КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине "Макроэкономика"

Современная налоговая система Российской Федерации, проблемы ее совершенствования


Введение

Заключение

Список литературы


Введение


Актуальность исследования определяется тем, что ни одно государство не может обойтись без налогов и поэтому налоги являются тем фоном, на котором происходят экономические и политические процессы в обществе. Если налоги разумны, государство имеет возможность сконцентрировать значительные средства, направить их на выполнение тех функций, которые возложены на него обществом. Такие налоги позволяют в правильном направлении развиваться экономике и богатеть гражданам.

На современном этапе трансформации экономической системы России важным условием ее целостности и стабильности является эффективное функционирование ее подсистем, в том числе и налоговой системы.

Анализ налоговой системы чрезвычайно актуален с политико-экономических позиций для развития собственно экономической теории. Исследования в этом направлении малочисленны, а требования всестороннего, исследования теоретических и практических аспектов совершенствования налоговой системы именно в российской экономике особенно остро звучат в последнее время.

Степень разработанности проблемы. Научные труды В. Петга, А. Смита, Д. Рикардо положили начало формированию классической теории налогообложения. Вопросы эффективности налогообложения и налогового регулирования рассматривались в работах М. Алле, Н. Мэнкью, П. Самуэльсона, Дж. Стиглица, С. Фишера, и др.

Необходимость построения налоговой, системы, соответствующей сущности налогов и их функциям в переходный период, отмечается - в работах В.А. Кашина, И.А. Кравченко, Д.С. Львова, И.Г. Русаковой, Ю.В. Лременко и др. В последние годы значительное внимание теории и практике реформирования налоговой системы уделяют А.М. Бабич, И.В. Горской, Л.Н. Лыкова, Л.Н. Павлова, Л.Л. Окуневой, В.Ф. Столяров, Д.Г. Черник, Т.Ф. Юткина и др.

Целью курсового исследования является рассмотрение современной налоговой системы РФ и проблем ее совершенствования.

Реализация поставленной цели предполагает необходимость решения следующих задач:

·проанализировать понятие, цели, содержание и роль налоговой системы;

·определить принципы построения налоговой системы;

·дать характеристику и анализ поступлений основных налогов в бюджет Российской Федерации в январе-августе 2009г;

·кратко охарактеризовать особенности современной налоговой системы РФ;

·перечислить проблемы и ограничения развития современной налоговой системы;

·раскрыть перспективы развития налоговой системы РФ.

Объектом исследования является действующая налоговая система Российской Федерации.

Теоретической и методологической основой работы являются теории и концепции экономической трансформации налогообложения и налоговой системы в Российской Федерации.

налоговая система российская

Глава 1. Налоговая система как инструмент регулирования социально-экономических процессов


1.1 Налоговая система понятие, цели, содержание, роль


Налоги одна из древнейших финансовых категорий. Обязательные платежи государству носили разные названия, причем они часто менялись в соответствии с экономическими и социальными условиями развития общества.

Налоги - законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательные денежные платежи в бюджет, производимые в определенных размерах носящие безвозвратный и безвозмездный характер.

Сбор - это всегда целенаправленный платеж, являющийся платой государству за оказание услуги налогоплательщику. Адресность сбора, как правило, содержится в его названии, Сбор может быть безадресным платежом с определенного вида или за право осуществления такой деятельности.

Пошлина - это денежный сбор, взимаемый, с юридических и физических лиц за совершение специально уполномоченными органами действия и за выдачу документов, имеющих юридическую силу. Государственная пошлина подразделяется на таможенно-пограничные и внутригосударственные пошлины. Таможенная пошлина - это денежный сбор, взимаемый таможенными органами с плательщика за ввоз и вывоз товара (продукции) через таможенную границу государства. Внутригосударственная пошлина - это денежная плата, взимаемая с физических и юридических лиц за совершение действий имеющих юридическое значение.

Экономическое содержание налогов

Экономическое содержание налогов состоит в том, что они представляют собой часть производственных отношений по изъятию определенной доли национального дохода у субъектов хозяйствования, граждан, которая аккумулируется государством для осуществления своих функций и задач. Совокупность видов налогов, взимаемых в государстве, форм и методов их построения, органов налоговой службы образуют налоговую систему государства.

В настоящее время сложилось несколько подходов к определению понятия налоговой системы. Так, согласно первому, налоговая система - это система экономико-правовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами, возникающих по поводу формирования доходной части государственного бюджета путём отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей, исчисление, уплата и контроль за поступлением которых осуществляются по единой методологии налогообложения, разработанной в данном обществе.

В соответствии с другим подходом, налоговая система - это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном законодательством порядке.

Также налоговая система рассматривается как совокупность предусмотренных законодательством налогов, сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

И.М. Александров рассматривает налоговую систему как совокупность и структура различных видов налогов, в построении и методах, исчисления которых реализуются определенные требования и принципы налогообложения.

Налоговую систему можно определить как целостное единство четырех основных ее элементов: системы законодательства о налогах и сборах, системы налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов и систем налогового администрирования, каждый из которых при этом находится друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

На наш взгляд, наиболее полным и точным является первое определение налоговой системы, которое и будет взято за основу в данной работе.

Цель налоговой системы:

создание условий для эффективных воспроизводственных процессов в народном хозяйстве РФ, создание предпосылок для решения социальных проблем как в стране в целом, так и в отдельных регионах,

создание условий для осуществления внешнеэкономической деятельности и т.д.

Роль и функции системы налогообложения

В экономической литературе функции обычно рассматриваются по отношению к налогу как таковому. Данная трактовка некорректна с методологических позиций, поскольку налог как экономическая категория - сугубо теоретическая субстанция, вырабатываемая сознанием для представления о движении перераспределяемой стоимости при формировании фонда общегосударственных ресурсов. Экономическая категория как таковая не выполняет определённых функций. В ней заложен экономический потенциал, т.е. общественное предназначение - выражать ту или иную совокупность воспроизводственных отношений. Теоретически потенциал налога как экономической категории реализует система налогообложения, которой и свойственны определённые функции. Данная совокупность отношений является также теоретизируемой областью научных знаний, однако, эта теория, основывающаяся на умозаключениях о закономерностях воспроизводственных процессов. Система налогообложения, принятая законодательством, - это практический инструмент перераспределения доходов потенциальных налогоплательщиков, следовательно, именно действующая система налогообложения даёт представление о полноте использования присущих налогообложению функций, т.е. о роли налоговой системы.

Положения о функциях системы налогообложения до настоящего времени составляют предмет научных дискуссий. В экономической литературе приводятся самые различные трактовки налоговых функций. Казалось бы, какое отношение имеет теоретическое осмысление функционального предназначения системы налогообложения для практики? Не всё ли равно, какими будут функции, главное - наполнить казну государства. Эволюция налогообложения даёт на этот вопрос чёткий ответ - от ориентации на ту или иную функциональную сторону процесса или явления зависит экономическое положение страны, состояние бизнеса и уровень благосостояния отдельных граждан. Если принятая в законе система налогообложения не сориентирована на реализацию внутреннего потенциала экономической категории "налогообложение", то в конечном итоге роль такой системы окажется негативной, несмотря на все репрессивные меры налоговых администраций по обеспечению доходов бюджета страны.

Базовую основу функционального проявления системы налогообложения составляют функции финансов как всеобщей экономической категории распределения. Общепризнанными являются две функции: распределительная и контрольная. В рамках каждой из них формируется особая функциональная специализация налоговых отношений. Это составляет отправную методологическую основу для формулировки налоговых функций. Функции системы налогообложения - это, прежде всего теоретическое предположение о том, что в данных функциях проявится общественное предназначение налога как такового: обеспечивать доходы государства без ущерба развитию бизнеса.

В числе налоговых функций учёные обычно называют: фискальную, экономическую, перераспределительную, контрольную, стимулирующую, регулирующую. Эти функции приводят как в полном, вышеназванном перечне, так и в компоновке отдельных из них. Из числа налоговых функций сразу же следует исключить экономическую функцию. Налогообложение - экономическая категория сама по себе. Формы её практического использования (виды налогов и условия их действия) раскрываются в экономической (финансовой) сфере, её роль также определяется экономическими параметрами. Конечные цели налогообложения - обеспечить социально-экономические функции государства не в ущерб корпоративным и личным экономическим интересам. Следовательно, наделение налога экономической функцией есть простая тавтология его внутренней сути. В этом нет никакой необходимости и научного смысла.

Анализу содержательности трактовок функций системы налогообложения может способствовать рассмотрение позиций российских учёных, которые постоянно обращаются к исследованиям теоретических и практических проблем налогообложения. Л.П. Окунева даёт чёткую трактовку налоговых функций: фискальной и распределительной. Неоднозначной по сравнению с названными функциями является позиция Д.Г. Черника "Функции налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств". Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, выражающая их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений.

Посредством фискальной функции реализуется главное общественное предназначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.). Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.

Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.

Осуществление контрольной функции налогов, её полнота и глубина в известной мере от налоговой дисциплины. Суть её в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объёме уплачивали установленные законодательством налоги.

Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность её роли в воспроизводственном процессе. Это, прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер. Но с тех пор, как государство посчитала необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни, в стране появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм. В налоговом регулировании стимулирующая подфункция, а также подфункция воспроизводственного назначения".


1.2 Принципы построения налоговой системы


Впервые принципы налогообложения были сформулированы в XVIII в. великим шотландским исследователем экономики и естественного права Адамом Смитом (1725-1793) в его знаменитом труде "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776 г.). Он выделил пять принципов, названных впоследствии "Декларацией прав плательщика":

§Налоги не должны быть чрезмерно обременительны.

§Они должны быть понятны налогоплательщикам.

§Каждый налогоплательщик должен знать, какую сумму и в какой срок он должен оплатить и почему.

§Налоги должны быть справедливыми, и при сходных обстоятельствах разные налогоплательщики должны платить примерно одинаковые налоги.

§Государство должно уметь собирать налоги, не расходуя на это слишком большие средства.

Сегодня эти постулаты называют классическими принципами налогообложения. Реализация этих принципов и в настоящее время остается приоритетной задачей налогового законодательства.

Принципы построения эффективной налоговой системы достаточно обоснованы в налоговой теории и включают в себя следующие:

Экономическая эффективность - налоговая система не должна мешать развитию предпринимательства и эффективному использованию ресурсов (материальных, трудовых и финансовых).

Определенность налогообложения - налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы налоговые последствия принятия экономических решений предпринимателем (и юридическим, и физическим лицом) были определены заранее и не изменялись в течение длительного периода времени. Таким образом, этот принцип практически смыкается с принципом стабильности налоговой системы.

Справедливость налогообложения - этот принцип является основным при построении налоговой системы и предполагает справедливый подход к различным налогоплательщикам, а также приоритет интересов налогоплательщика в отношениях между ним и налоговой администрацией.

Простота налогообложения и низкий уровень издержек по взиманию налогов - налоговое законодательство должно содержать простые формулировки, понятные большинству налогоплательщиков, а процедура взимания налогов должна быть относительно дешевой.

Система налогообложения Российской Федерации базируется на следующих принципах (часть 1 НК РФ, статья 3):

) принцип всеобщности налогообложения и принцип равенства прав налогоплательщиков - каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы;

) принцип недискриминации (нейтральности) налогообложения в отношении форм экономической деятельности - налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;

) принцип недопустимости создания препятствий реализации гражданами своих конституционных прав - недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав; налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;

) принцип единства экономического пространства - не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия для не запрещённой законом экономической деятельности физических лиц и организаций;

) принцип определённости правил налогообложения - при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения; акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен уплачивать; ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.

) принцип истолкования всех неясностей в налоговом законодательстве в пользу налогоплательщика - все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу плательщика налога или сбора.

В экономической литературе встречается и ряд других организационных принципов налогообложения, которые носят объективный характер. К ним можно отнести:

) принцип подвижности (эластичности) - суть его заключается в том, что налоговая нагрузка может быть оперативно изменена в соответствии с объективными потребностями государства;

) принцип стабильности - этот принцип предполагает постоянство налоговой системы, что важно для субъектов налоговых отношений (для государства при формировании доходной части бюджета, а для плательщиков - при планировании своих доходов, в том числе налоговом планировании);

) принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов - суть его заключается в исключении возможности установления и введения дополнительных налогов субъектами РФ и органами местного самоуправления.

В мировой практике имеет место использование и ряда других принципов налогообложения, к которым можно отнести принцип доступности и открытости информации по налогообложению; принцип презумпции невиновности; принцип стабильности налогового законодательства; принцип создания максимального удобства для налогоплательщиков; принцип обложения чистых доходов налогоплательщика и др.

Глава 2. Оценка современной налоговой системы России


2.1 Особенности современной налоговой системы РФ


Перечислим основные особенности, характеризующие современную систему регулирования налогообложения в РФ:

Первое. Налоговый кодекс РФ установил закрытый перечень налогов и сборов, который может быть изменен или дополнен только законом, принятым Федеральным Собранием. До этого, в силу Указа Президента РФ № 2268 от 22.12.1993 г., законодательные (представительные) органы власти субъектов Федерации (включая и органы местного самоуправления) имели право вводить на своей территории практически любые налоги, сверх включенных в установленный перечень. Ранее органам национально-государственных и территориально-административных образований предоставлялось также право вводить дополнительные льготы по федеральным налогам (в пределах сумм, зачисляемых в их бюджеты); с 1 января 1999 г. эта норма утратила свою силу.

Второе. В главах, определяющих конкретные режимы налогообложения, представлены как отдельные самостоятельные налоги, так и группы налогов одинакового или близкого типа (например, акцизы (в главе "Акцизы", пошлины (в главе "Государственная пошлина"), налоги на отдельные виды доходов (в главе "Налог на доходы физических лиц"), и т.д.). При этом для целей классификации налогов применен административно-территориальный принцип (налога на уровне федерации, регионов и местных органов власти) - вместо экономического или фискально-правового.

Третье. С принятием Налогового кодекса приказы, инструкции и методические указания, издаваемые налоговыми органами, не относятся к актам законодательства о налогах и сборах, и для налогоплательщиком имеют не более, чем рекомендательную силу. Кроме того, с вхождением Федеральной налоговой службы в систему Министерства финансов РФ и функции по разъяснению законодательных актов по налогообложению также переданы финансовым органам.

Четвертое. Таможенные пошлины в РФ выведены из категории "налогов", их сбор (как и иных таможенных платежей) регулируется особым таможенным законодательством (Таможенный кодекс, закон о таможенном тарифе). Соответственно, и таможенные органы утратили статус налоговых органов (хотя в их функции по-прежнему вменяется взимание, кроме таможенных пошлин, также и таких налогов (при импорте товаров и услуг), как НДС и акцизы).

Пятое. Согласно новому Налоговому кодексу РФ у налоговых органов изъята функция сбора налогов (оставлена только функция контроля за уплатой налогов), налоговые платежи должны поступать непосредственно на бюджетные счета казначейства (или местных органов власти), хотя последние, и не наделены правами налоговых органов.

Глава 3. Основные направления развития налоговой системы Российской Федерации


3.1 Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы


Решение проблемы стимулирующего влияния системы налогообложения на экономическую деятельность предприятий, развитие производства и экономическое развитие страны в целом являются в настоящее время одной из первоочередных задач государства.

Эффективное налогообложение, возможно, обеспечить путем гармоничного сочетания выбранного налогового механизма с целями и задачами, которые ставит перед собой государство при управлении экономикой страны.

Эффективность налогообложения определяется соотношением налоговых поступлений в бюджеты с общими затратами на сбор налогов, в том числе и в отношении к каждому конкретному налогу. Эффективность налогообложения заключается в следующем:

для государства - в увеличении доходов бюджета за счет налоговых поступлений и развитии налогооблагаемой базы;

для хозяйствующих субъектов - в получении максимально возможных доходов (прибыли) при минимизации налоговых платежей;

для населения - в получении достаточных доходов для существования при уплате установленных налогов, за счет которых государство предоставляет необходимые социальные услуги.

Доходы федерального бюджета за январь-март 2010 года, по предварительным данным Минфина России, составили 1 929,9 млрд. рублей или 23,1 % ВВП, что на 0,7 п. п. ВВП ниже величины за аналогичный период 2009 года.

Общий объем налоговых и других платежей, администрируемых ФНС России, составил 934,2 млрд. рублей в 2012 году или 10,9% ВВП, что полностью соответствует показателю доходов, администрируемых ФНС России, в процентах ВВП в 2013 году. Доходы, администрируемые ФТС России, поступили по итогам января-марта 2012 года в объеме 655,0 млрд. рублей или 8,0% ВВП (11,3% ВВП в 2010 году). Доходы, администрируемые другими администраторами, за отчетный период 2012 года составили 340,7 млрд. рублей, или 4,1 % ВВП (1,6% ВВП).

Поступление доходов в январе-марте составило 25,8% от объема доходов федерального бюджета, учтенного при разработке поправок в закон о федеральном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов. К наиболее существенным факторам, оказавшим негативное влияние на доходы федерального бюджета, прежде всего, относится падение мировых цен на энергоносители на фоне снижения физобъемов добычи и экспорта нефти и газа. Цена нефти марки Urals в январе-марте 2012 года снизилась более чем в 2 раза по сравнению с аналогичным показателем прошлого года и составила 43,0 доллара за баррель. Наряду с этим произошло существенное снижение импорта. Налоговые реформы, связанные со снижением налоговой нагрузки, в частности, сокращение федеральной ставки налога на прибыль, вступившие в силу в 2012 году также способствовали сокращению доходов федерального бюджета в первом квартале 2012 года.

С учетом исполнения бюджета по доходам и расходам дефицит федерального бюджета в январе-марте 2012 года составил - 50,5 млрд. рублей или - 0,6% ВВП (в аналогичном периоде прошлого года 600,0 млрд. рублей или 6,7% ВВП).

В январе-марте 2012 значительный объем поступлений, согласно предварительным данным Минфина России, обеспечили "другие федеральные органы" - 340,7 млрд. рублей, что составляет 19,7% от общего объема доходов, поступивших за этот период. Основную их часть составляет процентный доход за пользование денежными средствами, размещенными на счетах в иностранной валюте, открытых в Центральном Банке Российской Федерации для учета средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, в сумме 205,1 и 66,0 млрд. рублей соответственно. Без учета указанных средств, поступление доходов по прочим администраторам в январе-марте 2012 года составили 104.7 млрд. рублей, что ниже доходов за январь-февраль 2011 года на 44,7 млрд. рублей.

При формировании проекта бюджета учитывалось налоговое законодательство, действующее на момент составления проекта бюджета, а также одобренные основные направления налоговой политики, предусматривающие внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах.

3.2 Перспективы развития налоговой системы РФ


Одним из важнейших направлений налоговой политики в долгосрочной перспективе является поддержание такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной стороны, не создает препятствий для устойчивого экономического роста и, с другой стороны, - отвечает потребностям в бюджетных доходах для предоставления важнейших государственных услуг. Такой приоритет определен в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, которая была разработана Минэкономразвития и одобрена Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р. В ней определено, что основным стратегическим направлением в сфере налоговой политики является усиление стимулирующего влияния налоговой системы на развитие экономики при одновременном выполнении фискальной функции.

Налог на прибыль организаций:

В среднесрочной перспективе должны быть приняты дополнительные меры в области совершенствования налогообложения прибыли, а именно:

в рамках проведения амортизационной политики предлагается в ближайшие годы пересмотреть подходы к классификации основных средств на группы и определению норм амортизации для этих групп;

требуют изменений нормы, направленные на сокращение возможностей минимизации налогообложения, связанных с переносом на будущее убытков поглощаемых (реорганизуемых) или приобретаемых компаний;

требует решения вопрос нормативного регулирования отнесения процентов по долговым обязательствам на расходы, учитываемые при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций;

требуется установить в НК правила налогообложения налогом на прибыль организаций операций с ценными бумагами, в частности: правила определения налоговой базы при совершении договоров займа; правила налогообложения дивидендов, процентов и иного распределения по ценным бумагам, полученных заемщиком; правила налогообложения с операциями РЕПО;

предлагается разработать подходы к решению отдельных вопросов налогообложения налогом на прибыль организаций розничной и мелкооптовой торговли. В частности, предполагается: установить общий предельный размер товарных потерь, возникающих при оказании услуг в области розничной торговли; предоставить возможность уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль для организаций торговли с открытым доступом покупателей к товарам на сумму товарных потерь от недостачи товаров по неустановленным причинам, выявленных по результатам инвентаризации;

планируется усовершенствовать механизм учета для целей налогообложения расходов организаций на освоение природных ресурсов. Предлагается исключить норму (п.5 ст.261 НК), в соответствии с которой налогоплательщики не включают в состав расходов для целей налогообложения расходы на безрезультатные работы по освоению природных ресурсов;

необходимо уточнить порядок налогообложения прибыли налогоплательщиков, осуществляющих деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств (ст.275.1 НК);

в рамках сближения бухгалтерского и налогового учета предполагается отказаться в налоговом учете от переоценки полученных и выданных авансов и задатков, выраженных в иностранной валюте.

Совершенствование НДС

В плановом периоде предполагается продолжить работу по совершенствованию НДС, с тем, чтобы этот налог, оставаясь одним из наиболее важных источников доходов бюджета, не являлся слишком обременительным для налогоплательщиков с точки зрения администрирования. По совершенствованию налогового законодательства предлагается решить следующие проблемы:

необходимо продолжить работу по оптимизации перечня документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки;

необходимо уточнить порядок ведения раздельного учета для целей НДС организациями, осуществляющими клиринговую деятельность (клиринговыми организациями) на рынке ценных бумаг, деятельность по определению (сверке) обязательств из заключаемых на биржах (организаторах торговли) гражданско-правовых договоров, предметом которых является товар или иностранная валюта, финансовых инструментов срочных сделок, а также обеспечению и (или) контролю их исполнения;

целесообразно внесение изменений в порядок оформления счетов-фактур, а также решение вопроса о возможности оформления счетов-фактур с отрицательными показателями (кредит-счетов) с целью урегулирования порядка применения налоговых вычетов;

требуется разработать порядок взаимодействия хозяйствующих субъектов, налоговых органов, операторов электронного документооборота счетов-фактур в рамках электронного документооборота счетов-фактур по телекоммуникационным каналам связи.

Совершенствование акцизного налогообложения

В ближайшее время планируется внести ряд поправок, направленных на уточнение действующего порядка налогообложения с целью повышения его эффективности, а именно:

установить единую дату уплаты акцизов по всем видам подакцизных товаров - не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем;

уточнить действующий порядок исчисления и уплаты акцизов, указав, что суммы акциза, уплаченные при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве сырья, принимаются к вычету только в том случае, если использование этого сырья предусмотрено ГОСТ, рецептурами и другой нормативно-технической документацией, согласованной с соответствующим федеральным органом исполнительной власти;

уточнить нормы, регламентирующие представление банковской гарантии (поручительства банка), при осуществлении налогоплательщиками реализации подакцизных товаров на экспорт;

уточнить порядок возмещения (путем зачета или возврата) суммы превышения налоговых вычетов над исчисленной суммой акциза, а также порядок возмещения акцизов (подтверждения правомерности освобождения от уплаты акцизов) при экспорте подакцизных товаров;

осуществлять ежегодную индексацию ставок акцизов с учетом реально складывающейся экономической ситуации.

Налог на доходы физических лиц

В плановом периоде в порядок налогообложения доходов физических лиц (НДФЛ) предполагается внести следующие изменения:

предполагается упрощение порядка заполнения налоговой декларации;

в целях соответствия текущей экономической ситуации требуется индексация предельных размеров суточных, облагаемых НДФЛ, в соответствии с прогнозным значением инфляции, а также курса рубля к основным мировым валютам;

в среднесрочной перспективе необходимо уточнить определение налогового резидентства физических лиц, целесообразно предоставление возможности определения налогового резидентства на основании центра жизненных интересов физического лица;

в рамках концепции создания в РФ международного финансового центра предполагается внести целый ряд изменений в законодательство о налогах и сборах в части уплаты НДФЛ, направленных на оптимизацию порядка налогообложения при совершении операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, в частности:

введение налогового вычета в размере до 1 млн рублей при реализации ценных бумаг российских эмитентов, обращающихся на российских биржах, при условии, что указанные ценные бумаги находились в собственности налогоплательщика более 1 года;

введение возможности переноса на будущее убытков физических лиц, полученных в результате совершения операций с ценными бумагами;

закрепление в НК порядка налогообложения физических лиц при осуществлении ими сделок РЕПО и осуществлении займа ценными бумагами (по аналогии с организациями);

Введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц

Для введения налога на недвижимость необходима разработка и принятие:

федерального закона, устанавливающего общие принципы проведения кадастровой оценки объектов недвижимости и требования к оценщикам, привлекаемым к государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, а также определяющего порядок утверждения результатов кадастровой оценки и досудебного урегулирования споров о результатах проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости;

методики кадастровой оценки недвижимости, методики проверки результатов кадастровой оценки недвижимости, проведение работ по кадастровой оценке объектов недвижимости и информационному наполнению государственного кадастра недвижимости.

С включением в НК главы, регулирующей налогообложение недвижимости, этот налог может быть введен в тех субъектах РФ, где проведен кадастровый учет объектов недвижимости и утверждены результаты кадастровой оценки объектов недвижимости.

Совершенствование водного налога

В целях стимулирования рационального использования водных объектов хозяйствующими субъектами необходимы следующие изменения:

требуется индексация ставок водного налога, которую с учетом общеэкономической ситуации целесообразно осуществлять не ранее 2011 года.;

В рамках совершенствования налога на имущество организаций будет рассмотрен вопрос о целесообразности временного освобождения от налога на имущество организаций вновь вводимых объектов транспортной инфраструктуры, строительство которых осуществлялось, в том числе, за счет средств федерального бюджета.

В целях повышения доходов региональных бюджетов предполагается с 2010 года увеличить базовые ставки транспортного налога и предоставить право органам власти субъектов РФ устанавливать ставки налога в зависимости от года выпуска транспортного средства, а также его экологического класса.

Специальные налоговые режимы

В целях придания специальным налоговым режимам стимулирующего характера и возможности их применения исключительно представителями малого предпринимательства предлагаются следующие мероприятия:

в целях снижения налоговой нагрузки на экономических агентов в условиях экономического кризиса и с учетом замены единого социального налога на страховые взносы, предлагается повысить, начиная с 2010 года сроком на 3 года, порог предельной величины доходов, позволяющей организации (индивидуальному предпринимателю) применять упрощенную систему налогообложения, до 60 млн рублей в год;

продолжится работа по регламентированию применения упрощенной системы налогообложения на основе патента;

будет продолжена работа по уточнению перечня видов предпринимательской деятельности, которые могут быть переведены на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также физических показателей, используемых для исчисления этого налога;

предполагается систематическое (один раз в три года) внесение изменений в установленные НК максимальные размеры базовой доходности. При введении данного порядка корректировки базовой доходности будет отменено применение устанавливаемого на каждый календарный год корректирующего коэффициента базовой доходности К1.

Совершенствование порядка изменения срока уплаты налогов

В целях обеспечения более широких масштабов использования отсрочки (рассрочки), инвестиционного налогового кредита и уточнения действующих правил изменения сроков уплаты налогов и сборов предлагается внести следующие изменения:

помимо перечисленных в настоящее время в статье 64 НК оснований предоставления отсрочки (рассрочки) предлагается предусмотреть и иные основания, не устанавливая их исчерпывающего перечня;

следует уточнить такое основание для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налога, как "задержка заинтересованному лицу финансирования из бюджета", "недофинансирование";

в целях более широкой практики использования инвестиционного налогового кредита представляется целесообразным увеличение размера инвестиционного налогового кредита, предоставляемого заинтересованной организации при проведении этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, с 30% до 100% стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования;

в целях повышения оперативности принятия решений предлагается уполномочить руководителей налоговых органов по субъектам РФ предоставлять отсрочки по уплате налога на небольшие сроки (до 1 месяца) в пределах одного финансового года.


Заключение


В курсовой работе исследовалась тема "Современная налоговая система РФ, проблемы ее совершенствования". Исходя из проделанной работы, можно сделать следующие выводы:

Налоги одна из древнейших финансовых категорий. Налоги - законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательные денежные платежи в бюджет, производимые в определенных размерах носящие безвозвратный и безвозмездный характер. Экономическое содержание налогов состоит в том, что они представляют собой часть производственных отношений по изъятию определенной доли национального дохода у субъектов хозяйствования, граждан, которая аккумулируется государством для осуществления своих функций и задач.

Налоговая система - это система экономико-правовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами, возникающих по поводу формирования доходной части государственного бюджета путём отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей, исчисление, уплата и контроль за поступлением которых осуществляются по единой методологии налогообложения, разработанной в данном обществе.

Цель налоговой системы: создание условий для эффективных воспроизводственных процессов в народном хозяйстве РФ, создание предпосылок для решения социальных проблем; создание условий для осуществления внешнеэкономической деятельности и т.д. Роль системы налогообложения - проявляется при перераспределении совокупного дохода общества (корпоративных и индивидуальных доходов) через функции системы налогообложения.

Впервые принципы налогообложения были сформулированы в XVIII в. Адамом Смитом. Сегодня эти постулаты называют классическими принципами налогообложения.

Система налогообложения Российской Федерации базируется на следующих принципах: принцип всеобщности налогообложения и принцип равенства прав налогоплательщиков; принцип недискриминации; принцип недопустимости создания препятствий реализации гражданами своих конституционных прав; принцип единства экономического пространства; принцип определённости правил налогообложения; принцип истолкования всех неясностей в налоговом законодательстве в пользу налогоплательщика.

Согласно Налоговому кодексу РФ (ст.13-15) налоги и сборы в России подразделяются на федеральные, региональные, местные и специальные налоговые режимы.

В январе-августе 2012г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов 3521,9 млрд. рублей (87,0% от общей суммы налоговых доходов), региональных - 338,7 млрд. рублей (8,4%), местных налогов и сборов - 70,0 млрд. рублей (1,7%), налогов со специальным налоговым режимом - 119,1 млрд. рублей (2,9%).

В консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-августе 2009г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей на сумму 4052,7 млрд. рублей, что на 28,4% меньше, чем за соответствующий период предыдущего года. Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в январе-августе 2012г. обеспечили поступления налога на доходы физических лиц - 26,0%, налога на прибыль организаций - 20,6%, налога на добавленную стоимость на товары, реализуемые на территории Российской Федерации - 19,1%, налога на добычу полезных ископаемых - 15,1%.

Говоря о проблемах современной налоговой системы РФ, прежде всего, стоит отметить проблему налогового администрирования - налоговая система РФ по-прежнему остается очень громоздкой, неэкономичной и малоэффективной. Большое количество налогов, сложные методики их расчета, наличие большого количества бюрократических процедур приводят к значительному увеличению трудоемкости, как налогового учета, так и налогового инспектирования.

Одним из важнейших направлений налоговой политики в долгосрочной перспективе является поддержание такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной стороны, не создает препятствий для устойчивого экономического роста и, с другой стороны, - отвечает потребностям в бюджетных доходах для предоставления важнейших государственных услуг.

Помимо этого планируется внесение изменений в действующее законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям - совершенствования: налога на прибыль организаций, ндс, акцизного налогообложения, налога на доходы физических лиц, введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц, налога на добычу полезных ископаемых (ндпи), взимаемый при добыче углеводородного сырья (нефти и природного газа), налог на добычу полезных ископаемых, уплачиваемый при добыче твердых полезных ископаемых, совершенствование водного налога, специальные налоговые режимы, совершенствование порядка изменения срока уплаты налогов, урегулирование вопросов налогообложения организаций, осуществляющих строительство транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, а также инженерных сетей, налогообложение некоммерческих организаций

В среднесрочной перспективе будет проведено дальнейшее реформирование налоговой системы России, направленное на модернизацию российской экономики и обеспечение необходимого уровня доходов бюджетной системы.

Налоговый механизм является наиболее действенным и эффективным рычагом государственного регулирования. От того, насколько эффективной будет налоговая система государства, зависит и эффективность функционирования страны и народного хозяйства в целом.

Список литературы


1.Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2010. - 39 с.

2.Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) часть первая от 31.07.1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 05.08.2000 г. N 117-ФЗ (НК РФ) (с изм. и доп. от 19.07.2009 N 195-ФЗ г.).

3.Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах // Сайт Консультант + http://base. consultant.ru/

Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года // Сайт Консультант + http://base. consultant.ru/

Александров И.М. Налоги и налогообложение: учебник для студентов, обучающихся по направлению 521600 - Экономика и другим экономическим специальностям - М.: ИНФРА-М, 2009. - 637 с.

Анализ налоговой реформы в России // Инвестиции в России. - 2010. - № 4. - с.48

Абрамов М.Д. Кризис и налоги // ЭКО. - 20011. - № 12. - С.14-24.

Абрамов М.Д. Вопросы совершенствования налоговой системы России // Налоговые споры: Теория и практика. - 2010. - № 9. - С.51

Боброва А.В. Концептуальная модель структуры налоговой системы // Экономическая наука современной России. - 2010. - № 2. - с.21-32

Григорьев К.С. Эффективность налоговой системы РФ на современном этапе // Экономика. - 2009. - № 4. - С.16-18.


Заказ работы

Наши специалисты помогут написать работу с обязательной проверкой на уникальность в системе «Антиплагиат»
Отправь заявку с требованиями прямо сейчас, чтобы узнать стоимость и возможность написания.

Налоговая система – это совокупность существующих элементов налогообложения юридических и физических лиц.
В налоговой системе устанавливаются такие ее обязательные элементы, как:
налоги (перечень взимаемых налогов);
источники налогов;
принципы и способы взыскания налогов;
уровни изъятия налогов.
В мировой практике налогоплательщиком, как правило, признается лицо, которое удовлетворяет хотя бы одному из нижеперечисленных признаков:
является налоговым резидентом;
осуществляет экономическую деятельность на территории страны или получает доходы от источников в этой стране;
совершает на территории страны действия или операции, подлежащие налогообложению;
становится участником отношений, одним из условий которых является взимание государственных пошлин и сборов.

Налоговая система РФ, по определению Налогового кодекса, принятого Государственной Думой в первом чтении 16 апреля 1998 г., представляет собой совокупность федеральных, региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

Перечислим основные особенности, характеризующие современную систему регулирования налогообложения в РФ:

1. Налоговый кодекс РФ установил закрытый перечень налогов и сборов, который может быть изменен или дополнен только законом, принятым Федеральным Собранием. До этого, в силу Указа Президента РФ № 2268 от 22.12.1993 г., законодательные (представительные) органы власти субъектов Федерации (включая и органы местного самоуправления) имели право вводить на своей территории практически любые налоги, сверх включенных в установленный перечень. Ранее органам национально-государственных и территориально-административных образований предоставлялось также право вводить дополнительные льготы по федеральным налогам (в пределах сумм, зачисляемых в их бюджеты); с 1 января 1999 г. эта норма утратила свою силу.

2. В главах, определяющих конкретные режимы налогообложения, представлены как отдельные самостоятельные налоги, так и группы налогов одинакового или близкого типа (например, акцизы (в главе «Акцизы», пошлины (в главе «Государственная пошлина»), налоги на отдельные виды доходов (в главе «Налог на доходы физических лиц»), и т.д.). При этом для целей классификации налогов применен административно-территориальный принцип (налога на уровне федерации, регионов и местных органов власти) – вместо экономического или фискально-правового.

3. С принятием Налогового кодекса приказы, инструкции и методические указания, издаваемые налоговыми органами, не относятся к актам законодательства о налогах и сборах, и для налогоплательщиком имеют не более чем рекомендательную силу. Кроме того, с вхождением Федеральной налоговой службы в систему Министерства финансов РФ и функции по разъяснению законодательных актов по налогообложению также переданы финансовым органам.

4. Таможенные пошлины в РФ выведены из категории «налогов», их сбор (как и иных таможенных платежей) регулируется особым таможенным законодательством (Таможенный кодекс, закон о таможенном тарифе). Соответственно, и таможенные органы утратили статус налоговых органов (хотя в их функции по-прежнему вменяется взимание, кроме таможенных пошлин, также и таких налогов (при импорте товаров и услуг), как НДС и акцизы).

5. Согласно новому Налоговому кодексу РФ у налоговых органов изъята функция сбора налогов (оставлена только функция контроля за уплатой налогов), налоговые платежи должны поступать непосредственно на бюджетные счета казначейства (или местных органов власти), хотя последние, и не наделены правами налоговых органов.
А так же особенностями современной налоговой системы РФ является то, что структура налогов в России по сравнению со структурой налогов в развитых странах характеризуется более низкой долей подоходного налога с физических лиц и высокой долей налога на прибыль предприятий. Поэтому груз налогового давления между различными плательщиками распределен неравномерно. В российской налоговой системе чрезмерное преобладание фискальной направленности. Это проявляется в достаточно высоких ставках по некоторым налогам.

Сложившаяся система налогообложения в России не стимулирует развития реального сектора экономики, а приводит к отвлечению средств в сферу потребления и услуг. Все это приводит к большему налоговому гнету, к усилению репрессивных мер в обложении тех, кто не может или не хочет уйти в тень.

Принципы построения налоговой системы Налоговая система - совокупность налогов, установленных законом; принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены; системы мер, обеспечивающих выполнение налогового законодательства. В современном мире налоговая система любой страны выступает важнейшим звеном не только финансовой системы государства, неотъемлемой частью кото­рой она является, но и общей системы экономического регулирова­ния. Налоговые системы используются как эффективный инстру­мент реализации финансово-экономической политики государства. С помощью налогов регулируются социально-экономические процес­сы, поощряется или, напротив, сдерживается развитие тех или иных отраслей экономики и видов деятельности в интересах структурной перестройки экономики, поддерживаются общие темпы социаль­но-экономического развития и уровень занятости населения. Решение этих задач не происходит автоматически путем введе­ния системы налогов. Способность налоговой системы в целом и каждого налога в отдельности выполнять возложенные на них функции зависит от принципов, на которых она построена. Общее признание получили пока только фундаментальные принципы налогообложения: принцип справедливости налогообложения; определенность и точность налогов; удобство сроков и способов уплаты; экономичность налогов, т. е. расходы по сбору и обслуживанию налогов должны быть как можно меньше относительно сумм, поступающих в доход государства в виде того иного налога. В настоящее время в мировой налоговой теории имеются две основные точки зрения на справедливость налогов; остальные мне­ния обычно приближаются либо к той, либо к другой позиции. Первая состоит в том, что налоги должны строиться на основе вертикального и горизонтального равенства, т. е. должны быть равными для всех налогоплательщиков независимо от объема их доходов, ус­ловий их получения и каких-либо других факторов. Уровень нало­говых ставок должен быть при этом минимальным, льготы также должны быть сведены к минимуму, а в идеале - их не должно быть совсем. В соответствии с другой позицией, напротив, считается, что номинальный уровень налоговых ставок не имеет принципиального значения. Налоги же должны со­держать разветвленную сеть льгот и дифференциацию налоговых ставок в зависимости от уровня дохода. В данном случае провозгла­шаются принципы горизонтальной и вертикальной справедливости, соблюдение которых достигается путем выравнивания доходов нало­гоплательщиков.

Наряду с общими принципами построения на­логовых систем в налоговой теории разработан ряд специальных принципов. В их числе: стабильность налогового законо­дательства; однократность взимания налогов; предъявление равных финансовых требований к налогоплательщикам независимо от орга­низационно-правовых форм хозяйствования и видов собственности; оптимальный уровень налоговых ставок; обоснованность системы налоговых льгот; оптимальное сочетание налоговых функций и др. Каждый из этих принципов относится к тому или иному элементу налоговой системы, по­этому их перечень можно многократно расширить. В совокупности же они составляют принцип эффективности и оптимальности нало­говой системы.

Для российской налоговой системы, как и для других налоговых систем, функционирующих в странах федеративного типа государст­венного устройства, в особом ряду находится принцип единства на­логовой системы, в соответствии с которым налоговая система должна быть в своих главных характеристиках единой на террито­рии всего государства. Налоговые полномочия, предоставляемые ре­гиональным органам государственной власти и органам местного са­моуправления, не должны приводить к формированию индивидуаль­ных региональных налоговых систем, разрушению тем самым единого налогового пространства. Таким образом, налоговая система - это совокупность налогов, установленных законом; принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены; системы мер, обеспечивающих выполнение налогового законодательства. Принципы построения налоговой системы в своей совокупности должны создавать условия для эффективного выполнения налогами своих функций.

Налоговый кодекс. Структурирование налогов в налоговом кодексе. Базовым и основополагающим законом в области налогообложения является Налоговый кодекс Российской Федерации. Кроме кодекса отдельные вопросы налогообложения регулируются иными законодательными актами, как федеральными, так и региональными, но лишь в части, не противоречащей ему. Налоговый кодекс Российской Федерации определяет общие принципы построения системы налогообложения, устанавливает систему налогов и сборов, уплачиваемых в бюджеты всех уровней (федеральные налоги, региональные и местные налоги и сборы). Общие принципы построения налоговой системы определены в первой части Налогового кодекса РФ. Кодекс установил: виды налогов и сборов, взимаемых на территории РФ; порядок исполнения обязательств по их уплате; основные начала установления налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений; формы и методы налогового контроля;ответственность за совершение налоговых правонарушений, порядок обжалования действий налоговых органов. В соответствии с Налоговым кодексом (часть вторая) в Российской Федерации устанавливаются федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов РФ (региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы. Законодательство РФ о налогах и сборах - совокупность норм, содержащихся в законах РФ, устанавливающих систему налогов и сборов, общие принципы налогообложения и сборов, основания возникновения, изменения и прекращения отношений собственников и государства по уплате налогов и сборов, формы и методы налогового контроля, ответственность за нарушения налоговых обязательств.

В настоящее время Налоговый кодекс РФ, предусматривает достаточно широкий комплекс обязанностей налогоплательщиков, главной из которых была и остается обязанность по полной и своевременной уплате налогов, которая закреплена на самом "высшем уровне" - в главном нормативном документе страны, в Конституции РФ. Налог является комплексным экономико-правовым и общественным явлением и включает в себя совокупность определенных взаимодействующих составляющих, которые именуются в теории права как элементы (структура) налога, элементы налогового обязательства. Элементами (структурой) налогообложения является - объект налогообложения объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. То есть объект налогообложения - это юридический факт или совокупность юридических фактов (юридический состав), с которым связано возникновение обязанности налогоплательщика уплатить налог. - налоговая база. Налоговая база (налогооблагаемая база) как элемент налога ранее, как уже отмечалось выше, не рассматривался законодательством в качестве такового, однако с введением в действие Налогового кодекса РФ определение данного элемента налогового обязательства в законодательном акте стало обязательным для установления налога. - налоговый период. Для того чтобы обеспечить временную определенность существования налога, необходимо установить налоговый период, т. е. срок, в течение которого завершается процесс формирования налогооблагаемой базы и определяется размер налогового обязательства. - налоговая ставка. Исчисление суммы налога невозможно без применения ставки налога - размера налога, приходящегося на единицу налогообложения. - порядок исчисления налога. Порядок исчисления налога - совокупность определенных действий налогоплательщика по определению суммы налога, подлежащего уплате в бюджет за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. - порядок уплаты налога. Для упорядочения процедуры внесения налога в бюджет устанавливается порядок уплаты налога, представляющий собой нормативно установленные способы и процедуры внесения налога в бюджет. - сроки уплаты налога. Сроки уплаты налога - это дата или период, в течение которого налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет. Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

Налоговая система - совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления в которых реализуются определенные принципы.

Налог. система и принципы построения. Основополагающий принципом построения налог. системы - разделение на налоги прямые и косвенные, что в своей сущности формирует основные структуры налоговой системы.

Налоговая система РФ включает: федер. налоги и сборы (НДС, акцизы, налог на прибыль, гос. пошлина, тамож. пошлины и сборы, экологический, федер. лицензионные сборы); налоги и сборы субъектов РФ – региональные (налог на имущество пр-ия, на недвижимость, на игорный бизнес); местные налоги и сборы (земельный налог, на имущество ФЛ, на рекламу, на наследование и дарение, местные лицензионные сборы).

При установлении местного налога или регионального определяют в нормативных правовых актах след. элементы налогообложения: льготы; налоговую ставку в пределах, установленных федер. зако­нодат-ом; порядок и сроки уплаты; форму отчетно­сти по каждому местному налогу.

НК РФ устанавливает: виды налогов и сборов; основания возникновения, изменения, прекращения и порядок исполнения обязанностей по уплате; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов; формы и методы налог-го контроля; ответственность за совершение налог. правонарушений.

Классификация налогов: По уровню бюджета (федеральные; субъектов РФ; местные); По виду дохода бюджета (закрепленные и регулирующие); По способу переложения (косвенные и прямые); По субъекту налога (с ЮЛ и с ФЛ); По источнику уплаты (выручка; себестоимость; финансовый результат); По объекту налогообложения (имущественные; ресурсные; на доход; на действия); По виду ставки (пропорциональные; прогрессивные; регрессивные); По способу налогообложения (по декларации; у источника; кадастровый).

Федеральные налоги: налог на прибыль пр-ий; НДС; налог на внешнеэкономическую деятельность; акцизы

Республиканские налоги: лесной сбор; налог на имущество пр-ия, на недвижимость, на игорный бизнес

В последние годы неоднократно появлялась информация о разработке законопроектов, авторы которых хотели заставить работодателей платить НДФЛ с доходов своих работников не по месту постановки на учет работодателя-налогового агента, а по месту жительства каждого сотрудника. Недавно ФНС высказалась резко против подобных идей.

Штраф за представление пояснений по НДС не по установленной форме можно оспорить

Налогоплательщики, обязанные сдавать НДС-декларацию в электронном виде, и пояснения к ней в ответ на требования налоговиков должны направлять по ТКС. Существует утвержденный формат для таких электронных пояснений. Но как следует из недавнего решения ФНС, даже если пренебречь установленным форматом, штрафа быть не должно.

Структура налоговой системы РФ

Понятие налоговой системы государства мы рассматривали в . О структуре налоговой системы России расскажем в этом материале.

Состав налоговой системы РФ

Структура налоговой системы Российской Федерации предусматривает выделение уровней системы налогообложения и элементов налоговой системы, которые характеризуют эти уровни.

Налоговая система РФ состоит из уровней (ст. 12 НК РФ):

  • федеральный;
  • региональный;
  • местный.

При этом каждый из уровней налоговой системы РФ состоит из определенных элементов, которые характеризуют этот уровень и обеспечивают выполнение .

К таким элементам можно отнести:

  • налоги, сборы и страховые взносы;
  • налогоплательщики, плательщики сборов и страховых взносов;
  • налоговые органы;
  • законодательство о налогах, сборах и страховых взносах.

При этом если первый элемент структуры характеризует исключительно один из уровней налоговой системы, то последующие могут одновременно принадлежать к разными уровням. Так, налогоплательщик может уплачивать одновременно федеральные, региональные и местные налоги, а, соответственно, один и тот же налоговый орган, где этот налогоплательщик стоит на учете, обеспечивают контроль за своевременностью исчисления и уплаты налогов на всех уровнях.

При этом каждый конкретный элемент в структуре налоговой системы может быть в дальнейшем детализирован. Так, в частности, применительно к федеральному, региональному или местному налогу такими подэлементами являются (п. 1 ст. 17 НК РФ):

  • объект налогообложения (к примеру, реализация товаров, имущество, прибыль, доход);
  • налоговая база (стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения);
  • налоговый период (период времени, по окончании которого определяется налоговая база и рассчитывается налог к уплате);
  • налоговая ставка (величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы);
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

Указанные подэлементы налогов в структуре налоговой системы являются обязательными. К ним могут быть добавлены налоговые льготы и основания для их применения (

В современных государствах существует большое количество разнообразных налогов, а также сборов и пошлин. Между ними есть определенная взаимосвязь, нашедшая выражение в понятии «налоговая система».

Как и любая другая система, налоговая система - это целостное явление, состоящее из отдельных частей, элементов. Они объединены общими сущностными признаками, целями и задачами, а также находятся в определенной соподчиненности между собой.

Налоговая система - это совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

В настоящее время налоговая система России, с точки зрения структуры (элементов системы), представлена:

Видами налогов и сборов (федеральные, региональные и местные);

Законодательной базой (Налоговый кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, законы, подзаконные акты, инструкции, письма и т.д.), определяющей функционирование налоговой системы;

Федеральной налоговой службой РФ, структурно входящей в состав Министерства финансов РФ;

Федеральной таможенной службой РФ, структурно входящей в состав Министерства экономического развития и торговли РФ;

Налогоплательщиками (субъектами налога – юридическими и физическими лицами) как основными участниками и носителями налогового бремени;

Органами государственных внебюджетных фондов и их региональными и местными подразделениями и другими государственными структурами.

Кроме того, к элементам налоговой системы относят принципы ее организации и функционирования, формы и методы налогового контроля и ответственности за нарушения, нормы налогового права.

В современных условиях правильно организованная налоговая система должна отвечать следующим основным принципам:

Налоговое законодательство должно быть стабильно;

Взаимоотношения налогоплательщиков и государства должны носить правовой характер;

Тяжесть налогового бремени должна равномерно распределяться между категориями налогоплательщиков и внутри этих категорий;

Взимаемые налоги должны быть соразмерны доходам налогоплательщиков;

Способы и время взимания налогов должны быть удобны для налогоплательщиков;

Существует равенство налогоплательщиков перед законом (принцип не дискриминации);

Издержки по сбору налогов должны быть минимальны;

Нейтральность налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности;

Доступность и открытость информации по налогообложению;

Соблюдение налоговой тайны.

Рассмотрим кратко содержание этих основных принципов.

Под стабильностью налогового законодательства понимается неизменность норм и правил, регулирующих сферу налоговых взаимоотношений. В соответствии с этим принципом изменения в законодательство о налогах не должны вноситься в течение финансового года, а правила, дающие льготы и преференции, не должны изменяться (отменяться) до того срока, который первоначально был установлен законодателем. Не меньшее значение имеет и стабильность налогового законодательства в течение ряда лет, т.е. реформы и изменения существенного характера не могут проводиться каждый год. Всеми крупными инвесторами в мире нестабильность налогового законодательства рассматривается как основание для отнесения страны (или территории) к зонам, не благоприятным для инвестирования и предпринимательства.

Пересмотр норм налогового законодательства во всех развитых странах осуществляется в соответствии с действующими процедурами по утверждению законов. В большинстве стран изменение норм налогового права невозможно не только в текущем финансовом году, но и в году наступающем. Во всех странах действуют нормы, в соответствии с которыми обязательно должен существовать длительный период между моментом принятия каких-либо налоговых изменений и моментом вступления их в силу.

Правовой характер взаимоотношений государства и налогоплательщиков может существовать только в странах, где невозможно издание актов правового характера в сфере налогообложения отдельными государственными учреждениями. В правовом государстве все взаимоотношения налогоплательщиков и государства могут регулироваться только законами.

Правительство имеет право лишь предлагать какие-либо изменения, но силу закона эти изменения могут принимать лишь после их утверждения высшим законодательным органом. Принцип правовых взаимоотношений предполагает также взаимную ответственность сторон в сфере налогового права.

Нарушения принципа правового характера взаимоотношений налогоплательщиков и государства выражаются в налоговом произволе властей и могут проявляться как на уровне актов центральных органов исполнительной власти, так и на уровне правотворчества органов местного самоуправления.

Принцип распределения тяжести налогового бремени не является жестким при построении налоговой системы, но его несоблюдение или частые грубые нарушения приводят к такому тяжелому последствию, как массовое уклонение от уплаты налогов. Добиться равенства, справедливости и научной обоснованности в распределении налогового бремени не удавалось и не удается ни одному государству в мире. Вероятно, никто и никогда не создаст налоговую систему, которая подходила бы для всех налогоплательщиков и всеми гражданами страны воспринималась как справедливая. Но законодатель любой страны должен стремиться к тому, чтобы не допустить значительной неравномерности в распределении тяжести налогового бремени по разным категориям налогоплательщиков, различающихся по социальному составу, роду занятий, месту жительства и т.д., а также не допустить разного уровня налогообложения лиц с приблизительно равными доходами. Пропорциональность изымаемых с помощью налогов доходов разных категорий населения не должна быть обязательной целью законодателя, тем не менее, значительные диспропорции являются нежелательными.

Грубейшее нарушение принципа равномерности распределения тяжести налогового бремени – уклонение от уплаты налогов.Распространение массовых уклонений от уплаты налогов свидетельствует об отсутствии контроля государства за сферой налогообложения.

Принцип соразмерности взимаемых налогов с доходами налогоплательщиков заключается не только в том, что после уплаты налога у налогоплательщика должны оставаться средства, достаточные для нормальной жизнедеятельности и расширения экономической деятельности, но и в том, что в отдельные периоды, а именно в период внесения налоговых платежей, последние не должны превышать уровня текущих поступлений. В противном случае возникает возможность массовых банкротств, обусловленных налоговым фактором.

Соблюдение принципа создания максимальных удобств для налогоплательщиков – важная задача государства, стремящегося к экономическому росту. Удобства налогоплательщика – это не только установление сроков внесения налоговых платежей, возможности получения отсрочек и рассрочек, но и понятность норм и правил налогового законодательства. Доступность норм и правил налогового законодательства для всех категорий налогоплательщиков является целью законодателей во всех странах мира, однако ни в одной стране эту цель нельзя считать достигнутой.

Минимальными требованиями в этой области можно считать следующие:

Каждый используемый термин должен иметь свое единственное значение, установленное законом;

Количество издаваемых законодательных актов не должно быть чрезмерным;

Законодательные акты и нормы, содержащиеся в них, не должны противоречить друг другу;

Тексты законов должны быть понятны человеку со средним для данной страны уровнем образования;

При изменении каких-либо норм в законодательных актах, опубликованных в предыдущие годы, должен публиковаться их новый измененный текст.

Один из важнейших принципов построения налоговых систем - принцип равенства налогоплательщиков перед законом. Про этот принцип можно сказать, что он неуклонно соблюдается в подавляющем большинстве развитых стран и практически всегда нарушается в бедных странах. Под равенством налогоплательщиков понимаются их общие и равные права и ответственность в сфере налогообложения. Ни для кого не должны предусматриваться такие права или ответственность, которые не могли бы быть распространены на других. Нарушение принципа равенства налогоплательщика перед законом проявляется в налоговой дискриминации, которая может выражаться по половому, расовому, национальному, сословному, возрастному или иным признакам.

К наиболее грубым проявлениям налоговой дискриминации относятся индивидуальные налоговые льготы, т.е. какие-либо преимущества, предоставляемые не категории налогоплательщиков, а определенному лицу или определенным лицам. Запреты на предоставление индивидуальных льгот содержатся в законодательстве подавляющего большинства стран.

Принцип сведения к минимуму издержек по сбору налогов и контролю за соблюдением налогового законодательства, иначе называемый принципом рентабельности налоговых мероприятий, представляет собой вполне разумное выражение чаяний налогоплательщиков о том, чтобы не все поступления по налогам использовались для сбора налогов. Подобная ситуация нередко возникала в истории в сфере налогообложения отдельных видов недвижимого имущества, где расходы государства на разработку и заполнение документации, обмеры, обсчеты, аэрофотосъемки, перерасчеты, в сочетании с многочисленными льготами для широкого круга категорий налогоплательщиков, приводили к тому, что сумма налоговых поступлений была меньше осуществленных затрат. Традиционно высокими издержками отличается система налогообложения доходов физических лиц, особенно в условиях относительно низкого уровня доходов среднего класса. С большими издержками связаны, как правило, все вновь вводимые налоги, а также существенные изменения, требующие замены старых форм отчетности.

Принцип нейтральности налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности не противоречит регулирующей функции налогов. Условия налогообложения влияют на принятие решений в экономике наряду с такими факторами, как стоимость сырья, издержки по оплате труда, уровень процентных ставок, темпы инфляции.

Оправданным является использование налогов для стимулирования притока капитала в передовые отрасли промышленности, создания благоприятных условий для национальных производителей товаров и услуг, для сдерживания перенаселения столиц или сверхкрупных городов, снижения потребления промышленными предприятиями энергетических и природных ресурсов. Налоги могут быть эффективным средством предотвращения переноса на территорию страны вредных производств и притока низкокачественных товаров. При этом налоги не должны влиять на формы предпринимательской деятельности и поведение граждан в тех случаях, когда в таком влиянии нет смысла. Приобретение оборудования, сырья, материалов, иностранной валюты, привлечение кредитов, создание новых предприятий, подразделений, филиалов, учреждение различного рода объединений, ассоциаций и фондов предприятия должны осуществлять на основе целей и задач повышения эффективности, а не в зависимости от условий налогообложения, особенностей или специфических требований налогового законодательства.

Об отсутствии нейтральности налогообложения в отношении форм экономической деятельности можно говорить в тех случаях, когда условия налогообложения индивидуальных, семейных предприятий и акционерных обществ существенно различаются. Основное внимание при создании предприятия должно уделяться распределению участия в капитале, увязке взаимных обязательств, учету специфики отрасли и условиям распределения дохода, а не расчетам того, сколько придется платить налогов при выборе того или иного варианта организационной формы предприятия.

Свидетельство грубого нарушения принципа нейтральности налогов в отношении форм и методов экономической деятельности - быстрое распространение (часто в абсурдных количествах) банков, бирж, страховых компаний, инновационных фирм, предприятий с высокой долей инвалидов и пенсионеров, «предприятий с иностранными инвестициями», т.е. таких предприятий, для которых установлены отличные от общих условия налогообложения (способы определения налоговой базы, специфические льготы, особые порядки уплаты налогов).

К основным последствиям нарушения принципа нейтральности налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности относятся: искажение данных и материалов государственной статистики, большое число «бумажных предприятий», резкое увеличение доли мнимых сделок. Получая незначительные суммы от регистрации новых юридических лиц, государство теряет колоссальные налоговые поступления, а также возможности по эффективному регулированию предпринимательской деятельности в стране.

К числу основных принципов построения цивилизованной налоговой системы можно отнести также принцип доступности и открытости информации по налогообложению , а также информации о расходовании средств налогоплательщиков. Открытость и доступность информации по всем вопросам налогообложения представляет самый жесткий принцип, он должен выполняться неукоснительно. Суть его заключается в том, что не должно существовать ни одного документа по вопросам налогообложения, который был бы недоступен любому налогоплательщику. Применение этого принципа на практике означает обязанность налоговых органов предоставлять любую информацию по вопросам регламентации налоговой сферы любому лицу, пожелавшему ее получить. Открытость и доступность информации может ограничиваться лишь областью правил по контролю над взиманием налогов и отдельными данными о поступлениях по определенным категориям налогоплательщиков и по отдельным территориям и регионам.

Принцип соблюдения налоговой тайны является обязательным для налоговых органов правового государства. В ряде стран действует категорический запрет на разглашение и публикацию сведений не только по отдельным налогоплательщикам, но и по ряду категорий налогоплательщиков, если число плательщиков определенной категории является ограниченным или каким-либо образом можно вычислить экономические показатели одного из них.

Основные принципы налоговой системы Российской Федерации – это, по сути, основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие начала российского налогового права. Ведь эти общие начала налогообложения находят свое выражение непосредственно в нормах налогового права, закрепленных в Налоговом кодексе РФ.

Указанные принципы представляют собой, с одной стороны, систему координат, в рамках которой развивается российское налоговое право, и одновременно (с другой стороны) являются вектором, определяющим направление развития налогообложения.