Перестройка всей жизни страны на военный лад началась с первых дней войны, 23 июня 1941 г. была образована Ставка Верховного Главнокомандования, призванная осуществлять высшее стратегическое руководство Вооруженными Силами.

29 июня 1941 г. была принята Директива Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) партийным и советским организациям прифронтовых областей, в которой со всей определенностью говорилось об опасности, нависшей над нашей страной, и намечался ряд первоочередных задач по перестройке хозяйства на военный лад. Для мобилизации всех сил и средств страны на борьбу с немецко-фашистским агрессором требовалось создать иные органы государственного управления. Такая форма организации власти в военных условиях была найдена в лице Государственного Комитета Обороны, созданного 30 июня 1941 г. под председательством И. В. Сталина. В него вошли также В. М. Молотов, Л. П. Берия, К. Е. Ворошилов, Г. М. Маленков и др. В руках ГКО была сосредоточена вся полнота власти в государстве: все граждане, партийные и советские, комсомольские и военные органы обязаны были беспрекословно выполнять решения и распоряжения Государственного Комитета Обороны. В целях дальнейшей концентрации власти ГКО СССР осенью 1941 г. учредил более чем в 60 городах прифронтовой полосы местные чрезвычайные органы власти - городские комитеты обороны. Они возглавлялись первыми секретарями обкомов или горкомов партии. Городские комитеты обороны оперативно руководили мобилизацией населения и материальных ресурсов на строительство оборонительных рубежей, созданием народного ополчения, организовывали перепрофилирование местных предприятий на выпуск вооружения и боевой техники.

Говоря о Государственном Комитете Обороны, следует подчеркнуть, что подобная форма организации власти уже существовала в Советском государстве. Своеобразным прообразом ГКО являлся созданный еще в годы Гражданской войны и иностранной интервенции Совет Рабочей и Крестьянской Обороны.

Однако чрезвычайные органы власти в годы Гражданской войны и Великой Отечественной войны существенно различались. Главной особенностью Совета Рабочей и Крестьянской Обороны было то, что он не подменял собой партийные, правительственные и военные органы. Принципиальные вопросы ведения вооруженной войны рассматривались в то же время на Политбюро и Оргбюро ЦК, на заседаниях Совнаркома.

В годы Великой Отечественной войны никаких пленумов, а тем более съездов партии не проводилось, все кардинальные вопросы решались Государственным Комитетом Обороны (ГКО).

Оперативные вопросы, как правило, рассматривались единолично его председателем или отдельными членами. Характерным в работе ГКО было и то, что даже важнейшие проблемы государственной жизни и военного строительства зачастую решались опросным порядком. Такой подход нередко приводил к субъективизму, однако в сложившейся ситуации оказывался неизбежным. Известно, что в период войны Сталин занимал ряд важнейших партийных, государственных и военных постов. Он являлся Генеральным секретарем ЦК ВКП(б), Председателем Совета Народных Комиссаров СССР, Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами и наркомом обороны СССР, возглавлял Ставку Верховного Главнокомандования.


В чрезвычайных условиях войны результатом строгой централизации было оперативное и конкретное решение практических вопросов. Ежедневно они возникали десятками, сотнями, требовали согласования и уточнения. О масштабах деятельности ГКО можно судить хотя бы по тому, что за время существования (с 30 июня 1941 г. по 4 сентября 1945 г.) он принял около 10 тыс. постановлений и решений. Около 2/3 из них тем или иным образом относились к экономике и организации военного производства.

Постановления и распоряжения ГКО имели силу закона военного времени и подлежали беспрекословному выполнению. Государственный Комитет Обороны непосредственно руководил созданием военной экономики, ее развитием, укреплением Вооруженных Сил, координировал потребности действующих армий, флота с возможностями промышленности. Это способствовало наиболее полному и целесообразному использованию военной промышленности в интересах победы. Для оперативного решения вопросов при ГКО создавались специальные комитеты, образовывались комиссии.

Образование ГКО и Ставки внесло соответствующие изменения в сложившуюся в мирных условиях практику работы партийных и советских органов. Из подчинения Совнаркома выделялось все, что было непосредственно связано с ведением войны: военная экономика, и прежде всего военное производство, укрепление и снабжение Вооруженных Сил и, наконец, руководство военными действиями. В ведение ГКО и Ставки перешли наркоматы обороны, военно-морского флота, наркоматы оборонной промышленности и многие другие ведомства и управления, имевшие непосредственное отношение к ведению войны. В этих условиях Совнарком сосредоточивает свое внимание на тех отраслях, которые не были непосредственно связаны с военным производством, в частности на руководстве сельскохозяйственным производством.

Чрезвычайная форма партийного руководства вводилась и в Вооруженных Силах. Ею стал институт военных комиссаров. Одновременно с созданием института военных комиссаров ЦК партии реорганизовал армейские и флотские органы политической пропаганды в политические отделы, которые руководили как организационно-партийной, так и политико-массовой работой. С началом войны возросло значение военных советов в войсках. В первые шесть месяцев было создано 10 военных советов фронтов, около 30 военных советов армий. В их состав было введено большое число опытных работников, крупных партийных и государственных деятелей.

С первых дней войны был расширен и другой чрезвычайный институт - институт парторгов ЦК ВКП(б), а также парторгов ЦК компартий союзных республик, крайкомов, обкомов на важнейших предприятиях. На все военные заводы и предприятия оборонной промышленности назначались парторги ЦК ВКП(б), а на более мелкие - парторги ЦК партий союзных республик, крайкомов, обкомов. Парторги являлись одновременно секретарями заводских партийных организаций, осуществляли их непосредственную связь с ЦК партии, местными организациями. Эту систему чрезвычайных органов партийного руководства экономикой дополняли созданные в ноябре 1941 г. политотделы машинно-тракторных станций и совхозов. Благодаря всем этим мерам народное хозяйство нашей страны сумело преодолеть трудности военной перестройки, в целом обеспечило фронт всем необходимым. В то же время параллельное существование наркоматов, местных советских органов и партийных структур управления народным хозяйством порой приводило к ошибкам, к некомпетентным решениям.

Важной частью перестройки было перераспределение партийных сил из тыловых организаций в военные, в результате чего значительное количество коммунистов перешло на военную работу. На руководящую военную работу в действующую армию направлялись видные партийные работники с большим опытом организационной и массово-политической работы. В результате в начальный период войны в армию и на флот было направлено более 500 секретарей ЦК партий союзных республик, краевых, областных комитетов, горкомов, райкомов. Всего же в годы Великой Отечественной войны в Вооруженные Силы было мобилизовано около 14 тыс. руководящих работников.

Одной из главных задач, которую пришлось решать с первых дней войны, был быстрейший перевод народного хозяйства, всей экономики страны на военные рельсы. Основная линия этой перестройки была определена в Директиве ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 29 июня 1941 г. Конкретные мероприятия по перестройке народного хозяйства начали осуществляться с первых дней войны. На второй день войны был введен мобилизационный план производства боеприпасов и патронов. А 30 июня ЦК ВКП(б) и СНК СССР утвердили мобилизационный народнохозяйственный план на третий квартал 1941 г. Однако события на фронте развивались столь неудачно для нас, что этот план оказался невыполненным. Учитывая создавшуюся обстановку, 4 июля 1941 г. было принято решение о срочной разработке нового плана развития военного производства. Комиссии во главе с первым заместителем председателя Совнаркома СССР Н. А. Вознесенским поручалось разработать "военно-хозяйственный план обеспечения обороны страны, имея в виду использование ресурсов и предприятий, находящихся на Волге, в Западной Сибири и на Урале". Эта комиссия за две недели разработала новый план на IV квартал 1941 г. и на 1942 г. районам Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана и Средней Азии.

Для скорейшего развертывания производственной базы в районах Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана и Средней Азии было признано необходимым перевести в эти районы промышленные предприятия Наркомбоеприпасов, Наркомвооружения, Наркомавиапрома и др.

Члены Политбюро, являвшиеся в то же время членами ГКО, осуществляли общее руководство основными отраслями военного хозяйства. Вопросами производства вооружения и боеприпасов занимался Н. А. Вознесенский, самолетов и авиационных моторов - Г. М. Маленков, танков - В. М. Молотов, продовольствия, горючего и вещевого имущества - А. И. Микоян и др. Промышленные наркоматы возглавляли: А. И. Шахурин - авиационной промышленности, Б. Л. Ванников- боеприпасов, И. Ф. Тевосян - черной металлургии, А.И.Ефремов - станкостроительной промышленности, В. В. Вахрушев - угольной, И. И. Седин - нефтяной.

Главным звеном в переходе народного хозяйства на военные рельсы являлась перестройка промышленности. Перевод промышленности на военные рельсы означал радикальную перестройку всего процесса общественного производства, изменение его направленности и пропорций. На военные рельсы переводилось практически все машиностроение. В ноябре 1941 г. Наркомат общего машиностроения был преобразован в Наркомат минометного вооружения. Кроме созданных до войны наркоматов авиационной промышленности, судостроения, вооружения и боеприпасов в начале войны были образованы два наркомата - танковой и минометной промышленности. Благодаря этому все решающие отрасли военной промышленности получали специализированное централизованное управление. Было начато производство реактивных минометов, существовавших до войны лишь в опытных образцах. Их изготовление было организовано на московском заводе «Компрессор». Первой ракетной боевой установке фронтовиками было дано название "Катюша".

В начале войны было внесено изменение в распределение продовольственных ресурсов. Значительные запасы продовольствия были потеряны во время военных действий. Имевшиеся же ресурсы направлялись в первую очередь для снабжения Красной Армии и обеспечения населения промышленных районов. В стране была введена карточная система.

Военная перестройка потребовала централизованного перераспределения трудовых ресурсов страны. Если в начале 1941 г. в стране насчитывалось более 31 млн. рабочих и служащих, то к концу 1941 г. их численность сократилась до 18,5 млн. человек. Для того чтобы обеспечить кадрами военную промышленность и связанные с ней отрасли, необходимо было рационально распределить оставшиеся трудовые ресурсы, вовлечь в производство новые слои населения. В этих целях уже 30 июня 1941 г. при Совнаркоме был образован Комитет по распределению рабочей силы.

Одновременно были введены обязательные сверхурочные работы и отменялись отпуска. Это позволило примерно на треть увеличить загрузку производственных мощностей, не увеличивая численности рабочих и служащих. В июле 1941 г. Совнарком СССР предоставил право союзным и автономным республикам, исполкомам краевых и областных Советов переводить при необходимости рабочих и служащих на работу на другие предприятия независимо от их ведомственной принадлежности и территориального расположения. Это позволило местным органам более оперативно маневрировать кадрами в интересах укрепления оборонных отраслей промышленности.

Благодаря этому уже ко второй половине 1941 г. удалось проделать большую работу по перераспределению кадров. В результате уже к январю 1942 г. в отрасли оборонной промышленности дополнительно было направлено более 120 тыс. человек.

Одновременно активно осуществлялся процесс подготовки рабочих кадров через систему трудовых резервов. Только за два года через эту систему для работы в промышленности было подготовлено около 1100 тыс. человек.

В этих же целях в феврале 1942 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР "О мобилизации в период военного времени трудоспособного городского населения для работы на производстве и в строительстве", который предусматривал соответствующую мобилизацию. В первые же дни войны было принято решение о перестройке работы научных учреждений АН СССР, подчинении их деятельности интересам укрепления обороноспособности государства. В ходе перестройки Академия наук решала три взаимосвязанные задачи: 1) разработка научных проблем, имевших оборонное значение; 2) научная помощь промышленности в улучшении и освоении производства и 3) мобилизация сырьевых ресурсов страны, замена дефицитных материалов местным сырьем, организация научных исследований по наиболее актуальным для военного времени вопросам.

Таким образом, осуществленное с самого начала войны перераспределение материальных, финансовых и трудовых ресурсов страны сыграло решающую роль в перестройке всего народного хозяйства на военный лад. Изменение народнохозяйственных пропорций, переключение всех сил и средств на обслуживание фронта заложили прочную основу для создания слаженной экономики в условиях войны. В ходе перестройки народного хозяйства основным центром военной экономики СССР становилась восточная индустриальная база, которая была значительно расширена и укреплена с началом войны.

В 1942 г. производство военной продукции увеличилось на Урале по сравнению с 1940 г. более чем в 6 раз, в Западной Сибири - в 27, а в Поволжье - в 9 раз. А в целом за время войны промышленное производство в этих районах увеличилось более чем в 3 раза. Это была большая военно-экономическая победа, достигнутая советским народом в трудные военные годы. Она заложила прочные основы для окончательной победы над фашистской Германией.

С началом войны в условиях неблагоприятного развития военных событий быстрейшая эвакуация населения, промышленных предприятий, сельскохозяйственной продукции, культурных и других государственных ценностей из прифронтовых районов в глубь страны являлась важнейшей политической, военно-экономической проблемой, вставшей перед советским народом. В воспоминаниях А. И. Микояна, бывшего в годы войны членом ГКО, приводятся интересные сведения на этот счет: "Через два дня после начала войны… встал вопрос о необходимости руководства эвакуацией из прифронтовой полосы. Идея организации органа с такими функциями у нас никогда раньше не возникала… Стало ясно, что эвакуация принимает огромные масштабы. Невозможно было эвакуировать все подряд, не хватало ни времени, ни транспорта. Приходилось буквально на ходу выбирать, что в интересах государства эвакуировать…" (Военно-исторический журнал. 1988. № 3. С. 31–38). В комплексе этих проблем быстрейший вывоз и спасение миллионов советских людей от физического уничтожения являлись одной из первоочередных задач.

Выполнение столь сложной задачи потребовало огромных усилий. В постановлении ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 27 июня 1941 г. "О порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества" были определены конкретные задачи и очередность эвакуации. В дополнение к этому СНК СССР 5 июля 1941 г. вынес решение по вопросу о порядке эвакуации населения в военное время и о вывозе рабочих и служащих эвакуированных предприятий. Были разработаны планы эвакуации людей из прифронтовой полосы с указанием пунктов расселения, сроков, порядка и очередности вывоза.

Решением правительства было утверждено "Положение об эвакуационном пункте по эвакуации гражданского населения из прифронтовой полосы". Созданные на местах эвакопункты заботились об эвакуированном населении, производили учет прибывших и т. д. При совнаркомах союзных республик, облисполкомах и крайисполкомах были созданы отделы по эвакуации населения. По решению правительства вывозили в первую очередь детские учреждения, женщин с детьми и людей пожилого возраста. К январю 1942 г. в глубь страны было вывезено только по железной дороге 10 млн. человек (Вторая мировая война. Общие проблемы. Кн. 1. С. 74).

Большие трудности возникли с эвакуацией населения в районах, оказавшихся в зоне военных действий. К ним относились республики, расположенные в Прибалтике, западные области Украины, Молдавии и Белоруссии и Карелия.

В начале войны эвакуация населения была осуществлена также из Москвы и Ленинграда. О масштабах этой работы свидетельствуют такие факты: осенью 1941 г. только из Москвы было эвакуировано 1,5 млн. человек, а из Ленинграда с 22 января 1942 г. по 15 апреля 1942 г. - более 55 тыс. человек. Это был наиболее тяжелый период эвакуации. В целом в годы войны, включая период блокады, из Ленинграда эвакуировалось около 2 млн. человек.

В результате успешной эвакуации к весне 1942 г. в восточных районах страны было размещено до 8 млн. эвакуированных. К этому времени основная волна эвакуации спала.

Однако это положение продолжалось недолго. Летом 1942 г. в связи с прорывом немецко-фашистских войск на Северный Кавказ вновь со всей остротой встала проблема массовой эвакуации населения. На этот раз эвакуация проводилась в основном из центральных и южных районов Европейской части СССР. В июле 1942 г. началась эвакуация населения из Воронежской, Ворошиловградской, Орловской, Ростовской, Сталинградской областей и Ставропольского и Краснодарского краев.

Советское правительство проявляло большую заботу о создании материально-бытовых условий для эвакуированного населения. В государственном бюджете на IV квартал 1941 г. на жилищное строительство было выделено 200 млрд. руб. В условиях военного времени это были большие средства. Рабочим и служащим эвакуированных предприятий был предоставлен долгосрочный кредит на индивидуальное жилищное строительство.

Во время пребывания эвакуированных на новых местах местное население окружило их заботой и вниманием. Нуждающимся семьям выдавалось пособие, отпускались одежда, обувь. Во многих сельхозартелях были организованы курсы для обучения эвакуированных различным сельскохозяйственным профессиям.

Братская дружба советских народов проявилась в ходе эвакуации, в трудоустройстве эвакуированного населения, в усыновлении детей, родители которых погибли. Менее чем за год войны, к 1 мая 1942 г. только трудящимися Казахстана было усыновлено до 2 тыс. осиротевших детей. В Узбекистане широко развернулось общественное движение помощи эвакуированным детям. Тысячи ребят - русских, украинцев, белорусов и других национальностей - были взяты на воспитание в узбекские семьи. Эвакуированные дети прекрасно себя чувствовали в приютивших их семьях. Говорили не только по-русски, но учились говорить и по-узбекски. При крупных сельскохозяйственных артелях создавались детские дома, содержание которых колхозы полностью брали на себя.

В результате эвакуации миллионы советских людей были спасены от физического истребления фашистскими захватчиками.

Эвакуация населения, промышленных предприятий, сельскохозяйственной продукции и культурных ценностей по разным экономическим районам проходила в разные сроки, в зависимости от положения на фронтах. Конкретные условия военной обстановки потребовали провести эвакуацию дважды: первый раз - летом и осенью 1941 г., второй раз - летом и осенью 1942 г. Эвакуация 1941 г. была самой массовой.

Не останавливаясь подробно на эвакуации промышленности, хотелось отметить только следующее. В годы войны в восточные районы было эвакуировано более 2 тыс. промышленных предприятий. Почти 70 % из них было размещено на Урале, в Западной Сибири, Средней Азии и Казахстане. Перевод промышленности в глубокий тыл позволил не только сохранить основные производственные фонды, но и постепенно увеличить их, обеспечивая растущие нужды фронта.

Осуществленная советским народом в годы Великой Отечественной войны эвакуация населения, промышленности, продовольствия и сырья, вывоз в глубокий тыл культурных ценностей способствовали скорейшей перестройке всего народного хозяйства страны на военные рельсы и приближению победы. Как отмечал выдающийся советский полководец, Маршал Советского Союза Г. К. Жуков: "Это была ни с чем не сравнимая трудовая эпопея, без которой была бы абсолютно невозможна наша победа над сильнейшим врагом".

Одним из весьма заметных мероприятий нового руководства страны СССР во главе с Л.И. Брежневым стало проведение экономической реформы. Ее главным идеологом и инициатором был председатель правительства А.Н. Косыгин.

Первым шагом в преобразованиях явились ликвидация совнархозов и восстановление отраслевого принципа управления народным хозяйством.

Курс новой реформы был направлен на расширение хозяйственной самостоятельности предприятий и усиление системы их материального стимулирования, для этого существенно сокращалось число обязательных плановых показателей. Теперь ведущим показателем эффективности работы предприятия были стоимостной показатель реализованной продукции. Данная новация стимулировала предприятия к выпуску качественных, конкурентно-способных товаров, пользовавшихся на рынке. Предприятия и объединения были переведены на систему хозяйственного расчета (хозрасчет), предполагающая оставление части полученной прибыли на предприятии. Из нее формировались фонды развития предприятия, его социальной сферы и фонд поощрения работников. Задача реформы - повышение уровня интенсификации производства и как результат - обеспечение устойчивого роста экономики в целом.

Одновременно с хозяйственной реформой в промышленном секторе новое руководство предприняло ряд мер по выводу из кризисного положения сельского хозяйства, где произошло заметное снижение валовых показателей. На пятилетие до 1970 г. был установлен сниженный план обязательных закупок зерна и продукции животноводства при одновременном увеличении закупочных цен. А за сверхплановую продажу зерна хозяйства получали надбавку в размере 50% к основной закупочной цене.

Увеличение закупочных цен в ходе реформ 1953-1954 и 1965 гг. масштабные капиталовложения 1970-х начала 1980-х гг. в итоге не способствовали развитию этой отрасли. Она не обеспечила растущих потребностей народного хозяйства, а требовала от государства все новых и новых инвестиций, превращаясь в "черную дыру" советской экономики. Именно сельское хозяйство наиболее ярко отражало несостоятельность "социалистических методов хозяйствования".

К началу 1970-х гг. произошли существенные изменения в приоритетах развития третьей НТР, основным направлением которой явились информационные технологии. В народное хозяйство внедрились лишь 1/5 часть изобретений. Отставание в развитии НТП происходило на фоне окончательного возврата руководства к прежней хозяйственной практике в результате экономической контрреформы 1979г. Стратегическими направлениями хозяйственной политики оставались традиционные отрасли, развивающиеся на основе преимущественно экстенсивного метода, а не наукоемкие производства. СССР в эти годы выходит на первое место в мире по производству нефти, газа, стали, железной руды, минеральных удобрений, серной кислоты, тракторов, комбайнов и т.д. Из-за слабого внедрения достижений НТП даже в традиционных отраслях советская экономика все более отставала. Среднегодовые темпы роста промышленного производства с 8,5% в 1966-1970 гг. снизились до 3,6% в 1981-1985 гг., национального дохода - с 7,2% до 2,9%. К началу 1980-х гг., советская экономика вошла в полосу стагнации. В натуральном выражении объемы производства в ряде отраслей не только не росли, но и напротив снижались. Фактически прекратился рост производительности труда.

Чуть лучше складывалась ситуация в ВПК. Несмотря на установление военно-стратегического паритета с США, гонка вооружений продолжалась и в 1970-1980 гг. По западным оценкам, военные расходы СССР составляло около ј ВВП, что многократно превышало соответствующие показатели США. На военные нужды работало до 80% отечественного машиностроения. Огромные средства расходовались государством на поддержание антиимпериалистических режимов по всему миру.

Немалые средства для обеспечения роста уровня жизни советского народа и поддержания затухающих темпов развития народного хозяйства приносил массированный экспорт нефти и газа. Только за 1970-1980-е гг. ежегодный экспорт нефти вырос почти вдвое с 66,8 млн. до 119млн. т., а газа - в 16 раз (с 3,3 млрд. до 54,2 млрд. м3). Позитивное влияние на развитие рынка потребительских товаров оказала расширявшаяся кооперация социалистических стран в рамках СЭВ. В результате расширения внешнеэкономических связей внешнеэкономический оборот СССР за 1970-1985 гг. вырос более чем в шесть раз - с 22,1 млрд. до 142 млрд. руб. Это способствовало длительному поддержанию затухающих темпов роста народного хозяйства страны в период стагнации и в последующую эпоху реформ. Одним из грозных проявлений системного кризиса стала подавленная инфляция, в основе которой лежал растущий год от года разрыв в темпах увеличения денежных доходов населения и затухающих темпов роста совокупного предложения на рынке потребительских товаров и услуг. Эта проблема выдвинулась в качестве основной в период "перестройки" и в первые годы радикальных реформ перехода к рынку.

Отечественная культура в условиях тоталитарного общества В 1946-1950 годы были восстановлены в основном разрушенные войной учебные заведения. В короткий срок была восстановлена система всеобщего начального обучения. С 1952 года обязательным становится образование в объеме 7 классов, а уже в середине 50-х годов в столичных и крупных городах было введено обязательное десятилетнее образование.

Существенные изменения в сфере просвещения произошли в 1958 г. Вместо семилетнего вводилось всеобщее восьмилетнее образование, переход к которому был завершен к 1963 году. В эти годы в школьном образовании наблюдалась тенденция преобладания политехнических знаний над общеобразовательными, чрезмерного увеличения учебных часов на профессиональное обучение в ущерб основным наукам. В связи с этим в 1964 г. срок производственного обучения был сокращен с 3 до 2 лет. Средняя общеобразовательная школа из одиннадцатилетки превратилась в десятилетку.

В 60-е годы коренному преобразованию подверглась и система профессионально-технического образования. Школы ФЗО, ремесленные, железнодорожные, строительные и училища механизации сельского хозяйства были преобразованы в городские и сельские профессионально-технические училища с общеобразовательной подготовкой.

Следует заметить, что в советский период успехи в деле народного просвещения в основном были связаны с коллективными показателями. Несомненным достижением была ликвидация неграмотности. В 1966 г. был осуществлен переход к всеобщему среднему образованию. Следует отметить, что обучение от начального до высшего велось бесплатно. К началу 80-х годов в 488 вузах России обучалось более 3 миллионов студентов, а в 2500 средних специальных учебных заведениях - более 2.5 миллионов человек. По количеству специалистов с высшим и средним образованием страна занимала одно из первых мест в мире.

Несмотря на все это качество подготовки специалистов не соответствовало мировому уровню и требованиям научно-технического прогресса. Образование, особенно в области гуманитарных дисциплин, имело урезанный односторонний и ярко выраженный идеологический характер. Переход к среднему всеобучу привел к резкому снижению уровня знаний. Обязательность образования вырабатывала у молодежи негативное отношение к учебе, зачатки обскурантизма. Погоня за количественными показателями расширяла тиражирование псевдообразованности.

В послевоенные годы сфера науки, как и вся культура, подверглась идеологическому прессингу. Не только в гуманитарных, но и в казалось бы не имеющих ничего общего с идеологией точных и естественных науках на первый план выдвинулся принцип верности марксистско-ленинскому методу. В 1947 году в стране развернулись погромные "дискуссии" по философии, биологии, языкознанию, политэкономии. Целый ряд научных направлений в физике, математике, химии, биологии был объявлен идеологически неверным, а ученые, разрабатывавшие эти направления, подверглись преследованиям. Была окончательно разгромлена отечественная генетика, остановлено на многие годы развитие кибернетики. Это положило начало отставанию российской науки по многим базовым отраслям. Тем более, что в ряде наук, как это было особенно в биологии, насаждались лженаучные представления.

Основной упор в научной сфере партийное руководство в послевоенные годы делало на укрепление военной мощи государства. К числу приоритетных в первую очередь была отнесена физика атомного ядра и элементарных частиц. Были созданы Институт атомной энергии и Институт ядерных проблем.29 августа 1949 г. под руководством И. Курчатова было произведено испытание атомного оружия.

Следует сказать, что заметный подъем отечественной науки наблюдался в 50-60-е годы. Общеизвестны достижения в области ядерной физики, ракетостроения и освоения космоса. Была создана водородная бомба, осуществлена реакция термоядерного синтеза, в 1957 г. произведен запуск первого искусственного спутника, а в 1961 г. - первого пилотируемого космического корабля. С этого времени берет начало активное освоение космоса. Продолжались теоретические разработки. В 1957 г. был введен в строй самый мощный в то время ускоритель элементарных частиц - синхрофазотрон. Работы, связанные с атомом, концентрируются в объединенном институте ядерных исследований в Дубне. Велись разработки мирного использования атомной энергии. Первая в мире атомная электростанция была открыта в 1954 г. в Обнинске.

Отечественная наука в 60-70-е годы в своих базовых отраслях добилась значительных успехов. Нобелевской премии за фундаментальные исследования в области электроники были удостоены академики Н. Басов и А. Прохоров. За разработку теории жидкого гелия Нобелевской премии был удостоен академик Л. Ландау. Академиком А. Логуновым разработан новый подход к проблеме множественного рождения частиц при высоких энергиях. Под его руководством был основан Институт физики высоких энергий, построен протонный синхротрон. Группой ученых под руководством Г. Флерова были синтезированы новые элементы таблицы Менделеева. В эти годы открываются новые отрасли науки - химия твердого состояния, физика твердого тела. Возобновляются исследования в области генетики и кибернетики. Развитие космонавтики связано в эти годы с переходом от единичных полетов к созданию орбитальных станций и проведению длительных околоземных экспедиций. Нужно отметить, что эта сфера отечественной науки не выдержала неофициального соревнования с США, которые первыми совершили высадку человека на поверхность Луны и перешли к использованию космических кораблей многоразового исследования. Следует сказать, что успехи в науке во многом были обусловлены военнополитическими интересами Советского Союза, его престижа на международной арене. Открытия и изобретения отечественных ученых, не имевших выход на военно-промышленный комплекс, внедрялись очень медленно или оставались в виде теоретических разработок и проектов. Такое отношение привело к тому, что в 70-е годы в стране, первой вышедшей в космос, 40% рабочих и 75 крестьян работали вручную. Научно-технический прогресс в производство внедрялся очень медленно. Это же можно сказать и осферебыта.

Таким образом и образование, и наука, как и вся культура, в советское время находилась под контролем государственной машины. Были достигнуты несомненные количественные успехи - значительно расширилась сеть учебных и научно-исследовательских учреждений, ликвидирована неграмотность, увеличилось число занятых в этих сферах культуры. Однако качество и уровень знаний заметно снизился и отстал от современных требований. При известных успехах в науке результатом ее развития стало общее отставание от мирового уровня, особенно в тех отраслях знания, в которые государство и идеология усиленно вмешивались и искусственно тормозили.

По окончании войны тоталитаризм предпринимает ряд мер, направленных на искоренение ожиданий либеральных перемен в жизни общества, проявившихся в результате победоносного завершения борьбы с фашизмом. Эти меры коснулись не только политической сферы, но и культуры, в том числе и художественного творчества. В августе 1946 г. по инициативе Сталина принято постановление ЦК ВКП (б)"О журналах "Звезда" и "Ленинград", а затем целая серия других "идеологических" постановлений: "О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению", "О кинофильме "Большая жизнь", "Об опере Мурадели "Великая дружба" и другие.

Они дали сигнал к публичной травле многих деятелей культуры: писателей А. Ахматовой, М. Зощенко, Э Казакевича, Ю. Германа, композиторов В. Мурадели, С. Прокофьева, А. Хачатуряна, Д. Шостаковича, кинорежиссеров Г. Козинцева, В. Пудовкина, С. Эйзенштейна и других. Вся эта компания своей целью имела "приструнить" интеллигенцию в целом, втиснуть ее творчество в прокрустово ложе партийности и соцреализма.

Смена руководства и попытки либерализации общественной жизни в 50-е годы привнесли в художественное творчество заметное оживление. в это время рождались новые литературно-художественные журналы, что значительно расширяло возможности публикаций поэтов и писателей. Демократический характер редактируемого Твардовским журнала "Новый мир" обусловил его огромную популярность. Появились смелые произведения, разоблачавшие культ личности: "Теркин на том свете" Твардовского, "Наследники Сталина" Е. Евтушенко, "Один день Ивана Денисовича" А. Солженицына. Это рождало надежды на свободное развитие литературно-художественной жизни страны. Однако, несмотря на общее потепление обстановки в обществе, суть тоталитарной системы оставалась прежней, не изменилось и ее отношение к культуре. В ответ на призывы общественности, отменить сталинские постановления по вопросам культуры 1946-1948 годов, было категорически заявлено, что они "сыграли огромную роль в развитии художественного творчества по пути социалистического реализма" и в своем "основном содержании сохраняют актуальное значение".

В 50-е - первой половине 60-х годов систематической разносной критике за "идеологическую сомнительность", "недооценку руководящей роли партии", "формализм" и "ревизионистские настроения" подвергались писатели и поэты А. Вознесенский, Д. Гранин, В. Дудинцев, С. Кирсанов, скульпторы и художники Э. Неизвестный, Р. Фальк, режиссер М. Хуциев и другие. Заметную роль в этих разносах сыграл Н. Хрущев как первое лицо в государстве. За опубликованный за границей роман "Доктор Живаго", получивший Нобелевскую премию по литературе, его автор Б. Пастернак был подвергнут откровенной травле и исключен из Союза писателей.

Пожалуй, главным содержанием художественного творчества в этот период было противоборство политико-культурных сил сталинистов и антисталинистов. Пьесы В. Розова, книги В. Аксенова и А. Гладилина, стихи Е. Евтушенко и А. Вознесенского, кинофильмы М. Хуциева воспринимались как нравственно-политичекая позиция, отвергавшая сталинщину. Однако эта позиция страдала наивной верой в возможность исправления и преодоления прошлых ошибок. Творчество художественной интеллигенции не было еще направлено против тоталитарной системы.

Развитие художественной культуры в 60-80-е годы проходило в обстановке неосталинизма. Противоречивость "застоя" весьма своеобразно проявилась в духовной жизни общества. Официальная культура все более склонялась к ритуалу, очищенному от какой-либо содержательности. В то же время через элементарное отрицание этого официоза значительно расширилась возможность для формирования "антистиля" в любых художественных вариантах. Здесь имеется в виду несоответствие методу и задачам социалистического реализма как они понимались идеологическим руководством страны. К "антистилю" приводила, в первую очередь, самобытность и неординарность творцов культуры, таких, как И. Глазунов, А. Тарковский, Э Неизвестный. Но нужно сказать, что разрыв действительности и официоза приводили к ситуации, когда художник, объективно отражающий жизнь вольно или невольно приходил к антистилю. Примером тому писатели-деревенщики В. Белов, В. Распутин, В. Астафьев, своим реализмом талантливо показывающие трагедию угасания основы национальной культуры - русской деревни. Вершинами неофициального направления в художественной жизни стало творчество В. Шукшина и В. Высоцкого. Если первый с идеями российской вольницы и обостренным антиурбанизмом в литературе и кинематографе был более понятен интеллигенции, то уникальность стихов и песен Высоцкого - в их доступности и популярности во всех слоях и кругах общества.

Говоря об официальной культуре, следует сказать, что помимо отказа от реальности она характеризовалась значительной "милитаризацией". Чем дальше в прошлое уходили события войны, тем больше войны было в художественном творчестве. Сюжеты сталинских беззаконий и репрессий, появившиеся в 50-60-е годы, были изгнаны и заменены тотальной "героизацией". Тема простого человека на войне постепенно преобразовалась в "лирическую фигуру для масштаба". В ранг героической активно включаласьипроизводственнаятематика.

Осуществляя тотальный контроль, государство прежде всего обращало внимание на те отрасли художественного творчества, которые имеют самую широкую аудиторию - литературу, кинематограф, телевидение. То что, по мнению чиновников не способствовало или вредило делу коммунистического воспитания, не должно было доходить до народа. Подобный подход определил рождение оригинального явления в отечественной культуре - самиздатовской литературы. Запрещенные книги распространялись в машинописном виде. Самиздат был тесно связан с общественным движением диссидентов и приобрел политическое значение. Государственная монополия на все средства культуры и невозможность реализации творческих замыслов, пропаганды своей деятельности привели к тому, что в 60-80-е годы многие деятели отечественной культуры были вынуждены уехать за границу. Некоторые были высланы из страны властями насильственно. За рубежом продолжали работать поэт И. Бродский, писатели А. Солженицын, В. Войнович, В. Максимов, В. Некрасов, режиссеры Ю. Любимов, А. Тарковский и многие другие. Таким образом, вопреки тоталитаризму отечественная литература и искусство развивалось, постоянно стремясь вырваться из-под мелочной опеки государства. Созданные в этом случае произведения демонстрировали сохранение и развитие лучших гуманистических и реалистических традиций российской художественной культуры. Только физическое уничтожение творцов культуры могло создать иллюзию полного подчинения художественного творчества идеологическим канонам. Периоды ослабления и "затягивания гаек" в общественной жизни в советское время в равной степени стимулировали творческую активность, как порождаемыми надеждами, так и нарастающим нравственным протестом.

Завершение восстановления и расширение государственного (социалистического) сектора создали условия и вызвали необходимость перехода от годового планирования в форме контрольных цифр к перспективному планированию. Разработка первого пятилетнего плана велась в течение нескольких лет, начиная с 1925 г. На XV съезде была принята резолюция «О директивах по составлению пятилетнего плана народного хозяйства», а в мае 1929 г. он был утвержден V съездом Советов СССР.

Первый пятилетний план (1928-1932)

Планом предусматривалось увеличить объем промышленной продукции в 2,8 раза при преимущественном развитии тяжелой промышленности; преодолеть отставание сельского хозяйства, наладить его социалистическое переустройство; обеспечить вытеснение и ликвидацию капиталистических классов и создание экономической базы для построения социалистического общества.

Домны Магнитогорского металлургического комбината

В течение последующих лет ряд показателей изменялся в сторону увеличения, что сделало план практически невыполнимым, даже несмотря на высокие темпы развития производства. Тем не менее в январе 1933 г. в докладе на Объединенном пленуме ЦК и ЦКК РКП (б) было объявлено, что пятилетний план выполнен. Таким образом, пятилетка продолжалась четыре года и три месяца.

На первом этапе индустриализации (1926-1928) строилось вновь и реконструировалось около 800 крупных предприятий. Большое внимание уделялось развитию энергетической базы - добыче угля, нефти, строительству электростанций. В этот период вступили в строй Штеровская в Донбассе и Земо-Авчальская в Закавказье, Волховская электростанции; начато строительство Брянской, Челябинской, Иваново-Вознесенской электростанций. В 1927 г. начинается прокладка новой железной дороги - Турксиба (из Средней Азии в Сибирь). Преимущество в новом строительстве отдавалось окраинным районам страны. Одновременно происходит формирование новой системы управления. В 1932 г. ВСНХ был реорганизован в наркомат, ведавший тяжелой промышленностью. Дальнейшее развитие системы шло по линии разукрупнения наркоматов, особенно интенсивно в 1938 - 1939 гг. (к марту 1939 г. их насчитывалось уже 34).



Необходимость привлечения огромных средств для индустриальных новостроек вынуждала осуществлять их «перекачку» из сельского хозяйства путем занижения цен на его продукцию и продажи продукции промышленности по завышенным ценам. В условиях решительного сокращения частного сектора в промышленности и торговле крестьянство все более проигрывало от неэквивалентного обмена. Это привело к сокращению посевов и сокрытию товарного хлеба. С темпами индустриализации таким образом оказались неразрывно связаны и темпы коллективизации, поскольку в тот момент только коллективное хозяйство могло дать увеличение сырьевых и финансовых поступлений.

Принято считать, что курс на коллективизацию выработал XV съезд ВКП (б). Однако материалы съезда свидетельствуют, что в качестве первоочередной задачи в области сельского хозяйства признавалось развитие всех форм кооперации, а перспективной задачей - постепенный переход к коллективной обработке земли на основе новой техники (электрификации). Съезд не устанавливал сроков и единственных форм и способов кооперирования. В отношении эксплуататорских классов выдвигалась задача их вытеснения экономическими методами, добиваясь снижения удельного веса частнохозяйственного сектора при возможном его абсолютном росте.

Однако при практическом осуществлении этих решений было допущено отступление от программных установок, нарушены основные принципы кооперации: добровольность, постепенность, материальная заинтересованность. Форсированная коллективизация привела не только к резкому сокращению поголовья скота и сбора зерновых, но и к человеческим жертвам. В результате в годы первых пятилеток существовала карточная система снабжения населения (до 1936 г.). Тем не менее коллективизация создавала социальную базу для модернизации аграрного сектора, позволяла повысить производительность труда, высвободить трудовые ресурсы для других сфер экономики.

Следует отметить, что первая пятилетка отличалась очень высокими темпами прироста промышленной продукции, которые хотя и были ниже плановых, но значительно превосходили темпы прироста продукции в капиталистических странах. Программа по общему объему промышленного производства была выполнена на 93,7%, по тяжелой промышленности - на 108%. Однако показатели по важнейшим видам промышленной продукции в натуральном выражении оказались ниже плановых. Первая пятилетка явилась временем коренной ломки структуры промышленного производства: удельный вес первого подразделения в валовой продукции всей промышленности поднялся до 53,4% против 39,5% в 1928 г.

Продукция машиностроения и металлообработки возросла в четыре раза. Изменились и пропорции между основными отраслями народного хозяйства. Удельный вес промышленной продукции в совокупной продукции промышленности и сельского хозяйства поднялся с 51,5% в 1928 г. до 70,7% в 1932 г. Было построено 1500 заводов и фабрик. Среди них - крупнейшие: Сталинградский тракторный завод, Горьковский и Московский автомобильные заводы, Уралмаш. Появились новые отрасли: производство пластмасс (г. Владимир) и искусственного каучука (г. Ярославль). Были созданы новые очаги промышленности на Востоке страны (Казахстан, Сибирь, Средняя Азия).

Первая советская грузовая машина марки АМО

В системе управления народным хозяйством усиливаются центростремительные тенденции. Это выразилось в переходе к исключительно отраслевому принципу управления. Происходило расширение регламентации хозяйственной жизни, администрированием охватывалась вся социально-экономическая структура общества. Одновременно предпринимались попытки внедрения хозрасчетных отношений. С этой целью было принято Постановление ЦК ВКП(б) «О реорганизации управления промышленностью» (5 декабря 1929 г.), где указывалось, что перевод фабрик и заводов на хозрасчет должен быть решительно проведен в кратчайший срок. Но само понимание хозрасчета к этому времени коренным образом изменилось: финансово-хозяйственная самостоятельность сводилась просто к сопоставлению доходов и расходов предприятия.

Повышению эффективности общественного производства должна была способствовать кредитная реформа. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 30 января 1930 г. «О кредитной рефоме» была отменена существовавшая система отпуска товаров и оказания услуг в кредит. Все краткосрочное кредитование сосредоточивалось в Государственном банке. Был введен такой порядок кредитования, при котором предприятия получали средства от банков по планам, составленными трестами, в которые они входили. Предполагалось, что открытие предприятиям собственных счетов в банке повысит их оперативную самостоятельность. Однако практическое осуществление указанных мероприятий привело к обратному результату. Кредитование стало осуществляться «под план», что подрывало самые основы хозрасчета. Госбанк за счет покупателя оплачивал счета поставщиков независимо от качества и ассортимента продукции, а также возмещал все расходы, понесенные поставщиками. Не способствовала развитию инициативы предприятий и налоговая реформа. Вместо множественности налогов и налоговых видов изъятия в бюджет устанавливались налог с оборота и отчисления от прибыли.

Второй пятилетний план(1933-1934)

Второй пятилетний план развития народного хозяйства был утвержден в феврале 1934 г. В качестве основной политической задачи пятилетки выдвигались окончательная ликвидация капиталистических элементов, полное уничтожение причин, порождающих деление общества на классы и эксплуатацию человека человеком.

Материальной основой решения этих задач должно было стать завершение технической реконструкции народного хозяйства: необходимо было создать новейшую техническую базу для всех отраслей народного хозяйства, освоить новую технику и новые производства. Основное внимание уделялось машиностроению и созданию мощной энергетической базы. Руководство страны в это время приходит к осознанию преодоления курса «скачка», приближению плановых заданий к реальным возможностям экономики. Поэтому на XVII съезде партии было решено установить среднегодовой прирост промышленной продукции на 1933 - 1937 гг. в размере 16,5% (по оптимальному варианту первого пятилетнего плана - свыше 20%). Одной из отличительных особенностей плана второй пятилетки была установка на опережающие темпы развития группы «Б» по сравнению с группой «А».

В сельском хозяйстве главным становится завершение коллективизации и организационно-хозяйственное укрепление колхозов. Предполагалось увеличить производство сельскохозяйственной продукции в два раза.

Ставилась также задача повысить уровень потребления в два-три раза на базе значительного роста доходов и снижения розничных цен на 35%.

Советский паровоз 30-х годов

Исходя из перечисленных задач объем капитальных затрат по всему народному хозяйству определялся в 133,4 млрд. руб. вместо 64,6 млрд. руб. в первой пятилетке. Около половины всех капитальных затрат, направленных на новое строительство в тяжелой промышленности, предусматривалось вложить в восточные районы. Это ставило новые, более сложные задачи перед транспортом, отставание которого обнаружилось в годы первой пятилетки. Грузооборот транспорта должен был быть увеличен в два раза.

В качестве решающих условий выполнения плана выдвигались:

1) развитие социалистического соревнования, прежде всего стахановского движения;

2) рост производительности труда (на 63% за пятилетку);

3) обеспеченность квалифицированными кадрами (намечалось подготовить 5 млн. работников массовых профессий, 850 тыс. специалистов средней и 340 тыс. специалистов высшей квалификации).

Итоги реализации второго пятилетнего плана показали, что замысел пятилетки, ее основные задачи были выполнены. Было построено и введено в эксплуатацию 4500 новых промышленных предприятий. Достигнуто увеличение валовой продукции промышленности в 2,2 раза, продукции сельского хозяйства - в 1,5 раза. План по продукции крупной промышленности был выполнен за четыре года и три месяца. Среднегодовой темп прироста промышленной продукции превысил плановое задание и составил 17,1%. Однако запланированного опережения темпов роста второго подразделения достичь не удалось.

Активно проводилась техническая реконструкция хозяйства. В 1937 г. более 80% всей промышленной продукции было получено с новых и полностью реконструированных предприятий. Значительное превышение плановых заданий по увеличению производительности труда в различных отраслях дало возможность снизить себестоимость на 10,3% (в первой пятилетке отмечался рост себестоимости на 2,3%). Успехи в области освоения новой техники и повышения эффективности в пятилетке явились результатом возросшей трудовой активности народа, массового социалистического соревнования, осуществления программы подготовки кадров. Одним из крупнейших достижений второй пятилетки стало строительство московского метрополитена.

Произошел рост доходов граждан: они повысились вдвое за счет увеличения заработной платы, отмены карточной системы, снижения цен на товары массового потребления.

В результате выполнения второй пятилетки СССР стал передовой индустриальной страной. В 1936 г. страна вышла на первое место в Европе и второе в мире по объему промышленной продукции, хотя по душевому производству все еще значительно отставала от развитых капиталистических стран. Важнейшим итогом двух пятилеток является достижение экономической независимости Советского Союза, который стал производить все виды технического вооружения для народного хозяйства на новой базе.

Во второй пятилетке была завершена коллективизация сельского хозяйства: в колхозах было объединено 93% всех крестьянских хозяйств. Колхозы охватывали более 99% всех посевных площадей. Вместе с тем формы и методы проведения коллективизации отразились на результатах сельскохозяйственного производства. Так, посевные площади под зерновыми культурами за период с 1932 по 1937 гг. возросли лишь на 4,8%, произошло сокращение площадей под техническими и кормовыми культурами, хотя по сравнению с первой пятилеткой поголовье скота увеличилось, продукция животноводства составляла 90% уровня 1913 г.

Строительство первой линии метрополитена

Наращивание темпов сельскохозяйственного производства происходило во многом за счет повышения интенсивности труда. Так, если в 1925 г. в индивидуальном крестьянском хозяйстве на одного трудоспособного приходилось 92 человеко-дня работы в год, то в колхозах на одного трудоспособного в 1937 г. - 185 человеко-дней. Разумеется, анализируя результаты развития сельского хозяйства, нельзя не учитывать и факторы, способствовавшие повышению производительности труда, и прежде всего - функционирование машинно-тракторных станций, количество которых в 1937 г. достигло 5518. Они обслуживали 91,5% колхозов, являясь основой последующей индустриализации сельского хозяйства.

Третья пятилетка

Третья пятилетка должна была стать важным этапом в решении основной экономической задачи СССР - догнать и перегнать главные капиталистические страны по производству на душу населения. Выполнение намеченной программы предполагало поддержание высоких темпов развития всех отраслей советской экономики. Вместе с тем необходимо было учитывать резкое изменение международной обстановки, нарастание военной угрозы. Исходя из этого пятилетний план на 1938 - 1942 гг. предусматривал более высокие темпы динамики машиностроения, химической промышленности, энергетики, металлургии.

В целях повышения обороноспособности новое строительство намечалось вести преимущественно в восточных районах страны в виде предприятий-дублеров.

В целом выполнение заданий пятилетки проходило успешно. К середине 1941 г. промышленность довела выпуск продукции до 86% плана, грузооборот железных дорог составил 90%, товарооборот достиг 92%. Вторая половина 30-х годов отмечена нарастанием проблем в хозяйственной сфере. Поэтому на XVIII конференции ВКП (б) (февраль 1941 г.) были приняты решения для улучшения положения, для чего вновь намечалось повсеместное внедрение хозрасчетных отношений.

Вопросы для повторения

1. Какие меры по преобразованию социально-экономической системы были проведены в период Октябрьской революции 1917 года?

2. Расскажите о состоянии экономики Советской России в годы Гражданской войны и иностранной интервенции и мерах политики «военного коммунизма».

3. Расскажите о том, как осуществлялось восстановление народного хозяйства в годы новой экономической политики, в чем заключались ее суть и отличие от «военного коммунизма».

4. Охарактеризуйте основные преобразования, осуществленные в годы довоенных пятилеток, и место СССР в мировой экономике к 1941 г.

5. Раскройте факторы, обусловившие формирование в нашей стране командно-административной системы управления, покажите ее положительные стороны и недостатки.

6. В чем вы видете причины сужения сферы действия товарно-денежных отношений и демократических начал?

Послевоенная экономика. Вторая мировая война нанесла колоссальный ущерб народному хозяйству СССР. В 1945 г. промышленность освобожденных от фашистской оккупации районов производила лишь 30% довоенной продукции (в Украине - 26% довоенного уровня), сельское хозяйство - 60%. На оккупированных территориях было потеряно 2/3 национального имущества СССР (в Украине остались невредимыми только 19% довоенной численности промышленных предприятий). Если стоимость всего разрушенного в европейских странах составляла 260 млрд долл., то почти половина (128 млрд долл.) из них приходилась на СССР на Германию - 48 млрд долл.). Расходы СССР на войну составили 357 млрд долл., тогда как расходы США - 275 млрд долл. До огромных военных расходов следует добавить человеческие ресурсы - более 27 млн человек, почти половина из которых украинцы (человеческие потери Украины, по разным данным, составляет 7-15 млн человек).

В то же время общий уровень промышленного производства в 1945, p. по официальной советской статистике, снизился лишь на 8% по сравнению с 1940 г. Этому способствовала невиданная по своим масштабам эвакуация. В восточные районы РСФСР, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркмению и Киргизию было эвакуировано до 2,6 тыс. предприятий (из Украины вывезено 1 тыс. предприятий и более 4 млн человек для обеспечения их работы), перегнано около 10 млн голов скота, из них 1,5 млн голов крупного рогатого. Это способствовало ускоренному развитию восточных районов. За период войны здесь ввели в действие 3,5 тыс. крупных предприятий, особенно быстрыми темпами росло военное производство. Вследствие этого индустриальная мощь Урала возросла в 3,6 раза, Западной Сибири - в 2,8, Поволжья - в 2,4 раза. Доля Украины, например, в объеме общесоюзного производства упала с 18% в довоенный период до 7% в 1945 г. В дальнейшем, несмотря на бурное развитие национальной промышленности, Украина уже не сможет вернуть себе место единоличного лидера, поскольку новые индустриальные центры, возникшие за Уралом, развивались более быстрыми темпами.

При общем падении промышленного потенциала тяжелая промышленность страны на 12% превысила довоенный уровень. Ее доля в общем объеме промышленного производства выросла в 1945 г. до 74,9%. Это произошло, в частности, за счет резкого падения производства и без того слабо развитых легкой и пищевой промышленности. В 1945 г. выпуск хлопчатобумажных тканей составил лишь 41% от уровня 1940, p. кожаной обуви - 30, сахара - 21% и др. Итак, война нанесла не только колоссальных убытков промышленности, но и изменила ее географию, особенно отраслевую структуру. Поэтому в специфическом понимании великую Отечественную войну можно рассматривать как очередной, слишком особый этап в дальнейшей индустриализации СССР.

Основные источники перестройки. В связи с потерей значительной части экономического потенциала на западных территориях (накануне войны доля только Украины (УССР) в Советском Союзе в добыче угля составляла 50,5%, железной руды - 67,6, в выплавке чугуна - 64,7, стали - 48,9%) и перемещения значительной его части на Восток, а также в связи с необходимостью перехода экономики на военные рельсы национальный доход СССР в 1941 г. снизился на 1/3. С 1943 г. национальный доход постепенно увеличивается, в 1944 г. он вырос уже на 30%, хотя его объем и до конца войны не достиг довоенного уровня.

Это отразилось на формировании государственного бюджета, который в 1942 г. уменьшился до 50 млрд рублей (в масштабе цен, которые действовали в тот период). Для наполнения бюджета и покрытия расходов привлекали дополнительные доходы, преимущественно из внутренних источников. К ним принадлежали такие.

1. Поступления от государственных предприятий, которые в результате организационно-технических мероприятий, направленных на рост производительности труда, снижение издержек производства и себестоимости продукции, существенно улучшили экономические показатели деятельности. С 1942 по 1945 г. они выросли на 60 млрд рублей.

2. Поступления от населения. После введения в начале войны некоторых новых налогов (военного и других) их доля в бюджете увеличилась с 5,2% (1941) до 13,2% (1945). В целом с 1942 по 1945 г. общие поступления от населения в бюджет выросли на 36 млрд рублей.

Значительную финансовую помощь государству предоставило населения в виде подписки на государственный заем. За годы войны было выпущено четыре государственные займы, и с их помощью дополнительно собрано 67 млрд рублей поступлений в государственный бюджет. Сюда следует добавить добровольные взносы граждан. Всего за годы войны от населения поступили в форме добровольных взносов 94,5 млрд рублей, 130,7 кг золота, 13 кг платины, 9,5 т серебра, значительное количество ценных изделий, облигаций и зарубежной валюты.

3. Поступления за счет изменения структуры расходов государственного бюджета. В наиболее напряженный период войны около 60% финансовых ресурсов бюджета было направлено на финансирование обороны. В 1944 г. их доля снизилась до 52,3, а в 1945 г. - до 42,9%.

4. Рост промышленного потенциала на Востоке страны и его дальнейшее развитие расширяли возможности для увеличения средств народного хозяйства. Росла доля поступлений в государственный бюджет из этого региона. Если в 1942-1943 гг. бюджетные расходы преобладали поступления, они составляли соответственно 17,3 и 15,8%, то в 1944-1945 гг. ситуация изменилась, и они уже составляли соответственно 20,3 и 24,9%.

5. Помощь со стороны государств антигитлеровской коалиции (по ленд-лізом). По соглашению между США, Великобританией и Канадой Советскому Союзу в период войны как помощь была поставлена вооружения, продовольствия, оборудования на сумму 9,8 млрд долл. Однако весь импорт в военные годы составлял лишь около 4% промышленного производства СССР за этот период.

До сих экономических источников следует добавить огромный энтузиазм и патриотизм людей. Главной производительной силой стали женщины, доля которых в народном хозяйстве с 1940 по 1945 г. выросла с 39 до 56%, в том числе в промышленности - до 52%. В 1942 г. Наркомата тяжелого машиностроения не хватало 5 тыс. рабочих, Наркомата танковой промышленности - 45 тыс, Наркомата вооружения - 64 тыс, Наркомата авиационной промышленности - 215 тыс, Наркомата боеприпасов - 35 тыс, Наркомата черной металлургии - 9 тыс., Наркомата цветной металлургии - 8 тыс. человек. (На оккупированной территории осталось 45% довоенного населения страны). их заменили дети, пенсионеры, сельские жители.

Материально-техническое обеспечение армии, что требовало непрерывного расширения военного производства и обновление военной техники, восстановление разрушенного войной хозяйства были самым тесным образом связаны с необходимостью национального роста основных фондов как базы расширенного воспроизводства. В СССР объем капиталовложений в годы войны постоянно увеличивался: в 1943 г. он составил 25,9 млрд рублей, в 1944 г. - 35,6 млрд, в 1945 г. - 42,9 млрд рублей. Это дало возможность восстановить объем основных фондов в 1945 г. на 91% по сравнению с 1940 г. (в 1942 г. они составили 63% от уровня 1940, p. в 1943 г. - 76, в 1944 г. - 87%).

Расширенное воспроизводство осуществлялось в сфере материального и нематериального производства. В результате войны в 1942 г. фонд нематериального производства в народном хозяйстве (жилой фонд, учреждения социально-культурного и коммунально-бытового назначения) снизился по сравнению с довоенным уровнем почти на 50%. Перебазирование на Восток большого числа предприятий, значительной массы рабочих и членов их семей потребовало расширения, по тогдашней терминологии, непроизводственных фондов. Выделение с этой целью капиталовложений, усилия трудящихся дали возможность не только приостановить уменьшения непроизводственных фондов, но и постепенно их увеличить. В 1943 г. они возросли по сравнению с 1942 г. на 29%. В 1944 г. прирост непроизводственных фондов составлял 20%. Ни в одной из других стран, воевавших в период Второй мировой войны почти не велось жилищного строительства. В СССР в 1942 г. было построено 5,8 млн кв. м жилой площади, в 1943 г. - 10,5 млн, в 1944 г. - 15,7 млн, в 1945 г. - 15 млн кв. м.

Значительно худшие условия сложились в сельском хозяйстве - разрушено до 100 тыс. колхозов и совхозов, 2,6 тыс. машинно-тракторных станций. Трудоспособного населения стало меньше почти в 1,5 раза. Энерговооруженность сельского хозяйства упала почти на 40%. Поголовье лошадей сократилось примерно в 1,5 раза, крупного рогатого скота - на 20, свиней - на 65%. Посевные площади уменьшились на 36,8 млн га, урожайность зерновых снизилась с 8,6 ц/га в 1940 г. до 5,6 ц/га в 1945 г. Валовая продукция сельского хозяйства в 1945 г. сократилась по сравнению с 1940 г. на 40%, производство зерна и хлопка уменьшилось в 2 раза, мяса - на 45%. Полностью или частично в СССР было разрушено более 70 тыс. сел, 28 тыс. из них в Украине, 30% сельских жителей остались без крова.

Следовательно, в отличие от промышленности и транспорта, которые хотя и понесли большие убытки, однако ускоренно, в первоочередном порядке, отстраивались уже в годы войны, положение в сельском хозяйстве было просто катастрофическим. Большинство населения СССР буквально балансувало на грани выживания. В 1946 г. вследствие неурожая и непомерного выкачивания из села продовольственных ресурсов (того года в Украине колхозы собрали зерна в 2,6 раза меньше, чем до войны, а планы хлебозаготовки были увеличены с 340 до 360 млн пудов), вследствие экспортных поставок за рубеж в Украине, Молдове, областях Центрально-Черноземной зоны, Нижнего и части Центрального Поволжья начался страшный голод, который охватил до 100 млн человек. От голода и болезней в 1946-1948 гг. умерло около 2 млн человек, из которых почти половина - в Украине (в 16 восточных, а также в Измаильский и Черновицкой областях в 1946 г. умерло почти 282 тыс, а в 1947 г. - более 528 тыс. человек). До лета 1947 г. только в Украине было зарегистрировано почти 1 млн больных дистрофией.

Выбор экономической стратегии. Как и ранее, выбор экономической стратегии СССР определялся политическим курсом, который зависел прежде всего от воли И. Сталина и от соотношения сил правящей элиты. Он был важным фактором возможных зарубежных займов и инвестиций. Степень конверсии и объем ресурсов, что обратились на развитие ВПК, уровень экономического сотрудничества с западными государствами в значительной степени определяли масштабы накоплений, их структуру (в частности, долю внутренних накоплений в ВВП) и степень закрытости (автаркии) советской экономики.

Война сблизила СССР с мировым обществом, а его отношения с западными государствами вступили партнерского, казалось бы, даже дружеского характера. Победа в войне изменила душную общественную атмосферу конца 30-х годов и дала импульс демократическому обновлению советской системы, надежды на перемены к лучшему. В общественном сознании стал понемногу исчезать страх. Война научила людей критически мыслить. Для многих из них она стала "открытием" Мероприятия (за рубежом побывало более 6 млн человек в составе действующей армии и еще 5,5 млн репатриантов), пошатнула идеологические стереотипы, вызвав интерес и симпатию к западной цивилизации.

Реформаторские настроения проникли и в большевистскую элиту, существенно обновленную в годы войны. Война приучила управленческий корпус к инициативе, отбросив на второй план выявления "вредителей" и "врагов народа". В годы войны, в отличие от других стран, уменьшился степень централизованного государственного регулирования некоторых секторов советской экономики. Как следствие, в районах, которые не были оккупированы, несколько возросли доходы сельского населения. Забота о выживании населения и выполнения государственных задач побудили местную власть поощрять мелкотоварное производство. Возвращение к мирной жизни требовало или узаконивание, институционализации этих новаций, существенной коррекции довоенной экономической политики, или возврат к предыдущей централизованной модели экономики с гипертрофированным военным сектором (даже гражданские предприятия имели одновременно и военный профиль, мобилизационные мощности на случай войны), строгим административно-политическим контролем за деятельностью хозяйственной администрации, предприятий и всех рабочих.

Принятый в мае 1946 г. Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг. определял напряженные задания, основным из которых было: обеспечить первоочередное восстановление и развитие тяжелой промышленности и железнодорожного транспорта. Это стало первым шагом на пути возвращения к довоенной модели развития народного хозяйства. Однако многие аспекты экономической стратегии еще не было определено. Задача четвертой пятилетки не исключали некоторых вариантов развития в рамках централизованной системы планирования и управления народным хозяйством СССР.

Однако прогрессивный распад антигитлеровской коалиции, борьба с западными державами за разделение Европы и начало "холодной войны" способствовали конечной победе сторонников централизации и развития ВПК, за спиной которых стоял И. Сталин. В этом же направлении действовали и некоторые внутренние факторы: голод 1946, p. который способствовал резкому усилению контроля государства над селом, обострение социально-экономической ситуации в городах (в том числе с отменой карточной системы и денежной реформы 1947 г.).

Особенности восстановления в СССР. Советское правительство отказалось в 1947 г. от участия в плане Маршалла, направленного на экономическое возрождение Европы, и начал насаждения в Восточной Европе откровенно коммунистических правительств, оказав "социалистических преобразований", что еще больше обострило отношения с США. Страна не только вернулась к предыдущей модели экономики, но и жила буквально в предвоенном режиме, что определило особенности восстановительного периода в СССР.

Во-первых, это не только опора на внутренние ресурсы и силы, но и к тому же разнообразная помощь другим странам социалистического лагеря.

Во-вторых, в отличие от Запада, где восстановление началось по стабилизации национальной валюты, восстановления инфраструктуры (дорог, средств связи и др.), развития сельского хозяйства и легкой промышленности, затем реконструкции и технического переооснащення тяжелой индустрии, в СССР ставка делалась прежде всего на восстановление работы тяжелой индустрии, на экономию и накопления финансов и ресурсов за счет сельского хозяйства, легкой промышленности и социальной сферы. В 1946-1950 гг. на потребности тяжелой промышленности как основы ВПК было направлено 80% капиталовложений. Это, безусловно, давало эффект в отраслях, ориентированных на ВПК (электроэнергетика, металлургия, машиностроение и т.д.), но вместе с тем тормозило и деформировало процесс производства потребительских товаров и развития сельского хозяйства.

Послевоенное село финансировалось по остаточному принципу (не более 7% общего объема ассигнований). Оно было вынуждено выполнить как минимум три задачи: обеспечить потребности промышленности в сырье, решить проблему снабжения городов продовольствием, вырастить достаточное количество сельскохозяйственной продукции для экспорта в страны Восточной Европы. Пытаясь выполнить эти широкомасштабные задачи в условиях хронической нехватки средств, официальная власть практиковала традиционные командные методы: усиление давления на село, наведение жесткого порядка - кампания в деле ликвидации и нарушения колхозного устава (1946); прямые репрессии - депортации в Сибирь лиц, которые "злостно" уклоняющихся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве (с 1948); попытки структурной перестройки организации сельскохозяйственного производства - политика укрупнения колхозов (1950).

В-третьих, форсирование развития тяжелой промышленности и ВПК, как и перед войной, сопровождалось мощными мобілізаційно-пропагандистскими мерами - движениями передовиков и новаторов, социалистическим соревнованием. Движением за досрочное выполнение пятилетнего плана и повышение производительности труда было охвачено в 1946 г. 80% рабочих и служащих, в конце 1948 г. - уже 90%.

По-четвертых, колоссальное, невиданное в XX в. использования внеэкономического принуждения. Репрессии не прекращались в период войны, а после ее окончания стали нарастать. За 1945-1953 гг. число заключенных в лагерях и колониях Гулага возросло с 1,5 млн до 2,5 млн человек. По некоторым оценкам, в результате послевоенной волны репрессий в тюрьмах, лагерях, колониях и ссылках оказалось 5,5-6,5 млн человек. Сфера в"язнично-лагерной, по сути рабского труда, была важной неотъемлемой частью советской экономики. Министерство внутренних дел стало огромным хозяйственным ведомством. Руками заключенных сооружали многочисленные крупные объекты четвертой и пятой пятилеток в атомной, металлургической, энергетической промышленности, на транспорте.

По-пятое, чрезвычайное огосударствления экономики. Это, в частности, давало возможность за короткое время мобилизовать значительные материальные и человеческие ресурсы, быстро перебрасывать их с одного места в другое и концентрировать на восстановлении или построении необходимого объекта.

Восстановление и развитие народного хозяйства. Согласно официальным данным уже в 1948 г. по объему промышленного производства СССР достиг довоенного уровня. За годы четвертой пятилетки валовая продукция промышленности по сравнению с 1940 г. выросла на 73% вместо 48% по пятилетним планом. При этом тяжелая промышленность увеличила производство в 2 раза (машиностроение - в 2,3 раза), а легкая - лишь на 23%. Основные производственные фонды увеличились на 58%, производительность труда в промышленности - только на 37%. Итак, промышленное производство развивалось в основном на экстенсивной основе.

Успехам в развитии индустрии, капитальном строительстве способствовали не только внутренние факторы (тяжелый труд людей, концентрация ресурсов за счет "экономии" на жизненном уровне народа, сельском хозяйстве, легкой промышленности и социальной сфере), но и репарации Германии. В целом они составили 4,3 млрд долл., что обеспечило почти половину оборудования для объектов промышленности, ускорению НТП. Однако при всем своем значении репарации и военные трофеи не могли компенсировать отсутствие крупных иностранных инвестиций, масштабную помощь СССР восточноевропейским странам советского блока, Китая и Кореи.

Значительные промышленные мощности высвободила конверсия. В 1946 г. доля военных расходов снизилась до 24% (против 32% в 1940 г.); численность вооруженных сил в 1945-1948 гг. сократилась более чем в 3,9 раза: с 11,4 до 2,9 млн человек. Правда, в 1947 г. спад в некоторых военных отраслях снова сменился подъемом. Однако, даже по официальным данным советской статистики, в четвертой пятилетке на укрепление обороноспособности выделили 19,8% госбюджета (в первой пятилетке - 5,4, во второй - 12,7 и за три года третьей - 26,4%). Благодаря этому на середину 50-х годов в СССР были заложены основы военно-промышленного комплекса, который стал важной, приоритетной частью экономики.

Тяжелым остается положение в сельском хозяйстве. Давление на село было сопоставимо разве что с периодом массовой коллективизации, но теперь основные усилия государственно-административного аппарата не сосредотачивались на создании колхозов, а на безжалостном изъятии у них продовольственных и денежных ресурсов. Нередко, выполнив государственный план поставок, колхозы оставались без хлеба. В 1947 г. средняя норма выдачи зерна на трудодень была ниже от уровня 1940 г. почти в 2 раза, а в некоторых колхозах зерна крестьянам не выдавали совсем. В последующие годы, несмотря на некоторое улучшение, доходы от колхозов составляли в среднем лишь 20,3% денежных доходов семьи крестьянина, а 27,4% колхозов в 1950 г. вообще не выдавали денег на трудодни. В результате развернутой государственной кампании в 1946-1947 гг. площадь приусадебных участков крестьян было сокращено на 10,6 млн га.

Село оставалось основным "донором" сталинской экономики и вместе с тем пасынком о выделении государственных ресурсов. Не случайно в начале 50-х годов оно лишь приблизилось к довоенному уровню, хотя по плану четвертой пятилетки должно превышать его на 27%. Среднегодовые темпы роста сельскохозяйственного производства в 1950-1953 гг., по официальным данным, составляли 1,6%.

Несмотря на усиление давления на село, продовольственная проблема в послевоенные годы оставалась в дальнейшем острой. Только в декабре 1947 г. отменили карточную систему на продовольственные и промышленные товары и осуществили переход к продаже их в открытой торговле по единым государственным розничным ценам. Одновременно с отменой карточной системы провели денежную реформу, целью которой была ликвидация последствий войны в финансово-денежной сфере и упорядочению всей финансовой системы. Эти правительственные меры имели неоднозначные последствия. В частности, отмена карточной системы, безусловно, свидетельствовало о некоторой стабилизации народного хозяйства. Однако после 1947 г. заработная плата большей части населения, что выросла лишь на половину довоенного уровня, существенно отставала от новых государственных цен, которые почти втрое превышали довоенный уровень. Поэтому в 1947-1950 гг. цены на товары снижались пять раз. Однако со временем этот процесс словно оторвался от своей предыстории и отложился в массовом сознании как сталинский курс на регулярное снижение цен.

Неоднозначно повлияла на жизненный уровень населения и денежная реформа. С одной стороны, она привела денежную массу, которая была в обращении, в соответствие с потребностями хозяйства. В годы войны в связи с большими военными расходами и дефицитом государственного бюджета государство вынужденно прибегла к денежной эмиссии. Кроме того, на оккупированных территориях фашисты с целью подрыва экономики СССР пустили в оборот значительное количество фальшивых денег. Все это привело к тому, что после войны в обращении была денежная масса, которая в 3,8 раза превышала довоенную и значительно превышала потребности народного хозяйства. Поэтому покупательная способность рубля снизилась. Провели переоценку трудовых сбережений населения в сберкассах на нескольких условиях (до 3 тыс. руб. обмен денежных знаков осуществлялся как 1: 1; для тех, кто имел вклады от 3 до 10 тыс, обмен шел как 2: 3, а для вкладов более 10 тыс. руб. - как 1: 2). С другой стороны, денежная реформа больно ударила по крестьянству, которое сохраняло деньги, главным образом, дома и было вынуждено осуществлять обмен из расчета 1: 10.

Несмотря на постепенное увеличение номинальной, а частично и реальной зарплаты, даже в городах уровня жизни 1940 г. было достигнуто только в 1951, p. а уровня 1928, p. который, в свою очередь, приближался к уровню 1913, p. достигли только в 1954 г. Крайне обострилась жилищная проблема.

Следовательно, политическое и хозяйственное руководство СССР в послевоенные годы выбрало наиболее сложный и ресурсоемкий вариант восстановления и развития советской экономики. Он предусматривал не только авторитарный развитие с опорой на собственные силы, но и ограничивался курсу на максимальное форсирование тяжелой промышленности и ВПК за счет беспрецедентного ограбления деревни, сдерживания жизненного уровня населения, торможение развития социальной сферы, легкой и пищевой промышленности. Реализация такого курса требовала не просто масштабного внеэкономического принуждения, а массовых репрессий и вместе с тем формального одобрения его (курса) населением страны. В этот период СССР завершил формирование послевоенной командно-административной системы.

Развития народного хозяйства СССР, на 1976-1980 годы поставлена задача. ..повысить ответственность проектных, конструкторских и научных организаций за высокий технический и экономический уровень проектных решений... Улучшить качество и сократить сроки разработки и экспертизы проектов и смет.  

В Положении о предприятии даются определенные понятия предприятия как основного звена народного хозяйства СССР и общая характеристика основ его организации и управления им, а также содержания устава характеризуются имущество и средства  

В соответствии с этим каждая глава курса экономики отрасли включает в себя исходные положения, увязанные с основными на правлениями развития народного хозяйства СССР.  

Директивами XIX съезда КПСС по пятому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР (1951 - 1955 гг.) намечалось увеличение объема добычи нефти на 85%, дальнейшее усиление геологоразведочных работ на нефть и газ, широкое распространение современных интенсивных методов разработки нефтяных месторождений, развитие буровых работ, освоение богатейших нефтяных месторождений под дном Каспия. Перед газовой промышленностью ставилась задача дальнейшего увеличения добычи газа , расширения строительства магистральных трубопроводов с переходом на диаметры 529 - 720 мм, что предопределило более быстрое нарастание пропускной способности газопроводов.  

Таким образом, характеристика современного состояния нефтегазодобывающей промышленности свидетельствует о рациональности ее дальнейшего развития, заключающейся в а) поисках и разведке нефтегазоносных площадей в виде отдельных месторождений и целых регионов б) увеличении размеров обеспеченности отрасли промышленными и другими категориями запасов, позволяющих развивать нефтегазодобычу в соответствии с ростом потребности народного хозяйства СССР и стран социалистического содружества в) разработке нефтяных и газовых месторождений с управлением процессами извлечения природных ресурсов из недр на поверхность земли г) наиболее целесообразном использовании нефтегазового сырья в системе топливно-энергетического комплекса.  

Политический подход к решению хозяйственных задач. Развитие социалистической экономики, как известно, определяется генеральной линией Коммунистической партии Советского Союза . Государственные планы развития народного хозяйства СССР и его отдельных отраслей стали главным инструментом претворения в  

Одна из главных задач народного хозяйства СССР на текущее пятилетие - повышение эффективности и качества общественного производства и значительное увеличение отдачи капитальных вложений и основных фондов , являющихся материальной базой производства и важнейшей составной частью производительных сил страны.  

Социалистической экономике присущи высокие стабильные темпы роста основных фондов . Так, основные производственные фонды народного хозяйства СССР за 1940-1975 гг. увеличились в 11,32 раза, в том числе за годы восьмой пятилетки в 1,43, девятой -в 1,5 раза, десятой - в 1,42 раза.  

Народное хозяйство СССР...Статистический ежегодник.  

В 1928 г. народное хозяйство СССР располагали 521 тыс. специалистами с высшим и средним специальным образованием, в том числе с высшим - 233 тыс. человек и со средним - 288 тыс. человек. В 1977 г. в народном хозяйстве СССР работало уже 25 178 тыс. специалистов с высшим и средним специальным образованием, в том числе с высшим-10537 тыс. человек а со средним - 14 641 тыс. человек.  

Таким образом, при общем росте рабочих и служащих в народном хозяйстве СССР с 1928 г. по 1977 г. в 9,33 раза, численность специалистов с высшим и средним специальным образованием возросла в 48,32 раза.  

Выставка достижений народного хозяйства СССР. Высшие а -ленные карбоновые кислоты. - М. Наука, 1969.  

Данные таблицы не соответствуют данным ЦСУ (см. Народное хозяйство СССР в 1970 г. , стр. 110), что в известной мере объясняется включением ЦСУ в мировое потребление торфа и дров, а также разницей в расчета гидро- и атомной энергии.  

Высокие темпы развития народного хозяйства СССР и других социалистических стран требуют соответствующего энерго- и тепло-обеспечения, что, в свою очередь, диктует необходимость использования в качестве источников тепла и энергии крупных запасов высокоэффективных источников энергии, в первую очередь природного газа . С этой позиции следует признать рациональным дальнейшее повышение использования газа в качестве энергетического топлива.  

В этих условиях очень важно правильно оценить пропорции в развитии топливно-энергетических отраслей промышленности и других отраслей народного хозяйства СССР.  

В девятой пятилетке, как намечено пятилетним планом развития народного хозяйства СССР на 1971-1975 гг., продукция промышленности (в сопоставимых ценах) увеличится в 1975 г. по отношению к 1970 г. почти на 47%, а производство электроэнергии - на 44%. Из этого следует, что соотношение в темпах роста выработки электроэнергии и всего промышленного производства выразится коэффициентом 0,94.  

В соответствии с данными ЦСУ (Народное хозяйство СССР. 1922-1972 . Юбилейный статистический ежегодник. М., Статистика, 1972, 61 с.) в таблицу внесены изменения.  

В печати США публикуется значительное число монографий и статей, посвященных будущему развитию энергетики страны, энергопотреблению и перспективам обеспечения ресурсами энергии. Различным аспектам этой проблемы посвящены многочисленные исследования, выполненные в различных государственных организациях, институтах и отдельными учеными. Прогнозами охватываются периоды до 2000 г., а иногда и до 2200 г Г Характерно, что при прогнозировании до 2000 г. выделяются даты, либо непосредственно совпадающие с периодизацией перспективного плана развития народного хозяйства СССР (1970, 1980, 1985, 1990 гг.), либо близкие к ним. Хотя в указанных работах об этом прямо не говорится, но нетрудно догадаться, что выделение таких дат далеко не случайно по-видимому, важную роль играет стремление сопоставить темпы развития и объемы производства и потребления различных видов энергетических ресурсов в СССР и США.  

Народное хозяйство СССР в 1965 г. Изд-во Статистика, 1966, стр. 102.  

Народное хозяйство СССР в 1964 г. Изд-во Статистика, 1965, стр. ЮЗ.  

Народное хозяйство СССР в 1964 г. Изд-во Статистика, 1965. Расчеты потребления электроэнергии на душу населения сделаны автором.  

Народное хозяйство СССР в 1965 г. Изд-во Статистика, 1966. a Oil and Gas J., 62, № 50, 1964, p. 47-49.  

Статистические ежегодники Народное хозяйство СССР за 1949-1964 гг. Изд-во Статистика.  

В 1958 г. коэффициент полезного использования первичной энергии в мировой промышленности равнялся 57%, на транспорте 16%, в