1. Экономическое мышление в условиях социально-ориентированной рыночной экономики

    Курсовая работа >> Экономика

    ... рынку , создание его инфраструктуры, запуск его механизмов ... проблемами общества становятся проблемы ... действовать в условиях конкуренции . Вместе с... создания конкурентной среды , ... началось становление объективных условий ... , Центр проблем рыноч . экономики. – ...

  2. Проблемы экономической теории

    Шпаргалка >> Экономика

    ... создание условий для эффективной кооперации труда. Условия , в которых протекает рыночная конкуренция ... механизма . ... становлению ... проблемой ... рынке , где эту продукцию предполагается продавать. Прогнозировать конкурентоспособность товара в конкурентной среде ...

  3. Формы и методы государственного регулирования экономики (2)

    Курсовая работа >> Государство и право

    ... механизм , а создать условия его свободного функ-ционирования: конкуренция ... условием создания конкурентной среды является наличие достоверной информации о ситуации на рынке ... -становление ... к рыноч -ным... криминальный 2. Проблемы ВПК 3. Проблемы мелкого предпринима- ...

  4. История становления социального партнерства

    Реферат >> Социология

    ... конкуренция на рынках ... Проблемы становления объединений работодателейОбъективн условиями становлен ... механизмы ... конкурентного преимущества государства в борьбе за человеческие ресурсы выступают качество жизни и условия ... условий труда, создание комфортной среды ... рыноч ...

  5. Возникновение и развитие экономической теории (6)

    Реферат >> Экономическая теория

    ... механизм или сп-б координации действий хозяйствующих субъектов(традиц, рыноч ... создан условий для равноправ функционир-я на внутрирегион-х рынках ... -ти.Становление различн... Ограниченность ресурсов и проблема выбора в экономике. ... и капитал;среду обитания и труда...


Содержание

Введение

Практика развитых индустриальных и развивающихся стран свидетельствует, что не все функции, необходимые для естественного протекания воспроизводственных процессов и обеспечения полноценной жизни общества, реализуются посредством рыночных отношений.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что механизм свободного рынка оказывается несовершенным с точки зрения обеспечения макроэкономической устойчивости, а рыночные отношения не обеспечивают социальных гарантий населению. Рынок оказывается неспособным решить проблему обеспечения экономической и национальной безопасности, социальной стабильности в обществе.
Негативные последствия вышеперечисленных факторов и многих других аспектов экономического развития привели к осознанию недостаточности «самонастройки» рыночной среды.
При всей своей огромной позитивной роли рынок не в состоянии обеспечить эффективное решение ряда стратегических задач развития экономики, социальных проблем. Рынку, предоставленному самому себе, присущи анархичность и стихийность, приводящие к экономическим потерям и снижению эффективности хозяйствования. Рынок обостряет проблему социального неравенства, порождает значительную дифференциацию доходов, имущественное расслоение населения.
Первые попытки обосновать несовершенство рынка и его неспособность производить достаточно благ определенного рода предпринимали такие экономисты как А.Смит, А.Маршалл и А.Пигу. А.Смит сформулировал экономические функции государства, А.Маршалл и А.Пигу ввели в научный оборот понятие «внешний эффект». А.Пигу оправдывал вмешательство государства в экономику (налог Пигу) как следствие несовпадения частных и общественных затрат и выгод, которые приводят к недостижимости общественного оптимума.
В российской экономической теории проблема несовершенства рынка практически не освещается в разделах курса микроэкономики или в рамках экономики общественного сектора, так как не вполне вписывается в классическую тематику теории рыночного хозяйства.
Целью курсовой работы является изучение несовершенство рынка и проблем функционирования современной экономики. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

    рассмотреть понятие «несовершенства» рынка, его проявления и причины появления; изучить методы государственного воздействия на рынок, а также функции государства в экономике;
    рассмотреть глобальные экономические проблемы; проанализировать состояние современной российской экономики, выявить проблемы ее функционирования.
Предметом исследования являются экономические процессы несовершенства рынка, а также основные проблемы современной экономики.

Глава 1. Понятие несовершенства рынка и роль государства в рыночной экономике

      Несовершенство рынка. Проявления и причины несовершенства рынка

Несовершенства рынка – это отклонения от условий, обеспечивающих совершенную конкуренцию.

Функции рынка делают его в принципе весьма эффективной системой. Однако это не означает, что рыночные отношения являются полностью совершенными и обеспечивают прогрессивное развитие экономики. Обособление экономических агентов, неполное совпадение их интересов, а зачастую и антагонизм неизбежно ведут к обострению многих противоречий.

Следует отличать несостоятельность рынка от его несовершенства 1 . Рынок - это институт для сделок, который может принимать различные формы, далекие от совершенной конкуренции. Если несостоятельность служит проявлением недостаточной эффективности конкурентного рынка при соблюдении всех условий свободной конкуренции, то несовершенство рынка возникает в результате изменения формы рынка одним или несколькими продавцами или покупателями (монополистическая, монопосоническая и другие формы несовершенства рынка).
В основном несовершенства рынка связаны с отклонением от условий, обеспечивающих совершенную конкуренцию. К тому же рыночная экономика оказывается неспособной обеспечить производство важных благ или создает их в недостаточных объемах.
В чем же проявляются несовершенства, или, как их нередко называют, «провалы» рынка?
1. Рынок не способен противостоять монополистическим тенденциям. В условиях рыночной стихии неизбежно возникают монополистические структуры, ограничивающие свободу конкуренции. При бесконтрольности рыночной среды формируются и укрепляются монополии. Создаются неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка.
Чтобы поддержать чрезвычайно высокие цены, монополисты искусственно сокращают производство. Это вызывает необходимость регулирования цен, скажем, на продукцию сырьевых монополий, электроэнергию, транспорт.
2. Рынок не заинтересован и не способен производить общественные блага («общественные товары»). Эти товары либо вообще не производятся рынком, либо поставляются им в недостаточном количестве.
Особенность общественных товаров состоит в том, что ими может пользоваться каждый, но не обязан за них платить. К тому же обычно нельзя ограничить их использование.
Дорожными знаками, регулирующими правила движения, обязаны пользоваться все во избежание нежелательных последствий. Вакцинация должна охватывать всех жителей, иначе не удастся исключить инфекционных заболеваний. Общественные блага - это неконкурентные товары и услуги, доступные практически каждому.
Общественные блага бесплатны для потребителя, но не бесплатны для общества. Производство «бесплатных» благ связано с издержками, которые не способен нести рынок.
Рынок не может решить проблему производства благ для общественного пользования, ибо нельзя ограничить их потребление, согласовать издержки с «полезностью», устранить неизбежные коллизии (например, проблему «безбилетника», определение категорий пользователей). Удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно с бизнесом, предполагает создание соответствующей институциональной структуры, непосредственное участие государства.
3. Рыночный механизм непригоден для устранения внешних (побочных) эффектов. Экономическая деятельность в условиях рынка затрагивает интересы не только непосредственных его участников, но и других людей. Ее последствия нередко носят негативный характер.
По мере роста общественного богатства проблема внешних эффектов становится все более острой. Увеличение количества автомобилей в пользовании сопровождается загрязнением воздуха. Целлюлозно-бумажные комбинаты отравляют водные источники. Широкое применение химических удобрений делает продукты питания непригодными для употребления.
Сам рынок не способен устранить или компенсировать ущерб, наносимый внешними эффектами. Соглашение между заинтересованными сторонами без внешнего вмешательства может быть достигнуто лишь в редких случаях, когда отрицательный эффект незначителен. На практике при возникновении серьезных проблем необходимо вмешательство государства. Оно вводит жесткие нормативы, ограничения, использует систему штрафов, определяет границы, которые не вправе переступить участники хозяйственной деятельности.
4. Рынок не обладает способностью обеспечивать социальные гарантии, нейтрализовать чрезмерную дифференциацию в распределении доходов. Рынок по своей природе игнорирует социальные и этические критерии, т.е. справедливость при распределении ресурсов и доходов. Он не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения. Каждый должен самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, усиливает социальную напряженность.
«Нормальный» рынок порождает ненормальные пропорции распределения созидаемого богатства. Рыночные отношения создают благоприятные условия для проявления узкокорыстных интересов, порождающих спекуляцию, коррупцию, рэкет, торговлю наркотиками, другие антиобщественные явления.
5. Рыночный механизм порождает неполную и недостаточно совершенную информацию. Только в условиях полностью конкурентной экономики участники рынка обладают достаточно исчерпывающей информацией о ценах и перспективах развития производства. Но сама конкуренция заставляет фирмы скрывать реальные данные о положении дел. Информация стоит денег, и экономические агенты - производители и потребители - обладают ею в различной степени.
Отсутствие совершенной информации, неполнота и неравномерность ее распределения создают преимущества для одних и подрывают способность принятия оптимальных решений у других. Продавцы и покупатели, предприниматели и рабочие не обладают равнозначной информацией. Между тем информация является в некоторых отношениях общественным товаром. Наиболее полную и надежную информацию предоставляет не частный рынок, а государственные институты. Итак, рынок не является идеальным механизмом регулирования экономической деятельности.
Причинами несовершенства рынков являются 2: наличие частной информации (которой располагают только фирмы), внешние шоки (воздействие которых на экономическую систему невозможно предугадать) и отдельные непредвиденные инновации (которые могут изменить направления развития производства самым непредсказуемым образом).
Несовершенства («провалы») рынка могут быть смягчены созданием соответствующих институциональных структур, участием государства в распределении ресурсов, решении проблем, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными инструментами.
      Функции государства в экономике
Несовершенства ("провалы") рынка смягчаются созданием соответствующих институциональных структур, участием государства в распределении ресурсов, решении проблем, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными инструментами.
Государство обеспечивает защиту прав производителей и потребителей; принимает законы, обеспечивающие право собственности; оказывает противодействие неограниченной власти монополий, разрабатывает антимонопольное законодательство; принимает санкции против продажи некачественных товаров, ложной информации о деятельности фирм; улучшает функционирование рынка путем создания стабильной обстановки в стране.
Государство берет на себя расходы на оборону, содержание правоохранительных органов, дорог и т.д. Оно производит затраты на некоторые виды страхования, связанное, например, с производственной деятельностью: на случай безработицы, по старости и т.д.
Государство осуществляет контроль за состоянием окружающей среды и утилизацией отходов производства и делает для этого определенные затраты.
Государство субсидирует здравоохранение, образование, различные благотворительные программы.
Сам рыночный механизм порождает ряд проблем, требующих вмешательства государства 3 . К ним относится проблема справедливого распределения доходов. Для рынка наиболее характерным является распределение, соответствующее вложениям в факторы производства. За пределами такого распределения остаются инвалиды, больные, другие нетрудоспособные граждане. Государство необходимо для обеспечения права на труд тех, кто может и хочет работать. Рыночная экономика неизбежно связана с безработицей.
Вмешательство государства в экономику преследует определенные функции. Как правило, оно корректирует те "несовершенства", которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно. Роль государства в рыночной экономике проявляется через следующие важнейшие функции:
- создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан;
- стабилизация экономики. Правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;
-социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т. д.;
- обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т. д.

1.3. Методы государственного воздействия на рынок

Известны следующие направления государственного вмешательства в экономику: микро-, макро- и интеррегулирование 4 .
Основными инструментами микрорегулирования выступают налогообложение, ускоренная амортизация, воздействие на цены, антимонопольное регулирование.
Например, в соответствии с антимонопольной политикой определяются монополии, регулируются процессы образования монополистических объединений, уголовно-правовые санкции против виновных лиц. В практике государств с развитой рыночной экономикой антимонопольное регулирование реализуется следующим образом. Чтобы ограничить рост масштабов производства и продаж, фирмы законодательно лимитируют размеры ее рыночной квоты. В странах Европейского союза, чтобы уменьшить число слияний и поглощений одной фирмы другой, практикуется обязательная регистрация всех соглашений об объединении фирм.
Что же касается налогов, то они тоже используются для стимулирования или сдерживания развития предприятий. Льготное налогообложение дает возможность возмещать издержки при низких рыночных ценах. Наиболее распространены следующие виды итоговых льгот: необлагаемый минимум дохода, налоговые скидки, полное освобождение от уплаты некоторых налогов, снижение налоговых ставок.
Макрорегулирующими инструментами являются финансовое и налоговое регулирование уровня производства, безработицы и инфляции; создание правовой основы для принятия экономических решений, стабилизация экономики; программирование и прогнозирование экономики, фискальная и денежная политика; политика регулирования доходов; социальная политика, государственное предпринимательство.
Интеррегулирование включает в себя торговую политику государства, управление обменным курсом, систему внешнеторговых тарифов и льгот, лицензирование внешней торговли и т.д.
Государственное регулирование может быть прямым, т.е. осуществляемым посредством законодательных актов и основанных на них действий исполнительной власти, и косвенным, т.е. опирающимся на использование различных финансовых (бюджетно-налоговых и кредитно-денежных) рычагов, с помощью которых правительство имеет возможность с определенной степенью эффективности воздействовать на поведение частных фирм, предприятий.
Прямое вмешательство выражается в том, что государство, обладая капиталами, в самых разнообразных формах предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственником предприятий.
Среди методов государственного регулирования не существует совершенно непригодных и абсолютно неэффективных. Нужны все, и вопрос лишь в том, чтобы определить для каждого те ситуации, где его применение наиболее целесообразно. Хозяйственные потери начинаются тогда, когда власти выходят за границы разумного, отдавая чрезмерное предпочтение либо экономическим, либо административным методам.
Надо иметь в виду, что среди экономических регуляторов нет ни одного идеального. Любой из них, принося положительный эффект в одной сфере экономики, непременно дает негативные последствия в других. Здесь ничего нельзя изменить. Государство, использующее экономические инструменты регулирования, обязано их контролировать и своевременно останавливать.
Итак, в данной главе были рассмотрены понятие несовершенства рынка, его проявления и причины. Изучены функции государства в экономике, а также методы государственного воздействия на рынок, которые подразделяются на микро-, макро- и интеррегулирование. В свою очередь основными инструментами микрорегулирования выступают налогообложение, ускоренная амортизация, воздействие на цены, антимонопольное регулирование. Макрорегулирующими инструментами являются финансовое и налоговое регулирование уровня производства, безработицы и инфляции; создание правовой основы для принятия экономических решений, стабилизация экономики; программирование и прогнозирование экономики, фискальная и денежная политика; политика регулирования доходов; социальная политика, государственное предпринимательство. Интеррегулирование включает в себя торговую политику государства, управление обменным курсом, систему внешнеторговых тарифов и льгот, лицензирование внешней торговли

Глава 2. Проблемы функционирования современной экономики
2.1. Глобальные проблемы мировой экономики и их признаки

Глобальные проблемы мировой экономики – это проблемы, касающиеся всех стран мира и требующие разрешения только в результате совместных усилий членов мирового сообщества.
Все глобальные проблемы имеют ряд общих признаков:

    носят общемировой характер, т.е. затрагивают интересы и судьбы всего (или, по крайней мере, большинства) человечества;
    угрожают человечеству серьезным регрессом в условиях жизни и дальнейшем развитии производительных сил (или даже гибелью человечества как такового);
    нуждаются в срочном и неотложном решении;
    взаимосвязаны между собой;
    требуют для своего решения совместных действий всего мирового сообщества.
    Рассмотрим ряд проблем.

Глобализация сегодня является, пожалуй, наиболее актуальной проблемой в функционировании современной экономики, и поэтому требует особенно тонкого и адекватного к себе отношения, оценки, восприятия и применения для практической деятельности 5 . Многие известнейшие исследователи как за рубежом, так и в нашей стране относятся к ней в большей степени настороженно и негативно, чем позитивно.
Глобализация это механизм, который опирается на процессы сугубо либерального характера, что приводит, как правило, к резким перекосам в структуре и порядке функционирования мирового хозяйства в целом, в отдельных его сферах и пространственных ареалах. Это проявляется, в частности, в усилении и ужесточении конкуренции между подавляющим большинством хозяйствующих субъектов вследствие интенсификации потока инноваций и быстрой утраты конкурентных преимуществ. Также возрастает опасность агрессивной монополизации целых рынков и отраслей со стороны ТНК, что, в свою очередь, приводит к их конкурированию в более широких сегментах и территориях мирового хозяйства - с другими ТНК, национальными государствами и их союзами, а также всех вместе - на мировых финансовых рынках 6 .
В целом такое положение дел ведет, наряду с получением материальных, финансовых и геополитических дивидендов наиболее обеспеченным меньшинством в основном из развитых государств, к катастрофическому расслоению населения по уровню и качеству жизни как в отдельных странах, так и между богатыми и бедными странами, к культурной деградации - в различных аспектах по всем странам, к экономико-финансовой нестабильности и кризисам, подрыву государственных институтов, этническим, политическим, военным конфликтам и т. д.
Глобальная продовольственная проблема. Если рассматривать в широком смысле – это производство, распределение, обмен и потребление продовольствия в мире и в отдельных странах (политэкономия продовольствия) . В узком смысле – это обеспечение продуктами питания населения мира и отдельных стран и регионов.
Прежде всего, продовольственная проблема напрямую связана с сохранением окружающей среды. Развитие аграрной сферы зависит от заботы государства о сельскохозяйственном производстве и рациональности использования имеющихся в обществе ресурсов – материальных, финансовых, природных и трудовых.
Решение производственной проблемы зависит от социальной политики государства. Обеспечение населения продовольствием в значительной мере определяется наличием и деятельностью профсоюзов и общественных организаций в стране. Снабжение продуктами питания населения определяется степенью экономического развития общества, в частности уровнем производительности труда общества в сельскохозяйственном производстве. По мере роста производительности труда возрастают возможности увеличения производства продуктов питания и возможно снижение остроты продовольственной проблемы.
На продовольственную проблему влияет множество экономических взаимозависимостей, такие как зависимость между: доходами и расходами, отдельными секторами экономики, различными странами, макроэкономической стабильностью и продовольственной стабильностью, экономическими возможностями и равенством в процессе распределения, наделением женщин правами и снижением рождаемости, политическими стимулами и государственной политикой, войнами и экономическим обнищанием.
В последнее столетие широко эволюционировали экологические проблемы. Важнейшими признаками этого кризиса являются: глобальные изменения климата и возникновение парникового эффекта.
В результате беспрецедентных масштабов воздействия человека на окружающую среду, выхода человеческой деятельности за пределы планеты в космическое пространство, втягивания в процесс производства всех элементов биосферы озоновый слой планеты уменьшается, что может привести к всемирному потеплению, таянию ледников Арктики, затоплению значительной части заселенных районов Земли, к усилению разрушительной силы ураганов, тропических циклонов, штормов.
Ежегодно на нашей планете происходит около 10 тыс. наводнений, оползней, ураганов, тысячи землетрясений, сотни извержений вулканов, тропических циклонов. За последние 20 лет вследствие этих природных катаклизмов погибло около 3 млн чел. В условиях дальнейшего углубления экологического кризиса количество жертв от природных катастроф будет нарастать.
Результатом проведения неоколониальной политики в развивающихся странах, в частности, политики «ножниц цен» на сырьевые ресурсы, является массовое уничтожение лесов, прежде всего тропических, что делает невозможным их воспроизводство и приводит к расширению пустынь. По данным института мировых ресурсов, наводнения периодически разрушают налаженную жизнь более 1 млрд чел. Нехватка древесного топлива, истощение грунтов и водных источников, падение сельскохозяйственного производства прямо или косвенно вызваныуничтожением тропических лесов.
Топливно-энергетическая и сырьевая проблемы. Использование топливно-энергетических и сырьевых ресурсов на нашей планете растет значительными темпами. На каждого жителя планеты производитсяоколо 2 кВт энергии, а для обеспечения общепризнанных норм качества жизни необходимо 10 кВт. Такой показатель достигнут только в некоторых наиболее развитых странах мира. В связи с этим, а также ввиду дальнейшего роста населения планеты, нерациональное использование энергии, сырья, неравномерное распределение топливно-энергетических ресурсов среди различных регионов стран мира, их производство и потребление и дальше будут увеличиваться.
Однако энергетические ресурсы планеты не безграничны. При запланированных темпах развития ядерной энергетики суммарные запасы урана будут исчерпаны в первом десятилетии XXI в., но если расход энергии будет происходить на уровне энергетики теплового барьера, то все запасы невосстанавливаемых источников энергии сгорят за 80 лет. Поэтому с точки зрения вещественного содержания основной причиной обострения топливно-энергетической проблемы является увеличение масштабов вовлечения природных ресурсов в хозяйственное обращение и их ограниченное количество на нашей планете. С точки зрения общественной формы такой причиной являются отношения монополистической собственности, которые обусловливают хищническую эксплуатацию природных ресурсов.
Нерациональное использование энергоресурсов в значительной мере вызвано неоколониальной политикой империалистических государств, в частности, «политикой дешевого сырья», которая обескровливает экономику развивающихся стран.
Место и роль развивающихся стран в мировом хозяйстве. Одной из самых острых глобальных проблем является преодоление отсталости развивающимися странами 7 . Эти страны образовались вследствие распада колониальной системы. К ним относятся бывшие колониальные, полуколониальные и зависимые страны Азии, Африки и Латинской Америки. В настоящее время их насчитывается около 150 из 230 стран мира. В этих странах проживает более 50 % населения планеты.
К общим экономическим чертам их народного хозяйства относятся, во-первых, низкий уровень развития производительных сил; во-вторых, монокультурный характер сельского хозяйства и гипертрофированное развитие отдельных отраслей, работающих на экспорт; в-третьих, многоукладность экономики с преобладанием тех укладов, которые основываются на натуральной форме хозяйствования; в-четвертых, господство докапиталистических форм собственности; в-пятых, наличие отдельных форм государственного вмешательства в экономику; в-шестых, чрезвычайно низкий жизненный уровень большинства населения.
Применение оружия массового поражения носит глобальный характер. Гонка вооружений - огромная опасность человечеству не только как угроза ядерной войны. На нее ежегодно расходуется около 700 млрд дол., что равняется затратам труда в сумме приблизительно 100 млн чел.- лет. Под военные базы отведена значительная часть территорий, только в регулярных войсках занято около 25 млн чел. Изготовление и наращивание огромных арсеналов оружия наносит непоправимый вред окружающей среде.
Особенно опасными являются хранение и захоронение ядерных отходов, отходов химического и бактериологического производства, аварии на военных заводах, боевых самолетах с ядерными и водородными бомбами.
Наряду с угрозой термоядерного оружия реальной становится угроза экологического оружия (провоцирование землетрясений, цунами, нарушение озонового слоя над территорией противника), милитаризация космоса.
Наиболее общей причиной обострения глобальных проблем, связанной с развитием технологического способа производства, является интенсивный рост в последние десятилетия народонаселения планеты, или так называемый демографический взрыв, который к тому же сопровождается неравномерностью роста населения в различных странах и регионах. Если за 1 млн. лет существования человеческой цивилизации население планеты достигло 1 млрд. чел., то увеличение его численности до 2 млрд. произошло через 120 лет, 3 млрд. - через 32 года (1960). В марте 1976 г. население Земли достигало уже 4 млрд. чел., а в начале 1989 г. был преодолен 5-миллиардный рубеж. Согласно прогнозам экспертов ООН, в начале 2000 г. население нашей планеты достигло 6 млрд., а к 2100 г. будет 12-13 млрд. чел.
Прежде всего, она неблагоприятно отражается на экономическом развитии мира и отдельных стран и регионов. Чтобы прокормить, одеть, обеспечить жильем постоянно растущее число людей, необходимо все время наращивать производство промышленной и сельскохозяйственной продукции, увеличивать объем добычи полезных ископаемых и т.д. Вследствие этого постепенно исчерпываются природные ресурсы, повышается средняя температура на Земле, загрязняется окружающая среда и др. Демографический взрыв сопровождается неравномерностью роста населения в различных странах и регионах, причем наивысший прирост населения наблюдается в странах, где производительные силы развиты слабо, вследствие чего господствует массовый голод, нищета. Демографический взрыв вызывает обострение таких глобальных проблем, как продовольственная, экологическая, сырьевая, энергетическая.
Также причиной обострения глобальных проблем является также быстрая урбанизация населения, увеличение гигантских мегаполисов, что сопровождается бурной автомобилизацией и сокращением сельскохозяйственных угодий. В целом на 0,3 % территории планеты сконцентрировано 40 % населения.

2.2.Основные проблемы современной экономики России

Российская экономика за восемь последних лет существенно превысила показатели конца 1990-х годов, а в 2007 году Россия вошла в мировую семерку лидеров по размеру ВВП по паритету покупательной способности, опередив такие страны, как Италия и Франция 8 .
За восемь лет объемы ВВП выросли на 72%, достигнув 1 триллиона 330 миллиардов рублей. Чистый приток капитала в РФ в 2007 году составил 82,3 миллиардов долларов, что является рекордом. В 2006 году приток капитала был почти вдвое меньше - 42 миллиарда долларов.
Накопленный объем иностранных инвестиций вырос в 7 раз за последние 8 лет. Внешний долг России снизился до 3% ВВП (это один из самых низких показателей в мире).
Основные экономические индикаторы уровня жизни населения представлены в приложении 1.
Зарплаты и пенсии увеличивались быстрее инфляции, что позволяет говорить о росте реальных доходов населения. Однако, пока не удалось решить одну весьма важную задачу - это сокращения разрыва между бедными и богатыми.
Анализ распределения населения по величине среднедушевых доходов показал (см. приложение 1), что в 2007 г. по сравнению с 2004 г. на 9,7% сократилась доля населения с ежемесячным доходом до 2000 руб.
Наибольший удельный вес в структуре доходов 2007 г., а именно 19,1% занимают граждане с доходом от 10000 до 15000 руб. Возросло количество граждан с уровнем дохода выше 25000 руб., к примеру, в 2006 г. их удельный вес составлял 3,1%, когда в 2007 г. – 10,1%.
Однако, так называемый "коэффициент фондов", это соотношение доходов 10% наиболее богатых и наиболее бедных слоев населения, даже несколько вырос. Если целевой уровень был 14,4 раза, то в 2007 г. этот коэффициент достиг величины 15,3.
Программа социально-экономического развития страны до 2020 года предполагает переход на инновационный путь развития. Этот путь должен обеспечить повышение эффективности российской экономики за счет четырехкратного повышения производительности труда. Этот сценарий предполагает развитие высокотехнологичных отраслей экономики - авиа- и судостроения, транспортной системы, энергетики, а также финансовой системы.
Однако, несмотря на все вышеперечисленное, существуют системные проблемы функционирования современной российской экономики, прежде всего это инфляция , монополизация, бюрократия и коррупция 9 .
Обеспечение макроэкономической стабильности и снижение инфляции являются основными условиями экономического развития России 10 .
Основной проблемой является все-таки высокая инфляция, однако ее причины проистекают от комплекса факторов:

    увеличение бюджетных расходов;
    производительность труда заметно отстает от динамики реальных зарплат;
    рост цен на энергоресурсы на мировых площадках;
    приток иностранных инвестиций;
    низкий уровень конкуренции в отдельных сферах.
Во многих важных сферах цены растут намного быстрее темпов базовой инфляции: в 2007 году квартиры подорожали на 35%, детские сады – на 28,5%, ЖКХ – на 18%, электричество – на 16,7%, бензин – на 16% 11 .
Кроме того, логичным следствием «искаженной» политики ЦБ является отрицательный уровень реальных процентных ставок, способствующих быстрому росту кредитования и, в конечном счете, потребления, что толкает инфляцию вверх. Также в таких условиях возникает риски неэффективности инвестиций, особенно при столь внушительной поддержке государства.
и т.д.................

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра экономической теории и

истории экономических учений

Курсовая работа

на тему: «Конкуренция в механизме рынка. Проблема создания конкурентной среды в условиях становления рыночной экономики в Республике Беларусь»

Введение………………………………………………………………………………
1. Институт конкуренции в системе рыночных институтов 1.1. Основные теории конкуренции. Четыре модели рынка………………

1.2. Виды конкуренции………………………………………………………

1.3. Методы и формы конкуренции…………………………………………

1.4. Влияние конкуренции на рынок………………………………………..
2. Зарубежная практика антимонопольного регулирования и развития конкурентной среды…………………………………………………………..
3. Проблемы развития конкуренции на белорусском рынке…………………….
Заключение……………………………………………………………………………
Список использованных источников………………………………………………..
Приложения…………………………………………………………………………...

ВВЕДЕНИЕ

Понятие конкуренции является фундаментальным в экономической теории рыночных отношений. Конкуренция проявляется на всех уровнях капиталистической экономики - от микроуровня (фирма) до мировой экономической системы. Даже творцы социализма, осуждая некоторыеформыконкуренции, пытались заложить ее и в социалистическую экономику, назвав «социалистическим соревнованием». Экономический успех (а часто и выживание) субъекта рыночной экономики в первую очередь зависит от того, насколько хорошо он изучил законы конкуренции, ее проявления и формы, и насколько он готов к конкурентной борьбе .

Конкуренция – это главный механизм современного рынка. Создание конкурентной среды – важнейшее условие функционирования рыночной экономики. В начале 90-х годов Белоруссия взяла твердый курс на построение рыночного хозяйства, отказ от государственной монополии и развитие конкуренции. Однако в течение уже 10 лет Белоруссия сталкивалась и продолжает сталкиваться с серьезными проблемами в создании конкурентной среды. Полная государственная монополия, существовавшая в стране более 70 лет, естественные монополии и их социальная значимость – все это существенно осложняет процесс создания конкурентной среды в экономике Республики Беларусь. В тоже время уже сегодня можно говорить о значительном прогрессе Белоруссии в вопросе построения конкурентной среды.

Таким образом, можно с полным правом говорить о том, что вопросы конкуренции имеют сегодня большую актуальность, как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне.

Конкуренция – это лекарство от застоя в производстве, залог экономической мощи производителей и государства в целом. Поэтому необходимо как можно лучше исследовать тему конкуренции.

Целью данной курсовой работы является:

1) выяснить понятие и сущность конкуренции, определить её виды и то, как они влияют на развитие национальной экономики.

2) установить, как конкуренция (положительно или отрицательно) влияет на экономику и производителей в различных рыночных ситуациях.

3) рассмотреть антимонопольную политику стран с развитой экономикой

4) определить, с помощью чего в Республике Беларусь развивается конкуренция, и какие меры наиболее эффективны для этого в нашей стране.

Указанные выше задачи помогут определить и проанализировать процесс конкуренции, а также место и роль конкуренции в хозяйственном механизме. Остановимся подробнее на рассмотрении проблемы конкуренции, ее видов, места и роли в современном хозяйственном механизме.

В работе были использованы следующие литературные источники: «Переходная экономика: сущность, проблемы, особенности в Беларуси» Лобковича; « Экономикс: принципы, проблемы и политика» Макконела, Брю; «Принципы экономической науки» Маршалла; «Международная конкуренция» Портера; «Исследование о природе и причинах богатства народов» Смита; Статистический ежегодник Республики Беларусь.

1. ИНСТИТУТ КОНКУРЕНЦИИ В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ ИНСТИТУТОВ

1.1. Основные теории конкуренции. Четыре модели рынка

Конкуренция, как экономическое явление, появилось во времена установления торговых отношений и приобрела свою полноценность с появлением свободных рыночных отношений. В это же время появились наиболее целостные теоретические положения о движущих силах конкурентной борьбы. И основная заслуга в этом – классической политической экономии, и ее главного представителя А.Смита. Он рассматривал конкуренцию, как нечто само собой разумеющееся, пронизывающее все отрасли экономики и ограничиваемое только субъективными причинами.

А.Смит отождествлял конкуренцию с «невидимой рукой» рынка – автоматически равновесным механизмом рынка. Он доказал, что конкуренция, уравнивая нормы прибыли, приводит к оптимальному распределению труда и капитала, регулятору частных и общественных интересов. «Невидимая рука» может успешно действовать только в условиях достаточно острой конкуренции. Механизм конкуренции заставляет предпринимателя постоянно искать пути понижения издержек производства, иначе нельзя снизить цену и увеличить прибыль за счёт роста объёма продаж.

Несмотря на то, что А.Смит не рассмотрел конкретные элементы рыночного механизма, которые часто мешают достижению оптимума, он действительно сделал первый шаг к пониманию конкуренции как эффективного средства ценового регулирования:

На основе теории конкурентной цены сформулировал понятие конкуренции как соперничества, повышающего (при сокращении предложения) и уменьшающего цены (при избытке предложения);

Определил основные условия эффективной конкуренции, включающие наличие большого количества продавцов, исчерпывающую информацию о них, мобильность используемых ресурсов;

Впервые показал, каким образом конкуренция, уравнивая нормы прибыли, приводит к оптимальному распределению труда и капитала между отраслями;

Разработал элементы модели совершенной конкуренции и теоретически доказал, что в ее условиях возможно максимальное удовлетворение потребностей;

Сделал существенный шаг к формированию теории оптимального распределения ресурсов в условиях совершенной конкуренции.

Однако, чтобы «система естественной свободы» функционировала, необходимо обеспечение свободы для конкуренции. Рынок, отмечает Смит, будет насыщен необходимыми товарами по возможно низкой цене и будут обеспечены занятость и рост благосостояния, если производители и торговцы будут соперничать без привилегий монополии. Монополия на внутреннем рынке приносит наибольшую выгоду купцам и мануфактуристам, но она разрушает конкуренцию, т.к. позволяет получать больше не в результате производительного труда, а вследствие привилегированного положения на рынке

Свободная конкуренции, теоретические основы которой постулировал А.Смит, полностью исключает какой-либо сознательный контроль над рыночными процессами. Координирующим элементом в его теоретических положениях выступает ценовая система в абсолютно децентрализованной экономике.

Д.Рикардо, развивая идеи ценового регулирования рынка с помощью конкуренции, построил самую безукоризненную теоретическую модель совершенной конкуренции, при функционировании рыночной системы в долгосрочной перспективе. Такой подход позволил уйти от «деталей», связанных с государственным регулированием, монопольной властью, географическими особенностями рынка и т.д., которые в долгосрочной перспективе не имеют решающего значения.

Для условий, рассмотренных Д.Рикардо, принципиальным является то, что цены складываются только под воздействием спроса и предложения в результате конкурентной борьбы. Решающее значение в установлении баланса цен играет конкуренция. Обобщающим элементом исследования стал «закон рынков», постулирующий тенденцию равновесного состояния при полной занятости.

Существенные результаты, дополняющие модель совершенной конкуренции, но с позиции закона стоимости, предложил в «Капитале» К.Маркс. По его мнению, конкуренция, регулируя распределение капитала между отраслями, способствует тенденции нормы прибыли к понижению, образованию средней нормы прибыли.

Неоклассическая школа еще более точно и полно представила влияние совершенной конкуренции на ценовую систему. Экономика западного общества становилась все более централизованной и свободное ценовое регулирование, на этой стадии развития, применялось на практике как никогда раньше, привлекая внимание и воодушевляя многих известных экономистов. Особенно значительными в этом смысле можно считать неоклассические концепции А.Маршалла. Развивая основные положения классиков, он более последовательно и полно обосновал механизм автоматического установления равновесия на рынке с помощью совершенной (чистой) конкуренции и действия законов предельной полезности и предельной производительности. Однако А.Маршалл пошел гораздо дальше. Им впервые были подвергнуты критике «условности» модели чистой конкуренции. Разработка теории анализа частичного и долгосрочного устойчивого равновесия на рынке, а также учет развития технологии и потребительских предпочтений при определении относительных цен позволили создать основы теории новой модели конкуренции - монополистической.

Функционирование конкурентного рынка . Понятие конкурентного рынка. Спрос, закон спроса, кривая спроса. Предложение, закон предложения, кривая предложения. Рыночное равновесие. Максимизация прибыли конкурентной фирмой. Правило максимизации прибыли.

Рынок - совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями. Обмен обычно происходит на добровольной основе в форме эквивалентного обмена товара на деньги (торговля) или товара на товар (бартер). При свободном доступе на рынок, как производителей, так и потребителей, обмен происходит в условиях конкуренции.

Одним из главных критериев рынка является наличие конкуренции . Чтобы рынок был конкурентоспособным, должно быть несколько независимых друг от друга покупателей и продавцов. Конкурентными считаются рынки со значительным числом независимых участников.

Для существования совершенной (чистой, свободной) конкуренции необходимо соблюдение следующих предпосылок:

1) большое число относительно мелких производителей и покупателей, их свободный вход на рынок и такой же выход из него;

2) повершенная мобильность материальных, финансовых, трудовых и прочих факторов производства в долгосрочном периоде;

3) полная информированность всех участников конкуренции о рыночных условиях;

4) высокая степень однородности производимых отраслью товаров (отсутствие товаров-заменителей);

5) каждый из участников конкуренции не в состоянии оказать влияние на решения, принимаемые другими участниками.

Рыночная среда, порождаемая отношениями совершенной конкуренции, представляет собой лишь одну из рыночных структур. Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной .

Характеристика Тип рынка
Совершенная конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия
1.Количество продавцов Много Много Несколько (2-7)
2.Тип товара Стандартизованный (однородный) (одинаковые характеристики и свойства товара) Дифференцированный Стандартизованный или дифференцированный Уникальный, не имеющий заменителей
3.Диктат цен со стороны продавца Отсутствует Возможен в очень узких пределах (если есть какое-либо уникальное предложение, которым можно манипулировать) Возможен при анти конкурентном сговоре, отсутствует, если сговора нет Существует
4.Барьеры входа на рынок Низкие Низкие Высокие Высокие
5.Неценовая конкуренция (качество, сервис и реклама) Не характерна Характерна Характерна Не характерна
6.Примеры --- С.х Шоколадные конфеты, образовательные услуги, пиво, сигареты и т.д. Сотовая связь Электроснабжение, теплоснабжение, услуги портов и аэропортов, услуги почтовой связи


Рыночная экономика это прежде всего взаимодействие спроса и предложения.

Спрос (D) - количество товаров (Q), которое потребители готовы и в состоянии купить по каждой из предложенных на рынке цен (Р).

Закон спроса - это зависимость величины спроса от цены: чем ниже цена товара, тем большее его количество будет куплено, и наоборот. Действие ценового фактора приводит к изменению величины спроса, передвигая его в другие точки по постоянной кривой спроса. На спрос (в отличие от величины спроса) влияют неценовые факторы (число и вкусы потребителей, их доход, цены на сопряженные товары, потребительские ожидания). Действие неценовых факторов приводит к изменению в спросе, и выражается в смещении кривой спроса вправо (если он растёт) и влево (если он падает).

Предложение (S) - то количество товаров, которое продавцы готовы представить к продаже по данной цене в данное время.

Закон предложения - прямая зависимость между ценой и количеством предлагаемых товаров. Изменение величины предложения означает передвижение из одной точки в другую на постоянной кривой предложения под влиянием изменения цены.

Изменение в предложении означает, что кривая предложения сместилась вправо вниз, если предложение увеличивается и влево вверх, если оно уменьшается. Это происходит под влиянием неценовых факторов (число производителей, их ожидания, изменение цен на ресурсы, изменение в технологиях, цены на другие товары, налоги и субсидии).



Взаимодействие спроса и предложения, их координация осуществляется на основе ценового механизма и конкуренции. Это взаимодействие приводит к образованию равновесной цены , при которой величины спроса и предложения сбалансированы. Равновесное количество (Q 0), где Qd=Qs.

Если рыночная цена выше равновесной, то образуется избыток товаров. Цена начнет снижаться, а производители будут уменьшать объемы производства.

Если же рыночная цена будет ниже равновесной, то образуется дефицит товаров. Цена начнет повышаться, а производители - наращивать объемы производства.

В этом проявляется уравновешивающая функция цен.

При изменении спроса и предложения (по отдельности или одновременно) будут меняться равновесная цена и количество благ.

Итак, в точке рыночного равновесия цена спроса равна цене предложения. Величина спроса равна величине предложения.

Согласно традиционным теории фирмы и теории рынков, максимизация прибыли является основной целью фирмы. Поэтому фирма должна выбрать такой объем поставляемой продукции, чтобы достичь максимальной прибыли за каждый период продаж. ПРИБЫЛЬ - это разница между валовым (общим) доходом (TR) и совокупными (валовыми, общими) издержками производства (ТС) за период продаж: прибыль = TR - ТС.

Валовой доход - это цена (Р) проданного товара, умноженная на объем продаж (Q).

Поскольку на цену не влияет конкурентная фирма, то на свой доход она может повлиять лишь посредством изменения объема продаж. Если валовой доход фирмы больше совокупных издержек, то она получает прибыль. Если совокупные издержки превышают валовой доход, то фирма несет убытки.

Совокупные издержки - это издержки всех факторов производства, использованных фирмой при производстве данного объема продукции.

Максимальная прибыль достигается в двух случаях: 1. когда валовой доход (TR) в наибольшей степени превышает совокупные издержки (ТС); 2. когда предельный доход (MR) равен предельным издержкам (МС).

Предельный доход (MR) - это изменение в валовом доходе, получаемое при продаже дополнительной единицы объема выпуска. Для конкурентной фирмы предельный доход всегда равен цене продукта: MR = Р.

Максимизация предельной прибыли представляет собой разницу между предельным доходом от продажи дополнительной единицы продукции и предельными издержками: предельная прибыль = MR - МС.

Предельные издержки - дополнительные издержки, приводящие к увеличению выпуска на одну единицу блага. Предельные издержки целиком представляют собой переменные издержки, ибо постоянные издержки не изменяются вместе с выпуском. Для конкурентной фирмы предельные издержки равны рыночной цене товара: МС = Р.

Предельным условием максимизации прибыли является такой объем выпуска продукции, при котором цена равняется предельным издержкам.

Определив предел максимизации прибыли фирмы, необходимо установить равновесный выпуск продукции, максимизирующий прибыль.

Максимально прибыльное равновесие - это такое положение фирмы, при котором объем предлагаемых благ определяется равенством рыночной цены предельным издержкам и предельному доходу: Р = МС = MR.

Фирма выбирает такой объем выпуска, который позволяет ей извлекать максимальную прибыль. При этом надо иметь в виду, что выпуск, обеспечивающий максимальную прибыль, отнюдь не означает, что за единицу данной продукции извлекается самая большая прибыль. Отсюда следует, что неправильно использовать прибыль за единицу продукта в качестве критерия общей прибыли.

В определении объема выпуска, максимизирующего прибыль , необходимо сравнивать рыночные цены со средними издержками.

Средние издержки (АС) - издержки в расчете на единицу произведенной продукции; равны общим издержкам производства определенного количества продукции, деленным на количество произведенной продукции. Различают три вида средних издержек: средние валовые (общие) издержки (АС); средние постоянные издержки (AFC); средние переменные издержки (AVC).

Соотношение рыночной цены и средних издержек производства может иметь несколько вариантов:

Цена больше, чем средние издержки производства, максимизирующие прибыль. В этом случае фирма извлекает экономическую прибыль, т. е. ее доходы превышают все ее издержки (рис. 26.2);

Цена равна минимальным средним издержкам производства, что обеспечивает фирме самоокупаемость, т. е. фирма только покрывает свои издержки, что дает ей возможность получать нормальную прибыль (рис. 26.3);

Цена ниже минимально возможных средних издержек, т. е. фирма не покрывает всех своих издержек и несет убытки (рис. 26.4);

Цена опускается ниже минимальных средних издержек, но превышает минимум средних переменных издержек, т. е. фирма способна минимизировать свои убытки (рис. 26.5); цена ниже минимума средних переменных издержек, что означает прекращение производства, ибо потери фирмы превышают постоянные издержки.

2.Формы прямого волеизъявления населения на местном уровне. Референдум, муниципальные выборы, собрание граждан, конференции граждан, сходы граждан, территориальное общественное самоуправление и др.

Выделяют две группы форм непосредственного участия населения в местном самоуправлении:

формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления путем принятия обязательных для исполнения решений;

формы участия населения в осуществлении местного самоуправления на основе собственных инициатив.

К первой группе относятся:

местные референдумы;

муниципальные выборы

сходы граждан в малых муниципальных образованиях.

Местные референдумы. Высшая форма народовластия на муниципальном уровне.

Под референдумом понимается всеобщее голосование граждан для решения важных вопросов, затрагивающих их интересы. Принимают участие граждане, проживающие на территории муниципального образования и обладающие избирательным правом. Участие в местном референдуме является добровольным, тайное голосование.

Формулировка вопроса, выносимого на референдум, должна предусматривать наличие однозначного ответа типа «за» или «против», «да» или «нет». Решения, принятые на местном референдуме, не нуждаются в утверждении какими-либо органами и должностными лицами государственной власти или местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на территории муниципального образования и могут быть отменены только другим референдумом. Однако если принятое на референдуме решение по вопросам местного значения противоречит действующему законодательству, оно может быть опротестовано органами прокуратуры и отменено в судебном порядке.

Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования по собственной инициативе, инициативе населения, избирательных объединений и по инициативе главы местной администрации.

Порядок проведения местного референдума определяется федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 7-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежит официальному опубликованию (в малых муниципальных образованиях - обнародованию).

В практике деятельности муниципальных образований проведение референдумов большая редкость. Причина - трудоемкости и дороговизна этого мероприятия, авторитарные традиции самоуправления властных органов и прежде всего высшего должностного лица, равнодушие к участию в управленческой деятельности со стороны населения.

Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. При отсутствии решения представительного органа выборы могут быть назначены муниципальной избирательной комиссией или судом. Для организации и проведения муниципальных выборов и других форм голосования в муниципальном образовании создается избирательная комиссия.

Самая известная и длительно применяемая в России - мажоритарная система выборов в одномандатных избирательных округах. Преимущество ее в том, что избранные по этой системе депутаты наиболее приближены к своим избирателям, хорошо знают свои избирательные округа, интересы жителей этих округов. В свою очередь, избиратели округа знакомы со своими депутатами, их личностными и политическими качествами. Основной же недостаток- отсутствие у сформированного на ее основе представительного органа местного самоуправления единого проекта развития муниципального образования, так как каждый депутат стремится, в первую очередь, к решению проблем избирателей своего округа.

Пропорциональная избирательная система , основанная на выборе списков избирательных объединений, ослабляет личные связи и персональную ответственность депутатов перед своими избирателями. Но эта система наиболее приспособлена для решения главной задачи представительного органа - выражения общего интереса избирателей, разработки целостного проекта развития муниципального образования.

В настоящее время применяются смешанные системы , при которых часть депутатов избирается по мажоритарной системе, а другая часть - по пропорциональной.

Выборы это, пожалуй, единственная явно выраженная форма местного самоуправления. Избирательная активность в ходе местных выборов наиболее высокая, особенно когда речь идет о выборах главы муниципального образования. Существенно ниже избирательная активность в ходе выборов представительных органов.

Голосование населения. В соответствии с № 131-ФЗ голосование граждан может производиться по вопросам отзыва депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования. Порядок назначения и организация проведения голосования аналогичны проведению выборов и референдумов.

Основанием для отзыва депутата или выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие), установленные уставом муниципального образования и подтвержденные в судебном порядке. Процедура отзыва должна обеспечить возможность обвиняемому дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. Депутат или выборное должностное лицо считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины всех зарегистрированных в муниципальном образовании (округе) избирателей. Такое положение делает депутата или избранное должностное лицо практически неотзываемым. Условия отзыва не реализуемы.

Голосование по вопросам изменения границ или преобразования муниципального образования считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования (или его части), обладающих избирательным правом. Решение по данным вопросам считается принятым, если за него проголосовало более половины жителей, принявших участие в голосовании. Подобного рода голосования большая редкость.

Сходы граждан. В малых МО (численность не более 100) может не создаваться представительный орган местного самоуправления, а его функции выполняет сход граждан. Сход созывается главой муниципального образования самостоятельно или по инициативе не менее 10 жителей и является правомочным при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом

Решение схода считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода. Решения схода подлежат обязательному опубликованию (обнародованию) и исполнению. Сходы граждан наиболее жизнеспособная форма участия населения в решении местных дел, уходящая своими корнями в далекое прошлое.

Ко второй группе относятся:

участие граждан в опросах по различным проблемам местной жизни;

собрания и конференции (собрания делегатов):

публичные слушания;

правотворческая инициатива граждан;

обращения граждан в органы местного самоуправления;

территориальное общественное самоуправление.

Опросы населения. Опрос проводится на основе репрезентативной выборки, которая должна представлять микромодель взрослого населения муниципального образования.Результаты опроса носят рекомендательный характер.

Собрания (конференции) граждан . Собрания граждан проводятся для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. .

Публичные слушания. Публичные слушания проводятся представительным органом или главой муниципального образования по собственной инициативе или по инициативе населения для обсуждения проектов муниципальных правовых актов, затрагивающих интересы населения.

Правотворческая инициатива граждан. Жители в лице инициативной группы могут внести в органы местного самоуправления проект муниципального правового акта.

Существует несколько видов обращений: предложения. заявления, жалобы.

Предложение - это обращение гражданина или группы граждан, направленное на улучшение порядка организации и деятельности муниципальных органов и организации, на совершенствование правовой основы местной жизни, решение вопросов экономической, политической, социальнокультурной и других сфер деятельности местного сообщества.

Заявление - обращение гражданина или группы граждан по поводу- реализации принадлежащих нм или другим гражданам прав, свобод и законных интересов.

Жалоба - обращение гражданина или группы граждан по поводу- нарушения их прав или охраняемых законом интересов.

Органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями в течение одного месяца обязаны рассмотреть обращение граждан и дать на него письменный ответ.

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) - самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения или в населенном пункте, не являющемся муниципальным образованием для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. ТОС не имеет фиксированного членства и представляет собой территориальное сообщество жителей, созданное на основе их добровольного волеизъявления.

В соответствии с Федеральным законом об общих принципах организации местного самоуправления от 6 октября 2003 г. № 131-ФЭ ТОС может осуществляться в пределах следующих территорий:

Подъезда многоквартирного жилого дома:

Многоквартирного жилого дома;

Группы жилых домов;

Жилого микрорайона:

Сельского населенного пункта, не являющегося поселением;

Иных территорий проживания граждан.

Органы ТОС могут создаваться посредством выборов на собраниях или конференциях жителей соответствующей территории, их компетенция определяется самими гражданами. ТОС считается учрежденным с момента регистрации его устава уполномоченным органом местного самоуправления. В уставе ТОС устанавливаются:

1) территория, на которой оно осуществляется;

2) цели, задачи, основные направления и формы деятельности:

3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов ТОС;

4) порядок принятия решении:

5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;

6) порядок прекращения осуществления ТОС.

В отличие от местного самоуправления. ТОС:

Не имеет властных полномочии (общественное самоуправление), хотя и может наделяться отдельными распорядительными полномочиями по решениям муниципальных органов;

Не носит обязательного характера (на какой-то части территории поселения оно может быть, а на другой - нет);

Не имеет законодательно установленного перечня решаемых вопросов, этот перечень устанавливают сами жители применительно к местным условиям;

Может заниматься или не заниматься хозяйственной деятельностью и. соответственно, иметь или не иметь статуса юридического лица.

Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации. Такая организационно-правовая форма позволяет и привлекать средства, и открывать счет в банке. Это дает большие возможности для инициативы населения.

Финансовые ресурсы ТОС могут составлять имущество, переданное в управление ТОС. добровольные взносы и пожертвования юридических и физических лиц. средства местного бюджета, переданные ТОС для осуществления отдельных муниципальных полномочий, доходы от собственной хозяйственной деятельности. В собственности ТОС могут находиться кооперированные денежные средства физических и юридических лиц. иные средства, полученные из законных источников, построенные на эти средства сооружения: детские дворовые, спортивные площадки, жилые, нежилые и вновь созданные производственные помещения, транспорт, оборудование, инвентарь и другое имущество

Органы ТОС на своей территории могут участвовать в решении широкого круга вопросов местной жизни, могут играть разные роли и выполнять разные функции.

Как общественная организация ТОС может оказывать помощь неимущим гражданам, организовывать общественные мероприятия и т. п.

Как посредник между жителями и местной властью ТОС представляет и защищает интересы жителей своей территории.

Как хозяйствующий субъект ТОС может участвовать в содержании и ремонте жилищного фонда, благоустройстве и застройке территории, заниматься торговой и строительной деятельностью, участвовать в коммерческих организациях сдавать в аренду земельные участки, нежилые помещения, рекламные плошали, принадлежащие ТОС и др.