Безработица в самом общем виде представляет недоиспользование имеющихся в наличии трудовых ресурсов. Иначе можно сказать, что безработица – это такое состояние рынка труда, когдачасть способных и желающих трудиться по найму людей не может найти работу.

К категории безработных по методологии МОТ относятся трудоспособные граждане, не имеющие работы на момент проведения статистического обследования (зарегистрированные в органах службы занятости), ищущие работу и готовые приступить к ней немедленно.

Безработица измеряется через показатель уровня илинормы безработицы (u), который рассчитывается как отношение числа безработных (зарегистрированных или выявленных в процессе обследования) ко всей рабочей силе. Рабочая сила (L) представляет совокупность занятых (E) и безработных (U) и характеризует экономически активную часть трудоспособного населения страны: L = E + U.

Формула расчета уровня безработицы имеет вид:

Важным показателем статистики труда также выступает показатель уровня участия в рабочей силе. Он отражает долю трудоспособного населения, присутствующую на рынке труда, и рассчитывается как отношение численности рабочей силы к общей численности трудоспособного населения, выраженное в процентах:

Количество безработных, зарегистрированное в службе занятости, характеризует явный вид безработицы. Официально зарегистрированная безработица не может охватить всех безработных. С целью выявления всех незарегистрированных безработных используется выборочное обследование семей.

Поскольку имеются различные теоретические подходы к анализу механизма функционирования рынка труда, постольку предлагаются и различные объяснения причин существования безработицы. Как показано в третьем вопросе темы 11, по мнению экономистов–классиков, конкуренция на рынке труда исключает вынужденную безработицу, когда квалифицированные работники, готовые трудиться за существующую ставку заработной платы, не могут найти работу. Классики утверждают, что безработица носит добровольный характер (работники требуют слишком высокой оплаты труда и предпочитают не работать за существующую заработную плату), вмешательство государства в рыночный механизм может привести к негативным последствиям. В неоклассическом подходе количественно добровольная безработица складывается из безработицы, являющейся результатом процесса поиска работы, спекулятивной безработицы и безработицы ожидания.

Кейнсианская теория исходит из возможности существования устойчивой вынужденной безработицы, обусловленной негибкостью заработной платы. По мнению кейнсианской теории, спрос на рабочую силу регулируется не колебаниями рыночных цен на труд, а определяется совокупным спросом и объемом производства, поэтому для ликвидации неравновесия на рынке труда необходимо вмешательство государства.


Таким образом, анализ рынка труда позволяет выделить следующие основные возможные причины безработицы:

Негибкость рынка труда;

Негибкость заработной платы;

Недостаток совокупных расходов.

Эти причины обусловливают и различные типы безработицы: фрикционную, структурную, циклическую.

Фрикционная безработица является результатом процесса поиска работы и обусловлена тем, что требуется время, чтобы работник «встретился» со своей работой. Поэтому всегда одновременно существуют безработные, обладающие определенными навыками, и незаполненные вакансии, на которых их навыки могут быть востребованы. Фрикционная безработица порождается действиями самих работников, изменениями в структуре предложения труда. Она носит добровольный характер и имеет, как правило, кратковременный характер.

Структурная безработица означает сосуществование несоответствия друг другу безработных и свободных вакансий. Она обусловлена структурными сдвигами в экономике, вследствие которых безработные либо не обладают нужной профессией, либо живут в таких местах, которые не позволяют им занять свободные вакансии. Граница между структурной и фрикционной безработицей довольно расплывчата. Но структурная безработица связана с изменениями в структуре совокупных расходов, и, следовательно, в структуре спроса на труд. Структурная безработица носит вынужденный характер. Элементом структурной безработицы рассматривается сезонная безработица, традиционно проявляющаяся в сельском хозяйстве, строительстве и туризме.

Циклическая безработица является следствием недостаточности совокупного спроса в фазах спада и депрессии делового цикла, когда возникает нехватка рабочих мест в целом независимо от специальности и квалификации работников. Циклическая безработица имеет вынужденный характер.

Фрикционная и структурная безработицы неизбежны для экономики. Циклическая безработица преодолима при помощи макроэкономической политики государства. Сумма уровней фрикционной и структурной безработицы составляет естественный уровень безработицы . Естественный уровень безработицы характеризует уровень полной занятости в экономике . Реальный ВВП, достигаемый при естественном уровне безработицы, называется производственным потенциалом экономики или коротко, потенциальным ВВП. Естественный уровень безработицы не является постоянной величиной.

При уровне безработицы выше естественного, фактический объем ВВП меньше потенциального. Недопроизведенный потенциальный объем товаров и услуг, то есть разность между фактическим и потенциальным объемами национального производства, теряется безвозвратно и составляет экономические издержи безработицы. Взаимосвязь между уровнем безработицы и недополученным объемом ВВП раскрывает закон Оукена. В соответствии с этим законом, если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1%, то отставание объема ВВП составляет 2,5% (для экономики США). В общем виде закон Оукена можно выразить формулой:

где u – фактический уровень безработицы, u * - естественный уровень безработицы, β – коэффициент Оукена (индивидуальный для каждой экономики, но всегда больше 1), Y – фактический ВВП, Y * - потенциальный ВВП.

Безработица имеет не только экономические, но и социальные издержки – потеря безработными квалификации, распад семей, моральная и психологическая подавленность, общественные беспорядки и др.

Уровень безработицы - это доля безработных в общей величине рабочей силы.

Он измеряется в процентах и рассчитывается по формуле:

§ - уровень безработицы

§ - число безработных

§ - рабочая сила (занятые и безработные)

Безработица может быть обусловлена множеством причин, а значит принимает множество форм. Обычно выделяют фрикци­онную, структурную и циклическую безработицу.

Фрикционная безработица связана с поиском и ожиданием работы по своей специальности. Это безработица среди лиц, которые ищут работу, соответствующую их квалификации и индивидуальным предпочтениям. Продолжительность фрикционной безработицы характеризуются краткосрочным периодом, необходимым для поиска новой работы в связи с получением образования, выходом из декретного отпуска, переездом на новое место жительства, с увольнением по собственному желанию из-за из­менений профессиональных предпочтений. Фрикционная безработица имеет преимущественно добровольный характер и отличается непродолжительностью, поскольку у данной категории безработных есть навыки к работе, которые можно продать на рынке труда. Фрикционная безработица существует практически всегда и везде и является неотъемлемым элементом любой экономики. Фрикционная безработица считается неизбежной и в какой-то мере желательной, так как многие рабочие переходят с низкооплачиваемой малопродуктивной работы на более высокооплачиваемую и более продуктивную. Это означает более высокие доходы для работников и более рациональное распределение и использование трудовых ресурсов.

Структурная безработица возникает вследствие каких-либо структурных экономических сдвигов или внедрения в производство достижений НТП. Структурная безработица - это безработица среди лиц, профессии которых «устарели» или оказались невостребованными из-за научно-технического прогресса. Структурная безработица может быть обусловлена упадком старых отраслей промышленности (черной металлургии, угольной, тек­стильной и др.). Работники таких отраслей попадают в тяжелое положение, утрачивая не только работу, но и профессию. Кроме того, структурными безработными считаются рабочие, имеющие низкую квалификацию и небольшой производственный опыт. Структурная безработица носит вынужденный характер и отличается большей продолжительностью по сравнению с фрикцион­ной, так как получение новой работы для этой категории безработных будет сопряжено с переподготовкой, переквалификацией, а возможно, и со сменой места жительства.

Структурная безработица в определенном смысле также присуща экономике, как и фрикционная. В этой связи возникает понятие естественного уровня безработицы, представляющего собой сумму фрикционной и структурной безработицы. Естественная безработица имеет место в том случае, когда численность людей, занятых поиском работы, совпадает с количеством сво­бодные рабочих мест, т. е. существует возможность трудоустро­иться. Естественный уровень безработицы предполагает наличие резерва рабочей силы, которая может быстро перемещаться в экономике, занимая свободные места. Естественный уровень безработицы характеризует величину оптимального резерва ра­бочей силы, способной перемешаться в экономике из одной сферы в другую в ответ на изменение потребности в трудовых ресурсах. Без этого резерва экономическая система функционировать не может. Естественный уровень безработицы для разных стран различен: для Великобритании и Франции - 5 %. Швеции н Японии - 1.5-2 %, Канады - 8 %, США - 5-6 %. Эко­номисты склоняются к мнению, что естественный уровень без­работицы должен составлять в среднем 4-6 %. В определенных условиях реальная безработица может оказаться даже ниже есте­ственного уровня, например в условиях войны. Если существующая безработица количествен но соответствует уровню естественной безработицы, то считается, что экономика функционирует в условиях полной занятости, когда производится полный объем производства, т. е. фактически производимый ВВП равен своему потенциально возможному значению. Итак, полная занятость не означает 100%-ной занятости населения.

Циклическая безработица представляет собой отклонение фактического уровня безработицы от естественного. Эта разница получила название циклической безработицы, так как чаше все­го она возникает в фазах спада или депрессии экономического цикла. В период циклического спала циклическая безработица дополняет фрикционную и структурную, в периоды циклического подъема рассматриваемая форма безработицы обычно отсутствует.

Выделяют и другие формы безработицы. Добровольная безработица возникает при наличии некоторого количества трудоспособных лип, не желающих работать, поскольку предлагаемые им вакансии связаны с низкооплачиваемым трудом. Вынужденная безработица имеет место в том случае, если государство законодательно фиксирует минимальную оплату труда на уровне, превышающем равновесный; в результате будет наблюдаться разрыв между величинами спроса и предложения на рынке труда, приводящий к возникновению излишков рабочей силы, т. е. вынужденной безработицы. Институциональная безработица связана с деятельностью государства и его институтов. Она может быть вы­звана институциональными факторами, влияющими на спрос и предложение труда. Например, государство устанавливает достаточно высокое пособие по безработице, что снижает стимулы к поиску нового места трудоустройства. Другой вариант - в экономике существует достаточно высокий уровень налога на доходы физических лиц, и многие предпочитают меньше работать или не работать вовсе. Региональная безработица вызывается различиями в экономическом развитии разных регионов одной страны и, соответственно, неодинаковыми уровнями безработицы. Региональная безработица формируется под воздействием исторических, демографических, социально-психологических факторов, которые непреодолимы с помощью одних только средств экономической политики. Застойная безработица охватывает людей с крайней нерегулярностью занятий, живущих на случайные заработки. Некоторые экономисты выделяют технологическую безработицу, которая вызывается внедрением малолюдной или без­людной технологии производства, основанной в современных ус­ловиях на электронной технике. Для плановых и переходных экономик характерна скрытая безработица. В случае плановой экономики отсутствие стимулов к труду ведет к низкой производительности, когда работу одного человека выполняют двое. Это говорит о том, что одно рабочее место лишнее и фактически вто­рой человек должен оказаться без работы. В случае переходной экономики скрытую безработицу представляют люди, которые трудятся неполный рабочий день или неделю, находящиеся в вынужденных отпусках.

33. Влияние безработицы на экономику.

Влияние безработицы на экономику не следует оценивать как Исключительно негативное Безработица выполняет как деструктивные, так и конструктивные функции (табл. 162)

Влияние безработицы на объем годового национального (внутреннего) производства исследовавшему американский ученый Артур Оукен (Окунь) Он математически определил связь между превышения фактических уровня я безработицы над естественным уровнем и потерями ВНП (ВВП):

Стимулирование эффективной занятости и конкуренции на рынке труда Приспособление наемных работников к требованиям рынка труда Обеспечение мобильности ресурсов во времени и в пространстве Резервирование части трудовых ресурсов в разные периоды экономической конъюнктуры в одних сегментах для возможности их использования в друг гих Свободное волеизъявление наемного работника Относительно перерывов в экономической деятельности с целью изменения работы и т. п. Стихийное регулирование спроса и предложения труда в территориальном, профессиональном и квалификационном аспектах

Из сказанного выше можно сделать вывод, что экономика, находящаяся в условиях естественного уровня безработицы, испытывает на себе конструктивное влияние, а уровень безработицы, превышающий естественный ный, оказывает преимущественно деструктивное влияние на экономик.

Мы рассмотрелы цикличность и безработицу в качестве форм проявления макроэкономической нестабильности Инфляция также является могучим дестабилизирующим фактором Ее содержание и последствия раскрыты в гл. 6.

Ответы 34-36

34. Государственная политика занятости.

35. Государственный бюджет, его структура, дефицит и профицит, управление.

36. Национальное богатство. Национальный доход: его источники, распределение, перераспределение и использование.

34.Социальная политика в настоящее время относится к числу основных направлений деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, причем особенно важна эта роль на уровне регионов. Этот организационно-управленческий уровень сочетает в себе государственно-обобщающее и конкретно-территориальное начало. Перспективы развития социальной политики как феномена общественной жизни состоят в институциализации, то есть преобразовании ее (политики) в устойчивый воспроизводящийся социальный институт. Процесс становления социального института проходит через развитие социального законодательства, организационных и кадровых основ, формирование институциальной этики и сознания. Социальный институт - сложная, нормативно устоявшаяся общественная практика, имеющая подвижный во времени и пространстве, взаимодополняющий характер, отвечающая нормам гражданского общества.

Государство должно взять на себя функции установления правовых норм регулирования трудовых отношений, разработки рекомендаций и осуществления контроля над социальными процессами. Государственная политика своей основополагающей целью должна считать «устойчивое развитие» (термин пришел из экологии и в общем виде обозначает глобальную сбалансированность системы, в том числе и с окружающей средой). Необходимо поддержание пропорций на макроуровне, антициклическое регулирование.

Важнейшими элементами, характеризующими функционирование государства на рынке труда, выступают активная антиинфляционная политика государства и противодействие вынужденной безработице (здесь необходимо достижение баланса, возможно, за счет поддерживающих равновесие иных мероприятий и механизмов, поскольку инфляция и безработица - два разнонаправленных регулятора на рынке труда); устранение диспропорций в распределении трудовых ресурсов, создание условий нормального воспроизводства рабочей силы и ослабление социальной напряженности в обществе.

Понятие социальная защита рассматривается, как правило, в двух смыслах: в широком - это деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение важнейших социальных прав, в том числе права на достойный человека уровень жизни, необходимый для нормального воспроизводства и развития личности.

При этом необходимо учесть, что если субъект занятости осознает ее динамику, он может играть в ней активную роль, стимулируя таким образом свое собственное развитие, свои способности в сфере социальной защиты населения, в сфере занятости, которая не на словах, а на деле выработала бы целый комплекс мер по обеспечению гарантий в области занятости (защита от безработицы), справедливого вознаграждения за труд (трудовая мотивация), социальной защищенности нетрудоспособных членов общества, ликвидации малообеспеченности, бедности; пенсионных выплат престарелым и инвалидам, компенсации потерь населения от инфляции, роста цен и т. д. По отношению к трудоспособному населению социальная защита предполагает систему соответствующих мер (гарантий), создание равных условий для повышения своего благосостояния за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предприимчивости. Социальная защита в узком смысле - это комплекс целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержки наиболее уязвимых слоев населения, и прежде всего от негативных последствий процессов переходного периода в проведении реформ и движения к рынку.

В рамках данной стратегической линии основной целью государственной политики занятости становится формирование благоприятных условий для занятости населения и обеспечения предприятий рабочей силой через экономическую стабилизацию, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, развитие систем обучения кадров, действия государственных органов по вопросам занятости. Состояние рынка труда является результатом множества экономических и социальных факторов, равно как и сам рынок труда становится силой, воздействующей на них. Так, пенсионная, молодежная политика и политика в области образования должны учитывать фактор влияния на рынок труда, выполняя при этом свою основную роль. Поэтому решение задач нейтрализации безработицы может быть успешным только при достижении реальной интеграции политики занятости в общую социально-экономическую политику.

35.Государственный бюджет - важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный проце́сс.

В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:

Федеральный бюджет

Бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты)

Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)

Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.

Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетный профици́т (или профицит бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит (или дефицит бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секве́стр.

36.Национальный доход (англ. national income) - один из обобщающих показателей экономического развития страны, вновь созданная в материальном производстве стоимость.

Национальный доход складывается из:

Заработной платы рабочих и служащих;

Дополнительных выплат;

Рентных доходов владельцев собственности;

Чистого процента по потребительским кредитам;

Прибылей корпораций;

Чистого дохода собственников.

Национальный доход определяется по формулам:

НД = ВНП - амортизация, налоги и непроизводственные расходы

НД = ЧНП - чистые косвенные налоги на бизнес.

Национальный доход, вновь созданная в сфере материального производства стоимость или соответствующая ей часть совокупного общественного продукта в натуральной форме, исчисленная за год. Результатом материального производства в течение данного года является совокупный общественный продукт. Если из его стоимости вычесть все материальные затраты, сделанные за год, то останется вновь созданная за год стоимость, или Н. д. общества. В натурально-вещественном выражении годовой Н. д. состоит из всей массы произведённых за год предметов потребления и средств производства, используемых для расширения производства.

Н. д. - обобщающий показатель экономического развития страны, в котором синтезируется уровень развития производительных сил общества, в наиболее общем виде отражаются его экономическая структура и результаты процесса расширенного воспроизводства за определённый период времени.

Экономическая природа Н. д., его источники, принципы распределения и характер использования определяются общественным способом производства. Правильное понимание сущности Н. д. возможно лишь на основе научной теории общественного воспроизводства. Эту теорию создали основоположники марксизма-ленинизма.

Задача №1

Исходные данные:

Численность занятых в составе ЭАН – 85 млн.человек; численность безработных – 15 млн.человек. Месяц спустя из 85 млн.человек, имевших работу, были уволены и ищут работу 0,5 млн.человек; 1 млн. человек из числа официально зарегистрированных безработных прекратили поиски работы.

Постановка задачи:

1. Определите начальный уровень безработицы?

2. Определите численность занятых?

3. Определите количество безработных и уровень безработицы месяц спустя?

Уровень безработицы определим по формуле:

, – численность безработных; – численность экономически активного населения.

Подставив числовые значения, получим:

.

Месяц спустя из 85 млн. чел., имевших работу были уволены и ищут работу 0,5 млн. чел., 1 млн. чел. из числа официально зарегистрированных безработных прекратили поиски работы.

, .

Уровень безработицы месяц спустя, определим:

.

Задача №2

Исходные данные:

В таблице представлены данные о трудовых ресурсах и занятости в первом и пятом году рассматриваемого периода (в тыс.чел.).

Первый год Пятый год
Занятые в составе ЭАН 80500 95000
Безработные 4800 7000

Постановка задачи:

1. Рассчитайте уровень безработицы в первом и пятом году рассматриваемого периода;

2. Объясните одновременный рост занятости и безработицы?

Уровень занятости = занятые/занятые + безработные*100%

Уровень безработицы = безработные / занятые + безработные*100%

Уровень безработицы = 4800/80500+4800*100%=0,06%

Уровень безработицы = 7000/95000+7000*100%=0,07%

2действие

Уровень занятости=80500/80500+4800*100%=0,94%

Уровень занятости = 95000/95000+7000*100%=0,93 %

Уровень безработицы – это отношение числа безработных к общему числу зарегистрированных рабочих и служащих.

Рост занятости – это динамика ВВПе, лишни работники оказались востребованными на стадии подъема экономики.

Задача №3

Исходные данные:

В таблице приведены данные, характеризующие объемы фактического и потенциального ВНП (млрд.руб.). В 1990 г. Экономика развивалась в условиях полной занятости при уровне безработицы 6%.

Постановка задачи: Используя закон Оукена , рассчитайте уровень безработицы в 1996 и 1997 годах?

; ; – коэффициент Оукена=2,5%

1996 год 1997год

3705=38×(100-2,5x+15) 3712,5=4125×(100-2,5x+15)

95x=4370-3705, x=7% 103,125x=4743,75-37,12, x=10%

где Y  фактический объем производства; Y *  потенциальный ВВП; и  фактический уровень безработицы; и *  естественный уровень безработицы; эмпирический коэффициент чувствительности ВВП к динамике циклической безработицы.


В соответствии с законом Оукена при небольшом ежегодном росте реального ВНП (не превышающего 2,5%) уровень безработицы сохраняется практически постоянным, а при более глубоком изменении ВНП 2% его изменений порождают сдвиг безработицы в обратную сторону на 1%

ВНП – макроэкономический показатель, представляющий исчисленную в рыночных ценах стоимость произведенного страной в течение года конечного продукта.

Безработица – явление распространенное. Нет ни единого места в мире, где бы не возникало данное явление.

Она затрагивает все сферы жизни человека, провоцируя изменения производства.

Исчисление уровня безработицы проводится путем анализа соотношения числа граждан, которые не имеют возможности устроиться на работу, при этом являются трудоспособными к числу работающих лиц. В пределах РФ, число безработных, начиная с 2014 года, непреклонно растет.

Основы безработицы – понятие, анализ, учет

Экономическое развитие страны, частично, выражается в показателе безработицы. Она является социально-экономическим явлением, при котором активная часть населения не может трудоустроиться, признается как бы «лишним», среди основной трудовой массы.

Международная организация труда дала определение безработным. Так, безработным признан человек, который не имеет постоянного рабочего места, находится в поиске работы и может с готовностью приступить к ней. Очень важно, чтобы этот человек был официально зарегистрированным в фонде безработицы.

Примечательно, что численность безработных в каждый из периодов варьируется в зависимости от изменения цикла и темпа экономического роста, от того, насколько возрос или упал показатель производительности труда, а также от уровня профессионально-квалифицированной структуры и спросу на рабочую силу.

Оценка показателей , которые оказывают влияющее давление на показатель безработицы, производится путем:

  1. Исчисления коэффициента занятости населения.
  2. Определения нормы безработицы.
  3. Вывода процентного соотношения естественной безработицы.

Первый коэффициент определяет удельное число взрослого населения, которое имеет непосредственную занятость в процессе производства в масштабах страны. Второй показатель – это численность безработных в процентном соотношении к численности рабочих. Последний показатель – процентное соотношение между безработными и рабочими в момент экономического благосостояния.

Важно понимать, что норма безработицы или ее уровень , может постоянно изменяться в виду влияния производства. В зависимости от цикла, а именно – роста или спада экономики и изменчивости производства, технического прогресса, зависящего от квалификации сотрудников, профессионализма наемного персонала. Если тенденция уровня безработицы падает вниз, значит происходит расширение и подъем производства, в противном случае – наблюдается рост показателя. Причем динамика ВНП и безработицы неразрывно связаны между собой.

Безработицу можно рассматривать в таких аспектах :

  1. Вынужденная.
  2. Зарегистрированная.
  3. Маргинальная.
  4. Неустойчивая.
  5. Технологическая.
  6. Структурная.

При вынужденной или добровольной безработице, как правило, сам работник стремится работать при определенном уровне заработной платы и определенных условиях, однако не может устроиться на работу. Или же работник не хочет работать на условиях низкой оплаты труда (добровольная безработица). Второй вариант имеет тенденцию к усилению при экономическом буме или напротив – при его спаде понижается. Масштаб и продолжительность данного вида безработицы зависти от профессионализма и квалификации работников, от социально-демографической группы населения.

При зарегистрированной безработице часть незанятого населения ищет работу и состоит на учете в фонде занятости.

Маргинальная безработица характеризуется отсутствием работы у слабо защищенного слоя населения и в социальных низах.

При неустойчивой разновидности безработицы решающим фактором будет временная проблема, связанная с остановкой роста производства.

Скрытый вид безработицы – это официально не признанная безработица, а сезонная, та, что возникает только в некоторых отраслях экономики, по мере нужды в рабочих на таком производстве.

Существует также технологическая безработица, которая вызвана наладкой процесса производства за счет использования механизма. При таком виде безработицы, как правило, возрастает производительность туда, но затрат на повышение квалификации сотрудников требуется меньше.

Существует такой вид безработицы как институциональный . Этот вид можно охарактеризовать как совокупность вмешательства профсоюза или государства в установление оплаты труда, которая должна быть сформирована на основании рыночного спроса.

Безработица может возникать как следствие:

  1. Применения мер по усовершенствованию экономической структуры. Это подразумевает проявление и внедрение оборудования, которые влекут сокращение рабочих мест. То есть «машинное» производство вытесняет человеческий труд.
  2. Колебания по определенному сезону. Это значит, что уровень определенного производства имеет место увеличиваться или уменьшаться, в зависимости от времени года, в каждой отдельной отрасли.
  3. Цикличность экономики. При экономическом спаде иди кризисе потребность в использовании человеческого ресурса может понижаться.
  4. Изменения в демографической картине. Рост трудового населения в этом случае приводит к тому, что с повышением влечет пропорциональное понижение потребности в рабочей силе.
  5. Политическое влияние на сферу оплаты труда.

Возникновение такого социально-экономического состоянии, как безработица, неизбежно влечет такие последствия :

  1. Изменения экономического характера.
  2. Изменения неэкономического характера.

Первый случай влечет:

  • сокращение доходов финансирования федерального бюджета, за счет минимизации поступления налогов – ;
  • растут затраты в качестве государственного бремени на предмет финансирования и выплаты , . Перепрофилирования рабочих и т.д.;
  • понижается уровень жизни. В частности лица, которые лишились работы, теряют свой достаток, соответственно уровень качества их жизни становится ниже;
  • сокращается выпуск продукции из-за того, что наблюдается отставание фактического ВВП от потенциального.

Неэкономические изменения обозначают наращивание криминогенной обстановки в стране, возрастание стресса в обществе, а также провоцирование общественных и политических беспорядков.


, согласно методике Международной организации труда, уровень безработицы проводится путем разделения численности безработных на число активного населения.

Официальные статистические данные

Статистическое наблюдение основывается на тщательном анализе динамики показателя по годам и месяцам. Статистическое наблюдение имеет подтвержденные официальные данные. Основа этих данных – опубликованная информация Росгосстат.

По состоянию на январь 2019, количество безработных в стране составило около 800 тысяч человек. При этом Министерство труда и социальной защиты РФ прогнозирует, что число официально безработных в 2019 году вырастет почти на 40% и достигнет 1,1 млн. россиян.

Если рассматривать ситуацию по отдельным регионам, следует отметить, что в Москве самая низкая степень безработицы – 1,3% , относительно Ингушетии, в которой показатель составил 26,2%.

Оценка уровня безработицы по годам позволяет сказать, что с 2011 года показатель стал ниже. Так, на начало 2011 года этот уровень закрепился на значении 7,8%. В 2014 и 2015 годах, уровень безработицы имел тенденцию к росту из-за массового сокращения персонала.

Начиная с последних месяцев 2013 года, в первой половине 2014 года показатель безработицы упорно держался на одном месте, затем началось плавное снижение уровня безработицы до середины лета 2014 года. К концу 2014 года уровень безработицы стал достигать 5,3%, к 2015 году этот уровень закрепился на показателе 5,8%.

В среднем уровень безработицы в России с 2011 года постепенно снижался. Так на начало 2000 года показатель был 10,6%, затем к 2001 году он понизился до 9%, последующие года он имел такое выражение – 2002 – 7,9%, 2003 – 8,2%, 2004 – 7,8%, 2005 – 7,1%, 2006 – 7,1%, с 2007 по 2008 уровень безработицы упал до 6%, в 2009-2010 – уровень составил 8,2%, а начиная с 2011 уровень постепенно уменьшался.

Статистические данные по этому показателю представлены в следующем видеосюжете:

Скрытая безработица и ее уровень

При развитии экономического явления, которое предполагает сохранение рабочего места за конкретным человеком, с сохранением формальных взаимоотношений с работодателем, но не давать ему возможность быть занятым в производстве фактически, появляется скрытая безработица . Как правило, она встречается во времена кризиса, когда фактическая рабочая сила не является необходимостью.

Как правило, уровень безработицы скрытого типа не превышает диапазон от 7 до 10 миллионов человек. Этот показатель имеет тенденцию непреклонного роста.

Социальная защита безработных граждан и перспективные сферы труда

Граждане, которые на деле столкнулись с таким экономическим явлением, могут воспользоваться получением помощи от государственной экстренной службы, имеют право брать участие в некоторых видах работ, получают материальную помощь в виде пособия по безработице и прочее.

В период кризиса, во время роста числа безработных, как никогда ценятся сотрудники IT программирования. Важно отметить, что именно эта сфера деятельности, имеет спрос во все времена, так как развитие технического прогресса и проектирования разных систем ценны не только в просторах страны, но и во всем мире.

Не менее популярны разработчики на базе Android и iOS. Следующие за ними по популярности – специалисты в области транспортной логистики, автосервиса, менеджеры среднего звена в сфере продаж, кассиры и рабочие. Среди последних – грузчики, медсестры, токари и аграрии, почтальоны. Среди профессий, которые становятся невостребованными, как правило, выделяют бухгалтеров, поваров, водителей и менеджеров по недвижимости.

Причины и перспективы

Теорий развития безработицы существует много, однако их можно свести в три основных:

Независимо от причины появления, сама сущность безработицы – бедствие, так как на страну, в макроэкономическом плане, ложится огромное бремя, как экономического, так и социального характера. Помимо того, что развивается нестабильность населения психологического и социального аспекта, появляются проблемы политического характера. Ведь население жаждет конструктивных решений и действии со стороны власти. Более того, не имея постоянного и стабильного источника дохода, человек прибегает к нарушению закона. А значит возрастает социальная напряженность, повышается криминогенная обстановка и т.д. Страна недополучает производство ВВП.

С безработицей можно бороться только в комплексе , принимая разноплановые меры. В частности:

  1. Создание учреждений, в которых будут предоставлять помощь по переподготовке и переквалификации, усовершенствование уже существующих.
  2. Налаживание процесса предоставления информации для населения о вакансиях.
  3. Проведение политики о недопущении развития безработицы.

Правила расчета уровня безработицы изложены в следующем видеосюжете:

Численность населения = Рабочая сила + Не рабочая сила
Не рабочая сила: дети до 16 лет; лица, отбывающие срок заключения в тюрьмах; люди, находящиеся в психиатрических лечебницах и инвалиды, лица не хотят или не могут работать и работу не ищут, студенты дневного отделения; вышедшие на пенсию; домохозяйки; бродяги; люди, прекратившие поиск работы Рабочая сила = Занятые + Безработные
L = E + U

Циклическая безработица связана с ростом и падением производства.

Структурная безработица вызвана несоответствием структуры спроса и предложения рабочей силы.

Фрикционная безработица связана с добровольным переходом работников с одной работы на другую.
К фрикционным безработным относятся:
1) уволенные с работы по приказу администрации;
2) уволившиеся по собственному желанию;
3) ожидающие восстановления на прежней работе;
4) нашедшие работу, но еще не приступившие к ней;
5) сезонные рабочие (не в сезон);
6) люди, впервые появившиеся на рынке труда и имеющие требующийся в экономике уровень профессиональной подготовки и квалификации.
Фактический уровень безработицы
Уровень фрикционной безработицы = ФБ / L
Уровень структурной безработицы = СБ / L
Естественный уровень безработицы = УФБ + УСБ

Уровень безработицы

Естественный уровень безработицы = Уровень фрикционной безработицы + Уровень структурной безработицы

В стране А насчитывается 146 тыс. безработных. Уровень занятости составляет 90%. В этом месяце было уволено 50 тыс. чел., из них 10 тыс. решило пока не искать работу. В этом же месяце из рядов Вооруженных сил страны было демобилизовано 100 тыс. чел. военнослужащих срочной службы. Из них 30 тыс. решили поступать в высшие учебные заведения, 40 тыс. - найти работу, а остальные - немного отдохнуть и подумать о будущем. Как и насколько изменился уровень безработицы в данном месяце?
Уровень безработицы 10% (100 - 90).
Уровень трудоспособного населения: L =146/0,1 = 1460 тыс.
Безработные - лица, не работающие, но ищущие работу.
U1 = 50 - 10 = 40 (структурная безработица)
U2 = 40 - из числа военнослужащих, решившие искать работу (фрикционная безработица)
U = 40 + 40 = 80 тыс.

Уровень безработицы в РФ

Год Безработные, тыс.чел. Численность экономически активного населения, тыс.чел. Уровень безработицы, %
2000 7699.5 72770.0 10.6
2001 6423.7 71546.6 9.0
2002 5698.3 72357.1 7.9
2003 5933.5 72273.0 8.2
2004 5666.0 72984.7 7.8
2005 5242.0 73581.0 7.1
2006 5250.2 74418.9 7.1
2007 4518.6 75288.9 6.0
2008 4697.0 75700.1 6.2
2009 6283.7 75694.2 8.3
2010 5544.2 75477.9 7.3
2011 4922.4 75779.0 6.5
2012 4130.7 75676.1 5.5
2013 4137.4 75528.9 5.5
2014 3889.4 75428.4 5.2
2015 4100 75500 5.8
2016 4200 76600 5.5
2017 4000 72100 5.2
2018
* Данные за 2003-2011 гг. пересчитаны с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2010 г.

Государственные мероприятия по борьбе с безработицей

  1. Стажировка (выпускники школ, ссузов и вузов);
  2. Переподготовка (повышение квалификации);
  3. Профессиональное обучение (смена вида деятельности);
  4. Создание собственного дела (самозанятость);
  5. Общественные и временные работы;
  6. Переезд в другую местность с целью временного трудоустройства.

Безработица и потенциальный ВВП

Американский экономист Артур Оукен сформулировал закон: превышение фактическим уровнем безработицы на 1% ее естественного уровня приводит к отставанию объема фактического ВНП от потенциального (при полной занятости) ВНП - на 2,5% (коэффициент Оукена).
ВНП-дефицит = Реальный уровень безработицы - естественной уровень безработицы
ВНП-дефицит = фактическая безработица - естественная безработица

Реальный ВНП в данном году был равен V. Потенциальный ВНП равен V". Фактический уровень безработицы составил u%. Найти приближенное значение естественного уровня безработицы, если коэффициент Оукена равен k = 2,5.
Закона Оукена: (V-V")/V = -k(u-u")
где
V* - потенциальный ВНП;
V - реальный ВНП;
u* - естественная безработица;
u - фактическая безработица;
k - коэффициент Оукена.