тихоокеанского экономического сотрудничества в 1980 году, а затем АТЭС в 1989 году.

В более поздние времена, сторонником соглашения о свободной торговле Азиатско-Тихоокеанском регионе был экономист С. Фред Бергстен. Его идеи убедили Деловой Консультативный совет АТЭС поддержать эту концепцию.

Предложение об АТЗСТ возникло в связи с отсутствием прогресса раунда переговоров в Дохе по Всемирной торговой организации, и как способ преодоления эффекта "чаши спагетти", получившегося в результате препятствий и противоречивых элементов бесчисленных соглашений о свободной торговле между отдельными странами.

В настоящее время существует около 60 соглашений о свободной торговле, а еще 117 находятся в процессе переговоров в Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе. АТЗСТ более амбициозна по объему, чем раунд в Дохе, который ограничивает себя в части снижения торговых ограничений. Соглашение об АТЗСТ создаст зону свободной торговли, которая позволит значительно расширить торговлю и экономический рост в регионе. Экономическая экспансия и рост торговли могут превысить ожидания других региональных зон свободной торговли, таких как АСЕАН плюс три (АСЕАН + Китай, Япония и Южная Корея).

Некоторые критики отмечают, что изменение правил торговли в АТЭС создаст дисбаланс, рыночные конфликты и осложнения отношений со странами других регионов. Развитие АТЗСТ, как ожидается, займет много лет, и будет включать основные исследования, оценки и переговоры между экономиками-участницами. На процесс также может повлиять отсутствие политической воли, массовые волнения, а также лоббирование против свободной торговли во внутренней политике.

Консорциум учебных центров АТЭС

В 1993 году лидеры АТЭС решили создать сеть исследовательских центров АТЭС между университетами и научно-исследовательскими учреждениями в экономиках-участницах. Известные центры следующие: Австралийский учебный центр АТЭС, Королевский технологический институт Мельбурна, Австралия; Учебный центр Беркли, Университет Калифорнии, Беркли, США; Тайваньский центр исследований АТЭС, Тайваньский Институт экономических исследований, Тайвань; Исследовательский центр (HKU) АТЭС, Гонконгский университет, Гонконг; Исследовательский центр Кобе АТЭС, Университет Кобе, Япония; Исследовательский центр Нанкай АТЭС, Нанкинский университет, Китай; Филиппинский учебный центр АТЭС, Филиппинский институт по исследованию проблем развития, Филиппины; Канадский учебный центр АТЭС, Канадский Азиатско-Тихоокеанский Фонд, Ванкувер, Канада; Индонезийский учебный центр АТЭС, Учебный центр АТЭС Университета Индонезии, Индонезия.

Деловой консультативный совет АТЭС (ДКС) был образован на встрече экономических лидеров АТЭС в ноябре 1995 года с целью предоставления рекомендаций о путях достижения Богорских целей и других конкретных приоритетов бизнес сектора, и обеспечения бизнес-перспективы на конкретные области сотрудничества.

Каждая страна назначает до трех членов из частного сектора в ДКС. Эти бизнес-лидеры представляют широкий спектр отраслей промышленности. ДКС предоставляет ежегодный отчет экономическим лидерам АТЭС, содержащий рекомендации по улучшению делового и инвестиционного климата в Азиатско-Тихоокеанском регионе и мнения бизнеса о приоритетных региональных вопросах. ДКС также является единственной неправительственной организацией, которая присутствует на официальных заседаниях экономических лидеров АТЭС.

Ежегодные встречи лидеров АТЭС

С момента своего образования в 1989 году, АТЭС проводит ежегодные встречи с представителями всех экономик-участниц. Первые четыре ежегодные встречи официальных лиц проходили на уровне министров. Начиная с 1993 года, ежегодные совещания стали назваться Встречи экономических лидеров АТЭС и в них предполагалось участие глав правительств всех экономик-участниц, за исключением Тайваня, который представлен должностным лицом на уровне министра. Ежегодные встречи лидеров АТЭС официально не называются саммиты.

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) (Asia-Pacific Economic Cooperation, APEC) - форум 21 экономики Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) для сотрудничества в области региональной торговли и облегчения и либерализации капиталовложений . АТЭС было создано в 1989 году. Целью АТЭС является повышение экономического роста и процветания в регионе и укрепление азиатско-тихоокеанского сообщества.

В экономиках-участницах проживает около 40 % мирового населения, на них приходится приблизительно 54 % ВВП и 44 % мировой торговли.

АТЭС работает на повышение уровня жизни и образования на основе устойчивого экономического роста и способствует созданию чувства общности и оценке общих интересов между странами Азиатско-Тихоокеанского региона. АТЭС включает новые индустриальные страны (НИС), а ее деятельность направлена на создание возможностей для экономик АСЕАН исследовать новые направления для экспорта природных ресурсов, таких как природный газ, а также региональной экономической интеграции (промышленной интеграции) с помощью прямых иностранных инвестиций.

В ежегодной встрече АТЭС принимают участие экономические лидеры, обычно главы правительств экономик-участниц организации и только Тайвань представлен чиновником уровня министра. Место проведения саммита меняется ежегодно среди экономик-участниц, и славные традиции, а затем для большинства (но не всех) встреч на высшем уровне, включают в себя, переодевание лидеров экономик-участниц в национальные костюмы принимающей страны.

В АТЭС в настоящее время входят 21 страна, в том числе большинство стран с береговой линии на Тихом океане. Тем не менее, критерием для членства является то, что член является отдельной экономикой, а не государством. В результате АТЭС использует термин экономики-участницы, а не страны-члены, чтобы обращаться к своим членам. Один из результатов этого критерия состоит в том, что форум включает Тайвань (официально Республика Китай, участвуя под названием «Китайский Тайбэй»), наряду с Китайской Народной Республикой, а также Гонконг, который вступил в АТЭС как британская колония, но теперь это специальный административный район Китайской Народной Республики. АТЭС также включает в себя три официальных наблюдателя: АСЕАН, Форум тихоокеанских островов и Тихоокеанский совета экономического сотрудничества.

Страны-участницы АТЭС

Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Япония, Республика Корея, Малайзия, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Таиланд, США, Китайский Тайбэй (Тайвань), Гонконг (Китай), Китайская Народная Республика, Мексика, Папуа - Новая Гвинея, Чили, Перу, Россия, Вьетнам.

Страны, проявившие интерес к участию в АТЭС

Индия запросила участие в АТЭС и получила первоначальную поддержку от США, Японии и Австралии. Однако чиновники решили пока не позволять Индии присоединяться по различным причинам. Было принято решение не допускать больше участников в АТЭС до 2010 года. Кроме того, Индия не граничит с Тихим океаном, в отличие от всех нынешних членов. Тем не менее, Индия была приглашена в качестве наблюдателя в первый раз в ноябре 2011 года.

В дополнение к Индии, Пакистан, Бангладеш, Шри-Ланка, Макао, Монголия, Лаос, Камбоджа, Коста-Рика, Колумбия, Панама и Эквадор желают вступить в АТЭС. Колумбия подала заявку на участие в АТЭС еще в 1995 году, но ее предложение было отвергнуто, так как организация перестала принимать новых участников с 1993 по 1996 год, и мораторий был продлен еще до 2007 года в связи с азиатским финансовым кризисом 1997 года. Гуам также хочет быть отдельным участником, приводя в пример Гонконг, но запросу противостоят США, которые в настоящее время представляют Гуам.
АТЭС и либерализация торговли

По данным самой организации, когда АТЭС была создана в 1989 году средний торговый барьер в регионе составил 16,9 процента, но он был сокращен до 5,5% в 2004 году.

История АТЭС

Объединение образовано в 1989 году в Канберре по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии.

АТЭС образовано как свободный консультативный форум без какой-либо жёсткой организационной структуры или крупного бюрократического аппарата. Секретариат АТЭС, расположенный в Сингапуре, включает только 23 дипломата, представляющих страны-участники АТЭС, а также 20 местных наемных сотрудников.

Первоначально высшим органом АТЭС были ежегодные совещания на уровне министров. С 1993 года главной формой организационной деятельности АТЭС являются ежегодные саммиты (неформальные встречи) лидеров экономик АТЭС, в ходе которых принимаются декларации, подводящие общий итог деятельности Форума за год и определяющие перспективы дальнейшей деятельности. С большой периодичностью проходят сессии министров иностранных дел и экономики.

Главные рабочие органы АТЭС

Деловой консультационный совет, три комитета экспертов (комитет по торговле и инвестициям, экономический комитет, административно-бюджетный комитет) и 11 рабочих групп по различным отраслям экономики.

В 1998 году одновременно с приемом в АТЭС трёх новых членов - России, Вьетнама и Перу - введён 10-летний мораторий на дальнейшее расширение состава членов Форума. Заявления на вступление в АТЭС подали Индия и Монголия.

Цели и задачи АТЭС

В 1994 году в качестве стратегической цели объявлено создание к 2020 году в АТР системы свободной и открытой торговли и либерального инвестиционного режима. Наиболее развитые экономики должны осуществить либерализацию к 2010 году. Каждая экономика самостоятельно определяет свой статус и сроки введения новых режимов на основе индивидуальных планов действий.

Богорские цели АТЭС

Богорские цели (Bogor Goals) АТЭС были провозглашены в Декларации глав государств и правительств экономик-участниц по итогам их встречи в Богоре (Индонезия) в 1994 г. - одном из главных программных документов Форума. Цели устанавливают долгосрочный ориентир в деятельности АТЭС - формирование в регионе системы свободной и открытой торговли и инвестирования: для развитых экономик к 2010 г., для развивающихся - к 2020 г. Особо оговорен принцип добровольности - каждая страна индивидуально определяет темпы своего движения к указанным целям, а также приверженность идеям «открытого регионализма», т.е. устранения барьеров для торговли и инвестиций в отношении не только партнеров по АТЭС, но и в равной степени всех прочих стран.

В 2005 г. на основе индивидуальных планов действий экономик-участниц и с привлечением представителей делового и научного сообществ региона проведен т.н. среднесрочный обзор движения к Богорским целям. По его итогам подготовлен проект доклада старших должностных лиц АТЭС с рекомендациями министрам и главам государств/правительств.

Основной вывод обзора состоит в признании, с одной стороны, существенного вклада АТЭС в экономический рост и благополучие региона через либерализацию условий торговли и инвестирования и, с другой - необходимости продолжения согласованных усилий на этом направлении с учетом новых задач как глобального, так и регионального экономического развития.

Для достижения Богорских целей, АТЭС проводит работу по трем основным направлениям:

1. Либерализация торговли и инвестиций.
2. Содействие бизнесу.
3. Экономическое и техническое сотрудничество.

Россия в АТЭС

Россия заинтересована в участии в интеграционных проектах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), особую роль в которых играют Сибирь и Дальний Восток, прежде всего в энергетической и транспортной областях. Они могут стать своеобразным «сухопутным мостом» (land bridge) между странами так называемого Тихоокеанского кольца (Pacific Rim) и Европой.

Россия подала заявку на вступление в АТЭС в марте 1995 года. Позже в этом же году было принято решение о подключении России к рабочим группам АТЭС. Полностью процедура вступления России в организацию завершилась в ноябре 1998 года.

С 2 по 8 сентября 2012 года саммит АТЭС проходил в России, во Владивостоке на острове Русском.

АТЭС и упрощения бизнеса

АТЭС уже давно стоит в авангарде реформ в области упрощения бизнеса. С 2002 по 2006 год расходы на бизнес операции в регионе сократились на 6%, благодаря плану действий АТЭС по облегчению торговли (TFAPI). Между 2007 и 2010 годами, АТЭС надеялась достичь дополнительного снижения транзакционных издержек бизнеса на 5%. Для этого, был одобрен новый план действий по упрощению процедур торговли. По данным исследования Всемирного банка, опубликованного в 2008 году, в рамках своих торговых издержек и содействия реализации проектов, повышение прозрачности в торговой системе региона имеет решающее значение, если АТЭС хочет достичь своих Богорских целей. АТЭС Business Travel Card, проездной документ для безвизовых деловых поездок в регионе является одной из конкретных мер по облегчению бизнеса. В мае 2010 года Россия присоединилась к схеме, тем самым завершив круг.

Азиатско-Тихоокеанская зона свободной торговли (АТЗСТ)

Экономики АТЭС впервые официально начали обсуждать концепцию создания зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе на саммите в 2006 году в Ханое. Тем не менее, предпосылки для создания такой зоны существуют уже по крайней мере с 1966 года, когда японский экономист Киеси Кодзима впервые предложил соглашение о тихоокеанской зоне свободной торговли. В то время как идея не была встречена с распростертыми объятиями, она привела к образованию Тихоокеанской конференции по торговле и развитию, а затем и Совета Тихоокеанского экономического сотрудничества в 1980 году, а затем АТЭС в 1989 году.

В более поздние времена, сторонником соглашения о свободной торговле Азиатско-Тихоокеанском регионе был экономист С. Фред Бергстен. Его идеи убедили Деловой Консультативный совет АТЭС поддержать эту концепцию.

Предложение об АТЗСТ возникло в связи с отсутствием прогресса раунда переговоров в Дохе по Всемирной торговой организации, и как способ преодоления эффекта "чаши спагетти", получившегося в результате препятствий и противоречивых элементов бесчисленных соглашений о свободной торговле между отдельными странами.

В настоящее время существует около 60 соглашений о свободной торговле, а еще 117 находятся в процессе переговоров в Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе. АТЗСТ более амбициозна по объему, чем раунд в Дохе, который ограничивает себя в части снижения торговых ограничений. Соглашение об АТЗСТ создаст зону свободной торговли, которая позволит значительно расширить торговлю и экономический рост в регионе. Экономическая экспансия и рост торговли могут превысить ожидания других региональных зон свободной торговли, таких как АСЕАН плюс три (АСЕАН + Китай, Япония и Южная Корея).

Некоторые критики отмечают, что изменение правил торговли в АТЭС создаст дисбаланс, рыночные конфликты и осложнения отношений со странами других регионов. Развитие АТЗСТ, как ожидается, займет много лет, и будет включать основные исследования, оценки и переговоры между экономиками-участницами. На процесс также может повлиять отсутствие политической воли, массовые волнения, а также лоббирование против свободной торговли во внутренней политике.

Консорциум учебных центров АТЭС

В 1993 году лидеры АТЭС решили создать сеть исследовательских центров АТЭС между университетами и научно-исследовательскими учреждениями в экономиках-участницах. Известные центры следующие: Австралийский учебный центр АТЭС, Королевский технологический институт Мельбурна, Австралия; Учебный центр Беркли, Университет Калифорнии, Беркли, США; Тайваньский центр исследований АТЭС, Тайваньский Институт экономических исследований, Тайвань; Исследовательский центр (HKU) АТЭС, Гонконгский университет, Гонконг; Исследовательский центр Кобе АТЭС, Университет Кобе, Япония; Исследовательский центр Нанкай АТЭС, Нанкинский университет, Китай; Филиппинский учебный центр АТЭС, Филиппинский институт по исследованию проблем развития, Филиппины; Канадский учебный центр АТЭС, Канадский Азиатско-Тихоокеанский Фонд, Ванкувер, Канада; Индонезийский учебный центр АТЭС, Учебный центр АТЭС Университета Индонезии, Индонезия.

Деловой консультативный совет АТЭС

Деловой консультативный совет АТЭС (ДКС) был образован на встрече экономических лидеров АТЭС в ноябре 1995 года с целью предоставления рекомендаций о путях достижения Богорских целей и других конкретных приоритетов бизнес сектора, и обеспечения бизнес-перспективы на конкретные области сотрудничества.

Каждая страна назначает до трех членов из частного сектора в ДКС. Эти бизнес-лидеры представляют широкий спектр отраслей промышленности. ДКС предоставляет ежегодный отчет экономическим лидерам АТЭС, содержащий рекомендации по улучшению делового и инвестиционного климата в Азиатско-Тихоокеанском регионе и мнения бизнеса о приоритетных региональных вопросах. ДКС также является единственной неправительственной организацией, которая присутствует на официальных заседаниях экономических лидеров АТЭС.

Саммит АТЭС

Саммит АТЭС - ежегодная встреча лидеров государств АТЭС:

Саммит АТЭС 2007 (Австралия)
Саммит АТЭС 2008 (Перу)
Саммит АТЭС 2009 (Сингапур)
Саммит АТЭС 2011 (Гонолулу, США)
Саммит АТЭС 2012 (Владивосток, Россия)
Саммит АТЭС 2013 (Бали, Индонезия)

Форум Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)

Дата создания : ноябрь 1989

Количество членов: 21

Межправительственный форум «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) является ведущей международной организацией, занимающейся вопросами укрепления экономической интеграции, расширения торговли, усиления экономического роста и увеличения занятости в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Форум образован в ноябре 1989 года. В настоящее время его участниками являются 21 экономика Азиатско-Тихоокеанского региона. Статус наблюдателей имеют Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, Совет Тихоокеанского экономического сотрудничества и Форум островных государств Тихого океана.

В 2017 году на долю экономик-участниц АТЭС приходилось 58,8% мирового ВВП, 49,7% оборота международной торговли и около 40% населения мира.

Руководящими органами форума являются ежегодные неформальные саммиты глав государств и правительств и приуроченные к ним совместные встречи министров иностранных дел и министров торговли. В течение года также проводятся отраслевые министерские встречи и совещания старших должностных лиц АТЭС.

Проблематикой конкретных направлений взаимодействия в АТЭС занимаются комитеты, подкомитеты, рабочие группы и другие структурные подразделения форума, которых в общей сложности насчитывается более 50.

В АТЭС существует институт председателя, действующий на ротационной основе (традиционно страна-хозяйка саммита). Экономика-председатель определяет приоритетные направления работы форума на период своего председательства. Выполнение административно-технических функций возложено на Секретариат форума, находящийся в Сингапуре.

Бизнес-сообщество региона представлено действующим при АТЭС Деловым консультативным советом (ДКС), который был создан в ноябре 1995 года в целях повышения эффективности взаимодействия правительственных структур с деловыми кругами. В состав ДКС входят по три представителя крупных национальных компаний от каждой экономики форума, назначаемые главами государств и правительств.

Деятельность в рамках форума АТЭС, основополагающими принципами которой являются консенсус и добровольность, строится на базе ряда программных документов. Главный из них - принятая в 1994 году в г. Богор (Индонезия) Богорская декларация, которая ставит целью формирование в регионе системы свободной и открытой торговли и инвестиционной деятельности к 2010 году для развитых и к 2020 году - для развивающихся экономик (т.н. Богорские цели).

Начиная с саммитов в Шанхае, КНР (2001 год) и Лос-Кабосе, Мексика (2002 год), в качестве одной из профилирующих тем повестки дня АТЭС прочно закрепилась борьба с международным терроризмом, прежде всего экономическими и финансовыми средствами. Уделяется внимание и другим аспектам безопасности, в том числе в сферах торговли, финансов, энергетики, здравоохранения, транспорта, а также готовности к чрезвычайным ситуациям, как природного, так и техногенного характера, ликвидации последствий этих катастроф. Вопросы сотрудничества на этом - политическом - треке объединены в блок вопросов «обеспечения безопасности личности».

В год председательства Японии в АТЭС (2010 год) был принят важный программный документ АТЭС - Стратегия роста АТЭС, описывающая 5 атрибутов роста (сбалансированный, всеобъемлющий, устойчивый, инновационный и безопасный рост), необходимых для стабильного экономического развития в постоянно изменяющихся условиях современной экономики.

В ходе председательства США в АТЭС в 2011 году основное внимание работы форума было сосредоточено на достижении результатов в области укрепления региональной экономической интеграции и расширения торговли, поддержки «зеленого» роста, а также расширения сотрудничества в сфере регулирования.

В рамках председательства России в АТЭС в 2012 году работа форума строилась по таким направлениям как либерализация торговли и инвестиций, региональная экономическая интеграция, продовольственная безопасность, укрепление транспортно-логистических цепочек, а также обеспечение инновационного роста.

В 2013 году экономикой - председателем в АТЭС стала Индонезия. Среди своих основных приоритетов Индонезия были обозначены такие направления как достижение Богорских целей, достижение устойчивого экономического роста на справедливой основе, развитие взаимосвязанности АТЭС.

В 2014 году Китай как председатель АТЭС сфокусировался на вопросах развития многосторонней торговой системы. В связи с этим тремя приоритетами председательства стали укрепление региональной экономической интеграции, усиление всеобъемлющей взаимосвязанности экономик АТЭС и развитие инфраструктуры в регионе, а также достижение роста за счет инновационного развития.

В ходе председательства в АТЭС в 2015 году Филиппины выразили намерение содействовать достижению качественного роста посредством усиления региональной экономической интеграции, стимулирования участия малых и средних предприятий в региональной и глобальной экономике, инвестирования в человеческий капитал и построения сбалансированных и устойчивых сообществ.

В 2016 году под председательством Перу работа по продвижению качественного роста и развития человеческого потенциала была продолжена. В качестве приоритетных были выбраны такие направления, как поддержка региональной экономической интеграции, модернизация малых и средних предприятий, развитие человеческого капитала и укрепление продовольственного рынка в регионе.

В 2017 году под председательством Вьетнама основная деятельность Форума АТЭС была направлена на проведение структурных реформ для обеспечения устойчивого экономического будущего в условиях четвертой промышленной революции и глобализации. Приоритетные направления работы - обеспечение устойчивого, инновационного и инклюзивного роста, углубление региональной экономической интеграции, увеличение конкурентоспособности и инновационного потенциала малых и средних предприятий в цифровую эпоху и укрепление продовольственной безопасности и развитие устойчивого сельского хозяйства в условиях изменения климата.

Приоритеты Папуа-Новой Гвинеи в 2018 году: усиление взаимосвязанности и углубление экономической интеграции в регионе; содействие устойчивому и всеобъемлющему росту; продвижение структурных реформ в интересах инклюзивности развития. Указанные приоритеты объединены девизом «Через освоение возможностей для инклюзивного развития - к цифровому будущему».

Председательство в АТЭС в 2019 году переходит к Чили.

С учетом специфики, обусловленной участием в АТЭС территорий (Тайвань, Гонконг), в форуме принято называть его членов «экономиками».: Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Канада, КНР, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили и Япония.

В 1998 г. одновременно с вступлением в АТЭС России, Вьетнама и Перу принято решение о введении моратория на дальнейшее расширение членского состава форума. Заинтересованность в присоединении к форуму АТЭС проявляют Индия, Камбоджа, Колумбия, Коста-Рика, Макао, Монголия, Пакистан, Панама, Шри-Ланка и Эквадор.

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - международная экономическая организация, созданная для сотрудничества в области региональной торговли, обеспечения экономического развития, либерализации условий капиталовложений в странах Азиатско-Тихоокеанского региона.

АТЭС была образована в 1989 году в Канберре по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии. Созданию АТЭС предшествовало долгое развитие в 1960–1980-х в азиатско-тихоокеанском регионе более локальных экономических союзов – АСЕАН, Тихоокеанского экономического совета, Конференции по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству, Южнотихоокеанского форума и т.д. Процесс взаимодействия активизировался в 1980-е, когда страны Дальнего Востока стали демонстрировать высокий и стабильный экономический рост.

Первоначально участвующими экономиками АТЭС стали 12 стран - 6 развитых государств бассейна Тихого океана (Австралия, Канада, Новая Зеландия, США, Южная Корея, Япония) и 6 развивающихся государств Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины). Позднее к ней присоединились - Китайский Тайбэй, Гонконг, Китайская Народная Республика, Мексика, Папуа-Новая Гвинея, Чили, Перу, Россия и Вьетнам. Штаб-квартира АТЭС находится в Сингапуре.

Россия подала заявку на вступление в АТЭС в марте 1995 года. Позже в этом же году было принято решение о подключении России к рабочим группам АТЭС. Полностью процедура вступления России в организацию завершилась в ноябре 1998 года. Россия заинтересована в участии в интеграционных проектах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), особую роль в которых играют Сибирь и Дальний Восток, прежде всего в энергетической и транспортной областях.

Направления деятельности АТЭС:

Обмен информацией и проведение консультаций о политике и развитии экономики с целью достижения устойчивого роста, осуществления корректировок и сокращения разрыва в экономическом развитии;

Разработка стратегий, предусматривающих сокращение препятствий на пути движения товаров, услуг и инвестиций;

Сотрудничество в сфере энергетики, рыболовства, транспорта, телекоммуникаций, туризма, охране окружающей среды;

Содействие развитию региональной торговли, инвестиций, движению финансовых ресурсов, трансферу технологий, промышленному сотрудничеству, развитию инфраструктуры, обеспечению трудовыми ресурсами.

Структура АТЭС

Структура Форума носит децентрализованный характер. Главной формой организационной деятельности Форума с 1993 являются ежегодные саммиты лидеров стран АТЭС, в ходе которых принимаются декларации, подводящие общий итог деятельности Форума за год и определяющие перспективы дальнейшей деятельности. Чаще проходят встречи министров иностранных дел и внешней торговли стран-участниц.

Главными рабочими органами АТЭС являются:

Деловой консультационный совет (ДКС) - автономный бизнес-форум, объединяющий в своих рядах представителей бизнеса, которые выражают точку зрения делового мира в форуме АТЭС, непосредственно участвуя в его работе.

Комитеты экспертов - комитет по торговле и инвестициям, экономический комитет, административно-бюджетный комитет.

Рабочие группы по различным отраслям экономики - по промышленной науке и технологиям, по проблемам малого и среднего бизнеса, по стимулированию торговли и др.

Участие России в АТЭС

В ноябре 1998 по инициативе МИД России был сформирован «Деловой клуб АТЭС» – неформальное объединение представителей российских деловых кругов, ориентированных в своей деятельности на азиатско-тихоокеанский регион. В него входят более 50 крупных российских фирм и банков.

Первым важным мероприятием в России в рамках Форума АТЭС стало прошедшее в мае 2001 в Москве заседание ДКС, в котором приняло участие около 100 представителей деловой элиты стран АТЭС.

К сожалению, даже в середине 2000-х связи большинства стран-участниц АТЭС с Россией оставались довольно слабыми. Одной из основных причин этой негативной ситуации эксперты считают недостаточную активность российских представителей в ДКС АТЭС, их слабую взаимосвязь с российскими государственными ведомствами и деловыми кругами.

Шагом к активизации участия РФ в АТЭС стала разработка государственной концепции участия России в Форуме, которую изложил президент Российской Федерации В.В. Путин во время очередного саммита АТЭС в Бангкоке в октябре 2003. В своем выступлении он заявил, что «курс России на дальнейшее развитие всестороннего сотрудничества со странами АТР – это наш осознанный выбор. Он сделан в силу возрастающей взаимозависимости мира… и в силу того, что этот регион сегодня стал одним из самыхдинамично развивающихся».

На 13 саммите АТЭС в Пусоне в ноябре 2005 было предложено считать приоритетным направлением экономического сотрудничества России со странами АТЭС совместную работу в сфере энергетики, а в политической сфере – борьбу с терроризмом.

В 2012 г. Россия стала председателем АТЭС, что является важным стимулом для активизации участия страны в его деятельности и расширения экономического сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Идея проведения во Владивостоке официальной встречи глав государств-членов АТЭС была впервые публично озвучена губернатором Приморского края С.М. Дарькиным в ходе 14-го международного Саммита АТЭС, проходившем в ноябре 2006 года в Ханое (Вьетнам). Тогда же президент России В.В. Путин дал поручение ряду государственных структур подготовить официальные предложения на этот счет. С этого момента отношения России в рамках организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества заметно активизировались.

В сентябре 2007 года на очередном Саммите АТЭС в Австралии лидеры стран-участниц Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества официально поддержали предложение нашей страны провести очередную встречу в верхах в 2012 году в России. Соответствующее решение зафиксировано в итоговой Сиднейской декларации.

Российская Федерация в качестве приоритетов своего председательства на саммите АТЭС-2012 объявила следующие основные направления:

  • Формирование надежных транспортно-логистических цепочек (более активное использование возможностей: Транссиба, БАМа, Северного морского пути);
  • интенсивное взаимодействие для обеспечения инновационного роста;
  • укрепление продовольственной безопасности (из примерно 925 миллионов голодающих и недоедающих в мире около 580 миллионов живут в Азиатско-Тихоокеанском регионе);
  • либерализация торговли и инвестиций региональная экономическая интеграция.

Принятая по итогам саммита Владивостокская декларация отражает заявленные приоритеты периода председательства РФ в АТЭС. Страны АТЭС договорились воздерживаться до конца 2015 года от введения новых экспортных ограничений, создания барьеров для инвестиционной деятельности и торговли, а также взяли на себя обязательства по отказу от протекционизма. Кроме того, участники Форума подтвердили свою приверженность борьбе с коррупцией, укреплению государственных и мировых финансовых систем, а также снижению резкого колебания цен и повышению уровня продовольственной безопасности. Для России саммит сложился удачно. традиционно форум АТЭС - это площадка для дискуссий и наметки планов, а не для принятия решений, однако российский саммит стал исключением. По итогам форума в мире заговорили о «восточном развороте» экономики РФ.

На площадке АТЭС-2012 встретились лидеры ведущих держав региона (Китая, России, США, Японии), между которыми было подписан ряд соглашений. Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов, отвечавший за подготовку форума, отметил, что саммит АТЭС во Владивостоке должен помочь смещению внешнеторгового баланса России в сторону азиатских стран.

По итогам саммита АТЭС, который прошел в Пекине в ноябре 2014 года страны-участницы приняли решение о создании в Азиатско-Тихоокеанском регионе зоны свободной торговли (АТЗСТ). Россия будет самым энергичным и конструктивным образом участвовать в этой работе. Естественно, при этом будет использоваться интеграционный опыт Российской Федерации в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС).