1. При реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.

Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации с учетом настоящей главы.

2. Налоговая база, указанная в пункте 1 настоящей статьи, определяется налоговыми агентами. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в пункте 1 настоящей статьи иностранных лиц. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные настоящей главой (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2001 года Федеральным законом от 29 декабря 2000 года N 166-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 30 июня 2002 года Федеральным законом от 29 мая 2002 года N 57-ФЗ; действие распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2002 года.

3. При предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога (абзац в редакции, введенной в действие с 30 июня 2002 года Федеральным законом от 29 мая 2002 года N 57-ФЗ; действие распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2002 года; в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Федеральным законом от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 330-ФЗ.

При реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога (абзац дополнительно включен с 1 января 2009 года Федеральным законом от 26 ноября 2008 года N 224-ФЗ).


Положения пункта 3 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 26 ноября 2008 года N 224-ФЗ) применяются при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) и при передаче имущественных прав, осуществляемых начиная с 1 января 2009 года, - см. пункт 11 статьи 9 Федерального закона от 26 ноября 2008 года N 224-ФЗ.

____________________________________________________________________
4. При реализации на территории Российской Федерации конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда (за исключением реализации, предусмотренной подпунктом 15 пункта 2 статьи 146 настоящего Кодекса), бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству, налоговая база определяется исходя из цены реализуемого имущества (ценностей), определяемой с учетом положений статьи 105.3 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров). В этом случае налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества.

(Пункт дополнительно включен с 30 июня 2002 года Федеральным законом от 29 мая 2002 года N 57-ФЗ, действие распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2002 года; в редакции, введенной в действие с 1 января 2004 года Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 117-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 119-ФЗ; дополнен с 1 января 2009 года Федеральным законом от 26 ноября 2008 года N 224-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 октября 2011 года Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 245-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 227-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 366-ФЗ.

____________________________________________________________________
Положения пункта 4 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 26 ноября 2008 года N 224-ФЗ) применяются при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) и при передаче имущественных прав, осуществляемых начиная с 1 января 2009 года, - см. пункт 11 статьи 9 Федерального закона от 26 ноября 2008 года N 224-ФЗ.

____________________________________________________________________
4.1. Пункт дополнительно включен с 1 октября 2011 года Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 245-ФЗ; утратил силу с 1 января 2015 года - Федеральный закон от 24 ноября 2014 года N 366-ФЗ.

5. При реализации товаров, передаче имущественных прав, выполнении работ, оказании услуг на территории Российской Федерации иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговыми агентами признаются состоящие на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с указанными иностранными лицами. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость таких товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога (пункт дополнительно включен с 1 января 2006 года Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 119-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 26 ноября 2008 года N 224-ФЗ.

Положения пункта 5 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 26 ноября 2008 года N 224-ФЗ) применяются при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) и при передаче имущественных прав, осуществляемых начиная с 1 января 2009 года, - см. пункт 11 статьи 9 Федерального закона от 26 ноября 2008 года N 224-ФЗ.

____________________________________________________________________
6. В случае, если в течение сорока пяти календарных дней с момента перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику регистрация судна в Российском международном реестре судов не осуществлена, налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость, по которой это судно было реализовано заказчику, с учетом налога.

При этом налоговым агентом является лицо, в собственности которого находится судно по истечении сорока пяти календарных дней с момента такого перехода права собственности.

Налоговый агент обязан исчислить по налоговой ставке, предусмотренной пунктом 3 статьи 164 настоящего Кодекса, соответствующую сумму налога и перечислить ее в бюджет.

(Пункт дополнительно включен с 23 января 2006 года Федеральным законом от 20 декабря 2005 года N 168-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 7 ноября 2011 года N 305-ФЗ.

7. В целях настоящей статьи не признаются налоговыми агентами приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги), имущественные права для целей организации и проведения 22 Олимпийских зимних игр и 11 Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи организации, являющиеся иностранными организаторами 22 Олимпийских зимних игр и 11 Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ "Об организации и о проведении 22 Олимпийских зимних игр и 11 Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", иностранными маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета, в том числе официальными вещательными компаниями, в соответствии со статьей 3.1 указанного Федерального закона, и филиалы, представительства в Российской Федерации иностранных организаций, являющихся маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета, в том числе официальными вещательными компаниями, в соответствии со статьей 3.1 указанного Федерального закона.

(Пункт дополнительно включен с 1 октября 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 216-ФЗ)
____________________________________________________________________
Положения пункта 7 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 года N 216-ФЗ) применяются до 1 января 2017 года - см. пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 23 июля 2013 года N 216-ФЗ.

____________________________________________________________________

Комментарий к статье 161 НК РФ

В соответствии со статьей 24 Налогового кодекса РФ налоговыми агентами являются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налога в бюджет.

Обязанности налоговых агентов в числе прочих должны исполнять организации и индивидуальные предприниматели, не являющиеся плательщиками НДС (например, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, налогоплательщики, освобожденные от налога на основании статьи 145 Налогового кодекса РФ).

Статья 161 Налогового кодекса РФ содержит перечень налоговых агентов, обязанных исчислять, удерживать у налогоплательщика и уплачивать в бюджет суммы налога в размере определенной налоговой базы. Среди налоговых агентов указаны:
- организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в пункте 1 статьи 161 Налогового кодекса РФ иностранных лиц;
- органы государственной власти и управления и органы местного самоуправления при сдаче в аренду федерального имущества, а также имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества;
- государственные организации в случае реализации на территории Российской Федерации конфискованного имущества, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству;
- организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с иностранными лицами, не состоящими на налоговом учете в качестве налогоплательщиков;
- лица, в собственности которых находится судно на момент исключения его из Российского международного реестра судов, если судно исключено из указанного реестра, или, если в течение 45 дней с момента перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику регистрация судна в Российском международном реестре судов не осуществлена, лица, в собственности которых находится судно по истечении 45 дней с момента такого перехода права собственности.

Согласно пункту 5 статьи 161 Налогового кодекса РФ при реализации на территории России товаров иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, участвующие в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с указанными иностранными лицами. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость таких товаров с учетом акцизов и без включения в них суммы НДС.

Таким образом, комиссионеры, поверенные и агенты должны начислять НДС сверх цены товара, реализуемого по договоренности с иностранным продавцом. Этот налог принимает к вычету покупатель, которому посредник обязан выставить счет-фактуру (п. 3 ст. 171 и п. 3 ст. 168 Налогового кодекса РФ).

Налоговые агенты, реализующие конфискованное имущество, клады, бесхозяйные и скупленные ценности, а также имущество, перешедшее по праву наследования государству, также должны начислять НДС сверх цены реализации. Это указано в пункте 4 статьи 161 Налогового кодекса РФ.

Определение налоговой базы при приобретении товаров
(работ, услуг) у иностранной организации
При реализации на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом НДС.

Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой НДС, и иные обязанности, установленные главой 21 Налогового кодекса РФ.

Налоговые агенты обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета декларацию по НДС в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, и уплатить не позднее вышеуказанного срока удержанную из средств, подлежащих перечислению налогоплательщику, соответствующую сумму НДС.

Начиная с 1 января 2004 г. в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 163-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" при реализации на территории Российской Федерации работ (услуг) налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, уплата НДС в бюджет производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам.

Сумма налога определяется по расчетным ставкам 10/110% или 18/118% (п. 4 ст. 164 Налогового кодекса РФ).

Определение налоговой базы при аренде
государственного или муниципального имущества
При предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется на основании пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ как сумма арендной платы с учетом НДС. При этом налоговая база устанавливается налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы вышеуказанного имущества, которые обязаны исчислить, удержать из доходов, выплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Исходя из вышеуказанных норм Налогового кодекса РФ сумма арендной платы, приведенная в договоре с органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления, должна включать сумму НДС. При перечислении арендодателю арендной платы арендатор, являющийся налоговым агентом, из общей суммы арендной платы с учетом НДС должен исчислить по налоговой ставке, действующей на дату осуществления расходов, удержать и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС.

В соответствии со статьей 608 Гражданского кодекса РФ арендодателями могут быть также лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

В этой связи необходимо учитывать, что при аренде федерального имущества арендатор признается налоговым агентом только в случае, если услуга по предоставлению такого имущества в аренду оказана органом государственной власти и управления, то есть арендодателем является орган государственной власти и управления либо арендодателями выступают орган государственной власти и управления и балансодержатель данного имущества, не являющийся органом государственной власти и управления.

Если арендодателями федерального имущества являются лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду (в частности, федеральные государственные унитарные предприятия, образовательные учреждения), и эти уполномоченные лица не являются органами государственной власти и управления, то арендодатели в установленном порядке исчисляют и уплачивают в бюджет сумму НДС при оказании услуги по предоставлению в аренду федерального имущества.

Если организация имеет обособленные подразделения, которые осуществляют деятельность на арендованных у государственных органов или органов местного самоуправления площадях, то налоговым агентом выступает головная организация.

Сумма налога, подлежащая удержанию и перечислению в бюджет арендатором, определяется по расчетным ставкам 10/110% или 18/118% (п. 4 ст. 164 Налогового кодекса РФ).

Консультации и комментарии юристов по ст 161 НК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 161 НК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Как следует понимать норму п. 8 ст. 161 НК РФ: имеется в виду реализация лома и отходов алюминия вторичного и его сплавов или реализация алюминия вторичного и его сплавов?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

По нашему мнению, норму п. 8 ст. 161 НК РФ в рассматриваемой части следует понимать в смысле реализации алюминия вторичного и его сплавов.

Обоснование позиции:

С 1 января 2018 года внесен ряд изменений в главу 21 НК РФ Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ (далее - Закон N 335-ФЗ).

В частности, ст. 161 НК РФ дополнена пунктом 8, согласно которому при реализации на территории Российской Федерации налогоплательщиками сырых шкур животных, а также лома и черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов налоговая база определяется исходя из стоимости реализуемых товаров, определяемой в соответствии со ст. 105.3 НК РФ с учетом налога (ст. 2 Закона N 335-ФЗ). Одновременно с 1 января 2018 года отменено освобождение от НДС реализации лома и отходов черных и цветных металлов (п. 3 ст. 2 Закона N 335-ФЗ).

Судя по возникшему вопросу, норма п. 8 ст. 161 НК РФ сформулирована так, что допускает возможность для ее двоякого истолкования.

По нашему мнению, поскольку алюминий относят к цветным металлам, "лом и отходы алюминия вторичного и его сплавов" входят составной частью в понятие "лом и отходы черных и цветных металлов", поэтому повторное упоминание в тексте п. 8 ст. 161 НК РФ лома и отходов алюминия не требовалось. Логичнее предположить, что законодатель имеет в виду реализацию алюминия вторичного и его сплавов отдельно от реализации металлолома.

Разъяснений компетентных органов, прямо затрагивающих заданный нам вопрос, обнаружить не удалось. Поэтому мы обратились к анализу других документов.

В информации от 26.01.2018 "Налоговая служба разъяснила применение НДС налоговыми агентами" употреблена следующая формулировка: "ФНС России направила в территориальные налоговые органы разъяснения по использованию НДС налоговыми агентами, приобретающими сырые шкуры животных, лом и отходы черных и цветных металлов, алюминий вторичный и его сплавы".

Грамматически цитируемая фраза построена так, что приобретение алюминия вторичного и его сплавов мыслится как равноправный объект обложения НДС, наряду с приобретением лома и отходов черных и цветных металлов.

Аналогичный смысл, по нашему мнению, имеют формулировки информации ФНС России от 06.01.2018 "Внесены изменения в порядок и уплаты НДС" и информации ФНС России от 05.12.2017 "Внесены законодательные поправки в порядок исчисления и уплаты НДС".

Однако перечисленные выше информации налогового органа не носят официального характера и нигде не опубликованы.

К сожалению, формулировки единственного официального письма ФНС России от 16.01.2018 N СД-4-3/480@, посвященного рассматриваемому вопросу, заимствованы непосредственно из п. 8 ст. 161 НК РФ, что также допускает двоякое толкование анализируемой нормы законодательства.

Другим аргументом в пользу нашей точки зрения может служить тот факт, что в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ) алюминию нелегированному присвоен код 7601 10 000, вторичным алюминиевым сплавам - код 7601 20 100, а отходам и лому алюминиевым - коды с 7602 00 110 по 7602 00 900. Таким образом, это разные группы товарной номенклатуры.

Также заметим, что в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (принят и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 N 14-ст) (далее - ОКПД2) лом и отходы, содержащие алюминий, отнесены к коду 38.32.25, а алюминий вторичный и его сплавы - к коду 24.42.11.130.

В то же время в обсуждаемой норме п. 8 ст. 161 НК РФ указано, что в целях НК РФ алюминием вторичным и его сплавами признаются алюминий вторичный и его сплавы, классифицируемые в соответствии с ОКДП 2, то есть классифицируемые, как мы понимаем, по коду 24.42.11.130. Лом и отходы, содержащие алюминий, под этот код не подпадают.

В целом считаем, что норму п. 8 ст. 161 НК РФ в рассматриваемой части следует понимать в смысле реализации алюминия вторичного и его сплавов. Однако мы не можем исключить появления в дальнейшем разъяснений компетентных органов, в которых может быть изложена иная позиция.

К сведению:

Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член Российского Союза Буланцов Михаил

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

161

Статья 161 НК РФ. Особенности определения налоговой базы НДС налоговыми агентами

1. При реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.

Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации с учетом настоящей главы.

2. Налоговая база, указанная в "пункте 1" настоящей статьи, определяется налоговыми агентами. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в "пункте 1" настоящей статьи иностранных лиц. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные настоящей главой. (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 "N 166-ФЗ", от 29.05.2002 "N 57-ФЗ")

Положения пункта 3 статьи 161 (в редакции Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ) "применяются" при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) и при передаче имущественных прав, осуществляемых начиная с 1 января 2009 года.

3. При предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления и "казенными учреждениями" в "аренду" федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. (в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 "N 57-ФЗ", от 08.05.2010 "N 83-ФЗ")

При реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. (абзац введен Федеральным "законом" от 26.11.2008 N 224-ФЗ)

Положения пункта 4 статьи 161 (в редакции Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ) "применяются" при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) и при передаче имущественных прав, осуществляемых начиная с 1 января 2009 года.

4. При реализации на территории Российской Федерации конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда (в том числе при проведении процедуры банкротства в соответствии с "законодательством" Российской Федерации), "бесхозяйных ценностей", "кладов" и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву "наследования государству", налоговая база определяется исходя из цены реализуемого имущества (ценностей), определяемой с учетом положений "статьи 40" настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров). В этом случае налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества. (п. 4 введен Федеральным "законом" от 29.05.2002 N 57-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 07.07.2003 "N 117-ФЗ", от 22.07.2005 "N 119-ФЗ", от 26.11.2008 "N 224-ФЗ")

Положения пункта 5 статьи 161 (в редакции Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ) "применяются" при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) и при передаче имущественных прав, осуществляемых начиная с 1 января 2009 года.

5. При реализации товаров, передаче имущественных прав, выполнении работ, оказании услуг на территории Российской Федерации иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговыми агентами признаются состоящие на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе "договоров поручения", "договоров комиссии" или "агентских договоров" с указанными иностранными лицами. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость таких товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога. (п. 5 в ред. Федерального "закона" от 26.11.2008 N 224-ФЗ)

6. В случае если в течение десяти лет с момента "регистрации судна" в Российском международном реестре судов оно исключено из указанного реестра, кроме исключения вследствие признания судна погибшим, пропавшим без вести, конструктивно погибшим, утратившим качества судна в результате перестройки или любых других изменений, или если в течение 45 календарных дней с момента перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику регистрация судна в Российском международном реестре судов не осуществлена, налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость, по которой это судно было реализовано заказчику, с учетом налога. (в ред. Федерального "закона" от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

При этом налоговым агентом является лицо, в собственности которого находится судно на момент исключения его из Российского международного реестра судов, если судно исключено из указанного реестра, или, если в течение 45 календарных дней с момента перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику регистрация судна в Российском международном реестре судов не осуществлена, лицо, в собственности которого находится судно по истечении 45 календарных дней с момента такого перехода права собственности. (в ред. Федерального "закона" от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

Новая редакция Ст. 161 НК РФ

1. При реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.

Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации с учетом настоящей главы.

2. Налоговая база, указанная в пункте 1 настоящей статьи, определяется налоговыми агентами. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в пункте 1 настоящей статьи иностранных лиц, если иное не предусмотрено пунктом 3 статьи 174.2 настоящего Кодекса. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные настоящей главой.

3. При предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

При реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

4. При реализации на территории Российской Федерации конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда (за исключением реализации, предусмотренной подпунктом 15 пункта 2 статьи 146 настоящего Кодекса), бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству, налоговая база определяется исходя из цены реализуемого имущества (ценностей), определяемой с учетом положений статьи 105.3 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров). В этом случае налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества.

5. При реализации товаров, передаче имущественных прав, выполнении работ, оказании услуг на территории Российской Федерации иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговыми агентами признаются состоящие на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с указанными иностранными лицами, если иное не предусмотрено пунктом 10 статьи 174.2 настоящего Кодекса. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость таких товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога.

5.1. При осуществлении российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте на территории Российской Федерации предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, предусматривающих оказание услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2.1 и 2.7 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса), налоговыми агентами признаются российские перевозчики на железнодорожном транспорте. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость указанных услуг без включения в нее суммы налога.

6. В случае, если в течение сорока пяти календарных дней с момента перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику регистрация судна в Российском международном реестре судов не осуществлена, налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость, по которой это судно было реализовано заказчику, с учетом налога.

При этом налоговым агентом является лицо, в собственности которого находится судно по истечении сорока пяти календарных дней с момента такого перехода права собственности.

Налоговый агент обязан исчислить по налоговой ставке, предусмотренной пунктом 3 статьи 164 настоящего Кодекса, соответствующую сумму налога и перечислить ее в бюджет.

8. При реализации на территории Российской Федерации налогоплательщиками (за исключением налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога) сырых шкур животных, лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов, а также макулатуры налоговая база определяется исходя из стоимости реализуемых товаров, определяемой в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом налога.

В целях настоящего Кодекса:

сырыми шкурами животных признаются необработанные (невыделанные) шкуры, снятые с туш животных, парные или законсервированные в целях предотвращения их порчи и разложения (мокросоленые или сушеные), но не подвергнутые никакой дальнейшей обработке;

алюминием вторичным и его сплавами признаются алюминий вторичный и его сплавы, классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности;

макулатурой признаются бумажные и картонные отходы производства и потребления, отбракованные и вышедшие из употребления бумага, картон, типографские изделия, деловые бумаги, в том числе документы с истекшим сроком хранения.

Налоговая база, указанная в абзаце первом настоящего пункта, определяется налоговыми агентами, если иное не установлено настоящим пунктом. Налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные налоговые агенты обязаны исчислить расчетным методом и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные настоящей главой, или нет.

При реализации товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, налогоплательщики-продавцы, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, и лица, не являющиеся налогоплательщиками, в договоре, первичном учетном документе делают соответствующую запись или проставляют отметку "Без налога (НДС)".

В случае установления факта недостоверного проставления налогоплательщиком - продавцом товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в договоре, первичном учетном документе отметки "Без налога (НДС)" обязанность по исчислению и уплате налога возлагается на такого налогоплательщика - продавца товаров.

Налогоплательщики-продавцы, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, и лица, не являющиеся налогоплательщиками, при утрате права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика либо на применение специальных налоговых режимов в соответствии с главами 26.1, 26.2, 26.3, 26.5 настоящего Кодекса исчисляют и уплачивают налог по операциям реализации товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, начиная с периода, в котором указанные лица перешли на общий режим налогообложения, до дня наступления обстоятельств, являющихся основанием для утраты права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика либо на применение соответствующих специальных налоговых режимов.

Комментарий к Статье 161 НК РФ

В соответствии со ст. 24 НК РФ налоговыми агентами являются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налога в бюджет.

Обязанности налоговых агентов в числе прочих должны исполнять организации и индивидуальные предприниматели, не являющиеся плательщиками НДС (например, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, налогоплательщики, освобожденные от налога на основании ст. 145 НК РФ).

Статья 161 НК РФ содержит перечень налоговых агентов, обязанных исчислять, удерживать у налогоплательщика и уплачивать в бюджет суммы налога в размере определенной налоговой базы. Среди налоговых агентов указаны:

Организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары(работы, услуги) у указанных в п. 1 ст. 168 НК РФ иностранных лиц;

Органы государственной власти и управления и органы местного самоуправления при сдаче в аренду федерального имущества, а также имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества;

Государственные организации в случае реализации на территории Российской Федерации конфискованного имущества, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству;

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с иностранными лицами, не состоящими на налоговом учете в качестве налогоплательщиков;

Лица, в собственности которых находится судно на момент исключения его из Российского международного реестра судов, если судно исключено из указанного реестра, или, если в течение 45 дней с момента перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику регистрация судна в Российском международном реестре судов не осуществлена, лица, в собственности которых находится судно по истечении 45 дней с момента такого перехода права собственности.

Согласно п. 5 ст. 161 НК РФ при реализации на территории России товаров иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, участвующие в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с указанными иностранными лицами. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость таких товаров с учетом акцизов и без включения в них суммы НДС.

Таким образом, комиссионеры, поверенные и агенты должны начислять НДС сверх цены товара, реализуемого по договоренности с иностранным продавцом. Этот налог принимает к вычету покупатель, которому посредник обязан выставить счет-фактуру (п. 3 ст. 171 и п. 3 ст. 168 НК РФ).

Налоговые агенты, реализующие конфискованное имущество, клады, бесхозяйные и скупленные ценности, а также имущество, перешедшее по праву наследования государству, также должны начислять НДС сверх цены реализации. Это указано в п. 4 ст. 161 НК РФ.

Определение налоговой базы

при приобретении товаров (работ, услуг)

у иностранной организации

При реализации на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом НДС.

Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой НДС, и иные обязанности, установленные гл. 21 НК РФ.

Налоговые агенты обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета декларацию по НДС в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, и уплатить не позднее вышеуказанного срока удержанную из средств, подлежащих перечислению налогоплательщику, соответствующую сумму НДС.

Начиная с 1 января 2004 г. в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 163-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" при реализации на территории Российской Федерации работ (услуг) налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, уплата НДС в бюджет производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам.

Сумма налога определяется по расчетным ставкам 10/110% или 18/118% (п. 4 ст. 164 НК РФ).

Определение налоговой базы при аренде государственного

или муниципального имущества

При предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется на основании п. 3 ст. 161 НК РФ как сумма арендной платы с учетом НДС. При этом налоговая база устанавливается налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы вышеуказанного имущества, которые обязаны исчислить, удержать из доходов, выплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Исходя из вышеуказанных норм НК РФ сумма арендной платы, приведенная в договоре с органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления, должна включать сумму НДС. При перечислении арендодателю арендной платы арендатор, являющийся налоговым агентом, из общей суммы арендной платы с учетом НДС должен исчислить по налоговой ставке, действующей на дату осуществления расходов, удержать и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС.

В соответствии со ст. 608 ГК РФ арендодателями могут быть также лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

В этой связи необходимо учитывать, что при аренде федерального имущества арендатор признается налоговым агентом только в случае, если услуга по предоставлению такого имущества в аренду оказана органом государственной власти и управления, то есть арендодателем является орган государственной власти и управления либо арендодателями выступают орган государственной власти и управления и балансодержатель данного имущества, не являющийся органом государственной власти и управления.

Если арендодателями федерального имущества являются лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду (в частности, федеральные государственные унитарные предприятия, образовательные учреждения), и эти уполномоченные лица не являются органами государственной власти и управления, то арендодатели в установленном порядке исчисляют и уплачивают в бюджет сумму НДС при оказании услуги по предоставлению в аренду федерального имущества.

Если организация имеет обособленные подразделения, которые осуществляют деятельность на арендованных у государственных органов или органов местного самоуправления площадях, то налоговым агентом выступает головная организация.

Сумма налога, подлежащая удержанию и перечислению в бюджет арендатором, определяется по расчетным ставкам 10/110% или 18/118% (п. 4 ст. 164 НК РФ).

Другой комментарий к Ст. 161 Налогового кодекса Российской Федерации

Статья 161 НК устанавливает особенности определения налоговой базы налоговыми агентами по НДС.

Статьей 19 НК предусмотрено, что налоговыми агентами являются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 НК налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налогов.

Из пункта 2 статьи 24 НК следует, что налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено НК.

Пунктом 3 статьи 24 НК предусмотрено, что налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги.

Согласно пункту 4 статьи 24 НК налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном для уплаты налога налогоплательщиком.

КС РФ в Определении от 02.10.2003 N 384-О разъяснил, что в силу пункта 3 статьи 171 НК в тех случаях, когда покупатель является налоговым агентом продавца услуги и сам исчисляет, удерживает и уплачивает налог на добавленную стоимость, он, соответственно, имеет право на вычет уплаченных сумм. Документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном НК, в соответствии с его .