Сегодня экономика Монголии развивается весьма динамично, страна является одним из самых перспективных рынков во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе. По мнению экспертов Всемирного банка, Международного валютного фонда и других авторитетных организаций, эту страну относят к числу тех, в которых темпы экономического развития в ближайшее время будут одними из самых высоких. В частности, специалисты Всемирного банка считают, что в течение десяти последующих лет экономические показатели будут расти в среднем на 15 % каждый год.

Основные отрасли

Экономика Монголии сосредоточена в нескольких отраслях, это сельское хозяйство и добыча полезных ископаемых. Это даже при том, что большая часть людей проживает в городах. Значительную часть промышленного производства страны составляют: уголь, медь, олово, молибден, золото и вольфрам.

При этом еще несколько лет назад в стране было огромное число бедных. Еще в начале 2010 года почти 40 % населения жили ниже уровня бедности. В последние годы этот показатель сокращается активными темпами.

В структуре ВВП экономики Монголии большую часть занимает добыча полезных ископаемых, составляя почти 20 %. Лесоводство, сельское хозяйство и рыболовство занимают приблизительно 17 %, более 10 % приносит розничная оптовая торговля и сфера транспорта. Своя доля в ВВП есть и у обрабатывающего производства, недвижимости, связи и информационных технологий.

Большая часть трудоспособного населения сосредоточена в сельском хозяйстве (более 40 %), около трети работает в сфере услуг, почти 15 % - в сфере торговли. Остальные люди работают на производстве, в частном секторе, горнодобывающей промышленности.

Тип экономики

Чтобы разобраться в финансовом устройстве этого государства, важно понять, какая экономика в Монголии. Она находится в стадии перехода из одного социально-экономического состояния в другое, занимая при этом некое промежуточное положение между развивающимися и экономически развитыми странами. В настоящее время Монголия относится к странам с переходной экономикой.

При этом в ходе процесса трансформации происходит преобразование структуры производства, отношений собственности, инструментов управления.

Экономика Монголии - это пример экономики переходного типа. Распад социалистической системы в конце XX века коснулся и этого государства. Во всех странах, ранее входивших в соцлагерь, начался переход на рыночные отношения. Необходимость срочных реформ в стране созрела еще в 80-е годы. Перестройка, начавшаяся в Советском Союзе, только ускорила этот процесс. Масштабные социально-экономические преобразования начали осуществляться после 1991 года.

Монголия - страна с переходной экономикой, которая активно развивается в последнее время. Здесь присутствуют все основные критерии для государства, находящегося на переходном этапе своего социально-экономического развития. Это приватизация и реорганизация, макроэкономическая стабилизация, либерализация. Построение рыночной экономики в Монголии - конечная цель, которую сегодня можно считать частично достигнутой.

Природные ресурсы

Для экономического развития Монголии природные ресурсы имеют большое значение, их здесь действительно много.

В частности, в стране три крупных месторождения бурого угля, на юге обнаружен каменный уголь высокого качества, геологические запасы которого, по предварительным оценкам, составляют несколько миллиардов тонн. Уже давно успешно разрабатываются месторождения и вольфрама, считающиеся средними по количеству запасов.

В горе Сокровищ добывают медно-молибденовую руду. Открытие этого полезного ископаемого привело к строительству крупного горно-обогатительного комбината, вокруг которого вырос целый город. Сегодня в Эрдэнэт проживает почти сто тысяч человек.

Важное место в экономическом развитии Монголии занимает одно из крупнейших в мире месторождений золотой руды, имеющее название Оюу-Толгой. В последнее время интерес инвесторов к этой стране повысился, так как большая часть земель здесь до сих пор геологами не изучена, значит, многие полезные ископаемые так до сих пор и не найдены.

Промышленность и машиностроение

Основные в экономике Монголии - это текстильное, суконное, шерстяное, кожевенное, овчинно-шубное, мясоперерабатывающее производство, производство строительных материалов. Страна занимает второе место в мире по производству кашемировой шерсти.

Машиностроение появилось сравнительно недавно, но уже успело занять определенное место в экономике Монголии. В стране в 2006 году вышел на линию первый троллейбус, выпущенный монгольскими инженерами. С 2009 года начался выпуск дуобусов - это транспортное средство, которое объединило в себе автобус и троллейбус, который может использоваться как на маршрутах с контактной сетью, так и без нее.

В 2012 году монгольскими инженерами был собран первый самолет в стране для национального перевозчика. В 2013 году совместно с Белоруссией удалось договориться о совместном производстве тракторов, также работают предприятия по выпуску дельталетов и автожиров. Сейчас планируется запустить компанию по выпуску трамваев на резиновых колесах. Это будет принципиально новый вид общественного транспорта, который сможет за один раз перевозить от 300 до 450 пассажиров.

Сельское хозяйство

Характеризуя кратко экономику Монголии, следует уделить достаточно внимания сельскому хозяйству. В стране суровый континентальный климат, поэтому данная отрасль остается уязвимой к холодам, засухе и другим стихийным бедствиям. В стране катастрофически мало пахотных земель, при этом около 80 % территорий используются под пастбища.

Выпасом домашнего скота занято большинство сельского населения. Преимущественно здесь разводят коз, овец, верблюдов, лошадей, крупный рогатый скот. Стоит отметить, что это единственное современное государство в мире, в котором среди основных отраслей экономики до сих пор остается кочевое животноводство.

По количеству скота на душу населения Монголия занимает первое место в мире. Также здесь выращивают картофель, пшеницу, арбузы, помидоры, различные овощи. В целом, пахотных земель мало, в основном, они сосредоточены вокруг крупных городов на севере страны.

В последнее время большая часть скота сконцентрировалась в руках нескольких влиятельных семей. С 1990 года действует закон об иностранных инвестициях, который позволяет владеть акциями различных монгольских предприятий гражданам других государств. Также были приняты новые законы, касающиеся банковских операций и налогообложения, долговых обязательств и кредитов.

Транспорт

В стране развит железнодорожный, автомобильный, воздушный и водный транспорт. Решение о строительстве железной дороги было принято в 1915 году. Сейчас в стране две основные магистрали для поездов.

Монгольская железная дорога соединяет страну с Китаем, это кратчайший путь между Европой и Азией. Общая протяженность дорог приближается к двум тысячам километров.

Общая протяженность водных путей в стране всего около 600 километров. Судоходными считаются реки Орхон и Селенга, озеро Хубсугул. Монголия вторая страна в мире по площади (после Казахстана), которая не имеет прямого выхода ни к одному океану.

Но этот факт не помешал ей в 2003 году зарегистрировать собственный судовой регистр. Сегодня под монгольским флагом ходит уже примерно 400 судов, ежемесячно их число стремительно увеличивается.

Автомобильные дороги

Большинство автомобильных дорог здесь грунтовые или гравийные. Большинство дорог с твердым асфальтовым покрытием находятся в районе Улан-Батора, они ведут к китайской и русской границам.

Общая протяженность дорог в стране составляет почти 50 тысяч километров. Из них менее 10 тысяч километров - это дороги с твердым покрытием. В настоящее время в стране активно строят новые магистрали и модернизируют старые.

Авиация

В политике Монголии в экономике важную роль занимает авиационный транспорт. Всего в стране 80 аэропортов, при этом только 11 имеют посадочные полосы с твердым покрытием.

При этом расписание вылетов крайне нестабильное. Из-за сильных ветров рейсы постоянно отменяют или переносят. В Монголии официально зарегистрировано десять авиакомпаний, которые владеют 30 вертолетами и приблизительно 60 самолетами.

Существует воздушное такси - специальное средство общественного транспорта, которое перевозит пассажиров за фиксированную плату. От чартерных и других коммерческих рейсов воздушное такси отличается своей простотой. Например, отсутствует процедура длительной регистрации, время ожидания посадки минимальное. Как правило, достаточно прибыть в аэропорт за четверть часа до вылета, чтобы пройти все сокращенные процедуры таможенного контроля и оформления.

На таких воздушных судах нет стюардесс, кухонь и туалетов. В большинстве случаев в качестве таких такси используются малолитражные самолеты, а также вертолеты средней и малой грузоподъемности.

Туризм

Монголия активно стремится развивать туризм. В стране построено достаточно много гостиниц, путешественников, желающих приехать в эту экзотическую страну, становится все больше. Здесь есть два горнолыжных курорта, к тому большое количество исторических памятников буддийских монастырей, нетронутая природа.

Из иностранных туристов в Монголию приезжает больше всего гостей из России, Китая, Южной Кореи, Соединенных Штатов Америки. Также можно встретить достаточно много путешественников из Германии, Франции и Австралии.

В стране действует примерно 650 туроператоров, готовых обеспечить прием около одного миллиона туристов в год.

Экспорт

Важное место в экономическом развитии государства играет экспорт. Основными товарами, которые отправляют за границу, является концентрат молибдена и медь, кашемир, флюорит, кожа, шерсть, одежда, мясо. Недра страны богаты минеральными ресурсами. В частности, здесь много запасов олова, железной руды, угля, урана, меди, цинка, нефти, фосфора, молибдена, золота, вольфрама, полудрагоценных камней.

При этом более 80 % монгольского экспорта отправляется на территорию Китая. На втором месте - Канада. От 1 до 4 % доли экспорта приходится на страны Европейского Союза, Россию, Южную Корею.

Данное положение стало меняться после 2012 года, когда Монголию перестала устраивать экспортная зависимость от Китая. Правительство начало приостанавливать отдельные проекты сотрудничества с Поднебесной. Считается, что одним из поводов для этого стали попытки крупной китайской алюминиевой компании получить контрольный пакет акций одного из крупнейших монгольских поставщиков угля на территорию Китайской народной республики.

Импорт

В первую очередь в страну импортируют индустриальное и промышленное оборудование, нефтепродукты, потребительские товары.

Примерно треть импорта приходится на поставки из Российской Федерации, второе место прочно занимает Китай. Также массово в Монголию поставляют товары из Южной Кореи и Японии.

Монголия стремится постоянно избавляться от импортной зависимости. В частности, планируется в ближайшем будущем открыть первый на территории государства нефтеперерабатывающий комбинат.

Финансовый сектор

Официальная денежная единица Монголии называется монгольский тугрик. В настоящее время за один российский рубль можно купить 38 тугриков. Собственная валюта в стране появилась только в 1925 году. Причем денежные знаки изначально были изготовлены в Советском Союзе.

В большинство банков можно пользоваться кредитными картами, пункты обмена есть во всех гостиницах страны. Также в качестве оплаты здесь без проблем принимают чеки путешественника.

В 1991 году была открыта Монгольская фондовая биржа.

Доходы населения

На 2017 год средняя заработная плата в стране составила 240 тысяч тугриков в месяц, то есть менее шести с половиной тысяч рублей.

При этом в стране введен минимальный размер оплаты труда. Самую низкую почасовую или ежемесячную оплату труда по законодательству устанавливается правительство. В 2017 году минимальный размер оплаты труда как раз и составил 240 тысяч тугриков в месяц. При этом в Монголии только 7 % населения получает минимальную заработную плату. По сравнению с 2013 годом минимальный размер оплаты труда увеличился на четверть.

Экономика Монголия

Экономика — краткий обзор:

Экономическая активность в Монголии традиционно основана на скотоводстве и сельском хозяйстве.

Монголия обширные месторождения полезных ископаемых.

Страна проводит медь, золото, угль, молибден, шпат, уран, олово, вольфрам, на долю добывающей и перерабатывающей промышленности приходится большая часть прямых иностранных инвестиций и государственных доходов.

Суровые зимы и летние засухи в 2000-2002 привели к массовому падежу скота и нулевому или отрицательному росту ВВП.

В 2004-2008 рост ВВП составлял около 9%, в значительной степени из-за высоких цен на медь и открытия новых золота.

В 2008 году зафиксирован уровень инфляции почти 30% — самый высокий уровень инфляции в течение десятилетия.

В начале 2009 года Международный валютный фонд выделил $ 236 млн. по программе «стэнд-бай”, и страна начала выходить из кризиса, хотя в банковском секторе остается некоторая нестабильность.

В октябре 2009 года правительство приняло долгожданное законодательство по разработке Ою Толгой — одного из крупнейших в мире месторождений меди.

Экономика Монголии по-прежнему сильно зависит от своих соседей. Монголия покупает 95% нефти и значительное количество электроэнергии в России, что оставляет ее зависимой от роста цен. Торговля с Китаем составляет более половины общего объема внешней торговли Монголии — Китай получает около двух третей экспорта Монголии.

Денежные переводы от работающих за рубежом монголов являются значительными, но упали из-за экономического кризиса; отмывание денег вызывает растущее беспокойство.

Монголия присоединилась к Всемирной торговой организации в 1997 году и стремится к расширению своего участия в региональных экономических и торговых режимах.

3100 долл. США (2009 г.)

4030 млн. кВт · ч (2009)

5100 баррелей / день (2009)

5300 баррелей / день (2009 год)

— $ 228 700 000 (2009 г.)

Место страны в мире: 93

— $ 710 млн. (2008 г.)

Экспорт:

$ 1902 млн. (2009)

Место страны в мире: 130

$ 2539 млн. (2008)

Экспорт — товары:

медь, одежда, домашний скот, продукты животного происхождения, кашемир, шерсть, шкуры, шпат, цветные металлы, уголь

Экспорт — партнеры:

Китай 78,52%, Канада 9,46%, Россия 3,02% (2009)

Импорт:

$ 2131 млн. (2009)

Место страны в мире: 150

$ 3224 млн. (2008)

Импорт — товары:

машины и оборудование, топливо, автомобили, продукты питания, промышленные потребительские товары, химические, строительные материалы, сахар, чай

УДК 339.9(517.3)

А.П. Суходолов, Ю.В. Кузьмин

ЭКОНОМИКА МОНГОЛИИ В СИСТЕМЕ БОЛЬШОЙ ЕВРАЗИИ

В статье представлена характеристика современной экономики Монголии, ее проблемы и трудности. Основное внимание уделено анализу внешнеэкономических связей Монголии в Восточной Азии с основными партнерами в регионе. Рассмотрены вопросы иностранных инвестиций в монгольскую экономику, особенно сырьевой сектор страны, а также формирование транспортных коридоров Китай-Монголия-Россия.

Ключевые слова: экономика Монголии; сырьевые ресурсы; иностранные инвестиции; Россия; Китай; «третий сосед»; транспортные коридоры; национальные интересы.

A.P. Sukhodolov, Yu.V. Kuzmin

ECONOMY OF MONGOLIA IN THE SYSTEM OF GREATER EURASIA

The article presents the characteristics of the current economy of Mongolia, its problems and difficulties. The focus is on the analysis of foreign economic relations of Mongolia with its key partners in East Asia. The authors consider the issues of foreign investments into Mongolian economy, namely the country"s commodities sector and formation of the transport corridor China-Mongolia-Russia.

Keywords: Mongolia"s economy; natural resources; foreign investments; Russia; China; the "third neighbor"; transport corridors; national interests.

Современная мировая экономика вошла в зону экономической нестабильности и переформатирования. Данные экономические

процессы и тенденции приняли явную форму и проявили себя после 2014 года. Ранее они имели скрытый характер и проявляли себя в очень завуалированном виде. Длительное время глобализация казалась незыблемой и вечной. Процессы глобализации приняли всеобщий характер и захватили экономическую, политическую, научную, информационную и культурную сферы. Но оказалось, что это не так и многое стало меняться.

В мире происходит серьезная структурная реформация, формируется многополярный экономический порядок; не удалась попытка США после распада СССР создать однополярный мир, ориентированный на одну страну, одну валюту, одну либеральную модель экономики. Страны мира не приняли данную систему, явно и прямо ей сопротивлялись. Попытки путем «цветных революций» насадить американский порядок в странах Западной Азии также натолкнулся на жесткое сопротивление и противостояние. Страны исламской цивилизации имеет свои ценности, более древние и глубокие, чем молодая американская модель, которая является одной из западных моделей экономики, причем представляет не лучшую ее часть. Более привлекательной в мировой экономике может быть социально-рыночная модель, которая особенно удачна во Франции, Германии, Швеции. К сожалению, приходится констатировать, что она также исчерпывает свои экономические возможности, нуждается в серьезной социально-экономической корректировке и, видимо, в ближайшие годы это и произойдет. В последнее десятилетие довольно успешен экономический опыт Финляндии, Норвегии, Дании, где гармонично сочетаются интересы элиты и населения. Разумеется, это очень небольшие страны, где успешные системы образования, системы социальной помощи и поддержки, возможны в небольших по населению и площади странах.

Экономика Монголии за последние 25 лет прошла сложный путь трансформации национальной экономики от государственно-плановой к рыночной. Проведена поэтапно массовая приватизация государственной собственности, сейчас доля частного сектора составляет 80 %. На этом пути были не только достижения, но и потери. Был сокращена доля промышленного производства. В 1990-2003 гг. производство валовой промышленности сократилось

приблизительно на 20 %, нижняя точка приходилась на 1993 год -40 %. В два раза вырос объем горнодобывающей промышленности и в 2,5 раза сократился объем продукции обрабатывающей продукции (Грайворонский, 2007, с. 25). Быстрыми темпами растет добыча цветных металлов (меди), золота, угля, нефти.

Экономика современной Монголии переживает сложный период своего развития. Кризис мировой экономики и падение спроса и цен на сырьевые ресурсы Монголии (медь, уголь, нефть и др.) привели к резкому сокращению прибыли компаний, занятости и доходов государственного бюджета. Отсутствие конкуренции на сырьевые товары Монголии и покупка только Китаем привели к резкому снижению цены на медь, уголь, сельскохозяйственное сырье.

Рост ВВП Монголии в 2014 году составил 7,9 %, в 2015 году -2,3 %. Ранее были годы, когда рост ВВП достигал 14 % в год, когда цены на сырьевые товары были стабильными и высокими.

Как известно, Монголия обладает крупными месторождениями угля (Тавантолгой), меди (Оуютолгой, Эрдэнэт) мирового уровня, которые разработаны и уже эксплуатируются. Экспорт сырьевых ресурсов - ведущая статья дохода бюджета, более 60 % дохода бюджета. Поэтому падение мировых цен на сырьевые товары, сразу сказывается на экономическом положении страны, доходах населения и его занятости. Это слабое место современной монгольской экономики. Это обстоятельство усугубляется также тем, что основным покупателем данного сырья является один покупатель - Китай, который пользуется монопольным положением и диктует ценовую политику на монгольском рынке. В этих условиях диверсификация монгольской экономики (и прежде всего быстрое развитие обрабатывающих и наукоемких отраслей экономики) и поиск новых внешнеэкономических партнеров на мировом рынке - настоятельная необходимость стабильного развития современной Монголии.

Монголия не имеет выхода к морю и это усложняет ее внешнеэкономические связи. Ее местонахождение между Россией и Китаем, зависимость от экономических и политических отношений с соседними странами серьезно влияют на экономическое положение кочевой страны. В настоящее время (начало сентября 2017 г.) Монголия ищет варианты транспортировки монгольско-

го угля через морской порт Владивостока. Это позволит избежать низкой цены, которую предлагают китайские покупатели, так как позволит выйти на альтернативные рынки Восточной Азии (Южная Корея, Япония и т.д.). Также необходимо отметить, что Монголия имеет флот, который плавает под монгольским флагом (более 200 кораблей различных стран). Монголия в рамках Восточного экономического форума во Владивостоке решала вопрос о подготовке монгольских морских специалистов. Наиболее сложная проблема - это железнодорожные тарифы перевозки грузов, в данном случае необходимы льготные тарифы.

Монголия уже находилась в составе Цинской империи и в составе советского блока, поэтому хотела сохранить экономическую и политическую независимость. Заявления о политике нейтралитета Монголии и реализация на практике этого положения мало согласуются. В настоящее время экономика Монголии находится под значительным экономическим влиянием могущественного Китая (инвестиции, внешняя торговля). В период последней президентской компании все кандидаты в президенты подчеркивали высокую зависимость экономики Монголии от южного соседа и считали необходимым расширять российско-монгольское экономическое сотрудничество, чтобы сбалансировать отношения в треугольнике Россия-Монголия-Китай.

Большие надежды в Монголии возлагали и возлагают на т.н. «третьего соседа» Монголии в лице США, Японии, Южной Кореи, стран Западной Европы. К сожалению, масштабы экономического сотрудничества и инвестиций незначительны и не компенсируют масштабы сотрудничества в треугольнике. Современная Монголия активно расширяет экономическое сотрудничество со странами, которые ранее не были ее активными партнерами: Иран, ОАЭ, Израиль, Турция и др. Здесь существуют значительные возможности расширения экономического и научного сотрудничества. Например, в Турции уже сегодня обучается более 400 монгольских студентов; в далекой Австралии - более 200 студентов и магистрантов.

Наиболее масштабные и тесные экономические и политические отношения связывают Монголию с Японией и Южной Кореей. Наибольшее число монгольских мигрантов работает и учится

в Южной Корее, значительные научные связи между Монголией и Японией, инвестиционная поддержка Монголии также со стороны Японии и Южной Кореи, которые рассматриваются как близкие и родственные азиатские народы. Молодежь Монголии также тяготеет к молодежной корейской культуре. Обе страны воспринимаются в Монголии, как азиатские страны, которые добились выдающихся результатов.

Основные экономические проблемы: недостаток инвестиций, небольшое население (3 млн чел.) и его неравномерное размещение в центре страны г. Улан-Батор (1.4 млн чел.), политическая нестабильность и частая смена монгольских правительств (за 10 лет 15 правительств), коррупция и вывоз капитала.

Частая смена правительств, изменение законодательства в сфере добычи полезных ископаемых и налогообложения в данной сфере приводят к оттоку иностранных инвесторов, частым судебным процессам. Коррупционная составляющая привела к громадному социальному расслоению монгольского общества, социальной нестабильности. Инвестиционный форум в Улан-Баторе в начале сентября 2017 года отметил необходимость разработки конкретных и стабильных правил привлечения иностранного капитала, сокращение административных препятствий.

Активная добыча полезных ископаемых приводит к вытеснению монгольских кочевников с традиционных мест проживания и разрушению экологии. Также процессы опустынивания приняли угрожающие размеры для Монголии. Процессы опустынивания в Монголии имеют природную основу, связанную с потеплением мирового климата и влиянием развития скотоводов, в связи с массовым разведением скота (80 млн голов скота), особенно монгольских коз.

Монгольское правительство и научная элита страны заинтересованы в развитии перерабатывающей промышленности и наукоемкого производства. Монгольские ученые и изобретатели предлагают различные наукоемкие технологии, которые находят поддержку бизнеса и государственных структур. Монгольская молодежь талантлива и динамична, он активно получает образование в лучших зарубежных университетах, участвует в научных проектах и побеждает в интеллектуальных соревнованиях. Так, в авгу-

сте 2017 г. на Азиатских играх монголы завоевали 73 медали из 90 возможных наград. Со временем это может перейти в качество. Правда, это имеет и оборотную сторону - миграцию талантливых монгольских ученых за границу.

Особое положение Монголии между двумя крупными державами: Россией и Китаем в последние годы приобретает и свои экономические преимущества. Превращение Китая в мировую экономическую державу, которая заинтересована в стабильных транспортных коридорах Китай - Европа, формирование транспортных коридоров «Один пояс - один путь», нового Щелкового пути включает и Монголию, как одно из важных звеньев этих проектов. Включение Монголии в систему международных железнодорожных, авиационных и автомобильных коридоров позволит усилить экономические позиции страны в международной экономике, особенно во Внутренней Азии. Монголия рассматривается, как один из шести вариантов транспортных коридоров Китай - Западная Европа. В настоящее время активно функционирует транспортный коридор из Китая через страны Центральной Азии, что позволяет китайской стороне успешно маневрировать с другими вариантами и партнерами. В августе 2017 г. в Улан-Удэ прошло рабочее совещание представителей транспортных структур России, Монголии и Китая и было принято решение формировать транспортный коридор Тянь-цзинь - Улан-Батор - Улан-Удэ в двух вариантах: железнодорожном и автомобильном. Реализация данного Проекта намечена на начало 2018 года. Речь идет о модернизации существующих дорог и совершенствовании пограничных переходов, а также о создании современной инфраструктуры в транзитных странах.

Монголия занимается совершенствованием качества железнодорожных и автомобильных дорог страны, увеличением скорости перевозок, увеличением числа пограничных пунктов пропуска пассажиров и товаров. Это позволит улучшить или создать заново современные автомобильные дороги, международные аэропорты, увеличить число современных рабочих мест в сфере обслуживания и туризма. Продолжаются в Монголии также дискуссии: какие железные дороги строить в Монголии: российских или китайских стандартов?

Начато строительство новой железной дороги от Эрдэнэта до границы с Тывой, предполагается в перспективе ее соединение с дорогой по Тыве, которая только строится. Это позволит резко сократить путь в Европу и выйти на развитые регионы Южной Сибири.

Как известно, в настоящее время Китай активно создает систему транспортных коридоров в Европу через страны Центральной Азии, частично затрагивая и Россию. Данный коридор более короткий по времени, чем российский Транссиб, поэтому косвенно обостряет конкуренцию. Китай активно создает хабы в странах мира, то есть склады китайской продукции, дороги, мосты и другие транспортные коридоры, необходимые быстрой доставки китайских товаров или производства их в данной территории. Например, запущен самый длинный в мире грузовой железнодорожный коридор Харбин-Гамбург. Также, например, в Белоруссии, около Минска создается так называемый индустриальный Парк «Великий камень», на площади 80 км2. Весь данный проект оценивается примерно в 80 млрд дол.

Высокие темпы экономического роста в КНР, выход ряда отраслей промышленного производства страны на лидирующие позиции в мире, формирование новой транспортной системы и логистики в Северо-Восточной Азии, в том числе, так называемого, «Нового шелкового пути», создадут уже в ближайшей перспективе значительные проблемы и трудности для российского экономики, которая теряет свои экономические позиции в современной международной экономике, в связи с экономическими санкциями, оттоком отечественного и иностранного капитала из страны и неадекватной требованиям времени экономической моделью развития России. Серьезное усиление геополитического и военного статуса России пока компенсирует экономического блока, но в дальнейшем это будет проявлять себя в все более негативном свете.

Стратегическое партнерство с КНР также имеет свои пределы, так само понятие стратегическое партнерство для современного Китая вообще неприемлемо. Государство ДжунГо (Срединное государство или Срединная империя) не рассматривало и рассматривает соседние страны и народы стратегическими партнерами, а только временными союзниками, причем не всегда равноправ-

ными. Считаем это политическое, экономическое и военное партнерство тактическим, со стороны Китая, до тех пор, пока он не укрепит свои позиции до уровня равного военно-геополитического потенциала США или близкое, для прямой конкуренции и противостояния (выделено автором). Российской стороне необходимо конкретно просчитывать не только позитивные перспективы, но и трудности, проблемы, которые возникнут при реализации Проектов, инициированных и продвигаемых китайской стороной.

Экономическое превосходство КНР в ближайшей перспективе дополнится военно-геополитическим превосходством и более высоким научным уровнем мирового лидерства. Расходы на науку и образование Китая, превосходящие российские в разы, уже дают свои первые плоды, а, в ближайшее время, покажут всему миру реальные научные успехи мирового уровня.

Россия заявляет об экономической, политической и научной заинтересованности в российско-монгольском сотрудничестве, но пока это несопоставимо с размерами китайско-монгольского экономического сотрудничества, китайских инвестиций и возможностей. Экономика Монголии все в большей степени попадает в зависимость от Китая. Полученные кредиты придется в недалеком будущем отдавать, найти других покупателей монгольского сырья пока не удается и цены на него держатся на низком уровне. Китайское руководство довольно жестко отреагировало на визит Далай-ламы в Монголию, а главное не выделило обещанный кредит в 4 млрд дол.

В целом, положение России и Монголии в треугольнике Россия-Монголия-Китай в некотором смысле довольно схожи, хотя и не идентичны и. По структуре своего экспорта в Китай они являются сырьевыми поставщиками для быстрорастущей экономики Китая, своеобразными придатками экономики или периферией китайской экономики, которая быстрыми темпами идет к мировому лидерству. Данное сотрудничество в большей степени отвечает национальным и экономическим интересам Китая, а не России и Монголии. Дальнейшее развитие в данном направлении будет иметь негативные последствия для экономик России и Монголии, особенно монгольской экономики, серьезно зависимой от КНР.

Монгольской экономике необходимо резко наращивать обрабатывающую промышленность, современные технологии в сельском хозяйстве, энергетике, связи. Предстоит создать и развивать еще один крупный город, чтобы разгрузить перенаселенность и экологическое неблагополучие монгольской столицы. Инвестирование прорывных монгольских технологий в отдельных сферах (медицина, альтернативная энергетика, электроника и т.п.) позволит использовать накопленный интеллектуальный потенциал монгольских ученых. Интенсивное развитие региональных экономических отношений Монголии с Бурятией, Тывой, Иркутской областью и Забайкальским краем позволит совместными усилиями интенсифицировать национальную экономику и сохранить независимость, повысить качество жизни населения Монголии.

Суходолов Александр Петрович - доктор экономических наук, профессор, ректор, Байкальский государственный университет, 664003, Российская Федерация, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected]

Кузьмин Юрий Васильевич - доктор исторических наук, профессор, кафедра мировой экономики и международного бизнеса, Байкальский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].

Alexander P. Sukhodolov - D.Sc. in Economics, Professor, Rector, Baikal State University, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, the Russian Federation, e-mail: [email protected].

Yuri V. Kuzmin - DSc in History, Professor, Department of World Economy and International Business, Baikal State University, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: [email protected].

УДК 338(571.3) БАЗАР БОЛДБААТАР

ББК 65(5Мо) кандидат экономических наук,

старший референт администрации Президента Монголии, г. Улан-Батор e-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОНГОЛИИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

Рассматриваются особенности социально-экономического развития Монголии в постсоциалистический период, а также тенденции развития экономики страны в новом тысячелетии. Характеризуются социально-демографические проблемы, стоящие перед монгольским обществом.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, экономический рост, структура экономики, уровень жизни, уровень смертности, уровень рождаемости.

Характерной особенностью Монголии, которую всегда надо учитывать, является географическое расположение между Россией и Китаем - двумя великими державами, исторически оказывавшими определяющее влияние на развитие экономических и политических процессов в нашей стране.

Площадь территории страны составляет почти 1,560 млн км2, и по ее размеру Монголия занимает 17-е место в мире. Численность населения страны - более

2,6 млн человек.

Недостаточная развитость инфраструктуры; сравнительно большая территория в сочетании с низкой плотностью населения; суровый резко континентальный климат, неблагоприятно влияющий на развитие сельскохозяйственного производства; зависимость состояния одной из ключевых отраслей экономики - животноводства - от стихийных природных явлений; технологическое отставание перерабатывающих отраслей - все эти факторы оказывали негативное воздействие на общий ход рыночных реформ, усиливая напряжение в национальной экономике. Специфика проведения рыночных реформ связана с узкой специализацией экономики и экспорта, довольно высокой энергоемкостью и материалоемкостью производства, относительно низкой конкурентоспособностью готовой продукции на мировом рынке.

В ходе осуществления рыночных реформ правительство страны для стаби-

лизации экономики применило такие меры макроэкономического регулирования, как приватизация, либерализация внешней торговли, девальвация национальной валюты - тугрика - и поощрение иностранных инвестиций.

Уровень экономического развития определяется объемом производства ВВП на душу населения. Для того чтобы иметь возможность производить сравнительный анализ уровня развития разных стран, этот показатель исчисляется в долларах США. Перевод национальной валюты в доллары США осуществляется с учетом как сложившегося валютного курса, так и паритета покупательной способности денежной единицы данной страны. Использование показателя паритета покупательной способности позволяет получить сопоставимые характеристики достигнутого экономического уровня, в то время как сопоставление, полученное с учетом валютного курса, отражает также влияние рыночных факторов на величину обменного курса. При этом, как правило, валюта менее развитых стран является более слабой по отношению к доллару США.

Хотя в последние пять лет средний рост производства реального ВВП составил 7,3%, Монголия, по данным Всемирного банка1, который проводил сравнение уровня экономического развития 209 стран, находится на 150-м месте. За 2006 г. объем производства ВВП на душу населения Монголии при исчис-

© Базар Болдбаатар, 2008

БАЗАР БОЛДБААТАР

лении по валютному курсу составил около 1 тыс. дол. США, а ИЧР - 0,6912, и наша страна находится по последнему показателю на 117-м месте среди 175 стран. По индексу конкурентоспособности Монголия набирает

3,6 балла3 из 7 возможных и занимает 92-е место среди 125 стран.

В начале 1990-х гг. значительно уменьшился валовой внутренний продукт. Динамика ВВП в новом тысячелетии охарактеризована в таблице.

В период трансформации, перехода от централизованной плановой экономики к рыночному хозяйству экономика Монголии, как и других постсоциалистических стран, переживала серьезный спад. Но, в отличие от стран СНГ, этот спад продолжался только четыре года - с 1990 по 1993 г. Валовой внутренний продукт Монголии при этом сократился примерно на 25%, в то время как в странах СНГ - на 40-60%. В России, например, период, в течение которого происходило уменьшение объема производства ВВП, продолжался девять лет - с 1990 по 1998 г.

С 1994 г. в Монголии начался экономический рост, и к 2002 г. докризисный уровень производства ВВП был восстановлен. К настоящему времени он превышен более чем на 30%. С этой точки зрения экономическое

развитие Монголии в последнее десятилетие можно считать вполне удовлетворительным. Среднегодовой темп экономического роста, который происходит уже 14 лет, составляет более 4%, а в 2003-2007 гг. этот показатель достиг 7%. Если такая тенденция сохранится, то Монголия несколько улучшит свое экономическое и социальное положение по сравнению с другими бедными и развивающимися странами, средние темпы роста экономики в которых составляют 3,5-4,5% в год.

В промышленности впервые в 2001 г. был достигнут реальный рост производства на 15,5%. Причинами этого явились увеличение объема добычи цветных металлов благодаря успешной деятельности монголо-российского совместного предприятия «Эрдэнэт» и благоприятные погодные условия, не вызвавшие массового падения скота, как это случилось в 2000-2002 гг.

Структура экономики оставляет желать лучшего. Например, сельское хозяйство производит около 20% ВВП, хотя в сельском хозяйстве работает более 40% занятых. В валовом внутреннем продукте удельный вес продукции промышленности и сельского хозяйства примерно одинаков, а удельный вес сферы торговли и услуг постоянно повышается и составляет в среднем 49-54%.

Динамика ВВП Монголии в 2000-2005 гг.

Показатель Год

2000 2001 2002 2003 2004 2005

ВВП (в ценах данного года), млрд тугр. 1 018,9 1 115,6 1 240,8 1 461,2 1 910,9 2 266,5

Рост, % 10,1 9,5 11,2 17,8 30,8 18,6

ВВП (в ценах 2000 г.), млрд тугр. 1 018,9 1 029,5 1 070,7 1 130,3 1 251,4 1 329,5

Реальный экономический рост, % 1,1 1,0 4,0 5,6 10,7 6,2

Сельское хозяйство -15,9 -18,3 -12,4 +4,9 +17,7 +7,7

Промышленность +0,3 +15,5 +3,8 +4,8 +15,0 -0,9

Торговля и услуги 15,3 6,1 11,6 6,1 6,3 9,1

ВВП (в ценах данного года), млн дол. США 946,6 1 016,3 1 117,5 1 274,5 1 612,1 1 880,4

Дефлятор ВВП 9,0 8,4 6,9 11,6 18,1 11,6

ВВП на душу населения, тыс. тугр. 462,2 460,1 504,6 586,9 758,7 888,4

ВВП на душу населения, дол. США 396,0 419,1 454,5 511,9 640,1 737,0

Структура ВВП, % 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Сельское хозяйство 37,0 29,1 24,9 20,7 20,1 20,9

Промышленность 20,7 21,9 22,0 22,5 25,3 29,9

Торговля и услуги 42,3 49,0 53,1 56,8 54,6 49,2

Источник: Mongolian economy and society in 2006: statistical office of Mongolia. Ulaanbaatar, 2007.

Известия ИГЭА. 2008. № 3 (59)

Следует констатировать тот факт, что экономический рост во многом был достигнут за счет экстенсивных факторов. В связи с увеличением численности населения почти на четверть увеличилось и количество занятых с 800 до 900 тыс. человек, хотя доля занятых в общей численности трудоспособного населения сократилась с 71% в 1989 г. до 60% в настоящее время. Так что производительность общественного труда за прошлые годы почти не повысилась. Если рассмотреть изменения в структуре производства, то видно, что экономический рост в значительной мере был обусловлен увеличением объемов добычи сырья в промышленности.

Другим источником развития экономики явилось форсированное расширение сферы торговли и услуг, вклад которой в ВВП возрос за прошлые годы с 1 38 млрд тугриков до 169. При этом доля сферы торговли и услуг в ВВП страны увеличилась с 19% в 1989 г. примерно до 49% в настоящее время.

Происходящий в последние годы экономический рост сопровождается низким уровнем реальных доходов на душу населения, характеризующих потребление населением товаров и услуг. Главная социальная проблема Монголии - бедность населения. По мнению многих экспертов, с ростом средней величины доходов населения в последнее время количество бедных не сокращается. К беднейшим слоям населения относятся семьи с низкой зарплатой (доходом) кормильца, пенсионеры и безработные. Самая многочисленная группа бедных - многодетные семьи. В определенной мере бедность порождается низкой занятостью населения. Из 1,5 млн человек в трудоспособном возрасте работает только 900 тыс. Хотя официально зарегистрировано 40 с небольшим тысяч безработных, существует большая скрытая незанятость, а также многие заняты в неофициальном секторе.

Проблема снижения жизненного уровня населения обостряется и под влиянием последствий демографического взрыва 60-80-х гг. ХХ в. С учетом сохраняющегося темпа прироста населения в 2006 г. реаль-

ное производство ВВП на душу населения в Монголии по сравнению с 2001 г. увеличилось в 2 раза.

Другим важным показателем уровня жизни является показатель средней продолжительности жизни. Этот показатель сравнительно низок и составляет 65 лет, в основном из-за крайне высокой детской смертности. Из 1 тыс. родившихся живыми детей в Монголии в возрасте до года умирает 29, т.е. в 4-5 раз больше, чем в развитых странах.

Обращает на себя внимание негативная тенденция в динамике смертности в Монголии. Уровень смертности сокращается только в детской возрастной группе - до 14 лет. В молодежной группе - от 15 до 24 лет - за последнее десятилетие он в основном не изменился. В то же время в группе лиц трудоспособного возраста - с 25 до 50 лет - этот показатель вырос. Особенно увеличилась смертность лиц пенсионного возраста.

В Монголии сохраняется относительно высокая рождаемость, и поэтому в численности населения растет удельный вес молодежной группы с более низкой смертностью, к тому же снижающейся. В силу этого снижается общая смертность населения. Число умерших на 1 тыс. жителей страны сократилось с 8,2 в 1989 г. до 6,4 человека в настоящее время. Уровень рождаемости уменьшился более существенно: с 35,5 до 19,1 человека на 1 тыс. населения. Но, как видно, рождаемость втрое опережает смертность, и благодаря этому численность населения Монголии увеличивается ежегодно на 30 и более тысяч человек за счет собственного прироста. Если в 1989 г. численность населения страны составляла 2,1 млн человек, то в настоящее время она превысила 2,6 млн человек.

Примечания

1 http:/ /worldbank.org/website/external/ datastatistics/.

2 Программа развития ООН. Доклад о развитии человека за 2006 г.

3 Доклад о конкурентоспособности за 20052006 гг. Международного агентства США по развитию.

Известия ИГЭА 2008. № 3 (59)

Несколько событий последней недели вновь привлекали внимание к Монголии. Совсем недавно Улаанбаатар посетил президент Германии Йоахим Гаук. Следом за ним здесь побывал премьер-министр Японии Синдзо Абэ. В те же дни в монгольский парламент от имени президента страны был внесен законопроект о постоянном нейтралитете страны. По мнению его инициаторов, это должно стать «основой для поддержания сбалансированных отношений с другими странами».

Монголия — страна маленькая, ее население составляет всего 3,2 миллиона человек. 1,2 миллиона живет в столице — Улаанбаатаре. Но это очень богатая страна — богатая медью, золотом, ураном, редкоземельными металлами и другими и ресурсами. Специалисты даже утверждают, что Монголия — это самый большой и самый быстрорастущий в мире рынок сырья. А горнодобывающая промышленность стала с начала 21 века тем локомотивом, который повел за собой экономику некогда аграрной страны.

Общая стоимость топ-10 наиболее крупных месторождений угля, меди, золота, урана и редкоземельных металлов Монголии составляет приблизительно 2,75 трлн долл. Наиболее привлекательными для иностранных компаний являются такие крупные месторождения Монголии, как Оюу-Толгой (медь, золото), Таван-Толгой (уголь) и Дорнод (уран). Запасы крупнейшего в мире Таван-Толгойского месторождения составляют 7,4 млрд т угля. Эксперты корпорации «Rio Tinto» оценивают запасы месторождения Оюу-Толгой, расположенного в Южной Гоби, в 80 км от границы с Китаем, в 25 млн т меди на пятьдесят лет эксплуатации.

Богатые, еще не до конца разведанные природные ресурсы Монголии — это лакомый кусок «глобального сырьевого пирога» для многих стран. Не случайно в Монголию активно внедряются англо-австралийская компания «Rio Tinto», китайские «Shenhua», «Chalco», американская «Peabody Energy», японские «Itochu», «Mitsui», «Mitsubishi», «Sumitomo», «Marubeni» и другие.

Благодаря отрасли среднегодовой прирост экономики составляет 14 %, а ВВП страны только с 2001 по 2011 год вырос в 10 раз. По прогнозам Всемирного Банка в ближайшие 10 лет экономика Монголии будет расти в среднем на 15 процентов в год. Однако, учитывая зависимость страны от экспорта продукции горнорудной продукции, цены на которую весьма волотильны, прирост ВВП Монголии также будет испытывать заметные колебания.

В этих условиях становится понятным, что сегодня Улаанбаатар стоит перед очень непростым выбором оптимального алгоритма извлечения максимальной выгоды из уникальных природных богатств.

С начала нового столетия монгольская экономика получила весьма приличные инвестиции. Канадские инвестиции в добывающую промышленность превысили 1,5 млрд. долл. Вложения Китая — почти 2,5 млрд. В течение последних двадцати пяти лет в Монголии было открыто более 5500 предприятий с участием китайского капитала, что составляет почти половину всех предприятий с иностранным участием. Япония также не остается в стороне. К 2010 году сумма общей японской поддержки монгольской экономики превысила 3,6 млрд.долл. США. Причем половина этих средств предоставлена безвозмездно, а остальная часть — в виде льготных кредитов. Неплохо выглядит Южная Корея, занимающая третье место в череде инвесторов Монголии.

Вместе с тем, Улаанбаатар сегодня стремится выстраивать свою политику, сочетая новые тенденций с традиционными мотивами. Это в определенной мере отразилось в разработке и реализации концепции «степного пути».

В основе концепции «степного пути» лежит понимание начавшихся евразийских интеграционных процессов и необходимости определения места страны в этом процессе. Поэтому активное развитие горнодобывающей отрасли и расширившиеся поставки минеральных ресурсов за границу вынуждают Улаанбаатар совершенствовать транспортно-логистическую инфраструктуру, которая сегодня существует в зачаточном состоянии и зависит от транспортных артерий Китая и России.

Не имея прямого выхода к морю, а, следовательно, к мировым потребителям, Монголия оказалась зажатой между двумя гигантами — Россией и Китаем. Поэтому для Улаанбаатара крайне важно использовать российский и китайский факторы в своем экономическом развитии. КНР и РФ являются первым и вторым по значимости внешнеторговыми партнерами Монголии, 3 три четверти всех импортных потоков поступают из Китая и России. А Китай к тому же — один из главных инвесторов в ее экономику.

Таким образом, именно Россия и Китай становятся теми партнерами, с которыми Монголия намеревается строить «степной путь» и сопрягать собственный проект с российским Евразийским экономическим союзом и китайским «экономическим поясом шелкового пути».

Проект «Степной путь» уже получил одобрение китайской стороны во время визита в Монголию Председателя КНР Си Цзиньпина (август 2014 г.). В декларации, подписанной по итогам государственного визита главы КНР, обозначена необходимость организации трёхсторонних переговоров с российским руководством специально по этому направлению.

В Москве также с интересом восприняли и представленный (сентябрь 2014 г.) Владимиру Путину Президентом Монголии Цахиагийн Элбэгдоржем проект «Степной путь», способный полностью обновить структуру транспортных потоков между Китаем, Монголией и Россией. Российско-монгольские отношения являются естественной и важной составной частью восточного вектора внешней политики России. Это подчеркнуто в «Концепции внешней политики Российской Федерации», ориентирующей на укрепление политико-экономического развития страны с опорой на возможности и преимущества ее восточных регионов.

Сегодня выстраивается так называемая «вторая дорожка» — работа трехстороннего экспертного сообщества, призванного как раз и определить пути сопряжения трех программ.

Осенью нынешнего года в Улаанбаатаре была создана российско-монголо-китайская трехсторонняя исследовательская ассоциация, которая на экспертном уровне займется изучением перспектив взаимодействия трех в стран в рамках этих трех проектов. Учредителем Ассоциации с российской стороны стал Институт Дальнего Востока РАН. А ее российскими членами — Институт Востоковедения РАН, Институт мировой экономики и международных отношений, Байкальский университет экономики и права (Иркутск), ИПРЭК СО РАН (Чита), Институт экономических исследований ДВО РАН (Хабаровск), Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (Улан-Удэ), Институт по изучению ресурсов озера Байкал СО РАН (Улан-Удэ), ОРЭИ БНЦ СО РАН (Улан-Удэ).

Ученые трех стран декларировали намерения сконцентрировать усилия на определении наиболее эффективных возможностей экономического и логистическо-транспортного взаимодействия, в которое помимо Монголии будут вовлечены, прежде всего, байкальские и дальневосточные регионы России и территорий северо-восточного и северного Китая.

В ходе дискуссий эксперты обсудили вопросы практического сотрудничества в дорожно-транспортной отрасли. Монгольские партнеры рассказали о модернизации монгольских железнодорожных магистралей, а также о строительстве высокоскоростной автомобильной дороги хай-вэй, протяженностью более 1000 км, пересекающей Монголию с юга на Север к российско-монгольской границе. Подготовлено к подписанию к подписанию трехстороннее транспортное соглашение. Обсуждается идея создания крупного транспортно-логистического центра.

Вместе с тем, совершенно очевидно, что Улаанбаатар постарается сбалансировать возникающую зависимость и, возможно, даже найти «третьего соседа» — теоретически это могут быть США, Южная Корея, Япония, Канада. Возможно, с этим и связано внесение в парламент страны законопроекта о нейтралитете Монголии.

О приоритетах на будущее может свидетельствовать и выбор монгольской молодежью места для получения образования. Сегодня, например, в Японии учится более 2 тысяч монгольских студентов. Свыше 1000 молодых монголов получили китайские государственные стипендии для обучения в университетах КНР. Охотно монгольские юноши девушки еду на учебу в Южную Корею.

В Россию поток студентов из этой азиатской страны постепенно уменьшается. А главным языком международного общения в Улаанбаатаре сегодня все больше становится английский, вытесняющий из обихода монгольской интеллигенции русский язык.