Бюджетное обязательство - понятие бюджетного процесса Российской Федерации - признанная органом, исполняющим бюджет, обязанность расходования средств соответствующего бюджета в течение определенного срока, возникающая в соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной росписью (ст. 222 Бюджетного Кодекса РФ).

Бюджетное обязательство является частью расходного обязательства. А именно:

Расходное обязательство определяет общую обязанность что-либо оплатить из бюджета - не важно, в какие сроки и в каком объеме.

Бюджетное же обязательство определяет только ту часть расходного обязательства, которая утверждена в бюджете на текущий год.

Например: на основании какого-либо закона бюджет обязан выплачивать пенсии определенной группе граждан. Или: бюджетное учреждение заключило договор на 3 года на обеспечение питанием. Это - расходные обязательства .

При составлении бюджета на эти расходы на конкретный год планируются конкретные суммы (бюджетные ассигнования).

Как только бюджет будет принят в соответствии с законодательством, эти планы станут бюджетными обязательствами .

Статья 84. Расходные обязательства Российской Федерации

1. Расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате:

принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

заключения Российской Федерацией (от имени Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

заключения от имени Российской Федерации договоров (соглашений) федеральными бюджетными учреждениями;

принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе:



субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им отдельных государственных полномочий Российской Федерации;

субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации.

2. Расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета.

В случаях, установленных федеральными законами, расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

3. Федеральные законы и (или) нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предусматривающие предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, должны содержать порядок расчета нормативов для определения общего объема субвенций на исполнение соответствующих расходных обязательств субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) и ежегодно вводиться в действие федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период при условии утверждения данным законом соответствующих субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам).

Бюджетное обязательство - понятие бюджетного процесса Российской Федерации - признанная органом, исполняющим бюджет, обязанность расходования средств соответствующего бюджета в течение определенного срока, возникающая в соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной росписью (ст. 222 Бюджетного Кодекса РФ).

Бюджетное обязательство является частью расходного обязательства. А именно:

Расходное обязательство определяет общую обязанность что-либо оплатить из бюджета - не важно, в какие сроки и в каком объеме.

Бюджетное же обязательство определяет только ту часть расходного обязательства, которая утверждена в бюджете на текущий год.

Например: на основании какого-либо закона бюджет обязан выплачивать пенсии определенной группе граждан. Или: бюджетное учреждение заключило договор на 3 года на обеспечение питанием. Это - расходные обязательства.

При составлении бюджета на эти расходы на конкретный год планируются конкретные суммы (бюджетные ассигнования).

Как только бюджет будет принят в соответствии с законодательством, эти планы станут бюджетными обязательствами.

Понимается обусловленная нормой права обязанность публичного субъекта предоставлять бюджетные средства правомочным получателям.

Расходные обязательства – обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования предоставить физическим или юридическим лицам, органам государственной власти, органам местного самоуправления, иностранным государствам, международным организациям и иным субъектам международного права средства соответствующего бюджета (государственного внебюджетного фонда, территориального государственного внебюджетного фонда)

Бюджетное обязательство – это есть расходное обязательство, но то, которое включено в соответствующий бюджет (на соответствующий год). Расходное обязательство существует вне времени (вытекает только из нормы права), но осуществлять расход в текущем году: эта обязанность возникнет, когда расходное обязательство станет бюджетным.



Т.е. совокупность расходных обязательств, включенных в бюджетный закон в соответствующем году – бюджетные обязательства, а это и есть расходы бюджета.

Для расхода бюджета характерно требование формы, а к расходному обязательству форма не применима – это лишь обязанность.

Признаки расходного обязательства

1. Обусловленность нормы и права (ФЗ, закон субъекта РФ, в качестве иного НПА – Указы Президента и постановления правительства.

2. Обязанность публичного субъекта. Он действует через свои органы, поэтому обязанность подразумевает соответствующие полномочия представительного и исполнительного органа. Т.е. один орган обязан включить обязательство в закон, а исполнительный – включить.

Формы расходов бюджетов и механизм их осуществления

Осуществление расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования. Под ним понимается система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств.

Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

Ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

Средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

Трансфертов населению;

Ассигнований на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

Ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

Ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или -уменьшению бюджетных доходов;

Бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств);

Субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

Инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

Межбюджетных трансфертов;

Кредитов и займов внутри страны за счет государственных внешних заимствований;

Кредитов иностранным государствам;

Средств на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Введение

Региональные бюджеты - центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации. Исходя из этого, через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику, осуществляя выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. Для преодоления отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.

Наиболее ярко последствия экономических и социальных процессов отражаются на расходной части региональных бюджетов. Определяющее направление деятельности региональных органов власти - это разработка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории. Возрастание расходов связано с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения.

Цель данной работы - дать характеристику расходов субъекта РФ

Задачи данной работы:

1. Дать понятие расходов бюджета и расходных обязательств.

2. Выяснить, в каких случаях устанавливаются расходные обязательства субъекта РФ

3. Привести классификацию расходов субъекта РФ.

Расходы бюджета, расходные обязательства субъекта РФ

Расходы бюджета, согласно Бюджетному Кодексу РФ - это выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета

Формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.

Расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета

Расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате:

1. принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации;

2. принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения,

3. заключения от имени субъекта Российской Федерации договоров (соглашений) казенными учреждениями субъекта Российской Федерации;

4. принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации;

5. принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации.

Расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в пунктах 1-4, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

В случаях, установленных федеральными законами, регулирующими деятельность территориальных государственных внебюджетных фондов, и (или) принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, расходные обязательства субъекта Российской Федерации могут исполняться за счет средств соответствующих бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов.

Расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в 5 пункте, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации, а также за счет и в пределах субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, предоставляемых бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования

В случае, если в субъекте Российской Федерации превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств субъекта Российской Федерации, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

региональный расходный бюджетный обязательство

Расходы бюджетов при составлении бюджетов формируются исходя из уже существующих расходных обязательств. Федер.бюджет формируется исходя из расходных обязательств РФ, бюджет Sов РФ – исходя из расходных обязательств Sа РФ, бюджет м.о. – исходя из расходных обязательств м.о.

Расходные обязательства – это обязанности РФ, Sов РФ, м.о. предоставить средства соотв.бюджета физ.и юр.лицам, органам гос.власти и м.с.у. и т.д. согласно законам, иным н.п.а., договорам и соглашениям (ст.6 БК РФ). Расходное обязательство предполагает, что между РФ (Sом или м.о.) и Sом-получателем средств соотв.бюджета- возникает материальное ПО, где у РФ есть обяз-сть предоставить средства бюджета, а у Sа-получателя – право требовать предоставления этих средств.

Расходные обязательства и расходы бюджета – это не одно и то же . Р.о. должны быть учтены при составлении бюджета, для этого органы гос.власти и м.с.у.обязаны вести реестры расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств соотв.бюджетов. После утверждения бюджетов все включенные в бюджет и проект закона (решения) о бюджете расходные обязат-ва составляют расходы бюджета, на базе которых образуются бюджетные обязательства.

Расходы, заложенные в бюджет и закон (решение) о бюджете (бюдж.обязательства) создают надлежащие условия для реализации норм, закрепленных в иных законах, изданных до принятия закона (решения) о бюджете и предусматривающих расходные обязательства.

Виды расходов:

- текущие – часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов гос.власти, м.с.у., бюдж.учреждений, оказание гос.поддержки др.бюджетам в форме дотаций, субсидий, субвенций на текущее финансирование, а также др.расходы, не включенные в капитальные расходы. Основная часть текущих расходов бюджета – расходы на оплату труда гос.служащих, командировочные расходы и т.д. Текущие расходы бюджета Sа РФ и местного бюджета не должны превышать объем доходов соотв.бюджета, т.е. не должны осуществляться за счет источников финансирования дефицита бюджета.

- капитальные – часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную, инвестиционную деят-сть. В их числе расходы, предназначенные для инвестиций в действующие и создаваемые юр.лица в соотв-и с инвестиц.программой; бюдж.кредиты на инвестиц.цели юр.лицам; иные расходы, направленные на создание или увеличение имущества, находящегося в собств-сти РФ, Sа РФ или м.о. С составе капитальных расходов м.б. образован бюджет развития.

Формы расходов бюджетов (ст.69 БК-бюдж.ассигнов-я):

Оказание гос. (муниц) услуг, в т.ч.ассигнов-я на оплату гос.(муниц.) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для гос.(муниц.) нужд;

Соц.обеспечение населения;

Предоставление бюдж.инвестиций юр.лицам, не являющимся гос.(мун.) учреждениями;

Предоставление субсидий юр.лицам (за искл.субсидий госу.(мун.) учреждениям), ИПредприним., физ.лицам - производителям товаров, работ, услуг;

Предоставление межбюджетных трансфертов;

Предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений Sам междунар. права;

Обслуживание гос.(мун.) долга.

Расходы бюджета осуществляются на основе принципа адресности и целевого характера бюдж.средств (ст.38 БК). Ст.70 БК –направления (цели), на которые могут расходоваться средства, полученные бюдж.учреждениями из бюджетов:

Оплату труда работников казенных учреждений, денежное содержание работников органов гос.власти, органов м.с.у., лиц, замещающих гос.должности РФ, гос.должности субъектов РФ и мун.должности, гос.и мун.служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами;

Оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для гос.(мун) нужд;

Уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюдж.систему РФ;

Возмещение вреда, причиненного казенным учреждением при осуществлении его деят-сти.

Правовые основы страхования: понятие, виды. Гос.регулирование и надзор за страховой деят-стью.

Страхование - отношения по защите интересов физических и юри­дических лиц, РФ, Sов РФ и м.о. при наступлении оп­ред.страховых случаев за счет ден.фондов, форми­руемых страховщиками из уплаченных страховых премий (стра­ховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков. (Законом РФ "Об органи­зации страхового дела в РФ" от 27.10.92 №

Задачами организации страхового дела являются:

Проведение единой гос-й политики в сфере страхо­вания;
- установление принципов страхования и формирование меха­низмов страхования, обеспечивающих экономическую безо­пасность граждан и хозяйствующих субъектов на территории РФ.

Характерными чертами страхования являются:

1. Не постоянный, а вероятностный характер отношений.

2. Возвратность средств.

3. Строго очерченный (замкнутый) характер перераспредели­тельных отношений.

4. Целевое использование создаваемого фонда.

Формы страхования:

1.Добровольное – осущ.на основании дого­вора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления. Правила страхования принимаются и утверждаются страховщиком или объединени­ем страховщиков самостоятельно всоответствии сГК РФ и Законом "Об организации страхового де­ла в РФ" и содержат положения о Sах страхования, об объектах страхования, о страх.случаях, о страх.рисках, о порядке определения страховой суммы, страх.тарифа, страх.премии (страховых взносов), о по­рядке заключения, исполнения и прекращения договоров страхо­вания, о правах и об обяз-стях сторон, об опред-и раз­мера убытков или ущерба, о порядке опред-я страховой вы­платы, о случаях отказа в страховой выплате и иные положения.

2. Условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются ФЗаконами о конкретных видах обязательного страхования – напр.ФЗ «О пожарной безопасности»-противопожарное страхование имущества. ФЗ о конкретном виде обязат.страхования должен содержать положения, определяющие: субъекты страхования; объекты, подлежащие страхованию; перечень страховых случаев; min раз­мер страховой суммы или порядок ее определения; срок и по­рядок уплаты страховой премии (страховых взносов); срок действия договора страхования; иные положения.
В России существуют различные виды страхования. При клас­сификации страхования могут быть использованы разнообраз­ные критерии.
Если в основу классификации положен организационный при­знак * то страхование подразделяется на: внутреннее (ограничен­ное), внешнее исмешанное.
При классификации страхования по объекту страхования стра­ховые отношения подразделяются на:
- имущественное страхование (страхование материальных цен­ностей);
- личное страхование (жизнь, здоровье, трудоспособность);
- страхование отв-сти;
- страхование предпринимательского риска.

Обязательное личное го­с.страхование (прокурорских работников, судей, сотрудников полиции), так и обязательное имущественное гос.страхование.

Понятие бюджетного регулирования и его методы. Межбюджетные трансферты: понятие и формы.

Бюдж.регулирование – закрепленное законом распределение источников доходов между бюджетами разного уровня, т.е. доп.порядок распределения доходов гос.бюджета (частичное перераспределение фин.ресурсов между бюджетами разных уровней).

Выдел. 4 группы методов бюдж.регулирования:

1) установление и распределение регулирующих источников доходов бюджета – определяются (утвержд-ся) предст.органами власти территорий вышестоящего уровня. Распределение регулир-х источников доходов между бюджетами осущ-ся посредством утверждаемых нормативов отчисления от этих доходов;

2) перераспределение самих бюдж.источников:

Закрепление вышестоящими предст.органами власти за бюджетами соотв.нижестоящего территор.уровня полностью или в твердо фиксированном %те на долговременной основе (не менее чем на 5 лет) любых регулирующих доходов,

Передача вышестоящими предст.органами власти в бюджет соотв.нижестоящ.уровня своих закрепленных доходов.

3) безвозмездная помощь, оказываемая нижестоящим бюджетам за счет средств вышестоящих бюджетов:

Дотация (предоставл-е средств вышест.бюджетом в нижест.бюджет)

Субвенция (участие федер.бюджета в финансиров-и мероприятий нижест.бюджета на возвратной основе)

Субсидия (участие вышестоящ.бюджетов в проведении мероприятий нижест.бюджетом –целевой характер).

4) ссуды, выделяемые одним бюджетам из средств других бюджетов.

Межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюдж.системы РФ другому бюджету бюдж.системы РФ.

Формы межбюдж.трансфертов (ст.129 БК):

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности Sов РФ;

Субсидий бюджетам Sов РФ;

Субвенций бюджетам Sов РФ;

Иных межбюджетных трансфертов бюджетам Sов РФ (дотации, субвенции и субсидии предоставл.на безвозмездной и безвозвратной основах);

Межбюджетных трансфертов бюджетам гос.внебюджетных фондов.

Финансовое обеспечение выполнения функций, которые возложены на органы государственной власти, является главным фактором для всех звеньев бюджетной системы РФ. Система бюджетных расходов формируется в зависимости от характера данных функций.

Согласно БК РФ, формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, исполнение которых, согласно законодательству РФ, международным и иным договорам и соглашениям, должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные расходы.

Капитальные расходы бюджетов – это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, которые предназначены для инвестиций во вновь создаваемые или уже существующие (действующие) юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта и другие расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности у РФ, субъектов РФ и других, а также иные расходы бюджета, которые включаются в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ.

В составе капитальных расходов бюджетов формируется бюджет развития. Его порядок и условия формирования определяются федеральным законом.

Текущие расходы бюджетов – это часть расходов бюджетов, которая обеспечивает текущее функционирование органов: государственной власти, местного самоуправления; бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки иным бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование и иные расходы бюджетов, которые не включаются в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Группировка расходов бюджетов на текущие и капитальные устанавливается экономической классификацией расходов бюджетов РФ.

Средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов, а также средства, получаемые от продажи имущества и иного обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов и государственных или муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным кредитам и государственным или муниципальным гарантиям, отражаются в составе расходов бюджетов со знаком «минус».

Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

1) ассигнования на содержание бюджетных учреждений. Согласно БК РФ, бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на:

а) оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;

б) перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

в) трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления;

г) командировочные и другие компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством РФ;

д) оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;

е) оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов;

2) cредства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам. Все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются на основе государственных или муниципальных контрактов.

Финансирование обеспечения размещения заказа на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется за счет средств, предусмотренных расходами соответствующих бюджетов государственных внебюджетных фондов на обеспечение государственных нужд, или за счет средств, предусмотренных расходами местного бюджета на обеспечение муниципальных нужд.

Бюджетные учреждения, органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные заказчики обязаны вести реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов. Реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов, должны содержать следующие сведения: краткое наименование закупаемых товаров, работ и услуг; наименование и местонахождение поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг; цена и дата закупки;

3) трансферты населению – бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления;

4) ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

5) ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

6) ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

7) бюджетные кредиты юридическим лицам. Бюджетный кредит предоставляется юридическому лицу, которое не является государственным или муниципальным унитарным предприятием, на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством и с учетом положений БК РФ и иных нормативных актов, только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита. Бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности и возвратности.

Способы обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита – это банковские гарантии, поручительства, залог имущества (в виде акций, иных ценных бумаг, паев). Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.

Обязательное условие предоставления бюджетного кредита – это проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита финансовым органом или по его поручению уполномоченным органом, они также проводят проверку целевого использования бюджетного кредита.

Если утверждается бюджет на очередной финансовый год, то указываются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, лимиты их предоставления на срок в пределах года и на срок, выходящий за пределы бюджетного года, а также ограничения по субъектам использования бюджетных кредитов.

Если заемщик неспособен обеспечить исполнение обязательств по бюджетному кредиту, то бюджетный кредит не предоставляется.

К отчету об исполнении бюджета прилагается отчет о предоставлении и погашении бюджетных кредитов.

Бюджетный кредит предоставляется только таким юридическим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе;

8) субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам.

Предоставление субсидий, субвенций и оказание материальной поддержки допускается:

а) из федерального бюджета;

б) из бюджетов субъектов РФ;

в) из местных бюджетов.

Возврату в бюджет подлежат субсидии и субвенции в случаях их нецелевого использования в сроки, которые устанавливаются уполномоченными органами исполнительной власти, и в случаях их неиспользования в установленные сроки;

9) инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц.

Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, которые не являются государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных капиталов и имущества юридических лиц и оформляется участием РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в уставных капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством РФ. Оформление доли РФ, субъекта РФ, муниципального образования в уставном капитале субъекту РФ, муниципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством РФ.

Бюджетные инвестиции юридическим лицам включаются в проект бюджета при наличии технико-экономического обоснования инвестиционного проекта, проектно-сметной документации, плана передачи земли и сооружений, при наличии проекта договора между Правительством РФ или иными органами власти и указанным юридическим лицом об участии РФ, субъекта РФ или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций. Проекты договоров оформляются в течение двух месяцев после вступления в силу закона о бюджете;

10) межбюджетные трансферты.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются в форме:

а) финансовой помощи бюджетам субъектов РФ, в том числе дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и иных дотаций и субсидий;

б) субвенций бюджетам субъектов РФ из Федерального фонда компенсаций и иных субвенций;

в) финансовой помощи бюджетам отдельных муниципальных образований, предоставляемой в случаях и в порядке, установленных федеральными законами;

г) иных безвозмездных и безвозвратных перечислений;

д) бюджетных кредитов бюджетам субъектов РФ.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления бюджетного законодательства РФ и законодательства РФ о налогах и сборах.

Бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ предоставляются при условии отсутствия просроченной задолженности соответствующих органов государственной власти субъектов РФ перед федеральным бюджетом. Дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, для которых в двух из трех последних отчетных годах доля указанных дотаций в общем объеме собственных доходов превышала 50 % в течение трех финансовых лет, начиная с очередного финансового года, предоставляются при условии подписания и соблюдения условий соглашений с Министерством финансов РФ о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта РФ. Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ образуется в составе федерального бюджета в целях выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ и распределяется между субъектами РФ в соответствии с единой методикой, утверждаемой Правительством РФ. Объем Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ определяется путем умножения объема указанного Фонда, подлежавшего утверждению на текущий финансовый год, на прогнозируемый в очередном финансовом году уровень инфляции. Дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ предоставляются субъектам РФ, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ.

Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ определяется соотношением между расчетными налоговыми доходами на одного жителя, которые могут быть получены консолидированным бюджетом субъекта РФ, исходя из уровня развития и структуры экономики или налоговой базы и аналогичным показателем в среднем по консолидированным бюджетам субъектов РФ с учетом структуры населения, социально-экономических, географических, климатических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления одного и того же объема бюджетных услуг в расчете на одного жителя.

В целях предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для долевого финансирования инвестиционных программ развития общественной инфраструктуры регионального значения, для поддержки созданных субъектами РФ фондов муниципального развития в составе федерального бюджета может быть образован Федеральный фонд регионального развития. В целях предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в составе федерального бюджета может быть образован Федеральный фонд софинансирования социальных расходов. Бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до одного года в объеме, утвержденном федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ местным бюджетам предоставляются при условии соблюдения органами местного самоуправления бюджетного законодательства РФ и законодательства РФ о налогах и сборах. Бюджетные кредиты из бюджетов субъектов РФ местным бюджетам предоставляются при условии отсутствия просроченной задолженности соответствующих органов местного самоуправления перед бюджетом субъекта РФ;

11) кредиты и займы внутри страны за счет государственных внешних заимствований;

12) кредиты иностранным государствам;

13) средства на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

В законе о бюджете определяются обязательные для исполнения получателем бюджетных средств условия финансирования конкретных расходов, предусмотренных законом о бюджете.

Если получатель бюджетных средств не выполняет условий, определенных законом о бюджете, то министр финансов РФ на любом этапе исполнения бюджета обязан осуществить блокировку расходов, связанных с выполнением определенных условий, впредь до выполнения указанных условий в соответствии с порядком, установленным БК РФ.

Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются соответствующим бюджетом при условии включения их в федеральную целевую программу, региональную целевую программу либо в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти или органа местного самоуправления.

Объекты государственной собственности субъектов РФ и муниципальной собственности могут быть включены в федеральную адресную инвестиционную программу, федеральные целевые программы на стадии составления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета на очередной финансовый год.