И. В. Щепкова

КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА

Отмечается, что кластерная политика сегодня - наиболее действенный инструмент по повышению конкурентоспособности экономики территорий. В мировой практике существует большое разнообразие кластерных политик. Рассматриваются разные подходы к классификации кластерной политики; определяются преимущества кластерной политики при достижении стратегических целей регионов.

Today, cluster policy is the most efficient tool to improve the competitiveness of territory economies. International practice offers a wide range of cluster policies. This article discusses different approaches to classification of cluster policies and emphasizes the advantages of cluster policy for achieving regional strategic goals.

Ключевые слова: кластер, кластерная инициатива, кластерная политика, конкурентоспособность, стратегия развития.

Key words: cluster, cluster initiative, cluster policy, competitiveness, development strategy.

Мировой опыт подтверждает, что основой конкурентоспособности экономики территории выступает кластеризация ее промышленности. Не случайно кластерная политика стала сегодня основой стратегии развития большинства регионов РФ, в том числе Северо-Западного федерального округа (СЗФО), частью которого является Калининградская область.

В числе первоочередных мер по обеспечению реализации Стратегии социально-экономического развития СЗФО на период до 2020 г. было названо создание зон с особыми условиями ведения хозяйственной деятельности, включая территориально-производственные кластеры .

Как отмечалось в стратегии развития Северо-Западного федерального округа, потребность в проведении кластерной политики возникает в секторах и сферах хозяйства со средним уровнем концентрации производства и низкой конкурентоспособностью выпускаемой продукции. К числу потенциальных промышленных кластеров, которые могут быть созданы в СЗФО, были отнесены: автомобилестроение, металлургия, мебельная промышленность, производство стройматериалов, оборудования и машин для жилищно-коммунального хозяйства, медицинского оборудования и фармацевтики, судостроение и радиоэлектроника. При этом отмечалась возможность создания и функционирования различных видов кластеров: межотраслевых и отраслевых; в рамках всего Северо-Запада и локальных; инновационных, образовательных, туристско-рекреационных .

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2012. Вып. 3. С. 125-129.

Однако следует отметить очень «скромную» роль региона в создании и развитии кластерных групп. Так, в упомянутом стратегическом документе, определяющем развитие всего Северо-Западного федерального округа, названа всего одна кластерная инициатива Калининградской области - туристско-рекреационная. В документе поддерживаются регионально локализованные комплексообразующие связи области, научно-инновационный профиль которых - геоэкологические основы устойчивого развития. При этом основным приоритетом социально-экономического развития самой области - согласно Концепции ее развития - должно стать создание таких кластерных групп, как транспортно-логистическая, пищевая и туристско-рекреационная, за счет которых к 2031 г. предполагается существенное изменение отраслевой структуры выпуска продукции .

Таким образом, налицо несоответствие кластерных инициатив в двух стратегически важных для Калининградского региона документах. Однако важно отметить, что местные власти могут внедрять проекты по созданию и развитию кластеров в регионах, учитывая их специфику. Практически любые проекты (за исключением тех, что были отклонены федеральным правительством) могут быть внедрены властями региона или города на свой страх и риск. Для того чтобы сократить этот риск, необходимо разобраться в том, что представляет собой кластерная политика и какое место в ней занимают местные органы власти.

Различают два основных варианта государственной экономической политики - промышленную и кластерную .

Промышленная политика предполагает развитие экономики через организацию ее структуры - создание и развитие приоритетных отраслей. Узкоотраслевой подход считается недостатком промышленной политики, так как поддерживает интересы отдельных отраслей и приводит к деформации конкуренции. Основными инструментами такой политики выступают субсидии, налоговые льготы, избирательные протекционистские меры.

В отличие от промышленной, кластерная политика направлена на развитие всех существующих хозяйственных агломераций до уровня кластеров, что должно способствовать боле полному раскрытию потенциала региона . При этом основной акцент делается на группы взаимосвязанных отраслей. Кластерная политика основана на плотном взаимодействии бизнеса, органов государственной власти и местного самоуправления, научно-образовательных учреждений. Она должна создавать стимулы для развития и повышения инновационного потенциала экономических субъектов. Основными инструментами этой политики являются:

Кластерные инициативы - программы по стимулированию развития кластеров, которые должны скоординировать усилия их участников по созданию и развитию кластеров в регионе;

Кластерные проекты - инвестиционные проекты, включающие маркетинговые, финансовые и прочие нововведения, направленные на интеграцию и повышение конкурентоспособности участников кластера;

Программы развития кластеров - совокупность кластерных проектов, объединенных общей стратегией .

Таким образом, кластерная политика должна способствовать решению важной задачи - повышению конкурентоспособности российской экономики через развитие конкурентных рынков. Это возможно за счет того, что кластерная политика создает условия для повышения инновационности различных отраслей экономики, а также способствует более быстрому развитию малого и среднего бизнеса. Кроме того, кластерная политика должна стимулировать инициативы на местах и развивать взаимодействие между государством, бизнесом и научным сообществом .

Мировой опыт предлагает различные варианты практической реализации кластерной политики. Например, по роли государства в этом процессе М. Энрайт выделяет следующие виды кластерной политики :

Каталитическая кластерная политика (применяется в 20 % случаях), когда правительство сводит заинтересованные стороны (например, частные компании и исследовательские организации) между собой и обеспечивает ограниченную финансовую поддержку реализации проекта;

Поддерживающая кластерная политика (самая популярная - 40 % случаев применения), когда в предыдущем варианте кластерной политики к функциям государства прибавляются его инвестиции в инфраструктуру регионов, образование, тренинг и маркетинг для стимулирования развития кластеров;

Директивная кластерная политика (5 % случаев), предусматривает помимо поддерживающей функции государства осуществление им специальных программ по изменению специализации регионов через развитие кластеров;

Интервенционистская кластерная политика (2 - 3 %) предполагает, что правительство вместе с директивной функцией берет на себя ответственность за принятие решения о дальнейшем развитии кластеров; при этом оно через такие инструменты, как трансферты, субсидии, ограничения или регулирование, а также при помощи активного контроля над фирмами определяет специализацию кластера.

Пилипенко при изучении кластерной политики в России выделил два ее поколения - по уровню и основным задачам кластерных инициатив:

Кластерная политика первого поколения - комплекс мер, осуществляемых федеральными и региональными органами власти по идентификации кластеров, определению поля деятельности формирующих их фирм, созданию государственных органов поддержки кластеров и осуществлению общей политики по оказанию им помощи в стране и регионе;

Кластерная политика второго поколения - базируется на хорошем знании о существующих в стране или регионе кластерах и подразумевает индивидуальный подход к проблемам развития каждого из них в отдельности .

По генезису кластерные политики делятся на следующие типы:

- «сверху вниз», когда инициатором выступают центральные или региональные органы власти, объектом внимания которых являются

внепространственные кластеры - группы смежных предприятий, формирующих цепочки добавленной стоимости различных товаров и услуг (Финляндия, Дания, Нидерланды);

- «снизу вверх», когда инициатором выступают региональные власти или местные объединения предпринимателей, которые формулируют программы стимулирования развития кластеров (Шотландия в Великобритании, Северный Рейн-Вестфалия в Германии, Каталония в Испании, Австрия, Словения).

По уровню вовлечения государства в реализацию кластерных инициатив также можно выделить две модели, в рамках которых осуществляется кластерная политика:

Либеральную, характерную для тех стран, которые проводят либеральную экономическую политику и отдают предпочтение рыночным механизмам (США, Великобритания, Австралия и Канада);

Дирижистскую, проводимую властями тех стран, которые активно вовлечены в экономическую жизнь (Франция, Корея, Сингапур, Япония, Швеция, Финляндия, Словения) .

Учитывая приведенные выше классификации, можно определить вид кластерной политики Калининградской области. Это кластерная политика первого поколения, что характерно для России в целом, которая только пытается внедрить данный инструмент повышения конкурентоспособности своей экономики. Не случайно в «Методических рекомендациях по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации» среди прочих основных задач указана необходимость выявления участников кластера и создание условий для эффективного его развития .

По роли государства отечественная кластерная политика на данный момент относится к каталитической, так как предполагает в основном методологическую, информационно-консультационную и ограниченную финансовую поддержку реализации кластерных проектов. При этом степень участия государства растет от центральных к региональным и местным властям: предполагается, что органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления лучше могут учесть специфику своих территорий и выделить наиболее эффективные кластерные проекты. Но принимая во внимание то, что инициатором создания кластеров чаще всего выступают центральные или региональные органы власти (в том числе в Калининградском регионе), по уровню генезиса подобную кластерную политику необходимо отнести к той, которая формируется «сверху вниз».

Однако к какому бы типу ни относилась проводимая в государстве кластерная политика, необходимо, чтобы она была практически реализуемой. Тогда, как утверждают специалисты Гарвардской школы бизнеса, кластерный сектор может стать главной движущей силой развития секторов, которые обслуживают локальный рынок. При этом чем больше развиты кластеры в отдельной стране, тем выше здесь уровень жизни населения и конкурентоспособность предприятий. Это подтверждается следующими данными: в экономике США более 32 % занятости, не включая бюджетный сектор, обеспечивают кластеры; в эконо-

мике Швеции - 39 %; производительность труда в таких секторах выше среднестрановой на 44% .

Таким образом, кластерная политика является основой развития кластерных инициатив, направленных на повышение конкурентоспособности территорий через налаживание эффективных производственно-экономических, организационных и финансовых связей хозяйствующих субъектов, входящих в состав того или иного кластера с акцентом на инновации. Важное значение в формировании кластеров имеет регулирующая, стимулирующая деятельность региональных администраций. Для активации этой деятельности необходимо выработать соответствующие механизмы взаимодействия между участниками кластеров.

Список литературы

2. Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года. URL: http://minregion.ru/activities/ territorial_planning/ strategy/ federal_development/szfo/

3. Концепция стратегии развития Калининградской области. URL: http://www.regnum.ru/news/663973.htmI#ixzz1fkO3c6jgн]

4. Куценко Е. С. Кластеры в экономике: основы кластерной политики государства // Предпринимательство в промышленности: пути развития. Мероприятия государственной поддержки совместных (кластерных) проектов МСП: сб. материалов к межрегиональной конференции. URL: http://promcluster.ru

5. Пилипенко И. В. Проведение кластерной политики в России: приложение 6 к Ежегодному экономическому докладу Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» «Стратегия 2020»: от экономики «директив» к экономике «стимулов». М., 2008.

6. Портер М. Конкуренция / пер. с англ. М., 2005.

7. Enright M. J. Regional Clusters: What we know and what we should know // Paper prepared for the Kiel Institute International Workshop on Innovation Clusters and Interregional Competition, 2002. P. 18.

8. Solvell O., Lindqvist G., Ketels C. The Cluster Initiative Greenbook. URL: www.cluster-research.org/greenbook.htm

9. Сайт подкомитета ТПП РФ по развитию субконтрактации и кластерных технологий. URL: http://promcluster.ru/index.php/about-zak-cls/48-010-05-12-07-57-03.html

Ирина Владимировна Щепкова - ст. преп., Балтийский федеральный университет им. И. Канта.

E-mail: [email protected]

Irina V. Schepkova - Assistant Professor, Department of Economics of Firms and Markets, Immanuel Kant Baltic Federal University.

В научных разработках речь идет о кластерной политике двух поколений . Кластерная политика первого поколения заключается в осуществлении федеральными и региональными органами власти мероприятий по идентификации кластеров, определению поля деятельности формирующих кластеры фирм, созданию государственных органов поддержки кластеров и осуществлению общей политики поддержания кластеров в стране и регионе.

Кластерная политика второго поколения базируется на индивидуальном подходе к проблемам развития каждого кластера в отдельности. При это региональные органы власти могут проводить следующие мероприятия:

  • 1) создавать платформы для диалога различных участников кластера;
  • 2) проводить диверсификацию местного спроса посредством размещени у местных компаний государственных заказов; 3) повышать квалификаци местной рабочей силы через реализацию программ дополнительного образования и переподготовки кадров; 4) создавать бренд региона для привлечения иностранных инвестиций .

По роли государства выделяют четыре типа кластерной политики :

  • 1) каталитическая, когда региональные органы власти способствую взаимодействию заинтересованных сторон (например, частных компани и исследовательских организаций), но обеспечивают ограниченную финансовую поддержку реализации проекта;
  • 2) поддерживающая, при которой наряду с каталитической функцие региональных органов власти осуществляются инвестиции в инфраструктуру регионов, образование, тренинг и маркетинг;
  • 3) директивная, когда поддерживающая функция дополняется проведением специальных программ, нацеленных на трансформацию специализации регионов через развитие кластеров;
  • 4) интервенционистская, при которой региональные органы власт наряду с выполнением директивной функции перенимают у частного сектора ответственность за принятие решения о дальнейшем развитии кластеров и посредством трансфертов, субсидий, ограничений или регулирования, а также активного контроля над фирмами в кластере формируют ег специализацию.

При этом исследователи подметили тенденцию; чем ближе к региональному кластеру находятся органы власти, тем они интенсивнее проводят кластерную политику .

Наряду с кластерной политикой, проводимой органами власти, существуют также кластерные инициативы - программы стимулирования развития кластеров, предлагаемые местными объединениями предпринимателей . Кластерная инициатива представляет собой организованную попытку увеличить темпы роста и создать конкурентоспособность кластер в определенном регионе, вовлекая в процесс кластерные фирмы, государство и (или) исследовательские институты .

Направления кластерной политики во многом определяются тем, что региональные кластеры образуются самостоятельно в результате простран-ственного проявления рыночных сил и являются в основном сосредоточием малых и средних предприятий. Иначе говоря, невозможно создат кластер с нуля и заставить фирмы взаимодействовать друг с другом, есл это для них невыгодно . Кластер может появиться, например, на основани уже функционирующего технопарка. Его развитию может способствоват предоставление информационных и маркетинговых услуг региональным органами власти, продвижение продукции кластера на международны рынки и т.д.

Таким образом, среди направлений кластерной политики можно выделить следующие :

  • выявление и мониторинг ситуации формирования и развития региональных кластеров;
  • поддержка кластерных инициатив, направленных на достижени результативной кооперации организаций;
  • формирование коммуникационных площадок для потенциальны участников территориальных кластеров, в том числе за счет их интеграци в процесс разработки и обсуждения стратегий территориального развития содействие обмену опытом между регионами по формированию кластерной политики;
  • способствование консолидации участников кластера, реализаци программ содействия выходу предприятий кластера на внешние рынки проведение совместных маркетинговых исследований и рекламных кампаний, реализация образовательной политики, согласованной с основным представителями кластера, обеспечение возможности коммуникаци и кооперации предприятий и научно-исследовательских и образовательных учреждений;
  • развитие информационно-коммуникационной и рыночной инфраструктуры в регионах;
  • развитие инженерной инфраструктуры;
  • формирование институциональной среды для развития территориальных экономических кластеров;
  • развитие конкурентной среды на внутренних рынках.

К направлениям кластерной политики относится и организация сетевого сотрудничества между научно-исследовательскими организациями и производственным сектором посредством осуществления исследовательских программ в интересах нескольких клиентов в «центрах знаний»В или «виртуальных институтах»; разработки программ исследований представителями производственного сектора; совместных исследовательски программ; частичного финансирования компаниями исследований в обме на права на его результаты; консультационных советов, состоящих из представителей производственного сектора .

  • См., напр.: Пилипенко И. В. Кластерная политика [Прил. 6] // Итоги 2006 года и будущее экономики России: потенциал несырьевого сектора: доклад Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» / Б. Ю. Титов, А. В. Данилов-Данильян. М., 2007 URL: http://www.docme.ru/doc/1835/pr06-pilipenko
  • Solved О., Lindquist G„ Ketels Ch. The Cluster Initiative Greenbook. The CompetitivenessВ Institute / VINNOVA. Gothenburg, 2003 ; Andersson T., Hansson E., Serger S. S., Soivik J. TheВ Cluster Policies Whitebook. Malmo: IKED, 2004.

UDK 332.122
BBK 65.050.22

The article discusses the legal and theoretical aspects of the selective industrial policies’ implementation to support and encourage regional cluster development. On the basis of classification of old industrial regional’ clustering author proposes cluster policies’ instruments and defines parameters to measure the effectiveness of its implementation with the position of the system and resource approaches.

Keywords: industrial and post-industrial clusters , cluster , cluster policy , selective industrial policy .

На современном этапе мировым сообществом признано, что активное развитие кластеров является эффективным направление инновационной предпринимательской деятельности. Вместе с тем, опыт зарубежных стран (Великобрита-ния, Германия, Япония и др.) свидетельствует о необходимости тщательной, комплексной разработки селективных инструментов поддержки кластеров в контексте общестратегических документов как в целом, страны, так и отдельной территории.

Кластерная политика может быть определена как комплекс мероприятий, направленный на повышение конкурентоспособности страны через стимулирование развития кластеров. В Российской Федерации существует целый пакет программных документов, отражающий тенденции и «правила» кластеризации экономики.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года предусматривается создание сети территориаль-но-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, формирование ряда инновационных высокотехнологических класте-ров в России. Следует отметить, что законодательное определение «кластер» на уровне федеральных законов отсутствует. Данный факт объясняется тем, что законы, чаще всего, принимаются законодатель-ным органом с некоторым опозданием во времени с момента возникновения тех общественных отноше-ний, которые они впоследствии регулируют.

Основной целью реализации кластерной политики в России является обеспечение высоких темпов экономического роста и диверсификации экономики за счет повышения конкурентоспособ-ности предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производст-венных и сервисных услуг, научно-исследователь-ских и образовательных организаций, образующих территориально-производственные кластеры .

В рамках реализации поставленной цели в качестве основных задач кластерной политики определены:

1. Формирование условий для эффективного организационного развития кластеров, включая выявление участников кластера, разработку стратегии развития кластера, обеспечивающей устра-нение «узких мест» и ограничений, подрывающих конкурентоспособность выпускаемой продукции в рамках цепочки производства добавленной стои-мости, а также обеспечивающей наращивание конку-рентных преимуществ участников кластера.

2. Обеспечение эффективной поддержки проектов, направленных на повышение конкуренто-спобсоности участников кластера, за счет фокусирования и координации, с учетом приоритетов развития кластеров, мероприятий экономической политики по направлениям:

  • поддержки развития малого и среднего предпринимательства
  • инновационной и технологической политики
  • образовательной политики
  • политики привлечения инвестиций
  • политики развития экспорта
  • развития транспортной и энергетической инфраструктуры
  • развития отраслей экономики.

3. Обеспечение эффективной методической, информационно-консультационной и образова-тельной поддержки реализации кластерной политики на региональном и отраслевом уровне. Обеспечение координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправ-ления, объединений предпринимателей по реализа-ции кластерной политики.

Результатами реализации кластерной поли-тики должен стать рост производительности и инновационной активности предприятий, входящих в кластер, а также повышение интенсивности развития малого и среднего предпринимательства, активиза-ция привлечения прямых инвестиций, обеспечение ускоренного социально-экономического развития регионов базирования кластеров.

Реализация кластерной политики предпола-гает обеспечение эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российс-кой Федерации и органов местного самоуправления, объединений предпринимателей. Функции по обеспечению инициирования разработки стратегий развития кластеров, содействию их организацион-ному развитию и основному объему финансовой поддержки кластерных инициатив будут реализо-вываться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Актуальность применения кластерной политики в российских территориально-отраслевых отношениях подтверждается стремлением федераль-ных органов исполнительной власти выстраивать и развивать кластеры предприятий на основе собственных рекомендаций. Так, Министерство экономического развития России выпустило Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации (письмо от 26.12.2008 г. №20615-АК/Д19) , которые направлены на содействие развитию кластерных инициатив в регионах России. Методические рекомендации подготовлены с учетом Концепции долгосрочного социально-экономи-ческого развития Российской Федерации и содержат основные положения, касающиеся реализации кластерной политики в регионах России.

В соответствии с указанными рекоменда-циями целью кластерной политики является укрепление сетей взаимосвязей между экономии-ческими субъектами - участниками кластера в целях упрощения доступа к новым технологиям, оптимального распределения рисков, совместного выхода на внешние рынки, организации совместных НИОКР, совместного использования знаний и основных фондов, ускорения процессов обучения за счет интенсификации контактов ведущих специалистов, снижения трансакционных издержек взаимодействия за счет увеличения доверия между участниками кластера.

Среди основных направлений содействия развитию кластеров, рекомендованных Минэконом-развития для реализации органами государственной власти и местного самоуправления, можно выделить содействие институциональному развитию класте-ров, предполагающее, в том числе, инициирование и поддержку создания специализированной организа-ции развития кластера, а также деятельности по стратегическому планированию развития кластера, установлению эффективного информационного взаимодействия между участниками кластера и стимулирование укрепления сотрудничества между ними.

1. Повышение качества управления на предприятиях кластера, включая:

  • содействие предоставлению консультационных услуг предприятиям участников кластера в области менеджмента;
  • проведение систематической работы по выявлению примеров лучшей практики по новым методам и механизмам управления на предприятиях кластера и содействие их эффективному распростра-нению;
  • содействие внедрению и сертифи-кации предприятиями системы управления качеством в соответствии со стандартами ИСО 9000, отраслевыми стандартами организации производства, а также иными стандартами качества и подтверждения соответствия;
  • содействие развитию механизмов субконтрактации, включая распространение информации о возможности оказания промышлен-ных услуг по субконтрактным договорам, на основе информации о наличии общих и специализирован-ных производственных мощностей и потребностях производственных предприятий, в том числе на основе развития специализированных консульта-ционных организаций - центров субподряда.

2. Стимулирование инноваций и развитие механизмов коммерциализации технологий, под-держка сотрудничества внутри кластера между исследовательскими коллективами и предприятиями в области НИОКР;

3. Содействие маркетингу продукции (това-ров, услуг), выпускаемой предприятиями - участни-ками кластера и привлечению прямых инвестиций.

Следует отметить, что общим недостатком всех документов, касающихся приоритетов кластерной политики, как в целом в стране, так и в отношении отдельных регионов и отраслей, является отсутствие практических прикладных моделей анализа, оценки и прогнозирования кластерного развития региона, параметров влияния кластера на территории присутствия, законодательные условия ограничения деятельности данных структур. Рекомендации носят, как правило, общий характер, не определяя специфики кластерообразования в различных регионах. Соответственно основным источником взаимоувязки интересов является применение программно-целевого метода и интеграция приоритетов стратегического развития региона, заложенных в Концепции или Стратегии социально-экономического развития, Схеме тер-риториального планирования и Финансовой страте-гии на среднесрочную перспективу, с целями разви-тия кластеров.

В системе стимулирования развития кластеров в российской экономике условно можно выделить селективные инструменты поддержки внепространственных (национальных) и пространст-венных кластеров (региональных), развития кластерных инициатив (локальных кластеров). Кроме того, отдельным направлением государственной политики является развитие существующих и создание новых территориально-производственных комплексов на основе использования эффекта размещения, концентрации, комбинирования и кооперирования.

Таблица 1 - Основные направления проведения кластерной политики

Формы организации кластеров

Территории присутствия

Органы власти, ответственные за проведение политики

Основные направления реализации политики

Формы реализации политики

Внепространственные (национальные) кластеры

Федеральные органы власти

  • поддержка конкуренции;
  • повышение образовательных и экологических стандартов;
  • продвижение интересов компаний кластера на иностранных рынках
  • принятие НПА;
  • заключение международных договоров.

Территориаль но-производственные комплексы

Регион или несколько регионов

Федеральные и региональные органы власти

  • освоение новых месторождений полезных ископаемых;
  • развитие инфраструктуры в районах нового освоения;
  • расширение существующих ТПК.
  • законодательное закрепление статуса ТПК.

Пространственные (региональные) кластеры

Регион, муниципалитет

Региональные органы власти, органы местного самоуправления

  • продвижение продукции на российских и зарубежных рынках;
  • оздание «бренда» региона;
  • интенсификация контактов между органами власти, университетами, НИИ, технопарками и частными компаниями.
  • государственно-частное партнерство;
  • нормативно-правовое регулирование;
  • проведение исследований о развитии кластера;
  • государственные заказы для диверсификации деятельности компаний;
  • организация выставок.

Кластерные инициативы (локальные кластеры)

Муниципалитет

Органы местного самоуправления

  • развитие сетей компаний в смежных подотраслях;
  • развитие сотрудничества между органами власти, университетами, НИИ, технопарками и компаниями;
  • создание «бренда» региона;
  • продвижение продукции на российские и зарубежные рынки.
  • государственно-частное партнерство;
  • проведение исследований о развитии взаимодействия между членами кластерной инициативы;
  • государственные заказы для диверсификации деятельности компаний; организация выставок.

Политика по отношению к национальным кластерам в России связана с реализацией потенциала конкурентоспособности ведущих отраслей промышленности. В настоящее время в России имеется несколько внепространственных промышленных кластеров: нефтегазовый, черная металлургия, цветная металлургия, лесной и пищевой кластер. Для повышения конкурентоспособности этих кластеров государственная политика должна соответствовать следующим рекомендациям: поддержка конкуренции в отрасли, содействие продвижению отечественных компаний на зарубежные рынки для приобретения новых технологий, установление высоких образовательных стандартов и внедрение новых методов образования, содействие развитию кооперации между компаниями и научно-исследовательскими институтами для скорейшей коммерциализации новых знаний, развитие базовой инфраструктуры, установление жестких экологических и технических стандартов.

Кроме того, в отношении отраслей с высоким уровнем добавленной стоимости (например, машиностроение) необходимо сосредоточиться на разработке инструментария, стимулирующего замену предприятиями изношенного оборудования, повыше-нии качества высшего и среднего профессионального образования, организации стажировок для групп отечественных специалистов за рубежом.

Особое место среди внепространственных кластеров занимают кластеры военно-промышлен-ного комплекса, отраслей авиастроения и судостроения, стратегических отраслей, развитие которых или напрямую зависит от государственных заказов или в значительной степени определяется стратегией и политикой государства. Создание ОАО «Объединен-ная авиастроительная корпорация» и ОАО «Объеди-ненная судостроительная корпорация» является логичным ходом по консолидации активов для повышения конкурентоспособности России в этих сильно монополизированных отраслях мировой экономики.

Политика по отношению к региональным кластерам . В настоящее время наиболее перспективными, по нашему мнению, являются исследования формирования кластеров, прежде всего, в новых передовых отраслях хозяйства, развивающихся после перехода России к рыночной экономике. Данные кластеры имеют в своем составе большое количество инновационных субъектов малого и среднего предпринимательства - информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), биотехнологии, производство новых конструкционных материалов и т.п., а также связанной с ними сферы услуг. В создании ВВП страны и обеспечении занятости населения компании этих отраслей играют пока незначительную роль (3 % и 12 % соответственно). Однако они обладают необходимым потенциалом для роста и в будущем могут сформировать сети поставок для более крупных заводов, которые будут с их помощью модернизировать свою структуру.

Главной целью кластерных инициатив, по мнению автора, является создание сети взаимо-действий между учеными, студентами, предпринима-телями и государственными служащими, чтобы при принятии решений органами государственной власти были в максимальной степени учтены мнения представителей всех участников кластерной инициативы. Для обеспечения текущего функциони-рования кластерной инициативы должен создаваться исполнительный комитет во главе с менеджером, который будет отвечать за исполнение задач и достижение целей данной кластерной инициативы.

Развитие существующих и создание новых территориально-производственных комплексов в сырьевых отраслях и в основном в районах нового освоения должно быть отдельным направлением государственной политики по диверсификации экономики и углублению степени переработки сырья. При этом наиболее приемлемым инструментом реализации этой политики является государственно-частное партнерство, в том числе с использованием средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, Агентства стратегических инициатив. Однако для начала реализации широкомасштабной программы по созданию новых ТПК, необходимо разработать и принять Программу развития и размещения производительных сил страны, в которой обозначить государственные приоритеты по развитию конкретных регионов и отраслей в увязке с развитием электроэнергетики и другими стратегиями развития отраслей промышленности.

В целом политика по стимулированию развития внепространственных кластеров и созданию территориально-производственных комплексов должна осуществляться по отношению к отраслям экономики, ориентированным в основном на производителя, а кластерная политика по стимулированию пространственных кластеров и развитию кластерных инициатив - по отношению к отраслям промышленности, ориентированным на потребителя, и сфере услуг.

Общая схема кластерной политики в Российской Федерации представлена на рис 1.

Рис. 1. Интегральная схема кластерной политики в Российской Федерации

Приоритеты развития конкретных кластеров должны учитывать, в первую очередь, специфику пространственного размещения, сложившейся сис-темы территориально-производственного комплекси-рования территории. Политика поддержки внепрос-транственных кластеров является достаточно разра-ботанной с точки зрения нормативно-правового и методического обеспечения. Формирование клас-терных инициатив в современных условиях затруд-нено в силу недостаточной развитости сетей заинтересованных сторон на локальном уровне. Вместе с тем наиболее приоритетной остается задача поддержки сложившихся территориально-произ-водственных комплексов и формирования на их основе (с использованием их пространственных и синергетических преимуществ) региональных кластеров. Однако и здесь есть ряд сложностей, связанный, в первую очередь, с тем, что нормативные документы (стратегии, концепции, программы) развития региональных кластеров отдельных территорий (Москва, Иркутская, Самарская области, Пермский, Алтайский края и др.) носят универсальный характер с точки зрения принятия решения о поддержке кластерных инициатив, выявления потенциала кластерного развития отрасли или территории и т.д. Конкретные механизмы реализации кластерной политики применительно к отдельным отраслям и территориям должны разрабатываться на уровне региона и носить не только селективный, но и уникальный характер, обоснованный спецификой территориально-отрас-левого комплексирования, пространственного раз-вития, функциональной специализацией территории. Основным актором реализации политики по отношению к конкретным кластерам являются органы государственной власти соответствующих субъектов.

Особое значение селективная промышленная политика поддержки региональных кластеров приобретает для старопромышленного региона, что обосновано ключевыми детерминантами функциони-рования данного типа территорий: сложившаяся, устойчивая структура хозяйственного комплекса, высокая доля износа основных производственных фондов, наличие признаков моноспециализации.

В старопромышленном регионе можно проследить четкое разделение кластеров на традиционные (процессные и дискретные) и постиндустриальные.

Кластеры традиционного типа в старопро-мышленном регионе с точки зрения детерминант внутренней структуры представляют собой верти-кально или диагонально интегрированные системы, имеющие устойчивые или потенциальные межфир-менные связи с элементами инновативности, конгломерат крупных предприятий (кластеры «центра и спиц» и кластеры государственных предприятий) в центре внутренней структуры и множество малых предприятий, реализующих дополнительные, вспомогательные и обслуживаю-щие функции. Еще одной специфичной чертой таких кластеров является активное участие федеральных и региональных органов власти в стимулировании их формирования.

Кластеры постиндустриального типа в старопромышленном регионе с точки зрения детерминант внутренней структуры представляют собой горизонтально интегрированные системы на основе сочетания конкуренции и кооперации с потенциальными межфирменными связями, высоким уровнем инновативности, инновационной ориента-цией, сформированные, как правило, спонтанно «снизу-вверх» без участия органов власти. Для постиндустриальных кластеров характерно отсутствие формальной структуры, а также обслуживающих и дополнительных объектов, что связано с самим предметом потребления - услугой, предоставляемой кластером (она не овеществлена и отождествляема с актором, предоставляющим ее).

Поскольку принципиальным отличием кластерных структур от иных территориально-отраслевых систем является самостоятельность формирования, обусловленная в старопромышлен-ном регионе сложившейся системой территориально-производственного комплексирования, реализация промышленной политики по отношению к кластерам должна носить индивидуальный, общекоординацион-ный, стратегический характер.

Основные принципы реализации промыш-ленной политики по отношению к кластерам:

  • селективность в финансировании наиболее комплексных и конкурентоспособных проектов на конкурсной основе;
  • соответствие стратегическим приоритетам развития территории;
  • взаимоувязка тактики реализации промыш-ленной политики в целом и политики в отношении отдельных кластеров;
  • превалирование экономических над административными инструментами реализации политики поддержки кластеров;
  • интеграция подхода «сверху-вниз» и «снизу-вверх» при выборе приоритетов точечной поддержки кластерных инициатив;
  • интеграция и взаимоувязка приоритетов региональной, промышленной и политики в сфере науки и технологий в рамках поддержки кластеров;
  • интеграция территориальной и отраслевой парадигм конкурентного развития региона в рамках кластерного подхода;
  • децентрализация усилий по поддержке кластеров с возможностью привлечения федераль-ных, региональных и местных органов власти, общественных и частных агентов сетевого взаимодействия при одновременном четком закреплении стратегических приоритетов кластер-ного развития.

Методологической основой реализации промышленной политики в отношении кластеров является интеграции трех подходов:

  • системный (процессный) подход: вход (усилия органов государственной власти региона и усилия органов местного самоуправления по формированию кластеров) à внутренние процессы à выход (результативность для экономики старопромышленного региона);
  • ресурсная концепция фирмы;
  • концепция заинтересованных сторон.

Оказание поддержки развитию кластеров с позиции ресурсной концепции и ресурсного обмена предполагает следующие инструменты:

  • организационное, инфраструктурное (инновационное, транспортное, энергетическое, социальное, инженерное) развитие;
  • методическое и информационное консультирование;
  • образовательная поддержка;
  • инвестиционное стимулирование;
  • развитие сети центров коллективного пользования научным оборудованием;
  • организация российских экспозиций в зарубежных выставках и ярмарках.

В рамках традиционных типов кластеров в старопромышленном регионе задачами органов государственной власти должно стать в первую очередь развитие не ядра (поскольку оно сформировано на базе средообразующей группы компаний и сложившихся территориально-отрасле-вых отношений и обладает устойчивостью струк-туры), а развитие обслуживающих дополняющих и вспомогательных объектов. Реализация стратегии по отношению к указанным объектам должна быть основана на отдельных программных документах по указанным сферам, например, «Программа развития малого и среднего предпринимательства в регионе», «Программа поддержки сети коллективного пользования при вузах» и т.д.

Поскольку главным тезисом ресурсной концепции является неоднородность конкуренто-способности фирм (в данном случае отраслевых комплексов), которая является устойчивым следствием обладания уникальными ресурсами и организационными способностями, являющимися источниками ключевых рент, то именно эти ресурсы, а не иные факторы производства или традиционные управленческие компетенции являются залогом успешной кластерной политики в регионе. Задача органов власти заключается в создании режима благоприятствования для развития ключевых компетенций кластера. Для кластера традиционного типа в старопромышленном регионе таковыми будут являться уникальные НИОКР, инновационный продукт, наличие внутренних связей и выстраивание цепочки добавленной стоимости.

В рамках нетрадиционных (постиндустри-альных кластеров) задачи органов власти меняются, что связано со спецификой внутренней структуры. Сервисные кластеры в старопромышленных регионах обладают такими специфическими организацион-ными чертами, как

  • горизонтальная интеграция внутренних интересов;
  • пространственная локализация и с достаточно большим охватом потенциальных потребителей;
  • отсутствие единого координационного центра;
  • коллективное пользование инфраструкту-рой;
  • отсутствие жесткой привязки к НИОКР, финансовому центру и сервисным ремонтным центрам.

Задачами органов государственной власти в данном случае должны стать:

  • стимулирование эффективного террито-риального размещения участников кластера;
  • создание транспортных и логистических развязок;
  • привлечение в районы размещения сервисных кластеров операторов консультационных, лизинговых и юридических услуг на льготной основе;
  • паритетное финансирование строительства центров сбыта готовой продукции или центров торговли, отдыха и развлечений и т.д.

Ключевыми компетенциями кластерных структур сервисного типа будут являться территориальное размещение (близость к потребителю) и комплексность услуг, репутация поставщиков.



Рис. 2. Перспективная модель взаимодействия организаций в традиционном кластере (на примере металлургического) и участия органов государственной власти и местного самоуправления


Детализируя указанные направления в рамках идеи «черного ящика» (системного подхода), задачами органов власти региона по отношению к традиционным кластерам на входе будут:

  • формирование системы финансирования разработок: сети региональных научно-технических и венчурных фондов (например, привлечение к кластерным инициативам Фонда содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере), заключение генеральных соглашений со страховыми компаниями, банками, инвестицион-ными компаниями о сотрудничестве, предоставлении финансовых услуг на льготных условиях либо с отложенным временным сроком оплаты;
  • формирование системы продвижения продукции кластеров: строительство бизнес-инкубаторов, ини-циирование выставок, экспозиций, поддержка сер-тификации и регистрации НИОКР;
  • формирование системы кадрового обеспечения кластера: создание в регионе сети непрерывного образования, единого образовательного поля, разработка программ повышения квалификации, заключение генеральных соглашений с институтами подготовки и повышения квалификации, образова-тельными центрами о предоставлении образова-тельных услуг на льготных основах;
  • формирование системы информационного обеспе-чения: разработка и поддержание интернет-портала по кластерным инициативам, базы данных заказчиков и поставщиков услуг для целей развития кластеров, заключение соглашений о допуске представителей кластеров в центры коллективного пользования уникальными приборами и обору-дованием.

Задачами органов власти по отношению к сервисным кластерам должны стать:

  • формирование системы продвижения услуг кластеров: выставочная и экспозиционная деятельности;
  • обеспечение благоприятного налогового режима для участников;
  • строительство объектов инфраструктуры и развязок.

Важным аспектом реализации кластерной политики в стапропромышленном регионе является не только выстраивание приоритетов поддержки и стимулирования создания кластеров, но и взаимоувязка эффективности функционирования кластеров и развития территорий присутствия.

Процесс реализации кластерной политики является важнейшей составляющей селективной промышленной политики региона. На данном этапе необходимо создать условия для трансформации стратегических целей и направлений в отраслевые, целевые программы и проекты, а также текущие планы мероприятий. Мы считаем, что в основу механизма реализации кластерной политики должен быть положен программно-целевой подход, предполагающий, что по «точкам роста», выявленным на стадии разработки анализа потенциала кластеорообразования, будут сформиро-ваны областные целевые программы. Цели, задачи и мероприятия программ и проектов должны органически вписываться в общую кластерную и промышленную политики региона, быть соразме-рены с потребностями территорий, их потенциалом, служить достижению целей развития.

Реализация кластерной политики на территории старопромышленного региона также должна включать в себя сценарное планирование и прогнозирование пространственных изменений в экономике, позволяя предсказать удаленные события, сформировать представления о перспек-тивных социально-экономических процессах, выяв-ленных тенденциях.

Наиболее важными показателями, отра-жающими степень достижения задач по формиро-ванию условий для эффективного организационного развития кластеров, направленных на повышение их конкурентоспособности, выступают:

  • уровень занятости населения на территории присутствия кластеров;
  • уровень доходов населения на территории присутствия кластеров;
  • объем валового регионального продукта;
  • объем валового регионального продукта на душу населения;
  • динамика приобретения дополнительных функций и диверсификации имеющихся преиму-ществ экономики региона;
  • удельный вес наукоемких отраслей на территориях присутствия кластеров;
  • удельный вес сектора услуг на территориях присутствия кластеров;
  • уровень физического объема промышленного производства на территориях присутствия кластеров;
  • уровень физического объема инвестиций на территориях присутствия кластеров;
  • уровень инвестиций на душу населения на территориях присутствия кластеров;
  • уровень среднедушевого розничного товаро-оборота на территориях присутствия кластеров;
  • уровень производительности труда на тер-риториях присутствия кластеров;
  • динамика изменений административно-право-вого статуса муниципальных образований в регионе;
  • динамика формирования агломераций и инте-грационных объединений муниципальных образова-ний в регионе.

Таким образом, методика формирования и реализации кластерной политики в регионе заключается в определении приоритетов стимули-рования кластерного развития во взаимоувязке со стратегическими документами вышестоящего уров-ня, селективности проектов и инструментов под-держки, учете ресурсов и оценке результатов с позиции ресурсной и системной концепций.

Литература

  1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. О концепции кластерной политики в России [электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http:// www.expert.ru/ printissues/ ural/ 2008/ 14/ qa_klasternaya_politika (дата обращения 12.10.2011)
  3. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации [электронный ресурс]: Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации 20615-АК/Д19 от 26.12.2008 // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  4. Пилипенко И.В. Проведение кластерной политики в России //Приложение 6 к Ежегодному экономическому докладу 2008 года Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» «Стратегия 2020»: от экономики «директив» к экономике «стимулов» [электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.rsr-online.ru/doc/norm/222.pdf (дата обращения 12.10.2011)

Bibliography

  1. The concept of long-term social and economic development of the Russian Federation for the period till 2020 : the Order of the Government of the Russian Federation from November, 17th, 2008 N 1662-r - Access from legal-reference system "ConsultantPlus". - an access Mode: http:// www.consultant.ru
  2. About the concept кластерной politicians in Russia . - an access Mode: URL: http:// www.expert.ru/printissues/ural/2008/14/qa_klasternaya_politika.
  3. Methodical recommendations about the cluster policies’ realization in subjects of the Russian Federation : the Letter of the Ministry of economic development of the Russian Federation 20615-AK/D19 from 12/26/2008 - Access from legal-reference system "ConsultantPlus". - an access Mode: http://www.consultant.ru
  4. Pilipenko I.V.Cluster policies’ realization in Russia//the Appendix 6 to the Annual economic report of 2008 of the All-Russian public organization «Business Russia» «Strategy 2020»: from economy of "instructions" to economy of "stimulus" //an access Mode: http://www.rsr-online.ru/doc/norm/222.pdf

Региональная кластерная политика (РКП) является фактором повышения конкурентоспособности региона. Кластерный подход для российской экономики - новый инструмент регионального управления. Здесь еще недостаточно развиты методические подходы по выявлению кластеров, практические механизмы их поддержки. РКП подразумевает активную деятельность государства по созданию и стимулированию региональных кластеров. Кластерный подход к развитию регионов закреплен в нормативно-правовых документах федерального и регионального уровней.

Следует иметь в виду, что промышленная политика на современном этапе развития страны носит не отраслевой, а региональный характер, т. е. в современной экономике высокая конкурентоспособность территории держится на сильных позициях отдельных кластеров, которые представляют собой сообщество сконцентрированных по географическому принципу промышленных организаций, предприятий, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга. Поэтому стимулирование возникновения инновационных кластеров должно относиться к приоритетам государственной политики регионального развития.

К числу основных направлений региональной кластерной политики федеральных и региональных властей относятся:

  • - выявление и мониторинг ситуации развития экономических кластеров на территориальном уровне, в том числе выявление структуры кластера, территориальной локализации его отдельных звеньев, софинансирование аналитических исследований перспектив развития кластера на внешнем рынке, оценка влияния кластера на территорию и социальную сферу;
  • - формирование коммуникационных площадок для потенциальных участников территориальных кластеров, в том числе за счет их интеграции в процесс разработки и обсуждения стратегий регионального развития, содействие обмену опытом между регионами по формированию РКП;
  • - консолидация участников кластера, реализация программ содействия выходу предприятий кластера на внешние рынки, проведение совместных маркетинговых исследований и рекламных мероприятий, реализация образовательной политики, согласованной с основными представителями кластера, обеспечение возможности коммуникации и кооперации предприятий и образовательных учреждений;
  • - развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры в регионах;
  • - формирование институциональной среды для развития региональных кластеров.

Сегодня в России постепенно формируется нормативноправовая база в сфере кластерного развития, которая создает основу для эффективного внедрения кластерного подхода в регионах. В процессе кластеризации важно определить роль органов власти как одного из субъектов кластерной политики. Важно, чтобы правительство ориентировалось на усиление и развитие, а также совершенствование всех кластеров, а не только каких-то избранных (например, в Сколково). Правительства Москвы и Московской области должны способствовать возрастанию имеющихся и возникающих кластеров на близких территориях.

Новые кластеры лучше всего возникают из уже существующих. Усилия по развитию кластеров должны идти через достижение конкурентных преимуществ и специализацию, а не посредством повторения опыта других регионов, что требует построения кластеров исходя из местных различий и источников преимуществ с превращением их в сильные грани РК.

На основе систематизации теоретических положений и практического опыта можно сформулировать следующее: региональная кластерная политика - это деятельность органов государственной власти, направленная на решение задач повышения конкурентоспособности региона и страны в целом посредством реализации системы мероприятий по содействию развитию кластеров.

Кластерная политика является многоуровневой и включает два уровня реализации: федеральный и региональный (рис. 4.2).

Рис. 4.2.

Федеральные органы власти выступают инициаторами кластерных проектов, создавая институциональные условия для использования кластерного подхода, и обеспечивают создание инфраструктуры, необходимой для функционирования федеральных кластеров и РК.

Опираясь на передовой зарубежный опыт, власти в различных регионах пытаются повторить успех известных “лучших практик” кластеризации (например, Силиконовой долины), что приводит к формированию региональной политики с аналогичными целями и инструментами. Поэтому среди наиболее острых проблем, стоящих перед разработчиками кластерной политики, является дилемма так называемых лучших практик (бенчмаркинга). Меры по развитию кластеров, используемые в одном случае, могут оказаться бесполезными или даже нежелательными - в другом. Отсюда вытекает необходимость оценки целесообразности применения инструментов кластерной политики относительно конкретной территории.

Сложность реализации региональной кластерной политики заключается в том, что она призвана объединять и взаимоувязывать интересы различных сторон, вовлеченных в процесс кластеризации, стимулировать их развитие с учетом разноплановых приоритетов участников РК.

Особенностью кластерной политики в развитых странах является осуществление кластерных проектов на основе государственной поддержки научных исследований и разработок. Другой важный момент заключается в том, что кластеры сформировались благодаря тесному взаимодействию науки и производства.

Интересен отечественный опыт формирования кластеров в Приволжском федеральном округе (табл. 4.1).

Кластеры в Приволжском федеральном округе

Таблица 4.1

Регион

Приоритетные кластеры

Центры

кластеризации

Республика Башкортостан

Машиностроительный, нефтехимический

Уфа, Стерлитамак, Нефтекамск, Салават

Республика

Мордовия

Вагоностроительный, светотехнической промышленности, агроии- щевой

Республика

Татарстан

Автомобильный, авиастроительный, нефтехимический, электроэнергетический, лесопромышленный

Казань, Елабуга, Нижнекамск, Набережные Челны, Зеленодольск

Удмуртская

Республика

Автомобильный, лесопромышленный, агропищевой

Ижевск, Сарапул

Чувашская

Республика

Машиностроительный, электротехнический, химический

Чебоксары, Ново- чебоксарск, Канаш, Шумерля

Пермский

Химический, нефтегазопромышленный, металлургический, машиностроительный, лесоперерабатывающий

Пермь, Соликамск, Березники, Кросно- камск

Кировская

Нижегородская область

Химический,автомобилестроения и автокомпонентов, информационных технологий

Нижний Новгород, Дзержинск

Регион

Приоритетные кластеры

Центры

кластеризации

Оренбургская

Газохимический, металлургический, кластер по производству бытовой техники

Оренбург, Гай, Орск

Пензенская

Машиностроительный, приборостроительный, лесоперерабатывающий, сельскохозяйственный, строительных материалов

Самарская

Автомобильный, авиационно- космический, нефтехимический, инновационно-внедренческий

Самара, Тольятти, Сызрань

Саратовская

Агропромышленный, стройиндустрии, металлургический

Саратов, Энгельс, Вольск, Балаково

Ульяновская

Транспортно-логистический, стекольный, строительных материалов, авиастроительный

Ульяновск, Сенги- лей

Рассматривая направления кластеризации в отдельных регионах, можно отметить, что формирование кластеров осуществляется на основе отраслей специализации.

В Республике Башкортостан, например, машиностроительный кластер создается на базе предприятий для организации производства тракторов и двигателей для сельскохозяйственной техники. Ядром нефтехимического кластера являются предприятия, выпускающие синтетический каучук, соду и прочие химикаты.

В Республике Мордовии получили развитие кластер предприятий светотехнической промышленности, вагоностроительный кластер и кластер пищевой промышленности. Для развития светотехнического кластера имеются квалифицированные кадры, научная база (исследовательский институт им. А. Н. Лодыгина) и промышленная площадка (завод “Электровыпрямитель” в г. Саранске).

Формирование кластеров в Республике Удмуртии осуществляется на базе крупных промышленных предприятий, а также посредством создания интегрированных структур, включающих предприятия различных технологических циклов. Предпосылками развития автомобильного кластера являются присутствие крупного производителя (ОАО “ИжАвто”), наличие высших учебных заведений, занятых подготовкой кадров для автомобильной промышленности (ИжГТУ), создание и функционирование группы предприятий, производящих комплектующие для автомобилей.

Условие развития кластеров в Пермском крае - наличие значительного инновационного потенциала. Он занимает четвертое место в Приволжском федеральном округе по объемам затрат на исследования и разработки на душу населения и первое - по количеству организаций, осуществляющих технологические инновации.

В Нижегородской области инвестиционная политика сосредоточена на формировании инвестиционных территорий под реализацию крупномасштабных проектов-технопарков, промышленных кластеров, индустриально-логистических парков.

В Пензенской области стратегическими приоритетами кластеризации выступают машиностроение, приборостроение, лесоперерабатывающая промышленность, сельское хозяйство, промышленность строительных материалов. Машиностроительный кластер представлен предприятиями, занятыми производством оборудования для нефтегазового сектора, железнодорожного транспорта и энергетики Российской Федерации и СНГ.

Одним из первых регионов в стране, приступивших к созданию кластеров, стала Самарская область. Наиболее конкурентоспособными секторами региона, представляющими ядро формирующейся кластерной системы, являются автомобилестроение, авиационно-космический комплекс и нефтехимия. Приоритетным направлением также признается создание инновационно-внедренческого кластера.

Автомобильный кластер Самарской области сложился еще в 70-х гг. XX в. на территории Самарско-Тольяттинской агломерации, сконцентрировав более 40 % промышленного потенциала региона, 65 % основных фондов промышленности, 40 % занятых. Помимо производителей автомобилей и автокомпонентов в состав кластера входят организации, оказывающие услуги исследования и разработки в этой области, а также профильные учебные заведения.

В Саратовской области приоритетной сферой развития выступает агропромышленный комплекс на основе формирования межотраслевого взаимодействия сельского хозяйства с предприятиями перерабатывающей промышленности. В качестве важнейшего инструмента повышения конкурентоспособности агропромышленного комплекса предусматривается включение региональных предприятий в кластеры областного и общероссийского уровней.

Примером инновационного кластера является автомобильный кластер Республики Татарстан в особой экономической зоне промышленно-производственного типа “Алабуга”.

Особенностью кластерного развития регионов Приволжского федерального округа является активная политика региональных правительств в сфере создания кластеров, однако роль бизнеса в данном процессе еще невысока.

Таким образом, формирование кластеров в регионах во многом зависит от эффективного взаимодействия властных и предпринимательских структур, способности региональных органов управлять данным процессом, учитывая сложившиеся в них производственно-экономические условия и соответствующий потенциал.

В нашей стране одним из основных факторов конкурентоспособности региона выступает его инвестиционная привлекательность. В создании конкурентного преимущества региона большое значение имеют также научные знания, образование - и как факторы развития производства, и как факторы формирования инновационного потенциала региона. Поэтому в современных условиях существует объективная потребность в инновационной составляющей привлекаемых инвестиций.

При исследовании конкурентоспособности регионов может быть определена их рейтинговая оценка с использованием “метода расстояний”, разработанного А. Д. Шереметом . Для каждого региона рассчитываются показатели, характеризующие условия становления и развития бизнеса (производственный потенциал, потенциал трудовых ресурсов, уровень развития малых предприятий), условия привлечения инвестиций (инвестиционный и инновационный потенциалы), уровень жизни населения:

  • 1. Показатели, отражающие производственный потенциал:
    • - объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам деятельности;
    • - объем работ, выполненных по виду деятельности на душу населения;
    • - стоимость основных фондов на одно предприятие;
    • - удельный вес убыточных организаций.
  • 2. Показатели, отражающие инвестиционные процессы в экономике:
    • - объем инвестиций в основной капитал на душу населения;
    • - объем иностранных инвестиций на душу населения.
  • 3. Показатели, характеризующие инновационную деятельность предприятий:
    • - внутренние затраты на исследования и разработки на душу населения;
    • - удельный вес организаций, осуществляющих инновационную деятельность.
  • 4. Показатель, отражающий обеспеченность трудовыми ресурсами, - доля экономически активного населения.
  • 5. Показатели уровня жизни населения:
    • - среднедушевые денежные доходы населения в месяц;
    • - объем ВРП на душу населения.
  • 6. Показатели, характеризующие развитие малого предпринимательства:
    • - число малых предприятий на 1000 человек населения;
    • - удельный вес населения, занятого на малых предприятиях.

По каждому показателю определяется “эталонный регион”, имеющий оптимальное значение исследуемого показателя. Пример исследования согласно данной методике по Приволжскому федеральному округу приведен в литературе .

Кластерная политика включает два направления: создание условий для развития кластеров и осуществление кластерных инициатив (рис. 4.3).


Рис.

Региональная кластерная политика, направленная на создание условий для развития кластера, взаимодействует с такими видами политик, как промышленная, внешнеэкономическая, инновационная, образовательная, политика развития малого предпринимательства.

Выбор направления кластерной политики зависит от степени развития кластеров. На начальном этапе приоритет отдается кластерной политике, направленной на создание условий для эффективного функционирования предприятий кластера; по мере их формирования становится возможным осуществление кластерных инициатив.

Государственная поддержка кластеров особенно важна на начальных этапах функционирования кластера; по мере его развития роль помощи государства должна постепенно снижаться и полностью прекратиться, когда кластер начинает стабильно осуществлять деятельность. Формы и методы государственной поддержки, применимые при реализации кластерной политики, отражены в табл. 4.2.

Таблица 4.2

Формы и методы государственной поддержки развития региональных кластеров

Формы государственной поддержки

Методы государственной поддержки

Правовая поддержка

Принятие нормативно-правовых документов, регулирующих вопросы деятельности кластеров

Финансовая

поддержка

Предоставление субсидий, бюджетных инвестиций, государственных гарантий, льготного налогообложения участникам кластеров

Имущественная

поддержка

Передача на льготных условиях во владение либо в пользование государственного имущества

Кадровое

обеспечение

Обеспечение подготовки и переподготовки специалистов в сфере кластерного развития. Обеспечение подготовки кадров по новым специальностям с учетом специфики создаваемых кластеров

Информационная

поддержка

Распространение информации по реализуемым кластерным проектам

Организационная

поддержка

Организация и проведение научных семинаров, конференций, круглых столов по вопросам развития кластера.

Организация проведения выставок-ярмарок. Создание органа, ответственного за координацию деятельности участников кластера и осуществляющего функции контроля

Поддержка науки и инноваций

Финансирование затрат на разработку новых технологий, соответствующих требованиям международных стандартов.

Обеспечение устойчивого спроса на наукоемкую продукцию путем использования государственного заказа.

Создание инфраструктуры поддержки инновационного бизнеса(бизнес-инкубаторов, технопарков и т. п.).

Развитие механизмов венчурного финансирования высокорисковых инновационных проектов. Развитие сотрудничества между высшими учебными заведениями и производственными предприятиями в целях содействия разработке и внедрению новых технологий в производство

Поддержка внешнеэкономической деятельности

Содействие привлечению иностранных инвестиций в кластер.

Содействие экспорту продукции кластера

Реализация региональной кластерной политики требует комплексного подхода и значительных преобразований во всех сферах жизнедеятельности региона. Программы развития кластеров разрабатываются на основе стратегического анализа отраслей экономики региона и с учетом интересов всех участников кластерных проектов. Сильные кластеры, имеющие эффективную структуру, высокую конкуренцию и активное взаимодействие между участниками, являются основой региональной стратегии социально-экономического развития. При отсутствии таких кластеров выявляют ключевые точки роста, которые могут стать центрами формирования новых кластерных структур.

Основная задача государства на современном этапе состоит в создании предпосылок для успешного осуществления кластерных инициатив, решение этой задачи зависит от формирования экономического механизма реализации кластерной политики, основанного на сочетании рыночного и государственного регулирования. Необходимо учитывать, что каждый регион имеет внутренние факторы развития, поэтому региональная кластерная политика требует конкретного дифференцированного подхода.

Процесс создания конкурентоспособных региональных кластеров достаточно длительный (по оценкам специалистов, он занимает от 5 до 10 лет). На начальном этапе формирования кластеров исследуются действующие производства и выявляются приоритетные направления кластеризации. Сложность этого этапа заключается в отсутствии конкретной методики диагностики потенциальных кластеров на территории региона.

Важно определить перспективы кооперационного сотрудничества между предприятиями региона с выделением цепочек добавленной стоимости, где происходит совпадение интересов участников производственного процесса, а также производственно-предпринимательских цепочек, находящихся на стыке разных видов деятельности, развитие которых будет способствовать появлению новых видов производств.

При создании РК необходимо учитывать интересы двух групп участников. Во-первых, органы государственной власти и местного самоуправления, которые обладают достаточными инструментами воздействия на деятельность кластера. Во-вторых, бизнес-сообщество, которое представлено разнообразными структурами, имеющими не всегда схожие цели.

Цели должны быть согласованы с учетом интересов различных групп и выработаны общая цель и способы ее достижения. На данном этапе важна роль региональных органов власти, выступающих в качестве инициаторов создания кластера.

На следующем этапе проводятся встречи с участием представителей бизнеса, общественных организаций, финансовых учреждений, органов государственной власти, на которых решаются вопросы объединения усилий по созданию кластера. В процессе таких встреч формируется структура кластера, определяются цели его деятельности, распределяются функции между участниками кластера, выявляются проблемы, вырабатываются пути их решения, разрабатываются механизмы взаимодействия, анализируются возможности. Важным вопросом на данном этапе является формирование границ кластера.

Результатом этой работы должны стать создание координационного совета РК, являющегося органом управления кластером и включающего представителей различных групп, входящих в кластер, определение организационной структуры кластера, создание правовой базы деятельности кластера, закрепляющей основные функции, принципы работы, права и обязанности участников кластера.

На завершающем этапе этой стадии все участники подписывают соглашение о создании кластера. Необходимо учитывать, что кластер является совокупностью самостоятельных организаций, осуществляющих согласованную и скоординированную деятельность.

На каждом этапе реализации кластерных инициатив органами государственной власти проводится мониторинг и анализ результатов с целью корректировки и использования соответствующих инструментов кластерной политики. Объективную оценку эффективности реализации отдельных направлений кластерной политики можно получить на основе результатов деятельности и самооценки самих кластеров.

Самый известный инновационный центр в стране - “Сколково”. Хорошие примеры можно привести по развитию его ядерного кластера, более 40 % резидентов которого уже продают свои новые технологии и продукты. Из 110 его участников треть представляют стартапы из Москвы, не менее 10 % - из Подмосковья, а остальные созданы в регионах: Екатеринбург, Томск, Нижний Новгород, Новосибирск, Санкт-Петербург и др.

Компании, которые берутся “на борт” этого кластера, затем разворачивают производство у себя в регионе, приходя туда уже с багажом знаний, предпринимательского опыта и инвестициями, которые они смогли получить благодаря “Сколково” и его фонду.

Данный кластер работает более трех лет, а средний срок коммерциализации по данной тематике 5-7 лет. Участники проекта “Сколково” - это небольшие команды, начинающие почти с нуля, разрабатывающие и продвигающие инновации от идеи к конечному результату (вплоть до предъявления рынку). Некоторые стартапы в “Сколково” сопровождаются с самого начала (от идеи, НИОКР), другие - на последующих этапах, в целом занимаясь прикладными решениями в разных отраслях и используя импульс развивающейся атомной отрасли.

Этот и аналогичные примеры из области инновационной кластеризации производства наглядно показывают, что в нашей стране еще не наработана система трансляции заказа от бизнеса в инновационную среду.

Конечно, предпринимательские структуры и промышленные организации должны обращаться не только в “Сколково” или другие известные ИПК, но и к широкой инновационной общественности. Им необходимо научиться формулировать свои запросы, технические и организационно-экономические требования, доносить их до профессиональной инновационной среды с последующей практической реализацией.

В вышеуказанном случае с проектом “Сколково” при серьезной правительственной поддержке практически создается амбициозный инновационный кластер, нацеленный на получение максимальной эффективности и коммерческой отдачи от реализации инновационных проектов. При этом, безусловно, сделана заслуживающая особого внимания попытка наладить широкие связи между фундаментальной и прикладной наукой, а также ее с бизнесом; создать вокруг “Сколково” комплекс значительного количества генерируемых региональных кластеров.

Очевидно, что в России инновационные кластеры (в том числе промышленные) сегодня формируются чаще всего среде уже сложившихся крупных научных и научно-производственных центров, наукоградов, инновационных платформ и т. д. Здесь, к примеру, перспективными можно назвать наукограды: Бийск, Дубна, Протвино, Обнинск, Жуковский, Королев и множество других известных отечественных научных центров страны.

Рассмотренные примеры подтверждают вывод о необходимости организации действенной поддержки развития региональных кластеров на всех уровнях власти, с тем чтобы обеспечить их инновационно-инвестиционную привлекательность и благоприятные условия для развития инновационных промышленных кластеров, пилотных РК.

  • Шеремет А. Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности. - М.: ИНФРА-М, 2008.

Регионов, предприятий, входящих в кластер, развитие институтов, стимулирующих формирование кластеров, а также обеспечивающих внедрение инноваций .

Кластерная политика страны или региона может быть представлена как согласованные меры поддержки портфеля кластерных инициатив , оптимизируемых с точки зрения эффектов и рисков от его реализации.

Различают государственную кластерную политику, региональные кластерные политики и отраслевые кластерные политики.

Обычно кластерная политика рассматривается как альтернатива препятствующих конкуренции мер традиционной «промышленной политики», в рамках которой осуществляется поддержка конкретных предприятий или отраслей.

В Российской Федерации элементы кластерной политики заложены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года .

Государственная координация кластерной политики

За формирование и реализацию кластерной политики Российской Федерации, координацию органов исполнительной власти в этом вопросе, формирование мер государственной поддержки отвечает Министерство экономического развития Российской Федерации . На региональном уровне кластерная политика формулируется в рамках стратегии федеральных округов и субъектов российской федерации и реализуется региональными органами исполнительной власти и центрами кластерного развития . За разработку и реализацию кластерной политики в отраслях отвечают профильные министерства (Минсельхоз России, Минпром России и пр.). С 2010 года в России реализуются меры государственной поддержки центров кластерного развития . В 2012 году Правительство России сформировало перечень инновационных территориальных кластеров , которым будет предоставлена государственная поддержка. Кластерный подход используется при формировании государственных программ, стратегий федеральных округов, стратегий субъектов Российской Федерации.

Направления кластерной политики

Основными направлениями кластерной политики являются:

Критика

Критики кластерной политики указывают на то, что:

  • концентрация производства на данной территории в рамках кластера уменьшает устойчивость региональной экономики, снижая её диверсифицированность;
  • преобладание на данной территории занятых в кластере понижает инновационность, так как она во многом является следствием соприкосновения людей, обладающих существенно отличающимися знаниями и опытом; противоположный подход порождает самовоспроизводящееся групповое мышление , воспроизводство старых идей, стереотипов и подходов;
  • стимулирование кластерообразования является такой же субсидией, как и традиционные меры промышленной политики.

Кластеры России

Известный еще с советского времени автомобильный кластер расположен в Самарской области автомобильный кластер Самара-Тольятти .

Другим примером успешно развивающегося кластера является Калуга, где активно развивается кластер по производству автомобилей и автокомпонентов, ядром которого являются компании Volkswagen, Volvo Truck, альянс PeugeotCitroen и Mitsubishi Motors.

Кластерная политика за рубежом

В странах ЕС реализуется множество проектов, направленных на развитие кластерной политики. Например, Европейская кластерная обсерватория , нацелена на выявление кластеров в Европе и их анализ.

См. также

Напишите отзыв о статье "Кластерная политика"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Кластерная политика

– В какой же комитет передана записка? – спросил князь Андрей.
– В комитет о воинском уставе, и мною представлено о зачислении вашего благородия в члены. Только без жалованья.
Князь Андрей улыбнулся.
– Я и не желаю.
– Без жалованья членом, – повторил Аракчеев. – Имею честь. Эй, зови! Кто еще? – крикнул он, кланяясь князю Андрею.

Ожидая уведомления о зачислении его в члены комитета, князь Андрей возобновил старые знакомства особенно с теми лицами, которые, он знал, были в силе и могли быть нужны ему. Он испытывал теперь в Петербурге чувство, подобное тому, какое он испытывал накануне сражения, когда его томило беспокойное любопытство и непреодолимо тянуло в высшие сферы, туда, где готовилось будущее, от которого зависели судьбы миллионов. Он чувствовал по озлоблению стариков, по любопытству непосвященных, по сдержанности посвященных, по торопливости, озабоченности всех, по бесчисленному количеству комитетов, комиссий, о существовании которых он вновь узнавал каждый день, что теперь, в 1809 м году, готовилось здесь, в Петербурге, какое то огромное гражданское сражение, которого главнокомандующим было неизвестное ему, таинственное и представлявшееся ему гениальным, лицо – Сперанский. И самое ему смутно известное дело преобразования, и Сперанский – главный деятель, начинали так страстно интересовать его, что дело воинского устава очень скоро стало переходить в сознании его на второстепенное место.
Князь Андрей находился в одном из самых выгодных положений для того, чтобы быть хорошо принятым во все самые разнообразные и высшие круги тогдашнего петербургского общества. Партия преобразователей радушно принимала и заманивала его, во первых потому, что он имел репутацию ума и большой начитанности, во вторых потому, что он своим отпущением крестьян на волю сделал уже себе репутацию либерала. Партия стариков недовольных, прямо как к сыну своего отца, обращалась к нему за сочувствием, осуждая преобразования. Женское общество, свет, радушно принимали его, потому что он был жених, богатый и знатный, и почти новое лицо с ореолом романической истории о его мнимой смерти и трагической кончине жены. Кроме того, общий голос о нем всех, которые знали его прежде, был тот, что он много переменился к лучшему в эти пять лет, смягчился и возмужал, что не было в нем прежнего притворства, гордости и насмешливости, и было то спокойствие, которое приобретается годами. О нем заговорили, им интересовались и все желали его видеть.
На другой день после посещения графа Аракчеева князь Андрей был вечером у графа Кочубея. Он рассказал графу свое свидание с Силой Андреичем (Кочубей так называл Аракчеева с той же неопределенной над чем то насмешкой, которую заметил князь Андрей в приемной военного министра).
– Mon cher, [Дорогой мой,] даже в этом деле вы не минуете Михаил Михайловича. C"est le grand faiseur. [Всё делается им.] Я скажу ему. Он обещался приехать вечером…
– Какое же дело Сперанскому до военных уставов? – спросил князь Андрей.
Кочубей, улыбнувшись, покачал головой, как бы удивляясь наивности Болконского.
– Мы с ним говорили про вас на днях, – продолжал Кочубей, – о ваших вольных хлебопашцах…
– Да, это вы, князь, отпустили своих мужиков? – сказал Екатерининский старик, презрительно обернувшись на Болконского.
– Маленькое именье ничего не приносило дохода, – отвечал Болконский, чтобы напрасно не раздражать старика, стараясь смягчить перед ним свой поступок.
– Vous craignez d"etre en retard, [Боитесь опоздать,] – сказал старик, глядя на Кочубея.
– Я одного не понимаю, – продолжал старик – кто будет землю пахать, коли им волю дать? Легко законы писать, а управлять трудно. Всё равно как теперь, я вас спрашиваю, граф, кто будет начальником палат, когда всем экзамены держать?
– Те, кто выдержат экзамены, я думаю, – отвечал Кочубей, закидывая ногу на ногу и оглядываясь.
– Вот у меня служит Пряничников, славный человек, золото человек, а ему 60 лет, разве он пойдет на экзамены?…
– Да, это затруднительно, понеже образование весьма мало распространено, но… – Граф Кочубей не договорил, он поднялся и, взяв за руку князя Андрея, пошел навстречу входящему высокому, лысому, белокурому человеку, лет сорока, с большим открытым лбом и необычайной, странной белизной продолговатого лица. На вошедшем был синий фрак, крест на шее и звезда на левой стороне груди. Это был Сперанский. Князь Андрей тотчас узнал его и в душе его что то дрогнуло, как это бывает в важные минуты жизни. Было ли это уважение, зависть, ожидание – он не знал. Вся фигура Сперанского имела особенный тип, по которому сейчас можно было узнать его. Ни у кого из того общества, в котором жил князь Андрей, он не видал этого спокойствия и самоуверенности неловких и тупых движений, ни у кого он не видал такого твердого и вместе мягкого взгляда полузакрытых и несколько влажных глаз, не видал такой твердости ничего незначащей улыбки, такого тонкого, ровного, тихого голоса, и, главное, такой нежной белизны лица и особенно рук, несколько широких, но необыкновенно пухлых, нежных и белых. Такую белизну и нежность лица князь Андрей видал только у солдат, долго пробывших в госпитале. Это был Сперанский, государственный секретарь, докладчик государя и спутник его в Эрфурте, где он не раз виделся и говорил с Наполеоном.
Сперанский не перебегал глазами с одного лица на другое, как это невольно делается при входе в большое общество, и не торопился говорить. Он говорил тихо, с уверенностью, что будут слушать его, и смотрел только на то лицо, с которым говорил.
Князь Андрей особенно внимательно следил за каждым словом и движением Сперанского. Как это бывает с людьми, особенно с теми, которые строго судят своих ближних, князь Андрей, встречаясь с новым лицом, особенно с таким, как Сперанский, которого он знал по репутации, всегда ждал найти в нем полное совершенство человеческих достоинств.
Сперанский сказал Кочубею, что жалеет о том, что не мог приехать раньше, потому что его задержали во дворце. Он не сказал, что его задержал государь. И эту аффектацию скромности заметил князь Андрей. Когда Кочубей назвал ему князя Андрея, Сперанский медленно перевел свои глаза на Болконского с той же улыбкой и молча стал смотреть на него.