В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все организации, в том числе и бюджетные учреждения, обязаны самостоятельно формировать учетную политику исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности.

Ранее среди части экономистов существовало мнение о том, что бюджетные учреждения не должны формировать учетную политику.

Но с принятием Инструкции №70н, а позднее Инструкции по бюджетному учету утвержденной Приказом Минфина Российской Федерации от 10 февраля 2006 года №25н (далее – Инструкция №25н), вести бюджетный учет в бюджетных учреждениях без применения учетной политики стало невозможным. Это связано с тем, Инструкция №25н предусматривает ведение учета и по операциям кассового обслуживания бюджетов, и по операциям исполнения бюджета бюджетным учреждением.

Принимая во внимание то, что бюджетные учреждения являются налогоплательщиками, и не только в случае, если они занимаются предпринимательской деятельностью, они обязаны формировать приказ по учетной политике для целей налогообложения.

Специальной инструкции по формированию учетной политике бюджетных учреждений нет, а Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 9 декабря 1998 года №60н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98» не рекомендована к применению в бюджетных организациях, поэтому мы постараемся в этой главе дать краткие практические рекомендации по порядку формирования Приказа по учетной политике.

Если бюджетное учреждение, на ряду со своей основной деятельностью, осуществляет предпринимательскую и иную, приносящую доход деятельность, то одним из элементов учетной политики должен быть раздельный учет (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.

Порядок раздельного учета расходов, относящихся к обоим видам деятельности (деятельность, финансируемая из бюджета и предпринимательская деятельность), определен положениями пункта 3 статьи 321.1 НК РФ. В этом пункте содержится перечень расходов за счет этих двух источников, которые трудно разделить прямым счетом, и поэтому применяется расчетный метод.

Указанный перечень расходов ограничен:

«Если в сметах доходов и расходов бюджетного учреждения предусмотрено финансирование расходов по оплате

Коммунальных услуг,

Услуг связи,

Транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала,

Расходов по всем видам ремонта основных средств за счет двух источников,

то в целях налогообложения принятие таких расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования, производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования)».

Как мы видим, с 1 января 2006 года расширен закрытый перечень расходов, подлежащих распределению при раздельном учете, и в него включены теперь расходы по всем видам ремонта основных средств.

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА

Принятая учетная политика должна быть оформлена в виде приказа. При этом учетная политика применяется организацией из года в год. Изменение учетной политики может произойти, но только с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Об изменениях учетной политики на следующий отчетный год необходимо заявить в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.

Учетная политика может изменяться в случаях внесения изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации или нормативные акты органов, осуществляющих регулирование бюджетного учета или существенного изменения условий деятельности учреждения. К существенному изменению деятельности бюджетного учреждения можно отнести, например, образование филиала. При этом принятая учреждением учетная политика обязательна для филиала.

Обратите внимание!

Отражению в учетной политике подлежат только те способы (методы) ведения учета (бюджетного или налогового), в отношении которых законодательство предоставляет бюджетному учреждению право выбора или самостоятельность в их определении.

В приказе по учетной политике бюджетных учреждений для целей бюджетного учета в обязательном порядке утверждаются:

1. Рабочий план счетов бюджетного учета, используемых данным учреждением.

Операции по безвозмездным поступлениям активов отражаются в соответствии с порядком учета операций по предпринимательской деятельности. Для выделения таких операций следует в 18-м разряде счета бюджетного учета, указывающего источник финансирования, применять код деятельности 3.

2. Формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым в Инструкции №25н не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности.

С 1 января 2006 года вступил в силу Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 23 сентября 2005 года №123н «Об утверждении форм регистров бюджетного учета» (далее – Приказ №123н).

3. Порядок и сроки проведения инвентаризации активов и обязательств учреждения, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

4. Перечень лиц, имеющих право подписи на первичных учетных документах.

5. Правила документооборота.

6. Технология обработки учетной информации (достаточно указать название программного продукта, с помощью которого осуществляется учет).

7. Методы оценки активов и обязательств учреждения.

8. Метод списания материально-производственных запасов.

9. Порядок учета и распределения общехозяйственных расходов.

10. Порядок распределения расходов, которые нельзя однозначно отнести к определенному виду деятельности.

11. Порядок учета в филиалах бюджетных учреждений.

12. Способ признания коммерческих расходов.

При оплате бюджетных расходов за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и сохранении данной ситуации до конца отчетного периода, рекомендуется переплату по бюджетной деятельности учреждения учитывать как прочие доходы, а недоплату по его предпринимательской деятельности относить на прочие расходы.

13. Порядок выдачи денежных средств под отчет, в котором должен быть определен:

Круг материально-ответственных лиц, имеющих право на получение денег под отчет, с которыми заключены договоры о полной материальной ответственности;

Предельный размер подотчетных средств;

Сроки представления авансового отчета об израсходовании подотчетных сумм или их возврата.

14. Вопросы ведения кассовых операций.

15. Порядок списания ГСМ.

16. Порядок списания канцелярских принадлежностей.

17. Вопросы организации и сроки хранения учетных документов.

Отдельные разделы приказа могут быть даны в виде приложений.

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Во втором разделе приказа формируются вопросы налоговой политики бюджетного учреждения.

Учетная политика бюджетного учреждения для целей налогообложения призвана внести определенность в порядок исчисления налогов, сборов и платежей, в случаях, когда налоговое законодательство предусматривает несколько вариантов для исчисления и уплаты налогов.

Общие требования к организации и ведению налогового учета налогоплательщиками – бюджетными организациями регламентируются главой 25 НК РФ. В соответствии с положениями статьи 313 НК РФ, порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

При формировании учетной политики для целей налогообложения необходимо исходить из того, что учреждение должно использовать наиболее оптимальные варианты при расчете и уплате налогов.

При формировании учетной политики бюджетного учреждения для целей налогообложения рекомендуем воспользоваться Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 31 марта 2006 года №03-03-04/4/63.

Бюджетные учреждения, осуществляющие предпринимательскую и иную, приносящую доход деятельность, при формировании учетной политики должны отразить:

1. Виды предоставляемых платных услуг, работ.

2. Порядок распределения накладных расходов.

3. Порядок распределения сумм начисленной амортизации по объектам основных средств, приобретенных за счет средств от предпринимательской деятельности и используемых в предпринимательской и основной (бюджетной) деятельности. Таким показателем могут быть: выручка, стоимость основных средств или иной показатель.

4. Применяемые коэффициенты амортизации, применение повышенных коэффициентов.

5. Метод определения выручки от реализации продукции, работ, услуг.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 249 НК РФ бюджетное учреждение для определения налогооблагаемой прибыли имеет право выбрать методов признания доходов и расходов - метод начисления (статья 271 НК РФ) или кассовый метод (статья 273 НК РФ).

С переходом на новые правила бюджетного учета изменился и метод определения бюджетных доходов и расходов. Начиная с 1 января 2005 года бюджетные учреждения в учете используют метод начисления. При методе начисления все операции признаются в момент возникновения или изменения стоимости активов и обязательств независимо от того, была ли произведена оплата или нет. Поэтому, для того, чтобы исключить различия в бюджетном и налоговом учете, мы рекомендуем закрепить в учетной политике метод начисления при определении выручки для целей налогообложения.

6. Оценка материальных запасов и готовой продукции.

Пунктом 55 Инструкции №25н определен порядок оценки материальных запасов в бюджетном учете при их списании:

По средней фактической стоимости;

По фактической стоимости каждой единицы запасов.

Для оценки материальных запасов в целях налогообложения в соответствии с пунктом 8 статьи 254 НК РФ, применяется:

Метод оценки по стоимости единицы запасов;

Метод оценки по средней стоимости;

Метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

Метод оценки по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

Если бюджетное учреждение производит продукцию, то в учетной политике необходимо прописать особенности формирования стоимости изготавливаемой продукции. Пунктом 68 Инструкции №25н установлено, что готовая продукция принимается к учету по фактической себестоимости.

7. С 1 января 2006 года моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость является наиболее ранняя из следующих дат:

День отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

День оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

8. Порядок оформления счетов-фактур, ведения книг покупок и продаж.

9. Применение или отказ от применения льгот.

10. Применение права изменения сроков уплаты налогов.

11. Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них первичных учетных данных.

Приказ по учетной политике для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом его утверждения.

Учетная политика для целей налогообложения, принятая организацией, является обязательной для всех обособленных подразделений.

Более подробно с вопросами, касающимися бюджетного учета, бюджетной отчетности и налогообложения бюджетных учреждений, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Бюджетные учреждения».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ …………………………… 7

1.1 Понятие, процесс и принципы формирования учетной политики….7

1.2 Задачи учетной политики на предприятии. Выбор формы и организации бухгалтерского учета ……………………………………………14

1.3 Особенности формирования учетной политики в бюджетных организациях…………………………………………………………………….21

2. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ МОУ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ №5 ГОРОДА САЯНОГОРСКА ……………………………………………………………….28

2.1 Постановка бухгалтерского учета в школе № 5 города Саяногорска. Главные проблемы и пути решения…………………………………………

2.2 Анализ финансовой деятельности школы №5……………………….

2.3 Международные и российские подходы к учетной политике бюджетных организаций……………………………………………………….55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………… 62

ГЛОССАРИЙ ………………………………………………………………… 64

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………… .67

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ ………………………………………………… 72

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

ВВЕДЕНИЕ

Переход к рыночным отношениям в экономике повлёк за собой глубокие изменения по организации и ведению бухгалтерского учёта в бюджетных организациях. В связи с реформированием системы бухгалтерского учета, целью которого является приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности, организациям предоставляется все больше самостоятельности в организации бухгалтерского учета, в выборе способов и методов ведения бухгалтерского учета, в разработке форм бухгалтерской отчетности. Эта самостоятельность реализуется путем формирования учетной политики. Буквально каждый финансовый год организация пересматривает специфику учетной политики, меняет ее, вносит дополнения.

Тема учетной политики была и остается актуальной , так как она является одним из главных элементов документооборота любой организации, и при грамотном подходе к ведению учетной политики можно добиться весьма существенного повышения эффективности производственной или торговой деятельности, оптимизировать налогообложение, рационально распределить функциональные обязанности между структурными подразделениями и исполнителями организации.

Данной теме посвящено множество трудов в современной научной литературе. Проблемами учетной политики занимались такие известные личности, как: Макаревич В. со своим трудом «Учетная политика в бюджетной организации»; С.Г. Хабаев, доцент кафедры "Бухгалтерский учет" Академии бюджета и казначейства Министерства финансов, опубликовавший свой взгляд на проблему в издании РФ"Бюджетный учет", N 2, февраль 2005 г.; О.Ю. Семенова, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита Костромского государственного технологического университета с изданием - "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 19, октябрь 2005 г.; В.Е. Панин, аудитор-эксперт "Главбух", Отраслевое приложение "Учет в сфере образования", N 4, IV квартал 2005 г.; И. Гарнов, аудитор ООО "А.И.Аудит-Сервис" "Финансовая газета", N 26, июнь 2002 г.; С.В. Балдина, руководитель департамента информационно-консультационных технологий Центра финансовых экспертиз (г. Санкт-Петербург) "Главбух", N 16, август 2001 г. и многие другие не менее выдающиеся специалисты.

В данной бакалаврской работе четко выделен объект изучения – учетная политика и, следовательно, предмет – ее применение в бюджетной сфере.

Цель данной бакалаврской работы рассмотреть что влияет на выбор формы учетной политики учреждения, а так же процесс и принципы формирования учетной политики.

Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи. Во-первых, определить сущность учетной политики. Во-вторых, рассмотреть существующие формы и организации бухгалтерского учета, способы ведения бухгалтерского учета и то, как эти формы и способы применяются в бюджетной организации, школе №5 города Саяногорска.

Теоретической основой данной работы стали следующие методы : изучение нормативно-правовой базы; метод исследования – рассмотрение документов, необходимых для ведение учетной политики и наблюдение за их соответствием действующему законодательству; метод описания – приведение конкретной учетной политики бюджетного учреждения – школы.

В своей бакалаврской работе подробно рассматривается вопрос о применения учетной политики в бюджетном учреждении города – это и составление политики, и выявление оснований применения ее в данном учреждении. Предпринята попытка раскрыть содержание правовых норм, закрепляющих правила применения учетной политики.

Некоторые основные документы представлены в приложениях.

Структура - данная бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, библиографического списка, списка сокращений и приложений. В первой главе «Теоретические основы организации учетной политики бюджетных учреждений» подробно рассмотрены важнейшие понятия, используемые в этой области. Вторая глава «Учетная политика бюджетной организации на примере МОУ школы №5 города Саяногорска» посвящена рассмотрению особенностей работы учетной политики в конкретном учреждении, где можно подробно ознакомиться с тонкостями этого направления.

С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке бухгалтерского учета в организациях. От жесткой регламентации учетного процесса со стороны государства в прошлом в настоящее время перешли к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности организаций в постановке бухгалтерского учета. Сущность новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в основном в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета организации самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач.

Следует отметить, что значение учетной политики недооценивается многими организациями, в которых к разработке учетной политики относятся формально, не изучают последствия применения тех или иных ее элементов.

Между тем выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль, добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации. Следовательно, учетная политика организации является важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики. Без ознакомления с учетной политикой нельзя осуществлять сравнительный анализ показателей деятельности организации за различные периоды и тем более сравнительный анализ различных организаций.

Учетная политика - это выбор организацией вариантов учета и оценки объектов учета, по которым разрешена вариантность, а также формы, техники ведения и организации бухгалтерского учета исходя из установленных допущений, требований и особенностей своей деятельности.

Порядок формирования учетной политики ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях на примере деятельности Муниципального учреждения "Отдел школьного образования": организация учетного процесса, ее совершенствование; методология бюджетного учета.

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

## ####### ## ######## #######
## ## ## ## ## ## ## ## ##
## ## ## ## ## ## ## ##
## ## ####### ## ## ####### #######
######### ## ## ######### ## ##
## ## ## ## ## ## ##
## ####### ## ###### #########

Введите число, изображенное выше:

Подобные документы

    Особенности организации и анализ основных принципов бюджетного учета. План счетов, первичные документы и регистры. Характеристика учетной политики бюджетного учреждения. Основные правила (принципы) ведения бухгалтерского учета. Баланс исполнения бюджета.

    курсовая работа , добавлен 02.02.2011

    Учетная политика организации как совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Основные направления учетной политики.

    контрольная работа , добавлен 13.08.2010

    Технико-экономическая характеристика ЧУП "Торговый дом "Стекло". Учетная политика организации, техника и методы ведения бухгалтерского учета. Анализ аналитической работы, хозяйственной и ревизионной деятельности, аудиторской проверки предприятия.

    отчет по практике , добавлен 04.09.2010

    Сущность и основы формирования учетной политики, требования, предъявляемые к ней. Организационно-экономическая характеристика и анализ учетной политики ООО "Феникс". Совершенствование технологии учета в организации, внедрение автоматизированных систем.

    курсовая работа , добавлен 23.05.2015

    Учетная политика организации как выбранная совокупность способов ведения бухгалтерского учета. Особенности формирования учетной политики в целях бухгалтерского учета и налогообложения в бюджетных организациях РБ. Учет расчетов с подотчетными лицами.

    контрольная работа , добавлен 20.01.2013

    Нормативно-правовое регулирование учетной политики организации. Анализ влияния учетной политики на результаты деятельности. Применяемые организацией способы ведения бухгалтерского учета. Совершенствование учетной политики для целей увеличения прибыли.

    дипломная работа , добавлен 02.03.2012

    Понятие и назначение учетной политики предприятия, порядок ее разработки и изменения. Нормативно-правовое регулирование и сравнительная оценка формирования учетной политики. Показатели отчетности, выбор способов ведения учета и оценки объектов учета.

    дипломная работа , добавлен 13.07.2014