Хабаровский край - один из самых крупных регионов Дальнего Востока (788 тыс. кв. км), население которого составляет 1,4 млн. человек. Ведущими секторами экономики Хабаровского края являются промышленность (свыше 20 процентов), транспорт и связь (около 20 процентов), торговля и строительство. Основными отраслями специализации промышленности являются топливно-энергетический комплекс (25 процентов), машиностроительный комплекс (около 20 процентов), добыча полезных ископаемых (около 13 процентов), металлургическое производство (около 12 процентов), лесозаготовки и деревообработка (свыше 12 процентов), производство пищевых продуктов (около 10 процентов).

Как и большинство субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальнего Востока и Байкальского региона, Хабаровский край внутренне неоднороден. Подавляющая часть социально-экономического и демографического потенциала приходится на Амурскую долину, за пределами которой - разреженная сеть поселений и экономических центров вдоль побережья и очаги освоения во внутренних горных районах. Выделяются такие зоны опережающего экономического роста различной специализации, как хабаровская и комсомольская агломерации, Ургальская топливно-энергетическая зона, расположенная в зоне Байкало-Амурской магистрали (в западной горной части Хабаровского края), и прибрежная портово-промышленная зона, расположенная на юго-востоке края.

В состав хабаровской агломерации входят г. Хабаровск и большинство населенных пунктов Хабаровского района. Перспективы развития хабаровской агломерации связаны с формированием многопрофильного Хабаровского научно-образовательного и финансово-промышленного комплекса.

В рамках развития хабаровской агломерации планируется формирование единого транспортно-логистического узла, промышленного и делового центра с развитой производственной сферой и сферой услуг, среди которых большое значение будут иметь услуги образования, здравоохранения, туризма, коммерциализации научных и инновационных разработок.

В качестве перспективных специализаций хабаровской агломерации выступают развитие нефтепереработки, производство пищевой продукции, продукции строительной индустрии, электротехнических изделий, мебели, машин и оборудования. Планируется развитие инновационно-проводящей инфраструктуры, услуг образования, здравоохранения, культуры и спорта. Индустриальный профиль экономики хабаровской агломерации сохранится в средне- и долгосрочной перспективе, что определяет необходимость создания технико-внедренческих зон. В агломерации будет сформирован транспортно-логистический комплекс общероссийского значения.

Центром комсомольской агломерации является г. Комсомольск-на-Амуре. В комсомольскую агломерацию входят также г. Амурск и Комсомольский, Солнечный и Амурский районы. Комсомольская агломерация представляет собой крупнейший в округе промышленный узел (авиастроение, судостроение, производство боеприпасов, нефтепереработка, металлургическое производство, добыча руд цветных металлов и лесопереработка). Активно развиваются наука (технический университет, институт машиностроения Дальневосточного отделения Российской академии наук), учреждения высшего образования, проектно-конструкторские учреждения.

Определяющую роль в промышленном производстве будет и дальше играть оборонно-промышленный комплекс, обладающий наиболее современными технологиями. Предприятиями предусматривается реализация крупных инвестиционных проектов по созданию высокотехнологичных продуктов, выпуску новой конкурентоспособной продукции военного, двойного и гражданского назначения. Планируются к реализации проекты серийного производства авиационных комплексов Су-35 (поколение 4++), разработки и строительства истребителя пятого поколения, среднемагистральных авиалайнеров "Сухой Супер Джет - 100".

В судостроении помимо оборонной тематики получит развитие гражданское судостроение, строительство сооружений для морских нефтегазодобывающих платформ.

На базе действующего в г. Комсомольске-на-Амуре нефтеперерабатывающего завода будет построен нефтегазохимический комплекс, в г. Амурске планируется организация производства целлюлозы, осуществление ряда проектов по переработке древесины и производству строительных материалов. Будет построен гидрометаллургический завод по производству золотосодержащего сплава (сплава доре).

В зоне влияния комсомольской агломерации расположены перспективные для освоения месторождения олова, в том числе Правоурмийское и Соболиное, имеющие общероссийское значение по запасам металла.

Специализация Ургальской топливно-энергетической зоны - производство и экспорт электроэнергии, добыча угля и золота, лесопереработка. Ургальская зона опережающего роста - это еще один ареал роста на Байкало-Амурской магистрали (Верхнебуреинский район Хабаровского края). Здесь имеются благоприятные условия для строительства крупного Ургальского топливно-энергетического комплекса, строительство которого в зоне прохождения Байкало-Амурской магистрали основано на возможности компактного размещения группы топливно-энергетических объектов высокой производительности. Кроме производства электроэнергии и добычи угля в Ургальской зоне будут развиваться добыча и первичная переработка золотых и оловянных руд.

Снижение рисков реализации инвестиционных проектов и развития Ургальской топливно-энергетической зоны в целом возможно в случае комплексного подхода к строительству инфраструктуры, в том числе транспортной, позволяющей Ургальской зоне интегрироваться в опорные инфраструктурные сети.

Прибрежная портово-промышленная зона опережающего экономического развития будет формироваться на базе Ванинско-Советскогаванского транспортно-промышленного узла, включающего портовую особую экономическую зону на базе порта Советская Гавань и порта Де-Кастри. Она получит развитие за счет строительства новых морских перегрузочных терминалов и формирования акватерриториальных (морепромышленных) комплексов, базирующихся на перспективных транспортно-логистических узлах, лесопромышленных, рыбохозяйственных производствах и линейно-очаговых системах расселения преимущественно на морском побережье и прилегающих районах, дополняемых континентальной транспортно-энергетической инфраструктурой. Реализация инвестиционных проектов по наращиванию портовых мощностей на территории Хабаровского края будет способствовать развитию порта Ванино, что позволит значительно увеличить объем ежегодной грузопереработки железной руды, нефти и нефтепродуктов, глинозема, леса, контейнеров и других грузов, приведет к созданию новых рабочих мест.

Проект создания крупного транспортно-промышленного узла в бухтах Ванино и Мучке, заливе Советская Гавань базируется на освоении и разработке богатых природных ресурсов зоны Байкало-Амурской магистрали, в том числе Нерюнгринского и Эльнинского месторождений в Республике Саха (Якутия), месторождений Куранах, Большой Сейим и Гаринское в Амурской области, Кимканско-Сутарского месторождения в Еврейской автономной области, а также месторождений Кузбасса, что обеспечит формирование значительных экспортных грузопотоков в направлении морских портов Хабаровского края. Проекты по строительству портовых комплексов позволят прогнозировать развитие портовых мощностей Ванинско-Советскогаванского транспортно-промышленного узла до 80 - 100 млн. тонн к 2025 году. Масштабное развитие портовых мощностей будет способствовать успешной реализации крупных проектов освоения месторождений как в зоне Байкало-Амурской магистрали, так и Транссибирской магистрали, что придает Ванинско-Советскогаванскому транспортно-промышленному узлу статус общегосударственного значения.

В порту Де-Кастри продолжится формирование транспортно-промышленного узла, перспективы которого связываются с дальнейшим развитием нефтеотгрузочных терминалов, реализацией транспортных проектов, строительством предприятий по переработке древесины. Реализация на территории зоны крупных инфраструктурных проектов (строительство автомобильных и железных дорог) даст значительный импульс социально-экономическому развитию прибрежной зоны Хабаровского края, обеспечит всесезонный доступ к использованию природных ресурсов северо-восточной части края. Развитие инфраструктуры станет дополнительным стимулом разведки и освоения месторождений, повышения их экономической ценности, в том числе и в более северных районах - Тугуро-Чумиганском (с учетом развития приливной электроэнергетики межрайонного значения) и Аяно-Майском. Проект снизит транспортные издержки на обеспечение северного завоза, повысит комфортность проживания населения. Строительство железнодорожной линии повысит конкурентоспособность продукции местного производства и будет способствовать развитию профильных производств, в частности лесопромышленного комплекса, повышению качества жизни местного населения.

Неравномерность размещения населения на территории Хабаровского края обусловлена значительной протяженностью территории, повышенной удаленностью сельского расселения населенных пунктов от краевого и районных центров, их труднодоступностью. Характерной особенностью является наличие двух крупных центров расселения - г. г. Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре.

Формирование агломерационных форм расселения является одним из стратегических приоритетов развития региона. В настоящее время хабаровская агломерация выделяется условно, поскольку фактически групповая система населенных мест в непосредственной близости от столицы Дальнего Востока не сложилась. Общая численность населения на этой территории превышает 600 тыс. человек. Для хабаровской агломерации основным принципом стратегического пространственного развития станет развитие пригородных функций (селитебных, производственных и инновационных) в пределах примыкающей к городу зоны по 2 основным направлениям: на запад и юго-восток вдоль государственной границы Российской Федерации. Стратегическое направление пространственного развития агломерации Комсомольск-на-Амуре, Амурск, Солнечный - инфраструктурная, экономическая и социокультурная интеграция отдельных ее частей. В условиях относительной автономности агломерации (удаленности от других центров расселения Дальнего Востока) усиление ее роли в системе расселения региона формируется на основе создания в пределах агломерации единой системы коммуникаций, обеспечивающей одновременно производственные и социальные функции.

Основой транспортного комплекса Хабаровского края является развитая железнодорожная сеть, которая включает в себя Транссибирскую и Байкало-Амурскую магистрали, соединенные между собой меридиональными железнодорожными линиями Волочаевка - Комсомольск-на-Амуре и Известковая - Чегдомын. Транссибирская магистраль связывает сеть российских железных дорог с морскими портами Приморского края, а Байкало-Амурская - с морскими портами Ванино и Советская Гавань.

Развитие железнодорожной инфраструктуры регионального и местного значения предполагается за счет строительства планируемой железнодорожной линии Селихин - Ныш, железнодорожной линии Постышево - Тугур к Тугурской приливной электростанции.

Получит развитие сеть аэропортов и воздушных линий. Будет реализован проект создания международного узлового аэропорта (хаба) на базе аэропорта Хабаровск (Новый), что с учетом развития фидерной сети краевых местных воздушных авиалиний позволит повысить эффективность обслуживания трансфертных и внутренних пассажиропотоков. В первую очередь будут реконструированы аэропортовые комплексы г. г. Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Николаевска-на-Амуре, Охотска, Чумикана, Богородска и Советской Гавани. Планируется создание Хабаровского укрупненного центра организации воздушного движения.

Развитие опорной транспортной сети в крае будет дополнено формированием региональной сети автодорожного сообщения. Будут построены и реконструированы автомобильные дороги Селихино - Николаевск-на-Амуре, Комсомольск-на-Амуре - Березовый - Амгунь - Могды - Чегдомын, Аян - Нелькан - Югоренок (граница Республики Саха (Якутия)), Селихино - Гурское - Кенада - Ванино, Полины Осипенко - Чумикан - Аян, проходящие через северные районы Хабаровского края и обеспечивающие северный завоз.

Автодороги федерального значения Хабаровск - Владивосток, Хабаровск - Находка и Хабаровск - Лидога - Ванино с подъездом к г. Комсомольску-на-Амуре обеспечивают выход сети российских автодорог к морским портам Приморского и Хабаровского краев и являются продолжением федеральной трассы Чита - Хабаровск.

Строительство второй очереди автодорожной части совмещенного железнодорожно-автомобильного мостового перехода через р. Амур у г. Хабаровска укрепит автомобильное сообщение сети автодорог Хабаровского и Приморского краев с федеральной трассой Чита - Хабаровск.

Предусматривается создание постоянного грузо-пассажирского пункта пропуска Хабаровск (о. Большой Уссурийский) - Фуюань на российско-китайской государственной границе и строительство автодорожного моста через протоку Амурская, который позволит расширить внешнеэкономические связи с северными провинциями Китая и направить грузы в порты Ванино и Советская Гавань, а также в западном направлении.

В бассейне р. Амур получит развитие внутренний водный транспорт с восстановлением пассажирского сообщения на ранее закрытых линиях.

Комплексное развитие транспортной системы позволит осуществить создание и интеграцию логистических систем всех уровней, что обеспечит необходимое развитие товаропроводящей инфраструктуры Хабаровского края.

Одним из приоритетных направлений развития энергетики Хабаровского края является обеспечение надежного энергообеспечения экономики и населения края. В краевом центре будет расширена Хабаровская ТЭЦ-3, построена Хабаровская ПГУ-450, осуществлено электросетевое строительство высоковольтных линий электропередачи (220 кВ) Хабаровская ТЭЦ-3 - Хехцир, Хабаровская ПГУ - Хехцир, Хабаровская ТЭЦ-3 - Амур и подстанции (220 кВ) Амур с заходами высоковольтных линий электропередачи (220 кВ). В целях развития электросетей г. Хабаровска будет произведена реконструкция распределительных электросетей (35 кВ) центральной части г. Хабаровска с переводом на напряжение 110 кВ.

Важное значение для реализации проекта по созданию Ванинско-Советскогаванского транспортно-промышленного узла имеет развитие Советскогаванского энергорайона. В рамках развития электроэнергетической инфраструктуры будет реализовано строительство теплоэлектроцентрали в г. Советская Гавань, высоковольтной линии электропередачи (220 кВ) Комсомольская - Советская Гавань. Развитие энергетической инфраструктуры повысит надежность и обеспечит прирост электропотребления в портовой зоне.

Увеличение электропотребления в связи с развитием промышленности в г. г. Комсомольске-на-Амуре и Амурске будет обеспечено за счет расширения Комсомольской ТЭЦ-3 и сооружения парогазовой установки мощностью 180 МВт на Амурской ТЭЦ.

Большое значение для повышения эффективности и надежности энергоснабжения потребителей Хабаровского края имеет присоединение Николаевского энергоузла к энергосистеме региона за счет строительства высоковольтной линии электропередачи (220 кВ) Селихино - Ныш (участок Селихино - Николаевская) с кабельным переходом через р. Амур с подстанциями (220 кВ) Ягодный, Циммермановка, Де-Кастри и Мыс Лазарева.

Реализация на территории Хабаровского края проекта строительства газотранспортной системы Сахалин - Хабаровск - Владивосток позволит повысить надежность газоснабжения, обеспечить прогнозируемый рост потребности в природном газе потребителей края.

Учитывая имеющуюся производственную базу и планы развития Ванинско-Советскогаванского транспортно-промышленного узла необходимо развивать на территории края производство продукции для нефтегазовой отрасли в целях использования ее при реализации восточной газовой программы (буровые платформы, различные классы судов, в том числе метановозы и полупогружные буровые суда, суда ледокольного типа и так далее).

В Хабаровском крае сформировалась устойчивая, с многолетними традициями, динамично развивающаяся система образования. Она представлена 1078 учреждениями всех типов и видов, включая 999 учреждений системы общего образования и 79 учреждений системы профессионального образования. В образовательном комплексе Хабаровского края представлены все уровни, виды и формы образования. Это позволяет предоставлять населению широкий спектр образовательных услуг.

Дальнейшее развитие системы образования в Хабаровском крае будет связано с обеспечением возможности получения профессионального образования, соответствующего профессионально-квалификационным требованиям на рынке труда, как условия высокого уровня жизни.

В Хабаровском крае один из самых низких на Дальнем Востоке показателей охвата детей дошкольным образованием. До 2025 года планируется строительство новых детских садов в городах, особенно в г. г. Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, а также Советскогаванском и Ульчском муниципальных районах. В связи с высокой потребностью будут открываться дополнительные группы в дошкольных образовательных учреждениях практически во всех муниципальных образованиях края. При этом будет обеспечена не только доступность дошкольного образования независимо от места жительства и социального положения семей, но и повышение его качества за счет видового разнообразия дошкольных образовательных учреждений, развития услуг дополнительного образования, а также за счет содержания образовательных программ каждого дошкольного образовательного учреждения.

Основным направлением развития общего образования являются формирование оптимальной сети базовых школ с филиалами и развитие профильного обучения. В Хабаровском крае проводится плановая работа по замене школьных зданий, имеющих высокую степень износа, на современные. Наибольшую потребность в инвестициях в строительство и реконструкцию новых школ испытывают крупнейшие города края - г. г. Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре, а также Ванинский, Ульчский и Хабаровский районы. Планируется строительство краевого центра образования на 1000 ученических мест с детским садом в г. Хабаровске.

В удаленных северных районах Хабаровского края из-за климатических условий и разобщенности населенных пунктов будут использоваться такие формы обучения, как экстернат, семейное, дистанционное и индивидуальное обучение.

Одним из факторов инновационного развития Хабаровского края является развитие начального и среднего профессионального образования посредством привлечения в профессиональные учебные заведения молодежи из других субъектов Российской Федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ, из стран Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии, а также использования имеющегося научного потенциала для усиления инновационной составляющей регионального производства.

На базе учреждений начального и среднего профессионального образования предстоит сформировать комплексные учебные центры профессиональной квалификации со специализацией на подготовке кадров для машиностроения и металлообработки, лесопромышленного комплекса, горнодобывающей промышленности.

Система здравоохранения в Хабаровском крае одна из самых развитых на Дальнем Востоке.

Ключевыми направлениями развития системы здравоохранения Хабаровского края являются снижение смертности, в первую очередь от болезней системы кровообращения (с 775,3 случая до 600 - 630 случаев на 100 тыс. человек), от несчастных случаев, отравлений и травм (с 239 до 100 - 150 случаев на 100 тыс. человек). Стратегическим ориентиром является увеличение доли детей, относящихся к I группе здоровья, до уровня не менее чем 40 процентов. Кроме того, необходимо решить задачи снижения коэффициента первичного выхода на инвалидность детей с 26,5 до 20 на 10 тыс. детей, снижения смертности населения трудоспособного возраста от предотвратимых причин с 837 человек в 2007 году до 600 человек в 2025 году на 100 тыс. населения.

Решение указанных задач потребует от Хабаровского края создания высокоорганизованной, оснащенной новейшими медицинскими технологиями, высокопрофессиональными кадрами системы здравоохранения. Повышение доступности современных медицинских технологий будет осуществлено за счет расширения практики бесплатного предоставления уже имеющихся видов высокотехнологической помощи, увеличения масштабов инновационной деятельности по освоению новых медицинских технологий, что приведет к повышению уровня удовлетворения потребности населения в высокотехнологичной помощи с 10 - 20 процентов до 70 - 80 процентов.

Важную роль в развитии здравоохранения края сыграет повышение профессионального уровня врачей и среднего медицинского персонала, их постоянное переобучение и освоение передовых зарубежных и российских медицинских технологий, а также обеспечение соответствия оказания медицинской помощи населению требованиям медицинских стандартов.

В целях повышения адаптивности системы здравоохранения Хабаровского края к изменениям в демографической структуре населения будет усовершенствована деятельность педиатрической службы, продолжено развитие института врачей общей практики, особенно в сельской местности и северных районах.

Основными задачами в сфере культуры являются развитие профессионального искусства, улучшение кинообслуживания и расширение географии гастрольной деятельности творческих коллективов.

Предполагается развивать филармоническую деятельность, создавать условия для художественного роста Дальневосточного симфонического оркестра и других художественных коллективов. Важным направлением развития культуры является реализация прибыльных концертных, фестивальных, выставочных и других проектов в сфере культуры, ориентированных на публику не только г. Хабаровска и Хабаровского края, но также других районов Дальнего Востока, Байкальского региона и приграничных стран.

В рамках сохранения и развития библиотечных систем планируется создать корпоративную систему общедоступных библиотек и построить новое здание Дальневосточной государственной научной библиотеки.

Кроме того, будет продолжена работа по расширению музейной сети, укреплению материально-технической базы музеев, увеличению экспозиционных площадей и фондохранилищ, модернизации музейного и технического оборудования, внедрению в музейную практику новых информационных технологий, а также поиску новых форм музейного обслуживания. Планируется создание краевого центра реставрации по различным видам музейных экспонатов. Создание реставрационного центра поможет обеспечить сохранность уникального памятника древней культуры "Петроглифы с. Сикачи-Алян".

Важным направлением развития культуры края является расширение перечня услуг, предоставляемых учреждениями культуры северных районов. Для этого будет организована деятельность межпоселенческих кинотеатров, сохранена муниципальная киносеть, которая будет переведена на видеоносители. Здания многих учреждений культуры северных районов края будут реконструированы.

К 2025 году в Хабаровском крае планируется увеличить долю населения, систематически занимающегося физкультурой и спортом, до 23 процентов. Предполагается увеличить обеспеченность спортивными сооружениями, в том числе: плоскостными сооружениями - до 47,6 процента (2007 год - 43,2 процента), спортивными залами - до 30,4 процента (2007 год - 23,7 процента), плавательными бассейнами - до 9,3 процента (2007 год - 7,6 процента).

Для туристско-рекреационного комплекса Хабаровского края наиболее перспективными направлениями развития являются:

создание лечебно-рекреационных туристических центров на базе термоминеральных вод и лечебных грязей;

проведение речных круизов;

создание рекреационных зон в пределах крупных городских агломераций.

Лечебно-рекреационные туристические центры планируется создать на базе имеющихся в крае Тумнинского и Анненского термальных источников, относящихся к бальнеологической группе азотно-кремнистых термальных вод. Имеется все необходимое для развития курортно-рекреационного комплекса: ценная минеральная вода, прекрасный ландшафт, богатые флора и фауна, относительно развитая опорно-базовая инфраструктура, устойчивое транспортное сообщение и расположенные рядом населенные пункты с незанятым населением.

Наиболее перспективные направления развития санаторно-курортного лечения и рекреации - бальнеотерапия, грязелечение, применение минеральной воды, климатолечение (аэро- и гелеотерапия). Ландшафт и рельеф прилегающей к источникам территории являются дополнительными факторами для организации трасс лечебно-оздоровительных прогулок (терренкуров) продолжительностью до нескольких часов, а также для организации экскурсионной и туристической деятельности.

Развитие зон лечебно-оздоровительного и рекреационного туризма кроме социально-демографического аспекта даст толчок для развития таких инфраструктурных составляющих, как сеть транспортного сообщения (автомобильные дороги, объекты энергетики и инженерные коммуникации), а также повышения уровня занятости местного населения в этой и сопутствующих областях (торговля, питание, изготовление местных сувениров и прочее).

Развитие речных и морских круизов в крае рассматривается как перспективное направление. Необходимо отметить, что одна из крупнейших в Азиатско-Тихоокеанском регионе р. Амур является главной достопримечательностью Хабаровского края. В бассейне р. Амур сосредоточена большая часть имеющегося природного и культурно-исторического туристического потенциала. В зоне амурского водного пути находятся обширные территории Хабаровского края, Амурской, Еврейской автономной и Читинской областей, а также северо-восточного Китая. Возобновление круизного движения в крае будет способствовать вовлечению в экономический процесс целого ряда муниципальных районов края - Комсомольского, Николаевского, Нанайского, Ульчского и Хабаровского. Это позволит создать дополнительные рабочие места и повысить занятость, в том числе коренных малочисленных народов Севера, проживающих в долине р. Амур.

Как перспективное направление развития туристического комплекса Хабаровского края рассматривается создание рекреационных зон вокруг крупных городских агломераций. В данном случае речь идет о создании удобных подъездов к объектам отдыха, парковок для автотранспорта, обеспечении высокого уровня санитарной гигиены в местах отдыха, наличии объектов проживания и питания, а также объектов спортивно-развлекательного характера.

Кроме того, предполагается создание рекреационных зон в пределах крупных городских агломераций, в частности в Хабаровском районе. Получит развитие горнолыжная рекреация в Комсомольском, Солнечном и Хабаровском районах. Эколого-туристический комплекс будет построен в районе имени Лазо (Сихотэ-Алинь). Рекреация будет развиваться на острове Большой Уссурийский и в окрестностях государственного природного заповедника Большехехцирский.

Повышение уровня и качества жизни населения Хабаровского края, защита социально уязвимых слоев населения являются приоритетными задачами до 2025 года.

Дальнейшее развитие жилищного строительства в Хабаровском крае необходимо рассматривать в контексте геостратегических интересов России на Дальнем Востоке. Основой государственной политики в вопросе обеспечения жильем граждан является создание условий, которые позволят удовлетворить потребность в жилье экономически активной части населения, возможных переселенцев из других регионов страны, соотечественников, проживающих за рубежом, а также оказание эффективных мер государственной поддержки тем категориям граждан, которые в силу объективных причин не могут решить свою жилищную проблему самостоятельно. Комплексная застройка новых жилых микрорайонов с необходимой социальной, транспортной и инженерной инфраструктурой, развитие малоэтажного строительства и деревянного домостроения приведут к увеличению объемов жилищного строительства, повышению комфортности и доступности жилья, что обеспечит закрепление населения в Хабаровском крае.

Предполагается сформировать специальный жилищный фонд, предназначенный для предоставления гражданам по договорам социального найма, осуществить проектирование домов с невысокой стоимостью строительства, эксплуатации и потребления коммунальных услуг.

Государственная политика стимулирования жилищного строительства и развития коммунальной инфраструктуры на территории Хабаровского края будет учитывать дислокацию производительных сил и концентрацию населения в зонах опережающего экономического развития.

Особенно важным для развития жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края является глубокая модернизация и обновление коммунальной электроэнергетической инфраструктуры. Для этого в целях создания равных условий экономического развития территорий изолированных энергорайонов на федеральном уровне будет осуществлен комплекс мероприятий по переводу на более экономичные виды топлива энергоснабжающих предприятий децентрализованной зоны обслуживания и введена система коммерческого учета электроэнергии. Кроме того, будет улучшена ситуация с обеспечением качественной питьевой водой потребителей за счет применения новых технологий подачи, повышены надежность работы систем водоснабжения и водоотведения, качество очистки питьевой воды и уровень очистки сточных вод.

Для обеспечения водоснабжения малых поселений будет реализована программа развития нецентрализованных систем водоснабжения и создания условий для снабжения населения бутилированной питьевой водой.

В целях обеспечения бесперебойного теплоснабжения и снижения себестоимости выработки тепла в отдаленных населенных пунктах Хабаровского края будет продолжаться перевод котельных с жидкого топлива на уголь и модернизация котельных и сетей теплоснабжения с высокой степенью износа. Приоритетным направлением будет строительство мини-теплоэлектроцентралей в отдаленных населенных пунктах и реконструкция трубопроводов тепловых сетей.

Планируется совершенствование системы управления жилищно-коммунальным комплексом и повышение качества работы коммунальных систем.

Показатели социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года приведены соответственно в приложениях N 3 и 4.

УДК 338.2(571.62) С.Н. ЛЕОНОВ

ББК 65.05 (2Рос-4Хаб) зам. директора по науке Института экономических исследований

Дальневосточного отделения Российской академии наук, доктор экономических наук, профессор, г. Хабаровск

e-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ*

Проанализированы структурные проблемы развития экономики Хабаровского края. Дан анализ позиционирования края в национальном и субглобальном контексте. Оценена система проектов и мероприятий долгосрочного развития края.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, стратегия, Хабаровский край.

Deputy Director of Science, Doctor of Economics, Professor, Institute of Economic Studies, RF Far East Branch of RAS, Khabarovsk

e-mail: [email protected]

FEATURES OF KHABAROVSK TERRITORY’S DEVELOPMENT STRATEGY

The author analyses the structural problems of the Khabarovsk Territory"s economic development and the territory"s positioning in the national and sub-global context. The system of projects and measures for the territory"s long-term development is evaluated.

Keywords: socio-economic development, strategy, Khabarovsk Territory.

Хабаровский край является одним из крупнейших по размерам субъектов России (4,6% территории страны). Это административный, промышленный, научный, образовательный и культурный центр Дальневосточного федерального округа (ДФО). По численности населения (1343,3 тыс. чел.) край занимает второе место в ДФО и 35 - в России. Крупнейшие города - административная столица края г. Хабаровск (581,2 тыс. жителей), г. Комсомольск-на-Амуре (261,8 тыс. жителей). Административно-территориальная система края включает 236 муниципальных образований, в том числе два городских округа, 17 муниципальных районов.

Минерально-сырьевой потенциал - важнейшее конкурентное преимущество края. Удельный вес запасов основных видов полезных ископаемых края в минерально-сырье-

вом потенциале ДФО составляет по платине и меди - 50%, олову - 20%, золоту - 8%. Имеются значительные запасы цветных и редких металлов, выявлены площади, перспективные на вольфрам, минералы платиновой группы, нефть и газ. При этом для края характерна слабая геологическая изученность территории (съемкой масштаба 1:50000, при которой выявляется большинство месторождений и рудопроявлений, охвачена лишь треть территории края).

Валовой региональный продукт (ВРП) Хабаровского края в 2009 г. превысил 274,98 млрд р., а темп роста его реального объема к уровню 2008 г. составил 93%. Впервые за 2000-2009 гг. была нарушена тенденция роста экономики края, однако среднегодовой темп роста за этот период составил 104,5%, а в сопоставимых ценах рост ВРП превысил 1,5 раза (рис.).

* Работа выполнена в рамках программы фундаментальных исследований Президиума Российской академии наук П.31.

© С.Н. Леонов, 2012

Если в 2000-2002 гг. темп роста ВРП края обгонял средний по дальневосточным субъектам Федерации темп роста, то с 2003 г. он не превышал средних дальневосточных значений. Как следствие, начиная с 2002 г., доля края в ВРП региона снизилась с 21,5 до 15,9% в 2009 г.

Структура экономики, исторически сложившаяся в Хабаровском крае, является индустриальной, с достаточно диверсифицированным промышленным производством, включающим в себя комплекс обороннопромышленных предприятий. Хотя по запасам древесины, месторождений цветных и драгоценных металлов, ценных пород рыб край выделяется и на Дальнем Востоке, и в России, доля природно-ресурсных секторов в ВРП края снижается. Если в 2000 г. на сельское и лесное хозяйство, охоту, рыболовство и добычу полезных ископаемых приходилось 16,4% ВРП края, то к 2010 г. доля названных видов экономической деятельности снизилась до 12,7%. Несмотря на наличие запасов природных ресурсов, край не имеет значительных перспектив по созданию локомотивов для индустриального рывка на базе мощных сырьевых проектов уровня сахалинского шельфа, Западной и Южной Якутии. В структуре ВРП края в 2009 г. значительное место занимали обрабатывающие производства (8,9%), строительство (9,5%), транспорт и связь (16,7%), торговля и общественное питание (14,3%), операции с недвижимым имуществом (9,6%) .

Для базового сектора Хабаровского края характерен невысокий уровень технологического развития, несмотря на наличие в структуре промышленности отраслей оборонного комплекса, что влечет за собой низкие по-

казатели производительности труда, высокие удельные расходы материальных и энергоресурсов. Усиливающийся дефицит трудовых ресурсов связан со сложной демографической и миграционной ситуацией на Дальнем Востоке и в крае. По оценке администраций предприятий, расположенных в Хабаровском крае, кадровый ресурс является одним из наиболее дефицитных ресурсов в регионе.

Усиление территориальных диспропорций в экономике объясняется концентрацией экономической активности в крупных промышленных центрах южной зоны края и формированием четырех зон интенсивного развития - Хабаровской агломерации, промышленной зоны «Комсомольск - Амурск - Солнечный», Ванино-Советскогаванского транспортно-промышленного узла и Ургальского промышленного узла . Сохраняется и может возрастать разрыв в уровне социально-экономического развития и инвестиционной привлекательности муниципальных образований.

За 2008-2010 гг. Хабаровский край вышел на высокие показатели соотношения инвестиций к ВРП (более 30%), что характерно для большинства развитых стран мира . В 2010 г. в экономику и социальную сферу региона привлечено 131,2 млрд р. (127% в сопоставимых ценах к уровню 2009 г.). Причем доля бюджетных средств в общем объеме инвестиций в основной капитал снижается (в 2010 г. - 12,5% при 20% на протяжении 2001-2008 гг.), а частные инвестиции ежегодно растут. В лидерах по объему частных инвестиций находятся обрабатывающая отрасль, транспорт и связь, геологоразведка и добыча полезных ископаемых, энергетика.

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

I I Темп роста ВРП ДФО

I I Темп роста ВРП Хабаровского края

А- Доля Хабаровского края в ВРП ДФО (правая шкала) Динамика ВРП Хабаровского края и ДФО за 2000-2009 гг., %

Экономика Хабаровского края является открытой системой, и траектория ее развития на ближайшие 20-25 лет будет детерминироваться динамикой национальных и общемировых тенденций. Рамочным ограничением выступает требование устойчивого развития экономики и рост благосостояния местного населения.

При разработке стратегии развития края следует учитывать ряд экзогенных факторов. Россия в целом и Хабаровский край в частности имеют достаточно низкие стартовые позиции в конкурентной среде мирового хозяйства . Выделяются четыре фактора эффективного встраивания России в мировую экономику. Первые три из них особо значимы для Хабаровского края, это - природные ресурсы; географическое положение; свободное, экологически чистое пространство. Но только опора на четвертый фактор - инновационный потенциал - способна обеспечить субъектам Федерации резкое увеличение доли интеллектуального труда в создаваемой на их территории стоимости, вернуть Россию в число мировых лидеров.

Для Хабаровского края следование трем первым факторам встраивания России в мировую экономику может означать снижение значимости края в пространственном развитии страны. При сохранении существующей инерции развития хозяйственной системы края, даже при реализации большинства заявленных проектов в сфере добычи сырья, край рискует приобрести статус «двойной периферии»: России и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Даже на традиционных для России рынках велика вероятность того, что краю не удастся завоевать доминирующие позиции в АТР, так как практически по всем видам сырья у покупателей существуют альтернативные варианты. В этих условиях для края реальны риски значительного отставания по уровню развития от основных российских территорий.

Реализация конкурентных, обходящих Россию транспортных коридоров, также может резко снизить геополитическую значимость края. Одним из наиболее известных подобных проектов является создание мощной транспортной линии от восточных до западных границ Китая с последующей стыковкой с транспортным проектом ТРАСЕКА

(Transport Corridor Europe Caucasus Asia) в Средней Азии и Казахстане.

Тем не менее, сырьевая и транзитная модели развития Дальнего Востока могут создать структурный потенциал для дальнейшей индустриализации экономики Хабаровского края. Проектируемая энергетическая инфраструктура транзита топливно-энергетических ресурсов (магистральные газопроводы из Якутии, ВСТО, высоковольтные линии электропередач), Северный широтный ход и Транссибирский железнодорожный маршрут к 2020 г. сформируют на широтном ареале «Восточная Сибирь - Южная Якутия, Сковородино - Хабаровск, Комсомольск, Ванино - юг Приморья» мощный транзитный энергетический и сырьевой коридор, ориентированный на центры энер-го-, ресурсопользования в странах СВА. С востока через Хабаровский край в этот коридор вливаются углеводороды (нефть и газ) с шельфа о. Сахалин.

В стратегии развития Хабаровского края система долгосрочных проектов и мероприятий, планируемых к реализации, может быть сведена в два принципиальных сценария развития территории (инерционный и инновационный), различие между которыми состоит в степени вовлечения каждого из четырех названных интеграционных факторов.

Инерционный сценарий, несмотря на невысокую экономическую эффективность для края и страны в целом, имеет серьезные предпосылки реализации, к основным из которых следует отнести:

1. Изменение географии международной торговли и смещение мирового центра экономической активности в АТР, что ведет к повышению значимости евроазиатских транспортных коридоров .

2. Возрастание потребности в портовой инфраструктуре, так как увеличиваются транзитные грузопотоки, возникающие за рубежом и вовлекающие локальную транспортную систему Дальнего Востока и Хабаровского края в частности в обслуживание международных перевозок.

3. Рост ограничений в развитии транспортной инфраструктуры северного Китая и стремление китайского руководства к получению кратчайшего выхода северо-восточного Китая к морским портам.

Реализация указанных предпосылок обеспечит возможность развития и закрепления сырьевой и транзитной специализации в рамках инерционного сценария:

Продолжит динамично развиваться базовый сектор, завершится строительство терминалов по перевалке угля, металлов, нефти, формирование портовых особых экономических зон в Ванино и Советской Гавани;

Будет развиваться инфраструктура приграничных торгово-производственных комплексов;

Край сохранит позиции в рыбохозяйственном комплексе Дальнего Востока при неизменной его сырьевой специализации;

Продолжится развитие лесопромышленного комплекса края (преимущественно за счет предприятий с низкой степенью деревообработки);

При государственной поддержке (госзаказ) в крае будет развиваться, хотя и ограниченно, авиа- и судостроение;

Минерально-сырьевой комплекс края сохранит свое значение, его основной проблемой останется сокращение числа разведанных месторождений с утвержденными запасами. Причина - дефицит средств на геологоразведку.

Инерционное развитие экономики края имеет четко выраженные пределы роста, связанные с исчерпанием его ресурсной базы (природных и человеческих ресурсов, устойчивости природной среды), и сопряжено с актуализацией серьезных внутренних проблем социально-экономического развития региона как накопленных за предыдущий кризисный период, так и проявляющихся в связи с новыми экономическими реалиями.

Инновационный сценарий развития Хабаровского края и его стратегические возмож-

ности определяются рядом параметрических условий:

Положением и местом региона в системе межрегиональных и внешнеэкономических связей Дальнего Востока и России;

Вероятными сценарными условиями, обусловливающими возможности модернизации региональной экономики, исходя из приоритетов национальной экономической политики, приоритетов и ограничений в использовании источников роста, формирования и стимулирования региональных центров экономического развития на тихоокеанском направлении.

Факторы и ограничения, инициируемые национальными тенденциями и приоритетами развития и создающие параметрическую среду для стратегии социально-экономического развития края, приняты в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, разработанной Правительством РФ .

В рамках инновационного сценария социально-экономического развития Хабаровского края предполагается массовое использование не только технологических инноваций, но и инноваций во всех сферах жизнедеятельности человека. Основу развития экономики Хабаровского края в инновационном сценарии обеспечивает промышленный сектор, хотя номинально его доля в перспективном периоде мало трансформируется в структуре ВРП. Перспективная структура экономики края (табл.) поддерживается паритетным с промышленными ростом ключевых непромышленных видов деятельности (транспорт, торговое обслуживание). Экономические результаты непромышленных отраслей носят производный характер, детерминируются

Макроэкономические показатели инновационного сценария развития

Хабаровского края, %

Показатель Среднегодовой темп роста 2025 к 2007

2007-2015 2015-2025 2007-2025

ВРП 106,1 108,2 107,3 355,0

Инвестиции в основной капитал 107,4 108,0 107,7 381,3

Промышленность 104,6 107,8 106,4 305,0

Продукция сельского хозяйства 103,0 101,7 102,3 149,5

Розничный товарооборот 107,6 105,7 106,5 311,8

Грузооборот транспорта 108,0 103,5 105,5 261,1

Услуги связи 113,1 108,0 110,2 577,3

Составлено по данным: .

промежуточным спросом и перераспределением доходов со стороны промышленного сектора края.

Базовые предпосылки инерционного сценария создают инновационные эффекты экономического роста в крае в рамках восстановления и модернизации высокотехнологичных производств на базе действующих предприятий военно-промышленного комплекса, гражданских машиностроительных предприятий, электроэнергетики, сектора инженерной инфраструктуры.

Инновационные характеристики будут сопровождать и новые инвестиционные проекты на территории края. Капиталоемкие, высокопроизводительные проекты по освоению и переработке ресурсов, развитию инфраструктуры транспорта, энергоснабжения являются открытыми, заинтересованными в инновациях сферами. Но это будут высокоспециализированные по характеру использования трансферы материальных технологий, внешне масштабные, но не обладающие силой «инновационного мультипликатора».

Список использованной литературы

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.: утв. распоряжением Правительства РФ от 17 нояб. 2008 г. № 1662-р. URL: http://www.ifap.ru/ ofdocs/rus/rus006.pdf.

2. Леонов С.Н. Анализ условий стратегического развития Дальнего Востока России после кризиса // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2011. № 1. C. 159-168.

3. Леонов С.Н. Стратегическое развитие Дальнего Востока: угрозы кризиса // Пространственная экономика. 2009. № 3. С. 126-133.

4. Минакир П.А. Россия - Китай на Дальнем Востоке: мнимые страхи и реальные угрозы // Пространственная экономика. 2009. № 3. С. 7-20.

5. Официальный сайт Госкомстата РФ. URL: http://www.gks.ru.

6. Стратегия социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2025 г.: утв. постановлением Правительства Хабаровского края от 13 янв. 2009 г. № 1-пр. URL: http://www.fipa.khabkrai.ru/info/ strategy/.

7. Шпорт В. Инвестор для нас - желанный партнер // Парламентская газета на Дальнем Востоке. 2011. № 310. URL: http://parldv.ru/index.php?mod=art_show&id_art=1114.

1. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial"no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 g.: utv. rasporyazheniem Pravitel"stva RF ot 17 noyab. 2008 g. № 1662-r. URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/ rus006.pdf.

2. Leonov S.N. Analiz uslovii strategicheskogo razvitiya Dal"nego Vostoka Rossii posle krizisa // Vestnik Tikhookeanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. № 1. C. 159-168.

3. Leonov S.N. Strategicheskoe razvitie Dal"nego Vostoka: ugrozy krizisa // Prostranstvennaya ekonomika. 2009. № 3. S. 126-133.

4. Minakir P.A. Rossiya - Kitai na Dal"nem Vostoke: mnimye strakhi i real"nye ugrozy // Prostranstvennaya ekonomika. 2009. № 3. S. 7-20.

5. Ofitsial"nyi sait Goskomstata RF. URL: http://www.gks.ru.

6. Strategiya sotsial"no-ekonomicheskogo razvitiya Khabarovskogo kraya na period do 2025 g.: utv. posta-novleniem Pravitel"stva Khabarovskogo kraya ot 13 yanv. 2009 g. № 1-pr. URL: http://www.fipa.khabkrai.ru/ info/strategy/.

7. Shport V. Investor dlya nas - zhelannyi partner // Parlamentskaya gazeta na Dal"nem Vostoke. 2011. № 310. URL: http://parldv.ru/index.php?mod=art_show&id_art=1114.

Хабаровский край — в ряду динамично развивающихся дальневосточных территорий

Итоги исполнения бюджета в 2016 году

За отчетный период в регионе получено налоговых и неналоговых доходов на сумму 84,8 млрд рублей. Это на 10,3 млрд больше, чем за 2015 год. Прирост составил 13,8 %.

Налоговые поступления к уровню прошлого года увеличились на 15,3%. Сумма налога на прибыль выросла в 1,6 раза, акцизов - на 29%, налогов на совокуп­ный доход - на 5%, налога на доходы физических лиц – на 4,9%, налога на имущество организаций - на 4,4%.

Задание по мобилизации налоговых и неналоговых доходов выполнено на 102,9%. Дополнительные доходы бюджета края составили 2,4 млрд. рублей. Из федерального бюджета поступило 17 млрд рублей трансфертов (99,5% от плана).

Дополнительно привлечена дотация на обеспечение сбалансирован­ности краевого бюджета в размере 320,9 млн рублей и кредит для частичного покрытия дефицита бюджета края в сумме 651,9 млн рублей.

Бюджет края по расходам исполнен на 106,4 млрд рублей (96,8% от плана). Расходы на социально-культурную сферу составили 69,2 млрд рублей (65% от общей суммы расходов), на выплату заработной платы - 39,8 млрд рублей (37,4% от расходов).

Публичные обязательства перед гражданами выполнены в полном объеме. Расходы на социальные выплаты составили 11 млрд рублей с ростом к уровню 2015 года на 20%.

На реализацию указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. из бюджета региона направлено 5,3 млрд рублей. Бюджетные инвестиции составили 7,4 млрд рублей.

В 2016 году велась оптимизация расходов бюджета. Сформирована нормативно-правовая база по нормированию закупок для нужд Ха­баровского края и актуализирована в сфере планирования деятельности кра­евых государственных учреждений. Эти и другие меры позволили добиться оптимизации в 1,2 млрд рублей. Управление финансовыми активами обеспечило снижение расходов на обслуживание государственного долга на 913,3 млн. рублей.

Общая оценка социально-экономической ситуации

Макроэкономическую ситуацию характеризуют следующие показатели:

– оборот организаций по всем видам экономической деятельности увеличился;

– промышленное производство увеличилось на 0,5 процента;

– грузооборот транспорта составил 115,8%;

– объем продукции сельского хозяйства увеличился на 4,2 процента;

– рост внутреннего потребительского спроса;

– снижен уровень безработицы;

Уровень жизни населения

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по полному кругу организаций составила 35,4 тыс. рублей.

Реальные денежные доходы населения края составили 95,7%, реальные располагаемые доходы (за минусом обязательных платежей и взносов и скорректированные на индекс потребительских цен) – 101,5 процента.

Помимо высокой динамики потребительских цен замедление роста реальных доходов населения усугубляется повышением уровня кредитной нагрузки для части населения и ослаблением национальной валюты.

Среднедушевые номинальные денежные доходы жителей края сложились в размере 31,7 тыс. рублей.

Труд и занятость

Реализация органами исполнительной власти края полномочий в области содействия занятости граждан положительно повлияла на ситуацию на рынке труда.

Финансовые затраты на реализацию мероприятий по содействию занятости населения составили:

— по Госпрограмме – средства краевого бюджета на активную политику занятости населения, субвенции из федерального бюджета на социальную поддержку безработных граждан;

— по Программе дополнительных мер для трудоустройства незанятых инвалидов;

Показатели, характеризующие состояние контролируемого рынка труда Хабаровского края:

— численность зарегистрированных в органах службы занятости безработных граждан уменьшилась.

Новости

    Новую адресную программу по расселению аварийного жилья запустили власти Хабаровского края. В ближайшие годы на ее реализацию будет направлено почти 3,8 млрд рублей. Из

    Долгосрочные цели и сценарные параметры социально-экономического развития Хабаровского края определены Стратегией социального и экономического развития Хабаровского края до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 13 января 2009 г. № 1-пр
    (далее – Стратегия-2025).

    Главной целью Стратегии-2025 определено формирование такой территориальной социально-экономической системы, которая обеспечивала бы высокий жизненный уровень и качество жизни населения для реализации геополитической задачи закрепления населения на Дальнем Востоке на основе формирования и развития высоко конкурентной экономики при соблюдении соответствующих экологических ограничений.

    Стратегия-2025 предусматривает выполнение поставленной цели в два этапа.

    Первый этап по реализации Стратегии-2025 завершен в 2015 году. Уровень достижения целевых показателей представлен в таблице 1.

    На первом этапе реализации Стратегии-2025 в рамках развития экономической системы края определенных успехов удалось достигнуть в промышленном производстве и транспортной сфере.

    Уровень целевых показателей инновационного сценария
    Стратегии-2025 достигнут и даже превышен по демографическим показателям: рождаемость и смертность на 1 тыс. чел. населения, ожидаемая продолжительность жизни при рождении.

    Достижение целевых показателей социально-экономического развития
    Хабаровского края

    Таблица № 1

    (процентов в сопоставимых ценах)

    А. Среднегодовой темп роста за 2008 – 2015 гг., процентов

    Показатель Факт Целевое значение
    Инерционный вариант Инновационный вариант (основной)
    Уровень развития экономики
    Валовой региональный продукт 100,6 103,0 105,2
    Инвестиции в основной капитал 99,1 104,9 109,0
    Промышленность 103,2 101,6 106,5
    Продукция сельского хозяйства 100,2 100,8 103,0
    Оборот розничной торговли 104,4 105,1 106,3
    Грузооборот транспорта 112,9 106,2 111,2
    Услуги связи 101,5 110,0 112,6
    Уровень жизни
    Реальные денежные доходы населения 102,0 х 108,5
    Реальная начисленная заработная плата 102,6 х 109,6

    Б. Социальные индикаторы

    Показатель 2008 год 2015 год Целевое значение
    Численность населения (среднегодовая), тыс. чел. 1353,0 1336,4 1398,0
    Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, в процентах от общей численности населения 18,8 13,3 12,5
    Доля среднего класса, в процентах от общей численности населения 18,0 19,0 27,0
    Соотношение среднедушевых денежных доходов и прожиточного минимума, раз 2,4 2,8 4,5
    Рождаемость, случаев на 1 тыс. населения 12,6 14,3 12,2
    Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет 65,0 68,7 66,0
    Смертность, случаев на 1 тыс. населения 14,5 13,4 14,0
    Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) в среднем за год, в процентах 8,6 5,3 4,9

    Относительная неудача с выходом на предусмотренные
    Стратегией-2025 целевые показатели в области экономики и доходов населения связана с выбранными ожиданиями сохранения сложившихся в период 2000 – 2008 гг. тенденций и пропорций в экономической, социальной и институциональной сферах. Предположение о высокой скорости восстановления национальной и региональной экономики после кризиса 2008 – 2009 гг. и при фундаментальном осложнении общеэкономической ситуации в стране в 2014 – 2015 гг. оказалось неосуществимым.



    Тенденции экономического роста и инвестирования в экономический рост в крае претерпели существенное изменение. Если в 2000 – 2008 гг. средний за год темп прироста ВРП составлял 7,4 процента, что формировало высокую интенсивность прироста доходов бюджета и увеличения совокупного спроса, то под воздействием кризисных явлений мирового масштаба среднегодовой темп прироста ВРП в 2009 – 2015 гг. составлял только 0,6 процента, что существенно изменило возможности как краевого бюджета, так и в целом ухудшило конъюнктуру и ожидания экономических агентов. Кардинально изменились также тенденции инвестирования, что отражало необходимость пересмотра инвестиционных мотиваций.

    В то же время стоит отметить, что основные макропоказатели за период 2008 – 2016 гг. имели положительную динамику (рисунок 5). Это отражает способность экономики региона противостоять внутренним и внешним вызовам, а при сопоставлении значений макропоказателей региона со среднероссийским уровнем подтверждается эффективность выбранной Хабаровским краем экономической и социальной политики.



    Рисунок 5

    Динамика основных макроэкономических индикаторов Хабаровского края
    в 2016 году, в процентах к 2008 году

    К 2017 году наибольших успехов удалось добиться в решении следующих задач Стратегии-2025:

    Обеспечении загрузки предприятий оборонно-промышленного комплекса;

    Развитии лесопромышленного и рыбоперерабатывающего комплексов;

    Развитии транспортного сектора, в том числе трубопроводного транспорта;

    Внедрении новых, высокотехнологичных услуг в сфере здравоохранения;

    Повышении качества и доступности услуг общего и профессионального образования;

    Улучшении демографических показателей (рост рождаемости, снижение смертности, замедление миграционного оттока населения).

    Успешно реализованы крупные отраслевые проекты, направленные на создание новых производств и модернизацию экономики края:

    Масштабная модернизация нефтеперерабатывающих заводов в
    гг. Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре;

    В целях реализации программы строительства Российского регионального самолета Сухой Суперджет 100 проведена масштабная программа по техническому перевооружению Комсомольского-на-Амуре филиала АО "Гражданские самолеты Сухого": приобретено, смонтировано и введено в эксплуатацию оборудование ведущих мировых производителей в области производства самолетов;

    Проекты по добыче и переработке полезных ископаемых (горно-обогатительный комбинат производительностью 100 тыс. тонн золотосодержащего концентрата на месторождении "Албазино" в районе им. Полины Осипенко, гидрометаллургический комбинат в г. Амурске, обогатительная фабрика на Ургальском каменноугольном месторождении в рп. Чегдомын);

    Производства по переработке древесины (деревообрабатывающий комплекс по производству 150 тыс. куб. м. пиломатериалов в п. Березовый Солнечного района, деревообрабатывающий комплекс по производству 550 тыс. куб. м пиломатериалов, 140 тыс. куб. м ДСтП, 240 тыс. тонн топливных гранул в пос. Октябрьский Ванинского района, завод по производству 150 тыс. куб. м пиломатериалов в п. Хор, завод по производству 300 тыс. куб. м лущенного шпона Дальневосточного центра глубокой переработки древесины в г. Амурске);

    Развитие транспортного комплекса (наращивание портовых мощностей по перевалке грузов в порту Ванино, ввод в эксплуатацию второй очереди железнодорожного мостового перехода через реку Амур у г. Хабаровска, строительство Кузнецовского тоннеля, строительство автодорожного моста через протоку Амурская);

    Проекты по развитию агропромышленного комплекса (модернизация и наращивание мощностей ЗАО "Переясловский молочный завод" и ОАО "Комбинат детского питания "Молочный край", ПЭТ линия для увеличения производственной мощности филиала ОАО "Пивоваренная компания "Балтика" "Балтика – Хабаровск", тепличные комплексы в гг. Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, проекты по птицеводству, рыбоперерабатывающие комплексы и цеха в гг. Хабаровске, Николаевске-на-Амуре, Комсомольске-на–Амуре, в Советско-Гаванском, Нанайском и Амурском муниципальных районах).

    За период 2008 – 2016 гг. построено около 500 км автомобильных дорог с твердым покрытием общего пользования. Введено около 3,4 млн. кв. м жилья (в 2015 году построено 449,5 тыс. кв. м жилья – максимальный объем строительства с 1990 г.).

    В целях улучшения качества жизни населения введены социально значимые объекты:

    1) образования (более 35 детских садов, школы, в том числе Краевой центр образования в г. Хабаровске);

    2) здравоохранения (консультативно-диагностические центры в гг. Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии, Перинатальный центр в г. Хабаровске, больница
    в п. Ягодный, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями в гг. Бикин и Советская Гавань, Центр позитронно-эмиссионной томографии краевого клинического центра онкологии, центр амбулаторного диализа г. Хабаровске, хирургический блок онкодиспансера
    в г. Комсомольске-на-Амуре);

    3) культуры и спорта (краевое государственное бюджетное учреждение культуры "Краевой Дворец культуры и спорта "Русь", детско-юношеский клуб "Спарта" п. Переяславка района им. Лазо, крытый ледовый дворец для хоккея с мячом – арена "Ерофей", спортивное сооружение с искусственным льдом рп. Ванино, плавательные бассейны в гг. Комсомольске-на-Амуре и Николаевске-на-Амуре, дом культуры в с. Верхняя Эконь Комсомольского муниципального района, социально-культурный центр в с. Датта Ванинского муниципального района).

    В Хабаровском крае ведется переход на новую экономическую модель роста, которая включает в себя в том числе формирование и развитие территорий опережающего социально-экономического развития (далее также – ТОСЭР), режим Свободного порта, комплексное развитие г. Комсомольска-на-Амуре, реализацию закона о "дальневосточном гектаре".

    В крае созданы три ТОСЭР: "Хабаровск" (предусмотрено развитие производства строительных материалов, металлургии, пищевой промышленности, логистики), "Комсомольск" (развитие высокотехнологичных производств, производства деталей для воздушных судов, механообработки, переработки древесины, пищевой перерабатывающей промышленности) и ТОСЭР "Николаевск" (предполагает создание производств в рыбной и судоремонтной областях).

    Определена роль г. Комсомольска-на-Амуре как индустриального и инженерного центра на Дальнем Востоке. Реализуется долгосрочный план комплексного социально-экономического развития г. Комсомольска-на-Амуре.

    Таким образом, несмотря на недостижение значений ряда целевых параметров, определенных Стратегией-2025, Хабаровскому краю удалось достичь нового уровня развития. Однако, существенное изменение общих условий функционирования национальной и региональной социально-экономических систем требует пересмотра как целевых ориентиров, так и системы приоритетов Стратегии-2025.

    1.2.2. Оценка реализации "майских указов" Президента Российской Федерации

    Заметное влияние на динамику и приоритеты социально-экономического развития Хабаровского края оказали целевые показатели и мероприятия, определенные указами Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года (далее – "майские указы").

    "Майские указы" предусматривают достижение 43 показателей.

    Система целевых показателей и мероприятий, установленная "майскими указами", на уровне Хабаровского края интегрирована в систему государственных программ края.

    За 5 лет реализации "майских указов", несмотря на сложности экономической ситуации, в крае проведена серьезная работа и отмечены значительные успехи:

    С 2015 года обеспечена 100 % доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет. В течение 2011 – 2016 годов в крае за счет строительства, капитального ремонта и выкупа помещений создано более 7,3 тыс. новых дошкольных мест. На эти цели направлено почти 4 млрд. рублей, в том числе 2,1 млрд. рублей – из краевого бюджета. Ведется работа по сокращению очереди для детей от 1 года до 3-х лет;

    - "с нуля" сформирована сеть многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. По состоянию на 01 января 2017 г. – открыто 329 окон. Обеспечена доступность получения государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" для более 99,0 процентов населения края;

    Значительные изменения произошли и в сфере здравоохранения. Улучшены показатели по смертности от кровообращения, онкологии, туберкулеза. Практически в 2 раза снизилась младенческая смертность (с 10,5 до 5,9 умерших на 1000 родившихся живыми). Все эти изменения существенным образом сказались на росте продолжительности жизни: по итогам 2016 года она оставила 69,13 года (в 2011 г. – 66 лет);

    Меры по поддержке многодетных семей, реализуемые в крае, позволили увеличить в 2015 году суммарный коэффициент рождаемости до 1,854 (Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 606
    "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" установлено значение к 2018 г. – 1,753);

    Обеспечивается выполнение плановых показателей по заработной плате отдельных категорий работников образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты населения.

    Проделанная работа отмечена и рейтинговыми агентствами. Так, согласно медиарейтингу, составленному в 2016 году компанией "Медиалогия", Хабаровский край стал одним из 10 лучших регионов России по исполнению "майских указов". По их реализации в сфере экономики регион занял 5 место, в сфере государственного управления – 8 место.

    В соответствии с государственными программами края будет продолжена работа по выполнению установленных "майскими" указами целевых значений показателей.

    ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

    О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
    ХАБАРОВСКОГО КРАЯ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

    (в ред. постановления Правительства Хабаровского края от 26.05.2011 N 158-пр)

    Стратегия социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года (далее также - Стратегия развития края) разработана с учетом стратегических ориентиров и целей социально-экономического развития страны и ее регионов, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и проекте стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области на период до 2025 года.

    Стратегия развития края задает общие ориентиры будущего развития социальной и экономической системы на территории Хабаровского края для органов государственной власти края, бизнеса, потенциальных инвесторов, является базой для разработки планов, программ, проектов, прогнозов. Стратегия развития края включает систему целей, а также описание механизмов, которые обеспечивают их достижение.

    Главной целью Стратегии развития края является формирование такой территориальной социально-экономической системы, которая обеспечивала бы высокий жизненный уровень и качество жизни населения для реализации геополитической задачи закрепления населения на Дальнем Востоке на основе формирования и развития высококонкурентной экономики при соблюдении соответствующих экологических ограничений.

    Перспективы развития края основываются на его конкурентных преимуществах, главными из которых являются богатый по структуре и запасам природный потенциал, выгодное географическое положение (центральное положение на Дальнем Востоке России и близость к странам Азиатско-Тихоокеанского региона), наличие диверсифицированного и относительно развитого экономического потенциала, развитие инновационной составляющей, наличие территорий для хозяйственного освоения, политическая и социальная стабильность.

    Стратегия развития края разработана по двум сценариям: инерционному и инновационному. Инерционный сценарий ориентируется на использование природных ресурсов края, его географического положения и пространственных факторов. Инновационный сценарий нацелен на активное использование не только названных факторов, но и научно-образовательного, инновационного потенциала края. Достижение стратегических целей, описанных в Стратегии развития края, возможно только при реализации инновационного сценария. Поэтому все действия Правительства края должны быть направлены на реализацию именно этого варианта.

    Реализация инновационного сценария развития Хабаровского края предполагает увеличение в 2025 году относительно 2007 года объема валового регионального продукта в 3,6 раза, инвестиций в экономику и социальную сферу - в 5,4 раза, реальной начисленной заработной платы и реальных денежных доходов населения - соответственно в 3,9 и 4,2 раза.

    Это послужит основой для увеличения доли среднего класса до 50 процентов и снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума до 7,5 процента (в 2007 году соответственно 20 и 15,5%).

    Особенность начального этапа Стратегии развития края - появление новых вызовов устойчивому социально-экономическому развитию края. И главный из них - мировой финансовый кризис, вызвавший колебания финансовых рынков, цен на энергоносители и продовольствие. В условиях глобализации эта нестабильность затрагивает экономики всех стран, в том числе России в целом и Хабаровского края.

    В результате параметры стартового периода Стратегии развития края (2008 - 2009 годы) окажутся ниже ранее прогнозируемых. Предлагаемые в Стратегии развития края характеристики вариантов развития строились на предположении, что вероятное возобновление динамичного роста мировой экономики после кризиса, а с ним и экономики России и Хабаровского края начнется с 2010 года. Предполагается, что инвестиционные проекты первого этапа реализации Стратегии развития края, на которых базируется инновационный вариант, будут реализованы со смещением по времени.

    В целях мобилизации действий исполнительных органов власти края, органов местного самоуправления муниципальных образований края, хозяйствующих субъектов на территории края по обеспечению дальнейшего повышения уровня жизни населения, устойчивого и динамичного развития экономики и социальной сферы края, Правительство края постановляет:

    1. Утвердить прилагаемые:
    Стратегию социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года;
    Перечень инвестиционных проектов, реализуемых и планируемых к реализации на территории Хабаровского края на период до 2025 года.

    2. Министерствам края, иным органам исполнительной власти края руководствоваться Стратегией социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года при разработке среднесрочных и долгосрочных прогнозов, определении задач социально-экономического развития, подготовке краевых и территориальных программ развития.

    3. Министерству экономического развития и внешних связей края (Левинталь А.Б.):
    3.1. Обеспечить постоянный мониторинг хода реализации Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года и при необходимости вносить соответствующие предложения по ее корректировке.
    3.2. Разместить на официальном сайте Правительства Хабаровского края Стратегию социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года.

    4. Министерству экономического развития и внешних связей края совместно с отраслевыми министерствами края разработать и внести на утверждение проект постановления Правительства Хабаровского края "Об Основных направлениях деятельности Правительства края на период до 2013 года".
    Срок - II квартал 2009 г.

    5. Комитету по печати, полиграфической промышленности и телерадиовещанию Правительства края (Севрюков А.А.) обеспечить освещение в средствах массовой информации целей и задач по реализации Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года.

    6. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований края при разработке программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования руководствоваться основными положениями Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года.

    7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на вице-губернатора края Сыркина В.И.

    Губернатор, Председатель
    Правительства края
    В.И.Ишаев