Война обернулась для СССР огромными людскими и материальными потерями. Она унесла почти 27 млн. человеческих жизней. Было разрушено 1710 городов и поселков городского типа, уничтожено 70 тыс. сел и деревень, взорвано и выведено из строя 31850 заводов и фабрик,1135 шахт,65 тыс. км железнодорожных путей. Посевные площади сократились на 36,8 млн. га. Страна потеряла примерно одну треть своего национального богатства.

К восстановлению хозяйства страна приступила еще в год войны, когда в 1943г. было принято специальное партийно-правительственное постановление "О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации". Колоссальными усилиями советских людей к концу войны в этих районах удалось восстановить промышленное производство на треть от уровня 1940 г. Освобожденные районы в 1944 г. дали свыше половины общегосударственных заготовок зерна, четверть скота и птицы, около трети молочных продуктов.

Однако как центральная задача восстановления встала перед страной лишь после окончания войны.

Экономические дискуссии 1945 - 1946 гг.

В августе 1945 г. правительство дало поручение Госплану (Н. Вознесенский) подготовить проект четвертого пятилетнего плана. При его обсуждении были высказаны предложения о некотором смягчении волюнтаристского нажима в управлении экономикой, реорганизации колхозов. "Демократическая альтернатива" проявилась и в ходе закрытого обсуждения подготовленного в 1946 г. проекта новой Конституции СССР. В нем, в частности, наряду с признанием авторитета государственной собственности, допускалась существование мелких частных хозяйств крестьян и кустарей, основанных на личном труде и исключающих эксплуатацию чужого труда. В ходе обсуждения этого проекта номенклатурными работниками в центре и на местах звучали идеи необходимости децентрализации экономической жизни, предоставления больших прав регионам и наркоматам. "Снизу" все чаще раздавались призывы к ликвидации колхозов в силу их неэффективности. В оправдание этих позиций приводились, как правило, два аргумента: во-первых, относительное ослабление государственного давления над производителем в годы войны, что дало положительный результат; во-вторых, проводилась прямая аналогия с восстановительным периодом после гражданской войны, когда возрождение экономики началось с оживления частного сектора, децентрализации у правления и приоритетного развития легкой и пищевой промышленности.

Однако в этих дискуссиях победила точка зрения Сталина, заявившего в начале 1946 г. о продолжении взятого перед войной курса на завершение строительства социализма и построение коммунизма. Это означало и возврат довоенной модели сверхцентрализации в планировании и управлении экономикой, а одновременно и к тем противоречиям и диспропорциям между отраслями экономики, которые сложились в 30-е гг.


Развитие промышленности.

Восстановление промышленности проходило в очень тяжелых условиях. В первые послевоенные годы труд советских людей мало чем отличался от военной чрезвычайщины. Постоянная нехватка продуктов (карточная система была отменена лишь в 1947 г.), тяжелейшие условия труда и быта, высокий уровень заболеваемости и смертности объясняли населению тем, что долгожданный мир только наступил и жизнь вот-вот наладится. Однако этого не происходило.

После денежной реформы 1947 г. при средней зарплате около 500 рублей в месяц стоимость килограмма хлеба составляла 3-4 руб., килограмма мяса - 28-32 руб., сливочного масла - свыше 60 руб., десятка яиц - около 11 руб. Чтобы купить шерстяной костюм, нужно было отдать три средних месячных зарплаты. Как и до войны, от одной до полутора месячных зарплат в год уходило на покупку облигаций принудительных госзаймов. Многие рабочие семьи по-прежнему жили в землянках и бараках, а трудились порой под открытым небо м или в неотапливаемых помещениях, на старом или изношенном оборудовании.

Тем не менее некоторые ограничения военного времени были сняты: вновь введены 8-часовой рабочий день и ежегодные отпуска, отменены принудительные сверхурочные работы. Восстановление проходило в условиях резкого усиления миграционных процессов. Вызванных демобилизацией армии (ее численность сократилась с 11,4 млн. человек в 1945 г. до 2,9 млн. в 1948 г.), репатриацией советских граждан из Европы, возвращением беженцев и эвакуированных из восточных районов страны. Другой сложностью в развитии промышленности стала ее конверсия, завершившаяся в основном к 1947 г. Немалые средства уходили и на поддержку союзных восточноевропейских стран.

Огромные потери в войне обернулись нехваткой рабочей силы, что, в свою очередь, вело к росту текучести кадров, искавших более выгодные условия труда.

Компенсировать эти издержки, как и прежде, предстояло увеличением перекачки средств из деревни в город и развитием трудовой активности рабочих. Одним из самых знаменитых починов тех лет стало движение "скоростников", инициатором которого был ленинградски й токарь Г.С. Борткевич, выполнивший на токарном станке в феврале 1948 г. за одну смену 13-дневную норму выработки. Движение стало массовым. На некоторых предприятиях были предприняты попытки внедрения хозрасчета. Но для закрепления этих новаций не были

приняты меры материального стимулирования, наоборот, при повышении производительности труда понижались расценки. Административно-командной системе было выгодно достижение высоких производственных результатов без дополнительных вложений.

Впервые за долгие годы после войны наметилась тенденция к более широкому использованию научно-технических разработок на производстве, однако она проявилась в основном лишь на предприятиях военно-промышленного комплекса (ВПК), где в условиях начавшейся "холодной войны" шел процесс разработки ядерного и термоядерного оружия, новых ракетных систем, новых образцов танковой и авиационной техники.

Наряду с приоритетным развитием ВПК преимущество отдавалось также машиностроению, металлургии, топливной, энергетической промышленности, на развитие которых уходило 88% капиталовложений в промышленность. Легкая же и пищевая промышленности, как и прежде, финансировались по остаточному принципу (12%) и, естественно, не удовлетворяли даже минимальных потребностей населения.

Всего за годы 4-й пятилетки (1946-1950 гг.) было восстановлено и вновь построено 6200 крупных предприятий. В 1950г., по официальным данным, промышленное производство превысило довоенные показатели на 73%. Правда сюда были включены также репарации и продукция совместных советско-восточногерманских предприятий.

Главным творцом этих несомненных успехов стал советский народ. Его невероятными усилиями и жертвами, а также высокими мобилизационными возможностями директивной модели экономики были достигнуты, казалось, невозможные экономические результаты. Вместе с тем свою роль сыграла также традиционная политика перераспределения средств из легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы в пользу тяжелой промышленности. Значительную помощь оказали и полученные с Германии репарации (4,3 млрд. долларов), обеспечившие до половины объема установленного в эти годы промышленного оборудования. Кроме того, бесплатным, но весьма эффективным был труд почти 9 млн. советских заключенных и около 2 млн. немецких и японских военнопленных, также внесших свой вклад в послевоенное восстановление.

Материал для презентации

Экономика СССР после Второй Мировой войны

Восстановление экономики после Второй Мировой войны

После Победы в Великой Отечественной Войне и капитуляции Японии 3 сентября 1945 года начался новый период в жизни советского государства. Первые годы после войны, по сути, были продолжением «мобилизационного социализма»30-х годов, но на радостной ноте, с настроением победителей.

Возвращение к мирной жизни предполагало, прежде всего, восстановление экономики и ее переориентацию на мирные цели. Советский народ мог рассчитывать только на свои собственные силы. Энергия войны была столь велика и имела такую инерцию, что ее можно было лишь «переключить» на мирное строительство. В 1948 году страна достигла и превзошла довоенный уровень промышленного производства. А в 1952 году объем промышленного производства в 2,5 раза превысил уровень 1940 года.

А вот потери села восполнить было сложнее, так как оно понесло большие потери в людях, было сожжено 70тысяч сел и деревень, угнано 17 млн голов крупного рогатого скота. При этом в 1946 году страшная засуха на значительной территории европейской части СССР привела к голоду, повлекшим за собой гибель людей, как бы «продолжая войну». Такой засухи не было в стране более 50 лет. Реально в общественном сознании переход «на мирные рельсы» произошел в конце 1947 г., с отменой карточек и денежной реформой. Очень быстро после войны СССР восстановил благоприятную демографическую ситуацию, что является важным показателем состояния общества.

Восстановление промышленности и городов, проводилось за счет деревни, из которой до середины 50-х годов изымали ресурсы. Закупочные цены на сельхозпродукцию оставались на уровне довоенных, а цены на товары для села выросли многократно. Колхозы сдавали половину продукции по государственным поставкам. Война на треть убавила число трудоспособных крестьян, особенно с образованием. Для укрепления руководства в 1949-1950 гг. было проведено укрупнение колхозов.



Среди ряда мероприятий, проведенных Советским правительством после войны, одним из крупнейших явилась демобилизация значительного контингента военнослужащих. В промышленности был восстановлен 8-часовой рабочий день, возобновлены отпуска рабочим и служащим, отменены сверхурочные работы. Производство металла находилось на уровне 1934 года, выпуск тракторов - на уровне 1930 года. Сплошь и рядом послевоенной осенью озимые сеяли вручную. Оборудование всех предприятий нуждалось в обновлении, выпуск предметов потребления составлял 3/5 довоенного уровня. Общие потери от прямого уничтожения врагом социалистического имущества достигали 679 миллиардов рублей.

Уже в августе 1945 года Госплан начал разрабатывать проект четвертой пятилетки - плана восстановления и дальнейшего развития хозяйства страны. Основная цель плана - достичь предвоенного уровня производства, а затем существенно превысить его. С финансовой точки зрения это требовало огромных капиталовложений для улучшения условий жизни и труда. А капиталовложения возможны лишь при больших накоплениях, создаваемых к тому же высокими темпами. Одновременно следовало укрепить денежное обращение, упрочить кредитные отношения и поднять покупательную способность рубля. Вторая группа мероприятий была решена денежной реформой 1947 года, о которой я расскажу немного позже. А первая группа мероприятий входила составной частью в программу финансового обеспечения пятилетки.

Конечно, необходимо было использовать уже оправдавшие себя методы накопления: хозрасчет, снижение себестоимости продукции, мобилизация резервов, повышение рентабельности, увеличение прибыли, строгий режим экономии, устранение производственных потерь, уменьшение непроизводительных затрат. Однако, если ограничиться лишь этим, средств бы не хватило. Так как в связи с тревожной международной обстановкой и началом «холодной войны» расходы на оборону сократились не в той мере, в которой рассчитывало Правительство СССР. К тому же быстрый прогресс военной техники требовал значительных средств. Требовались гигантские затраты на восстановление разрушенного. Переход экономики на мирные рельсы обходился недешево. Увеличивались и затраты на дальнейшее развитие хозяйства, на социально-культурные мероприятия и бытовое обслуживание. В целом, расходы не только не снижались, а напротив – от года к году заметно возрастали.

Между тем, некоторые источники доходов с окончанием войны сократились. Был отменен военный налог. Прекращена практика перечисления в сберкассы денег за неиспользованные отпуска. Перестали проводиться денежно-вещевые лотереи. Снизились платежи населения при подписке на заем. Уменьшилась сумма сельскохозяйственного налога. Интересы советских граждан требовали снижения цен на все товары в кооперативной и государственной торговле.

Чтобы больше продавать, нужно иметь чем торговать. Население остро нуждалось в одежде, обуви, предметах быта.

Товара народного потребления был недостаточно. Потому как, к примеру, текстильная промышленность была обеспечена сырьем, но не хватает топлива и рабочей силы. Ряды текстильщиков сократились примерно на 500тыс. а угольные шахты частично затоплены, частично заброшены из-за отсутствия шахтеров. Министерство финансов направило в Совет Министров свое первое послевоенное предложение: срочно развернуть подготовку кадров для текстильной промышленности; демобилизовать всех имеющих к ней отношение; перераспределить рабочую силу, изъяв излишки из других отраслей и перебросив их на шерстяные, хлопчатобумажные, трикотажные и шелкоткацкие комбинаты.

Второе предложение касалось мобилизации топливных ресурсов для текстильных фабрик и заводов. Вследствие нехватки производственных мощностей легкой промышленности передали крупные резервы из тяжелой. Совет Министров и ЦК ВКП б(центральный комитет всероссийской коммунистической партии большевиков) оперативно руководили делом, вовремя подсказывали правильные решения, привлекая к их реализации все партии, административные и хозяйственные звенья сверху донизу. Страна входила в мирную жизнь широким фронтом.

Добились увеличения рыночных фондов: нормированное снабжение населения улучшилось, возникла предпосылка для снижения цен в «коммерческой» торговле.

Опять встали на повестку дня вопросы улучшения методов руководства промышленностью, повышения внимания хозяйственников к каждой копейке, укрепления финансов предприятий. Вплоть до 1951 года не разрешалось списывать с баланса даже союзнореспубликанских предприятий и организаций убыли и потери на сумму хотя бы до 5 тысяч рублей.

Эти примеры свидетельствуют об известной жестокости финансовой дисциплины тех лет. Тут имелся несомненный минус, сказывавшийся в некоторой скованности действий на местах. Зато имелся и несомненный плюс, приведший к ощутимому финансовому выигрышу. Накопления были переданы в легкую и пищевую промышленность.

В целях расширения источников доходов министерство предложило увеличить объем производства товаров ширпотреба, без чего не удалось бы провести денежную реформу и отменить карточную систему снабжения населения. Текстильного сырья хватало, но следовало закупить за границей шерсть. Валютных ресурсов было достаточно, так как в войну золото только накапливалось.

На данном этапе так же было предложено далее ускорить перестройку промышленности на мирный лад. Перераспределить трудовые резервы, особенно за счет непроизводственной сферы, и направить побольше людей в легкую и пищевую промышленность. Предусмотреть нарастающее обеспечение ее топливом и восстановить широкую специализацию. Затем предлагалось установить более точные, повышенные задания по росту производительности труда и рентабельности, снижению себестоимости продукции, получению прибыли в этих отраслях промышленности.

Реализация всех этих предложений принесла ощутимую выгоду. Страна получила больше доходов, чем намечалось. Быстрее сложилась финансовая база для реформы 1947 года. К середине 1949 года количество денег, находившихся в обороте, в 1,35 раза превзошло предвоенное, а розничный товарооборот превысил довоенный в 1,65 раза. Это соотношение продукции и ее товарного эквивалента было оправдано. Улучшилась структура товарооборота. Удалось добиться снижения цен на товары. Такое снижение в 1947-1954 годах проводилось семь раз, причем уже к концу четвертой пятилетки государственные цены уменьшились на 41 процент, а к 1954 году они в среднем оказались ниже в 2,3 раза, чем до реформы. Прочность финансовой базы проявилась и в том, что государство, опираясь на дополнительные резервы, смогло увеличить плановые задания на второй (1947) и четвертый (1949) годы пятилетки. А это, в свою очередь, позволило уже в ходе четвертой пятилетки по некоторым отраслям работать в счет следующей, повысив национальный доход по сравнению с 1940 годом на 64 процента, а намеченные капиталовложения - на 22 процента.

План

Введение

1. Состояние экономики СССР после окончания войны.

2. Восстановление промышленности, перевооружение армии.

3. Экономические дискуссии 1945-1946 г.

4. Денежная реформа 1947 года и развитие внутренней торговли.

5. Проблемы и трудности аграрного сектора.

6. Недостатки административно-командных методов управления народным хозяйством.

Заключение

Список используемой литературы.

Введение

В жизни советского государства после победы в Великой Отечественной войне и капитуляции Японии 3 сентября 1945 г. начался совершенно новый этап. В 1945 г. Победа породила в народе надежды на лучшую жизнь, ослабление пресса тоталитарного государства на личность. Открывалась потенциальная возможность перемен в политическом режиме, экономике, культуре.

"Демократическому импульсу" войны, однако, противостояла вся мощь созданной Сталиным Системы. Ее позиции не только не были ослаблены в годы войны, но, казалось, еще более окрепли в послевоенный период. Даже сама победа в войне отождествлялась в массовом сознании с победой тоталитарного режима. Борьба демократической и тоталитарной тенденции становилась в этих условиях лейтмотивом общественного развития.

Советский Союз представлял собой победоносную, но полностью разрушенную страну. Для того чтобы выиграть величайшую в истории войну, пришлось понести потери, которые превышали потери врага и вообще потери любой нации в любой войне. Только усилиями миллионов можно было поднять из руин разрушенные города, заводы, восстановить инфраструктуру. Этот период не может не волновать нас – граждан сегодняшней России.

В ходе работы мной рассмотрен материал различных авторов – не только взгляд наших историков, но и работы зарубежных исследователей.

Книга английского историка Джеффри Хоскинга «История Советского Союза. 1917-1991» - это объективный обзор истории некогда могущественного государства, взгляд поверх барьеров, установленных в нашем сознании. В работе упор делается на социально-политический аспект общества. Послевоенный период (1945-1953), по мнению автора, период установившегося тоталитаризма, время единоличного сталинского правления, когда экономика и политика были неразделимы. Данную работу отличают простота изложения и обилие фактов.

Учебник «История СССР» (написанный в 1990 году под руководством В. П. Островского) - первое официальное учебное пособие начала эпохи «перестройки» в котором открыто, освещались малоизвестные события нашей истории, в первую очередь советской.

Монограмма Сергея Кара-Мурзы «История советского государства и права» свежий взгляд на развитие советского государства. Работа критически подходит к рассмотрению жизни советского государства в послевоенный период. С. Кара-Мурза не без основания считает все эти годы неразрывным целым, в течение которого страна и общество преодолевало наследие войны.

Учебник Тимошиной Т.М «Экономическая история России» раскрывает экономические последствия Великой Отечественной войны для советского государства, показывает развитие народного хозяйства СССР после Великой Отечественной войны, процессы, происходящие в государстве и обществе в период с 1945 по 1953 гг

1. Состояние экономики СССР после окончания войны.

Победа над фашизмом досталась СССР дорогой ценой. Военный ураган несколько лет бушевал над основными районами наиболее развитой части Советского Союза. Удару подверглись большинство промышленных центров на европейской части страны. В пламени войны оказались и все основные житницы - Украина, Северный Кавказ, значительная часть Поволжья. Разрушено было так много, что восстановление могло занять многие годы, а то и десятилетия.

Война обернулась для СССР огромными людскими и материальными потерями. Она унесла почти 27 млн. человеческих жизней. Было разрушено 1710 городов и поселков городского типа, уничтожено 70 тыс. сел и деревень, взорвано и выведено из строя 31850 заводов и фабрик,1135 шахт,65 тыс. км железнодорожных путей. Посевные площади сократились на 36,8 млн. га. Страна потеряла примерно одну треть своего национального богатства.

В условиях перехода от войны к миру встали вопросы о путях дальнейшего развития экономики страны, о ее структуре и системе управления. Речь шла не только о конверсии военного производства, но и о целесообразности сохранения сложившейся модели экономики. Во многом она формировалась в условиях чрезвычайной обстановки тридцатых годов. Война еще более усилила эту «чрезвычайность» характера экономики и наложили отпечаток на ее структуру и систему организации. Годы войны выявили сильные черты существовавшей модели экономики, и в частности, очень высокие мобилизационные возможности, способность в короткие сроки наладить массовое производство высококлассного вооружения и обеспечить необходимыми ресурсами армию, ВПК за счет перенапряжения остальных секторов экономики. Но война также со всей силой подчеркнула и слабости советской экономики: высокий удельный вес ручного труда, низкие производительность и качество невоенной продукции. То, что было терпимо в мирное, довоенное время, теперь требовало кардинального решения.

Послевоенный период потребовал перестроить тип работы государственных органов для решения двух противоречивых задач: конверсии огромного военно-промышленного комплекса, который сложился в ходе войны, с целью быстрейшей модернизации хозяйства; создания двух принципиально новых систем оружия, гарантирующих безопасность страны - ядерного оружия и неуязвимых средств его доставки (баллистических ракет). Работа большого числа ведомств стала объединяться в межотраслевые целевые программы. Это был качественно новый тип государственного управления, хотя изменялась не столько структура органов, сколько функции. Эти изменения меньше заметны, нежели структурные, но государство есть система, и процесс в ней не менее важен, чем структура.

Конверсия военной промышленности была проведена быстро, повысив технический уровень гражданских отраслей (и тем самым, позволив затем перейти к созданию новых военных производств). Наркомат боеприпасов был перестроен в Наркомат сельскохозяйственного машиностроения и т.д. (в 1946 г. наркоматы стали именоваться министерствами).

В результате массовой эвакуации промышленности на восток и разрушения во время оккупации и боевых действий в европейской части 32 тыс. промышленных предприятий сильно изменилась экономическая география страны. Сразу после войны началась соответствующая реорганизация системы управления - в него наряду с отраслевым стали вводить территориальный принцип. Смысл был в приближении органов управления к предприятиям, ради чего происходило разукрупнение министерств: во время войны их было 25, а в 1947 г. стало 34. Например, угледобычей стали теперь управлять Наркомат угольной промышленности западных районов и Наркомат угольной промышленности восточных районов. Аналогично был разделен Наркомат нефтяной промышленности.

На этой волне среди хозяйственных руководителей, экономистов стали появляться стремления к реорганизации системы управления экономикой, к смягчению тех ее сторон, которые сдерживали инициативу и самостоятельность предприятий, и в частности, к ослаблению пут сверхцентрализации.

Великая Отечественная война 1941–1945 годов победоносно завершена полным разгромом гитлеровской Германии. Вслед за прекращением войны в Европе, с поражением японского империализма завершилась война и на Дальнем Востоке. Вторая мировая война закончилась. Начался переход от войны к миру. В капиталистических странах этот переход обычно завершается кризисом и массовой безработицей. Советская экономика обладает той счастливой особенностью, что здесь послевоенная перестройка народного хозяйства исключает как кризис, так и какую бы то ни было безработицу.

Переход от военной экономики к мирной экономике в СССР осуществляется без кризисов и депрессий путём планомерного решения Советским государством следующих задач послевоенной перестройки народного хозяйства.

Во-первых, путём определения новых пропорций в развитии социалистической экономики по сравнению с пропорциями периода военной экономики. Совершенно очевидно, что пропорции в развитии народного хозяйства СССР, сложившиеся в довоенные мирные годы, не будут в точности повторены в послевоенный период, но основные законы расширенного социалистического воспроизводства обязательны и для послевоенного восстановления и развития народного хозяйства СССР. Они означают необходимость первоочерёдного и более быстрого восстановления и развития металлургической, топливной и энергетической промышленности, железнодорожного транспорта СССР, а также отечественного машиностроения, обеспечивающего технико-экономическую независимость нашей родины.

Во-вторых, переход к мирной экономике осуществляется путём перераспределения рабочей силы, а также основных и оборотных фондов между отраслями народного хозяйства.

Это означает необходимость в балансе народного хозяйства СССР повышения по сравнению с периодом военной экономики удельного веса тяжёлой промышленности и железнодорожного транспорта, а также - создания в народном хозяйстве, прежде всего в промышленности и на транспорте, материальных резервов и запасов, обеспечивающих ликвидацию сезонных заминок в росте производства и предупреждающих появление частичных диспропорций в народном хозяйстве.

В-третьих, переход к мирной экономике осуществляется путём использования большей части военных и производственных мощностей для восстановления и развития народного хозяйства.

Это означает, что многие сотни крупнейших предприятий, занятых в период Отечественной войны военными заказами, переключаются на производство оборудования для тяжёлой промышленности и транспорта, для производства тракторов, сельскохозяйственных машин и удобрений и для производства предметов широкого потребления.

В-четвёртых, переход от военной к мирной экономике осуществляется путём увеличения доли накопления в народном доходе, без чего немыслимо быстрое восстановление народного хозяйства и его форсированный рост.

Это означает повышение доли общественного продукта, идущего для целей накопления и воспроизводства, за счёт сокращения военных расходов. Послевоенное развитие советской экономики далеко перешагнёт масштабы накопления и капитального строительства, имевшие место в период военной экономики.

В-пятых, переход осуществляется путём повышения уровня потребления трудящихся и перевода рабочих фабрик и заводов на нормальный режим рабочего времени мирного периода.

Это означает отмену обязательных сверхурочных работ, восстановление для рабочих и служащих нормального отдыха и увеличение фонда общественного продукта, идущего в потребление.

В структуре бюджета СССР в самом общем виде показана послевоенная перестройка народного хозяйства СССР. Если в 1940 довоенном году расходы на вооружённые силы СССР составляли 32,5% от всех расходов бюджета, то в 1944 военном году они увеличились до 52%. С тех пор доля военных расходов в бюджете СССР уменьшилась и в 1946 году она составляла лишь 23,9%.

В связи с перестройкой народного хозяйства Советское государство несёт известные издержки, вызванные тем, что при переводе предприятий с производства военной продукции на производство мирной продукции требуется известное время, в течение которого многие рабочие не дают полной производительности, а машины - полной производственной мощности. В отличие от капиталистических предприятий, которые в период перестройки производства выбрасывают рабочих и гонят их в армию безработных, социалистическое предприятие помогает рабочему переквалифицироваться и выплачивает ему в период перестройки производства среднюю заработную плату.

Задача заключается в том, чтобы издержки, связанные с перестройкой народного хозяйства, свести к минимуму, а время перестройки максимально сократить и обеспечить высокие темпы воспроизводства. Высокие темпы роста производства социалистической продукции во многом зависят от правильного соотношения (пропорций) между различными отраслями материального производства, между производством и потреблением, накоплением и народным доходом, между промышленностью и сельским хозяйством, производством и перевозками. Диспропорции в развитии народного хозяйства приводят к снижению темпов производства и воспроизводства. Например, диспропорция между уровнем производства и размером транспортных перевозок могла бы привести народное хозяйство в тупик. Для предупреждения такой диспропорции необходимо проявлять заботу о транспорте, строить новые транспортные пути, создавать и увеличивать подвижной состав, совершенствовать технику транспорта.

Для быстрой ликвидации возникшей диспропорции или хозяйственных затруднений необходимо иметь в народном хозяйстве серьёзные материальные резервы. Было бы наивно отрицать возможность частичных диспропорций или затруднений в развитии советской экономики. Гарантией от таких частичных диспропорций и затруднений является наличие в народном хозяйстве материальных резервов. Перспективные планы и баланс народного хозяйства СССР должны учитывать накопление таких материальных запасов и резервов.

Для предупреждения диспропорций в развитии народного хозяйства и решения новых экономических задач величайшее значение имеют перспективные государственные планы. Для советской экономики - это испытанный и проверенный путь планомерного расширенного воспроизводства народного хозяйства, путь организованного и мощного развития производительных сил.

Пятилетний план послевоенного восстановления и развития народного хозяйства СССР предусматривает полное восстановление народного хозяйства районов СССР, подвергавшихся немецкой оккупации, и ликвидацию потерь, нанесённых гитлеровской Германией народному хозяйству и народам Советского Союза. По всему народному хозяйству СССР, на основе восстановления производства в освобождённых районах и дальнейшего развития всех районов СССР, особенно Сибири и Дальнего Востока, послевоенный пятилетний план намечает значительно превзойти довоенный уровень развития, в том числе в производстве промышленной продукции, в 1,5 раза.

Задача заключается в том, чтобы обеспечить первоочерёдное восстановление и развитие тяжёлой промышленности и железнодорожного транспорта, без которых невозможно быстрое и успешное восстановление и развитие всего народного хозяйства СССР. Необходимо преодолеть отставание железнодорожного транспорта от растущих потребностей народного хозяйства СССР и ликвидировать сезонные (зимние) затруднения, испытываемые железнодорожным транспортом, путём технического перевооружения транспорта и внедрения тепловозов и электровозов на важнейших железнодорожных направлениях.

Задача заключается в том, чтобы широко развернуть восстановление и строительство разрушенных гитлеровской Германией советских городов и сёл, создав для этого высокоиндустриальную производственную базу фабрично-заводского изготовления жилых домов и отдельных строительных конструкций и деталей.

Послевоенный пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР предусматривает подъём сельскохозяйственного производства и промышленности средств потребления, а на этой основе - увеличение довоенного уровня народного дохода за пятилетие в 1,4 раза и создание в стране обилия продовольствия и предметов широкого потребления, обеспечивающего расцвет материального благополучия народов Советского Союза и отмену нормированного снабжения населения товарами.

На основе роста материального благополучия народа, обеспечения всеобщего образования и развития техники материального производства по линии электрификации и автоматизации мы должны сделать дальнейший шаг вперёд по пути повышения культурно-технического уровня рабочего класса, передовой и руководящей силы социалистического общества, до уровня работников инженерно-технического труда.

Необходимо организовать дальнейший технический прогресс в промышленности, на транспорте и в сельском хозяйстве СССР на основе высокой механизации трудоёмких отраслей производства, дальнейшей электрификации народного хозяйства и газификации городского быта и промышленности. Необходимо обеспечить широкое развитие передовой современной техники для народного хозяйства: передача постоянного тока большой мощности на дальние расстояния, внедрение кислорода и электрического тока в технологические процессы производства, использование и развитие реактивной и атомной техники, всемерное развитие радиолокации и телевидения, использование и применение инфракрасной техники, развитие синтетических видов производства.

«Закончив войну победой над врагами, Советский Союз вступил в новый, мирный период своего хозяйственного развития. В настоящее время перед советским народом стоит задача - закрепив завоёванные позиции, двинуться дальше вперёд к новому хозяйственному подъёму. Мы не можем ограничиваться закреплением этих позиций, ибо это привело бы к застою, - мы должны двинуться дальше вперёд, чтобы создать условия для нового мощного подъёма народного хозяйства. Мы должны в кратчайший срок залечить раны, нанесённые врагом нашей стране, и восстановить довоенный уровень развития народного хозяйства с тем, чтобы значительно превзойти в ближайшее время этот уровень, повысить материальное благосостояние народа и ещё больше укрепить военно-экономическую мощь Советского государства» (Сталин).

Опыт планирования народного хозяйства СССР неоднократно пытались и пытаются перенять зарубежные капиталистические страны. Трудно назвать какую-либо страну, где бы не было попыток планировать своё национальное хозяйство. Увлечение планированием в зарубежных странах не является случайным.

Оно вытекает из уроков первой мировой войны и промышленных кризисов, которые периодически повторяются в капиталистических странах. Принципиальное отличие планирования народного хозяйства СССР от «планирования» национального хозяйства в зарубежных капиталистических странах заключается в том, что в Советском Союзе планирование опирается на общественный способ производства. Здесь народ, организованный в Советское государство, овладел общественными законами развития; планирование экономики научно обосновано и имеет силу закона. «Планирование» же в зарубежных капиталистических странах, основанное на господстве частной собственности на средства производства, является пожеланием, не опирающимся на какие-либо действительные экономические силы.

Характерна судьба «Национального управления планирования ресурсов Соединённых Штатов Америки», которое в течение 1941–1943 годов разрабатывало планы послевоенного экономического устройства США. В 1943 году это управление прекратило своё существование, так как конгресс Соединённых Штатов Америки отказал в финансовых ассигнованиях на его содержание, причём главной причиной прекращения работ управления были не столько соображения финансирования, сколько недовольство направлением его работы. Национальное управление предлагало разработать шестилетний план общественных работ, согласно которому имелось в виду при увеличении безработицы, вследствие экономического кризиса, немедленно развернуть общественные работы по заранее намеченным объектам. Это и должно было обеспечить население работой. Таким образом, план национального управления планирования ресурсов США не устранял кризисов перепроизводства, депрессии и безработицы/ Напротив, этот план предполагал кризисы, депрессию, безработицу и стремился лишь смягчить эти неизбежные явления капиталистического производства общественными работами и социальным страхованием за счёт самих же рабочих. Однако и этот план конгрессу Соединённых Штатов Америки показался чрезмерным, управлению было отказано в финансировании в угоду капиталистическим акулам, и в 1943 году оно умерло. После окончания второй мировой войны государство Соединённых Штатов Америки, выполняя волю властителей американского монополистического капитала, прекратило какие бы то ни было попытки планировать производство и обращение. Вместо планирования президент Соединённых Штатов Америки стал увещевать капиталистов-монополистов снизить чрезмерно высокие и непрерывно повышающиеся цены на товары, непосильные для американского народа. Когда эти увещевания были разоблачены как лицемерные и пришёл конец демагогии, правители Соединённых Штатов Америки стали требовать от народа сократить свои потребности и потуже затянуть пояс.

В период второй мировой войны в зарубежных странах усилилась государственно-капиталистическая тенденция, опирающаяся на монополистический капитализм. В Соединённых Штатах Америки три четверти стоимости всех военных заказов были сконцентрированы в руках сотни капиталистических корпораций. Эти заказы, имевшие в лице правительства США гарантированный рынок, временно сдерживали противоречия между производством и потреблением. Однако правительственным военным заказам и государственно-капиталистическому «регулированию» производства во время войны пришёл конец в послевоенный период. Заказы капиталистических предприятий и концернов вновь начинают безраздельно регулироваться стихийными законами средней нормы прибыли, законом стихийного спроса и предложения, законом кризисов.

Невзирая на множество «планов» послевоенного развития, в капиталистических Соединённых Штатах Америки и Англии народ с большой долей скептицизма заглядывает в своё послевоенное будущее. Немало разговоров и опасений в этих странах о послевоенном кризисе, депрессии и увеличении безработицы. Серьёзной послевоенной проблемой промышленности США является сокращение общего уровня производства промышленной продукции, поскольку чисто военное производство США в период мировой войны оценивалось в 60 млрд. долл. в год. Это сокращение может лишить работы не менее 10 млн. американских рабочих, если промышленность США не обеспечит перестройки военного производства на гражданскую продукцию и не найдёт для этой продукции новых рынков.

1938 год в Соединённых Штатах Америки был годом очередного экономического кризиса, причём в этом году производство снизилось по сравнению с 1937 предкризисным годом «а 21% и в 1939 году - на 4%. По отношению к этому сниженному уровню 1939 года индекс производства США в 1943 году вырос до 219. Однако в 1945 году он снизился до 186, а в 1946 году - уже до 156 и продолжает снижаться в обстановке нарастающего антагонизма между общественным характером производства и капиталистическим способом присвоения результатов производства.

В Англии известную популярность приобрёл план В. Бэвериджа, который автором выдвигается в качестве способа «устранения нужды». Основан этот план, как заявляет в своей статье «Устранение нужды» В. Бэверидж, «на принципе выдачи пособий, следуемых по праву в возмещение за произведённые взносы, а не на непосредственных выдачах из государственной казны». Это означает, что рабочие и служащие, находящиеся на работе, уплачивают единообразный взнос путём приобретения страховой марки еженедельно или за период нескольких недель. Из этих взносов выплачивается страховое пособие рабочим и служащим по безработице, при потере трудоспособности и пенсия при отставке, оказывается медицинская помощь и выдаётся пособие на погребение.

Следовательно, план «социального страхования» В. Бэвериджа основан на отсрочке рабочими и служа-, щими, находящимися на работе, расходования своей заработной платы до того периода, когда они лишатся; работы, станут безработными или потеряют работу по достижении нетрудоспособного возраста или заболевания. Сокращая своё текущее потребление, рабочий и служащий создаёт для себя возможность иметь минимум средств существования в период безработицы, болезни или преклонного возраста. Это - своеобразная рассрочка нужды на весь период жизни английского рабочего. Выходит на деле, что план В. Бэвериджа рассчитан на уменьшение прожиточного минимума рабочих и служащих в период их работы и поддержание полуголодного минимума в период их безработицы.

План «социального страхования» В. Бэвериджа исходит из того, что нужда в Англии, как показали его собственные наблюдения социальных условий в ряде главных городов Англии, обыкновенно возникала вследствие перерыва в работе, т. е. безработицы. Главным назначением этого плана является установление и поддержание прожиточного минимума для рабочего и служащего Англии на период его безработицы. Таким образом, план «устранения» нужды исходит из наличия и сохранения в Англии безработицы для значительных прослоек английского рабочего класса, вместо того чтобы найти пути и средства уничтожения кризиса, обнищания и самой безработицы как главной основы социальной нужды в Англии.

Рабочему классу и всем трудящимся Советского Союза трудно увлечься планом «устранения нужды» сэра Вильяма Бэвериджа, поскольку он основан «а сохранении частной собственности на средства производства. Обеспечение жизненного уровня рабочего класса и всех трудящихся Советского Союза основано на устранении основы народной «нужды» - эксплуататорских классов и частной собственности на средства производства. Оно основано на уничтожении промышленных кризисов и причин, их порождающих, на уничтожении безработицы в городе и обнищания жителей в деревне. Оно основано на всеобщем подъёме материального производства и культуры народов Советского Союза. Оно, наконец, основано на государственной гарантии медицинской помощи населению, государственном пособии многодетным матерям и государственной помощи трудящимся в преклонном возрасте или временно лишившимся трудоспособности.

Народы Советского Союза на основе восстановления и дальнейшего, ещё более мощного, послевоенного развития народного хозяйства возобновили прерванное Великой Отечественной войной своё движение вперёд по пути завершения строительства бесклассового социалистического общества и постепенного перехода от социализма к коммунизму.

СССР смело пойдёт вперёд по пути расцвета производительных сил и построения коммунистического общества, не опасаясь кризисов перепроизводства. От восстановления народного хозяйства СССР и достижения довоенного уровня производства мы перейдём на более высокой ступени развития к осуществлению генеральной хозяйственной задачи СССР - догнать и перегнать в экономическом отношении, т. е. по уровню производства на душу населения, главные капиталистические страны, в том числе Соединённые Штаты Америки.

Народы Союза Советских Социалистических Республик уверенно решают свои исторические задачи, невзирая на новые военные провокации империалистических государств. Противоречия среди союзников в войне против Германии и Японии в отношении целей войны и послевоенного устройства мира (между СССР с одной стороны и Соединёнными Штатами Америки и Англией с другой стороны) в послевоенный период переросли в открытую борьбу двух противоположных политических линий.

СССР в союзе с другими демократическими странами ведёт антиимпериалистическую и демократическую политику, рассчитанную на подрыв империализма, укрепление и развитие демократических порядков и ликвидацию остатков фашизма. Капиталистические Соединённые Штаты Америки в союзе со своими вассалами ведут империалистическую и антидемократическую политику, рассчитанную на завоевание мирового господства американским империализмом и разгром демократических порядков во всём мире.

Ожиревший на народной крови в период второй мировой войны монополистический капитализм Соединённых Штатов Америки теперь стоит во главе империалистического и антидемократического лагеря и стал застрельщиком империалистической экспансии во всех частях света. Империалистическая экспансия США направлена на развязывание новой войны как способа завоевания мирового господства, как способа удушения демократии и предотвращения экономического кризиса и оппозиции рабочего класса в собственной стране.

Антиимпериалистический и демократический лагерь во главе с СССР ведёт борьбу против империалистической экспансии и угрозы новой войны. От силы и сплочённости демократического и антиимпериалистического лагеря зависит подрыв планов агрессоров и провокаторов новой войны. В результате первой мировой войны и Великой Октябрьской социалистической революции капитализм потерял власть в России, в лице СССР возникла и окрепла система социализма, наступил общий кризис капитализма. В результате второй мировой войны и демократических преобразований в странах Центральной и Восточной Европы появились новые народные республики, страны народной демократии. Мировой капитализм потерял власть ещё в ряде демократических стран. Силы демократии и социализма выросли, общий кризис капитализма обострился.

Развитие социалистической экономики в СССР не может не учитывать послевоенного изменения международной обстановки. Особенности социалистического воспроизводства в СССР, развивающегося по соседству со странами капитализма, обязывают Советское государство сохранить в производстве необходимый уровень военных мощностей и укреплять своё военно-экономическое могущество. Пока остаётся капиталистическое окружение, требуется порох держать сухим. Пока существует империализм, остаётся опасность нападения на СССР, опасность возникновения новой третьей мировой войны. Предупредить её может только вооружённый народ, обладающий мощными производительными силами.

Таким образом, задача послевоенного развития советской экономики заключается, в том, чтобы в ближайшие годы восстановить в освобождённых, районах СССР хозяйство, разрушенное немецкими оккупантами, и существенно превзойти на всей советской территории довоенный уровень производства. Решая задачу восстановления и дальнейшего мощного развития народного хозяйства СССР, мы делаем значительный шаг вперёд в строительстве коммунистического общества и в осуществлении генеральной хозяйственной задачи - догнать и перегнать в экономическом отношении главные капиталистические страны.

Введение

1.2 Корейский конфликт

2. Внутренняя политика СССР

1.2 Атомное оружие

1.3 Сельское хозяйство

Заключение

Введение

После окончания Великой отечественной и Второй мировой войн перед Советским Союзом стоял ряд важнейших внутри- и внешнеполитических задач: восстановление и развитие экономики страны; развитие взаимоотношений с ведущими мировыми державами; укрепление политической системы СССР.

Особое значение имел вопрос о восстановлении экономики страны. Первоначально, как и другие европейские государства Советский Союз рассчитывал на получение зарубежной экономической помощи. Но несмотря на крайнюю заинтересованность советского руководства в этом, многие международные требования, сопровождавшие предоставление займов и кредитов, выглядели для СССР неприемлемыми. После ухудшения отношений с США получение кредитов на Западе было исключено.

Отличных успехов удалось добиться в промышленной отрасли. По результатам 4-й пятилетки удалось увеличить выпуск промышленной продукции на 73% по сравнению с 1940 г.

Однако сельское хозяйство не могло похвастать такими успехами. Несмотря на бедственное положение деревни, государство продолжало изымать у колхозов сельскохозяйственную продукцию по ценам, составлявшим 5-10% от уровня себестоимости.

Также первые послевоенные годы характеризовались проектами формирования политического курса, связанного с коррекцией приоритетов хозяйственного развития в сторону производства товаров народного потребления, и мероприятий по укреплению денежной системы. Однако начавшаяся "холодная война" перечеркнула подобные прогнозы. Начался возврат к методам жестко идеологического воспитания населения, применявшимся в 30-е годы.

В первые послевоенные годы Советский Союз приобрел статус "сверхдержавы". Данное обстоятельство обусловило многие изменения в политическом курсе. СССР, опираясь на завоеванные в войне позиции, стал на равных отстаивать свои геополитические интересы, рассматривая их гораздо шире, чем ожидали бывшие союзники.

советский союз мировая война

1. Международное положение и внешняя политика СССР

Осложнение международной обстановки. После Второй мировой войны на международной арене произошли глубокие изменения. Влияние и авторитет СССР, внёсшего наибольший вклад в разгром фашизма, значительно выросли. Если в 1941 г. СССР имел дипломатические отношения только с 26 странами, то в 1945 г. с 52. Влияние СССР распространялось на ряд государств Европы (Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия) и Азии (Китай, Северная Корея, Северный Вьетнам). Эти страны вместе с СССР и Монголией составили социалистический лагерь или мировую систему социализма. В этих странах к власти пришли представители коммунистических и рабочих партий. Они провели национализацию промышленности, аграрные преобразования, установили демократические свободы. В этих странах установился режим народной демократии. Между СССР и этими государствами были заключены договоры о дружбе и взаимопомощи. Эти страны вместе с СССР и Монголией составили социалистический лагерь или мировую систему социализма.

СССР стал мировой державой: ни один важный вопрос международной жизни не решался без его участия. СССР, как и США, стал стремиться к расширению сферы своего влияния. В мире сложилась новая геополитическая ситуация.

Растущее влияние СССР обеспокоило лидеров ведущих мировых держав. Их отношение к СССР, вчерашнему союзнику по антигитлеровской коалиции, резко изменилось. Они решили ограничить влияние СССР, используя, в том числе и ядерный фактор. (США стали обладателями атомного оружия в 1945 г. Американская атомная бомба была испытана в день открытия Потсдамской конференции 17 июля 1945 г. Президент США Г. Трумэн 24 июля 1945 г. сообщил И.В. Сталину о наличии в США нового сверхмощного оружия).

1.1 Холодная война. Доктрина Трумена

В отношениях между СССР и ведущими западноевропейскими странами установилась "холодная война" - форма существования в послевоенном мире, суть которого составила идеологическая конфронтация просоветского и проамериканского блоков.

Начало "холодной войне" было положено 5 марта 1946 г. в "фултонской речи " бывшего премьер-министра Великобритании У. Черчилля. Выступая в колледже американского г. Фултон в присутствии президента США Г. Трумэна, У. Черчилль вначале признал, что военные победы выдвинули Советский Союз в состав "руководящих наций мира", затем отметил, что СССР стремится к "безграничному распространению своей власти и своих доктрин". Эта ситуация, на его взгляд, должна вызывать обеспокоенность, так как это представляло опасность для великих принципов свободы и прав человека. "англосаксонского мира". Отныне США и Великобритания должны разговаривать с СССР с позиции силы.

Через год в 1947 г. идеи У. Черчилля в отношении СССР были развиты в послании президента Г. Трумэна Конгрессу США ("доктрина Трумэна "). В них по отношению к СССР были определены 2 стратегические задачи:

·минимум - не допустить дальнейшего расширения сферы влияния СССР и его коммунистической идеологии ("доктрина сдерживания социализма");

·максимум - сделать все, чтобы заставить СССР уйти к своим прежним границам ("доктрина отбрасывания социализма").

Были определены и конкретные экономические, военные, идеологические мероприятия для достижения этих целей:

·оказать широкомасштабную экономическую помощь странам Европы, поставив их экономику в зависимость от США ("план Маршалла");

·создать военно-политический союз этих стран во главе с США;

·использовать свои вооруженные силы для непосредственного вмешательства во внутренние дела стран советской сферы влияния;

·разместить у границ СССР сеть баз США (Греция, Турция);

·поддерживать антисоциалистические силы внутри стран советского блока.

США сразу же приступили к реализации доктрины Трумэна. США настояли на включении Западной Германии в сферу действия плана Маршалла. Западные страны стали добиваться экономической стабилизации Германии и создания немецкого государства на основе трёх западных зон оккупации.

Уже в декабре 1946 г. американская и британская оккупационные зоны на территории Германии были объединены, в 1948 г. к ним присоединилась французская зона. 20 июня 1948 года там была проведена денежная реформа: обесцененная рейхсмарка была заменена новой немецкой маркой. Это дало толчок для восстановления экономики на этих территориях, но это было явным нарушением договорённостей союзников с СССР о совместном решении германских проблем. Единое немецкое экономическое пространство было нарушено. СССР в ответ перекрыл дороги, ведущие из Берлина на запад. Началась блокада Берлина - первая открытая конфронтация СССР со своими бывшими союзниками, продолжавшаяся 324 дня.

За это время снабжение войск союзников в Берлине и двухмиллионного населения Западного Берлина взяла на себя авиация союзников, организовавшая воздушный мост. Советские войска не препятствовали полётам самолётов над территорией Восточной Германии. В мае 1949 года в западных зонах влияния была образована Федеративная Республика Германии (ФРГ).

В 1949 г. был создан военно-политический блок Североатлантический союз (НАТО ), куда вошли США, Канада, целый ряд государств Западной Европы и Турция. В 1951 г. был создан военно-политический блок АНЗЮС в составе США, Австралии и Новой Зеландии.

Руководство СССР расценило курс США как призыв к войне. Это незамедлительно сказалось как на внутренней, так и на внешней политике СССР. Меры, которые принял СССР во внутренней и внешней политике, были адекватными, хотя менее эффективными. Силы были неравны, так как СССР вышел из войны экономически ослабленным, а США - окрепшими. В мире началась "холодная война", продолжавшаяся около полувека (1946-1991 гг.).

СССР стал активно содействовать коммунистическим партиям и движениям в капиталистических странах, способствовал росту национально-освободительного движения, краху колониальной системы.

1.2 Корейский конфликт

СССР стал проводить активную политику в Азии. Так, СССР немало содействовал тому, чтобы в Китае произошла революция и в 1949 г. была создана КНР. В начале 50-х гг. СССР и США принимали участие в корейском конфликте. По окончании Второй мировой войны Корея оказалась разделенной на два государства. В 1950 г. руководство Северной Кореи попыталось вооруженным путем объединить страну. Разразилась корейская война (1950-1953 гг.).

На первых порах война была успешной для Северной Кореи, но вскоре на стороне Южной Кореи с согласия ООН выступили США. Тогда на стороне Северной Кореи выступила КНР. СССР перебросил в Китай несколько дивизий истребительной авиации, передал большое количество военной техники, оказывал китайской армии помощь оружием, боеприпасами, транспортом, медикаментами, продовольствием. Были подготовлены пять советских дивизий для непосредственной оправки в Северную Корею. Война грозила перерасти в мировую. Американское военное командование намеревалось применить атомное оружие, и только опасение, что СССР примет аналогичные ответные меры, удержало его от этого. Кроме СССР, помощь КНДР оказывали КНР и другие социалистические страны. С установлением линии фронта на 38-й параллели конфликт утратил прежнюю остроту и приобрел позиционный характер. Начатые же США массированные бомбардировки КНДР (в том числе напалмовыми бомбами) не принесли им военного успеха, зато способствовали нарастанию антиамериканских настроений в Азии. В 1953 г. умер И.В. Сталин, корейская война была прекращена. Начались мирные переговоры, в результате которых 27 июля 1953 г. было подписано соглашение о перемирии. Корея осталась разделена на два противостоящих государства.

Таким образом, международные отношения во второй половине 40-х - начале 50-х гг. были сложными и даже кризисными.

2. Внутренняя политика СССР

Война обернулась для СССР огромными людскими и материальными потерями. Она унесла почти 26,5 млн. человеческих жизней. Было разрушено 1710 городов и поселков городского типа, уничтожено 70 тыс. сел и деревень, взорвано и выведено из строя 31850 заводов и фабрик,1135 шахт,65 тыс. км железнодорожных путей. Посевные площади сократились на 36,8 млн. га. Страна потеряла примерно одну треть своего национального.

Поэтому в первые послевоенные годы главной задачей было восстановление разрушенного народного хозяйства. США, согласно плану Маршалла, оказывали европейским странам колоссальную финансовую помощь в восстановлении экономики: за 1948-1951 гг. страны Европы получили от США $12,4 млрд. США предложили финансовую помощь и Советскому Союзу, но при условии контроля с их стороны за расходованием предоставляемых средств. Советское правительство на таких условиях эту помощь отвергло. Советский Союз восстанавливал свою экономику за счёт собственных ресурсов.

Уже в конце мая 1945 г. ГКО постановил перевести часть оборонных предприятий на выпуск товаров народного потребления. Был принят закон о демобилизации 13-ти возрастов личного состава армии. Демобилизуемые обеспечивались комплектом одежды и обуви, единовременным денежным пособием, местные власти должны были в течение месяца трудоустроить их. Произошли изменения в структуре государственных органов. В 1945 г. был упразднен Государственный Комитет Обороны (ГКО). Его функции были вновь распределены между Советом Народных Комиссаров, ЦК ВКП (б) и Верховным Советом СССР. В соответствии с законом от 15 марта 1946 г. Совет Народных Комиссаров и наркоматы были преобразованы в Совет Министров СССР и министерства. Председателем Совета Министров в 1946 - 1953 гг. по-прежнему являлся И.В. Сталин. Во главе министерств стояли члены правительства, они осуществляли исполнительную и распорядительную деятельность в соответствующих отраслях народного хозяйства и культуры.

С 1943 г. функции управления в области охраны государственной безопасности и общественного порядка осуществляли НКВД СССР (до 1946 г. - нарком Л.П. Берия, затем - С.Н. Круглов) и НКГБ СССР (нарком В.Н. Меркулов, затем - В.С. Абакумов). В 1946 г. наркоматы были переименованы соответственно в министерство внутренних дел СССР и министерство государственной безопасности СССР.

На предприятиях и учреждениях был возобновлен нормальный режим труда: восстанавливался 8-часовой рабочий день, ежегодные оплачиваемые отпуска. Был пересмотрен государственный бюджет, ассигнования на развитие гражданских отраслей экономики увеличивались. Госплан подготовил 4-летний план восстановления народного хозяйства на 1946-1950 гг. Восстановление и развитие промышленности. В области промышленности предстояло решить три важнейшие задачи:

·демилитаризовать экономику;

·восстановить разрушенные предприятия;

·осуществить новое строительство.

Демилитаризация экономики в основном завершилась в 1946-1947 гг. были упразднены некоторые наркоматы военной промышленности (танковый, минометного вооружения, боеприпасов). Вместо них создали министерства гражданского производства (сельскохозяйственного, транспортного машиностроения и др.).

Значительный размах получило строительство новых промышленных предприятий по всей стране. Всего за годы первой послевоенной пятилетки было построено новых и восстановлено разрушенных в годы войны 6200 крупных предприятий.

1.2 Атомное оружие

Так как началась "холодная война", то советское руководство в послевоенный период особое внимание уделяло развитию оборонной промышленности, в первую очередь созданию атомного оружия. Работы по созданию атомного оружия стали вестись в СССР в 1943 г. под руководством молодого физика И.В. Курчатова. После испытания 16 июля 1945 г. атомной бомбы США И.В. Сталин приказал ускорить работы по созданию атомного оружия.20 августа 1945 года для руководства атомным проектом ГКО создал Специальный комитет с чрезвычайными полномочиями во главе с Л.П. Берией.29 августа 1949 г. в СССР была взорвана первая атомная бомба. США потеряли монополию на владение атомным оружием. Это была инженерно и научно сложная плутониевая бомба. Советские учёные продолжили свои разработки и в скором времени вышли на более высокий уровень научных исследований, значительно опередив американцев в создании более совершенного атомного оружия - водородной бомбы. Одним из её создателей стал А.Д. Сахаров. Испытания водородной бомбы были произведены в СССР 12 августа 1953 г. Она была в 20 раз мощнее, чем плутониевая. Следующим шагом советских учёных стало использование атома в мирных целях - в 1954 г. в г. Обнинске под Москвой под руководством И.В. Курчатова была построена первая в мире атомная электростанция.

В целом промышленность была восстановлена к 1947 г. Пятилетний план по выпуску промышленной продукции был выполнен с большим превышением: вместо запланированного роста на 48% объём промышленной продукции в 1950 году превысил уровень 1940 г. на 73%.

1.3 Сельское хозяйство

Особо тяжёлый урон война нанесла сельскому хозяйству. Его валовая продукция в 1945 г. не превышала 60% от довоенного уровня. Были сильно сокращены посевные площади, поголовье крупного рогатого скота была крайне низким. Положение дел осложнилось невиданной за последние 50 лет засухой в 1946 г. на Украине, Молдавии, Нижнем Поволжье, Северном Кавказе. В 1946 г. средняя урожайность составила 4,6 ц с гектара. Голод вызвал массовый отток населения в города.

В феврале 1947 г Пленум ЦК ВКП (б) рассмотрел вопрос "О мерах подъема сельского хозяйства в послевоенный период". Поднять сельское хозяйство решено было следующими мерами:

·обеспечить сёла сельскохозяйственной техникой;

·повысить культуру земледелия.

Для осуществления намеченного плана был увеличен выпуск сельскохозяйственной техники, велись работы по электрификации села.

В целях укрепления колхозов в начале 1950-х гг. было проведено укрупнение хозяйств путём добровольного объединения мелких колхозов в более крупные. Вместо 254 тыс. мелких колхозов в 1950 г. было создано 93 тыс. укрупнённых хозяйств. Это способствовало улучшению сельскохозяйственного производства, более эффективному использованию техники.

Но предпринятые меры не изменили тяжёлого положения в сельском хозяйстве. Колхозники были вынуждены жить за счёт личного подсобного хозяйства. Городские жители разбивали на колхозных землях сады и огороды.

И осенью 1946 г. государство развернуло широкий поход против садоводства и огородничества под знаменем разбазаривания общественных земель и колхозного имущества. Личные подсобные хозяйства были урезаны и обложены высокими налогами. Доходило до абсурда: каждое фруктовое дерево облагалось налогом. Были значительно повышены налоги с доходов от продаж на рынке. Сама рыночная торговля разрешалась лишь тем крестьянам, колхозы которых выполнили государственные поставки. Каждое крестьянское хозяйство было обязано сдавать государству в качестве налога за земельный участок мясо, молоко, яйца, шерсть. В 1948 г. колхозникам было "рекомендовано" продать государству мелкий скот, что вызвало массовый забой по стране свиней, овец, коз (до 2-х млн. голов). В конце 40-х - начале 50-х гг. было проведено раскулачивание личных хозяйств и создание новых колхозов в западных районах Украины, Белоруссии, в республиках Прибалтики, Правобережной Молдавии, присоединённых в 1939-1940 гг. к СССР. В этих районах была проведена массовая коллективизация.

Несмотря на принимаемые меры, положение в сельском хозяйстве оставалось тяжёлым. Сельское хозяйство не могло удовлетворить потребности страны в продовольствии и сельскохозяйственном сырье. Социально-экономическое положение сельского населения также оставалось тяжёлым. Плата за труд носила чисто символический характер, колхозникам не полагались пенсии, они не имели паспортов, им не разрешалось покидать деревню без разрешения властей Денежная реформа 1947 г. также больнее всего ударила по крестьянству, хранившему свои сбережения дома. План 4-ой пятилетки по развитию сельского хозяйства не был выполнен.

На развитие сельского хозяйства отрицательно сказалась позиция группы учёных во главе с ученым биологом и агрономом Т.Д. Лысенко.

В начале 30-х гг. в среде учёных-селекционеров-генетиков возник конфликт. В южных районах страны была постоянная угроза голода. В этих условиях И.В. Сталин решил возложить на сельскохозяйственную науку революционные задачи. В 1931 г. Правительство СССР и ЦК ВКП (б) приняли постановление "О селекции в семеноводстве", согласно которому в стране в течение 2-х лет должна была произойти смена сортов возделываемых растений низкоурожайных на высокоурожайные. Молодой учёный Т.Д. Лысенко с небольшой группой его сторонников на различных совещаниях, съездах колхозников обещал, что эти задачи он выполнит. Этим он и обратил на себя внимание И.В. Сталина.

Монополизм Т.Д. Лысенко в биологии привёл к уничтожению целых научных школ, гибели многих видных учёных. Т.Д. Лысенко удалось достичь некоторых результатов: создать высокоурожайные сорта злаковых растений, фруктовых деревьев и т.д., но позже было доказано, что большинство его идей не более, чем шарлатанство, основанное на лженаучных исследованиях и фальсификациях результатов опытов.

В 1950 г. уровень сельскохозяйственного производства достиг довоенного уровня, но постоянными проблемами в сельском хозяйстве оставались кормовая, зерновая, мясомолочная. В 1947 г. была отменена карточная система на продовольственные и промышленные товары, была проведена денежная реформа.

3. Общественно-политическая и культурная жизнь

В послевоенное время для восстановления экономики, налаживания мирной жизни требовалось огромное духовное напряжение всего общества. Между тем творческая и научная интеллигенция, по своей природе тяготеющая к расширению творческих контактов, надеялась на либерализацию жизни, ослабление жесткого партийно-государственного контроля, возлагала надежды на развитие и укрепление культурных контактов с США и странами Запада. Речь о всестороннем послевоенном сотрудничестве шла на Ялтинской, Потсдамской конференциях. В 1948 г. ООН приняла "Всеобщую декларацию прав человека", в которой говорилось, что каждый человек имеет право на свободу творчества и передвижений, независимо от государственных границ.

Но международная обстановка сразу же после войны резко изменилась. Вместо сотрудничества во взаимоотношениях бывших союзников по антигитлеровской коалиции началась конфронтация. Политики перестроились быстро, интеллигенция быстро перестроиться не смогла. Некоторые почувствовали себя обманутыми, потерянными, что нашло отражение в их творчестве.

Руководство СССР взяло курс на "завинчивание гаек" в отношении интеллигенции.

С лета 1946 г. власти развернули широкое наступление против "западного влияния" на развитие отечественной культуры. В августе 1946 г. был создан новый журнал "Партийная жизнь", призванный взять под контроль развитие культуры, которая, по мнению партийных чиновников, "страдала идеологической вялостью, появлением новых идей и иностранных влияний, подрывающих дух коммунизма". Поход против "западничества" возглавил член Политбюро и секретарь ЦК ВКП (б), отвечавший за идеологию, А.А. Жданов.

В марте 1946 г. было принято постановление ЦК ВКП (б)"О журналах "Звезда" и "Ленинград". Эти издания обвинялись в пропаганде идей, "чуждых духу партии", предоставлении литературной трибуны для "безыдейных, идеологически вредных произведений". Особой критике было подвергнуто творчество писателей М.М. Зощенко и А.А. Ахматовой. В рассказе М.М. Зощенко "Приключения обезьяны" власти увидели нарочито уродливое изображение жизни советских людей, что видно в словах, вложенных в уста обезьяны: "В зоопарке жить лучше, чем на воле, и что в клетке легче дышится, чем среди советских людей". В постановлении отмечалось, что Зощенко проповедует "гнилую безыдейность, пошлость и аполитичность" с целью дезориентации советской молодежи, "изображает советские порядки и советских людей в уродливо карикатурной форме", а Ахматова является типичной представительницей "чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии", пропитанной "духом пессимизма и упадочничества. старой салонной поэзии". В итоге журнал "Ленинград" был закрыт, а в журнале "Звезда" заменено руководство.А. А. Ахматову и М.М. Зощенко исключили из Союза писателей (См. дополнительный хрестоматийный материал).

Вслед за литературой было "усилено партийное руководство" театром и кино. 26 августа 1946 г. было принято постановление ЦК ВКП (б)"О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению", в котором осуждалось преобладание в театрах страны классического репертуара в ущерб пьесам, посвященным "пафосу борьбы за коммунизм". А немногие встречающиеся в репертуарах пьесы на современную тематику критиковались как слабые и безыдейные, в которых советские люди предстают "примитивными и малокультурными, с обывательскими вкусами и нравами".4 сентября 1946 г. появилось новое постановление ЦК, посвященное критике "безыдейности" ряда кинофильмов.

В 1946 г. властями был создан новый еженедельник "Культура и жизнь", который вскоре начал массовую компанию против "декадентских тенденций" в театре и потребовал исключения из репертуара всех пьес зарубежных авторов.

Критике было подвергнуто и творчество некоторых композиторов. Поводом послужило исполнение в 1947 г. трех произведений, созданных к годовщине Октябрьской революции: Шестой симфонии С.С. Прокофьева, "Поэмы" А.И. Хачатуряна и оперы "Великая дружба" В.И. Мурадели. В феврале 1948 г. выходит постановление ЦК ВКП (б)"О декадентских тенденциях в советской музыке", где подверглись критике В.И. Мурадели, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.И. Хачатурян, Н.Я. Мясковский. После выхода этого постановления началась чистка и в Союзе композиторов. Подвергнутые критике произведения запрещались и изымались из репертуара театров.

Постановления ЦК ВКП (б) по вопросам культуры были, с одной стороны, примером грубого административного вмешательства в культуру, тотального подавления личности; с другой, - это был мощный рычаг самосохранения режима.

В 1949 г. в обществе началась широкая кампания против космополитизма и "низкопоклонства перед Западом". "Безродных космополитов" обнаруживали во многих городах. Одновременно началось раскрытие литературных псевдонимов писателей еврейской национальности, чтобы подчеркнуть, кто скрывался за ними.

Дискуссия по вопросам языкознания. Заметным явлением в общественной жизни страны в 1950 г. стала "дискуссия по вопросам языкознания".

Языкознание или лингвистика, не считалась у нас одной из ведущих наук, но и в этой науке, начиная с 20-х гг., началась настоящая борьба, утверждалась иерархия власти и влияния. На роль лидера в этой области претендовал Н.Я. Марр.

Идеи Н.Я. Марра в области языкознания всегда были крайне парадоксальны, но именно это и принесло ему известность. Например, Н.Я. Марр утверждал, что грузинский и армянский языки являются родственными, что языки могут скрещиваться, давая жизнь новым языкам и т.д.

В конце 20-х гг. он заявил, что приступает к углублённому изучению трудов К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина. Вскоре он выдвинул "новое учение о языке" (яфетичную теорию), касавшееся проблем связи развития языка и общества. Язык, согласно Н.Я. Марру, надо рассматривать с точки зрения исторического материализма, как надстройку над базисом: "Нет языка, который не был бы классовым, и, следовательно, нет мышления, которое не было бы классовым". "Не существует национального, общенационального языка, а есть классовый язык".

С новой силой дискуссия в языкознании разгорелась после войны. Разгром противников Н.Я. Марра продолжался по всей стране.

Со всех концов страны к И.В. Сталину шли тысячи жалоб, докладных записок и писем от учёных, но все они оседали в секретариате. В 1950 г. руководство Грузии добилось того, чтобы к И.В. Сталину попал доклад-жалоба ведущего языковеда Грузии академика Арнольда Чикобава, в котором тот просто и убедительно обрисовал положение в языкознании. И.В. Сталин был удивлён, что крупные повороты в науке происходят без его ведома и решил вмешаться в дискуссию. Он засел за изучение книг о языке. 20 июня 1950 г. в газете "Правда" была опубликована статья И.В. Сталина "Относительно марксизма в языкознании", в которой автор писал, что нет буржуазного и пролетарского языка, язык создаёт народ как целое. Язык - никакая не надстройка, а средство общения всего народа. "Думают ли эти товарищи, что английские феодалы объяснялись с английским народом через переводчиков, что они не пользовались английским языком?", - писал И.В. Сталин. На этом дискуссия в языкознании закончилась.

В марте 1952 г. состоялся XIX съезд ВКП (б), на котором последний раз присутствовал И.В. Сталин. В повестке дня съезда стояли экономические вопросы: подведение итогов восстановления разрушенного войной народного хозяйства и утверждение директив по новому пятилетнему плану развития народного хозяйства. На съезде было принято решение переименовать ВКП (б) в КПСС (Коммунистическая партия Советского Союза). К этому времени численность членов партии возросла. Если в 1939 г. в ВКП (б) насчитывалось около 1,6 млн. чел, то в 1946 г. в ВКП (б) было уже около 6 млн. чел., более половины из них было принято в партию во время и после окончания Великой Отечественной войны. Роль ВКП (б) в обществе была достаточно высока. В партии к этому времени сложился разветвленный и отлаженный механизм организационной структуры, установился жесткий централизм, партия полностью контролировала и руководила всеми сферами общественной жизни. Политическая оппозиция в стране отсутствовала. "Уставные нормы партийной жизни" не действовали.

Высший орган ВКП (б) - съезд не собирался с марта 1939 г., перестал функционировать и Центральный Комитет (с 1945 по 1952 г. было проведено всего лишь два пленума). Утратило свое значение Политбюро. Оно превратилось из постоянно действующего коллегиального органа в собрание узкого круга приближенных И.В. Сталина, созываемое по его воле. Протоколы заседаний не велись. Партийные органы по-прежнему пронизывали всю структуру государственной власти и управления.

В последние годы И.В. Сталин был одинок: рядом не было близкого человека, дети Василий и Светлана не радовали. В ночь на 2 марта 1953 г. на даче в Кунцеве у И.В.

Сталина произошло кровоизлияние в мозг с потерей сознания, речи, параличом правой руки и ноги. Когда утром 2 марта начальник личной охраны доложил о произошедшем своему руководству, то последовал звонок от министра внутренних дел Л.П. Берии никому ничего не сообщать. Более 13 часов соратники оставляли И.В. Сталина без медицинской помощи.5 марта 1953 г. в 21 час.50 мин., не приходя в себя, И.В. Сталин скончался. Его смерть стала подлинным горем для советских людей. Огромные массы желающих проститься с ним хлынули к Колонному залу Дома Союзов, где был выставлен гроб. Люди шли нескончаемым потоком, несколько тысяч москвичей и приезжих погибло в давке. Тело И.В. Сталина было помещено в Мавзолей рядом с В.И. Лениным.

Со смертью этого человека заканчивалась сложная, неоднозначная, но, несомненно, героическая история советского общества.

Спустя несколько лет, вспоминая своего фронтового союзника и политического врага, У. Черчилль назвал И.В. Сталина восточным тираном и великим политиком, который "взял Россию" лапотной, а оставил с атомным оружием.

Заключение

Итак, мы можем сделать следующие выводы:

после Второй мировой войны статус и влияние СССР выросло до такой степени, что международное сообщество не могло не считаться с ним. Обладание ядерной бомбой делало положение Советского Союза еще более прочным;

СССР на оккупированных им территориях Восточной Европы навязал этим странам свою модель социалистической ориентации развития государства коммунистически-сталинского типа;

конфронтация СССР с США, Англией и Францией привела к разделу Германии и формированию политических и военно-политических блоков - НАТО, АНЗЮС, Коминформбюро, организацию стран Варшавского договора;

противостояние двух противоположных социально-экономических систем переросло в вооруженную конфронтацию и стало причиной начала "холодной войны";

демографические потери СССР в войне были чудовищны; они составили шестую часть активного населения;

жизненный уровень населения стал ниже, чем в предвоенные годы вследствие значительного роста цен на продукты и бытовые промышленные товары, а уровень зарплат был поднят незначительно; катастрофически не хватало жилья; большинство инвестиций государства шли в тяжелую промышленность, оборону и интернациональную помощь;

масштаб потерь в промышленности и сельском хозяйстве был чудовищным; практический на всей территории, бывшей в оккупации, была уничтожена вся промышленная база и разорены колхозы и совхозы; однако руководство страны взяло курс на ускоренное развитие военно-промышленной базы страны и это привело к очень медленным темпам восстановления в послевоенное время;

принудительная коллективизация, ограничение на торговлю своей продукцией и уменьшение прав и свобод сельского населения привело к оттоку крестьян из сельской местности в города;

приток неквалифицированной рабочей силы из сельской местности на предприятия привел к кризису, результатом которого стали очень ограниченный рост производительности труда, проблемы производственной дисциплины, брак в работе, большая текучесть кадров;

насильственный возврат территорий стран Прибалтики и Западной Украины в состав СССР, политика, проводимая там, навсегда испортила отношения; возникшие в те времена ненависть, недовольство к России остались до сих пор, и в нынешнее время возникают большие сложности в отношениях с этими странами;

депортация и репрессии против многих малых народов, живущих в СССР, привела к обострению межнациональных отношений, к проблеме, которую наша страна решает до сих пор;

система концлагерей достигла своего апогея; благодаря неограниченным человеческим ресурсам ГУЛАГа были освоены новые труднодоступные районы, которые эксплуатируются и настоящее время;

ужесточение в контроле за искусством, наукой, литературой привело к тому, что многие творческие деятели прекратили свою деятельность; запрет в науке на развитие новых перспективных направлений знаний привело в полному застою; зарубежная наука на много десятилетий обогнала Россию в изучении и применении научных достижений;

в условиях административно-командной системы, культа личности Сталина возникло глубокое противоречие между необходимостью изменений в социально-политической и экономической сферах и неспособностью руководства страны осознать и осуществить эти изменения.

Похожие работы на - СССР после Второй мировой войны (1946-1953 гг.)